автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Традиции духовной поэзии в лирике Вячеслава Ивановича Иванова доэмиграционного периода

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Куаме, Влада Юрьевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Волгоград
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'Традиции духовной поэзии в лирике Вячеслава Ивановича Иванова доэмиграционного периода'

Текст диссертации на тему "Традиции духовной поэзии в лирике Вячеслава Ивановича Иванова доэмиграционного периода"

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

на правах рукописи

КУАМЕ ВЛАДА ЮРЬЕВНА

ТРАДИЦИИ ДУХОВНОЙ ПОЭЗИИ В ЛИРИКЕ ВЯЧЕСЛАВА ИВАНОВИЧА ИВАНОВА ДОЭМИГРАЦИОННОГО ПЕРИОДА

10. 01. 01 - русская литература

диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель доктор филологических наук, профессор Д.Н.Медриш

ВОЛГОГРАД - 1999

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение......................................................................................................................................3

Глава 1. Принципы текстопостроения духовной поэзии..................................................21

§1. Особенности духовной поэзии.........................................................................................21

§2. Духовная поэзия как объект интереса Вячеслава Иванова .....................................25

§3. Пути и характер взаимодействия духовной поэзии четырех культур.......................34

§4. Девять канонов построения духовной поэзии...............................................................41

Выводы к главе 1.....................................................................................................................64

Глава 2. Принципы построения поэзии Вячеслава Иванова..........................................66

§1. Новаторское осмысление традиций в лирике Вячеслава Иванова...........................66

§2. Обращенность поэзии Вячеслава Иванова к духовному восприятию......................68

§3. Воплощение принципа «быть в мире, но не от мира» в творчестве Вячеслава Иванова.............:..............................:.:....................................:...............;........................................70

§4. Соотношение формы и содержания стихотворений Вячеслава Иванова.................70

§5. «Культ памяти» и замкнутая система символов в поэзии Вячеслава Иванова......73

§6. «Темный стиль» лирики Вячеслава Иванова.............................................................75

§7. Единообразие символики и мотивов поэзии Вячеслава Иванова..............................76

§8. «Дух музыки» поэзии Вячеслава Иванова.....................................................................85

Выводы к главе 2.....................................................................................................................87

Глава 3. Темпорально -пространственные представления и связанные с ними мотивы и символика в поэзии Вячеслава Иванова..........................................................................90

§1. Своеобразие темпоральных представлений лирики Вячеслава Иванова.................90

§2. «Культ памяти» и мотив забвения, в поэзии Вячеслава Иванова..............................95

§3. Мифологема Пути и связанные с ней символы в творчестве Вячеслава Иванова..98

§4. Мотив путешествия в Небесный град..........................................................................110

§5. Символы храма и камня в лирике Вячеслава Иванова............................................115

§6. Мотив безмолвия в поэзии Вячеслава Иванова..........................................................122

§7. Особенности хронотопа в стихотворениях Вячеслава Иванова «Палачам» и «Истолкование сна, представившего спящему змею с женской головой в соборе Парижской Богоматери».................................................................................................................125

Выводы к главе 3...................................................................................................................132

Заключение...........................................................................................................................134

Список использованной литературы................................................................................138

ВВЕДЕНИЕ

На рубеже XIX - XX веков интерес к оккультным ритуалам античных и древневосточных мистерий, к астрологии, мантике и магии (преимущественно черной) достиг максимума. Подобное явление можно наблюдать сейчас, на пороге XXI столетия. Мистика перестала быть уделом посвященных, она стала синонимом непознаваемого, запредельного. «Что-то мистическое» усматривали практически во всех событиях эпохи порубежья. Это отразилось в искусстве и литературе того периода. Стало обыденным говорить о тайнах древних культов, о мистических откровениях, об эзотерике.

Для многих поэтов подобная тематика была прекрасной возможностью избежать банальности, боязнь которой стала едва ли не «самой главной болезнью эпохи» (М.М. Дунаев 1997 : 98). На фоне этих событий четко выделяется фигура Вячеслава Ивановича Иванова, в последующие годы ставшая одиозной эмблемой эпохи символизма. Человек-эмблема, человек-символ, теоретик одного из крупнейших литературных течений XX века, чье влияние на литературный процесс и его участников трудно переоценить. Более «симпосиально-го» человека, чем Вячеслав Иванов, - по мнению А.Е. Барзаха, - тогда в России не было (А.Е. Барзах 1995 : 24). По мнению этого исследователя, отзвуки ивановских идей можно проследить у А. Блока, М. Кузмина, В. Хлебникова, О. Мандельштама, В. Маяковского (А.Е. Барзах 1995 : 25). Это Вячеслав Иванов, а не М. Кузмин, как ошибочно полагают многие, ввел в литературный процесс термин «кларизм». Вячеслав Иванов подарил название романа «Петербург» А. Белому. На «башне» Вячеслава Иванова состоялся дебют А. Ахматовой, а Н. Гумилев признавал, что только после лекций Иванова в «Академии стиха» он стал понимать, что такое стихи. Влияние этого необыкновенного человека распространилось и на более поздние годы. М.М. Бахтин называл Вячеслава Иванова своим учителем, так как его идеи «дионисийства», «полифонизма» и принцип «ты еси» послужили отправной точкой для возникновения концепций

М.М. Бахтина о «карнавале» и «диалоге». П. Флоренский написал свой «Иконостас» под влиянием ивановских мыслей о «восхождении» и «нисхождении». А.Ф. Лосев заявлял, что «целую жизнь являлся поклонником Вячеслава Иванова и его учеником». Даже театральные эксперименты Вс. Мейерхольда несут на себе известный отпечаток общения с поэтом. «Почти вся наша молодая тогда поэзия если не вышла из Ивановской «башни», то прошла через нее -все поэты нового толка, «модернисты», или, как говорила большая публика, «декаденты» (С. Маковский 1993: 116).

В свете сказанного можно объяснить ряд событий творческой и человеческой биографии поэта: возникновение союза Иванов - Белый - Минцлова, и, соответственно, увлечение идеями Р. Штейнера; серьезное изучение в этот период символики розенкрейцеров - мистического ордена, духовных наследников рыцарей Грааля; исследование наследия альбигойцев и тамплиеров. Сюда же можно отнести и упорно бродившие по Петербургу слухи (о них упоминал С. Маковский, 1993:118, причем, не сомневаясь в их достоверности. М. Волошина-Сабашникова, ссылаясь на А. Минцлову, сообщала о подобном факте - 1991:184) о том, что, живя за границей, Вячеслав Иванов вступил в ряды какого-то тайного общества эзотерического толка. В ряд подобных фактов можно включить интерес поэта к духовной литературе Ближнего Востока, средневековой Южной Франции и Древней Руси. «Вячеслав Иванов, как и многие поэты -символисть1 того времени, был эзотериком, и глубже был, последовательнее, наверное, чем Валерий Брюсов, Андрей Белый или Максимилиан Волошин» - сообщал С. Маковский (1993: 118). По свидетельству A.A. Тахо-Годи, изучавшей лубянский архив А.Ф. Лосева, Вячеслав Иванов предложил издавать книжную религиозно - национально - философскую серию «Духовная Русь». Замысел не был осуществлен, несмотря на все усилия А.Ф. Лосева и М.Б. Сабашникова (см.: A.A. Тахо-Годи. Из археологии [некоторые материалы лубянского архива А.Ф. Лосева] - «Вестник РХД», Париж - Нью-Йорк-Москва, 176 (1997)).

Вячеслава Иванова привлекало все герметическое: элевсинские таинства, мистерии Вакха, Озириса, еретичество средневековья и поздних времен. Но не из-за внешней стороны. Для него это было так же естественно, как говорить на родном языке. О поэте можно сказать, что, отдавая предпочтение какому-либо автору прошлых лет, он не упускал из внимания и его духовную ориентацию. Мы имеем в виду, что, преклоняясь перед творчеством Данте Алигьери или В.Гете, сам Вячеслав Иванов всегда помнил, что создатель «Божественной Комедии» был рыцарем-тамплиером, а творец «Фауста» - розенкрейцером.

В силу этого стихи Вячеслава Иванова приобретали тот универсальный характер, который позволял им быть надмирными и надвременными. Вполне естественно, что духовная поэзия надолго попала в поле зрения поэта. Надолго, если не на всю жизнь.

Для большей полноты освещения вопроса необходимо подробнее осветить проблемы изучения наследия Вячеслава Иванова и духовной поэзии, а также возможные пути пересечения этих культурных явлений.

По сравнению с другими поэтами серебряного века, творчество Вячеслава Иванова является менее изученным. Мы выделяем исследования С.С. Аверинцева (1976 а, 1976 б, 1989, 1975, 1996 а, 1996 б, 1995), А.Е. Барзаха (1995), H.A. Богомолова (1988, 1993, 1996), И.В. Корецкой (1978, 1989, 1992), Г.В. Обатнина (1989), А.Б. Шишкина (1992, 1996). Анализу поэтического и философского наследия Вячеслава Иванова посвящены отдельные статьи X. Барана (1993), М.М. Бахтина (1979), Е. Вертлиба (1994), С.Н. Доценко (1988, 1989), В. Крейда (1993), А;Ф. Лосева (1988), К. Юленд (1993) и других. В названных работах наиболее полно раскрыты следующие вопросы творчества Вячеслава Иванова:

1. Системность и замкнутость символов в его произведениях.

2. Сопоставление поэтического строя лирики Вячеслава Иванова, А. Белого, А. Блока, И. Анненского.

3. Исследование отдельных метафор, характерных для поэтической системы Вячеслава Иванова (сердце, солнце, арка).

4. Зарубежный круг общения поэта.

5. Постоянная обращенность поэта к истории, к архаике.

6. Увлечение поэта античной философией, поэтикой, религией и мифологией.

7. Философско-эстетическая концепция Вячеслава Иванова.

8. Влияние немецкой (Новалис, Гете, Гофман, Ницше) и итальянской

(Петрарка, Данте) литератур на поэзию Вячеслава Иванова.

9. Интерес поэта к древнерусской литературе и русскому фольклору.

Публикация работ по исследованию творчества Вячеслава Иванова до

недавних пор была невозможна в силу ряда причин. Во-первых, несоответствие между поэзией Иванова и идеологией советского государства. Во-вторых, эмигрировав в 1925 году за рубеж, поэт тем самым совершил политическое самоубийство. Он был объявлен белоэмигрантом, его стихи изымались из библиотек, стало опасным упоминать его имя, которое скоро стало синонимом всего отрицательного в серебряном веке.

О нем забыли и его труды извлекались на свет, чтобы в очередной раз продемонстрировать пагубное влияние декаданса на развитие русской культуры начала XX века. Имя поэта обрастало невероятными слухами. Мы считаем необходимым заметить, что Вячеслав Иванов никогда не был ректором Бакинского Государственного Университета или заместителем наркома просвещения Азербайджанской республики, как это утверждает В. Широков (1990:92), хотя эта должность неоднократно ему приписывалась. Не был он и секретарем у Папы Римского в Ватикане, в чем его обвиняет И М. Машбиц-Веров (1969 : 153). Мало кто знает, что поэт сохранял советское гражданство вплоть до 1940 года, а в фашистской Италии это было актом гражданского мужества. А часто вменяемый в вину Вячеславу Иванову переход из православия в католичество был уникальным обрядом в истории католической церкви, так как поэт отказался, переходя в католицизм, отречься, как того требовала форма

ритуала, от православия. Понадобилось разрешение Сант' Уффичо, добытое с большими трудностями (С.С. Аверинцев 1995: 9). Таким образом, Вячеслав Иванов был полноправным прихожанином двух церквей. Некогда поставив во главу угла своей философии принцип соборности, он старался следовать ему и в жизни.

Советское литературоведение в своих оценках личности и творчества Вячеслава Иванова, за редкими исключениями, было несправедливо. О поэте либо вообще не упоминали, либо, называя ренегатом и реакционером, делали поспешные выводы о качестве его лирики (см.: И.М. Машбиц-Веров 1969: 141 - 153; В.Н. Орлов 1982: 426- 434 и др.). По нашему мнению, начало действительному изучению поэтического наследия Вячеслава Иванова положено С.С. Аверинцевым в его статье «Поэзия Вячеслава Иванова», опубликованной в журнале «Вопросы литературы» (1975, № 8: 145 - 192). Следующим большим шагом в возвращении имени поэта стала публикация сборника его избранных стихотворений и поэм, вышедшего в серии «Библиотека поэта» в 1976 году. Тексты Вячеслава Иванова предваряла статья С.С. Аверинцева «Вячеслав Иванов» (1976). В 1978 году в Известиях АН СССР выходят в свет работы И.В. Корецкой о «солнечном цикле» Вячеслава Иванова и о цикле его стихотворений «Година гнева». Еще через несколько лет в сборнике литературно-теоретических исследований «Контекст» появились сразу две статьи, посвященные анализу поэтической системы поэта: С.С. Аверинцева «Системность символов в поэзии Вячеслава Иванова» (1989) и И.В. Корецкой «Вячеслав Иванов и Иннокентий Анненский» (1989).

Хочется отметить появившуюся в печати в 1976 году работу М.М. Бахтина «Эстетика словесного творчества», где несколько страниц уделено анализу творчества Вячеслава Иванова, и статью А.Ф. Лосева о поэте, вышедшую в свет в 1988 году. Эти работы важны для нас, так как они демонстрируют силу воздействия идей этого человека на современных литературоведов. О влиянии духовной поэзии на лирику Вячеслава Иванова написано очень мало. Исследователями допускается такая возможность, но их замечания не получили ло-

гического завершения, оставшись нераскрытыми (С.С. Аверинцев 1976; H.A. Богомолов 1988, 1993). В работах последних лет большее внимание уделяется зарубежному творчеству поэта (германский и итальянский периоды). Тем не менее, сведения, сообщающиеся в них, также необходимы для нашего исследования, так как большую часть своей жизни Вячеслав Иванов провел за рубежом. Важными для нас являются работы А.Б. Шишкина (1993, 1996), В. Крейда (1993), К. Юленд (1993) и других. В статьях К. Юленд и А.Б. Шишкина рассматривается творческая история практически неизвестных в России произведений Вячеслава Иванова - «Песен смутного времени» и мелопеи «Человек», соответственно. Издание В. Крейда (1993) уникально в своем роде. Это собрание заметок и воспоминаний деятелей серебряного века друг о друге позволяет ясно представить личность Вячеслава Иванова в контексте его современности.

Наше внимание привлекли некоторые зарубежные исследования: работа Н. Broms'а (1968), Д.В. Иванова (1997) и V. Terras'a (1975). Henry Broms выявил структурную близость поэтики суфиев и поэтов-символистов (в том числе и Вячеслава Иванова). Д.В. Иванов, сын поэта, сделал ряд интересных наблюдений, касающихся взаимоотношений отца и «вечного города» - Рима. V. Terras исследовал эстетические категории «восхождения» и «нисхождения» в поэзии Иванова. На основании анализа книги стихов поэта «Свет Вечерний», он показал, что 199 из 260 стихотворений соотносимы с «динамической вертикальной образностью, вертикалью «восхождения» и «нисхождения», тогда как горизонтальные странствия по дороге Вячеславу Иванову не свойственны (V.Terras 1975: 399).

Отдельные издания поэтического наследия Вячеслава Иванова в России были осуществлены трижды: в 1976 году «Стихотворения и поэмы», вышедшие в свет в серии «Библиотека поэта». В 1991 году - опубликовано репринтное издание сборника «Эрос» 1907 года. И в 1995 году «Собрание сочинений» в двух томах (серия «Новая библиотека поэта»). Полное собрание сочинений

поэта печатается в Брюсселе под редакцией Д.В. Иванова и О. Дешарт. Публикация начата в 1971 го дуй продолжается по сей день.

В последнее десятилетие появилось достаточно новых работ, важных для изучения поэтики произведений Вячеслава Иванова. Нам особенно хочется отметить издание 1994 года - первый выпуск историко-литературной серии журнала «Новое литературное обозрение», полностью посвященный Вячеславу Иванову (НЛО. - 1994. -№ 10), подготовленный к печати Н.В. Котрелевым. Представленные в нем неизвестные ранее материалы проливают свет на некоторые вопросы, касающиеся зарубежной жизни и творчества поэта, а также на отдельные моменты его дореволюционной деятельности.

Среди трудов последних лет особенно значимыми для нашей работы стали исследования С.С. Аверинцева (1989) и H.A. Богомолова (1988, 1993). Изучая лирику поэта, С.С. Аверинцев пришел к двум важным для нас заключениям: «символы у него (у Вячеслава Иванова - В.К.) действительно составляют систему в полном смысле этого слова: систему такой степени замкнутости, как ни у одного из русских символистов» (С.С. Аверинцев 1989:44); и «когда мы говорим о поэзии Вячеслава Иванова, блоковскую «Дорогу» должны сменить другие метафоры: «исток - возврат - затвор» (С.С. Аверинцев 1989:46). В ряде исследований H.A. Богомолов подчеркивает общность поэтики произведений символистов и создателей арабской духовной поэзии, исповедующих неортодоксальное учение исламского мира - суфизм. Там же повествуется о малоизвестном факте культурной жизни Петербурга 1906 - 1907 годов - о существовании «Общества друзей Гафиза», членами которого были Вячеслав Иванов, его жена JI.Д. Зиновьева-Аннибал, М.А. Кузмин, С.М. Городецкий, JI.C. Бакст, К.А. Сомов, С.А. Ауслендер и другие. По мнению H.A. Богомолова, «деятельность этого кружка необходимо включить в число тех явлений культуры, которые непременно должны учитываться при анализе всей культурной жизни России XX века» (H.A. Богомолов 1993: 195).

В данной диссертации мы выявляем и объясняем общие поэтические^ особенности произведений духовной поэзии и прослежив