автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04
диссертация на тему: Почитание святых как институт Русской православной церкви: социологический анализ
Полный текст автореферата диссертации по теме "Почитание святых как институт Русской православной церкви: социологический анализ"
На правах рукописи
Емельянов Кирилл Станиславович
Почитание святых как институт Русской православной церкви: социологический анализ
Специальность 22.00.04 Социальная структура, социальные институты и процессы
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук
Москва - 2004
Диссертация выполнена в Государственном университете гуманитарных наук, Институт социологии РАН.
Научный руководитель:
доктор социологических наук, профессор Кравченко Альберт Иванович
Официальные оппоненты:
доктор социологических наук, профессор Шамшурин Виктор Иванович кандидат философских наук, доцент Руткевич Елена Дмитриевна
Ведущая организация:
Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, Кафедра религиоведения
Защита состоится « 25»2005 года в 13 часов на заседании Диссертационного совета Д.002.011.02 в Институте социологии РАН по адресу: ул. Кржижановского, 24/35, к. 323.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института социологии РАН.
Автореферат разослан « » р $ 2005 г.
Ученый секретарь Диссертационного совета,
кандидат философских наук Мещеркина Е. Ю.
Л?
2.Р06-4 2716
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ
Актуальность темы исследования
В современной России происходит обшее для постсоветского пространства явление: возрождение религиозной жизни, участие религиозных организаций в общественных мероприятиях. Ситуация в России отличается от обстановки в других странах, в том числе и странах бывшего социалистического лагеря: ни в одной из них христианская церковь не была подвергнута столь значительному разгрому, и нигде «трудящиеся массы» не были так «освобождены из-под влияния религии»1, как в Советском Союзе. Сегодня десятки тысяч церквей по всей России возвращаются верующим. Делаются попытки как со стороны церковных структур, так и со стороны представителей светской власти по-новому определить свои взаимоотношения, роли.
Несмотря на происходящее в нашей стране видимое возрождение духовных ценностей, общество не всегда адекватно реагирует на происходящие изменения. За время Советской власти несколько поколений были лишены религиозного воспитания и образования; была прервана традиция православной социализации общества. На этом фоне неудивительны возникающие перекосы в религиозном сознании общества2. Одна из задач социологии состоит в том, чтобы разобраться в структуре современного массового религиозного сознания, проанализировать причины и истоки его деформации, раскрыть структуру этого феномена и, выявив иерархию религиозных ценностей, показать в ней место святых как носителей определенного культурного идеала.
На протяжении многих столетий функцию культурных героев в целом, в том числе религиозных, выполняли святые. Своими подвигами, жизнью, поучениями они представляли для общества определенные нравственные идеалы, к которым должны стремиться верующие. Своими действиями святые давали порой недосягаемые примеры поведения для окружавших их людей. Святые, или их аналогии, есть во всех монотеистических религиях, и для верующих они являются важной нравственной составляющей социализации.
С самого начала возникновения канонизационной практики церковь, на примере святых, представляла верующим определенный образец
' Мы приводим выражения председателя Совета по делам религий в СССР В Л Куроедова - Куроедов В А Из историй взаимоотношений советского государства и церкви//Вопросы истории М , 1973 №9 С 15-31 2 См Дубин Б В Православие, магия и идеология в сознании россиян (90-е годы) // Куда идет Россия0 Кризис институциональных систем век, десятилетие, год / Под
общ ред Т И Заславской М , 1999
- НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
христианского поведения. Однако современное общество далеко не всегда усваивает те идеалы, которые проповедуются в житиях святых. Чрезвычайно важный вопрос - почему канонизированные церковью святые не пользуются таким почитанием, как «народные» святые, т. е. те, кого церковь отказывается канонизировать, а общество почитает -пока остается за рамками научных исследований. Тем не менее представляется актуальным выяснить социальные причины «народных» верований, которые идут вразрез с официальной церковной идеологией.
Предлагаемое исследование находится на стыке двух дисциплин: социологии и агиографии. Агиография - научная дисциплина, «занимающаяся изучением житий святых, богословскими и историко-церковными аспектами святости»3.
В отличие от агиографии, для социологии святые - это, с одной стороны, социальная группа - князей, монахов, епископов, мирян и т. д., каждый из которых жил в конкретную историческую эпоху в конкретной стране и совершал реальные акты социального действия. С другой стороны, святые - это социокультурная группа, которая сформировывалась под влиянием социально-политических процессов в обществе вследствие актов канонизации. Канонизация святых - это продолжающаяся длительное историческое время религиозная практика. Канонизация существует много веков, включает несколько инструментальных процедур, обычаев и обрядов, которые выполняют специальные органы церковного управления (Собор, Синод или правящий архиерей).
С социологической точки зрения важным представляется то, что институт почитания святых вносит в сообщество верующих определенную стратификацию, т. к. святые - то меньшинство избранных, которое заслужило самый высокий титул благодаря особому образу жизни, ценностным ориентациям и формам социокультурного поведения.
Для социологического исследования было бы, разумеется, актуально путем опроса выяснить отношение к культу святых в обществе: какие святые почитаются, а какие нет, жития каких святых читаются верующими, какую роль в жизни верующих среди прочих церковных практик и институтов занимает почитание святых - участие в крестных ходах, паломнические поездки, заказ молебнов святым и т. д. Однако чтобы начинать подобные исследования необходимо составить представление о том, что представляет институт почитания святых в своей сути, каковы его функции и структурные элементы и, главное, каким он был и как он развивался, превращаясь из почти незаметной социальной практики в сложную систему. Изучению указанных теоретических проблем и посвящена настоящая работа.
' Живов В М Святость Краткий словарь агиографических терминов М , 1994 С 8
Степень научной разработанности проблемы
В основном почитание святых и все, что с ним связано, было предметом изучения агиографов, историков и филологов; гораздо меньше внимания уделялось этой теме в социологии.
Исследования житийной литературы в нашей стране берут свое начало в середине XIX в. Критическое осмысление житийной литературы начинается не как борьба «науки с религией», не как новое течение в истории религии, а как попытка историков обнаружить новые «нетрадиционные» источники4.
К числу первых исследователей житий можно отнести академика Л. А. Куника, историка П. М. Строева, филолога Ф. И. Буслаева5. Среди церковных писателей можно отметить работы А. Н. Муравьева «Жития святых Российской Церкви» (1855-1858) и архиепископа Филарета Черниговского (Гумилевского) «Русские святые, чтимые всею Церковью или местно» (1861-1865). Обе работы представляли собой справочные издания, целью которых была нравоучительная миссия. Критика житийной литературы в этих трудах практически отсутствует.
В 1871 г. выходит труд В. О. Ключевского «Древнерусские жития святых как исторический источник»6. Исследуя жития ХП-ХУИ вв., В. О. Ключевский показал развитие русской агиографии и продемонстрировал методы научной критики житийных текстов, которые позволили установить верное соотношение между действительными событиями и позднейшими «наносными» преданиями.
Труд Ключевского дал своеобразный толчок дальнейшим исследованиям агиографии: Н. П. Барсуков начинает составлять насколько возможно исчерпывающий справочник источников русской агиографии, который выходит в свет в 1882 г. и включает около 700 имен подвижников7 (для сравнения, у Ключевского их 166), а в 1891 г. выходит аналогичный труд архимандрита Леонида8.
4 Плигузов А И , Янин В Л Послесловие к книге В О Ключевского «Древнерусские жития святых как исторический источник» М , 1989 С 2
5 Учён зап. имп Академии наук по I и III отделениям СПб, 1854 Т 2, Барсуков Н П Источники русской агиографии СПб, 1882 (Серия «Памятники древней письменности», Вып 81), 31-е присуждение учрежденных П Н Демидовым наград СПб, 1862
6 Ключевский В О Древнерусские жития святых как исторический источник М,1989, (репринт 1871)
7 Барсуков Н П Источники русской агиографии СПб, 1882
8 Леонид архим Святая Русь СПб, 1891
В 80-90-х гг. предпринимались попытки определить нравственное содержание русских житий как руководства для пастырской проповеди9 и как истоки социально-этических идеалов монашеской аскезы10. Кроме того, проводились исторические исследования житий, возникших в конкретных местностях.11
К началу XX в. в распоряжении науки находился уже довольно представительный корпус житийных текстов. Издания монастырских актов, летописей, справочников о монастырях12 и критических работ по проблемам канонизации13 создали новую историографическую ситуацию, которая способствовала дальнейшему изучению агиографии Работы Е. Е. Голубинского и В. П. Васильева весьма схожи между собой14. «История канонизации святых в русской церкви» остается и по сей день фундаментальным справочником по истории канонизации. В этой работе представлены не только списки канонизированных святых, но, главное, предложена периодизация проводившихся канонизаций.
В 1902 г. в Варшаве выходит историко-литературный труд
A. П. Кадлубовского «Очерки по истории древне-русской литературы житий святых», содержащий подробный разбор некоторых житий русских святых. Основная часть (последняя, пятая) посвящена русским житиям XV-XVI вв. и современным им направлениям русской религиозной мысли.15.
Чуть позже появляются работы В. Яблонского (1908), X. М. Лопарева (1911), В. Мансикки (1913), Н. И. Серебрянского (1915),
B. П. Адрианова-Перетц (1917) и др., написанные в историко-филологическом ключе, в которых используется текстологический анализ и привлечение разнообразных источников для
' См Яхонтов А Жития святых как образовательно-воспитательное средство Симбирск, 1898
10 См Архангельский А С Нил Сорский и Вассиан Патрикеев Их литературные труды и идеи в древней Руси СПб, 1882 Ч 1, Отчет профессорского стипендиата Георгия Левицкого о занятиях в 1889-90 году //Журналы Совета С -Петербургской духовной академии за 1889-90 учебный год СПб, 1895 С 287-345, Смирнов С И Как служили миру подвижники древней Руси' Сергиев Посад, 1903
" См. Яхонтов И Жития северорусских подвижников Поморского края как исторический
источник Казань, 1881 12 См Зверинский В В Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи СПб , 1890-1897 Т 1-Ш
11 См Васильев В П История канонизации русских святых М, 1893, Голубинский Е Е
История канонизации святых в Русской церкви 2-е изд М , 1903
14 Работа В П Васильева хотя и вышла раньше, однако была вдохновлена идеями,
принципами и методами построения работы Е Е Голубинского
15 Кадлубовский А П Очерки по истории древне-русской литературы житий святых Варшава, 1902
критики житийных материалов16
После революции 1917г. наступает «затишье» в изучении житийной литературы; если не считать работы А. А. Савича17, вышедшей в ] 929 г., первые исследования появляются в 1958 г. и в 1966 г - это работы В. И. Корецкого и И. У. Будовница, в которых авторы обращаются к житиям с целью поиска в них классовой борьбы крестьян с монастырями, а шире - с целью воссоздания по текстам житий картины монастырской колонизации18.
С конца 50-х гг. исследования житий благодаря таким ученым как Л А. Дмитриев, M. Н. Тихомиров, Д. С. Лихачев, В. А. Грихин возобновляются".
Изучению стилистических особенностей житий посвящены работы JI. А. Дмитриева20. Жанровые особенности житий исследуются Л. А. Ольшевской, H. Н. Башатовой, А. О. Амелькиным, Д.С.Лихачевым, Е. В. Крушельницкой21. В двух последних исследованиях авторы сопоставляют жанры жития и автобиографии.
"См Яблонский В Пахомий Серб и его агиографические писания СПб, 1908, Лопарев X M Византийские жития святых VIII-ÏX веков //Византийский временник Т XVII СПб, 1911, Он же, Греческие жития святых VIII и IX вв Опыт научной классификации памятников агиографии с образом их с точки зрения исторической и исгорико-литературной Пгд, 1914 Ч I Современные жития, Мансикка В Житие Александра Невского M, 1913, Ссребрянский II И Древне-русские княжеские жигия СПб, 1915, Адрианова-Перетц В П Житие Алексея человека Божия в древнерусской литерагуре и народной словесности Петроград, 1917
17 См Савич А А Главнейшие моменты монастырской колонизации русского севера в XIV-X VII вв //Сб Об-ва исторических, философских и социальных наук при Пермском ун-те Пермь, 1929 Вып 1П С 47-116
18 См Корецкий В И Борьба крестьян с монастырями в России XVI - начала XVIII в / /Вопросы истории религии и атеизма М, 1958 Т VI С 169-215, БудовницИ У Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV - XVI веках (по «житиям святых») М, 1966.
19 См Повести о житии Михаила Клопского /Подгот Л А Дмитриев M , Л., 1958, Тихомиров M H Забытые и неизвестные произведения русской письменности II Археографический ежегодник за 1960 год М,1962 С 234-243, Лихачев Д С Человек в литературе Древней Руси M , Л , 1958, Грихин В А Проблемы стиля древнерусской агиографии XIV-XV вв M , 1974
20 Дмитриев Л А Жанр севернорусских житий//ТОДРЛ Л, 1972 Т 27, Он же, Житийные повести русского Севера как памятники литературы XIII-XVII вв Эволюция жанра легендарно-биографических сказаний Л, 1973
21 См Ольшевская Л А Своеобразие жанра житий в Киево-Печерском патерике // Литература Древней Руси M , 1981, БашатоваН H Структура «Жития Феодосия Печерского» М, 1984, Амелькин А О Агиографические сказания как исторический источник (Воронеж) //Россия в IX-XX веках Проблемы истории, историографии и источниковедения M , 1999, Лихачев Д С Зарождение и развитие жанров древнерусской литературы //Исследования по древнерусской литературе Л, 1986, Крушельницкая Е В Автобиография и житие в древнерусской литературе СПб, 1996
Работа А. С. Хорошева «Политическая история русской канонизации (Х1-ХУ1 вв )22 представляет собой первый в советской историографии опыт исследования института почитания святых и «ею классовой сущности». В работе доказывается, что канонизация - исключительно политическое дело, направленное в интересах Церкви.
Среди последних работ по истории канонизаций святых можно отметить статьи И. В. Семенинко-Басина, А. И. Шмаиной-Великановой, Г. М. Прохорова.23
Краткий обзор исследований агиографических источников показывает, что жития святых и категория «святость» рассматриваются в историческом, филологическом, культурологическом контекстах. Социологические методы для исследования данной темы не использовались.
Тем не менее, социология не обходит стороной проблемы религиозной жизни общества. Напротив, теоретическая социология, начиная с классиков, выделяла одним из важных направлений изучение места и функций религии в целостной системе общества. Социологический подход к религии сформировался в огромной степени под влиянием идей трех классиков социологии: К. Маркса, Э. Дюркгейма и М. Вебера. Однако в их работах религия изучается как социальное явление в целом, но мало внимания уделено отдельным, частным сторонам религиозной жизни. Ими исследовались религиозные типы обществ, типы поведения, отношение той или иной религии в целом к различным сферам общественной жизни. Частные особенности религий их интересовали гораздо меньше. Исследования по социологии религии носили актуальный характер и проводились в том ракурсе, который был важен для общества Западной Европы того времени24.
Исследования по социологии религии проводились и более поздними авторами. Из зарубежных исследователей можно отметить Г. Зиммеля, А. Гарнака, Б. Малиновского, Л. Леви-Брюля, Дж. М. Йингера, Ч. Глока,
22 См Хорошев А С Политическая история русской канонизации (Х1-ХУ1 вв ) М , 1986
и Семенинко-Басин И В Свидетельство российских новомучеников //Страницы, Т 5, Вып 1 М,2000 С 66-76; Он же, Возобновление канонизации святых в Русской церкви после антирелигиозных гонений //Церковь в истории России, сборник 5 М , 2003 С 324-342, Он же, Проблемы канонизации и почитания святых в деяниях Московского поместного собора Православной Российской церкви 1917-1918 годов //Религии мира История и современность М , 2004 С 376-404, Шмаина-Великанова А И О новых мучениках //Страницы, Т 3, Вып 4 М, 2000 С 504-509, Прохоров ГМ Святые в истории Руси//ТОДРЛ, вып 54 СПб , 2003 С 78-98
24 См Гофман А Б Религия в философско-социологической концепции Э Дюркгейма / /Социологические исследования М, 1975, №4 С 179
Р. Белла, М Мосса, П. Бергера, Н. Лукмана25. Среди отечественных дореволюционных исследователей можно выделить С. Л. Франка, С. Н. Булгакова и, конечно же, П. А. Сорокина26.
Среди современных отечественных исследований можно отметить работу Ю. А. Левады «Социальная природа религии»27, где автором предпринята попытка определить функции института религии. Основная концепция данной работы - социальный взгляд на религию; любые религиозные явления обусловлены социальными параметрами. В работе представлен критический анализ положений и методов зарубежной социологии религии.
В работах таких современных исследователей как Д. Е. Мануйлова, Д. М. Угринович, В. И. Гараджа, А. Н. Красников, И. Н. Яблоков, Л. А. Мажуль, Н. Митрохин28 также находят свое отражение проблемы социологии религии.
Несмотря на то, что во всех перечисленных работах практически не уделяется внимания такому феномену как институт почитания святых,
25 Зиммель Г Социология религии //Зиммель Г Избранное Философия культуры. М , 1995 Т 1, ГарнакА Сущность христианства Шестнадцать лекций, читанных студентам факультетов в зимний семестр 1899-1900 гг в Берлинском Университете СПб, 1907, Малиновский Б Магия, наука и религия М , 1998, Лсви-Брюль Л Сверхъестественное в первобытном мышлении М, 1994, Ymger J М Religion Society and the Individual N Y, 1957, Глок Ч Социология религии //Социология сегодня Проблемы и перспективы М 1965; Белла Р Социология религии //Американская социология М, 1972 С 268-281, Мосс М Социальные функции священного СПб , 2000, Бергер П Религия и общества М, 1998, Бергер П , Лукман Т Социальное конструирование реальности М, 1995
26 Франк С Л Духовные основы общества М, 1992; Булгаков С Н Народное хозяйство и религиозная личность //Булгаков С Н Соч ■ В 2 т М , 1993; Сорокин П А Социальная стратификация и мобильность//Человек Цивилизация Общество/Общ ред , сост и предисл А Ю Согомонов' Пер с англ М., 1992, Он же, Система социологии Петроград, 1920
27 Левада Ю А Социальная природа религии М, 1965.
28 См Мануйлова Д Е Социальные функции религии М., 1975, Она же, Церковь как социальный институт М, 1978, Угринович Д М Введение в религиоведение М., 1985, Гараджа В И Социология религии М , 1996, Он же, Социология религии в России / /Социология в России /Под ред В А Ядова 2-е изд, М, 1998, Красников А Н Современная феноменология религии//Вестник МГУ Сер 7 Философия М,1999 № 6 С 36-47, Яблоков И Н Религиоведение М , 2000, Мажуль Л А Социально-нравственный облик и религиозность результаты социологического исследования / Мажуль Л А , Петров В М //Человек в информационном пространстве цивилизации культура религия, образование' Тезисы докладов Международной научной конференции (19-20 сентябрь 2000 г, Красноярск-Новороссийск) /Под ред И И Горлова Краснодар, 2000 С 262-265, Митрохин Н Русская православная церковь современное состояние и актуальные проблемы М , 2004
тем не менее, принципиальные схемы и подходы, используемые социологами для раскрытия религиозно-общественных проблем, нашли своё отражение в настоящем исследовании.
Объектом исследования является институт почитания святых (имеются ввиду святые, канонизированные Русской православной церковью).
Предметом исследования являются социальные аспекты института почитания святых, приводимые ниже. Известны определенные критерии святости, которые используются при канонизации подвижника. В одну из задач исследования входит выяснить: существовали ли социальные характеристики у святых, которые могли влиять на процесс их канонизации? Мы выдвигаем гипотезу, согласно которой, помимо принятых церковью критериев определения святости человека, могли существовать и иные критерии, социального характера, которые также оказывали влияние на процесс канонизации.
Социальное происхождение оказывает влияние на жизнь человека, на его статусный набор, на его социальную мобильность. Оказывало ли оно влияние на социальную деятельность святых и на их возможность быть канонизированными - такова одна из проблем данной работы.
Почитание святых может быть названо частным институтом внутри института религии, который выполняет ряд определенных функций. Одна из таких функций института почитания святых - воспитание в верующих нравственности, христианской морали. Жития святых предлагают нам как раз эти образцы высоконравственного поведения, морали, и, следовательно, святые выступают в житиях как своеобразные агенты, проводники этой морали. Ориентируясь на жизнь святых, сообразуясь с их поведением, верующие выстраивают свою собственную жизнь. Какие же именно действия совершают святые и как они могут быть проанализированы с социологической точки зрения - предмет настоящего исследования.
Каковы принципы функционирования института почитания святых, как они связаны с моделями классического институционализма и неоинституционализма - также предмет нашего исследования.
Цели и задачи исследования
Целью диссертации является социологическое изучение почитания русских святых как частного института и канонизации как социально-религиозной практики, выявление социальных аспектов, влияющих на процесс канонизации святых, определение ценностно-нормативных идеалов, утверждаемых в житиях святых.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Показать своеобразие социологического подхода к исследованию почитания святых в понятиях социальною института, социальной практики, стратификации и социальной мобильности.
2. Используя существующие агиографические типологии, разработать социологическую классификацию русских святых.
3. Исследовать социальное происхождение святых, их социальную мобильность.
4. На основе текстов житий определить виды деятельности, характерные для каждого типа святых, а также ценностно-нормативные идеалы, которые утверждаются в действиях святых. Если церковь предлагает в житиях святых образцы высоконравственного поведения, утверждает определенные ценности и нормы, важные для каждого христианина, то с нашей стороны было бы важным представить социологическую интерпретацию этих текстов с тем, чтобы выявить социально-культурную символику этих конструкций.
5. Используя концепции структурного функционализма и неоинституционализма, определить принципы функционирования института почитания святых в обществе, характерные для разных исторических периодов.
6. Выявить социальные причины, которые вызвали недавнюю канонизацию более тысячи святых на Соборе 2000 г.
Теоретико-методологические основы исследования
Теоретико-методологической основой данной диссертационной работы являются основные положения общей социологии, социологии социальных институтов и социологии религии, изложенные в концепциях классиков социологии: Э. Дюркгейма, М. Вебера, П. Сорокина, Т. Парсонса, П. Бурдье.
При помощи метода анализа документов были обработаны жигия 379-ти святых, живших с X по XVIII вв. Используя типологию социального действия, предложенную М. Вебером, автор разработал особую классификацию типов подвижнической деятельности святых. Для проведения анализа социально-классовых характеристик и статусно-должностных полномочий русских святых использовалась теория социальной мобильности П. А. Сорокина. С помощью моделей структурного функционализма (Т. Парсонс) и неоинституционализма (П. Бурдье) почитание святых было рассмотрено как социальное явление в рамках института религии, выявлены основные принципы функционирования института почитания святых, основные этапы его трансформации.
Эмпирическую базу исследования составляют:
1. Письменные источники, а именно - жития святых. Для нашего исследования был взят сборник житий русских святых, составленный архиепископом Филаретом Черниговским (Гумилевским)29, включающий жития 379-ти святых.
2. База данных по российским новомученикам, составленная сотрудниками Православного Свято-Тихоновского Богословского института,30 включающая 1012 святых, канонизированных на Соборе 2000 г.
Положения диссертации, выносимые на защиту
В соответствии с целью и задачами диссертации на защиту выносятся следующие концептуальные положения:
1. В агиографии святые классифицируются в соответствии с определенным статусным положением, благодаря которому подвижник стал святым. Для социологического исследования была составлена особая типология, которая учитывает не только характер подвига святого, но и те социальные параметры, которые помогли ему реализовать свой религиозный подвиг: гендер и политический статус. Эти социальные параметры могли оказывать влияние на процесс канонизации.
2. Почитание тех или иных типов святых зависит от социальных условий. В разные исторические периоды почитались определенные типы святых.
3. Типы деятельности святых зависят от их статусных характеристик. В житиях русских святых преобладает «аскетический тип деятельности».
4. Функционирование института почитания святых до конца XIX в. может быть интерпретировано в рамках структурного функционализма, а в XX в. - с позиций неоинституционализма.
5. В период с X в. по XIX в. почитание святых как социально-религиозное явление возникало в обществе, а церковная власть лишь легитимизировала это почитание. Для XX в. характерна обратная ситуация: церковь (как организация) сама предлагает обществу святых для почитания.
2' Жития святых чтимых Православной Церковью, составлены Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским М , 2000 (Издание в 6-ти томах, составленное в половине XIX в)
30 См http //www st-mkolas orthodoxy ru/newmartyres html
6. Для современного института почитания святых характерно состояние аномии, которое выражается в том, что значительной частью общества новопрославленные святые не принимаются, а выдвигаются свои, «народные» святые, которые не могут быть канонизированы церковью.
Новизна исследования
Новизна настоящего исследования заключается в следующем:
1. Впервые был предпринят социологический анализ канонизационпой практики и состава святых в Русской Православной Церкви (РПЦ), выявлены основные принципы функционирования института почитания святых, основные этапы его трансформации.
2. На основе типологии святых, принятой в агиографии, была составлена иная типология, применимая к социологическому переосмыслению данного института, выявлены социальные характеристики, которые могли оказывать влияние на возможность канонизации.
3. Канонизация проанализирована под углом зрения социального статуса святых и символических смыслов их деяний. Предложена классификация социальной деятельности святых, выявлены типы действий, характерные для тех или иных типов святых.
Практическая значимость
Анализ института почитания святых - первый шаг в направлении изучения современной символизации православных ценностей (акт канонизации «новых» святых) сравнительно с традиционной. В практическом приложении - это приращение знаний в рамках отечественной социологии, что может быть использовано в соответствующих лекционных курсах.
Апробация работы
Основное содержание и основные выводы работы были доложены на Международной научно-богословской конференции «Вера-диалог-общение: проблемы диалога Церкви и общества» (Москва, 29 сентября - 1 октября 2004 г.) и обсуждены на совместном заседании сектора «Теория и история социологии», Центра исследований социальных трансформаций и группы «Социология культуры» Института социологии РАН 17 ноября 2004 г.
Структура диссертации
Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии и приложения.
Основное содержание работы
Во «Введении» дается общая характеристика работы, обоснование ее актуальности и новизны, сформулированы основные исследовательские вопросы, цели, задачи, предмет и объект исследования.
В первой главе «Классификация основных понятий исследования» излагаются самые общие теоретические предпосылки исследования. В первом параграфе достаточное внимание уделяется используемой терминологии, специфичность которой вынуждает нас описать понятия и категории, редко употребляемые в социологической литературе.
Во втором параграфе представлена типология житий святых. В качестве одного из теоретических подходов автор опирается на конструктивистские идеи П. Бергера и Т. Лукмана31.
Те образы святых, которые предлагают читателю жития и первообразы - реально жившие и действующие люди - не одно и то же Житие по-своему, согласно жанровым особенностям, нивелирует образ святого. Реальность житийного повествования и реальность историческая (или, по П. Бергеру и Т. Лукману, «высшая реальность») отличаются друг от друга. Эта разница выражается, в первую очередь, в отличии подхода к описываемым событиям. «Знание» современника святого о действиях этого святого отличается от «знания» агиографа и тем более от «знания» современного читателя жития. В одну из задач исследования входит проведение анализа текстов житий с тем, чтобы определить ту реальность и те знания о святых, которые представляются в этих житиях.
Эта реальность будет отличаться от той, которая изложена в житиях св. Димитрия Ростовского или в житиях монахини Таисии32. Поэтому в результате анализа сборника житий архиепископа Филарета Черниговского обнаружатся социологические аспекты сообразно той реальности, которая раскрывается перед читателями именно этого сборника. В некотором смысле, наше исследование может рассматриваться как некоторая схема, используя которую могут быть проанализированы другие источники.
На основании идей Бергера и Лукмана выявляется «механизм» почитания святых. Святой реально жил на земле и совершал реальные акты социального действия, перемещался в социальном пространстве, при тех или иных обстоятельствах умирал. Подробности этой реальности
" Бергер П , Лукман Т Социальное конструирование реальности Трактат по социочогии знания М,1995
" Жития святых святителя Димитрия Ростовского М, 1997 6 т, Жития русских святых 1000 лет русской святости Собрала монахиня Таисия 1огс1апу|11е, N У, 1984 2 т
(<~ ооъективной») для нас по большей части неизвестны Житие предлагает нам другую реальность («субъективную»), в соответствии с которой святой жил. действовал и т. д Для нас не интересно, насколько расходятся между собой эти две реальности (иными словами, какова доля субъективного и объективного в житиях). Важной представляется сама реальность, обнаруживаемая в житиях Ведь именно о ней узнает верующий, читая про святых, и именно в соответствии с теми ьенностными установками, которые излагаются в житиях, верующий выстраивает свое поведение.
В диссертационном исследовании предлагается классифицировать жития святых следующим образом:
■ Тип житий в зависимости от времени их написания. Если сначала I угдествовала лишь биографическая записка о жизни подвижника, то после установления ему празднования возникала необходимость в юряботке жития с тем, чтобы предать изначальным записям достойный, «каноничный» вид.
■ Тип житий в зависимости от назначения или от содержания житий. Современные издания житий преследуют разные цели. Например, издаются сборники с более полными жизнеописаниями святых (они обращены к массовому читателю), а есть сборники житий для детей, где какие-то факты опускаются.
■ Тип житийных сборников в зависимости от состава житий. Есть сборники, включающие в себя жития всех святых, есть тематические сборники - с житиями русских святых, святых женщин, святых воинов, и тд., а есть брошюры, посвященные какому-нибудь одному святому.
В третьем параграфе представлена оригинальная, социологически (нагруженная» типоло! ия святых, отличная от типологии, принятой в агиографии.
Согласно агиографической топологии, святые классифицируются:
А) по степени влияния (или по «охвату» территории).
В данном исследовании изучались жигия общероссийских святых, г. к. одной из наших задач является раскрыт ие социологических аспектов канонизаций во всей Русской церкви (а не в отдельных ее епархиях, где прославляются местночтимые святые).
Б) до качеству, в котором проявил себя святой, или, по-другому, по агиографическому типу. Понятие «агиографический тип» употребляется в исследованиях но житиям святых, когда имеется в виду некий «разряд» (термин Е. Голубинского), по которому канонизирован святой. Сюда относятся:
Преподобные - святые, послужившие Богу в монашестве (простые монахи, игумены и архимандриты монахи, но возглавляющие
монастыри, иеромонахи - монахи, имеющие сан священника, иеродиаконы - монахи, имеющие диаконский сан).
Благоверные — святые монархи (или князья), прославившиеся своим благочестием и заботой об укреплении христианской веры
Святители - святые, послужившие Богу в архиерейском сане. Сюда относятся епископы, архиепископы, митрополиты и патриархи (по традиции Русской церкви, на архиерейскую карьеру могли претендовать только монашествующие).
Мученики - святые, убитые за веру.
Исповедники - святые, пострадавшие за веру, но не убитые.
Юродивые - святые, принявшие облик безумия ради «поругания миру».
Праведные - святые, отличавшиеся праведной жизнью. Сюда входят обычно миряне и женатые священнослужители.
Агиографический тип может быть назван агиографическим статусом Если святой в своей земной жизни обладал набором социальных статусов, то после канонизации он наделяется агиографическим статусом.
Социологическая типология святых выглядит иначе С одной стороны, учитывается агиографический статус святого, но при этом он корректируется социальными статусами Например, анализируя тип преподобных, мы вынуждены выделять из него простых монахов и настоятелей монастырей (игуменов), т. к. у последних политический статус значительно выше, чем у простых монахов. Аналог ична ситуация и с благоверными (среди которых встречаются просто князья и великие князья), и со святителями (с точки зрения церковных канонов, все епископы равны вне зависимости от сана, который они могут имет ь епископский, архиепископский или митрополичий, однако в действительности сан митрополита главного города, скажем, выше сана митрополита, а политической и экономической силы у него больше, чем у второго. У митрополита больше власти, чем у епископа провинциального городка и т. д.).
Особая ситуация возникла при изучении тендерного аспекта у святых. При проведении исследования оказалось, что, во-первых, женщины среди святых составляют 4,22% от выборочной совокупности и, во-вторых, женщины обладают своим характерным набором социальных статусов, отличным от мужчин. Поэтому женщины были выделены в особую группу вне зависимости от их статусных характеристик.
Категорию, в соответствии с которой классифицировались свя тые, предложено обозначить понятием «социальный агиографический тип» В приведенной ниже таблице показано, какому агиографическому 1 ичу соответствуют введенные нами социальные агиографические типы (см. Табл. 1):
7 аблица 1 Типология святых
Агиографический тип
Ьлаговернме, преподобные, правед ные^ исповедницы, мученицы
Праведные, исповедники, мученики Преподобные
Преподобные
Святители Святители
Святители
Благоверные, страстотерпцы
Благоверные, страстотерпцы__
Влаженшые^юродивые Христа ради) I ! (раведиые, исповедпики, мученики
Социальный агиографический тип
1. Женщины (все, в независимости от социального положения),_____
2. Священнослужители (не монашествующие священники)
3 Настоятели монастырей - игумены (шумены и архимандриты, только мужчины)__________
4 Иноки (юлько мужчины)
5. Епископы
6. Митрополиты
7. Митрополиты главных городов (Киева, Владимира, Москвы)___
8 Князья (только мужчины)
9 Великие князья (только мужчины)
10 Юродивые (только мужчины)
11 Миряне (только мужчины)__
В четвертом параграфе описывается состав русских святых, представленных в сборнике архиепископа Филарета (святые, канонизированные до XX в.). Приведенная ниже таблица демонстрирует число представителей каждого социального агиографического типа.
Таблица 2. Состав русских святых, канонизированных до XX в.
Социальный агиографический тип Число Процент
Женщина 16 4,22%
С вящсннослужтель. 3 0,79%
Настоятель монастыря 127 33,51%
Инок 96 25,33%
Епископ 47 12,40%
Митрополит: 2 0,53%
Митрополит главного города' 12 3,17%
Князь: 27 7,12%
Великий князь 8 2,11%
Юродивый' 16 4,22%
Мирянин- 25 6,60%
Псего- 379 100%
Большинство русских святых - монашествующие Сюда относятся иноки, настоятели монастырей, епископы, митрополиты и митрополиты крупных городов Преподобные представлены 25,33% иноков и 33,51% настоят елей монастырей Это самые крупные по числу представителей
типы, а потому в исследовании им уделяется больше внимания чем другим типам Женатых священников, тех, в чью ответе!венное)ь входило попечение о душах православного населения Руси, за речь период в X в. по XVIII в канонизировано всего трое (0,79%)
Вторая глава «Социальное происхождение святых, социальная мобильность» посвящена исследованию социального происхождения святых как фактора, предположительно влияющего на процесс канонизации. В первом параграфе, с опорой на теорию стратификации П. А. Сорокина, рассматривается социальное происхождение представителей каждого типа святых.
Из 379 свя шх только у 153 известно их происхождение. В остальных случаях жипгия скрывают «детство» святых, начиная свое повествование с начала подвижнической деятельности святого. Причиной такого подхода является обычно отсутствие сведений о раннем этапе ж и гни святого.
В ходе исследования были обнаружены особенности, связанные с социальным происхождением и социальной мобильностью русских святых.
У русских святых женщин социальное происхождение шрало ключевую роль в возможности быть канонизированными. Из 16 женщин 14 были княгинями, из которых 11 приняли монашество. Принятие монашества для княгинь понижало их статус, однако в грех случаях княгини-монахини стали настоятельницами монастырей.
Большинство игуменов были основателями монастырей (67,7%). При этом социальное происхождение игуменов не оказывало влияния на их деятельность по основанию новых монастырей. Именно эта деятельность во многом могла быть причиной их канонизаций.
Среди иноков были те, кто основывали монастыри (6,3 о дна;, о они отказывались от настоятельства, хотя и пользовались у братии авторитетом, т.е. сознательно отказались о г повышения собственного статуса. 13 иноков имели священный сан, однако это никак не сказалось на их вертикальной мобильности.
В случаях, когда известно социальное происхождение русских святителей (33,9%), обнаруживаются представители высших слоев общества. Нет оснований утверждать, что именно выходцы из высших страт имели больше шансов на архиерейскую карьеру. Разницы в социальном происхождении между епископами, митрополитами н митрополитами главных городов не обнаруживается. Следовательно, социальное происхождение не влияло на возможность получить ту или иную степень. Социальное происхождение не обязательно влияло на возможность для русских святителей быть канонизированными
Высокий статус «князь» (аскриптивный статус) большинство из князей (77,1%) сохранили. Тем не менее, можно выделить две причины потери статуса у святых князей: 1) попадание в пленили в заточение (2 князя и 1 великий князь) и 2) принятие монашеского пострига не перед смертью (3 князя и 1 великий князь). В обоих случаях потери статуса можно говорить о нисходящей мобильности у святых князей. Наличие высокого статуса и мобильность святых князей не оказывали влияния на их канонизацию.
Большинство юродивых, о которых известно, происходили из высших страт общества. Нисходящая мобильность юродивых касается только экономического и профессионального статусов. Политический статус юродивых был достаточно высок. Нельзя отказаться от предположения, что социальное происхождение оказывало влияние на канонизацию юродивых, однако точно утверждать это нельзя.
Большинство мирян, о которых известно (73,3%), происходили из высоких слоев общества. 64% мирян были мучениками, однако потеряли свои статусы только 52%. Нисходящая мобильность, которая наблюдается у указанных 52%, безусловно является причиной канонизации святых мирян.
Во втором параграфе данной главы рассмотрена мобильность социальных агиографических типов в целом. Под мобильностью социальных агиографических типов понимается перемещение вверх или вниз того или иного типа в общественном сознании во временном промежутке Х-ХУШ вв. Если в обществе начинает особо почитаться отдельный тип, возрастает число представителей этого типа. Прослеживая динамику того или иного типа, можно обнаружить предпочтения общества в тот или иной исторический период.
В ходе исследования удалось установить, что на Руси в период с X в. по XVIII в. святые представлены преимущественно монашествующими. На первом месте по числу своих представителей стоят настоятели монастырей, на втором - простые иноки, на третьем - епископы.
Святые князья появляются в XI в., когда каждое княжество заботится о своей защите и расширении своих земель. Как местные покровители они появляются и дальше; в XIII в., когда начинается Татаро-монгольское нашествие, князей больше всего, они даже «вытесняют» простых иноков. К XV в. они сходят на нет, а в XVI в. всего один святой князь Популярность князей как главных защитников земель и военачальников в Х1-ХШ вв. может быть объяснением причины их канонизаций.
Почитание русских святых началось в X в. четырьмя святыми, достигло своего расцвета в ХУ-ХУ1 вв. и угасло к XVIII в., в котором жили всего 5 святых
Третья глава «Социальная и несоциальная деятельность святых» посвящена анализу деятельности святых. В первом параграфе рассматривается типология социального действия М. Вебера. Вебер предлагает четыре типа мотивации социального действия: 1) целерациональное, 2) ценностно-рациональное, 3) аффективное и 4) традиционное.33
Анализ текстов житий подвел нас к следующей классификации деятельности святых:
Политическая деятельность. К ней могут быть отнесены: участие в битвах, в общественно-политической жизни общества и т. п.
Социально-нравственная деятельность, которая касается помощи бедным, голодным, создание приютов и т.п.
Миссионерская деятельность: строительство храмов, монастырей, проповедь веры и т.п.
Аскетическая деятельность, куда относятся молитвы в ночное время, сильный личный аскетизм, выражающийся в скромном питании, ношении старой одежды, раздачи имения нищим, уход в монастырь и т.п.
Первые три типа деятельности и частично четвертый соответствуют целерациональному или ценностно-рациональному типам действия М. Вебера. Последний - четвертый - аскетический тип деятельности относится либо к ценностно-рациональному типу действия, либо к несоциальному типу действий. Если святой страдает во имя чего-то -это ценностно-рациональное действие. А если он в уединении изнуряет свою плоть, молится (все это аскетическая деятельность), иными словами, по Веберу, если эти действия не ориентированы на других34 -это несоциальные действия.
Для анализа житийных текстов нами частично использовались методы контент-анализа. В первую очередь, на основе первого прочтения житий, для каждого типа деятельности были выделены смысловые единицы (см. Табл. 3). В текстах житий встречаются уникальные случаи деятельности, которые не могут быть причислены ни к одной смысловой единице. В этих ситуациях мы относили их к «прочей деятельности» и разбирали отдельно. Обоснование полноты объема выделяемых смысловых единиц выполнялось методом «снежного кома»35.
11 Вебер М Основные социологические понятия //Избранные произведения М , 1990
С 628 54 Там же С 625
" Ядов В А Стратегия социологическою исследования Описание, объяснение, понимание социальной реальности М , 2001 С 223
Таблица 3. Типы социальной деятельности и их признаки
Типы социальной деятельности Признаки социальной деятельности
Полити ческая деятельность Миротворческая деятельность примирение враждующих сторон, разрешение конфликтов мирными способами
Обличение власть имущих
«Позитивные отношения с власть имущими»
«Негативные отношения с власть имущими»
Социально-нравственная деятельность Помощь нуждающимся: нищим, бедным, сиротам, заключенным, голодным
Помощь Церкви, клиру, монастырям и нищим, голодным, малоимущим
Помощь Церкви, клиру, монастырям
Организация заведений для малоимущих' приютов, больниц, странноприимных домов
Заступничество за незащищенных (вдов, сирот)
Миссионерская деятельность Проповедь веры среди язычников, магометан, иноверцев
Призыв к власть имущим быть милостивыми
Постройка храмов и основание монастырей
Аскетическая деятельность Личная аскетическая жизнь: молитвословия по ночам, скромное питание, ношение вегхой одежды и т.п.
Терпение страданий и притеснений со стороны других
Раздача своего имения
Отказ от занимаемого положения, должности
Мученическая смерть
Во втором параграфе представлен анализ деятельности представителей социальных агиографических типов.
В результате анализа было обнаружено, что, во-первых, шаблонность повествования житий, о которой утверждается в отечественной историографии, не касается деятельности святых. Выяснилось, что социальная деятельность святых разнообразна и во многом лишена повторов и однообразных ситуаций.
Во-вторых, самыми «деятельными» выступают те святые, которые обладали более высокими статусами, вне зависимости от типа деятельности. Активность деятельности святых с более высокими статусами объясняется их ббльшими возможностями действовать по сравнению со святыми с более низкими статусами.
В третьем параграфе представлен анализ типов деятельности святых.
Чаще всего в житиях упоминается аскетический тип деятельности; он наиболее характерен для русских святых (219 случаев).
Социально-нравственная деятельность, которая предлагает для
верующих образец поведения, выражена у русских святых слабо (96 случаев). В основном она выражается в помощи малообеспеченным и незащищенным слоям общества (62 случая).
Политическая деятельность присуща в основном епископам и митрополитам главных городов (всего 84 случая). Не князья и великие князья, а именно святители оказываются главными политиками среди русских святых. В основном эта деятельность выражается в миротворческих миссиях: примирении князей, усмирении волнений среди горожан и т.п.
Миссионерская деятельность святых выражена, преимущественно, в строительстве новых храмов и основании монастырей (всего 93 случая). Однако занимались этим не все святые, а обладающие соответствующими возможностями: епископы, митрополиты и патриархи, князья и великие князья, женщины (среди которых большинство княгинь).
Собственно миссионерством - проповедью веры - занимались преимущественно святители (всего 9 случаев). Проповедовали также и настоятели, и иноки, и князья. Миссионерство мирян выражалось в проповеди среди мусульманского населения, от которого им приходилось страдать вплоть до мученичества.
Таким образом, реальность, представленная в житиях святых, конструирует поведение человека, основной задачей которого становится аскетическая деятельность, связанная, в первую очередь с личной аскезой. Деятельность, направленная на помощь окружающим нуждающимся, нищим, незащищенным для него не так важна. Он может проповедовать свою веру, а также выступать в роли миротворца. Но самое главное для него - не те, кто нуждается в просвещении или перемирии, а он сам, который может достигнуть святости, если будет культивировать в себе аскетические настроения и будет творить аскетические подвиги.
В четвертой главе «Институт почитания святых» рассматривается почитание святых как социальный институт со своей структурой, функциями основными этапами развития. В первом параграфе отражена динамика развития этого института. Начинаясь как стихийный процесс в ранних христианских общинах, к третьему веку почитание святых превращается в устоявшуюся религиозную практику. С середины IV в. можно говорить уже о социальном институте почитания святых; с этого времени выделяются его основные структурные элементы, из разряда усопших выделяется особая группа - святые.
Во втором параграфе, используя теоретические модели институционализма и неоинституционализма, выделяются две следующие схемы, согласно которым действует механизм канонизации святых. В соответствии с первой схемой (классический институционализм), почитание святых и канонизация основываются на вполне определенных ценностно-нормативных предписаниях. По Т. Парсонсу, связующим звеном в обществе служит «основополагающая
общность ценностей . Без этого нельзя заключить ни один социальный контракт, и не может сохраниться ни одно общество»36
Канонизация святых до XX в. имела следующий вид: подвижник, прославившийся своими делами, начинает почитаться среди ближайшего окружения. Почитание выражается главным образом в том, что у его могилы постоянно служат панихиды (особое богослужение по усопшему), люди приходят вспоминать о нем, начинают совершаться чудеса. Слава об усопшем подвижнике распространяется шире, за пределы места, где он жил. Через некоторое время верующие (священнослужители и миряне) просят епископа, которому они подчиняются, канонизировать святого. Епископ или лично, или с помощью доверенных лиц выясняет, достоин ли усопший прославления. После проверок, в случае достоверности представленных фактов, епископ подтверждает святость усопшего: вносит в святцы своей епархии имя святого, объявляет день его памяти (обычно - дата смерти) и в этот день служит ему торжественную службу. Таким образом, почитание из неформальной канонизации превращается в формальную, институционализированную Церковью (в данном случае - епископом как представителем власти в Церкви). Дальнейшее распространение известности святого может привести ко всеобщему почитанию, которое утверждается собором епископов, а в случае забвения святого почитание его может сойти на нет.
Описанная выше схема концептуально выражается в том, что почитание святого начинается в обществе, «снизу», а «верхом» (епископом) только легитимизируется.
Начиная с Синодального периода (начало XVIII в.) встречаются случаи прославления святых не столько по причине их почитаемости, сколько по желанию церковной, а иногда и светской, иерархии.
Вторая схема канонизации святых представляет собой следующее: подвижник после смерти не пользуется почитанием, о нем практически ничего не известно. Органами церковной власти по рекомендации Комиссии по канонизации святых этот подвижник канонизируется. По причине неизвестности жизни святого, его житие, составленное той же Комиссией, может включать какие угодно биографические факты. Обществу (верующим) остается принять эту канонизацию.
В диссертационном исследовании вторая схема канонизации анализируется на основе идей неоинституционалистов.
В 60-х гг. XX в. экономистами Р. Коузом и Д. Нортом была предложена отличная от парсонсовской интерпретация формирования и изменения социальных институтов37. Согласно этой концепции, деятельность социальных субъектов регулируется не нормами и
Ьоглинд А Структурализм и функционализм //Монсон П Современная западная
социология теории, традиции, перспективы СПб, 1992 С 44-45 '7 См Коуз Р Фирма, рынок, закон М , 1993, Норт Д Ижлитуты, институциональные изменения и функционирование экономики М, 1997
ценностями, а формальными и неформальными правилами в разных сферах взаимодействия. Каждый социальный институт выбирает свои правила.
Позже, в середине 80-х гг. XX в. неоинституционализм начал активно исследоваться в социологии, когда П. Бурдье ввел понятие «полей» социального взаимодействия, где институтам принадлежит определенная роль, но решающим представляется формирование «правил игры» участвующими в социальных взаимодействиях агентов, наделенных неравными социальными ресурсами38. Таким образом, сильно-ресурсные социальные субъекты формируют и закрепляют правила социальных взаимодействий, отвечающие их интересам, что позволяет им же расширять поле своего экономического, политического и социального влияния.
Рассмотренные принципы функционирования социальных институтов в соответствии с неоинституциональной схемой полностью соответствуют представленной нами второй модели канонизации святых. Уже не почитание подвижника в обществе становится причиной его прославления, а желание представителей церковного аппарата.
Условно можно сказать, что первая модель канонизации характерна для периода до XX в., а вторая - для XX в. и Собора 2000 г. Условность эта выражается в том, что в чистом виде ни первая, ни вторая модель на практике не встречается. Тем не менее, в период до XX в. случаи прославления святого, о котором ничего не известно, или который не пользуется почитанием в обществе, крайне редки.
Синодальный период был в некотором смысле поворотным моментом в деле канонизации святых. Именно тогда первая модель уступает место второй: церковная власть решает, кого почитать, а кого нет. Ярким образцом второй модели канонизации святых является результат деятельности Собора 2000 г., когда было канонизировано более 1000 святых, о которых широко не было известно.
В исследовании выявляется прямая связь между социальными условиями и канонизацией: с началом Синодального периода, когда Церковь становится государственным институтом и подчиняется государственным интересам, подчас вопреки своей идеологии, число канонизаций сокращается (за Синодальный период до начала XX в. было канонизировано 8 святых). К концу Синодального периода, а началу XX в., когда и церковные иерархи, и светские чиновники видят необходимость реформ в церковной жизни (именно тогда начинается подготовка к Собору 1917-1918 гг.), число канонизаций начинает расти. На время гонений канонизации практически прекращаются. С началом же либеральных реформ в стране вновь появляются святые. При этом Церковь, получив свободу действий во внутренней жизни, пытается функционировать учитывая мнение общества: значительная часть этих
" Леденева А Современная социальная теория Бурдье, Гидденс, Хабермас Новосибирск, 1995
святых не только у всех на слуху, но именно эти имена известны советскому обществу, т. к. они интерпретировались советской историей как более-менее положительные личности (кн. Димитрий Донской, Андрей Рублев, Максим Грек). Эти святые в представлении общества -герои, которые могут быть прославлены.
В третьем параграфе представлен обзор состава святых, канонизированных в XX в. и на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г. Благодаря собранным материалам по канонизациям в XX в. и на Соборе 2000 г. удалось установить состав новопрославленных святых. Опираясь на разработанную типологию святых, была составлена таблица, демонстрирующая число представителей социальных агиографических типов, канонизированных в периоды до XX в., в XX в. и на Соборе 2000 г. (Табл. 4).
Таблица 4. Состав святых, канонизированных до XX в., в XX в. и на Соборе 2000 г.
Социальный Святые, ка но низиро ва иные до XX в. Святые, канонизированные в XX в. Святые, ка но низиро ванные на Соборе 2000 г.
Число Процент Число Процент Число Процент
Женщина. 16 4,22% 5 12,50% 88 8,70%
Священнослужитель: 3 0,79% 4 10,00% 609 60,18%
Настоятель монастыря* 127 33,51% 2 5,00% 40 3,95%
Инок 96 25,33% 7 17,50% 91 8,99%
Епископ- 47 12,40% 7 17,50% 65 6,42%
Митрополит' 2 0,53% 6 15,00% 9 0,89%
Митрополит главного I орода- 12 3,17% 6 15,00% 0 0%
Князь- 27 7,12% 1 2,50% 0 0%
Великий князь: 8 2,11% 0 0% 1 0,10%
Юродивый: 16 4,22% 0 0% 0 0%
Мирянин: 25 6,60% 2 5,00% 109 10,77%
Всего- 379 100% 40 100% 1012 100%
Принципиальная разница между первой и третьей совокупностями заключается в том, что в третьей почти отсутствуют иноки и настоятели, зато большую часть составляют женатые священнослужители. Выяснилось, что за исключением женщин и мирян, в третьей совокупности сократился удельный вес всех представителей типов святых. Женщины, которых в третьей совокупности больше и в численном, и в процентном отношении по сравнению с первой,
преимущественно представлены мирянками (4,35%). Тем не менее, они встречаются и среди послушниц (9 человек), а среди монахов женщин больше, чем мужчин (23 монахини против 16 монахов).
В этом же параграфе представлены выводы о том, что статистические данные по Российской империи за 1915 г.39 не подтверждают связи между структурой населения (по принадлежности к церковной иерархии) и структурой новопрославленных святых.
В четвертом параграфе представлена попытка объяснить социальные причины массовой канонизации святых на Соборе 2000 г.
Первая причина видится в попытке утверждения новой концепции культа святых в Русской церкви. Канонизированные в разное время, в своей общей массе к началу XX в. русские святые являют характерный идеал святости - монашеский. Святые же, канонизированные на Соборе 2000 г., почти не имеют в своей среде ни настоятелей монастырей, ни монахов. Подавляющую их часть (60,18%) составляют женатые священнослужители.
Таким образом, монашеский идеал святости сменяется идеалом, воплощенным в женатых священнослужителях. Принципиальное изменение состава святых может быть объяснено двояко: во-первых, материалы по канонизации в Комиссию подаются обычно родственниками (а именно - потомками) святого. Разумеется, у женатых священнослужителей кто-то из потомков выжил в годы гонений. А если учесть, что традиционно семьи священнослужителей были многодетными, то, конечно, у кого-то из детей была возможность выжить. У монашествующих потомства не было, и, следовательно, возможности для подачи документов в Комиссию сильно ограничивались.
Во-вторых, это сознательная позиция Комиссии, которая хотела «продвинуть» женатое духовенство и сознательно утвердить культ женатых священнослужителей.
Вторая причина массовой канонизации связывается с задачами церкви по укреплению собственного авторитета. Современным российским обществом, как показали социологические исследования, православие воспринимается не как вера или религия, а как идеология, пришедшая на смену коммунистической доктрины: А. Агаджанян в работе «Религиозный дискурс в российских масс-медиа: энтропия, симфония, идеократия» пишет, что «религия в России конца XX в. выступает не столько в качестве источника верований и ценностей, сколько в качестве «публичной религии», источника национальной идеологии, в которой нуждается общество»40. Институт почитания святых выступает неким
" См Обзор деятельности Ведомства православного вероисповедания за 1915 г
Петроград, 1917 Приложения С 5,25,27 т Агаджанян А Религиозный дискурс в российских масс-медиа' энтропия, симфония, идеократия //Старые церкви, новые верующие Религия в массовом сознании постсоветской России / Под ред проф К Каариайнена и проф Д К Фурмана СПб, М, 2000 С 142
индикатором этой идеологии Следовательно, церковь, в лице иерархии, должна показать обществу, что она жива и действенна как средство спасения, т. к. ее лоно порождает большое количество новых святых.
Третья причина связывается с внутренними запросами общества. СМИ и реклама занимают важное место в жизненном мире современного человека. С началом Перестройки и вплоть до нашего времени рынок товаров и услуг постоянно пополняется новинками. Все новое, что появляется сейчас в жизни общества, связано с новыми бытовыми и экономическими возможностями, новыми продуктами и товарами Слово «новый» в различных склонениях постоянно фигурирует в телевизионной и печатной рекламе. Это явление в институте экономики чрезвычайно схоже с процессами, проистекающими в институте почитания святых: появляются новые святые в большом количестве. Канонизированная тысяча с лишним святых на Соборе 2000 г. постоянно пополняется после каждого заседания Синода, которые в РПЦ проходят каждый квартал. За одно заседание Синода Комиссия по канонизации святых представляет к общему почитанию от нескольких единиц до нескольких десятков новых святых41. То же, что и в сфере экономики, происходит сегодня в сфере религиозной: новые святые, новые чудеса, привоз новых мощей и т. д. Оказывается, «общество потребления» распространяет свои запросы не только на товарно-продуктовую сферу, но и на духовную. Церковь, как любой социальный институт, который призван выполнять определенные функции в обществе, стремится справиться со своими задачами «в духе нового времени».
Если бы канонизация на Соборе 2000 г. проходила согласно классической институциональной модели, можно было бы предположить, что в обществе изменились ориентиры: вместо святых преподобных (настоятелей монастырей и иноков) общество хочет видеть святыми женатых священнослужителей и многочисленных мучеников. Однако состав канонизированных святых в 2000 г. не отражает общественные настроения: представленных к канонизации новомучеников никто не знает, они не воспринимаются в обществе ни как святые, ни как герои, к которым можно обратиться за помощью. Действия Комиссии по канонизации привели к тому, что в обществе начали почитаться свои, «народные» святые, среди которых - царь Иоанн IV, Григорий Распутин, Евгений Родионов (участник Чеченской войны). Несмотря на заявления официальных церковных лиц, включая патриарха Московского, по поводу недопустимости прославления подобных персоналий, значительная часть клириков и верующих продолжает способствовать развитию культа этих личностей.
41 См доклад митрополита Ювеналия (руководитель Комисси по канонизации) на конференции «Мждународные образовательные рождественские чтения» 24-31 января 2004 г размещенный на сайте
«http //www st-nikolas orthodoxy ru/newmartyres/readings2004/mdex html»
Анализируя современную ситуацию, можно отметить, что в настоящее время институт почитания святых, как и другие социальные институты в России, переживающие процесс трансформации, представляет собой состояние аномии. Возникает своеобразный конфликт: церковная элита предлагает (и утверждает) одних святых обществу, а общество, в свою очередь, не принимая этого предложения, почитает «своих» святых. При этом ни одна из сторон не руководствуется теми нормами и ценностями, которые были определяющими при почитании святых до XX в.
Хотя отношение к канонизации в Церкви со времен Бориса и Глеба первых канонизированных русских святых - не изменилось, действуют те же условия канонизации святых, - тем не менее, рассмотренные социальные аспекты канонизаций не подтверждают этого. В социальном отношении Церковь ничем не отличается от других социальных институтов; институт почитания святых трансформируется, как и другие институты, с одной стороны под влиянием ресурсоемких агентов, а с другой - под влиянием общественных ожиданий и настроений.
В «Заключении» подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы.
В Приложении к диссертации содержится список принятых в работе сокращений.
По теме диссертации автором опубликованы следующие статьи:
1. Культура и культурология: Словарь /Сост. и ред. А. И. Кравченко. М.: Екатеринбург: Академический проект, 2003. - авт. - 0,9 п.л.
2. Емельянов К. С. Жития русских святых как объект социологического исследования //«Социология». М., 2004. - №2. С. 176-189.- 1,1 п.л.
3. Емельянов К. С. Социальные аспекты современных канонизаций Русской православной церкви //Социологический журнал. М., 2005 -№1. (в печати). - 1,3 п.л.
Подписано в печать 12 01. 2005 зак. 4. тир.100. объем 1,5 п.л. Москва, Нахимовский проспект,32
PH Б Русский фонд
2006-4 2716