автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: История православной канонизации россиян в начале XX столетия
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Завьялова, Евгения Викторовна
Введение з
Глава I. Общая характеристика института канонизации святых
§1. Зарождение в христианстве культа святых и историческое развитие канонизации в Русской православной церкви
§2. Угасание института в советский период и его современное возрождение
Глава II. Жизнь курских святых и мероприятия по их канонизации
§ 1. Мирская жизнь и религиозное подвижничество
Серафима Саровского и Иоасафа Белгородского
§2. Канонизация курских подвижников: подготовка, торжественное прославление, значение
Введение диссертации2005 год, автореферат по истории, Завьялова, Евгения Викторовна
Актуальность темы исследования вытекает из значения Русской православной церкви (РПЦ) в истории российского общества. В ее многосторонней деятельности значимое место занимает обряд канонизации подвижников веры, который ведет истоки с принятия христианства на Руси.
В течение последующих столетий институт канонизации россиян постепенно развивался, вобрав имена великих людей: Феодосий Печерский, Александр Невский и многих других. Данный процесс достиг апогея в начале XX столетия, когда состоялась череда чествований святых: Серафима Саровского (1903 г.), Анны Кашинской (1909 г.), Иоасафа Белгородского (1911 г.) и Питирима Тамбовского (1914 г.), направленная на укрепление религиозных чувств верующих и влияния Церкви в государственных делах и общественной жизни.
После утверждения советской власти в течение десятилетий происходили гонения на Русскую православную церковь, результатом которых стало полное забвение обряда причисления подвижников к лику святых.
С конца 1980-х - начала 1990-х гг. развернувшаяся трансформация общества и государства создала условия для подъема православия, что обеспечило возрождение традиции канонизации. В ранг святости были возведены Дмитрий Донской и Андрей Рублев, Амвросий Оптинский и Иоанн Кронштадтский, адмирал Федор Ушаков и император Николай II, а всего несколько сотен россиян.
В современных условиях наблюдается тенденция возвращения имен ранее канонизированных русских святых, начавшаяся празднованием 100-летнего юбилея канонизации Серафима Саровского.
На указанных торжествах в 2003 г. в г. Сарове побывал президент РФ В. В. Путин, отметивший значимость возрождения в государстве традиций православия с открытым поклонением людьми канонизированным святым.
Одновременно подчеркивалось, что саровские торжества стали серьезным федеральным проектом по реставрации взаимоотношений Православной церкви и государственной власти1.
Подобное отношение наблюдается сейчас на региональном уровне: Белгород обратился к памяти святителя Иоасафа и т. д.
Объектом исследования выступает история православной канонизации россиян, отражающая взаимоотношения религии и народа, Церкви и государства.
Предметом данной работы является осуществление канонизаций в начале XX столетия на примере сравнительного анализа чествований Серафима Саровского в 1903 г. как самого значимого в изучаемый период и Иоасафа Белгородского в 1911 г. как типичного события местного значения.
Хронологические рамки диссертации в основном охватывают собственно эпоху канонизаций в начале XX столетия, дополняясь освещением непосредственно жизни и подвижничества святых в XVIII - XIX веках и последующего отношения государственности и общественности к церковному прославлению, особенно в настоящее время.
1 Речь президента Российской Федерации Путина В. В. после молебна у мощей преподобного Серафима Саровского // Преподобный Серафим Саровский в XX - XXI веках: репортаж о торжествах, посвященных 100-летию прославления великого святого. - М., 2004. - С. 907.
См.: Иоасафовские чтения / Ред. кол.: П. Н. Беспаленко, В. П. Бабинцев и др. -Белгород, 2003. - 236 с.
Географические границы диссертации охватывают территорию Тамбовской и Курской губерний, в которых прошли чествования Серафима Саровского и Иоасафа Белгородского.
Историография проблемы исследования представлена работами, посвященными изучению различных аспектов культа святых в Русской православной церкви, и делится на три периода: дооктябрьский (1903 - 1917 гг.), советский (1917 - 1991 гг.), современный (с 1992 года до последнего времени).
Первую группу исследований составляют труды дореволюционных авторов. Многие изыскания, как, например, работы архимандрита Серафима (Чичагова), Н. Жевахова, Е. Поселянина, Никодима епископа Белгородского отличает подробное и занимательное изложение жизни, духовных подвигов русских святых, а также традиций народного почитания и официального о прославления . Но эти работы лишены серьезных научных обобщений.
Наиболее ценным в этом отношении является изыскание религиозного историка Е. Е. Голубинского. В монографии он подробно проанализировал происхождение культа святых в христианстве, изложил отличительные особенности святости на Руси, рассмотрел канонические правила церковных чествований4.
См.: Летопись Серафимо — Дивеевского монастыря / Сост. архимандрит Серафим (Чичагов). Репринт, изд. - М., 1991.- 851 е.; Жевахов Н. Чудеса Святителя Иоасафа. - СПб., 1998. - 48 е.; Поселянин Е. Преподобный Серафим, Саровский Чудотворец. - СПб., 1908. - 40 е.; Поселянин Е Святые дни в Сарове // Подвиг старца Серафима: Житие, Воспоминания, прославление, образ Преподобного в поэзии. - М., 1999. - С. 109-171; Святитель и Чудотворец Иоасаф, Епископ Белгородский. (Его жизнь, прославление и чудеса) / Сост. Никодим епископ Белгородский. - Курск, 1914. - 800 с.
4 Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. - М.,
1903.-С. 40-42, 92-93.
В целом дореволюционный период характеризуется параллельным изучением светскими и религиозными авторами истории канонизации россиян.
Советские историки рассматривают церковь в общей системе социально -экономической, политической и культурной истории. Работам того времени присуще критическое отношение к деятельности церкви, ее учению и традициям.
В монографии Н. М. Никольского, вышедшей в 1931 г., отстаивается критический взгляд на происхождение Ветхого завета, следовательно, и на учение о святости вообще5.
В ряде исследований дается представление как о взаимосвязи политики Церкви и царизма в начале XX века, так и о мероприятиях высшего духовенства по защите своих привилегий, в частности речь идет о канонизации святых как одном из средств религиозной пропаганды6.
Рассмотрению канонизаций в начале прошлого столетия посвящена монография А. В. Белова, в которой анализируются причины народного и официального почитания святых, а также отношение к действиям церковной и светской власти разных слоев общества7.
Осмыслению взаимоотношений власти, РПЦ и народа в период революционизированной страны способствовало исследование В. А. Кувакина. Автор акцентировал внимание на кризисных процессах, потрясавших общество в первые десятилетия XX века8.
5 Никольский Н. М. История русской церкви. - М., 1988. - С. 25 - 37.
6 Церковь в истории России: Критический очерк (IX в. - 1917 г.). - М., 1967. -С. 239, 254, 269.
7 Белов А. В. Правда о православных «святых». - М., 1968. - С. 104 - 127. Кувакин В. А. Религиозная философия в России: Начало XX века. - М., 1980.
-С. 16-35.
В работе Л. И. Емелях описывается обрядовая сторона православия. Среди традиционных таинств церкви: крещение, венчание, причастие и др. в книге рассматриваются особенности почитания усопших предков9.
Важной для понимания причин официальной канонизации святых является монография А. С. Хорошева. Анализируя чествования святых в Средневековой Руси, автор подчеркивает зависимость церковных канонизаций от политических интересов власти10.
Вопрос о влиянии государственных структур и политической ситуации в стране на функционирование РПЦ находит отражение в коллективном издании советских историков под ред. А. И Клибанова11.
С 1991 г. исследователи отказываются от огульной критики учения церкви.
Например, в монографии Н. С. Гордиенко акцент смещается с отрицания святости подвижников на теоретическое изложение практических основ канонизации. Основное внимание в работе уделено возрождению церковных чествований святых, в связи с этим кратко упоминаются канонизации
12
Серафима Саровского и Иоасафа Белгородского .
Современная историография коренным образом изменила свою оценку деятельности РПЦ с негативной на позитивную, а вместе с ней традиций, связанных с почитанием святых. Многие из появившихся трудов по-новому
9 Емелях JI. И. «Загадки» христианского культа. - Д., 1985. - С. 160 - 175.
10 См.: Хорошев А. С. Политическая история русской канонизации (XI - XVI вв.). -М., 1986.-206 с.
11 Русское православие: Вехи истории / Науч. ред. А. И. Клибанова. - М., 1989. -С. 391 -410.
12 Гордиенко Н. С. Новые православные святые. - Киев, 1991. - С. 19-105. переосмысливают само явление святости, пытаются объективно подойти к изложению сути канонизации13.
Отдельным работам свойственна искренность религиозных чувств самих авторов. В частности, она прослеживается во вступительной статье Н. Н. Лисового, составившего сборник о Серафиме Саровском14. Книга опубликована в связи с событиями обретения и перенесения мощей святого в Саровскую пустынь. В нее вошли наиболее полные жития преподобного, очерки и воспоминания писателей и философов, участвовавших в канонизации 1903 г.
Объективный взгляд на положение РПЦ в период кризиса общества характерен для исследования С. С. Бычкова, обошедшего вниманием институт канонизации15.
В работе А. Б. Рогозянского анализируются события, связанные с преследованием культа святых в советском государстве. Автор с опорой на документальные источники осветил события противомощейной компании — одного из средств борьбы с «церковной ересью». Книга проникнута осуждением и критикой политики власти16.
Ряд работ, среди которых особое место занимает книга Н. А. Опрышко, посвящены изучению генезиса и эволюции святости в Православии от крещения Руси до сегодняшнего дня. Автор подробно проанализировала христианские письменные памятники, затрагивала последние канонизации
13 Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 1: Первый век христианства на Руси. - М., 1995. - С. 7 - 10.
14 Преподобный Серафим Саровский: Сборник / Сост. Н. Н. Лисовой. - М., 1997.-С. 9- 18.
15 См.: Бычков С. С. Русская Церковь и императорская власть: Очерки по истории Православной Российской Церкви 1900 - 1917 гг. Т. 1. - М., 1988. -318с.
16 Рогозянский А. Б. Страсти по мощам. Из истории гонений на останки святых в советское время. - СПб., 1998. - С. 11 - 104.
РПЦ, связанные с прославлением новомучеников и исповедников российских XX века17.
Значимость для систематизации сведений об официальном чествовании святых в России представляет монография диакона С. Скузоваткина.
Первоначально книга представляла диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия, которая была защищена на кафедре истории Русской церкви Московской духовной академии. В исследовании содержатся документальные свидетельства, касающиеся истории Саровской обители, а
18 также прославления старца .
Большую роль в освещении истории святости в настоящее время играет Центр истории религии и церкви Института российской истории РАН, издающий специальные сборники статей «Церковь в истории России» с публикациями близкими к нашей проблематике19.
Важным проявлением научного интереса к истории взаимоотношений Церкви, общества и государства является выполнение диссертационных работ общероссийского и регионального содержания20.
17
Опрышко Н. А. Православные святые: Почитание и прославление. — М. 2002.-С.75- 191.
1 о
Диакон Скузоваткин С. Обитель преподобного Серафима. История Саровской пустыни в XX в. - М., 2003. - С. 26 - 138.
19 См.: Семененко-Басин И. В. Возобновление канонизации святых в Русской церкви после антирелигиозных гонений (1964 - 1990 гг.) // Церковь в истории
России. Сб. 5 / Отв. ред. О. Ю. Васильева. - М., 2003. - С. 324 - 342.
20
См. например: Зубанова С. Г. Православная церковь в социальной, культурной и духовной жизни российского общества XIX в.: Автореф. дис. . канд. ист. наук. -М., 1995. - 29 е.; Степанов К. С. Русская православная церковь в политической жизни Казанской губернии в первые десятилетия XX в.: Дис. . канд. ист. наук. - Казань, 2002. - С. 20 - 59.
В диссертационных исследованиях по истории религии, выполненных по материалам Центрального Черноземья и Курской губернии, разработаны
21 разные направления данной проблематики .
Антицерковные гонения советского государства раскрыл С. Н. Емельянов, включая изъятия церковных ценностей, но без анализа уничтожения останков подвижников, хотя они составляли наиболее важную ценность и являлись символом присутствия святости для верующих22.
Дополняют эту тематику работы о преследованиях верующих в период гонений на Церковь23.
91
Жиров С. С. История монастырей и монашества Курской епархии во второй половине XIX в.: Дис. . канд. ист. наук. — Курск, 2003. — 28 е.; Апанасенок А.
В. Старообрядчество Курской губернии в конце XIX - начале XX в.: Автореф. дис. . канд. ист. наук. - Курск, 2004. - 26 е.; Козлов К. В. Политика Русской
Православной церкви в области образования и ее реализация в деятельности епархий Центрального Черноземья. 1884 - 1914 гг.: Автореф. дис. . канд. ист. наук. — Курск, 2004. - 26 е.; Озеров Ю. В. История погребальной культуры российской провинции в конце XVIII - начале XX вв. (на примере Курской губернии).: Автореф. дис. . канд. ист. наук. - Курск, 2004. - 24 е.; Бунин А. Ю.
Деятельность православного духовенства Курского края в 1905 - 1929 гг.:
Автореф. дис. . канд. ист. наук. - Курск, 2005. - 24 с.
22
См.: Емельянов С. Н. Об изъятии церковных ценностей в 1922 г. в храмах Суджанского уезда (по материалам Государственного архива Курской области) // Из истории монастырей и храмов Курского края / Отв. ред. А. 10. Друговская. - Курск, 1998. - С. 100 — 106; Емельянов С. И. Власть и церковь: Эволюция государственной религиозной политики и институтов церковного управления в губерниях Центрального Черноземья. 1017- 1922. - М.; Курск, 2001.- 176 с.
23
См.: Друговская А. 10., Капинос С. В. Куряне-священнослужители — жертвы политических репрессий 30 - 40-х гг. (по материалам «Книги памяти жертв политических репрессий») // Из истории монастырей и храмов Курского края /
Краткое упоминание о канонизации святых содержит литература о православном паломничестве24.
В краеведческих изданиях рассматриваются отдельные аспекты миссионерской, религиозно — просветительской, социальной, политической значимости святых подвижников и их официального прославления25.
Существенным дополнением к изучению традиции почитания святых в РПЦ служат произведения эмигрантской исторической литературы. Среди них
Отв. ред. А. Ю. Друговская. - Курск, 1998. - С. 116 - 126; Ильина З.Д. Церковь и власть: судьбы православных курян (1920 - 1930-е гг.) // Из истории монастырей и храмов Курского края / Отв. ред. А. Ю. Друговская. - Курск, 1998.-С. 106-116.
24 См.: Курцев А. Н. Паломничество в Центральном Черноземье (1861 - 1917) // Материалы для изучения селений России: Докл. и сооб. 6-й рос. науч. - практ. конф. «Российская деревня: история и современность», Нижний Новгород, нояб. 1997 г. Ч. I: История. Демография. Экономика. Экология. Верования. — М.,1997. - С. 142 - 146; Курцев А. Н. Культовые миграции населения Центрального Черноземья в 1861 - 1917 гг. // Из истории монастырей и храмов Курского края / Отв. ред. А. Ю. Друговская. - Курск, 1998. - С. 92 - 96; Курцев А. Н. Серафим Саровский: канонизация и паломничество // Жизнь Серафима Саровского и судьбы России: прошлое, настоящее и грядущее: (к 100-летию канонизации): Материал. Всерос. науч.-практ. конф. (26 - 28 июня 2003 г.) / Отв. ред. В. М. Меньшиков. - Курск, 2005. - С. 8 - 12.
25
См.: Крупенков Н. Ф., Крупенков А. Н. Святитель Иоасаф Белгородский. Белгород, 1998. 403 е.; Бугров Ю. А. «Здравствуй, радость моя!»: О святом Серафиме Саровском // История города Курска и Курской области с древнейших времен до XVIII в. - Курск, 2000. - С. 55 - 56; Память о земляке Серафиме Саровском: Страницы жизни Серафима Саровского (Прохора Машнина) / Сост. И. Е. Монастырев. - Курск, 2003. - 110 е.; Святые земли Курской / Сост. священник В. Реутов. - Курск, 2003. - С. 20 - 33. особое место занимают исследования А. В. Карташева, в которых освещается зарождение обычая поклонения святым, история взаимоотношений Церкви и
26 государства, анализируются причины упадка веры в начале XX столетия . Монографии интересны еще и потому, что автор - известный ученый в области церковной истории, заметный политический и общественный деятель был очевидцем кризисных явлений, описанных в последствии.
Осмыслению общественных настроений в предреволюционный период способствует книга Н. М. Зернова, где анализируются духовные поиски русской интеллигенции, систематизируются сведения о религиозных объединениях исследуемого времени27.
Монография Д. С. Поспеловского содержит богатый материал из российских и зарубежных архивов, рассказывающий о судьбах иерархов церкви в эпоху гонений, о ее патриотической деятельности в годы ВОВ, о начавшемся в конце XX в. возрождении русского православия . Первая версия книги вышла на английском языке в начале 1980-х гг. и значительно проигрывала русскому варианту, опубликованному в 1995 г., который включил документальный материал московских и петербургских архивов.
Характерной чертой данных исследований является полное отсутствие проблематики канонизации вообще и в России начала XX столетия в частности, хотя специальные меры Русской православной церкви по причислению чтимых народом подвижников к лику святых являлись важным инструментом преодоления кризиса религиозности.
26 Карташев А. В. Воссоздание Святой Руси. - М., 1991. - С. 71 - 101; Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. Т. 1. - М., 1992. - С. 145 - 235; Карташев А. В. Вселенские соборы. - Клин, 2002. - С. 574 - 600. См.: Зернов Н. М. Русское религиозное возрождение XX века. - Париж, 1991.
- 367 с.
28
Поспеловский Д. С. Русская православная церковь в XX веке. - М., 1995. - С. 19-35, 103- 119,380-444.
Таким образом, имеющаяся научная литература содержит фрагментарное освещение истории православной канонизации россиян. Специальные исследования освещают этот институт лишь до XX века. Подобные же работы о начале XX столетия до настоящего времени отсутствуют.
Методологической основой исследования послужили многофакторный подход к историческому прошлому, принципы объективности, историзма и системного анализа. Среди применяемых методов следует выделить:
- синхронный - для контекстуализации общественного восприятия образов русских преподобных в конкретной исторической ситуации;
- типологический — для классификации лиц, канонизируемых РПЦ и иерархической характеристики святых;
- хронологический - для изучения динамики трансформации общественного восприятия почитания святых в пределах указанного времени;
- компаративный — для анализа разнообразных по характеру источников, привлечение которых обусловлено неполнотой информации для рассматриваемого периода.
Целью работы является общий анализ исторического развития института канонизации с всесторонним исследованием двух разнотипных прославлений Серафима Саровского и Иоасафа Белгородского в начале XX столетия путем решения следующих задач:
- рассмотреть процесс зарождения в христианстве культа святых и историческое развитие канонизации в РПЦ;
- проследить эволюцию взглядов и отношение к культу святых в советский период и в настоящее время;
- систематизировать сведения о жизни и духовных подвигах указанных подвижников;
- охарактеризовать мероприятия, составившие канонизации данных подвижников, определить их значение для общества, государства, Церкви.
Источи и ковую базу диссертации составляют архивная документация и печатные материалы.
Первая группа источников представлена прежде всего документами Российского государственного исторического архива, особенно информацией из фонда «Канцелярия Синода» (ф. 796) Российского государственного исторического архива, включая важное донесение петербургского митрополита о торжественном открытии мощей Серафима Саровского. Среди документов фонда имеются сведения о награждении лиц, принявших участие в организации торжеств 1903 г.
Фонд « Канцелярия обер-прокурора Синода» (ф. 797) сообщает о переписке одного из очевидцев чествования с обер-прокурором Святейшего Синода. Некто Россоловский жаловался на непорядки при выдаче входных билетов на открытие мощей святого. Материалы фонда включают объяснительные записки епископа Тамбовского и Шацкого Иннокентия и тамбовского полицмейстера.
Канонизация Иоасафа Белгородского, имеющая местное значение отразилась в материалах Государственного архива Курской области. В фонде «Канцелярия курского губернатора» (ф. 1) находятся документы о расквартировании высших должностных лиц, чинов полиции, о снабжении факелами стражников, командируемых на торжества прославления Иоасафа Белгородского. В фонде содержатся материалы об организации Курским попечительством о народной трезвости чайного и пищевого довольствия паломников. В частности, интересной представляется переписка Общества с владельцами и директорами пищевых заводов Курской губернии.
К числу важных печатных источников относятся издания церковного лл происхождения, начиная с объяснения явления святости в Библии .
29
См. например: Канонизация святых: Поместный собор Русской православной церкви, посвященный юбилею 1000-летия крещения Руси / Под ред. митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. - М., 1988. - С. 3 - 29.
В диссертации использовались документы Юбилейного Архиерейского собора Московской патриархии, посвященные вопросам последних канонизаций, материалы официальных изданий указанной патриархии и ее Интернет — сайта, а также периодики Русской православной церкви за границей (РЦЗ)30.
Интересными являются церковные издания, вышедшие сразу после торжеств в Сарове и Белгороде31. Большую ценность представляют воспоминания очевидцев и участников канонизации 1903 г., а также документы, среди которых донесение Святейшему Синоду митрополита Санкт — Петербургского и Ладожского Антония, вошедшие в сборник «Преподобный Серафим, Царь и народ». Книга содержит свидетельства церковнослужителей и простых паломников, участвовавших в канонизации, кроме того, цитируются духовные наставления, произнесенные во время торжеств.
Не менее интересными являются воспоминания очевидцев прославления Иоасафа Белгородского .
Использованы также воспоминания дворцовой фрейлины А. Тютчевой о роли Серафима Саровского в жизни царской семьи и о рождении наследника, некоего Богдановича о встрече с преподобным и др.33
30 См.: Русская церковь на рубеже веков: Юбилейный Архиерейский собор Московской патриархии / Под ред. Е. И. Душенова. - СПб., 2001. - 320 с.
31 См.: Открытие мощей и прославление святого преподобного Серафима Саровского чудотворца в присутствии их Императорских Величеств в июле 1903 г. М.,1903. 31 е.; Святитель Иоасаф (Горленко), Епископ Белгородский и Обоянский / Сост. С. Д. Булгаков. - Курск, 1911. - 158 с.
32
См.: Церковное прославление Святителя и Чудотворца Иоасафа, епископа Белгородского по воспоминаниям очевидцев и современников. - Белгород, 1916.-363 с.
33 Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. - М., 2000.-С. 3 - 36, 20 - 272.
Значимыми являются записки Н. А. Мотовилова — ученика преподобного Серафима и его переписка с императорами Николаем I и Александром II34.
Большую ценность представляют сведения из общероссийской и региональной периодики. В «Правительственном вестнике», «Церковном Вестнике», «Санкт - Петербургских ведомостях» печатались распоряжения Синода, постановления комиссий по организации чествований, статьи о жизни и подвигах святых с описанием мест предстоящих торжеств, отчеты о проведении канонизации, участии в ней царской семьи. Местная печать представлена изданиями «Курские епархиальные ведомости», «Тамбовские губернские ведомости», «Тамбовские епархиальные ведомости». Здесь опубликованы сообщения о маршруте передвижения паломников, предложения услуг по обеспечению жилья, иногда описывались забавные случаи из жизни паломников. Большая часть информации о торжествах представлена статьями очевидцев и участников.
Отметим важность курского источника о родословной преподобного Серафима Саровского35.
Особое место занимают материалы, изданные к 250-летию со дня рождения преподобного Серафима Саровского. Они включают жизнеописания старца, его пророчества и наставления, а также информацию о втором обретении мощей и Саровских торжествах 2003 г.36
34
Житие, пророчества, наставления преподобного Серафима Саровского Чудотворца / Сост. Ж. Э. Гончар. - Минск, 2001. - С. 214 - 231.
35 Журналы заседаний и отчеты Курской губернской ученой архивной комиссии // Труды Курской губернской ученой архивной комиссии. Вып. I. - Курск, 1911. Ч. 2.-С. 86- 105;
36Преподобный Серафим Саровский в XX - XXI веках: репортажи о торжествах, посвященных 100-летию прославления великого святого. — М., 2004. - С. 140 - 224, 864 - 942.
Привлеченный нами круг источников отличается необходимым разнообразием и возможностью сопоставления информации, обеспечивая обоснованность и достоверность результатов проведенного автором исследования.
Научная новизна работы. В данной диссертации впервые исследована история православной канонизации россиян в начале XX столетия на примере сравнительного анализа чествований Серафима Саровского в 1903 г. как самого значимого в изучаемый период и Иоасафа Белгородского в 1911 г. как типичного события местного значения.
Проблема канонизации освещена в широком историческом контексте: от дохристианских истоков до современного состояния.
Автор сделала ценный вывод, что изучаемый институт является синтезом языческих верований древних славян в культ предков и христианского обряда канонизации.
В диссертации подчеркивается, что многовековое развитие института канонизации в РПЦ определялось состоянием общественной напряженности. Особенно показательна резкая эволюция отношения общества к культу святых в XX веке, когда уничтожение мощей и запрет обряда сменился реставрацией торжественного прославления подвижников.
По мнению автора, современная практика канонизации опирается на традиции чествования святых. Характерные для начала XX столетия, когда церковное прославление стало наиболее сложным комплексом обрядовых мероприятий. Обострение социально-политической обстановки в данный период сопровождали упадок веры, развенчание авторитета церковных и государственных структур. Важным методом преодоления кризисных явлений стали вышеуказанные акты канонизации, исторически связанные с Курским краем.
Важность итогового положения состоит в том, что активизация политики канонизации оказалась недостаточной для преодоления системного кризиса российского общества.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в обобщающих трудах по отечественной истории, специальных публикациях по культурологии, религиоведению, а также в работах по научному краеведению. Основные положения диссертации будут способствовать совершенствованию современной практики церковных чествований святых.
Апробация результатов исследования. Основное содержание
37 диссертации отражено в 7 публикациях общим объемом 2,2 п. л. ,
37 Завьялова Е. В. Курщина в истории православных канонизаций начала XX столетия // Курский край: Науч.-ист. журнал № 1-2 (33-34). - Курск: Изд. Курск, обл. краевед, об-ва. — 2003. — С. 23 - 25; Завьялова Е. В. Исторические традиции канонизации россиян // Правда истории: Сб. науч. ст. / Под ред. Ю. Ф. Мелихова. - Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2003. -С. 239 — 242; Завьялова Е. В. Канонизация Серафима Саровского в 1903 г. // Время и человек в зеркале гуманитарных исследований: Материалы пятой междунар. летней культурно — антрополог, школы молодых ученых «Культура - Образование - Человек»: В 2 т./ Под ред. А. В. Репринцева. Т. 1. - Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2003. - С. 203 - 210; Завьялова Е. В. Торжества прославления Святителя Иоасафа Белгородского в 1911 г. // Иоасафовские чтения: Сб. материалов I Междунар. молодежных Иоасафовских чтений. - Белгород: Изд-во ООО «Гик», 2003. - С. 58; Завьялова Е. В. Просветительские подвиги Серафима Саровского и Иоасафа Белгородского // Курский край в истории Отечества. Материалы науч. - практ. конф., посвященной 225-летию образования Курской губ. и 70-летию образования Курской обл. Курск. 14 мая 2004: В 2 ч./ Под ред. к. и. н. А. Т. Стрелкова. Ч. 2.- Курск: МУ ИЦ «ЮМЭКС», 2004. - С. 65 - 68; Завьялова Е. В. Участие курского крестьянства в торжествах прославления Иоасафа Белгородского // Сельская Россия: Прошлое и настоящее. Докл. и сооб. 9 рос. науч.-практ. конф. (Москва, дек.,2004). Вып. 3. — М.: Изд. всерос. науч.-просвет. об-ва «Энцикл. рос. деревень», 2004. - С. 182 - 183; Завьялова Е. В. Курский подвижник земли русской // Жизнь Серафима Саровского и судьбы России: Материал. Всерос. науч.-практ. конф. (26 - 28 июня 2003 г.) / Отв. ред. В. М. Меньшиков. — Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2005. - С. 4 - 7. докладывалось на международных (Белгород, 2003; Курск, 2003), российской (Москва, 2004) и региональных (Курск, 2001, 2003, 2004) научных конференциях.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "История православной канонизации россиян в начале XX столетия"
Общие выводы по данной главе состоят в следующем. Духовные подвиги, моральные принципы подвижников имели нравственно-назидательное значение для православного социума, воспитывая в нем толерантность, смирение, покорность. Неотъемлемой составляющей поклонения святым являлась их канонизация, в задачу которой входило сближение власти с народно-религиозной культурой. Уровень провидения канонизации зависел от распространенности почитания подвижника и заинтересованности государственных структур. Само церковное прославление соответствовало выработанному церемониалу. Канонизация не влияла на социально-политическую ситуацию, в то же время являлась праздником для верующих. Практическое значение чествований заключалось в систематизации требований к обеспечению и проведению последующих мероприятий.
Заключение
Православный культ святых является следствием эволюции народного мировоззрения славян, которые перенесли веру в предков из язычества в христианство.
В свою очередь ко времени крещения Руси христианство уже имело представление о святости, получившее обоснование в Библии и трудах богословов. Они включают не только критерии, но и объясняют причину почитания останков подвижников веры. Практически это выражается в стремлении верующих иметь частицы мощей в своих общинах, в результате чего устанавливается традиция канонизации останков.
С момента возникновения обычая почитания останков в местах захоронения верующие служили литургию (главное христианское богослужение, на котором совершается таинство причастия и обедня), устраивали трапезу поминовения, раздавали милостыню нищим, обращались к угодникам с молитвой. Часто они являлись свидетелями чудес, происходивших рядом с могилами. Из агиографических источников хорошо известно, что мощи святых могли источать миро, благоухать, светиться, исцелять от душевных и телесных болезней.
В диссертации отмечается, что складывание обычаев возводить храмы на останках святых, переносить и почитать мощи наравне с духовно-нравственным аспектом имело особый догматический смысл. Мощи служили залогом присутствия святых при богослужении, осуществляя связь между Церковью земной и Церковью Небесной.
С принятием христианства обычай почитать мощи переходит в РПЦ, причем вместе с учением о святости он приобретает отличительные особенности: от распределения святых по чину и значимости почитания до количественного увеличения актов канонизации подвижников и роста мероприятий по возвеличиванию мирян.
Историческое развитие православной канонизации и веры в подвижников Церкви определялось уровнем общественной напряженности в стране. Особо показательна эволюция отношения общества к культу святых в XX веке, на протяжении которого имели место как преследование и уничтожение мощей, так и возрождение торжественного прославления подвижников. Последнее было особенно символично в преддверии 1000-летнего юбилея крещения Руси.
Возрождение института канонизации в России в настоящее время определяется деятельностью Синодальной комиссии, Архиерейских соборов РПЦ, особое значение имеет традиция почитания великих русских старцев, что проявилось в праздновании 100-летия канонизации святого преподобного Серафима Саровского, состоявшегося в июле 2003 г. в Сарове.
Современная практика канонизации опирается на традиции чествования святых, характерные для начала XX столетия. Обострение социально-политической обстановки в данный период сопровождалось упадком веры, развенчанием авторитета церковных и государственных структур. Важным методом преодоления кризисных явлений стали чествования Серафима Саровского в 1903 г. и Иоасафа Белгородского в 1911 г., которые отражали типичные признаки подобных мероприятий.
Общие черты жизни будущих святых состояли: вышли из мирян, трудное детство, вступление в монашество в ранней юности, подвижническая деятельность на службе Церкви и т. д. Коренное отличие Серафима от Иоасафа состояло в признании фактической святости первого и посмертного возвеличивания второго. Отсюда всенародное почитание старца из Саровской пустыни и грандиозные торжества в 1903 г. по сравнению со скромной процедурой прославления 1911 г. в г. Белгороде
Собственно канонизация начиналась с местного прославления. Его обязательным атрибутом являлись портретные изображения, которые вешали в красном углу наряду с иконами, а также «Житие» - сказание о жизни и подвигах будущего святого. Последнее составлялось и распространялось последователями и учениками подвижника. Необходимым условием для канонизации святого было наличие чудес. Как правило, собирали и записывали сообщения о чудесах и исцелениях настоятели монастырей, на территории которых находились мощи. Они же руководили благоустройством памятных мест, включая строительство часовен, сооружение целебных источников.
В дальнейшем специальные комиссии проводили проверку святости и занимались подготовкой торжеств. Церковные и светские власти на местах широко пропагандировали предстоящую канонизацию. В годы, предшествующие ей, проводились публичные чтения о подвижниках, создавались общества для сбора и издания памятных свидетельств их жизни.
Официальная подготовка к обряду включала в первую очередь решение вопросов о сооружении раки, иконописном изображении подвижника, документальном обосновании канонизации.
Особое внимание при подготовке к чествованиям уделялось размещению и содержанию паломников. В зависимости от значимости канонизации организацией быта прибывающих богомольцев руководили центральные, либо местные учреждения.
Обеспечение участников чествования продовольствием в каждом отдельном случае соответствовало особенностям расположения места N канонизации, уровня организации.
Наряду с материальными нуждами организаторы обеспечивали духовные нужды паломников. С этой целью в местах их проживания постоянно находились священнослужители, осуществлявшие проповедническую деятельность. Обязательным явлением в дни торжеств было повсеместное функционирование епархиальных, монастырских свечных лавок, в которых продавались, иногда раздавались бесплатно, иконки святых, их житие, листовки духовного содержания.
Церковное прославление святых проходило в соответствии с выработанным церемониалом, который завершался освящением мощей с официальным провозглашением данного лица в чине святости: Серафим был объявлен преподобным, а Иоасаф — святителем.
Исторически обе канонизации связаны с Курским краем, в то же время они отличались как по степени значимости, так и по уровню организации. Прославление Серафима Саровского являлось общероссийским мероприятием, поэтому в его проведении участвовали высшие церковные иерархи, светская элита и царская семья, местной канонизации Иоасафа Белгородского способствовало стремление власти повлиять на антиправительственные настроения многочисленного населения Южной России.
В начале XX века назначение института православной канонизации россиян состояло в укреплении религиозности населения и политических устоев государственного режима. Однако этот обряд оказался недостаточным для преодоления системного кризиса российского социума. Поэтому окончательное падение авторитета церкви и власти стало неизбежным.
Список научной литературыЗавьялова, Евгения Викторовна, диссертация по теме "Отечественная история"
1. Архивные документы
2. Российский государственный исторический архив
3. Ф. 796. Канцелярия Синода. Оп. 184. - Д. 89, 121, 2962.
4. Ф. 797. Канцелярия обер-прокурора Синода. Оп. 73. - Д. 389.
5. Государственный архив Курской области
6. Ф. 1. Канцелярия курского губернатора. On. 1. - Д. 10487, 10488, 10489,10490.1. Печатные источники1..Библия: Изд. Московской Патриархии. 1991. 1371 с.
7. Житие, пророчества, наставления преподобного Серафима Саровского Чудотворца. Сборник. Минск: Лучи Софии, 2001. - 240 с.
8. Курские епархиальные ведомости. 1911. № 3 8.
9. Правительственный вестник. 1903. 19 июля.
10. Преподобный Серафим Саровский в XX — XXI веках: репортажи о торжествах, посвященных 100-летию прославления великого святого. — М.: Благо, 2004.-959 с.
11. Преподобный Серафим, Царь и народ. Чудо прославления. Саров -Дивеево, 1903 год. Mi: Изд-й совет Русской православной церкви, 2003.256 с.
12. Русская церковь на рубеже веков. Юбилейный Архиерейский собор Московской патриархии: Сборник документов и материалов, комментарии прессы. СПб.: Царское Дело, 2001. - 319 с.
13. Тамбовские губернские ведомости. 1903. 18 - 29 июля.
14. Тамбовские епархиальные ведомости. 1903. № 12. 22 марта. - С. 4-5.
15. Тамбовские епархиальные ведомости. 1903. № 33. 20 авг. - С. 3-5.
16. Труды Курской губернской ученой архивной комиссии. Выпуск I. — Курск. Тип. Курского губернского земства, 1911. Ч. 1. С.86-105.
17. Фирсов А. Белгород и его святыни // Исторический вестник (историко-литературный журнал). 1910, Апр. 400 с.
18. Церковное прославление Святителя и Чудотворца Иоасафа, епископа Белгородского по воспоминаниям очевидцев и современников. — Белгород: Тип. А. Вейнбаум, 1916. 363 с.
19. Церковный вестник. 1903. Июль. №28-31.
20. Чудеса при открытии мощей преподобного Серафима Саровского. Репринт, изд.-М.: Скит, 1991.-32 с.
21. Чудеса Святителя Иоасафа / Сост. товарищ обер-прокурора Святейшего Синода Князь Николай Жевахов. Репринт, изд. СПб.: Б. и., 1998. - 48 с.1. Исследования
22. Апанасенок А. В. Старообрядчество Курской губернии в конце XIX -начале XX в.: Автореф; дис; .;. канд. ист. наук. Курск,"2004. - 26 с.
23. Архимандрит Серафим (Чичагов). Летопись Серафимо Дивеевского монастыря. Репринт, изд. - М.: СП «Интербук». Моск. фил., 1991. - 851 с.
24. Белов А. В. Правда о православных «святых». М.: Наука, 1968. - 168 с.
25. Боровский Я. Мифологический мир древних киевлян. Киев: Наук думка,1982.-104 с.
26. Бугров Ю. А. «Здравствуй, радость моя!»: О святом Серафиме Саровском // История города Курска и Курской области с древнейших времен до XVIII в. Курск, 2000. - С. 55 - 56;
27. Булгаков С. Н. Героизм и подвижничество: (Из" размышлений о религиозных идеалах русской интеллигенции). М.: Русская книга, 1992. -582 с.
28. Бунин А. Ю. Деятельность православного духовенства Курского края в 1905 1929 гг.: Автореф. дис. . канд. ист. наук. -Курск, 2005. - 24 с.
29. Бычков С. С. Русская церковь и императорская власть: (Очерки по истории Православной Российской Церкви 1990 1917). - М.: Изд-во «Русское деловое агенство», 1998. - 318 с.
30. Великая Дивеевская тайна. — Б. м.: Изд-во Свято Троицкого Серафимо -Дивеевского женского монастыря, 2001. - 107 с.
31. Венедиктов Д. Царская охранка и мощи Серафима Саровского // Атеист. 1930. № 56 - 57. - С.15-18.
32. Голубинский Е. История канонизации святых в Русской Церкви. — М.: Б. и., 1903.-185 с.
33. И.Горбачев П. «Имел вид постнический.» // Курский вестник. 2001. № 45.-С. 8. г
34. М.Гордиенко Н. Новые православные святые. Киев: Украша, 1991. - 334 с.
35. Гордиенко Н. Православные святые: кто они? JI.: Лениздат, 1979. - 270 с.
36. Давыдов В. (священник) Прославление Святителя Иоасафа Белгородского во Владивостокской епархии. М.: Б. и., 1911. - 27 с.
37. Диакон Сергий Скузоваткин. Обитель преподобного Серафима. История Саровской пустыни в XX веке. М.: Изд-во храма святой мученицы Татианы, 2003.-208 с.
38. Емелях Л. «Загадки» христианского культа. Л.: Лениздат, 1985. - 189 с.
39. Жиров С. С. История монастырей и монашества Курской епархии во второй половине XIX в.: Дис. . канд. ист. наук. Курск, 2003. - 28 с.
40. Житие и открытие святых мощей преподобного Серафима Саровского чудотворца. М.: Тип. Г. И. Простакова, 1904. - 32 с.
41. Завьялова Е. В. Институт канонизации в отечественной истории: сущность и принципы // Научный поиск: Сб. материалов конф. науч. студ. об-ва: Вып. 2 / Под ред. Ю. Ф. Мелихова. Курск: Изд-во Курск, гос. пед. ун-та, 2001. - С. 18 - 20.
42. Завьялова Е. В. Исторические традиции канонизации россиян // Правда истории: Сб. науч. ст. / Под ред. Ю. Ф. Мелихова. — Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2003. С. 239 - 242.
43. Завьялова Е. В. Курский подвижник земли русской // Жизнь Серафима Саровского и судьбы России: Материал. Всерос. науч.-практ. конф. (26 — 28 июня 2003 г.) / Отв. ред. В. М. Меньшиков. — Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2005. С. 4 - 7.
44. Вып. 3. — М.: Изд. всерос. науч.-просвет. об-ва «Энцикл. рос. деревень», 2004.-С. 182- 183.29.3ернов Н. М. Русское религиозное возрождение XX века. — Париж: YMCA press, 1991. - 145 с.
45. ЗО.Зубанова С. Г. Православная церковь в социальной, культурной и духовной жизни Российского общества XIX века: Автореф. . канд. ист. наук. — М., 1995.-29 с.
46. Из истории монастырей и храмов Курского края / Отв. ред. А. Ю. Друговская. Курск: КГМУ, 1998. - 223 с.
47. Карташев А Воссоздание Святой Руси. М.: Столица, 1991. — 256 с.
48. Карташев А. Вселенские соборы. — Клин: ОАО «Молодая гвардия», 2002. -680 с.
49. Карташев А. Собрание сочинений: В 2 т. Т. 1: Очерки по истории русской церкви. М.: ТЕРРА, 1992. - 686 с.
50. Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М.: Наука, 1998. - 509 с.
51. Козлов К. В. Политика Русской Православной церкви в области образования и ее реализация в деятельности епархий Центрального Черноземья. 1884 1914 гг.: Автореф. дис. . канд. ист. наук. - Курск, 2004. - 26 с.
52. Крупенков Н., Крупенков А. Святитель Иоасаф Белгородский. -Белгород: Без изд, 2000. 403 с.
53. Кувакин В. Религиозная философия в России: Начало XX века. М.: Мысль, 1980.-309 с.
54. Кутыкина JT. Второе обретение святыни (мощи святителя Иоасафа в Курске) // Городские известия. 1991. 7 сент. - С. 1,4.
55. Локтионов Ф. Саровский спектакль // Курская правда. 1966, - 13 февр. -С. 4.
56. Михайлов О. «Пленник культуры» (о Мережковском Д. и его романах) / Мережковский Д. Собрание сочинений в 4 т. Т. 1. М.: Изд-во «Правда», 1990.-С. 3-15.
57. Никольский Н. История русской церкви. М.: Политиздат, 1988. - 448 с.450 прославлении батюшки Серафима // Курская быль. 2002. № 6. - С. 10- 11.460 прославлении преподобного Серафима Саровского. Одесса: Изд. И. Т. Логинова, 1903. - 26 с.
58. Память о земляке Серафиме Саровском: Страницы жизни Серафима Саровского (Прохора Машнина) / Сост. И. Монастырев. Курск: ООО «Техинвест», 2003. - 110 с.
59. Поселянин Е. Преподобный Серафим, Саровский чудотворец и русские подвижники XIX века. Репринт, изд. М.: ООО «Аксиос», 2003. - 736 с.
60. Поселянин Е. Преподобный Серафим, Саровский Чудотворец. СПб.: Изд. И. Л. Тулузова, 1908. - 40 с.
61. Поселянин Е. Святые дни в Сарове // Подвиг старца Серафима: Житие, Воспоминания, прославление, образ Преподобного в поэзии. Репринт изд.- М.: Паломник, 1999. С. 109 - 171.
62. Поспеловский Д. Русская православная церковь в XX веке. М.: Республика, 1995.-511 с.
63. Православие: Осмысление роли Православия в судьбе России со стороны деятелей русской культуры и Церкви. СПб.: РХГИ, 2001. — 792 с.
64. Православие: Словарь атеиста / Под общ. ред. Н. С. Гордиенко. М.: Политиздат, 1998.-272 с.
65. Преподобный отец наш Серафим чудотворец Саровский: Житие его и чудеса. — М.: Изд. И. А. Морозова, 1904. 320 с.
66. Преподобный Серафим Саровский: Сб. / Сост. Н. Н. Лисовой. М.: Новатор, 1997.-427 с.
67. Рогозянский А. Страсти по мощам: Из истории гонений на останки святых в советское время. — СПб.: «Общество святителя Василия Великого», 1998. 160 с.
68. Русское православие: Вехи истории / Науч. ред. А. Клибанов. М.: Политиздат, 1989. - 719 с.
69. Рыбаков. Б. Язычество древних славян. М.: София, Гелиос, 2002. - 592 с.
70. Святитель и Чудотворец Иоасаф, Епископ Белгородский: (Его жизнь, прославление и чудеса) / Сост. Никодим Епископ Белгородский. Курск: Курская епархиальная тип., 1914. - 800 с.
71. Святитель Иоасаф (Горленко), Епископ Белгородский и Обоянский / Сост. С. Булгаков Курск: Тип. епарх. ведомства, 1911. - 158 с.
72. Святитель Иоасаф епископ Белгородский и Обоянский / Сост. С. Булгаков — Курск: Изд. Курск. Знаменского Богородичного миссионер.- просвет, братства, 1910. 90 с.
73. Святые земли Курской / Сост. священник Владислав Реутов. — Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2003. — 176 с.
74. Семененнко Басин И. Возобновление канонизации святых в русской церкви после антирелигиозных гонений (1964 - 1990 гг.) // Церковь в истории России. Сб. 5 / Отв. ред. О. Ю. Васильева. - М.: Изд. центр ИРИ РАН, 2003.-С.324-337.
75. Степанов К. Русская Православная Церковь в политической жизни Казанской губернии в первые десятилетия XX века: Дис. . канд. ист. наук. Казань, 2000. - 211 с.
76. Струве Н. Православие и культура: Сб. ст. М.: Русский путь, 2000. -С.149-157.
77. Топоров В. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 1: Первый век христианства на Руси. М.: Генезис, 1995. - 875 с.
78. Филист Г. Введение христианства на Руси: Предпосылки, обстоятельства, последствия. Минск: Беларусь, 1998. - 200 с.
79. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1987. — 509 с.
80. Фирсов С. Русская Церковь накануне перемен (конец 1870-х 1918 гг.) // Круглый стол по религиозному образованию и диаконии. - М.: Б. и., 2002. - 623 с.
81. Фирсов С. Русская церковь накануне перемен: ( Конец 1890-х 1918 гг.) - М.: Культур, центр «Духов. Б-ка», 2002. - 623 с.
82. Фриз Г. Церковь и власть: Политический спектакль?,//Знание сила. 1991.-№2.-С. 41-47.
83. Хорошев А. Политическая история русской канонизации (XI XVI вв.). -М.: Изд-во МГУ, 1986. - 206 с.
84. Христианство: Словарь / Под ред. JI. Н. Митрохина. М.: Республика, 1994.-559 с.
85. Церковь в истории России (IX в. — 1917 г.): Критический очерк М.: Наука, 1967.-335 с.
86. Чмыхов Н. Истоки язычества Руси Киев: Лыбидь, 1990. - 381 с.
87. Шиманская О. Социальная проблематика в Петербургских религиозно -философских собраниях 1901 — 1903 гг. и современное православное богословие: Автореф. . канд. фил ос. наук. — СПб., 1995. — 16 с.
88. Штукина Л. Военно морской храм // Курская правда. — 2002. - 27 марта. . --- ~
89. Юськин А. Торжества в Сарове // Наше наследие. 1993. № 26. - С. 120 -123.