автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему: Подблюдные песни как цикл и особенности их поэтики
Полный текст автореферата диссертации по теме "Подблюдные песни как цикл и особенности их поэтики"
На правах рукописи
САТЫРЕНКО Анастасия Сергеевна
ПОДБЛЮДНЫЕ ПЕСНИ КАК ЦИКЛ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПОЭТИКИ
Специальность -10.01.09. Фольклористика
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Москва -1997
Работа выполнена на кафедре русского устного народного творчества филологического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова
Научный руководитель - доктор филологических наук, профессор В.П.Аникин
Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор А.Л.Налепин
Ведущее научное учреждение - Институт мировой литературы
им. А.М.Горького
Диссертационного совета Д. 053. 05. 11 при Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова.
Адрес: 119899, г. Москва, В-234, Воробьевы горы, МГУ, I корпус гуманитарных факультетов, филологический факультет.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке филологического факультета МГУ.
Автореферат разослан " амМ-^Ы' 1997 г.
кандидат филологических наук Т.А.Агапкина
Защита состоится
1997 г. на заседании
Ученый секретарь Диссертационного совета кандидат филологических наук
Д.П.Ивинский
Актуальность темы
Настоящая работа посвящена анализу поэтической системы песенных предсказаний. Традиционные подблюдные песни не раз описывались в работах по календарному обрядовому фольклору. Однако все эти описания носят общий характер и, как правило, не отражают жанровой специфики песен-гаданий во всей полноте. Одной из самых актуальных проблем современной фольклористики следует признать необходимость всестороннего изучения русского обрядового фольклора. Анализ ритуальной песни как художественного целого допускает (в разумных пределах) использование этнографических данных, которые позволят ответить на многие вопросы, затрагивающие выявление особенностей изучаемого жанра.
В результате почти двухсотлетней собирательской и издательской деятельности фольклористов, этнографов и диалектологов в отношении подблюдных песен сложилось совершенно определенное представление как о предсказаниях с закрепленным смыслом. Это произошло потому, что, начиная с работы И.И.Замотина о песенных предсказаниях (1), а в дальнейшем вслед за публикациями И.И.Земцовского (2) подблюдные песни группируются по "мотивам"— песни, предвещающие: 1) богатство, 2) брак (свадьбу), 3) девичество (безбрачие), 4) разлуку (дорогу), 5) несчастье (бедность, болезнь), 6) смерть. Исследования и публикации, так однозначно трактующие подблюдные песни, упрощают их особенности, а порой и навязывают свойства, которых у них нет. Все последующее изучение жанра либо развивало и уточняло систематизацию, предложенную И.И.Земцовским (3), либо не затрагивало вопроса о подблюдных песнях как произведениях словесного творчества, а касалось проблем происхождения и особенностей обрядовой символики в целом (4).
Изучение обряда подблюдных гаданий чаще всего не связывалось с изучением песен, а анализ текстов песен-предсказаний проводился без учета их ритуальной принадлежности. Серьезным упущением в этой связи следует признать также почти полное отсутствие комментариев и объяснений к обряду и песням в большинстве публикаций, которые в наше время уже стали
"классическими" и используются как основной источник при изучении традиционных подблюдных.
В настоящей работе была предпринята попытка воссоединить песни и обряд, ими сопровождаемый. Именно это позволило охарактеризовать основные особенности песен-гаданий, которые заключаются в их многозначном характере и особой гибкости, то есть способности приспосабливаться к каждой конкретной реализации гадательного обряда.
Цель и задачи исследования
Целью настоящей работы является выявление и описание традиционных русских подблюдных песен как цикла. В связи с этим в диссертации были поставлены и решались несколько взаимосвязанных задач:
1. выявление и характеристика основных элементов, из которых состоит система (цикл),
2. изучение взаимосвязей этих элементов друг с другом и с системой в целом,
3. описание функционирования системы,
4. анализ взаимоотношений системы с другими формами и жанрами фольклора, а также с обрядом.
Научная новизна работы
В диссертации впервые предпринято целостное рассмотрение жанра подблюдных песен с учетом его ритуальной специфики, а также связей с обрядовыми и необрядовыми формами фольклора. Принципиально новым в работе является и способ описания поэтической системы традиционных песенных предсказаний. Для этого выделены пять основных символических доминант гадания, которые стали отправной точкой характеристики поэтики исследуемого жанра: хлеб, золото, дом, дорога, дерево.
Практическое значение
Основные положения диссертации могут быть использованы при изучении гадательного обряда и, в особенности, подблюдных гаданий. Выводы настоящей работы будут способствовать дальнейшему анализу поэтики жанра подблюдных песен на качественно новом уровне. Материалы работы и методика описания песен-предсказаний могут использоваться при составлении и подготовке отдельных разделов общих курсов и хрестоматий по русскому устному народному творчеству (обрядовая поэзия, песни зимнего календарного цикла), а также непосредственно в процессе преподавания фольклора.
Методика исследования
В соответствии со спецификой поставленных задач в настоящей работе использованы два основных метода исследования -сравнительно-сопоставительный и описательный. В диссертации проведен системный анализ поэтических особенностей подблюдных песен, который заключается в том, что каждое песенное предсказание было исследовано в единстве всех составляющих и во взаимодействиях с другими песнями цикла.
Материал исследования
N
Поставленные в работе задачи решались преимущественно на материале одной локальной традиции. В диссертации были широко использованы архивные материалы кафедры русского устного народного творчества МГУ, а также личный собирательский опыт автора, при этом учитывалось максимальное количество записей (Вятские экспедиции ] 990-1994 годов), описания обряда и комментарии к нему. Классические публикации привлекались в работе в основном с целью подтвердить традиционный характер и подлинность текстов, записанных в новейшее время (5). Обращение к записям прошлых лет имеет также целью выявить динамику развития обряда и сопровождающих его текстов. Общее число песен, проанализированных в работе (помимо тех, которые содержатся в классических сборниках), составляет 2100 номеров.
Апробация работы
Основные положения и выводы диссертации были изложены в статьях и тезисах докладов, список которых представлен в конце автореферата. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры русского устного народного творчества МГУ имени М.В.Ломоносова. С докладами по теме диссертации автор выступал на научных конференциях кафедры. Отдельные моменты исследования излагались также при проведении семинарских занятий по курсу русского фольклора на филологическом факультете МГУ.
Структура и основное содержание диссертации
Работа состоит из введения, двух частей, заключения и библиографии.
Во Введении обосновывается выбор темы диссертации, ее актуальность, формулируются цель и задачи работы, а также метод исследования. Представленный здесь историографический комментарий охватывает три взаимосвязанных процесса: собирание, публикации и собственно изучение жанра. В истории изучения вопроса в русской фольклористике прошлого и настоящего выявлены два основных направления - синхронное и диахронное. Признавая несомненные достижения каждого из них, следует, однако, считать, что на современном этапе возникла реальная необходимость выработки комплексной методики описания и анализа традиционной подблюдной песни.
Часть I
Подблюдные песни в отношении к другим формам фольклора (традиции жанра)
Первая часть диссертации посвящена характеристике русского обряда подблюдных гаданий в целом и традиционной подблюдной песни как жанра, в частности.
1. Общая характеристика обряда подблюдных гаданий
Чтобы понять и правильно оценить жанровую специфику подблюдных песен необходимо охарактеризовать гадательный обряд, который они сопровождают. В этом разделе первой части
диссертации рассматривается общая композиция гадания и устанавливаются различные уровни связей песенных предсказаний с ходом ритуала. Нами выделены основные компоненты обряда подблюдных гаданий:
1. собирание колец,
2. славление хлеба,
3. пение песен-предсказаний,
4. действия, связанные с последним жребием. Традиционный общерусский обряд подблюдных гаданий
известен в двух основных разновидностях. Первая, наиболее древняя, использует в качестве одного из магических средств, помогающих узнать будущее, воду. Этот вариант гадания характерен для Тульской, Рязанской, Калужской и примыкающих к ним областей. Другая разновидность подблюдного гадания, распространенная в Костромской, Новгородской областях, на Вятке и у русского населения Сибири, не использует в качестве атрибута воду. Следует признать, что обе они абсолютно равноправно отражают русскую гадательную традицию, что проявляется в трех основных особенностях обряда:
1) общий смысл и назначение обряда, который представляет собой коллективное гадание о будущем и является неотъемлемой принадлежностью святочного цикла,
2) традиционная трехчастная композиция обряда, которая может расширяться за счет включения игровых, гадательных и других обрядовых форм,
3) набор традиционных текстов песен-предсказаний, число которых может варьироваться в зависимости от числа гадающих.
2. Подблюдные песни как основа гадания "по кольцам" Песни-предсказания формируют не только композиционное, но и содержательное ядро традиционного подблюдного гадания. В этом разделе описана и проанализирована композиция (строение) подблюдной песни, а также механизм совершения подблюдного гадания в целом.
Анализируя композицию (строение) традиционных песенных предсказаний, ее сравнивают в основном с композицией заговоров (Ю . Г. Круглое, 3. И. Власова). На самом деле в композиции подблюдных песен причудливо сочетаются черты таких разных фольклорных форм, как заговор, гадание, песня. Подблюдное гадание состоит из многократно повторяющихся, "нанизывающихся" за счет припевов, песен-предсказаний. Каждая из них, с формальной точки зрения и по смыслу , выглядит как самостоятельное произведение и является по сути гаданием, совершаемым для одного человека. Именно поэтому подблюдное гадание следует рассматривать как комплекс, состоящий из нескольких гаданий, объединенных рамками единого ритуала.
Фольклор, представляющий собой сложную, многоуровневую систему, характеризуется тем, что все составные части этой системы находятся в тесной взаимосвязи. В этом отношении подблюдные песни как жанр фольклора являются не исключением, а скорее правилом. Сравнение песенных предсказаний с другими жанрами устного народного творчества позволяет выяснить механизм заимствований, на основе которых, как считают многие ученые, и сформировался жанр песен-гаданий. Выявление отношений подблюдных песен к различным жанрам фольклора занимает основное место в первой части диссертации.
3. Подблюдные песни и жанры календарного цикла Традиция связывает подблюдные лишь с колядками, выявляя непосредственные текстовые соответствия между этими жанрами. Однако круг сравнений песенных предсказаний и обрядового фольклора может и должен быть расширен. Источниками песен-гаданий следует считать не только колядные (святочные) песни, но обрядовые песни земледельческого календаря в целом. В этом разделе выявлены основные традиционные формулы, которые являются общими для календарных песен и песен-гаданий, а также обозначены три типа перехода заклинательной формулы в предсказание. Подблюдные песни используют:
1) традиционные формулы календарного фольклора (позитивные и негативные) с закрепленной семантикой,
2) отдельные мотивы и образы календарных песен, связанные с семантикой богатства и брака,
3) отдельные композиционные приемы календарного фольклора.
Обращаясь непосредственно к "традиционным формулам" (6), которые являются принадлежностью календарной обрядовой поэзии и широко используются в подблюдных песнях, можно обозначить четыре основные группы заимствований:
а) изображение богатства (образы домашнего скота, святых-покровителей домашнего хозяйства, квашни, блинов, дрожжевого теста, вина и другие);
б) изображение свадьбы (описания свадебного угощения, девичьих гаданий о замужестве);
в) величальные мотивы (величание хозяев дома);
г) негативные пожелания (формулы колядок-угроз).
4. Подблюдные песни и свадебный обряд Большое влияние на формирование поэтики подблюдных песен оказала поэзия свадебного обряда. Связь песенных предсказаний со свадьбой обусловлена самой семантикой гадания. Большинство традиционных гаданий связано с темой замужества, которая занимает важное место в подблюдных гаданиях.
В этом разделе описаны и проанализированы три группы заимствований, которые объединяют песни-предсказания и свадебную поэзию:
1) описание встречи жениха и невесты (формулы: "обручение" и "кование свадьбы"),
2) описание невесты (формула: "уход из дома родителей"),
Г
3) описание приезда сватов и отъезда к венцу (формула :"дорога").
Сравнительный анализ поэтики календарных и свадебных жанров с подблюдными песнями позволяет установить непосредственные источники песенных предсказаний и понять логику
развития жанра от заклинания (свадебная поэзия) к предсказанию (подблюдная песня).
5. Подблюдные песни и загадки При сравнении двух систем - загадок и подблюдных песен -обращает на себя внимание не только обрядовая сущность обоих жанров, но и близость текстов, а иногда и полное их совпадение. В связи с этим возникает вопрос о существовании своеобразной разновидности подблюдных песен, сформировавшихся на основе загадок. Особенно важным и интересным представляется изучение механизма перехода текста из одной жанровой системы в другую. Эта проблема затрагивает как уровень структуры (форма), так и процесс переосмысления текста, перетолкования его в новом виде (содержание).
Способы и формы перехода загадок в подблюдные песни могут быть самыми разнообразными. Наиболее простым и очевидным из них является использование текста загадки в качестве предсказания. Результатом этого типа перехода становится словесное и смысловое тождество текстов в обеих системах (такова, например, загадка про гроб, которую чаще всего приводят исследователи подблюдных песен, сравнивая их с загадками: "Стоит корыто, другим накрыто").
В этом разделе диссертации выделены и описаны три основные типа перехода текста загадки в песенное предсказание:
1) подблюдные песни используют текст загадки, сохраняя семантику исходного образа и усваивая его в качестве предсказания,
2) текст загадки используется с целью представить традиционный мотив гадания,
3) "потенциальные" загадки.
Тексты подблюдных песен, которые не находят прямых аналогий среди загадок, можно условно назвать "потенциальными загадками". Иносказательная основа обоих жанров способствует их близости и взаимодействию художественных систем. Например: Едут бояре из города, Торчат ноги из короба. (К покойнику) (Поэзия крестьянских праздников, № 332).
6. Подблюдные песни и детский фольклор
Отдельные образы, формулы, а иногда фрагменты текста целого ряда жанров детского фольклора используются подблюдными песнями в качестве предсказания будущего. К таким жанрам относятся детские колядки, колыбельные песни, считалки, пестушки, прибаутки и скороговорки.
Песни-предсказания используют и разрабатывают формулы, образы и синтаксические конструкции различных жанров детского фольклора. При этом взаимоотношения песенных гаданий и жанров-источников в целом правильнее всего назвать усвоением, а не просто заимствованием. Считалка, припевка или колыбельная, становясь предсказанием, сохраняет ассоциативную связь с исходным жанром, однако претерпевает и важные изменения. Новая функциональная направленность песни делает значимыми одни образы и нейтральными другие, расширяет или меняет семантику используемой формулы, так, например, песни "про кошку" могут предвещать как
брак, так и смерть:
Кис, кисурка, в конурке спать. (К смерти)
(АКФ, 1991л, XI, 364, Кир. обл., Котельн. р-н, д. Н. Мельница).
7. Подблюдные песни и традтрюнные гадания
О том, что песни-предсказания отразили различные способы гадания, неоднократно указывалось в научных исследованиях, начиная с публикации И.П.Сахарова (7). Тем не менее, сам механизм перехода гадания в подблюдную песню никогда не подвергался анализу.
Отношение подблюдных к традиционному гаданию гораздо сложнее, чем к словесным произведениям. Связь гадания и песни-предсказания можно назвать многоуровневой. Подблюдные представляют собой одну из разновидностей традиционного гадания, что подтверждается, в частности, их формальной (композиционной) стороной, а также функциональной направленностью. Не случайно целый ряд святочных гаданий функционирует в едином комплексе с подблюдными ("Просо", "Кресты", "Вещий сон").
Существует три основных типа (уровня) связей гадания, и подблюдной песни:
1) ритуальный,
2) вербальный,
3) образно-семантический.
Традиционный гадательный обряд стал для подблюдных песен источником целого ряда значимых (предсказательных) образов, таких, как "звон колокольцев", "курица, выгребающая кольцо", "береза, которая не вянет", "сучок на стсне", "стук досок" и некоторые другие. При этом следует отметить, что смысловые акценты подблюдная песня всегда расставляет в соответствии со своими жанровыми законами.
В результате исследования взаимоотношений подблюдных песен с календарной поэзией, поэзией свадьбы, загадками, детским фольклором и традиционным гаданием выясняется, что использование подблюдными и другими жанрами устного народного творчества одних и тех же символических образов и традиционных формул подчинено определенной логике. Все основные мотивы гадания связаны со "своими" жанрами. Большинство формул брака взято подблюдными из свадебного фольклора, формулы богатства и благополучия песни-предсказания заимствуют из календарных песен, а одним из основных источников формул смерти по праву стали загадки. Пользуясь формулами, взятыми из других произведений народного творчества, подблюдные песни как бы "сохраняют память" об этих произведениях, а не просто заимствуют фрагменты текста. Песни-предсказания воспроизводят основные константы обрядовой поэзии. Подблюдные песни изображают в традиционных (узнаваемых) формулах жизнь человека, ее основные моменты: детство - зрелость - смерть. Песни-гадания включают заимствованные формулы в свою собственную поэтическую систему, в которой главное место принадлежит символическому образу.
Часть II
Единство поэтической системы песенных предсказаний
Вторая часть является основной в диссертации. Подблюдные песни в пределах одного гадательного обряда составляют цикл, который может насчитывать разное число текстов (от одного до нескольких десятков). Единство этому циклу придает строгое подчинение закону символического образа, который и формирует предсказание. Характеристике подблюдных песен как цикла и анализу символических образов гадания посвящена вторая часть работы.
Идея цикличности разрабатывается сразу на нескольких уровнях. Традиционное подблюдное гадание - это цикл песен, расположенных в определенной последовательности. Понятие "цикл" охватывает с одной стороны композицию обряда в целом, а с другой - построение каждой песни в отдельности, механизм связей между ними, а также порядок предсказаний в пределах гадания.
1. Символ как основа поэтической системы подблюдных песен
Основу поэтической системы песенного предсказания мы определили как "многозначное иносказание". Такое иносказание делает практически любой образ подблюдной песни символом. В этом разделе работы затрагивается проблема символики и символа в народной поэзии и дается характеристика ее места в русской фольклористике последнего времени. "Символ - это образ, - пишет В.И.Еремина, - получивший определенную стилистическую устойчивость. Он несет отработанные веками, лишенные случайностей эстетические представления" (8). Особое место принадлежит символу в календарно-обрядовой поэзии, в которой он близок к "клише" (термин В.И.Ереминой).
При характеристики поэтической системы подблюдных песен можно выделить пять основных групп символов. Центральное место во второй части работы принадлежит характеристике основных символических доминант подблюдного гадания. Универсальность образов-символов подблюдных песен (хлеб, золото, дом, дорога, дерево) заключается в их способности формировать как позитивные, так и негативные предсказания. При этом конкретное толкование символа оказывается достаточно широким и зависит в первую
очередь от половозрастной принадлежности гадающего. Другая, не менее важная особенность символов - это их синонимичность друг другу. Следует отметить, что в отличие от символики, например, свадебной поэзии, в которой одним из основных поэтических приемов является параллелизм, традиционная подблюдная песня не содержит "реальной" параллели символа и предоставляет самому гадающему возможность разгадать знак, связав его со своей личной судьбой.
2. Символ "хлеб" и его образные реализации в песнях-гаданиях
В песнях-предсказаниях представлены различные реализации, сохраняющие общий смысл исходного символа. "Хлеб" - ведущий образ обряда, который охватывает практически весь комплекс возможных предсказаний. Песни с "хлебной" символикой составляют примерно четвертую часть всех традиционных текстов подблюдных песен. Реализации символа "хлеб" в подблюдных песнях можно разделить на три группы:
а) растения;
б) пища;
в) посуда и утварь.
Образы, возникающие в песенных предсказаниях, являются своеобразными ипостасями хлеба - одушевленными и неодушевленными, принадлежащими к миру природных явлений или же к творениям человеческих рук. Так, например, в первую группу реализаций входят образы хлебных злаков: зерно, рожь, овес, снопы и другие, а также трава, которая является кормом для скота и непосредственно ассоциируется с хлебом - пищей человека.
Диапазон значений символа "хлеб" чрезвычайно широк. В подблюдных песнях нашли отражение несколько семантических уровней этого символа. Среди них можно выделить три основных: хлеб как
1) воплощение судьбы, доли человека;
2) сакральная пища, которая является знаком обрядов перехода (предсказания свадьбы и смерти);
3) знак плодородия в жизни человека и в природе (предсказания урожайного года, богатства, прибыли, удачи в делах).
Образ дерева - традиционный символ обрядового фольклора. Этот образ характерен для заговоров и загадок, в которых дается описание дерева, объединяющего небо и землю. В свадебном обряде образ дерева воплощает плодородие живой природы. Жизнь дерева, его постепенный рост и цветение часто сравнивается с жизнью
человека. Например:
Стогодовалая береза
Стоит, качается,
Да не ломается.
(АКФ, 1991л, III, 103, Кир. обл., Котельн. р-н, д. Н. Мельница).
Реализации символа "дерево" в подблюдных песнях можно представить в виде трех групп образов:
а) растение (древо жизни);
б) материал для изготовления различных предметов (древо смерти)
в) различные виды работ, связанных с обработкой дерева. Основными являются первая и вторая группы, третья группа примыкает ко второй и служит ее дополнением.
Представленные в подблюдных песнях различные образные реализации "дерева" отражают два основных значения этого символа - средоточие жизненной силы и связь с миром мертвых. Следует обратить внимание на то, что отрицательная семантика преобладает в подблюдных песнях, основой которых является символ "дерево".
Символические образы подблюдных песен вступают во взаимодействие друг с другом, при этом в каждом песенном предсказании можно выделить символическое ядро и символическую периферию. Символическое ядро подблюдной песни формирует собственно предсказание: а символическая периферия сопровождает его, она служит дополнением и уточнением основной части. Комбинаторика символических образов традиционной подблюдной песни и является источником огромного числа текстов в обряде.
При рассмотрении каждой группы символов в отдельности (символическая доминанта и ее образные реализации в конкретных текстах песен) нами выделены основные особенности поэтической системы жанра подблюдной песни:
1) амбивалентный характер исходного символа,
2) возможность синонимичных замен в ходе обряда и в пределах одной песни,
3) допустимость сокращений (редуцирования) символической ситуации вплоть до одного (основного) символического образа, с сохранением исходного значения предсказания.
Заключение
Изучение жанров обрядового фольклора и, в частности, подблюдных песен с использованием понятия "традиционная формула" открывает широкие перспективы и дает возможность по-новому увидеть материал, систематизировать его и представить во всех взаимосвязях внутри системы обрядового фольклора и в устном народном творчестве в целом.
Методика описания традиционных подблюдных песен, предложенная в работе, наиболее полно отражает специфику жанра. Выделенные в диссертации пять исходных символов гадания позволяют представить песенное предсказание в самом общем виде. С другой стороны, описанные образные реализации этих символов демонстрируют все многообразие подблюдных песен, а выявление синонимичных образов и конструкций помогает проследить механизм возникновения песни и ее вариантов. Кроме того, такое ступенчатое описание (от общего к частному: символ-> набор реализаций -> конкретная песня) соответствует логике функционирования подблюдной песни (знание обряда и песен -> совершение обряда -> возникновение конкретного предсказания).
Основным организующим началом поэтической системы подблюдных песен следует признать принцип ассоциаций в самом широком смысле этого слова. Подблюдное гадание устанавливает межжанровые ассоциации, благодаря чему в песнях-предсказаниях возникают формулы загадок, детского фольклора, календаря, свадьбы и похорон.
Впервые в истории изучения подблюдных песен они были представлены и рассмотрены как единая система. Круг традиционных предсказаний ограничен, о чем, в частности, свидетельствует тот набор мотивов, по которым обычно распределяются подблюдные песни в сборниках. В настоящей диссертации песенные предсказания представлены в виде цикла. Каждый обряд подблюдных гаданий воспроизводит совершенно определенный, семантически
мотивированный и закрепленный традицией набор предсказаний, который правильнее всего назвать циклом. Выявить этот цикл мешает основной принцип распределения песен в обряде, а именно момент их случайного выбора. Однако следует учитывать, что "случайный выбор" не значит "случайный набор". Кроме того, в традиционном подблюдном гадании можно с определенностью назвать песни, семантически тяготеющие к началу и концу обряда. Тем не менее, подблюдные гадания, пожалуй, как ни один из обрядов, допускают импровизацию. В результате исследователь имеет дело с большим числом вариантов песен-предсказаний, которые на первый взгляд чрезвычайно трудно систематизировать. Именно поэтому для описания подобной системы (цикла) было необходимо вначале выявить основу поэтики жанра, а также установить принцип создания песни-предсказания.
Предложенный нами в работе способ описания подблюдных песен как цикла с выделением основных символических доминант обряда может найти практическое применение. Во-первых, открывается возможность составления указателя символических образов традиционных подблюдных песен (символические доминанты и их реализации). Во-вторых, представляется целесообразным по-новому систематизировать подблюдные песни (с использованием понятия "символическая доминанта"). В-третьих, исследовачк--'; подблюдных песен как цикла позволит иначе сгруппировать материалы при публикации (воспроизведение хода обряда).
Само изучение подблюдных песен в русле предложенного системного анализа предполагает несколько направлений в рассмотрении изучаемого явления:
1) проблема жанра: подблюдные песни в системе жанров русского фольклора и как самостоятельный жанр,
2) изучение подблюдных песен во взаимосвязях календарного фольклора и обрядового фольклора в целом (слово и действие),
г
3) дальнейшее углубленное изучение проблем символики и поэтики жанра подблюдных песен в целом.
Примечания
1. См. Статью И.И.Замотина о подблюдных песнях в изд. Замотин И.И. Русская народная словесность. Конспект лекций. Ростов-на-Дону, 1919, с. 113-123.
2. Поэзия крестьянских праздников. Л., 1970.
3. См., например, работу З.И.Власовой К вопросу о поэтике подблюдных песен. // РФ XIV. Л., 1974, с. 74-100.
4. См., например, работы Ереминой В.И. Специфика художественного образа в песнях земледельческого календаря. // РФ XIV. Л., 1974, с.61-73 или Ритуал и фольклор. Л., 1991.
5. В работе использовались также тексты подблюдных песен из собраний М. Д. Чулкова, И. М. Снегирева, И. П. Сахарова, П. В. Киреевского, А. М. Васнецова и других.
6. Термин Г. И. Мальцева. См. его работу Традиционные формулы русской народной необрядовой лирики. Л., 1989.
7. Сахаров И.П. Сказания русского народа. Кн. 2. Народный дневник. Праздники и обычаи. Спб., 1837, с. 137-149.
8. Еремина В.И. Иносказания народной лирики (от метафоры к символу). Дисс. На соискание уч. ст. к. ф. н., Л., 1969, с. 226.
По теме диссертации автором опубликованы следующие работы (общим объемом более 5,5 п.л.):
1. Гадания в Котельничском районе (статья и публикация по материалам экспедиций кафедры русского устного народного творчества МГУ им.М.В.Ломоносова 1990-1991гг.). Н Проселки. Литературно-краеведческий альманах, №5. Котельнич, сентябрь-октябрь 1991, с. 16-27.
2. Подблюдные гадания как обрядово-художественная система. //Вестник Московского Университета. Сер.9. Филология. МГУ, 1992, №1, с. 12-21.
3. Подблюдные гадания и загадки. //История и культура Волго-Вятского края. Тезисы докладов и сообщений к межрегиональной научной конференции. Киров, 1994, с.412-415.
4. Подблюдные гадания Вятского края: традиции и современность (статья и подготовка текстов). //Вятский фольклор. Народный календарь. Котельнич, 1995, с. 13-18, 26-72.
5. Проблемы современного состояния и методики собирания подблюдных гаданий в Кировской области. //Материалы международной конференции "Фольклор и современность. Памяти Н.И.Савушкиной". М.,1995, изд.МГДТДиЮ, с.5-6.
6. Подблюдные гадания в системе обрядов святочного цикла. //Вятская земля в прошлом и настоящем. Материалы III научной конференции, посвященной 50-летию победы в Великой Отечественной войне. Т.2. Киров, 1995, с, 122- 124.
7. Подблюдные гадания в Вятском крае. //Живая старина, 2 (6), 1995, с.56-58.
8. Подблюдные песни Вятского края (статья и публикация материалов). //Русский эротический фольклор. М., с.230-235.