автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему:
Календарная обрядовая поэзия Брянского края

  • Год: 2007
  • Автор научной работы: Гаврищук, Марита Леонидовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Орел
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.09
Диссертация по филологии на тему 'Календарная обрядовая поэзия Брянского края'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Календарная обрядовая поэзия Брянского края"

На правах рукописи

ГАВРИЩУК МАРИТА ЛЕОНИДОВНА

КАЛЕНДАРНАЯ ОБРЯДОВАЯ ПОЭЗИЯ БРЯНСКОГО КРАЯ

(ПРОБЛЕМАТИКА ПОЭТИКА СОВРЕМЕННОЕ БЫТОВАНИЕ) Специальность 10.01 09 - фольклористика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

003173942

Орел - 2007

003173942

Диссертация выполнена на кафедре историко-культурного наследия Орловского государственного университета

Научный руководитель - доктор филологических наук, профессор

Костин Валентин Иванович

Официальные оппоненты - доктор филологических наук,

профессор Московского государственного гуманитарного университета имени М А Шолохова Тимохин Василий Васильевич; кандидат филологических наук, доцент Брянского государственного университета

Глебов Владимир Дмитриевич

Ведущая организация - Московский городской педагогический

университет

Защита состоится 14 ноября 2007 г в 14 часов на заседании диссертационного совета Д.212 136.01 при Московском государственном гуманитарном университете имени М А Шолохова по адресу 109240, Москва, ул Верхняя Радищевская, 16/18

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Московского государственного гуманитарного университета имени М.А Шолохова

Автореферат разослан октября 2007 г

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат филологических наук, доцент Г Чапаева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Обряды и обрядовый фольклор издавна притягивали к себе внимание исследователей Это тот материал, к которому обращаются этнографы, фольклористы, социолога, историки религии, искусствоведы, ибо в нем сохранилось немало сведений об общем в историческом развитии славянских народов, о разных сторонах общественного и семейного быта, о мировоззрении наших предков в те исторические эпохи, которые чрезвычайно скупо отражены в других источниках. Обрядовый фольклор, в том числе календарно-обрядовый, будучи частью национальной культуры, имеет большую познавательную, нравственную, эстетическую ценность

Актуальность настоящего исследования определяется необходимостью изучения песенной традиции отдельного региона - Брянского края - с целью выявления соотношения в его культуре общерусских и местных черт, особенностей бытования различных жанров календарного обрядового фольклора, поскольку именно материалы, записанные в том или ином регионе России, позволяют наиболее полно оценить самобытность его культуры Настоящая работа и посвящена изучению календарно-обрядовой поэзии Брянского края (ныне Брянской области) с его уникальной историей В предлагаемой диссертации для исследования взяты календарно-обрядовые песни Брянского края, которые в прошлом сопровождали разные ритуальные действия, однако все это происходило ради общей идеи - обеспечения благодати крестьянина и его семьи Словесные формулы лишь подкрепляли и делали более выразительной эту идею, насквозь пронизав весь календарный цикл Под таким углом зрения народная поэзия Брянской области еще не изучалась богатейший фольклорный материал края оказался неисследованным, часть его использована в немногочисленных публикациях, посвященных изучению фольклора Центральной России в комплексе Вышесказанное и говорит об актуальности предпринятого исследования

Предмет диссертационного исследования - проблематика, поэтика, современное бытование обрядовых песен всего годового аграрного

календаря и на каждом его временном отрезке в отдельности, эстетика ритуалов и поэзии, которая их сопровождает

Объект - традиционная каяендарно-обрядовая поэзия Брянской области Источниками для диссертационного исследования, помимо немногочисленных сборников текстов календарно-обрядового фольклора, явились материалы полевых экспедиций кафедры литературы Брянского государственного университета и записи автора, сделанные в 1988 - 2006 гг в девяносто четырех населенных пунктах Брянской области.

С целью выявления региональной специфики исследуемого фольклорного материала автором в сравнительном плане использовались опубликованные тексты песенного фольклора соседствующих с Брянщиной областей, в частности Орловской области, в состав которой Брянский край входил до 5 июля 1944 года Фольклорные записи других регионов привлекались для подтверждения наличия традиционных черт в произведениях, распространенных на исследуемой территории

Цель настоящей работы заключается в исследовании календарно-обрядовой поэзии Брянского края как целостной системы годового земледельческого календаря, как составляющей русской обрядовой поэзии и важной части национального духовного наследия

Достижение цели реализуется путем решения следующих задач

- анализа брянских календарных фолыслорно-этнографических комплексов, которые входят в календарно-обрядовые циклы, в единстве вербального и невербального текстов, уточнения их структуры, содержания, функций, жанрового состава, выявления исторических истоков их ключевых образов,

- освещения функциональной направленности обрядовых текстов,

- выявления региональной специфики календарно-обрядового фольклорного репертуара Брянщины,

- рассмотрения эстетического аспекта календарных песен, освещения способов эмоционального восприятия обрядовых действий,

атрибутики, выявления роли поэтических выразительных средств в эстетическом постижении календарно-обрядовых песен

В соответствии с поставленными задачами в работе использован комплексный метод, при котором появляется возможность задействовать все многообразие элементов фольклорной культуры Обращение к целостной картине календарных действ, те к основным составляющим обрядового поля (фольклорным и этнографическим материалам, лингвистическим источникам), позволяет увидеть особенности календарно-обрядовых фольклорных циклов Бряшцины Важным аспектом исследования явилось использование сравнительно-типологического метода изучения фольклорных и этнографических явлений, в котором мы опирались на принципы и положения, заложенные А Н Веселовским, Е Ф Карским и сформулированные П Г Богатыревым, В М Жирмунским, Б Н Путиловым и другими учеными

Теоретической основой исследования послужили труды ведущих фольклористов по календарно-обрядовому фольклору В И Чичерова, П В Шейна, В Я Проппа, Л Н Виноградовой, В КСоколовой, В П Аникина, Ю Г Круглова, К В Чистова, А Н Розова и других, в частности следующие положения

1) распределение произведений календарно-обрядового фольклора по времени их приуроченности, предложенное В И Чичеровым1, с учетом современных достижений фольклористики,

2) выделение внутри каждого временного периода фолыслорно-этнографических комплексов, в основу которого положен выдвинутый П В Шейном2 принцип объединения песен в этнографические комплексы по рубрикам в соответствии с их бытовым применением, и классификация их в зависимости от приуроченности к определенному празднику,

3) соотнесение анализируемого фольклорного материала с двумя

1 Чичеров В И Русское народное творчество - М, 1959, - С 325

! Шейн П В Великорус в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах игл - СПб, 1898 - Т 1 - Вып 1 - С IX

группами, выделенными Ю Г Кругловым3, - собственно-обрядовый фольклор и обрядовая лирика, изучение жанровых разновидностей с учетом доминирующей функции песни

Научная новизна работы заключается в том, что в настоящем исследовании впервые рассматриваются региональные традиции календарно-обрядового фольклора Брянщины, выявляется жанровый состав календарно-обрядовых песен, бытовавших или бытующих на ее территории В научный обиход вводится не исследовавшийся ранее фольклорный материал, собранный и систематизированный автором и другими собирателями в ходе изыскательской и экспедиционной работы

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его материалов при составлении спецкурсов и спецсеминаров по региональной фольклорной культуре, учебных программ и пособий по фольклору для высших учебных заведений, методических пособий для школ с программным изучением народной культуры Брянского края, а также при выполнении научных работ по истории Брянщины и проведении краеведческой работы

Апробация работы Основные положения диссертации обсуждались на заседании кафедры историко-культурного наследия Орловского государственного университета, на всероссийских, зональных, межвузовских конференциях По теме диссертации опубликовано шесть работ

На защиту выносятся следующие положения. 1 ) Современному состоянию обрядового календарного фольклора Брянской области, как и общерусской фольклорной традиции, присущи сглаживание внутрижанровых границ, контаминирование песенных сюжетов и изменение их на разных уровнях содержательном, композиционном, эстетическом, образно-символическом Отмечается внутриобрядовая подвижность произведений, смешение обрядовой и необрядовой поэзии

' Круглов Ю Г Русские обрядовые песни - М Высшая школа, 1989 - С 11 - 18

6

2) Основной массив обрядовых произведений, бытующих на Брянщине, тесно связан с общерусским календарным репертуаром, что проявляется в сюжетном подобии песен, наличии общих моделей их поэтической структуры, идентичном использовании повсеместно распространенных изобразительных средств, стилистических приемов Вместе с тем брянскому фольклору присущи отдельные черты украинско-белорусской календарной обрядности

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается выбор темы диссертации, ее актуальность, формулируются цели и задачи работы, определяются объект и предмет исследования, методы работы, ее структура, научная новизна и практическая значимость Краткий экскурс в историю Брянского края помогает понять особенности формирования его культуры Здесь, в частности, рассматривается вопрос о времени заселения Брянской земли первыми племенами, о вхождении Брянщины на протяжении ее истории в состав разных государств, о демографических сдвигах на данной территории в разные периоды ее становления и развития, обусловивших непрекращающийся процесс взаимопроникновения культур русского, украинского и белорусского народов

Первая глава «Зимний цикл календарной обрядовой поэзии» состоит из трех разделов «Колядные песни», «Подблюдные песни» и «Масленичные песни».

Первый раздел посвящен изучению жанра колядных песен, наиболее широко представленных в зимней календарной обрядности Брянщины

Исключительную роль в создании праздничной, веселой и торжественной атмосферы на новогодние дни в брянской деревне, наряду со святочными играми, ряжением, играл обход колядующими домов односельчан с исполнением величально-поздравительных песен - колядок,

овсеней и щедровок. В обрядовой поэзии Брянского края чаще встречаются произведения с двухформульными зачинами В фольклорной традиции Брянщины сохранились и колядки с императивными зачинами Большинство рассмотренных произведений утратили типичную трехчастную композицию Чаще всего они состоят из одной или двух частей, содержащих основную смысловую нагрузку В связи с этим выделяются колядки-величания и колядки-требования.

В величаниях при описании красоты и богатства двора используется прием ступенчатого сужения образа Благосостояние хозяина раскрывается в образе двора, стоящего на « столбах, верстах» Величание хозяина дома и членов его семьи осуществляется посредством уподобления их астральным образам месяцу, солнцу, звездам Брянские варианты располагают записями, где формула величания строится и как иносказание с последующим его раскрытием, и как нераскрытая метафора, а в некоторых она заменяется сравнением По мере разложения обряда происходило разрушение исконной формы

По мере забвения магического смысла колядования, когда оно превращалось в забаву, зачин и основная часть сократились до минимума или даже вообще утратились При этом сохранилась концовка, в которой заключался основной смысл - просьба-требование одарить В колядных песнях Брянщины прослеживается два вида требований с посулами и без них Посулы часто усложняются дополнительными указаниями В зависимости от характера пожелания, требования с посулами представлены на Брянщине тремя смысловыми группами

1) пожелания хорошего урожая, где хлеб изображается в разных его проявлениях («Ему рожь 1усту, / Рожь ужинисту »),

2) пожелания приплода скота и пополнения в семье хозяина («Водились телятки, / Водились ягнятки, / Водились жеребятки, / Водились поросятки, / Водились козлятки / Да малые ребятки»),

3) пожелания здоровья хозяевам и их детям («Здоровьичка вам большого / Да и деткам вашим»)

Кроме пожелания благополучия в брянских вариантах существуют и пожелания неблагополучия, касающиеся разных сторон крестьянской жизни («Родись рожь хороша - / Колоском пуста, / Соломкой густа», «Кто не даст пирога - / Тому девку-непряху»)

Другую разновидность представляют обходные песни с мотивами «хозяина дома нету» («Его дома нету, / Уехал в поле / Пшеницу сеять») и «Мощения мостов» («Сосенку срубили, / Дощечки пилили, /Мосточек мостили, / Сукном устилали, / Гвоздочками убивали»), который получает развитие в двух вариантах ответа. Первый, характерный для большинства регионов России, - «По мосту ехать Овсеню да Новому году», второй, более характерный для брянского региона, — главные зимние праздники («Будя тры празднички йтить / Первый праздничек - / Святое Рождество, / Другий праздничек - / Святое Василье, / Третий праздничек - / Святое Крещенье»)

На территории Брянщины в отдельных районах довольно часто встречается дифференцированный тип колядных песен, предназначенных для разных адресатов («Ой Овсень' Ой Овсень' / Уж ты ягодка красна, / Земляничка красна, / Уж ты, Верушка, умна, / Свет Ивановна умна»)

В Брянском крае исполнялись и песни с припевом «Щедрый вечер», традиционным для украинско-белорусской новогодней обрядной песенности Такие песни-щедровки в том виде, в каком они бытуют в исследуемом регионе, ни по форме, ни по функциям, ни по содержанию существенно не отличаются от других колядных песен и представляют собой разновидность зимней величально-поздравительной поэзии

В группу новогодних поздравительных песен входят и произведения, предназначенные для детского исполнения, которые сопровождают обряд «засевания», выполняемый детьми в первый день Нового года. Тема этих песен - пожелание хорошего урожая и благополучия хозяевам в наступающем году Ритуалом «засевания», отображением его в фольклорном произведении люди стремились воздействовать на будущий урожай («Сею, вею, посеваю ») Сохранение таких произведений по мере

утраты обрядом магической функции обусловлено желанием получить от хозяина колядные дары, что нашло отражение в текстах песен («Загляните в сундучок / Да подайте пятачок»)

Со временем колядование из магического обряда превратилось в забаву, целью которой было получение даров Это не могло не отразиться на содержании колядных песен Их тексты постепенно сокращаются, меняется характер бытования

Во втором разделе «Подблюдные песни» исследуются святочные гадания и песни, их сопровождающие Поскольку подблюдные песни активно используют систему межжанровых связей обрядового фольклора, в них нашли отражение различные образно-поэтические приемы и традиционная символика обрядовой поэзии

Главной чертой поэтического мира подблюдных песен является иносказательность, которая предопределила наличие в них образов-символов Образ-символ - основа поэтической системы этих произведений, главнейший момент гадания - истолковать, разгадать, интерпретировать этот символ Текстам, зафиксированным на территории Брянской области, присущи пять групп символов («хлеб», «золото», «дом», «дорога», «дерево»)4 Поскольку при записи песен не всегда фиксировались их значения, то толкование определялось в рамках обряда подблюдного гадания, которое было, как правило, традиционно для вариантов одного и того же произведения, бытующих в общенациональной традиции

Наиболее широко на Брянщине представлены песни с основными символами «хлеб» и «золото» Образ хлеба в традиционной культуре народа, основным занятием которого было земледелие, закономерно становится символом благополучия в широком смысле этого слова Символические образы подблюдных песен вступают во взаимодействие, дополняя и уточняя друг друга, что позволяет трактовать произведение

Третий раздел первой главы «Масленичные песни» посвящен рассмотрению брянского масленичного комплекса в сопоставлении с

* Сатыренко А С Подблюдные песни как цикл и особенности их поэтики Автореферат диссертации кандидата филологических наук - М , 1997 - С 11

общерусским, анализу фольклорных произведений данного региона, исследованию их жанровых разновидностей Исходя из ритуальных функций, произведения масленичного фольклора Брянского края можно разделить на следующие группы

1) песни, сопровождающие приход Масленицы («Наша Масленица годовая, / Она гостика дорогая »),

2) «масленичные колядки» («Коледа-моледа, / А к нам Масленка пришла / Дай, Боже, куму сына »),

3) шуточные песни с масленичной тематикой ( «Масленица-сметанница / По горам катается »),

4) песни, сопровождающие проводы Масленицы («А Масленица-кривошейка, / А проводим тебя хорошенька »),

5) песни с весенними мотивами «отмыкания» весны как символа пробуждения природы (« Пчелынька ярая! / Ты вылети с заморья, / Ты вынеси ключики »)

Хорошая сохранность брянского фольклорного репертуара масленичного обрядового комплекса может быть связана с относительно поздним временем его формирования, когда обряд воспринимался уже как забава В связи с новой функциональной направленностью наиболее продуктивной жанровой разновидностью оказались произведения третьей группы

Несмотря на то, что каждый рассмотренный жанр имеет свою специфику воспроизведения действительности, их объединяет общность материала, репрезентация которого зависит от меры и степени ее сохранности, географии распространения, активности бытования

Во второй главе «Весенне-летний цикл календарной обрядовой поэзии» рассматриваются произведения календарного фольклора, сопровождающие встречу весны, Юрьев день, пасхальные обходы, Семик и Троицу, день Ивана Купалы и уборку урожая Соответственно, она состоит из шести разделов

В первом разделе «Веснянки» анализируются календарно-обрядовые

песни, воспринимающиеся как обращения к весне и существам, которые с ней ассоциируются «Встреча весны» сопровождается исполнением «птичьих» закличек и выпечкой обрядового хлеба в виде птиц, который в Брянской области, помимо традиционного «жаворонки», называли еще «куликами» и «чибиками»

Среди «птичьих» закличек большую группу составляют тексты-обращения к птицам (и первым пчелам) с просьбой вынести ключи, чтобы «замкнуть» зиму и «отомкнуть» лето В брянской традиции в целом кликанье весны и ритуал с жаворонками, хотя и были связаны общей целью и приходились на одну календарную дату, являлись двумя разными ритуалами, отличавшимися и по составу исполнителей, и по репертуару Основным текстом кликания весны здесь были традиционные веснянки, исполнявшиеся, как правило, девушками, а песенки детей, обращенные к жаворонкам, и действия с ними воспринимались как игра

Во втором разделе «Юрьевские обряды и поэзия» анализируются произведения, связанные с празднованием Юрьева дня

Одним из наиболее важных весенних праздников в народе считался Егорьев (Юрьев) день, или день св Георгия В этот день, как правило, первый раз выгоняли стадо в поле Это важное для крестьян событие обставлялось обрядами и магическими действиями По функциональному предназначению и тематике обрядовые юрьевские песни можно разделить на несколько групп Первую из них составляют те, которые направлены на магическое заклинание будущего урожая Их исполняли во время ритуальных обходов молодых посевов В этих песнях доминируют обращения к Юрию-юпочнику, который отмыкает землю («Подай, Юрий, ключи /Отомкнуть зимлю, / Выпустить росу ») Вторую группу юрьевских песен составляют произведения с мотивом обеспечения успеха в животноводстве («Батюшка Егорий, / Спаси нашу скотинку ») В третью группу песен, исполняемых на св Юрия, входят произведения, приуроченные к ритуалу, но обрядовыми не являющиеся В таких песнях, не имеющих магического характера, нет обращения к Егорию (Юрию), нет и

свойственных обходным песням величаний В них только упоминается выгон скота в поле Исполнение необрядовых песен (иногда даже шутливых) на Юрия говорит о том, что первый вышн скота в поле был для крестьян знаменательным событием, касавшимся каждого хозяина.

В разделе «Волочебные песни» исследуются произведения, сопровождающие обряд волочебничества. Церковный пасхальный обряд повлиял на целостность весеннего обрядового комплекса, поглотив, как полагают, ряд языческих ритуалов русского народа, но в оставшихся пасхальных обычаях сохранились некоторые древние элементы весеннего культа В брянских селах на Пасху совершался обход дворов, напоминающий святочное колядование, - «хождения волочебников», широко распространенный в Белоруссии Волочебные песни по типу, структуре и основной функции сходны с величально-поздравительными песнями, исполнявшимися во время обхода дворов в другие праздники, особенно с колядками («Волочильники ходили, / Далалынь, далалынь, / Усю ноченьку блудили ») Волочебный обход, как и другие народные обычаи, со временем утратил свою первоначальную магическую функцию, а волочебные песни стали исполняться детьми во время обхода дворов на Пасху

В разделе «Семицко-троицкие песни» анализируются произведения, сопровождающие праздник перехода от весны к лету Выделенные В К Соколовой5 традиционные моменты обрядового комплекса Семик -Троица характерны и для Брянского края Фольклорные произведения также традиционны Это песни, восхваляющие красоту березы («Береза моя белая, / Береза моя кудрявая »), подготавливающие совершение обряда («Не к тебе идем мы гуляти, / Зелены венки завивати»), русальные песни («Сидела русалочка на белой березе »), лирические песни, приуроченные к празднику Характерная их особенность - наличие припевов «Ой леле ми, леле» Тематика этих песен, исполнявшихся на празднике, бытовая

Раздел «Купальская обрадность и поэзия» посвящен фольклорным произведениям, приуроченным к празднику Ивана Купалы Значимость

* Соколова В К Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов XIX - начало XXв -М.1979 - С 206

праздника обуславливалась тем, что отмечался он на рубеже двух периодов солнечного годового цикла, который лежал в основе древнего земледельческого календаря Неотъемлемой частью ритуалов, а скорее самой необходимой, было исполнение купальских песен В самих купальских песнях часто говорится, что песни на Купалу заставляют природу отзываться («Зимля дражала на Купалу / Да леса звинели, / кагда мы пели») Купальские песни, записанные на территории Брянской области, в соответствии с мотивами можно разделить на следующие группы

1) «разжигание купальских огней» (произведения, входящие в нее, довольно разнообразны, так как все, что связано с костром, с огнем, имело очень важное значение, и потому здесь не было мелких, не имевших глубокий смысл деталей, все имело сакральную направленность, начиная с выбора места и лица, которое должно было начинать обряд (магия начала), от чего зависел, по древним представлениям, успех культового действа («Пойдем, девки, цветы рвать, /А вечером в чисто поле /В жито костер собирать »),

2) произведения с обращением ко всему роду, звучащие как призыв к ритуальному обходу полей, которые должны были способствовать скорейшему созреванию злаков («Девки, бабы - / На Купалу»),

3) песни с мотивом защиты полей от «нечистой силы» (« В нашем жите ведьма сидит / Иди, ведьма, иди, ведьма, / С нашего жита »)

В разделе «Жнивная поэзия» анализируются произведения, исполнявшиеся во время жатвы Обрядовая сторона жатвы, в сравнении с другими праздниками, не богата на специфические ритуалы и специальные забавы Многие элементы обрядовой системы жатвенного комплекса являются общими для всего календаря Связь песни с обрядом здесь не простая - из песни не следует ее единство с обрядом Но совсем отрицать наличие обрядового плана у жнивных песен нельзя, если понимать обряд не только как набор определенных ритуальных операций, но и как своеобразное вербальное кодирование в соответствии с пониманием необходимости организации коллектива для достижения определенной цели В жатвенной обрядности восточных славян наиболее

развит комплекс действий, связанный с окончанием сбора урожая Дожинальные обряды сопровождались заговорами и песнями Жнивная поэзия Бряшцины представлена «бородными» песнями («Уж мы вьем-вьем бороду »), песнями, связанными с последним снопом («Пошел хлеб дорогою ») и дожинальной толокой (« Семьсот молодцов / То поле обжали»), отдельными произведениями, в которых дается картина самого ритуала, описание обрядовой ситуации (« Жнеи молодые, / Серпы золотые, / Приходите, жнеюшки, / Завтра раненько »)

Поскольку обрядовая песня включена в ткань драматического действия, она имеет определенную привязку к тому или иному моменту обряда Поэтому материал был представлен комплексно, с описанием самого ритуала По фольклорным материалам в записях старожилов-исполнителей, устным рассказам, текстам из ранних публикаций фольклорных произведений в диссертационном исследовании, насколько это было возможно, воссоздан календарный цикл в таком виде, в каком он бытовал в жизни народа

Третья глава «Эстетика обрядовых обходов и песен» состоит из двух разделов «Ритуальный обход как народное зрелище» и «Роль изобразительно-выразительных средств в эстетической системе календарно-обрядовых песен».

Первый раздел посвящен анализу роли эстетики в восприятии ритуальных обходов и календарно-обрядовых песен, которые их сопровождают Одна из форм эстетической деятельности - духовно-культурная, которая включает такие понятия, как эстетическое восприятие, представление, вкусы, идеалы В связи с этим рассматриваются категории традиционного, прекрасного, гармоничного, а также понятия цикличности, порядка, ритма, которые широко проявляются в календарных обходах и песнях

Как и каждый другой этнос, русские старались сохранить и передать потомкам все те достояния национальной культуры, которые были выпестованы в течение столетий Важную роль при этом играет традиция,

те передача опыта (знаний, умений, ритуалов) от одного поколения к другому Понятие традиции охватывает все сферы деятельности человека и общества, их отношения, культуру Традиция не является застывшей, она динамична и имеет способность изменяться настолько, насколько изменяется быт народа Через традицию формируется коллективная память сообщества, выражаются нормы, понятия, представления, морально-этические убеждения народа Культура воссоздает себя главным образом через устную традицию, которая выступает «двигателем» поведения и, передаваясь через поколения, реализуется в текстах разной жанровой принадлежности Поскольку в обрядах слово и действие были неразрывно связаны и взаимно дополняли друг друга, то тексты закреплялись в фольклорной памяти Именно через эстетический код памяти раскрывается менталитет русского народа.

Фольклорная традиция тесно связывается с понятием прекрасного, так как, с точки зрения традиции, все то, что признано в обществе, то есть то, чем можно любоваться, является прекрасным По народной традиции, только те группы колядовщиков воспринимались положительно и пользовались уважением, которые придерживались закрепленных традицией требований, т е сама традиция колядования воспринимается через призму прекрасного

В подпочве традиции лежит понятие порядка, гармонии Порядок и гармония присущи календарным обрядам и обходам, которые характеризуются последовательностью, четким соблюдением осуществления определенных действий, ритуалов В ритуальных действиях прослеживается цикличность, то есть совокупность взаимосвязанных явлений, процессов, которая образует законченный круг действий в течение определенного промежутка времени Все обходы составляют цикл, который делится на несколько комплексов с довольно четко определенными внешними границами и внутренним членением Каждый комплекс имеет свой набор главных действий, свое характерное наполнение и свои семантические доминанты (состав основных ключевых мотивов и верований) Вместе с тем календарные обходы реализуют единый набор ритуальных форм

Народному календарю присуща ритмичность В нем с четко установленной, оправданной для земледельца последовательностью чередуются праздники и будни, работа и отдых, посты и дни непомерно сытой пищи Важную роль ритм играет в календарных обрядовых обходах, поскольку обряд всегда сопровождается действиями Упорядоченность этих действий возможна лишь тогда, когда они подчинены определенному ритму, а его можно поддерживать либо командой руководителя, либо песенным выражением

Значительную роль в эстетическом восприятии играет обрядовая атрибутика одежда и маски ряженых, венки, зелень и т п Весь эстетический стержень и атрибутика ритуальных календарных обходов направлены на реализацию прагматических целей, благодаря чему существует обряд

С течением времени развивались и приобретали все большее значение зрелищно-развлекательные элементы обряда. Поэтому потеря обрядом магического содержания, отношение к нему как к развлечению - явление на современном этапе закономерное

Во втором разделе анализируются изобразительно-выразительные средства фольклора и их роль в эстетической системе календарно-обрядовых песен

Основой любого текста является слово Именно с его помощью создаются звуковые и зрительные картины жизни этноса, раскрывается диалектика его души и мировоззрение, то есть зримые и незримые явления, понятия, процессы Эмоциональность искусства, в том числе и словесного, значительно усиливается его образностью, которая вытекает из эстетической природы русского фольклора Если художественное произведение не вызывает эмоций, не трогает струн души слушателей - значит, оно не достигло своей цели, не стало настоящим произведением искусства

Другой путь постижения действительности в календарно-обрядовой поэзии - воплощение эстетических идеалов с помощью художественных приемов, прежде всего на словообразовательном уровне Поэтические качества обходной песенности настолько высоки, что волнуют каждого

Разнообразнейшие чувства вызывает эмоционально-насыщенная лексика обходных песен, в частности уменьшительно-ласкательные слова («Сосенку срубили, / Дощечки пилили, / Мосточек мостили»)

Второй очень важный уровень поэтического осмысления действительности - использование троп Видное место в системе обходной поэзии занимает эпитет Благодаря ему картины жизни в произведениях, как и сами произведения, воспринимаются как художественное явление в соответствующих красках, тонах и звуках. В календарно-обрядовом фольклоре эпитет несет важную эмоциональную нагрузку, описывая состояние человека, его переживания Он играет важную роль в описании внешности героев, их портретных характеристик Такие эпитеты имеют реально-бытовой характер Внешняя и внутренняя характеристика героев благодаря им приобретает эмоциональную оценку («Хозяюшка красивая да дельная, / Прядитная, рукодельная»)

Определенное место в эстетической системе обходных календарно-обрядовых песен занимают сравнения, которые помогают показать особенности персонажей, предметов, явлений, действий путем сопоставления их с другими, в которых эти особенности резко проявляются Более всего сравнений вплетено в художественную ткань колядок, овсеней, щедровок и обжиночных песен, главная цель которых - возвеличивание человека во всей его многогранности Сравнения имеют разные способы выражения, но в обходных песнях продуктивными оказались простые, представленные оборотами с различными союзами «как» «будто», «что» и др Почти весь арсенал этих средств направлен на создание положительного портрета лирического персонажа («А хозяюшка в дому - / Как соловушка в лесу»)

Воссоздать силу чувств и глубину переживания лирического героя помогают преувеличения Поэтому очень часто встречаем в обходных песнях, что скота у хозяина «девяносто быков, полтораста коров» Урожай в обходной поэзии воспевается также преимущественно в гиперболическом плане («Ему с колоса - осьмина», / Из зерна ему -коврига, / Из полузерна - пирог»)

Образность народному языку придает метафора. Она возбуждает представления и обогащает воображение, раскрывая новые стороны явления или предмета («Светел месяц в окне / А другое окно -/ Красно солнышко / А и третье окно - / Часты звездушки») Метафора представляет собой универсальный способ мышления и один из приемов организации познания мира во всех сферах деятельности, которая возникает как результат не всегда осознанных и разгаданных особенностей человеческой психики Через метафору реализуется принцип мировосприятия, которое базируется на знании, полученном человеком ранее Способность мыслить метафорами, создавать новые ассоциативные комплексы - важная черта творчества человека, которая опирается на возможности подниматься над границами обычного, отходить от устоявшихся штампов Метафора вместе с другими тропами дает возможность лучше оттенить нужную черту предмета или явления, достичь большей точности и образности

Сила впечатлений, эмоциональных чувств, переживаний, которые пульсируют в исследуемых произведениях, иногда передается в специфической форме - олицетворениях. В них выразительно сказываются первоначальные анимистические взгляды людей на природу, ее одухотворение Персонифицированные явления («коляда подает», «пшеница просила») активизируют изображенное, обогащают народное воображение Персонифицируются прежде всего естественные явления, вследствие чего вся окружающая среда будто становится участником событий, которые проходят на поле, по дороге, в доме хозяина (нива «рада», что ее обжали, береза девушкам «приказывала» придти, туча с громом «сговаривалась») Олицетворяются не только естественные явления, но и ритуальные предметы, и в особенности главнейший объект величания -обжиночный венок («Катился венок с поля, / Просил венок покоя»)

В обходной поэзии наблюдается довольно широкое использование поэтической символики В ней часто встречаются образы природы, однако не в прямом, а в переносно-поэтическом значении Материалом для песенной символики стал объективный реальный мир, прежде всего тот,

что окружает русского крестьянина мир природы (солнце, месяц, ветер, тучи, представители флоры, фауны), некоторые виды его трудовой деятельности, обрядовые действия То есть предметом, источником символов выступает сам окружающий естественный мир, а объектом -человек-крестьянин («Ясный месяц - сам хозяин»)

В исследуемой поэзии действительность часто осмысливается с помощью психологического параллелизма, который считается художественным, поэтическим, а вследствие многовековой повторяемости -еще и символическим средством Особенность применения этой фигуры в народных песнях состоит в том, что между двумя картинами (символической и реальной) существует тесная связь Перед нами крепкая поэтическая ассоциация, тот или другой поэтический образ Первая параллель песни всегда символическая («Ой да ты кукуй, кукуй, / Ты кукушечка'») вторая -реальная («Ой да ты гуляй, гуляй, / Ты Олечка!») Использование в параллельных конструкциях символов позволяет передать определенные эмоции, усиливает образно-выразительную функцию поэтического произведения, позволяет избежать прозаического констатирования факта

К стилистическим фигурам относится тавтология - специфическое повторение, задача которого - задержать внимание на сказанном, усилить эмоциональность и ритмичность языка Тавтология как художественный прием углубляет эмоционально-психологическую окраску произведения, дает возможность прочувствовать тонкие нюансы («столы столовати», «пир пировати»)

Часто в исследуемом материале, так же, как в сказках и былинах, используется прием трехкратности В песенной поэзии этим приемом достигается концентрирование действия по трем основным (параллельным, но неизменно усиливающим друг друга) сюжетным линиям, что придает больше образности и убедительности песенному повествованию (« Да будет у тебе / троечка гостей / Ой да первый гость - / Жарко солнушко, /Ой да другий гость - / Ясен месячко, / Ой да третий гость — / Дробен дождичек») И далее в песне сюжет развивается по трем направлениям

В художественную ткань обходных песен довольно часто вплетаются предикативные повторения («Ой ходили-бродили колядовщички»). Подобные повторы придают фольклорному произведению выразительность, яркость, напевность, лиричность

Образность обходной обрядовой поэзии подчинена единой цели-созданию праздничного, приподнятого расположения духа В этом плане довольно важную идейно-эстетическую функцию выполняют рефрены, которые углубляют ведущую мысль произведений, придают ей торжественность («Ой Овсень, ой Коляда'») Рефрен обеспечивает четкое строфическое деление песенного текста, повышает его словесно-мелодическую выразительность, конкретизирует основную мысль как отдельной строфы, так и песни в целом, оказывает содействие ее восприятию и запоминанию

Все рассмотренные средства образного выражения сказываются на эстетической фактуре ритуальных обходов и календарно-обрядовых песен, каждое вносит свою лепту в их эмоционально-экспрессивное восприятие

В заключении подводятся итоги исследования, которые могут быть сведены к следующим положениям

1 Имеющийся материал дает основание констатировать, что наиболее значительным в фольклорном фонде оказался зимний цикл, представленный колядными песнями, самыми многочисленными и тематически разнообразными Они нагляднее всего демонстрируют изменения, происходящие в фольклоре Большинство колядок утратили трехчастную композицию - сохраняется одна или две части, на которые падает основная смысловая нагрузка Среди зачинов чаще встречаются двухформульные, состоящие из формул прихода колядовщиков и поиска ими двора хозяина, а также императивные Хорошей сохранностью характеризуется фольклорный репертуар масленичного и семицко-троицкого обрядовых комплексов

2 Важная роль в восприятии ритуальных обходов, календарно-обрядовых песен, которые их сопровождают, принадлежит эстетике Она

связана с чувственным воспроизведением прекрасного в широком смысле этого слова и имеет свои закономерности воплощения, которые помогают глубже постичь суть исследуемого явления. Эстетическое постижение действительности осуществляется с помощью разнообразных художественных средств

3 Фольклорная обрядность Брянского края прошла тот же основной путь развития, что и общерусская и частично украинско-белорусская традиции Произведения этого региона тесно связаны с общерусским календарным репертуаром, а также имеют отдельные черты украинско-белорусского фольклора

Основные положения диссертации отражены в шести публикациях'

1 Гаврищук М Л Ритуально-мифологическая основа зимнего цикла календарной обрядности // Фольклор Центральной России -Орел Орлик, 2005 0,8 п л

2 Гаврищук М Л Весенняя календарная обрядность Брянщины как отражение древних верований русских // Фольклор Центральной России - Орел Орлик, 2005 0,6 п.л

3 Гаврищук М Л Календарная обрядность и поэзия летних праздников Брянского края // Фольклор Центральной России - Орел Орлик, 2006 0,8 п л

4 Гаврищук МЛ Календарная обрядность осеннего цикла на Бряшцине // Фольклор Центральной России - Орел Орлик, 2006 0,5 п л

5 Гаврищук М Л Колядки как показатель внутрисемейных отношений на Бряшцине // Фольклор Центральной России - Орел Орлик, 2007 0,7 п л

6. Гаврищук М.Л. Русские колядки в брянских вариантах //Вестник Костромского государственного университета им. Н А Некрасова -Кострома Костромской гос. ун-т, 2007. - Вып 1.0,6 п.л

Издатель Александр Воробьев Лицензия № 00283 от 1 октября 1999 г., выдана Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций

Подписано в печать 27.09.2007 г. Формат 60x84 1/16 Уел п л. 1 Заказ № 401. Тираж 100

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Гаврищук, Марита Леонидовна

Введение.

Глава I. Зимний цикл календарной обрядовой поэзии.

1.1. Колядные песни.

1.2. Подблюдные песни.

1.3. Масленичные песни.

Глава II. Весенне-летний цикл календарной обрядовой поэзии.

2.1. Веснянки.

2.2. Юрьевские обряды и поэзия.

2.3. Волочебные песни.

2.4. Семицко-троицкие песни.

2.5. Купальская обрядность и поэзия.

2.6. Жнивная поэзия.

Глава III. Эстетика обрядовых обходов и песен.

3.1. Ритуальный обход как народное зрелище.

3.2. Роль изобразительно-выразительных средств в эстетической системе календарно-обрядовых песен.

 

Введение диссертации2007 год, автореферат по филологии, Гаврищук, Марита Леонидовна

Обряды и обрядовый фольклор издавна притягивали к себе внимание исследователей. Это тот материал, к которому обращаются этнографы, фольклористы, социологи, историки религии, искусствоведы, ибо в нем сохранилось немало сведений об общем в историческом развитии славянских народов, о разных сторонах общественного и семейного быта, о мировоззрении наших предков в те исторические эпохи, которые чрезвычайно скупо отражены в других источниках.

Обрядовый фольклор, в том числе календарно-обрядовый, - явление чрезвычайно многоплановое и разнородное как по своему жанровому составу, функциональной направленности, временным признакам, так и по особенностям поэтики, по структуре и связи с самим обрядовым действием. Народнопоэтические жанры и произведения функционируют и обнаруживают истинный свой смысл, свое значение в составе обрядов, трудовых процессов, различных бытовых ситуаций. При этом отношения между фольклорным явлением и традиционным для него бытовым окружением далеко не просты. Особенно это касается обрядовых связей, поскольку тогда фольклор включается в очень сложную, со своей долгой историей и своим специфическим набором значений опосредованную систему направленных действий и представлений [108].

Календарно-обрядовая поэзия при всех неизбежных эволюционных изменениях относится к тому пласту народного творчества, который в силу своей консервативности, обусловленной его принадлежностью к обряду и производственно-магической направленностью, отличается устойчивостью содержания и формы, о чем свидетельствует сопоставление записей, сделанных на протяжении почти двух столетий. Календарно-обрядовая песенность составляет значительный по объему и важности фольклорный подраздел, который более остальных сохранил архаические черты этнокультуры. В нем чрезвычайно полно сохранились древние пласты, отдельные произведения, художественные образы, которые восходят к языческой древности.

В связи с этим изучение в региональном аспекте песенной традиции является актуальным направлением в современной фольклористике, поскольку именно материалы, записанные в той или иной местности России, позволяют наиболее полно оценить самобытность ее культуры. Настоящая работа и посвящена изучению календарно-обрядовой поэзии Брянского края (ныне Брянской области) с его уникальной историей.

Еще с глубокой древности жизнь людей, населявших основные территории современной Брянщины, имела существенные особенности, отличавшие ее от соседних регионов.

В период образования Киевской Руси территория Среднего Подесенья оказалась как бы посредине между землями кривичей, занимавших верховья Днепра (Смоленщину); вятичей, расселявшихся в верховьях Оки; северян - в нижнем течении Десны и по Сейму и радимичей в бассейне Сожа. В этих условиях межплеменные контакты были повседневной реальностью, которая закрепилась позже вхождением всех прилегающих к средней Десне территорий в состав Чернигово-Северской земли (лишь крайние северные территории вошли в состав Смоленской земли) [84]. Брянск, основанный в 985 году как укрепленный пункт на высоком правом берегу Десны, в XII в. принадлежал черниговским князьям.

Разорение городов и селений, которым сопровождалось татаро-монгольское нашествие конца 1230 - начала 1240-х гг., в меньшей мере коснулось Брянщины, укрытой лесными массивами. Более того, опустошение Северо-Восточной и Южной Руси привело к притоку на брянские земли части населения из других регионов, а затем, в середине и второй половине XIII в., и к возвышению удельного Брянского княжества со стольным городом Брянском. Однако в XIV в., в результате борьбы за политическое господство на Брянщине между смоленскими и черниговскими князьями, край был включен в состав Великого княжества Литовского.

Время пребывания Брянщины в составе Литовского государства совпало с начальным периодом складывания трех восточнославянских народов: русских, украинцев, белорусов. Начавшийся с середины XIV в. длительный отрыв Южной и Западной Руси от северо-восточных русских земель, где в это время стали закладываться основы будущего Московского государства, был одним из основных факторов разделения единой ранее русской народности на три ветви, хотя немаловажную роль играли в этом и другие факторы [84].

С этого времени начинает определяться особая историческая роль Брянского края как своеобразного моста между Северо-Восточной и Юго-Западной Русью, где развивались самые разнообразные связи между русским, украинским и белорусским народами: политические, военные, хозяйственные, торговые, культурные, духовные, демографические и другие. Систематический характер этих связей, а также смешанный состав населения Брянщины привели к формированию здесь уникальных по своему своеобразию «брянских говоров», особых черт народной культуры и быта населения.

В 1503 г. Брянский край отошел к Московскому государству и до 1618г. оставался в его составе. Это, естественно, сблизило Брянщину с остальными русскими землями и, напротив, несколько отдалило от украинских и белорусских земель, оставшихся в составе Литовского государства, а затем Речи По-сполитой. В города Брянщины в это время назначались русские воеводы, здесь находились русские служилые люди.

Положение значительно изменилось после иностранной интервенции начала XVII в., когда по условиям Деулинского перемирия 1618 г. большая часть Брянского края была присоединена к Речи Посполитой.

Изменения политические сопровождались и заметными демографическими сдвигами. Служилые люди из отошедших к Речи Посполитой городов в большинстве переселилась в пределы Русского государства, а польско-литовская шляхта, получившая новые земли, из-за их запустения была вынуждена привлекать сюда украинцев и белорусов, получавших на определенное время хозяйственные и правовые льготы. В результате на одних территориях Брянского края преобладает белорусское, а на других - украинское население.

Лишь во второй половине XVII в. Брянский край полностью вошел в состав Российского государства. Стабилизация обстановки способствовала заметному росту населения во многих районах Брянщины. Сюда переселялись спасавшиеся от преследований польско-литовской шляхты участники освободительной борьбы белорусского народа, бежавшие от помещичьего гнета русские крестьяне, а с конца 1670-гг. - и скрывавшиеся от религиозных репрессий раскольники. Таким образом, состав населения брянского края становился более смешанным. Одновременно шел непрекращающийся процесс взаимопроникновения культур русского, украинского и белорусского народов.

Архаические пласты устной словесности свидетельствуют о тех этнокультурных явлениях, которые дают возможность глубже постичь мировоззренческие позиции наших древних предков. Они, эти явления, дошли к нам через толщи столетий вместе с обрядовыми кодами, иногда уцелев островками или испытав определенные изменения, отчасти очень значительные, а поэтому их семантика требует внимательного прочтения и изучения.

В предлагаемой диссертации для исследования взяты календарно-обрядовые песни Брянского края, которые в прошлом сопровождали разные ритуальные действия, однако все это происходило ради общей идеи - обеспечение благодати крестьянина и его семьи. Словесные формулы лишь подкрепляли и делали более выразительной эту идею, насквозь пронизав весь календарный цикл. Под таким углом зрения народная поэзия Брянской области еще не изучалась: богатейший фольклорный материал края оказался неисследованным; часть его использована в немногочисленных публикациях, посвященных изучению фольклора Центральной России в комплексе. Вышесказанное и говорит об актуальности предпринятого исследования.

Цель диссертационной работы заключается в исследовании календар-но-обрядовой поэзии Брянского края как целостной системы годового земледельческого календаря, как составляющей русской обрядовой поэзии и важной части национального духовного наследия.

Достижение цели реализуется путем решения следующих задач:

- анализа брянских календарных фольклорно-этнографических комплексов, которые входят в календарно-обрядовые циклы, в единстве вербального и невербального текстов, уточнения их структуры, содержания, функций, жанрового состава, выявления исторических истоков их ключевых образов;

- освещения функциональной направленности обрядовых текстов;

- выявления региональной специфики календарно-обрядового фольклорного репертуара Брянщины;

- рассмотрения эстетического аспекта календарных песен, освещения способов эмоционального восприятия обрядовых действий, атрибутики; выявление роли поэтических выразительных средств в эстетическом постижении календарно-обрядовых песен.

Предмет исследования - проблематика, поэтика, современное бытование обрядовых песен всего годового аграрного календаря и на каждом его временном отрезке в отдельности; эстетика ритуалов и песенности, которая их сопровождает.

Объект исследования - традиционная календарно-обрядовая поэзия Брянской области.

Источниками для диссертационного исследования, помимо немногочисленных сборников текстов календарно-обрядового фольклора, явились материалы полевых экспедиций кафедры литературы Брянского государственного университета и записи автора, сделанные в 1988 - 2006 гг. в населенных пунктах Брянской области. В ходе полевых экспедиций было обследовано двадцать семь районов Брянской области, девяносто четыре населенных пункта, расположенных на ее территории. Для подтверждения подлинности собранных материалов и выявления динамики календарно-обрядовой поэтической традиции привлекались записи прошлых лет.

Для выявления региональной специфики исследуемого фольклорного материала автором в сравнительном плане использовались опубликованные тексты песенного фольклора соседствующих с Брянщиной областей, в частности Орловской области, в состав которой Брянский край входил до 5 июля 1944 года. Фольклорные записи других регионов привлекались для подтверждения наличия традиционных черт в произведениях, распространенных на исследуемой территории.

Научная новизна работы заключается в том, что в настоящем исследовании впервые рассматриваются региональные традиции календарно-обрядового фольклора; выявляется жанровый состав календарно-обрядового фольклора Брянщины; выделяются жанровые структуры, бытующие среди населения данного края. В научный обиход вводится не публиковавшийся ранее фольклорный материал, собранный и систематизированный автором в ходе изыскательской и экспедиционной работы.

В соответствии с поставленными задачами для нашего исследования наиболее применим комплексный метод, при котором появляется возможность задействовать все многообразие элементов фольклорной культуры с целью выявления семантики архаических элементов. Обращение к целостной картине календарных действ, т.е. к основным составляющим обрядового поля (фольклорным и этнографическим материалам, лингвистическим источникам), позволяет увидеть особенности календарно-обрядовых фольклорных циклов Брянщины. Важным аспектом исследования явилось использование сравнительно-типологического метода изучения фольклорных и этнографических явлений, в котором мы опирались на основные принципы и положения, заложенные А.Н. Веселовским, Е.Ф.Карским и сформулированные П.Г.Богатыревым, В.М.Жирмунским, Б.Н.Путиловым и другими учеными.

Теоретической основой исследования послужили труды ведущих фольклористов по календарно-обрядовому фольклору В.И.Чичерова, В.Я.Проппа, Л.Н.Виноградовой, В.К.Соколовой, В.П.Аникина, Ю.Г.Круглова,

К.В.Чистова, А.Н.Розова и других.

Структура диссертационного исследования вытекает из поставленных задач, методики исследования и того материала, который взят в качестве объекта изучения. Календарно-обрядовая поэзия рассматривается нами как определенная система, которая складывается из взаимосвязанных и в то же время самостоятельных подсистем, каждая из которых имеет свои особенности и может стать отдельным объектом изучения. В качестве подсистем выступают циклы календарно-обрядовой поэзии, количество и границы которых разными исследователями определяются по-разному. В связи с этим возникает необходимость обоснования принципов систематизации обширного материала календарной поэзии, объединения его в группы в соответствии с годовым календарем.

Вопросы классификации календарных обычаев, обрядов и соответствующих им песен давно встали перед исследователями и решались по-разному. Единые в вопросах признания основ цикличности, ученые расходились в определении самих циклов и их числа. Две противоположные точки зрения рассматривает В.И.Чичеров в работе «Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI - XIX веков»: « Исследователи или переносили на календарные циклы привычное для их сознания понятие времен года, или, считая верования истоком человеческой деятельности, группировали обряды по их отношению к мифу о борьбе солнца и мрака (тьмы)» [133, 13].

В соответствии со временем года выделялись четыре цикла: зимний, весенний, летний и осенний (наиболее раннее иллюстрирование дано И.М.Снегиревым) [171], а с культом солнца - два (лето и зима). Последняя концепция принадлежала представителям мифологической школы. Весна и осень, согласно этой теории, - это предвестие лета и зимы. Обрядность в таком случае образует восходящую кривую от Коляд до Ивана Купалы и нисходящую - от Ивана Купалы до Коляд. Эта кривая и представляла годовой обрядовый круговорот, в котором опорными точками были зимние и летние солнцевороты. В.И.Чичеров считает обе циклизации неприемлемыми, хотя и признает, что и состояние природы в ту или иную пору года, и древние верования влияют на характер и конкретные формы календарного фольклора. Он против того, чтобы они считались основополагающими, изначальными. Ученый приходит к выводу, что основой народного сельскохозяйственного календаря является трудовая деятельность человека. Он пишет: «Выводить аграрный народный календарь из времени года невозможно также и потому, что членение на четыре равных отрезка времени условно: оно схематично по включению в каждое время года трех месяцев и не отвечает полностью характерному для народного календаря отражению постепенного перехода от одного состояния природы к другому, завершаемого резкими изменениями в ней» [133, 15]. Ученый не поддерживает мнение других исследователей (Е.В.Аничкова, А.Н.Веселовского, В.Ф.Миллера), которые под временем года предлагали понимать периоды, а не определенные дни, проводили мысль о том, что нужно говорить про циклы и типы праздников, а не про законченные и точно установленные ритуалы. Отвергая обе теории циклизации годового народного календаря, В.И.Чичеров предлагает свое деление обрядов на два основных цикла: обряды, направленные на подготовку урожая, и обряды, сопровождающие уборку урожая [133]. В первый цикл входили два периода: зимний и весенне-летний, а второй состоял из осеннего периода земледельческого календаря [Там же].

Нельзя не согласиться с выводами ученого об изначальности трудовой деятельности в формировании различных надстроечных явлений. Но нельзя целиком игнорировать мировоззренческие моменты, основанные на мифологических представлениях, тем более что сам ученый признает возникновение мифов как итог развития производительных сил и производственных отношений. Выделение в сельскохозяйственном годе четырех основных циклов в соответствии со временем года, в каждом из которых был узловой момент, связанный с солнцеворотами или солнцестояниями, на наш взгляд, не отрицает значения и роли труда, так как наблюдения за положением солнца были своеобразным регулятором трудовой жизни. Кстати, В.И.Чичеров признает, что «понятие весны, л ета, осени, зимы существовали, но жили в их конкретном отношении к времени и характеру трудовых процессов народа» [133, 16]. Думается, что именно это органическое сочетание, соотношение между временами года и процессами трудовой деятельности, которая и определялась характерным для каждой поры состоянием природы, наблюдениями за нею и приспособление к ней, вызвали органичное народное деление обрядовой поэзии на четыре цикла, которые иногда не принимаются во внимание исследователями. Народное определение циклов обрядовых песен «зима», «весна», «лето», «осень» является объединяющим для целого ряда отдельных песенных групп, которые связаны с разными обрядами или ритуалами, которые входят в такой общий цикл. Скажем, «весна» - это и веснянки, и юрьевские, и русальные песни и т.п.

Предложенную В.И.Чичеровым циклизацию годового обрядового календаря и фольклора поддерживает К.В.Чистов, ссылаясь также на таких ученых, как В.Я.Пропп, Г.М.Астахова, С.А.Токарев и др. Следует отметить, что даже сторонники двухцикличного деления под давлением фактического материала вынуждены признать его шаткость. Показательна в этом отношении коллективная работа Института этнографии имени Н.Н.Миклухо-Маклая «Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы». Во введении к книге серии «Исторические корни и развитие обычаев» С.А.Токарев целиком солидарен с мыслью В.И.Чичерова, замечая при этом, что классификация по сезонам «самая элементарная, отчасти даже формальная» [73, 3]. В то же время, подводя итоги всей серии, в заключении весьма отчетливо обозначается, что «народные календарные обычаи, сезонные обряды и связанные с ними поверья, песни, игры, развлечения представляют собой необычайно сложный комплекс действий и идей, разобраться в котором нелегко, даже если дело идет о простой их классификации и о систематизированном описании» [73, 202]. Стремление выделить первичное, древнее ядро календарных обычаев приводит исследователей к необходимости обратиться к их анализу и с историко-социологической стороны, и с психологической точки зрения. Если рассматривать календарные обычаи «с социологической точки зрения, мы увидим, что в этих обычаях выражена - в самых общих чертах - своеобразная адаптация человеческой деятельности к объективному, так сказать, космическому, ритму природы» [73, 203]. Космический ритм природы с давних времен притягивает внимание человека, так как именно он определял ритм хозяйственного труда, всей деятельности человека и, наконец, заставил его в итоге наблюдений и сопоставлений явлений природы подойти к выработке годового календаря. И если учитывать, что в основе классификации по сезонам лежит не столько смена времен года, сколько обусловленная ею цикличность сельскохозяйственных работ и соответствующая обрядность; если опираться при этом на свойственное самому народу понимание цикличности народного календаря в соответствии со сменами времен года, то следует признать наиболее целесообразным в отношении к восточнославянской календарной обрядовой традиции выделение именно четырех сезонных циклов - зимнего, весеннего, летнего и осеннего. При этом, употребляя термины «зимний», «весенний», «летний», «осенний» мы ориентируемся на их народное понимание: так, «лето» означает не столько календарное лето, сколько цикл летних работ и связанных с ним обрядов; часть календарного лета -жатва яровых - переходит в осенний цикл. Такие циклы соотносятся с предложенными В.И.Чичеровым этапами подготовки и уборки урожая. Зимний цикл связан с подготовкой к земледельческим работам; весенний - непосредственно с проведением полевых работ, летний - с сохранением посеянного и подготовкой к уборочным работам, осенний - с уборкой урожая.

Конечно, и при такой циклизации годового календаря не все явления можно бесспорно уложить в рамки указанных этапов. Для обрядности, для народного творчества, как и для самой природы, сельскохозяйственных работ, характерна поступательность, неразрывность, взаимосвязанность разных этапов.

На рубеже XIX-XX вв. некоторые фольклористы указывали на то, что не все произведения обрядовой поэзии соотносимы с каким-либо одним этнографическим комплексом. Так, свадебные песни могли исполняться во время новогодних игрищ. Ю.Г.Круглов указывает на очевидную общность календарного и свадебного фольклора [88]. Исходя из обрядовой сущности произведения и уровня взаимодействия с действительностью, исследователь делит обрядовую поэзию на две группы: «собственно обрядовая» и «обрядовая лирическая» [88, с. 11]. Произведения первой группы самостоятельны по отношению к обряду, «они - сами обряд»; произведения второй группы такой самостоятельностью не обладают, они подчинительные, возникшие как реакция на уже сформировавшийся обряд [88]. По сути, это лирические произведения, цель исполнения которых заключалась в том, чтобы показать отношение участников обряда к происходящим обрядовым действиям. Говоря о видах обрядовой поэзии, Ю.Г.Круглов выделяет три группы: приговоры, причитания, песни [88]. В зависимости от доминирующей функции в обряде ученый выделил в песнях шесть жанров: ритуальные, заклинательные, величальные, корильные, игровые и лирические [Там же].

В конце пятидесятых годов на первый план в фольклористике выходит проблема взаимоотношения отдельных жанров и история их развития [81]. Этой проблеме в области изучения поздравительно-заклинательных колядных песен посвятили свои исследования В.И.Чичеров, П.Г.Богатырев, И.И.Земцовский, Н.П.Колпакова, Л.Н.Виноградова, Ю.Г.Круглов, А.Н.Розов и другие. В.И.Чичеровым впервые была предложена классификация русских колядных песен по видам и типам. Согласно ей было выделено три основных типа колядок: 1 - величания с пожеланием богатства; 2 - просьбы о подаянии; 3 -кумулятивные [133]. Н.П.Колпакова [79] и Ю.Г.Круглов [88] определяют колядные и свадебные величания как один жанр. В процессе анализа поэтических особенностей этих двух величаний ученые приходят к выводу об общей функциональной направленности, тематике, стилевых особенностях, о взаимопроникновении произведений свадебного и календарного этнографических комплексов. Взаимоотношения свадебного и календарного обрядового фольклора исследовались А.Н.Розовым [111]. Ему принадлежит и научное обоснование принципов классификации русских святочных обходных песен. Так, в зависимости от типа колядования - обобщенного или дифференцированного - ученый выделяет колядные песни, адресованные Хозяину дома как самовластному главе семьи или всей семье - обобщенные колядки, и песни, исполняемые каждому члену семьи, - индивидуализированные, или дифференцированные колядки [112]. Исследователь полемизирует с В.Я.Проппом и В.П.Аникиным по вопросу однотипности колядных и овсеневых песен и определяет их характерные признаки [111].

Для решения вопроса классификации подблюдных песен в современной науке существуют разные подходы. В настоящее время подблюдные песни относят к обрядовому фольклору, но не всегда при этом учитывается функциональная направленность жанра на предсказание будущего, которая предполагает истолкование. Вопросы изучения жанра песенных предсказаний связаны с именем И.И.Замотина [57], который рассматривал их как образцы народнопоэтического стиля, главным образом народной символики. Анализ мотивов и образов подблюдных песен стал в фольклористике традиционным приемом описания песенных предсказаний. Используя описательный метод, исследователи этого жанра (И.И.Земцовский, З.И.Власова) систематизируют многообразие песен-гаданий в соответствии с основными темами предсказаний [63].

Поэтикой подблюдных песен как песенного жанра занимались Н.П.Колпакова [79], Ю.Г.Круглов [88], В.П.Аникин [7], З.И.Власова [38]. Ими дан традиционный анализ образной системы подблюдных песен, которые в свою очередь разделены по «мотивам». В.И.Ереминой [56] рассматривались вопросы происхождения подблюдной песни и особенностей обрядовой символики в целом; в работах Л.Н.Виноградовой [29], Ю.Г.Круглова [88], посвященных вопросам межжанровых связей при характеристике поэтических особенностей подблюдных песен, представлен генетический аспект исследования песен-предсказаний.

В диссертации А.С.Сатыренко [115] предпринята попытка найти компромисс между различными направлениями в изучении жанра подблюдных песен.

Изучению фольклорных и этнографических материалов по весенней обрядности посвящена работа Е.В.Аничкова [10]. Автор все многообразие обря-дово-поэтических форм «встречи весны» сводит к двум основным типам - «за-кликанию весны» и приготовлению орнитоморфного печенья - и приходит к выводу, что «символизм перелетной птицы, представление о ней как о магическом предвестнике весны» [10, 118] и обращение к ней следует признать более устойчивым и более древним, чем «обращение к олицетворенному времени года» [10,117]. Рассмотрев соотношение песни и обряда, Е.В.Аничков приходит к выводу о самостоятельности возникшего вида «обрядовой песни-заклинания» и определяет его как первоначальный в народной поэзии [10].

Анализ основных мотивов весенне-летней поэзии восточных славян представлен А.А.Потебней [103], отдельные моменты «встречи весны» встречаются в работах В.Я.Проппа [106], В.П.Аникина [7].

Весенне-летней обрядности восточных славян посвящено монографическое исследование В.К.Соколовой [122], в котором автором был рассмотрен ряд конкретных положений, связанных со спецификой бытования «закликания весны» и ритуала с «жаворонками» у восточных славян.

Другое монографическое исследование, посвященное изучению обрядо-во-поэтической традиции «встречи весны» у восточных славян, принадлежит Т.А.Агапкиной [2]. Наблюдения над соотношениями обряда «закликания весны» и ритуала с «жаворонками» привели автора к выявлению четырех фольк-лорно-этнографических комплексов. Отмеченные внутри них типологические изменения, последовательное сближение двух составляющих традиции «встречи весны» подвели автора к выводу о возможном соответствии выявленных фольклорно-этнографических типов основным этапам эволюции обрядово-поэтической традиции «встречи весны».

Летние и осенние обрядовые песни из-за плохой сохранности изучены гораздо меньше, хотя довольно полно летний и осенний фольклор представлен в сборнике И.И.Земцовского [165]. В диссертационной работе В.А.Смирнова [120], посвященной исследованию фольклорных произведений, сопровождающих праздники летнего солнцеворота у восточных славян, дан подробный анализ основного содержания и поэтических особенностей купальских песен.

С конца 70-х - начала 80-х годов XX столетия в фольклористике начинает активно развиваться региональное направление, которое дает возможность ученым выявить соотношение общерусских и локальных черт, генезис, пути формирования отдельных жанров, образов и художественных средств.

Опираясь на положения и выводы упомянутых исследователей фольклора, наиболее предпочтительной для анализа собранного фольклорного материала представляется следующая структура диссертационного исследования:

1) деление текстов на три группы по времени их исполнения в соответствии с календарным периодом: зимние, весенне-летние, осенние;

2) выделение в каждом цикле фольклорно-обрядового комплекса, посвященного народному празднику или событию: зимним святкам, Масленице, встрече весны, Пасхе, Семику и Троице, летнему солнцевороту (Иван Купала), жатве и осенним работам;

3) выявление в каждом фольклорном комплексе жанров, жанровых разновидностей песен с учетом их функциональных, композиционных, тематических особенностей.

Отдельно рассматривается эстетика обрядовых обходов и песен.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Календарная обрядовая поэзия Брянского края"

Заключение

Календарно-обрядовые песни составляют целостную систему, представленную разными жанрами: колядками, овсенями, щедровками, подблюдными, волочебными, масленичными, веснянками, юрьевскими, семицко-троицкими, купальскими, жнивными. Несмотря на то, что каждый отдельный жанр этой системы имеет свою специфику воспроизведения действительности, их объединяет общность материала, репрезентация которого зависит от меры и степени ее сохранности, географии распространения, активности бытования.

Сравнительно-сопоставительный анализ обрядовых песен в контексте ритуалов позволил достаточно полно охватить не только произведения различных жанров, но и выявить компоненты обрядов, их отдельные этнографические детали. Поскольку обрядовая песня включена в ткань драматического действия, она имеет определенную привязку к тому или иному моменту обряда. Поэтому материал был представлен комплексно, с описанием самого ритуала. По фольклорным материалам в записях старожилов-исполнителей, устным рассказам, текстам из ранних публикаций фольклорных произведений в диссертационном исследовании, насколько это было возможно, воссоздан календарный цикл в таком виде, в каком он бытовал в жизни народа.

Современному состоянию обрядового календарного фольклора Брянской области, как и общерусской фольклорной традиции, присущи сглаживание внутрижанровых границ, контаминирование песенных сюжетов и изменение их на разных уровнях - содержательном, композиционном, эстетическом, образно-символическом. Отмечается внутриобрядовая подвижность произведений, смешение обрядовой и необрядовой поэзии.

I. Имеющийся материал дает основание констатировать, что наиболее значительным в фольклорном фонде оказался зимний цикл, представленный колядными песнями, самыми многочисленными и тематически разнообразными. Они нагляднее всего демонстрируют изменения, происходящие в фольклоре. Большинство колядок утратили трехчастную композицию - сохраняется одна или две части, на которые падает основная смысловая нагрузка. Среди зачинов чаще встречаются двухформульные, состоящие из формул прихода колядовщиков и поиска ими двора хозяина, а также императивные.

При описании красоты и богатства хозяйского двора используется прием «ступенчатого сужения образа». В более поздних величаниях иносказание отсутствует, все отчетливее звучат конкретные пожелания благополучия и прославление хозяев, а изображение земледельческих работ, имевших заклина-тельные цели, исчезает.

Имеет место величание хозяина дома и членов его семьи посредством уподобления их небесным светилам, причем в одних текстах формула величания строится как метафора с постепенным ее раскрытием, а в других иносказание остается нераскрытым. В более поздних произведениях метафора заменяется сравнением.

Во многих колядках более позднего происхождения имеются лишь неразвернутый зачин и концовка - просьба-требование одарить. В колядных песнях Брянского края представлены два вида требований - с посулами и без таковых. В некоторых произведениях требование осложнено указанием на место, откуда достать требуемое, куда его подавать, перечисление того, чем хотят быть одарены колядовщики.

В брянском обрядовом фольклоре наиболее многочисленны тексты с пожеланием хорошего урожая, пбскольку сытость всех членов семьи являлась основой благополучия. Следующими по популярности были пожелания приплода скота; к этой же группе примыкают песни с пожеланиями пополнения в семье хозяина. Кроме формул благополучия встречаются и пожелания неблагополучия. В некоторых текстах встречаются угрозы. Это песни более позднего происхождения, появившиеся тогда, когда обряды утратили свою магическую направленность.

Известны в брянских фольклорных традициях и тексты дифференцированного типа величально-поздравительной новогодней поэзии. В «индивидуализированных» колядках при величании хозяина встречается мотив бороды -олицетворение его достатка и довольства жизнью; хозяйка дома характеризуется как искуснейшая рукодельница и заботливая мать. В святочных величаниях, адресованных девушке и неженатому парню, подчеркивается их красота, достоинства.

Цикл подблюдных песен, или песен-предсказаний, на Брянщине представлен пятью группами символов: хлеб, золото, дом, дорога, дерево. Их трактовка в рамках данного обрядового комплекса традиционна. Для этого жанра характерны поэтические эпитеты, метафора, гипербола, олицетворение. Некогда широко распространенный в регионе, сегодня этот жанр, вследствие прекращения его активного бытования, следует признать непродуктивным.

В масленичном обрядовом комплексе Брянского края, сохранившем во многих своих элементах языческую основу, ясно прослеживаются продуцирующая направленность праздника, проявления солярного культа. Тем не менее праздник подвергся значительной трансформации, что в первую очередь сказалось на масленичном репертуаре. Так, вместе с песнями, непосредственно связанными с обрядами, во время масленичных гуляний звучали и необрядовые песни. Среди масленичных песен большую группу составляют тексты с ко-рильными мотивами. Хорошая сохранность фольклорного репертуара масленичного обрядового комплекса может быть связана с относительно поздним временем его формированияи и с достаточно высокой продуктивностью некоторых его жанровых разновидностей.

II. Календарно-обрядовые песни, исполнявшиеся во время встречи весны, - веснянки - представлены несколькими группами произведений: диалогические и императивные заклички, обращенные к самой весне с просьбой прийти; птичьи заклички с призывом к ним (и первым пчелам) прилететь и принести весну; детские произведения, сопровождавшие ритуал с жаворонками.

В брянской традиции в целом кликанье весны и ритуал с жаворонками, хотя и были связаны общей целью и приходились на одну календарную дату, являлись двумя разными ритуалами, отличавшимися и по составу исполнителей, и по репертуару. Основным текстом кликания весны здесь были традиционные веснянки, исполнявшиеся, как правило, девушками, а песенки детей, обращенные к жаворонкам, и действия с ними воспринимались как игра.

Юрьевские песни, записанные на территории Брянской области, можно разделить на несколько групп. В первую входят произведения, направленные на магическое закликание будущего урожая. В них доминируют обращения к Юрию-ключнику. Вторую группу составляют произведения с мотивом обеспечения успеха в животноводстве. Третья группа представлена песнями, приуроченными к ритуалу, но обрядовыми не являющимися - в них только упоминается выгон скота в поле.

В пасхальных традициях Брянщины локально сохранился древний элемент весеннего культа - «хождение волочебников», заключавшийся в обходе волочебниками дворов односельчан с поздравлением их особыми песнями и получении за это вознаграждения.

Семицко-троицкий фольклорный репертуар Брянщины представлен произведениями, последовательно описывающими ход обряда; лирическими песнями, приуроченными к празднику (характерный припев «Ой, Леле»); величаниями участников обряда; русальными песнями. Среди обрядовых песен наиболее популярны произведениям с мотивами величания березки, описывающие ритуал кумления, сопровождавшие гадание на венках. Сюжетов русальных песен не много - «На гряной неделе русалки сидели» и «Проведу русалку». Остальные сюжеты представлены единичными образцами.

На время празднования Ивана Купалы и Петрова дня приходится фаза воды, земли, растительности была в этот период настолько велики, что им приписывали охранительные, очистительные, продуцирующие и целебные свойства. Поэтому праздник Купалы так насыщен обрядами, что характерно не только для Брянщины, но и в целом для России. Тематика песен, записанных на территории Брянской области, в основном связана со следующими мотивами: призыв к коллективному исполнению обряда; продуцирующей магии, где особая роль отводилась женщинам - продолжательницам рода.

Жатвенная календарная поэзия Брянщины, как правило, представлена текстами, описывающими трудовой процесс. Они представлены следующими группами: песни-описания обрядовой ситуации; бородные песни; песни, связанные с дожинальной толокой.

III. Важная роль в восприятии ритуальных обходов, календарно- обрядовых песен, которые их сопровождают, принадлежит эстетике. Она связана с чувственным воспроизведением прекрасного в широком смысле этого слова и имеет свои закономерности воплощения, которые помогают глубже постичь суть исследуемого явления. Прекрасное заложено уже в самой традиции проведения ритуальных календарных обходов, поскольку она передается из поколения в поколение вместе с опытом, который живет в памяти народа. Положительный настрой участников обхода, придерживавшихся устоявшихся требований, должен был передаться адресатам на весь год. Народ поддерживал эту традицию, поскольку «так велось от рода к роду».

Эстетическое восприятие обходных обрядов во многом зависело от масштабности его проведения и присутствия среди его участников людей, пользовавшихся авторитетом. А таковыми считались те, которые больше других знали колядок, поздравлений, шуток. С другой стороны, участие людей в обряде объединяло их духовно. Календарным ритуальным обходам присущи порядок и гармония. Они отмечались четкой последовательностью, соблюдением определенных действий, ритуалов. Весь годовой церимониал составляет цикл, который условно делится на определенные сегменты, имеет набор своих главных действий, ритуальных форм и образов. Обрядовые действия всегда хорошо организованы, композиционно стройны. Хотя в обряде принимало участие много людей, действия выполнялись в четком порядке, в определенном ритме. Во время проведения тех или других ритуальных обходов важную роль играли отдельные элементы: распределение ролей в группах исполнителей, определенный сценарий, игровые эпизоды. В брянских региональных традициях зрелищный характер имели, например, обходы дворов колядующими, вождение «Козы». Особое место в визуальном восприятии обрядовых действий имела праздничная одежда, маски участников. Положительное впечатление усиливалось пением, музыкальным сопровождением, танцем. Однако на современном этапе практика проведения обрядов при обходах, совершаемых лишь в некоторых населенных пунктах, полностью утрачена. Произошло функционально-ролевое смещение его восприятия от магического к развлекательному.

Глубокий эстетизм исходит от самих календарно-обрядовых песен, основу которых составляет образное восприятие действительности, воплощенное в словах и звуках.

В календарно-обрядовых песнях более всего проявилась эстетическая категория гармоничного, прежде всего в оказании почестей семье. Идеал русской семьи заключен в полной семье - наличии отца, матери, сыновей, дочерей. Все они уважают друг друга, собираются вместе в большие праздники.

Эстетическое постижение действительности осуществляется с помощью разнообразных художественных средств. Высокой эмоциональностью отмечены слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, которые вплетены в песенную ткань всех исследуемых жанров.

Эстетическое освоение действительности с особой силой проявляется на уровне троп. Видное место здесь принадлежит эпитету. Благодаря ему картины жизни, которые рисуются в песнях, равно как и сами произведения, воспринимаются в ярких тонах, выпукло, а герои приобретают точные эмоциональные характеристики. Важную роль в календарно-обрядовых песнях играют цветовые эпитеты, более всего «серебряный» и «золотой».

В эстетической системе обходных песен определенное место занимает сравнение, которое помогает воспринять особенности персонажей, предметов, явлений путем сопоставления их с другими, в которых эти особенности проявлены резко. Сравнение имеет разные формы выражения, но наиболее продуктивными оказалимь простые, которые оформлены при помощи союзов «как», «будто», «словно». Подобные сравнения помогают эмоционально воспринимать величественные портретные зарисовки, характеристики героев, предметов.

Воспроизведению глубины чувств и переживаний лирических героев помогает гипербола. Поэтому у хозяина «девяносто быков, полтораста коров». Таким приемом человек переносится в мир достатка, овеянный мечтой, к которому он стремится.

Образность языку исследуемых произведений придает метафора, которая способом сопоставления предмета с другим показывает его новые, необыкновенные стороны. С точки зрения этноэстетики, величальный стиль требовал описания предмета в высших проявлениях его качеств.

Яркий метафорический мир предстает и в метафорических загадках. Благодаря такой неординарной форме слушатель имеет возможность насладиться красотой народнопоэтического мышления, разнообразными ассоциациями.

Сила впечатлений передается и в олицетворениях, когда человек одухотворяет природу. Персонифицируются прежде всего естественные явления.

Обходной поэзии присуще широкое использование символики. Здесь встречаются древние астральные образы: месяц - отец, солнце - мать (или наоборот), звезды - дети. Довольно часто в роли образов-символов выступают разные птицы, представители флоры.

Важным для этноэстетики является уровень стилистических фигур -своеобразное синтаксическое построение фраз, предложений. Действительность в фольклорных произведениях иногда осмысливается с помощью параллелизма. Особенность применения этой фигуры в народных песнях состоит в том, что между двумя картинами (символической и реальной) существует тесная связь на уровне поэтической ассоциации. Символическая картина выполняет роль эмоционального вступления, а во второй, реальной, выражаются конкретные чувства, мысли героев.

К стилистическим средствам относится тавтология - специфическое повторение, которое задерживает внимание на сказанном. В художественную ткань исследуемых произведений довольно часто вплетаются предикативные повторения.

Большое значение для календарно-обрядовых песен имеет рефрен, который Ф.Колесса назвал «наистарейшим украшением поэзии». Это композиционное средство, которое повторяется после строфы или стиха. Рефрен повышает композиционную выразительность, подчеркивает основную мысль, оказывает содействие запоминанию. Рефрен - обязательный компонент колядок, овсе-ней, щедровок, некоторых волочебных и обжиночных песен.

Торжественность и приподнятость фольклорного произведения усиливает фоника - средства благозвучности языка, в частности аллитерация.

Все рассмотренные средства образного выражения сказываются на эстетической фактуре ритуальных обходов и календарно-обрядовых песен, каждое вносит свою лепту в их эмоционально-экспрессивное восприятие.

Итак, календарная обрядовая поэзия, как и весь фольклор, не была статичной. Изменение социально-экономических, исторических условий влекло за собой и изменение в календарно-обрядовой поэзии. Фольклорная обрядность Брянского края прошла тот же основной путь развития, что и общерусская и частично украинско-белорусская традиции. Основной массив обрядовых произведений, бытующих на Брянщине, тесно связан с общерусским календарным репертуаром, что проявляется в сюжетном подобии песен, наличии общих моделей их поэтической структуры, идентичном использовании повсеместно распространенных изобразительных средств, стилистических приемов. Вместе с тем брянскому фольклору присущи отдельные черты украинско-белорусской календарно-обрядовой поэзии.

Не всегда соблюдается использование традиционных приемов и типичных средств выразительности - часто они заменяются более современными способами оформления мысли. И тем не менее, анализ собранных фольклорных и части этнографических материалов позволяет говорить о значимости и жизненности традиций. Такой вывод вытекает из исследования, проведенного на региональном уровне.