автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Поэма в советской литературе. Закономерности развития и типология жанра
Оглавление научной работы автор диссертации — доктора филологических наук Червяченко, Григорий Александрович
Стр.
Введение.2
Глава I. Поэма как литературоведческая проблема.13
1. Формирование концепции поэмы в критике В.Г. Белинского.14
2. Понятие поэмы в советском литературоведении.21
3. Дискуссии о состоянии современной советской поэмы.34
Глава П. Поэма как литературно-художественный жанр.42
1. Что такое жанр?.42
2. Историческое развитие поэмы и формирова- . ние ее разновидностей.56
Диалектика взаимодействия жанров.59
Человек в поэме.83
Глава Ш. Принципы типологии поэмы.96
ГЛАВА 1У.Разновидности поэмы по содержательной основе.122
1. Поэмы о современности.124
2. Историческая поэма.148
3. Поэма на фольклорной основе.194
Глава У. Разновидности поэмы по родовой принадлежности. 225
1. Эпическая (лиро-эпическая) поэма.233
2. Лирическая поэма.256
3. Драматическая поэма.268
Субъективное и объективное в драматической поэме.280
Лирическое и эпическое в драматической поэме.318
Стр.
Драматическая поэма в литературах народов СССР.328
О некоторых общих свойствах драматических поэм.343
Введение диссертации1982 год, автореферат по филологии, Червяченко, Григорий Александрович
Проблема литературно-художественных жанров всегда была одной из важнейших проблем литературоведения. Жанр является своеобразным аккумулятором художественного опыта, в нем прежде всего отражаются характерные изменения, которые происходят в литературе под влиянием времени,он является связующим звеном между литературными достижениями прошлого и новыми художественными открытиями.
Состояние литературы в каждый конкретно-исторический период характеризуется определенным соотношением различных жанров, и это соотношение может меняться. "Кризисы" и "неожиданные" взлеты отдельных жанров были неоднократно темами дискуссий в литературной критике. Достаточно вспомнить хотя бы дискуссии 60-70-х годов о поэме, рассказе, повести. Как правило, в этих дискуссиях возникали вопросы о сущности жанра: "Что есть поэма?", "Что есть повесть?". Вопросы возникали не потому, что раньше на них не было ответа, а потому, что в новых условиях и жанр представал в новом виде, требовалось осмысление тех изменений, которые в нем произошли. Однако жанр - не такое явление, сущность которого познается на примере короткого отрезка его развития. Жанр - исторически сложившийся, относительно устойчивый, но вместе с тем и изменяющийся тип произведения. Вот почему проблема жанра является в одно и то же время время и теоретической и историко-литературной.
Преимущественным вниманием литературоведов пользуются жанры эпической прозы и среди них превде всего роман. В последнее десятилетие активизировалось внимание к поэме. Этому способствовали дискуссии о поэме в "Литературной газете" (1965 г.), в "Литературном обозрении" (1973-1974 гг.) и в других периодических изданиях. Но поэма неоднократно становилась предметом споров и раньше. Причина этому - активность поэзии в целом и поэмы в частности как на> иболее отзывчивой на все изменения текущей жизни. Темой таких споров в основном являлось состояние жанра в данный период. В сущности, такой была и проблема последних дискуссий о поэме. Но от первых они отличались уже тем, что расширился обсуждаемый материал: в .этих дискуссиях поэма представлена была как явление многонациональной советской литературы.
Различие мнений участников дискуссий о самом жанре и путях его развития стоит в прямой связи с нерешенностью этого вопроса в литературоведении. Ни тот, ни другой вопросы не могут быть решены на материале, ограниченном коротким временем, как бы широко в пространстве ни был представлен этот материал.
Теория жанра, выверенная историей его развития, классификация жанровых разновидностей, возникающих в процессе развития, становится, таким образом, актуальной проблемой исследования поэмы.
В одной из своих работ Н.И. Конрад отмечал, что "литературная теория часто бывает своего рода "послесловием", т.е. относится к тому, что имело место раньше". Достаточно вспомнить толкования поэмы как жанра героического, воспевающего, патетического, которые приняты за основу в целом ряде исследований и учебников, чтобы убедиться в справедливости этого замечания.
Выводы, к которым приходят исследователи поэмы, зависят от объема исследуемого материала, ограниченного как историческим периодом, так и рамками одной национальной литературы. Несомненно, что без того, что "имело место раньше", нельзя полностью понять и того, что имеет место сейчас. Поэтому в изучении советской поэмы мы не можем не опираться на исследования, посвященные развитию этого жанра в предшествующие периоды.
Русская поэма изучена почти на протяжении всей ее истории.Пошило исследований поэмы в творчестве отдельных поэтов, имеются монографии более общего плана: "Очерки по истории русской поэмы ХУШ и первой половины XIX века" А.Н. Соколова (1955), "Русская поэма середины XIX века" М.Н. Зубкова (1967), "Поэмы Блока и русская поэма конца XIX - начала XX веков" JI.K. Долгополова (I964-).
Существуют исследования поэмы и в других национальных литературах. Среда них: Лазарук М.А. - "Становление белорусской поэмы (жанр поэмы и некоторые особенности развития, белорусской литературы в первой половине XIX в)" - 1968, Гнатюк М.П. - "Поэма как литературный вид" (1972), Каспрук A.A. - "Украинская поэма конца XIX -начала XX веков" (1973).
Это исследования поэмы в отдельных национальных литературах и в отдельные периоды ее развития, они характеризуют, так сказать, этапные состояния жанра.И само понимание поэмы опирается на ее качества, выявившиеся в данный период.
Но чем шире во времени и в пространстве охватывается исследуемый материал, тем полнее представление о жанре. Расширение временных границ и обращение не только к начальному этапу развития жанра, но и к современному его состоянию позволяет восстановить общую картину движения жанра во времени. И в этой картине,при всем своеобразии процессов, характерных для каждой национальной литературы,вырисовываются общие*закономерности. "Послесловие" .к тому, что имело место раньше", дополняется и уточняется исследованием жизни жанра в новых исторических условиях.
В последнее время появился ряд исследований, посвященных советской поэме."'" Они в основном связаны с изучением жанра в русской
1 Лурье А.Н. Поэтический эпос революции. - I. 1975; Васильковский А.Т. Жанровые разновидности русской советской поэмы литературе, но особенность современного литературного процесса, протекающего в условиях активного взаимодействия литератур, обязывает их авторов в отдельных случаях привлекать для сопоставления и материал других литератур. Лучшие произведения, созданные поэтами различных национальностей, стаж не только общесоюзным достоянием, но и достоянием мировой литературы. Однако нет еще.обобщающих работ, посвященных многонациональной советской поэме.
Целью данной диссертации является исследование состояния со-I временной поэмы и богатства ее разновидностей, сложившихся в условиях советской действительности и взаимодействия национальных литератур. Б широком привлечении многонационального материала,в изучении почти не исследованной разновидности жанра - драматической поэмы - заключается новизна работы.
Сравнительное изучение сходных процессов в разных национальных литературах "дает возможность более широкой постановки ряда важнейших вопросов истории и теории литературы, рассмотрение которых на материале обособленного изучения отдельных национальных литератур или в пределах одной "региональной" зоны историко-литературного развития не может привести к плодотворным результатам", -отмечала И.Г. Неупокоева. К таким вопросам она относила и вопрос о социально-исторической обусловленности и национальных художестт венных предпосылках возникновения и развития различных жанров". "Стремление к максимально объективным выводам, - пишет словацкий литературовед Диониз Дюришин, - побуждает к выходу за пределы од
1Ш.7-1941: Опыт типологической характеристики. - Киев: Высшая школа, 1979; Карпов A.C. Продиктовано временем. Из истории русской-поэмы. На земле Калужской: статьи о литературе. - Тула: Приокское кн.изд-во, 1974, а также докторские диссертации названных авторов.
1 Неупокоева К.Г. Некоторые вопросы изучения взаимосвязей и взаимодействия национальных литератур. - М., i960, с. 19-20. ной национальной литературы'к высшим, межлитературным образованиям и в конечном счете - к выходу в мировую литературу. Сравнительный подход, таким образом, приводит к обобщению закономерностей развиI тия отдельных национальных литератур".
Отмечая особенности литературного развития в эпоху капитализма, К. Маркс и Ф. Энгельс в "Манифесте Коммунистической партии" писали: "На смену старой местной и национальной замкнутости и существованию за счет продуктов собственного производства приходит всесторонняя связь и всесторонняя зависимость наций друг от друга.Это в равной мере относится как к материальному, так и к духовному производству. Плоды духовной деятельности отдельных наций становятся общим достоянием. Национальная односторонность и ограниченность становятся все более и более невозможными, и из множества национальных и местных литератур образуется одна всемирная литература".2 Литературные взаимосвязи еще больше активизируются в условиях развития советской литературы, потому что это развитие протекает в иных общественных условиях - в условиях экономических, социально-политических и культурных преобразований на единой, социалистической, для всех народов страны основе, результатом чего явилось образование новой исторической общности - советского народа и единой советской литературы, сочетающей в этом единстве богатство национальных традиций.
Обращаясь к многонациональной советской литературе, мы должны учесть, с одной стороны, разные художественные уровни ее начального периода и, следовательно, несинхронное развитие жанров, а с другой стороны, ускоренный процесс развития, выравнивания уровней. т
Дюрипшн Дйонйз. Теория сравнительного изучения литературы. - М.:
Прогресс, 1979, с.70. р
Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. - Соч., 2-е изд., т.4, с.428.
Возникает проблема внутренних и межнациональных жанровых контактов. Под внутренними мы имеем в виду развитие национальных жанров на основе контактов литературной поэмы с устным эпосом или предшествующими формами литературно-поэтического эпоса и другими жанрами национального фольклора и литературы; под межнациональными - контакты молодых литератур с художественным опытом развитых литератур.
В развитии национальных жанров происходит целесообразный выбор художественных накоплений прошлого сообразно потребностям нового времени. ".Мы из каждой национальной культуры, - говорит В.И. Ленин, - берем только ее демократические и ее социалистические элементы, берем их только и безусловно в противовес буржуазной т культуре, буржуазному национализму каждой нации".
На отбор художественных ценностей из национального прошлого не могут не влиять межнациональные контакты литератур. В результате этих контактов одни литературы заимствуют у других недостающие им формы и приемы, необходимые им для отражения новой действительности соответственно и новому ее пониманию. А с другой стороны,отбор из прошлого опирается на взаимное, хоть и относительное, соответствие новых и старых форм.
Советское литературоведение на марксистско-ленинской основе выработало методологию и накопило большой опыт в области методики сравнительного исследования литературно-художественных жанров и 2 взаимодействия литератур. Но в каждом конкретном случае перед ист
Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу. - Соч., т. 24, с.121.
2 Конрад Н.И. Запад и Восток. - М.: 1975. Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад. - Л.: 1979. Бушмин A.C. Преемственность в развитии литературы. - Л.: 1975. Неупокоева И.Г. Некоторые вопросы изучения взаимосвязей и взаимодействия национальных литератур. - М., i960. Неупокоева И.Г. История всемирной литеследователем встают и новые вопросы, которые требуют своего решения. Нередко это общие вопросы теории литературы, которые имеют непосредственное отношение, к конкретной проблеме.
Таким общим для нас является вопрос о жанре. Не оговорив того, какой смысл мы вкладываем в этот термин, нельзя приступать к исследованию.
Второй вопрос: что такое поэма? Жанр этот имеет многовековую историю, в процессе его развития возникло много разновидностей,поэтому и некоторые определения поэмы связаны с отдельными этапами ее состояния без учета всего многообразия сложившихся форм.
Третий: типология поэмы. Вопрос этот закономерно вытекает из предыдущего. Не определив, что такое поэма, мы не можем, следовательно, очертить и границы исследования, не сможем отделить поэму от сходных жанрообразований. Но выделив собственно поэму, мы должны определить и принципы типологии.
Принципы типологии в существующих исследованиях опираются на состояние жанра в определенный исторический период. В них учитываются более частные содержательно-формальные особенности, выявившиеся в данный период. Предмет нашего исследования - советская многонациональная поэма. Наше внимание, естественно, сосредоточено на современном состоянии жанра. Но и к этому состоянию национальные литературы нашей страны шли от различных художественных уровней,в том.числе и от такого, какой для других литератур скрыт во тьме веков. Одним словом, если брать совокупность национальных литератур, то перед нами предстают все этапы развития поэмы от ее фольклорных ратуры: Проблемы системного и сравнительного анализа. - М., 1976. Ломидзе Г. Интернациональный пафос советской литературы, - М., 1970. Историко-литературный цроцесс: Проблемы и методы изучения. Л.: 1974 и др. истоков до современного состояния. Естественно, нам предстоит обосновать и классификацию, способную охватить сложный и многогранный процесс. Решение этой задачи невозможно без выявления закономерностей развития поэмы в более широком историческом плане, чем один советский период.
Литература, говорит Н.И. Конрад, - "особая категория духовной творческой деятельности общества, отличная от философии, науки,искусства и вместе с тем сопряженная с ними, поскольку она пользуется всеми их средствами: понятиями, символами, образами, метром, ритмом, эвфонией. Процесс этот неизменно наблюдается в истории всех отдельных литератур, т.е. носит всеобщий характер".1
Общая природа художественного творчества позволяет нам в изучении закономерностей развития советской поэмы опираться на то,что выявилось в развитии этого жанра в истории мировой литературы. Но вместе с тем необходимо учитывать, что иные социально-исторические условия развития советской литературы накладывают свою печать на эти закономерности, на сам характер внутри- и межлитературных связей, делает необязательными отдельные этапы развития, в первую очередь те этапы, которые связаны с литературными направлениями прошлого. Развитие жанра включается в формирование и развитие художественной системы социалистического реализма.
Сошлемся снова на мысль Н.И. Конрада, что "смена литературных систем не означает полной утраты того, что сменяется: смена означает процесс пополнения наличествующих эстетических ценностей новыми. И даже тогда, когда в новой системе возникают совершенно новые жанры, изучение открывает их зависимость от старых. Разумеется, зависимость отнюдь не обязательна в смысле прямого продолжения или развития их; зависимость может проявляться и в полном от-2 рицании их".
1 Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1975, с.426.
2 Там же.
Тут перед нами встает проблема взаимодействия жанров, "подключения" ранних жанровых разновидностей к жанрам более высокого „ уровня (поэма и устный героический эпос, поэма и сказка), отпочкование от поэмы самостоятельных стихотворно-повествовательных жанров (повесть и роман в стихах), возникновение новых разновидностей на основе внутренней эволюции и жанрового взаимодействия (лирическая и драматическая поэма). Одним словом, перед нами процесс, в котором, с одной стороны, наблюдается определенная закономерность в развитии жанра в целом, а с другой стороны, своеобразие этого процесса в национальных литературах в зависимости от степени развитости жанра. В этом общем, закономерном находит свое объяснение и творческая индивидуальность поэта.
Рассмотрение поэмы в каждой национальной литературе и даже в группах родственных и регионально связанных литератур в строго хронологической последовательности неизмеримо увеличило бы объем исследования, по сути дела потребовало бы ряд исследований. Более того, такой принцип затруднил бы решение основной задачи - выявления общих закономерностей и специфических особенностей, которое требует сближения фактов, непосредственного их сопоставления, а не раздельного анализирования в историко-литературном аспекте.
Опираясь на существующие исследования, мы видим, что в более чем двухтысячелетней истории жанра определились основные пути формирования его разновидностей, когда изменению содержательных акцентов соответствовали и структурные переоформления: героическое содержание, воплощенное в эпической форме; героическое содержание в расширительном понимании, связанное с развитием романических и смешанных форм (лиро-эпических с использованием драматических элементов); формирование философской поэмы (расширение идейно-тематической проблематики с использованием разных родовых форм в "чистом" и смешанном виде). Это - общая тенденция. Но в конкретно-исторических условиях национальных литератур эти процессы протекают не синхронно, могут не совпадать во времени. К тому же последующие этапы не полностью отрицают предыдущие, а по-своему вбирают их.Сосуществование в одно время различных жанровых разновидностей по проблематике и по форме создает предпосылки для взаимодействия на основе эстетической общности, единства жанра. В советской поэме такое взаимодействие оказывается еще более многосторонним и проявляется особенно наглядно, поскольку этапы развития поэмы сближаются во времени.
Учитывая это, мы исходили из современного состояния жанра,общий фонд которого составляют образцы многонациональной литературы. Временные рамки - от Октября до наших дней. В этих рамках основной путь развития поэмы прослеживается прежде всего на примере развитых литератур и в первую очередь на примере русской литературы.Исторический опыт русской поэмы и развитость ее форм позволял ей идти в ногу с жизнью; проблематика, подсказанная действительностью на разных этапах ее развития, отражена ею полно и последовательно; модификация форм, связанная как с новой проблематикой, так и с положением поэмы в изменяющемся соотношении жанров, предстает довольно наглядно. Поэтому на примере русской поэмы мы прежде всего и прослеживаем ее закономерное развитие - не хронологию жанра, а историческую обусловленность возникновения и смены жанровых разновидностей.
На вырисовывающуюся закономерность развития русской поэмы как бы накладываются факты ее развития в других национальных литературах. Это позволяет выяснить, с одной стороны, особенность ее путей в различных национальных литературах, а с другой, - типичность процесса.
Мы выделяем три группы литератур, которые, на наш взгляд, наиболее показательны в интересующей нас проблеме. Первая: генетически связанные между собой русская, украинская и белорусская литературы. Вторая: литературы среднеазиатских республик с их традициями устного и письменного поэтического эпоса, уходящими в далекое прошлое. Третья: молодые литературы Северного Кавказа, где сильно сказываются фольклорные истоки в формировании жанра поэмы. Эти примеры дополняются фактами из других литератур, показательными в своей специфике.
Задачам исследования подчинена структура диссертации. В первых трех главах рассматриваются вопросы, составляющие теоретическую основ:/ исследования: поэма как литературоведческая проблема (I глава); поэма как литературно-художественный жанр (2 глава); принципы типологической классификации (3 глава). В последующих двух главах на основании предложенных автором принципов типологической классификации рассматриваются жанровые разновидности поэмы, закономерности их возникновения и развития: разновидности поэмы по содержательной основе (глава 4); разновидности поэмы по родовой при надлежности (глава 5). Вопрос о роли творческой индивидуальности и ее месте в закономерном развитии жанра мы не сочли необходимым выделять в отдельную главу во избежание повторений; он рассматривается в каждой из глав, где естественно возникает.
Список научной литературыЧервяченко, Григорий Александрович, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"
1. Александров А.А.О стихотворной повести 30-х годов. Русская литература, 1968, № 3.
2. Иванов Ю.П. 0 жанровом своеобразии современной поэмы, Вестник Ленинградского университета, серия истории, языка и литературы, вып. 3, 1964, $ 14.
3. Гете. Собр.соч. в 13-ти т., т.Х, М.: ГЙХЛ, 1937, с. 611-614.
4. Там же, с. 489 (Письмо Гете от 29.ХП.1797 г.).
5. Антокольский П. Собр.соч., т.1, с. 275.
6. Ii арке К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. Соч., 2-е изд., т. 4, с. II9-I59.Маркс К. Введение (Из экономических рукописей 1857-1858 годов). Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 12, с. 709-738.
7. Б о р е в Ю.Б. Комическое. М.: Искусство, 1970. - 268 с.
8. Г е й Н.К. Художественность литературы: поэтика, стиль. -М.: Наука, 1975, 471 с.
9. К в я т к о в.с к и й А. Поэтический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1966. - 375 с. .
10. К е д р о в с к и й А.Е. Из истории советской исторической поэмы, В кн.: Вопросы литературы. - Курск, 1972, с. 49-94.
11. К е р и м и К. Туркменский театр: очерк истории. М.: Искусство, 1964. - 226 с.9 г. К и д а й ш-П окровская Н.В. О дастане "Рустамхан".- В кн.: Рустамхан: Узбекский героико-романический эпос. М.: Наука, 1972, с. 8-81.
12. К а к а н с Валдис. Оценка "состояния мира и человека": Проблемы лирического и эпического в современной поэме. Литературная Грузия, 1979, 2, е. , 93-100.К и р п о т и н В.Я. Достоевский-худоясник. М.: Сов.писатель, 1972. - 319 с.
13. JI а з а р у к М.А., I я н с у А.Я. Вопросы теории литературы. Минск: Народная асвета, 1964. - 247 с. - На белорусском языке.
14. Субботин A.C. Жанр как категория истории и теории литературы. В кн.: Проблемы стиля и жанра в советской литературе. Сб. 8. - Свердловск, 1976, с.
15. Ю ш и и П. Поасзия Есенина 1910-1923 годов. М.: Изд-во МГУ, 1966. - 319 с.