автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Русская поэма в годы Великой Отечественной войны

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Макарова, Зоя Ивановна
  • Ученая cтепень: доктора филологических наук
  • Место защиты диссертации: Элиста
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Русская поэма в годы Великой Отечественной войны'

Текст диссертации на тему "Русская поэма в годы Великой Отечественной войны"

ядиум ВАК России

Л? X/ _

У !"% : А

.С.

LÛ ^UP^U^Ïfr- i l< с

iäysi I. 2ИЖ S.

КАЛМЫЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На прайнж руттт

МАКАРОВА ЗОЯ ИВАНОВНА РУССКАЯ ПОЭМА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

гч> я"к s sg s

lös

II Л Ji - русская литература

Диссертация на соискание

ученой степени дамтора фил ©логических наук

Научный консультант доктор филологических наук, профессор Лазарев В „А,

ЭЛИСТА « 1998

Оглавление

Введение ..................................................... 3

Глава I. Баллады и стихотворные очерки........................ 12

Глава II. Лирические поэмы................................... 35

Глава III. Лиро-эпические поэмы.............................. 99

Глава IV. Книга -поэм . В.Луговского "Середина века" ........... 194

Глава V. "Василий Теркин" (Книга про бойца) А.Твардовского..... 255

Глава VI. Забытые и полузабытые поэмы........................ 298

Глава VII. Поэмы о войне в послевоенной литературе ........... 340

Заключение................................................. 380

Библиография ............................................... 389

ВВЕДЕНИЕ

Поэзии военных лет посвящено немало исследований, среди них монографии А. Абрамова "Лирика и эпос Великой Отечественной войны", А. Павловского "Русская советская поэзия в годы Великой Отечественной войны", М. Пьяных "Ради жизни на земле", И. Кузьмичева "Жанры русской литературы военных лет (1941-1945)", С. Фрадкиной "Русская советская литература периода Великой Отечественной войны (1941-1945)".

Однако работ, в которых рассматриваются собственно поэмы, проблемы их развития, жанровое и стилевое своеобразие, немного. Это исследования Е.П. Никитиной "Поэма военных лет", И.А. Мохирева "Русские поэмы эпохи Великой Отечественной войны".

Наблюдения над типологией жанра и стилевого своеобразия поэм военных лет содержатся в статье П. Выходцева "Из опыта работы советских поэтов над поэмами в годы Великой Отечественной войны", в семинарии П. Куприяновского и П. Шамеса "Литература периода Великой Отечественной войны". Существует также много работ о творчестве поэтов-фронтовиков. Особенно большое число монографий и статей написано о поэме А. Твардовского "Василий Теркин".

Особое место занимают статьи, написанные "по горячим следам" в годы самой войны, среди них наиболее обстоятельны статьи 3. Кедриной, Л. Поляк, Е. Трощенко, А. Макарова, В. Перцова. Затрагиваются проблемы возникновения и развития поэм военных лет в работах о поэмах довоенных и послевоенных: М. Числова, В. Киканса, А. Карпова и др.

A.C. Карпов в книге "Русская советская поэма 1917-1941" (М.,

1989) отмечает, что история русской поэмы еще не написана. Его монография восполняет этот пробел времени 20-30-х годов.

До сих пор в нашем литературоведении нет единого взгляда на сам термин "поэма", история жанра еще мало изучена. Чаще всего поэма определяется как "большая стихотворная форма", такое понимание термина восходит к Ю. Тынянову и Б. Томашевскому.

Для выявления различных точек зрения на специфику самого жанра поэмы следует обратить внимание на исследования А. С. Карпова, Ал. Михайлова, А. Л. Крупчанова, Л. К. Долгополова,В. П. Киканса, М. Числова, А. Т. Василевского, В. Базанова, И. Г. Минераловой, Ме-летинского и др. Важный аспект жанровой проблемы - связь категории жанра и индивидуальных жанровых форм - не раз являлся предметом дискуссий. Вспомним дискуссию 1965 года на страницах "Литературной газеты". Она была вызвана бесспорными изменениями в жанре поэмы, что привело к стремлению пересмотреть существующие положения самого термина "жанр". Отвечая на вопрос, что же такое поэма, некоторые участники дискуссии полагали, что главная особенность поэмы - ее драматизм, но содержание и этого термина тоже понималось по-разному. Так, Л. Озеров видел в нем динамику развития действия, "драму героя". И. Сельвинский говорил о внутренней напряженности, выражающейся через характеры и диалогическую речь. А. Адалис считает, что поэма - это прежде всего "драма в присутствии очевидца - ее создателя". Все соглашались, что поэма отличается особой эмоциональной окрашенностью, остротой конфликтов. Едины были участники дискуссии в мнении о том, что в поэме должны подниматься большие значительные проблемы, что она должна отличаться емкостью содержания и глубиной обобщения. Так. Ю. Марцинкявичюс говорил о том, что в поэме отражаются "те моменты, в которых ярче всего проявляется судьба народа и его будущее. Такие драматические моменты несомнен-

но гарантируют высокое напряжение чувств, позволяют проявляться личности поэта и его мировоззрению".1

Споры о поэме не затихали и в последующие годы, исследователи и писатели часто обращаются к В. Г. Белинскому, цитируя его статью "Разделение поэзии на роды и виды". Употребляя слово "поэзия" как синоним слова "литература", Белинский делит ее, как известно, на три рода: эпическую, лирическую и драматическую. Видами эпической поэзии он считает роман, повесть, поэму.

Все исследователи в разной степени, но склоняются к мысли, что поэма является синтетическим жанром, порой опять вспоминают Белинского, который писал: "Хотя новейшие стихотворные поэмы, образцы которых представляют поэмы Байрона и Пушкина и которые в эпоху своего поколения назывались романтическими поэмами, но тем не менее они принадлежат к эпическому роду: ибо основание каждой из них есть событие, да и самая форма их чисто лирическая".2

Не обладают достаточной определенностью в современном литературоведении границы жанра. Так, в очень обстоятельном исследовании М. Числова "Время зрелости - пора поэмы" (2-е, доп. издание, 1987) в одном жанровом ряду оказываются стихотворная драма и трагедия, повесть и роман в стихах. А в книге С. Коваленко "Поэма как жанр литературы" автор, ссылаясь на Л. И. Тимофеева, определяет поэму как "большую форму лиро-эпического жанра, стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией, повесть или роман в стихах".3

1 Марцинкявичюс Ю. Судьба. Вопросы литературы, 1966, №10, -С.146

2 Белинский В.Г. Полн.собр.соч. Т.5, М., 1954. - С.42.

3 Коваленко С. А. Поэма как жанр литературы. М., 1966, №10. -С.146.

Выясняя жанровую и родовую принадлежность поэмы, многие исследователи опираются на определения, закрепленные в учебной литературе, где в качестве бесспорной высказывается мысль о том, что в поэме изображение должно быть эпически масштабно и одновременно лирически окрашено. Все исследователи в разной степени, но приходят к тому, что поэма является синтетическим видом литературы.

Возникают разногласия и в определении термина "жанр", хотя большинство исследователей сходятся на том, что жанр - подвижная, не застывшая категория. "И это определяет способность жанра решительно и стремительно видоизменяться"1, - считает А. С. Карпов. Л. К. Долгополов отмечает, что главным при определении значения произведения являются не собственно жанровые признаки, "а глубина проявления самой личности поэта в ее соотнесенности со временем".2

Соглашаясь с тем, что поэма является синтетическим жанром, исследователи высказывают различное понимание соединения в поэме эпического и лирического начал. По Коваленко, поэма "сохраняет верность своему эпическому роду", а М. Числов полагает, что поэма открыта и для лирики, и для эпоса, и для драмы. В. Киканс, напротив, полагает, что главное в поэме - ее лирическая структура: "Будучи в первооснове (в структуре) эпической, поэма в целом, как жанр, является лирической.3 "Но коль скоро, - считает А. Карпов , - поэма без особого труда находит себе место и в одном, и в другом роде, то не утрачивает ли смысл желание исследователей во чтобы то ни стало приписать ее к одному жанру? Границы взаимоотношения элементов подвижны".4

1 Карпов А. С. Русская советская поэма. 1917-1941. М., 1982. -С.6.

2 Долгополов Л.К. Поэмы Блока и русская поэма конца XIX - начала XX века. М., 1964, - С.5.

3 Киканс В. П. Современная советская поэма. Рига, 1982. - С.66.

4 Карпов А. С. Указ.сочинение. - С.7.

Некоторые исследователи рассматривают поэму не в качестве жанра, а в качестве литературного вида. Так, В. Киканс полагает, что современная поэма является не жанром, а "видом, для которого характерны такие общие признаки, как монументальность (создание эпически глубокой микрокартины своего времени) и лиро-эпическая форма с доминантой лирического способа литературного изображения (лирического рода), что определяет открытую концептуальность, своеобразие структуры и основных систем поэмы".1

И далее: "Ведущие жанры современной поэмы, опираясь на традицию лирической поэмы романтизма и реализма XX века, образуют видовую модель, отличную от повествовательной поэмы XIX и XX веков".2

Следует отметить и то, что большинство исследователей полагают, что меняется само соотношение эпического и лирического. Как справедливо отметил А. С. Карпов, тенденция к обобщению в поэме, рассмотрение частного как конкретного проявления всеобщего, "позволяет представить изображение как часть целостного бытия, что присуще эпике.3 Но в то же время тяготение к эпическому изображению неразрывно связано с лирическим. Не случайно поэма почти всегда существует в стихотворной форме.

В вопросе классификации современной поэмы нет единства, прежде всего потому, что в основу ее определенными исследователями положены совершенно различные признаки: от соотношения эпики и лирики до хронологии появления тех или иных поэм. Так, И. Мохирев классифицирует поэмы военных лет в соответствии с основными этапами Великой Отечественной войны. Другие опираются на идейно-тематические особенности поэмы. Так, С. Коваленко считает, что жанр совре-

1 Киканс В. П. Указ.сочинение. - С.5.

2 Там же. - С.20.

3 Карпов А. С. Указ.сочинение. - С.8.

менной поэмы определяется выбором темы. Он отмечает: "Выявляя возможности жанра, современная советская поэма обнаруживает многотип-ность 'художественных структур: сюжетно-повествовательная поэма, обращенная к конкретному событию, где окружающая жизнь и образы героев воссоздаются в основном объективно-эпическими средствами, стихотворная драма с четко прочерченным сюжетом и композицией, монологическая поэма"1. В монографии И. А. Спивака о советской поэзии в годы Великой Отечественной войны даже в композиции книги, в названии ее глав мы видим два разных подхода к жанровой принадлежности поэм. С одной стороны, некоторые поэмы объединяются в группы в соответствии с их идейным содержанием и хронологией их создания ("ге-роико-револзоционная поэма", "героико-историческая" и т.п.), с другой - учитывается их тяготение к той или иной художественной форме ("лирическая хроника войны", "поэма-песнь о Родине", "лирико-философс-кая", "поэма - эпопея" и т.д.).2 Очевидно, здесь происходит смешение разных принципов классификации: соотношение эпического и лирического в поэме и жанрообразующая интонация. В проблеме классификации поэм очень обоснованньм представляется первый из двух названных выше принципов, который удачно сформулирован В. Кикансом: "По богатству эпического содержания все поэмы можно отнести к трем типам: к эпической

SV О

поэме, лирическои поэме и лирическому эпосу.

В основу разделения поэмы 40-х годов, как и современной, на типы и жанры лежит принцип эпичности типового и эстетическая категория жанрового разграничения. Оба эти принципа явились следствием исторического подхода к вопросу классификации и они определяют

1 Коваленко С. А. Указ.сочинение. - С.7.

2 Спивак И. А. Советская поэзия периода Великой Отечественной войны в жанровом развитии. 2-е изд., доп.. Львов, 1975. - С.130.

3 Киканс. В. П. Указ. соч. - С.69.

черты, которые характерны для поэмы объективно.

Первый из названных принципов определяет соотношение эпического и лирического, соответственно ему поэмы могут быть эпическими, лирическими и лиро-эпическими. Второй принцип учитывает жанрообра-зующую интонацию: поэмы соответственно делятся на героические, элегические, трагические, комические, сатирические и т.п.

Эпические и лирические поэмы изображают некоторые стороны того или иного конфликта, в них преобладает одна из названных эстетических категорий, следовательно, каждый из этих типов поэм отличается жанровой определенностью.

В лирическом эпосе при богатстве эпического содержания большое значение имеет авторское отношение к изображаемому, богатство и разнообразие интонаций, что иногда мешает выделить определяющую интонацию. Следует при этом помнить о постоянном взаимодействии эпического и лирического в поэмах этого вида. Если считать разновидностями жанра обозначенные выше три его формы, то каждая из них будет характеризоваться определенной жанрообразующей интонацией.

Различие суждений в проблеме классификации поэм в значительной мере характерно и при изучении поэм в годы Великой Отечественной войны. Наибольшая вариантность терминологических определений в классификации поэм касается их жанровой специфики.

В вопросе классификации поэм военных лет в данной диссертационной работе положен принцип степени эпичности поэм, соотношение эпического и лирического начал.

Литературная критика военного времени оперативно откликалась на появление значительных произведений. Наряду со статьями и рецензиями на книгу или журнальную публикацию одного автора, уже в ходе войны были написаны статьи, в которых было стремление теоретически осмыслить проблемы литературы военного времени. Такими, в

частности, были статьи И. Эренбурга1, Л. Тимофеева2, В. Перцова3, И. Калитина4, А. Фадеева5 и др. На пленумах Правления Союза советских писателей, на совещаниях ставились и обсуждались доклады о литературном творчестве, например доклады Н. Тихонова на IX и X пленумах СП (1944, 1945), выступление А. Твардовского на юбилейной сессии Академии Наук СССР.

В более позднее время, как отмечалось выше, исследователи стремились к всестороннему изучению литературы военных лет.

Не все поэмы военных лет равноценны по художественным достоинствам; тем не менее нельзя судить о литературе того или иного времени только по вершинным произведениям, поэтому в данной диссертации рассматриваются или хотя бы называются все поэмы времени Великой Отечественной войны, имеющие определенную нравственную и эстетическую ценность.

Методика исследования большого и разнообразного количества поэм, потребовала выделения определенного центра в работе над поэтическим материалом. Им стало жанровое и стилевое разнообразие. Положив в основу классификации поэм принцип соотношения эпического и лирического, в то же время необходимо было учитывать и тенденцию..........к-

синтетичности и жанрообразующую интонацию.

В работе над данной темой прежде всего пришлось обратиться к периодике военных лет, в особенности к художественно-публицистическим журналам: "Красная новь", "Октябрь", "Знамя", "Новый мир", "Звез-

1 Эренбург И. Долг писателя // Новый мир, 1943, №9.

2 Тимофеев Л. Советская литература и война // Знамя,1942, №11.

3 Перцов В. Литературные заметки // Знамя, 1944, №3.

4 Калитин И. Поэзия мужества // Октябрь, 1943, №3.

5 Фадеев А. Отечественная война и советская литература // Пропагандист, 1944, №6.

да", "Смена" и др.; к отдельным произведениям, вышедшим отдельными изданиями, как правило малым тиражом, не публиковавшимися в периодике и не включавшимися по тем или иным причинам в более поздние издания.

Были использованы архивные материалы: ЦГАЛИ, архив Министерства обороны, архив Государственного литературного музея, Калмыцкий республиканский архив, личные архивы писателей, в частности М. Алигер и В. Луговского. Автором диссертационного исследования изучены работы предшественников, изучавших поэзию военных лет: монографии, диссертации, авторефераты, многочисленные статьи; воспоминания участников и современников Великой Отечественной войны.

Глава I. БАЛЛАДЫ И СТИХОТВОРНЫЕ ОЧЕРКИ

Как известно, в начале Великой Отечественной войны в советской литературе наибольшее развитие получили поэзия и публицистика. В 1941 году поэзия была представлена преимущественно лирикой. Работа над поэмами у многих авторов началась с осени - зимы сорок второго года. Это было вызвано стремлением более широко и масштабно показать события и людей, когда был уже накоплен достаточный жизненный и поэтический опыт.

Еще Гегель считал, что война, как общественное состояние, рождает эпическое искусство. "В самом общем плане, - говорил он, -можно указать на конфликт, вызванный состоянием войны, как на ситуацию, наиболее соответствующую эпосу. Ибо во время войны как раз вся нация приходит в движение и переживает в своем общем состоянии новый подъем и деятельность, поскольку целостность как таковая имеет здесь повод для того, чтобы постоять за самое себя."1

Для создания больших эпических полотен нужны были и время, и опыт, причем не только личный творческий опыт того или другого писателя, а опыт, накопленный в начальный период войны советскими людьми. Накопленное лирикой стало основой при создании произведений больших форм. Многие исследователи справедливо полагают, что отдельные стихотворения стал�