автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Поэтический мир К. Мурзалиева (проблема нравственности)

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Кубаева, Ираида
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Алма-Ата
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Поэтический мир К. Мурзалиева (проблема нравственности)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Поэтический мир К. Мурзалиева (проблема нравственности)"

•Г С 0*9$

МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСКОЙ СОР

КАЗАХСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПВДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ иыеШ АЕАЯ

Специализированный аовет К II3.03.QI

На правах рукопвои УДК 894.342.09

КУБАЕВА Ираида

ПОЭТИЧЕСКИЙ МИР К.ЫУРЗАЛИЕВА (ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОСТИ)

10.01.02 - Литература народов СССР (советский период)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на оонокагате ученой степени кандидата филологических наук

Алма-Ата - 1990

Работа выполнена на кафедре казахской литературы в Казах-оком ордена Трудового Краоного Знамени педагогическом института имени Абая,

Научный руководитель - доктор филологических наук,

профессор ГАВДШИН Н.Г.

Официальные оппоненты: доктор филологических наук,

профессор НАГШЕЕТОВ А.К.

кандидат филологических наук, доцент САДЫКОВ Г.С.

Ведущая организация - Казахский ордена Трудового Красного

Знамени государственный университет иы.С.М.Кирова.

Защита соотонтоя пЛ 1990 года в часов

на заседании специализированного совета К ИЗ.03.01 по защите диссертаций на ооискание ученой отепени кандидата филологических наук при Казахоком ордена Трудового Краоного Знамени по-дагогичеаком институте им.Абая.

Адрес: 480100, Алма-Ата, ул.Советская, 30.

С диссертацией иохно ознакомиться в библиотеке Казахского ордена Трудового Краоного Знамени педагогичвакаго института им.Абая.

Автореферат разослан " 1990 года.

7

Ученый секретарь специализированного совета МАГАУИН М.М.

rfllicf,.:»,.-,.

ч

н

nt /: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

ртадий j

'Как подчеркивал Е.И.Лешт, -'Нравственность - это то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех грудящихся вокруг пролетариата".1 Это ленинское определение категории нравственности звучит в надш дня актуально и современно. Перестройка, время революционного обновления ставит перед обществом задачу поиска новых нравственных ценностей. При решении этой важнейшей задачи апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС, отдавая первостепенную роль литература и искусству, отмечал: "В обогащении духовной казни общества новыми ценностями, в идейном и нравственном возвышении советского человека велнкя роль литературы и искусства."2 Поэтому изучение творчества худояника слова в нравственном аспекта является одной из'необходимых задач общественных наук»

Актуальность темы. В литературоведении, как и в других областях науки, очевиден все возрастающей интерес к проблемам нравственности. И более того - она становится одной из главных направлений в развитии современного литературоведения» Ее аа-туальность следующим образом определяется ведущими учеными страны: "Новне решения. Новая логика. Новая система ценности. Ее нет, но ее нузно найти, выработать, гначе гибель» Тая стоит вопрос: или конец всему, шш новне ценности, которые, наконец, объединят ладей",3 "потому что во шогнх случаях произошла под-

1. Ленин В.И. Задачи совзов молодеет. H.t Иэд-во АН СССР» 196I. С.II?»

2. Материалы пленума ЦК КПСС о* 23 апреля 1985 Г. - М.! Политиздат. 1985. С.22.

3. Ананьев A.A. Груз будущего. Литературная Россия. IS88, 3, С.4-я.

иена или смешанна нравственных понятий..."^.

Социальные, духовные, политические преобразования, происходящие в стране, новый подход к духовному и моральному облику личности so многом предопределяет и большие задача, стоящие перед литературоводами, помогают худогникам снова осмыслить и изобразить мир с современных позиций - в духе гласности и дено-кратжн,, что способствует поиску так необходимых оейчас новых пешюотой.

Объектом исследования в предлагаемой работе стало творчеот-го поэта К.Мурзалпола - лауреата преииз Ленинского комсомола. Он занимает видное ыеото в ряду художников слова, сохрмшваих в застойные вреыаиа нравственную чистоту поэзии» ее боевой и вуоотс о те.у ллрлчоепшй облик. Назрела необходимость ооздашш монографии о творчестве К.Мурзаяиева, так как созданные км ху~ дойбствэшыэ произведения вносят веоошй вклад й м и о го пацло пал ь~ hjtd поэзнз» став одним ев ярких выражений нравственных исканий современности.

Приобретала известность За пределами нашей страны стихо-творзная поэта представлены в неоднократно переиздававшихся книгах: "Кектеа" ("Веска")» "СЩ opaaisj" ("Б дебрях дум"), "Ко-ра^сад" ("Колчан"), "Sep усац" ("Земля обетованная")» "Лла^аи" ("Ладони"), "Дшиидан" ("Гений"), "Кзкпар" ("Поединок") н т.д.

О творчестве К.Ыурзалиева написано много статей, оно наследовалось рядом литературоведов, но нравственный аспект его

I Проскурин П. Разве раньше об »том молчали // Советская Россия, 1988. # 31. С.4.

произведений, насколько чап известно, не изучался. А важной стороной творчества поэта, на наш взгляд, является усиленное внимание к законам гармонического развития личности, к нравственным ценностям, заложенным в ней. Поэтому изучение творчества К.Мурзалиова в нравственном аспекте нагл представляется животрепещущим, современным.

Бсо указанное вше предопределило выбор теш настоящей работы.

Методологической основой работы стали положения К.Маркса и В.И.Лента о диалектике традиции новаторства и преемственности литературного и художественного развития. Исследование опирается на учение В.И.Ленина по национальному вопросу, в частности по вопросу о свободе выбора языка. Методологической и теоретической основой диссертации являются труды классиков марксизма-ленинизма по вопросам литературы, программные документы Коммунистической партии Советского Союза, а также произведения теоретиков советской литературы. В основу исследования полокен проблемный подход.

Материалы и источники диссертации. В работе использованы все циклы стихотворений поэта. Помимо художественных тейстов изучены труда йоэта, написанные в теоретическом плане, а такав научные изыскания, интервьп, данные на страницах периодической печати. Исследованы отклики, рецензия, критические работы, написанные о проблемах изучения нравственности в художественном тексте и непосредственно о творчестве К.Мурзалиева> Стихотворные тексты других поотов использованы для проведения параллелей и сравнений.

Цолъ и задачи исследования. Наотояиая работа предполагает на оонове художественного анализа проследить процесс воплощения в творчестве К.Мурзалиева дройлеш нравотвеннооти, теш провозглашения общечеловеческих ценностей. Для достижения этой цели ш поставили перед собой следующие задачи:

- определить степень изученности в многонациональном совет-оком литературоведении проблеш нравотвеннооти;

- выявить истоки поэзии художника, связь о народам творчеством, идсйно-худонестленную направленность его произведений;

- сравнить идейно-тематическую направленность, художественную, гшнровуш структуры произведений К.Мурзалиева и других казахстанских поэтов н на этой основе выявить особенности его П0&8Ш1, тшичоскве стороны п своеобразие его художественного олова;

- прошшлпзнроватъ основные идеи нравственности в характерные дая творчества поэта пути их худоаеотвенного воплощения;

- раосиотреть проблему "автор и герой" и ее худокеотвеи-пое вонлощэние;

- определить национальное к гуманистическое в лирике К.Мурзалиева,

Натчная новизна исследования. Общеизвестно,что в литературоведении по сравнении о конкретными науками понятие научной новнзш является относительным. В связи с откм научную новизну мы определяем следующим образом. Изучение творчества К.Мур-

залиева представлено отдельными критическими заметками, рецензиями, которые имеют значимость с точки зрения информативности и оценочное™. Научную исследовательскую цепность тлеют, на наш взгляд, лишь некоторые работы М.Каратаева, С.Кирабаова, Х.Ади-баева, М.Ауэзова, С.Сеитова.

В диссертации делается попытка обобщить и систематизировать имеющийся исследовательский и критический материал по творчеству К.Мурзалиева и высказать свою точку зрения. Наш осуществлена систематизация и анализ материалов съездов писателей Казахстана, касающихся оценки нравственного содердания художественной литературы республики. Выявлена появившаяся в последнее врем тенденция нравственной проблематики в литературе республики.

Во все времена и особенно в период-исторических перемен наблюдается особый интерес к нравственной проблематике. И в настоящее время процессы обновления, происходящие в стране, стали для нас толчком к исследованию творчества К.Мурзалиева именно в аспекте нравственности.

Апробация работы. Диссертационная работа была оСсудиейа и представлена к защите кафедрой "Казахская литература" при Казахском государственном институте им.Абая. Основные положения исследования изложены на научных конференциях профессорско-' преподавательского состава КазПИ им.Абая, Джамбулского педагогического института имени 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции и на страницах периодических научных журналов республики. По изучаемой теме опубликовало пять статей. Подробный список публикаций прилагается.

Объом и структура диссертации. Работа изложена на 148 страницах машинописного текста и состоит из "Введения", двух глав, "Заключения" и списка цитированной и использованной литература.

ОСНОВНОЕ СОДЕРМШЕ РАБОТЫ

ВВШНИЕ

Во "Введении" обосновывается выбор темы, определяются ее актуальность, цель, задачи, методологическая и теоретическая основы работы. Излагается ее структура.

ГХЛВА I. ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ К.МУРЗМИЕВА

В названной главе делается экскурс в историю научно-критического осмысления нравственных исканий литературы советского периода, изучаются теоретические полокения ученых А.Бочарова, Ф.Куэ-нецова, Ю.Суровцева, А.Скафтыиова и других, поавященные проблеме нравственности в художественной литературе. В работе анализируется научно-практическое осмысление нравственных иоканий литературоведов Казахстана, у истоков исследования которых стоят ученые С.Кирабаев, Н.Габдуллкн, Г.Какишев.

§ I. Критика и литературоведение о нравственных поканиях поэзии К.Мурзалиева

Некоторым проявлениям творчества К.Мурзалиева, а именно -композиционному построению поэтических циклов, их национальному своеобразии, размеру стиха, уделяетоя немалое внимание республиканской критикой. Об этом свидетельствуют выступления в печати ведущих ученых-литературоведов: Ы.Каратаева, С.Кирабае-ва, С.Сеитова, Х.Адибаева я других. Мы ке в своем наследовании коснулпсь лишь те;: публикалий, которые каоагтся нравственной пройди ч мурзаякчвских строках. В названном аспекта наше

внимание привлекла работа Г.Х.Нугыбаевой.1 Объектом изучения в ней, наряду с творчеством других писателей и поэтов, являются стихотворения К.Мурзалиева. Исследователь говорит о несостоятельности содержания стихотворений в плане решения поэтом педагогических и нравственных задач. Следующим образом характеризует она в целом поэтический цикл "Круг": "... стихотворения дезорганизуют детей... иногда просто ничего не дают ни детскому уму, ни его юному сердцу" (дис.с.74). В доказательство своих утверждений литературоведом приводится множество строк пз указанного поэтического цикла. Например:

Вон дед -

Борода, как Хан-Тенгри-

Бела i

В седле его мир и уют.

("Дом", сб. "Круг") Г.Х.Нугыбаева следуодам образом раскрывает нравственное содержание цитированного отрывка: "Почему это у современного чабана мир и увт ограничены седлом... Tait моает писать только тот, кто на знаком с современным чабаном. Вот один пз них: Аб-драхман БиргИбаев - коммунист, депутат..." (дяо., с.74).

Ничего не тлея против членства в нартии, депутатства, неограниченного мира и уюта реально существующего чабана Абдрах-мана Биргибаева, нам хотелось бы обратит* внимание на некоторую несостоятельность подобного вывода. Обосновывая свою точку зрэ-ния, мы, во-первых, Хотим отметить, что художественное прояз-

I. Нутыбаева Г.Х. Детская литература Казахстана 1970-1980 гг. Развитие. Нравственная проблематика. Язык// Дяо... кяяд. филол.наук. Алма-Ата, 1984.

ведение по своей природе предполгчадт шлтл-л, образность, абстракцию и т.д. Бо-вторьк, творчество К.Мурзалиева тесно связано с устной народной поэзией, изображенные им символы уходят корнями в. глубокую древность. Является т исключением стихотворение "Дом"? Целостность и композиционное единство любого цикла стихотворений поэта не вызывает у ученых-литературоведов сомнения. Для его поэзии характерно построение логической цепочки кяр-тин» которые воссоздают целостный образ. В данном случае весь сборник носит название "Круг", и оно уже является самостоятельной композиционной единицей - Зачином для кандого отдельно взятого стихотворения в сборнике. Случайно ли то обстоятельство, что поэтический цикл назпан "Круг", а стихотворения "Крут"и "Дом", в которых запечатлен образ седла? На няш взгляд, создан целостный и символический, образ 1фуга, который у народов тгарко-язычного цройсхоздения вбирает в себя очень ванные, добрые, нравственные понятая. Для подтверждения сказанного мы обратились к исследованию Ч.Валиханова, где рассматривается символическое значение интересующего нас образа: "Есть жертва круговая - айналмак, жертва три раза обходит существо (в частности тяжелобольного), для которого это лад делают. Так, схватывают птицу, окружают три раза вокруг головы и отпускают. Она берет все мое несчастье и болезни на себя. Человек, делая то же, принимает и предлагает себя духам. Для выражения любви она говорят айналайын - обойду вокруг. Нежная мать говорит своему сыну айналайын вдрагым (зрачок), шрагым (светильник), то есть (буквально) "обойду вокруг зрачок, светильник мой".1 Отсюда можем заключить, что образ круга, символ, айналайын обозначает "возьму твою боль".

I. Валиханов Ч.Ч. Собр.соч. в 5-ти т. - Алма-Ата: Гл.ред. сов- эшганяоподиЕ, т.1, 1384г. , С.24.

Каково ae значение слова "мир"? Г.Х.Нугнбаева толкует его в значения "интеллектуального круга интересов чабана", который ограничен его седлом. Но если мы вчитаемся в контекст, то заметим, что зто многогранное слово "мир" стоит рядом со словом "уют" и является ничем шшм, как его синонимом. Отсвда понятно, что слово "мир" дано здесь во втором своем значении, то есть -согласие, спокойствие.^ Таким образом, деталь -"седло", ä в нем "мир" не случайно, с помощью этого образа показан типический национальный характер кочевника - миролюбие, спокойствие, Мудрость, гостеприимство. Толкование интересующего нас символического образа крута, ясно прозвучавшего в стихотворных строках О.Судейме-нова, может также аргументировать предложенную нет трактовку

Кружись, айналайын, Земли моя!

Как никтоj я сегодня тебя понимаю,

Все болезни твои на себя притираю

' ?

Я кочуй, кружусь по дорогам твоим...

Й далее, рассматривая содержание стихотворений К.Мурзалие-ва "Добрый брат", "Круг"» "Ма с другом" в т.д., Г.Х.Нугнбаева предъявляй? серьезные обвинения поэту. Между тем, в оценке же одного из ведущих критиков республика С.Кирабаёва содержание стихотворений, написанных в указанный критиком период, получило иное толкование. В них, наоборот, говорится о том, что К.Мурзалиевым верно решены педагогические задачи, его поэзия рассчитана на детское мышление й психологию: "В сборнике. "Алуан-Палуан" К.Мурзалиев увлекательно рассказывает детям о

1. Александрова 3.S. Словарь синонимов. М.: Русский язык, 1986, с.226. ; ' ■

2. Сулейу.енсЕ O.G. Определение берега. Алма-Ата: Газуш,

1379. С.9.

четырех великанах: подъемном кране, экскаваторе, бульдозере и самосвале. Уже от обрисовки их величины и силы у ребенка захватывает дух. Без лишней назидательности и декларативности автор подчеркивает их службу на пользу человека".1

В работе также рассмотрены точки зрения других критиков и литературоведов республики, которые обращают свое внимание на нравственное содержание поэзии К.Мурзалиева.

§ 2. Нравственные проблемы как основополагающие в творчестве К.Мурзалиева

Избрав путь проблемного анализа, мы в данном параграфе попытаемся определить й показать те нравственные аспекты, которые поднимает К.Мурзалиев в своем творчестве.

На над взгляд, большим подспорьем в решении этих актуальных проблем для К.Мурзалиева является опыт предков, постоянное обращение к изучении национальных корней понятия нравственности. Многозначительный для нас стал и тот факт, что у тюркоязычных народов, о чем свидетельствуют первые памятники письменности, проблема нравственности считалась проблемой первостепенной важности, Рунические надписи, как и другие памятники литературного наследия, мы используем в сравнительно-сопоставительном плане как материал,, подтверждающий преемственность и обоснованность современных понятий нравственности. Это позволило выявить эволюцию некоторых компайентов нравственности, например: счастье,

мир, добро и др ,

С такими значительными проблемами, как.интернационализм, любовь к своему, народу, в творчестве К.Мурзалиева тесно пере-.

I. Кнрабаев С.С. Революцией призванный. Алма-Ата: Еазуш, 1950. С. 208..

платается тема восстановления и признания всеми, живущими ныне, древней культуры и письменности тюркоязычннх народов. Вера в существование дровней культуры тюркоязычного народа и борьба за утверждение данного факта в общественном мнении явились толчком для создания многих стихотворений поэта. Бот строки одного из них:

Вглядевшись в лицо старой К/арал ал да Тарих деген

истории, кдртыца,

Ты лвдям расскажи обо всем, Тугэл1н айт,

что увидел, Ырза емео ел гартына.*

Народу не щота половинчатая | ............

правда.

(Перевод подстрочный).

К.Мурзалиев стремится осмыслять истоки национальной культуры. Поэт понимает, что изображение нравственности прошлого расширяет идеалы современника, способствует укреплению нового приобретенного человеком чувства - ответственности и обоснованной гордости за прошлое своего народа.

На наш взгляд, нравственные попеки двух поэтов - К.Мурза-лиева и О.СулеШенова перекликаются. Мы не снимаем глубоких различий ыезду творчествами названных поэтов и не стремимся проследить все линии их идейно-творческих сближений и расхождений, а берем лишь общее в нравственных исканиях поэтов. Весь жизненный и творческий путь выдающегося поэта О.Сулейменова воспринимается как путь пламенного борца за торжество правда

I. Мурзалиев К. Отрар. - В кн. Аз; отау ("Белая врта"). -Алма-Ата: 1&зушы, 1968. С. 95.

■в воссоздании исторического прошлого тюркоязнчного народа, за уничтожение "предрассудочного мнения о порках".1

Одной из серьезнейших проблем современности стала проблема сохранения национальной самостоятельности, неотъемлемым ком-панентом которой является функционирование национального языка. Еще М.Кашгари, произведения которого относятся к глубокой древности и имеют большой нравственный смысл, провозглашал: "Венец воспитания язык". Художественная литература, как мы знаем, всогда боролась за самостоятельность и высокую нравственность национальной культуры. К.Мурзалиев, как и многие мастера художественного слова, руководствуясь марксистско-ленинской методологией в национальном вопросе, а именно, языка и культуры отдельных национальностей, вооружившись заветами предков и современными культурными традициями, утверадает, что человек, не почитающий культуру и традиции своего народа, не способен понимать и уважать культуру и традиции другого народа и быть истинным интернационалистом. Значение родного языка для каждого человека отражено в стихотворениях К.Мурзалиева: "Т1лд1ц тун", СЗнамя языка"! ,"Ек1 т1лд1ц иесГ' (''Двуязычный") и др. Образно, через стихийные процессы, происходящие в природе, которые невозможно предотвратить, автор отражает независимость происходящего от воли отдельных лиц и даже целого народа - потери национального языка. Поэт - истинный интернационалист и поэтому его мечта - равноправное, полнокровнее функционирование двух языков - русского и казахского.

1. Сулейменов 0.0. Казахстанская правда, 1970, 23 ноября.

2.-Калгари М. Девону лупат турк. Ташкент: ФАН, 1960. С.13.

Опыт показывает, что два дружественных языка не взапмоис-ключают друг друга, а, наоборот, предполагают взаимообогащение и взаимовляшю. При помощи русского языка казахская литература получает возможность выходить на широкий круг читателей. Если говорить о поэзии К.Ыурзалиева, то здось мы находи,! благотворное влияние русского языка. Поэт О.Сулеймонов, переведя множество стихотворений К.Мурзалиева, открыл широкую дорогу большому таланту в мировую литератур/. Ш стали свидетелями того факта, когда стихотворения казахского поэта К.Ыурзалиева уке с русского языка переведены на польский, болгарский, чешский и другие языки.

Одним из больших нравственных мерил для человечества в наш время стало его отношение к природе. Вце в недавнем прошлом человек гордился тем,-что он с каздым годом покорял все больше природу и становился безграничным ее властелином. Такое неверное понимание человеком сваей,роли по отношению к природе налшо отражение в советской поэзии, в частности,и в казахской. К.Мурзалиав по-своему осознает взаимоотношение человека и природы. Человек у К.Мурзалиева не хозяин природа, а ее неотъемлемая часть. В трактовке проблемы подобным образом он является в своем роде единственным в казахской поэзии. Подобное понимание соотносит его с достижениями передовой поэтической шели.

Замечено, что для изображения некоторых явлений жизни автор прибегает к образу природа. В последней он находит объяснения множествам проявлений действительности. В частности, природа помогает поэту выразить своеобразные черты человека, живущего в степи, воспитанного по его законам. Автор использует для описания специфическое дм природа Казахстана дере-

во - саксаул, характерное для пустынь и засушливых районов. Внешне некрасивый, безлиственный саксаул-- до боли родной сердцу поэта, вдохновляет его на негные чувства и сострадание:

В песках саксаул растет

Аральских: Впитав в себя яаркого солнца луч.

Тело без мышц в сухожилиях. • • «

Словно меня самого разрезают Распилить рука не поднимется

И топору оно ке подвластно. • • •

[Лил мне вид его Корявый, раскидистый, Сук разбивают о другой. Стук! Только так его и рубят.

Сексеу1л бул Аралда Сауиал сэуле с1м1рген. Бутактары каралган Булпшк, етс1з с1н£рден.

Кескевдей вз ет1мд1, Крлнм оган бармайда. Еаргадда сны отындык, Агаш кусал кармайда. Ырза болнп карадам Шр-и1р тур1не... Еарганда оны аарады Б1р1н урып б!р!не.*

(Перевод подстрочный). Саксаул, не похожий ни на одно дерево другое, символически способен передать своеобразие характера степного человека, его красоту, Стойкость и выносливость, И по аналогии на память приходят следующие строки О.Сулейменова: Смотри, над курганом, Где ветер поет, Где слышится волчий плач, Вцепившись корнями в сердце мое,

Шатаясь, стоит карагач.* 17 Мурзалиев к. жеруйык. Алыа-Ата: Аазуда, 1976. 141 с. 2. СулеВменов 0.0. Избранное. И.: Худ.лит. 1986. С.76.

Прокизываютая острая боль, глубокая по-сыновьи нежная любовь к родной природе, к его пароду - вот те обстоятельства, которые приводят к ассоциации образов в нашем сознании. И, на наш взгляд, два образа-символа - карагач и саксаул наполнены идеей свободного духа, идеей борьбы а сострадания, что и объединяет нравственные искания двух поэтов.

Исследователь А.Нарымбетов по поводу изображения природа в современной лирике Казахстана сделал следующие выводы: "В лролзведениях современных поэтов мы находим столько восхитительных картин природа. Более того, в соответствии о давно сложившейся традицией они устанавливают тесную связь меяду пейзажем в лизнью свпих современников".* (Перевод подстрочный). К.Мур-залиев, как мы унэ отметили» не отступает от традиций национальной поэзии. В его стихотворения* в основном запечатлены конкретные картины природы, некелй абстрактные об явления.

Одной из больших нравственна йроблем^ представленных в поэзии К.Мурзалйева» является твйа человеческого счастья. Кал-дое поколение мастеров худозз^.твайного слова отражает в своем творчестве сложную, постоянно трайсформирующуюся Категорию счастья соразмерно свЬему временя; Корня счастья в трактовке поэта берут начало в глубокой древности* Рунические Надшей говорят о том, что основным условней, при которой Каган считал себя счастливым* было объединение всех каганов в племен- • ной союз. Они не мыслила счастья без друябы с народом, без единства с ним. Счастье для них составляло не пребывание на

I. Иарнмбетов А.К. Художественные искания современной советской многонациональной литературы., Алма-АТа: ■, 1л?утш. 12£0.

царском троне, а посредством власти оказание помощи всему бедному народу, В более поздний период понятие усложняется; например великий просветитель аль-Фараби, отражая нравственные искания своего времени, считал, что "хороший нрав" у человека от природа, а путь к счастью - "мера во всем". Особо важнш нравственным качеством в человеке ученый-мыслитель считал "храбрость", неумеренность в которой приводит к "безрассудству".* Также аль-Фараби указывал на. конкретные пути достижения счастья в виде наставлений государственному деятелю, народу и т.д.

Трактовка тема счастья в творчестве К*Мут>залиева созвучна твркоязычной. Поэт видит счастье в каждом прожитом дне, в служении народу. Счастье для него в песне», в весельа, работе, в богатстве, который он может щедро поделиться!, счастье в пожертвовании собой для блага других. Примечательно то, что для К.Мурзалиева высокопарная лексика не характерна. Столь абстрактное понятие, как счастье, представлено поэтом посредством использования активной лексики. Слова со значением.конкретного действия: "жилые" ("работа"), "аду" {''брать") и другие, сочетаясь со словами категории состояния: "яадарау" {"радость"), "суйс1ну {"с любовью"), "яс1ну" (букв, "отвернуться от жизни")( дают нам представление о понятий счастья. Творчество К.Мурзалиева отражает новое качество современника, которое делает его счастливым - нетерпение. Ранее считалось, что такая черта характера как "нетерпение" было тем же, что

о

и "бессовестный", "ленивый", "завистливый", "зверя жадней".

1. Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. Алма-Ата: Наука, : 1979, С.25. ■

2. Алтннсарин И. Собр.соч. в 3-х томах. Алма-Ата: Наука, 1975.

ТЛ. С.47.

Сейчас же нетерпение, энергия, например в творческом труде, относят к разряду прекрасного» Вот как об этом говорит поэт О.Сулей-менов: "Одна из замечательных черт поэтического характера - нетерпение человека, который хочет уяе сейчас, сегодня, в срок, отпущенный ему природой и судьбой увидеть рззульгат своей деятельности, помочь стремительно развиться самосознанию общества. Такое нетерпение; вероятно; присутствует в характере у многих, в том числе и моем.Нетерпение, пересекаясь с яеланием все успеть, стало неотъемлемым компонентом* составляющим понятие "счастья" творца художественного слова.

В произведениях К.Мурзаляева часто встречается слово "кал-тактау" (дословно - яить с оглядкой). И это объяснимо. К.Мурза-лиев как поэт формировался в послевоенные годы. Его муза впитала в себя скорбь дней лишения. Пережитое способствовало восприятии обостренного чувства справедливости* которым пронизана каадая мурзалиевская строка. "Калтактау" - самое трудной, драматическое чувство, которое, как нам когется, еде предстоит Преодолеть поэту на тернистом пути творческих исканий.

Постияеняэ новизны в нравственном мире Современника, пожалуй/ одна из особенностей целей в исканиях поэзии К.Мурзалзева. Думается, что в области решения нравственных проблем сравнение поэтического творчества К.Мурзаляева п О.Сулейменова не случайно. 11х объединяет открытость позиций* непримиримая борьба за социальную справедливость, поиск свободы духа.

¿•ЛАВА Л. ЮТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕЙ НРАВСТВЕННОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ К.МТРЗАЛШША

В этой глава изложены проблему стиля, структурообразущей роля, путей его худояесТвенвой реализации в поэзии К.!*урзалиова

I, Сулейменов 0. Казахстанская правда. 1970, 23 ноября •

как поисков нового нравственного критерия.

§ I. Публицистичность стиля поэзии К.Мурзалиева

Изучение истории и причин использования публицистического стиля в поэзии показало, что это явление связано с бурными процессами и огромными изменениями, происходящими в мире. Вливаясь в ■ контекст мировой литературы, поэт посредством публицистического стиля выражает важнейшие нравственные проблемы, которые ставит общество, жизнь. Наыи отмечено несколько уровней создания публицистической поэзии. Это касается хсак ее содержания, так и формы. Например, в форме построения поэтического цикла "Алакан" ("Ладони"), который, на наш взгляд, может являться классическим примером публицистической поэзии, мн презде всего прослеживаем аналогию с публицистическим репортажем. Ремарки на злободневную гему; расположенные между основными разделами, мы расцениваем как нововведение поэта. Следующей ступенью создания публицистической лирики стало художественное осмысление факта. Знакомство с древ-» ниш руническими надписями» а также с творчеством Бухара-Кырау, Махамбета Утемнсова, Ибрая Алтннсарина и других позволило заключить, что для тюркоязычной поэзии характерно преобладание в тексте фактического Материала. К.Мурзалиев следует традициям предков, но роль факта а художественном тексте у него изменена. Если предшественники были более историками-регистраторами событий, то у К.Мурзалиева фактический материал подается с энциклопедической точностью, происходит 'художественное пробуждение факта". Следующим уровнем создания публицистической лирики стало изображение трагических страниц из жизни исторических личностей. В этом плане особое Место занимает обраЗ Ильича в поэме "Данышан" (Тений"). Написанный К.Мурэалиевым образ вовдя полнокровнее,

ярче, чем у друтих казахстанских поэтов, а строки, говорянще о гении, органически слились со словами о человеческой теплоте и задушевности В.И.Ленина. И такое решение образа первого руководителя Советского государства, па наш взгляд, явилось в 60-е года новым явлением в казахской лирике. Другим уровнем создания публипо-тической лирики - стала ее открытость. Бри попытке определения лирического героя в поэзии К.Мурзалиева мы обнарунили довольно своеобразное решение худоянлгсом проблемы "автор и герой". По нашим наблюдениям, образ автора и героя, их нравственные поиски слиты воедино. Но изучение проблемы показало, что такое (слияние) противоречит ведущим тенденциям в литературоведении о проблеме "автор и герой", которые говорят о противоположном, то есть о их нетовдестве. В ходе анализа установлено, что К.Мурзалиев предпочитает "путь прямого общения с читателем", он в поэтических строках называет свое тля - Кадыр. Теоретическое обоснование нашему заключению мы нашли в трудах B.I.Белинского и Л.Я.Гинзбург .

§ 2. ирония и гаор в поэтических произведениях К.?4урзалиева

Ирония и шор - неотъемлемые комданенты творчества К.Мурзалиева. йлор у поэта вызван интересом к психологическим проявлениям характера человека. Шорисигтесюгэ стихотворения К.Мурзалиева тяготеют к сценичности. Другой отличительной особенностью произведений этого шина является задаяяоеть юмористического тона улс в самом названии стихотворения или в его первых строках, которые вычленяются в самостоятельную композиционную единицу - зачли. Посредством юмора автор в своих произведениях стремится передать самобытность национального характера, а такке обычаи и oí-?. Исследование показало, что ироническая поэзия К.Мурзэтевя

рондается тал, где проявляется большая забота о неустройствах мира. Предметом иронии в творчестве поэта становится двойственное мироощущение "новоиспеченного горожанина". Эта же тема звучит в стихах о любви. Знакомство с поэзией других художников слова показало, что ирония ы ранее использовалась в произведениях, но у каждого поколения мотивы иронии были различны. Если иронический тон лермонтовской лирики был связан с глубокими разочарованиями в любви и обусловлен меланхолическим настроением "потерянного" поколения, а В.В.Маяковский смотрел на любовь в соответствии со взглядами своего времени, то появление иронии у К.Мурзалиева связано с влиянием на человека атмосферы города, его судорожно-стремительного темпа.

К.Мурзалиев со всей силой иронического таланта отразил в стихотворениях свое отношение к процессу постепенной утраты людьми родного языка. Знакомство с высказываниями М.Кашгари, Ч.Валиханова, с народными преданиями, пословицами, поговорками убедительно свидетельствует об уникальности, меткости, красоте казахского язшса, его способности точно выражать любую мысль, подтверждают важность знания родного языка для хорошо воспитанного человека. Примечательно, что поэт вводит новые, конкретные образы в казахскую поэзию - "шала казака" (челбвека, утерявшего народные корни) и "коне казак " 'человеку почитающего и знающего свою культуру и язык). Образ "шала каза^ " стал воплощением отрицательного, типического, социального явления современности - утраты национальной культуры и языка. Как художественное выражение нравственного конфликта в поэзии, как противопоставление мы воспринимаем образ "коне казак, ", призванного достойно хранить заветы предков.

Новые стихотворения яоэта - отклик на революционные преобразования а стране. Изучение содержания стихотворений показало, что перестройка для поэта - это прежде всего обновление моральных, нравственных качеств человека.

В сгихо1ворения*К.Мурзалиева наблюдается использование интонационного усиления. Примечательно, что К.Мурзатаев идет своим, новаторским путем. Обычяоэ одиннадцатисяозшое чегырехстрочное стихотворение огг додает следующим образом: первые две строки идут в их классическом варианте, третья же разбивается еще на три строки для выделения отдельных мыслей. Обычный трехстрочшгк становится шестистрочником, хотя в стихотворении не выдеряивает-ся основной признак силлабизма - соразмерность, Изучение этого вопроса показало, что в силу законов казахского спгхослокения невозможно сохранить классическую форму силлаботоничоского стиха. И накал чувства передается но столько формой, сколько содержанием - метким словам, точным штрихом в портрете. Теоретическое обоснование своим выводам мы находил в трудах ученого-стиховеда З.Ахметова.

§ 3. Композиционное построение как путь реализации нравственных исканий поэта

Диалектическое мышление, свойственное поэту, не удовлетворяется изображением отдельных моментов яизш, что привело в итоге к композиционному объединению стихотворений как необходимому условию реализации основных идей.. Наша основная цель - определение нравственного мира поэзии - обуславливается тем обстоятельством, что предметом анализа становится содержательная сторона произведений. Поэтому фор?<г» в Данной случае - композиция, ш •у-дем анализировать как содержательную. К.Мурзаляев пользуется

композиционный приамом - циклизации , Изучение истории воцрооа о циклизации позволило установить, что она была иввеотна в искусстве Древнего Востока, в периода Ренессанса, клаосадизма.Этот прием, прошедший различные агавы развития и усовершенствования, наблюдается в литературе современного периода. Изучение явления циклизащш в поэзии К.Мурзаляева позволило прийти к следующим выводам: циклы стихотворений построены по тематическому принципу о определенно четким сюжетом и зачином. Образуются крупные тематические гнезда, где вырисовываются свжат, зачин, кульминация» развязка, целостность цикла - один из атрибутов, определяющих непрерывную эволюцию нравственной проблематики.

При рассмотрении путей худокоотзенной реализации нравственных исканий поэта мы не могли оОойти вопрос о значении в его творчестве красного цвета для самовырадения автора. Диапазон его использования широк - это и просто цвет предмета, и символ победы духа, и прочеео творчества, талант, песня, ооотояние человека и природы. Семантика слова вое время расширяется, и ни единый раз не повторяет своего продвдуадго значения.

Разнообразен п впрок поэтичеокий шр К.Мурзаянева. Он являема преешшкои, кая он йам утверадает,.Гете, Сетефи, Абая. Его творчэотво обогадено ота?ом воемарной литературы,и мы видим,что его нисколько не помешало творческому и национальному своеобразию поэзии. Новые стихотворения творца - свидетельство его неуклонного роота,

Рсравные додояэния-диосергапии изложены в оледушит. МШ:

1. Заем гараоны // Революционной тема в казахокой литература.

Алма-Ата: КазПИ иыааи Абая, 19В8. С.52-56.

2. Сопоставительный анализ оригинала в перевода // Русский язык

-SSII литература в казахокой июле, 1987. Я 8. С.Г7-20. (В соавторстве).

3. Теш »езашшопальной друкбы в отихотворэннях К,Нурзалиова а О.Сулвймонова // Анализ литературных прэлзвэдогай« Дгамбуя, ДОИ, 1987. С.36-39.

4. Творчеотво К.Мурэаяиова в казахской критшсо // Сосзрзапстпо-ваана воспитательного и пздагогачоокого пропесоа, Аяка-Аии КазПИ инаня Абая, 1989. С,12-14,

5. Ирония и шор в стихотворениях К.Мурзалпевй // Езотшк АН КазССР. 1990. Й I, СЛ5-20.

6. Цгаздгшокяй голос поэта // Кйзакотай йогглукао!» 1990, Jl 2,

.. »

'JteJÏ-Qi'i-Z