автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Поэтический пейзаж М. Волошина в контексте русской поэзии конца XIX - начала XX века

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Лимонова, Людмила Вадимовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Киев
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Автореферат по филологии на тему 'Поэтический пейзаж М. Волошина в контексте русской поэзии конца XIX - начала XX века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Поэтический пейзаж М. Волошина в контексте русской поэзии конца XIX - начала XX века"

АКАДЕМШ НАУК УКРАШИ ШСТИТУТ ШТЕРАТУРИ ¡м. Т. Г. ШЕВЧЕНКА

Направят уудшиа'у ЛШОНОВА ЛЮДМИЛА ВАДИМЙНА

ПОЕТйЧНйЙ ПЕЙЗАЖ М. ВОЛОШИНА

в контекст! росШсько! побзи

К1НДЯ XIX - ПОЧАТКУ XX ст. 10.01.01 — Росшсьхса лпература

Автореферат дксертзцц на здобуггп вченого сгудаЕЯ кандидата ф1лолспчннх ваутс

кгав-шз

Робзтв Евкзнана у в{ддШ рзс1*сько! л!тератури 1 «л!тератур е;:эзд1в Укра1нп 1нствгуту . Л1терагури 1г.:. Т.Г.Иевчеика

НаукзЕЕГ: кepíвнEк доктор Илзлзичнич наук П.Р.Цазепа

оазнентЕ: дэ-тзр ф1лолог!чнач наук, ярз^есор

А.В.Кул1Н1ч кандидат рлзлззлчнит каук I Л.Хуар1янзв

Проводка устакова: Лье1вськи:": дср^авне" ун!верситет т. I.Я.франка

Захпст в1дбудетъся " _" сМюггтр1Ю 1293 р. ой II год.

на ззиданн! спещалазованз'! рад:; Д 0IG.F3.02 в 1нститут1 л1тературЕ 1:.:. Т.Г.Певченка /252001, Кгле, зул. ГрупеБСькзгэ,4/.

Ъ дисертацхею козна ознайоматиоь у б1бл1отец1 Хнститут: - л1т£рагура Т.Г.ГЕевчеяка АН Укра I к и

Автореферат роз!слано " в " СУ -Ък^Л^ ХГ'ЭЗ р.

Вчени? секрегар спец1ал1зовано1 Рлдг

кандидат ф!лолог1чнях наук

Г

.Звйняцк1вськич

ГО^Л-и ' -^•»'•.Л ----±

биешоте&а общая характеристика работы ■

Актуальность исследования. История русской литературы конца XIX - начала XX вв - это необъятное поле для исследований и откры-, тий, поскольку сегодня речь должна идти не о заполнении "белых пятен" и исправлении отдельных ошибок в ее интерпретации, яо о необходимости по сути переписать историю литературы рубежа веков заново, отрешившись от политических догм и социологических схем, тщательно освещая каждый фрагмент и эпизод литературного процесса, не упуская из виду ни одной из блистательных или менее заметных фигур, представляющих грандиозную и многокрасочную картину литературной жизни России в один из самых драматических периодов ее истории.

-Поэтическая личность М.Волошина находится в ряду тех фигур в литературном процессе рубежа веков, чье творчество исследовано достаточно фрагментарно и литературная деятельность долгое время представлялась советской наукой и критикой если не враждебной, то малозначительной. С одной стороны, политическая позиция М.Волошина "над схваткой" в годы революции и гражданской войны не вписывалась в рамки официальной идеологии, с другой -пейзазвдая лирика, тонкая, эстетически изысканная, утверждающая величие и самоценность природы, казалась, видимо, чем-то не особенно важным, а может, и вовсе не нужным в процессе строительства социализма, сопровождавшемся бурным преобразованием окружающей среды вплоть до полного ее уничтожения.

Обретенное на рубеже ХУШ — XIX вв сознание того, что разрыв цивилизованного человека с жизнью природы есть трагедия, было прочно забыто или попросту задвинуто на задворки философии л искусства в эпоху классовых битв. И только сейчас, в конце лл века, когда наше общество заново открывает дая себя общечеловеческие ценности перед реально .грозящей опасность!) уничтожения среды обитания, настало время оценить и тот вклад, который внесли поэты и художники, верные теме Природы, в формирование экологического мышления общества, наконец осознавшего, что ггрлрсднк? мир - колыбель и дом человечества, уничтожив которая, оно погибнет.

Нерешенные задачи исследования истории русской литературы конца XIX - начала XX вв, недостаточная "вписанность" твтр--':-кой фигуры М.Волошина в литературный процесс, особое звучание

темы природы в его поэзии на фоне экологических (в широком, мировоззренческом смысле слова) проблем современного общества определяют актуальность данного исследования.

Степень изученности темы. Ряд существенных черт поэзии М.Волошина был отмечен уже в рецензиях и отзывах -современников - М.Нуз-мина, Вяч.Иванова, В.Бргасова - на его первый поэтический сборник.

Б послереволюционное время, вплоть до 70-х годов, исследование темы природы в творчестве Ы.Волошина - преимущественно за- • слуга искусствоведов, которые, естественно, анализировали воло-шинскую живопись, лишь намечая отдельные параллели и аналогии с пейзажной лирикой поэта.

Объектом самостоятельного исследования волошинский поэтический пейзаж становится лишь в 70-е годы: в работах В.А.Мамонтова и И.Т.Куприянова прослеживается эволюция пейзажной лирики М.Волошина, подчеркнуто усвоение импрессионистского опыта$ углубление реалистических тенденций. Отдельные аспекты волошинского поэтического пейзажа освещены авторами '.'Волошинских чтений".-

Творческие взаимоотношения поэта с его современниками практически очень мало изучены, особенно на уровне взаимодействия художественных систем, Волощинские надписи на акварелях, являющиеся органической частью пейзажной лирики и одновременно уникальным в русском искусстве явлением "на грани" поэзии и живописи, никогда не привлекали внимания исследователей как объект обстоятельного анализа.

Цель £ задачи исследования. Цель данной работы - исследование пейзажной лирики М.Болотина как оригинального и целостного плас- ' та его творчества с учетом отражения в нем общих тенденций литературного процесса конца XIX - начала лл вв. Исходя из обозначенной цели, определены следующие задачи исследования:

- проанализировать систему поэтических представлений 11.Волошина о мире, охарактеризовать ее ключевые образы;

- раскрыть сущность.волошинского исторического пейзажа, его органичность в культурном контексте эпохи;

' - выявить своеобразие лирического "я", охарактеризовать мо=* тив "странничества" и образ пути в творчестве поэта;

- определить специфику и значение надписей на акварелях Ы.Волошина в его художественной системе.

Научная новизна. Лирический пейзаж М.Волошина рассматривается в Данной работе как целостный пласт его художественного творчества, отразивший поэтические представления автора о Земле, Человеке, Вселенной. Системный, а не традиционно хронологический метод анализа дает возможность раскрыть взаимодействие поэтического trapa Ы.Волошина с творчеством поэтов-предшественников и современников, вычленить и охарактеризовать ключевые образы и мотивы, выявить проявление общих черт и тенденций развития русской поэзии рубежа веков. •

Впервые предпринята попытка проанализировать надписи на акварелях М.Золошина как особый синтетический жанр, явление, равно принадлежащее поэзии и живописи ; уясняется характер волсшинского лаконизма, дана тематическая классификация надписей.

Методологической основой исследования являются труды русских и зарубежных ученых по теории поэзии, истории русской литературы, а также так называемые "пограничные" исследования, а которых поэзия и живопись представлены на паритетных началах.

Предмет исследования - пейзажная лирика П.Волошина. Неразрывностью и взаимодействием различных жанровых потоков в едином творческом русле обусловлено введение в круг исследования ряда философских и интимных стихотворений, искусствоведческих статей, автобиографических материалов. С цельв рассмотрения поэтического пейзажа М.Волошина в контексте русской поэзии привлекались произведения К.Батюшкова, Ф.Тютчева, И.Бунина, В.Брлсова, А.Елска, Вяч.Иванова, Ю.Балтрушайтиса, С.Городецкого, 0.1£анделыптаыа.

Практическое значение работы. Материалы исследования и его основные результаты могут быть использованы в лекционных курсах вузов, спецкурсах и спецсеминарах, при изучении особенностей пеГ'Зажной лирики в школе, в дальнейшей разработка историко-литературных проблем русской поэзии рубежа веков, а научных исследованиях проблемы синтеза искусств.

Апробация работы. Отдельные аспекта исследования освежались з_ курсе лекций по истории русской литературы kch^í ÁIX - качала АЛ. вр, прочитанном в 1366-87 гг, выступлениях на научные г-ьре-ренциях молодых ученых и отчетных научных конференциях ссрсхо-преподазательского состава филологического ¿¿ry.v-Terz

Уж1У (1985, 1986, 1987).

Результаты работы были доложены на заседании Отдела рус- . ской литературы Института литературы им.Т.Г.Шевченко АН УССР в 1989 г. Содержание работы отражено в двух публикациях.

Структура исследования. Диссертация сЪстоит из введения, трех. глав, заключения и списка использованной литературы..

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновываются актуальность и новизна исследования, определяются цели и задачи работы.

Глава - "Картина мира в поэзии М.А.Волошина" - представляет собой попытку целостного анализа системы волошинских поэтических представлений о Мироздании. Естественно, такой анализ не может претендовать на полноту, его цель - выявление наиболее существенных элементов, составляющих уникальный художественный образ мира, соотносимый с предшествующей культурной традицией и с творческими исканиями современников.

В лирике природы М.Волошина, воссоздающей гармоническую картину Мироздания в духе "умонастроения русского космизма" (Н.Моисеев), нашло свое отражение своеобразное переплетение естественнонаучных и религиозно-философских представлений о мире, созвучных идеям выдаюдихся мыслителей: Вл.Соловьева, П.Флоренского, Е.И.Вернадского.

Из двух линий в приобщении русской поэзии к тайкам Мироздания - сумароковско-херасковской и ломоносовской - М.Волошину, несомненно, ближе первая,' молитвенно-созерцательная, как и его великим предшественникам Ф.Тютчеву и А.Фету, современникам-символистам и И.Бунину. Созерцательную линию в художественном воплощении ''космической" темы поэты конца XIX - начала XX вв унаследовали преимущественно в тютчевской интерпретации.

Один из самых "звездных" русских поэтов И.Бунин в своем обращении к космосу утверждает вечные человеческие ценности - любовь, гармонию, красоту. Гюэт-ученый В.Брюсов возвращает русской лирике ломоносовский пафос активного познания, и "космическая" тема на новом этапе звучит новаторски - как тема завоевания космического пространства ("Штурм'неба"). Пафос научного знания в известной мере роднит поэзию В.Брюсова с лирикой М.Волошина. Но волошинский космос все же объект не штурма, а созерцания, мифо-

творчества, художественного воплощения чаще в статике, чем в динамике.

Сопоставление тематически близких произведений разных авторов ("Ночь" И.Бунина, ".Халдейский пастух" В.Ерюсова, "Созвездья" М.Волошина) дало возможность выявить черты общности и различий.

Небо в поэзии М.Волошина - открытая книга Вселенной, в которой "ночь писала руны". В композиции поэтического пейзана взгляд чаще всего устремляется от земли к небу, поэтому многие стихотворения как бы увенчиваются заключительными "звездными" образами: созвездий, "серпа" Венеры, "лампад Семиззездья". Звезды в волошинской лирике - не только элементы пейзажа, но и знаки вечности, путеводные каяки на дорогах странствий, источник богатых образных ассоциаций - мифологических, исторических, философских.

В контексте "космической" теш в русской поэзии конца AIX

- начала Ал вв один из наиболее значимых - образ солнца. Солнце

- элемент поэтического пейзажа з лирике И.Бунина, й.Балтрушайтиса, з раннем творчестве А.Блока. Однако в поэзии рубежа зеков образ солнца включается в круг символов и ассоциаций, связанных с языче'скими и христианскими культами, воплощением пснхсл о плоских и социальных аспектов бытия.

В образной системе вслстпинской лирики, несмотря на ее тяготение к.наглядности и конкретности изображения, образ солнца редко является лишь элементом поэтического пэйза-та, не г.слс~нои-нкм дополнительными значениями и .ттёнкамн смысла. Ча;:;е веет:* солнце - и реальный источник света, и одновременно некое божество, "святое око дня, тоскующий гигант".

Ярко и многообразно представлены в поэзии М.Волошина метафоры и сравнения, связанные с образом солнца, оригинальны синкретические образы, наделяющие звучанием явления, "безмолвные" по своей природе: солнце - "колючий ореол, гудящий з медных сферах", и "медных солнц гудящие закаты".

Устремленность поэтического взора к небу, очарованность "живыми письменами" светил и лучезарнсстьп солнца неотделимы ст. земных корней поэзии М.Волошина. Центр притяжения зохсяинсяого Космоса - Земля, земной мир, воссоздание которого окрапене особым тоном сыновней любви, пантеистического ощущения слиянности с ним.

Пантеистическое мировосприятие воплощается' в тэегчестэе

б

многих поэтов рубежа веков. Тема матери-земли, сыновнего преклонения перед нею звучит в лирика И.Бунина, В.Брюсова, Вяч.Иванова, Ю.Балтрушайтиса. Земля в поэзии М.Волошина - часть Космоса, "ослепшая планета", "Праматерь" всего живого, но превде всего - тот конкретный уголок, певцом которого ецу суждено было стать, - Восточный Крым, Киммерия с ее суровым и жестким ландшафтом, нагромождениями скал и каменистыми побережьями.

На фоне современной ему символистской поэзии, славящей воздушно-световую стихию, М.Волошин выглядит "Поэтом камня" (М.Эпштойн)..Однако, как показывает исследование, небо и море -не менее важные компоненты волошинской образной системы, чем камень, только значимость символистской антитезы "земного" и "небесного".с несомненным приоритетом последнего для Волошина-пейзажиста утрачена. Красота и гармония мира заключены в единстве этих сфер в пространстве, во времени, в душе и творчестве позта ("Коктебель").

. Земной мир переживается и воссоздается поэтом во времени историческом - "в борьбе племен и смене поколений" и во времени циклическом - в смене времен года и суток.

Уже в раннем творчестве М.Волошина обнаруживается его пристрастие к передаче переходных, неустойчивых состояний: к весенним и осенним пейзажам, угасанию дня и наступлению сумерек. Весна - не столько поэтический эквивалент молодости, сколько праздник - почти языческий - воскрешения природы и исцеления души ("Я иду дорогой скорбной в мой безрадостный Коктебель...", "Солнце! Твой родник..."•). Осень - излюбленное время года -изысканно красочна в импрессионистическом цикле "Париж", в киммерийских произведениях - многолика. Например, в стихотворении -•"Вещий крик осеннего ветра в поле" восприятие природы как живого существа определяет драматический аспект воплощения пейзажной темы. ' ' . •

Годичный цикл в поэтическом пейзаже М.Волошина как бы разомкнут отсутствием зимних образов, суточное же время последовательно. День чаще всего полон света, запечатлен в конкретных земных приметах и противопоставлен Ночи, по-тютчевски таинственной, приоткрывающей завесу вселенских тайн. Особое пристрастие поэт испытывает к полдню - часу Великого Пана, полному мистических прозрений ("Облака", "Полдень". "Сехмет"). Волошинский мир светел и наряден в красочней динамике утренней зари и загадочен в "вечернем свет?".

Пристальное внимание поэта привлекают сумерки. В вечерних пейзажах парижского .цикла преобладают зрительные впечатления. В киммерийских стихотворениях ощутима тютчевская традиция восприятия сумерек как момента "смешения", полного слияния человеческого естества с дремлющим миром, когда стирается грань между явью и сном ("Над зыбкой рябью вод...") и приоткрываются тайны Мироздания - "все знаки скрытые, лежащие окрест".

Образ ночного мира сложился в поэзии М.Волошина не без влияния тютчевской оппозиции Дня - блистательного покрова над бездной и Ночи, срывающей этот покров. Именно ночью человек со всей остротой ощущает свое родство с земными и космическими стихиями. Ночь преображает знакомые приметы коктебельского ландшафта, творит свои глифы, чары которых рассеиваются при свете дня ("Карадаг").

Водная стихия, самая древняя, глубинная, таинственная, неизменно влечет к себе поэтическую мысль. Картины одухотворенной вольной стихии воссозданы в шедеврах романтической лирики В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева. Русские поэты конца XIX - начала XX вв унаследовали философскую глубину образа, обогатили его символическое содержание, палитру изобразительных средств.

Вода представлена как первичный элемент Мироздания, вечная бездна в лирике Вяч.Иванова и Ю.Балтрушайтиса. Вода - колыбель земной жизни в философской поэме М.Волошина "Путями Каина". В волошинской поэзии водная стихия представлена как источник хиз-ни на Земле ("Наш пращур... В себе унес весь древний Океан... персонифицированное мифологическое существо ("Там дшит тяжело усталый Океан..."), традиционный романтический символ зольности ("Здесь душно в тесноте... А там - простор, свобода..."). Однако водные образы - остаются прежде всего элементами поэтического пейзажа. Цветовые отношения моря и неба запечатлены з богатейшей гамме красочных эпитетов, их зеркальность становится источником оригинальных метафорических образов.

Волошннский поэтический пейзад звучит гамнсм Природа, утверждающим ее самоценность¿-славящим иЕсе, что есть прекрасного в мире". Стихотворение "Выйди на кровля. Склонись на чета-ре..." как бы обобщает зоссозданную поэтсм картину пира, концентрирует ключевые образы его пейзаткой лирики - "Солнце... Вода.1.. Облака... Огонь..." - и запечатлевает псэтичесше от-

крытая на пути постижения сущности земли: импрессионистическую красочность, одухотворенность, пантеистическое ощущение•единства природы и человека, осознающего ее ценность и красоту.

Следует отметить, что волошинскиЯ пантеизм, чувство кровного родства с земным миром - это не только факт поэтического сознания, но и результат философского осмысления бытия Вселенной и человека как существа природного, более того, представляющего собой в результате эволюции своеобразную живую "модель" -"свиток", запечатлевший все этапы развития жизни на земле*. Связующее звено между человеком и природой, выявляющее их историческое родство, - человеческое подсознание..В философских размышлениях и художественном творчестве М.Волошина особое место занимают образы снов,, сновидений. - •

Романтическая "поэтика снов" оказалась-весьма притягательной для поэтов-символистов. Образы снов, грез и видений пронизывают лирику Инн.Анненского, А.Блока, Вяч.Иванова, К.Бальмонта, А.Белого. Отнюдь не редкость в поэзии рубежа веков "творческие сны" и бессоницы, однако лишь у М.Волошина эти сны равно принадлежат и земле, и ее доброму гению-художнику. Постижение "снов" земли, по Ы.Волошину, - необходимый этап на пути познания. Естественный и гармоничный союз двух духовных сфер -природной и человеческой - выявляет себя в художественном сознании творческой личности, сроднившейся с тем или иным, угол-, ком земли.

Преображение земли в "грустных,'торжественных снах" ведет к прозрению," неясному видению того, что вскоре обретет четкие контура, глубину и значительность понятой и воплощенной реальности, - исторического облика Кимыерии.

Глава П - "Постижение сущности" - состоит из двух частей. Первая представляет собой попытку возможно более полно проанализировать процесс становления и основные .черты волошинского исторического пейзажа ("объекта постижения")., в котором реализуется художественная концепция поэта, изложенная в ряде искусствоведческих статей. Вторая посвящена характеристике "субъекта постижения" - лирического "я", наиболее полно выраженного б образе поэта-странника и связанного со сквозным мотивом и образом пути в поэзии М.Волошина.

* Волошин М. Театр и сновидение//Маски. - 1912-1913. - Р 5. -С. 1-2.

Часть I - "Исторический пейзан". Интерес к истории и культуре "всех веков и рас" является характерной чертой русского искусства конца XIX - начала XX вв. Увлечение античностью и средне-, вековьем, экзотикой Востока и Юга свойственно поэтам различной художественной ориентации - И.Бунину, В.Брюсову, Вяч.Иванову, Н.Рериху, О.Манделыптаыу.

Волошинский историзм, так же кац и брюсовский, питается мотивами и образами античности и средневековья. Но если внимание Б.Брюсова приковано прежде всего к историческим личностям и характерам, то в поэзии М.Волошина (до перелома в годы первой мировой войны) историческая тема воплощена преимущественно в поэтическом пейзаже. Видение пейзажа сквозь призму истории, обращение. к творческому опыту художника К.Богаевского постепенно формируют в художественном сознании поэта самостоятельную и оригинальную концепцию исторического пейзажа.

Волошинский исторический пейзаж восходит к традиции исторических элегий К.Батюшкова. Сравнительный анализ исторического пейзажа в поэзии К.Батшкова, Ф.Тютчева и Ы.Волошина дал возможность разграничить, где Волошин следует традициям, а где является новатором.

Поэзия и живопись М.Волошина пронизаны "чувством времени" (Л.Фейнберг) - древнейшего, легендарного, исторического и просто - времени дня. Стремление запечатлеть в пейзажа не только приметы природы, но и знаки истории наметилось еще в годы странствий ("Ночь в Колизее"). Епечатления путешествий по Европа подсказывают и мотивы западно-европейских легенд и сказок ("По Дунаю", "Там с вершин отвесных...", "Тангейзер").

Мифопоэтическая стихия с явным преобладанием античного колорита определяет характер лирического цикла "Киммерийские сумерки". В киммерийских стихотворениях М.Волошина прослеживаются две взаимосвязанные линии: историческая и героико-мифалогичес-кая. Поэтическая фантазия представляет обитателями древнего края богов и героев Древней Греции, древнеегипетскую богиню Сехмет, .мифических персонажей "Слова о полку Игореве".

Обращение поэта к тематике и образности "Слева" в стихотворении "Гроза" подчеркивает связь исторических судеб Кжгаерим и Древней Руси, впервые в пейзажной лирике Ы.Волошина нахгечает те- ■ му России. Сопоставление картин природы з блокозсксм цикле "На поле Куликовом" и волошинской "Грозе" выявляет нзюло общего э творческой интерпретации образов и художественных приенэз "Слова*.

Память о прошлом запечатлена не только в легендах, мифах, историко-литературных памятниках, но и в остатках древних сооружений. Архитектурные приметы в поэзии М.Волошина выступают как знаки минувшего, не утрачивая при этом своей изобразительной функции ("На Форуме", "Акрополь"). Образы природы и полуразрушенных творений человеческих рук представлены как равноправные элементы киммерийского пейзажа: "разбитые заставы", "могильники", "размывы, осыпи, развалины и травы". М.Волошин убежден, что "развалины и пейзаж" являются "памятниками Крыма" \ равноценными музейным древностям и произведениям искусства.

Поэту принадлежат едва ли не уникальные в русской поэзии рубежа веков образы природных стихий-художников и тружеников, ваящих облик Земли: "дождь, ветр и зной следы глухой работы на. камни врезали", "огнь древних недр и дождевая влага двойным резцом ваяли облик" Карадага. "Смысл Исторического пейзажа" М.Волошин видит в том, что "лицо земли складывается геологически, так . же как' человеческое лицо - анатомически, и точно так же определяется морщинами, шрамами и ранами, оставленными на нем стихиями и людьми: знаками мгновений"Я

Поэт уверен, что "кавдая культура, каждый народ несет с собой свой собственный исторический пейзаж" Историческая насыщенность Киммерии "трепетом жизни всех веков и рас" придает ей неповторимый облик. - .

Образ Киммерии в волсшинской лирике сохраняет черты гомеровской "печальной" земли. Мотивы горечи и скорби пронизывают образный строй цикла "Киммерийские сумерки", особенно наглядно проявляясь в системе эпитетов: горькие, скорбные, тоскующие, темные; горестная, больная, безумная, покинутая (земля). Скорбность и суровость земли порождают в душе поэта не уныние, а мо* литвенное преклонение перед нею, выраженное в сквозном мотиве "горького величья" и святости, определяющем особенности поэтикц киммерийских циклов: использование архаической лексики, возвышенных эпитетов и сравнений, иногда из сферы библейской образности.

Волошин М. Культура, искусство, памятники Крыма//Крым. Путеводитель. - М.-Л.: Земля и фабрика, 1925. - С.145.

^ Волошин Ы. Константин Богаевский//Аполлон. - 1912. - № 6. -С.5.

3 Волошин M.-Культура, искусство, памятники Крыма, с. 145.

Один из основных аспектов восприятия'поэтом Киммерии -древность, "мечта об архаическом", рожденная "откровениями археологических раскопок конца девятнадцатого века", которые создали "новые разбега для мечты'и догадки" в искусстве * , Живо? интерес к археологии ведет к поэтической "реконструкции" исторических событий ("Каллиера"), к философским выводам и обобщениям ("Дом поэта").

В сложном полифоническом произведении "Дом поэта" М.Волошин воссоздает Лик Земли - "величественный образ своего края, в котором поэзия пейзажа сливается с историческим и философским его осмыслением. Лицо, Лик - один из ключевых образов волошинского поэтического пейзажа. Лик Киммерии трагичен и величав, "Но скорбный лик оцепенелой маски Идет к холмам Гомеровой страны".

По убеждению поэ^, "для того, чтобы дать почувствовать лик земли во всей его сложной жизни,... художник должен перестрадать ту землю, которую он пишет" \ ?.!аксимилиану Волошину было суядено перестрадать судьбу удивительного края и стать поэтическим первооткрывателем Киммерии, литературным памятником которой может по праву считаться волошинский исторический пейзаж.

Часть 2 - "Образ поэта-странника". Существенным элементом поэтической системы является лирический субъект, характер которого определяет специфику восприятия целостного образа мира или его фрагментов, составляющих общую картину в контексте творчества того или иного поэта-лирика. Роль авторского "я" в лирических системах русских поэтов конца XIX - начала X}; вв различна: в. поэзии Вяч.Иванова лирическое "я" тяготеет к тому, чтобы разлиться в поэтическом мире, почти не превращаясь при этом в оформленный образ лирического героя; в лирике А.Блока авторское сознание сосредоточено именно в выделенном образе лирического героя ; в лирической системе В.Брюсйва образ лирического героя соотносится только с частью этого мира, его поэзия по сути своей полифоничка.

Лирическая система М.Волошина, особенно поэтический пейзаж, отличается высокой степенью объективированности, часто отсутствием определенных (местоименных) форм выражения авторского со-

1 Волошин М. Архаизм в русской живописи//Аполлон. - 1909. -№ I. - С. 434-435.

^ Волошин Ч. Константин Богаевекий//Аполлон. - 1912. - № 6. -С. 6-7. „

знания. Присущая волошинской лирике описательность, "изложен-ность", "зашифрованность" лирического субъекта пейзажем, мифологическим сюжетом, исторической ситуацией традиционно воспринимается как результат влияния французской поэзии. Однако стремление к объективированному воссозданию действительности имеет, видимо, и другие истоки - во взаимодействии волошинской поэзии с живописью и дневниковой прозой.

Личность - ни биографическая, ни условно лирическая - не становится центром поэтического мира Ы.Волошина. С наибольшей полнотой и последовательностью авторское сознание выражено в образе поэта-странника, глубоко личностном и одновременно обретающем смысл общезначимый.

Мотив пути, романтический в своих истоках, был творчески усвоен и переосмыслен поэзией рубежа веков. Идея пути является одной из ключевых в поэтическом мире А.Блока, раскрывает сущность человеческого бытия в лирике Ю.Балтрушайтиса, проявляется как "динамика скитаний" в морских сюжетах И. Бунина. Идея земных странствий и блужданий духа осознана М.Волошиным как определяющая в значительной степени его жизненный и творческий путь, она становится смысловым и формообразующим стержнем лирических циклов и поэтических сборников. Этапы творчества - "пути ремесла и духа" - запечатлены в программном стихотворении^"Подмастерье".

В лирическую систему М.Волошина органично включаются образы античных богов и героев, чьи пути символизируют стремление к любви, исцелению духа, высокому назначений, дерзновенности подвигов и открытий: Орфей, Антигона, Гермес, Одиссей. Устойчива в волошинском поэтическом мире традиционная аналогия - дорога, тропа, море как жизненный путь, - воплощенная в различных образных вариантах: метафорических, мифологических, символических.

_ Образ юноши-странника, в основе своей автобиографический, неоднократно повторяется в волошинских произведениях ("Пустыня", "Отроком строгим бродил я..."). Путь лирического субъекта - это и реальные странствия по дорогам Азии и Европы, и духовные скитания, и особая свежесть - "детскость" восприятия мира, и осознание своей "странности", инакости, отстраненности от реальной жизни (Т.А.Кошемчук),

В устойчивом образном ореоле - судьба, долг, путь - повторяется и варьируется значимый в поэтической системе М.Волошина образ: "Изгнанники, скитальцы и поэты". Романтический мотив избранничества поэта в волошинском творчестве не выражен в форме

лирического конфликта между поэтом и толпой. Поэт не противостоит обществу, а идет особым путем, назначенным судьбой ("Как некий шоша в скитаньях без возврата...*1), благодаря ее не только за щедрые дары, но и за "неотступность боли Путеводительной".

Предопределенность, предназначенность пути, по Воловину, не означает слепой покорности судьбе,' ибо поэт следует путей "дер-занья и возмездья", черпая "власть дерзать и мочь" в мощи и красоте окружающей природы и прорываясь духом в иные миры.

Отношение к судьбе наиболее точно и емко выражено в стихотворении "Доблесть поэта": "Ты соучастник судьбы, раскрывавший замысел драмы". Пройденный путь "изгнанника, скитальца", "соучастника судьбы" дал поэту моральное право обобщить все понятое и пережитое в философском напутствии живущим ("Дом поэта").

Глава Б - "Поэзия, и живопись. Надписи на акварелях". Своеобразная синтетичность волотинского дарования - сплав поэзии и живописи - обогащает открытием новых возможностей искусства и позволяет включить исследование творчества К.Волошина в русло одной из интереснейших проблем - проблемы синтеза искусств.

Обостренный интерес ко всем видам искусства, обогащение поэзии за счет соприкосновения и.взаимодействия с ними, стремление к синтезу искусств характеризуют литературный процесс конца XIX - начала XX вв. Явное предпочтение, оказываемое символистами музыке, не уменьшает и значения других искусств для' поэзии рубежа веков.

Взаимодействие поэзии с "пространственными" видами искусства очевидно проявляется в произведениях, вдохновленных восприятием тзорений живописи, скульптуры, архитектуры. Воздействие "смежных" искусств на поэзию _моке? быть и не столь заметным, но более глубоким, когда око проявляется в своеобразии художествен-ноге видения мира, в характере образности, в богатстве цветового восприятия действительности. ч •

По праву одкзда. из лучших "живописцев" в поэзии рубежа веков считается И.Букин. Взаимодействие бунинской поэзии с изобразительным искусством выявляется прежде всего в стиле и образности, а не в использовании сюжетов живописных произведений или передаче впечатлений от них. Зрительное восприятие мира определяет как выбор лирических тем," преимущественно пейзажных, так и специфику их художественного воплощения: пластическое совершенство и гармоничную красочность.

Соприкясновение и взаимодействие с живописью обогащает и

поэтический мир А.Блока, многие стихотворения которого написаны под впечатлением картин Врубеля, Васнецова, итальянских мастеров. Эволюция "цветоупотребления" и символика цвета в творчестве А.Блока - предмет отдельного самостоятельного исследования.

Примечательны связь поэзии А.Белого с творчеством английских прерафаэлитов и русских художников-современников Сомова и Борисова-Мусатоза, его тяготение к импрессионистической живописности.

В поэзии К.Бальмонта, отдавшего дань западноевропейской живописи, стремление к синтезу поэзии и изобразительного искусства проявляется прежде всего в богатой и праздничной красочности.

Однако образцом полной гармонии и истинного слияния искусств могут служить произведения тех мастеров, в творчестве которых синтез двух начал осуществляется благодаря редкой и счастливой встрече двух равноценных талантов в одном лице (М.Ю.Лермонтов, Т.Г.Шевченко, Н.Рерих, В.Маяковский, М.Волошин).

Говоря о взаимодействии поэтического и живописного начал в волошинском творчестве, не следует ограничиваться лишь кругом его пейзажных произведений. В статьях и кр! тических заметках ¡¿.Волошин тонко анализирует пейзажное мастерство других художников ("Архаизм в русской живописи", "Блики"). Образы западноевропейского искусства - живописи, витража, скульптуры - запечатлены в волошинском "Письме". Был М.Волошин и мастером поэтичес- • кого портрета ("Облики").

Произведения, созданные в годы странствий ("Венеция", циклы "Париж" и "Руачский собор"), отражают усвоение поэтом импрессионистического опыта, которое выявляется в новой функции слова, соединяющего в себе не только обозначение предмета, но и вызванные им ощущения, в преобладании зрительных впечатлений, своеобразии колористической гаммы (красочные блики, световые пятна, цветные тени и туманы).

Испытав влияние различных художественных школ и течений, обогатившись их опытом, М.Волошин как самобытный поэт и художник воплотил в искусстве свою сокровенную тему - тему Киммерии. Цвета и оттенки киммерийского поэтического пейзана преимущественно чисты и определенны, как в акварели. В то же время поэт не стремится к приукрашенной нарядности пейзажа, он запечатлевает естественные краски природы, где "золото" соседствует с бурой глиной, а "рдяность" заката высвечивает "горелый, ржавый, бурый

Цвет трав".

Наиболее цельным и гармоничным проявлением синтеза поэтического и живописного начал в.творчестве М.Волошина являются надписи на киммерийских акварелях. Столь интересной форме соединения живописного произведения с поэтическим словом трудно найти аналогию в европейской культуре, принципы и методы художественного творчества М.Волошин "открыл для себя в японском искусстве" (Р.И.Попова).

Многие исследователи волошинского творчества отмечают своеобразную синтетичность его дарования, выявившуюся в форме акварельных картин, сопровожденных стихотворными строками. В данной работе предпринята попытка уяснить жанровую природу оригинальных произведений М.Волошина, проанализировать их тематику и образный строй.

-.' Используя изобразительные и выразительные средства живописи. и поэзии в гармоническом единстве, М.Волошин достигает той полноты и цельности отражения мира, которой невозможно достичь в рамках одного вида искусства. Зримый образ, созданный средствами живописи, раскрывается и уточняется словесным, обладающим теми свойствами, которых лишено изобразительное искусство: воз, можностью полно и ясно выразить мысль и чувство, передать движение и звучание, использовать метафоры и сразнения.

Надписи на акварелях представляют собой малые формы лирических стихотворений, подчеркнуто фрагментарные или афористически завершенные, иногда - слегка измененные строки или четверостишия из ранее написанных произведений.

Это - лирические откровения поэта: "Нора моей мечты, гнездо моих видений И мыслей логово - мой коктебельский дом". Авторская субъективность в восприятии пейзажа перерастает в ощущение глубокого духовного родства с окружающей природой ("Вместе с' тропинками, Вместе с деревьями К далям, ликуя, стремится душа"). Лирические миниатюры на акварелях - это раздумья мыслителя над тайна,™ Мирозданья: "Свернувшись змием, время спало Во тьме невидимых пространств", "Звучанье солнц из глубины веков". Глубокая художественная культура М.Волошина - источник оригинальных эстетических ассоциаций ("Волокнистых облак пряжи И холмов крылатых взмах, Как японские пейзажи На шелках", "Громады дымных облаков По Беронезовскому кебу").

Б органическом единстве со всем поэтическим наследием М.Волошина надписи углубляют историзм пейзажа, подчеркивают ме-

ты веков на прекрасном лице крымской земли: "^рстатки генуэзских крепостей" и "стен Киммерикона", "очерки башен, колонн и развалин". Здесь - детали коктебельского ландшафта и обобщенный облик печальной земли ("Земля, усталая от смены лет и рас").

Метафоричность ряда надписей придает особое лирическое звучание акварельному изображению, заставляет пристальнее вглядеться в него, постараться увидеть глазами автора: "По пескам деревья-арлекины Пляшут танец осени и смерти", "Прикрыв крылом края долины И напоив луга, припал Вечерний лебедь на вершины Лилово-дымчатые скал". Это и есть та специфическая изобразительность словесного образа, которая недоступна живописи при всей ее чувственной конкретности и наглядности.

Метафорические надписи, "озвучивающие" изображение, воплощающие музыкальные ассоциации, усиливают эмоциональное воздействие произведений живописи ("Восход луны встречали чаек клики", "Ветр свистит осенними шелками", "Цимбалы", "Медный бубен ночи"). Нередко эффект "звучания" подчеркивается и усиливается удачным использованием звуковых повторов ("Голубые дали и гулы глубоких аулов").

Произведение живописи - это запечатлен"ый миг, кэ лишенный определенной динамики выражения, но все же недвижный. Если же взгляд живописца дополняется словом поэта, динамика становится ощутимее, отчетливей: "К лазурному заливу тропы Бегут до охрякчм холмам", "И бездны вниз сорвались под пятой, И глубина простерла к небу руки".

Восприятие худбжника сказывается в ряде надписей, подчеркивающих технику акварели с тонкой и четкой прорисовкой контуров: "На светлом облаке гранитные зубцы Отчетливым и тонким силуэтом", "Черной тушью четких теней Отчеканенная даль". Характерно также автсрское стремление, основанное на субъективных аналогиях, передать окраску явлений, по своей природе не обладающих цветом: "Пепельный свет", "Рыжий ветер", "Жемчужная тишина".

Гармоническое слияние живописи и поэзии в творчестве М.Волошина определяется не только своеобразием авторского мироощущения и взаимодополняемостью данных видов искусства, но и определенным сходством, близостью соединяемых жанров. Уже в самом процессе создания акварели немало общего с написанием лирической миниатюры, как правило, рождагацейся быстро, под действием непосредственного впечатления, не нуждающейся в мкогочислегшых правках, лаконичной» но --заключащей завершенный образ. Даже миниатюр-

ные размеры волошинских акварелей роднят их с малыми формами лирической поэзии.

Соединяя образы словесный и зримый, М.Волошин проявился не только в поэзии как художник,но и в живописи как поэт, стремящийся к яркости и лаконизму образов, к возможно более точному выражению впечатлений, мыслей, чувств.

В заключении обобщаются основные положения и выводы, полученные в ходе исследования.

I. Многообразие философских, художественных и научных интересов М.Волошина обусловило сложность и богатство картины мира, воссозданной в его творчестве. Уникальность этой картины заключается в том, что опоэтизированная М.Волошиным Киммерия предстает своеобразной "моделью Мироздания", Еключающей в себя и беспредельность космоса, и вехи истории человечества, и дом-обитель поэта.

Несмотря на очевидную близость ряда ключевых образов воло-шинского поэтического пейзажа - Звезды, Луна, Солнце, Земля, День, Ночь, Сумерки - к символистским, отчетливо выявляется существенное отличие в характере их функционирования в художественно? системе. В поэзии М.Волошина обогащение, а подчас и осложнение образов природы мистическими, мифологическими, символическими оттенками смысла не затемняет их основной функции - пейзажной, для символистов же именно она, как правило, не имеет определяющего значения.

В целом картина мира в поэтическом пейзаже М.Волошина - это грандиозная панорама Мироздания с путеводными маяками Звезд, божественны!.; оксм Солнца, горестным ликом Земли и Человеком, плотью и духом причастным к бытию Вселенно:* и прозревающим свое родство с нею в снах и творческих откровениях. Волспинский поэ- . тический пантеизм, чувство "сыновнести" по отношению к Матери-Земле окрашивает эту картину особым эмоциональным тоном.- нежности, горечи, теплоты.

2. Волошинская концепция исторического пейзажа - это по сути концепция лирического жанра, сформировавшегося в его творчестве и воплощенного в главной, сокровенной теме - теме Киммерии. Основная черта'Исторического пейзажа Ц.Волошина - сосуществование, поэтический сплав различных временных планов, где "точка отсчета" - настоящее, сквозь которое прочитывается прошедшзе -незапамятнее, геологическое, историческое, - существующее в настоящем как память, легенда, намек, слепок, осколок, след. Такое

совмещение времен дает поэту возможность воссоздать не просто живописный уголок - но Лик Земли, хранящий черты первоприроды, следы творческой и разрушительной Тработы" стихий, меты истории и человеческой деятельности.

3. В каждом из рассмотренных аспектов волошинского поэтического пейзажа воплощена та или иная грань отношения к природе: философская созерцательность, поэтический пантеизм, осознание человека существом природным или личностью исторической. Лирическое самораскрытие поэта часто обретает опосредствованные формы, наиболее полно и последовательно воплощаясь в образе поэта-странника.

Творческая позиция поэта-созерцателя и одновременно "соучастника судьбы" близка политической позиции М.Волошина "над схваткой", выразившейся не в декларативном отмежевании, а в стремлении "молиться за тех и за других", спасать пострадавших, помогать попавшим в беду. Поэт-гуманист и в жизни был не только созерцателем, но "соучастником судьбы".

4. Синтетичность дарования М.Волошина - слияние поэтического и живописного начал - дает возможность включить исследование его творчества в русло проблемы синтеза искусств. Волошин-ские надписи на акварелях являются уникальной формой в русском искусстве. Вывод о неразрывном единстве произведения живописи и сопровождающих его стихотворных строк дополняется положением об органичности в контексте пейзажной лирики поэта надписей, отражающих все основные черты волошинского поэтического пейзажа: устойчивость системы ключевых образов, импрессионистическую красочность, эстетическое богатство, историзм и философскую глубину< Особая притягательность для зрителя и читателя единства зримого

и словесного образов обусловлена их взаимообогащением, а также . рождением нового смысла, нового "пограничного" жанра.

Кроме вышеперечисленных выводов, в заключительной части диссертации содержится перечень наиболее интересных, с точки зрения автора, вопросов, связанных с перспективой дальнейшего исследования пейзажной лирики М.Волошина.

По теме диссертации опубликованы следующие статьи:

1. Лимонова Л.В. Мотив и образ пути в поэзии М.Волошина. -Депонированная рукопись, 1989. - 14 с.

2. Лимонова Л.В. Ьаписи на аквярзлях//Слово I час. - 1992.

8. -С. 81-84.