автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему: Поэтическое и прозаическое в истории эстетической мысли
Полный текст автореферата диссертации по теме "Поэтическое и прозаическое в истории эстетической мысли"
;анкт-петербургский государственный университет
сс на правах рукописи
АЧКАСОВ Андрей Валентинович
"ПОЭТИЧЕСКОЕ" II "ПРОЗАИЧЕСКОЕ" В ИСТОРИИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Специальность 09.00.04 - эстетика
автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Санкт-Петербург 1996
Диссертация выполнена на кафедре философии культуры, этики и эст тики философского факультета Санкт-Петербургского государственно] университета.
Научный руководитель: доктор философских наук,
профессор М.С.Каган
- Официальные оппоненты: доктор философских наук,
профессор А.А.Грякалов
кандидат философских наук, профессор Г.А.Праздников
Ведущее учреждение: , -
Санкт-Петербургская государственная Академия культуры.
Защита состоится.........1996 г. часов на заседает
диссертационного совета К.063.57.38 по защите диссертаций на соискаш ученой степени кандидата философских наук в Санкт-Петербургском гос дарственном университете по адресу: 199034, Санкт-Петербург, Менделее: екая линяя, д.5.
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Санк Петербургского университета.
Автореферат разослан..1996 г.
Ученьш секретарь
диссертационного совета К.063.57.38 кандидат философских наук,
доцент В.А.Аполлонов
I. ОБЩАЯ ХЛ Р АКТ В Р И С Г И К А РАБОТЫ.
Актуальность п степень разряботи-тоста темы..
Проблему, которой посвящено данное исследование, эстетическая мысль гытается разрешить уже па протяжении почти двух столетий. Ее суть состоит . том, чтобы определить содержание понятий "поэтическое" и "прозаическое" ак категорий эстетическою масштаба, обозначающих уже не стиховую и [еелзл'овую структуру текста пли .другие особенности искусства слова, я .арастершукшцк искусство н цело«, более того, человека, плоды его резль-!0йяася!едмгтс:п»!1сст. природу и оСщеспззиную жсш>.
История понятий "штпя" и "проза" как инструментов эстетической мыс-п, а не только как обозначение разннх родов словесного выражения, начи-ается в начале XIX вв. II в XIX, и в XX в. эти понятая широко ггсно лью злись в философской, искусствоведческой, исторической. научной, публици-шческон, художественной литературе. Нередко они встречаются в самых еожндаштых контекстах. БЕслючач средства массовой информации и быто-се общение. Это мочено объяснить только тем, 'что и сегодня рассматриваемые понятия могут передавать такие специфические значения, которые не ппосируютсп другими эстетнческтз! категориями. Действительно, з XIX-[X вв. художественная практика л осмысляющая ее теоретико-эстетическая нсль значительно менялись. Подвергалось корректировке и содержание а осматриваемых попят¡1. Более того, в каждом конкретном контексте епятпе "по'тщ" и "проза" имеют особые оттенки смысла - например, юэзпя" маркирует раззые эмоциональные состояния, в диапазоне от вос-эрга до насмешки. И все же, все варианты употребления длимых понятий, ачиная с чяохн романтизма н по сен день, обнаруживают некий смысловой эбщпн знаменатель", некую Еиутрешпою логику нх употребления. Их уип-ерсалыше значения, выведенные на основе анализа разнообразной фразее-опш, зафиксированы в толхозых словарях, начиная уже с середины XIX в.
Неудивительно потому, что на протяжении Х1Х-ХХ в. неоднократно редиршшмалпсь попытки осмыслить самые общие значения рассматрпвае-ых понятой. Исходя ш разных методологических установок исследователи редлагалгт разные, порой взаимоисключающие толкования. Это было обу-ювлено еще н тем, что вместе с изменениями художественной практики и гмыслягощей ее теоретико-эстетической мысли подвергались корректировке значения понятий "поэтическое" и "прозаическое". В XIX в. самые серьез-ые попытки категориального анализа рассматриваемых понятой были кланы Г.Гегелей п В. Белинским. Во второй половине XX в. значительно эзрос интерес, к этой проблеме - ей иосвящгпа монография француз-сого философа М.Дюфренз, озаглавленная лаконично
"Поэтическое". 1 Исследователь посвятил отдельную главу определена смысла "поэтического" как категории эстетики, однако не поставил вопрос "прозаическом" как антитезе 'поэтического". Проблеме "поэтического" и священы монографии Г. Башляра 2 и исследование СЛимаидезон5, одиаи в общих работах по эстетке эти категории до сил пор не рассматривают Единственное исключение - косая версия обобщающего сочинения по i_-.cn тике М.Кагана. известная диссертанту в рукописи, где осуществлен au ал рассматриваемых понятии б общей системе эстетических категорий, е сое иессшш с категориями "прекрасное" - "безобразное", "возвышенное" "низменное", "трагическое" - "комическое".
В диссертационном исследовашш впервые разрабатывается истории ск»ш аспект поставленной проблемы и выявляется лапша становления пси иш "поэтическое" п "прозаическое" к ai с категорий заепжи. Это определ ло структуру диссертации. Вместе с тем в ней создана методологическая ба для дальнейшего теоретического анализа рассматриваемых понятий и обе вована необходимость их введения в исторически сложившуюся снстег эстетических категорий.
Цель исследования заключается г. историко-философском осмыслит процесса становления понятий "поэтическое" и "прозаическое" как кати ор. эстетики и е выявлении его внутренней логики. Достижение этой цели пот| богало решения ряда взаимосвязанных задач:
- изучения предыстории понятии "поэзия" и "проза" как категорий эстет ки с момеша их возникновения в поэтике;
- выяснения, когда и почему понятия "поэзия" и "проза" получили раин реалие значения, зыходчидве за рамки сяэвесыссти;
- исследования закономерностей исторической эволюции рассматриваем! категорий, что сделало лсобходкмьш аыалц? их конкретного употреблен в разные исторические периоды в художественной, публицистической, и а) uoii литературе и культурно-исторического обоснования изменения их зг чении в разные исторические периоды:
- анализа наиболее 'значительиых попыток категориального осмыслен указанных лоняшй.
Методологические основания исследования. Так как основное содерл ние работы иосвящено рассмотрению опытов категориального осмыслен пошлин "поэзия" и "проза", го основным методом исследования н стал hci ршсо-философлас! анализ. Поскольку -лее рассматриваемые понял
! Dofremie M. Le Poétique. Paris, 1965.
-Bachelard G. La poétique de l'espace. - Paris, 1957; La poétique de la reverit Paris, 1960.
J Лиманнева C.H. Поэтическое в искусстве. - M., 1966.
>лучалп расширенные значения, выходящие -за рачки словесности, з их ачелие изменилось, необходимо было изучение большого количества сло-) употреблений в разных контекстах, Поэтому важное значение получнл ¡шигппескнй метод анализа.
Перенос узких значений поаятстй "поэзия" и "проза" на реальную жпзнь .юл первоначально метафорический характер. Становление их содержания 1К категорий эсгетшш происходило постепенно, в борьбе противоречивых :мыслений того и другого. Сложность и иногоаспектность этого процесса ¡скрывается в анализе их конкретпого использования в эпоху Романтизма : только в философии, поэтике, искусствознании, но и в художественной, ■ блицаетическсй, справочной литературе, в переписке романтиков и т.д. )б этом подробнее говорится в нашел статье, спеднаггьпо посвященной кому анализу1). II все же употребление р ассм а 1р ив а ем ых поияпш в эпоху шантшма имело строгую логику в связи с первыми попытками фнлософ-ого обоснования "поэтического принципа" как осповы любой творческой ятельяоетп, а "поэтического" и "прозаического" как япленггй, выходящих рамки литературы п яскусства.
Невозможно было бы понять логику исторического изменения значения >няпш еслп ограничиться только анализом их конкретного функцислшро-1нпя, поэтому ва:шое место в псследовагти занимает исторгжо-льтурггмн метод анализа, который позволил обосновать историческую обходим ость и закономерность возникновения новой пары эстетических тегорий. Понимание того, как изменение значений понятии "ноуитя" п роза" было обусловлено сменой художественных методов, что, в свою [ередь, тлело корни в характере общеетаешгой жизни, культуры в целом, жалось необходимым для объяснения, почему Белинский искал рззлкче-ге мегкду понятиями "поэтическое" и "художественное", исходя нз формулп-■панги полого худо; г.естг, еш I о го метода - реализма.
Большую нагрузку в исследования несут семантический п и сто р я ко-злософеюш методы, так как исследование представляет собой псгоргао ■зшпшовенпя новой пары эстетических категории и не предполагает подобного историко-культурного анализа всей совокупности прнчхш вызвав-хх изменения в их употреблении и трактовке.
Из сферы рассмотрения исключаются к все попытки анализа расшатрн-емых поняттш в поэтике Х1Х-ХХ в.в. Хотя такие исследователи, как Потебпя, Б.Эпделъгардт, Р.Барт, Ф.Скотг и др., трактовали эта понятия спгаренвым образом, однако их осмысление не выходит за рамки пскусст-слова и поэтому не рассматривается в диссертации.
\чкзсов А.В. Расширение значений понятий "поэгня" н "проза" б эпоху тантгама. Депон. N50704 от 28.8.95 ИНПОН РАН.
Теоретическая значимость, п научная новизна исследования состоят в еле дующем:
- впервые рассмотрен исторический аспект проблемы "поэзия - проза" i выявлена логика становления понятий "поэтическое" и "прозаическое" ка! категорий эстетического масштаба;
- обоснована историческая необходимость возникновения новой пары эстетических категорий;
- рассмотрена история "поэтического" п "прозаического" как категорш эстетики, что дало возможность понять, как было подготовлено расширеши их значащи;
- дан анализ расширения значений понятий "поэзия" и "проза" в эпох; Романтизма на материале искусствоведческой и философской литературы;
- впервые рассмотрен теоретический вклад в решение общеэстетическо! проблемы "поэзия - проза", сделанный Г.Гегелем и В.Белинским;
- рассмотрены н систематизированы основные опыты категориальноп анализа рассматриваемых понятий в XX в.;
- обоснована необходимость введения понятий "поэзия" и "проза" в исто рически сложившуюся систему эстетических категорий.
Структура работы. Диссертация состоит ш введения, трех ruar-, заключе ния. Общин объем работы -142 стр. машинописи ого текста; библиография 191 названия.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.
Во введении обосновывается актуальность темы, дается обзор материал; исследования, рассматривается степень разработанности проблемы и шла гаются методологические основания работа.
В первой главе - "От античности до Романтизма" проводится анализ изме нения характера употребления и трактовок значении понятий "поэзия" i "проза" в указанных исторических пэаинцах.
В первом параграфе - "Понятия "поэзия" и "проза" в истории поэтики. (О античности до XIX в.)" речь идет о том, как менялось содержание указанны понятий и какие значения в них вкладывала поэтика до XIX в. Как показам исследование, до эпохи Романтизма значения понятий "поэзия" и "проза" и быходшш за рамки искусства слова. Оли обозначали разные характеристик текста: стиховую или неешховую структуру, их функциональные назначе ния, разные стилистические особенности текста. Эти понятия о став ал и с ииструмаггамн поэтики и поэтому не имели широкого эстетического значс ния.
Таким образом, в первом параграфе освещается предыстория пошгш "поэзия" и "проза" как категорий эстетики. Этот анализ был необходим,
:обы выявить их походные значения в теории литералы, так как это поюлит понята, чем было подготовлено последующее расширение их зваче-rií п их превращение в категории эстетического масштаба.
В античности возникли две противоборствующие теории, стремившиеся >ъясгшть смысл иоэзпп и поэтического творчества. Отсюда - две традиции, доходящие через всю нсгоршо поэтики п продолжающие существовать в [ачптельно измененном виде, в десятках интерпретаций до сегодняшнего 1Я. Согласно первой, выдвинутой Платоном, источником поэзии является >жественное вдохповение, благодаря которому поэт творит, находясь в ;стазе, безумно, иррационально. Причиной возникновения этой теории ¡ляется, очевидно, изначальный сакральный характер поэзии, которая возвела как заклинания, обрядовые песнп и т.д., вплетенные в музыкально-вдевалыюе действо. Отсюда ее рнтмнчесюш характер, выражающий эмо-юнальное содержание. Платон развивает эту теории в диалогах "Федр", Ьнлеб", "Нон".
Согласно второй теории, идущей от Аристотеля, природа поэзии заклзо-1ется во врожденной человеку подражательной способности. Поэтика Ари-отеля, следовательно, опирается па формальную, искусственную, рацио-LTbHyio сторону поэзии и признает необходимость обучения поэтическому ;кусству.
Все многообразие суждений античных п позднейших авторов тяготеет 160 к той, либо к другой точке зрения, а часто представляет собой их меха-гческое соединение.
Диссертационное исследование не ограничивается только указанием па ютшзополозспостп этих точек зрения. Хотя то пли иное решение ■шовного вопроса" поэтики определяет построение системы поэтики, само > себе прозвание подражательной шш боговдохновенной природы поэззш це ничего не объясняет. Необходимо рассмотреть, какие требования к поил предъявлялись античными авторамп на уровне ее содержания и какие ьчества поэзшх ош! выделяли на уровне ее носпршгпга.
Что касается содержания, то почти все авторы сходятся на том, что по-пя повествует о пыкышлаяЕык событиях. В интерпретации Аристотеля >эзпя говорит о том, что "могло бы быть", но не о том, что "было". Что юается восприятия поэтического текста, то он должен вызывать особые гашгональные ссстошпгя (как результат или боговдохновенного творчест-I, совершенного подражания или использования высокого стиля), которые ловек испытывает в реальной жизни. Если же текст повествует о ;алыгых бытовььх фактах гага закономерностях природы, то он опреде-ися как область непоэзпи, для обозначения которой в греческом ыке существовало несколько терминов, а из латинского в другие рои ейские языки перешло понятие "prosa". Метрическая оргапизация ова рассматривалась лишь как формальный признак
7
ПОЭЗПИ.
Сргдше иска не сделали лрлншпшалъко нового шага в развитии теорп: поэзии. Риторика пр1шяла на себя роль поэтики и рассматривала литератур б рамках выработанных аптпчиостыо понятий гаш н жшра. Поэтов назь: вали роторами, а'искусство сочинения стихов во франпрских трактата поздиего средневековья называлось "второй риторикой". Возросло значенл стиля и метра как "патента" литературности, н поэзия христианского содер жахшя подчинилась риторической траднипн. Несоответствие старой форш и нового содержания вообще не осознавалось.
В поэтике Возрожд«3!я было выдвинуто понятие воображения, пеобхс дныого подлинному поэту. Оно употреблялось не всеми авторамп п част заменялось словом "вымысел" или описанием эмоциональных состоянп поэта, таких, как пыл или вдохновение.
С другой стороны, в эпоху Возрождения огромное влияние имея тракта Аристотеля; почти все авторы говорят о подражашаг, аналлзпруют ег "Поэтику" шш хотя бы ссылаются на нее. В этом проявляется дуализм поэтн эпохи Возрождения. Теорпя иррациональной, боговдохновешюй сущност поэзии, трансформированная в теорию творческого воображстпхя, формул! руется рядом с теорией подражания Аристотеля, и авторы поэтик, кажетсз не замечают явного противоречия между ними н сорасполагают их, а н противопоставляют. Такая дуалпстачность выявлена во взглядах Т.Сеошш* Ф.Патрщщ, Дж.Боккаччо, Ф.Сиднея.
В развитии поэтики от эпохи Возрождения до XIX в. наблюдается тег денцпя к вытеснению поэзии на периферию литературы, а вопрос о иоэтич! ском принципе и сущности поэзии утратил былое значение. Основное вш манне уделяется вопросу о целях поэзии, под которой понимается лнтерат) ра в целом, и проблема формулируется так: служит ли поэзия лишь развл« чешно, шш же она дол:кыа поучать, развлекая?
Так кат: поиск принцппа поэш'шогш не был самостоятельной целью дл классицистов и их вполне удовлетворяла констатация того, что поэзия - эт "подражание", то и проблема "поэзия-проза" решалась чисто формально, и нескольким критериям.
Во-первых, проза противопоставляется на уровне структуры текста стт хам. Во-вторых, проза и поэзия различаются и на уровне стиля. Наконе1 поэзия ц проза противопоставляются на уровне содержания, а сюжеты дедгг ся на "высокие" п "низкие", достойные и недостойные. Комедия потом ниже трагедии, что посвящена обыкновенным, житейским событиям и наш сана, поэтому более "прозаичным" языком, хотя формально она являете поэзией.
В исследовании делается вывод, что понятие "поэзия" обозначало поэтике классицизма всю область худозкеггапшом словесности. Таит
пазом, значения понятий "поэзия" я "проза" до начала XIX в. пе «г^ндпли ри-аги исцуслва слона и, следовательно, не являлись эстетмчзо.ч: ,гг. I азе-мими. Оак употреблялись в расширенных смыслах для обозпп'гст.я стали чсских, структурных и содержательных особенностей текст. По втором параграфе - "Расширение значений понятий "поэзия" и "проза" ноху Романтизма" раскрываются причины, по которым произошло такое липрише и втлявляется логика этого процесса.
Действительно, в эпоху Романтизма понятия "поэзия" и "проза стали обогнать не только разные качества текста, по п характеризовать особые тества, искусство в целом, человека и самой ялгшнакш реальности. Это ьяспяется тем, что расширенные значения рассматриваемых понятий ока-шсь созвучными духу эпохи Романтизма, и ряд специфически роиантяче-тх явлений, как из области художественной, так и реальной жгони, осозна-тся в этих понятиях.
Процессы, протекавшие на стыке веков, охватили практически все сферы щественного сознания, что позволяет говорить об эпохе Романтизма как хенни общекультурного масштаба, Такая точка зрения на Романтизм основывается М.Каганом. Хотя в разных областях общественного сознает романтические тенденцнп получили разные формы выражения и, более :о, имелп разные национальные модификации, М.Каган убедительно позывает, что можно выделить "пдейно-эстетнчесюш инвариант" ромалтпз-, сутью которого стало "признание острого, драматического, неразреши-го н потому глубоко переживаемого противоречия между уродливой, шлой. лизменной действнтелыюстью и высоким идеалом, пе совместимым ею, а подчас вообще нереализуемым"1. Сущностью романтических преобразований в теории и искусстве стала
> лпрпзация, утверждение приоритета внутреннего переживания худозши-, и более того, утверждение деятельной стороны души, что, в конечном Л'е, вело к признанию высшей ценности творческой активности человека .
Это стало причиной изменений в теории и практике поэзии, привело к зрьгву с классицистической эстетикой, требовавшей отбирать только пре-асное и возвышенное из объективной реальности. Происходит отход от горическон поэтикн, разделяющей поэтическое произведение на содержа-е и форму. Романтическая установка на экспрессию, зиецпоналыщо вы-нпелыюсть заставляла рассматривать произведете искусства как воз-жность, воплощенную в конкретном высказывании, где форма и содер-ние неразрывны.
Такое переосмысление сущности поэтического творчества вело к тому,
> разрушается стилево-жанровая домхшанта, в пределах которой разви-
екцпипо истории эстетики. Л., 1974. Кн. 2. С. 13
вались предшествуюc;uг худ. ч е-..хт<дл. ]1г,-.архш жанров и и:
"чистота", имевшее прянвшш -голеьп: си; классицизм;-), раз
мывшотся.
В конечном счете, любые ;;;e<;j'o:;í> í дг ¡s/ma о б ь: ложись романтикам бессмысленными, и тогда увигероип-.ииь поглтнш для обозначения пси сферы искусств» слаза стакошггон поз i rue "поэзия". Поштие это оказапоа наиболее подходящим и для обошдчевии внутреннего едпнетиа всей сферь искусства, так как структура сиххотворце го текста радикально отличает ек именно как стихотворный от "естесп.стшои", повседневной, неорганизовал ной речи; поскольку же цоэтическил текст эмоционально насыщен в несраг. ненно большей степени, чем ирозлэтеекш;, го Есякое выражение эмодио нально-напряженной действительности и слове и в шобон другой форме объ являлось "поэзней".
Эта точка зрения получила в эпоху Романтизма философское обоснова нпе, нрезкде всего, в "Философии искусства" Ф.Шеллинга. По ei'o мнению поэзию отшгчает от других искусств материал, вещестЕО, в котором он; "явлена" - язык. Оно является наиболее удобной формой для; выражения аб солютного познавательного акта, для экспрессии, "продзчщрования", в тер МИН0Л01ТШ философа.
Так обосновывается преимущество гсаусстла слова и делается следуклщн вывод относительно взаимосвязи иоэлш и друп/х искусств: "Поэтому поэзьч по преимуществу даровано имя поэзии, т.е. созидания, ибо ее творения явле ны не как бытие, но как иродуппрованЕс. Boi почему поэзшо моасно рас сматривать как сущность всякого лс-суслва...".1 Философское обоснованп "поэзии" как принципа искусства вообще дают е К-В-Ф Зо]л>гер ] Ф.Шлегеяь.
В этом пункте поэтики Ромагизиа уже намечается про'лвопосгавлснн поэзии как всего, что псрсработ;;нз, псрсосмыслсш, творчески воплощено прозе как ооласп; иехудшксствншого. Б самом общем виде все внешнее необработанное, эмпирическое ромазгекк противопоставили поэзии ка: прозу. Искусство, с эюй точки зрения, было объявлено областью иоэтиче ского, а реальность - областью прозаического, и если действительность ьхе дила в произведение в "необраоотаяном" виде, то оно становится прозалче еким, независимо от жанрово-ста листачеосих особенностей.
Воспринятая как самостоятельное явленае, а ке материал для поэтическое обработки, жизнь сама оказывается поделенной на области поэзии п прозы Хотя пенятие "проза паи ни" в этом контексте получает достаточна разнообразные значения, ииариангом является обыденно-городское,
1 Шеллинг Ф.В.Й. Философия искусства. - М.: Мысль, 1966, С. 337
л . ..)• л лс.т.'.у ?г лратгщшм, а длктзкя изо цен д.л-5? и яироы;.>.
ТО. 1 ' 1 . ;е . Псш -ТГП 1 ЕС) 1Я 1ПОСКОГО ПШШШП р.'иС.ГафЛГ-Г.'М !: Г '!'.:-
с;;, го -г »с зогаипниш .че обладают достаю-1 л оё стене; гь'о те.]...', тй ил:'.]1 о т. Хуло-есп^не.зя практика спивалась о критикой, ф и; лг-<- Г:сь.с:тч.м. км 'о]по дсетлхэчво того, мто П0Н.ТПЧ "ноэзля" I: "¡!(:'';:: !" ут ( Г)1 • ги.зчз гь Р'гд противоположных явлений реальной жпзпп и п-.ку'х г-ояе.» -о'.ч >, чем )ю делала система категорий эстетаки классишсм.». 5о_в]о]-ол гтаке - "Стзноглеиие учения о поэтическом и про.'плч'-с-оол'' :ь'агр г в. 1юг4,я титендщх Г.Гегеля и В.Бешгаского. В пео - "Философская дедукция поэхаческого и прозах? ч-
т> на;.: каг^горни эстетики у Гегеля" анализируется вклад фчлособз с х.бопсу Проблемы "поэзия - проза".
Гсгея:> р.перзыс в истории фллософии осуществил'' теоретическую дедук-> поняты! "позтЕческое" и "прозаическое", и они приобрели в его системе гсга иг палых эстетических категории. Указывав на несоетошелъгосгь яисствуку.цлх попыток, он говорит: "Почта все авторы, писашии- с по-г, с опасением уклоняются от определения поэтического казс таковой?...' Точкой отсчета прозеделного Гегелем алалдоа стаю определение огно-ея П053:11! как высшей формы искусства слота к другим ромшятлкпм
,Ч.СТВПМ.
[о мыстх Гегеля, поэзия как искусство слова представляет собой уыпеер-лую художеств езо;ю форму и "составляет третье, полноту, которая гдлляех в с;5е крайности изобразительных искусств на более высокой 1С£ш"..;!Тгц; как специфической областью поэзии, по мысли Гегеля, ¡т.дяет-ргдставлише, элемент, общий для всех искусств, то Гегель натувяег по-э "тсесбшпм искусством". В первом томе "Эстетики" е разделе "Деление" гоЕорит, 'по "поэзия тянется красной нитью через все эта иерик уссгза) н са -¿осюятслъно развивается в них".'
Сои ромыгготх таю!:еговорили о снижении чугствсгаюго сиоео За тгра-алг, 0о:-1ня, однако. хшлхлпе пмрюзгенне поэзгш как "иродзиирог-аипя", Пеллчвту, пли. как "творческой фантазии", по Вольтеру. иначе говоря, »еспос егдеаяххзхе имело для них принципиальное зяачеюге как тековос, сфер «ясикосл» содср:::а<шя.
\П'Л1- орпдерг-кввагеся иной ме го до логической установка: "Слово тг слоте звуки че явпжотся ли символом духовных вр^дотавлезшх, лл
гть. Сочинения. - М., 1934-1958. 'Г. 14. С. 167.
I же. С. 159. х:ке, Г. 12, С. 93.
адекватной пространственной внешностью задушевного начала.., ни муз] кальньш звучанием всей души, а простым знаком".1 Такая свобода i внешнего материала позволяет философу отделять область поэтического < его "непосредственного раскрытия во внешнем", оперировать поняли "поэтическое" как особой характеристикой сознания и рассматривать е: как самостоятельную сферу сознания.
Поэтическому, как таковому, он противопоставил прозаическое, которое < также трактовал как специфический способ мышления, как прозанчеао восприятие, представление ц т.д., и определяется как праишоположшш сфе] сознания.
Сущность поэтического сознания, по Гегелю, заключается в том, что? удерживаться в пространстве кея:ду конкретностью и абстрактностью, пзЕ гая обеих крайностей. Поэтому "в общем мы можем обозначить поэтпческ представление как образное",1 оно дает нам "понятие предмета и его сущес вование как неизменную целостность во внутренней суш представления Что касается прозаического сознания, то оно проявляется в трех разщ формах как обычное, рассудочное и спекулятивное.
Теоретическая дедукция поэтического и прозаического как обозначен двух разных сфер сознания является лишь одной стороной размышлеш философа над более многогранной проблемой "поэзия - проза". Действ тельно, Гегель рассматривает указанные понятия п как характеристик i алыюсти, когда он переводят рассмотрения в историческую плоскость говорит о поэтическом и прпзсп'кском состояниях яшра как разных этап развитая человеческого общества. Гегель противопоставляет прозаичесю современной действитсльностп "время героев" которое, как он неоднократ] отмечал, н является подлинно поэтическим.
Существенное отличие поэтического от прозаической современности : ключается в том, что любая активность самостоятельно действующего и днвида при "идеальном состоянии" основана на его собственном волензъя лении, сам же он п оценивает свои действия п несет за них ответственное] Напротив, прозаическая действительность характеризуется наличием гос дарственности, действием строгих общественных законов, когда уже в места героическому.
Таким образом, Гегель пользуется понятиями "поэзия" и "проза" для об значения двух разных состояний мира и двух противоположных миросозс ц:ипш. И в том случае, когда философ осуществляет теоретическую деду цшо р ассм атрнв а ем ых понятий, и в том, когда он пользуется ими да
'Там же, Т. 14, С. 193.
2Там же, С. 194.
3Там же, С. 195.
murteim-i разных тппненлых реллпй, они приобретают значите катего-i эстг пхческого мясптгаоа.
Проведенный Гегелем анализ п выявленная им структура категорий этическое" п "прозаическое" впоследствпп оказалп значительное влияние зазвитпе эстетической п теоретпко-литературной мысли. Во втором параграфе рассматривается вклад В.Белинского в разработку »блемы "поэзия - проза". Этот этап переосмысления значений данных еятнй связан с развптпем художественного метода реализма. Основным ержигасм резлпспгаеского искусства п следовавшего за ним натурализма яа именно ¡гроза ;итш - эмпирическое, обыденное, социальное. Предом основного внимания стала теперь человеческая лтпшость, поведение ороа определено ее фнзпологпей п совокупностью условий ее сощталыю-;уществования. Теоретическое осмысление того, какое смысловое напол-не попятпя "поэзия" и "проза" получили в новом художественно?,! методе, н находим у В.Белинского.
В эстетике Белинского поэзия п проза обозначают не только искусство п >зу жпзтга, противопоставляются не только как идеал н реальность, по п разные качества реальности. В соответствии с доктриной реализма, Бе-:сшй утверждал необходимость действительного, реального содержания в ■шведешш искусства п, вместе с тем, выставлял это требование как несб-п'!ое услозне его поэттгшостп. Поэзпя здесь примиряется с таким спосо-t истолкования действительности, который н для романтиков, и для Геге-тредставлялся источником прозы. Белинский писал: "Поэзия не в одних гах: она в дыхании жизни, в чём бы ни проявлялась эта жизнь - в приро-в нстор1Ш шш с частном быте человека".1 Как качественную характерн-ку реальности Белляскпй рассматривает и прозу, часто употребляя ука-ные понятия прп характеристике реальности в нх сопряженности. Ут анализа конкретного произведения критик довольно часто переходит к гснению соотношешхя поэтического п прозаического элементов в том шш ■м жанре. Так, существуют жанры, которые либо не принимают прозу ни, либо не обрабатывают ее художественно. В этом отношения Белин-ц п р on ш о п о став ля ет тр are дто а комедню.
ще одной немаловажной заслутой Белинского стало разведение содержа-поняпш "поэтическое" п "художественное". Крптпк трактует данные ятпя как разные аспекты произведений искусства. По его мнению, потно всё, где эмоциональная пдея произведения доминирует над формаль-; стороной, внешним выражением. Художественность же он определяет слптость содержания п формы, их неделимость. Для пояснения
лннекпй В.Г. По.лп. собр. соч.. - М., 1953-1959. Т. 7, С. 92-94.
своей мысли он часто пользуется словами "целостность", "целое". Одна) жанр критических статей не позволил Белинскому осуществить теоретхи скин анализ проблемы "поэзия - проза" в подлой мере, И все же анализ, ос щесгвленнын Белинским, является наиболее значительной попыткой опред лить содержание рассматриваемых понятий е теории и практике реализм Другие представители этого направления широко пользовались даяньи понятиями для обозначения определенных явлений искусства и действ нтет ностн.
В третьем параграфе рассматривается дальнейшая судьба понятий "поэзия' "проза" в теоретическом самосознании натурализма u неоромантизма.
Рассматриваемые понятая становились инструментами анализа Komcpi ных произведений шш описания жизненных ситуаций. В диссертации в добиые употребления рассматриваемых понятой анализируются на приь pax художественной и теоретической литературы, на примерах запада европейских и русских авторов второй половины XIX в. Если во франц] ском натурализме понятая "поэзия" и "проза" употребляются в значенш выработанных художественным методом реализма, то все формы неорома тпзма (в диссертации рассматриваются французский и русский символиз возрождают значения понятий "поэзия" и "проза", возникшие в эпоху Рома тпзма.
В третьей главе рассматриваются способы использования понят "поэзия" п "проза" и опыты их категориального анализа в XX в.
В первом параграфе речь идет о характере использования понят "поэтическое" и "прозаическое" в нашу эпоху. Действительно, в этот перп употребление понятий "поэзия" и "проза" приобрело новое качество. 1 можно встретить в теоретическом и бытовом лексиконе, в журнальной сп тье и школьном учебнике, в научном исследовании и фантастическом рох не, в радио- и телеочерке. Появление понятий "поэзия" u "проза" в таких многих других неназванных контекстах стало закономерным и необхо; ыьш, так как эти понятия стали передавать такие значения, которые фиксируются ншшаш другими словами. Употребление понятий "поэзия' "проза" в расширенных значениях в XX веке можно встретить в любых см еловых контекстах, независимо от их жанрово-стилевых особенностей. Бо.г того, уже не имеет принципиального значения, к какой литератур! художественной пли теоретической школе относится употребляющий автор и какой области знания посвящено исследование.
По сравнению с XIX веком новым явилось п то, что понятие "проза" ci ло появляться в расширенном значении столь же регулярно, как понят "поэзия", что было зафиксировано в справочной литературе. В диссертаг ошом исследовании приводятся примеры из работ Д.Джойса, М.Прус С.Дали, М.Фуко, М.Хайдеггсра, Г.Белля н справочной литературы.
втором параграфе рассматриваются опыты категориального анализа ягпй "поэзия" п "проза". Такой анализ проводился ил-разных теорегиче-¡с базах и часто приводил к прямо противоположным результатам, взал-сключающим выводам. Все эти попыткп объединяет сознательное мление дать точные дефиниции рассматриваемых понятий, ултшерсачп-эвать пх значения. Еще одной важной чертой теоретического осмысгге-проблемы "поэзия - проза" стало то, что почти все авторы обращались нно к анализу "поэтического" и противопоставляли ему прозу лишь мально, пе выделяя содержательных характеристик этого понятая. Это, шдпмому, объясняется тем, что " поэтическое" обладает по сравнению с эззичесюш" очевидным "положительным", позитивным содержанием для таки и значительно чаде используется в искусствоведческих контекстах, озалческое" же чаще использовалось для описания обыденных, буднпч-: явлений п соответственно расценивалось как менее значимый или даже тщательный эстетический фактор. (Это же явление наблюдается при ана-; других эстетических категорий - вся область "анптцеяпостей". - без-азное, низменное, уродливое, как правпло, оставались за рамкамп теоре-гского осмысления).
Попытки выведения универсальных значений рассматриваемых понятий шчались пе только методологической базой, по и широтой охвата мате-па п представлены в диапазоне от определения "поэтического" в отиоше-одного пли нескольких искусств до обще-эстетического масштаба, когда снялось содержательное отношение "поэтического", "прозаического" к пш категориям эстетики.
Примером определения содержания понятия "поэтическое" в отношенлп ого вида искусства является статья чешского исследователя 51 на Мукар-ского "Поэзия в живописи Яна Зрзавого".1 Поэтичность картин художнп-по мыслп исследователя, состоит в особом характере смысловых отно-:нй структурных элементов его лохвописи.
Попыткой определить содержание понятия "поэтическое" прпметггельно скусству в пеяом является монография СЛпманцевой, озаглавленная этическое в искусстве". Источником поэтического, по мыслп автора, хется "правственно-эмощтональное переживание"2 различных явлений. [ этом реальные обьекты не рассматриваются как носители поэтической зости, ибо поэтично "движение субъективного чувства".5 Так, явление рода делает поэтичным созвучность определенного состояния природы
¡гкаржевскнй Л. Исследования по эстетике и теории искусства. - М., 1994. гманцева С.Н. Поэтическое в искусстве. - М., 1966. С. 47. л же. С. 57.
душевному состоянию.1 Обращалась к анализу поэтического и француза; эстетика XX в.. однако, теоретическая мысль преломилась здесь иным обр зом, что объясняется различием методологической базы исследований.
Исходным положением монографии Г.Еашяяра "Поэтика пространств стала необходимость "философии поэзии", анализ "поэтического вообраа ння", "поэтического образа", "поэтического сознания" и "поэтической пик циональности". Понятия "поэзия" и "поэтическое" в данном ковтекс обозначают для философа не просто стиховой род искусства слова, по неч гораздо более широкое. При этом Башляр стоит на принципах феномеиол гни и понимает поэзию самым широким образом, как "феноменологию г ши".* Немногим позже была опубликована другая монография псследова: ля - "Поэтика мечтательности".3 В центре внимания Башляра находится сл весный текст, поэтому первый параграф первой главы назван "Мечтают словами", однако, само поэтическое понимается как возможность внутрс ней свободы, как определенный способ мышления и восприятия. .
Поэтическое как некий внутренний субъективный принцип, по мыс, Башляра, обретает конкретную структуру в зависимости от объекта, на к торый направлена его активность. Способность определенным образом I реживатъ п ространств ешш е отношения, наделять их ценностными см на ми, основу которой Башляр видит в "поэзии" как способности человеческ душн, выводит его на понятие "топофплии" - любви к пространству.
Другой французский философ, МДюфрен, осуществил предельно обе щеяное исследование этого явления, назвав свою монографию лакопичг "Поэтическое". Содержание "поэтического" М.Дюфрен нщет в эсхетнчеек отношениях человека н природы, которое воссоздается "поэтическим иск] ством". Такой подход выводит философа в сферу онтологии, и он дела предположстше, что именно природе принадлежит "инициатива в процессе творческого воспроизведения художником".4
Природа, по мнению М-Дюфрена, "изначально и функцноиалыю в этична: это поэзия, которая является источником всякой поэзии".5 В кон« ном счете, поэтичность сводится к выразительности природы, которая реал зуется с помощью художественных образов, поэзии как "общему свойст эстетических объектов , и природы".6 Таким образом, природа
'Там же, С. 56.
2 Bachelard G. La poétique de l'espace. - Paris, 195?. P. 4-5.
3 Bachelard O. La poétique de la reverie. - Paris, i960.
4 Dufrenne M. Le Poétique. Paris, 1965. P. 3-4.
5 Ibid., p. 171.
6 Ibid., p. 180-184.
>р'Личеехом анализе Дюфреиа приобретает значение онтологического гочника поэзии. а само понятие "поэтическое" обозначает как спеппфиче-1е качества реалъпостн, так и характеристика созданных на основе этил *есга эстетических обьекгог..
Ряд нопьпок категориального эналипз рассматриваемых понятий. сде-зспых в XX в., не может "закрыть" проблему "поэзия - проза" общеэсгепь :кого масштаба.
В^яшпотещш обобщаются основные положения п подводится общий зг проведенного исследования. Диссертант намечает н>тп ее дальпейп[ей зрабопш.
Содержание диссертации отражено в следующих публикациях. Е>шюсофия поэзии А.А.Фекь: Тезисы выстунлепля.// В сб. Проблемы изу-тя жпзни а творчества Л.Л.Фета .: Тезисы докладов к <>-* фстовским чте-ям 1991 г. в г. Курске (2-« выпуск). - Курск 1992 г. - С. 13-16. 'аспотрелпе значений понятий "поэзия" п "проза* в эпоху Романтизма, ион. N50704от28.8.95 ИНИОН РАН.