автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.08
диссертация на тему: Поэтика исторического романа
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Малкина, Виктория Яковлевна
Введение.
Глава 1. Жанр исторического романа как научная проблема.
1.1. Проблемы изучения исторического романа.
1.2. Понятия «жанра» и «романа».
1.3. Проблема историзма.
1.4. «Готическая» традиция в историческом романе.
1.5. Поэтика «готического» романа.
Глава 2. Проблема инварианта исторического романа и «готическая» традиция.
2.1. Восприятие исторического романа в России.
2.2. Восприятие «готического» романа в России.
2.3. Историзм и «готический антропологизм».
2.4. Гипотеза об инварианте исторического романа.
Глава 3. «Пушкинский» и «гоголевский» варианты жанра.
3.1. «Готический» персонаж в «Капитанской дочке»
A.С. Пушкина.
3.2. «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя и «Собор Парижской Богоматери»
B. Гюго.
Глава 4. «Огненный ангел» В.Я. Брюсова и жанровая традиция.
4.1. Освещение проблемы в критической и научной литературе.
4.2. «Огненный ангел» В.Я. Брюсова и традиции исторического и «готического» романов.
Введение диссертации2001 год, автореферат по филологии, Малкина, Виктория Яковлевна
Проблемы поэтики жанра и сравнительного изучения жанров считаются перспективными в современном литературоведении. В контексте активно развивающихся исследований в области исторической поэтики изучение поэтики исторического романа и закономерностей его развития является весьма важным, что и обуславливает актуальность данного исследования.
Кроме того, интерес к данному жанру - историческому роману - в последнее время возрос. В 1980-1990-е гг. было защищено несколько диссертационных работ, посвященных жанру исторического романа в России. Например, можно указать работу С.М. Исуповой об И.И. Лажечникове, в которой она прослеживает эволюцию способов художественного изображения, характерологии, жанрообразования, философско-исторических воззрений писателя1. Сходные задачи ставит перед собой и А.В. Лексина в работе, посвященной Вс. Соловьеву, а именно «выявление генетических связей художественной системы Вс. Соловьева с отдельными произведениями русской и зарубежной прозы XIX в и анализ особенностей его поэтики в контексте литературного процесса 70-х — 90-х гг. XIX в»2. Работа А.Ю. Сорочана посвящена классификации мотивировок в историческом романе и определению «значимости этого понятия для научного истолкования литературного процесса XIX в., для понимания литературной характерологии, соотношения реальности и вымысла в исторических романах разных направлений»3. Материалом служат в основном произведения авторов «второго ряда» (М.Н. Загоскин, А.Ф, Вельтман, Н.В. Кукольник, Н.А. Полевой и др.). Произведения тех же авторов привлекают внимание и О.В. Христолюбовой, только она рассматривает их главным образом с точки зрения
1 Исупова С.М. Эволюция прозы И.И. Лажечникова (Проблемы метода и жанра): Автореф. . к. филол. наук. Тверь, 2000.
2 Лексина А.В. Историческая проза Вс.С. Соловьева (генезис и поэтика): Автореф. . к. филол. наук. Коломна, 1999. С. 3.
3 Сорочан А.Ю. Мотивировка в русском историческом романе 1830-1840-х гг.): Автореф. . к. филол. наук. Тверь, 2000. С. 4. стиля4. Попытка построения типологии русского исторического романа сделана в работе В.Д. Линькова5. Но, поскольку он опирается на произведения только двух авторов - М.Н. Загоскина и Ф.В. Булгарина, - вряд ли эту попытку можно счесть удачной.
Наибольший интерес для нас представляет работа Ф. Стролого Перович, в которой она сравнивает исторические произведения А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя с историческими романами В. Скотта. В диссертации содержится множество интересных наблюдений над текстами, а также собран большой историко-литературный материал. Но цель исследовательницы - не выявить инвариант исторического романа, а «осознать философское и художественное своеобразие русского исторического романа в пору его становления»6.
Существует еще большое количество диссертаций 1980-1990-х гг. об историческом романе других периодов и стран7, что говорит о возрастании интереса к этому жанру в последнее время. Соответственно, литература, посвященная историческому роману, весьма обширна. Однако, несмотря на распространенность словосочетания «исторический роман», термином его считать нельзя, поскольку не определено понятие, которое им обозначается, нет никакого общепринятого представления о жанровой структуре исторического романа. Это связано с тем, что для большинства исследователей в центре внимания стоит история, а не теория жанра. Кроме того, основное внимание уделяется тематике произведений. Но даже в работах, посвященных поэтике, предметом исследо
4 Христолюбова О.В. Русская историческая проза 40-50-х годов XIX века: Проблемы стилевой эволюции. ): Автореф. . к. филол. наук. Саратов, 1997.
5 Линьков В.Д. Типы русского исторического романа 20 - 30-х годов XIX века: Автореф. . к. филол. наук. Горно-Алтайск, 2001.
Стролого Перович Ф. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь как исторические романисты: сопоставительный анализ «Капитанской дочки» и «Тараса Бульбы»: Автореф. . к. филол. наук. Москва, 1998. С. 4.
7 См., например: Октябрьская О.С. Русский исторический роман 70-х - 80-х годов XX века (проблема жанра): Автореф. . к. филол. наук. М., 1993; Щедрина Н.М. Исторический роман в русской литературе последней трети XX века: Автореф. . д. филол. наук. М., 1996; Старикова Н.Н. Словенский исторический роман 70-х годов: Автореф. . к. филол. наук. М., 1993; Тикаев Г.Г. Египетский исторический роман: Автореф. . к. филол. наук. Ташкент, 1993; Тер-Саркисян J1.A. Армянский исторический роман в русских переводах. Проблема воссоздания стиля: Автореф. . к. филол. наук. Ереван, 1990 и др. вания чаще всего выбирается либо творчество какого-то одного писателя (В. Скотт, И.И. Лажечников, Вс.С. Соловьев), либо один период в развитии жанра, либо один аспект поэтики (стиль, мотивировка). Существует только несколько исследований, целью которых является изучение типа исторического романа, однако поставленные задачи решаются в них на ограниченном материале.
Таким образом, проблемы поэтики и типологии жанра исторического романа в целом остаются нерешенными. Отсюда очевидна главная цель предлагаемого исследования - создание теоретической модели исторического жанра, то есть описание его устойчивых структурных особенностей, и построение типологии исторических романов. С такой точки зрения интересующий нас жанр еще не был предметом специального теоретико-литературного исследования.
Каждое произведение несет в себе какие-то индивидуальные черты - это обусловлено и своеобразием творческого метода автора, и изменениями, принесенными эпохой. Поэтому предстоит решить проблему: существует ли, при всех многочисленных вариациях, устойчивая структурная основа, на которой базируется жанр исторического романа. Это - основная задача исследования, но она влечет за собой рассмотрение и других аспектов.
Необходимо выявить типы исторического романа, то есть соотнести друг с другом конкретные разновидности жанра в творчестве различных авторов разных эпох, и в этой связи выявить важнейшие типы исторического романа.
Также нужно учитывать различные традиции, которые впитал в себя исторический роман, и, прежде всего, - традицию «готического» романа. «Готическая» традиция неразрывно связана с историческим романом, поэтому без анализа основных особенностей «романов ужасов» невозможно ответить на поставленные вопросы.
Еще один вопрос, который необходимо затронуть, это соотношение повести и романа. Отчасти это вопрос национального своеобразия российского исторического романа: в беллетристике преобладает романная форма, в классических произведениях - форма повести.
Очевидно, что теоретическая модель жанра исторического романа должна учитывать не какие-то отдельные мотивы и ситуации, общие для разных романов, а поэтику жанра в целом. Кроме того, необходим единый метод для анализа произведений различных авторов и эпох. Поэтому методика исследования предполагает целостный анализ тех произведений, которые находятся в центре внимания. Главным образом, будут учитываться три аспекта произведения:
1. Композиционно-речевые формы и система точек зрения (слово повествователя и слово персонажа, функции различных видов описаний, вставных текстов и т.д.);
2. Сюжетная организация (построение сюжета, пространственно-временная структура, категории случая и необходимости);
3. Система персонажей (соотношение главных и второстепенных героев, функции различных персонажей).
Хотя основная задача работы носит теоретико-литературный характер, решаться она будет на конкретном историко-литературном материале. Предмет исследования - это исторические романы российских авторов, написанные в периоды наивысшей популярности жанра (первая треть XIX и начало XX вв.). В центре внимания - наиболее выдающиеся произведения двух эпох («Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя, «Огненный ангел» В.Я. Брюсова). Именно вершинные явления могут открыть художественные возможности жанра. Однако канон (шаблон) и общие закономерности эволюции жанра легче описать, исходя из массовой литературы8, поэтому исторической беллетристике (А.А. Бестужев (Марлинский), И.И. Лажечников, М.Н. Загоскин, Н.А. Полевой и др.) в работе также уделено определенное внимание. Кроме того, учитывается и западноевропейский исторический роман, прежде всего - произведения Вальтера Скотта и Виктора Гюго.
8 См.: Чернов А.В. Из истории русской беллетристики. Череповец, 1996. 7
Из всего сказанного становится очевидной структура диссертации. Работа состоит из четырех глав, введения и заключения.
В первой главе будет произведен обзор исследований, - как отечественных, так и зарубежных, - посвященных историческому роману и различным аспектам его изучения (историзм, «готическая» традиция и т.д.), а также связанным с ними общетеоретическим проблемам (категория жанра, проблема жанра романа).
Во второй главе предпринимается попытка выполнить главную задачу работы, то есть создать теоретическую модель жанра и предложить типологию исторических романов.
Третья и четвертая главы будут посвящены конкретным произведениям, соответственно, первой трети XIX и начала XX вв. В них будут проанализированы произведения, представляющие различные варианты жанра исторического романа.
В заключении определены основные структурные принципы инварианта исторического романа, а также представлена типология исторических романов и охарактеризованы особенности жанра в русской литературе.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Поэтика исторического романа"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В диссертации были проанализированы исторические романы различных авторов, написанные в разных странах и в разные эпохи. Основным предметом исследования послужили вершины российского исторического романа - «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя, «Огненный ангел» В.Я. Брюсова - однако в то же время учитывались произведения Вальтера Скотта и Виктора Гюго, а также российские исторические романы «второго ряда».
Обзор исследований и анализ различных исторических романов позволяет сделать вывод о большой роли в историческом романе «готической» традиции. Эта роль не ограничивается совпадением отдельных мотивов и ситуаций, а носит гораздо более глубокий характер. Поэтому до того, как описывать инвариант исторического романа, необходимо было понять основные черты поэтики романа «готического». Проделанная работа позволила нам определить «готический» роман как одну из разновидностей жанра романа, характерными чертами которой являются:
1) особый хронотоп (события разворачиваются в эпоху средних веков в пространстве средневековых зданий — замка, аббатства, башни, собора и т.п.);
2) этический конфликт, связанный с проблемами преступления и наказания и такими мотивами, как общение с дьяволом, родовая вина, родовое проклятье, возмездие;
3) присутствие (и в хронотопе, и в сюжете) сверхъестественного элемента.
Исторический роман позаимствовал из «готики» не только средневековый колорит, но и этический конфликт и нравственную проблематику В «готическом» романе утверждалась незыблемость нравственной природы человека и основных этических ценностей. Это отношение к человеку, характерное для готических» романов, мы назвали «готическим антропологизмом». В историческом романе «готический антропологизм» сочетается с историзмом - «гипотезой нетождества» (М.И. Стеблин-Каменский).
Сравнительный анализ вышеназванных произведений позволил положительно ответить на главный вопрос данной работы, а именно, сделать вывод о существовании инварианта исторического романа, т.е. набора устойчивых черт и признаков, характерных для произведения этого жанра независимо от времени и места его написания:
I. Соединение историзма и «готического антропологизма». Оно обязательно присутствует в исторических романах, хотя соотношение может быть различным.
И. Композиционно-речевые формы и система точек зрения
- Временная дистанция, соединение точек зрения различных эпох -прошлого и настоящего, или прошлого и пра-прошлого. Воплощаться она может различными способами, поэтому возможно присутствие самых различных композиционно-речевых форм (мемуары, найденная рукопись);
- Присутствие исторической справки в любой форме: предисловия-заключения издателя, его примечания, комментариев, прямо в тексте и т.п.
III. Сюжетная организация
- Авантюрность, т.е. связь сюжетных событий с «чужим миром» и «авантюрным временем» (М.М. Бахтин).
- Идея испытания героя;
- Кризисная эпоха как время действия романа (кризис может быть политический, культурный, нравственный);
- Соединение тем (мотивов, сюжетных ситуаций) «войны и любви», т.е. общественной и частной жизни.
IV. Система персонажей
- Связь судьбы и позиции главного героя с меняющейся исторической ситуацией;
- Наличие персонажей, противопоставленных друг другу, в качестве представителей разных социально-исторических и культурно-исторических сил.
Наши исследования показали также, что существуют две разновидности этого инварианта. Они различаются, главным образом, соотношением в произведении историзма и «готического антропологизма».
Первая, наиболее многочисленная, разновидность - авантюрно-психологический роман. Сюда входит «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, романы В. Скотта, И.И. Лажечникова, М.Н. Загоскина, Н.А. Полевого и др. Особенности этой разновидности исторического романа следующие:
I. Преобладание историзма над «готическим антропологизмом». «Готический антропологизм» связан не с главным персонажем, а с его антагонистом (либо второстепенным персонажем).
II. Сюжетная организация
- автора интересует определенный исторический момент, конфликт, который выражается в политическом кризисе и связан со спецификой эпохи; отсюда
- локализация сюжета в историческом времени;
- противопоставление полярных локусов, символизирующих оппозицию порядка и хаоса (например, город-лес);
- испытание героя на тождество и обретение им определенного социального статуса;
- повторяющиеся сюжетные ситуации - выбор главным героем жизненного пути, поединок, осада, плен, суд.
III. Композиционно-речевые формы и система точек зрения
- подчеркивается дистанция между прошлым и настоящим, следовательно, существенны различия между точками зрения повествователя и персонажа;
- характерно большое количество исторических справок, комментариев, описаний быта, нравов, обычаев эпохи, данных непосредственно в тексте романа;
IV. Система персонажей
- герой - частный человек, вовлеченный помимо воли в социально-политический конфликт;
- обязательное присутствие исторических персонажей;
- наличие нескольких «пар» так или иначе сопоставленных друг с другом персонажей, которые нужны, чтобы показать смену эпох как смену присущих им характеров.
Вторая разновидность - авантюрно-философский роман («Собор Парижской Богоматери» В. Гюго, «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя и «Огненный ангел» В.Я. Брюсова). Можно выделить следующие особенности, присущие данной разновидности:
I. Преобладание «готического антропологизма» над историзмом. (Иногда романам этой разновидности и вовсе отказывают в названии «исторический»). Это приводит к подчеркиванию неизменности человеческой природы в условиях меняющегося мира.
II. Акцентируется связь между прошлым и настоящим, а не дистанция между ними.
III. Время действия - не политический кризис, а кризис определенной культуры.
IV. Сюжет - не обретение молодым человеком социального статуса, а проверка нравственно-этических ценностей определенной культуры. (Отчасти это есть и в «Капитанской дочке», но там это не является основной линией конфликта). Отсутствие «хэппи энда».
V. Соотнесение нескольких равноправных центральных персонажей выражает соотношение основных культурных ценностей в момент кризиса культуры. Небольшая роль исторических лиц (их и вообще может не быть).
Анализ произведений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и В.Я. Брюсова позволяет сделать и еще один вывод, а именно - о своеобразии российского исторического романа. Очевидны две черты, общие для всех этих произведений и отличающие их от романов В. Скотта и В. Гюго. Во-первых, это малый объем. Однако, возможно, эта черта вообще характерна для российских изводов (начала XIX века) западноевропейских разновидностей романа: так, в Европе были огромные сентиментальные романы Ж.-Ж. Руссо, в России — «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина; в Европе - многотомные эпистолярные романы С. Ричардсона, в России - «Роман в семи письмах» А.А. Бестужева; на Западе - «романы ужасов», каждый из которых занимал не меньше 300 страниц, в России - повести Бестужева, которые все, вместе взятые, меньше любого готического романа. То же характерно для романов исторических. Возможно, это связано с тем, что названные разновидности романа приходили в Россию с опозданием, и российская литература как бы спешила «догнать» западноевропейскую (и догнала -т.н. «реалистические» романы на Западе и в России, написанные примерно в одно и то же время, уже не отличаются по объему).
Но есть и еще одна, гораздо более существенная черта, отличающая российский исторический роман от западноевропейскогоУ^онфликт между законами истории и этическими нормами, в котором нравственные ценности преобладают над историей. Конечно, это характерно только для вершинных произведений жанра, но ведь именно высокие художественные образцы, а не устоявшийся шаблон, позволяют увидеть спектр возможностей жанра.)
Список научной литературыМалкина, Виктория Яковлевна, диссертация по теме "Теория литературы, текстология"
1. Агриппа Неттесгеймский. Знаменитый авантюрист XVI века: Крити-ко-биографический очерк Жозефа Орсье / Перевод Б. Рунт. Под редакцией, с введениями и примечаниями В. Брюсова. М.: Мусагет, 1913.
2. Бестужев А.А. Еще листок из дневника гвардейского офицера // Полное собрание сочинений А. Марлинского. Ч. XII. - СПб., 1839.
3. Бестужев (Марлинский) А.А. Замок Венден: Отрывок из дневника гвардейского офицера // Бестужев (Марлинский) А.А. Сочинения: В 2 т. Т.1.-М.: ГИХЛ, 1958.
4. Бестужев (Марлинский) А.А. Замок Нейгаузен: Рыцарская повесть // Бестужев (Марлинский) А.А. Сочинения: В 2 т. Т. 1. - М.: ГИХЛ, 1958.
5. Бестужев (Марлинский) А.А. Замок Эйзен // Бестужев (Марлинский) А.А. Сочинения: В 2 т. Т. 1.-М.:ГИХЛ, 1958.
6. Бестужев (Марлинский) А.А. Изменник // Бестужев (Марлинский) А.А. Сочинения: В 2 т. Т. 1.-М.: ГИХЛ, 1958.
7. Бестужев (Марлинский) А.А. Латник: Рассказ партизанского офицера // Бестужев (Марлинский) А.А. Сочинения: В 2 т. Т. 1. - М.: ГИХЛ, 1958.
8. Бестужев-Марлинский А.А. О романе Н. Полевого «Клятва при гробе Господнем» // Бестужев-Марлинский А.А. Сочинения: В 2 т. М., 1958. - Т.2.-С. 559-612.
9. Бестужев А. Поездка в Ревель. СПб., 1821.
10. Бестужев (Марлинский) А.А. Ревельский турнир // Бестужев (Марлинский) А.А. Сочинения: В 2 т. Т. 1. - М.: ГИХЛ, 1958.
11. Брюсов В.Я. Огненный ангел: Повесть в XVI главах / Сост., вступ. ст. и комм. С.П. Ильева. М.: Высшая школа, 1993.
12. Винъи А. де. Сен-Map, или Заговор во времена Людовика XIII. СПб.: Худ. лит., 1992.
13. Гоголь Н.В. Об архитектуре нынешнего времени // Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений. Т. 8. - Л.: АН СССР, 1952. - С. 56-75.
14. Гоголь Н.В. О средних веках // Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений. Т. 8. - Л.: АН СССР, 1952. - С. 14-25.
15. Гоголь Н.В. Страшная месть II Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений. Т. 1. - М.: АН СССР, 1940.
16. Гоголь Н.В. Тарас Бульба // Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений. -Т. 2.-М.: АН СССР, 1937.
17. Гофман Э.Т.А. Эликсиры сатаны / Пер. с нем. Н.А. Славятинского. Издание 2-е. СПб.: Наука, 1993. - (Литературные памятники).
18. Гюго В. Собор Парижской Богоматери / Пер. с франц. Н. Коган // Гюго В. Собрание сочинений: В 15 т. Т. 2. - М.: ГИХЛ, 1953.
19. Загоскин М.Н. Рославлев, или Русские в 1812 году. Минск: Мастац-кая лггаратура, 1987.
20. Загоскин М.Н. Юрий Милославский, или Русские в 1612 году // Загоскин М.Н. Избранное. М.: Советская Россия, 1989.
21. Казот Ж. Влюбленный дьявол / Пер. с франц. Н.А. Сигал // Уолпол Г., Казот Ж., Бекфорд У. Фантастические повести. Л.: Наука, 1967. - (Литературные памятники).
22. Лажечников И.И. Басурман. М.: Современник, 1992. - (Государи Руси Великой).
23. Лажечников И.И. Ледяной дом. Рига: Латгосиздат, 1950. - (Классики русской литературы).
24. Лажечников И.И. Последний Новик. М.: Современник, 1993. - (Государи Руси Великой).
25. Ли С. Подземелье, или Матильда, сочиненное на англинском языке Мисс Софиею Леею, с английского по 12-му изданию переложено на французский, а с французского на российский: В 3 т. М.,1794.
26. Лэтом Ф. Полночный колокол, или Таинства Когенбургского замка, сочинение Анны Радклиф: В 4-х частях / Пер. с франц. Изд-е 2-е. М.,1816.
27. Льюис М.Г. Монах / Пер. с англ. И. Гуровой. М.: Ладомир, 1993.
28. Метъюрин Ч.Р. Мельмот-Скиталец / Пер. с англ. A.M. Шадрина. Л.: Наука, 1983. - (Литературные памятники).
29. Остен Дж. Нортенгерское аббатство / Пер. с англ. И.С. Маршака // Остен Дж. Собрание сочинений: В 3 т. Т. 2. - М.: Художественная литература, 1988.
30. Пикок Т.Л. Аббатство кошмаров / Пер. с англ. Е. Суриц, пер. стихотворений С. Бычкова // Пикок Т.Л. Аббатство кошмаров. Усадьба Грилла. -М.: Наука, 1988. (Литературные памятники).
31. Полевой Н. А. Клятва при гробе господнем: Русская быль XV века. -Москва: Профиздат; Товарищество «Возрождение», 1991. (Историческая библиотека альманаха «Русская старина»).
32. Пушкин А.С. Капитанская дочка // Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: Издание АН СССР. Т. 8. - М.: Воскресение, 1995.
33. Радклиф А. Замок Алберта, или Движущийся скелет, сочинение г-жи Радклиф: В 2-х частях / Пер. с франц. СПб., 1803.
34. Радклиф А. Пещера смерти в дремучем лесу [Родольф, или Пещера смерти], сочинение г-жи Радклиф / Англинское сочинение. Пер. с франц. -М., 1806.
35. Радклиф А. Таинства Удольфские. Творение Анны Радклифф. Перевел с франц. С.Ф.З.-Ч. 1-2.-М., 1802.
36. Радклиф А. Итальянец, или Исповедальня Кающихся, Облаченных в Черное / Пер. с англ. Л.Ю. Бриловой. М.: Ладомир; Наука, 2000. (Литературные памятники).
37. Рив К. Рыцарь добродетели, повесть, взятая из самых древних записок английского рыцарства. СПб., 1792.178
38. Скотт В. Айвенго / Пер. с англ. Е.Г. Бекетовой // Скотт В. Собрание сочинений: В 20 т. Т. 8. - М.; JL: Гослитиздат, 1962.
39. Скотт В. Квентин Дорвард / Пер. с англ. М.А. Шишмаревой // Скотт В. Собрание сочинений: В 20 т. Т. 15. - М.; Л.: Гослитиздат, 1964.
40. Скотт В. Роб Рой / Пер. с англ. Н.Д. Вольпин // Скотт В. Собрание сочинений: В 20 т. Т. 5. - М.; Л.: Гослитиздат, 1961.
41. Скотт В. Уэверли / Пер. с англ. И.А. Лихачева // Скотт В. Собрание сочинений: В 20 т. Т. 1. - М.; Л.: Гослитиздат, 1960.
42. Стивенсон P.JI. Похищенный / Пер. с англ. М. Кан // Стивенсон Р.Л. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 4. - М.: Правда, 1967.
43. Стивенсон P.JI. Катриона / Пер. с англ. Н. Треневой и В. Хинкиса // Стивенсон Р.Л. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 4. - М.: Правда, 1967.
44. Стивесон Р.Л. Черная стрела: Повесть из времен войны Алой и Белой розы / Пер. с англ. М. и Н. Чуковских // Стивенсон Р.Л. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 2. - М.: Правда, 1967.
45. Толстой А.К. Князь Серебряный // Толстой А.К. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 2. -М.: Правда, 1969.
46. Уолпол Г. Замок Отранто / Пер. В.Е. Шора // Уолпол Г., Казот Ж., Бекфорд У. Фантастические повести. Л.: Наука, 1967. - (Литературные памятники).
47. Критическая и научная литература
48. А.К., Ю.Ф. «Страшная месть» Гоголя и повесть Тика «Пьетро Апоне» // Русская старина. 1902. - №3. - С. 641-647.
49. Абрамович С. Д. Вопросы историзма в романе В.Я. Брюсова «Огненный ангел» // Вопросы русской литературы. Вып. 2 (22). - Львов: Вища школа, 1973.-С. 88-94.
50. Абрамович С. Д. Женские образы в исторических романах В.Я. Брюсова // Брюсовские чтения 1983 года. Ереван: Советакан грох, 1985. - С. 114-125.
51. Абрамович С. Д. Историческая проза В.Я. Брюсова // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. -Львов, 1974.-22 с.
52. Айхенвалъд Ю. Валерий Брюсов: Опыт литературной характеристики. -М.: Заря, 1910.-44 с.
53. Алексеев М.П. Вальтер Скотт и его русские знакомства // Литературное наследство. Т.91. Русско-английские литературные связи (XVIII век -первая половина XIX века). -М.: Наука, 1982. - С. 247-393.
54. Алексеев М.П. Виктор Гюго и его русские знакомства // Литературное наследство. Т.31-32. Русская культура и Франция. - Кн. 2. - М.,1937. - С. 777-916.
55. Алексеев М.П. Пушкин и западная литература // Литературная учеба. -1937.-№ 1.-С. 12-29.
56. Алексеев М.П. Ч.Р. Метьюрин и его «Мельмот Скиталец» // Метъюрин Ч.Р. Мельмот Скиталец. Л.,1977. - С. 563-674.
57. Алексеев М.П. Ч.Р. Метьюрин и русская литература // От романтизма к реализму: Из истории международных связей русской литературы. -Л.Д978.-С. 3-55.
58. Алексеев М.П. Этюды о Марлинском. Иркутск, 1928. - 97 с.
59. Альтшуллер М. Эпоха Вальтера Скотта в России: Исторический роман 1830-х годов. СПб.: Академический проект, 1996. - 342 с.
60. Архипов В. А.А. Бестужев-критик и литературная борьба 20-х гг. XIX века: Автореферат дис. . канд. филол. наук. -М.,1950. 18 с.
61. Базанов В.Г. Очерки декабристской литературы: Публицистика. Проза. Критика. М.: ГИХЛ, 1953. - 412 с.
62. Барковская Н.В. Поэтика символистского романа. Екатеринбург, 1996.-285 с.
63. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т.5. - С. 159-206.
64. Бахтин М.М. Роман воспитания и его значение в истории реализма // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. - С. 188-236.
65. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература, 1986. -С. 121-290.
66. Бахтин М.М. Эпос и роман // Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986. - С.392-427.
67. Белецкий А. Первый исторический роман В.Я. Брюсова // Брюсов В.Я. Огненный ангел / Сост., вступ. ст. и комм. С. П. Ильева. М.: Высшая школа, 1993.-С. 380-421.
68. Белинский В.Г. Литературные мечтания // Белинский В.Г. Собрание сочинений: В 9 т. М: Художественная литература, 1976-1982. - Т. 1. - С. 47-127.
69. Белинский В.Г. О русской повести и повестях г. Гоголя // Белинский В.Г. Собрание сочинений: В 9 т. М.: Художественная литература, 1976-1982.-Т. 1.-С. 138-184.
70. Белозерская Н. Влияние переводного романа и западной цивилизации на русское общество XVIII века // Русская старина. 1895. - Т. 83. - Январь. -С. 125-156.
71. Белый А. Брюсов. «Огненный ангел» // Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма. Т. 2. - М.: Искусство, 1994. - С. 408-411.
72. Белый А. Мастерство Гоголя. М., 1996. - 298 с.
73. Бельский А.А. Английский роман 1800-1810-х годов: Учебное пособие по спецкурсу для студентов филологического факультета. Пермь, 1968. -213 с.
74. Бенъкович М.А. «Огненный ангел» Валерия Брюсова: этап интеллектуальной дуэли // Из истории русской литературы и литературной критики. Вопросы русского языка и литературы: Межвузовский сборник. Кишенев: Штиинца, 1984.-С. 18-36.
75. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л.,1973. - 320 с.
76. Берковский Н.Я. Э.Т.А. Гофман II Гофман Э.Т.А. Новеллы и повести. -Л., 1936.-С. 26-49.
77. Библиография русских переводов произведений Виктора Гюго / Сост. М.С. Морщинер, Н.И. Пожарский. М., 1953. - 153 с.
78. Благой Д. Исторический роман // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2 т.-Т.1.-М.; Л., 1925. Стлб. 335.
79. Благой Д.Д. Мастерство Пушкина. М., 1955. - 408 с.
80. Богданов В.А. Роман // Краткая литературная энциклопедия. Т.6. -Стлб. 350-361.
81. Ботникова А.Б. Э.Т.А. Гофман и русская литература (первая половина XIX века): К проблеме русско-немецких литературных связей. Воронеж, 1977.-240 с.
82. Бэгби Л. Александр Бестужев-Марлинский и русский байронизм. -СПб.: Академический проект, 2001. 368 с.
83. Васильев М. Декабрист А.А. Бестужев как писатель-этнограф // Научно-педагогический сборник. №1. - Казань, 1926. - С.74-75.
84. Васильева О.В. Исторический роман: традиции и жанр // Вестник Петербургского университета. № 4. - С. 24-32.
85. Василъковский А.Г. Жанровый анализ литературного произведения // Проблемы литературных жанров. Томск, 1975. - С. 5-7.
86. Вацуро В.Э. «Полночный колокол» (Из истории массового чтения в России в первой трети XIX в.) // Чтение в дореволюционной России: Сб. научных трудов. М., 1995. - С. 5-28.
87. Вацуро В.Э. Анна Радклиф, ее русские читатели и переводчики // Новое литературное обозрение. №22. - (1996). - С. 202-225.
88. Вацуро В.Э. Готический роман в России (1790-1840): Фрагменты из книги // Новое литературное обозрение. № 42 (2000). - С. 125-145
89. Вацуро В.Э. Г.П. Каменев и «готическая» литература // XVIII век. Сб.10: Русская литература XVIII века и ее международные связи. JI.,1975. -С. 271-277.
90. Вацуро В.Э. Литературно-философская проблематика повести Карамзина «Остров Борнгольм» // XVIII век. Сб.8: Державин и Карамзин в лит. движении XVIII начала XIX в. - Л., 1969. - С. 190-209.
91. Вацуро В.Э. Роман Клары Рив в русском переводе // Россия и Запад: из истории литературных отношений. Л., 1973. - С. 164-183.
92. Вацуро В.Э. Уолпол и Пушкин // Временник пушкинской комиссии. 1967-1968.-Л., 1970.-С. 50.
93. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. М., 1976. -390 с.
94. Венгеров С.А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых (от начала русской образованности до наших дней). Т. 1-6. - СПб., 1889-1904.
95. Венок Михаилу Загоскину: Сб. ст. / Отв. Ред. И.П. Щеблыкин. Пенза, 1990.-210 с.
96. Веселовский А.Н. Синкретизм древнейшей поэзии и начало дифференциации поэтических родов // Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л., 1940. - С.
97. Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, изданные Пасичником Рудым Паньком. Кн. 1. СПб., 1831 Рецензия. // Московский телеграф. Ч. 41. -№ 17.-С. 91-95.
98. Волъперт Л.И. Гюго // Лермонтовская энциклопедия. М., 1981. - С. 124.
99. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. Эпос, лирика, театр. -М., 1969.-315 с.
100. Гей Н.К. Проза Пушкина: Поэтика повествования. М.: Наука, 1989. -209 с.
101. Герчук Ю.Я. Проблемы русской псевдоготики XVIII века // Русский классицизм второй половины XVIII начала XIX века. - М., 1994. - С.
102. Гиллельсон М.И., Мушина И.Б. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: Комментарий. Л., 1977. - 125 с.
103. Гиппиус В.В. Гоголь. Л.: Мысль, 1924. - 240 с.
104. Гозенпуд А.А. Вальтер Скотт и романтические трагедии Шаховского // Русско-европейские литературные связи. -М.;Л., 1966. С. 25-38.
105. Гофман М. «Капитанская дочка» // Пушкин. Библиотека великих писателей / Под ред. С.А. Венгерова. Т. IV. - СПб., 1910. - С. 353-378.
106. Гречишкин С. С. , Лавров А.В. Биографические источники романа Брюсова «Огненный ангел» // Новобасманная, 19. М.,1990. - С. 530-589.
107. Гречишкин С. С. , Лавров А.В. О работе В.Я. Брюсова над романом «Огненный ангел» // Брюсовские чтения 1971 года. Ереван: Айастан, 1973. -С. 121-137.
108. Григорьев А.А. Искусство и нравственность. -М., 1986. 351 с.
109. Грифцов Б.А. Теория романа. М., 1927. - 212 с.
110. Гроссман Л. Роман // Словарь литературных терминов: В 2 т. Т. 2. -М.; Д., 1925. - Стлб. 724-727.
111. Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М.: ГИХЛ, 1957.-418 с.
112. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М.; Л., 1959. - 329 с.
113. Гулыга А. Искусство истории. М.,1980. - 198 с.
114. Гуминский В.М. «Тарас Бульба» в «Миргороде» и «Арабесках» // Гоголь: история и современность. -М., 1985. С. 240-258
115. Гуревич Л. Дальнозоркие // Русская мысль. 1910. - Кн.З. - С. 143155.
116. Дашкевич Н. Романтический мир Гоголя // Чтения в историческом обществе Нестора-Летописца. Кн. 19.-Вып.1.-Киев, 1906.-С. 3-33.
117. Днепров В. Роман новый род поэзии // Днепров В. Проблемы реализма.-Л, 1961.-3-49.
118. Долинин А.С. История, одетая в роман: Вальтер Скотт и его читатели. -М.: Книга, 1988.-297 с.
119. Евлахов А. Введение в философию художественного творчества. Т. 3. Ростов-на-Дону, 1917. - 315 с.
120. Елистратова А.А. «Готический роман» // История английской литературы.-Т. 1.-Вып.2.-М.;Л., 1945.-С. 588-603.
121. Елистратова А.А. Гоголь и западноевропейский роман. М.,1972. — 285 с.
122. Елистратова А.А. Скотт // История английской литературы. Т.2. Вып.1. -М.: Издательство АН СССР, 1953. - С. 153-198.
123. Елъницкая JI.M. Своеобразие историзма в романе Валерия Брюсова «Огненный ангел» // Научные труды Тюменского государственного университета. Сб. 30. Проблемы мировоззрения и метода. - Тюмень, 1976. - С. 58-76.
124. Жирмунский В.М. Английский предромантизм // Жирмунский В.М. Из истории западно-европейских литератур: Избранные труды. Л.: Наука, 1981.-С. 149-174.
125. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций. -СПб., 1996.-440 с.
126. Жирмунский В.М. История легенды о Фаусте // Легенда о докторе Фаусте. М.: Наука, 1978. - (Литературные памятники). - С. 257-362.
127. Жирмунский В.М., Сигал Н.А. У истоков европейского романтизма // Уолпол Г., КазотЖ., Бекфорд У. Фантастические повести. Л., 1967. - (Литературные памятники). - С. 249-284.
128. Захаров В.Н. К спорам о жанре // Жанр и композиция литературного произведения. Петрозаводск, 1984. - С. 3-19.
129. Зенкин С. Н. Французская готика: в сумерках наступающей эпохи // Infernaliana: Французская готическая проза XVIII XIX веков. - М., 1999. -С. 5-24.
130. Иезуитова Р.В. Пути развития романтической повести // Русская повесть XIX века: История и проблематика жанра / Под ред. Б.С. Мейлаха. -Л.: Наука, 1973.-С. 77-108.
131. Измайлов А.А. Помрачение божков и новые кумиры: Книга о новых веяниях в литературе. М., 1910. - 98 с.
132. Измайлов Н.В. «Капитанская дочка» // История русского романа: В 2 т.-М.; Л.: АН СССР, 1962.-Т. 1.-С. 180-202.
133. Илъев С. П. К вопросу о жанровой природе «Огненного ангела» Валерия Брюсова // Валерий Брюсов: Исследования и материалы. Ставрополь, 1986.-С. 89-101.
134. Илъев С. П. Роман или «правдивая повесть»? // Брюсов В.Я. Огненный ангел / Сост., вступ. ст. и комм. С. П. Ильева. М.: Высшая школа, 1993. -С. 6-20.
135. Ильев С. П. Русский символистский роман: Аспекты поэтики. Киев: Лыбидь, 1991.-280 с.
136. Исаков С. Г. О «ливонских» повестях декабристов (К вопросу о становлении декабристского историзма) // Ученые записки Тартуского государственного университета. Вып. 167. - Труды по русской и славянской филологии. VIII. - Тарту, 1965. - С. 33-80.
137. Исаков С. Г. О ливонской теме в русской литературе 1820-х 1830-х гг. // Ученые записки Тартуского государственного университета. - Вып. 98. - Труды по русской и славянской филологии. III. - Тарту, 1960. - С. 143-193.
138. История русской литературы XIX века: Библиографический указатель / Под. ред. К.Д. Муратовой. -М.; Д., 1962. 783 с.
139. История русской литературы конца XIX начала XX века: Библиографический указатель / Под. ред. К.Д. Муратовой. -М.; Л., 1963. - 759 с.
140. Источники словаря русских писателей / Собрал С.А. Венгеров. Т. 1-4. -СПб., 1900-1917.
141. Исупова С.М. Эволюция прозы И.И. Лажечникова (Проблемы метода и жанра): Автореф. дис. . канд. филол. наук. Тверь, 2000. - 22 с.
142. Казарин В.П. Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»: вопросы творческой истории. Киев; Одесса, 1986. - 42 с.
143. Канунова Ф.З. А.А. Бестужев-Марлинский и его «Кавказские повести» // Бестужев-Марлинский А.А. Кавказские повести. СПб.,1995. - С. 549617.
144. Канунова Ф.З. Эстетика русской романтической повести (А.А. Бесту-жев-Марлинский и романтики-беллетристы 20-х 30-х гг. XIX века). -Томск, 1973.-314 с.
145. Карпенко А. О народности Н.В. Гоголя (художественный историзм писателя и его народные истоки). Киев, 1973. - 279 с.
146. Карташева И.В. Гоголь и романтизм. Калинин, 1975. - 102 с.
147. Клименко Е.И. Английская литература I половины XIX века. Л., 1971. -139 с.
148. Коварский Н. Ранний Марлинский // Русская проза. Л.: Academia, 1926.-С. 135-158.
149. Коган П.С. Очерки по истории новейшей русской литературы. Т. 3. -Вып.2. - М., 1910.-167 с.
150. Кожинов В.В. Жанр литературный // Краткая литературная энциклопедия. Т. 2. - М., 1964. - Стлб. 914.
151. Кожинов В.В. Историзм в литературе // Краткая литературная энциклопедия. Т. 3. -М., 1996. - Стлб. 227-230.
152. Кожинов В.В. К проблеме литературных родов и жанров // Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении. Кн. 2. - М., 1963.-С. 39-49.
153. Кожинов В.В. Роман эпос нового времени // Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении. - М., 1962-1965.
154. Кожинов В В. Роман // Словарь литературоведческих терминов. М., 1974.-С. 328-331.
155. Кон И.С. Историзм // Советская историческая энциклопедия. Т. 6. -М., 1964.-Стлб. 557-561.
156. Котляревский Н.А. Декабристы: Кн. А.И. Одоевский и А.А. Бестужев-Марлинский. СПб., 1907. - 418 с.
157. Котляревский Н.А. Н.В. Гоголь 1829-1842. СПб., 1915.-329 с.
158. Краснов Г.В. Выпущенные главы в «Евгении Онегине» и «Капитанской дочке» // Краснов Г.В. Сюжеты русской классической литературы. -Коломна, 2001. С. 77-88.
159. Кузмин М. О прекрасной ясности: Заметки о прозе // Аполлон. 1910. - № 4. - С. 5-10.
160. Кузьмичев И.К. Введение в теорию классификации литературных жанров // Ученые записки Горьковского гос. ун-та. Т. 79. Жанры советской литературы (Вопросы теории и истории). - Горький, 1968. - С. 3-74;
161. Кулешов В. И. Литературные связи России и Западной Европы в XIX веке. М.: МГУ, 1977. - 214 с.
162. Кюхельбекер В.К. Путешествие. Дневник. Статьи. Л.: Наука, 1979. -790 с.
163. Ла-Барт Ф. де. Литературное движение на западе в первой трети XIX столетия. 1. Люди сумеречной эпохи. 2. Романтический синтез (1780-1830): Лекции. М.,1914.
164. Ладыгин М.Б. Английский «готический» роман и проблемы предро-мантизма: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Москва, 1981. -22 с.
165. Ладыгин М.Б. К вопросу об эволюции жанра «романа ужасов» в английской литературе II половины XVIII нач. XIX в. // Проблемы жанра в зарубежной литературе. - Свердловск, 1979. - С. 3-15.
166. Ладыгин М.Б. Романтический роман. М.: МГПИ, 1981. - 97 с.
167. Ларионова Е.О. К истории раннего русского шиллеризма // Новые безделки: Сб. статей к 60-летию В.Э. Вацуро. М.: НЛО, 1995-1996. - С. 3649.
168. Левин Ю.Д. Прижизненная слава В. Скотта в России // Эпоха романтизма: Из истории международных связей русской литературы. Л.: Наука, 1975.-С. 5-67.
169. Левинсон А. Валерий Брюсов. Огненный ангел. Повесть XVI века, в двух частях // Современный мир. 1909. - № 3. - С. 124-126.
170. Левинтон А.Г. Роман Э.Т.А. Гофмана «Эликсиры сатаны» //Гофман Э.Т.А. Эликсиры сатаны / Пер. с нем. Н.А. Славятинского. Издание 2-е. -СПб.: Наука, 1993. - (Литературные памятники).
171. Левкович Я.Л. Историческая повесть // Русская повесть XIX века: История и проблематика жанра / Под ред. Б.С. Мейлаха. Л.: Наука, 1973. - С. 108-134.
172. Лежнев А.З. Проза Пушкина: Опыт стилистического исследования. -М.: Худ. лит., 1966.-375 с.
173. Лейдерман Н.Л. Движение времени и законы жанра. Свердловск, 1982.-120 с.
174. Лейдерман Н.Л. Современное зарубежное литературоведение об истории жанровой проблематики // Проблемы жанра в зарубежной литературе. Вып.З. Свердловск. 1979. С. 117-125.
175. Лейдерман Н.Л., Борковская Н.В. Введение в литературоведение. -Екатеринбург, 1991. 60 с.
176. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н., Барковская Н.В., Ложкова ТА. Практикум по жанровому анализу литературного произведения. Екатеринбург, 1996.-48 с.
177. Лейтес Н.С. Роман как художественная система. Пермь, 1986. - 278 с.
178. Лейтон Л.Г. Марлинизм: история одной стилистики // Russian Literature. 1975. - № 12. - С. 29-60.
179. Лексина А.В. Историческая проза Вс.С. Соловьева (генезис и поэтика): Автореф. дис. . канд. филол. наук. Коломна, 1999. - 20 с.
180. Леноблъ Г.М. История и литература: Сборник статей. М.: Советский писатель, 1960. - 198 с.
181. Линьков В.Д. Типы русского исторического романа 20 30-х годов XIX века: Автореф. дис. . канд. филол. наук. - Горно-Алтайск, 2001. - 24 с.
182. Литвин Э.С. Эволюция исторической прозы Брюсова (роман «Алтарь Победы») // Русская литература. 1968. - №2. - С. 154-161.
183. Лихачев Д. С. Поэтика художественного времени // Лихачев Д. С. Историческая поэтика русской литературы. СПб.: Алетейя, 1997. - С. 5-128.
184. Лотман Ю.М. Идейная структура «Капитанской дочки» // Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. М., 1988. - С. 107-123.
185. Лотман Ю.М, Егоров Б.Ф., Минц З.Г. Основные этапы развития русского реализма // Лотман Ю.М. О русской литературе: Статьи, исследования (1958-1993). СПб: Искусство-СПб, 1997. - С. 530-547.
186. Лукач Г. Роман // Литературная энциклопедия. Т. 9. - М., 1935.
187. Маймин Е.А. Пушкин. Жизнь и творчество. М., 1981.
188. Макогоненко Г.П. «Капитанская дочка» А.С Пушкина // Макогоненко Г.П. Избранные работы. Л., 1987. - С. 440-540.
189. Макогоненко Г.П. «Капитанская дочка» А.С. Пушкина. Л.: Худ. лит., 1977.- 159 с.
190. Максимов Д.Е. Брюсов: поэзия и позиция. Л.: Советский писатель, 1969.-362 с.
191. Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. М.: Аспект Пресс, 1995. -383 с.
192. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. М., 1996. - 472 с.
193. Маркевич Г. Основные проблемы науки о литературе. М., 1980. -317с.
194. Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. М.: Просвещение, 1979.-432 с.
195. Медведев П.Н. (Бахтин М.М.) Формальный метод в литературоведении // Бахтин под маской. Вып. 2. - М., 1993. - 207 с.
196. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. -М, 1986.-354 с.
197. Минц З.Г. Граф Генрих фон Оттергейм и «Московский Ренессанс»: Символист Андрей Белый в «Огненном ангеле» В. Брюсова // Андрей Белый: Проблемы творчества: Статьи. Воспоминания. Публикации. -М., 1988. -С. 215-240.
198. Мирза-Авакян M.JI. Образ Нины Петровской в творческой судьбе В.Я. Брюсова // Брюсовские чтения 1983 года. Ереван, 1985. - С. 223-234.
199. Михайлов А.В. Роман и стиль // Теория литературных стилей: Современные аспекты изучения. М., 1982. - С. 137-203.
200. Мордовченко Н.И. Александр Александрович Бестужев-Марлинский // Бестужев-Марлинский А.А. Полное собрание стихотворений. JI.: Сов. писатель, 1961. - (Б-ка поэта; Б.С.). - С. 5-46.
201. Мочулъский К. Духовный путь Гоголя. Paris, 1934. - 119 с.
202. Муратова КМ. Русские писатели конца XVIII первой половины XIX века о западно-европейской готике // Вопросы русской литературы. - Вып. 1/19. - Львов, 1972. - С. 45-53.
203. Надеждин Н.И. Летописи отечественной литературы // Надеждин Н.И. Литературная критика. Эстетика. М., 1972. - С. 320-325.
204. Назаревский А.А. Гоголь и искусство. Киев, 1910. - 112 с.
205. Нейман Б.В. «Испанцы» Лермонтова и «Айвенго» Вальтера Скотта // Филологические записки. Воронеж, 1915. - Вып. 5-6. - 24-38.
206. Нейман Б.В. Couleur locale в «Капитанской дочке» // Памяти П.Н. Са-кулина: Сб. статей.-М., 1931.-С. 12-23.
207. Нечкина М.В. Функция художественного образа в историческом процессе. М.,1982. - 231 с.
208. Николаев П.А. Историзм в художественном творчестве и литературоведении. М.: Изд-во МГУ, 1983. - 256 с.
209. Одинокое В.Г. Проблемы поэтики и типологии русского романа XIX в. -Новосибирск, 1971. 123 с.
210. Оксман Ю.Г. Пушкин в работе над романом «Капитанская дочка» // Пушкин А.С. Капитанская дочка. Изд-е 2-е, доп. - Л.: Наука, 1984. - С. 145-199. - (Литературные памятники).
211. Октябрьская О. С. Русский исторический роман 70-х 80-х годов XX века (проблема жанра): Автореф. дис. . канд. филол. наук. - М., 1993. - 22 с.
212. Орлов А.С. Вальтер Скотт и Загоскин // С. Ф. Ольденбургу к 50-летию научно-общественной деятельности. Л., 1934. - С. 36-48.
213. Орлов С. А. Исторический роман Вальтера Скотта. Горький, 1960. -324 с.
214. Павлуцкий Г.Г. Гоголь об искусстве // Памяти Гоголя: Научно-литературный сборник, изданный историческим обществом Нестора-летописца. Киев, 1902. - С.304-337.
215. Петров С. М. Исторический роман // История русского романа: В 2 т. Т.1. - М.;Л.: АН СССР, 1962. - С. 203-250.
216. Петров С. М. Русский исторический роман XIX века. Изд-е 2-е. -М.: Художественная литература, 1984. - 201 с.
217. Петрунина Н.Н. Декабристская проза и пути развития повествовательных жанров // Русская литература. 1978. - №1. - С. 26-47.
218. Петрунина Н.Н. Проза Пушкина. Л.: Наука, 1987. - 213 с.
219. Петрунина Н.Н. Пушкин на пути к роману в прозе. «Дубровский» // Пушкин: Исследования и материалы. Т. IX. - Л.: Наука, 1979. - С. 141-167.
220. Пинский JI.E. Исторический роман В. Скотта // Пинский JT.E. Магистральный сюжет. М.: Советский писатель, 1989. - С. 297-320.
221. Полевой Н.А., Полевой Кс.А. Литературная критика. Л.,1990. - 588 с.
222. Пуришев Б. Брюсов и немецкая культура XVI века II Брюсов В.Я. Огненный ангел / Сост., вступ. ст. и комм. С.П. Ильева. М.: Высшая школа, 1993.-С. 421-436.
223. Реизов Б.Г. Творчество Вальтера Скотта. М.;Л.: Художественная литература, 1965. - 568 с.
224. Реизов Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. -Л.: ГИХЛ, 1958.-593 с.
225. Русская литература XX века (1890-1910) / Ред. С.А. Венгеров. Т. 1-3, 5.-М, 1914-1916.
226. Русские писатели 1800-1917: Биографический словарь. Т. 1-4. - М, 1992-1999.
227. Русский в Париже: из путевых заметок И Телескоп. 1836. - Ч. 34. -№ 14.-С. 244.
228. Рымарь Н. Т. Поэтика романа. Куйбышев, 1990. - 253 с.
229. С.К.-Д. Валерий Брюсов. Огненный ангел. Повесть XVI века, в двух частях // Вестник Европы. 1909. - Т. 4. - Кн. 7. - С. 417-421.
230. Сватонъ В. К характеристике декабристской прозы // Русская литература. 1966. -№ 3. - С. 44-49.
231. Сенковский О.И. Мазепа. Сочинение Ф. Булгарина // Библиотека для чтения. 1834.-Т. 2.-№2.-С. 1-44.
232. Сербов Бобров С.П. В. Брюсов. Огненный ангел. Повесть XVI века // Ребус. 1908. - № 29 (1354). - С. 7.
233. Сидяков Л. С. Художественная проза А.С. Пушкина. Рига, 1973. - 251 с.
234. Сидяков JT.C. «Арап Петра Великого» и «Полтава» // Пушкин. Исследования и материалы. Т. 12. - JL: Наука, 1986. - С. 60-77.
235. Сиповский В.В. Пушкин и романтизм // Пушкин и его современники. XXIII-XXIV. СПб., 1916.-С. 42-51.
236. Скабичевский A.M. Наш исторический роман в его прошлом и настоящем // Скабичевский A.M. Сочинения: В 2 т. Т. 2. СПб., 1895. - С. 561702.
237. Скороденко В. Монах Льюис и его роман // Льюис М.Г. Монах. М., 1993.-С. 5-19.
238. Смирнов И.П. От сказки к роману // История жанров в русской литературе X-XVII вв. ТОДРЛ. - Вып. XXVII. - Л.: Наука, 1973.
239. Соколянский М.Г. Историзм // Литературоведческие термины: Материалы к словарю. Коломна, 1999. - С. 37-40.
240. Соловьев С. Валерий Брюсов. Огненный ангел. Повесть XVI века // Русская мысль. 1909. - Кн. 2. - С. 29-30.
241. Сопиков B.C. Опыт российской библиографии / Ред. прим., доп. и указатель В.Н. Рогожина. Ч. 1-5. - СПб., - 1904-1906.
242. Сорокин Ю. Исторический жанр в прозе 30-х годов XIX века // Доклады и сообщения филологического факультета Московского государственного университета. М.,1947. - С. 36-42.
243. Сорочан А.Ю. Мотивировка в русском историческом романе 18301840-х гг.): Автореф. дис. . канд. филол. наук. Тверь, 2000. - 24 с.
244. Старикова Е. Реализм и символизм // Развитие реализма в русской литературе: В 3 т. Т.З. Своеобразие критического реализма конца XIX -начала XX века. - М.: Наука, 1974. - С. 165-246.
245. Старикова Н.Н. Словенский исторический роман 70-х годов: Автореф. дис. . канд. филол. наук.-М., 1993. 18 с.
246. Стеблин-Каменский М.И. Мир саги. Становление литературы. JL: Наука, 1984.- 117 с.
247. Степанов Н.Л. Гоголь: Жизнь и творчество. М., 1959. - 607 с.
248. Степанов Н.Л. Романтические повести А. Марлинского // Литературная учеба. 1937. - №9. с. 25-59.
249. Степанов Н.Л. Романтический мир Гоголя // К истории русского романтизма. М.: Наука, 1973. - С. 188-218.
250. Стролого Перович Ф. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь как исторические романисты: сопоставительный анализ «Капитанской дочки» и «Тараса Бульбы»: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Москва, 1998. - 26 с.
251. Субботин А.С. О категории жанра и ее отношениях с «родами» и «видами» // Проблемы литературных жанров. Томск, 1975. - С. 34-41.
252. Сурков Е.А. Русская повесть первой трети XIX века. Кемерово, 1991. -112 с.
253. Сухих С. И. Вопросы жанра в трудах формалистов и социологов 20-х гг. // Ученые записки Горьковского гос. ун-та. Т. 79. Жанры советской литературы (Вопросы теории и истории). - Горький, 1968. - С. 140-177.
254. Тамарченко Н.Д. «Капитанская дочка» и судьбы исторического романа в России // Известия АН. Серия литературы и языка. — 1999. Т.58. - № 2. -С. 44-53.
255. Тамарченко Н.Д. Достоевский, Мэтьюрин, Гюго. (К вопросу о жанровых истоках и связях «Преступления и наказания» Достоевского) // Проблемы жанра в зарубежной литературе. Свердловск, 1979. - С. 15-27.
256. Тамарченко Н.Д. Историческое время // Литературоведческие термины (материалы к словарю). Коломна: Коломенский педагогический институт, 1997.-С. 16-18.
257. Тамарченко Н.Д. О своеобразии русского исторического романа («Князь Серебряный» А.К. Толстого) // Вопросы теории и истории русской литературы: Межвузовский сборник научных трудов. Брянск, 1994. - С. 97-107.
258. Тамарченко Н.Д. Повесть // Литературоведческие термины (материалы к словарю). Коломна: Коломенский педагогический институт, 1997. - С. 30-32.
259. Тамарченко Н.Д. Пушкина и «неистовые» романтики // Из истории русской и зарубежной литературы XIX-XX вв. Кемерово, 1973. - С. 58-77;
260. Тамарченко Н.Д. Роман // Бахтинский тезаурус. Материалы и исследования: Сборник статей. М.: РГГУ, 1997. - С. 175-181.
261. Тамарченко Н.Д. Роман // Литературоведческие термины (материалы к словарю). Коломна: Коломенский педагогический институт, 1997. - С. 3336.
262. Тамарченко Н.Д. Русский классический роман XIX века: Проблемы поэтики и типологии жанра. М., 1997. - 203 с.
263. Тер-Саркисян JT.A. Армянский исторический роман в русских переводах. Проблема воссоздания стиля: Автореф. дис. . канд. филол. наук. -Ереван, 1990.-24 с.
264. Тикаев Г.Г. Египетский исторический роман: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Ташкент, 1993. - 22 с.
265. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М., 1976. - 245 с.
266. Тойбин И.М. Пушкин. Творчество 1830-х годов и проблемы историзма. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1976. - 154 с.
267. Тойбин И.М. Из наблюдений над поэтикой «Капитанской дочки» // Вопросы литературы и методики преподавания. Уч. зап. Курского пед. ин-та.-Курск, 1972.-Т. 94.-С. 116-138.
268. Тойбин И.М. О «Капитанской дочке» Пушкина (К проблеме национального своеобразия) // Вопросы литературы. Уч. зап. Курского пед. ин-та. Курск, 1970. Т. 73. - С. 71-99.
269. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учебное пособие. -М.: Аспект-пресс, 1996. -334 с.
270. Томашевский Б.В. Французская литература в письмах Пушкина к Е.М. Хитрово // Письма Пушкина к Е.М. Хитрово. 1827-1832. JL, 1927. - с.
271. Троицкий В.Ю. Художественные открытия русской романтической прозы 20 30-х годов XIX века. - М.: Наука, 1985. - 245 с.
272. Умарова JI.M. Первые отклики на творчество В. Гюго в России // Писатель и литературный процесс: Сборник научных статей. Вып. VI. - Душанбе, 1979.-С. 113-121.
273. Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. М., 1978. — 345 с.
274. Фриче В.М. Трансформация литературных жанров // Фриче В.М. Проблемы искусствоведения. -М., 1930. С. 34-59.
275. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999.
276. Ходасевич В.Ф. Конец Ренаты //Ходасевич В.Ф. Некрополь: Воспоминания. Paris: YMKA-PRESS, 1976. - С. 7-24.
277. Христолюбова О.В. Русская историческая проза 40-50-х годов XIX века: Проблемы стилевой эволюции: Автореф. дис. . канд. филол. наук. -Саратов, 1997.-20 с.
278. Христолюбова О.В. Русская историческая проза 40-50-х годов XIX века (Материалы к спецкурсу для студентов филологических факультетов вузов. Пенза: Изд-во педуниверситета, 1999. - 28 с.
279. Цейтлин А. Жанры // Литературная энциклопедия. Т.4. - Л., 1929. Стлб. 109-154.
280. Цейтлин А. К социологии литературных жанров // Русский язык в советской школе. 1929. - № 4. - С. 12-24.
281. Чернец Л.В. Литературные жанры: проблемы типологии и поэтики. -М., 1982.
282. Чернов А.В. Из истории русской беллетристики. Череповец, 1996. -158 с.
283. Чичерин А.В. Возникновение романа-эпопеи. М., 1975. -214 с.
284. Чмыхов Л. Некоторые вопросы брюсовской теории исторического романа // Брюсовский сборник. Ставрополь, 1974. - С. 3-36.
285. Чудаков Г.И Отношение творчества Гоголя к западноевропейским литературам. Киев, 1908. -234 с.
286. Чудецкая Е. «Огненный ангел»: история создания и печати // Брюсов В.Я. Собрание сочинений: В 7 т. Т.4. - М.: Художественная литература, 1974. С-. 341-349.
287. Шамбшаго С. Трилогия романтизма (Н.В. Гоголь). М., 1911. - 218 с.
288. Швыряев В.И. Концепция истории в творчестве Брюсова // Вестник Московского государственного университета. Сер. X. Филология. - 1975. -№2.-С. 16-29.
289. Шенрок В.И. Материалы для биографии Гоголя. Т.2. - М.,1893.
290. Щеблыкин И.П. Русский исторический роман 30-х годов XIX века // Проблемы жанрового развития в русской литературе XIX века. Рязань, 1972.-С. 3-231.
291. Щеблыкин И.П. У истоков русского исторического романа. Пенза, 1992.-123 с.
292. Щедрина Н.М. Исторический роман в русской литературе последней трети XX века: Автореф. дис. . д-ра. филол. наук. -М., 1996. 18 с.
293. Эллис. Русские символисты. М.: Мусагет, 1910.
294. Энгелъгардт Б. Историзм Пушкина // Пушкинист. Т. II. Пг., 1916.
295. Юнович М. Проблема жанра в социологической поэтике // Русский язык в советской школе. 1929. - № 6. - С. 32-46.
296. Якубович Д.П. «Капитанская дочка» и романы Вальтер Скотта // Пушкин. Временник пушкинской комиссии. Т. 4-5. - М.; Л.: АН СССР, 1939. -С. 170-196.
297. Якубович Д.П. Лермонтов и Вальтер Скотт // Известия отдела общественных наук. 1935. -Т.З. - С. 23-35.
298. Якубович Д.П. Предисловие к «Повестям Белкина» и повествовательные приемы Вальтер Скотта Н Пушкин в мировой литературе: Сборник статей. Л.: Госиздат, 1926. - С. 160-187.
299. Якубович Д.П. Роль Франции в знакомстве России с романами Вальтера Скотта // Язык и литература. T.V. - Л.: НИИ сравнительной истории литератур и языков Запада и Востока, 1930. - С. 137-184.
300. Янина М.М. Опыт анализа повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Тирасполь, 1986. - 54 с.
301. Янушкевич А.С. Особенности прозаического цикла 30-х гг. и «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя: Автореф. дис. . канд. филол. наук. -Томск, 1971.-28 с.
302. Ясинская З.И. Исторический роман В.Я. Брюсова «Огненный ангел» // Брюсовские чтения 1963 года. Ереван: Айастан, 1964. - С. 101-129.
303. A Handbook of Literary Terms / Ed. by H.L. Yeland, S.C. Jones, K.S.W. -Easton. Boston, 1980. 55 p.
304. Achinger G. Victor Hugo in der Literatur der Puskinzeit (1823-1840): Die Aufnahme seiner Werke und seine Darstellung in der zeitgenossichen Literaturkritik. Bohlau; Verlag; Koln; Wien, 1991. - 286 p.
305. Algenot M. Le roman populaire. Montreal, 1975. - 120 p.
306. Aust Cf. Hugo. Der historische Roman. Stuttgart, 1997. - 80 p.
307. Baker E.A. The History of the English Novel. V.5. The Novel of Sentiment and the Gothic Romance. London, 1929. - 290 p. - V.6. Edgeworth, Austen, Scott. - London, 1935. - 305 p.
308. Barnet S., Berman M., Burto W. A Dictionary of Literary Terms. -London, 1964. -315 p.
309. Beaumarchais J.-P. de, Coty D., Rey A. Dictionnaire des litteratures de langue franpaise. Paris, 1987. - V.l-4.
310. Beckson K., Ganz A. A Reader's Guide to Literary Terms. New York, I960. - 108 p.
311. Beers H.A. A History of English Romanticism in the Eighteenth Century. -London, 1926.-298 p.
312. Beers H.A. A History of English Romanticism in the Nineteenth Century. -London, 1926.-306 p.
313. Bell I.F., Baird D. The English Novel 1578-1956: A Checklist of Twentieth-Century Critisism. Denver: A Swallow, 1974. - 480 p.
314. Bernard C. Le passe recompose: le roman historique fran9aise du dix-neuvieme siecle. Paris, 1996. - 320 p.
315. Beugnot В., Moureaux J.-M. Manuel bibliographique des etudes litteraires. -Paris, 1982.-271 p.
316. Birkhead E. The Tale of Terror: A Study of the Gothic Romance. New York: Russell & Russell, 1963. -210 p.
317. Brown W.E. A History of Russian Literature of the Romantic Period. -Ardis; Ann Arbor, 1986. V. 1. - 314 p.
318. Brunetiere F. L'evolution des genres dans l'histoire de la litterature. Paris, 1910. - 410 p.
319. Caron L. La corne de brume ou l'art du roman historique. Montreal, 1982.- 132 p.
320. ColmerJ. Approaches to the Novel. Edinburg; London, 1967. - 85 p.
321. Cordasco F. Eighteenth Century Bibliographies. New York, 1970. - 129 p.
322. Cornwell N. Vladimir Odoevsky and the Russian Gothic // Cornwell N. Vladimir Odoevsky and the Romantic Poetics: Collectsd Essays. Oxford, 1998. -P. 145-156.
323. Cross W.L. The Development of the English Novel. London; New York: The Macmillan Company, 1948. - 201 p.
324. Cusac M.H. Narrative Structure in the Novels of Sir Walter Scott. The Hague; Paris: Mouton & Co, 1969. - 90 p.
325. Delfau G., Roche A. Histoire / Litterature: histoire et interpretation du fait litteraire. Paris, 1977. - 56 p.
326. Dibelius W. Englische Romankunst: Die Technik des englischen Romans im achtzehnten und zu Anfang des neunzehnten Jahrhunderts. Bd.1-2. - Berlin und Leipzig: Mayer & Muller, 1922.
327. Dictionnaire de la litterature frangaise et francophone. V. 1-2. - Paris, 1987.
328. Dictionnaire de la theorie et de l'histoire litteraires du XIX siecle a nos jours / Sous la direction de L. Armantier. Paris, 1986. - 310 p.
329. Donohue J. The Theory of Literary Kinds. Iowa, 1943. - 251 p.
330. Dunn S. Nerval et le roman historique. Paris, 1981. - 101 p.
331. Eggert H. Studien zur wirkunggeschichte des deutche historischer Romans. 1850-1875.-Ffm, 1971.-112 s.
332. Fleishman A. The English historical novel: Walter Scott to Virginia Woolf. Baltimore: Johns Hopkins Press, 1971. - 492 p.
333. Foster J.R. History of the Pre-romantic Novel in England. New York; London, 1957.-215 p.
334. Frankl P. The Gothic: Literary Sources and Interpretations through Eight Centuries. Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 1960. - 605 p.
335. Freye W. The Influence of «Gothic» Literature on Sir Walter Scott. -Rostoc, 1902.-215 p.
336. Garte H. Kunstform Schauerroman. Leipzig, 1935. - 90 s.
337. Gorlin M. N.V. Gogol und E.Th.A. Hoffmann. Leipzig, 1933. - 102 s.
338. Gretton Т.Н. French Historical Novels. London, 1979. - 297 p.
339. Hartland R. W. Walter Scott et le roman «frenetique». Paris, 1928. - 112 P
340. Hernadi P. Beyond Genre: New Directions in Literary Classification. -Ithaca & London, 1972. 173 p.
341. Huber H.D. Historischer Roman in der ersten Halfte de 19 Jh. Hdbg, 1980.-53 s.
342. Ivon P. Le gothique et la Renaissance gothique en Angleterre. 1750-1880: Essai de psychologie litteraire, artistique et sociale. Paris, 1931. - 50 p.
343. Jenssen Ch. Der historischer Roman. Moglichkeiten und Gefagren des historischer Romans. -Rendsburg, 1954. 120 s.
344. Johnson E. Sir Walter Scott. The Great Unknown. NY, 1973. - 55 s.
345. Killen A. Le roman terrifiant ou le roman noir de Walpole a Anne Radcliffe et son influence sur la litterature frangaisejusqu'en 1840. Paris, 1923. - 315 p.
346. Kornblatt J.D. «Bez Skotov Oboidems'»: Gogol and Sir Walter Scott // Issues in Russian Literature Before 1917. Selected Papers of the Third WorldCongress for Soviet and East European Studies. Columbus (Ohio), 1990. -P. 75-84.
347. Landsman N.B. Decembrist romanticism: A.A. Bestuzhev-Marlinsky // Problems of Russian Romanticism. Aldershot, 1986. - P. 64-95.
348. Lazarus A., Wendell Smith H. A Glossary of Literature and Composition. -New York, 1973.- 155 p.
349. Le roman historique. Paris, 1983. - 112 p.
350. Leigton L.G. Alexander Bestuzhev-Marlinsky. Boston, 1975. - 275 p.
351. Leisy E.E. The American historical novel. Norman: University of Oklahoma Press, 1950. - 212 p.
352. Little Т.Е. Gogol and romanticism // Problems of Russian Romanticism. -Aldershot, 1986.-P. 96-126.
353. Lubbock P. The Craft of Fiction. -N.-Y., 1957. 350 p.
354. Lukacs G. The Historical Novel. Harmondsworth: Pinguin Books Ltd,1969.-235 p.
355. Lukacs G. The Theory of the Novel. Cambridge, 1994. - 124 p.
356. Mobius H. The Gothic Romance. Leipzig, 1902. - 290 s.
357. Maigron L. Le roman historique a l'epoque romantique: Essai sur l'influence de Walter Scott. Paris: Librairie Hachette, 1898. - 380 p.
358. Mariott J. English History in English Fiction. New York, 1941. - 83 p.
359. Mehrotra K.K. Horace Walpole and the English Novel: A Study of the Influence of the «Castle of Otranto». 1764-1820. New York: Russell & Russell,1970.-209 p.
360. Mendilow A.A. Time and the Novel. New York, 1972. - 130 p.
361. Nelod G. Panorama du roman historique. Paris; Bruxelles, 1969. - 610 p.
362. Nelson L. Night Thoughts on the Gothic Novel // Pastoral and Romance: Modern essays in criticism / Ed. by E.T. Lincoln. New Jersey, 1969. - P. 259267.
363. Phelps W.L. The Beginning of the English Romanic Movement: A Study of 18-th c. Literature. Boston, 1983. - 357 p.
364. Railo E. The Haunted Castle: A Study of the Elements of English Romanticism. New York, 1964. - 480 p.
365. Raleigh W. The English Novel, being a short scetch of its history, from the earliest times to the appearance of «Waverley». London, 1894. - 48 p.
366. Recherchers sur le roman historique en Europe. V. 1-2. - Paris, 1977.
367. Schabert I. Der historischer Roman in England und America. Darmstadt, 1981.-380 s.
368. Schamschula W. Der russische historische Roman von Klassizismus bis zur Romantik. Frankfurt am Main, 1961. - 115 s.
369. Schwarts E. The Problem of Literary genres // Criticism. 1971. - № 13.
370. Scott A.F. Current Literary Terms. London, 1980. - 120 p.
371. Setschkareff V. The Narrative Prose of Brjusov // International Journal of Slavic Linguistics and Poetics. 1959. -1 / II. - Mouton & Co- 'S - Gravenhage. -P. 237-265.
372. Shaw H. A Dictionary of Literary Terms. New York, 1972. - 155 p.
373. Shaw H.E. The Forms of Historical Fiction: Sir Walter Scott and his Successors. Ithaca & London: Cornell University Press, 1983. - 201 p.
374. Simmons E. English Literature and Culture in Russia. Harvard, 1935. -589 p.
375. Stender-Petersen A. Gogol und die deutsche Romantik // Euphorion: Zeitschrift fur Literaturgeschichte. 1922. - Bd. XXIV. -H.3. - S.638-640.
376. Stevick Ph. The theory of the novel. New York, 1967. - 170 p.
377. Summers M. A Gothic Bibliography. New York, 1964. - 623 p.
378. Summers M. The Gothic Quest: A history of Gothic Novel. London, 1938.-524 p.
379. Tanguy Байт M. Der historischer Roman im Frankreich der Julimonarchie. -Ffm, 1981.-236 s.
380. The Oxford Companion to English Literature / Ed. by M. Drabble. -Oxford; New York; Tokyo; Melbourne, 1985. 515 p.
381. Tieghem P. van. La guestion des genres litteraires // Helicon. Т. 1. -Amsterdam; The Haage, 1938.
382. Tipkotter H. W. Scott. Geschichte als Unterhaltung. Ffm, 1971. - 248 p.
383. Tomkins J.M.S. The Popular novel in England. 1770-1800. London, 1938. -318 p.
384. Ungurianu D.I. The Russian Historical Novel from Romantisism to Symbolism: Fact, Fiction, and the Poetics of the Genre. Madison, 1995. - 356 p.
385. Varma D.P. The Gothic Flame, Being a History of the Gothic Novel in England: Its Origins, Efflorescence, Disintegration and Residuary Influences. -London, 1957. 298 p.205
386. Vindt G. Les grands romans historique: l'histoire a travers les romans. -Paris, 1991.-256 p.
387. Wieten A.A. Mrs. Radcliffe, her Influence towards Romanticism. -Amsterdam, 1926. 167 p.
388. Wilt J. Ghosts of the Gothic. Princeton, 1980. - 253 p.