автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Поэтика новописьменного исторического романа
Полный текст автореферата диссертации по теме "Поэтика новописьменного исторического романа"
На правахрукописи
БАЙРАМУКОВА София Казбековна
ПОЭТИКА НОВОПИСЬМЕННОГО ИСТОРИЧЕСКОГО РОМАНА (на материале литератур народов Северного Кавказа)
Специальность 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (Литература народов Северного Кавказа)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Майкоп 2005
Диссертация выполнена на кафедре литературы Карачаево-Черкесского государственного университета
Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор
Тугов Владимир Батахович
Официальные оппоненты: доктор филологических наук,
профессор Чанкаева Т.А.
кандидат филологических наук, доцент Хуако Ф.Н.
Ведущая организация: Карачаево-Черкесский институт
гуманитарных исследований.
^ащита диссертации состоится « 2005 г.
в часов на заседании Диссертационного совета Д. 212.001.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук в Адыгейском государственном университете по адресу: 385000, г. Майкоп, ул. Университетская, 208.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Адыгейского государственного университета.
Автореферат разослан
2005 г.
Ученый секретарь Диссертационного совета,
доктор филологических наук, у
профессор Демина Л.И.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Обращение к избранной теме обусловлено необходимостью решения ряда проблем, связанных с вопросами поэтики новописьменного исторического романа в литературах народов Северного Кавказа.
Новописьменный роман возник в литературах народов Северного Кавказа в 30-х годах XX века. К нашему времени, естественно, он эволюционировал и содержательно, и эстетически, сохраняя при этом в своей структуре главные жанровые признаки: эпический охват жизни, художественное исследование бытия и характера человека, сюжетно-композиционную всеохватность, распахнутость повествования во времени и пространстве и т.д.
Роман в новописьменных литературах со времени рождения стал ведущим жанром письменной словесности, с которым связаны наиболее значительные идейно-эстетические достижения молодых литератур. В течение почти столетия роман является самым востребованным жанром, привлекает заинтересованное внихмание критиков, литературоведов, широкого круга читателей.
В предлагаемом диссертационном исследовании большое место отводится проблемам типологии исторического романа в новописьменных литературах, ибо без типологических исследований невозможно понять диалектику общего и особенного в художественном развитии и уникальность великих произведений искусства.
Следует подчеркнуть, что не все романы писателей северокавказского региона достаточно известны широкому кругу читателей и специалистов. Поэтому в диссертационной работе подробнее говорится о тех произведениях, которые редко становились объектом литературоведческого внимания.
В исследовании проблем романа в северокавказских литературах уже проделана большая работа: изданы монографии,
статьи, освещающие вопросы возникновения, становления и развития романных форм. Однако и сегодня остается немало вопросов, требующих дальнейшего углубленного анализа, уточнения и обобщения, в первую очередь, вопросы поэтики романа в ее эволюции.
Предлагаемое диссертационное исследование, по замыслу автора, призвано решить эту актуальную литературоведческую задачу, т.е. комплексно и разноаспектно изучить весь круг вопросов, входящих в общее понятие поэтики.
Поскольку выдвинутую проблему невозможно научно объективно исследовать, не учитывая закономерности развития литератур Российской Федерации, вопросы, связанные с темой диссертационной работы, рассматриваются с учетом опыта отечественного литературного процесса. Поэтому, естественно, в работе значительное место отводится сравнительно-типологическому аспекту проблемы.
Сказанным определяется актуальность темы диссертационного исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что в диссертационной работе предпринимается попытка всесторонне изучить эволюцию поэтики исторического романа в литературах народов Северного Кавказа (и отчасти Закавказья) - в абазинской, абхазской, адыгейской, балкарской, кабардинской, карачаевской и черкесской. Такая попытка впервые предпринимается в северокавказском литературоведении. В этом видится научная новизна работы.
Объектом исследования стали романы на историческую тему в названных национальных литературах.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили труды отечественных ученых-литературоведов, в частности, В. Авидзбы, А Алиевой, М Бахтина, Я Бекизовой, А. Бушмина, В. Виноградова, Г. Гамзатова, Б. Гацака, А. Караевой, В. Кожи-нова, Н. Конрада, Д. Лихачева, Г. Ломидзе, Р. Мамия, А. Мусу-каевой, Н. Надъярных, И. Неупокоевой, П. Палиевского, А. Теп-
пеева, З. Толгурова, В. Тугова, В. Цвинария, Т. Чанкаевой, К. Шаззо, Л. Якименко и других. Их выводы и заключения внимательно учитываются в предлагаемой работе.
Метод исследования - конкретно-исторический и типологический. Особое внимание в работе уделяется еще не изученным и мало изученным проблемам поэтики исторического романа в литературах народов Северного Кавказа.
Цели исследования. Основной целью настоящего исследования является выяснение особенностей поэтики новописьменного исторического романа в литературах народов Северного Кавказа в их эволюции. При этом диссертант сосредотачивается на наиболее типичных произведениях, в которых полнее воплотились основные закономерности эволюции поэтики жанра.
Задачи исследования. Поставленные цели потребовали решения следующих задач:
- изучить поэтику исторического романа в литературах народов Северного Кавказа в эволюции;
- попытаться определить, в чем проявляется структурное и поэтическое своеобразие каждого национального романа;
- выявить новаторские тенденции современного исторического романа в литературах народов Северного Кавказа.
Научно-теоретическая значимость работы заключается в том, что привлеченный к анализу материал национальных литератур, имеющих типологическую общность в генезисе и в типах развития, подготовят, по мысли диссертанта, почву для создания теоретических работ, обобщающих опыт формирования поэтики исторического романа в новописьменной художественной словесности. Выводы и заключения могут иметь определенное общеметодологическое значение; они, надеемся, помогут созданию объективной картины эволюции поэтики романа в новописьменных литературах.
Практическая значимость работы. Материалы диссертационной работы могут быть использованы в учебной
практике высших и средних учебных заведений Северного Кавказа, а также при создании школьных и вузовских учебных пособий, при написании квалифицированных дипломных и диссертационных работ, при проведении спецсеминаров и спецкурсов по литературе народов Северного Кавказа.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Изучение поэтики жанра новописьменного исторического романа - сложная филологическая проблема. Научное решение ее требует учета и объективного изучения всего комплекса вопросов, выявляющих как общие закономерности развития жанра в новописьменных литературах, так и реализация особенного в художественной культуре каждого отдельно взятого этноса.
2. Значительное теоретическое и методологическое значение имеет до сих пор мало изученная проблема роли национальных художественных традиций и опыта русской литературы в возникновении, становлении и развитии романа в новописьменных литературах, в формировании и эволюции их поэтики.
3. Новоиисьменный роман в литературах Северного Кавказа, развивающийся на современном этапе в русле мировой романистики, несет на себе заметную национальную самобытность в образах, в поэтике и в языке. Учет их важен для построения объективной, научно выверенной истории романа.
4. Реальная картина возникновения и становления романа в новописьменных литературах порой не согласуется с распространенными теоретическими схемами. Это обстоятельство требует уточнения, дополнения, а в ряде случаев пересмотра прежних научных положений. Апробация материалов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались на региональных и внутривузовских научных конференциях,
опубликованы в изданиях Карачаево-Черкесского государственного университета, в ежемесячном журнале «Человек и Вселенная» (№2 (45). - Санкт-Петербург).
Структура диссертационного исследования. Структура диссертационной работы определена характером избранной темы. Она состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во «Введении» обосновывается выбор темы исследования, его актуальность и научная новизна, определяются цели и задачи диссертационного исследования, его методология, научная и практическая значимость, определяются основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Национальные и инонациональные истоки романа в литературах народов Северного Кавказа: теоретические аспекты» исследуются процессы взаимодействия и взаимовлияния фольклора и письменной словесности, опыта русской литературы в процессе становления поэтики исторического романа в новописьменных литературах. В главе особо подчеркивается и обосновывается мысль о том, что исторический роман в молодых литературах не мог игнорировать традиции изображения жизни и человека, сложившиеся в народном героическом эпосе, в других жанрах фольклора.
Анализ большого и разнообразного материала, вовлеченного в исследование, приводит диссертанта к выводу о том, что наибольшее влияние на становление исторического романа и его поэтики оказали устные предания, историко-героическая песня, притчи.
В формировании поэтики младописьменного исторического романа значительна роль фольклорных новелл, порою складывающихся в циклы. В циклах рассказы объединяются вокруг одного персонажа. Эта особенность новеллистических
циклов будет затем воспринята поэтикой национального исторического романа.
Роман вобрал в себя многие достижения и народной лирики. Это сказалось в лиризации и психологизации событий, образов, действий и мыслей персонажа.
Значительна роль и сатирических куплетов, подмечающих иронические жизненные ситуации, способы типизации сатирических куплетов важны для развития мотивов сатиры и юмора в жанрах письменной литературы.
Таким образом, роман в литературах Северного Кавказа имеет глубокие национальные корни. И корни эти обнаруживают много типологически общего и национально-своеобразного, что затем отразится на образной системе реалистического романа.
Изложенные по-необходимости в форме кратких тезисов положения, диссертант попытался обосновать конкретным анализом большого фактического материала - героического и сказочного эпосов, исторической и историко-героической песни, преданий, притч, анекдотов, лирической поэзии. Основываясь на изученном материале, автор диссертации делает вывод: исторический роман в литературах народов Северного Кавказа и его поэтика имеют глубокие национальные истоки, но, к сожалению, до сих пор слабо изученные в научной литературе.
Другим могучим истоком национального исторического романа, как убеждает практика романистов, стал эстетический опыт старописьменных литератур, в частности, русской классической и современной.
В диссертации устанавливается, что воздействие русской литературы на возникновение и становление новописьменного романа, в том числе и исторического, всеобъемлющее. Фактически и сюжет, и композиция, и система образов, и стиль, и поэтика молодого национального романа «конструировались» по канонам социалистического реализма - главного художественного метода советской художественной культуры.
В советской литературе сложилась тенденция - писать о движении народных масс к социалистической революции, якобы неизбежном, о революционерах, возглавлявших это движение. Вожаки, естественно, изображались как стойкие борцы за народное счастье. Порою бывало так, что такие литературные образы были плодом реализации идеологических предписаний, а не типизации реальных событий и людей. Образы, не выросшие из действительности, должны были, по мысли авторов, доказать что партия большевиков с самого начала была массовой. Но вопреки жестким идеологическим схемам, делавшим многие образы ходульными, и в литературе социалистического реализма создавались великие художественные произведения -сначала, естественно, в русской, а затем и в национальных. Достаточно назвать такие романы, как «Петр Первый», Хождение по мукам» А.Толстого, «Тихий Дон», «Поднятая целина» М. Шолохова и целый ряд менее знаменитых произведений.
Исторический роман в литературах Северного Кавказа, как во всех новописьменных, подчеркнем лишний раз, развивался по выработанной в русской литературе схеме. Сюжет первых историко-революционных романов в молодых литературах были незатейлив: горец попадал в город, затем оказывается в кружке революционеров, усваивал идеи марксизма, а вернувшись в родной аул, просвещал, а затем организовывал активное участие народа в революции.
Как бы то ни было, и в романах такой схемы были созданы выдающиеся произведения, принадлежащие перу наиболее талантливых прозаиков новописьменных литератур. Таковы в абхазской литературе «Темыр» и «Женская честь» И. Па-паскири, «Последний из ушедших» Б. Шинкубы, «Большой снег» А. Гогуа, в адыгейской - «Тропы из ночи», «Раскаты далекого грома», «Жернова», «Редед» И. Машбаша, «Бычья кровь» А. Евтыха, в абазинской - «Горсть земли» Б. Тхайцухо-ва, «Золотой крест» и «Волшебная игла» К. Джегутанова, в балкарской - «Алые травы» 3. Толгурова, «Горные орлы» Ж. За-
лиханова, «Новый талисман» Б. Гуртуева, «Красные закаты» А. Теппеева, в карачаевской - «Серебряный дед» М. Батчаева, «Мелек» X. Байрамуковой, в кабардинской - «Вершины не спят» и «Сломанная подкова» А. Кешокова, «Род Шогемоко-вых» X. Теунова, в ногайской - «Ногайский дом» С. Капаева и ряд других. Это - истинно национальные романы. В них отразилась национальная жизнь с ее материальным и духовным своеобразием; в них ожили национальные типы характеров; запечатлелись образное мышление, менталитет этноса, его этнография, философия, фольклор.
Во второй главе «Формирование историко-революционного романа: типология и национальное своеобразие» рассмотрены проблемы формирования исторического романа в национальных литературах в контексте развития региональных, а также в связи со складывающейся общественно-политической ситуацией, порождением которого является и само произведение.
Перед романом в молодых литературах встала задача -художественно отразить эпохальные процессы и на этом фоне проследить рождение нового человека с новым мировоззрением, с новым взглядом на жизнь, в том числе и на прошлую. Опыт решения указанных проблем в изобилии имелся в русской литературе - учителе национальных литератур, - и поэтому почти все национальные исторические романы неизбежно повторяли сюжетно-композиционное строение, систему образов, эволюцию характеров русского историко-революционного романа.
Романисты новописьменных литератур стремились к художественному изображению конкретно-исторического содержания эпохи революции и последующего строительства социализма.
Во всех без исключения романах северокавказских писателей на историко-революционную тему центральный герой проходит три ступени развития - анархический протест, усвое-
ние идей марксизма-ленинизма, сознательная борьба за социализм. В соответствии с этим в поэтике романа три сюжетных узла. Это наглядно выразилось, например, в романах черкесов X. Абукова «На берегах Зеленчука» и М. Дышекова «Зарево», карачаевца X. Аппаева «Черный сундук», абазина И. Табулова «Азамат» и многих других.
Однако со временем в ряде историко-революционных романов Северного Кавказа мы встречаем достаточно усложненное сюжетно-композиционное строение. Сюжет в них вбирает реалистические подробности; поведение и действия героя в них глубже мотивированы; появляются ростки психологического анализа. Однако структура характера и сюжетные ситуации, в которых действует персонаж, мало в чем меняется. Другое дело, каким художественным содержанием наполняется то или иное произведение, на каком идейно-эстетическом уровне исследуются сложные процессы, связанные с переломным периодом в истории народа, в его судьбах и перспективах. Безусловно, есть выдающиеся образцы жанра, как «Темыр» И. Папа-скири, «Дорога к счастью» Т. Керашева, «Вершины не снят» А. Кешокова. Но они единичны.
Типологически и эстетически поучительны, к примеру, романы в балкарской литературе.
Композиционно-сюжетное строение романа Ж. Залиха-нова «Горные орлы» достаточно традиционно. Роман, как и многие другие произведения историко-революционной тематики, как бы распадается на две книги: о дореволюционной жизни горного балкарского села и о революции на Северном Кавказе. Такая схема, как мы отмечаем в диссертации, стала чуть ли не обязательной в поэтике историко-революционного романа во всех новописьменных литературах.
Тем не менее, роман Залиханова, содержательно, идейно и даже композиционно следуя устоявшейся схеме, достигает высокого литературного уровня и художественной правды в тех частях, в которых рисуются быт, обычаи и традиции, жиз-
неуклац балкарских крестьян. Это, кстати, типологическая особенность почти всех новописьменных романов, воскрешающих в памяти бытие народа в дореволюционные и революционные годы.
Роман «Горные орлы» идет в русле развития северокавказской романистики. Его достоинства и недостатки характерны почти для всех произведений историко-революционной тематики. В то же время роман свидетельствует о том, что писатель уверенно овладевает принципами реалистической типизации и обобщения.
Эпическое произведение М. Шаваевой «Мурат» по форме своей - семейно-бытовой, но перерастающий в историко-революционное повествование. Конфликтный узел сюжета в романе завязывается, как и во многих других произведениях, на почве антагонистического противостояния богатых и бедных.
Герой повести ногайского писателя Ф. Лбдулжалилова «Асантай» проходит такой же путь, как и персонажи выше названных произведений. Сюжет повести строится на привычном конфликте богачей и бедняков. Богачи - блаженствуют, бедняки - нищенствуют, и нищета приводит к социальному протесту.
Таким образом, если мысленно выстроить произведения писателей Северного Кавказа на историко-революционную тему в хронологической последовательности, то они в совокупности создадут своеобразную летопись жизни народа от предреволюционных лет до установления советской власти и строительства социализма на окраинах царской России.
Общее во всех романах в том, что писатели ставят перед собой цель - показать ступени эволюции сознания батрака, вырастающего в борца за новый миропорядок.
Во всех новописьменных историко-революционных романах Северного Кавказа присутствует образ русского революционера, вводящего горца в пролетарское революционное дви-
жение. И образ этот, как правило, схематичен и не жизненен (исключения здесь чрезвычайно редки).
Освоение историко-революционной темы имеет много типологически общих черт во всех литературах Северного Кавказа. Сошлемся на некоторые произведения. Содержанием романа И. Машбаша «Тропы из ночи» становится исследование социальных причин, приведших народ к революционному движению. Романов с такой тематикой немало в северокавказских литературах. Но в отличие от ряда своих предшественников, И. Машбаш удачнее реализует принципы психологического и идейного наполнения событий эпохи, теснее связывает их с судьбами человеческих индивидов. В произведениях многих северокавказских писателей эта проблема редко когда так углубленно исследовалась, как в «Тропах из ночи».
В новописьменных литературах сложилась разновидность историко-революционного романа, приближающаяся к панорамному. К такой, на наш взгляд, разновидности романа относятся «Женская честь» И. Папаскири, «Род Шогемоковых» X. Теунова, «Вершины не спят» А. Кешокова, «Баржа» и «Бычья кровь» А. Евтыха. В других национальных литературах такой тип романа пока не сложился. В них продолжает развиваться «традиционный роман». В этом ряду выделяются как наиболее типичные романы абазинского писателя X. Жирова «Пробуждение гор», ногайского - Ф. Абдулжалилова «Бурный поток» и «Хороша нива у коллектива». Это - произведения о коллективизации сельского хозяйства. Основной художественный конфликт в них порожден ожесточенной борьбой за создание колхозов.
Романы о коллективизации сельского хозяйства испытали сильное влияние «Поднятой целины» М. Шолохова. Это ощущается в идейном содержании, в сюжетно-композиционном строении, в расстановке образов и т.д.
Вместе с тем в национальных романах о коллективизации отразились особенности бытия и мировидения народа, его вековые обычаи и т.д. Этим они и ценны.
Одним из самых художественно-состоятельных панорамных произведений о коллективизации сельского хозяйства следует признать роман Т. Керашева «Дорога к счастью» (первоначальное название «Шамбуль»). Заслуга Керашева в том, что он сумел наполнить общепринятую сюжетную схему достоверным жизненным материалом. Писатель преодолевает традицию однолинейного изображения человека и жизни.
Конкретный романный материал северокавказских литератур убеждает, что лучшие историко-революционные романы, изданные талантливыми писателями, находятся на идейно-эстетическом уровне отечественной романистики.
В третьей главе «Поэтика сюжета исторического романа» исследуются разные виды исторического романа.
В данной главе автор диссертационного труда следует за теми учеными-литературоведами, которые считают, что исторический роман - это эпическое произведение, повествующее о событиях, произошедших до эпохи социализма, явившегося крупной социально-политической вехой в истории многих народов. При этом диссертант осознает, что такой взгляд на исторический роман может быть дискуссионным, и мнения ученых не совпадать.
Вовлеченный в исследование материал убедительно свидетельствует, что исторический роман в литературах народов Северного Кавказа эволюционирует во времени, идейно и художественно обогащается; поэтика его порой радикально меняется, вбирая в себя миф, предание, притчу и т.д.
К настоящему времени в северокавказских литературах сложились, на наш взгляд, следующие виды исторического романа:
1) эпическое повествование о далеком историческом прошлом, изображающее подлинные события и выводящее реальные исторические лица;
2) произведение о далеком историческом прошлом, в котором события и персонажи вымышленные, но они опираются на точное знание исторических фактов;
3) исторический роман-притча, широко привлекающий мифы, предания, притчи и в котором сильно философско-аналитическое начало.
В поэтике первых двух типов романа множество типологических схождений - идеологических, сюжетно-компози-ционных, образных.
Первым историческим романом в литературах народов Северного Кавказа является, пожалуй, «Горцы» А. Шортанова. В нем большое количество действующих лиц, относящихся к разным социальным группам, к разным национальностям, разного общественного положения. В «Горцах», например, изображены известные в истории личности - генерал царской армии A. П. Ермолов, великий руководитель национально-освободительного движения шейх Шамиль, первый адыгский историк, просветитель, поэт Шора Ногмов, правители Северного Кавказа, ученые, общественные деятели. Роман Шортанова отмечен многими художественными достоинствами. Главное из них, пожалуй, в том, что писатель изобразил широкую картину жизни кабардинского общества в первой четверти XIX века в его неоднозначных связях с Кавказом, с Россией, с Персией, с Турцией. Поэтика сюжета романа «цементируется» главной идеей, которой писатель последовательно придерживается, - идеей союза с Россией.
В «Горцах» предстает жизнь всего народа в калейдоскопе многоликих проявлений.
Важное достоинство романа А. Шортанова и в том, что у каждого персонажа свой, ни на кого не похожий, характер,
свое понимание смысла жизни, свое представление о правде и кривде.
Роман А. Шортанова предопределил во многом поэтику сюжета последовавших за ним повествований о далеком прошлом народа.
Романы о махаджирстве Б. Тхайцухова «Горсть земли» и Б. Шинкубы «Последний из ушедших» по содержанию и идеям как бы продолжают «Горцы» Шортанова. В поэтике романов Тхайцухова и Шинкубы очень много поразительных типологических схождений, как немало и индивидуально самобытного. На наш взгляд, типологические схождения в них объясняются историческими событиями, легших в основу сюжета, а самобытность - особенностями жизнеуклада этноса. Близость структуры обоих романов обнаруживается и в сюжетно-композиционном строении, и в расстановке героев, и в оценке тех или иных событий, и во многом другом. Оба писателя щедро привлекают фольклорные и этнографические материалы для воплощения творческих задач.
Наличие множества совпадений в указанных романах не означает их идентичности: каждый из романов отличен яркой авторской индивидуальностью.
Содержание романов - это воспоминания главных героев - Асият, дочери бедного переселенца, Зауркана Золака, бывшего воина, телохранителя предводителя убыхов Керанту-ха, последнего из народа, говорящего на родном языке.
Главный герой «Горсти земли» - типичная жертва истории. Сюжетно-композиционная организация романа строится так, что она сочленяет как реалистические способы типизации и обобщения, так и романтические. В роман включен значительный фольклорный и этнографический материал. Он, по мысли автора, должен передать особенности миропонимания и мироощущения народа.
У Шинкубы фольклорно-этнографический материал плотнее вписан в повествование. На всем пространстве романа
способы типизации и обобщения строго реалистические. У Шинкубы облик персонажа «оживляется» несколькими деталями, разбросанными по всему роману.
Язык романов Тхайцухова и Шинкубы определен характером и опытом героя-повествователя. Главное в речи, - например, Асият - нравственная оценка событий и людей. Отсюда усиление и углубление таких компонентов стиля, как раздумье, обобщение, психологический анализ действий, поступков, мыслей персонажа.
В структуре обоих романов большое место отводится причинам - политическим, военным, психологическим, идеологическим - исхода огромной массы народа с исторической родины. Все события пропущены через судьбы персонажей романа. Судьбы центральных персонажей - это зеркало судьбы народа.
В поэтике романов Тхайцухова и Шинкубы жанрообра-зующую роль играет песня. Она выполняет серьезную идейно-эстетическую роль, выражает мысли и чувства всего этноса.
Наряду с песней структурообразующим компонентом становится и публицистика, обобщающая мысли и чувства главных героев.
Анализ романов «Горсть земли» и «Последний из ушедших» подтверждает, что поэтика исторического романа формируется на основе привлечения разнородного материала, использования различных стилевых приемов. В результате -создается широкая панорама жизни, вписанная в конкретную историческую обстановку.
Исторический роман в литературах Северного Кавказа с зарождения был эпически повествовательным, т.е. строго объективным. В 60-е годы XX века, как показывает материал, поэтика сюжета усложняется, стремясь полнее охватить события, происходившие в жизни народа. В романы широко вводится большой этнографический и фольклорный материал.
В последние десятилетия в северокавказских литературах получает развитие совершенно новый тип романа. Одни исследователи его называют мифоэпическим, другие - философским. Речь идет о таких романах как «Страшен путь на Ош-хамахо» М. Эльберда, «Щит Тибарда» Т. Адыгова, «Золотой крест» К. Джегутанова, «Из тьмы веков» И. Машбаша, «Черная гора» Н. Куека, «Сказание о Железном волке» Ю. Чуяко, «Большой снег» А. Гогуа и им подобных.
Названные романы изображают события разных периодов истории народа; отличаются они и жанрово-стилистически. В одних из них доля мифа велика. В сущности, миф становится в них главным сюжетообразующим фактором. В других доля мифа незначительна; миф в них привлекается эпизодически и в разных целях. В третьих мифа вообще нет, есть предания, сказания и т.д. В четвертых сюжет романа строится на народных преданиях и своеобразие поэтики определяется ими. Таким образом, термин мифо-эпический довольно условен. Однако, миф, вписанный в литературно-художественную систему, обобщает роман содержательно и структурно.
В аспекте формирования нового, доселе неведомого, типа исторического романа особого внимания, на наш взгляд, заслуживает небольшое по объему, но безграничное по содержанию произведение Н. Куека «Черная гора». Хотя в нем речь идет о событиях давно минувших, роман Н. Куека, пожалуй, одно из самых современных повествований, ибо в нем поставлены и решены на высоком философско-аналитическом, художественно-эстетическом уровнях глобальные проблемы, которые, кажется, вечно будут стоять перед человечеством. К таким проблемам, полагаем, относятся вечные вопросы противоборства добра и зла, судеб человечества, отдельных народов, и отдельно взятого индивида. Роман-притча Н. Куека заставляет остро задуматься о будущем рода людей, самой планеты Земля. Поэтика романа, организуемая мощной всеохватностъю мифа, как универсальной модели жизни, вовлекла в сюжет и фило-
софские размышления о самом главном, ради чего существует все и люди, и земля, и звезды, и травы...
Философско-нравственное, эпико-мифологическое, реально-историческое содержание романа охватывает огромное временное пространство. Поэтика его «соткана» из самого что ни на есть разнородного материала, мастерски сфокусированного и центробежно направленного на разрешение основного идейно-нравственного конфликта.
Черная гора в романе - символ вселенского зла. И автор, как он сам говорит, предпринял попытку «осмыслить Зло и понять, что можно противопоставить ему». И далее - очень глубокая мысль: «Это непосильная задача для любого человека, но не думать об этом нельзя. Как нельзя не думать о том, что такое Свет, Воздух, Вода, Небо, Дерево, с которыми мы рождаемся и умираем»... Мы творим зло и упрекаем себя за это. И мы снова творим зло... Значит мы совершаем его не по своей воле, а существуют другие, которые должны с нами делить вину. А кто они? А если наша судьба предопределена сознаваемой нами греховностью, тогда жизнь теряет всякий смысл».
Критик К. Шаззо заметил: «Н. Куек - философ, психолог, вдруг... превращается в вещателя истины, в страстного публициста-пророка, силе и живой правде которого не поверить невозможно»2... Это точно.
Проведенный нами анализ доказывает, что в новописьменных литературах сформировалось разнообразие видов исторического романа. Это говорит об укреплении реализма в них, о формировании разных стилевых течений, об обогащении структуры и обновлении поэтики.
В «Заключении» сделаны выводы и обобщения, вытекающие из проведенного исследования.
1 Куек Нальбнй. Черная гора. - Майкоп, 1997. - С.З. Выделено нами. - С.Б.
2 Шаззо К.Г. Живое слово правды // Литературная Адыгея. - №3. - Майкоп, 1998.-С. 127.
Многообразный романный материал, ставший предметом изучения в нашей работе, подтверждает научную достоверность выводов отечественной филологической науки о современных тенденциях развития исторического романа.
В результате системного анализа фольклорного и литературного материала мы пришли к следующим заключениям, предварительно сформированным нами как исходная научно-методологическая позиция.
Поэтика разных видов исторического романа в северокавказских литературах сформировалась, синтезируя национальные повествовательные традиции, сложившиеся в эпических и лирических жанрах фольклора, и опыт старописьменных литератур, в первую очередь русской классической и современной. Выявляя своеобразие структуры национального романа, особого типа крупного эпического повествования, мы обращаемся ко всем эпическим жанрам фольклора, чтобы установить те фольклорные традиции, которые сыграли важнейшую роль в формировании поэтики письменного романа.
Современный роман вбирает в свою структуру многие элементы поэтики сказки, предания, притчи, что мы и попытались показать в ходе анализа материала.
Изучив материал фольклора, мы приходим к выводу, что роман в новописьменной литературе имеет глубокие национальные корни. И корни эти обнаруживают много типологически общего и национально-своеобразного в северокавказской романистике.
Рассматривая второй главнейший источник национального романа - традиции русского историко-революционного романа, мы отмечаем, что национальные авторы заимствуют сюжет, композиции, систему образов, да и всю поэтику у русского советского романа. Национальное своеобразие проявилось в описаниях быта, в воспроизведении особенностей национального миропонимания. В то же время, в рамках установившейся поэтики, появились талантливые произведения, дос-
таточно реалистично изобразившие лик времени и характеры живших в нем людей.
Основной вывод, к которому мы приходим, заключается в следующем. Исторический роман в литературах Северного Кавказа прошел сложный путь развития, синтезируя в своей поэтике национальные художественные традиции и опыт иноязычных письменных систем. Этот вывод подтверждается конкретным материалом историко-революционного и исторического романа.
Изучение большого количества историко-революционных романов, написанных и изданных на разных языках, убедил нас в том, что перед молодыми романистами Северного Кавказа время поставило задачу - художественно изобразить эпохальные процессы и проследить рождение и становление человека, у которого, по мнению романистов, марксистское учение выработала качественно новое мировоззрение, новый взгляд на жизнь.
Большое место в поэтике романа занимает изображение нищеты, бесправия, невежества народа. Именно в этих сценах писатели добивались наибольших успехов в реалистической типизации характеров и обобщения явлений действительности.
Такими путями формируется поэтика историко-революционного романа. Безусловно, историко-революционный роман, эволюционируя, обогащает свою поэтику, усложняет сю-жетно-повествовательную структуру, образную систему.
Развитие жанра привело к формированию романа панорамного типа («Дорога к счастью» Т. Керашева, «Женская честь» И. Папаскири, «Вершины не спят» А. Кешокова), в котором - сюжетно-композиционная сложность, многогранность охвата действительности, многогеройность, языковое богатство.
Содержание и поэтика романов А. Шортанова «Горцы», Б. Тхайцухова «Горсть земли», Б. Шинкубы «Последний из ушедших», «Зелимхан» М. Мамакаева, «Абрек» Т. Керашева,
«Страшен путь на Ошхамахо» М. Эльберда, «Щит Тибарда» Т. Адыгова, «Из тьмы веков» И. Машбаша, «Золотой крест» К. Джегутанова, «Черная гора» и «Вино мертвых» Н. Куека, «Больной снег» А. Гогуа дает основание сформулировать следующие выводы.
Во всех названных романах писатели пытаются представить жизнь народа в калейдоскопе многоликих ее проявлений - политических, социальных, моральных, нравственных, эпических, сословных и т.д. Сюжетообразующими элементами становятся исторические факты, этнографические реалии, фольклор, многообразные символы и т.д. Эпическая атмосфера романа пронизывается глубоким психологизмом. В повествовательном потоке используются различные стилевые приемы.
Итак, проанализированный материал привел нас к выводу о том, что в новописьменных литературах Северного Кавказа сложились разные виды исторического романа со сложной и многообразно организованной поэтикой. Лучшие из них находятся на уровне реалистических романов в старописьменных литературах.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:
1. Байрамукова С. К. Поэтика романа X. Аппаева «Черный сундук» //Алиевские чтения: научная сессия преподавателей и аспирантов университета. - Карачаевск: Карачаево-Черкесский госуниверситет, 2004. - С. 236-237.
2. Байрамукова С.К. Поэтика сюжета исторического романа в литературах Северного Кавказа // Алиевские чтения: научная сессия преподавателей и аспирантов университета. - Карачаевск: изд-во КЧГУ, 2005. - С. 109.
3. Байрамукова С.К. Сюжет, композиция, система образов историко-революционного романа //Вестник Карачаево-Черкесского госуниверситета: научно-методический журнал -№15. -Карачаевск: изд-во КЧГУ, 2005. - С. 4-9.
4. Байрамукова С.К. Национальные и инонациональные истоки исторического романа // Алиевские чтения: научная сессия преподавателей и аспирантов университета. - Карача-евск: изд-во КЧГУ, 2005. - С. 108-109.
5. Байрамукова С.К. Поэтика романов Б. Тхайцухова «Горсть земли» и Б. Шинкуба «Последний из ушедших» // «Человек и Вселенная». - №2 (45). - СПб., 2005. - С. 5-9.
БАИРАМУКОВА СОФИЯ КАЗБЕКОВНА
ПОЭТИКА НОВОПИСЬМЕННОГО ИСТОРИЧЕСКОГО РОМАНА
(на материале литератур народов Северного Кавказа)
АВТОРЕФЕРАТ
Подписано в печать 17.05.2005 г. Формат 60x84. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс. Усл. печ. л. 1,2. Тираж 100 экз.
Сверстано и отпечатано в типографии Карачаево-Черкесского государственного университета
369202, г. Карачаевск, ул. Ленина, 46. ^
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Байрамукова, София Казбековна
ВВЕДЕНИЕ.;.
Введение диссертации2005 год, автореферат по филологии, Байрамукова, София Казбековна
Роман - универсальный жанр литературы: он, как известно, синтезирует в своем идейно - художественном мире элементы всех родов литературы -эпоса, лирики, драмы.
Возникнув в античности, роман обрел основные жанровые формы в западноевропейских литературах в эпоху Возрождения, а в России - в XIX веке.
За свою долгую историю роман, естественно, эволюционировал и содержательно, и эстетически, но сохранил в своей структуре главные жанровые признаки: эпический охват жизни, художественное исследование бытия и характера человека, сюжетно - композиционную всеохватность, не замкнутость, а распахнутость сюжета во времени и пространстве и т.д.
Со времен средневековья и до наших дней, роман, пожалуй, самый читаемый вид художественной литературы. Это естественно, ибо ни один другой жанр словесности не способен так полно охватить и выразить лик исте рии, судьбы человечества и отдельно взятого человека. В.Г. Белинский в статье "Взгляд на русскую литературу 1847 года" писал: "Роман и повесть стали теперь во главе всех других родов поэзии". Далее критик объяснял, почему так случилось: "Причины этого - в самой сущности романа и повести как рода поэзии. В них лучше, удобнее, нежели в каком-нибудь другом роде поэзии, вымысел сливается с действительностью. Роман и повесть, даже изображая самую обыкновенную и пошлую прозу житейского быта, могут быть представителями крайних пределов искусства, высшего творчества. В нем соединяются все другие роды поэзии - и лирика как излияние чувств автора по поводу описываемого им события, и драматизм как более яркий и рельефный способ заставлять высказываться данные характеры.» [23:802]
В другой статье, «О русской повести и повестях Н.В. Гоголя» критик констатировал: «Роман все убил, все проглотил. Какие книги больше всего читаются и раскупаются? Романы и повести». И далее: «.В каких книгах излагается и жизнь человеческая, и правила нравственности, и философические системы, и, словом, все науки? В романах и повестях». [22:102]
Мы широко процитировали В.Г.Белинского, потому что критик исчерпывающе определил жанровую сущность романа и причины его популярности. Таким образом, суждения критика имеют непреходящее теоретико-методологическое значение и служат отправной точкой в исследовании романа как жанра литературы, на каком бы языке он ни писался, в какое бы время он ни появлялся.
Первые романы в новописьменных литературах бывшего Советского Союза, в том числе и в северокавказских, появились в 20-30-х годах, и, подтверждая правоту великого критика, стали ведущим жанром письменной словесности, с которой связаны наиболее значительные идейно-эстетические достижения молодых литератур. Авторами первых романов в литературах народов Северного Кавказа, как правило, были основоположники национальных литератур. В течение почти столетия этот жанр является самым востребованным читателями и неизменно привлекает к себе внимание критиков и литературоведов. К настоящему времени в литературах народов Северного Кавказа накоплено большое количество романов самого различного содержания и видовых форм.
В предлагаемой диссертационной работе большое место отводится проблемам типологии, потому что автор убежден, что без типологических исследований невозможно понять диалектику общего и особенного в художественном развитии и уникальности великих произведений искусства.
Поскольку не все романы писателей региона одинаково хорошо известны широкому кругу читателей и специалистов, в нашей работе подробнее говорится о тех произведениях, которые меньше стали объектом литературоведческого внимания. Делается это для того, чтобы расширить плацдарм исследования и тем самым полнее и объективнее рассмотреть проблему, ставшую предметом диссертационного исследования.
Роман - и содержательно, и эстетически, - естественно, подвержен эволюции, как и все другие явления духовной культуры. Без учета опыта новописьменных литератур теория и практика романа, полагаем, не будут полными.
В исследовании проблем романа в северокавказских литературах, проделана большая работа. Можно без натяжки утверждать, что эпический жанр прозы изучен основательно. Изданы монографии, статьи, освещающие вопросы возникновения, становления и развития романных форм. Однако остается немало вопросов, требующих дальнейшего анализа, уточнения и обобщения.
Так, например, в литературах народов Северного Кавказа мало исследованным остается проблема поэтики романа, посредством которой реализуется реальное содержание эпического повествования, находящегося в непрерывном развитии и трансформации. Поэтому мы выбрали темой нашего диссертационного исследования проблему поэтики романа в новописьменных литературах народов Северного Кавказа, в которых в последние десятилетия появились такие разновидности исторического романа, которые, на первый взгляд, кажутся неожиданными. Они требуют серьезного научного осмысления и анализа.
Не все виды романа представлены в каждой национальной литературе. Так, например, исторический роман о далеком прошлом наиболее интенсивно развивается в абхазской, адыгейской, кабардинской и, отчасти, в абазинской литературах менее интенсивно - в балкарской, карачаевской, ногайской и черкесской. В каждом отдельном случае - свои объективные причины такого «неравномерного» развития видов романа. В карачаевской и балкарской словесностях ускоренными темпами разрабатывается тема Великой Отечественной войны. Это, на наш взгляд, объясняется тем, что писатели несправедливо репрессированных народов стремились показать на самом убедительном материале - на подвиге сынов и дочерей народов, на которых был навешан ярлык предателей, на фронтах Великой Отечественной, в партизанских отрядах, в трудовых коллективах тыла. Это, кажется, понятно и оправдано. В черкесской и ногайской - другие причины, в обсуждении которых нет в данной работе особой надобности.
Исходя из изложенного, может показаться, что литературы народов Северного Кавказа в нашей работе представлены неравномерно. Мы исходили из наличного материала, каким он представал перед нами.
Считаем необходимым подчеркнуть, что проблема, взятая нами в качестве диссертационного исследования, рассматривается на фоне всероссийского литературного процесса. Поэтому в нашей работе значительное место отводится сравнительно-типологическому аспекту проблемы.
Сказанным определяется актуальность темы диссертационного исследования.
Научная новизна исследования. Как уже сказано, роман в литературах Северного Кавказа довольно основательно изучен: появились монографические исследования, теоретические статьи, предисловия и послесловия, аналитические публикации, учебники и учебные пособия для школ и вузов, однако до сих пор нет специальной монографической работы, посвященной поэтике исторического романа. В предлагаемой диссертационной работе впервые предпринимается попытка комплексно исследовать весь круг вопросов, входящих в понятие «поэтика», и проследить их эволюцию от первых произведений до современных. Этим определяется научная новизна работы.
Объектом исследования стали романы на историческую тему в абазинской, абхазской, адыгейской, балкарской, кабардинской, карачаевской, ногайской и черкесской литературах. Исследование ведется в сравнительно-сопоставительном плане.
Народы, литературы которых привлекаются к анализу, относятся к разным языковым семьям — иберийско-кавказской (абазины, абхазы, адыги) и тюркской (балкарцы, карачаевцы, ногайцы). Основанием для объединения их в одной исследовательской работе являются следующие обстоятельства. Абазины, адыги, балкарцы, карачаевцы и ногайцы долгое историческое время живя на довольно ограниченном пространстве Северо-Западного Кавказа, тесно взаимодействуя в областях материальной и духовной культуры, обмениваясь культурными ценностями, взаимообогащая друг друга продуктивными заимствованиями, стали весьма близкими по быту, по миропониманию, по эстетическим предпочтениям и т.д. По этому в их устной и письменной словесности, в музыкальной и хореографической культуре много типологически сходного близкого (при сохранении, конечно, и национально-самобытного). Все это сказалось и на структуре романа. Что касается абхазов, то они с доисторических времен и до наших дней неотделимо включены в духовное пространство некогда единого (по предположениям ряда ученных) протоабхазо-адыгского этноса. Это единство сохраняется и поныне. Не только сохраняется, но и становится «плотнее». Ученые гуманитарии, изучая духовную культуру северокавказцев, постоянно вписывают абхазскую литературу в единый абхазо-адыгский контекст. В нашей работе мы следуем этой традиции.
Кроме того, привлекаемые к анализу литературы, составляют одну систему историко-культурного типа; у них четко выраженная региональная общность духовного развития, основной чертой которого является «многообразные длительные и устойчивые связи и взаимодействие литератур внутри данной общности». [101:215]
В свое время И.Г. Неупокоева отмечала, что «На карте всемирной литературы ясно различаются группы литератур, близких по своим историческим судьбам, имеющих общее художественное наследие, пути развития которых были во многом сходны. Каждая национальная литература внутри этой группы связана с другими многими «валентностями» - этническими, географическими, языковыми, общностью фольклорного наследия. Основой таких связей является близость или общность исторических судеб народов». [101:216]. Вывод ученого подтверждается и историей развития северокавказских литератур. Поэтому, естественно, в нашей работе мы следуем методологии И.Г. Неупокоевой.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили труды отечественных ученых литературоведов, в частности, В. Авидзбы, А. Алиевой, М. Бахтина, Л. Бекизовой, А. Бушмина, В. Виноградова, Г. Гамзатова, Б. Гацака, У. Далгат, Д. Дюришина, К. Зелинского, Л. Егоровой, А. Караевой, В. Кожинова, Н. Конрада, Д. Лихачева, Г. Ломидзе, Р. Мамия, А. Мусукаевой, Н. Надъярных, И. Неупокоевой, П. Палиевского, А. Теппеева, 3. Толгурова, В. Тугова, Ю. Тхагазитова, М. Храпченко, В.Цвинария, Т. Чан-каевой, К.Шаззо, ЛЯкименко и многих других. Результаты их исследований мы внимательно учитываем в нашей работе.
Метод исследования - конкретно-исторический и типологический. Особое внимание в диссертации уделяется еще не изученным и мало изученным проблемам романа в литературах народов Северного Кавказа - темам, героям, национальным и инонациональным истокам, сюжетно-композиционным особенностям, поэтике сюжета, вопросам этнографизма и фольклоризма на разных этапах развития прозаического эпоса, типологическим закономерностям и национальному своеобразию, а также более частным аспектам поэтики жанра.
Цели исследования. Основной целью настоящего исследования является определение поэтики новописьменного романа в литературах народов Северного Кавказа в их эволюции - от первых образцов до современных, установление путей восхождения романа к зрелому эстетическому качеству. При этом, памятуя о том, что наша работа - не история романа в северокавказских литературах, не пытаемся охватить весь имеющийся романный материал, а сосредотачиваемся на наиболее типичных произведениях, в которых наиболее полно воплотились основные закономерности эволюции жанра.
Задачи исследования. Поставленные цели потребовали решения следующих задач: выявить сложившиеся жанровые разновидности исторического романа; определить поэтику исторических романов в литературах народов Северного Кавказа в эволюции;
- комплексно и разноаспектно исследовать все вопросы поэтики современного исторического романа;
- попытаться определить, в чем проявляется национальное своеобразие каждого национального романа.
Научно-теоретическая значимость работы, по мнению диссертанта, заключается в том, что привлеченный к анализу материал ряда литератур, имеющих типологическую общность в типах развития, подготовят почву для создания теоретических работ, обобщающих опыт формирования поэтики романа в новописьменной художественной словесности. Выводы и заключения, как полагает диссертант, имеют определенное общеметодологическое значение.
Практическая значимость работы. Выводы и заключения диссертационного исследования, по мысли автора, помогут созданию объективной картины поэтики романа в новописьменной литературе; они могут быть использованы в учебной практике высших и средних учебных заведений Северного Кавказа, а также при создании школьных и вузовских учебных пособий, при написании квалификационных дипломных и диссертационных работ, при проведении семинаров и спецкурсов.
На защиту выносятся следующие основные положения:
I. Изучение поэтики жанра новописьменного романа - сложная филологическая проблема. Научное решение ее требует учета и объективного изучения всего комплекса вопросов, выявляющих как общие закономерности развития романа в новописьменных литературах, так и реализация особенного в художественной культуре каждого отдельно взятого этноса.
2. Значительное теоретическое и методологическое значение имеет до сих пор мало изученная проблема роли национальных художественных традиций и опыта русской литературы в возникновении, становлении и развитии романа в новописьменных литературах, в формировании их поэтической структуры.
3. Новописьменный роман, развивающийся на современном этапе в контексте мировой романистики, несет на себе заметную национальную самобытность в образной системе, в поэтике и языке. Учет их важен для построения объективной истории романа.
4. Реальная картина возникновения и становления романа в новописьменных литературах порою не согласуется с распространенными теоретическими схемами. Это обстоятельство требует уточнения, дополнения, а в ряде случаев пересмотра прежних научных положений.
Апробация материалов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались на региональных и внутривузов-ских научных конференциях, опубликованы в ряде изданий автора (см. Библиографию).
Структура диссертационного исследования. Структура диссертационной работы определена характером избранной темы. Она состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Поэтика новописьменного исторического романа"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как сказано во Введении, данное диссертационное исследование выполнено на материале абазинской, абхазской, адыгейской, балкарской, кабардинской, карачаевской, ногайской и черкесской национальных литератур. Основной метод исследования - системный и сравнительно-сопоставительный.
Методологической основой объединения указанных литератур в одну зональную систему «являются многообразные, длительные и устойчивые связи и взаимодействие». [101:215]
При этом мы исходим из того, что связи и взаимодействие действуют как в дописьменный, так и в письменный периоды истории народов и их словесности.
Привлеченный к анализу материал убедительно доказывает, что означенные связи отличаются большой интенсивностью и охватывают все уровни литературного развития. «Причем.внутризональные литературные связи не эпизодические, а устойчивые, длительные. Исторически изменяясь, они продолжают оставаться существенным фактором литературного процесса как зонального, так и каждой из литератур». [101:217] И что очень важно, общность национальных культур, рассматриваемых в нашей работе, проявляется «в типологическом сходстве основных линий национальных литературных процессов.». [101:219]
Проанализированный в предложенной работе материал литератур народов Северного Кавказа, вернее Северо-Западного, не оставляет сомнения в том, что «чем зрелее и дифференцированнее. национальные литературы, чем богаче их достижения, тем более щедро могли они отдавать свой опыт соседям, тем более глубоким и разносторонним было в то же время восприятие ими национальных художественных завоеваний не только внутри зональной литературной системы, но и за ее пределами». [101:219]
Многообразный романный материал, ставший предметом изучения в нашей работе, свидетельствует о научной достоверности выводов отечественной филологической науки, в том числе и в тех моментах, которые приведены выше.
В результате системного анализа фольклорного и литературного материала, мы пришли к следующим выводам, предварительно в общих чертах сформированных нами как исходная научно-методологическая позиция в наших изысканиях.
Поэтика исторического романа и его видов в северокавказских литературах сформировалась, синтезируя национальные повествовательные традиции, сложившиеся в эпических и лирических жанрах фольклора, и опыт старописьменных литератур, в первую очередь русской классической и современной. Своеобразие структуры национального романа, особого типа крупного, эпического повествования, определяется главным образом этими факторами.
Пытаясь выявить особенности поэтики указанного особого типа эпического повествования, мы обращаемся ко всем эпическим жанрам фольклора, чтобы выявить те фольклорные традиции, которые сыграли важнейшую роль в формировании поэтики письменного романа. Здесь, прежде всего, встает задача - постараться определить существуют ли «точки соприкосновения» между героическим народным эпосом и литературным романом в таких компонентах, как сюжетно-композиционное строение, система образов, характеристика персонажей, изобразительные и выразительные средства и т.д. Как показывает материал, типологических встреч национального романа с древним героическим эпосом довольно много. Роман прежде всего сближается с эпосом в таких компонентах, как широта изображения жизни, полнота охвата событий, в романе, как и в эпосе, изображается богатство и многообразие интересов, характеров, широкий фон целостного мира.
Однако, эпос и роман - разные идейно-художественные системы, с с, разными способами типизации и обобщения. Но поэтика эпоса, сложно переосмысливает и трансформируясь, сложными путями входит в структуру современного романа. '
Современный роман вбирает в свою структуру многие элементы поэтики сказки, предания, притчи, что мы и пытались показать в ходе анализа материала.
Особое значение в становлении жанров письменной литературы, в формировании их поэтики, занимают, пожалуй, новеллистические жанры устного народного творчества, в частности, предания и устные рассказы-хабары. В их поэтике усиливаются принципы историзма (конечно, фольклорного), реалистического анализа действительности; в них «частный челоflfi век» становится центром повествования. В нашей работе мы подробно говорим об этом.
Изучив материал фольклора, мы приходим к выводу, что роман в новописьменной литературе имеет глубокие национальные корни. И корни эти обнаруживают много типологически общего и национально-своеобразного, что затем отразится на образной системе реалистического романа.
Рассматривая второй главнейший источник национального романа -традиции русского историко-революционного и собственно исторического романа, - мы отмечаем, что национальные авторы заимствуют сюжет, и композицию, и систему образов, да и всю поэтику у русского советского романа. Национальное своеобразие проявилось в описаниях быта, в воспроизведении особенностей национального миропонимания, в «манере понимать вещи». В то же время, в рамках утвердившейся поэтики появились талантливые произведения, достаточно реалистично изобразившие лик времени и характеры живших в нем людей.
Основной вывод, к которому приходим, заключается в следующем. Исторический роман в литературах Северного Кавказа, прошел сложный путь развития, синтезируя в своей поэтике национальные художественные традиции и опыт иноязычных письменных систем. Этот вывод подтверждается конкретным материалом историко-революционного и исторического романа.
Анализ большого количества историко-революционных романов, написанных и изданных на разных языках, убедил нас в следующем. v
Перед молодыми романистами Северного Кавказа время поставило задачу - художественно изобразить эпохальные процессы и проследить рождение и становление человека, у которого, по мнению романистов, марксистское учение выработало новое мировоззрение, новый взгляд на жизнь. Такой опыт имелся в русской пролетарской литературе. Национальные авторы в большинстве случаев копировали содержательные и формальные особенности русского историко-революционного романа. Во всех историко-революционных романах главный герой - батрак (или равный ему по статусу бедняк). Он проходит путь от покорного холопа к анархическому бунту, а от него к осознанной социальной борьбе.
Большое место в поэтике романа занимает изображение нищеты, бесправия, невежества народа. Именно в этих сценах писатели добивались наибольших успехов реалистической типизации и обобщения.
Нищета, бесправие, нечеловеческие условия существования становились, по мысли писателей, основной причиной, провоцировавшей социальный протест, выливавшийся, как правило, в абречество. Так появляется почти во всех историко-революционных романах образ народного мстителя, своеобразно «восстанавливающего» социальную справедливость. Наряду с образом абрека в повествованиях, рассказывающих о путях народа к революции, обязателен был образ русского революционера-подпольщика, «открывающего глаза» простым горским труженикам на причины их бед и страданий и указывающего пути освобождения от них.
Такими путями формируются поэтика образной системы историко-революционного романа. Безусловно, историко-революционный роман, эволюционируя, обогащает свою поэтику, усложняет сюжетно-повествовательную структуру, образную систему, разнообразит и усовершенствует изобразительный инструментарий и т.д.
Развитие жанра привело к формированию романа панорамного типа («Дорога к счастью» Т. Керашева, «Женская честь» М. Папаскири, «Вершины не спят» А. Кешокова), в котором - сюжетно-композиционная сложность, многогранность охвата действительности, многогеройность, языковое богатство.
В таких романах образ углублен, серьезно индивидуализирован, поступки и поведение действующих лиц психологизированы, сюжетные линии отличаются множественностью. В них художественный конфликт, а не идеологическая схема, определяет особенности поэтики. Объектам изображения становится весь эпос. В таких романах часто композиция организуется суммой относительно самостоятельных новелл.
Материал северокавказской романистики на историко-революционную тему показывает, что жанр, начинавший путь с чрезмерной социологично-сти, с замены историзма характера историзмом событий, с «растворения» личности в коллективе, с односторонности и однолинейности изображения характера персонажа, с подмены жизненных конфликтных ситуаций, в результате сложной и длительной эволюции пришел к панорамному повествованию о судьбах народных и судьбах человеческих.
Поэтика романа необычайно усложняется, включая в свою орбиту богатейший жизненный материал, образы и судьбы многих людей, выражающих многосложную судьбу этноса; в поэтике «эпоса нового времени» основным художественно-эстетическим принципом типизации и обобщения становится психологическое исследование характеров, поступков, мыслей персонажа.
В последние два-три десятилетия в северокавказских литературах сложился новый тип романа, получивший в науке разное жанровое определение исторический роман о далеком прошлом, мифологический роман, роман-философия, роман-притча. Этот роман, сохраняя в своей архитектонике многие черты историко-революционного, выработал поэтику, значительно отличающуюся от поэтики предшествующих эпических повествований. Романы о далеком историческом прошлом воплотили, и это главное, «социально-нравственную философию эпохи». [93:35] Для них характерен глубокий историзм, «означающий передачу неповторимо предметно-психологического облика эпохи, и выражение - в человеческих судьбах, характерах, конфликтах, событиях — свойственных времени основных тенденций общественного развития». [103:221]
Романы о далеком прошлом народа художественно исследуют события важнейших этапов истории этноса, но всех их объединяет то, что поэтика каждого (или почти каждого) из них вбирает в себя миф, предание, притчу; на место объективированного повествования прежних романов заступает субъективно аналитический рассказ; в нем порою исторические события служат лишь фоном, на котором изображаются человеческие судьбы или судьбы всего народа.
Содержание и поэтика романов А. Шортанова «Горцы», Б. Тхайцухова «Горсть земли», Б. Шинкубы «Последний из ушедших», «Зелимхан» М. Ма-макаева, «Абрек» Т. Керашева, «Страшен путь на Ошхомахо» М. Эльберда, «Щит Тибарда» Т. Адыгова, «Из тьмы веков» И. Машбаша, «Золотой крест» К. Джегутанова, «Черная гора» и «Вино мертвых» Н. Куека, «Большой снег» А. Гогуа дает основание сформулировать следующие выводы.
Во всех названных романах писатели пытаются представить жизнь народа в калейдоскопе многоликих проявлений - политических, социальных, моральных, нравственных, этических, сословных и т.д. Сюжетообразующими элементами становятся исторические факты, художественный вымысел, фольклорные ингридиенты (песня-притча, легенда, афоризмы), этнографические реалии, многообразные символы и т.д. Эпическая атмосфера романа пронизывается глубоким психологизмом. В повествовательном потоке используются различные стилевые приемы. ,
Северокавказский роман все активнее ориентируется на опыт мировой романистики, в частности, на латиноамериканскую, в которой оживает сама эпоха, люди со своими радостями и тревогами, надеждами и несбывшимися мечтаниями, обретениями и потерями, с великими трагедиями и редкими триумфами, с неповторимым своеобразием образного мышления. И в результате создается целостная картина национального мира.
И этот национальный мир всегда сталкивался и сталкивается с проблемами глобального порядка, относящихся ко всему человечеству, как извечная борьба добра и зла, как судьбы человеческого сообщества, человека, и, наконец, самой жизни.
Роман с подобной проблематикой, к тому же разработанной с учетом громадного исторического опыта, накопленного человечеством,- человечеством, осознавшим, что может прийти к необратимому финалу - смерти самой смерти, ибо, разразись атомная катастрофа, после нее уже никто не будет умирать, становится остро современным. В реализации этой трагической, но вполне реальной темы, миф становится универсальным инструментом, главным жанрообразующим элементом в поэтике романа. В этом плане поучителен роман Н. Куека «Черная гора», вписывающий судьбу этноса в судьбу человечества в целом.
Мифическая черная гора в романе - средоточие вселенского зла, - зла неодолимого, беспощадного, ненасытного. И зло это, как ни парадоксально, порождено самим человеком, а не природой. Мысль эта, проходящая через весь роман, заставляет мучительно думать. Думать о том, что противопоставить ему, чтобы остановить его и, наконец, уничтожить. И рождают зло не только одни, вполне определенные народы, но и они, т.е. все человечество, называющее себя цивилизованным. Значит и отвечать всем.
Зло многолико. Оно везде и всюду. И противостоять ему могут только могучие духом и телом люди. В сущности и Черная гора, и Рыжебородый, и Люди, наделенные нечеловеческой силой — образы-символы, фигуры мифологические.
Мифология пронизывает всю структуру романа. Писатель так организовал материал, что его роман выразил философию Зла в многоликости его проявления. Тут в дело идет все: реальные исторические события, быт, миф, притча, символ. В результате поэтика романа, синтезируя самый разнохарактерный материал, используя различные стилевые приемы, выводит содержание романа на высоту истины.
В романе Н. Куека - судьба народа, осмысленна мифологически. Поэтика романа сложная многослойная. Философия «Черной горы» античеловечная. Она вневременная, постоянная, вечная.
Структура романа сложна. Содержание его настолько универсально1, что едва ли поддается однозначному истолкованию.
В абхазской и абазинской литературах складывается несколько иной тип исторического романа. Во-первых, в нем сложнейшая сюжетно-композиционная структура, сочетающая в себе реальный исторический материал, этнографические реалии, миф, притчу, художественный вымысел. Это особенно сказалось в романе А. Гогуа «Большой снег». Самое примечательное в его поэтике - подробный психологический анализ, детализация изображения, неспешность и обстоятельность повествования, в котором усилена доля потока сознания, правда, упорядоченного. Во-вторых в «Большом снеге» максимально сжатое художественное время. Однако «сжатость» не мешает созданию широкой эпической картины бытия этноса. В-третьих, в романе персонажи как бы живут в трех измерениях - настоящем, прошлом и будущем.
Итак, в новописьменных литературах Северного Кавказа сложились разные виды исторического романа со сложной и многообразно организованной поэтикой. Лучшее из них - на уровне выдающихся образцов романа в старописьменных литературах.
Список научной литературыБайрамукова, София Казбековна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"
1. Авидзба В.Ш. Абхазский роман. - Сухуми, 1997. — 263 с.
2. Авидзба В.Ш. Ороманах Алексея Гогуа//Актуальные вопросы абхазо-адыгской филологии. 1997.-С. 171-172. ?
3. Агрба В.Б. Абхазская поэзия и устное народное творчество. — Тбилиси, 1971.- 158 с.
4. Адыгов Т. Щит Тибарда. М., 1982.
5. Азадовский М.К. Статьи о литературе и фольклоре. М., - Л., 1960.-547 с.
6. Алиева А.И. Поэтика нартского эпоса адыгов //Сказания о нартах эпос народов Кавказа. - С. 303-350.
7. Алиева А.И. Народные истоки творчества А. Кешокова / А.И. Алиева // Роль фольклора в развитии литератур народов СССР. -М., 1975.-С. 214-232.
8. Алиева А.И. Фольклорные традиции в младописьменном романе // Советский роман. Новаторство. Поэтика. Типология. — М.: 1978.
9. Алиева А.И. Становление исторической прозы в творчестве Тем-бова Керашева: Автореф. дис.канд. филол. наук. Майкоп, 1993.
10. Андреев Ю. Русский советский исторический роман (20-30-е годы).-М.-Л., 1962.
11. Арутюнов Л.Н. Национальный художественный опыт и мировой литературный процесс // Советская литература и мировой литературный процесс. М., 1975.-
12. Арутюнов JI.H. Развитие эпических традиций в современной советской литературе // Взаимодействие литератур и художественная культура развитого социализма. М., 1981. - С. 185-258.
13. Аппаев X. Черный сундук. Черкесск, 1958.
14. Абдулжалилов Ф. Асантай // Семья сильных. Ставрополь, 1956.
15. Абуков X. На берегах Зеленчука. — Черкесск, 1930.
16. Ахлаков А.А. Исторические песни народов Дагестана и Северного Кавказа.-М., 1981.-230 с.
17. Бекизова JI.A., Караева А.И., Тугов В.Б. Жизнь, герой, литература. Черкесск, 1978. - 215 С.
18. Бекизова JI.A. От богатырского эпоса к роману: национальные традиции и развитие повествовательных жанров адыгских литератур. Черкесск, 1974. - 288 с.
19. Бекизова JI.A. По законам взаимодействия и художественной самобытности // Советский роман. Новаторство. Поэтика. Типология. -М.: Наука, 1978.
20. Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года. — МГ, 1960.-С. 766-845.
21. Белинский В.Г. Избранные статьи. М., 1965.
22. Белинский В.Г. Собр. соч. в трех томах, т. 1. М., 1948. - 797 с.
23. Белинский В.Г. Собр. соч. в трех томах, т. 3.- М., 1948. 925 с.
24. Бикмухаметов Р.Г. Орбиты взаимодействия. М., 1983.
25. Бикмухаметов Р.Г. Роман и литературный процесс // Вопросы литературы, 1971. №9.
26. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.
27. Бочаров А. Синтез ли конгломерат? // Вопросы литературы. -1975.-№9.
28. Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987.
29. Батчаева К.Х. Историко-нравственный аспект памяти в образной структуре художественного произведения (на материале карачаево-балкарской литературы) Автореф. дис.канд. филол. наук. — Нальчик, 2000.
30. Бахтин М. Вопросы литературы эстетики. М., 1975. - 564 с.
31. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. — 445 с.
32. Бакланов Г. И все-таки: личность художника // Вопросы литературы, 1978. -№12.
33. Бучис А. Роман и современность. Становление и развитие литовского романа. М., 1977. "
34. Бушмин А.С. Методологические вопросы литературоведческих исследований. JI., 1969. - 228 с.
35. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989. - 406 с.
36. Байрамукова С.К. Поэтика романа X. Аппаева «Черный сундук»// Алиевские чтения. Карачаевск, 2004.
37. Байрамукова С.К. Поэтика сюжета исторического романа в литературах Северного Кавказа. Карачаевск, 2005.
38. Байрамукова С.К. Сюжет, композиция, система образов историко-революционного романа (статья). Вестник, КЧГУ. 2005.
39. Байрамукова С.К. Национальные и инонациональные истоки исторического романа //Алиевские чтения. 2005.
40. Байрамукова С.К. Поэтика романов Б. Тхайцухова «Горсть земли» и Б. Шинкубы «Последний из ушедших»// Человек и вселенная. Санкт-Петербург. 2005.
41. Воробьева Н.Н. Вопросы литературы №6. 1957. С. 87-88
42. Гацак В.М. Роман и фольклор // Роль фольклора в развитии литератур народов СССР. М., 1975. - С. 16-38.
43. Гегель Г.В. Лекции по эстетике. Соч. Т. 14. -М., 1958. С. 287
44. Гегель Г.В. Лекции по эстетике Т.П. - Книга первая. - М., 1958.-С. 279.
45. Горький A.M. Собр. соч. в 30-ти т. М., 1961.
46. Гоффеншефер Б. Кабардинская художественная проза. — Нальчик, 1957.-С. 19-20.
47. Гашоков X. Отец и сын. Черкесск, 1959-1968.
48. Гусейнов Ч.Г. Формы общности советской многонациональной литературы. М., 1978.
49. Гура В. Роман и революция. М., 1973.
50. Гуртуев Б. Новый талисман. Нальчик, 1960.
51. Глоова Ж. Становление и развитие историко-революционного романа в литературах Северного Кавказа. М., 1971.
52. Гелястанова Э.Х. Художественное решение проблемы национального характера в балкарском романе (1960-1990 годы): Ав-тореф. дис.канд.филол.наук. Нальчик, 2000.
53. Джегутанов К. Золотой крест. Черкесск, 1981. - 340 с.
54. Джегутанов К. Лаба. Черкесск, 1983. - 182 с.
55. Далгат У.Б. Литература и фольклор. Теоретические аспекты. -М., 1981.-304 с.
56. Днепров В. Черты романа XX века. М.-Л., 1965.
57. Добренко Е. Соцреализм в поисках исторического прошлого //Вопросы литературы, 1997. С. 29
58. ДышековМ. Зарево.-Черкесск, 1934.
59. Джусойты М.Г. От сказателя к писателю путь далекий // Вопросы литературы. - М., 1971. - №9.
60. Джусойты М.Г. Уходя от фольклора // Вопросы литературы, 1977, №1.- С. 106-125.
61. Емельянов Л.И. Методологические вопросы фольклористики. — Л, 1978.-С. 171. .
62. ЕргукШ.Е. Жанровое и идейно-художественное своеобразие романов Исхака Машбаша (поэтика и стиль): Автореф. дис. канд.филол.наук. Майкоп, 1994.
63. Ершов JL Типология советского романа // Русская литература. — 1962.-№4.
64. Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад.-Л., 1979.
65. Жиров X. Пробуждение гор. Черкесск, 1982. - 123 с.
66. Затонский Д. Искусство романа и XX век. М., 1973. - С.48
67. Зелинский К.Л. От фольклора к роман // Актуальные проблемы социалистического реализма. М., 1969.
68. Залиханов Ж. Горные орлы. Нальчик, 1960.
69. Зухба А.Ш. Фольклор и становление абхазской художественное прозы. Дис. канд. филол. Наук. -М., 1967.
70. История адыгейской литературы. Т.1. - Майкоп, 1999. - С. 494.
71. Историко-литературный процесс. Проблемы и методы изучения. -Л.: Наука, 1974.
72. История русского советского романа. М.-Л.: Наука, 1965. — Т.1.
73. История русского советского романа. М.-Л.: Наука, 1965. - Т.2.
74. История советской многонациональной литературы. В 6-ти томах.-М., 1970-1974.
75. Камбачокова Р.Х. Адыгский исторический роман. Нальчик-, 1999.-120 с.
76. Караева А.И. Очерк истории карачаевской литературы. М., 1966.-320 с.
77. Караева З.Б. Формы эпического повествования в современном национальном романе. Черкесск, 1982. - С. 91.
78. Керашев Т. Избранные произведения в двух томах. Том 2. Краснодарское книжное издательство, 1965. - С. 204.
79. Кешоков А. Вершины не спят. М., 1970.
80. Кешев Адиль-Гирей. Избранные произведения. — Нальчик, 1976. -С. 218-219.
81. Ковалев В. Новаторство и мировое значение советского романа // Русская литература. — 1963. №4.
82. Кожинов В. Происхождение романа. М., 1974. - 440 с. *
83. Кожинов В. Роман-эпос нового времени // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы.-М., 1964
84. Коптяева А. Северное сияние // Октябрь, 1976. №2. - С. 143144.
85. Коробан В. Современный молдавский роман. М., 1974. — С. 143.
86. Кузнецов М. Советский роман. М., 1963. - 413 с.
87. Куек Н. Черная гора. Майкоп, 1997.
88. Ленобль Г. История и литература. М., 1960.
89. Лихачев Д.С. Человек в литературе древней Руси. М., 1970.
90. Ломидзе Г.И. Методологические вопросы изучения взаимосвязей и взаимообогащения советских литератур. М., 1963.
91. Ломидзе Г.И. Пути развития советской многонациональной литературы. М., 1967.
92. Ломидзе Г.И. Интернациональный пафос советской литературы. -М, 1970.-С. 28.
93. Мамий P.M. Вровень с веком. Майкоп, 2001. - 340 с.
94. Машбаш И. Из тьмы веков. Тропы из ночи.
95. Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. М., 1963.-462 с.
96. Мессер Р. Советская историческая проза. Л., 1955.
97. Многонациональный советский роман. Закономерности развития современного романа. М., 1966.
98. Мусукаева А.Х. Северокавказский роман. Нальчик, 1993. - 192 с.
99. Надъярных Н.С. Типологические особенности реализма. Годы первой русской революции. М., 1972. - 248 с.
100. Налоев З.М. На стыке фольклора и литературы // Развитие традиций в кабардинской и балкарской литературах. Нальчик, 1980. — С. 38-51.
101. Неупокоева И.Г. История всемирной литературы: проблемы системного и сравнительного анализа. М., 1976. - 358 с.
102. Новиченко JI. На путях к эпическому синтезу // Советский роман. Новаторство. Поэтика. Типология. М., 1978.
103. Новичнко JI. Насколько это исторично? // Дружба народов. №1, -1971.-С. 221.
104. Одиноков В.Г. Проблемы поэтики и типологии русского романа XIX века. Новосибирск, 1971.
105. Оскоцкий В.Д. Богатство романа: многообразие и единство. М., 1975.-367 с.
106. Османова З.Г. Художественная концепция личности в литературах Советского Востока (Традиция и современность). М., 1972. — 267 с.
107. Очерк истории абхазской литературы. Сухуми, 1974. - 283 с.
108. Палиевский П.В. Литература и теория. М., 1978. - 285 с.109. Папаскири И. Темыр.
109. Папаскири И. Женская честь.
110. Панеш У.М. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур. Майкоп, 1990.-279 с.
111. Пауткин А. Советский исторический роман. М., 1970. - С.9
112. Петров С. Советский исторический роман. М., 1958. - С. 10-12114115116117118119120121.122123,124.125,126,127,128.129.130.
113. Петров С. Русский советский исторический роман. М., 1980. * Пискунов В. Советский роман-эпопея. - М., 1976. Поляков М. Вопросы поэтики и художественной семантики. - М., 1978.-С. 13.
114. Приймакова Н.А. Жанрово-стилевое богатство современного адыгского романа об историческом прошлом (поэтика сюжета). — Майкоп, 2003.-115 с.
115. Пути развития современного советского романа. М., 1961. Радьянское литературознавство, 1959, №4.9*
116. Роль фольклора в развитии литератур народов СССР. М., 1975. -248 с.
117. Салакая Ш.Х. Об Алексее Гогуа // В ногу со временем. Сухуми, 1989.-С. 124-125.
118. Сарбашева A.M. Формирование историзма мышления и балкарские романы: Автореф. дис. канд. филол. Наук. Нальчик, 1998.
119. Сборник статей о кабардинской литературе. Нальчик, 1957. -327 с.у
120. Способность к диалогу. М., 1993.
121. Султанов К.К. Динамика жанра. Особенности и общее в опыте современного романа. -М., 1989. 153 с.
122. Султанов К.К. От схемы к характеру: Заметки о прозе Северного Кавказа // Дружба народов. 1980. - №1.
123. Табулов И. Азамат. Черкесск. 1965.
124. Теракопян JI. Дыхание жизни: очерки о современной советской многонациональной литературе. М, 1971. - С. 49-51.
125. Теппеев А. Красные закаты.
126. Тлепцерше X. Прошлое часть настоящего // Советская Адыгея, 2000 -14 декабря.
127. Толгуров З.Х. Формирование социалистического реализма как эстетической системы в литературах народов Северного Кавказа: Автореф. дис. канд. филол. наук. -М., 1986.
128. Торнау Ф.Ф. Воспоминания кавказского офицера // Русский вестник, 1964. -№9-12.
129. Тугов В.Б. Абазинский роман (фольклорная предыстория, гене*-зис, поэтика) // Труды (Карачаево-Черкесского НИИ экономики, истории, языка и литературы). Выпуск. 7. - Серия филологическая. - Черкесск, 1973. - С. 5-57.
130. Тугов В.Б. Динамика романа (на материале абхазо-адыгских литератур) // Формирование общесоветских традиций в художественной культуре народов Северного Кавказа: Всесоюзная научная конференция 11-12 сентября 1984. Черкесск, 1984. - С. 9092.
131. Тугов В.Б. Герой и время (по роману А. Кешокова «Вершины не спят») // Современный литературный процесс: герой и время: Карачаево-Черкесский НИИ экономики, истории, языка и литературы. Черкесск, 1988. - 84 с.
132. Тугов В.Б. Фольклор и литература абазин: динамика взаимодействия. Дис. . .д-ра филол. наук / В.Б. Тугов. Майкоп, 2003.
133. Тугов В.Б. Формирование исторического романа (на материале северокавказских литератур) // Традиции и современность: метод и жанр. Черкесск, 1986.-С. 17-54.
134. Тугов В.Б., Бекизова JI.A., Караева А.И. Жизнь, герой, литература. Черкесск, 1978. - 215 с.
135. Тун Н. Документ или вымысел? // Вопросы литературы, 1978. -№12.
136. Тхагазитов Ю.М. Адыгский роман: национально-эпическая тра* диция и современность. Нальчик, 1988. - 209 с.
137. Тхагазитов Ю.М. Духовно-культурные основы кабардинской литературы. Нальчик, 1994. - С. 234.
138. Тхагазитов Ю.М. Эволюция художественного сознания адыгов (Опыт теоретической истории: эпос, литература, роман). Нальчик, 1996.-255 с.
139. Тхайцухов Б. Горсть Земли. Черкесск, 1993. - 233 с.
140. Тхакушинов А.К. В зеркале социологии. Майкоп, 1995. - С. 79.Л
141. Урусбиева Ф. Путь к жанру. Нальчик, 1982.
142. Фокс Р. Роман и народ. М., 1960.
143. Фоменко Л. Роман-эпопея А.Н. Толстого «Хождения по мукам». -М., 1958.
144. Хапсироков Х.Х. О Национальном своеобразии литератур адыгских народов. Черкесск, 1960.
145. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа.-М., 1982.
146. Чамоков Т.Н. О национальном своеобразии литератур Северного Кавказа // Дон. 1982. - №1.
147. Цвинария B.JI. Очерки истории абхазской литературы. Сухуми, 1974.
148. Чичерин А. Возникновение романа-эпопеи. М., 1975.
149. Шаззо К.Г. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. Тбилиси, 1978. - 238 с.
150. Шаззо К.Г. Живое слово правды // Литературная Адыгея. Майкоп. 1998. №3 - С. 127.
151. Шибинская Е.Г. Становление жанра в младописьменной литературе: Дис. канд. филол. наук. Ростов н/Д, 1967.
152. Шинкуба Б. Последний из ушедших. М., 1976. - 509 с.
153. Шаваева М. Мурат. Нальчик, 1960.
154. Щербина В.Р. А.Н. Толстой. Творческий путь. М., 1956.
155. Шортанов А Г. Горцы. Нальчик, 1978. - 376 с.
156. Эбаноидзе А. Не храм, а мастерская // Вопросы литературы, 1978'. №5.
157. Эйно Карху. В краю «Калевалы». М., 1974. - С. 153-154.
158. Якименко JI.O. О поэтике современного романа // Дружба народов. 1971. - №5.
159. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. - С. 251.