автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Поэтика малой прозы Ф.М.Решетникова, проблемы народного реализма
Полный текст автореферата диссертации по теме "Поэтика малой прозы Ф.М.Решетникова, проблемы народного реализма"
шистерство науки, шсшай шкош и технической гошши и
. УРАЛЬСКИЙ ОРДЕНА ТЕ/ДОЗОГО КРАСНОГО ЗНАШШ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им.А.М.ГОРЬКОГО
ЕДИНА КЛЁНА «ЗДОРОВНА
поэтика малой прозы й.и.ршхшова.
ПРОШЕНА НАРОДНОГО РЕАЛИЗМА
10.01.01. - русская литература
Апторофорат диссертации на сс::сшс:е ученой степени кандидата фшюлогачеспнх тук
На прозах рукописи
Ептершбзрг - КОЗ
/
Работа выполнена в Уральской ордена Трудового Красно. Знамени государственной университете кы.А.И.Горького на кафедре русской и зарубежной литературы.
Научные руководители: доктор фш10Л0гачесх№ наух,
профессор [и Д.Дергачеэ|]
кандидат филологических наук, доцент Л.Н.1иткова
Официальные оппонента: доктор филологических наук.
Профессор Н.Ц.Михайловская;
кандидат филологических наук, доцент О.К.Логунова
Ведущее учреждение: Челябинский государственный • .„ ■ университет.
Защита состоится 17 февраля 1993 года в часов на заседании специализированного совета Д.063.76.03 ; по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук при Уральском ордена Трудового Красного Знамени государственном университете кн.А.М.Горького (620063, г.Екатеринбург, К-83, пр.Ленина, 51, ком.240).
С диссертацией ногно ознакомиться в научной библиотеке Уральского государственного университета.
Автореферат разослан -• /$ "(¿-¿(¿^А Л 1993 г.
Ученый секретарь специализированного совета кандидат филологических неук, доцент
ОНЦАЯ ХАРЛКГЕЯХТЖА РАБОТЫ
А;5?;/пдм;ос?ь исследования. ■ Оголяя. когдч .>•;; по-човему оцгш*-паем иногиэ явления нздазнего и более отдаленного простого, углуб-.лпется осжсление слагаемых сбя;аЛ коггцг-лцкл гхгсргп! рупоксЯ лмторл-туру. Решетников - фигура гр::ая л руст: с Я ягторазурз 60-х годов 19 сача, сразу обратившая ка себя анпманке тглглх гсоргфсгв литературной критики, Салтняоз-Щздрин и Иолгукоэ, с ого тавглн ег-яэгпо понятие метода "народного реализма", я ого «мзорчестзэ залокеттч розт-«и "нозеП литературы". Поэтому обрпцен-.е прозе Рзсзтнякоза, где подкгл'аатс.т зог юсы .судьба народа после реформы 1851 года, нрциситль-иого бита и бытия многонациональной России, народного характера, особенно актуально сегодня. Анализ поэ?::::л «ало!* прэзц Рздетиииоял • ножа? способсгэовато дальнейссЯ разработа«? типологии рсал::з"я.
Цели и .задари диссертационного исслодолангп;
- Выявить специфику отражения доЯстзительности .п творчество , • З.М.Решетникова.
- Исследозать влияние народного реализма ка трата^эрмациэ кал-роп!ЛХ разновидностей очор::а (путевой очзр?;, отлогрэ^ччеезвтй очерк, очоркошгй портйет). -
- Доказать, что народкез шгкеиио становится нэ тсльтсо объектом исоледозания, НО проязлязтея Я 3 ТИПО ПОГССТЗОВЗНИЯ.
Объект исслегопаяип: опорки ("Ки;:ола 3:-:!?.<сиг";:Кн, "О'пргсд обез-ноЯ к 13ни", "Будни н праздганси Янквяя Д."ор:::*."п. е? ого сеузЯстпя", ' "Яр1;.ярка а ечрейсксу городе", "Подбору суто:: на ВдращскоЯ железной дороге", "От Брсс?-Л:;тосс:са до Петербурга") к расскази £Ли?:~егпл-кова ("Болуга", "Дсу в пять эта-еЯ", "Холера", "¿Сззртира 25"; "Горнозаводские люди" к Др.).-
Новизна исследования состой? и той, его проблема народного рз-олизиа Реквтнакова ппзрпнз рзгается ка'иатеркале его малой прозн, сперме определяется канрозая специфика расс:;дзог) и очер::оз О.М.Ро-□отиикоаа. При этом анализируется ел»э по севсегаиэ я лторлтурояо- . дешш и частично да^э но публшогаггпзся п сосзгскоэ ~рс:гл пронзпэ-дсния тхателЛ. П рлб.ото делается тачг.э пэ.^ггкл атрибутировать о^гл из ранних очеркоз О.Ц.Реазтникоаа.
Нетояологнчес:«« нопизна состоит а погшткз сопрггайлго определения понктяя "народный роаяизи", э осмысления о пеэкцхй фяхссофзяеЗ науки ссгоднетнзго дня понятия "сбодекного сознания".
Лостогстность кссла.с.опания; обуслаилисается типологическим шюлизом текста, сопостаактелькао! п^алледс.:/,.
Практическая аначтаость работа. Еолучегзшз » ходе исследования 'результаты могут бить кспольооааки d хсурсе истор;з! русской литературы 19 пека, спецкурсах я спсцсо-^ищркх по творчеству Ф.Ы.Ре-ыстнаког-г, по уральско.4 литературе, в даяьнайшк исследованиях по проблем "народного реализма", з к0И40ктар;мх :: отдельна зданиям очерков и рассказов Ü.U.PecMKisosa..
АПробацип paf отк. Результаты ксслсдозгжя докллдазалксь па межвузовских конференциях: проблема худог.естве:;коет;; '/. анализ литературного произведения (r¡ ззузе и школе). Пермь, I9S9; проблем русской демократической литературы второй половина 19 вс::а; Свердловск, 1991. Диссертация бш:а обсуждена на заседания хсфедры русской и зарубежной литература ¿'ральсхсого университета км.А.Ы.Гсрького (1992).
Структура и объем ппбота. Диссертация состоит из сведения, тре> глав, заключения п списка литература. В первой глаза рассматривается специфика метода " народного реаиааа" и в связи с осйу дастся ' хорактеристика обыденного сознания.
Еторая гласа посвяз.оиа кссяедованз» кселозо'Л споц-,^;;:::'. иаг.оЯ прозы Решотшкова. Лкшг.окруктск наиболее популярные в сО-о года 19 пока путевой очзр;:, отногргДйчссггкй очерк я очеркоай портрет. . Среди многочисленной иалоЯ проза сьйраил swckko от;: jai гребка разновидности как наиболее раэработакнаа с творческой практике писателя, «pito отраканцио в поэтике метода народного рсаякзца..
В третьей гласа наследуется поэтика повествования, особенности соотношения » очерках к рассказах Реазтникоза позиций пзтора, рассказчика и героя. Содержание работы изложено на 187 страницах, список литературы вхлэчает 210 мазгенокикй.
Основное содержание работы
Во введении обосновывается *?е;.;а дасссртадш, ее научная актуальность. Определяется методика « методология анализа, формулируются цели i¡ задачи исследоссшш, .еоротичзскнз проддссилгм анализа, представлен критический обзор литература по ^творчеству й.Ц.Реаст-никова, характеризуется структура работы.
В 60-о года 19 века возникает топь о сосуществовании я общеет во двух литератур: литературы "впепух умственных потребностей и га-слазденнй", ориентированной на высокий уровень созпятя, отражавшей
ктеллеэтуаяьное, "ц! : в л : :з о :í ai-'; ¡ce" )зсспр:;я?".с допстй'/.тельности об-озопакноП части оС^есг^а, н литература "ежедкзшак ге-судн;: обцсст-ei-п-плх кплзнхЯ, нузд, соярозоз"", отражагцей обыденное народное о о ион;: о.
3 общем р.-гду литературу гл гзанн простогоджоз "рмтика п обо-i¿í ряд ставила творчество таакх писателей, как Н.Успсиский, Ö.Pa-еткико», Г.арко Зозта::, П.Понялагскз'-Я, А.Ккрпщ11::оиа. Худо-хостг^ен-ail катод эпксстолеЯ луи^з acero сырааазтся з понятии "народи4! еализм". S прэ::звгден;*ях стлх писателей лкчнио просаетктслъские деи не яэяязтея oÖpasyixyMi, группу-у/^;.?.:.:'. -.лкшеюгса материал. Де-ократичоехоо трсбопани-з разекстза личностей паяло а г;х пропззсдо-•лях своеобразное з рагшствз сознаний, отраженных a ху-
омстьскисм про:'.зведекии, зялпчая прг-лЦ^яиалънсе равенство созна-;:я азтора :: перюна^а, автора н читателя.
русдоодеякгд о neraaasnt оссбвийатс-З худоасстаеиком иетода ксатоля, з ncmrvjî "народи::;'! реализм", на пап i3v:..xa, язляотся но г*о,-ь::о сам ебъеот поон"лп:л, с:соль::о способ сспоспнн ого с позиции бэдекного C03KSH5W парода* У Ibcsvia^oua прздао? изображения - иа-од - осознан на зот-о роалпст;:чзс::сга cs.s:a: otjuc ладоЯ -
иуп-лсоз", кародчая из:» ст-'-лг. тгазсьэ его сс&здяюоЯ дуг:!" *. Сбуе-ос;:екнос?ь л всяжадезд. о? сведенного сссжцад аряд ж: осознается «и:< Рсзюкг-аогЬ!. Оскоггг-.? кота*сп;:::5:1 -/го тсч я слретоэ :::;ядись го кзпгггегэ ггслилсгсг!» ao xajs^vcp i: обт>са знанпЛ
¿•готезкоьл g ч-злпг.гсо ссамссжгсогзл, es,?:: ::э лзлиоегьа, сокхдал, ;.о-.«Л ч-глэ:опссхсй ипзпи,
^нпггзп rpo-ípcucj, ;î д.т:; п-<сз:::;. 2 -того лиза-
зль гсапрогзаоя;« w.p v.^Trcnwce.Tï ехедааз с народе;«
¡'росц^'-^'лг:.: и
Пзрзгл r-Tisx "fr'.'.T.nç.''
«иуаяу "«Лаозяп
сг;:с.г:з", oí:-¿crc-nr-o а русслоГ; ;
,'.т>;р.::урз 125rc/pn.
¡?4,"c;-Í,5 Г.З. о'гзрегз // Ссгр::;-:^::, IC34, 3, С.93.
Сэд^'исн Н.2. Mnpo/2-г-гЛ jjca^aa й ятеоратур» // Полгуг'оз H.D.
Л., 1077. C.S3.
В §1, "Еилозойскоо notr.Mctra; "шролного соеиакцк" рсссуатри-ваетсн обыденнее ссзкасю irai: «когсолоГ^ое, слоккое, противоречивое сбрязо^днлз, с:-:ладакиг;ейс;: ccro^/raioüv;: (nocvorac-'.o аоспроизьо-диных шяосрэдогБаяиаа» yc«OL:«css ízí&xí) ЕсгпристиЛ, nepc;¿:oú¿uifl, прэдсга&те&кп,-пошял:й, ¡¿огориэ ьозккяай? под влляикеи отаос:;тель-ио постсдккшс црздгеш* уодокй гл:зик челойвкь.. Ыкогообрсзяо шнюн-шяс уелоикй, и:: кстор.:чео::счу шиекониз и р>лз»к?иэ joôvbevcïbyc? ;:о-торичес-:',: разиязездсееп ылогой5рсиг.:с обэдзккого опить и связакого е НИМ 0ÛiZ£,C:2:0r0 СССКа'ЛЩ, позредотзс^ которого ETOV опит сзозкздт-j си, ось'^лкьостся, npia;4HnjïCii d поэкздки и прак7ич<зс;ко£. дз;,таль-. поста. OnœsSao с^ра^васьаова массой» и инддзкду^лыще црздеяеа-ч лып:.'1 о ьцтлг и цизии, кес.'.отг,,; кг. üx кгуоорзтичнооуь, су5ъоит;;у.к«1 и np-.icvpasTiiocTb, наплетая кеоуье^лсьл»:! пгтощс.кси, л котором своеобразно ьцркдзтся ойзвстаашсе ыкзнхе и. л-лроацущвкие. В згоЗ егшги
-филсоо$ки и об^зжого ccskjkiis npccu&?pu£0ci9cs одж1 кз iiohïîàsïoû
с с ciçuu; ыю -;:с rj о з; : & с í; о ii практикой, суцест^усчЭ^ hscíisíxs^o ire
• уки. ■
В созшжзд дэдей есхра^зтся «радацрааио фздвгаьхвназ сб ор-. -гюшг^-а'» о Ш8| до2отга?шга а црзрсд» и срздц явдей. Чэло-.. ' век ecosсе&г«шхха гадал, с&рш, "a шм^оЗ yeo-
ptneiw его соз»&и&з, u es отые шллздаъяьа; едрешаА к С5К»Д85С2Л««й1 «¿paaov оьои ¿-бездгзяйя . • - * ■
Ицр tsucsaie»; íxs u ka продольги« иуцег-
■ csüoiäk» cäjääow» уейозяЗ ~ eciss;_ ладой, гадогзтас пра-
• родц- и
tc^^cctpacw mo ¿.х^-з с pi.^iv^auiovu"-- :
^дзешйогц "KJ^ fcfipssäÄj", к a
Clips'О»* » „i»*. n^P'^Mi'iTw*7^ tÜl^Ojr* *£»».*
, fcasicsb C^CÚ цр^яхлггкк/ o cicro,- к-oaw сг бьЗкзгози-цзртэ» •
/ ucpoiiosáí русгюго «зсккл^гг^с", s г^дгл^лежл îic-рода "бо? í:j
- '• t«i V • ss v œsj lago»» язьагвузежзо ("Eiic
' ííoii^.'ít ш e ss-XÄ-CC:^ ("Solevo ¿c?, д?,
>IW 02J3* ÍVi ЬС. с sa -
' • |»р«глш' ciíaic» s цэг-урз 1»4»грог© cjjcœ:
«гудздйгя «îajÂWï:, CAÍ'OÍ»', «К. caysusb
lypojaw ¿.Я. Проил£ц^з кародлЗ средшьсаокой «уль^ура. Li., ISSI. C.S3. ■
Оценочная деятельность, пронизимл весь процесс отргкенхя чеяо-эекси охружасдего акра, зняйчаотся в Шфосоззренкв и присутствует а :ем кед непосредственно а оценках, тан и опосредованно: в нормах, идеалах, целях n sni всей деятельности человека. Особенности иярозоз-)ренческоЯ оценки действительности народа:дга vseosita состоит в тем, jto сна обычно дается в синкретической форме: нравственная оценка ¡еразрывна с эстетической, хглассопо-политичесхая с правовой и т.д. Зяруяоявдй мир, природа, общественное отксгенют, социальное полохенаэ гацей а обществе, :зс настроения и поступки, ¿opia государственного чраптсная, мирное сосуществование и война и т.д.- - псе подвергается лфопоззреичесгса. оцешсси, .л оснозе котоpixx народ отвергает одни цркнссти и стрс'".:тсл овладеть другими, отсюда вытекают кор.'и, опре-целда;!;кз ос?"у>э стратппга поведения ¿снноП социальной отгости.
¡Сак и норум, ицеая - результат цеиностко-позназательного под-кода к ди?.стаитолькости. Ведущей в. народных идеалах язляется в основном нравственная сторона, так па» ыораль раныае асех фори обществен- • -«ого соз:шшя регулировала отношения человека с мирои иг< потому рано . начала осознаьатьси. Нравственное ссзнанио - наиболее высокоразвитая {да]»«» соиг.сньах воззрений на ыпр. Иоралькие нории еырахаэт отногеигэ человека к о&естве'кноЯ деятель»: сти п к другки япдгм, представляет • :o5o;i и лрак wee куч установку субъекта, п определенный способ "га-" ' нения" viepa (восприятие его как "справедливого" или "несправедиэого" и т.д.). iliean, влратсенинй народом з его культуре, предстает,ess единство эмоционального и рационального, это - представление народа о прекрасном, добром, справедливом. В эстетической «рисе преяде в саго акцентируете« мо^альнкз качества человека, его' отеогвяо в трУДУ» к яодга, его знания, ууекая и навгзя. Нрагствелгй идеал по-, ¡сазusee? долгое как.прекрасное, а эстетачеегаЯ ядеад пату плат средством проявления нравственного идеала, способствует его форкярезаяа».
Народное мировоззрение возникает я функционирует на уровне обыденного сознания и является кюшлексоы представлений народных наев о ссо'э и о мире, ¿ушцхокируя в гона обвдеивого сознания. народное мировоззрение обладает я его качествах»: кашчкеа стереотгпсв, мода-лей объяснения ospysairsct чкнгсга язгс:аЯ, нараэриам» единством реалистических н фантастических моыентоэ а сознания, сгязьа ихзру повествованием и действием (tsiorcctfpsaissja обрядеггя, рнтзгглгяя). доминированием ценностных представления,. когда субъект еда я о trrpa лревдо всего а прагматической сторона.
Художественный метод О.Ц.Решетникова, названный Н.В.Шелгуновым "народга; реализмом" предполагает огргасние действительности с позиции обид того сознания. Творчество пиеатоал выступает тем "микрокосмом" , в котором отражены представления:народных масс о себе и об окружающее мире, мироздании, с::о дает богатый фактический материал, отраяающий мировоззрение народа, его идеала, стлданкя, чсякия я надежда б развитии, в ходе исторического процесса. Анализ произведений Решетникова позволяет ответить па вопрос, в какой мере автору удалось отразить менталитет горнозаводского населения Урала.
В ¿2 "Отражение обыденного сознания п русской литература 1860-х годоп" рассиатр! летел особое место творчества Н.Успенского и 5.Решетникова в демократической литературе тех .' ет. У отих писателей меняется не предает изображения, не круг поднимаемых вопросов а характер их художественного ^рсасния, что было сразу забочено критикой: правда без векш« прикрас. Н.Д^пенский отступил от традиций высокой русской классики с ее преимущественным вниманием к психологическому миру личности, его творческую манеру, отличает детализированное, шшио бесстрастное воспроизведение "иелочей яизна", "грамо-фонннй" (Корней Чуковский) способ записи передачи разговорной речи, невыявленность авторской позиции, доверие к читательской способ ности сделать самое-, ояташшй сознательный вывод.
Как было подчеркнуто еде Черныясвским, Успенский смотрит на простонародье не со сторсш, для него нет тайн в этой среде, его народолюбие рс-'ко враждебно и к показному преклонения интеллигенции перед народом, и к попютегм вызвать "русский бунт". Именно этот путь в освещении кдроднаП ейзни считал наиболее перспвюткаа • Н.В.Шслгунов, он наслаивал на необходимости "отыскивать только о народе" "русскуо свсоо^разнуа мысль", отыскивать эту икаяь, "в ого (народа - ) ыировсззрсиии, которого ма ь- знаем, а с.-о опытной мудрост.. и философии, которая паи совсем н-известна"*.
У Решетникова предает изображения (народ) осознан на почво реалистического ыдалскш: ссаыс отих лэдей - "мужиков".
В отличие от психологического типа реализма, где человек, определявший средой, противостоит ей в своей целостности, Решетников создает героя, которая но т дько состоит в действительной срсдо с» его сущес^ь-сакил, но и непрерывно становится в той мере, в ю. зЯ
* Еалгуков Н.Б. Народив! р^алгеи в литературе. С. 89
накапливает опыт социакы-за: контактов, столкновений, конфл: стоп. Предаст его произведений но столько лицо, сколько процесс ¡кизке-деятсльнссти, коллективны': спит отношений к лкэни. В сущности, Ре-сетнпков осуществил исключительное по свссй веяное«» открытие. Лри-гачноцу в литературе сведена личности к ее самосознаний он противопоставил новое послание, где на г.ерзый план выступила деятельность.'
Переведение с сглюзозкания лица на его бытийное сос-
тояние, в первую оч„ргдь в г.огсдснии, слегло за собой
кзкекзша: з сц-гнкгэс лихости: цгкксяк» в этой екгтеде представляет ¡.о логически;: лица, а с-::сз лицо 20 все:,!, что его сос-
тавляет :: з тем, что "пригнльнэ", "логично", "разумно", к и тон, что "неправильно", "алогично", "случайно". У Решетникова речь идет о дептельнестл га уровне г.овед£ния, гцразззцеПоя з четко расчлененных деГгссв:^, отззчгзздкх тси п.~: ¡гспе:-^-: '^-пульса'!. Человек одрздежйяея цопэчгой ого рга::г;:3 ка действительность, состав-юзазас его де.1тельнс-с?ь игле социального существа. Суб7>ективкыэ пе-
регкций входа? д псинологнз гапноста, виет^акваэтея в ез:ся?еау повздз;-:.:я, казд^ая«: з оссггахгсз отнесение :: деКс:х:-тсдьисати. . '
^удсизетзсг.пЛ сгл.т Реем«::«», гзгяро^годздего структуру ду::с;::з-:трс:г::чос::ого (;< ~.р?осо пр:г:«;::чге50Г0, п.) осознаваемого ду-;:оп:-:огэ) С-'З-та трудогых «ласе, есгпгя то грекзк:: с ^гл^иткем тг *вх прздстаггсгпЛ -;> з евггозэ ::о-.орых легких
60-90-:; годоз у.-;г:::гог.а с
С.■.'5::рг:::с..:. Но крахягса сгссс$вг?лз?э "д^глггл'пчгокэго ргд-.тхма", с1р'.л':-,гг:гсз:: еззж-сгэ» арояплпгтел :: л твоя-
Г.Гсшгзпзтз, Чг-хсза. 1-Ъ; с бъздпняст
г.'-гл-г^з (з алсл;:^), ;; левздгниэ, г, способу
- «¿^гзгзггяеЗ гггггйеггтя ггасули н г;;, :с й^утл с.и^у^т:
сд.-:::з~с::э сгг:--длг~:> с? ".с^.-с^с-^хг.-сэ ^зггсзез • еосгг-гП, с;::с:г::рггал::гт> ':т^лп: ггл^г: з ••гл'гссгкй» его тссхкх
е&.гзсЛ « ярвг.сЯ. формирования
пс^с'! сЗ гзаязтея пр:спг.г.оз ткписа-
гг~:, отпзс:! о? гг-м^г^^су^г;::; сбс!;с:гл.1. 1!я-
сатзль гекр-лгпег? гтутрегг.:.-.^ сакс:-: су^ссгсззак:« данного 'явлен:.л,
его ийу?рсккз.а структуру. cr::pnsc£i:oE структура дакает.
, д::цо т::п;:чес:п~:, поуча-адь::^, ссетйгяяазга цонность. ïo есть tke^cjssj с^ссигаогол нсе&ско^спЕсе, в легче Dc::pu~a-схся зодутргаакй ocsoa суздггсзоггнкя язлешл lur.s-jr.xp..
• ■ Глаза П. -"йа^отел сн^щ-й-лга малой пзсьи
пссвядеаа ::ссяедозйккз очзрасао: яацроз в vsoptsesce Зедолгсдоо. . В о5рзг,ск:я: к izïïj црикзлггтея с-глэ ¿иогстеля «одчоркцул с»ю-издутоезть ка&яеззсЗ сизугцг:, кезайорзксюсть ьрокзьедо:-зш, не- • оконченное?;» худозгзтззнкей ьксли, что иагш> отражение с кодз-- ■ гогоьзах "ецзки", "дороиккэ сазхсita" i: др. Пока:::: коста&ушоирэ-'всаншс ггафоэ, s клачз, которая ййтор хотел" рассказать о юзкя, уходят, арракац. и .изиважцуэзя coi$:ej&qyu псяхояогко дканфатачос-кого читателя, в его кавоо "духосао-дрантвчесхоо отъдазкаэ и киги::, о?ркц&к::о йьторптарност:! ¡дтлежя.
* В очерк» Вая&тнжо&& кавяочярасе вооходаяе характерное для очзркоаоГ: дитера-гура 60-х годог 19 сз^а рагекстго читателя м п:;за-тсля, оцккахозая кх способность кнтерцроотфоайть C.cjrrj. fias? с очергах Рехакгиоес: подаются та::, каи будто он ::о пробел ссрвработ-
• ка «иорсаиа созкаавим. Авторское леюааааг, са'ларуяааая себя, яз
• претендует па оаснчйтвяьцуо котику.
§1 пось;дся схопзу . :.:с„.ра кутезаго очерка на
рпадо ГОзздгоэ сбоона?. и-зна". 05ъа:.?оа с путсаих очер-
ках Feo&nsacasa а:яазтся иарадкее tascwdi». С^о яутссьстзаэ, ве-родагхекге ч-р;г эх$гмх::э цроотрькгтБй, <5огьаоз и&»:;чй(»&о аотроч^-luix -гадей псаьод;Ьг? рьссфяъ • црсдстаплокхо ny?cj:oc?iwui::sa. о ' родасу сб угм:яак вас: v. баяй црссгого чеяоджз. Ер;: •
3co:'i oü'jpovp ьезроег, с псдси..:ш5 кгрэдь, сед'.ж.'п&иэ про-
бхг-эд^ ::о ссзз&эдх: а подя/хч; ecu: си ¿.скользь чгргз
г.^ьо'лг.х, через Aui-icv гсос-;:..
«.»SX^SÍ ü^taviz., ь cixi^CO гк
г. ::идсдс:дгз & c.víoii cc-ssî^isioc--;: л^дсЛ cî»
ото лодй, ио»э суд^би, kos» вггстач^скио nspoaiaa-tffliï. Это £~;о и сщ-цокпо cscßoßy. níasaassiv» Ч'.-о ертеяь-
rüiííl груд формирует у яздоГ; ¡слзwnno категориям и интересами коллектива. Коялзатиэнкй огии отисген-.-.й с ппзньо з cso-d очередь формирует у от;к ;:йд::Г; скоп ндоал!:, сззп ггаздстазлеиня о справедливости л чз:?и, потере елодуа? неукоснительно, иногда даг.е sorчеки, казалось б-:, практическому рассукдснню. Писатель подчеркивает, что заной; обозной гг.:о:г.; продидтозанп необходимостью ' гг-г/лпанкл а условиях дорогл, »оторуэ одному не- одолеть.
У Рааекжсога. социального анализ, лзлокс;Е!я героев мало, он рисует гк..а:ологпчгексо состояние челозгка d определенная социально-грудозой uoiierr. . •
Уст:о:о расслази, п ткан:-, яутеаг: счорнсз» позволя-
ет расгз:рпть границы пэсбра-гасуого, полазить кйзнь, преломленной через создание различных лодеЕ. .Ь разсназов пмчикоз, словоохотлива попутчииоа, встреч: ¡их прохолпх, хозпл поетоялих диорои, как из зтделькых яуеочиов лу;;ка, склздзсастся законченна- картина >г.:зни, '¡то позсоляет писателе, говоря о ссбе, о раальиих людях и собнти/ос, зтсбрать к заострять кизи.ки:..Я материал з hosux г^иациях.
Композиция "Очернен сбозноЯ :.:изпи" с дчиктыэ LCTai::¡;.:;,»i рз^ока-згьв? ягно тяготеет лус:оч:;с:.;у построен:-:«, которое, з йьоа очередь, юдчнпено зазон^л срха::чзс:;с" тзл::пх;; рису:и:а. поп которой раэшо фигуры и част;: долг.::-::: *'читаться" находящиеся и различных вглйхан-;пас коиоьтах. ¿стг.гнпе ¿.асекаги, прйдста;лпз.:':'.з ococí; доэкк» санс— гто.гголмалс историк, с угалячксХ столcspieauccTH и полнот;, цсс-зроизно^л^и.з г.и'лдд па ¡;*,:р сростом ди-т "г:-зт-
i.:.:o'sy :;:.-.-%cti':/.:tb народное ь -зга r.onvncs-h ;г ::2ac.t.í¡ioov:i.
"пгура c.r..••рр:;-. для трад/.цнс::по-
по:;:п.'а:-::.-; г.:/,:..;.г.. Ь счзрпах зпнна, A.M.
^.Г.^рд^гянаг-а уvct.:- пэ-
о::;.зд--сз:г-:;:. ерзр:; - . г\?7;-сусл г; ' ¡Í .v:.i„::¿ro
? iXzizuzzjzn -:г.:.~ дрс.-г^^з:::^ Г. ov.vy.i; .•„ ¿д.; ::ого
от:п t--сгр.с.;:■•.-..,:;;.■..7, с:: опс'-рпт
го о::-.:.-.:-::,
геродо", 1. ^¡jEksü "Sv до Патьр-
Зурга", "1]уд!с: :: прззднл:;:: а его оа^Пстга", "Дол-
торы cyvoi: на'Баряавской железно!". дороге". Несмотря на то, 'сто очерки не переиздавались с 1904 годя , они представляет ;:н?ерсс с нссколь-■клх по: ций :
во-первых, Реаетнккоз cbok:.:i: очерка:."! вступаат з полемкиу ш одному cas.™ -острых вопросов обществе:::»« ?.:лз:л: - испросу полоке-ния национальных меньшинств с Российской кшгрки - пэлякоз, erpees (причем, cano включение- в пол'емггу для Реагтсагага, достаточно лояльного по отновекш i: власти, язленкс рздкоо); во-ггот&эс, очерки являются ва-лаи фактическим иатеркалси:, расс^аоьзаэеди о са^обитасм укладе EÁ3HÜ а еврейских поседеккях ссрздану 60-х годов 19 сока; в-сроськх, названные произведений кнеереекз с худокессвскно'Л сочи;; зрваал, тех; sas: соедашаот с райках хяздра отаографлчгского очерка срадацконкай всследоватеяьсккй ишек?, оцзжу црагстзенкого р&акжкя 'щюстолздкна, установку tía :суч:.:-~:й сссорса незнакомой ецу культура с одной сторона п своеобразное использований фольклора как срздстза с«ральной ларалгерлегл!-:;: народа., с другой. В позиции Рслс'ллллола uosao отиатия» уважение к игцшзаздюа ссгобжжсзти евройсхого «града, ко на уровне обыденного сознания: 'еллл i: ;;а:ть дазай друг;::.: -сак кожо*-определить пафос очерков озрзПокого цккла. Еврейский керод для Релесникоа- ото народ, сблздм?,:::; ежлобижой культурой, ос'ллл-ллл, роллглей, народ, обладаний как досссллсс^с:-1, тел :: пороке;.;;:, предрассудками, суевер;шаи. .
Плоатель стремится"к ыакс;:иалы»й сбьектовласск оцгнах ¡bkísí, пока до конца ка непонятой, отезда « оЗрацскхо к пггогфафкчгезелу очерку., лс?ор_л"; обязательно содержал исслсдолг.гол^е:::;:! :: объяснял слсгянжлеся явления, особа: ого содергакш Cœ civcp-екк" ::с:д.:ентаркй относительно особенностей исщ;:о;:аль;:ого xapaicvepa, суслся:! нравственного р^зькткя црсзсолэдл-са. Следуя срадоц;:яу натуральной пколц, Реиэтиикоз прллодп? tícracirr. до;^2:«алг,ко-:мслодо^л-сольсккЙ цатеркал о бите Q&ps&sofo народа, кегсриЛ равцрузге/лй: ¿ ожеанки города, г.:илщ, уевзр:;. С ггйоззгстгон "кителя в^угрежях губорллй'' гмкярак лея он к lo вид capota. Рс^тллк лл егта- ' ется отлетать па вопрос:! о .с::, что согсазлязс слсл::::'.-:;злу2 осолу, какздз оакопаж рзгулхрустея ллрелокал »заь, или склада елгтел г.арзд-
и ¡грндкчзагска ажохааа», калоза евр&зо'.ацз.':
к воспитали:. Кпогочислск:!^ отаографич:ск;:5 кз с-грсйо^й
KJ подсизки у PCCSÏÎSSOSS ссгукиьксй харси«орскяипа гкгрод^, сау^сго и тотальной рлбетле у гззударсу^, реллглл, деазг.
Шесте с теа нельзя сказать, что писателя удалось худсгест-венно воспроизвести национальное сознание этого народа. Перед на-ии сбытовлекноэ рсгеняо национальной проблемы. Бэт, а нэ кенталь-ность выступает. 5л первый план п очерках еврейского цикла., Изображаемая ср^а нэ ¿споена писателе:.' до конца.
Если г "Подлнпогцах"\ проблему национальной самобытности коуи-пар.мяцкого народа азтор ропает, исходя языка, ыкфоз, идеалов, ценностных ориентация, трудовых навыков, фольклора, из наблюдения ••»а поведением героев в экстремальных ситуациях, исходя га предрассудков и стереотипов, из трактовки ноцпоналыгьм характерен пространства и времени, из способов воздействия на природу и т.д., то а очерках еврейского цикла его возможности ограничены.
Жанровыз особе-тности :очеркового портрета рассматривался в §3 "Пер50с:.здслсние агиогоаЬичесэтк традиций п очерке "Никола Знаменский". '
Для Реаетникова кэ характерно изображение психологических состояний в их изменчивости, нестабильности. Психологизм Вгаетгацсова в другой - он рисует различие психологические типы, и как средство раскрытия психологии выступает панр очеркового портрета, В центре внимания таких очерков,, как "Дьдуска. Оннску", "Куаупха'Мирониха", "Никола Знзменекий", "Иакся", "Язка", "Пилохвостов", "Ильич", "Ставленн:®" и др. оказались отдельные психологические состояния человека, его чувства, оыоцконалымэ отклики 1а события сне=него , мира.*- * ' ■
Индивидуальность человека огрс-тчегга у РЪгстгпксоса прямолинейным отнесе:п:еи еэ в одну из двух катогор:1Л - добрых или злых, полоявтеяызде или отрггцателкгых, что пзяло свое отрезениз и в формирования циклов "Дсбрыэ тадн" я "Забыгыз дядя".
Образ Николы Зкоыепекого по зклызяу автора позволяет выяв:ггь з окрузет£:еЯ действительности нечто гочноэ, кеягмгняеаоэ,' настоящее. Богатый, унякалыей «атеряал дает возисгнсстъ Ретупппгезу сбратктз-сИ к традициям агиографической литературы, нагэдаяа своз воплощение ■ и а трактовка характера героя и в худсг?ст"егагсу построения очерка.
Трудно назвать Нкяолу г^—топ*., плохо синего служ-
бу, все время пропадгжцзго на с?сга, редко бывапцзго тродж-л - святым. Но для Регстпикогз цзлкгпс-ть, неординарность шл^ц ссы-нен:я нз подлежит. 3 дакнем случае уместно кгпсынить кзккз-иаакпо Д.С.Лихачева, которой отнечал, что з гятяи гсроЗ выззд из обыденной "'гз1г:: и приподнят над ней. Сред, герезз ссть из только яода,
сознательно посвящающие себя слухеню богу, но и те, кто не знает волитв не уыеет читать, не думает, что служит господу, а просто люди садоотреченные, вивущие затем, чтобы помогать окрухшцим. У Решетнш «а астие ироя дается как бы преломленным через обыденное созыниь. В образе Николы Зкшснского воплощена вера, идущая не от интеллектуального начала, а врожденная, естественная, так называемы! обыденный, "нижнпД этаг" народного религиозного сознания.
Жизнь духов.1.ого лица - священника Николы Знаменского - охазы-саетсл тесно вплэтенно!. в шф быта и определяется повседневными нуждами. Содержание образа у Реаетнихова определяет физическое су-цаствование, физическа: природа человека.
Уникальность образа Николы подчеркнута cairn- построением очерка, которое основывается на принципах иконописи, характерных дхя агиографической литературы в цоиои. Д.С.Лихачев называл это явление тяготением к аисамблсвости. Отиочеюи расчлененность повествования обусловлена особенностями типизации Реаетнихова, который рассматривает деятельность человека на уровне поведения, выражащегося в четко расчлененных действиях, отвечающих тем или ишм ккзнонныи импульсам.
¿месте с тем, ответ на вопрос - удалось ли Решетникову выразит] религиозное сознанк^ русского народа? - будет отрицательно!!. Оставаясь в рамках обыденного сознания, писатель не испит до конца осмыслить и воссоздать целостную картину религиозного сознания. Достоинство его таланта в другом - в прекрасном знании локальна религиозных верований определенного социального слоя людеЯ.
Глава Ш "Поэтика повесгвованип и рассказал Ф.М.Рететкикова" посвящена вопросу влияния метода народного реализма па повествова-тельцув манеру, которс. проявляется в снятии стилевой иерархии. Писатель *очицаети слово героя гт эмоций и краток духовно! > автора, он как Си становится на позиция "бесариетр-стного свидетеля". ' Стилеюе освобождение речевой стихии объекта из подчинения активному авторскому с1обц-.дчеиу слову сказалось в снятии границ«, с.делящеА литературный язык от разгозорного, в господстве одноголосы!, -днофункциопальной речевой стихии объекта., героя. Возникает особый эффект.: кажется, чте сам ст^кя народного сознания выходит из плена д реотипов восприятия о позиции "висомого" сознания, зама себя раскрывает и пытается осмыслить. ■ "
В § 1 "ВЦр^НМ ШадИрг? W>CffW№4 f Тордозавод.
с кие люди" исследуется, на* форма перса лфицкрованного повес .-вовант
аогает писателю показать прздстаилешк, , ш:с'*/.ш;та,
доении, которое л&кь-*' а основе ¡лрол^ого '.'чрго^анпл.
Решеттаса j> cjoe-; pacos&se рйзярааал погсшэдо si тодкога-:э сбмвыоы «зсзадшем зсяоно^ерноасеЯ кюнъ, ей слсг îct.. и ди-«стичности. Скес&эяь аод»7 и резав**» обыденного всз-
лнл) рлд ir.ípoB03spcK4tíCSíJx проблей: порлд чгыи >: обоблугнилд сис-ыа узглкдоу im инр в долей, на ueevo ся^ш^к аьзаш а мире н . ссоз собственное место в ней. Перод vanaesa* р&здоргчия&етсл атаидтивнос, природное» понг-лчико !•; ovhoüoicío к де^стая-
аькости, озоэяаше екпела иге дчяп'слькзс :л и судьбу пе-оиечзстаа.
Стсэда cv^kovîwcii ксчо/. логики аооурзеш« рдсош>*, состоя-iro :з rpax -*сстзЗ. 3 пэрзей едзти Роз-'лпмкоа обчив
гляди на икзхь коллектива гернорабоч-к, да»*' анализ действительней с доем* прения коляектиьиого ог£»8Сз:юпк. Ka мчситабность юблеа, сглгзиь-пк с сссз:ал:.й:л novpt-wííouveü, традиций,
■аз, с осозкгпхоа {^дрсстк а гекиьяижЯ простоты коллективной ани, jkssukvb*' и заголовок - "£здоИ. Сгорая чгзть - "Пияесощш;" -езжена расек&трйсь» огдэхькзх язшмЗ горкозазодокой яаэки, сая-даяяс ö судьбсЯ оск&изедо кзрдзрйы^'э
еть и обуздозг-дпссть убагдksîîî и »здголоа спсэго героя кеялектка-:=л! с»касаа. ¡гглекзц, з тр^л-аЗ ч^угл, хогерая кгзчтотся 'pu брата", ¿уют о с^десгаоси-ал каяд«к«чшого и иа-
■еадусдьисго» о средяазксчапга чзлегэд», а сто нзсуа а злзш:ом ir отвьорачкгса аира.
í'aiw.nzorsí-^w устгсга рассказа слалла'.-аа m Гд^ддезсЕа пран-аея позткан. ¡"ьк^рп соззелкззкял а ^Гаразэг^одзхс; ладял" oütici-:жв»едаж..50> .цсрсдоП зпезя реджкгкйзвя, кзвЗрйЗох^.ассти аа-■рас-'дг, » пгл'ерк; азтзр p¿<??2C¿r¿, с:: саркг я прелиддет csco ггев'ъюгязэ iratbsa a enccrxx.
ü рда с-грглагз оязбежостп ая- •
'дгизго и ь-Э'.'срсз cncp^cl«
йсезяу соазсусзиж'",
гй^зз^одеглг iWcvp^íco .гзйгл, др;.т.5и сто-
1'узкг.ма Т.Д. üscsc^x-fn cC^wsros otzr^zrj // ftKcao^ü» и ipa-пготжя <jopsai C03tîCKSM. II., 1973, C.IGÍ.
дпииуты на зторо" azi.:: в проязлязтся преаде бссго как осознании единения, к a:: кролпоо родство. £пзс?з с тел герсй-рассказчик анализирует фактора, сфор^крозаз'лкс; ого собственный характер, к исходит при ото« s-ia аироксе обобщение социально-исторического опыта гор-козаиодских рлйоал:, ь те« числе i; скстешл соспитакня. Концепция личности в по::к:.:апкп рассказчика сьяаана. с ocoshsiu:«j челэггяоа необходимости ¡п-гутрзпнсП свободы и потребности у гармонии с окру-салхдей срздоЯ, с христианский шгокш прагедного человека, которому за муку, "воздастся сторлллп".
Хархстер героя-рассказчика и других ксрсохкдыей а Тораоззаод-сjnac ладях" определен природой и социальным ояэтои. Но Ро^зтникоб -не вульгар:^:.": социолог, у пего нет up¡a:cro кэрогхэчеиня социальной среда на характер, Дрсокай одр человека из народа сяоаен, "иеодко-оначеи.и протипсрсчпз. Pciosvkhkoíj еыог пто показать, "передоверив" повсстковакпо сапоуу поедет свито;:::) исхода, который способен усидеть зя»нь d дкалсптнадспсы движении и оъ'кликпуться ка кое. Заслуга Ре-иеикЕоса а дг.:-:чсы случаи и малскаакькой объективности. оц1:юк, и сознательнее уходе от п^огекг.лции и вульгаризации народной ¡лизни.
2 "il^'Tí"'^'-?^ горог.о.иих гго!г:"дгх''
посплцен ¡зализу пронзиодзпнЯ, нализанных с IS56-I357 гг. для t;yp;ia-лоз "¡.'окра" в "Ьудальпкг", рссскаоу "Белуга", "Дои в пять отаксЛ", "Квартира Г' 25", "Холера", "йогзстъ об стетл-влс:.; коллс;ло:.с:.: copo Зуботычине.-" рисует пс-ртргт "йдр:айхзсерзиой циклизации", зиши-caysi, .q/xcihck X£:.~-kows2, сторг£5и:с-;1 от п;»ос.;гй почли,
от одорс:.оГ.
icCsrc- о? открытого цроязлеизя »тореной полиции, ксаол^ауя призм ссаоразоЗлач^:::,- ropo;:.
■ 3 городских пж;: пот г.<&СУ12я> а сот:, услш» бит,
'по он ото цроиз-
срез Зссжлсягс кз^аг^азг, 'по, и от-
ст *...v: or..:;.:: црпр?доЛ,
дс&сгаЯ {¡йлдг^чо-.' городская сиипъ Олл: (íjr.-;.«)
uoacj иачаз'ло, H.-vcpoi o^a^ica«?«; ко прлродсГ., л лпчноз'.чгып зо-треоыоотллп, рагъс.'^глдгчя: езд.';':. Йзсбрсазняэ кздЗгсзва ус.-оГдгл-бссти этого &гг:а, своеобразная :,:онуыс::таль::ссть, характерной для сатпричзского про:кзиодс:и:я отсутствие, псгаологкчмккх ньзаксоа у P«i-CT¡3iKo^. uais:: sypa-ssisso ь С-и:сирог.ании поонспи и поси героя, в тяготеггли к дра::атизр^;п токата. Городские рассказы - это скорое' сцы^:, в которых гораздо ригоьор псрсоиалоГ. или их гызли,;1
че^ са;;ет. Ресетиикоз до предела cssa^ss авторетеист, дозодя
его до, значения сценических ремарок. Тема и полемняо раскразоатсл не автором, а сглнтли дсЯствуа'ди:.:и' (часто гл/енно не дейстпую:'".::.::;, a только разговаривгщтаи) лицами. Среди них пет ярких личностей. но есть люди в их повседневной яизни. 3 отличие от героя-рассказчика .в "Горнозаводских людях", они представлял™ собой иктереснуэ форму "несудщсго" героя. Лишь ренярки автора раскрываю? ту трагическую-' ситуацию, в которой они оказались.
В Зяклпиенчи подводятся итоги исследования, формулируются вы-* води, намечаются перспективы дальнеЯсей разработки те:лг.
Тпорчество Ресетиикова оснозано' на принципе многократного вос-приизгеденил типовых архаических моделей сознания. Г.!кросчуа;енке его героев восходит к древним, архаическим формам.' Это традиционное понимание спязи человека и окрукглцоЯ его деятельности < где преобладают силы сопрягаащие,. но не разоСг^яциз, что диктует приоритет коллективных начал над личностюдгя. Подобный тип отношений лвдей с окруиагциа миром определен и характером трудовой деятель-» ностн, которая не кислится вне коллектива.
Вместо с там, нупю констатировать, что воспроизвести народней менталитет в.целом ему из удалось. Ссц"аль:~:Л отногргфнз:,: Реззтникспа ярче отражает но нациокадьноз б;;тиз, а квцнэкальнпй быт. И з госпроязводзнии религиозного созкгняя ему более понятно всрогя-ннл определенной социально-этнической групп:.', ксг:еяй народа в цзлеч. В сипзи с зтет -г-псто говоря? об огр-и'глтапгсстн реализуя Ресзткикова. Да, оставаясь сам по }«огом в ретзях обвдяиого созпетдя, писатель,-слеш, "обнять нпродкглй мир лозмсаак» более гфугезором" » пз
с:!ог из очерков построить "моногрэф:» отдельных отлов"*, го «лог отразить ебцг.о теидекцка национальной кизкя. По »тем я гриплскэтелъ-нд поз;а;!!я Ре^еппжова, что о:;а оркийр;гро7£кл не кг» ятесасз, гтнтел— 'яеатуальноо начало в духовной «зиа общества, а яа аоясодкегяуз, . обпдешжо-ггнтересп я ррздетазлзняя. Upan Н.Г-.12элгу;:оп, ?с^стпн::о.г» "не такой, вез", "его нельзя :,ер:гг:. пройгая керялмя". Творчество Реизтшкоеа представляет собо" тот тип худокзетвепюй куяьтурм, которяй а XX веке получил назво.'из культура "прплятнва". Его творчество вырастает сяоктднко га рлубочоРллях пяастоя духовной гязия, почти без участия яггеллекта и рефлексия. Его мсгно пикать носителем, а не хозяином своего таланта.
* Еелгунов Н.В. Народвгй реализм » . литературе. С, 316.
Очерки и рйсскязи й.Д.Регаетштогл отраглот деПстзитэльнсгт;. слонявшуюся при конкретных исторических услоппях, социально четк< опрзд леннуо, протекаадую по со^стзень-.лл закошм. Это - догтглош слогане, иногда о^ шь опосредованное отображение действии) лькост! понятой не только как внешня битовая конкретность, по во всем ш гообразии реальной и идеальной гизненнсЯ сдери. Использование к < рублениз я процессе этого отражения »'материала высо'^ого искусстгза происходит в прсдессо сложения собственной образной систем!. Кал; чие собственной образ» ч:ти, а на слепое подражиша, переосмпслего а не бездумное и неловкое кгзитирэванко в^солого искусства нежу тс 5 1Ш1 очень вялишй особенностью художественной позиции Редетникопа,
По теме диссертации бцли опубликована следующие работы:
I. Еллиа Принципы елализа сатирически;: рассказов Й.1!.Р< езтникова // Проблема художественности и анализ литературного прс из ведения (в Бузе и школо). Пермь, 1989.
. 2. Едина Е.Ф. Особенности повествовательной ыакеры о рас ска: й.15.Решетникова "Горнозаводские лада" // Доргачовсхие чтения. Тег си ^окладов н сообщений научной конференции. Екатеринбург, 1992.
3. Едина Е.О. К проблеме рзчзпой характеристики героев в оч< цах еврейского ципла О.Ц.Решетникова // Слово о литературной ток« Тезней докладов научной конференции. Екатеринбург, 1993.
й. Елина £.0. Соотиоаение позиции автора и героя в городски; рассказах й.Ы.Реиетникова // Депонированная статья.