автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Поэтика прозы Алексея Варламова

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Федорова, Татьяна Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Астрахань
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'Поэтика прозы Алексея Варламова'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Поэтика прозы Алексея Варламова"

005012358

ФЕДОРОВА Татьяна Александровна

ПОЭТИКА ПРОЗЫ АЛЕКСЕЯ ВАРЛАМОВА

Специальность 10.01.01 - русская литература

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

1 2 МДР

Астрахань - 2012

005012358

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Астраханский государственный университет».

Научный руководитель - доктор филологических наук, доцент

Звягина Марина Юрьевна.

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Бронская Людмила Игоревна (ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный

университет»);

кандидат филологических наук, доцент Дмитриева Юлия Леонидовна (ГАОУ АО ВПО «Астраханский инженерно-строительный институт»).

Ведущая организация - ФГБОУ ВПО «Московский государственный

педагогический университет».

Защита состоится 16 марта 2012 г. в 15.00 на заседании диссертационного совета ДМ 212.009.11 по присуждению учёной степени доктора и кандидата наук по специальностям 10.01.01 - русская литература и 10.02.01 - русский язык в ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет» по адресу: 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20 а, конференц-зал.

Текст автореферата размещён на официальном сайте Астраханского государственного университета: http://aspu.ru.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет».

Автореферат разослан 14 февраля 2012 года.

Учёный секретарь диссертационного совета, доктор филологических наук

Е.Е.Завьялова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Алексей Николаевич Варламов - известный современный писатель, чье творчество опирается на лучшие традиции русской классической литературы. Его проза развивается в эпоху рубежа веков, когда, наряду с тенденциями сближения различных художественных систем, наблюдается закономерное возвращение к реалистическим средствам изображения действительности, к традиционной для классической литературы системе ценностей.

Проза Алексея Варламова представляет собой значительное художественное явление в реалистической литературе конца XX - начала XXI века. Творческое наследие писателя воссоздает культурную атмосферу эпохи, формирует понятие об эволюции историко-литературного процесса.

С самого начала литературной деятельности Варламов-писатель интересует критиков и литературоведов. Оценка творчества А. Варламова неоднозначна.

В начале творческого пути А. Варламов, как утверждает П.В. Басинский, писал «осторожно, сдержанно и, кажется, не совсем свободно, как будто "на пробу"»1. Н.Л. Лейдерман и МН. Липовецкий включают имя А. Варламова в ряд писателей, произведения которых близки «традиции классического реализма». Метод писателя, как особого рода «леонидоандреевский» реализм, характеризует критик В.И. Славецкий. Г.Л. Нефагина говорит о А. Варламове как о писателе, развивающем в реалистической прозе 1990-х годов «религиозные темы». Ю.И. Минералов называет творческий метод художника «символическим реализмом».

Встречаются в критической литературе и негативные оценки творчества А. Варламова. Так, например, Г.Г. Ермошина в статье «Ностальгия по несостоявшемуся», посвященной анализу романа «Купавна», говорит, что автор «пытается открыть уже задолго до него открытые истины»2. A.C. Немзер в своем отзыве на повесть А. Варламова «Рождение» заостряет внимание на «идеологизировании на уровне университетских общаг»3.

Разброс мнений в критике о творчестве писателя делает насущным решение вопроса о специфике поэтики А. Варламова.

Необходимость в расширении представлений о творческой индивидуальности художника и его месте в историко-литературном

1 Басинский П.В. Варламов А. Здравствуй, князь! Сентиментальная история [рецензия] // Литературная газета. - 1992. - 11 ноября (№ 46). - С. 4.

2 Ермошина Г.Г. Ностальгия по несостоявшемуся // Знамя. - 2001. — № 3. - С. 221.

3 Немзер A.C. Упражнение № 76. Местоимения // Литературное сегодня. О русской прозе. 90-е. -М.: Новое литературное обозрение, 1998. -С. 78.

процессе рубежа ХХ-ХХ1 веков определяет актуальность диссертационной работы. Многоуровневый анализ прозаических произведений писателя с точки зрения проблемы художественного конфликта и хронотопа демонстрирует продуктивность подхода, позволяющего сформировать динамическую концепцию его творчества и существенно расширить представление о поэтике его текстов. Творческий опыт писателя в настоящее время не осмыслен полностью. Практически неразработанной в современном литературоведении является актуальная проблема анализа доминирующих приемов в прозе А. Варламова, призванных наиболее адекватно передать авторскую концепцию мира и человека. Самостоятельных работ, посвященных исследованию типов конфликта, пространственно-временной организации текстов, мотивного анализа не существует. В связи с этим плодотворной и необходимой представляется задача исследования эволюции системы данных элементов поэтики, позволяющих выявить идейное и художественное своеобразие творчества писателя. Некоторые литературные критики определяли общие свойства творческой манеры А. Варламова, фокусировали свое внимание на анализе отдельных аспектов поэтики его произведений, очерчивали круг социальных, этических и философских проблем, составляющих основу содержания его текстов. Однако ряд вопросов, касающийся эволюции его творчества, остался нерешенным.

Первый и пока единственный шаг в изучении творческой личности А. Варламова сделан Ю.А. Счастливцевой в диссертации «Проза А. Варламова 1980-1990-х гг.: жанрово-стилевое своеобразие» (Магнитогорск, 2007). Данная работа в значительной мере углубляет представление о жанровом своеобразии варламовской прозы.

Следует признать, что творчество А. Варламова, обладая несомненной художественной ценностью, нуждается в глубоком и основательном научном изучении. Постижение его внутренних закономерностей станет возможным в результате последовательного и систематического исследования поэтики, что и обусловливает научную новизну. Диссертационная работа поможет восполнить определенный пробел, существующий в изучении творчества писателя.

Предметом изучения являются содержательные и функциональные особенности элементов поэтики прозы, выявляющие специфику художественной картины мира писателя.

Объект исследования - художественная проза А. Варламова, материалом служат произведения малой формы и романы «Лох» (1995), «Затонувший ковчег» (1997), «Купол» (1999), «11 сентября» (2003).

В диссертации намечены пути изучения поэтики прозы писателя, в частности, рассмотрены такие важнейшие элементы идейно-эстетического комплекса, как сюжет, конфликт, художественное время и художественное пространство, а также предпринята попытка исследования доминирующих

мотивов прозы писателя на примере ключевого романа А. Варламова «Лох». Несмотря на нарастающий интерес исследователей к творчеству писателя, в частности, к указанному произведению, в современном науке нет специальною исследонания, посвященного анализу мотнвного комплекса в нем, не определено место романа как в творчестве А. Варламова, так и в современном литературном процессе в целом.

В качестве гипотезы исследования нами выдвинуто предположение о том, что для индивидуальной системы элементов поэтики прозы А. Варламова характерна доминирующая роль мотивов и сюжетов. Вместе со специфическим хронотопом они формируют образ художественного мира писателя. Исследуемые аспекты выявляют творческую эволюцию автора.

Цель данного исследования — анализ комплекса элементов поэтики прозы А. Варламова, являющихся определяющими для формирования картины мира писателя. Для достижения цели исследования в диссертации решаются следующие задачи:

- определить специфические составляющие поэтики прозы А. Варламова, характерные для творческого метода писателя;

- исследовать своеобразие сюжетов, выделить доминирующие и периферийные конфликты в прозе писателя;

- проанализировать мотивную структуру, выявить традиционное видение и индивидуальную авторскую интерпретацию мотивов одиночества, скитальчества и судьбы в контексте ключевого романа «Лох»;

- охарактеризовать особенности художественного времени и пространства в прозе А. Варламова, выделить героев динамических и статических, связанных с хронотопом произведений.

В работе используются принципы целостного изучения художественного произведения в тесном взаимодействии со структурно-функциональными и сравнительно-историческими методами исследования художественного материала.

Теоретической и методологической основой данного диссертационного исследования послужили труды историков культуры и литературы М.М. Бахтина, А.Н. Веселовского, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, В.Б. Шкловского. Теоретико-методологическую базу исследования сюжета и конфликта, составили концепции, разработанные в трудах Ю.Н. Тынянова, В.В. Кожинова, Е.С. Добина. Нами использованы отдельные положения теории Ю.Г. Кудрявцева (исследование типологии конфликта), Л.С. Левитана и Л.М. Цилевича (аспекты изучения сюжета в системе литературного произведения). Для мотивного анализа и исследования хронотопа были использованы труды О.М. Фрейденберг, И.В. Силантьева, Н.Д. Тамарченко, A.B. Огнева. В работе также учтены подходы к явлениям русской прозы XX века таких ученых, как Г.Л. Нефагина, М.Н. Липовецкий и Н.Л. Лейдерман.

Научная значимость заключается в системном анализе поэтики прозы А. Варламова. Результаты исследования позволят углубить понимание своеобразия художественного творчества писателя.

Теоретическая значимость диссертационного исследования обусловлена разработкой типологии конфликтов в прозе А. Варламова и определением доминирующих черт поэтики творчества писателя. На основе полученных результатов создается возможность расширить научное представление о художественном мире Алексея Николаевича. Сделанные в работе выводы могут послужить основой для дальнейшего теоретического изучения его творчества в современном литературоведении.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее результаты могут быть использованы при подготовке спецкурсов, посвященных творчеству А. Варламова, при разработке общих и специальных лекционных курсов, в проведении практических занятий по русской литературе XX века, а также в процессе дальнейшего исследования истории русской литературы рубежа XX-XXI веков.

Положения, выносимые на защиту:

1. Своеобразие поэтики прозы А. Варламова определяется как взаимодействие концептуальной функции сюжетов и конфликтов с мотивной организацией и функциональными свойствами хронотопа в прозе. Специфическими составляющими поэтики писателя являются четко прослеживаемые типы конфликтов, мотивные комплексы и иерархически организованный хронотоп.

2. Идейно-эстетическое своеобразие прозы А. Варламова во многом обусловлено особенностями художественных конфликтов - социально-этического, психологического, онтологического. Преобладание в разных произведениях того или иного типа конфликта свидетельствует об изменении масштаба авторского мировидения и эволюции мировоззрения. От изображения событий, происходящих с отдельным героем, к осмыслению важнейших закономерностей бытия - такова динамика художественного конфликта в творчестве писателя.

Особенностью творческой манеры писателя становится совмещение двух типов конфликтов, в результате чего появляется социально-психологический. В более позднем творчестве круг проблем существенно расширяется, что обусловлено ориентацией автора на религиозные и мифологические типы сюжета. Своеобразие художественного метода А. Варламова определяется как взаимодействие художественных принципов реалистической и мифологической систем.

3. В творческом методе А. Варламова отмечается склонность к повторениям, возвращениям к одним и тем же образам и ситуациям. На примере романа «Лох» выявляются доминирующие мотивы всей прозы писателя - одиночества, скитальчества и судьбы, которые реализуются в

сюжетном повествовании с помощью сопутствующих им мотивов тоски и «блудного сына>>. Все они выполняют сюжетообразующую функцию, соотносятся с пространственно-временной организацией текстов и образуют единый религиозно-философский мотивный комплекс.

4. Сложное переплетение временных и пространственных планов, сочетание различных типов художественного времени (социально-исторического, природно-циклического и мифологического) и пространственных форм («бытовой» и «бытийной»), создающих образ многомерного, иерархически организованного хронотопа с доминантой мифологического времени и «бытийного» пространства, организует художественную картину мира писателя. В «бытийном» пространстве происходит духовное возрождение героя, поэтому данный тип пространственной организации текста тесно связан с варламовским типом героя-«мытаря».

Апробация диссертации: различные аспекты проблематики диссертации получили разработку в статьях и выступлениях на конференциях разных уровней: международной научной конференции «Малоизвестные страницы и новые концепции истории русской литературы XX века» (г. Москва, 2005), международной научной Интернет-конференции «Художественная литература и религиозные формы сознания» (г. Астрахань, 2006), II Кирилло-Мефодиевских чтениях «Традиционная славянская культура и современный мир» (г. Астрахань, 2006), Всероссийской научно-практической конференции «Особенности духовно-нравственного формирования личности в современных условиях» (г. Михайловна Волгоградской области, 2009), II Всероссийской научной конференции «Научное творчество XXI века» с международным участием (г. Красноярск, 2010), II Международной заочной научно-практической конференции (г. Краснодар, 2011), международной заочной научной конференции (г. Чита, 2011).

Цели и задачи исследования, логика их решения определили структуру диссертации, которая состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка, который включает 201 наименование.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении дается обзор научной литературы о творчестве А. Варламова, характеризуется состояние изученности проблемы поэтики прозы, обосновываются цели и задачи настоящего исследования, определяются актуальность и научная новизна диссертации, объект и предмет изучения, излагается теоретическая и практическая значимость полученных результатов, формулируются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Концептуальная функция сюжетов и конфликтов в прозе А. Варламова», состоящей из двух параграфов,

рассматриваются сюжетные схемы и типы конфликтов в произведениях писателя.

В параграфе 1.1 «Содержательные особенности сюжетов в прозе А. Варламова» обосновывается выбор сюжета как первоочередного элемента поэтики. В прозе А. Варламова нами выделяются сюжеты, основанные на автобиографических сведениях, сюжеты, в пределах которых развивается социальный конфликт, и сюжеты религиозной направленности.

Стало закономерным рассмотрение произведений писателя в традиции «нового автобиографизма» (Н.Л. Лейдерман). А. Варламов превратил собственную биографию в неисчерпаемый источник разнообразных сюжетов, подверг реальные факты поэтической обработке и преобразовал конкретные достоверные события в художественные тексты.

Автор произведения одновременно является его героем, а события жизни в их хронологической последовательности - сюжетом рассказов «Присяга», «Любимовка», «Галаша», повестей «Здравствуй, князь!», «Рождение», «Теплые острова в холодном море».

В разделе исследуется значение сюжета о русской северной окраине («Дом в деревне», «Падчевары»), Результатом эволюции, которую претерпела «деревенская» линия в прозе А. Варламова, становится не идеализация села, а остро критическое изображение деревни. На фоне социально-политического упадка страны тема вымирания русских станиц приобретает драматическое звучание. В повестях «Дом в деревне», «Падчевары» за пронизывающей ностальгической тоской легко обнаруживается мифологема потерянного рая. Эта тоска А. Варламова связана с разрушением прежнего уклада крестьянской жизни, с утратой традиционных духовно-нравственных ценностей.

В основе таких произведений как «Тараканы», «Звездочка», «Вальдес» лежит социальный конфликт, их сюжет основан на противоречии взглядов персонажей. В поэтику произведений вводятся многочисленные детали и приметы времени, позволяющие объемно и полно представить историю страны. Судьбы героев тесно переплетаются с историей России.

От социально-исторической направленности исследования общества А. Варламов берет ориентир на психологизм и эсхатологизм, что обусловливает появление в его творчестве романов «Лох», «Затонувший ковчег» и «Купол». Автор определяет их как «своего рода трилогию о вирусах, которыми поражено национальное сознание: в "Лохе" - это апокалиптицизм, в "Затонувшем ковчеге" - сектантство, в "Куполе" -утопизм. При этом во всех трех на первое место выходит мотив бегства от реальности. Герои романов — современные люди, мятущиеся,

неустоявшиеся, сомневающиеся, часто никчемные, но пытающиеся найти себя»4.

Анализ произведении «Покров», «Сочельник», «Мытарь», «Таинство», «Лавина», «Лох» позволяет говорить о присутствии религиозных интенций в реалистическом методе А. Варламова. В перечисленных работах выделяется особый тип героя - герой-«мытарь», в котором переплетаются черты образов «лишнего человека» и «неофита». И хотя изначально типы эти были скорее противопоставлены друг другу в социально-психологическом плане, в литературе конца XX века они наполняются новым содержанием в соответствии с историко-культурными реалиями времени.

Особый интерес А. Варламова вызывает растущая тенденция духовного отчуждения личности от социального мира. Все эти произведения объединяет схожая сюжетная схема: герой уходит от окружающей действительности, ищет одиночества и принимает веру. Особенностью сюжетов данных произведений является бытийная неопределенность в сознании героев. Персонажи, преодолевая разнообразные испытания, приходят к вере не как официально-православной традиции, а к вере истинной.

В рассказах «Покров», «Мытарь», в романе «Лох» прослеживается обращение к экзистенциальной проблематике. Воспринимая тенденции развития современной прозы, писатель продолжает нравственно-психологическое исследование человека, совмещая в своих произведениях социально-исторический контекст с религиозным. Мифопоэтический план данных произведений связан с героями потерянными, выпавшими из своего времени. Внутренний мир персонажей раскрывается не посредством чисто психологического анализа, а по принципу выявления знаков духовного становления в наиболее ответственные периоды жизни. В произведениях писателем создается «пограничная» ситуация, нарушающая ход обычного существования. Герои, находящиеся в привычных условиях жизни, вдруг выталкиваются за ее пределы (старик, священник, Саня Тезкин). Актуализируется образ героя-«мытаря», появление которого связано с кризисными, рубежными моментами российской истории. Высвеченное писателем сознание человека переходной эпохи пронизано безволием и отсутствием жизненных ориентиров.

В параграфе 1.2 «Типы конфликтов в прозе А. Варламова» представлена классификация коллизий на идейно-содержательном уровне. Подробно анализируются основные и периферийные.

В диссертационном исследовании выделяются три основных типа

4Боровская Е.Р. Образ ребенка в современной русской прозе: творчество А.Н. Варламова // Мировая словесность для детей и о детях. - М., 2004. - Ч. 2, вып. 9. -С. 219.

конфликтов, характеризующих поэтику прозы писателя: социально-этический, психологический и онтологический. От социальной направленности исследования общества автор идет к психологизму, а позднее заявляет о доминанте христианского кода в своем творчестве. Помимо трех основных типов, А. Варламов активно использует другие частные разновидности общих конфликтов или микроконфликты: любовные, этнические, семейные.

Для начального периода творчества А. Варламова, когда доминируют в основном небольшие по объему произведения, характерно монопротиворечие, которое в дальнейшем все более наполняется конкретным психологическим смыслом. Писатель на протяжении всего периода творчества продолжает разрабатывать и социальный, и психологический, и онтологический конфликты, отдавая на позднем этапе предпочтения онтологическому.

Во второй главе «Мотивная организация художественного мира А. Варламова», состоящей из двух параграфов, исследуются мотивные комплексы и выделяются доминирующие и периферийные мотивы.

Параграф 2.1 «Роль мотива в системе элементов поэтики прозы А. Варламова» посвящен исследованию системы мотивов как одной из важнейших форм выражения авторского сознания. При оценке всего творческого опыта писателя, отмечается его склонность к повторениям, постоянное возвращение к одним и тем же образам и ситуациям. Несколько сужая художественный диапазон творчества, останавливаясь на одном из ключевых произведений, мы прослеживаем доминирующую линию, образующую единый религиозно-философский мотивный комплекс.

В диссертационном исследовании выделены не индивидуально варламовские, но занимающие большое место в его творчестве так называемые вечные мотивы одиночества, скитальчества и судьбы.

В параграфе 2.2 «Мотивный комплекс в романе А. Варламова "Лох"» подробно исследуется ключевое во всем творчестве произведение с точки зрения мотивной организации. Стремление охватить практически все стороны бытия делает исследуемый текст значительным явлением литературного процесса конца XX - начала XXI веков.

Реализация мотивов одиночества, скитальчества и судьбы осуществляется с опорой на религиозные и философские идеи писателя, а в сюжете романа они получают смысл поиска героем своего места в жизни.

Исследуемые нами мотивы в романе «Лох» имеют ряд одинаковых особенностей:

- они связаны с поиском героем истины;

- они являются проявлением взаимосвязи событий в жизни героя;

- они согласуются с пространственно-временным хронотопом романа;

- они содержат «бытовую» и «бытийную» направленность.

Одиночество - мотив, пронизывающий почти все творчество А. Варламова, выражающий умонастроение писателя и наиболее ярко воплотившийся в исследуемом нами романе. Данный мотив, свойственный романтической традиции русской классической литературы, у А. Варламова получает индивидуальную интерпретацию в условиях российской действительности конца XX века. Мотив реализован в образе главного героя романа. Как внешняя характеристика, одиночество - это отчужденность, удаленность Сани Тезкина от мира людей, а как внутренняя - это нравственная позиция героя, не понимающего и не принимающего окружающей действительности.

Данный мотив существует в романе А. Варламова в двух полярных, ценностных измерениях: только оставаясь в принципиальном одиночестве, которым Тезкин мучается и к которому в то же время стремится, право на которое он оберегает и отстаивает, он может постигнуть истинную христианскую веру. Он тяготится своим одиночеством, до конца жизни страдает от невозможности быть рядом с любимой Катериной, терзается от неотвратимости смерти отца и невозможности донести до людей Истину.

Мотив проходит и через судьбы других персонажей романа - Левы Голдовского, Катерины, отца главного героя Ивана Сергеевича. Так А. Варламовым выражена трагическая судьба своего поколения, обреченного жить в одиночестве; его внимание сосредоточено на проблемах человека и общества в условиях духовной и исторической смуты рубежа веков.

Сопутствующим в романе становится мотив тоски, который расширяет и конкретизирует значение доминирующего. Появление данного мотивного комплекса в творчестве А. Варламова связано с отражением кризисного сознания современного человека, с феноменом отчуждения и самоотчуждения личности, переживающей любовную драму и утрату связи с миром. Одиночество героя приобретает экзистенциальный характер - это одиночество перед лицом мироздания.

Скитальчество - еще один устойчивый мотив творчества А. Варламова, связанный с героями пути, чья дорога приобретает метафорический смысл, ассоциируясь с представлениями о нравственных и духовных поисках смысла жизни.

Тезкин изменяет свое местоположение не только в географическом пространстве, но и ориентируясь на идеалы христианства (физическое перемещение становится следствием духовного просветления). Он не заблудший, а ищущий человек, духовное прозрение которого изображается постепенно.

Согласно религиозной традиции, в движении принято было изображать лишь людей мятущихся. Грешный человек должен пройти через страдания и лишения, чтобы потом ему даровалось мирное человеческое счастье, должен преодолеть разные трудности и препятствия,

символизирующие низшую, чувственную природу человека, чтобы могла воскреснуть в нём природа духовная. Такой путь проходит главный герой романа.

С помощью образа дороги автором соотносятся жизненный и духовный поиск персонажа. Мотив развивается в «бытийном» пространстве и выражает идею «вечного» скитальчества, как наказания за несостоявшуюся смерть Тезкина в армии.

Причину скитаний писатель усматривает не только в социально-исторических обстоятельствах жизни, но и в характере современного человека, зачастую внутренне раздвоенного, рефлектирующего, не обретшего почвы под ногами, безвольно переходящего о г сомнения к сомнению, оставшегося без веры. Наполняясь конкретно-историческим и глубоким психологическим содержанием, традиционный мотив скитальчества также приобретает в романе экзистенциональный характер.

В романе «Лох» обнаружен сквозной мотив, восходящий к сюжету притчи о блудном сыне. Сюжетная схема скитаний Александра Тезкина (уход - испытания (искушения) - покаяние) совпадает с традиционной сюжетной схемой евангельской притчи и по композиции, и по содержащемуся в ней нравственному идеалу. Понятно намерение А. Варламова изобразить развитого человека как русского бездомного скитальца, прошедшего путь от неверия к покаянию и обращению к Богу. Евангельский интертекст становится элементом осмысления религиозной идеи, ее индивидуально-авторской адаптации.

Другим вечным мотивом в романе становится судьба. Многообразие контекстов, в которые включено слово «судьба» и его производные, множественность смыслов, порождаемых этими контекстами, позволяют говорить о судьбе как о мотиве, обладающем сложной структурой.

Судьба у А. Варламова по своей сути недоброжелательна к человеку, поэтому и появляются такие ее характеристики и эпитеты, как «испытания судьбы», «превратности судьбы», «насмешница судьба», «смеющаяся судьба», «судьба, проклятая его ведьма».

Данный мотив воплощается в романе на символическом уровне («путеводная звезда») и на мифологическом (обращении к греческой архаике при выборе олицетворения судьбы, которая предстает в виде трех сестер - мойры Лахесис («дающей жребий»), Клото («прядущей») и Антропос («неотвратимой»)).

Третья глава «Типология и функциональные свойства хронотопа в прозе А. Варламова» отражает особенности соотношения «бытового» и «бытийного» пространства-времени в произведениях писателя. В двух параграфах третьей главы исследуется иерархически организованный хронотоп с доминантой мифологического времени и «бытийного» пространства.

Параграф 3.1 «Функции "бытового" пространства-времени в

прозе А. Варламова». Как писатель-реалист А. Варламов не может не показать читателю портрет эпохи рубежа веков, что и служит выявлению социально-исторического типа художественного времени.

Доминирующую роль играет «бытовая» пространственная организация текста в тех произведениях, где писателя, прежде всего, привлекает описание жизненного уклада сельских жителей, где за изображением предметов внешнего мира во времени открывается система пространственно-временных отношений, отражающая мироощущение героев. Модель мира данных произведений формируется на основе двух планов художественного бытия: конкретно-исторического, моделирующего социальное устройство современной деревни, и природного. Использование А. Варламовым социально-исторического типа временной организации текстов в «бытовом» пространстве придает прозе злободневность.

В параграфе 3.2 «Своеобразие "бытийного" пространства-времени в прозе А. Варламова» исследуются природно-циклическое и мифологическое время.

В «бытийном» пространстве развивается лейтмотив всей прозы А. Варламова - противопоставление деревни (с ее картинами природы, хронотопом весны или осени, вечера или раннего утра, «звездного неба», «лесного озера», традициями изображения деревенского быта) и города как средоточия зла и ненависти, а также обнаруживается оппозиция персонажей динамических (героев пути) персонажам статическим (героям быта). «Бытийное» пространство, в котором находятся герои пути, отражает духовное пространство человека, жизнь души, духа, высших устремлений. Не зря А. Варламов так подробно описывает процесс накопления нравственных, духовных познаний и открытий своих персонажей.

В разделе мы акцентируем внимание на символическом потенциале временной составляющей художественной картины мира, который представляет собой особую сторону природно-циклического времени. Особым значением во всем разнообразии проявлений отличаются циклическое упоминание весеннего времени года (роман «Лох»), религиозного праздника Ильи-Пророка («Затонувший ковчег») и Страстной недели («Лавина», «Купол»). «Бытийную» природу пространства, в котором движется герой рассказа «Покров», формируют концептуальные образы осени, сильного ветра, холода, что создает узнаваемое семантическое поле неустроенного бытия.

А. Варламов активно использует в поздней прозе мифологический тип условности, при котором в ткань произведений вводятся самобытные пласты религиозного сознания, сохраняющего мифологические элементы.

Данный тип временной организации текста реализуется в романе А. Варламова «Купол». Роман написан в жанре антиутопии, которая

отвечает запросам рубежного исторического времени. З.ч.есь а »тором сохраняются важнейшие элементы структуры - условность и замкнутый хропотоп. Все действие романа сосредоточено в провинциальном мроде Чагодае, образ которого приобретает черты мифического суш ства, предстает языческим божеством, требующим жертвы.

Во второй части романа образ Чагодая трансформируется в символ. Лежащий в бреду герой романа узнает, что вследствие необъяснимых природных аномалий в районе Чагодая возникает зона, представляющая собой купол. Антиутопическое пространство локализовано, оно отгорожено от остального мира. Мифологическое время в романе уплотняется и сворачивается.

События романа охватывают 35 лет — с 1965 по 2000 год — и носят фантастический характер, что объясняется болезнью героя. Это произведение о России перестроечной и постперестроечно и эпохи, когда над Чагодаем (то есть над всей страной) возникает аномальное природное явление - непроницаемый купол из затвердевшего тумана. Многозначность слова «купол» позволяет трактовать символ как человеческий муравейник и как купол храма, который имеет символическое значение благодати Божьей, разлитой над миром.

В заключении подводятся основные итоги исследования, намечаются пути и перспективы дальнейшего изучения прозы Алексея Варламова, формулируются основные выводы.

Идейно-эстетическое своеобразие прозы А. Варламова во многом обусловлено особенностями художественного конфликта, раскрываемого в сюжетах рассказов, повестей и романов. Анализ произведений писателя позволил выделить три основных типа художественного конфликта -социально-этический («Тараканы», «Меч царя Соломона», «Дом в деревне»), психологический («Покров», «Сочельник», «Присяга», «Сплав», «Здравствуй, князь»), онтологический («Мытарь», «Лавина», «Паломники», «Лох», «Затонувший ковчег»), каждый из которых отличается особой структурой содержания, формирует определенный тип сюжета.

Анализ мотивной организации прозы позволяет говорить о том, что мотивы одиночества, скитальчества и судьбы являются доминирующими не только в романе А. Варламова «Лох», но и во всем творчестве писателя. Они наполняются религиозно-философским смыслом, раскрывая индивидуально-авторскую картину мира. Данные мотивы открывают трудные и противоречивые пути движения варламовской мысли, ее напряженные искания, и если не нахождение и обретение, то, по крайней мере, приближение к просветленному исходу.

Художественное пространство - сложный и очень насыщенный образ картины мира писателя. «Бытовой» его план рисует социально-историческую действительность, отражая социальные катаклизмы,

которыми живет Россия конца XX века. «Бытийный» включает психологическое, нравственное и религиозное сознание героев, которые делятся на статичных, нравственно ограниченных - героев быта (деревенские жители из произведений о русской северной деревне, Артем Михайлович Смородин из повести «Здравствуй, князь!», Лева Голдовский из романа «Лох») и динамичных, постоянно изменяющихся - героев пути (персонажи рассказов «Присяга», «Таинство», Николай Петрович из рассказа «Мытарь», Савватий и граф Барятин из повести «Здравствуй, князь!», Маша Цыганова и Илья Петрович из романа «Затонувший ковчег»). Реализация «бытийного» пространства неизбежно приводит к обнаружению в нем христианского кода. Этот код проявляется через неоднократное цитирование и мотивное использование материала Библии и церковно-христианских источников, многочисленные аллюзии на библейские сюжеты, образы и мотивы.

Анализ произведений А. Варламова с точки зрения выбранных нами элементов поэтики прозы и их художественной функции позволил осмыслить характер образа мира и концепцию творчества писателя, а значит глубже понять прозу одного из ярких представителей современной литературы.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

1. Федорова Т. А. Интертекстуальность повести А. Варламова «Здравствуй, князь!» [Текст] / Т. А. Федорова // Малоизвестные страницы и новые концепции истории русской литературы XX века : материалы Международной научной конференции (Москва, МГОУ, 2728 июня 2005 г.). Выпуск 3. Часть 2. Русская литература в России XX века / ред.-сост. Л. Ф. Алексеева. - М. : Водолей Publishers, 2006. - С. 201-206 [0,3 п.л.].

2. Федорова Т. А. Религиозные поиски героев А. Варламова [Текст] / Т. А. Федорова // Художественная литература и религиозные формы сознания : материалы Международной научной Интернет-конференции (Астрахань, 20-30 апреля 2006 г.) / сост. Г. Г. Исаев, С. Ю. Мотыгин. -Астрахань : Издательский дом «Астраханский университет», 2006. - С. 203-209 [0,4 п.л.].

3. Федорова Т. А. «Диалектика судьбы» героя в романе А. Варламова «Лох» [Текст] / Т. А. Федорова // Традиционная славянская культура и современный мир : материалы II Кирилло-Мефодиевских чтений (Астрахань, 22 мая 2006 г.). - Астрахань : Издательский дом «Астраханский университет», 2006. - С. 75-79 [0,2 п.л.].

4. Федорова Т. А. Мотив одиночества в романе А. Варламова «Лох» [Текст] / Г. А. Федорова // Вопросы лингвистики и литературоведения. - Астрахань, 2008. - № 3 (3). - С. 57-62 [0,3 пл.].

5. Федорова Т. А. Воплощение мотива судьбы в романе А. Варламова «Лох» [Текст] / Т. А. Федорова // Гуманитарные исследования. -Астрахань, 2008. -№ 2 (26). - С. 66-70 [0,3 пл.].

6. Федорова Т. А. Духовный смысл образа дороги в романе Алексея Варламова «Лох» [Текст] / Т. А. Федорова // Гуманитарные исследования. - Астрахань, 2009. -№ 4. - С. 227-232 [0,3 пл.].

7. Федорова Т. А. Духовно-нравственное становление характеров в повести Алексея Варламова «Рождение» [Текст] / Т. А. Федорова // Особенности духовно-нравственного формирования личности в современных условиях : материалы Всероссийской научно-практической конференции (Михайловка, Волгоградская область, 16-18 ноября 2009 г.). - Волгоград : Издательство «Бланк», 2010. - С. 134—137 [0,3 пл.].

8. Федорова Т. А. Религиозно-философский смысл мотивов одиночества, скитальчества и судьбы в романе А. Варламова «Лох» [Текст] / Т. А. Федорова // В мире научных открытий. - Красноярск, 2010. - № 4 (10). - Часть 8. - С. 106-108 [0,4 пл.].

9. Федорова Т. А. Поэтика романа А. Варламова «Лох» [Текст] / Т. А. Федорова // Социально-гуманитарный вестник Юга России. -Краснодар, 2011.-№ 10 (18).-С. 111—117 [0,3 пл.].

Ю.Федорова Т. А. Художественный мир романа А. Варламова «Лох»: тема Апокалипсиса [Текст] / Т. А. Федорова // Филология и лингвистика : современные тренды и перспективы исследования : материалы II Международной заочной научно-практической конференции. -Краснодар, 2011. - С. 23-27 [0,3 пл.].

11. Федорова Т. А. Исследование социального типа конфликта в прозе А. Варламова [Текст] / Т. А. Федорова // Современные исследования социальных проблем : материалы V Общероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Красноярск, 2011.-№4.1 (08).-С. 524-530 [0,2пл.].

12. Федорова Т. А. Мифологические мотивы в романе А. Варламова «Лох» [Текст] / Т. А. Федорова // Современная филология : теория и практика: материалы VI Международной научно-практической дистанционной конференции. - Москва, 2011. - С. 230-235 [0,2 пл.].

И.Федорова Т. А. Тема Апокалипсиса в творчестве А. Варламова [Текст] / Т. А. Федорова // Вопросы филологии и журналистики. — Выпуск 6 : сб. статей / науч. ред. А. Э. Еремеев ; отв. ред. В. А. Евдокимов. - Омск: Изд-во НОУ ВПО ОмГА, 2012. - С. 120-128 [0,4 пл.].

М.Федорова Т. А. Особенности художественной реализации идей «деревенской прозы» в творчестве А. Варламова [Текст] /

Т. А. Федорова // Гуманитарные исследования. - 2012. - № 1. - С. 130— 134 [0,3 п.л.].

15. Федорова Т. А. Отражение национальной идеи в романе А. Варламова «Лох» [Текст] / Т. А. Федорова // Актуальные вопросы филологических наук : проблемы и перспективы : материалы международной заочной научной конференции (Чита, ноябрь 2011 г.) / под общей ред. Г. Д. Ахметовой. - Чита : Издательство «Молодой ученый», 2011. - С. 26-28 [0,3 п.л.].

Статьи № 5, 6 и 14 опубликованы в журналах, входящих в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК России.

Подписано к печати 30.01.2012. Заказ № 2536. Тираж 115 экз. Уч.-изд.-л. 1,1. Усл.-печ. л. 1,0

Издательский дом «Астраханский университет»

414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а Тел. (8512) 48-53-47 (отдел маркетинга), 48-53-45, 48-53-44, факс: (8512) 48-53-46. E-mail: asupress@yandex.ru

 

Текст диссертации на тему "Поэтика прозы Алексея Варламова"

61 12-10/1220

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Астраханский государственный университет»

На правах рукописи

Федорова Татьяна Александровна

Поэтика прозы Алексея Варламова

Специальность 10.01.01 - русская литература

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель доктор филологических наук, доцент Звягина Марина Юрьевна

Астрахань, 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

Глава 1. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ СЮЖЕТОВ И КОНФЛИКТОВ В ПРОЗЕ А. ВАРЛАМОВА...................................................................................23

1.1. Содержательные особенности сюжетов в прозе А. Варламова....................23

1.2. Типы конфликтов в прозе А. Варламова........................................................40

1.2.1. Социально-этический конфликт..........................................................41

1.2.2. Психологический конфликт.................................................................56

1.2.3. Онтологический конфликт...................................................................74

Глава 2. МОТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА

А. ВАРЛАМОВА....................................................................................................88

2.1. Роль мотива в системе элементов поэтики прозы А. Варламова..................88

2.2. Мотивный комплекс в романе А. Варламова «Лох».....................................96

2.2.1. Мотив одиночества...............................................................................99

2.2.2. Мотив скитальчества..........................................................................104

2.2.3. Мотив судьбы......................................................................................113

Глава 3. ТИПОЛОГИЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ХРОНОТОПА В ПРОЗЕ А. ВАРЛАМОВА........................................................123

3.1. Функции «бытового» пространства-времени в прозе А. Варламова..........127

3.2. Своеобразие «бытийного» пространства-времени

в прозе А. Варламова...........................................................................................139

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................159

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................166

ВВЕДЕНИЕ

Алексей Николаевич Варламов - известный современный писатель, чье творчество опирается на лучшие традиции русской классической литературы. Его проза развивается в эпоху рубежа веков, когда, наряду с тенденциями сближения различных художественных систем, наблюдается закономерное возвращение к реалистическим средствам изображения действительности, к традиционной для классической литературы системе ценностей.

Проза Алексея Варламова представляет собой значительное художественное явление в реалистической литературе конца XX - начала XXI века. Варламов один из наиболее ярких прозаиков современности. Писатель способен мастерски рассказывать о самых актуальных проблемах. «Неизменными во всех сочинениях Варламова остаются его чуть стилизованный под «благородную старину» (скорее под Шмелева и Зайцева, чем под Лескова и Тургенева) мягкий повествовательный слог, сочувствие к робкому и душевно светлому «маленькому человеку», ненавязчивая, но ощутимая символика (часто религиозная), аккуратный психологизм, умиротворенные пейзажи и прочие признаки качественного традиционного письма», - говорит о писателе Андрей Немзер [131]. Творческое наследие писателя воссоздает культурную атмосферу эпохи, отражает субъективный авторский взгляд на политическую и литературную ситуацию в России рубежных годов, дает представление об эволюции историко-литературного процесса.

Алексей Варламов - обладатель нескольких литературных премий: 1991 — премия журнала «Смена» за рассказы «Инженер Серов», «Ленка»; 1997 -премия журнала «Октябрь» за роман «Затонувший ковчег»; 2006 - литературная премия Александра Солженицына. В решении жюри говорится, что Варламов

отмечен премией «за тонкое исследование в художественной прозе силы и хрупкости человеческой души, ее судьбы в современном мире».

Жанровое многообразие прозы А. Варламова, характеризующееся освоением таких эпических форм, как рассказ, повесть, роман, отражает творческую эволюцию и авторскую интенцию к соединению реалистической и религиозно-мифологической поэтики. А. Варламов печатается как прозаик в журналах «Знамя», «Новый мир», «Москва», «Октябрь», «Грани», «Литературная учеба», «Роман-газета».

Алексей Варламов проявляет свой дар в самых разных жанрах. Он автор ряда публицистических и литературоведческих статей. В серии ЖЗЛ А. Варламов выпустил книги о М. Пришвине, которого глубоко волновала история России, А. Грине и А.Н. Толстом, недавно вышли романы о Григории Распутине, М.А. Булгакове, Андрее Платонове. За документальную биографию «Алексей Толстой» А. Варламов получил вторую премию «Большой книги» сезона 2007 года. Формулировка жюри звучала так: «за осмысление путей русской литературы XX века в жанре писательских биографий».

Диссертационная работа представляет собой попытку систематизации особенностей поэтики А. Варламова. Четко прослеживаемые типы сюжетов, пространственно-временная организация текстов, изображение характера через действие, определенная четкость конфликта, мотивная организация текстов -важные особенности прозы исследуемого нами писателя. Стремясь постичь секреты творчества А. Варламова, мы обращаемся к зарождению художественного замысла и к самому процессу создания произведения.

Творчество А. Варламова самобытно и своеобразно. Оно развивается в эпоху рубежа веков, когда наряду с тенденциями сближения художественных систем реализма и модернизма, реализма и постмодернизма, наблюдается закономерное возвращение к реалистическим средствам изображения действительности, к традиционной для классической литературы системе

ценностей. Проза А. Варламова отражает сложный процесс поиска новых приемов в литературе, поэтому исследование всего реалистического метода на современном этапе невозможно без глубокого анализа его творчества.

С самого начала литературной деятельности Варламов-писатель интересует критиков и литературоведов.

В начале творческого пути А. Варламов, как утверждает критик Павел Басинский, писал «осторожно, сдержанно, как будто «на пробу». Басинский считает, что раннюю варламовскую прозу, прежде всего, отличала неистребимая черта ученичества. В доказательство своей мысли критик приводит повесть «Здравствуй, князь!», которую Варламов впервые опубликовал в 1991 году. Эта повесть, подчеркивает Басинский, - «какой-то своеобразный вариант «Студентов» Юрия Трифонова, повесть о московском студенчестве недавних лет, в которой легко узнаются сюжеты и лица филфака МГУ. Главный персонаж по имени Саввушка проходит обычный набор столичных искушений, частью известных еще по университетскому быту эпохи Леонида Андреева, - быту, о котором Василий Розанов язвительно писал как о череде студенческих «историй»: «запахло водочкой, девочкой, пришел полицейский и всех побил» [34, с. 4].

Н.Л. Лейдерман и М.Н. Липовецкий включают А. Варламова в ряд писателей, произведения которых близки «традиции классического реализма» [109, с. 522]. По мнению критиков, реализм А. Варламова опирается на веру художника в Божественный замысел и промысел - веру в религиозный абсолют. «Парадоксальным образом эта модель реализма поразительно напоминает о социалистическом реализме: и в том, и в другом случае от художника ожидают не вопросов или сомнений, а иллюстраций к неким готовым доктринам -политическим в одном случае, религиозно-морализаторским в другом. К чему это приводит, видно по произведениям авторов, которых П. Басинский считает современными хранителями реалистических традиций. Так, романы Алексея

Варламова «Купол» и «Затонувший ковчег» представляют собой странную смесь стереотипов, знакомых по «народным эпопеям» классиков позднего соцреализма (Павла Проскурина, Георгия Маркова), с прямолинейным иллюстрированием русской религиозной философии Серебряного века» [109, с. 529-530].

Ю.И. Минералов называет творческий метод писателя «символическим реализмом» [143].

Г.Л. Нефагина говорит о Варламове как о писателе, развивающем в реалистической прозе 1990-х годов «религиозные темы» («Паломники», «Лох») [133, с. 80], связывает его произведения с «выраженным сентиментальным началом («Здравствуй, князь!») [133, с. 94], а также выделяет в описанном ею условно-метафорическом направлении в русской реалистической прозе второй половины XX века тот факт, что «библейская и мифологическая символика, соединяясь с реалистической конкретикой, образует философское поле» романа А. Варламова «Затонувший ковчег» [133, с. 166]. Именно Г.Л. Нефагина настаивает на методе «современного реализма», в котором работает писатель. В конце XX века реализм последовательно и активно вытеснялся постмодернизмом, что естественным образом было связано со сломом общественной системы, кризисом мировоззрения, переоценкой советских ценностей. Тем не менее реалистическая традиция, с ее социальным анализом, психологизмом, историзмом, стремлением к воссозданию адекватной картины мира, внятностью содержания и идей, четко отлаженной знаковой системой сохранялась и развивалась даже в кризисные для литературы 1990-е годы. Подтверждением этому служит творчество А. Варламова.

Метод «современного реализма» наиболее точно характеризует художественное наследие писателя: в нем классическая традиция переплелась с эстетикой постмодернизма, порожденной кризисным сознанием и апокалипсическими коллизиями рубежа веков. В самой действительности

нашел А. Варламов остросовременный жизненный материал. Созданные им «перестроечные» произведения в жанре короткого рассказа отличает злободневность, внимание к общественным проблемам современной России, психологическая разработка характеров. Писатель работает в русле реализма: ему присуще обращение к наследию как классической литературы XIX века, так и писателей «деревенской прозы» и носителей идеологии постмодернизма. Он аккумулирует все достоинства данных течений в своем творчестве, создавая индивидуальную картину мира и новый тип варламовского героя-«мытаря», вобравшего в себя черты «русского скитальца», традицию изображения «лишнего человека» и героя-«неофита».

А. Варламов признается в творческой симпатии к авторам «деревенской прозы»: «Мне близки некоторые прозаики, которым сегодня за шестьдесят, мне очень близки те, кого уже, к сожалению, нет в живых, - Юрий Казаков, Василий Шукшин, Константин Воробьев...» [91]. Тексты его произведений («Галаша», «Старое», «Чоловик», «Купавна», «Падчевары», «Дом в деревне») заявляют о внимании к «деревенской» линии в реалистическом методе. Писателей-«деревенщиков» объединяет внимание к духовным проблемам, вера в созидательную роль нравственных традиций, в силу человеческой общности. В 1980-х - начале 1990-х годов В. Белов, В. Астафьев, В. Распутин продолжают работать в выбранном направлении, выходя за границы узкой тематики к глобальным проблемам бытия, экологическим и историко-психологическим вопросам. А. Варламов становится достойным продолжателем наследия «деревенщиков». Критик П.В. Басинский, отзываясь о рассказе А. Варламова «Галаша», сказал: «Рассказ... буквально меня потряс. Я ничего подобного после В. Белова, В. Астафьева, В. Шукшина в области «деревенской прозы» не читал» [39, с. 7].

Внимание к онтологическим свойствам «деревенской прозы» отличает исследования H.JI. Лейдермана, А.Ю. Большаковой, A.B. Недзвецкого, которые

фиксируют в произведениях «деревенщиков» присутствие метафизического пласта изображаемых нравственно-философских проблем, многоуровневое художественное пространство и концепцию личности, предполагающую наличие духовного характера и внутренней свободы.

Ориентация на сохранение и переосмысление традиций «деревенской прозы», на восстановление связи между современным человеком и русскими национальными основами бытия свойственна творчеству А. Варламова. Главное для писателя - показать глубину внутреннего мира и человеческую незаурядность. Его герои умеют философствовать о проблемах бытия, что свидетельствует об уникальности каждой человеческой судьбы. Автору близка блуждающая в сомнениях человеческая душа, тщетно ищущая спасения в одиночестве, в скитаниях по родной стране. В героях А. Варламова отчетливо и остро чувство случайности, ненадежности жизни и предчувствие Апокалипсиса. Неоднократно появляется мысль о «странности» персонажей писателя, об их непохожести на привычных людей. Варламовские герои следуют велению судьбы; высший закон для них - вера в Бога как судьбу, и в этом движении заключается их принадлежность к героям-«мытарям». Писатель ищет новые возможности для изучения таких философских и вечных понятий, как «судьба человека» и «смысл жизни». Не случайно книжный обозреватель В. Грушко акцентирует глубокую связь прозы А. Варламова с русской классической литературой и православной культурой: «Этот писатель не разменивается на мелочи. Он пишет обстоятельно и серьезно. Его корни - классика русской и мировой литературы, и Варламов этих корней держится, продолжая традиции своих учителей (среди которых можно угадать и Пушкина, и Чехова, и Набокова) и не заигрывая с читателем» [71].

Попытку концептуального анализа романного творчества писателя представляет опубликованная в «Литературной России» статья В.Я. Курбатова «Отражение небесной битвы»: «Я выхожу из книги с неустойчивым чувством. Я

благодарен ей за искренность и чистоту сердца героев и автора, и вместе -смущен ее распространенной сегодня «объективностью», когда автор бросается в середину событий и любяще и благодарно пишет своих страдающих современников, хорошо понимает их, зорко видит спектр живых, нынешних идей, но предпочитает выйти из сочинения, не договорив себя до точки. Это благородно, когда автор знает путь, но предоставляет читателю найти его вместе с его героями самому; и это болезненно и беспокойно, когда видишь «малую хитрость» художника, который выходит «из игры», не проговорившись, потому что не знает, куда выйти, а только любит мечущийся, выпавший из порядка вековечной жизни мир и живет вместе с нами, говоря чуть громче обычного и смотря увереннее других, чтобы окружающие не догадались, что он знает доро1у не лучше их» [106, с. 3].

Встречаются в критической литературе и негативные оценки творчества А. Варламова. Так, например, Г.Г. Ермошина в статье «Ностальгия по несостоявшемуся», посвященной анализу романа «Купавна», говорит, что автор «пытается открыть уже задолго до него открытые истины - о лжи советских начальников разного ранга - от пионервожатых до членов ЦК, о фальши всего того, что называлось словом «советский», о прозрении мальчика Колюни, ставшего писателем. Эти описательные размышления, выдаваемые Варламовым за откровения, запоздали по крайней мере лет на 20. А кроме этого в романе почти ничего нет» [77, с. 221]. A.C. Немзер в своем отзыве на повесть А. Варламова «Рождение» заостряет внимание на «идеологизированности на уровне университетских общаг». Он пишет: «Предлагаю внимательно прочитать последнее предложение, наглядно демонстрирующее, как псевдоклассическая, усреднено девятнадцативечная гладкопись переходит в обыкновенное косноязычие. Агрессия союзов и местоимений; глаголы и наречия, настолько стертые, что их хочется назвать «местоглаголиями» и «местонаречиями»; синтаксис, рассчитанный на трудный диктант и школьное

вычерчивание «запутанной» схемы, - слог в меру квалифицированного газетно-журнального поденщика, каковым и писана вся повесть» [130, с. 75]. Или здесь же: «Варламов, может, и хотел написать повесть о рождении - обретении веры, надежды и любви; допускаю даже: очень хотел (после замешенной на скользких сплетнях повести «Здравствуй, князь!», после штампованно-апокалиптического «Лоха» потянуло на дистилированно-вечное) - только написал он нечто совсем другое» [130, с. 77].

В полемику с А.С. Немзером вступает Е. Щеглова: «Тут нет вторичности и преднамеренно сентиментальной стилизации, как показалось А. Немзеру, -скорее можно говорить о перекличке, о примерке «на себя» этой нравственной нормы. Все дело именно в очень тонком соотношении, в безошибочном ощущении момента, когда мир классики, «классический мир», оставаясь в душе писателя нетленным и заповедным, даст толчок к развитию собственного, с тем миром согласного» [198, с. 85]. По словам критика, А. Варламов - «писатель гармоничный, уравновешенный, без вывихов и изломов, но это вовсе не значит, что проза его лишена внутренней напряженности. Он попросту уводит трагизм жизни в ее глубину» [198, с. 88].

Высоко оценил это произведение и B.C. Непомнящий: «Повесть «Рождение» - в своем роде «формула», но в ней та русская страсть утверждения истины, та сердечная прожитость и, как сказано у Пушкина, «искренность вдохновения», которым в искусстве и впрямь «все можно». Эти качества есть и в других сочинениях Варламова - г�