автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Поэтика Н. В. Гоголя в свете музыкальных аналогий
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Брагина, Наталья Николаевна
ВВЕДЕНИЕ.
ПЕРВАЯ
ГЛАВА
Вечера на хуторе близ Диканьки» - Allegro (Энергия борьбы двух начал как основной принцип сонатной драматургии).
ВТОРАЯ
ГЛАВА
Миргород» - Adagio (Замедление течения времени и общее изменение мироощущения во второй период творчества
Гоголя).
ТРЕТЬЯ
ГЛАВА
Петербургские повести» - Скерцо (Об игровых приемах в художественной прозе).
ЧЕТВЕРТАЯ
ГЛАВА
Мертвые души» - Финал.
Список научной литературыБрагина, Наталья Николаевна, диссертация по теме "Русская литература"
1. Аверинцев С., Андреев М., ГаспаровМ., Гринцер П., Михайлов А. Категории поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания. Спб., М., 1994.
2. Аверинцев С. Ритм как теодицея // Новый мир, 2001. №2.
3. Акопян Л. Анализ глубинной структуры музыкального текста. М., 1995.
4. Анненков П. Литературные воспоминания. М., 1983.
5. Анненкова Е. Православие в историко-культурной концепции A.C. Хомякова и в творческом сознании Н.В. Гоголя. //Вопросы литературы. 1991. №8.
6. Анненский И. Проблема гоголевского юмора (Нос, Портрет) // Книга отражений. СПб., 1906.
7. Антонова Н. Проблема художника и действительности в повести Гоголя "Портрет" // Проблема реализма в русской литературе XIX века. М., 1961.
8. Апт С. Над страницами Томаса Манна. М., 1980.
9. Арановский М. Симфонические искания. М., 1979.
10. Аристотель. Риторика. Книга третья //Античные риторики. М., 1978.
11. Асанова Н. Жан Кристоф Р. Роллана и проблема взаимодействия музыки и литературы. Казань, 1978.
12. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971.
13. Асафьев Б. О музыке Чайковского. Л., 1972.
14. Асафьев Б. Симфонические этюды. Л., 1970.
15. Асафьев. Симфония. М., 1952.
16. Барабаш Ю. Сад и вертоград (Гоголевское барокко: на подступах к проблеме)//Вопросы литературы. 1993. Вып. 1.
17. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
18. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М. 1963.
19. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М, 1990.
20. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М.,1986.
21. Беккер П. Симфония от Бетховена до Малера. Л., 1925.
22. Белинский В. Письмо к Н.В. Гоголю // Взгляд на русскую литературу. М., 1988.
23. Белый А. Мастерство Гоголя. М.; Л., 1934.
24. Берлиоз Г. Избранные статьи. М., 1956.
25. Беседы схиархимандрита Оптинского скита старца Варсонофия с духовными детьми. М., 1993.
26. Бобровский В. О переменности функций музыкальной формы. М., 1970.
27. Бобровский В. Эскиз портрета // СМ. 1967. №7. С. 16-25.
28. БонфельдМ. Музыка: язык или речь? //Музыкальная коммуникация. Сер. "Проблемы музыкознания". СПб., 1996.№8.
29. Борев Ю. Художественный стиль. Метод и направление // Теория литературных стилей. Современные аспекты изучения. М., 1982.
30. Бочаров С. Загадка "Носа" и тайна лица // Бочаров С. О художественных мирах. М., 1985.
31. Брюсов В. Испепеленный // Весы. 1909. №4.
32. Вайнштейн О. Индивидуальный стиль в романтической поэтике // Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания: Спб., М., 1994.
33. Вайскопф М. Сюжет Гоголя. М., 1993.
34. Вересаев В. Гоголь в жизни. «ACADEMIA», 1933.
35. Веселовский А. "Мертвые души". Глава из этюда о Гоголе // Вестник Европы. 1891. №3.
36. Веселовский А. Западные влияния в новой русской литературе. М., 1910.
37. Веселовский А. Поэтика сюжетов // Историческая поэтика. М., 1991.
38. Веселовский А. Этюды и характеристики. М., 1903.
39. Ветров А. Выражение и обозначение // Вопросы философии. 1970. №1.
40. Ветров А. Семиотика и ее основные проблемы. М., 1968.
41. Виноградов В. Этюды о стиле Гоголя // Вопросы поэтики. Вып 7.
42. Вишневская И. О чем написана "Женитьба" // Театр. 1973. №1.
43. Волкова Е. Ритм как объект эстетического анализа (методологические проблемы) // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. М., 1974.
44. Воропаев В. "Духом схимник сокрушенный." //Сб. Прометей: Спб. Т. 16. М., 1990.
45. Выготский Л. Психология искусства. М., 1987.
46. Гандин С. Риторика и проблемы структуры текста // Общая риторика. М., 1986.
47. Гаспаров М, Избр. труды: В 2 томах. М., 1997.
48. Георгиев Н. Есть что-то трудно объяснимое в музыке Мусоргского // СМ. 1988. №9
49. Гессе Г. Игра в бисер. М., 1969.
50. Гессе Г. Избр. произведения. М., 1995.
51. Гиппиус В. Гоголь. М., 1924.
52. Гиршман М. Изучение диалектики общего и индивидуального в стиле // Теория литературных стилей. Современные аспекты изучения. М., 1982.
53. Глубинные и поверхностные структуры в языке: Тезисы научной конференции. М, 1972.
54. Гоголь Н.В. Духовная проза (под редакцией Виноградова В. и Воропаева В.). М, 2001.
55. Гоголь и Мейерхольд: Сборник статей. Л., 1927.
56. Гоголь Н. Размышления о Божественной литургии (предисловие и комментарии Ю. Барабаша). М., 1990.
57. Гоголь Н. Собр. соч.: В 14 т. М., 1937 1952.
58. Гозенпуд А. Гоголь в музыке //Лит. Наследство. М., 1952. №3.
59. Гозенпуд А. Достоевский и музыка. Л., 1971.
60. Гончаров Б. Проблема художественного целого и системность стилевого анализа // Теория литературных стилей. Современные аспекты изучения. М., 1982.
61. Гончаров Б. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте. СПб., 1997.
62. Гофман Э. Т. А. Собр. соч.: В 3-х т. М., 1961.
63. Григорян А. Слово и музыка // Музыка и незвучащее. М., 2000.
64. Гуковский А. Реализм Гоголя. М.;Л., 1959.
65. Гуревич А. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М., 1989.
66. Гуревич А. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981.
67. Гуревич А. Средневековый мир: культура безмолствующего большинства. М.,1990.
68. Гус М. Гоголь и николаевская Россия. М., 1957.
69. Давыдов Ю. Искусство и элита. М., 1966.
70. Давыдов Ю. Искусство как социологический феномен. М, 1968.
71. Давыдов Ю. Черт Адриана Леверкюна //Вопросы литературы. 1965. № 9.
72. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. М., 1995.
73. Дегтяревский И. Драматургические элементы в художественной прозе Гоголя до 1836 г. М., 1954.
74. Днепров В. Черты романа XX века. М., 1965.
75. Дубинец В. Знаки стиля Ю. Буцко. Знаменный распев в XX веке // Муз. Академия. 1993. №1.
76. Еремина Л. О языке художественной прозы Гоголя. М.,1987.
77. Ермаков И. Психоанализ литературы. Очерки по анализу творчества Н.В. Гоголя. М., 1999.
78. Жегин Л. Язык живописного произведения. М.,1970.
79. Жирмунский В. Композиция лирических стихотворений. Пг., 1921.
80. Зелинский В. Русская критическая литература о произведениях Н.В. Гоголя. Хронологический сборник критико-библиографических статей, части 1-3, 1829-1855, 1889-1869.
81. Зеньковский В. Гоголь. М., 1997.
82. Золотусский В. Гоголь. М., 1979.
83. Иванова Н. Ф. Проза Чехова и русский романс Автореферат дис. . филолог, наук. Новгород, 1998.
84. Игнатова М. Гоголь в оперном театре // Сов. Культура. 1972. 12 дек.
85. Каган М. Пространство и время в искусстве как проблема эстетической науки. // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. М., 1974.
86. Каплан Э. Режиссер и музыка // Встречи с Мейерхольдом. М., 1967.
87. Карасев JI. Гоголь и онтологический вопрос // Вопросы философии. 1993. №8. С. 84-96.
88. Карасев JI. NERVOSO FASCICULOSO (о «внутреннем» содержании гоголевской прозы) // Вопросы философии. 1999. №9.
89. Каухчишвили Н. Гоголь художник слова и живописец // Вопросы классической филологии. М., 1996.
90. Каухчишвили Н. Звучность художественного текста //Музыка и незвучащее. М., 2000.
91. Клименко В. Мимикрирующий черт (о театральных постановках Н.В. Гоголя) // Форум. 1993. №4.
92. Комиссаржевский В. О драматургических принципах Р. Щедрина. М,. 1978.
93. Композиторы «Могучей кучки» об опере. М., 1955.
94. Конен В. Театр и симфония. М., 1968.
95. Короленко В. Трагедия писателя. Несколько мыслей о Гоголе // Собр. соч.: В Ют. Т.8.М., 1955.
96. Кремлев А. Драматические произведения Гоголя и взгляд его на задачи театра//Образование. 1909. №4.
97. Кремлев Ю. Выразительность и изобразительность музыки. М., 1965.
98. Кривонос В. М.А. Булгаков и Н.В. Гоголь. Мотив «заколдованного места» в «Мастере и Маргарите» // Серия литературы и языка. Т.53. №1. 1994.
99. Кузнецов В. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 1991.
100. Кургинян М. Роман Т. Манна. Формы и методы. М., 1975.
101. Курт Э. Романтическая гармония и ее кризис в "Тристане" Вагнера. М., 1975.
102. Ларош Г. Собрание музыкально-критических статей: В 2-х т. Т.2. М., 1992.
103. Лессинг Г.-Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. М., 1957.
104. Лихачева И. Музыкальный театр Р. Щедрина. М., 1977.
105. Лотман Ю. Избр. статьи. Таллинн, 1993.
106. Лотман Ю. О русской литературе: статьи и исследования (1958-1993). СПб., 1997.
107. Лотман Ю. Проблема художественного пространства в прозе Гоголя // Ученые записки Тартусского гос. университета. 1968.
108. Лотман Ю. Риторика // Риторика. Специализированный проблемный журнал. М., 1995. №2.
109. Лотман Ю. Структура художественного текста. М., 1970.
110. Лотман. Ю. Заметки о художественном пространстве //Труды по знаковым системам. Тарту, 1986.
111. Лотто де Ч. Лествица шинели // Вопросы философии. 1993. №8.
112. Мазель Л., Цуккерман В. Анализ музыкаьных произведений. М., 1967.
113. Манн Т. Введение к "Волшебной горе". Доклад для студентов Принстонгского университета // Собр. соч.: В 10 т. Т.9. М., 1960.
114. Манн Т. Доктор Фаустус. М., 1993.
115. Манн Т. История доктора Фауста // Собр. соч.: В 10 т. Т.9. М., 1960.116. Манн Ю. Гоголь. М., 1954.
116. Манн Ю. Иван Киреевский и Гоголь в Оптиной // Вопросы литературы. 1991. №8.
117. Манн Ю. Комедия Гоголя «Ревизор». М., 1966.
118. Манн Ю. О гротеске в литературе. М., 1996.
119. Манн Ю. Поэтика Гоголя. М., 1988.
120. Манн Ю. Поэтика русского романтизма. М., 1976.
121. Марков Е. Искусство как процесс. М., 1970.
122. Маркович О. Петербургские повести Гоголя. Л., 1979.
123. Маркус С. История музыкальной эстетики. Ч. I. М., 1959.
124. Медушевский В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976.
125. Медушевский В. Таинственные энергии музыки // Муз. Академия. 1992. №3.
126. Мейлах Б. К изучению искусства в связи с общей теорией систем // Точные методы и исследования культуры и искусства. Ч. I. М,. 1971.
127. Мейлах Б. На рубеже науки и искусства. Л,. 1971.
128. Мейлах Б. Проблемы ритма, пространства и времени в комплексном изучении творчества // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974.
129. Мейлах Б. Процесс творчества и художественного восприятия. Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы. М., 1985.
130. Михайлов А. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи // Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания.: Сб. М., 1994.
131. Михайлов А. Роман и стиль // Теория литературных стилей. Современные аспекты изучения. М., 1982.
132. Михайлов Дж. О возможности и необходимости универсальной терминологии в музыке // Вопросы философии. 1999. №9.
133. Мотылева Т. О времени и пространстве в современном зарубежном романе // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. М., 1974.
134. Музыкальная энциклопедия: В 6 т. М., 1973-1982.
135. Мусоргский М. Письма и документы. М.; Л., 1932.
136. Набоков В. Лекции по русской литературе. М., 1996.
137. Набоков В. Николай Гоголь // Новый мир. 1987. №4.
138. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.
139. Назайкинский Е. Речевой опыт и музыкальное восприятие // Эстетические очерки. М., 1967.
140. Некрасова Е. Гоголь перед судом иностранной литературы // Русская старина. 1887.
141. Немецкие шванки и народные книги XVI века. История о докторе Иоганне Фаусте. М., 1990.
142. Николаев Д. Сатира Гоголя. М., 1984.
143. Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Собр. соч.: В 2 томах. М., 1990. Т.П.
144. Образцов Ф. О. Матвей Константиновский, протоиерей Ржевского собора. По моим воспоминаниям // Прометей. № 16. 1990.
145. Оперы Римского-Корсакова. Путеводитель. М,. 1976.
146. Пакмен Н. Гоголь в Риме // Русские в Италии. М., 1990.
147. Панкевич Г. Восприятие музыкального произведения и его структура // Эстетические очерки. М., 1967.
148. Переверзев В. У истоков русского реализма. М., 1989.
149. Петров А. Выражение и обозначение // Вопросы философии. 1970. №1.
150. Померанцев И. Эссе о ранней прозе Гоголя // Лит. Альманах. Вып 10. СПб., 1997.
151. Пруст М. По направлению к Свану. М., 1973.
152. Пушкин А.: Путь к православию // Сб. статей, 1996.
153. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. М., 1991.
154. Раков В. Меон как стилевая константа // Перекресток. №3. Иваново, Шуя, 2000.
155. Раппопорт С. Искусство и эмоции. М., 1972.
156. Раппопорт С. О природе художественного мышления // Эстетические очерки. Вып. 2. М., 1967.
157. Раппопорт С. Семиотика и язык искусства (под редакцией В. Медушевского) // Музыкальное искусство и наука. Вып 2. М., 1973.
158. Резвов Б. Литература и музыка. Контакты и взаимодействия // Литература и музыка: Спб.; М., 1975.
159. Римский-Корсаков Н. Летопись моей музыкальной жизни. М., 1980.
160. Розанов В. Несовместимые контрасты бытия. М., 1990.
161. Розанов В. Опавшие листья. М., 1992.
162. Розанов В. Религия, философия и культура. М, 1990.
163. Розанов В. Уединенное. М., 1991.
164. Розанов В. Цель жизни, полная сумрака (Гоголь и его значение для театра) // Учительская газета. 1990. Сентябрь. №36.
165. Рудницкий К. Мейерхольд. М., 1981.
166. Садова В. Комическое в музыке Й. Гайдна. Нижний Новгород. Рукопись. 1997.
167. Сафонов Ф. О концепте незвучащего в новоевропейсткой музыке. // Музыка и незвучащее: Сб. СПб., 2000.
168. Сенин А. Подсказано великим композитором (Опера Вайнберга «Портрет» по повести Гоголя) // «Сов. Культура». 1983. 18 июня.
169. Славогородская JI. Музыка в романе Олдлса Хаксли //Литература и музыка: Сб. Л., 1975.
170. Смирнова Е. Поэма Гоголя «Мертвые души». Л., 1987.
171. Соколов О. О музыкальных формах в литературе //Эстетические очерки. 1979. №5.
172. Степанов А. Искусство гоголевской драматургии. М.;Л., 1964.
173. Тараканов В. Поэма Гоголя на оперной сцене // Сов. музыка. 1977. №10.
174. Тараканов М. Творчество Р. Щедрина. М., 1980.
175. Творческие портреты композиторов: Справочник. М., 1989.
176. Терц А. (Синявский А.) В тени Гоголя. М., 1995.
177. Трофимов Е. Об авторском пафосе в «Мертвых душах» Гоголя // Перекресток. №3. Иваново, Шуя, 2000.
178. Трофимова И. Повесть Н.В. Гоголя «Пропавшая грамота»: автор, сюжет, герой // Перекресток. № 3. Иваново; Шуя, 2000.
179. Федоров М. Гоголь и Оптина пустынь //Журнал Московской Патриархии. 1988. № 11.
180. Фейнберг Л. Музыкальная структура стихотворения Пушкина «К вельможе» // Поэзия и музыка: Спб.; М., 1973.
181. Флоренский П. Обратная перспектива // Труды по знаковым системам. T.III. Тарту, 1967.
182. Фортунатов Н. Пути исканий: О мастерстве писателя. М., 1974.
183. Фортунатов Н. Ритм художественной прозы // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. М., 1974.
184. Фохт У. Типологические разновидности русского реализма (К методике изучения вопроса) // Проблемы типологии русского реализма. М., 1969.
185. Фрейд 3. Сновидения. Алма-Ата, 1990.
186. Фрейд 3. Я и Оно // По ту сторону наслаждения: Сб. Тбилиси, 1991.
187. Фудель С. Записки о Литургии и Церкви. М., 1996.
188. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М,. 1992.
189. Хейзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988.
190. Хентова С. Молодые годы Шостаковича. Кн. II. Л., 1980.
191. Храпченко М. Творчество Гоголя. М., 1959.
192. Храпченко М. Николай Гоголь. Литературный путь, величие писателя. М., 1993.
193. Храпченко М. «Мертвые души» Гоголя. М., 1952.
194. Цивьян Т. Звуковой пейзаж и его словесное изображение // Музыка и незвучащее. СПб., 2000.
195. Чайковский на московской сцене: Сб. статей. М., 1940.
196. Чайковский П. О композиторском творчестве и мастерстве. Избр. отрывки из писем и статей. М., 1964.
197. Чайковский П. Переписка с Н. Ф. фон Мекк: В 2-х т. T.I. М., 1934.
198. Чудакова М. Гоголь и Булгаков // Гоголь: История и современность. М., 1985.
199. Чушкин Н. О спорах в театре // Воспоминания о Мейерхольде. М., 1960.
200. Шаринян Р. Оперная драматургия Мусоргского. М., 1981.
201. Шахназарова М. История советской музыки как музыкально-эстетический парадокс // Муз. Академия. 1992. №4.
202. Шелкович В. Время и вечность в культуре европейского Средневековья. Рукопись. СПб., 1999.
203. Шелкович В. Об архетипе «замыкания» в литературе. Рукопись. СПб., 2000.
204. Шеллинг Ф.-В. Философия искусства. М., 1966.
205. Шенрок В. К вопросу о влиянии Гоголя на последующих писателей // Русский философский вестник. 1903. Т.49.
206. Шлегель Ф. Эстетика, философия, критика. Т. II. М., 1983.
207. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Афоризмы и максимы, новые афоризмы. Минск, 1999.
208. Шостакович Д. "Почему «Нос»?" // Рабочий и театр. 1929. №3. С. 1.
209. Шостакович Д. К премьере «Носа» // Рабочий и театр. 1929. № 24.
210. Шпенглер О. Закат Европы (очерки морфологии мировой истории): В 2-х т. Т. 1. Гештальт и действительность. М., 1993.
211. Шуман Р. Избранные статьи о музыке. М., 1956.
212. Щедровицкий Г. О некоторых моментах в развитии понятий // Вопросы философии. 1958.
213. Щедровицкий Г. Проблемы методологии системного исследования. М., 1964.
214. Эйзенштейн С. Вертикальный монтаж // Эйзенштейн С. Избр. произведения: В 6 т. Т. 2. М., 1964.
215. Эйхенбаум Б. Как сделана «Шинель» Гоголя // Вопросы поэтики. Вып 4.
216. ЭскинаН. Мрак ада и свет небес. В музыкальных лабиринтах Средневековья // Муз. Жизнь. 1994. №4.
217. Эткинд Е. От словесной имитации к симфонизму (Принципы музыкальной композиции в поэзии) // Поэзия и музыка: Спб.; М, 1973.
218. Юнг К. Архетип и символ. М., 1991.
219. Якобсон Р. Психология художественного восприятия. Д., 1971.
220. Якобсон Р. Язык и бессознательное. М., 1996.