автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Поэтика портрета "разочарованного" героя в русской литературе первой половины XIX века
Полный текст автореферата диссертации по теме "Поэтика портрета "разочарованного" героя в русской литературе первой половины XIX века"
#
\ Национальная академия наук Украины
Институт литературы им.Т.Г.Шевченко
На правах рукописи
Коспок Елена Николаевна
Поэтика портрета "разочарованного" героя в русской литературе первой половины XIX века
10.01.01 — Русская литература
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание научной степени кандидата филологических наук
Киев - 1994
Диссертацией является рукопись
Работа выполнена на кафедре русской и Зарубежной литературы Украинского государственного педагогического университета им.М.П.Дра-гоманова
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
доктор филологических наук, профессор З.В.Кирилюк
доктор филологических наук, профессор И.Я.Заславский
кандидат филологических наук, доцент Н.М.Жаркевич
Ведущая организация: Харьковский государственный
педагогический университет им. Г.С.Сковороды
Защита состоится " 15 " geKarfftA 199 г. на заседании специализи рованного ученого совета Д 01.24.01 при Институте литературы им.Т.Г.Шев ченко HAH Украины по адресу: 252001, Киев, ул.М.Грушевского, 4.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института литерату ры им.Т. Г. Шевченко HAH Украины.
Автореферат разослан
Ученый секретарь специализированного ученого совета
ff " MMOfa 199Ч г.
О.И.Гайничеру
Одна из важнейших задач современного литературоведения — исследование закономерностей формирования художественной системы произведения в историко-литературном процессе. Однако большинство работ по поэтике посвящены отдельным произведениям или творчеству одного автора. В свою очередь, исследователи литературного процесса основное внимание уделяют чаще не художественным средствам, а разит,г ю философских представлеш)й, общественных и эстетических идеалов авторов. Поэтому представляется плодотворным рассмотрение эволюции одного из элементов поэтики устойчивого литертурного характера в творчестве нескольких писателей — портрета "разочарованного" героя в произведениях перпой половины XIX века. Этот частный вопрос, поставленный на конкретном матерьдле, затрагивает важнейшие научные проблемы, позволяет проследить саму логику литературного процесса данного периода, принципы и механизмы становления, развития, трансформации художественных структур в романтическом и реалистическом контекстах. Актуальность исследования обусловлена также отсутствием специальных работ по поэтике характера "разочарованного" героя ("лишнего человека") и недостаточной изученное п>ю литературной портретизации.
Научная новизна исследования состоит в постановке проблемы эволюции портретной характеристики определенного художественного типа в историко-литературном процессе, в подходах к смыслу анализируемы произведений через закономерности построения их художественного мира, к характеру "разочарованного" героя — через его поэтику, выдвинутую на первый план исследования, в обобщении Новых текстологических наблюдений с учетом западноевропейского литературного контекста. В диссертации на основе известных общеэстетических, теоретико- и историко-литературных исследований выработана методика изучения эволюции литературного портрета, учитывающая, в частности, жанровый и литературно-типологический аспекты, характерологический и стилистический уровни, проблемы традиций и новаторства.
Цель работы — исследование поэтики литературного портрета "разочарованного" героя в русской литературе первой половины ХГХ века в эволюции, в контексте общих закономерностей движения литературного процесса и с учетом специфики индивидуальной творческой манеры авторов.
Цель определяет постановку конкретных задач:
— исследовать на материале лиро-эпических поэм и драм Пушкина, Боратынского, Кюхельбекера, Лермонтова и их лирического контекста процесс формирования модели портрета "разочарованного" героя в русской литературе первой трети XIX века;
— изучить поэтику портрета "разочарованного" героя и процесс эволю-
цик принципов создания его портретной характеристики в романах "Евгений Онегин" А.С.Пушкина, "Герой нашего времени" М.Ю.Лермонтова, "Кто виноват?' А.И.Герцена;
— определить основные направления трансформации портретной модели и перспектив исследования поэтики портрета "разочарованного" героя второй половины XIX века.
В основе методологии работы — диалектический подход к исследуемым явлениям, общенаучные принципы детерминизма, историзма, дополнительности. 4
Научно-практическое значение работы. Исследование поэтики портрета "разочарованного" героя в ее эволюции способствует дальнейшему углублению представлений о литературном процессе первой половины XIX века, предоставляет материал для теоретико-литературных обобщений (в частности, по проблемам литературного портрета, характера, романтизма, реализма и др.), способствует постановке культурологических вопросов (о принципах и способах освоения национальным искусством заимствованных художественных явлений). Выводы и конкретные наблюдения могут быть использованы в преподавании школьного и вузовского курсов литературы, при чтении спецкурсов. Работа намечает дальнейшие научные поиски по комплексу проблем, открывает пути исследования поэтики характера русского "разочарованного" как целостной системы, а также сходных "сквозных" явлений литературного процесса.
Апробация работы. Материалы диссертации использовались в лекциях и практических занятиях по курсу истории русской литературы XIX века, отдельные вопросы освещались в методических .статьях, адресованных учителю литературы (см. список публикаций), в докладах и сообщениях ira конференциях в Киеве, Керчи, Одессе, Нежине, Житомире, Ярославле. В полном объеме работа обсуждена на заседании кафедры русской и зарубежной литературы УГПУ им.М.П.Драгоманова.
Структура и содержание работы
Основной текст диссертации состоит из введения, трех глав, заключения п занимает 179 страниц машинописного текста. Библиография художественных произведений и научных источников составляет 229 наименований.
Во введении сформулированы цель и задачи, обоснованы актуальность, научная новизна и' практическая ценность исследования, определены его теоретические основы и методика, анализируется научная литература, рассматриваются терминологические вопросы.
Понятием "разочарованный герой", известным еще с пушкинских
времен и широко включенным в научный оборот В.М.Жирмунским, в диссертации традиционно обозначен характер, генетически связанный с настроениями "мировой скорби". Он был впервые изображен во французской и английской романтической литературе и в эпоху тотального кризиса ренессансного гуманизма в первой половине XIX века получил многочисленные интерпретации в большинстве стран Европы. В работе сопоставляются исторические названия русского "разочарованного" гер^я, отражающие и эволюцию характера, и разное видение его суш авторами литературных и критико-публицистических произведений.
Избранное в диссертации обозначение фиксирует наиболее существенное свойство исследуемого типа — разочарование, соединяет романтические и реалистические, русские и европейские интерпретации в единую цепь эволюции концепции и поэтики характера.
Констатируется, что концепция данного характера традиционно подвергалась анализу (в цешре внимания оказался вопрос о так называемом "оправдании-обличении" "лишнего человека"), а поэтика чаще рассматривалась автономно в перечне художественных особенностей каждого конкретного произведения. Однако "эволюция характера в истории литературы, — отмечал С.Г.Бочаров, — состоит не просто в отражении изменяющегося предмета", а и "в логике закономерного развития "принципов обрисовки" человеческого образа, принципов построения и организации литературной личности"1.
Такой подход к русскому "разочарованному" присущ опубликованным относительно недавно работам Ю.МЛотмана, Ю.В.Манна, В.М.Марковича, В.И.Мельника, Н.Н.Мостовской, В.Ф.Погорельцева, Е.М.Табориссксй, Б.Т.Удодова и др. Но, как показано во введении, и в этих исследованиях литературный потрет оттеснен на периферию и не реализуется исключительный потенциал этой категории по выявлению сущностных тенденций литературного процесса XIX века и истории данного характера.
В диссертации дефиниция "литературный портрет" получает расширенное толкование: это не только средство характеристики героя художественного произведения, состоящее в описании его внешности (черт лица, фигуры, позы, мимики, жеста, одежды), но и визуальный образ героя, который возникает в сознании автора (читателя), обусловлен его культурным опытом и контекстом. Одновременно портрет героя есть арсенал реально используемых исторических форм, художественны^ формул, слу-
1 Бочаров С.Г. Характеры и обстоятельства. //Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Образ, метод, характер. — М., 1962. - С.324.
жащих соответственно средством воплощения или импульсом для возникновения визуального образа. Отмечено, что в произведении портрет выполняет функции исторической, социальной, психологической и литературно-типологической характеристики героя, обеспечивает его "узнавание".
Сопоставление подходов к изучению литературной портретизации в работах обшеэстетических (И.Алпатова, Н.Дмитриевой, В.Н.Стасевич) и теоретико-литературных (А.И.Белецкого, А.Г.Цейтлина, М.М.Бахтина, Е.С.Добина, А.М.Левидова, В.Е.Хализева, В.А.Сапогова), обзор статей, посвященных особенностям изображения внешности героя в творчестве отдельных авторов и в конкретных произведениях (Н.Кравцова и Л.И.Кричевской о прозе Пушкина; Б.В.Неймана, Н.И.Никитина, В.И.Шеншина, посвященных творчеству Лермонтова; Л.Мышковской о сатире Гоголя; Л.Н.Смирновой о "Записках охотника" И.С.Тургенева; Л.Беловой, В.А.Дружининой, Н.Подвицкого, Л.Поляк, З.Шепелевой, А.Л.Светличной о романах Л.Н.Толстого; И.З.Белобровцевой, Т.Ю.Ригиной, Е.В.Тюховой, С.М.Соловьева, М.Л.Спивак об искусстве Достоевского-портретиста и др.), позволили сформулировать основные принципы методики исследования:
1) для специального рассмотрения имеет значение вся система портретных упоминаний в совокупности и смысл каждого из них в данной системе
2) исторические формы портрета не уходят в прошлое вместе с эпохой их породившей,— они используются наряду с инновационными, образую: в сочетании с ними новые сложные приемы;
3) традиционно выделяемое описание героя —. развернутое, стилисти чески обособленное, обобщенное и вневременное — лишь один из возмож ных вариантов портрета; от него заметно отличаются окказиональный отвлеченный, ассоциативный портреты, относительно автономна портрет ная деталь;
4) традиции портретизации могут быть поняты как концентрированно выражение художественного опыта_ отдельных не только литературны методов и направлений, но и течений, жанров, даже оценочных тенденций
5) эволюция портрета в целом подчиняется общим закономерностя1 историко-литературного процесса, но (в сопоставлении с другими элемен тами поэтики характера) более значимым для нее оказывается факто творческой индивидуальности писателя.
В первой главе "Формирование модели портрета "разочарованной: героя в русской литературе первой трети XIX века" на материале поэм и дра ("Кавказский пленник", "Цыганы" А.С.Пушкина; "Бал", "Цыганкг Е.А.Боратынского; "Ижорский" В.К.Кюхельбекера; "Странный человек
"Сашка", "Маскарад" М.10.Лермонтова) и их лирического контекста изучаются процесс становления и особенности модели портрета на начальном этапе.
В первом параграфе главы установлено, что данный процесс представляет собой постепенный синтез форм, восход, лцих к разным традициям. Выделены и исследованы основные, условно именуемые байроническими", "элегическими" и "иронико-бытовыми".
Изучение "байронических" традиций опирается на частные замечания В.М.Жирмунского и Ю.В.Манна, ряд самостоятельных наблюдший. Подчеркивается, что данные начала в характере раннего "разочарованного" героя представляют собой инвариантную основу его изображения как исключительного, величественного, страстного и мрачного героя, с "печатью высокости и значительности" в облике. Установлено, что в русской литературной традиции "байронические" черты в портрете существенно смягчены и не статичны, как у Байрона, а проявляются окказионально в связи с конкретными сюжетными событиями и переживаниями героя. Мелодраматизм и экспрессия, предельно локализованные Пушкиным и Боратынским, вновь заявляют о себе у Лермонтова и Кюхельбекера. "Вневременное статистическое описание" в анализируемых текстах практически не встречается, а развитие окказиональной портретизации пошло по линии упрочения связей с событийной канвой произведения, углубления прямого, а в дальнейшем — и непрямого психологизма.
Замечено, что генетическую связь отдельных свойств характера "разочарованного" героя с настроениями русской элегической лирики начала века констатируют, но не исследуют на портретном материале Ю.В.Мани, И.М.Семенко, П.А.Стеллиферовский, Л.Г.Фризман и другие ученые. Согласно предлагаемой гипотезе, "элегические" начала в характере ппедстав-ляют собой инвариантную основу изображения лиричного, чувствительного, уныло печального героя, пассивно противостоящего миру. "Элешзмом" обусловлены многомерность портрета "разочарованного", авторская "жа-лостность", особая этнографическая окраска, мягкий лиризм и нежность портретных черт.
В диссертации значительное внимание уделяется наименее разработанным в научной литературе "ирошгео-бытовым" традициям. Они предполагают некоторое снижение, "приземление" характера, вторжение бытовой стихии и иронии в его изображение, потенциал будущие пародийных трансформаций. К комплексу "иронико-бытовых" особенностей в портрете раннего "разочарованного" относятся: прозаическая повествователь! юсть, изображение бытовых реалий, отдельные приемы иронии (скрытое ироничное цитирование; отказ от психологической мотивированности портретных
черг или двойные — духовные и материальные — мотивировки; изображение примет разочарованности как расхожих).
На основании анализа текста и приведенных теоретических обобщена делается вывод о том,/что каждая из назвзнных традиций привнесла ] исследуемую модель портрета специфические акценты. Если сочеташк "элегических" и "иронико-бытовых" начал в характере обеспечивает "дебай ронизацию" портрета, то собственно "иронико-бытовые" — выполняю функцию деромантизации. Сопряжение традиций способствовало сужении сферы "стилистического автоматизма" (Ю.М.Лотман), т.е. преодолении литературной инерции и формированию нового жизнеподобия.
На пересечении этих традиций сложилась характерологическая пара дитма, включающая мотивы странности, тоски, старости в молодости одиноких скитаний. Во втором параграфе первой главы исследуется вопло гцение перечисленных мотивов в портретах "разочарованных" героев ] разных традициях, обозначены наиболее частотные вариации и собствен» модель как инвариантная основа портрета.
Из исследуемых наиболее очевиден в парадигме мотив странности. О) получает и буквальное, и опосредованное воплощение, связан с незаурдд ностью "разочарованного" героя, его богатой внутренней жизнью, непонят ностью для других персонажей, принципиальной недосказанностью с< стороны автора и "эффектом недоумения" читателя! Установлено, чт< странность в портрете объединяет целуй спектр значений: чужой, другой страшный, смешной, разноликий, изменчивый, безумный. Мотив вопло щен при помощи приемов авторской и косвенной портретизации, прием "маски", в дальнейшем обнаруживает тенденцию к локализации, а портре — к большей определенности.
Мотив тоски, связанный с настроением "разочарованного" героя, харак теризуется как наиболее устойчивый, разветвленный и широко представ ленный во всех трех традициях. Он более других интегрирован в сюжет включает устойчивые и оригинальные портретные соответствия, рбнаружи вает и следование авторов литературному канону, и пути его преодоление Тоска воплощена в портрете "разочарованного" героя как мрачносп холодность (бесстрастие, болезнь, мертвенность), бледность, задумчивост (созерцание дали, склонекность головы, "байроническое" созерцание тан цующих на балу), а также унылость, мечтательность, скорбь (слезь рыдания) и при этом скука, хандра (зевки, вздохи), домашняя лень.
Изучение мотива старости в молодости в работе тесно связано эволюцией характера "разочарованного" героя по ходу сюжета, сюжетно ретроспекцией и образом времени в произведении. Его воплощение н уровне портрета обеспечивается отвлеченными указаниями на отдельны
предметы пережитого, опытности, усталости, старости, болезни, а также сопоставлением "современного" и ретроспективного портретов, характеризующих внешность героя соответственно после и до отчуждения.
Мотив одиноких скитаний рассматривается как оборотная сторона мотива тоски — по достойному обществу, друзьям и дружбе, по родине и ярким жизненным впечатлениям за ее пределами. Текстовым материалом он подкреплен небогато, в модели портрета "разочарованного" героя обеспечивается изображением его как путника, изгнанника, беглеца в контексте соответствующих описаний пейзажа и интерьера. Средствами окказиональной, отвлеченной и ассоциативной портретизации авторн неизменно акцентируют отчуждение героя от группового портрета "толпы" — "племени" или "света", через портретную динамику — его потребность в движении (пластическом и пространственном^ и роковые возвращения через повторы портретных элементов.
В выводах первой главы указано, что каждый из мотивов получил широкий, но относительно устойчивый спектр смыслов и художественных формул, в принципе сводимых к некой инвариантной основе. Важно, что одна и та же художественная формула в исследуемых контекстах нередко выражает самые разные семантические оттенки и авторские оценочные тенденции. .
Среди средств портретизации на этом этапе наиболее продуктивными названы отвлеченные, окказиональные приемы, фиксируются элементы ассоциативного портрета и отдельные портретные детали. Синтез традиций, взаимопроникновение и переплетение мотивов, усложнение их семантики способствовали кристаллизации обобщенных значений и выработке нор^й портретной традиции. На этой основе формулируется вывод, что последующая литература воспринимает портрет "разочарованного" .героя как единое художественное целое и на такой основе осуществляет эволюцию и трансформацию его модели.
Во второй главе "Эволюция принципов создания портретной характеристики "разочарованного" героя в русской литературе 20—40-х годов XIX века" на материале романов "Евгений Онегин" A.C. Пушкина, "Герой нашего времени" М.Ю.Лермонтова и "Кто виноват?" А.И.Герцена исследуется процесс развития искусства портретизации и модификации модели с учетом общих закономерностей литературного процесса и специфики творческой индивидуальности каждого из авторов.
Параграф первый посвящен вопросам исторической детерминированности и традиционной характерологии "разочарованного" героя на втором этапе его истории, затрагивает проблему литературной портретизации в контексте становления поэтики русского романа.
Во втором параграфе исследуется поэтика портрета Евгения Онегина как "разочарованного" героя. Уточняются традиционные представления (что портрета равного героя в пушкинском произведении нет), сопоставляются отдельные замечания Д.Д.Благого, НЛ.Бродского, С.М.Бонди, Ю.МЛотмана, С.Г.Бочарова, И.Я.Заславского, И.Я.Соловья. Исследования подтверждают высокую функциональность портрета, выявляющую основные свойства и динамизм характера Онегина, специфику его разочарованности.
Отмечается, что автор "Евгения Онегина" отказывается от романтической изобразительности, так называемой живописности, цветовых и световых контрастов в портрете, доминирующим приемом становится многора-курсность, "комбинирование разных точек зрения". Портретные маски героя связываются теперь не с принципиальной авторской недоговоренностью, как у романтиков, а, напротив, выступают средством типизации. Благодаря усилению ассоциативности портретная деталь расширяется в сюжетный круг, соответствующий ей визуальный образ оформляется в портретное описание, возникает более сложная разновидность портрета-маски — "воображаемый", ирреальный портрет.
Специфика пушкинской интерпретации модели портрета "разочарованного" героя обнаруживается также при исследовании в работе воплощения в нем характерологических мотивов: странности, тоски, старости в молодости, одиноких скитаний. Они сохраняют свою актуальность, но традиционные семантические аспекты несколько смещаются и социально-психологически детерминируются; сводятся к минимуму номинальные воплощения, убывает мелодраматизм.
Из материалов главы логически следует, что Пушкин избегает строгой нормированности, разнообразит, лексически и фразеологически обогащает художественные формулы, в одном ряду ставит концептуально и стилистически несочетаемое для портрета раннего "разочарованного". Это создает ощущение "нелитературной" речи, проявляет оригинальную пушкинскую концепцию "разочарованного" героя и новаторское отношение к художественному слову.
Изучение в третьем параграфе поэтики портрета Печорина — "разочарованного" героя лермонтовского романа — в отдельных положениях опирается на работы В.В.Виноградова, К.Н.Григорьяна, Э.Г.Герштейн, В.И.Коровина, Б.Т.Удодова, У.Р.Фохта и других ученых. Оно дает основание для вывода, что портрет Печорина сохраняет преемственность модели раннего "разочарованного" героя, пушкинской ее интерпретации и опытов литературной портретизации более ранних лермонтовских произведений. Как показано в работе, частично возвращаясь на новом, социально-
психологическом уровне к живописности, к романтической стилистике, сплавляя "байронические" и "элегические" с "иронико-бытовыми" началами, Лермонтов обрисовывает сложный и многосоставный, переменчивый, но визуально узнаваемый облик "разочарованного" героя.
Отмечается, что в соответствии с возможностями прозы и индивидуальными творческими предпочтениями автора, данный портрет значительно распространеннее и подробнее, чем в предшествующих произведениях. Доказывается, что портреты Печорина разных глав ввиду жанровой стилизации относительно автономны друг от друга и специфичны. "Смысловое напряжение" романа объясняется, в частности, искусным углублением противоречий между портретными проявлением« героя, их интерпретацией рассказчиками и самим Печориным. Анализируются богатые возможности многоракурсной портретизации, которую использует Лермонтов: Печорин примеряет к себе и другие примеряют к нему рахшчные маски, последовательно развенчиваемые в сюжете в процессе типизации его характера.
Как следует из наблюдений, герой не претерпевает эволюции в сюжете, не получает портретной ретроспективы, но облик его динамичен благодаря пространственным перемещениям и изменению по ходу сюжетного действия представления читателя, которому предлагается вместо одного — серия портретов "разочарованного" героя, выполненных в разных ракурсах.
Их единство обеспечивает система сквозных мотивов характера "разочарованного" героя, получивших разную степень портретной воплощениос-ти. Исследование показывает, что Лермонтов значительно расширяет их семантический спектр, смещает оценочные акценты и даже меняет этическую маркированность отдельных портретных формул на противоположную, прослеживая пути усвоения и преодоления традиции.
Параграф четвертый посвящен портрету "разочарованного" героя Белъ-това в романе А.И.Герцена "Кто виноват?". Анализируется трактовка героя в немногочисленной научной литературе о романе: работах Н.И.Пруцкова, Б.А.Туниманова, В.М.Марковича, Я.Е.Эльсберга. Показано, что портрет Бельтова выполняет ряд сложных художественных функций, прежде всего характерологическую, и выявляет специфику разочарованности главного героя.
Портрет Бельтова соЪтавляет единое художественное целое, но функционально различается в 1-й и 2-й частях романа. Сопоставительный анализ подтверждает, что Герцен (как Пушкин и в отличие от Лермонтова) избегает индивидуализированной живописи черт лица, отдает предпочтение их реалистической й аналитической интерпретации.
В разделе исследуются приемы прямого и непрямого психологизма, эволюция традиций многоракурсной портретизации: сопрягается видение
героя — авторское и приписанное отдельным персонажам. Отмечено, .что "воображаемого", "ирреального" портрета-маски, столь широко используемого Пушкиным, в романе нет, но сам прием обнаруживает новые возможности (например, ярки и примечательны портреты-маски, воплощающие новое знаменательное свойство — неукротимую деятельность Бельтова). Значительную смысловую, даже символическую нагрузку в романе несет психологизированная портретная деталь. Предполагается, что интерес к причинам бельтовского разочарования, предыстории его "первичного отчуждения" побудил Герцена, в отличие ог Лермонтова и Пушкина, уделять больше внимания ретроспективному портрету (авторской ретроспекции, порученной персонажам, описанию акварельного портрета юного Владимира).
В исследуемом портрете сохраняется присущая модели парадигма основных характерологических мотивов, но в ней обнаруживаются большие семантические колебания и даже переход отдельных устойчивых формул в смысловое поле другого мотива.
Таким образом, каждое из исследуемых во второй главе произведений представляет собой сложную художественную рефлексию одновременно по поводу наблюдаемых в жизни исторического характера подлинно "разочарованного" героя и светской моды на разочарование, а также отражения того и другого в западноевропейской и предшествующей русской литературе. В этих романах проявились особенности поэтики портрета "разочарованного" героя, обусловленные авторской концепцией и индивидуальной творческой манерой. Но вместе с тем обнаружились й общие особенности эволюции модели портрета "разочарованного" героя в 20—40-е годы XIX века, закономерности становления реалистической портретизации в целом.
В выводах второй главы констатируется, что на этом этапе истории "разочарованного" героя его портрет становится более распространенным и функциональным (уже обеспечивает историческое, социальное и литературно-типологическое определение характера), имеет сложную структуру, отходит от заданности, "номенклатурности" черт. Условные и роковые мотивировки уступают место социальным и психологическим.
"Байронические" и "элегические" традиции в портрете постепенно^ размываются, четче и богаче представлена "иррнико^бытовая". Она обеспечивает постепенный процесс деромангизации "разочарованного" ге!>оя, новый уровень жизнеподобия его характера. Нарушается присущее портретам ранних представителей типа строгое закрепление 'байронических", "элегических" и "иронико-бытовых" художественных формул за определенными сюжетными ситуациями и коллизиями (общественной, любовной), хотя некоторая функциональная маркированность прослеживается.
Исследуемая парадигма мотивов, сложившаяся на первом этапе истории, сохраняется, но происходят существенные колебания семантики и переакцентировка ряда художественных формул.
• Показано, как совершенствуется техника литературного портретирова-ния. Отвлеченная портретизация отодвигается на второй план, окказиональная проязлнет расширение связей героя с миром и динамику его портрета. Формируется портретная ассоциативность более высокого уровня. Она апеллирует к историческому и культурному опыту читатели, обеспечивает типологическую определенность и вместе с тем неоднозначность черт внешности героя, сложность, текучесть его облика. Многоракур-сность способствует объемности и объективизации изображения. Деталь разрастается, позволяет через портрет глубже проникнуть в суть разочарованности героя, встроить портрет в широкий визуальный ряд пейзажа, интерьера и проч. Вырабатываются чрезвычайно продуктивные в дальнейшем приемы прямого и непрямого психологизма.
В третьей главе "Трансформации портрета "разочарованного" героя в русской литературе 40—50-х годов XIX века" намечены основные тенденции переосмысления характера и изменения портрета в середине столетня; определены направления дальнейших научных поисков.
Обосновывается предположение, что одна из тенденций трансформации связана с традициями "натуральной школы" 40-х годов ("Бретер", - "Дневник лишнего человека", "Гамет Щигровского уезда" И.С.Тургеневз, "Идеалист" A.B.Станкевича, "Тонкий человек", "Саша" Н.А.Некрасова, "Странная история" Я.П.руткова). Для нее характерны локализация, редуцирование портрета, акцентировка его обыденности и одномерности.
Другая тенденция проявилась в романистике 50-х ("Рудин", "Дворянское гнездо" И.С.Тургенева, "Тамарин" М.В.Авдеева, "Обломов" И.А.Гончарова, "Губернские очерки" М.Е.Салтыкова-Щедрина), ей присуши распространение портрета, привнесение в модель свойств и черт другого или других типов, акцентирование исключительности, сложности характера и облика "разочарованного" героя.
Отмечается, что в 50-е годы в русской литературе завершается диалектический виток истории типа. В творчестве украинских писателен этого периода трансформированные элементы исследуемой модели используются в портретах героев других типов. Данное явление рассматривается в работе на примере малоисследованного наброска первой главы неоконченного романа в стихах Пантелеймона Кулиша "Евгений Онегин нашего времени".
В заключении обобщаются результаты исследования эволюции портрета "разочарованного" героя, подводятся итога, освещающие ряд существенных
закономерностей историко-литературного процесса первой половины XIX века, определенные грани индивидуального творческого мастерства центральных фигур этого процесса, создающие предпосылки дальнейшего изучения путей становления русского реализма, развития искусства литературной портретизации и, конечно, эволюции поэтики характера "разочарованного" героя как целостной системы.
Делается вывод о том, что в эпоху перехода от романтизма к реализму форма отражения в литературе нового явления духовной или материальной жизни складывается постепенно, мозаично из фрагментов ранее существующих литературных форм, отражающих сходные или близкие явления. Продолжителен и сложен процесс сопряжения этих фрагментов. При проекции нескольких индивидуально-авторских модификаций данного литературного явления друг на друга обнаруживается их инвариант — условная модель. Чем больше вариаций и чем они разнообразней, тем прозрачней границы модели. Наконец, наступает момент, когда л на, уже обретшая статус канона, разрушается, распадается на элементы. Из них будут синтезироваться новые единства.
Модель портрета "разочарованного" героя русской литературы первой половины XIX века представлена в работе в качестве сложной системы, глубоко интегрированной в поэтику отдельных произведений и широкий литературный контекст. Модификации данной модели прослежены на разных уровнях — портретных традиций, приемов, отдельных художественных формул и др. Направление ее эволюции определяется радом факторов, важнейшие среди которых — особенности портретируемого исторического прототипа, художественный метод писателя, его концепция героя, индивидуальная творческая манера, наконец, факторы традиции и новаторства.
Творчество каждого автора предсп.аляет в реферируемой работе самостоятельные вариации модели, но доказано, что существуют, могут быть исследованы и общие закономерности ее эволюции в историко-литературном потоке.
Так,в истории русского "разочарованного" героя условно выделены три этапа, соответствующие формированию, эволюции и трансформации модели его портрета и поэтики его характера в целом. Рассмотрение портрета, "разочарованного" героя дало возможность, с одной стороны, проследить сложную зависимость эволюции поэтики характера от его концепции, с другой, — исследовать сам механизм формирования, эволюции и трансформации портретной модели. Результаты работы в свою очередь позволяют ставить вопрос о закономерностях и способах выражения художественного характера через портрет в литературе последующих десятилетий.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях
Статьи
1. От "москвича в Гарольдовом плаще" до "Гамлета Щигровского уезда" (Русский разочарованный герой в контексте мировой литературы) // Русский язык и литература в средних учебных заведениях Украины. — 1992. - № 9-10. - С. 23-24, 41-43. - 1,0 п.л.
2. "Везде Онегина душа себя невольно выражает...": Портрет в поэтике характера Евгения Онегина // Виродження. Мови, л1тератури, ¡сторш народов Укра'ши в нацюнальних школах. — 1993. — № 5-6. — С. 17-19. — 0,5 п.л.
3. Особый путь Евгения Баратынского (Два урока по творчеству поэта. 9 класс) // Вщродження. Мови, литература, ¡стор1я на род ¡в Укра'ши в нацюнальних школах. — 1993. — № 9. — С. 14-20. — 1,0 п.л.
4. Загадка Рудина (Приемы изучения поэтики характера героя через эпизод на уроках, посвященных творчеству И.С.Тургенева, 10 класс) // Вщродження. Мови, л1тератури, ¡сторш на род ¡в УкраГни в нацюнальних школах. - 1994. - № 2. - С. 27-29. - 0,5 п.л.
Материалы и тезисы
5. Портрет в поэтике характера Евгения Онегина // Вторые Крымские пушкинские чтения.. Керчь, 22—26 сентября 1992 г. Материалы. — 4.1, — Симферополь. — 1993. — С. 26-27.
6. "Евгений Онегин" A.C. Пушкина и его интерпретации в украинской литературе // Вопросы творчества и биографии А.С.Пушкина. Тезисы докладов и сообщений межвузовской научной конференции 23-25 апреля 1992 г. - Одесса. - 1992. - С. 87-89.
7. Знову "зайва людина"? (Спроба нетрадицшного пщходу до термшолопчного питания) // Проблеми розвитку психолого-педагопчноГ науки у науково-техшчшй творчост! молоди ¿JGipnnK. наукових праць студент!п, acnipamiB, стажистт i викладач1в. — 4.1. — Переяслав-Хмель-ницький. — 1993. - С. 115-117.
8. Портрет в поетиш характеру розчаровалого героя роайсько! романтично! Л1тератури XIX стагнття // Розвиток проблем психолого-педагопчно! науки в науково-техшчшй творчост: молод). Зб1рник науко-вих праць студент, асшранпв, доктораштв. — Кшв, УДПУ. — 1993. — С. 265-266.
9. Мотив разочарования в европейских литературах XIX века сквозь призму концепции языка, знака, культуры М.К.Петрова (к постановке проблемы) // Язык и культура. Материалы Первой международной конференции. - Киев. - 1992. - С. 140-141.
10. Христианские мотивы в поэтике характера разочарованного героя русской литературы XIX века // Християнсыа сюжети та образи в художшй лггсратур1: Тези доповщей МЬкнародно! науково-практичноГ конференцц. — Житомир: "Льонок". — 1993. — С.9.
11. Мотив разочарования в южной лирике А. С. Пушкина // Русская культура и Восток. Третьи Крымские пушкинские чтения. Материалы. — Симферополь. — 1993. — С.З.
12. Портрет в поэтике драматического характера' (М.Ю.Лермонтов, "Маскарад") // Третьи Волковские чтения. Материалы областной научной конференции. 20-22 октября 1993 года. — Одесса. — 1993. — С. 30-31.
13. Художественная функция портрета в создании характера централь- . ного героя поэмы А.С.Пушкина "Кавказский пленник" // Третьи Волков- . ские чтения. Материалы областной I учной конференции. 20-22 октября 1993 года. — Одесса. 15-93. — С. 28-29. (В соавторстве.).
14. Портрет в поэтике характера разочарованного героя'произведений И.С.Тургенева // Межвузовская научная конференция "Проблемы мировоззрения и метода И.С.Тургенева" (К 175-летию писателя). Тезисы докладов и сообщений. — Орел. — 1993. — С. 39-40. "
ANNOTATION
Olena Mykolajivna Kostiuk. Poeticism of "Disappointed" Hero's Portrait in the Russian Literature of the First Half of the 19th Century". Disserrtation to get a scientific degree of the Candidate of Philological sciencies, speciality 10.01.01 — Russian literature. Institute of Literature named after T.G.Shevchenko of the National Academy ofScienciec of Ukraine, Kiev — 1994. Manuscript that contains analysis of art texts and corresponding generalizations is being defended. It has been found out that in the first third of the 19th century crossing of traditions called "Byron's", "elegiac" and "ironic-and-popular" happened. At that time a model of "disappointed" hero portrait was formed. In 30s and 40s this model went through the process of evolution on the background of the realistic novel genre formation (Pushkin, Lermontov, Hertzen) And later on, as a result of social re-assessment, this model went through complicated transformations. Main characteristical motives which are embodied in the model are identified in the dissertation.
Evolutional laws and regularities, art functions and tools of literare portrait of a hero in historical-and-literary process and creative work of some masters of art are determined here as well.
АНОТАЦ1Я
Костюк О.М. Поетика портрета "розчарованого" героя у роайсьмй fliTepaiypi nepuroi половин» XIX сто;пття.
Дисерташя на здобуття наукового ступеня кандидата фшолопчних наук за спещалыпстю 10.01.01 — Рос1йська литература, 1нститут лггератури ¡м.Т.Г.Шевченка HAH Укращи, Ки\'в, 1994.
Захищаеться рукопис, що мгстнть анал1з художшх текстт та вшповЦн! узагальнення. Встаноалено, що у першш третиш XIX столптя на леретпш традишй, умовно названих "байрошчними", "елепчними" та "ipoitiKo-побутовими" в л)ро-етчних та драматичних творах формуеться модель портрета "розчарованого" героя, яка у 30—40-i роки, ка фот станоапення жанру реал1стичного роману (Пущин, Лермонтов, Герцен) зазнае еволюцн, а в майбутньому, внасликж суспшьно! переоцшки типу, — складнях трансформации Визначено основш характеролопчш мотиви, jiKi вт1лено у моделц закономерности еволюци художным функци та 3aco6i в литературного портрета героя в ¡сторико-лггературному npoueci та творчосп окремих aBTopie.
Kn/oHoei слова: поетика характеру; портрет; "розларований" герой; "зайва людина".