автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Поэтика поздних романов Жоакина Марии Машаду де Ассиза

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Сечная, Вера Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Диссертация по филологии на тему 'Поэтика поздних романов Жоакина Марии Машаду де Ассиза'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Поэтика поздних романов Жоакина Марии Машаду де Ассиза"

Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова

Филологический факультет На правах рукописи

СЕЧНАЯ Вера Владимировна

ПОЭТИКА ПОЗДНИХ РОМАНОВ ЖОАКИНА МАРИИ МАШАДУ ДЕ АССИЗА

Специальность 10.01.03 Литературы народов стран зарубежья (европейская и американская литературы)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва-2005

Работа выполнена на кафедре истории зарубежной литературы филологического факультета Московского государственного университета им. М.В Ломоносова

Научный руководитель: Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, доцент С.И.Пискунова

Доктор филологических наук Сапрыкина О.А. Кандидат филологических наук Гирин Ю.Н.

Ведущая организация: Литературный институт им. А.М.Горького

Защита диссертации состоится __ 2005г. На

заседании диссертационного совета Д 501.0Й1.25 при Московском Государственном Университете им. М.В.Ломоносова.

Адрес: 119992, Москва, В-234, Воробьевы горы, МГУ им.М.В.Ломоносова, 1-й корпус гуманитарных факультетов, филологический факультет.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке филологического факультета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова.

Автореферат разослан «<#£» .¿¿Л&М 2005года.

Ученый секретарь /

Диссертационного совета, А. В. Сергеев

К.ф.н., доцент /

у/ОЪ?

Настоящая работа посвящена исследованию позднего романного творчества бразильского писателя Жоакина Марии Машаду де Ассиза (1939 - 1908) в нескольких, представляющихся нам наиболее важными аспектах (жанрово-стилевое своеобразие, хронотоп, особенности создания системы образов персонажей), и проанализировать связь поздних романов писателя с европейской и национальной литературой.

Предметом исследования являются романы «Посмертные записки Браса Кубаса», «Кинкас Борба» и «Дон Казмурро» как наиболее полно выражающие особенности поэтики Ассиза. Они складываются в своего рода трилогию, объединенную единством авторского мировоззрения, сходностью жанрообразующей темы и повествовательной стратегии. Целью творчества Ассиза было, прежде всего, постижение реальности, основанное на «эстетической правде». Отсюда такие особенности романов Ассиза, как пародия, самопародия, акцентированная роль повествователя, напоминающая о том, что произведение - это искусство, а не зеркальное отражение реальности.

Научная новизна диссертации определяется тем, что в ней впервые в российской бразилистике проанализированы наиболее значимые произведения Ж.М.Машаду де Ассиза, рассмотренные с точки зрения их поэтологических особенностей, а также в историко-поэтологическом аспекте. В диссертации на конкретном историко-литературном материале осмыслены такие важные категории романной поэтики, как жанровая принадлежность, повествовательная стратегия, сюжетно-композиционные особенности, хронотоп, персонажи.

Методологической основой исследования являются труды русских ученых М.М.Бахтина, Ю.М.Лотмана, Е.Мелетинского, Б.А.Успенского, а также теоретические разработки У.Бута, В.Шмида, Н.Фрая.

РОС. 1 fc У

HAJlMiAR

■ :.кл

С.Петербург

Актуальность диссертации обусловлена тем, что бразильская литература во всем своем своеобразии представляет собой достаточно не изученную в русском литературоведении область исследования.

Научно-практическая значимость работы состоит в возможности использования ее выводов для дальнейшего изучения бразильской литературы в целом и творчества Ассиза в частности. Фактические материалы диссертации могут быть использованы для чтения курсов зарубежной литературы XX века, а также при проведении спецсеминаров по бразильской литературе.

Диссертация получила апробацию на заседании кафедры истории зарубежной литературы филологического факультета МГУ им М.В.Ломоносова. Результаты работы были представлены на докладе на П1 Камоэнсовских чтениях (Москва, 2001г), а также в ряде публикаций.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения. Во введении формулируются основные задачи и направления исследования, дается краткая характеристика всего творчества Ассиза, отмечаются главные особенности позднего романного творчества писателя и характеризуются основные критические подходы к -исследованию его романов.

Первая глава диссертации посвящена рассмотрению жанрово-стилевого своеобразия исследуемых романов Машаду де Ассиза, особенностям построения их композиции и сюжета, выделен ряд наиболее характерных для творчества Ассиза тем и проанализировано их воплощение в художественном целом «Посмертных записок Браса Кубаса», «Кинкаса Борбы» и «Дона Казмурро». Жанрообразующая тема романов Ассиза -судьба человека, рассмотренная в ракурсе различного рода философем того времени. Тема эгоизма проходит красной нитью через анализируемые романы писателя, в каждом из романов сплетаясь с другими: для «Посмертных записок Браса Кубаса» важна тема времени и смерти, для

«Кянкаса Борбы» - тема безумия, для «Дона Казмурро» - недоверчивости и подозрительности.

Тема эгоизма в романах Ассиза эксплицитно сформулирована сумасшедшим философом Кинкасом Борбой в виде философии «гуманитизма», коррелята основного типа мировоззрения героев исследуемых романов.

Согласно этой «философии», в мире существует «гуманитас», некий основной принцип существования, присутствующий во всех явлениях и предметах. Все в мире обусловлено выгодой, тем, что способствует процветанию «гуманитас». Заботиться о чувствах слабых не имеет смысла, поскольку они ничего не решают в глобальных масштабах. Перед этим принципом все равны, и человек ничем не отличается от крысы. Человек, руководствующийся философией «гуманитизма», не становится лучше или хуже тех, кто не осведомлен о ней - он просто лишен иллюзий, мешающих ему стать более сильным и победить в борьбе с другими людьми.

Философия «гуманитизма», как и внешние условия существования, у Ассиза не могут стать причиной нравственного перерождения человека, если у того нет внутренней предрасположенности к подобному перерождению Человеком управляет не судьба, а те особенности характера, та психоэмоциональная форма, которая заложена в него от рождения Каждый раз, оказываясь перед необходимостью выбора пути, герои Ассиза выбирают более легкий, более привычный, более проторенный, соответствующий их стремлению избежать любых трудностей.

Тема эгоизма в романах Ассиза тесно связана с темой любви, точнее, ее отсутствия, с темой исчезновения эмоций. Любовь как несделанный выбор становится ответом на загадку жизни и смерти, ответом, который главные герои не в состоянии получить. В каждом из романов протагонисты получают несколько возможностей реализовать свой эмоциональный потенциал, однако в силу особенностей характера ни один из них так и не

доходит до конца в поисках любви, отвергая ее как угрозу своему общественному положению, спокойствию, чувству уверенности в себе В «Посмертных записках...», «Кинкасе Борбе» и «Доне Казмурро» представлены три варианта любовных отношений' адюльтер, безответная любовь и брак, однако все они приходят к одному финалу - отсутствию у них какого-либо будущего. Невозможность героев реализоваться хотя бы в этой сфере еще больше подчеркивает бесцельность прожигой ими жизни.

Вторая часть первой главы диссертации посвящена исследованию жанрового своеобразия анализируемых романов. Будучи изначально открытыми по своей природе литературными образованиями, они построены на скрещении различных жанровых традиций.

«Посмертные записки Браса Кубаса» и «Дон Казмурро» оформлены как романы-мемуары. Герои-повествователи в обоих романах предваряют свои рассказы утверждением о том, что причиной, побудившей их к написанию воспоминаний, стало прежде всего желание воскресить для потомков свое прошлое, переосмыслить его и создать текст, возможно, и лишенный большой художественной ценности, но тем не менее полезный как для них самих, так и для В романе «Кинкас Борба», единственном из трех написанном от третьего лица, эта форма не сохраняется

Особенность «Посмертных записок...» состоит в том, что мемуары, автором которых является главный герой, Брас Кубас, написаны им уже в «посмертном» состоянии и охватывают всю его жизнь, начиная с рождения и заканчивая «жизнью» загробной. Таким образом, формируется несколько личностей Браса Кубаса на разных этапах его существования, и каждая из них получает право голоса Загробное существование главного героя позволило ему взглянуть на свою предшествующую жизнь с иной точки зрения, его воспоминания прошли испытания временем и очистились от налета сиюминутности, и даже его несовершенство в качестве существа потустороннего не мешает ему относительно беспристрастно излагать

мысли и чувства себя живого. Таким образом, Ассиз самоустраняется из повествования, отдает все нити рассказа в руки героя, который один знает собственную подноготную.

Сходной является и структура романа «Дон Казмурро», также написанного в мемуарной форме. Повествователем здесь является Кенто Сантьяго, прозванный Дон Казмурро («саэтигто» - «сумрачный», «насупленный»). Его добровольное затворничество поставило его вне общества, в котором он ранее пребывал, и позволило создать необходимую для повествования степень «остранения». Здесь, как и в «Посмертных записках...», нет финальной, завершающей познание героем самого себя сцены, однако развитие личности протагониста более выражено: различие между Бентиньо-подростком и Бентиньо-взрослым мужчиной более отчетливо Искренняя любовь и незамутненные чувства Бенто и сумрачная подозрительность Дона Казмурро - два полюса, тесно связанные логикой развития сюжета. Ассиз ставит перед собой цель исследовать, под влиянием каких ситуаций и в каких обстоятельствах искренность подростка может смениться слепой ревностью мужчины. При этом он исповедует детерминистский подход к человеку ничто не происходит из ничего, и для любых изменений в человеческой психологии есть изначальная причина и основа: Бенто от рождения присущи ревность и жестокость, которые по мере его возмужания и под воздействием среды и момента развиваются в полноценные черты характера, вытесняющие любовь и доверие.

В «Посмертных записках...» и «Кинкасе Борбе» видны признаки жанра, который М.М.Бахтин считал одним из истоков европейского романа, жанра, на основе которого роман проходил путь становления - а именно мениппеи Так, прежде всего необходимо отметить присущую романам Ассиза свободу фантастического и философского вымысла, не скованного мемуарно-историческими ограничениями (хотя мемуарная форма сохраняется); публицистичность; сочетание несочетаемого, объединение в

одном эпизоде высоких размышлений и низких поступков («трущобный натурализм») Романам Ассиза свойственна объемность описываемого мира, наличие нескольких уровней бытия (особенно это заметно в «Посмертных записках...», где описан как реальный, так и загробный мир). Ассиз изображает различные нетипичные состояния человека - предсмертный бред, сумасшествие. Это позволяет уничтожить завершенность и однозначность героя, сделать его несовпадающим с самим собой и таким образом открыть его внутреннюю сущность. Образ Смерти, один из важнейших элементов карнавальной культуры, в лоне которой сложилась мениппейная традиция, у Ассиза фигурирует как смерть реальная (Посмертные записки...»), и смерть разума, обнажающая реальную основу личности протагониста («Кинкас Борба»), а также как смерть карнавальная в точном смысле этого слова - Пост, Кварензима, пришедшая на смену Карнавалу («Дон Казмурро»).

Еще одна традиция, влияние которой очевидно в романах Ассиза,-традиция жанра исповеди. «Посмертные записки...» и «Дон Казмурро», заявленные повествователями как мемуары, по сута своей являются романами-исповедями, поскольку представляют собой не только воскрешение прошлого в памяти главных героев или изображение исторической эпохи, но и исследование внутреннего мира мемуариста, его мыслей, чувств и переживаний, то есть самоанализ. Таким образом, мемуарность - внешняя оболочка романа - соответствует миру внешнему, событийному слою повествования. Исповедальная форма, напротив, позволяет сделать предметом изображения самосознание главного героя.

Сочетание черт мениппеи (жанра, основанного на внимании к человеку внешнему, его поступкам и высказываниям) и исповеди (жанра, сосредоточенного на человеке внутреннем, на его сознании) - существо романного жанра как такового.

Роман «Кинкас Борба» также связан с мениппеей в плане изображения одной из характернейших мениппейных тем. Сумасшествие как состояние главного героя восходит еще в «Дон Кихоту» Сервантеса, создавая контраст между миром реальным и его восприятием, выводя героя за пределы обыденной жизни. Главный герой «Кинкаса Борбы» Рубиан в середине повествования сходит с ума и, на первый взгляд, теряет способность адекватно воспринимать и анализировать окружающую его жизнь и свое собственное мировоззрение. Однако элементы «романа сознания» видны и здесь. «Кинкас Борба» - это «роман сознания» наоборот, воссоздающий продвижение главного героя не по пути исследования собственного «Я», а от ясного осознания собственной личности к затуманенное™ восприятия, утрате каких-либо аналитических способностей. Но именно сумасшествие Рубиана проясняет положение вещей, оно отсекает все ненужное и наносное, оставляя только квинтэссенцию характера героя, то, что позволило ему вести описываемую в романе жизнь.

В первой главе диссертации рассматривается также повествовательная стратегия Ассиза с точки зрения рецептивной эстетики, взаимоотношений в цепочке «автор - повествователь - герой - читатель - имплицитный читатель». В романах «Посмертные записки...» и «Дон Казмурро» выделяется четыре уровня восприятия произведения: автор герой/повествователь - имплицитный читатель - реальный читатель. В «Кинкасе Борбе» герой и повествователь становятся различными субъектами, практически не зависящими друг от друга, но и тот, и другой обладают правом голоса в рассказе. Полифоничностъ романов Ассиза, лишающая их однозначности и категоричности, достигается наличием множества равноправных точек зрения, и голос героя-актанта здесь не менее важен, чем голос повествователя, он звучит во внутренних монологах, проявляется в действиях и поступках Рубиана.

Личность повествователя в романах Ассиза имеет большое значение Брас Кубас и Бенто являются повествователями-актантами, говорящими о себе в первом лице, и одновременно действующими лицами, в отличие от повествователя в «Кинкасе Борбе», всезнающего и вездесущего, осведомленного о мыслях и чувствах своих персонажей Всеведущий повествователь может объяснить поступки героев, однако не является альтер-эго самого Ассиза, поскольку дистанция между автором, имплицитным автором и повествователем зачастую весьма велика. Точка зрения идеализированного «Я» автора (имплицитного автора) проявляется в описании поступков и эмоций персонажей. Осведомленность Дона Казмурро ограничена крайней субъективностью его наблюдений и их интерпретации. Однако общность всех повествователей Ассиза позднего периода состоит в том, что они по большей части являются остраненными наблюдателями, не обремененными человеческими страстями и эмоциями

Образ читателя, создаваемый повествователем, служит связующим звеном между самим повествованием и реальным читателем, то есть тем человеком, который прочтет книгу по-иному, чем читатель, участвующий в повествовании, и самостоятельно вынесет из прочитанного какую-либо идею. В романах Ассиза связь между повествователем и образом читателя необычайно сильна: это доказывают прямые обращения к последнему. В произведениях Сервантеса, Филдинга и Стерна, из которых Ассиз почерпнул множество элементов своей повествовательной техники, частое обращение к читателю было признаком того, что автор нуждается в непосредственном и немедленном взаимодействии с читателем, в сотрудничестве с ним.

В романе «Посмертные записки...» Брас Кубас просит читателя высказывать свои мнения и подвергать сомнению его рассуждения Его извинения перед читателем за изобилие деталей или предложения

пропустить следующие абзацы, если того интересует только событийная канва,- это один из способов характеристики повествователя.

Повествователь у Ассиза предугадывает реакцию читателя на происходящее в романе, пытаясь таким образом завоевать его симпатию. Когда повествователь желает придать вес своему утверждению и предоставить доказательства своей честности, он обращает свои признания непосредственно к читателю, стараясь направить суждения последнего в необходимое ему русло Тем не менее, точка зрения реального читателя формируется вне зависимости от воздействия мнения повествователя.

Образ имплицитного читателя в романах Ассиза также имеет другую важную функцию - участие в процессе создания романа. Повествователь часто взывает к читателю с просьбой быть внимательнее. Повествователем излагаются события и дается внешний ряд повествования, а читатель, в свою очередь, должен осмыслить происходящее, составить свое понимание реальности и значения текста. Имплицитный читатель у Ассиза - посредник между повествователем и реальным читателем, он заставляет реального читателя постоянно находиться в напряжении, читать между строк.

Повествователь иногда дразнит читателя или иронизирует над ним, поскольку тот готов делать скоропалительные выводы из ничего. Тем самым, однако, он подталкивает последнего именно к тому, за что его критикует, то есть к анализу и участию в повествовательном процессе. Таким образом, участие читателя в процессе создания романа является необходимым условием для проявления авторской иронии и самопародии, свойственных Машаду де Ассизу. Позволяя читателю получить доступ к повествовательным приемам имплицитного автора, Ассиз делает акцент на роли в этих процессах читателя как элемента повествовательной техники.

Сюжетно-композиционные особенности построения романов Машаду де Ассиза отражают многогранность подходов автора к интерпретированию явлений, наличие нескольких точек зрения на них, прояснение и углубление

явления путем его переработки' возникают сюжетные параллели, персонажи-двойники, диалогические соотнесения эпизодов.

Ассиз создает произведения многоуровневые, реализующие две сюжетные линии одновременно: с одной стороны, это история главного героя, замкнутая в самой себе и организованная по циклическому принципу, с другой - это история о романисте, пишущем роман, история, открытая для осмысления и восприятия, история, создающаяся в ту же самую минуту, как читатель открывает книгу, и изменяющаяся в зависимости от того, кто, с какой целью и каким образом ее читает.

Хронотоп романов Ассиза отражает цикличность их сюжетного строения Повествование возвращается к той точке времени-пространства, с которой началось, и замыкает сюжетные перипетии в круг, вырваться из которого протагонисту так и не удалось.

«Посмертные записки » организованы именно по принципу циклического построения сюжета, но это не цикл «от рождения к рождению», долженствующий, по мысли Ю.М.Лотмана, преодолеть страх смерти в людях,- роман начинается со смерти и к смерти же возвращается, таким образом замыкая романную структуру именно на этой идее.

Наложенный в самом начале романа на Рубиана отпечаток безумного бреда философа Кинкаса Борбы на протяжении повествования трансформируется в приверженность иллюзиям, а затем в манию величия. Рубиан повторяет судьбу своего духовного наставника и заканчивает жизнь в нищете. Безумие как еще один, неназванный, персонаж действует на протяжении всего романа, принимая различные обличия, но по сути оставаясь тем же - дополнительным уровнем бытия, выход на который открыт в неуверенности и чувстве вины, терзающих главного героя.

В романе «Дон Казмурро» сюжет также цикличен Бенто, чья жизнь с рождения была обещана церкви, заканчивает ее почти в монастырском одиночестве, лишенный семьи, друга и веры

Однако над циклическим сюжетом стоит другой - открытый, адресованный настоящему, и будущему читателю. Это сюжет создания романа, «метароман» Ассиз сознательно открывает свои произведения для осмысления в процессе написания, для совместной работы писателя, повествователя и читателя над созданием текста Замкнутый, на первый взгляд, циклический сюжет оказывается подчинен гораздо более важному и необходимому для Ассиза явлению, создавая для него событийную базу и предлагая простор для реализации идей.

Вслед за Сервантесом и Стерном Машаду де Ассиз пишет роман о создании романа, то, что современные исследователи называют «метароманом». Один из наиболее значимых моментов для романов Ассиза -это собственно процесс их написания Во всех поздних романах осознание повествователем этого акта очевидно.

Вторая глава диссертации посвящена рассмотрению вопросов, связанных с хронотопом поздних романов Ассиза, способов организации романного времени и пространства в «Посмертных записках...», «Кинкасе Борбе» и «Доне Казмурро».

Романы Ассиза ориентированы на исследование как внутреннего мира героев, так и отношений героя и общества, способности персонажей адаптироваться к окружающему их социальному миру. Хронотоп романов подчинен этой задаче. Жизненное пространство для героев «Посмертных записок. .», «Кинкаса Борбы» и «Дона Казмурро» - это не только и не столько место действия и вещи, окружающие их, сколько другие персонажи Акцентированная портретность описания человека глазами главного героя подчинена именно этой цели - создать из большинства персонажей элементы идеального пространства для отображения сущности героя

При этом овнешненность, «портретность» описания действующих лиц соотносится не с хронотопом изображения, то есть с тем, как видит мир сам Ассиз, а с хронотопом изображаемого: подобное описание свидетельствует,

прежде всего, о манере видения повествователя и разоблачает сущность не столько объекта, сколько субъекта видения

Сосредоточенность внимания повествователя «Посмертных записок. .» и «Дона Казмурро» на самих себе как главных героях создает вокруг актантов этих романов своеобразную замкнутую эмоциональную сферу, которая служит своеобразным фильтром при контактах героев с миром. Так, Брас Кубас на протяжении всего романа повествует лишь о том, что было важно и значимо только для него, и такому подходу способствует сосредоточенность внимания повествователя на границе между жизнью и смертью, преодолеть которую уже невозможно. Эта граница четко разделяет Кубаса-повествователя и Кубаса-актанта, создавая два различных хронотопа, однако в хронотопе изображения она не имеет решающего значения, поскольку не может разрушить сосредоточенность героя на самом себе.

Пространство и время искажаются в той «сфере», которой окружен главный герой романов Ассиза Зачастую из романного времени выпадает несколько месяцев или лет, не имеющих значения для развития повествования, действие в романе «перепрыгивает» через малозначимые хронологические периоды, опускает месяцы и годы. Однако в наиболее важных для развития действия эпизодах время повествования замедляется или прерывается, и в одну секунду вкладываются развернутые размышления персонажа или его воспоминания о прошлом.

Хронотопу романов Ассиза, в отличие, к примеру, от раблезианского хронотопа, рассмотренного М.М Бахтиным, свойственна минимизированность, камерность Несмотря на достаточно большой период, который охватывает повествование «Посмертных записок », «Кинкаса Борбы» и «Дона Казмурро», число мест, в которых происходит действие, и количество участвующих в нем персонажей остается ограниченным. «Камерность» романного хронотопа у Ассиза становится особенно заметной

в последнем рассматриваемом романе, «Дон Казмурро», действие которого сосредоточено в четырех местах: в доме матери Бенто - семинарии - доме Бенто - на курорте, а круг действующих лиц редуцирован до минимально необходимого для развития сюжета.

Место действия несет в романах Ассиза большую смысловую нагрузку, поскольку между местом действия и событием существует некая символическая связь Вообще, хронотоп романов Ассиза во многом имеет ярко выраженный театральный характер. Именно тщательный подбор места действия, участвующих в нем персонажей и даже самых незначительных деталей обстановки позволяет говорить о том, что хронотоп изображения в анализируемых романах близок к хронотопу драматического произведения-Ассиз подбирает обстановку, настроение, расставляет персонажей, то есть создает необходимую мизансцену.

Четкое обозначение места действия служит своеобразным разграничителем эпизодов в романах Ассиза, «маркером» временных периодов жизни главных героев

В романе «Посмертные записки.. » такую же функцию разграничения повествования на сигнификативные периоды могут выполнять окружающие Браса Кубаса персонажи. Они также разделяют романное время на несколько стадий, связанных с самоосознанием главного героя, и прежде всего это касается любовных сюжетов - каждый из них открывает новую «эпоху» в жизни Браса Кубаса: «эпоху» Марселы, «эпоху» Эужении, «эпоху» Виржилии, «эпоху» Нья-лоло. Эти «эпохи» могут накладываться друг на друга, однако они четко отграничиваются друг от друга прежде всего отношением самого Кубаса к очередной даме своего сердца' можно даже сказать, что в романе есть несколько различных хронотопов, поскольку каждой любовной истории Браса Кубаса соответствует свой временной период и свое место действия.

Одним из свойств хронотопа всех трех рассматриваемых романов Ассиза является указание места и времени действия, иногда с точностью до часа. Ассиз хронометрирует время в своих романах, одновременно разграничивая время «реальное», то есть биографическое, и время субъективное, отраженное в восприятии персонажей Такая организация временного потока обусловлена прежде всего «биографичностью» романов, которая требует, чтобы все события в жизни героев были строго обозначены как во времени, так и в пространстве.

В романе «Посмертные записки...», в отличие от двух других романов Ассиза, пространственно-временные связи, то есть хронотоп, несмотря на наличие индикаторов времени и места, значительно усложнен и организован не в биографическом, а скорее в ассоциативном порядке' он создан под влиянием Стерна, в подражание обычной манере мышления человека, когда любое слово, любой запах, любой звук могут вызвать воспоминание или ассоциацию, напрямую с этими словами, запахами и звуками не связанную.

Подобная «хаотичность» свойственна прежде всего нескольким первым главам романа, однако на протяжении действия достаточно часто 'возникают ассоциативные воспоминания, уводящие в прошлое, будущее или даже в «чужой мир» бреда и иллюзий В этом случае Ассиз играет с хронотопом, лишая его малейшей привязки к реальному времени-пространству, вынося за рамки обыденного и тем самым формируя другой мир со своими законами и правилами (или же с полным отсутствием оных). Переход из реальности одного хронотопа в реальность другого осуществляется внезапно и незаметно для самого Кубаса Обратный переход к обыденной реальности происходит по той же схеме

Третья глава диссертации рассматривает принципы организации системы персонажей в поздних романах Ассиза и вычленяет основные модели создания образов персонажей в согласии с пропповской теорией

персонажей-сюжетных функций. В системе персонажей Ассиза присутствует главный герой - человек-стержень, обладающий одним основным качеством характера; женский персонаж, воплощающий недоступную восприятию главного героя любовь; женский персонаж, служащий своего рода отражением главного героя, его душевных качеств и принципов взаимодействия с миром; родитель-наставник, формирующий характер главного героя в том виде, в котором он предстает читателю; мужской персонаж - соперник главного героя в любовной интриге.

Главный герой у Ассиза - это всегда человек-эгоист, основным жизненным принципом которого является желание обеспечить себе лучшую жизнь И Брас Кубас, и Рубиан, и Дон Казмурро проходят в своей жизни несколько этапов: в юности будущее представляется им полностью открытым любому их начинанию, жизненные перспективы прекрасны и, казалось бы, они обладают всем для того, чтобы достичь всего, чего они ни пожелают Однако эгоизм, лень и неуверенность в собственных силах становятся непреодолимыми препятствиями на пути достижения желанной цели.

Женские персонажи в романах Ассиза подразделяются на две категории: женщины, воплощающие любовь, и женщины, воплощающие эгоизм И любовь, и эгоизм в романах Ассиза воспринимаются прежде всего в отношении женщин к главному герою' эти чувства, как правило, имеют наибольшее значение в тех эпизодах, где женские персонажи, олицетворяющие их, взаимодействуют с протагонистами трех исследуемых романов. Треугольник персонажей у Ассиза сформирован не столько страстью, сколько присущей, по мнению писателя, некоторым женщинам врожденной добротой; это треугольник не любви, а взаимоотношений, продиктованных иными чувствами.

Еще одна важная категория персонажей - это «наставники», люди, оказывающие влияние на формирование характера главного героя и в дальнейшем служащие своеобразным ориентиром для протагонистов, тем «идеалом», к которому они, вольно или невольно, сознательно или бессознательно, устремлены.

Для Браса Кубаса таким наставником стала сама его фамилия -гордость собственными предками, воспитание в семье достаточно богатой и уважаемой, несколько иронически оцениваемое им самим желание не уронить честь семьи и не оставить после себя потомков, не достойных его самого Мировоззрение того Рубиана, которого мы видим в «Кинкасе Борбе», сформировалось под влиянием философа-«гуманитиста» Кинкаса Борбы, и главный герой перенял не только основной принцип философии своего наставника, но и его судьбу. В романе «Дон Казмурро» наставником для Бенто является его мать, дона Глория, с которой тесно связана вся его взрослая жизнь' с самого рождения определив будущую судьбу сына, она формирует в нем готовность следовать за другими в поиске решений для собственных проблем

Анализ внутренних переживаний героев у Ассиза носит не прямой, а опосредованный характер, исследование внутреннего через внешнее, когда длинные монологи и авторские отступления, посвященные анализу мельчайших состояний души героя, уступают место описанию действий этих самых героев. Наличие нескольких точек зрения на персонажа (точка зрения повествователя, других персонажей, самооценка персонажа), подробности его поступков, жестов, мимики - вот те основные моменты, на которых строится образ персонажа в романах Ассиза

В романах Ассиза большое место занимает диалог: именно в диалогах героев зачастую выражается больше, чем говорит повествователь напрямую. В диалоге возможно воплощение самого основного признака романного жанра - а именно, полифонии Ассиз

позволяет своим героям дискутировать, поскольку именно диалог предоставляет читателю возможность оценить героя с нескольких сторон, помимо его собственной точки зрения и точки зрения повествователя

Важный элемент характеристики персонажей - их речь. Так, Кинкасу Борбе свойственен лекторский тон, еще более усиливающийся из-за присутствия молодого собеседника, философ прямолинеен и безжалостен в высказываниях Речь Рубиана, полная поговорок и пословиц, зачастую состоящая только из повторения чужих высказываний и мнений, характеризует его как слабохарактерного человека, который настолько неуверен в себе, что готов прятаться за чужой точкой зрения, боясь продемонстрировать свою.

Видение, сон, бред - это еще одна разновидность приемов, используемых Ассизом для создания образов героев Герои Ассиза достаточно часто перемещаются в «параллельную вселенную», будь то прошлое или воображаемый мир. Подобные «скольжения за грань» позволяют проникнуть в подсознание героев, показать их мысли и стремления не напрямую, а так, как они представляются им самим Параллельно с использованием сновидений как способа отображения персонажей Ассиз использует мечту - воображение персонажей открывает самые глубинные их желания и надежды.

Еще один способ характеристики персонажей, используемый Ассизом,- литературная и мифологическая аллюзия, сравнение Так, связь Калиту с морем и, в частности, ее сходство в воображении Бенто с Тетис предвосхищает будущие события романа, тесно связанные с морем: смерть Эскобара, утонувшего в океане, бурю в семейной жизни Бенто и Калиту, крах всей жизни Бенто.

Четвертая глава диссертации рассматривает творчество Ассиза в его соотношении с основными тенденциями развития мировой литературы, исследуя связь романов Ассиза с популярной в то время в Бразилии

натуралистической традицией, метажанром мениппеи, жанром «метаромана» и традицией французского романа XIX века.

Одним из предметов исследования в главе становится критическая работа самого Ассиза «Бразильская литература - инстинкт национальности», в которой он подчеркивает свою точку зрения на национальную литературу как на литературу, наполненную прежде всего духом народа Ассиз полагает неверным ограничиваться исключительно национальным материалом в работе над национальными романами и рассматривает необходимость сочетания национальных и мировых традиций, народное влияние на формирование стиля и выбор тем. Ассиз не подчеркивает национальность своих героев, он показывает общие для всего человечества типы личности, но в его произведениях чувствуется своеобразие национального характера, проявляющееся не столько в речи или облике персонажей, сколько в их поступках и образе мышления

Несмотря на признаваемое им определенное значение «реализма» (натурализма) для развития национальной литературы Бразилии, он утверждал, что натуралистической поэтике не хватает универсальности и жизненности, а эстетическая истина зачастую приносится натуралистами в жертву механическому воспроизведению мельчайших деталей физического мира. Говоря о своем стремлении описать человека во всех его проявлениях, Ассиз анализирует не только и не столько происхождение «Я», сколько его функционирование в различных условиях, побудительные мотивы поступков и развитие душевного потенциала своих героев. Несомненно, в романах Ассиза встречаются отголоски позитивистской теории о расе, среде и моменте, но эти мотивы носят скорее иронический характер.

Ассиз создает новую разновидность бразильского романа, пытаясь раздвинуть границы реальности и включить в произведение, отражающее современную жизнь (следует помнить, что Ассиз своей самой

значительной задачей считал изображение человека в его окружении) элементы необычного, выбивающегося из общей, привычной схемы и таким образом описать человека с нескольких сторон.

В стремлении расширить границы изображаемого Ассиз опирается на одну из самых древних жанровых традиций - мениппову сатиру, или мениппею Сравнивая романы Ассиза с такими произведениями, как «Путешествие в загробный мир и прочее» Филдинга, «Замогильные записки» Шатобриана, можно подчеркнуть общность этих произведений' прежде всего, это наличие хронотопа загробной жизни, как частность -повествователя-мертвеца Выведение повествователя за пределы описываемой им действительности для того, чтобы расширить его кругозор, увеличить угол зрения - одна из наиболее характерных особенностей мениппеи, в различных видах встречавшаяся на протяжении всего времени существования жанра. Повествователь-мертвец связан с карнавальной традицией, со смехом, выворачивающим наизнанку все, с чем соприкасается - смерть стала еще одним поводом для смеха

Во многом «Посмертные записки...» близки «Тристраму Шенди» Стерна' герой рассказывает о своей жизни, порой в мельчайших подробностях; хронотоп произведения прерывистый, организованный не в хронологическом или логическом порядке - многие эпизоды, особенно в начале романа, связаны между собой при помощи подсознательных ассоциаций, и одно, на первый взгляд незначительное, слово внезапно вызывает в повествователе необходимость рассказать случай из своей жизни, который может иметь отношение к этому слову.

Опираясь на структуру романов Стерна, Ассиз наполняет форму романа «сервантесовского типа» новым, современным содержанием и создает произведения, открытые для свободной интерпретации. Целое в них угадывается по фрагментам, структура - по умолчаниям, эмоции - по иронии, величие - по банальности. Даже его любимый творческий прием -

беседа с читателем, объяснение ему принципов построения романа - не столько проясняет смысл происходящего, сколько дает пищу для размышлений и споров. По построенной самим Ассизом аналогии с человеческой жизнью, каждое прочтение романа придает ему новые черты, создает следующее, отредактированное и усовершенствованное издание книги, и так (в отличие от жизни, последнее издание которой идет на корм червям) до бесконечности, поскольку книга бессмертна.

Со стернианской традицией у Ассиза тесно связана также традиция создания «романа о написании романа», которую современная критика соотносит с понятием «гипертекста». «Посмертные записки. » Ассиза написаны таким образом, что эпизоды выстроены не в хронологическом или логическом порядке, а напоминают хаотичный набор воспоминаний, с которыми читатель может ознакомиться в любом удобном ему порядке' сюжетные единицы «Посмертных записок...» отличаются значительной автономностью. Кроме того, даже визуально текст «Посмертных записок. » отличается от привычных методов публикации прозаического текста- в нем встречаются выстроенные «ступеньками» повторяющиеся слова, выделенные жирным шрифтом фразы и.т.д.

Стремление исследовать психологию персонажей приводит Ассиза к использованию ряда повествовательных приемов, получивших развитие в XIX веке в романах Бальзака, Стендаля, Флобера. Одним из приемов анализа внутреннего мира персонажей является «внутренний монолог», еще не перешедший в разряд «потока сознания», однако обнаруживающий в себе некоторые его черты: стремление передать размышления героя полностью и в том виде, в котором они формируются, и как следствие -определенную хаотичность и логическую несвязанность мыслей, прямую зависимость размышлений от внешних впечатлений. В романах Ассиза, однако, «внутренний монолог» подчинен одной главной идее и гораздо меньше внимания уделяет чувствам и эмоциям персонажей,

концентрируясь в основном на их мыслях; кроме того, он не является основным и единственным способом повествования, выполняя скорее вспомогательную функцию - взгляд на психологию персонажей изнутри

В Заключении подводится итог проведенному исследованию и дается общая оценка поэтики Ассиза.

Жоакин Мария Машаду де Ассиз, испробовав свои силы во многих литературных жанрах, начиная от поэзии и публицистики и заканчивая романистикой, создал произведения, считающиеся классикой, создал новый тип бразильского романа, объединявший в себе европейскую литературную традицию и национальную романистику

Основной эстетической целью Ассиза было создать роман, который бы объединял углубленное изучение человеческой психологии и совершенную романную форму

Бразильского романиста интересовал прежде всего человек во всех его проявлениях, одинокий и беззащитный перед воздействием среды и собственных страхов Ассиз исследовал принципы функционирования человеческой психологии и причины самых обычных поступков, будь они обусловлены внутренней природой человека или же продиктованы влиянием общества.

Машаду де Ассиз стал одной из самых выдающихся фигур в бразильской литературе, и многие бразильские авторы «городского романа», такие как Афонсо Энрикеш де Лима Баррето (1881 - 1922, «Воспоминания писателя Исайи Каминья» (1909), «Жизнь и смерть М.Ж.Гонзаги де Са» (1919), Ракель Кейрош (1910), автор романов «Пятнадцать» (1930), «Каменная дорога» (1937), «Три Марии» (1939) и другие, опирались в своем творчестве на новый тип романа, предложенный Ассизом.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1) Сюжетные особенности романов Машаду де Ассиза // Голоса молодых ученых. Москва, 2003. - 0,5 п л.

2) Вольф Шмид. Нарратология // Латинская Америка. №9. Москва, 2003.-0,7 п.л.

3) Сюжетные особенности романов Жоакина Марии Машаду де Ассиза «Посмертные записки Браза Кубаса», «Кинкас Борба», «Дон Казмурро» // Иберо-романистика в современном мире. Научные парадигмы и актуальные задачи. Москва, 2003. - 0,2 п.л.

f

Принято к исполнению 25/01/2005 Исполнено 25/01/2005

Заказ № 565 Тираж: 100 экз..

ООО «11-й ФОРМАТ» ИНН 7726330900 Москва, Балаклавский пр-т, 20-2-93 (095) 747-64-70 (095) 318-40-68 www.autoreferat.ru

РНБ Русский фонд

2005-4 47176

. 33/

г 2 ФЕВ 2005 *

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Сечная, Вера Владимировна

3

Глава 1. Жанровые и сюжетно-композиционные особенности романов Машаду де Ассиза

§1.1. Жанрообразующая тема романов Машаду де Ассиза

§ 1.2. Жанровое своеобразие романов Машаду де Ассиза.

§ 1.3. Повествовательная стратегия романов

Машаду де Ассиза в свете рецептивной эстетики.

§ 1.4. Особенности организации сюжета романов

Глава 2. Хронотоп романов Машаду де Ассиза

§ 2.1. Формирование романного пространства.

Персонажи как элементы пространства

§ 2.2. Время в романах Машаду де Ассиза.

§ 2.3. Виды хронотопа в романах Машаду де Ассиза.

§ 2.4. Цикличность хронотопа у Машаду де Ассиза

Глава 3. Система персонажей в романах Машаду де Ассиза

§ 3.1. Принципы организации системы персонажей

§ 3.2. Техника создания образов персонажей.

Глава 4. Романистика Машаду де Ассиза и тенденции национальной и мировой литературы

§ 4.1. Бразильская литература и роль Машаду де Ассиза в создании национального романа.

§ 4.2. Машаду де Ассиз и традиция натуралистического романа.

§ 4.3. Мениппейная традиция и романистика Машаду де Ассиза.

§ 4.4. Гипертекст и его роль в романах Машаду де Ассиза.

§ 4.5. Психологизм в романах Машаду де Ассиза.

Внутренний монолог».

§ 4.6. Французский роман второй трети XIX века и романы Машаду де Ассиза.

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по филологии, Сечная, Вера Владимировна

Жоакин Мария Машаду де Ассиз (1839 - 1908), родившийся в то время, когда своей основной задачей бразильские литераторы считали создание национальной литературы, создает новый не только для бразильской, но и для всей латиноамериканской литературы тип романа.

Происходя из бедной семьи и не получив достойного образования (формальное образование Ассиза ограничилось уровнем начальной школы), Машаду де Ассиз начал свою литературную карьеру с ранней юности как поэт и публицист, затем как автор рассказов. Будучи автором колонок новостей и театральных обзоров в различных бразильских газетах и журналах, он посещал литературные вечера в крупнейшем книжном магазине Рио де Жанейро и получал настоящее образование, читая книги. В его домашней библиотеке были все ведущие европейские и национальные авторы, включая Стерна, Филдинга, Шатобриана, Стендаля, Бальзака.

Различные элементы его биографии нашли отражение и в его романах: в 1881 году, когда министерство сельского хозяйства, торговли и общественных работ Бразилии возглавил достаточно известный поэт Педро Луиш Перейра де Соуза (1839 - 1884), Машаду де Ассиз получил должность в его кабинете1, а через несколько лет, в 1889 году, стал директором департамента торговли этого министерства. Государственная служба нередко становится занятием для персонажей

1 Для того времени это стало любопытной практикой поддержки творческих личностей -государственная служба позволяла им творить, не задумываясь о деньгах. романов Ассиза - но неизменно подается в иронической форме. Политика стала для писателя объектом неприкрытых насмешек, а знание «внутренней кухни» государственных учреждений и институтов позволяло ему освещать эти вопросы со знанием дела.

Свое первое произведение, стихотворение «Она», Ассиз опубликовал в 16 лет в журнале, принадлежавшем владельцу книжного магазина в Рио, завсегдатаем которого был писатель. В дальнейшем последовали сборники стихотворений «Хризалиды» ("Crisalidas" 1864), «Ночные бабочки» ("Falenas", 1870) и «Американские стихи» ("Americanas", 1875), комедия «Ты, только ты, непорочная любовь» ("Tu so, tu, риго amor", 1881), а также известнейшие сборники рассказов «Флуминенские рассказы» ("Contos Fluminenses, 1870), «Полуночные истории» ("Historias de meia noite", 1873), «Истории без даты» ("Historias sem data", 1884) и.т.д.

Ранние произведения Ассиза относятся в основном к поэзии и публицистике, но наибольшую славу он завоевал как романист, автор девяти романов: «BocKpeceHHe»("Ressurei£ao", 1872), «Рука и перчатка» ("A mao е a luva", 1874), «Елена» ("Helena", 1876), «Йяйя Гарсиа» ("Iaia Garcia", 1878), «Посмертные записки Браса Кубаса» ("Memorias postumas de Bras Cubas", 1881 У, «Кинкас Борба» ("Quincas Borba",

1 В настоящей диссертации используется именно этот перевод названия романа Ассиза «Memorias postumas.», в отличие от перевода «Записки с того света» в издании 1974г., предложенного Е.Голубевой и И. Чежеговой, поскольку, с моей точки зрения, он лучше подчеркивает одну из основных идей романа - возможность существования героя за пределами жизни. Ассиз подчеркивает, что после смерти не существует настоящей загробной жизни в том виде, как ее представляет христианское вероучение. После смерти нет времени и пространства, а значит, и «того света».

1891), «Дон Казмурро» ("Dom Casmurro", 1900), «Исав и Иаков» ("Esau е Jacob", 1904) и «Дневник Айреса» ("Memorial de Aires", 1908).

В творчестве Машаду де Ассиза критики обычно выделяют два периода - ранний (первые четыре романа) и поздний (последние пять). Несомненно, в ранних романах Ассиза отчетливо видны черты стиля, свойственные этому автору: исследование психологических аспектов личности персонажей, ирония, позволяющая расширить рамки романа от простого описания фабулы и характеров до многомерного исследования самых различных сторон жизни, параллелизм эпизодов и персонажей, легкость и простота литературного языка, внимание к деталям. Однако разделение романного творчества Ассиза на два этапа обусловлено прежде всего задачами, которые ставил перед собой писатель: романы первого этапа сам Ассиз называл «реальностью с добавлением поэзии», желая создать произведения, в которых бытописание дополнялось и украшалось бы поэтическими элементами. В своем письме к Жозе де Аленкару он говорит: «Сегодня поэтичность - это препятствие на пути к успеху произведения. Воображение ушло в отставку. Музы, ранее изгнанные из храмов, были изгнаны и из книг. Но разумная жизнь всегда должна торжествовать. однако, я понимал и понимаю., что у гражданина искусств есть неотъемлемые обязанности и что когда душевные склонности призывают его к определенного вида деятельности, его обязанность - оказать эту услугу литературе »1.

1 «О elemento poetico ё hoje um tropego ao sucesso de uma obra. Aposentaram a imaginagao. As musas, que ja estavam apeadas dos templos, foram tambem apeadas dos livros. Mas sempre ha de triunfar a vida inteligente. contudo, entendia e entendo. que ha para cidadao da arte e do belo deveres imrescritiveis, e que, quando uma tendencia do espfrito о impele para certa ordem da atividade, ё sua obrigagao prestar este servigo as letras». Rio de Janeiro, 29 de fevereiro de 1868. Цит. По: http://www.secrel.com.br/jpoesia/ca1ve201.html

Так, роман «Воскресение», самый первый из написанных Ассизом романов, представляет собой попытку создать бразильский психологический роман. Известное высказывание Ассиза о том, что в литературе его интересует только человек, воплотилось здесь как описание диалектических отношений двух действующих лиц: главного героя Феликса (само его имя - «Счастливый» - представляет собой иронический намек на внутреннюю сущность персонажа) и вдовы поэта Ливии. Феликс в романе Ассиза - это воплощение сомнения и нерешительности, которые заставляют нас терять то, что мы желаем больше всего, если мы сами боимся этого желания. Здесь писатель раскрывает одно из высказываний Шекспира, цитату из которого приводит в предисловии к первому изданию своего романа: «Our doubts are traitors, and make us loose the good we oft might win by fearing to attempt». Любовные связи Феликса длятся всего лишь вдвое больше того времени, которое цветут розы - отношения длительностью более полугода заставляют его нервничать и искать новых, еще не изведанных ощущений, а само чувство любви (или скорее желания) полностью подчиняется концепции, продиктованной ему разумом: чувства преходящи.

Его антагонист и «партнер по игре» - Ливия, женщина, полностью подчиненная собственным чувствам и живущая сердцем. Воображение и идеализм, через призму которых она смотрит на жизнь, позволяют ей не зависеть от времени, в то время как Феликс ограничен его рамками.

Ассизу интересна прежде всего ситуация, в которой оказались его герои, и их взаимоотношения, однако психологизм его первого романа ограничен. Здесь еще не наблюдается той достаточно сложной манеры построения сюжета, которая свойственна поздним романам Ассиза: действие развивается линейно, с авторскими отступлениями, характерными для романов Стендаля и Филдинга. Повествователь здесь - самостоятельный персонаж, который, однако, не имеет никакого влияния на ход действия и может только комментировать его. Он предвосхищает образ повествователя в «Брасе Кубасе.» и последовавших за ним романах, однако нарратологическая структура произведения в «Возрождении» выражена неотчетливо: читатель и имплицитный читатель еще не являются полноправными участниками повествования, а обилие пояснений, описаний и размышлений практически не оставляет возможности для возникновения множественности точек зрения.

Последовавшие за «Возрождением» романы Ассиза - «Рука и перчатка», «Елена», «Йяйя Гарсиа» - представляют собой попытку писателя создать национальный роман, воплотить собственные этические и эстетические представления. С каждым новым произведением Ассиз совершенствует свою технику: вырабатывает собственный литературный язык, работает над композицией, однако психологизм, свойственный «Воскресению», здесь уступает место описанию жизни общества тех времен. Персонажи становятся типическими, вовлеченными в систему причинно-следственных связей, исчезает напряжение, характерное для самого первого романа Ассиза -действие течет плавно и постепенно, внимание акцентируется не столько на конфликте характеров, сколько на описании обычаев и отношений в обществе.

Одно из основных отличий ранних романов Ассиза от поздних состоит в том, что в первых писатель исследует внутренний мир персонажей для того, чтобы вывести на их основе некую мораль.

Романы раннего периода воспитывают читателя, несут ему какую-либо идею, в то время как «Посмертные записки.», «Кинкас Борба», «Дон Казмурро», «Исав и Иаков» и «Дневник Айреса» представляют собой психологическое исследование без ярко выраженной дидактической установки - исследование ради самого исследования, ради понимания сущности процессов, происходящих в человеческом сознании. В поздних романах Ассиз намеренно устраняется от какой бы то ни было назидательности и оценки, предоставляя читателю самому сделать выводы - те или иные. Именно поэтому поздние романы Ассиза и считаются шедеврами бразильской литературы.

Темой нашего исследования станут три его поздних романа -«Посмертные записки.», «Кинкас Борба» и «Дон Казмурро» как наиболее полно выражающие особенности поэтики Ассиза, которые более подробно будут рассмотрены в соответствующих главах диссертации. Эти романы представляют собой своего рода трилогию, объединенную единством авторского мировоззрения, сходностью жанрообразующей темы и повествовательной стратегии. Целью творчества Ассиза было прежде всего постижение реальности, основанное на «эстетической правде». Все особенности романов Ассиза- пародия, самопародия, акцентированная роль повествователя, напоминающая о том, что произведение есть часть искусства, а не жизни - тем не менее не нарушают впечатления правдивой реальности, ставшей целью Ассиза1.

1 Роман «Исав и Иаков», хоть и является отлично написанным произведением, не был включен в материал для анализа, поскольку основные тенденции, свойственные поздней прозе Ассиза, в нем воплотились не более полно, чем в трех вышеупомянутых романах, а сам рмоан выходит за границы своеобразной трилогии, представленной «Посмертными записками.», «Кинкасом Борбой» и «Доном Казмурро». * *

Несомненно, Ассиз давно стал классиком бразильской и мировой литературы, и в зарубежном литературоведении его творчество давно стало предметом подробных исследований, в которых в основном преобладают компаративистский, биографический и стилевой подходы. Статьи о Машаду де Ассизе можно найти в любой энциклопедии или истории национальной литературы Бразилии: это и «Большая португальская и бразильская энциклопедия»1, и пятитомный «Бразильский литературный словарь» Раймундо де Менезеша2, которые освещают фигуру Ассиза как величайшего бразильского романиста XIX века.

История бразильской литературы»3 под редакцией Алваро Линша, «Литература Бразилии»4 под редакцией Афранио Коутиньо, «Бразильская литература»5 Жоао Пашеко, «История бразильской литературы»6 Силвио Ромеро - все эти и многие другие истории национальной бразильской литературы посвятили Машаду де Ассизу

Что же касается «Дневника Айреса», то многие исследователи признают, что этот роман создан не на том же высоком уровне, что четыре других романа позднего периода - возможно, потому, что он был написан после смерти Каролины, жены Ассиза, и представляет собой своеобразный мемориал тихой семейной жизни самого писателя.

1 Grande enciclopedia portuguesa е brasileira. Lisboa, Rio de Janeiro.

2 Meneses R. de. Dicionario literario brasileiro. Sao Paulo, 1969.

3 Dir. Lins A. Historia da Literatura brasileira. Rio de Janeiro, 1957. Vol. XII Prosa de Ficgao (de 1870 a 1920).

4 Dir. Coutinho A. A literatura no Brasil. 3a ed. Rio de Janeiro, 1968.

5 Pacheco J. A literatura brasileira. Sao Paulo, 1968.Yol.III, О realismo (1870-1900).

6 Romero S. Historia da literatura brasileira. 6a ed. Rio de Janeiro, 1960. Vol. V. Diversas manifestagoes na prosa. достаточно большие главы, в которых характеризуют основные его произведения и рассказывают о роли этого бразильского писателя для последующего развития национальной литературы.

Ассизу посвящено и немало специальных исследований. Так, в монографии Алберту Машаду де Роза1 исследуется связь двух великих португалоязычных писателей второй половины XIX века- португальца Эсы де Кейроша и бразильца Машаду де Ассиза, ставших поворотными фигурами в литературах своих стран и проводниками новейших тенденций европейской литературы.

Раймундо Магальяенш, написавший несколько монографий, посвященных творчеству Ассиза , тесно связывает биографию писателя и его литературные произведения. Он объясняет общее драматически-ироническое направление творчества Ассиза положением писателя в бразильском обществе как отпрыска негра и белой женщины. Афраниу Коутиньу3 также ищет влияние негритянского происхождения Ассиза на его романы и считает это определяющим фактором становления его мировоззрения как писателя.

Абель Барруш Баптиста в своей монографии4 исследует два важнейших, по его мнению, вопроса, связанных с фигурой Машаду де Ассиза: его отношение к проблеме национальной литературы и его поиски новой формы романного жанра, новых приемов и идей для создания истинно бразильского национального романа. Свое

1 Machado de Rosa А. Е?а, discipulo de Machado? Lisboa, Presenga.

2 Magalhaes Junior R. Yida e obra de Machado de Assis. Rio de Janeiro, 1981.

Machado de Assis desconhecido. Rio de Janeiro, 1957. Ao redor de Machado de Assis. Rio de Janeiro, 1958.

3 Coutinho A. A literatura no Brasil. 3a ed. Rio de Janeiro, 1968.

4 Barros Baptista A. A format ao do nome - Duas interroga9oes sobre Machado de Assis. Rio de Janeiro, 2003. исследование он основывает прежде всего на эссе Ассиза «Инстинкт национальности» и на романе «Посмертные записки Браса Кубаса».

Джон Гледсон, один из известных специалистов по творчеству Ассиза, опубликовал ряд работ по исследованию творчества бразильского романиста1, в которых анализирует повествовательную стратегию Ассиза применительно к характерным для того времени литературным стилям: романтизму, реализму и натурализму. Исследователя интересуют прежде всего вопросы, связанные с отнесением творчества Ассиза к тому или иному литературному стилю; новаторство прозы Ассиза обуславливает, по мнению Гледсона, многозначное понимание его произведений и предполагает смешение в творчестве бразильского писателя всех названных стилей.

Существуют и другие подходы к исследованию творчества Ассиза; так, Мария Луиза Нунеш2 рассматривает его романы с точки зрения нарратологии, анализируя основные принципы построения дискурса в четырех поздних романах Ассиза. Ее также интересуют основные художественные принципы создания образов персонажей, используемые бразильским писателем, и особенности композиции в исследуемых романах. Однако последние темы в ее монографии исследованы не так детально, как дискурс, и оставляют много вопросов и незатронутых моментов, в частности, недостаточно подробно описаны основные принципы организации системы персонажей. Кроме того,

1 Gledson J. Machado de Assis: fic9ao e historia. Rio de Janeiro, ed. Paz e Terra, 2003.

Dom Casmurro: Realism and Intentionalism revisited // Machado de Assis: reflections on a brazilian master writer. Ed. BY Richard Graham. Austin, 1999.

2 Nunes M. L. The craft of an absolute winner. Characterization and narratology in the novels of Machado de Assis. Westport-London, 1983. исследование Нунеш рассматривает творчество Ассиза изолированно, вне контекста национальной и мировой литературы и культуры.

В русском литературоведении Машаду де Ассиз, крупнейший бразильский прозаик второй половины XIX века, не стал предметом такого внимания, какое ему уделяется в бразильской критике и зарубежной латиноамериканистике в целом. В свое время его фигура была заслонена гораздо более популярным бразильским романистом Жорже Амаду, а сегодня место Амаду заступил Пауло Коэльо. В настоящее время нет ни одного монографического исследования романного творчества Ассиза, написанного на русском языке.

Тем не менее, статьи, посвященные творчеству Ассиза, включены в «Историю всемирной литературы», «Историю литератур Латинской Америки»1 и энциклопедию «Культура Латинской Америки»2, однако представляют собой краткий обзор основных моментов биографии, жизни и творчества Ассиза. М.Ф.Надъярных, автор глав по бразильской литературе в «Истории литератур Латинской Америки», дает достаточно ясное и точное представление о том, что представляет собой творчество Ассиза в целом, но из-за формата и историко-литературной направленности издания не может анализировать творчество бразильского писателя в сугубо поэтологическом и историко-поэтологическом ракурсах.

Настоящая диссертация ставит своей целью заполнить эту лакуну и проанализировать наиболее значимые произведения бразильского романиста, относящиеся к его позднему периоду, с точки зрения их поэтологических особенностей, а также в историко-поэтологическом

1 История литератур Латинской Америки. Москва, 1994.

2 Культура Латинской Америки. Энциклопедия. Москва, 2000. аспекте. В данной диссертации будут рассмотрены такие важные категории романной поэтики, как жанровая принадлежность, повествовательная стратегия, сюжетно-композиционные особенности, хронотоп, персонажи - таким образом, данная работа представляет собой первое в России исследование прозы Машаду де Ассиза-романиста.

Первая глава диссертации будет посвящена рассмотрению жанрово-стилистического своеобразия исследуемых романов Машаду де Ассиза, особенности построения их композиции и сюжета, выделен ряд наиболее характерных для творчества Ассиза тем и проанализировано их воплощение в прозаическом тексте.

Во второй главе будет рассмотрен хронотоп романов, формирование времени и пространства в романном мире Ассиза. Все три рассматриваемых произведения здесь проанализированы с учетом традиций бахтинской школы, выделены наиболее значительные для Ассиза хронотопы и предметные ряды. Особое внимание уделено функции времени в формировании романного пространства.

В третьей главе рассматриваются особенности формирования образов персонажей, методы психологического анализа, используемые Ассизом, и основные принципы организации системы персонажей. Выделяются типы действующих лиц в зависимости от их функции в повествовании и анализируются их взаимоотношения не на фактическом, а на структурном плане.

Четвертая глава посвящена исследованиям связей Ассиза с национальной и мировой культурной и литературной традицией: прослеживается влияние бразильских и европейских писателей на романное творчество Ассиза, а также место последнего в контексте национальной литературы Бразилии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Поэтика поздних романов Жоакина Марии Машаду де Ассиза"

Заключение

Жоакин Мария Машаду де Ассиз, попробовав себя во многих литературных жанрах, начиная от поэзии и публицистики и заканчивая романистикой, создал произведения, считающиеся классикой, создал новый тип романа, объединявший в себе европейскую литературную традицию и национальную романистику.

Ассиз ставит во главу угла психологическое исследование характеров. Все его романы основаны на конфликтах страстей и темпераментов персонажей. Его основной эстетической целью было создать роман, который бы объединял углубленное изучение человеческой психологии и совершенную романную форму.

Бразильского романиста интересовал прежде всего человек во всех его проявлениях, одинокий и беззащитный перед воздействием среды. Ассиз исследовал принципы функционирования человеческой психологии и причины самых обычных поступков, будь они обусловлены внутренней природой человека или же продиктованы влиянием общества. Поскольку писатель учитывал самые противоречивые импульсы, управляющие человеком, его персонажи не являются ни однозначно хорошими, ни однозначно плохими, действуя в зависимости от обстоятельств и проявляя самые различные стороны своей натуры. Нередко в произведениях Ассиза появляются персонажи, внешняя сторона которых контрастирует с внутренней, то, как они выглядят, противоречит тому, чем они на самом деле являются.

Повествовательный стиль Ассиза предполагает спокойное, без высокопарностей повествование, отточенность словесного выражения, контроль над процессом творчества без потери элемента спонтанности, отсутствие излишних элементов композиции. Одними из наиболее характерных для стиля Ассиза элементов являются ирония - изучение недостатков и пороков общества в лице его отдельных представителей, и постоянное общение с читателем в духе Стерна, поддерживающее в том интерес к происходящему. Ассиз требует от читателя активного участия в процессе творчества, постоянного анализа, поиска смысла, расшифровки аллюзий и умолчаний.

Машаду де Ассиз стал одной из самых выдающихся фигур в бразильской литературе, и многие бразильские авторы «городского романа», такие как Афонсо Энрикеш де Лима Баррето (1881 - 1922, «Воспоминания писателя Исайи Каминья» (1909), «Жизнь и смерть М.Ж.Гонзаги де Са» (1919), Ракель Кейрош (1910), автор романов «Пятнадцать» (1930), «Каменная дорога» (1937), «Три Марии» (1939) и другие, опирались в своем творчестве на новый тип романа, предложенный Ассизом.

 

Список научной литературыСечная, Вера Владимировна, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"

1. Machado de Assis J.M. Critica Literaria. Rio de Janeiro, 1977.

2. Machado de Assis J.M. Dom Casmurro. Paris, Rio de Janeiro,1989.

3. Machado de Assis J.M. Quincas Borba. Paris, Rio de Janeiro, 1989.

4. Machado de Assis J.M. Memorias postumas de Bras Cubas // Obra completa. Vol. I. Aguiar, Rio de Janeiro, 1994.

5. Machado de Assis J.M. A mao e a luva. Rio de Janeiro, 1975.

6. Machado de Assis J.M. Ressureigao. Rio de Janeiro, 1975.

7. Machado de Assis J.M. Helena. Rio de Janeiro, 1975.

8. Machado de Assis J.M. Iaia Garcia. Rio de Janeiro, 1988.

9. Machado de Assis J.M. Esaii e Jacob. Rio de Janeiro, 1977.

10. Machado de Assis J.M. Memorial de Aires. Rio de Janeiro, 1975.

11. Литературоведческие исследования.

12. Барт P. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. Москва, 1994.

13. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Москва, 1979.

14. Бахтин М.М. Собрание сочинений. Том 5 работы 1940-х -начала 1960-х годов. Москва, 1996.

15. Бахтин М.М. Эпос и роман. С-Пб, 2000.

16. Гачев Т.Д. Ускоренное развитие литературы. Москва, 1964.

17. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Ленинград, 1977.

18. Грифцов Б.А. Теория романа. Москва, 1927.

19. Днепров В.Д. Черты романа XX века. Москва, Ленинград,1965.

20. Историческая поэтика: литературные эпохи и типы художественного сознания. Москва, 1994.

21. История литератур Латинской Америки. Москва, 1994.

22. Карельский А.В. От героя к человеку: два века западноевропейской литературы. Москва, 1990.

23. Кофман А.Ф. Латиноамериканский художественный образ мира. Москва, 1997.

24. Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог, роман // Вестник московского университета. Серия 9. №1,1995.

25. Культура Латинской Америки. Москва, 2000.

26. Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3-х тт. Таллинн, 1992.

27. Лотман Ю.М. Об искусстве. С-Пб. 1998.

28. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. Москва, 1986.

29. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. Москва,1991.

30. Рымарь Н.Т. Введение в теорию романа. Воронеж, 1989.

31. Рымарь Н.Т. Реалистический роман XIX века: поэтика нравственного компромисса // Поэтика русской литературы. Москва, 2001.

32. Тамарченко Н.Д. Типология реалистического романа. На материале классических образцов жанра в русской литературе XIX века. Красноярск, 1988.

33. Теория литературных стилей. Типология стилевого развития XIX века. Москва, 1976.

34. Толмачев В.М. От романтизма к романтизму. Американский роман 1920-х гг. и проблема романтической культуры. Москва, 1997.

35. Успенский Б. А. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиционных форм. Москва, 1970.

36. Уэллек Р., Уоррен О. Теория литературы. Москва, 1978.

37. Шкловский В.Б. Повести о прозе. Размышления и разборы. В 2-х тт. Москва, 1966.

38. Ю.М.Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. Москва, 1994.

39. Almir Madeira М. Homens de marca // Machado de Assis e a rua do Ouvidor. Rio de Janeiro, 1986.

40. Barros Baptista A. A formagao do nome Duas interrogates sobre Machado de Assis. Rio de Janeiro, 2003.

41. Barroso H., Jofre M. Esquema historico de la literatura brasilena. Buenos Aires, 1959.

42. Booth W.C. The rhetoric of fiction. Chicago, 1967.

43. Bourneuf R., Ouellet R. L'univers du roman. Presses univ. de France, 1975.

44. Brasil F., Assis, A. de. Dicionario pratico de literatura brasileira. Riod e Janeiro, 1980.

45. Caldwell H. The brazilian Othello of Machado de Assis. Berkeley, Los Angeles, 1960.

46. Candido A., Aderaldo Castelo, J. Do romantismo ao simbolismo. Sao Paulo, 1981.

47. Cortazar J. Situation de la novela // Obra crftica. Vol. 2. Madrid,1994.

48. Coutinho A. La moderna literatura brasilena. Buenos Aires, 1980.

49. Coutinho A. A literatura no Brasil. Rio de Janeiro, 1968.

50. A cultura brasileira. Introdugao ao estudo da cultura no Brasil. Rio de Janeiro, 1943.

51. Fowler A. Kinds of literature: an introduction to the theory of genres and modes. Oxford, 1982.

52. Frye N. The anatomy of criticism. Prinston, 1957.

53. Genette G. Palimpsestes. Editions de Seuil, 1982.

54. Gledson J. Machado de Assis: ficgao e historia. Rio de Janeiro,2003.

55. Gledson J. Dom Casmurro: realism and intentionalism revisited // Machado de Assis: reflections on abrazilian master writer. Austin, 1999.

56. Gomes E. Aspectos do romance brasileiro. Salvador, 1958.

57. Grande encyclopedia portugues e brasileira. Lisboa, Rio de Janeiro.

58. Haberly D.T. Three sad races. Racial identity and national consciousness inbrasilian literature. Campridge, 1983.

59. Historia da literatura brasileira. Dir. Lins A. Rio de Janeiro, 1957.

60. Hulet, C.L. Brazilian literature. 1500-1880. Renaissance, Barroque, Neoclassicism, Romanticism. Washington, 1974.

61. Lins Soares M.N. Machado de Assis e a analise da expressao. Rio de Janeiro, 1968.

62. A literatura no Brasil. Dir. Coutinho A. Rio de Janeiro, 1968.

63. Machado de Rosa A. Еда, discipulo de Machado? Lisboa, Presenga.

64. Magalhaes Junior R. Vida e obra de Machado de Assis. Rio de Janeiro, 1981.

65. Magalhaes Junior R. Machado de Assis desconhecido. Rio de Janeiro, 1957.

66. Magalhaes Junior R. Ao redor de Machado de Assis. Rio de Janeiro, 1958.

67. Meneses R. de. Dicionario literario brasileiro. Sao Paulo, 1969.

68. Nunes M.L. The craft of an absolute winner. Characterization and narratology in the novels of Machado de Assis. Westport London, 1983.

69. Pacheco J. A literatura brasileira. Vol. Ill О realismo (1870 -1900). Sao Paulo, 1968.

70. Polvora H. Graciliano, Machado, Drummond e outros. Rio de Janeiro, 1975.

71. Pujol A. Machado de Assis. Rio de Janeiro, 1934.

72. Rolle D. Fielding und Sterne. Untersuchungen tiber die Funktion de Ersahlers. Munster, 1963.

73. Romero S. Historia da literatura brasileira. Vol. V Diversas manifestagoes na prosa. Rio de Janeiro, 1960.

74. Scott Loos D. The naturalistic novel of Brasil. New York, 1963.

75. Sena J. de. Dialecticas teoricas da literatura. Lisboa, 1977.

76. Sena J. de. Estudos de cultura e literatura brasileira. Lisboa, 1988.

77. Theorie litteraire. Problemes et perspectives. Paris, 1989.