автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Поэтика прозы Н. Н. Златовратского

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Егоров, Вячеслав Николаевич
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Автореферат по филологии на тему 'Поэтика прозы Н. Н. Златовратского'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Поэтика прозы Н. Н. Златовратского"

МОСКОВСКИЙ ОРДША ЛЕВША, 0РД2ЯА ОЕГЯЕРЬШЯ РЕВОЛЩШ и ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОЮ ЗНАШИИ" ГОСУ ДАРСТВЕННЫЙ 7ШЗЕК7ЛТЕТ иы. М.В.ЛОМОНОСОВА

Залологзгаесхий факультет

ЕГОРОВ Вячеслав Николаевич

ПОЭТИКА ПРОШ Н.Н.ЗЛАТОЕРАТСКОГО Специальность 10.01.01, - русская литература

Автореферат

диссертации ни соискание ученой степени кандидата Отологических наук

На правах рукописи

Москга — 1331

Гай ста выполнена на кафедре истории русской литературы филологического факультета Московского государственного университета им.М.Б.Ломоносова.

Научный руководитель: доктор филологических наук,

профессор Кулешов В. Я.

Официальные оппоненты: доктор филологических наук,

профессор Захаркин А.Ф.

кандидат филологических наук Щербакова М.И.

Ведущая организация - .Московский го-¡ударстаеншй

педагогический институт им.Н.К.Крупско*

Защита диссертации состоится " 1991 ]

в • // часов на заседании Специализированного совета Д 053. 05. II. при Московском государственном университет! им.М.З.Ломоносова.

Адрес: II9899, Москва, Ленинские горы, МГУ, 1-й корпус гуманитарных факультетов, филологический факультет.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке филологического факультета МГУ.

Автореферат разослан-" " уи-с^/ии+ж*- 1991 г.

Ученый секретарь Специализированного совета кандидат филологических наук.

.... {(

доцент 1 А.М.Песков

ОШЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность исследования. В литературоведении сложилось пред-'бездение, что Я.Н.Златовратскпй самый неисправимый идеализатор крестьянского мира, оплот непродуктивной утопии. ?лу совершенно >тказывают в способности критически изображать отрицательные сто-юны крестьянского быта. Зтя заслуга щедро раздаются Г.Успенскому, 1.Карояияу41атропавдовскому, а Златовратский будто ^ы согротявдял-5Я трезвому взгляду на везде.

Назрела необходимость пересмотра значения писателя-народника, зужна совершенно новея трактовка вопроса о так называемся идеализации крестьянско-общинного быта в творчестве Златовратского.

Пересмотр главного тезиса, согласно которому ЗлатовратскиД зе просто "сладкогласий обманщик", мастер лепить "аоколадннх иужичков", а подлинный и искренний выразателк любви к народу, позволяет по-новому осветить и поэтику его произведений.

Сама постановка вопроса о поэтике оказывается более возможной при новом взгляде на Златовратского, чем при традиционней ушгчизешга значения писателя, как бы че поднимавшегося до подлинной художественности и не имевшего поэтики.

В то время, как в советском литературоведения накоплен достаточный опыт в исследовании общих проблем народнической литерагуры*,

* Горячкина М.С. Художественная проза народничества. М., 1970; Кулешов З.И. История русской литературы XIX века /ТО-90-а тот/. У., 1983; Маевская Т.П. Идеи и образы народнического романа. Киев, 1Э75; Соколов Н.И. русская литература и ча^одя:гчоство. Литературное дъихеняе 70-х годов XIX века. Л., 1968; Сяасибеь-ко А .П. Писатели-народиви. И., Т!3€3; 0!ерб^.ча З.Р. Л», для и гойро-сы литературы. Ы., 1967.

г нем отсутствуют монографические работы по изучению поэтики отдельных кясателвй-народников, в том числе Н.Н.Златовратского.

Дели и задачи исследования. Очерченная выше постановка прос лечи в значительной мере определяет цели и задачи реферируемого исследования, заключающиеся главным образом в необходимости, от раясь на от»г предшественников, проследить идейно-эстетические I нравственно-этические взгляды Златовратского, определяющие его общественное мировоззрение, творческую манеру и художественное восприятие мира.

На осногании этого представляется необходимым по-новому ощ нить значение творчества Златовратского, изменить подход к суды русского крестьянина, сложившимся на протяжении многих веков трз довым его навыкам, обычаям, поворияы.

Заслуживает сбвершенно нового взгляда вопрос о любви к зем; в произведениях Златовратского. Все это исторические ценности, благоговейное отношение к которым вовсе не может рассматриваться как недостаток писателя.

Научная новизна исследования заключается, преяде всего, в том, что это в сущности первая работа, в которой ставится задача исследошть «овтику Златовратского. Ранее такой вопрос в литера туроведенни не поднимался.

Делается попытка пересмотра мировоззренческих позиций Зла-товратсксго, что, понятно, отражается на представлениях о земле и крестьянском мире в его произведениях, о функциях его художественных образов и творческих приемов. Впервые систематически изучается сама художественная система писателя.

Источниками и объектом научного исследования являются все основные художественные произведения Н.Н.Златовратского, изданн в 8-ми томном собрании сочнкенчй за 1912-1913 года, а также печ

вшиеся в журналах "Отечественные записка", "Русское богатство", 'усская 1шсль", нааболее ярко отрааапцие основные этапы творчео->й деятельности писат&тя-народника и его художественные принципы: [рестьяне-присяжнне" /1874/, "В артели" /1а76/, ".Авраам" /1873/, 5олотыв сердца" /1878/, "Деревенский король Лир" /1880/, "Горе сарого Кабана" /1880/, "Устои /'История одной деревни/4 /1878-1882/, Деревенские будни /Очерки крестьянской общины/" /I878-IS79/, фасный кусг" /1881/, "Очерет деревенского настроения" /1881/, Барская дочь4 /1885/, "Скиталец" /1884/, "Надо торопиться" /1885/, leo", "Труженика" /1886/, "Безумец" /1687/, "Город работах" /1988/, Мечтатели" /1894/, "Сирота 305 верста" / 1901/ и другие.

В научный оборот вводятся архивные материалы, хранящиеся а ГАЖ а ИРЛЙ. Большое количество статей, очерков, пасем из этих рхивоз позволяю? увидеть и отыетать новые факта из творческой ;еятельноотз Златовратского, его идейных исканий.

Теоретической и методологической основой дгссертационяого сследования являются положения иарксзстско-лешшской филоссфяя, аботы З.И.Ленина о народничестве, прикцшш коЕкретво-исторвчео-:ого анализа литературного процесса и творчества отдельного пмсагьяя.

Практическая значимость работы сосюит в тем, что ее результата могут быть использованы в дальнейших исследованиях творчества шеателей-народняков, в практике издания и комыентярования провождений Златовратского, в общих и специальных курсах по история русской -штературы ПХ века в ВУЗах.

Адробтпия. Дяссергадая обсуждалась и была одобрена на заее-1ании кафедры истории русской литературы Московского гооудаг»ствон-?ого университета им. м.Р.Ломоносова. Основные положения дксо-зр-гации отра-екы в публикациях, апробировались на лотф-регдаях методах учепнгл и спе:дадкстов АН ТССР, посвяаашшх 70-летвв Вадяздро

Октября /1987/ 2 70-летию ВЛКСМ /1990/.

Структура работа. Диссертация состоит из введения, трех глаз заключения и списка использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность проблемы, анализируется история вопроса» характеризуется научная литература по иссле дуемой теме, формулируются цели и задачи исследования.

3 кеовоЧ главе - "Ревнитель крестьянской идеи" - исследуются истеки народнического мировоззрения Златовратского, его обществен' но-политические и нравственно-эстетические взгляды. Определяется, ч-с ;^обовь писателя к простому народу восходит к ранним годам его жизни. Именно тогда он испытал непреодолимое влечепе к жизни и духу народа, увидел в нем свободный нравственно-независимый, салга „ . стоятельный шр. Без сомнения, вдесь, в ранней общении с деревней л агат истока творчества писателя, здесь первооснова его художественных впечатлений.

Останавливаясь на дальнейшем формировании личности Здатоврат-ского, диссертант отмечает, что основные положения своих взглядов оя развивал до появления народничества как теоретического направления. Поэтому было бы неверно отовдествлять его "народничество" с философско -теоретическим народничеством 70-90-х годов. Златовра: ский происхождение народничества, к которому принадлеаал всю зшзш ведет от разночинца: от Добролюбова, Решетникова, Левитова и других писателей-демократов. "Известно, - писал он в открытом письмо А.И.Пыпнну от 17 февраля 1884 года, - что начало "народничеству" /"не в теории, а органически"/ положил разночинец, тот разночинец, который явился ближайшим выразителем потребностей, интересов и

- о -

увств зеками укияенянх я угнетенных масс"1. Для Златовргтского ародяичество мыслятся как некая сила, близко знающая народ я тражазпцая интересы народа. Свое "народничество" си понимал как зобозь к народу а чистое слушание ему.

По мнеЕиа диссертанта, ЗлатовратскиЙ занимает свое, самостоя-•ельноэ место в русской народнической литературе с ярко выракеш-аш [равствэнным интересом к крестьянству, а не экономическим, как это !нло главным для других писателей-народников. Он никогда не отри-сал, а напротив, всегда подчеркивал, что по своим убеждениям был : оставался народником, но этот термин, как и программу народаи-[ества, понимал по-своему. ЗлатовратскиЙ считал, что кародшгсе-¡тво - явление в большей степени ке политического, а нравствен-юго характера, и главная задача его - служение народу. Писатель шкогда не смотрел на крестьянство как на некую классовук слу, яособную к революционней борьбе. Крестьянство для пего являла :ь юсителем определенных нравственных идеалов, источником духовное-я ь добродетели. В "иногомиллиозяом целом" русского народа Злато-)ратс1аЗ увидел хранителя иоконкых идеалов, ту благодатЕус почву, 1а которой моает взрасти огретая прообразушая духовная энергия, :пособная изменить Россию.

Зчатовратский был идеологом не столько народничества как <Тило-5офского и общественного ученая, сколько зыразителом непреодолимого I глубокого чувства восхищения перед искокшми идеалвш общинной 1равда «растышской &изна, лзебаи к зе.млэ и труду. К нарсднпчосгсой 1деолопга Слатовратскнй подходил избирательно, а по многим нопрс-;ам расходился с нею. Так, например, он но принял лс-зунга те

^ Открытое письмо Злагсзратсного // Русский волсмосл, 17 эаля, 1884, й 43.

ков народничества 70-х годов: "Все для народа, но не при посредстве ого", "исатель считал, что здесь под "наводшгеестзом разумели то рабочий вопрос, то коммуны, то прудоновский бака"*. По его мнение, именно тогда восторжествовала идея о подпой "зоолопгчнос-тп" народа, о его неспособности к самостоятельному творчеству н самоделтзльностя без участия ЕнтгджагенцЕШ. Однако, будучи народником по свиаг общественным взглядам, Златовратский отдавал дань народническим идеям о "ивлательша" к "нежелательных" путях развития России. 2го объединяла с теоретиками народничества "вера з

р

особый уклац, в обданный строй русской агзни... . Златовратсетй вврлл, что на основе общияноста г артельносет мокко создать ксест янское социалистическое общество, свободное как от язв капитализма, так ч от его достижений. Здесь следует заметить, что у Злато-вратского идея крестьянской обданы носила несколько своеобразный, нразственЕо-зтзгчеокпй характер, чем и отличалась от учения теоретического народничества, делавшего ставку на "возможность крестьянской социалистической революции..."^.

Общественные искания Златовратского, в смысле eozckob путей, созвучных его собственным, шла, главным образом, в ракхах этических учений. Преимущественный интерес к этической проблематике шмг вея Златовратского к французскому просветителю S.S.Fycco, художес венное творчество которого, так ие как и его фнлософские идеи, он загз на писателя-народника значительное влияние. Идея Руссо о eci ствеаной нравственности человека явилась отправной точкой для Зле

1 Здатовратскай H.H. " CWö" // ИРЛЯ,-ф. III, & 30. Л. 4-£

о .

Ленин В .И. Что такое "друзья народа" и как они вошг против социал-демократов? Ц Полы. собр. соч. Т. I. С. 271.

3 Там же. С. 271.

вратского в исследовании крестьянского г-гра1. Этическая концеп-я Златсвратского о человеке уходила свои».® корнями глубоко з »¿у природу человеческого развития. Он поипмал человека как сть природы.

Для Златсвратского душа народа независима ни от каких времан-х н злободневных обстоятельств, не подчинена никакой гдса.че цеи~ стей, кроме своей природной нравственности, ибо ока и есть глаз-я, затененная в него от рождения землей, культурой собственного ззития. Писатель верил, что природные начала человека способны менить мир к лучшему и стремился показать это в своих произве-ниях.

Значительное влияние на поэтику героев Ялатовратско^ оказала о этические воззрения. Любовь к человеку, преломленная сквозь изму христианских учонлй, была определяющей в эстетических воз-ениях Златовратского. Этим он отличался от других писателей-па-дникоа, и, напротив, приближался к творчеству Н.В.Гоголя, Ы.Достоевскогс, Н.С.Лескова, л.К.Толстого* Велел па ними Злато-атский видел силу человека а единении, которое по их мнению, о от Христа. Писатель верил, что "обиияное русское начало на чве духовного единения" должно сыграть главную роль в слиянии

жду "культурным" класса),я и народами массами, и на этой осяо-

р

видел развитие нового социального общества .

* Мк оставляем в стороне вопрос о различном восприятии 2.Руссо многими русскими писателями. Уже Карамзин и Радищев ■-оглашались с ого отрицательным отношением к отвили :> ацки. в эпоху народничества сно^а яа передний план вы!л~о рус-оист-

ое учение о "естественной человеке", ?

' Златозратский H.H. Письмо t j с^к?ра//ЦГАЛЙ.-$.20г.ои.Г,о,х.Я>ф

Глазным мерилом лоазни и деятельности героев Златовратского бил суд собственной совести, который они сверяли по Господу Богу. Руководствуясь духовным салоном Христа, крестьяне из произведений писателя-народника стремились зять по-Божескя, по правде. Поступками своих героев Златовратский подчеркивает, что в России духсв-нчй закон стазялся всегда выше писаного закона.

Религиозность в произведениях Златозратского неразрывна о духовной зизаью героев, она сопряяега с нравственным поведением, душевным состоянием, и определяет их отношение к труду, окрухаодам людям, собственному я. Религиозные чувства героев Златовратского -это не обрядовая церковность и тем более не религиозный фанатизм, а, преадс всего, "зсеочелоречизание человеческого" - бескорыстная любовь к несчастным и угнетенным братьям своим. Крестьяне из произведений писателя не обращаются к Богу сознательно, не занимаются богок скат ель ством и богостроительством. Чаще всего она вообще далека от церкви, от богослужения и молятся там.,, где застанет их звок колокола. Религия для героев Златовратского является неотъемлемой частью их самих. Это их жизнь по определенным нравственным заксзам, истоки которых идут от земля. Можно сказать, что христианство я народ в творчестве Златовратского - суть единого процесса земля-человек.

Философ Н.О.Яосский, исследуя характер русского народа, присел к закономерному выводу, что все "вида способности русского народа к высшим формам опыта, религиозный опыт, нравственный опыт эстетический отат, восприятие чугой душевной жизни, интеллектуал! пая интуиция /умозрение/, связаны с. исканием абсолютного добра и, следоват&яьно, с религиозностью русского народа"*. .

* Яосский Н.О. Характер русского народа. М., 1990. С. 30.

Полояив в основу своего художественного исследования кресть-гнский мир, Златовратский на первый план выдвинул на экономически© ¡аконы его развития, а внутренние, духовные качала и пришел к пк-юду, что нравственные корнз народа имеют глубокие исторические и юпиально-псяхологические истоки, которые зоками сохраняли слои 31зненну» силу, а суть их в крестьянском труда а обдакннх

>тношениях.

Размышления^над судьбами патриархального крестьянства прнве-и Златовратского к мысли, что вековая связь с землей выраоотала ' него определенные традацаи, нравственные понятия, верозага5Лг [деалы. С годами они все сильнее р&ззпзаляоь и крепли в кресть-:нской массе, составляя основу народного хардктера и психологии.

За приверженность высоким нравственным началам народа и, бла-'одаря легкому словцу Д.Д.Боборккика "он обсахаривал мужика", в нтературозедекии о Златовратском сложилось устойчивое мнение, ¡удто бы он идеализировал крестьянскую ..стзкь. Современная писате--л критика с самого начала стрешлась отгородать его от неверное ошмакия и догматического подхода. Однако, как это часто бывает, | последующем именно такой подход упрочился и стал опредоляягам оценке творчества Златовратского.

Одной из первых, кто указывал на причину Есэникновсшя пре-ловутого мнения о творчестве Златовратского, б;«а Ц.Цйбр'.'.коиа. одной из статей она писала: "Упрек /Златовратского - разряда оя. Б.В./ в идеализации подсел зал незнанием народа; к нрлдотвоя-ому миру его прилагают меру, какое меряют нравственная tag чало-ока образованного в лучшем ста ела слова"*.

Незнание народа, односторонний подход к изучена» огноз:пгх

т

Добркхова U. Народ в литорачурщ клизх// додэ,Ш2,Я8,С4д2

форы его бытия, безоговорочная идеологизация всех сфер общественной и духовной жизни страны стали главной причиной негативного представления о русском нгроде. Особенно это проявилось в послереволюционный период, когда все явления действительности рассматривались с классовых позиций. В тени идеологии оказался самый многочисленный слой населения России - крестьянство. В то ае время определился и единственно "правильный" подход к отображении его в искусстве и литературе: в дореволюционный период - как серой и забитой массе, в послереволюционный - как организованного класса, союзника пролетариата. Так складывалось у нас преувеличенное представление о нищенской жизни русского народа в XII столетии. Забитая и всегда грязная предстээт дореволюционная Россия перед своими потомками. Такой мы видам ее в критических оценках наших современников.

Но так ли все было на самом деле? Чтобы верно донять жизнь русского народа а прошлом, необходимо преаде всего отказаться от ложных мифов, созданных пропагандой, о его поголовно-бедственноы положении. По-иному взглянуть на творчество писателей XIX века, особенно тех, чьи произведения отражают душу народа, его нравственные основы.

К сожалению, классовые предрассудки до сих пор не позволяли исследователям в полной мера объективно отразить ту часть творчества писателей прошлого столетия, которая возвышала жизнь простого народа, высвечивала его духовную сторону. Это относится и к Гоголю, и к Достоевскому, и к Толстому, и к Златовратскому. Но есл! гений и многогранность творчества первых трех писателей отгородили их от каких-либо упреков в идеализации народной жизни, то по еле дни] чье творчество было посвящено исключительно духовной жизни русского крестьянства, получал их сполна. И ¿то несмотря на то, что сам

Златовратский больше всего "боялся впасть в идеализацию народа, боялся повторить ошибки преяних писателей, которые, по его мнения, давали сентиментальные или поверхностные картины народной газня"1. Златовратский стремился воспроизводить как светлое, так I темное з народном быту, то есть отразить жизнь такой, какой эна была на самом деле.

Анализ произведений Златовратского позволяет сказать, что ш ве идеализирует крестьянский мир, а правдиво тюказадает соз-ханные веками положительные начала русского народа, обнаруживает спасоту ьсизни, привычной для его героев, выбирает ситуации обвден-зые, зятейсние и изображает повседневное течение жизни. Писатель зоспроизвел исконно национальные черты русского крестьянства, которые сложились пси длительной форуме общинного землепользоваягя. )н увидел, что истоки крестьянской психологии легат в традициях ¡ародной гизни я вост.одят к коллективным формам хозяйствовав«*, )бщинным отношениям.-

Община для Злгтовватского - это не просто способ решения юциальяых проблем, а способ существования национальной жизни. То, ;то создано общинными отношениями, считает писатель, является но-'Тъег/леиой частью душ народа.

Выясняя роль мировоззрения, идейности в художественной снс-'еме Златовратскохх», диссертант отмечает, что исходной посылкой сех социально-этических рассуждений писателя был обданный чело-ек, ^елый крестьянский мир, его идеал. Поиск пс-лоттельного идэ-ла и создание на его основе нового социального устройства сосгад-яят глазную мысль творчества Златовратского, ого по этический г.а^.

1 Сахулкн П. Ьлоодничзетьо Н.Н.Злагезрчтскогс // Голос -анув-его, 19X3, й I. С. 123.

Видение мира Златовратского можно назвать словами русского фотософа Вл.Соловьева "практическим идеализмом", суть которого состоит в том, "чтобы, не закрывая глаза на дурную сторону действительности, но и не возводя ее в принцип, во что-то бе-условное 1 бесповоротное, замечать в той, что есть, настоящие зачатки и за датки того, что должно быть, и, опираясь на эти хотя недостаточ иые и неполные, но тем не менее действительные проявления добра как узе существующего, данного, помогать сохранению, росту и то жеству этих добрых качал, а через то все более и более сближать действительность с идеалом и в фактах низшей жизни воплощать откровения высшей"*.

Определенные надежды зозлагали на русскую общину Маркс и Эгзгэльс. Они не отрицали возможности использования русской общг в качестве основы социалистического общества. В предисловии к ] скоыу изданию "Коммунистического манифеста" К.^архс и Ф.Энгельс писали: "Если русская резолюция послужит сигналом пролетарской революции на Западе, так что обе они дополнят друг друга, то с< регэнная русская общинная собственность на землю может явиться годным пунктом коммунистического развития" . В письме Вере Зас; лич от 8 марта 1381 года К.Марко указывал: "Специеяьные изыска которые н произвел на основании материалов, почерпнутых мной и первоисточников, убедили меня, что эта /русская - Е.В,/ община является точкой опоры социального возрождения Россия"^ Спустя семь лат ¡¿арке опять обращается к той хе проблеме и замечает,

* Соловьев В. Стихотворения. Эстетика. Литературная крити Ы., 1990. С. 349.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М., 1964. Т. 35. С. 131

3 Там же. Т. 35. С. 137.

- :э -

'если Россия будет продолжать идти по тому пути, по которому она следовала с 1861 г., то она упустит наилучший слутай, который истоми когда-либо предоставляла какому-либо народу, и испытает все роковые злоключения капиталистического строя"*'

Исходя из учений Маркса, Энгельса об общяне, можно сказать, 1ТО общинные отношения во 2-й половине XII века являлись опреде-тенной реальной силой, с которой нельзя было но считаться. Община зтала для многих писателей и мыслителей исходной позицией в оорь-5е против буржуазного предпринимательства и в поисках особых путей развития России. С общинным человеком связывали нацездн Достоев-зкий, Толстой, Лесков, писатели-народники. Общинный идеал лег в эснову главной мысли Элатовратского.

Крестьянская община - это положительная, идеологическая программа писателя на будущее, связанная с глубокими духовно-историческими корнями народа. Идеи Златовратского выражали дух времени и- насквозь были пронизаны крестьянским демократизмом. Они были продолжением учений о крестьянском сгцаализме великих мыслител Й Герцена, Черныиевского, Добролюбова и относились к тому периоду, когда "демократизм и социализм, - по словам В.И.Ленина, - слиплись в одно неразрывное целое..."2.

Вторая глава - "Система образов и художественных приемов" -посвящена анализу поэтики произведений Златовратского. Выясняется, что художественная система писателя наиболее ярко проявляется в свете его положительного идеала. Эта проблема проходит через все произведения писателя и составляет нравственную суть его творчества. По мнению автора работы, она во многом отличает Зяатоврат-

* Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.19. С. 119.

2 Ленин В.И. Что такое "друзья народа"... // Полн. собр. соч. Т. I. С. 280.

ского от других писателей народнического направления, придачт ему собственную физиономию и сближает с творчеством таких великих писателей, как А.С.Пушкин, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой. Совмещая в своем творчестве критьческое исследование с поисками положительного начала. Здатовратскай продолжил тем самым традиции русской реалистической литература ИХ века.

Одним из ярких приемов в поэтике Златовратского является выдвижение на первый план положитбльного героя, одержимого идеей обданного мира и крестьянского труда. Таков образ Мина Афанась-

)

эта в романе "Устоа".Это образ крестьянского философа и праведника, романтика и поэта, на которого ориентированы все остальные герои произведения. Вся жизненная философия Мина направлена на защиту общинных интересов и зиждется на крестьянском труде: "Крестьянство - дераава всему" оно производит хлеб, а "хлеб - вершина всем^!". 112н Афа«асьич уверен, что в мире нет яич-зго сильнее крестьянской правоты, которая втякую неправоту одолеет и барскую и кулацкую. Писатель наделяет овоего героя многими собственными мыслями, особенно, относительно крьстьянского мира и труда, крестьянской правоты и нравственности. Мич воплощает в себе все лучшее, что выработало общинное крестьянство на протяжении столетий: честность и бескорыстие, доброту и простоту, взал?*опомощь и любовь к ближнему, поз'жЛческов восприятие природа и любовь к земле. В образе Нина Афанасьича Златовратский выражает собственную веюу в крестьянский мир. Не видя другзх путей обновления общества, кроме общинных, писатель создает образ крестьянского романтика, у которого учвач п^агца не рызнвает состояния растерянности и душевной подавленности.

Образ Мина выражает авторский идеал общинного типа. Ему отведено в романе особое, соз-даицев начало. Это своего рода ре-

зрматор старых общинных устоев на новыЯ лад. Мин - творец той равды, которая оставалась во все вреьина неизменной - это пра-эта в себе, внутренняя правота собственного существования всех груздаицихся и обремененных", ибо у народа только и есть правота роизводителей необходимых потребностей жизни и правота рсчанти-1, как бескорыстного носителя и ратника "идеи" этой правоты"*.

Мин Афанасьич - носитель самой главной жизненной, народной равоты. Он является в романе фигурой своеобразной и необычной, эединявдей в себе крестьянского производителя и крестьянского алософа. Этим он отличается от близких ему по духу, но беззольно-эзерцательных романтиков типа Ульяны Мосевны и Филаретушки. Как элная противопотожность выступает Мин z по отношению к своему , риятелю, хозяйственному мужику, Пиману.

Исследуя образную систему романа, автор работы пришел к вы-оду, что в образах Мина и Пимана Златозратский пытался выявить стоки возникновения дву.т типов крестьян: хозяйственника и роман-ика и показать дальнейший путь ix развития. И если первый т::п, о мнении писателя, возник в то время, когда проникпаяся "подо-рением" община выработала суровый хозяйственннй идеал, вооружений на борьбу за существование одним трудом, то второй был взра-ен свободной "вольницей", которая "сохранив в себе непрлкосно-енной "широту захвата", растворилась в этом мире безнадежного

о

сурового труда, принесла в него поэзию, веру, любовь" . Злато-ратский показал, как истоки, сформировавшие эти типы крестьян-бщинкиков, привели их к разным берегам действительности.

Златовратский H.H. "Устоя /История одной деревни/", обр. соч. в 8-и т. СПб., I9I2-I9I3. Т. 4. С. 183.

2 Там же. С. 87.

- 1ь -

Пинан из хозяйственного мужика постепенно иревращаетс.- в кулака-чироеда, а Мин - в защитника общинной правоты, той правоты, кото-руг разрушают такие как Пиман и его сыновья. Таким образом, на жизненном матерчале двух типов героев, писатель отразил процесс расслоения крестьянского мира на две стороны: "красную" и "холодно", провел границу ма'гду идеалом и действительностью, добром и злом.

Важное место в поэтике Златовратского занимает образ земли и поэтические картины крестьянского труда. В изображении различ-; нкх социальных слоев общества и их деятельности иерархический примат в иорчестве писателя всегда остается за крестьянством и мотивом крестьянского труда. Идеальные герои Златовратского - эте люди-земли, которые всем своим внешним и внутренним обликом резке противостоят -"ем, кто отошел от земли, предал общинные формы жизнеустройства и хозяйствования.

В своих произведениях "Авраам" /1879/, Торе старого Кабана" /1380/, "Очерки креси таской общины" /1878-1879/, "Очерки деревенского настроения" /1881/, "Устои /'История одной деревни/" /1873-1882/ 2¿атовратский отразил все лучшее, что было заложено в общинных отношениях и крестьянском труде. Он открыл внутри зтиз понятий высшую форму человеческого общежития н поэзию земледельческого труда. Своим творчеством писатель раскрывает мир хрес.ь-янского труда среди просхоров.родной природа. ЗдатозратскиЯ уверен, что в основе культуры взаимоотношений крестьян, их нравствег аости лежит труд, который является глазном смыслом их жизни.

Писатель показал, что труд крестьянина ла земле это но только механический и вспзнуряиаий труд, с т^уд великого духовного и материального сбсгмс-ндя, который несет в саЗе бользгое нравственное содержание и эстетическое наслаждение. Истоки крестьян-

2кого труда видятся Златоаратскоыу в исконном, первородном чувстве !еловека к земле. По его мнении, без любви к родившей нас земле не южет быть истинной жизни, что важнейшим условием нравственности ?еловеяа, его устойчивости, позволяющим крепко стоять на земле, является чувство нравственного единства с землей, ка котопой он родился и вырос. Поэтому нравственные и эстетические корни героев Златовратского легат глубоко г земле. Они определяют их мысли и поступки. Для них земля является частицей их самих, они морально находятся во власти земли, но эта власть никогда не бывает насильственной, а исходит из нравственного процесса зеггля-человек.

Земля в творчестве Златовратского - это не отвлеченное понятие, а коннреуный нивой обра;,, принимавший активное участив в жизни главных героев - крестьян-общинников. Герои писателя счастливы пока связаны с землей. И, напротив, отрыв от земли приводит их к потере духовных ценностей, делает их бесчеловечными и жестокими по отношении к окружающему (лиру, к другим людям. Таким предстает перед нами младший сыч ¿ьраама Платон /"Авраам"/, который отошел от дедовских з'авотов, оставил землю, из-за денег хэ-нился на богатой вдове й занялся торговлей. Оторванность от земли приводит к духовной трагедии бывпего крестьянина Кабана из рассказа Торе старого Кабана". Раньше, когда он жил в нужде, но с землей, дула у него была на месте. Теперь же, когда разбогатевший на стороне сын запретил ему работать, "освободил", так сказать, от земли - он потерял покой. Потеря крестьянского труда привела Кабана к нравственному мучению и в итога к смерти.

Земля у Златовратского - образ исторический и глубоко символический. Этот образ неразрывен с судьбой земледельца. Разрыв ьгих вечных связей всегда ведет к трагически необратимым последствиям и гибели.

Идеалы писателя были ориентированы на национально-замобытные традиции народа. С этим сЕязаяк основные принципы его поэтики, нашедшее свое выражение в таких художественных приемах, как сказовая манера повествовсная ** народно-поэтическая речь героев, восходящие в былинному эпосу ритмическая проза и прием антитезы, лирическая приподнятость тона и связанный с душевным состоянием героя пейзаж, лирические отступления и зстазнне эпизоды, приемы ретроспекции и снов, вставные сказки, анекдоты легенда и другие. Подчеркивается, что все художественные приемы писателя являются сутью его ¡творческой манеры, они тесно сгчзаны с народной психологией и обусловлены его эстетикой, а именно: особенностями нравственного идеала.

Значительное место в поэтике Златовратского занимает народное поэтическое тэгрчество, которое широко испо^уется писателем для характеристики героев, вырагения их творческой и поэтической одаренности, передачи душевных переживаний. Связь с народным поэтическим творчеством отралется в приемах художественной изобразительности писателя: в авторском повествовании и речевых характеристиках персо1.ажей, в разнообразных художественных средствах и приемах.

Одним из поэтических своеобразий Златовратского является ревизованная р«чь, которая непосредственно связана с народным б&яинным творчеством. Ритмическую прозу Златовратского как и былинный текст можно сказывать речитативом. Как и былины она насыщена эпитетами, глагольными повторами, архаизмами.

Исследователи часто упрекают Златовратского за то, что там, где он употребляет ритшзованную речь, н.кЬиодаотсл идеа-язация народа, вычурность языгл. Б свят с этим подчеркивается, что посредством ритмической прозы Златовратсгшй правдив, отразил народ-

о-поэтическую речь. Ту речь, которую создавал сам парод и при омощи которой он слагал сказки, былины, легенды. Ведь никто иной, ак народ являлся всегда главным творцом поэзии земли и собствея-ого труда.

Ритмическая проза употребляется Златовратским для тоге, чтобы рче и глубже раскрыть прошлое крестьянской общины, передать ос-овные моменты общинной жизни, дух и ритм крестьянского труда, итм у Златовратского - это необходимое условие сугестгования рестьянского шра. Он важен человеку во всей его жизненной и рудовой деятельноста.

К устному народному творчеству восходит и самый распростра-енный в поэтике Зтатовратского прпем антитезы. С первых шагов воего творчества писатель стремится воссоздать обтиннуя яшэнь рестьянского шра, постичь и показать нравственную сущность зто-о деревенского мироустройства. Для раскрытия этой сущности оя ротивопоставляет основные нравственные принципы старого общин-ого шра надвигающейся новой буржуазной морали. На основе проти-опоставлеяия двух миров, двух моралей: общикно-латриархэтгьной буржуазной - строится главная мысль творчества Златовратского. этом же плане реализуется основной принцип построения художе-твенного мира произведений писателя и его образной системы, снованной на оппозиции. С одной стороны внетупаот крестьяне-бщанники, с другой - представителя других сословий. Таким обра-ом, возникает противопоставление общинного человека и окрухаю-ей его цивилизованной среды. Этим самым Златозратский преследует пределенную це.ть: провести параллель между должным й сущим, доб-ом и злом, духовностью и бездуховностью. Этой цели подчинены рхитег.тоника произведений, спкетостроение и система худояеетвен-нх образоз.

Приел антитезы а творчестве Златовратского вырастает в главный принцип его поэтики и мышления. Он непосредственно выражает мировоззрение писателя, его идею - поиск идеала и противопоставление его действительности. На раскрытие этой идеи направлены и другие художественные приемы поэтики Златовратского.

Э тпетьей глазе исследуется жанровые и сгаетно-композгцяоя-ные решения Златовратского. Подчеркивается, что творчество писателя-народника богато многообразием жанровых форм. Он создал произведения почти во всех популярных в то время жанрах: публицистические статьи, очерки, ги*клн очерков, рассказы, былины, легенды, повести, роман, наконец, мемуары, как итог пройденного.

Сшег-нуй основу очерков и очерковых циклов /"Деревенские политики", "Красный куст", "Деревенские будт", "Очерки деревенского настроения^ и др./ составляет тщательное исследование экономических и психологических основ крестьянской обданы, направленных на раскрытие души патрзархачьных людей и доказательства их нравственного превосходства над все'чс остальными социальными сословиями.

В очерковых произведениях кет сквозного сюжета, но разнообразие тем порождает различные кошозициошше приемы. В центре событий загточег конфликт двух марев: старого, общинпэ-крестьянско-го мира и нового, буржуязно-мергантального предпринимательства и стяжательства.

Отличительной особенность! творчества Златовратского гвляетс ярко выраженная очерковость и публицистичность. Ка основе очерка писрт&г", созды оиклч очерков "йравенскиа будни" и "Очерки креса янской обданы", повести "Крестьяне-присяжные" и "Золотые сердца", /рс ;ак "Устоя". Публицистические рассуждения занимают одно из гла1 ных мест в организации евкети и композиции произведений Элаюврм

ского, их можно назвать одним иэ специфических художественных качеств всего творчества писателя. В исследовании действительности алатовратскнй наряду с художественными приемами яирокс испсльзовал яаучяые принципы, наряду с языком образов и язык публицистики. 1ублицистика а документамизм способствовали наиболее реальному этобразекаа действительности, они вносили в произведения беллетриста-народника соотнесенность о текущим днем. Публицистика з тзор-1естве Златовратского непосредственно отражает проблемы, которые )н поднимает в своих произведениях - это воспроизведение общинного срестьянст^а, разделение крестьянского мира аа "красную" и "холод-!ую" стороны, дечтельность интеллигенции среди народа.

В работа отмечается, что публицистичность и документализм [алоаили на творчество писателя-народника отпечаток субъективизма и ченденциозностя. Элементы тенденциозности присущи почти всеы [роизведениям Златозратского. Они проявляются в героях, тональ-гости повествования, психолсгичесюй оценке событий, идее произ-1вдения. Подчеркивается, что тенденциозность у Златовратского юсат характер высшего порядка - она направлена на выявление по-[ожительных начал в лизни и связана с нравственностью народа, риентиром и опорой для писателя является высокий жизненный идеал.

Н.Н.Златовратского мокко считать художником социального и сихологического плана. Если в очерково-публицнстяческом жанре сновным содержанием ого произведений было сипиально-экономичес-ое исследование действительности, то в аанре рассказа и повести кцент перемещается на нравственно-психологическую основу личности. Сшет подчинен процессам нравственного страдания человека, онфликт основан на столкновении старого общинного миропорядка нового буржуазного. Взаимоотношение двух противоборствующих ал и определяет структуру произведений, юс ооразнуо систему.

Все они строятся по принципу хоыпозиционного противопоставления.

Раскрывая образы своих героев, Златовратский широко использует публицистические размышления и рассуждения, авторские комме! тарии, диалог и монолог, портретную и психологическую характеристику героев, пейзажные зарисовки.

3 работе отмечается, что Златовратский, являясь мастером малого жанра, пытался создать и создал большое художественное по лотно - роман "Устои". В кем наиоолее полно отразились важнейшие 1 проблемы современной писателю действительности, и, прежде всего, : вопросы народной жизни. Противопоставление авторского идеала и

реальной действительности составили сущность романа, они опреде-. лили сюасет и композицию произведения, его образную систему.

Автор исследования считает, что веч сшетно-композгционные решения в произведениях Златовратского направлены на раскрытие дэу:. основных проблем его творчества: выявление нравственной суг носта общинно-патриархального крестьянства и реалистического от< бражения картин пореформенной действительности.

3 заключении подводятся итог* исследования. Сьоиы творчест вой Златовратский облекал сухие цс$ры статистических данных о народе живой плотью и душой. Он искаг к находал в реальности народней аи-ни действительно высокие начала альтруизма, добра и любви, которые необходимо бы.-о показать в тот момент, когда о народа говорили и егс&ли только уничижительно, когда "культурные" люда трактовали мужика -як нечто грубое и дикое.

Глубокое и совсем не книжное знание народной жизни позвол! Зчат^вратскок.' на^ти в ней не только то, что увидели В.Уснеасю Решетников, Помяловский, но обнаружить самое важное, ноподдавд! са разложению, положятельно-созидащее начело, которое во асе времена жило в народе и составляло сущностное ядро его жизни.

Несомненной заслугой Златовратского является то, что он су-гел увидеть за мрачной и тяжелой поверхностью крестьянской жизни ¡ветлые глубинные родники его души и поэтачеал воспроизвести их.

Собрание сочинений Н.Н.Златовратского по праву можно назвать »нциклопедией деревенской жизн?. Своим творчеством писатель-народ-шк отразил великий перелом в русской деревне в переходный для [ее период, показал "деревенские будни" земледельца, воссоздал •го нравственные принципы, которые находились в осьлве общинных »тношений.

Правильность идей Златовратского, важность я актуальность его [равственных учений об общине подтверждают работы П.Кропоткина. 1а не раз отмечал, что общинные отношения несли с собой "великое • • |начение в области этики, или учения о нравственности"*.

НЛ.Пруцков, размышляя о возможной роли русской крестьянской (бщинн в современных условиях, писал: "Можно о уверенностью ска-1ать, что этот институт глубокой старины, как товарищеский союз г как форма демократического самоуправления, сыграл бы весьма по-гожительнуь роль в деле социалистического преобразования деревни"'.

В настоящее время, когда настала пора обновления деревни и юзрождения "крестьянского в крестьянстве", к словам Пруцкова мозга добавить, что этот институт глубокой старины как ра? сейчас гожет и должен сыграть важную роль в развитии деревни, поставить (в на рельсы демократического самоуправления.

* Кропоткин П. Взаимная помощь, как фактор эволюции. Харьков, 319. 3, 190.

ч

л Пруцков Н.И. Буржуазный прогресс и патриархальный мир в ;столковании русских писателей и мыслителей второй половины IX века // Русская литература, 1973, # 4. С. 17.

Сегодня, как никогда, назрела необходимость возрождения общинных принципов не только в крестьянской среде, но и гораздо шире - в общечеловеческих отношениях. В их основе лежат нравственные начала народа, любовь ко всему, что обитает на земле. Поэтический образ земледельца, созданный Златозратскам, навсегда останется красивым и нерушимым,

В произведениях Здатовратского схвачена и отражена душа нар< да, и в то же время перестройка в пореформенной деревне. Творчество писателя-народника может гораздо доступнее и точнее рассказать о жизни крестьянства, чем многие научные и исторические тру да. К сожалении, сегодня произведения Н.Н.Златовратского почти забытн и не переиздаются. Тек не менее, многие его идеи о кресть янском мире ¿ивут и развиваются в творчестве советских писателей В.Тукшина, Ф.Абрамова, В.Белова, В.Распутина, З.Астафьева, Б.Ыожаэва. Это дает основаниэ верить в то, что светлые идеалы Златозратского найдут свое често в будущем, и потомки будут черпать веру и бодрость в здоровом л жизнерадостном настроении его крестьян.

Основный положения диссертации о:ражены в следующих публикациях:

1. Осноьлая идея и творческий метод прозы Н.Н.Златовратского // Тезисы J7 нгучно-практической конференции молодых ученых и специалистов АН ТССР. Ашгабад, 1987. С. 109гИ0.

2. Н.Н.Здатовратский и современность // Известия АН ТССР, 1989, » 4. • 0,5 п.л.

3. -2анровые н сюжетяо- зомлознодонние особенности прозы Н.Н.Златовратского // Тезисы IX Республиканской научной конференции молодых ученых и специалистов. Ашхабад, 1990. С. 117.