автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Проблемы "малой прозы" 1940-1960-х годов

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Новикова, Оксана Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Смоленск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Проблемы "малой прозы" 1940-1960-х годов'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Новикова, Оксана Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. "МАЛАЯ ПРОЗА" 1940-1960-х гг. В ТЕОРЕТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ ОСВЕЩЕНИИ.

1. Общие проблемы теории малых форм.

2. Развитие новеллистической литературы

1940-1960-х гг.

3. Рассказ как жанр в оценке А. Т. Твардовского.

ГЛАВА 2. "РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ" АЖрАРДОВСКОГО В

ЖАНРОВО-СОДЕРЖАТЕЛБНОМ АСПЕКТЕ.

1. Проза А. Т. Твардовского. История жанрового переосмысления.

2. Эволюция "малой прозы" А. Т. Твардовского.

3. "Из рабочих тетрадей (1953-1960)" А. Т. Твардовского. Разноообразие малых форм.

ГЛАВА 3. ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ "ИЗ РАБОЧИХ ТЕТРАДЕЙ (1953-1960)". ЭЛЕМЕНТЫ БОЛЬШИХ ФОРМ.

1. На пути к роману "Пан Твардовский".

2. Черты литературной хроники в автобиографической прозе А. Т. Твардовского.

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по филологии, Новикова, Оксана Александровна

Малая проза" 1940-1960-х годов представляет собой яркое явление в русской литературе, характеризующееся жанровым и тематическим многообразием. В той или иной степени в русле данной традиции создавали свои произведения А. Н. Толстой, Л. С. Соболев, А. П. Платонов, Н. С. Тихонов, М. М. Пришвин, С. С. Смирнов, В. А. Солоухин, О. Ф. Берггольц, К. Г. Паустовский, В. В. Овечкин, Г. Н. Троепольский, Е. Я. Дорош и др.

Большой вклад в развитие "малой прозы"внес А. Т. Твардовский. Его лирика и эпос прочно вошли в исследовательский обиход, обширна литература о поэте. Но проза Твардовского, как это ни парадоксально, при огромном количестве написанных работ остается до сих пор, пожалуй, самым узким участком на пути освоения литературного наследия автора "Василия Теркина". А между тем она дает богатейший материал, емкий, правдивый и живой, для осмысления действительности 40-60-х годов XX века, представляя и с чисто литературной стороны образец высокого искусства художественной прозы, которой поэт намеревался посвятить последние годы жизни.

Актуальность исследования обусловлена указанными моментами, а также публикацией "последней книги" Твардовского "Из рабочих тетрадей (1953-1960)", которая впервые рассматривается не только в качестве дополнительного источника сведений о жизни и творчестве поэта, а прежде всего как самостоятельное художественное произведение, повлиявшее на многие традиции литературы 70-х годов.

Более сорока лет (1926-1971 гг.) поэт вел записи дневникового характера, которые сам он именовал "рабочими тетрадями". В них он заносил не только черновые варианты произведений, но и многочисленные личные записи, искренние высказывания по поводу своего творчества, заметки "с натуры", философские размышления и т.п.

Публикация "Из рабочих тетрадей." на сегодняшний день замыкает ряд произведений Твардовского, созданных на материале его личных заметок: "Из старых дневников" (1926), юношеские "рабочие тетради" (1933-1935), "С Карельского перешейка (Из фронтовой тетради)" (19391940) и "Родину и чужбину (Страницы записной книжки)" (1947). Данные произведения неравноценны по художественному мастерству и наглядно демонстрируют эволюцию Твардовского-прозаика.

Понимание своеобразия "рабочих тетрадей" поэта, которые наряду с его личными письмами, по словам А. В. Македонова, являются фактом именно художественного творчества, способствует более полному постижению особенностей истории русской литературы.

Проблематика работы заключается в выявлении генезиса "рабочих тетрадей" Твардовского в контексте "малой прозы" 1940-1960-х гг. Это, в свою очередь, позволяет выйти в область теории литературы, поскольку "малая проза" по природе своей является особым синтетическим жанровым образованием.

Объектом исследования в диссертации стало последнее прозаическое произведение Твардовского "Из рабочих тетрадей.", опубликованное в № 7-9 журнала "Знамя" за 1989 год, в контексте всей "малой прозы" поэта, а также на фоне малых форм 1940-1960-х гг.

Предмет исследования - жанрово-содержательный аспект "малой прозы" 1940-1960-х гг. и "рабочих тетрадей" А. Т. Твардовского.

Целью диссертации является анализ тематической и жанровой основы художественной структуры автобиографического повествования А.Т. Твардовского, определение места и значения означенного произведения в общем наследии поэта и в истории литературного поцесса 19401960-х годов.

Цель определяет конкретные задачи:

1. исследовать "рабочие тетради" А. Т. Твардовского в системе основных произведений "малой прозы" 1940-1960-х гг.;

2. проследить эволюцию автобиографического повествования поэта;

3. определить традицию и новаторство "малой прозы" А. Т. Твардовского, выявить ее жанровое своеобразие.

Методологической и теоретической базой диссертации являются труды по истории и теории вопроса М. М. Бахтина, Г. Н. Поспелова, И. Ф. Волкова, Н. А. Гуляева, Н. И. Глушкова, А. В. Огнева, А. В. Маке-донова, В. М. Акаткина и др.

Методы исследования. В работе используется комплексный подход к творчеству писателя, сочетающий в себе элементы сравнительно-сопоставительного, историко-типологического и текстологического анализа.

Научная новизна проведенной работы заключается в том, что впервые целостно исследуются "рабочие тетради" А. Т. Твардовского в историческом и эстетическом аспектах. Акцентируя внимание на последнем произведении поэта - "Из рабочих тетрадей.", диссертант доказывает правомерность рассмотрения данного произведения в русле художественной литературы, устанавливает архитектонические разновидности, образующие "малую прозу" поэта.

Теоретическая ценность диссертации заключается в раскрытии эстетической и этической значимости "малоформатной прозы" А. Т. Твардовского. В прозаическом творчестве поэта 1940-1960-х годов проявились самые существенные и важные тенденции русской литературы 1970-1980-х гг. Обнаружение авторских новаций обуславливает более полное понимание закономерностей в развитии литературы второй половины XX в.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его результаты способствуют коррекции существующих взглядов в отношении прозы А. Т. Твардовского, остающейся до сих пор не оцененной в полной мере. Материалы научной работы могут использоваться при написании творческой биографии А. Т. Твардовского, при издании полного собрания его сочинений, при публикации отдельным изданием "последней книги" поэта "Из рабочих тетрадей.". Высказанные в диссертации наблюдения могут быть включены в содержание спецкурса по типологии малых литературных форм, они также применимы при изучении регионального компонента в высшей и средней школах Смоленской области.

Положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Исследование генезиса "малой прозы" 1940 -1960-х гг.

2. Исследование эволюции "малой прозы" А. Т. Твардовского 1940 -1960-х гг.

3. "Рабочие тетради" А. Т. Твардовского как сложное эстетическое явление, характеризующееся тематическим и жанровым многообразием.

4. "Из рабочих тетрадей." - средоточие нереализованных "больших" замыслов А. Т. Твардовского: автобиографического романа, литературной хроники.

5. Автобиографческая проза поэта - предтеча "малоформатной прозы" 1970-х гг., "новомирских" литературных хроник.

Апробация результатов работы осуществлялась на семинарских занятиях по истории русской литературы второй половины XX века в Смоленском государственном педагогическом университете, в докладах на ежегодных научных конференциях, посвященных Дням славянской письменности и культуры, проводимых кафедрой литературы и фольклора СГПУ (1995-1999), на межвузовской научной конференции "Государственно-патриотическая идеология и проблемы ее формирования" в СГПУ (1997), на международных научно-практических конференциях "Проблемы гуманитарного образования на пороге XXI века" в Смоленском областном ИУУ (1998), "Смоленск и Гнездово в истории

России" в Смоленском филиале юридического института МВД РФ (1998), на научной конференции аспирантов кафедры литературы и фольклора (1998).

Основные положения диссертации опубликованы в 6 статьях:

1. Губенок (Новикова) О. А. Смоленщина в прозе А. Т. Твардовского военных лет // Смоленщина на связи времен героических / Отв. ред. В. В. Ильин. - Смоленск: Смол. обл. кн. изд-во "Смядынь", 1995. - С. 97-100.

2. Губенок (Новикова) О. А. "А самая большая боль - Родина.". По страницам дневниковых записей А. Т. Твардовского // Государственно-патриотическая идеология и проблемы ее формирования / Под ред. В. К. Черткова. - Смоленск: Военная академия ПВО СФ, 1997. -С. 34-37.

3. Губенок (Новикова) О. А. М. Шолохов и А. Фадеев на страницах "Рабочих тетрадей" А. Твардовского // Смоленский ареал славянской письменности и культуры / Отв. ред. В. В. Ильин. - Смоленск: СГПИ, 1997. - С. 124-130.

4. Губенок (Новикова) О. А. К вопросу о жанровой принадлежности "Родины и чужбины" А. Т. Твардовского // Проблемы художественного мира русской литературы. Филология и методика: Первый аспирантский сборник / Отв. ред. Г. С. Меркин. - Смоленск: СГПУ, 1998.-С. 27-33.

5. Губенок (Новикова) О. А. Тема русского крестьянства в "малой прозе" А. Т. Твардовского // Проблемы гуманитарного образования на пороге XXI века / Под. ред. В. М. Петруленкова. - Смоленск: Смол. обл. ИУУ, 1998. - С. 117-121.

6. Губенок (Новикова) О. А. Смоленский край на страницах "последней книги" А. Т. Твардовского // Смоленск и Гнездово в истории 8

России / Под ред. А. А. Кондрашенкова и Д. И. Будаева. - Смоленск: СГПУ, 1999.-С. 166-170.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, перечня публикаций по теме исследования.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблемы "малой прозы" 1940-1960-х годов"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подведем основные итоги диссертации.

Одной из ключевых фигур, сыгравших важную роль в формировании и становлении "малой прозы" 2-ой пол. XX века, был А. Т. Твардовский. Его прозаическое творчество интересно тем, что показывает все стадии развития данного направления, демонстрирует новации, достигнутые на этом пути.

Дав теоретическое обоснование рассказа как жанра в статье "О Бунине", он акцентировал следующие его особенности: связь с русской классической традицией и современной действительностью, композиционную свободу и смысловую емкость, установку писателя на сотворчество с читателем.

Эстетические и литературные пристрастия поэта в полной мере отразились в его собственной "малой прозе" - "Родине и чужбине" и "Из рабочих тетрадей.". Литературно-критические высказывания поэта, круг его чтения позволили обозначить и "корни" его прозы, среди которых -исторические произведения А. Пушкина, романы Л. Толстого, новеллистика И. Тургенева, А. Чехова, И. Бунина, литературный "Дневник" А. Никитенко, автобиографические повествования С. Аксакова, В. Короленко и др.

Анализ "рабочих тетрадей" А. Твардовского: "Из старых дневников" (1926), юношеских записей 1933-1935 гг., заметок "С Карельского перешейка" (1939-1940), фронтовой прозы "Родина и чужбина" (1947) и книги "Из рабочих тетрадей (1953-1960)" позволил проследить генезис прозы поэта. Так, ранние дневники, сохранившие черновые наброски произведений, факты личной жизни (например, о разногласиях с отцом), замечания о писательском труде, все же не вышли за пределы "рабочего" материала, записей "для себя". В связи с этим нами не ставится под сомнение и установившееся жанровое определение тетрадей "муравского" периода - дневники. Дневниковые страницы превалируют и в записях периода финской кампании "С Карельского перешейка". Но уже здесь мы отметили наличие некоторых элементов "малой прозы": автором цитируются письма, чужие дневники, то есть формы полулитературного (письменного) бытового повествования, приводится характеристика, относящаяся к разряду официальных документов. В данном произведении заметны и разновидности очеркового направления "малого" жанра: портретные и путевые очерки, пейзажные зарисовки, лирико-философские этюды. В целом же заметки, посвященные "той войне незнаменитой" по содержанию и форме схожи с писательскими дневниками времен Великой Отечественной войны.

Несмотря на то, что довоенное творчество А. Т. Твардовского продемонстрировало несомненный талант прозаика, все же его главные достижения в этой области связаны с книгой "Родина и чужбина (Страницы записной книжки)". Проанализировав различные жанровые толкования этого произведения, мы пришли к выводу, что "малая проза" - самое точное определение "Родины и чужбины". Как и в предыдущем случае, мы выделили полулитературные (письменные) бытовые формы (письма, дневник), но, отметили, что реальные документы присутствуют здесь в гораздо меньшей степени. Богаче и очерковая палитра: портретные, путевые, этнографические, героические, лиро-эпические очерки. Написанные в годы войны, они во многом отличаются от произведений того времени. Например, портретные очерки психологичны, лишены схематизма, повторяемости композиционных приемов, наблюдаемых в многочисленных очерках "о героях".

Жанровая многосоставность "Родины и чужбины" проявилась и в наличии широкого пласта очерковых зарисовок (этюдов, миниатюр), они также тематически классифицированы и исследованы в диссертации.

Диапазон элементов, составляющих "малую прозу" А. Т. Твардовского, расширяется за счет включения в "Страницы записной книжки" фольклорных малых жанров (анекдотов) и диалоговых миниатюр, обогащающих повествование.

Проведенное сопоставление данного источника с заметками " С Карельского перешейка" выявило некоторую композиционную общность произведений, сочетание озаглавленных и "безымянных" записей, наличие компонентов "малой прозы". Существенным отличием "Родины и чужбины" от записей времен финской кампании, а следовательно и от произведений дневникового характера периода "большой" войны, явилась усиленная позиция авторского "я", выразившаяся в многочисленных философских размышлениях, лирических отступлениях, мыслях об особенностях творческого процесса в годы войны. Нередко появлению поэтических страниц способствуют воспоминания автора о своей "малой родине". Именно мотив "отчего края", отсутствующий в Карельской тетради, но пронизывающий фронтовую прозу Твардовского, выделяет "Родину и чужбину" из произведений своего времени и делает ее созвучной "лирической прозе" 50-60-х гг.

Последняя книга" поэта "Из рабочих тетрадей (1953-1960)" продолжила традиции его военной "малой прозы", а также выявила многие новые тенденции, распространившиеся в литературе следующего десятилетия. Прежде всего стремление к синтезу малых жанров. Так, "Из рабочих тетрадей." объединяет многочисленные разновидности внехудожест-венной авторской речи (официальные документы, обращения в инстанции), полулитературные (письменные) бытовые формы (авторские и читательские письма, дневниковые страницы самого поэта, похожие на записи в ежедневнике.

Рабочий характер написанного сказался на отсутствии законченных очерков, но очерковые зарисовки, миниатюры и этюды представлены здесь с большим тематическим разнообразием. Портретные и литературно-критические, пейзажные, путевые и бытовые зарисовки, лирические, лирико-публицистические и лирико-философские этюды выделены и проанализированы в данной работе. Кроме названных элементов, были обнаружены фольклорные малые формы (анекдоты, слухи), диалоговые миниатюры.

Исследование показало, что, несмотря на незаконченность произведения, его следует воспринимать как полноценную художественную прозу. Основным аргументом в пользу отнесения "Из рабочих тетрадей." к художественному пласту литературы стало авторитетное мнение М. М. Бахтина, считавшего критерием художественности произведения наличие внутренне диалогизированной речи. Мысленный диалог с воображаемым читателем - характерная особенность не только "последней книги" поэта, но и всего его творчества.

Обращение позднего Твардовского к собственным записям, их частичная публикация рассматривается нами как проявление интереса к "малоформатной прозе". Такие произведения 70-х гг., как "Затеей" В. Астафьева, "Мгновения" Ю. Бондарева, "Камешки на ладони" В. Солоухина близки структурно и тематически "последней книге" поэта, задуманной "для себя", но оставленной для читателя.

Наряду с архитектоникой и проблематикой, "малая проза" поэта рассматривается в диссертации и как средоточие творческих замыслов Твардовского на будущее. Чувствовавший в себе нереализованный потенциал прозаика, он намеревался свои последние годы посвятить данной области. В его планах - создание истории колхоза ("За четверть века"), повесть о детстве, рассказ "Дом на полозьях", пьеса "о раскулачении". Но основные мысли автора "Василия Теркина" были обращены в сторону "автобиографической штуки" - романа "Пан Твардовский". Его черновые наброски сохранились на страницах "Из рабочих тетрадей.". Указания, относящиеся к роману, свидетельствуют о больших надеждах автора: должно было появиться произведение об отце, о "малой родине" - Смоленщине, о трагической судьбе русского крестьянства вообще. Этим объясняется наличие "слоя" воспоминаний, воскрешающих подробности детского и отроческого периода. Поздний Твардовский, в отличие от Твардовского 30-х гг., иначе (объективнее) воспринимает образ отца, ценит в нем настоящего "хозяина". Корректирует он и свои собственные представления о происходящих событиях в годы "великого перелома". Роман не был написан, но связанные с ним мысли и переживания нашли отражение в стихотворном цикле "Памяти матери", поэмах "За далью даль" и "По праву памяти". Это еще раз доказало то, что первоначальное освоение новых тем в литературе у Твардовского происходило в прозе.

В то же время нам пришлось констатировать, что поэту, достигшему значительных успехов в "емком" жанре прозы, не удалось создать произведение большой эпической формы, что объясняется особенностями психологии писателя.

Характер помыслов Твардовского, оставленные черновые наброски "автобиографической штуки" говорят об органической связи их с явлением, прочно вошедшим в литературный процесс во 2-ой половине 60-х гг. - так называемой "деревенской прозой". Если автор "рабочих тетрадей" видел опасность в отрыве крестьянина от земли, внося при этом психологический мотив личной "вины" перед покинутым домом, то В. Распутин, В. Белов, Ф. Абрамов, В. Шукшин говорят о последствиях этого отчуждения, о невосполнимых нравственных потерях, к которым ведет забвение своих "корней".

Кроме элементов романного целого, книга "Из рабочих тетрадей." содержит черты литературной хроники. Это вполне закономерно, ибо Твардовский вошел в историю не только как выдающийся поэт, но и великий редактор, продолживший дело Пушкина, Некрасова. Хроника возглавляемого им журнала "Новый мир" позволяет понять жизнь журнала "изнутри", а также позицию главного редактора в отношении современного литературного процесса. Высокие оценки литературного "Дневника" цензора А. Никитенко, частые ссылки на него, свидетельства мемуаристов позволяют видеть в "последней книге" поэта следы еще одного нереализованного замысла - большой документальной работы о жизни "Нового мира".

Не вызывает сомнения то, что под влиянием личности А. Т. Твардовского, его подвижнической деятельности, направленной на развитие литературы в русле великой классической традиции, были написаны "новомирские" хроники А. Солженицына, В. Лакшина, А. Кондратовича и др.

Из рабочих тетрадей (1953-1960)" как последнее произведение А. Т. Твардовского являет собой художественный документ мыслей и чаяний выдающегося человека своего времени. Интегрирующий "сплав" различных жанровых разновидностей "малой" и элементов "большой" прозы поэта практически реализует его мысль о том, что «Все сколько-нибудь стоящее в искусстве является в нарушение привычных жанровых представлений, форма только и возможна при нарушении "формы"» (12, т. 6, с. 146).

Итак, проведенное исследование позволяет сделать основной вывод: А. Т. Твардовский находился на магистральных линиях движения литературы: плодотворные традиции классики, традиции жанровых взаимовлияний, продемонстрированные им в своей "малой прозе" 1940-1960-х гг., сохранили актуальность и на последующих этапах литературного процесса.

174

 

Список научной литературыНовикова, Оксана Александровна, диссертация по теме "Русская литература"

1. Твардовский А.Т. А. Волков. Демьян Бедный. Рецензия // РГАЛИ, ф. 613 ГИХЛ, он. 7, е.х. 311, л. 292-293.

2. Твардовский А.Т. Внутренние рецензии / Публикация Р. Романовой // Вопросы литературы. 1994. - № 2. - С.368-375.

3. Твардовский А.Т. Выступление на X пленуме ССП // Литературная газета.- 1945.- 22 мая.

4. Твардовский А.Т. Дневниковые записи. Марк Щеглов (Оттиск с пометами А.Т. Твардовского) //ГЛМ, Ф.182, л. 1-18.

5. Твардовский А.Т. Из рабочих тетрадей (1953-1960) // Знамя.-1989. № 7, 8, 9. - С. 124-192, 122-181, 143-206.

6. Твардовский А.Т. Из творческого наследия / Публик. и предисл. М.И. Твардовской // Новый мир. 1987. - № 3. - С. 162-205.

7. Твардовский А.Т. Избранные произведения. В 3 т. / Сост. и под-гот. текста М.Твардовской; Примеч. А.Туркова. М.: Худож. лит., 1990.

8. Твардовский А.Т. На пути к "Стране Муравии" (Рабочие тетради поэта) // Из истории советской литературы 1920-1930-х годов. Новые материалы и исследования. (Литературное наследство). Т.93. М.: Наука, 1983.- С. 297-398.

9. Твардовский А.Т. Наброски и черновики / Вступ. сл., публик. и примеч. М.И. Твардовской // Новый мир. 1990. - № 6. - С. 178-187.

10. Твардовский А.Т. Письма о литературе.- М.: Сов. писатель, 1985.- 512 с.

11. Твардовский А.Т. Родина и чужбина. Смоленск: ОГИЗ-Смолгиз, 1947. - 129 с.

12. Твардовский А.Т. Собр. соч.: В 6 т / Под общ. ред. Ю.Г. Бурти-на.- М.: Худож. лит., 1976-1983.

13. Акаткин В.М. Александр Твардовский. Стих и проза. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1977. - 214 с.

14. Акаткин В.М. Ранний Твардовский. Проблемы становления. -Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1986. 209 с.

15. Акимов В.М. Человек и время. Л.: Сов. писатель, 1986.- 248 с.

16. Александров Г. Товарищ Эренбург упрощает // Правда. 1945. -14 апреля.

17. Алексеев В.А. Русский советский очерк. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980. - 119 с.

18. Антонов С.П. Я читаю рассказ // Собр. соч.: В 3 т.- М: Худож. лит., 1985.- Т. 3.- С. 5 -234.

19. Астафьев В.П. Зрячий посох (Книга прозы). М.: Современник, 1988.- 588 с.

20. Астафьев В.П. Солженицын. Дорога домой // Комсомольская правда. 1989. - 25 окт. - С.4.

21. Бальбуров Э.А. Поэтика лирической прозы (1960-1970-е годы). -Новосибирск: Наука, 1985. 132 с.

22. Банк Н.Б. Нить времени. Дневники и записные книжки советских писателей.- Л.: Сов. писатель, 1978. 248 с.

23. Банк Н.Б. Соавтор жизнь (Документальные жанры в советской литературе).- Л.: Сов. писатель, 1982. - 32 с.

24. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики.- М.: Худож. лит., 1975.- 502 с.

25. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества.- М.: Искусство, 1986.-445 с.

26. Бейлин И.Г. Г.Ф.Морозов выдающийся лесовод и географ (1867-1920). - М.: Наука, 1954. - 175 с.

27. Берггольц О.Ф. Дневные звезды // Собр. соч.: В 3 т.- Л.: Худож. лит, 1990. Т. 3.-С. 217-369.

28. Битов А.Г. Семь путешествий. Л.: Сов. писатель, 1976.- 592 с.

29. Биуль-Зедгинидзе Н. Литературная критика журнала "Новый мир" А.Т. Твардовского (1958-1970). М.: Изд-во "Первопечатник", 1996. - 439 с.

30. Боборыкин В.Г. Александр Фадеев. Писательская судьба. М.: Сов. писатель, 1989. - 127 с.

31. Богданов В.А. На переднем крае (Беседы о современном советском очерке). М.: Знание, 1984. - 64 с.

32. Богданов В.А. Очерк // Краткая лит. энц. М.: Сов. энц., 1968. -Т.5. - С.516-519.

33. Болдырев Ю.А. Долгая была война (О военных повестях и рассказах Е. Ржевской) // Литература великого подвига. Великая Отечественная война в советской литературе. Вып. 4. / Сост. Ю. Идашкин, А. Коган.- М.: Худож. лит., 1985.- С. 314-318.

34. Бочаров А.Г. Василий Гроссман: Жизнь, творчество, судьба. -М.: Сов. писатель, 1990.-378 с.

35. Бунин И.А. Собр. соч.: В 9 т. М.: Худож. лит., 1965. - Т.1.595 с.

36. БуртинЮ.Г. Власть против литературы (60-е годы) //Вопросы литературы. 1994. - № 2. - С. 223-306.

37. Ваншенкин К.Я. Великий поэт, великий редактор // Литературная газета. 1996. - 18 дек. - С.З.

38. Васильев В.В. Андрей Платонов. Очерк жизни и творчества.-М.: Современник, 1982. 230 с.

39. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. - 404 с.

40. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н.Поспелова. М.: Высшая школа, 1988. - 527 с.

41. Викулов C.B. Что написано пером. // Наш современник. 1996.- № 9. С. 3-27.

42. Виноградов В.В. О языке художественной прозы. М.: Наука, 1980.-360 с.

43. Виноградов И.В. В ответе у времени. Заметки о деревенском очерке пятидесятых годов. М.: Сов. писатель, 1966. - 192 с.

44. Вишневский В.В. Собр. соч.: В 5 т. / Под ред. П.П.Вершигоры и др. М.: Гослитиздат, 1954-1960.

45. Волков И.Ф. Теория литературы. М.: Просвещение, 1995.256 с.

46. Воспоминания о С.С.Смирнове.- М.: Сов. писатель, 1987.269 с.

47. Воспоминания об А.Твардовском. М.: Сов. писатель, 1982.544 с.

48. Выходцев П.С. Александр Твардовский. М.: Сов. писатель, 1958.-412 с.

49. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л.: Сов. писатель, 1971.-464 с.

50. Гиршман М.М. Ритм художественной прозы. М.: Сов. писатель, 1982. - 368 с.

51. Глушков Н.И. Очерковая проза.- Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1979. 216 с.

52. Головко В.М. "Студия" в системе жанров "малой прозы" И.С.Тургенева // Жанр и композиция литературного произведения. Историко-литературные и теоретические исследования. Петрозаводск, 1989.- С. 65-77.

53. Горбатов Б.Л. Произведения военных лет // Собр. соч.: В 4 т.-М: Правда, 1988.- Т. 3.- С. 5-296.

54. Горбунова E.H. Юрий Бондарев. Очерк творчества.- М.: Сов. Россия, 1989.-430 с.

55. Гринберг И.Л. Полет стиха и поступь прозы. М.: Современник, 1976. - 192 с.

56. Гришунин А.Л. "Василий Теркин" Александра Твардовского.-М.: Наука, 1987.- 166 с.

57. Гришунин А.Л. Творчество Твардовского. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. М.: Изд-во МГУ, 1998. -112 с.

58. Гроссман B.C. Годы войны. М.: Правда, 1989. - 464 с.

59. Губко Н. Песня о Родине // Литература и жизнь. 1960. - 24 янв.

60. Гудериан Г. Воспоминания солдата. М.: Военн. изд-во Мин-ва обороны СССР, 1954. - 507 с.

61. Гуляев H.A., Богданов А.Н., Юдкевич Л.Г. Теория литературы в связи с проблемами эстетики. М.: Высшая школа, 1970. - 380 с.

62. Гусев В.И. В предчувствии нового (О некоторых чертах литературы 60-х годов). М.: Сов. писатель, 1974. - 328 с.

63. Гусев В.И. Искусство прозы. М.: Изд-во Литерат. ин-та, 1993.106 с.

64. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Госуд. изд-во иностранных и национальных словарей, 1955. - Т.2.- 779 с.

65. Дарвин Ч. Воспоминания о развитии моего ума и характера (Автобиография). Дневник жизни и работы. М.: Акад. наук СССР, 1957. -251 с.

66. Дементьев В.В. Александр Твардовский. М.: Сов. Россия, 1976.- 176 с.

67. Дикушина Н.И. "Не вижу возможности дальше жить". Вокруг предсмертного письма Александра Фадеева // Литературная газета. -1993.-26 мая. С.6.

68. Дикушина Н.И. Невыдуманная проза (О современной документальной литературе) // Жанрово-стилевые искания современной советской прозы / Под ред. Л.М.Поляк и В.Е.Котовского. М.: Наука, 1971. -С. 149-174.

69. Дорофеев В.П. Анненков и его воспоминания // Анненков П.В. Литературные воспоминания. Л.: Худож. лит., 1960. - С.5 - 43.

70. Дорош Е.Я. Дождь пополам с солнцем (Деревенский дневник). -М.: Сов. писатель , 1990. 733 с.

71. Ермилов В.В. Клеветнический рассказ А.Платонова // Литературная газета.- 1947.- 4 января.

72. Ермилов В.В. Фальшивая проза // Литературная газета.- 1947.20 декабря.

73. Ершов Л.Ф. История русской советской литературы. М.: Высшая школа, 1982. - 343 с.

74. Жанры в советской литературе / Под ред. А.И. Хватова. Л.: ЛГПИ, 1973. - 166 с.

75. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. -М.: Наука, 1977. 408 с.

76. Жуков Д.А. Биография биографии. Размышления о жанре. М.: Сов. Россия, 1980. - 135 с.

77. Журавлева A.A. Писатели-прозаики в годы Великой Отечественной войны. М.: Просвещение, 1978. - 127 с.

78. Журбина Е.И. Искусство очерка. М.: Сов. писатель, 1957.220 с.

79. Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических жанров (Очерк. Фельетон). М.: Мысль, 1969.- 399 с.

80. Закруткин В. Кавказские записки // Собр. соч.: В 4 т.- Ростов н/Д: Книжное изд-во,1977. Т. 1. - С. 55-386.

81. Залыгин С.П. О ненаписанных рассказах. Новосибирск: Кн. изд-во, 1961. - 92 с.

82. Заморий Т.П. Современный русский рассказ. Киев: Наукова думка, 1968. - 256 с.

83. Златовратский H.H. Воспоминания. М.: Худож. лит., 1956.461 с.

84. Иванов Л.И. Повесть о моем времени. Омск: Кн. изд-во, 1988. - 253 с.

85. Игнатьев A.A. Пятьдесят лет в строю: В 2 т. Новосибирск: Кн. изд-во, 1959.

86. Ильин В.В. Александр Твардовский. Литературное окружение. Творческие связи (Смоленский период деятельности). Смоленск: СГПИ, 1990. - 104 с.

87. Ильин В.В. Богатырский поэтический посвист. Контакты и контроверзы творчества С.А. Есенина и А.Т. Твардовского // Смоленский ареал письменности и культуры / Под ред. В.В. Ильина. Смоленск: СГПИ, 1997.-С. 152-162.

88. Ильин В.В. "Лирика родных мест" в творческом сознании А.Т.Твардовского // Творчество Александра Твардовского. Исследования и материалы / Под ред. П.С. Выходцева и H.A. Грозновой. Л.: Наука, 1989. - С. 43-58.

89. Ильин В.В. Пушкин в творческом сознании А.Твардовского // Пушкин: Проблемы творчества, текстологии, восприятия. Калинин: Изд-во Калининского ун-та, 1989. - С. 136-148.

90. Ильин В.В. Фадеев и Твардовский // Проблемы творческих связей. А.Твардовский, М.Исаковский, Н.Рыленков. Смоленск: СГПИ, 1983.-С. 39-50.

91. Инбер В.М. Почти три года // Собр. соч.: В 4 т.- М.: Худож. лит,1965. Т.З - С.129-390.

92. Ионов А. Поэзия прозы // Радуга. 1963. - № 10. - С. 127-138.

93. История русской советской литературы. 1917-1965: В 4 т. / Отв. ред. А.Г. Дементьев. М.: Наука, 1967- 1971.

94. История русской советской литературы / Е.П.Бахметьева, В.В. Бузник, П.С. Выходцев и др.; Под ред. и с предисл. П.С. Выходцева. М.: Высш. шк., 1986. - 630 с.

95. История русской советской литературы / Под ред. П.С. Вы-ходцева.- М.: Высшая школа, 1970. 696 с.

96. История русской советской литературы. 40-80-е годы / А.И. Метченко, Р.Г. Бикмухаметов, A.M. Абрамов и др.; Под ред. А.И. Мет-ченко, С.М. Петрова.- М.: Просвещение, 1983. 544 с.

97. Казаков Ю.П. Северный дневник. М.: Сов. Россия, 1973. - 367с.

98. Камянов В.И. Доверие к сложному. Современность и классическая традиция. М.: Сов. писатель, 1984. - 384 с.

99. Канторович В.Я. Заметки писателя о современном очерке. М.: Сов. писатель, 1962. - 372 с.

100. Карцева З.И. Цикл рассказов в современной болгарской прозе. К проблеме жанра // Современная проза социалистического реализма (Литературные жанры) / Под ред. И.Ф. Волкова, P.P. Кузнецовой. М.: Изд-воМГУ, 1986.-С. 148-157.

101. Карясова И.Н. Дневниковая проза в контексте поэтического творчества А.Т.Твардовского. Диссертация на соиск. уч. степ. канд. фи-лол. наук. - М, 1990. - 170 с.

102. Клюсов Б.Н. Социально-психологические предпосылки развития жанра лирической прозы 50-60-х годов // Вопросы спецификижанров художественной литературы. Тезисы докладов / Под ред. Б.С. Бесчеревных. Минск, 1974. - С.42-43.

103. Ковалев В.А. Теоретические проблемы истории русской советской литературы. Л.: Наука, 1984. - 284 с.

104. Кодзис Б. Лирические миниатюры А.Солженицына // Новое в школьных программах. Современная русская проза / Сост. С.Ф. Дмит-ренко. М.: Изд-во МГУ, 1998. - С. 103-110.

105. Кожевников В.М. Рассказы // Собр. соч.: В 9 т.- М.: Худож. лит.,1985. Т. 1-2.

106. Кожинов В.В. Жанр // Литературный энциклопедический словарь.- М.: Сов. энциклопедия, 1987.- С. 107.

107. Кожинов В.В. Основы теории литературы (Краткий очерк). -М.: Знание, 1962. -47 с.

108. Козлов И.Т. Вечно великое. М.: Знание, 1968. - 63 с.

109. Кондратович А.И. Александр Твардовский. Поэзия и личность. М.: Худож. лит., 1985. - 318 с.

110. Кондратович А.И. Новомирский дневник (1967-1970). М.: Сов. писатель, 1991.-528 с.

111. Кондратович А.И. "Ровесник любому поколению": Документальная повесть о Твардовском А.Т. М.: Современник, 1987. - 383 с.

112. Константинов Ю.К. Облик дня (Современный очерк о советской деревне) // Пути советского очерка. Л.: Сов. писатель, 1958.- С. 337366.

113. Короленко В.Г. История моего современника // Собр. соч.: В 5 т.- М.: Худож. лит., 1990. Т. 5. - 592 с.

114. Короленок А.И. Жанровые особенности книги В.Белова "Лад" // Жанр и творческая индивидуальность / Под ред. В.В. Гуры. Вологда: ВГПИ, 1990.-С. 145-154.

115. Котовчихина Н.Д. Автобиографизм прозы А.Т. Твардовского, Н.И. Рыленкова, М.В. Исаковского. Диссертация на соиск. уч. степ, канд. филол. наук. - Ростов- на-Дону,1988. - 175 с.

116. Кравцов Н. Эпические жанры // Словарь литературоведческих терминов.-М.: Просвещение, 1974.- С. 471.

117. Крамов И.Н. В зеркале рассказа. М.: Сов. писатель, 1986.272 с.

118. Кто написал "Тихий Дон?" (Проблема авторства "Тихого Дона") / Г.Хьетсо, С.Густавссон, Б.Бекман, С.Гил. М.: Книга, 1989. - 192 с.

119. Кузнецов М. Мемуарная проза // Жанрово-стилевые искания современной советской прозы / Под ред. JI.M. Поляк и В.Е. Котовского. -М.: Наука, 1971.- С. 120-148.

120. Кузнецов Н.М. Об эпических началах военной прозы А.Твардовского // Проблемы типологии творчества: А.Т. Твардовский, М.В. Исаковский, А.Н. Рыленков. Смоленск, 1981. - С. 83-92.

121. Кузьмичев И.К. Литературные перекрестки. Типология жанров, их историческая судьба. Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1983. -208 с.

122. Кузьмичев И.К. Проза А.Твардовского // Звезда. 1960. - № 6. -С.201 -203.

123. Кузьмичев И.К. Юрий Казаков. Набросок портрета.- Л.: Сов. писатель, 1986.-268 с.

124. Кулинич A.B. Александр Твардовский. Очерк жизни и творчества. Киев: Изд-во Киевского ун-та, 1988. - 176 с.

125. Лазарев Л.И. Константин Симонов.- М.: Худож. лит., 1985.343 с.

126. Лакшин В.Я. Не пряча глаз // Юность. 1989. - № 2. - С.89-91.

127. Лакшин В.Я. "Новый мир" во времена Хрущева.- М.: Книжная палата, 1991. 269 с.

128. Лакшин В.Я. Открытая дверь. Воспоминания. Портреты.- М.: Московский рабочий, 1989. 448 с.

129. Лакшин В.Я. Примечания // Щеглов М.М. Любите людей. Статьи. Дневники. Письма. М.: Сов. писатель, 1987. - С. 501-510.

130. Ландор М. Малая проза у своих границ (Западные рассказчики о традиции русского рассказа) // Вопросы литературы.- 1985.- № 8,- С. 64-95.

131. Ландор М. Русский рассказ и категории прозы // Вопросы литературы. 1986. - № 12. - С. 230-238.

132. Ланщиков А.П. "Исповедальная проза" и ее герой // Жить страстями и идеями времени / Сост. А.Ланщиков. М.: Молодая гвардия, 1970. - С.* 4-112.

133. Ланщиков А.П. Чувство пути. "Малая Родина" и становление героя // Наш современник. 1983. - № 10. - С. 150-158.

134. Лейдерман Н.Я. Движение времени и законы жанра. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1982. - 256 с.

135. Лихачев Д.С. Литература реальность - литература. - Л.: Сов. писатель, 1984. - 272 с.

136. Лукин Ю.Б. Всегда на переднем крае // Литература великого подвига. Великая Отечественная война в советской литературе. Вып. 4. / Сост. Ю.Идашкин, А.Коган.- М.: Худож. лит., 1985.- С. 151-166.

137. Лукницкий П.Н. Ленинград действует. Фронтовой дневник.: В 3 т.- М.: Сов. писатель, 1971.

138. Любарева Е.П. Александр Твардовский. Критико-биографический очерк. М.: Сов. писатель, 1957. - 188 с.

139. Макаров А.Н. Проза Твардовского // Литературная газета. -1960. 9 февраля.

140. Македонов A.B. Итоги и задачи изучения творчества А.Т.Твардовского // Проблемы типологии творчества: А.Т.Твардовский, М.В.Исаковский, А.Н.Рыленков. Смоленск, 1981. - С. 3-19.

141. Македонов A.B. Творческий путь Твардовского (Дома и дороги). М.: Худож. лит., 1981.-367 с.

142. Македонов A.B. Трагические рабочие тетради А.Т.Твардовского // Русская филология. Ученые записки Смоленского гуманитарного университета. Т.1. - Смоленск: ТРАСТ-ИМАКОМ, 1994. -С. 348 - 365.

143. Македонов A.B. Эпохи Твардовского. Смоленск: ТРАСТ-ИМАКОМ, 1996. - 448 с.

144. Марков Г.М. Жизнь. Литература. Писатель. М.: Сов. писатель, 1971.-375 с.

145. Маслова Н.М. Путевые записки как публицистическая форма. -М.: Изд-во МГУ, 1977. 115 с.

146. Масловский В.И. Лирическая проза // Литературный энциклопедический словарь.- М.: Сов. энциклопедия, 1987.- С. 185.

147. Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы. М.: Наука, 1990.-275 с.

148. Меркин Г.С. Проблема сотворчества на уроках и во внеклассной работе по литературе. Смоленск: СГПИ, 1995. - 128 с.

149. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. С.А. Токарев. М.: Рос. энциклопедия, 1994. - Т. 1. - С. 169. - Столб. 1.

150. Муравьев А.Н. Творчество А.Т.Твардовского. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1981. - 143 с.

151. Муравьев B.C. Документальная литература// Краткая литературная энциклопедия.- М.: Сов. энциклопедия, 1978.- Т.9.- С. 280.

152. Муравьев B.C. Документальная литература // Литературный энциклопедический словарь.- М.: Сов. энциклопедия, 1987.- С. 98.

153. Муравьев Д. Лирическая проза // Словарь литературоведческих терминов.- М.: Просвещение, 1974,- С. 177.

154. Нагибин Ю.М. Размышления о рассказе. М.: Сов. писатель, 1964.- 108 с.

155. Наша анкета. Жизненный материал и художественное обобщение // Вопросы литературы.- 1966.- № 9. С. 3- 62.

156. Никитенко A.B. Дневник: В 3 т. Л.: Худож. лит., 1955.

157. Нинов A.A. Искусство невыдуманного рассказа // Новый мир. -1964.-№3.-С. 186-209.

158. Нинов A.A. Сквозь тридцать лет. Проблемы. Портреты. Полемика. 1956-1986.- Л.: Сов. писатель, 1987. 464 с.

159. Нинов A.A. Современный рассказ. Из наблюдений над русской прозой (1956-1966). Л. Худож. лит., 1969.-288 с.

160. Новиков В. Ощущение жанра. Роль рассказа в развитии современной прозы //Новый мир.- 1987.-№ 3.-С. 238-254.

161. О книге А.Твардовского "Родина и чужбина" (Стенограммы обсуждений) // Вопросы литературы. -1991. № 9-10. - С. 188-226.

162. Обручев C.B. В неизведанные края. М.: Мол. гвардия, 1954.270 с.

163. Овечкин В.В. Собр. соч.: В 3 т.- М.: Худож. лит., 1989 1990.

164. Огнев A.B. Русский советский рассказ 50-70-х годов.- М.: Просвещение, 1978. 208 с.

165. Огнев A.B. Современный русский рассказ. 50-80-е годы.- Калинин: Изд-во КГУ, 1987. 91 с.

166. Озеров В.М. Александр Фадеев. Творческий путь.-М.: Сов. писатель, 1970. 479 с.

167. Павленко П.А. Собр. соч.: В 6 т.- М.: Гослитиздат, 1953-1955.

168. Палиевский П.В. Литература и теория. М.: Сов. Россия, 1979. -288 с.

169. Панков A.B. Время и книги. М.: Современник, 1987. - 319 с.

170. Пантелеев А.И. Собр. соч.: В 4 т.- М: Дет. лит.,1985.- Т. 4.494 с.

171. Паустовский К.Г. Золотая роза // Собр. соч.: В 8 т.- М.: Худож. лит, 1985. Т. 3. - С. 285-527.

172. Паустовский К.Г. О новелле // Новый мир. 1970. - № 4. - С. 121-141.

173. Платонов А.П. Рассказы 1941-1951 // Собр. соч.: В 3 т.- М.: Сов. Россия, 1985. Т. 3. - 576 с.

174. Подзорова H.A. Корни и побеги. Проза 60-70-х годов. М.: Моск. рабочий, 1979. - 216 с.

175. Полевой Б.Н. Мы Советские люди // Собр. соч.: В 9 т.- М.: Худож. лит, 1981 - Т. 2. - 398 с.

176. Попов Г.Х. С точки зрения экономиста (о романе Александра Бека "Новое назначение") // Наука и жизнь. 1987. - № 4. - С. 54-65.

177. Поспелов Г.Н. Вопросы методологии и поэтики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. - 336 с.

178. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. М.: Просвещение, 1972. - 271 с.

179. Поспелов Г.Н. Рассказ // Литературный энциклопедический словарь.- М.: Сов. энциклопедия, 1987.- С. 318.

180. Потебня A.A. Теоретическая поэтика. М.: Высшая школа, 1990. - 344 с.

181. Пришвин М.М. Рассказы о ленинградских детях // Собр. соч.: В 8 т. М.: Худож. лит, 1983.- Т. 5.- С. 125-146.

182. Проблемы русской советской литературы. 50-70-е годы / Под ред. В.П. Ковалева. Л.: Наука, 1976. - 324 с.

183. Прохоров Е.П. Искусство публицистики. М.: Сов. писатель, 1984. - 360 с.

184. Разводова O.A. Проза А.Т. Твардовского. Проблематика. Поэтика. Диссертация на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. - Воронеж, 1989. - 195 с.

185. Решетовская H.A. Александр Солженицын и читающая Россия." М.: Сов. Россия, 1990. 413 с.

186. Ржевская Е.М. Берлин, май 1945. Записки военного переводчика. М.: Сов. писатель, 1970. - 302 с.

187. Ржевская Е.М. У войны лицо войны//Вопросы литературы.-1996.-№2.- С. 182-221.

188. Романова P.M. Александр Твардовский. Страницы жизни и творчества. Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1989. - 160 с.

189. Романова P.M. "Такая служба твоя, поэт." (Творческая лаборатория А.Твардовского) // Литературная учеба. 1987. - № 1. - С. 144150.

190. Росляков В.П. Советский послевоенный очерк. М.: Сов. писатель, 1956. - 272 с.

191. Рощин П.Ф. Александр Твардовский. М.: Просвещение, 1966. - 176 с.

192. Рубашкин А.И. Большое сердце поэта // Сибирские огни. -1960.-№ 12.-С. 183-185.

193. Рубашкин А.И. Илья Эренбург. Путь писателя.- Л.: Сов. писатель, 1990.-526 с.

194. Рубашкин А.И. Плод тогдашнего и нынешнего труда // Нева.-1977,-№5.-С. 188-194.

195. Русская советская литература 50-70-х годов / Под ред. В.А. Ковалева. М.: Просвещение, 1981. - 224 с.

196. Русский советский рассказ. Очерки истории жанра / Под ред. В.А. Ковалева.- Л.: Наука, 1970. 736 с.

197. Рыленков А.Н. И.С.Соколов-Микитов и А.Т.Твардовский. К проблеме творческих связей // Смоленский край в истории славянской письменности и культуры / Под ред. В.В.Ильина. Смоленск: СГПИ, М.: ВБПХЛ (Смоленское отделение), 1994. - С.45-48.

198. Савченков В.Д. Монологи Твардовских. Починок, 1996.105 с.

199. Салтыков-Щедрин М.Е. Об искусстве. Статьи, рецензии и высказывания." Л.-М.: Искусство, 1949. 399 с.

200. Сахаров В.И. Власть канона. Заметки о рассказе // Наш современник.- 1977.- № 1.- С. 156-164.

201. Саянов В.М. Ленинградский дневник.- М.: Военн. изд-во Министерства обороны СССР, 1963. 370 с.

202. Селезнев Ю.И. Вечное движение (Искания современной прозы 60-х нач. 70-х годов). - М.: Современник, 1976. - 237 с.

203. Серебров А.Н. Время и люди. М.: Моск. рабочий, 1960.267 с.

204. Сербии П.К. Изучение творчества Александра Твардовского. Пособие для учителя. Киев: Радяньска школа, 1982. - 135 с.

205. Симонов K.M. Очерки и публицистика // Собр. соч.: В 10 т.-М.: Худож. лит., 1985.- Т. 11. С. 5-71.

206. Скаличка В. Исследование венгерских звукоподражательных выражений // Пражский лингвистический кружок / Под ред. H.A. Конд-рашова. М.: Прогресс, 1967. - С. 277-316.

207. Смирнов И.А. Ранняя новеллистика Ю.Казакова: Истоки жанра // Жанры в литературном процессе. Вологда: Изд-во ВГПИ, 1986. - С. 97-111.

208. Смирнов К.С. Возвращение судьбы // Смирнов С.С. Брестская крепость.- М.: Сов. Россия, 1990.- С. 3 12.

209. Смирнов С.С. Брестская крепость // Собр. соч.: В 3 т.- М.: Молодая гвардия, 1973. Т. 1. - С. 11 - 444.

210. Снигирева Т.А. А.Твардовский. Поэт и его эпоха.- Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1997. 384 с.

211. Снигирева Т.А. Творчество А.Т.Твардовского в отечественной критике. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1994. - 85 с.

212. Соболев Л.С. Морская душа// Собр. соч.: В 5 т.- М: Сов. Россия, 1987.-Т. 2. 461 с.

213. Современная русская советская литература: В 2 ч. 4.1. Литературный процесс 50-80-х годов / Под ред. А.Г. Бочарова, Г.А. Белой и др. - М.: Просвещение, 1987. - 256 с.

214. Солженицын А.И. Крохотки // Малое собр. соч. М.: ИНКОМ НВ, 1991. - Т. 3.-С. 147-158.

215. Солоухин В.А. Лирические повести // Собр. соч.: В 4 т.- М: Худож. лит., 1983.- Т. 1.- С. 213-633.

216. Субботин В.Е. Как кончаются войны.- М.: Воениздат, 1965.326 с.

217. Сурганов В.А. Л.Соболев. Очерк жизни и творчества.- М.: Сов. Россия, 1986. 416 с.

218. Твардовский И.Т. Родина и чужбина. Смоленск: Изд-во "Посох", 1996. - 352 с.

219. Твардовский И.Т. Страницы пережитого // Юность. 1988. - № З.-С. 10-32.

220. Твардовский К.Т. На хуторе Загорье // Творчество Александра Твардовского. Исследования и материалы / Под ред. П.С.Выходцева и Н.А.Грозновой. Л.: Наука, 1989. - С. 128-154.

221. Теньковский С.С. Особенности жанра трилогии Д.Дос Пассоса "США" // Вопросы специфики жанров художественной литературы. Тезисы докладов / Под ред. Б.С. Бесчеревных. Минск, 1974. - С. 63-64.

222. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. М.: Наука , 1964. - 486 с.

223. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы.- М.: Просвещение, 1976.- 464 с.

224. Тихонов Н.С. Ленинград принимает бой // Собр. соч.: В 7 т.-М: Худож. лит.,1986.- Т. 7.- С. 5-162.

225. Ткачев П.И. Границы жанра. Минск: Изд-во БГУ, 1977.208 с.

226. Толстой А.Н. Публицистика. Рассказы Ивана Сударева // Собр. соч.: В 10 т.- М: Худож. лит., 1986.- Т. 10. 511 с.

227. Толстой Л.Н. Статьи об искусстве и литературе // Собр. соч.: В 22 т. М.: Худож. лит., 1983. - Т. 15. - 432 с.

228. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М.: Изд-во "Аспект Пресс", 1996. - 334 с.

229. Трифонов Ю.В. Вспоминая Твардовского // Огонек.- 1986.- № 44.- С. 21-24.

230. Троепольский Г. Н. Прохор XVII и другие. Цикл новелл // Собр. соч.: В 4 т.- М: Современник, 1987.- Т. 1.- С. 3-168.

231. Турков A.M. Александр Твардовский. М.: Худож. лит., 1970. - 175 с.

232. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. - 574 с.

233. Ульяшов П.С. Этот неумирающий жанр (Современный советский рассказ).- М.: Знание, 1987. 111 с.

234. Урбан A.A. В настоящем времени. Л.: Сов. писатель, 1984.368 с.

235. Утехин Н.П. Жанры эпической прозы. Л.: Наука, 1982.185 с.

236. Фадеев A.A. Ленинград в дни блокады // Собр. соч.: В 5 т.- М: Худож. лит., 1960. Т. 3.- С. 207-287.

237. Фадеев. Воспоминания современников. М.: Сов. писатель, 1965.-559 с.

238. Федин К. А. Ступени. Очерки // Собр. соч.: В 12 т.- М: Худож. лит.,1985.-Т. 8.-С. 237-414.

239. Фоменко Л.Н. Искусство малой прозы (о жанре рассказа в творчестве Твардовского) // Звезда. 1960. - № 3. - С. 191-197.

240. Хайлов А.И. Грани рассказа // Жанрово-стилевые искания современной советской прозы / Под ред. Л.М. Поляк и В.Е. Котовского. -М.: Наука, 1971. С. 200-231.

241. Хайлов А.И. Концепция человека и движение жанрово-повествовательных форм // Взаимодействие литератур и художественная культура развитого социализма. М.: Наука, 1977. - С. 153-190.

242. Чалмаев В.А. Александр Солженицын. Жизнь и творчество.-М.: Просвещение, 1994. 287 с.

243. Чалмаев В.А. Андрей Платонов. М.: Сов. Россия, 1978.- 176 с.

244. Чалмаев В.А. На войне остаться человеком. Фронтовые страницы русской прозы 60-90-х годов. М.: Изд-во МГУ, 1998. - 124 с.

245. Чарлз Сноу и Александр Твардовский / Публикация Р.Романовой // Вопросы литературы.- 1990.- №11-12.- С. 249-270.

246. Чернец Л.В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики). М.: Изд-во МГУ, 1982. - 192 с.

247. Черчилль В. Война в сумерках. Вторая мировая война. Кн. 2. -Нью-Йорк: Изд-во имени А.П.Чехова, 1954. 311 с.

248. Чехов в воспоминаниях современников.- М.: Гослитиздат, 1960. 834 с.

249. Чехов А.П. Полное собр. сочинений и писем: В 30 т. Письма: В 12 т. М.: Наука, 1975. - Т.2. - 584 с.

250. Швецова JI.K. А.Твардовский // История русской советской литературы: В 4 т. М, 1968. - Т.4. - С.465-504.

251. Шикин В.Н. Дневник // Литературный энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1987. - С.98.

252. Шкловский В.Б. О теории прозы. М.: Сов. писатель, 1983.384 с.

253. Шкловский В.Б. Художественная проза (Размышления и разборы). М.: Сов. писатель, 1961. - 668 с.

254. Шолохов М.А. Рассказы, очерки, статьи, выступления // Собр. соч.: В 9 т.- М: Худож. лит, 1969.- Т. 8. 479 с.

255. Шолохова С.М. К истории ненаписанного романа о войне // Молодая гвардия. 1992. - № 7. - С. 25-28.

256. Шубин Э.А. Современный русский рассказ. Вопросы поэтики жанра.- Л.: Наука, 1974. 182 с.

257. Шукшин В.М. Как я понимаю рассказ // Собр. соч.: В 6 т.- М: Изд-во "Надежда-1", 1998. Т. 3. - 381 - 384.

258. Щеглов М.М. Любите людей. Статьи. Дневники. Письма. М.: Сов. писатель, 1987. - 512 с.

259. Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии / Сост. О.Эйхенбаум. Л.: Худож. лит, 1986. - 456 с.

260. Эккерман И. Разговоры с Гете. М.: Худож. лит, 1986. - 668 с.

261. Энгельгардт Б.А. Потонувший мир // Военно-исторический журнал. 1964. - № 1, 5, 8, 9, 10.

262. Эренбург И.Г. Война: В 3 т. М.: ОГИЗ, 1942 - 1944.

263. Эсалнек А .Я. Внутрижанровая типология и пути ее изучения. -М.: Изд-во МГУ, 1985.- 184 с.

264. Явчуновский Я.И. Документальные жанры. Образ, жанр, структура произведения.- Саратов : Изд-во Саратовского ун-та, 1974. -232 с.