автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Поэтика ранних романов Арнольда Беннета

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Литвиенко, Елена Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
Диссертация по филологии на тему 'Поэтика ранних романов Арнольда Беннета'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Литвиенко, Елена Анатольевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Некоторые особенности эстетической системы

Арнольда Беннета.

ГЛАВА П. Региональный аспект творчества Беннета.

ГЛАВА Ш. Принципы создания реалистического характера в произведениях Беннета

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Литвиенко, Елена Анатольевна

Арнольду Беннету (I867-I93I) принадлежит своеобразная роль в истории литературы начала XX века. В свое время он был едва ли не самым популярным писателем Англии; о том, что всем известный мистер Беннет посетил премьеру или художественную выставку, сообщалось в утренних газетах, он был излюбленной мишенью карикатуристов, критики и писатели не обходили вниманием ни одно новое произведение писателя. Но со временем популярность его творчества быстро работаяла, на фоне нарождающихся модернистских направлений оно стало казаться современникам слишком традиционным и даже отжившим, Беннета стали считать дельцом от литературы, и вместе со своими знаменитыми соотечественниками, Голсуорси и Уэллсом, он попал в разряд "второсортных" писателей, "пыливших в самом конце шеренги реалистов"* XX века.Только позднее, когда определилась историческая перспектива, и приверженность английской литературы классическим традициям реализма стала общепризнанной, определилось подлинное место писателя в истории английской литературы.

В эстетике Беннета, равно как и в его поэтической системе, на первый взгляд, нет ничего нового, оригинального,безусловно новаторского, присущего только ему. Не случайно истоки тех или иных эстетических положений, элементов поэтики, художественных приемов можно всегда с той или иной степенью точности установить: туг и натуралистические влияния, и традиции

I. Аллен У. Традиция и мечта. Критический обзор английской и американской прозы с 20-х гг. до сегодняшнего дня. М.,1970, с. 38. французских, русских и английских писателей разных поколений. Тем не менее, не стоит, на наш взгляд, упрекать Беннета в эклектизме, в отсутствии новаторских явлений в его творчестве.

Беннет был достаточно талантлив, чтобы создать своеобразную, интересную прозу, творчески переработать разнообразные влияния и достигнуть в лучших своих произведениях высокой степени реалистического мастерства. Хотя среди художников своего времени Беннет не был звездой первой величины, его творчество было все же заметным явлением в английской литературе начала XX века, а сам он - по-своему интересным, а главное, типичным представителем современной ему историко-литературной ситуации. В нем,как в фокусе, отразились характерные черты, тенденции, настроения, господствовавшие в литературе его времени. В этом отношении его творчество для историка литературы может представлять даже больший интерес, чем творчество "великих", которые так часто не умещаются в рамки традиций, труднее поддаются классификации. "В изучении мировой литературы принципиальное значение приобретает вопрос о полноте привлекаемого к изучению материала", - пишет И.Г.Неупокоева, и мы вполне присоединяемся к ее мнению о том, что "в поле зрения исследователя должна войти не только литературная классика, не только . вершинные произведения . Ограничение классическими образцами . сместило бы реальное соотношение сил во всемирной литературе, история которой не сводима к действующим в ней закономерностям и явлениям первой величины. Необходимо учитывать не только "классические" формы литературного процесса, но и все его многообразие"

1.Неупокоева И.Г. История всемирной литературы.Проблемы системного и сравнительного анализа. М.,1976, с.15

Творчество Беннета привлекало внимание многих поколений литературоведов. В литературно-критических обзорах начала XX века его имя встречалось, пожалуй, чаще, чем имена его прославленных соотечественников, Голсуорси и Уэллса. Так, Вирджиния Вульф, объединив имена этих трех художников общим обвинением в "материализме", Беннета выделила особо: "Главный преступник из трех, пожалуй, Беннет, ибо он обладает наивысшим мастерством. Он умеет построить свое произведение так хорошо и прочно, что самому взыскательному критику трудно заметить скрытые в нем трещины и щели."*

О своеобразии и неоднозначности творчества Беннета говорит тот факт, что его не обходили вниманием литераторы самых разных направлений: Герберт Уэллс, Джон Пристли, Сомерсет Моэм, Генри Джеймс, Вирджиния Вульф. Эти и многие другие, очень разные художники и критики, в свое время обращавшиеся к творчеству Беннета, затрагивали разные аспекты его мировоззрения и поэтики. Одних из них больше интересовал феномен личности Беннета,часто слабо соотнесенный со спецификой его художественной системы. Подобный подход лег в основу многочисленных биографических исследований весьма неравноценного достоинства. Так, если книга о

Реджинальда Паунда о Беннете , в основу которой положен обширный биографический материал, несомненно полезна для исследователя творчества писателя, то такие сочинения, как, например, о небольшой биографический очерк Ребекки Уэст, не содержат ничего, кроме догадок об особенностях темперамента художника,описания его привычек и карьеры. Упрощенным, на наш взгляд,биогра

1. Woolf V. The Common Reader.Penguin Books. L.,1938,p.146.

2. Pound R. Arnold Bennett: A Biography. If.Y. ,1953

3. West R. Arnold Bennett himself. H.Y., 1931. физмом страдает и книга Дадли Баркера^, в которой анализ творчества писателя заключается лишь в описании замысла произведений и связи героев и сюжетных ходов с реальными людьми и фактами биографии Беннета.

В .основе подобных исследований лежит предположение, что Беннет-человек более велик, чем Беннет-художник, что писатель не сумел вполне воплотить богатства своей личности в творчестве. В таких исследованиях предпринимается попытка интерпретировать творчество писателя, исходя лишь из субъективных предпосылок (характерных черт личности, темперамента художника); при этом редко учитываются другие факторы, неизбежно влияющие на творчество (специфика историко-литературной ситуации, наличие определенных традиций и т.п.). В лучших, на наш взгляд,исследованиях подобного рода биографический материал удачно сочетается с глубоким анализом произведений Беннета; такова книр га Джорджа Лафуркада о Беннете. Довольно широкий охват материо ала характеризует и книгу Уолтера Райта , но, видимо, многочисленность и разнородность затронутых проблем не позволила автору осуществить достаточно глубокий и всесторонний анализ поэтики Беннета.

Многие работы зарубежных исследователей посвящены разным аспектам поэтики произведений Беннета. Среди современных работ

1. Barker D. Writer by Trade. A view of Arnold Bennett. L., 1966

2. Lafourcade G. Arnold Bennett. A Study.L.,1939

3. Wright W.F. Arnold Bennett:Romantic Realist. Univ. of Nebraska press, 1971. о творчестве английского писателя несомненный интерес представляет книга Джеймса Хепберна "Искусство Арнольда Беннета"^. Автор исследования выступил против широко распространенного традиционного взгляда на Беннета лишь как на "фотографа действительности". В своем анализе, охватывающем основные произведения писателя, Хепберн пытается доказать,что Беннет сознательно использовал технику символизма, сложные аллегории и образные схемы. Цель этого исследования, по словам автора, заключается в том, чтобы охарактеризовать Беннета не только как реалиста, чьей главной задачей было описывать социальную жизнь, а в равной степени и как "психологического реалиста", "символиста", "аллегориста" и романтика. Хепберн высказывает смелое предположение о том, что искусство Беннета пошло по более широкой дороге, чем свойственно искусству реализма.

С этим заявлением, однако, можно согласиться лишь с определенными оговорками. Беннет принципиально придерживался границ реалистического искусства; именно в этом состоит основная ценность его художественного метода. Но Беннет как художник, стоящий на рубеже веков, когда, по выражению Гонкуров, "благородные школы умирают, и искусство колеблется между исчезнувшей традир цией и чем-то, что должно родиться", принадлежал также новому, XX веку, привнесшему многие изменения в литературу критического реализма классического периода. Поэтому в его творчестве

1. Hepburn J. The Art of Arnold Bennett. Bioomington,Indiana univ.press, 1968.

2. Гонкур Э. и Гонкур S. Жермини Ласерте. Актриса. Отрывки из "Дневника". Л., 1961, с.409. с неизбежностью сочетаются старые традиционные принципы и новые, характерные для литературы нового времени.

Мы ограничились здесь упоминанием лишь некоторых зарубежных исследований творчества Беннета, так как и к вышеупомянутым, и ко многим другим работам мы будем неоднократно обращаться при рассмотрении отдельных проблем, частных вопросов, затрагиваемых в нашей работе.

В советском литературоведении нет ни одного фундаментального исследования творчества Беннета. Довольно обширный материал представлен в диссертации Асты Луйгас "Арнольд Беннет и его романы о Пяти Городах"; но, поскольку эта работа явилась первым исследованием подобного рода, то автор неизбежно должен был затронуть множество проблем биографического, исторического и общепознавательного плана, что сократило возможность глубокого анализа поэтической системы писателя. Существует ряд частных исследований по вопросам поэтики Беннета*, которые,однако, не составляют сколько-нибудь цельной картины поэтической системы писателя. Между тем, всестороннее ее исследование существенно дополнило бы картину развития и специфических особенностей реалистической литературы переходного периода. Решение этой задачи определило актуальность данного исследования, ко

I. См. Влодавская И.А. Трилогия Арнольда Беннета о Клейхенгере: концепция героя и характер конфликта. Филолог.науки,1979, № 5; Луйгас А. Юмористический стиль в романе Арнольда Беннета "Повесть о старых женщинах". Ученые зап.Тартусского у-та, г1972, вып.294 и др. торое в русле широкой проблематики современного литературоведения изучает внутреннюю структуру произведений одного из крупнейших английских реалистов как отражение мировоззренческих основ его творчества. Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые в советском литературоведении проведен подробный, конкретный анализ поэтики произведений Беннета, для которого наряду с основными произведениями писателя привлекается материал (письма, дневники, статьи), еще недостаточно изученный в советском и зарубежном литературоведении.

Различные элементы поэтической системы, принципы их сочетания в произведениях Беннета явились объектом данного исследования. Цель нашей работы составило выявление специфики поэтической системы писателя. Из общей цели вытекают более конкретные задачи, разрешению которых посвящены отдельные части исследования: своеобразие эстетической системы писателя, региональный аспект его творчества, принципы создания реалистического характера. Материалом данного исследования послужили романы и рассказы писателя из цикла о Пяти Городах, публицистические произведения, в которых наиболее полно и наглядно воплотились художественные особенности поэтической системы Беннета. Методологической и теоретической основой диссертации являются марксистско-ленинские принципы советского литературоведения,диа-лектико-материалистическое учение о взаимосвязи формы и содержания, достижения советской и зарубежной науки по теории и истории литературы. Практическое значение работы заключается в том,что результаты ее могут быть использованы в общих курсах английской литературы конца XIX - начала XX века, в спецкурсах по английской литературе, в разработке частных проблем сравнительного литературоведения, на практических занятиях по зарубежной литературе конца XIX-начала XX века.

Апробация работы: основные положения диссертации нашли отражение в докладах на аспирантском семинаре кафедры истории зарубежных литератур ЛГУ, на конференции молодых ученых-филологов (ЛГУ,1983), в двух статьях по теме диссертации.

Ссылки на сочинения, статьи и письма Беннета приводятся в тексте работы в скобках с указанием страниц. При этом используются следующие условные обозначения: Б.ч. - Беннет А. Великий человек. М.,1917, Р. - Беннет А. Львиная доля. Рассказы. М.,1965. К.п.р. - Беннет А. Как пишутся романы. - В кн.: Писатели Англии о литературе XIX - XX веков. М., 1981. К.п. - Беннет А. Карьера писателя. М., 1925.

B.-W. - Bennett A. and Wells H.G. A Record of a personal and literary friendship. Correspondence.Urbana.Univ. of Illinois press, 1960.

A. - Bennett A. Anna of the Five Towns. L., 1902.

CI. - Bennett A. Clayhanger. Penguin Books.,1975.

L. - Bennett A. Letters. Ed.by J.Hepburn.v.1-3,L.,1968-1970.

L.T. - Bennett A. Literary Taste. How to form it.Toronto,1909.

S.A. - Bennett A. Sketches for autobiography. L., 1979.

C. - Bennett A. The Card.Penguin Books.,1978.

G.S. - Bennett A. The Grim Smile of the Five Towns.L.,1975. J. - Bennett A. The Journals-Penguin Books, 1971. O.W.T. - Bennett A. The Old Wives Tale.Foreign languages publishing house. M. ,1962.

S.L. - Bennet A. The Savour of life. L., 1928.

Т. - Bennett A. These Twain. Penguin Books, 1978. Th. 2 - Bennett A. Things that have interested me. Second series. L., 1923.

Th. 3 - Bennett A. Things that have interested me. Third series. L., 1928.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Поэтика ранних романов Арнольда Беннета"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Арнольд Беннет (I867-I93I) - крупный представитель английской реалистической литературы начала XX века. В его творчестве отразились основные тенденции развития литературы его времени. Несмотря на многочисленные и разнообразные влияния, которые писатель испытал в разные периода своей творческой деятельности,Беннет остался в русле реалистической традиции,восприняв лучшие черты французской, русской и английской литературы конца Х1Х-начала XX века. Его произведения отмечены гуманистическим пафосом, вниманием к жизни цростого, "обыкновенного " человека, в котором для Беннета воплощается вся глубина и "интересность" жизни.Романтический ореол, который, по мнению писателя, окружает каждую человеческую жизнь,какой бы обыденной и тривиальной она ни представлялась окружающим,определяет тон и атмосферу его произведений, которые по принципу отображения действительности, по способам создания характеров остаются реалистическими.

Особенности художественной системы Беннета обусловлены многими тесно взаимосвязанными факторами, Субъективный момент творчества, который оцределяет биографизм и лиризм произведений писателя, в сочетании с объективными предпосылками - спецификой историко-литературной ситуации на рубеже столетий, наличием определенных традиций и влияний,- создают в совокупности интересную, своеобразную прозу Беннета; для нее характерно сочетание традиционных черт ( в трактовке определенных тем,построении произведений, в их жанровой специфике, в создании образов героев) и тенденций литературы нового времени (эмоциональная напряженность структуры романа, особенности характерологического мастерства, углубленный психологизм, допускающий некоторую долю релятивизма внутреннего мира персонажей).

Jfyqnryio часть литературного наследства Беннета, по общему мнению критиков и литературоведов, составляют романы и рассказы из цикла о Пяти Городах". Для всех этих произведений характерна общность тематики, сюжетных ходов, конфликтных ситуаций, героев. "Региональный" аспект творчества Беннета представляет собой важный элемент его поэтической системы, так как в нем наиболее полно и отчетливо воплощаются основные эстетические принципы писателя: понимание категории прекрасного, романтики обыденного и более частные особенности поэтики его произведений.

При всей приверженности Беннета "региональной " тематике его неправомерно было бы упрекать в узком провинциализме: интерес писателя в местному колориту не заслоняет универсального характера созданной им картины провинциальной жизни; Поттериз для Беннета - это Англия в миниатюре, а буржуа из Пяти Городов - английский буржуа "во всей чистоте типа". В лучших романах и рассказах о Пяти Городах писатель достигает универсальности, отражая распространенные человеческие ситуации и общечеловеческие психологические проблемы.

Пять Городов в романах Беннета - не просто декорация, пусть и достаточно экзотическая для современников писателя, поскольку они ранее не появлялись в художественной литературе, не просто фон развертывания действия, но среда, форм1фующая характеры героев, помогающая интерпретировать их. Беннет придавал особо важное значение изображению этой среды,так как считал,что "внешние факторы" человеческой жизни имеют первостепенное значение в формировании внутренних свойств личности, накладывают на нее неизгладимый отпечаток.

Подчеркивая "абсолютно формирующее" воздействие среда обитания на характер жителей Пяти Городов, Беннет во многом следовал натуралистической теории среды. В частности, Беннет воспринял психологическую концепцию основоположника эстетики натурализма Тэна, согласно которой психологические особенности и поведение человека жестко детерминированы материальными условиями его жизни.

Особенно рельефно выделяя и подробно разрабатывая фактор среды, Беннет не обходит вниманием и .другие "первичные силы", отмечая своеобразие "расового хар»актера" жителей Пяти Городов и исторический,момент - период расцвета и заката викторианского благополучия. В изображении острых проблем современности Беннет достигает высокой степени реалистического мастерства и критического пафоса.

Признавая и в известной степени используя в романах натуралистическую теорию среды,Беннет никогда не абсолютизирует её; среда не замещает человека, но служит реалистическим задачам интерпретации характера, а детализация, с помощью которой Беннет воссоздает материальное окружение персонажей - не бездумное накопление фактов, но средство создания реалистической характерологии.

Беннет - большой мастер создания реалистического характера; в этой области сосредоточены основные художественные достижения писателя. Цри определенной общности и однотипности героев Беннета все они индивидуально своеобразны и неповторимы. Реальность и достоверность мира героев достигается в частности с.помощью переходящих из произведения в произведение персонажей; этот прием представляет естественное соединительное звено между произведениями цикла о Пяти Городах.

История многолетней полемики Беннета и Вирджинии Дульф по поводу цринципов создания характера в литературе отражает црин-ципиально противоположные концепции личности, общества и их взаимоотношений в реалистической и модернистской эстетике. Гуманистическая позиция в этих вопросах сближает разных по творческим задачам и способам их,воплощения художников-реалистов, в частности, Беннета и Голсуорси.

Методы создания характера в произведениях писателей -модернистов, открывающие фрагментарные истины о личности, но не формирующие целостного понятия о ней, отражают доведенную до крайности психологическую концепцию о многослойности сознания человека, сосуществовании разных уровней сознания и подсознания и невозможности объективно оценить психологическую цельность личности. Из этой концепции вытекает мысль о том,что правда о характере заключается в передаче всего эмоционального опыта человека, состоящего из мириадов отрывочных впечатлений; сумма этого эмоционального опыта всегда присутствует и не имеет никакого отношения, к "внешним факторам" человеческой жизни. Это часто приводило писателей модернистского лагеря к созданию абстрактной модели человека вообще, вне его социального и исторического опыта.

Беннет признавал талантливость эксперимента лучших образцов модернистской литературы, но не мог согласиться с принципами создания человеческого характера, которые приводили к фрагментарности и невозможности сконструировать человеческое существо,составить полноценный художественный образ. В творчестве Беннета, во всей его поэтической системе, центральное место в которой занимает категория характера, сочетаются традиционные; "старые" методы и новые тенденции, свойственные литературе XX века.

Традиционным в творчестве Беннета остается принцип сочетания "типичных характеров" и "типичных обстоятельств", о котором говорил Энгельс, определяя сущность реализма в литературе. Присутствует в его произведениях и социально-исторический и биоло .-гический детерминизм, который естественно вытекает из взаимосвязи характеров и обстоятельств, и обусловливается отчасти натуралистическими влияниями. Традиционным для поэтики Беннета остается и примерно равное соотношение элементов с системе "характер-обстоятельства": в его произведениях нет явного смещения в сторону "типичных характеров" в ущерб изображению "типичных обстоятельств", что характерно для литературы переходного периода с её общей тенденцией к углублению психологизма.

Тем не менее, довольно жесткий детерминизм (связь характера и среда) в произведениях Беннета сочетается с углубленным психологизмом характера, сложной системой мотивировок, неоднозначностью, противоречивостью образов. Серьезные психологические романы, писателя, несмотря на обилие "внешних атрибутов", можно назвать "центростремительными". Среда, помогающая интерпретировать героя, лишь способствует более полное раскрытию характера, его психологической сложности и многозначности.

Все серьезные психологические образы Беннета представляют собой то,что Форстер называл "округлыми" характерами. Беннет создает их,тщательно выписывая детали, всесторонне изучая обстоятельства жизни, глубоко проникая в психологию личности,подробно исследуя её эволюцию. Один из традиционных способов создания "округлых" характеров - портретные характеристики героев, отличающиеся особенным психологизмом. В этом Беннет следует лучшим образцам английской реалистической литературы,привнося, однако, в традиционные портретные характеристики,отличающиеся единством внешних деталей и внутренней сущности характера, больше психологической тонкости и гибкости. Психологическая многомерность создается Беннетом с помощью "блуждающего фокуса"; это позволяет совместить в изображении одного персонажа несколько точек зрения на него.Эта множественность дополняется благодаря сочетанию традиционной авторской позиции вненаходимости, "всезнающего автора" с изображением "изнутри" героя, из глубин человеческого сознания. Так возникает своеобразный "эгоцентризм" героев Беннета,который вполне закономерно отражает свойственный литературе XX века примат субъективного начала в человеке. В создании образов беннетов-ских героев сочетаются разные формы авторского комментария,"интроспективной описательности", внутреннего монолога, переходящего порой в "поток сознания".

Интересно отметить,что в создании образов юмористических героев,представляющих собой "плоские" характеры, Беннет сознательно отказывается от глубокого психологизма.Герои его "легких" романов отличаются как- бы "психологизмом наоборот"; в основе "приступов неожиданного", характерных для них так же,как и для героев серьезных психологическихроманов, лежит не психологическая сложность, а автоматизм.

Реализм Беннета опирается на традицию в решении многих художественных задач, но это реализм нового времени. В поэтике писателя своеобразно сочетаются традиционные и новаторские черты, отражая, таким образом, характерные тенденции литературы конца XIX-начала XX века.

 

Список научной литературыЛитвиенко, Елена Анатольевна, диссертация по теме "Литература народов Европы, Америки и Австралии"

1. Произведения основоположников Марк сизма-Ленинизма

2. Маркс К., Энгельс Ф. Об Англии,- М.:Госполитиздат,1953.-518 с.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. В 2-х т.-М.:Искусство,1976, т.I.- 595 с.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. В 2-х т.- М.:Искусство,1976, т.2.- 719 с.

5. Маркс К., Энгельс Ф. О литературе,- М.:Госполитиздат,1958.320 с.

6. Ленин В.И. О литературе и искусстве.- М.:Художественная литература. 1979,- 827 с.

7. П, Труды по истории, философии,эстетике1. Книги

8. Богомолов А.С. Английская буржуазная философия XX в.- М.:1. Мысль, 1973.- 317 с.

9. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика.

10. Театр.- М.:Просвещение, 1968.- 303 с.

11. Ерофеев Н.А. Очерки по истории Англии. I8I5-I9I7.-M.: Изд.1. ИМО, 1959.-263 с.

12. Ингарден Р. Исследования поэстетике.-М.:Изд. иностранной литературы, 1962.- 572,с.

13. История Эстетики в 5-ти т., т.З,- М.'.Искусство, 1967.-1006 с.

14. Кертман Л.Е. География,,история и культура Англии.- М.:Высшаяшкола, 1979.-384 с.

15. Критика основных направлений современной буржуазной эстетики.-М.: Искусство, 1968.-359 с.

16. Нарский И.С. Западно-европейская философия XIX в.-М.:Высшаяшкола, 1976.- 584 с.

17. Нарский И.С. Очерки по истории позитивизма.- М.:Изд. МГУ,160.- 200 с.

18. Новиков А.В. От позитивизма к интуитивизму: Критические.очерки буржуазной эстетики.- М.:Искусство, 1976.- 255 с.

19. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли.- М.:Высшая школа,1978.-.352 с.

20. Пенкин М.С. Искусство и наука: Проблемы, парадоксы, поиски.

21. М.:Современник, 1978.- 302 с.

22. Тревельян Д.М. Социальная история Англии: Обзор шести столетий от Чосера до королевы Виктории.- М.:Изд. иностранной литературы.- 607 с.

23. Шридлендер Г.М. К.Маркс и Ф.Энгельс и вопросы литературы.

24. М.:Художественная литература, 1968,- 606 с.

25. Щербина В.Р. Пути искусства.- М.Художественная литература,.1970.- 416 с.21 . Buckley J.II. The triumph of time. Л Study of the Victorian concepts of time, history, progress and decadence. Gam-bridge, Belknap press of Harvard univ.press,1966.-187 p.

26. Honey W.B. Science and the creative arts. L.:Faber and Faber,1946.- 284 p.

27. Jackson H. The Eighteen-ninties. Review of art and ideas atthe close of the 19th century. L.:Routhledge, 1972.-208p.

28. Johnson M. Art and scientific throught. Historical attitudestowards a modern revision of their antagonism. L.:Faber and Faber, Ltd.,1945.- 192 p.

29. Priestley J.B. The Edwardians. L.: Heineraann,1970.-302 p.

30. Reynolds G.F., Greever G. The facts and backgrounds of literature,English and American. IT.Y. : The Century Co., 1924.425 p.

31. Spencer H. First principles. N.Y. : J.A.Iiillemd Co.,1904.-485p.

32. Williams R. The Country and the city. L.:Chatto and Windus,1973.- 335 p.1. Авторефераты

33. Дрондое Г. Французский позитивизм второй половины XIX в.:

34. Ипполит Тэн и Эрнест Жозеф. Ренан: Автореф. на соискание учен.степени канд. философ, наук.- Л.,1962.- 29 с.

35. Можгунян С. О соотношении мировоззрения и художественного метода, в реалистическом искусстве. Автореф. на соискание учен.степени канд. филолог, наук.- М., 1952.- 27 с.

36. Ш. Работы по истории и теории литературы1. Книги

37. Дцмони В.Г. Поэтика и. действительность: из наблюдений надзападной литературой XX века.- Л.:Советский писатель, 1975.- 310 с.

38. Аллен У. Традиция и мечта: Критический обзор английской иамериканской прозы с 20-х годов до нашего дня.- М.:Прогресс, .1970.- 424 с.

39. Аникин Г.В., Михальская Н.П. Английский роман XX века.-М.:

40. Высшая школа, 1982.- 192 с.

41. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы.

42. М.:Высшая школа, 1975.- 528 с.

43. Анисимов И.И. Современные проблемы реализма.- М.:Наука,1977.- 359 с.

44. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет,- М.:Художественная литература, 1975,- 502 с,

45. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества,- М.:Искусство,1979.- 423 с.

46. Бачелис Т.И. Шзкспир и Крэг.- М.:Наука, 1983.- 352 с.

47. Берков П.Н. Проблемы исторического развития литератур: Статьи,-JI. Художественная литература, 1981.- 496 с.

48. Бялый Г.А. Чехов и русский реализм.- J1. '.Советский писатель,1981.7 400 с.

49. Вейман Р. История.литературы и мифологии: Очерки по методологии и истории литературы,- М. :Прогресс, 1975.- 344 с.

50. Веселовский А.Н, Историческая поэтика.- JI.: Гослитиздат, 1940,- 648 с.

51. Виноградов В.В. Сюжет и стиль: Сравнительно-исторические исследования.- М.: Наука, 1963.- 192 с.

52. Владимирова А.И. Проблема художественного познания во французской литературе на рубеже двух веков (I890-I9I7).-JI.: Изд.ЛГУ,1976.- 96 с.

53. Волков И.Ф. Творческие метода и художественные системы.- М.:1. Искусство, 1978.- 264 с.

54. Воропанова М.И. Дион Голсуорси: Очерк жизни и творчества.

55. Красноярск: Кн.изд., 1968.- 550 с.

56. Гинзбург Л.Я. О литературном герое.- Л.:Советский писатель,1979.- 222 с.

57. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе.- Л. Художественная литература, 1977.- 443 е.

58. Голсуорси Д. Статьи,- Собр.соч.: в 16-ти т. М.:Правда, 1962,т. 16,- 511 с.

59. Гонкур Э., Гонкур Ж. Жермини Ласерте. Актриса. Отрывки издневника,- Л, :Лениздат, 1961,- 663 с.

60. Горький A.M. О литературе.- М.;Советская Россия, 1980.-479 с.

61. Днепров В.Д. Проблемы реализма.- Л.: Советский писатель,1960.371 с.

62. Днепров В.Д. Черты романа XX века.- М.-Л.: Советский писатель,1965.- 548 с,

63. Добин Е.С. Герой, Сюжет. Дзталь.- М.-Л.: Советский писатель,1962.- 408 с.

64. Добин Е.С. Сюжет и действительность: Искусство детали.- Л.:

65. Советский писатель, 1981,- 431 с.

66. Достоевский 3>.М, Идиот.- Собр.соч.: в 12 т. М.: Прав да, 1982,т.6.- 368 е., т.7.- 320 с.

67. Дьяконова Н.Я. Английский романтизм: Проблемы эстетики.- М.:1. Наука, 1978.- 208 с.

68. Дьяконова Н.Я. Джон Голсуорси: 1867-1933,- Л.-М.: Искусство,160.- 132 с.

69. Евнина Е.М. Западно-европейский реализм на рубеже XIX-XX веков.- М.-.Наука, 1967.- 262 с.

70. Елизарова М.Е. Творчество Чехова и вопросы реализма конца

71. XIX века,- М.:Гослитиздат, 1958.- 200 с.

72. Елистратова А,А. Наследие английского романтизма и современность.- М.:Наука, I960.- 505 с.

73. Жирмунский В.М. Литературные течения как явление международное.- Л.:Наука, 1967,- 21 с.

74. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика.- Л.:1. Наука, 1977.- 407 с.

75. Затонский Д.В. Зеркала искусства: Статьи о современной зарубежной литературе.- М.: Советский писатель, 1975.- 343 с.

76. Затонский Д.В. Искусство романа и XX век.- М.: Художественнаялитература, 1973.- 535 с.

77. Зиннер Э.П. Творчество Л.Н.Толстого и английская реалистическая литература конца XIX и начала XX века.- Иркутск,1961.- 200 с.

78. Ивашева В.В. Английский реалистический роман XIX века в егосовременном звучании.- М. Художественная литература, 1974.- 460 с.

79. История английской литературы: в 3-х т.- М.: Изд.Академиинаук СССР, 1958, т.З,- 732 с.

80. Калачева С.В., Тимофеев Л.И. Краткий очерк теории литературы.1. М.:Знание, 1974.- 128 с.

81. Калачева С.В. Методика анализа сюжета и композиции литературного произведения.- М.: Изд.МГУ, 1973.- 95 с.

82. Категория характера в эстетике и художественном творчестве.1. М.:МГПИ, 1980.- 150 с.

83. Кеттл Л. Введение в историю английского романа.- М. :Прогресс,1966.- 446 с.

84. Кожинов В.В. Происхождение романа,- М.Советский писатель,1963.-.439 с.

85. Корман Б.0. Изучение текста художественного произведения.

86. М,:Просвещение, 1972.- 109 с.

87. Литературные манифесты французских реалистов.- Л.: Изд.писателей. в.Ленинграде, 1935.- 203 с.

88. Лихачев Д.С. Литература реальность - литература.- Л. Советский писатель, 1981.- 214 с.

89. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя.- М.: Художественная литература,1978.- 398 с.

90. Михальская Н.П. Цути развития английского романа 1920-1930-хгодов. Утрата и поиски героя.- М.:Высшая школа,1956.-271с.

91. Мотылева Т.Л. Зарубежный роман сегодня.-М.:Советский писатель,80,81,82,83,84,85,86,8788,89