автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Поэтика романов Ж. де Сталь

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Нужная, Татьяна Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Диссертация по филологии на тему 'Поэтика романов Ж. де Сталь'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Нужная, Татьяна Владимировна

Введение.

Глава Эстетические принципы Ж. де Сталь.

Глава 2. «Дельфина»: завершение эпистолярной традиции XVIII века

1. Проблематика романа.

2. Движение от эпистолярной формы к повествовательной.

3. Синтез жанровых форм.

Глава 3. Особенности поэтики романа «Коринна или Италия»

1. Принципы сюжетосложения.

2. Система персонажей и ее роль в сюжетосложении.

3. Роль повествователя, авторское присутствие и автобиографичность романа.

4. Средства словесной выразительности.

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по филологии, Нужная, Татьяна Владимировна

Споры вокруг творчества Ж. де Сталь (1766 1817) начались еще при жизни. Писатели, критики и просто читающая публика, внимательно следили за деятельностью Ж. де Сталь и ее салона. Ее произведения, как теоретические трактаты, так и романы, имели огромный успех не только во Франции. Сама личность и необычайная судьба писательнищ»! всегда привлекали к ней внимание и интерес. Ею восхищались, ее ненавидели, над нею смеялись. Первый роман «Дельфина» переиздавался на французском языке только при жизни Ж. де Сталь четыре раза, а полное собрание сочинений в 17 томах было опубликовано спустя три года после ее смерти сыном Августом де Станем. «Дельфина».,, все читали ее или хотели бы прочитать» эти слова Бенжамена Констана украшают обложку последнего издания романа. Второй роман «Коринна или Италия» появился в печати сразу же после окончания работы над ним: два раза в разных издательствах в 1807 году, и в этом же году вышел новый вариант, исправлеьшый и дополненный автором. Затем последовали публикации 4-го издания в 1809 г, 5-го в 1812 г, 6-го в 1817 п и в полном собраюш сочршений в 1820 г. После такой небывалой популярности издатели надолго утратили интерес к художественному творчеству Ж. де Сталь, и ее романы были переизданы только в конце XX века: «Дельфина» в 2000 г., «Коринна» в Editions Des femmes в 1979 п и в Editions GallimardBl985n Stael G. de. Oeuvres completes. P., 1820-1821. t. УШ-ХХ. Stael G. de. Delphine. P., 2000.в начале XIX века Ж. де Сталь привлекала внимание как противница Наполеона. Французского императора приводила в ярость деятельность салона Ж. де Сталь и царившее там вольнодумство. В 1803 году Наполеон издал приказ, запрещающий писательнице жить во Франции и приближаться просить его огменить к Парижу решение на 40 лье. Когда императора было семнадцатриетний сьш Ж. де Сталь Август приехал к Наполеону изгнание, непоколебимо: «Скажите вашей матушкЬ, что я решился, и что решен1е мое неизм-Ьино. Пока я живъ, нога ея не будеть въ ПарижЬ. Еслибъ ваша матушка была в тюрьме, то я не колеблясь бы даль ей свободу, но она въ изгнанш и ничто не заставить меня дозволить ей возвратиться». Беседа Наполеона с Августом де Сталь и сегодня поражает своей огкровенностью; а в момент, когда она происходила, даже государственный министр, присутствовавший при этой встрече, отмечал необычайную пылкость императора в обсуждении вопросов, касавшихся Ж. де Сталь. В ответ на просьбу обьяснить причину недовольства его матерью, Бонапарт ответил такими словами, которые подчеркивают несомненное влияние идей Ж. де Сталь на своих соотечественников: «...она умна; очень умна, даже может быть слишкомъ; но этот умъ необузданный, непокорный. Она была воспитана въ xaoci разрушающейся Монарх1и и Револющи; она составила изъ всего этого какуюо смЬсь! Все это можеть сдЬлаться опаснымъ; съ ея пылкою головою она можеть совратить кь себЬ друтихъ; я долженъ за этимъ наблюдать; она меня не любить. Для Буриенн г. Записки государственного министра о Наполеоне, Директории, Консульстве, Империи и восстановлении Бурбонов Пер. с фр. де Шаллет. Т. 4, Ч. 8, СПб., 1834. 96, 103. пользы тЬхъ, которыхъ она могла бы погубить, я не долженъ позволять ей npitxaTb въ Парижъ». Серьезные исследования, посвященные романному творчеству французской писательницы, начали появляться тольш в конце XDC века, не считая отзывов в европейских журналах первой половины XIX века. Одной из знанительнейших критических работ во французском литературоведении этого периода является книга Альбера Сореля, вышедшая в 1890 г в Париже в серии «Les grands ecrivains franais». Она была почти сразу же переведена на русский язык, и ссылки на нее встречаются у многих отечественных исследователей, начиная с В. Соловьева. В девяти

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Поэтика романов Ж. де Сталь"

Творчество Ж. де Сталь представляет собой соединительное звено между просветительской литературой и романтизмом Необходимо отметить, что в различных европейских культурах отношение романтизма к просветительским идеям и традициям было неоднородным. Если в Германии более четко определяется антитеза романтизма и просветительства, то во французском романтизме наблюдаются гораздо более сложные и противоречивые связи с идейным и художественным наследием века Просвещения.Так, находясь в течение всей своей жизни в центре социально политических и идейных борений, воспитанная на юосмополитических идеях просветителей и демократических, возвышенных и утонченных идеях сентименталистов, Ж. де Сталь соединяет в своем творчестве традицию предшествующей эпохи с задачами нового романтического искусства.Утверждая исторический подход к литературе, писательница вступает в противоречие с господствовавшим принщшом подражания античному искусству, к которому тяготела французская классицистская традиция. Процесс искусства не остановился и не застыл на достижениях «золотого века» (античной литературы), считала Ж. де Сталь. Необоснованным является высокомерное отношение классицистов к искусству средневековья. Напротив, этот период был не менее значимым и исторически оправданным, т.к.воплощал в себе определенный склад мышления, основанный на традициях и обычаях народов нового времени и отражал формирование христианской религии. Осознание этого исторического факта происходит лишь в конце XVIII века, и на его основе зарождается идея национальной самобытности литературы, которая не только утверждает принципиальную равноценность литератур, но и подготавливает перспективу взаимодействия как основную тенденцию литературного развития. Ж. де Сталь в числе первых французских писателей ХГХ века уловила эти идеи и воплотила их в своем творчестве.Объективизму античности Ж. де Сталь противопоставляет субъективизм новых времен. И из этих двух традиций: классической и романтической, необходимо поддерживать лишь вторую, как наиболее отвечающую духовным запросам современного общества. Литературе «классической» (термин «классический» писательница понимает не в смысле «соверше1шый», а в смысле «античный» или «подражающий античности») Ж. де Сталь ставит в упрек то, что она живет идеями заимствованными у греков и «пересаженными» в современное общество, поэтому она доступна только для узкого круга почитателей, но никак не для широкой публики. Романтическая же литература вырастает на национальной почве и отвечает всем особенностям развития нового (в противоположность античному) общества.Ж. де Сталь утверждает приоритет вдохновения над подражанием и страстного порыва духа над «правилом».Говоря о романтизме, Ж. де Сталь провозглашает: новое литературное течение связано с национальными истоками и поэтому является истинно народным. Она утверждает, что будущее принадлежит романтизму, т.к. романтическая литература, имея народные корни, единственная, способная совершенствоваться и развиваться. Между всеми нациями должно существовать культурное взаимодействие, но произведения литературы и искусства в каждой стране должны быть глубоко национальными.Одновременно с В. Скоттом и немецкими писателями начала XIX века Ж. де Сталь способствовала утверждению в духовной жизни и литературе Европы таких понятий как историзм и национальный колорит, которые получат дальнейшее развитие во французской либеральной историографии 1820-х п и в творчестве французских писателей-романтиков следующей волны.Особенно значительной стала роль Ж. де Сталь в становлении повествовательных жанров романтической прозы, в ее романах художественные открытия предшествующего периода

(сентиме1ггализма) получили оригинальное и новаторское развитие.Традиционно искания ранней романтической прозы во Франции связывались с наследием руссоизма, поэтому отчасти явление это считается переходным, соединяющим типичные для XVIII века формы повествования (роман «Дельфина» Ж. де Сталь) с новым субъективным типом психологизма, соответствующим общим особенностям рома1Ггического миропонимания. В романах Ж. де Сталь оригинально переплетается руссоистическая сентиментальная рефлексия с психологическим анализом более тонко индивидуализированных характеров («Дельфина») и национального колорита («Коринна»). В то же время они отчетливо являют движение к романтической характерологии: глубина чувств осознается обеими героинями как благословление и проклятие одновременно, а «энтузиазм», душевный порыв — дает бесценное ощущение полноты бытия, но и делает их уязвимыми в обществе с его социальными и моральными условностями.Более подробно представление о страсти как источнике всех возвышенных деяний человека рассматривается у Ж. де Сталь в трактате «О влиянии страстей», но именно в художественной практике наглядно демонстрируются примеры ее действия. Эта мысль, характерная для психологических представлений романтизма вообще, моделируется у французской писательницы в двух проявлениях: в «Дельфине» героиня становится жертвой окостенелой нравственной догмагшси и лицемерия светского общества, в «Коринне» эта идея сохраняется, но получает новое измерение, благодаря введению идеи о специфике национального самосознания и усложнению характера самой героини (это уже не просто глубоко чувствующая женпщна, но и творческая личность).И в теории и в художественной практике Ж. де Сталь закладывает основу нового типа романа, который должен включать в себя следующие элементы: моралистический, или лучше сказать элемент влияния на читательскую публику, психологический и «бытовой», т. е.отражающий национальную и общественную специфику среды. Эти взгляды на роман сохранились у французской писательницы на все время ее творчества, с той только разницей, что она все больше стала уделять внимания элементу психологическому, вместо моралистического.Такая ЭВ0ЛЮЩ1Я теоретических идей, воплощенных в художественной практике, переводит Ж, де Сталь на позиции романтической литературы. Анализ поэтики романов «Дельфина» и «Коринна» дает основание к выводам относительно ее представления о принципах нового романа XIX века: это, во-первых, творческая оригинальность, полное отсутствие подражательности; во-вторых — воссоздание национального колорита, ьюлорита, проявляющегося в истории народа, его нравах и культурных традициях, а также в специфике национальной психологии; и, в-третьих — внимание к духовной сфере жизни, к внутреннему миру человека. Благодаря этим принципам открывается перспектива развития литературы следующего поколения французских романтиков.Обширность программы, предложенной французской писательницей по изменению жанра романа и установлению новых задач литературы, составляет огромное поле для исследования.Насколько полно смогла реализовать свои идеи Ж, де Сталь? В плане идеологии и проблематики ей удалось это в большей мере, чем в отношении формы. Стиль ее остался далеко не безупречен, мыслитель чаще преобладает в ней над художником. Тем не менее новации в области сюжетосложения (вариативность места действия, оригинальная игра с временными рамками повествования, использование ретроспективных вставок, ярко выраженный интригующий сюжет); движение от эпистолярного жанра к повествовательному («Дельфина» - «Коринна»); гармоничное соединение различных форм прозы; усложнение морально-этической проблематшси (выделение своеобразия национальных характеров, мировосприятия и психологии, идея зависимости воли и выбора человека от уклада общества, проблема творческой личности); функциональное взаимодействие нескольких стилевых доминант (описательной, психологической и риторической) - все это стало существенным вкладом Ж. де Сталь в эволюции романа ХГХ века на самом раннем этапе этого процесса.Ж. де Сталь принадлежала к первому поколению французских романтиков, но взгляды ее всегда были устремлены вперед. Она предсказала новые пути развития литературы и была не только теоретиком, но и вполне успепшо экспериментировала в своих романах, что в определенной мере позволило ей воплотить в произведениях повествовательной прозы многие из декларированных ею эстетических идей.

 

Список научной литературыНужная, Татьяна Владимировна, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"

1. Анна, баронесса Сталь Голыптейн // Иллюстрированная газета. 1871. №25.

2. Бузескул В. Л. М-м де Сталь и последующие историки французской революции // Ученые записки института истории РАНИОН. Т. 3. Л., 1929.

3. В(айн)пггейн С(офья). Госпожа де Сталь. Историко-критический этюд//Вестник Европы. 1900.

4. Вайнпггейн С. Госпожа Сталь — мыслитель перходной эпохи. Социологический очерк // Живописное обозрение. 1900.

5. Вольперт Л. И. Еще о «славной шутке» госпожи де Сталь // Временник Пушкинской комиссии. 1973. Л., 1975.

6. Вольперт Л. И. Мадам де Сталь о жанре комедии. О национальном облике комического // Ученые записки Тартуского университета. Вып. 898. 1990.

7. Вольперт Л. И. Мадам де Сталь о французской революции (проблема политического фанатизма) // Великая французская революция и пути русского освободительнога движения. Тезисы докладов научной конференции. Тарту, 15-17 декабря. 1989.

8. Вольперт Л. И. Пушкин и госпожа де Сталь. К вопросу о политических взглядах Пушкина до 1825 г. // Французский ежегодник. Сборник статей и материалов по истории Франции. М., 1974.

9. Вольперт Л. И. Пушкин и психологическая традиция во французской литературе. (К проблеме русско-французских литературных связей конца XVIII начала ХЕХ вв.) Таллин, 1980.

10. Вольперт JI. И. Пушкин после восстания декабристов и книга мадам де Сталь о Французской революции // Пушкинский сборник. Псков, 1968.

11. Габбе П. А.? Биографическое похвальное слово г-же Сталь-Голыптейн. СПб., 1822.

12. Гете И. В. (три письма к де Сталь 1803 и 1808 гг.) // Гете И. В. Собрание сочинений. AT. 13, 4.2. М., 1949.

13. Г-жа Сталь и Наполеон // Вестник иностранной литературы. 1903. Апрель.

14. Гитович И. / Рец. на кн.: Сталь Ж. де. Коринна или Италия. М., 1969//Новыймир. № 1. 1971.

15. Гольдман М. А. Сталь Анна Луиза Жермена // Краткая литературная энциклопедия. Т. 7. М., 1972.

16. Госпожа Сталь. //Дамский журнал. 1826. №12.

17. Госпожа Сталь-Гольстейн // Вестник Европы. 1817. № 23, 24. Некролог.

18. Дева Орлеанская, трагедия Шиллерова. (Из соч. г-жи Сталь «De L'Allemagne») / Пер. О. Сомов // Труды Вольного общества любителей российской словесности. 1823. Ч. 24, кн. 2.

19. Дементьев Э. Г. «Очерк о фикциях» мадам де Сталь и литература Директории // Некоторые проблемы русской и зарубежной литератур. Владивосток. 1974.

20. Дементьев Э. Г. Жермена де Сталь, теория «северных и южных литератур» и ее непосредственные предшественники // Проблемы романтизма. Сборник научных трудов Тверского университета. Тверь, 1990.

21. Дементьев Э. Г. Тема Великой французской революции в «Дельфине» Жермены де Сталь // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. № 3. 1989.

22. Дурылин С. Н. Г-жа Сталь и ее русские отношения // Литературное наследство. Т. 33-34. М., 1939.

23. Заборов П. Р. Жермена де Сталь и русская литература первой трети XIX века // Ранние романтические веяния. Из истории международных связей русской литературы. Л., 1972.

24. Заграничные исторические новости и мелочи. (Госпожа Сталь в Веймаре) // Исторический вестник. 1914. Сентябрь.

25. Из заметок г-жи Сталь о первой французской революции // Книжки недели. 1899. Декабрь.

26. Известия о баронессе Сталь // Российский музеум. 1815. № 10, 11.

27. Каро Е. Две Германии: г-жи де Сталь и Генриха Гейне / Пер. С. Гольберга// Современник. 1914. Октябрь.

28. Кибалышк С. А. Независимость и цели поэзии в эстетике Пушкина // Известия Академии наук. Серия литературы и языка. (Эстетика де Сталь и Пушкин). № 5. 1992.

29. Коган Л. Р. Госпожа Сталь и французский романтизм. Воронеж, 1911.

30. Комедиантка любви // Вестник иностранной литературы. 1903. Сентябрь.

31. Коринна или Италия. Сочинение г-жи Сталь-Голыптей // Вестник Европы, 1807. № 18.

32. Краткие выписки, известия и замечания. Последнее сочинение г-жи Сталь // Вестник Европы. 1818. № 12.

33. Мадам Ренамбе, мадам Сталь и мосье Легарп // Библиотека для чтения. 1853. Июнь.

34. Никольский А. «Коринна» и этические идеи Канта // Литература. Вильнюс. Вып. 14 (3), 1972.

35. Никольский А. Литературные взгляды де Сталь в ее ранних произведениях//Литература. Вильнюс. 1963.

36. Новые книги//Московский Меркурий. 1803. Февраль.

37. О «Дельфине», новом романе госпожи Сталь // Вестник Европы. 1803. №2.

38. О выходе в свет книги : Новые повести баронессы Сталь-Гольстейн. М., 1815 // Сын отечества. 1815. № 6.

39. О выходе в свет русского перевода «Дельфины» // Московские Ведомости. 1804. 24 февраля (№16).

40. Об отъезде из Петербурга мадам де Сталь // Санкт-Петербургские ведомости. 1812. № 65, 66, 67.

41. Портреты г-жи Сталь и г-жи Жанлис. (Из записок придворной дамы при императрице Жозефине) // Сын отечества. 1829. № 5.

42. Пронин В. Н. Жермена де Сталь: Литературные и политические трактаты. Автореф. дис. .канд. филол. наук / Моск. пед. ин-т им. В. И. Ленина. М., 1974.

43. Пронин В. Н. Книга Ж. де Сталь «О литературе» (Традиции и новаторство) // Литературная теория и художественное творчество. Сборник научных трудов Московского педагогического института им. В. И. Ленина. М., 1979.

44. Пронин В. Н. Книга Жермены де Сталь «О Германии» (К проблеме эстетики раннего французского романтизма) // Эстетические позиции и творческий метод писателя. Сборник трудов Московского педагогического института им. В. И. Ленина. М., 1973.

45. Пронин В. Н. Проблемы литературы и революции в творчестве Жермены де Сталь // Проблемы зарубежной литературы XIX -XX вв. Сборник трудов Московского педагогического института им. В. И. Ленина. М., 1974.

46. Рабинович Г. Жермена де Сталь // Писатели Франции / Сост. Е. Г. Эткинд. М., 1964.

47. Сент-Бев Ш. Литературные портреты. Критические очерки / Пер. с фр., вступю статья и коммент. М. С. Трескунова. М., 1970.

48. Скальковский К. А. Женщины-писательницы XIX столетия. Т. 1. Французские писательницы. СПб., 1865.

49. Соловьев С. В. Анна-Луиза-Жермена М-м де Сталь // История западной литературы. (1800 — 1910). Т. 2 / под ред. Ф. Д. Батюшкова. М., 1913.

50. Сорель А. Госпожа де Сталь. СПб., 1892.

51. Сочинение о романтической поэзии / О. Сомов // Труды Вольного общества любителей российской словесности. 1823.

52. Стороженко Н. И. Госпожа Сталь и ее друзья // Стороженко Н. И. Из области литературы. М, 1902.

53. Суждение Наполеона о происшествиях, людях и книгах // Вестник Европы. 1923. № 13, 14.

54. Томашевский Б. В. Сталь // Путеводитель по Пушкину. М., Л., 1931.

55. Тур Е. Переписка г-жи Сталь, ее отношение к Шиллеру, Гете и бонапарту // Библиотека для чтения. 1862. Ноябрь.

56. Тур Е. Сисмонди, графиня Альбани, Альфиери и г-жа Сталь // Библиотека для чтения. 1864. Декабрь.

57. Февье?. Рассуждение о Дельфине. Сочинении г-жи Сталь Гольстейн / Пер. с фр. СПб., 1803.

58. Шильдер Н. К. Император Александр I и госпожа де Сталь // Вестник Европы. 1896. Декабрь.

59. Шлоссер Ф. К. Женщины французской революции. Сталь и Ролан. «-е изд. СПб., 1903.

60. Эделыптейн Б. Жермена де Сталь в прочтении Пушкина и пушкинских героев // Труды Горийского педагогического института. 1968.на французском языке:

61. Balaye S. Les Carnet de voyage de Mme de Stael, contribution a la genese des oevres de Mme de Stael. Geneve, 1971.

62. Balaye S. Mme de Stael, ecrire, lutter, vivre. Geneve, 1974.

63. Balaye S. A propos du preromantisme. Continuite ou rupture chez Mme de Stael, Le Preromantisme, Hypotheque ou hypothese ?. Klincksieck, 1976.

64. Balaye S. Mme de Stael, Lumieres et liberte. Klincksieck, 1979.

65. Blennerhassett Madame de Stael et son temps. P., 1890.

66. Brunetiere F. Les romans de M-me de Stael. P., 1898.

67. Cahiers staeliens (1962 sq.) publies par la Soci£t6 des amis de Mme de Stael, diffusion Klincksieck.

68. Dejob C. Madame de Stael et l'ltalie. P., 1890.

69. Didier B. Mme de Stael. P., 1999.

70. Gauntier P. M-me de Stael et Napoleon. P., 1903.

71. German G. Le premier voyage de m-me de Stael en Italie et la genese de « Corinne ». P., 1947.

72. Henning J. A. L'Allemagne de m-me de Stael et la polemique romantique. P., 1929.

73. Larg D.-G. Madame de Stael. La seconde vie (1800 1807). P., 1929.

74. Larg D.-G. Madame de Stael. La vie dans l'oeuvre (1766 1800). P., 1924.

75. Lonchamp F. G. L'oeuvre imprimee de G. de Stael. Description bibliographique. Geneve, 1949.

76. Omacini L. Pour une typologie du discours staelien. Les precedes de la persuasion, Benjamin Constant, Mme de Stael et le groupe de Coppet, Lausanne. Institut Benjamin Constant, 1982.

77. Pellegrini C. Les idees litteraires de m-me de Stael et le romantisme fran9ais. P., 1929.

78. Saint-Beuve Ch. Aug. Les grandes ecrivaines fran9aises. M-me de Stael. P., 1932.

79. Saint-Beuve Ch. Aug. Preface du roman « Delphine ». P., 1844.

80. Sauriau M. Les idees morales de M-me de Stael. P., 1910.

81. Алексеев М П. Русские классики в литературах англороманского мира // Звезда. № 5, 6. 1944.

82. Аникст А. А. Теория драмы на Западе в первой половине XIX века. Эпоха романтизма. М., 1980.

83. Антонов С. А., Чамеев А. А. К вопросу о границах понятия «преромантизм» // Единство и национальное своеобразие в мировом литературном процессе., Герценовские чтения. СПб., 1998.

84. Баронесса Крюденер. Неизданные автобиографические тексты/ Перекресток культур. Перевод с фр., состав., в ст. статья и примечания Е. П. Гречаной. М., 1998.

85. Батюшков К. Н. О впечатлениях и жизни поэта // Вестник Европы^ 1816~№ -1 (L

86. Батюшков К. Н. Сочинения / Сост. и примеч. Л. М. Майков и В. И. Сайтов. Т. 2,3. СПб., 1885 1886.

87. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

88. Бахтин М. М. Вопросы современного романа. М. — Л., 1965.

89. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

90. Бахтин М. Формы времени и хронотопа в романе. В. Л., № 3. 1974.

91. Безменова Н. А. Очерки по теории и истории риторики. М., 1991.

92. Боборыкин П. Д. Европейский роман в XIX столетии. Роман на западе за две трети века. СПб., 1900.

93. Борев Ю. Б. Методология анализа литературного произведения // Методы анализа литературного произведения. М., 1988.

94. Брандес Г. Литература XIX века в ее главнейших течениях. Французская литература. Литература эмигрантов. Реакция во Франции. Романтическая школа / Пер. с нем. Эл. Зауэр; Вст. статья Е. А. Соловьева. СПб., 1896.

95. Буало Поэтическое искусство. М., 1957.

96. Буриенн Г. Записки государственного министра о Наполеоне, Директории, Консульстве, Империи и восстановлении Бурбонов. Т.4, Ч. 8, СПб., 1834.

97. Бутенев А. П. Воспоминания // Русский архив. 1883. № 1.

98. Веселовсий А. Н. Историческая поэтика М., 1989.

99. Веселовсий А. Н. История или теория романа? Л., 1939.

100. Виноградов В. В. О теори художественной речи. М., 1971.

101. Виноградов В. В. Проблема авторства и теория стилей. М., 1961.

102. Волгин В. П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII веке. М., 1977.

103. Волынский А. Л. Русские критики. Литературные очерки. СПб., 1896,

104. Вяземский П. А. Полное собрание сочинений. Т. 1. Литературные, критические и биографические очерки 1810 — 1827 г. / Изд. С. Д. Шереметева. СПб., 1878.

105. Гинзбург Л. Я. О литертурном герое. Л., 1979.

106. Гиршман М. М. Ритм художественной прозы. М., 1982.

107. Глинка С.Н. Записки о 1812 годе. СПб., 1839.

108. Горихвостов Д. П. Письма россиянина, путешествовавшего по Европе с 1802 по 1806 год. Кн. 2. М., 1808.

109. Дементьев Э. Г. Проблемы изучения литературы эпохи Великой французской революции // Великая французская революция и литературная жизнь Европы. Межвузовский сборник научных трудов. Куйбышев, 1989.

110. Дмитриев А. С. Проблемы иенского романтизма М., 1975.

111. Дмитриев А. С. Романтизм и Просвещение борьба или взаимодействие? // Вопросы литературы, 1972, № 10.

112. Добренко Е. Кризис романа//В. Л. № 6. 1989.

113. Достопамятности// Вестник Европы. 1814. №2.

114. Европейский романтизм / Отв. ред. И. Неупокоева, И. Шетер. М., 1973.

115. Елистратова А. А. Эпистолярная проза романтиков // Европейский романтизм. М., 1973.

116. Жанровые разновидности романа в зарубежной литературе XVIII XX вв., Киев-Одесса, 1985.

117. Жорес Ж. Социалистическая история Французской революции / Пер. с фр. под ред. А. В. Адо. Т. 2. Законодательное собрание (1791 1792). М, 1978.

118. Забабурова Н. В. Французский психологический роман (эпоха Просвещения и романтизм) / Отв. ред. Е. В. Григорьева. Ростов н/Д., 1992.

119. Зарубежная эстетика и теория литературы. М., 1987.

120. Затонский Д. В. Искусство романа и XX век. М, 1973.

121. Зенкин С. Работы по французской литературе. Екатеринбург, 1999.

122. Зонина Л. Неисчерпан и неисчерпаем . Рец. на кн.: F. Marceau. Le roman en liberte. P., 1978., Y. Laurent. Roman du Roman. P., 1977. — B.JI., № 7. 1979.

123. Историография нового времени стран Европы и Америки / Под. ред. В. Г. Вебераи др. М., 1967.

124. История XIX века / Под ред. Лависса и Рамбо; Пер. с фр. 2-е изд., доп. и испр. под ред. Е. В. Тарле. Т. 1 —4 . М., 1938.

125. История зарубежной литературы ХЕХ века / Под ред. А. С. Дмитриева и Н. А. Соловьевой. М., 1991.

126. История французской литературы. Т. 2. 1789 1870 / Редкол.: И. И. Анисимов, Ю. К. Данилин и др. М., 1956.

127. Кареев Н. И Историки французской революции. Т. 1. Французские историки первой половины XIX века. Л., 1924.

128. Карельский А. В. Вызревание романтических идей и художественных форм в период Первой республики и Империи. Сталь. Шатобриан. Констан // История всемирной литературы. Т. 6 / Отв. ред. И. А. Тертерян. М., 1989.

129. Кирнозе 3. И Французский роман XX века (годы 20 30-е. Проблемы жанра). Горький, 1977.

130. Кирхейзен Г. Женщины вокруг Наполеона. М., 1912.

131. Кожинов В. В. Происхождение романа. М., 1963.

132. Лазурский В. Ф. Дневник / Предисл. и примеч. К. Щохор-Троцкого//Литературное наследство. Т. 37-38. М, 1939.

133. Лейтес Н. С. Роман как художественная система Пермь, 1985.

134. Лерман И. Н. Французский романтизм в декабристкой критике // Филологический сборник. Вып. 1. Хабаровск, 1959.

135. Литературные манифесты западноевропейских романтиков / Собр. текстов, вступ. статья и общая ред. А. С. Дмитриева М., 1980.

136. Лукач Г. Проблемы теории романа // Литературный критик. №2. 1935.

137. Лукьянец И. В. Пруст и Кребийон-сын: о традиции психологического аналитизма (к постановке вопроса) // Философские и эстетические традиции в зарубежных литературах. СПб., 1995.

138. Лукьянец И. В. Французский роман второй половины XVIII века (автор, герой, сюжет). Санкт-Петербургский Университет культуры, 1999.

139. Макашин С. А. Литературные взаимоотношения Росии и Франции XVin — XIX вв. // Литературное наследство. Т. 29/30. М, 1937.

140. Матьез А. Термидориансая реакция / Пер. с фр. Гурнич; Предисл. Ц. Фридлянда. М-Л., 1931.

141. Мелетинский Е. М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М., 1986.

142. Михайлов Н. В. Роман и стиль // Теория литературных стилей. Современные аспекты изучнения. М., 1982.

143. Мотылева Т. Л. Зарубежный роман сегодня. М., 1966.

144. Мотылева Т. Л. Роман свободная форма. М., 1982.1780 женщинах, упражнявшихся в сочинительстве и покровительствовавших сочинителей. Италия // Дамский журнал. 1824. № 23.

145. О российских книгах // Вестник Европы. 1802. № 4, 5.

146. О сказках и романах//Аврора. 1805. №2, 3.

147. Обломиевский Д. Д. Французский романтизм. Очерки. М., 1947.

148. Олар А. Политическая история Французской революции. Происхождение и развитие демократии и республики 1789 1804 / Пер. с фр. Н. Кончевской. 4-е изд. М., 1938.

149. Орлов В. Н. Русские просветители 1790 80-х годов. М., 1950.

150. Пасхарьян Н. Т. Генезис, поэтика и жанровая система французского романа 1690 — 1760-х годов. Днепропетровск, 1996.

151. Переходные эстетические явления явления в литературном процесе XVIII XIX вв. // Под ред. Н. П. Михальской. М., 1981.

152. Пикуль В. Коринна // В мире книг. № 12. 1987.

153. Письма императрицы Екатерины II к Фридриху Гримму (1774 -1796) / Изд. Я. Грот. СПб., 1978. (Сб. Русск. ист. о-ва; Т.23).

154. Поляков М. Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. М., 1978.

155. Разумовская М. В. Становление нового романа во Франции и запрет на роман 1730-х гг. Ленинград, 1981.

156. Реизов Б. Г. История и теория литературы. Сборник статей / Отв. ред. А. Н. Иезуитов; Вступ. статья В. Б. Балахонова. Л., 1986.

157. Реизов Б. Г. Между классицизмом и романтизмом. Спор о драме в период Первой империи. Л., 1962.

158. Реизов Б. Г. Поэтическая загадка Жермены де Сталь // Реизов Б. Г. Историко-литературные исследования. Сборник статей. Л., 1991.

159. Реизов Б. Г. Французская романтическая историография (1815 -1830). Л., 1956.

160. Рымарь Н. Т. Введение в теорию романа. Воронеж, 1989.

161. Сиповский В. В. Онегин, Татьяна и Ленский. (К литературной истории пушкинских «типов»). СПб., 1899.

162. Соколянский М. Г. Загадка европейского романтизма эпохи Просвещения. Проблема типологии. Киев, 1983.

163. Соколянский М. Г. Западноевропейский роман эпохи Просвещения. Киев — Одесса, 1983.

164. Смирнова-Россет А. О. Дневник. Воспоминания / Подгот. изд. С. В. Житомирский; Отв. ред. В. Э. Вацуро. М., 1989.

165. Собуль А. Первая республика 1792 1804 / Пер. с фр. А. О. Зелениной и Д. Л. Коровкиной; Вступ. статья А. 3. Манфреда. М., 1974.

166. Стендаль. Салон 1824 года / Пер. В. Комарович, В. Шора // Стендаль. Собрание сочинений. Т. 6. М., 1959.

167. Строганова О. В. Роман Шодерло де Лакло «Опасные связи» и проблема природы человека в просветительской мысли XVIII века / автореф. дисс. кан. филолог, наук. СПб., 1996.

168. Строев А. Ф. Роман антивостпитания во французской литературе XVIII века// Филологические науки, № 5,1983.

169. Строев А. Ф. Типология романтических жанров и французский роман эпохи Просвещения / авторф. дисс. кан. филолог, наук. М., 1983.

170. Тарле В. В. Печать во Франции при Наполеоне 1 // Тарле В. В. Сочинения. Т. 4. М, 1958.

171. Томашевский Б. В. Пушкин и Франция / Вступ. статья Б. Бурсова. Л, 1960.

172. Томашевский Н. Б. Романтизм в Италии // Романтизм глазами итальянских писателей / Под ред. 3. Петрова. М., 1984.

173. Тураев С. В. Гете и формирование концепции мировой литературы / Отв. ред. Е. М. Мелетинский. М., 1989.

174. Тураев С. В. От Просвещения к романтизму. Трансформация героя и изменения жанровых структур в западноевропейской литературе конца XVIII нач. XIX века. М., 1983.

175. Уваров Ю. П. Современный французский роман (60-е — 80-е годы). М., 1985.

176. Ученые известия. // Вестник Европы. 1814. № 8.

177. Федь Н. Жанры в меняющемся мире. М., 1989.

178. Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997.

179. Фридлендер Г. М. Пушкин и пути русской литературы // Пушкин. Исследования и материалы. Т. 5. Пушкин и русская культура. JL, 1962.

180. Храпченко М. Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М., 1977.

181. Частные письма 1812 года. От Марии Апполоновны Волковой к Варваре Ивановне Ланской // Русский архив. 1872. № 12.

182. Черневич М. Н., Штейн А. Л., Яхонтова М. А. История французской литературы. М., 1965.

183. Чернец. Л. Вопросы литературных жанров в работах М. М. Бахтина. / Филологические науки. № 6. 1980.

184. Шатин Ю. В. Диалектика взаимодействия поэтического языка и художественного текста в культуре // Философские проблемы взаимодействия лиитературы и культуры. Новосибирск, 1986.

185. Шахов А. А. Очерки литературного движения в первую половину XIX века. Лекции по истории французской литературы, читанные на Высших женских курсах в Москве. СПб., 1894.

186. Шебунин А. Н. Европейская контрреволюция в первой половине XIX века / Предисл. Я. Захера. Л., 1925.

187. Шлоссер Ф. К. История восемнадцатого столетия и девятнадцатого до падения Французской империи с особенно подробным изложением хода литературы /Пер. (с нем. Н. Г. Чернышевского). 1-е изд. Т. 1-8. СПб., 1868-1871.

188. Эпштейн М. Н. Аналитизм и полифонизм во французской прозе (Сталь, Стендаль, Бальзак) // Типология стилевого развития XIX века. М., 1977.

189. Эсалнек А. Я. Внутрижанровая типология романа и пути ее изучения. М., 1985.

190. Юнг К. Психологические типы. М., 1997.на французском языке:

191. Barat Е. Le style poetique et la revolution romantique. P., 1904.

192. Barquillet F. Le roman au XVIII siecle. Y., 1981.

193. Barquillet F. Le roman fran9ais au XVIII siecle. P., 1981.

194. Boissieu J.-L. Commentaires stylistiques. P., 1987.

195. Brunetiere F. Evolution de la poesie lyrique en France au XIX s. P., 1899.

196. Brunetiere F. Evolution des genres dans l'histoire de la litterature. P., 1890.

197. Chouillet J. L'Esthetique des Lumieres. P., 1974.

198. CouletH. Le roman jusqu'a Revolution. P., Т. 1 -3. 1967-68.

199. Crepet G. Le tresor epistolaire P., 1864.

200. Delecluze E. J. Souvenirs de soixante annees. P., 1862.

201. Derche R. Etudes de textes fran^ais. P., 1966.

202. Fauchery P. La destinee feminine dans le гощап europeen. P., 1972.

203. Gershnian H. et Whitworth K.-B. Antologie de prefaces des romans franQais du XIX s. P., 1965.

204. Gilbert E. Le roman en Fran9e pendant le XIX s. P., 1895.

205. Hazard P. La pensee europeenne au XVIII-ieme siecle, de Montesqieu aLessing. P., T. 1-3., 1946.

206. Laufer R. Style rococo, style des Lumieres. P., 1963.

207. Martin A., Mylhe V. G., Frant^chi R. Bibliographie du genre romanesque fran9ais 1751 1800. London - Paris, 1977.

208. Mauzi R. L'idee du bonheur dans la litterature et la pensee fran9aise auXVni siecle. P., 1969.

209. May G. Le dillemme du roman au XVIII siecle. P., 1963.

210. Mercier R. La rehabilitation de la nature humaine (1730 1750). Villemomble, 1960.

211. Monglond A. Histoire interieure du preromantisme fran^ais. 2 vol., Grenoble, 1929.

212. Moreau P. La critique litteraire en Fran£e. P., 1960.

213. Morillot P. Le roman en Fran9e depuis 1610 jusqu'a nos jours. P., 1892.

214. Mornet D. Les origines intellectuelles de la Revolution fransaise (1715-1787). P., 1960.

215. Problemes du roman / Sous la direction de J. Prevost., Lyon, 194. ?

216. Sade D. L'idee sur le roman. P., 1878.

217. Saint-Beuve Ch. Aug. Portraits des femmes. P., 1870.

218. Wert C.-B. La theorie de la traduction au XVIII siecle par rapport surtout aux traductions fran^aises d'ouvrages anglais // RLC. Т. XIX, №2, 1932.