автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Поэзия Алкейды Гаррета

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Родосский, Андрей Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
Автореферат по филологии на тему 'Поэзия Алкейды Гаррета'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Поэзия Алкейды Гаррета"

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОРДЕНА ДННИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЖИ ГОСУДАРСТВЕННЫЛ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

РОДОССКИЙ Андрея Владимирович

ПОЭЗИЯ АЛЯЕЛДЯ ГАРРЕТА

Специальность 10.С1.05 - литература Западной Европы, Аяерики и Австралии

А В I О Р Е4 ЕР А Т диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Ленинград 1991

Работа видоднена на кафедра истории зерубешшх литератур Ленинградского ордена Ленина и ордена Трудового Краоыо-го Знамени государственного университета.

Научный руководитель - доктор филологических наук, профессор 3.И.Плавскин.

Официальные оппоненты - доктор филологических наук, профессор В.а.Григорьев, кандидат филологических наук, преподаватель О.А.Сапрыкина.

Ведуцая организация - Институт мировой литературы имени А.Н.Горького.

Запита состоится " ^к^с^я 1991 г. в / чао. на заседании специализированного совета К.063.57.К по присуждение ученой стелен» кандидата филологических наук в Ленинградском государственном университете по адресу: 19916':, Ленинград, Университетская наб., II.

С диссертацией мокко ознакомиться в Научной библиотеке имени А.М.Горького Ленинградского государственного университета.

Автореферат разослан "

Ученый секретарь специализированного совета

А.И.Владимирова

В реферлрусми,', рвботе осуществляется анализ поэтических произведения зачинателя португальского роман^лзиа Я.Б.Алмейды Гаррета (Д799 - 1054), имеющих большое значение для поникания литературных процессов в Португалии первой половины XIX века.

Актуальность исследования определяется значимостьи изучения процессов становления и разлития романтической литературы в различных странах, особенно и таких, которые, подобно Португалии, до сих пор не привлекали в этом отношении к себе внимания советских ученых. Творчество Гаррета открывает для этого богатеЯшие возможности.

Научная новизна данной работы обусловлена тем, что это первое в советском литературоведении исследование, посвященное поэзик Алмейда Гаррета. Капитального исследования его поэтического творчества пока нет на в Португалии, ни за ее пределами.

В задачи работы входит анализ основных поэтических произведений Гаррета в их связях с литературным процессом в Португалии первой половины XIX века. Предпринимается попытка проследить эволюции мировоззрения Гаррета и его эстетических взглядов, совершенствование его поэтического мастерства.

Принцип отбора материала продиктован непозмояностьв в пределах одного диссертационного сочинения исследовать все грани таланта АлмеЯдц Гаррета. Поэтому для исследования взята лишь его поэзия, в которой творческая индивидуальность Гаррета получила столь ие полное воплощение, как и в прозе, и в драматургии. При отборе лирических стихотворения мы руководствовались двояким критерием: для анализа отбирались произведения, во-первых, знаменующие определенные этапы в становлении творческой личности Гаррета, а во-зторых, накболое совершенные в художественном отношении. Рассмотрены вое поэмы Гаррета, кроме неоконченного наброска "Похищение сабинянок", малозначительного в художественном отношении.

Практическое применение. Реферируемая работа может быть использована при разработке спецкурса по истории португальской литературы и общего курса зарубежных литератур эпохи романтизма.

Апробация. Результаты исследования отраяены в одной статье, опубликованной в открытой печати, в одной депонированной

статье и в сообщении, сделанном на всесоюзной конференции "Проблемы изучения культуры народов Пиренейского полуострова. Основные этапы формирования и развития" (Москва, I1» ноября 1985 г.)

Обьеы и структура работы. В диссертации 167 страниц основного текста. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключений, списка использованной литературы (68 наименования), а такяе приложения, содермацие переводи стихотворений Адмейды Гаррета, выполненные автором реферируемой работы.

Во Введении дается критически!! обзор трудов, посвященных творчеству АлмеЯды Гаррета, обоснован выбор теш, ее актуальность, определены задачи исследования, принцип отбора материала, возможность практического применения работы. Изложена биография Гаррета на фоне социально-исторических событий в Португалии того времени.

В 1-я главе подвергнуты анализу ранние сочинения Гаррета, ооздаиние в русле просветительского классицизма. К ним относится поэма "Портрет Венеры" (1818, опубл. 1821) и два сборника стихотворений: "Лирика Дуана Малого" (1629) и "Басни и истории. Сонеты" (1635).

2-я глава посвящена первым романтическим произведениям Алмейды Гаррета - его поэмам "Камоэис" (£625), "Дона Бранка" (1826) и "Адозинда" (1626).

& 3-й главе Произведен анализ поздней лирика Гаррета. Материалом для исследования является его стихотворения, вошедшие во вторуо Часть сборника "Цвети без плодов" (1645) и в книгу "Опавшие листья" (Х853).

В Заклсчении подведены итоги и сделаны основные выводы из анализа поэтического наследия Гаррета.

Содержание работы.

Введение. К моменту вступления Алмейды Гаррета на литературное поприще португальская словесность находилась в кризисном состоянии. Литература в период контрреформ и наступления феодально-клерикальной реакции остановилась в своем развитии, оторвалась от жизни и, в то врекя как в Европе появилось множество шедевров романтизма, застила в эпигонских формах просветительского классицизма.

Но социальные потрясения, которые пережила Португалия в начале XIX в., пробудили к жизни дремавшую, : азалось бы, нацию. Борьба с наполеоновской агрессией и буржуазная революция 1820 г. назвала оживление не только в политической и общественной, но и в культурной жизни. Зачинателя новой литература АлмеИда Гаррет и Алеиандри Эрхулану, активно участвовавшие в политической борьбе своего времени, была убеждены, что литература может и должна быть ближе к жизни. Основоположником португальского романтизма, покончившего с мертвяцкмл канонами уже устаревшего к началу XIX в. классицизма и вдохнувшего новую жизнь в литературу, был АлмеЯда Гаррет.

Глава I. От классицизма к романтизму.

"Портрет Венеры", поэма на мифологический ссяет, первое опубликованное произведение Гаррета, малозначительна в художественном отношении, но интересна тем, что помогает раскрыть мировоззрение молодого поэта. Вольное обращение с греко-римской микологией; интерес к фривольным свжетам, заимствованным из произведений поздней античности (в данном случае т любовные похождения богов и богинь) и их рззработка в еие более фривольном духе; нарочитое привнесение в мифологический сюжет хронологически чуждых ему элементов - все это роднит поэму "Портрет Венеры" с поэзией рококо.

За публикацию этой поэмы Гаррет был привлечен к суду по обвинению в оскорблении общественной нравственности; но на суде поэт произнес блестящую защитительную речь Ссохранился ее черновой набросок) и был оправдан. Как видно из поэмы, из примечания к ноя и из речи на суде, молодой Гаррет находился . под сильнейшим влиянием французских энциклопедистов, прежде всего Гельвеция. Л этому времени прослетительокие идеалы во Франции уже успели скомпрометировать себя, но в Португалии, сильно отстававшей я своем разлитии, либеральная интеллигенция, яркам представителем которой бил Гаррет, еще сохраняла надежду на их воплощение в жизнь.. От просветителен Гаррет воспринял ив только мировоззрение, но и клзссицистскиИ метод.

Впрочем, молодой Гаррет ориентировался не только на иранцуэский, но и на португальский классицизм. Основным образцом, которому он оледонал в первый нерног своего творчества, была поэзия последнего крупного представителя португальского

классицизма Филииту Э.щзиу (.1734 - 1319), которого Гаррет считал величавшим поэтом своего времени. В сборник "Лирика Жуана Малого" вошло несколько стихотворения, повьященних этому поэту. Наибольший интерес представляет стихотворение "Ананас", где изгнанник Фидинту, обреченный нить на чужбине (в Голландии), сравнивается с ананасом, вывезенным из жарких краев и пересаженным руками человека на чужус, непривычную для него почву.

Самые ранние стихотворении Гаррета, датированные 18X5 годом, написаны на острове Гсрсеира, в Азорской архипелаге, куда перебралась семья поэта после вторжения наполеоновских войск в Португалии. Это первые опыты его иейзакноЛ лирики (.стихотворения "Весна", "Обьезд из деревни"). В этот период поэт, по словам португальского литературоведа Ф.Фигейреду, "воспринимал природу лишь через звучные эпитеты Бокажи и пуризм Фаланту, природу с дриадами и наядами, тенистыми рощами и студеными хлочаки" . Основная тематика этих стихотворения - воспевание краоот природу и ее благотворного влияния на душу человека, неприятие городского образа жизни. Наряду с гырахасции эти мысли лирическим героем, в стихотворениях присутствуют другие персонажи, характерные для классицист-ской поэзии: поэт, поклоняющийся "священной роще" как обиталищ иуз; страни,"к, украшающий священными венками ветви бука; мудрец, уединившиеся в зеленой роще и размышляющий "о тайнах бытия и чудесах творения".

Важное место в раннем творчестве Гаррета занимает вольнолюбивая лирика. Для поэта участие и револвции - это воз-кояность борьбы за просветительские идеалы "царства разума". Бот почему еще в студенческие годы он принял участие в либерально-демократическом двииёнии; вот почему в своеД литературной и общественной деятельности он утверждал идеалы буржуазной реи олени и 1620 года.

В 1817 году восемнадцатилетний поэт откликнулся на казнь мятежного генерала Фрейре дн Андреям, повешенного за попытку изгнать из Португалии английские военные власти, со-

'аДлм 1(1в ОаггаИ. Го1Ьая с>»{<1ая. РохЧо, в.л. Р.6.

петом "Кампу-ди-Сантана" (.так наг «ается предместье Лиссабона, где произошло это трагическое событие), беззакония, допущенные английскими оккупационными мастями, поэт рассматривает как одно из проявлении общечеловеческого, вселенского зла, которое и обличает в своем сонете. Свобода, о которой здесь идет речь,- понятие совершенно абстрактное или, может быть, тоже вселенское: это не свобода "от чего-то" йш "для чего-то", а просто олицетворение добра, справедливости и божественного правосудия.

С особой силой расцветает гражданственная лирика Гаррета в дни революции 1020 г., которую он воспел в стихотворении "Свобода". В отличие от сонета "Кампу-ди-Сантана", эта ода содержит значительно более конкретизированное понятие свободы. Освобождение от окоп рабства, жизнь в освобожденном отечестве - это, по мысли Гаррета, неотъемлемые права человека, дарованные ему самой природой. Свобода политическая неотделима для Гаррета от снобом духа, главным препятствием для достижения которой являются "узы невежества". Поэтому если в начале ода поэт радуется тому, что "о исхудалых рук сняты кандалы" п что слово "человек" можно произнести, не стыдясь, то в конце стихотворения вожделенная свобода широко распахивает дпери в "святилище законов природы".

С наибольшей полнотой политические воззрения молодого Гаррета раскрывается в оде "К Родине", также написанной вскоре после начала революции 1820 г. Начинается ода с экскурса в римскую истории. В событиях дрешостк поэт ищет прообразы современных ему событий, в исторических личностях -прототипы политических деятелей нового времени. Свобода, восторжествовавшая после убийства Цезаря, очень скоро сменилась воцарением Августа и установлением империи; так и во вре»гя английской революции ХУЛ в., и во время Великой французской революции борьба за свободу кончается, по мысли Гаррета, разгулом страстей толпы, диктатурой Кромвеля или кровавым яконбинским террором. Но, полагает автор, если извлечь уроки из ошибок англичан и французов, то это помокет восставшим португальцам избежать несправедливости, кровопролития и тирании.

Заметное место - хотя и не .".оминирущее, как в поздних сборниках - занимают в ранней лирике Гаррета стихи о любви. Первие опыти его любовной лирики перегружены мифологическими и букол.мескими образами, а сама любовь сводится преимущественно к эгоистическому наслаждению и физическому влечении (влияние Гельвеция и вообще просветительской идеологии). В более поздних стихотворениях этого периода чувство лвбви углубляется и обогащается. Пылкая, хотя, как оказалось, недолговечная любовь поэта к Луизе Мидоэи (будущей 'иене) сообщила его любовной лирике задушевность, непосредственность и свежесть чувства (стихотворения "Сегодня ровно год", "Изгнание" и некоторые другие). В них возникает опущение любви как диалектического единства наслаждения и горечи, "меда" и "желчи", составляющего сложное, обладающее глубиной и развивающееся во времени чувстве, самоценное и бесконечное. В стихотворении ".Изгнание" любовь предстает уже не как украшение жизни, но как сама жизнь, как высшая радость, способная заглушить даже острую тоску по родине и горькое чувство одиночества среди безликой толпи, говорящей на чужом языке. Безусловно, здесь можно говорить о начальной стадии формирования романтического миросозерцания.

Сборник "Лирика Нуана Малого" интересен прежде всего тем, что позволяет проследить эволяцию эстетических взглядов и мировоззрения длмейдн Гаррета. Эту книгу можно представить себе как постепенное избавление поэта от классицизма как метода и от прэсветительскон идеологии. Он весь пронизан предощущением грядущего творческого катарсиса, впоследствии нашедшего выражение в сборнике стихов "Опавшие листья".

Глава 2. Зарождение португальского роипнткзма.

Поражение револЕ1№л 1620 г. звронило в дуиу Гаррета первые семена сомнения в возможности разумного переустройства общества на просветительских началах, в перспективы, которые открывала в Португалии революционная борьба. С другой стороны, эмиграция в Англии и во вранцию (я 1623 - 1626 годах), знакомотво с литературой этих стреи дали импульс развитию его литературного дарования, направив его по новому руслу. В Гавре он ооздает поэны "Камоэнс" и "Дона Брачка", которые считайте» первыми романтическими произведениями в португальской литературе.

Эти поэмы в достаточной стег.ени обнаруживают специфические черты португальского романтизма, сближающие его с романтизмом других стран южной Европы (Испании, Италии). ОЗщеэ отставание этих стран в социально-политическом развитии, несомненно, наложило отпечаток на их романтическое движение, определило, в конечном счете, многие черти своеобразия романтической литературы этих стран. Это и дало основание таким исследователям, как И.Г.Неупокоева и И.А.Тертерян, выделить романтизм в этих странах в особый тип, отлкчннй от того, который сложился в более развитых странах (Англия, Франция).

По мысли И.А.Тертерян, "если в романтизме первого типа центром худояеетпенной системы является новое понимание личности, новая структура внутреннего мира человека, а главная задача состоит в исследовании взаимоотношения личности о це-,лым: обществом, историческим процессом, космосом,- то в романтизме второго типа центр тяжести смещается в сторону взаимоотношений личности с национальной, общностьо, поисков национального типа личности, а затем... и вовсе на центральное место выдвигается ш.ция, трактуемая как единая национальная личность"*.

Эта мысль И.А.Тертерян находит подтверждение в поэме "Ка-моэнс". Ее главный герой для Гаррета - не только величайший из , португальских поэтов всех времен, но и воплощение высших духовных сил португальской нации, идеальный тип "национальной личности". Личность Камоэнса явилась продуктом эпохи Возрождения, которая привлекала Гаррета не только тем, что именно в эту эпоху Португалии достигла своего высшего могущества и культурного расцвета, но и своей художественной близостью к романтизму. Пристальный интерес проявлял Гиррет и к средневековью, в котором искал, по словам И.А.Тертерян, "но материал для построения консервативной социальной утопки, но момент брожения, первых самопроявления нации, поразительного смешения могучих элементов"^.

^Тертерян И.А. Романтизм как целостное явление. В ее кн.: Человек мифотворящий. М,, 198Э. С.46.

2Там же. С.48.

Конфликт поэмы "Камоэнс" - типично романтический: между гениальной личностью и не приемлющим се обществом. Гаррет использует романтический прием проецирования личности автора на личность главного героя, но их полная идентификация не входит в планы автора: в некоторых местах автор даже выводит себя как действующее лицо.

Остальные персонам поэмы символизирует определенные понятия эстетики романтизма: идеальная романтическая лвбовь (образ Натерции, возлюбленной Камоэнса); христианские добродетели (образ миссионера); рыцарская доблесть (образ графа, соперника в любви, затем верного друга Камоэнса); не испорченные цивилизацией лучшие качества человеческой натуры (образ яванца Антониу, слуги Камоэнса); В диалогах каждого из них с Камоэнсо выявляются различные грани основного конфликта лозин, воплощенного в образе главного героя.

В поэме, однако, сохраняются отголоски классицизма. Ей не чужда риторичность, декламативность. Автор использует мнояеетво инверсий, персонификаций, архаизмов, латинизмов, мифологических образов.

Свжат поэмы "Дона Бракка" - один из узловых моментов Реконкисты (действие происходит в ХШ веке). Ей более присущ историзм, чем предыдущей поэме, но с эстетической точки зрения эта ноэма - шаг назад к классицизму: лирический элемент в этой эпической поэме, в отличие от поэмы "Камоэнс", оттеснен на второй план.

Основа анкетной линии в поэме - лвбовь инфанты Ьраики, ставшей игуменьей одного из монастырей, и арабского владетельного киязл Абен-Лфана. Их либовь безнадежна с самого момента ее зарождения; возникающие на пути влюбленных препятствия непреодолимы. Романтическое описание любви здесь заострено и углублено по сравнения о предыдущей поэмой. Но конфликт поэмы "Дона Бранка", в отличие от конфликта поэмы "Камоэнс",- противоречие между долгом и страстьс, мгкду чувством и разумом. Такой конфликт характерен и для литературы классицизма, которая неизменно решает его в пользу разума. Гаррет же решает этот конфликт романтически, т.е. в пользу чувства, в пользу любви.

Вообще культ мечты, чувства и фантазии в противовес ■сульту разума в поэме "Дона Бранна" проявляется не только в истории любви ее главных героев, но и в тяготении ко всему таинственному, необычному, иррациональному. Гаррет вводит в поэму фантасгическуи теку, элементы "кладбищенской поэзии" (видение Абеи-Афана, беседа брата Эгидия с мертвецом), фольклорные образы (образ феи Алины).

Еще одна поэма Гаррета, созданная на фольклорный ссжет -"Адозинда". Она попествует о мученической кончине прекрасной Адозинды, оказавшейся жертвой противоестественной страсти собственного отца, рыцаря Сижналду, и о страшном конце по- . следнего. Как выясняется, греховную страсть напустил на дона Сижналду странствующий монах из мести за нанесенное ему оскорбление; но по ыолитвам того же монаха Адозинда, оквзаввая ему покровительство, обретает вечное блаженство на небесах.

Эта поэма значительно меньше двух предыдущих но объему и написана не белым стихом, а короткими, прихотливо рифмующимися строчка! и, что знаменует отказ от привычных поэтических форм эпической поэмы и тяготение к фольклорным источни-,' кам. Обращение к ним обусловлено пристальным интересом романтика Гаррета к прошлому своей страны и к родной культуре. В поэме полносты) отсутствуют какие-либо атрибуты классицизме: в ней кет ни латинизмов, ни архаизмов, ни аркадской образности. Отходя от классицистских канонов эпической поэмы, Гаррет отказывается от изображения события национального масштаба и обращается к конкретному человеку, частной оудь-бе, изображенной крупным планом. Этот момент эволюции творчества Гаррета сопоставим о аналогичным поворотом в творческой судьбе, например, Дамартина, который, отказавшись от архаичной с его точки зрения эпической позмы, создал новую разновидность этого жанра, названную им

В течение целого десятилетия эти три поэмы Гаррете оставались единственными произведениями литературы португальского романтизма. Но начало новому направлению л португальской словесности было уже положено. В середине 1630-х годов эстафету Гаррета подхватили его современники - А.Эркулану и А.Ф.Каитилью.

Глава 3. Поэтическая зрелость.

Отстраненный от политической деятельности после установления диктатуры Кабрала CI842 г.). Ллмейда Гаррет полностьв посвящает себя литературе и создает шедевры своей поздней лирики. Окончательно разуверившись в возможности разумного преобразования общества путем политической борьбы, Гаррет пытается найти утешение в личной иизни, в любви, но и здесь его ждало горькое разочарование. .

Сборник "Опавшие листья" - вершина поэтического творчества Алнейди Гаррета - открывается программным стихотворением "Ignoto Deo" (."Неведомому Богу"), которое свидетельствует об отказе поэта от религиозного вольномыслия его юности и о тяготении к католической церковности. Разделяя мнение Платона и платоников (воспринятое и христианством) о том, что обитель истины, красоты и любви находится в потусторонней, запредельной области, противостоящей всему реальному, "видимому", материальному, поэт остро ощущает свою сопричастность этому материальному миру. И в то же время он осознаёт непреодолимую связь другой стороны своего существа с земной, чувственной реальностью.

Этот центральный для зрелой лирики Гаррета конфликт раскрывается разными своими гранями во многих стихотворениях сборников "Цветы без плодов" и "Опавшие листья". Так, в стихотвореиии "Мои крылья" (сборник "Цветы без плодов") в фантастической форме выражена мысль об утрате способности к "полету души" при соприкосновении с земной либовьп. Подаривший герою белые крылья ангел - неоднократно встречающийся в поздней лирике Гаррета 'образ - символизирует в данном случае -высшие духовные силы, пробувдасщие в человеке чистейшие и возвышеннейшие чувства, в том числе идеальную любовь. Образ "потери крыльев", символизирующий нисхождение от духовной любви к чувственной, воспринимается как частный случай отхода от высоких помыслов к земной, материальной жизни.

Идея трагической несовместимости духовной и чувственной любви становится основой психологической коллизии и обретает полнокрогиое и многогранное воплощение в поздней любовной лирике Гаррета. Вместо чистого, глубокого и возвышенного чувства любовь предстает как роковая страсть, вполне земная,

чувственная, а подчас и низменная. Безмятежный буколический образ героини юношеских стихов сменяет сложный, противоречивый образ, в котором, как в зеркале, отражается душевный разлад самого поэта. Он хочет видеть в своей возлюбленной живую, полную страсти женщину о лвбящим сердцем и независимой душой. В ее образе изредка проглядывает идеальный лик аркадской Делии, и она является поэту ангелом. Но, обнаруживая в ней черты лживости и коварства, поэт о ужасом чувствует вторжение зла и пошлости в свов последней цитадель - любовь. С присущим романтикам максимализмом влоблекнай сначала идеализирует свою возлюбленную, а потом, поняв ее несовер-.. аенегво, так же романтически неистово низвергает ее с пьедестала, обвиняя во всех смертных грехах. Эти мысли и настроения выражены в одном из лучших стихотворений сборника "Опавшие листья" - "Ты ангел", где героиня предстает либо как ангел, несуща опасение, либо как демон, влекущий к гибели.

Осознание противоречивости и двойственности своего чувства приносит поэту охлаждение и способность трезво, с холодной рассудительностью заглянуть в глубину своего сердца. , Духовная драма героя стихотворений "Падший ангел" и "Тебя я не лоблю" (сборник "Опавшие листья") - неспособность к либ-ви, омертвение сердца, могильное спокойствие души, йо если в стихотворении "Падший ангел" женщина представлена как небесное существо, гибнущее без любви, то героиня стихотворения "Тебя я ке люблю" - демон, иесущиА гибель героо, и ее холодная красота не в соьтоянии растопить лед его сердца.

Как видно из этих стихотворений, следствие неспособности к любви, по мнении Гаррета - нравственное падение. Утратив дар любви, герой, однако, ив утрачивает чуг тва совести и критической самооценки. В стихотворении "Прощай!" (сборник "Опавиие листья") чувство вины перед оставленной возлюблен-ноя, осознание нечистоты своих чувств и собственной порочности заставляет героя прояти горнило раскаяния и самоосуждения.

Таким образом, сначала потерпели крах политические иллюзии поэта, а позднее их участь разделили и упования на идеальную и возвышенную любовь. У него остается последнее пристанище - мир мечты. Чтобы отгородиться от-трагического противоречия духовной и чувственной лгбви, ллэт переносит ли-

бовкые отношения б область грез и несбыточных фантазий. В стихотворении "Звезда" (сборник "Цветы без плодов") нет ни пламени страсти, которое сродни адскому пламени, ни ослепительного света, который застит влюбленному глаза и не позволяет ему отличить добродетели от порока. Здесь - спокойный свет звезды, не видимый никому, кроме влюбленного.

Поздняя лирика завершает творческую эволюцию Гаррета. "Благодаря "Опавшим листьям",.- утверждает португальский литературовед А.2.Сарайва,- португальская поэзия освобождается от аркадского влияния, оказывавшего давление прежде всего на само понятие поэзии (которая понималась как род красноречия); благодаря.им вновь воспаряет она, свободная от риторического гардероба и создающая собственный способы выражения"1. Форма сонета, оды, эклоги, а таив белый стих, освященные авторитетом классицизма,- все это кажется Гаррету однообразным и устаревшим. В последних двух сборниках он использует короткие строчки с парной, перекрестной или опоясывающей рифмой, объединенные в четверостишия, а также в пяти-, шести-, сема- и восьмистииия, или в строфы со свободным количеством стихов и с довольно сложной рифмовкой. Кроме того, он использует монорифму, например, в стихотворениях "Кирие-элейсон" (сборник "Цветы без плодов") и "Рыбак" (сборник "Опаваие листья"), а также заимствованные из народной поэзии форм« редондильи и куадри. Умение передать тончайшие движения дуй и оттенки чувства о помощь» самых скупых изобразительных средств обусловливает высокое художественное достоинство поздней лирики Гаррета.

Заключение. Алмейду Гаррета бесспорно следует признать одним из крупнейших португальских поэтов XIX столетия. Творчество, личность, судьба Гаррета отразили в себе целую эпоху в истории и культуре Португалии - эпоху либерально-демократического движения с его взлетами и падениями, буржуазных революций о их победами и поражениями, эпоха становления и развития романтизма. Богатейшие возможности для творчества

1ГаггасЬа Ferre 1га 11.Е. Textos literários. Sáculo XIX. V.1. lisios, 1971. Р.275.

давала Гаррету сана его неповторимая личность, его душевное богатство, эмоциональность, способность к сопереживании, впечатлительная натура, умение тонко и сллыю чувствовать. Одной из непреходящих заслуг Гаррета перед португальской словесность» следует считать обновление литературного языка.

Поэтическое наследие Алмейди Гаррета - превосходный материал для исследования португальского романтизма с особенными, только ему присущими чертами.

Ооновные положения диссертационного исследования получили отражение в следующих статья* автора:

1) Тюрчеотво Аямейди Гаррета в оценке португальских исследователей XX века. Деп. ШИОН в» 31736. I2.II.fl7. -12 о.

2) Камоэнс и его эпоха в поэме АлмеИдн Гаррета "Качо-«но".//СерЕантеоовски9 чтения. 1988. С.83 - 90.