автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Поэзия Андрея Белого. 1917-1934

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Сизов, Виктор Павлович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Поэзия Андрея Белого. 1917-1934'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Поэзия Андрея Белого. 1917-1934"

- " ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ имени ПЛТРИСЛ ЛУМУМБЫ

На правах рукописи

СИЗОВ Виктор Павлович

УДК: 82.081:882 Белый

ПОЭЗИЯ АНДРЕЯ БЕЛОГО. 1917—1934

(10.01.02 — литература народов СССР) (советского периода)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва—1990

Работа выполнена в ордена Дружбы народов Университете дружбы народов имени Патриса Лумумбы.

Научный руководитель —

доктор филологических наук, 'профессор А. С. Карпов.

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор К. Г. Петро-сов,

кандидат филологических наук И. Г. Минералова.

Ведущая организация — Воронежский государственный университет.

Защита состоится «/'7 » сов на заседании специализированного совета Д 053.05.12 по присуждению ученой степени кандидата филологических наук в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова (119899, Москва, В-234, Ленинские горы, МГУ, 1-й корпус гуманитарных факультетов).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке УДН имени П. Лумумбы (117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6).

Автореферат разослан «

/А Лл^/х

Ученый секретарь специализированного совета доктор филологических наук, профессор

1990 г.

В. А. ЗАЙЦЕВ

Актуальность и научная новизна исследования. Имя Андрея Белого, в течение долгого времени упоминавшегося лишь в общих курсах истории русской литературы, ннне привлекает вое боле« пристальное внимание исследователей. Вызвано ято необходимость» глубже, недели это было сделано ранее, осмыслить лиг«-ратурннй процесс, логину его развития, роль традиций в процео-ее этого движения. В свете этой задачи фигура А.Белого приобретает исключительный интерес. Имя А.Белого упоминается, как правило, при обращения к творческому наследию символизма - при этом, однако, остаются в стороне многие вопросы, связанные о вкладом поэта в историк русской литературы, и - шире - иоторию русской культуры.

В дореволюционную пору это имя встречалось в критике до- ■ статочно часто. Высказывавшиеся тогда суждения вызывай определенный интерес и сегодня, но главный образом - лишь как факты литературной кизяи тех лет. В первое пооктябрьокое десятилетие об А.Белом критики пииут куда меньше а при этом - речь вдет почти исключительно о его прозе, о стихах говорится попут ко и вскользь. Упомянем в этой саязи о работах С.Боброва, В.Ев-геньева-Мансимова, С.Аскольдова (С.Козлова), П.Когана, В.Льво-ва-Рогачевского, И.Дежнева и др. Чаще других в это время обращается к поэтическому творчеству А.Белого Р.Йваяоэ-Разущшк, которого а первые пореволюционные года связывает с поэтом общность литературных позиций. В работах "Две России'' (1918), "Александр Блок и Андрей Белый" (1919), критик стремится осмыслить эволюцию творчества поэта на широком фоне происходивших в те годы социально-культуряых процессов в революционной России. В последней из названных шг, в статье, посвященной поэме А.Белого "Христос воскрес", Р.Иванов-Разумник ставил вопрос о роадении "нового мировоззрения грядущего Социализма"*, как нового Назарета, понимая социализм как учение, происхождением своим .обязанное христианству.

I. Иванов-Разумник Р.В, Александр Блок и Андрей Белый. Пб., 1919. С.165.

Однако уже к концу первого пореволюционного деоятилотия стихи А.Белого будут восприниматься иначе: критика весьма единодушно отказывает им в подлинной револыционности, а стало . бить, и значительности. Изменится cava система координат в • оценка творчества поэта, осуждаемого (например, А.Тарасенковым) ва неверное понимание пролетарской революции. Примечательно, , что » работе 1978 года к близкому по духу выводу пришла Н.И.Дн-кушна, назвавшая поэму "Христос воскрес" "гомункулусом", тем с&одм отказывая А.Белоглу а искренности приетпя реаолвцш.* Мек-. ду том, как убездают наиболее серьезные исследования (Ц.Вольпе, Т.Хмельницкой и др.),■дооктябрьская поэзия А.Белого лоеит в основном русле развития советской литература. I И в более позднее'время поэзия А.Белого получает в советском литературоведении весьма'разноречивые оценки. Это относится и к восприятию отдельных произведений. Tait, для А.Аврашнко, псдала "Первое свидание" - пример "отточенного виртуозного мастерства" поэта^, тогда.как дяя Л.Дслгополова она вообще но ста-ла"фактом истории поэзии".3 Так сказывается не только различия в представлениях исследователей о творчества поэта, но и недостаточная изученность его наследия.

Поэзия А.Белого советского периода исследуется в кандидат^-ской диссертации В.С.Иэашкяяа "Революция я судьбы поэзянв(А. Блок, В.Брасов, А.Белый). Однако в пола зрения автора работа оказывается лишь сборник стихов "Зовы времен", тогда как о других произведениях - в том числа, о созданных в это время поэмах - здесь сказано, скороговоркой.

В настоящей диссертации фактически впервые ставится задача целостного анализа поэтического творчества А.Белого после Октября, и этим обусловливается ее научная новизна и практическая ценность. Здесь получает характеристику процесс эстетического осмысления поэтом в нов ta - революционных - условиях общечеловеческих ценностей, освоение которых является ванным фактором й деле строительства новой культуры.

При sтом первостепенное внимание в диссертации уделяется

1. Ддашика Н.И. Октябрь а новые пути литературы. М.,1978. С«<¿24 *

2. Аврамэнко А. К вопросу о традиционности и новаторстве в по&зйн сшводязма. Филсл.науки. Ы.,1969. £ 5. С.29.

3. Долгополов I. Андрей Белый и его роман "Петербург". Л., 193В• С•373«

©

особенностям ядеостпля поэта, что, по нашему мнонию, дает возможность оценить принципы его художественной системы, понять, как реализуются в творчестве поэта его представления о специфике и назначения искусства, предетавлящего собой стройную динамическую систему. Поэзия А.Белого рассматривается в диссертации в широком литературном контексте и это позволяет увидеть, как воплощаются в ней тенденции, характерна для развития советской поэзии в исследуемую в работе эпоху.

Цель работы - изучение поэтического творчества А.Белого как целостной динамично'развивающейся художественной системы, представляющей собою значительное явление в истории советской литературы.

Характерной особенностью развития А.Белого на всем протяжении его жизни в искусства является отрешение обнаружить (а затем - н воплотить в своем творчестве) закономерности развития художественного сознания, играющего активную роль в процессе развития »лира и человека. А в конечном'счете, разработать универсальную концепцию культуры. Составной частью этого про-цесоа становится самопознание: обращение к внутреннему миру является для поэта этапом» ступенью в познании мира. Таким образом, искусство, начияаяоь обращением художника к собственному миру, выходит к утвервдению мысли о единства человечества. Необходимость объяснения природа поэтического творчества А.Белого, овоообразия его вклада в советскую поэзию ставит перед исследователем его поэзии следующие задачи: выявить исходные (корнями своими уходящие в фольклор) позиции в эстетическом поиске; охарактеризовать его роль в процессах поэтического развития в исследуемый в работе период; осмыслить восприятиэ ем Октябрьской революции, ее воэдеЗотвие на его творчество.

Основные принципы исследования. Теорэтйко-методологичеЬ-кпм основанием работы являются труды классиков марксизма-ленинизма, позволягаиэ охарактеризовать диалектику социального и худоизстаенного развития, взаимодействия искусства и действительности, художника и общества;^материалы ХШ1 съезда КПСС, партийные документы по вопросам литературы и искусства; теоретические и историко-литературные работы М,Бахтина, В.Кирмунс-кого, Л.Гинзбург, Г.Поспелова я других. Поэзия А.Белого исследуется в работе в исторшсо-хропологяческом аспекте на основе' принципов системного анализа и в широком контексте литературного процесса. - v

' Практическое значение работы и ее апробация. Основные положения работы были изложены в научных докладах, прочитанных в 1986-1988 годах на научных конференциях историко-филологического факультета Университета друябы народов им .П. Лумумбы. Результаты исследования и выводы могут быть использованы как в курсах истории русской советской литературы, тале и в спецкурсах в спецсеминарах, посвященных судьбам русской поэзии в советскую эпоху.

Структура работы. Диссертация оостоит из введения, трах глав, заключения и библиографии. Текст изложен на 160 страницах, список использованной литературы включает 210 иаимэнова- . най.

^ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована значимость и актуальность исследования, определена его цель и задачи, охарактеризована степень' 7, изученности поэтического творчества Андрея Белого советской эпохи. В пореволюционном поэтическом творчестве Белого можно выделить три последовательных момента, каждый из которых представляет собою новую ступень в развитии поэта. Первая из них связывается с созданием поэмы "Христов воскрес", свидетельствующей о приятии поэтом Октябрьской революции; следующей ступенью стала поэма "Первое свидание", вызванная к жизни необходимостью осмысления задачи культурного строительства в новую эпоху; наконец, в период пребывания поэта в Берлине и посла возвращения оттуда предпринимается попытка представить все ранее созданное как целое (лирический роман в стихах), переделав дая этого многие поэтические текоты.

В первой главе "Андрей Белый и Октябрьская революция. Поэма "Христос воскрес'' исследуется система средств выражения авторского сознания, направленного на постижение происходящих в мире революционных перемен. Поэма "Христос воскрес" рассматривается здесь на широком $он'е ознаменованных Октябрем событий. Внимание сосредоточивается на эстетическом восприятии поэтом революции как отихии, ее осмыслении в системе библейг -их координат, вызывающих к жизни определенный образный язык. И это, так показано в диссертации, характерно не только дня А.Белого, но также для А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского и др.

В этих условиях закономерным оказывается обращение Белого к поэме, жанру, который по природе своей способен воплотить концепцию эпохи, разумеется, в понимании поэта. Но эпические 4

тенденции вызревали в творчестве поэта раньше в эпоху первой русской революция - об атом свидетельствуют стихи, собранны» « вяиге "Пепел". Здесь впервые глубокий лиризм сочетается оо свойственной эпике мощью обобщений: слияние это определяет жанровое своеобразие первой поэмы А.Белого, где решавшие в' жизни народа ообития находят воплощение в форме лиричеоких размышлений о времени! движении истории.

О харгптере восприятия поэтом социалистической революции позволяет судить преаде всего позиция, которую занимает в мира лирический герой поэмы "Христос воскрес". Связь между лиркчео ким героем и самим поэтом всякий раз достаточно сложна, и однако же обращение к центральному в поэме образу дает отчетливое представление о месте, занятом поэтом во взвихренной рево лгцибй действительности. Лирический герой А.Белого - это тоже •частица духовного мира" поэта, как индивидуальное самовыражение личности".-1 Примечательно, что сам А.Белый признавал, что в основе поэмы лежат "бездны ужасов индивидуального "я" или "я" коллектива (души народа, души человечества) с роком, оо отражем порога его духовного мира* Так отчетливо прослеживается связь поэтического "я" о "мн", однако соотнесенность этих понятий носит диалектический характер. Герой поэзии А.Белого пореволюционного периода неотъемлем от своего предшественника и потому мы вправе говорить о единстве пути поэта при всем многообразии облика, встающего в центре его поэзии лирического "я". Начало этого пути было ознаменовано "золотолазурным бунтарством", которое, однако, не могло привести к желаемым результатам - к реализации мысли о духовном братстве людей; лирический герой этих - ранних - стихов бьи обречен на одиночество и осмеяние, И это становится особенно очевидным благодаря несоответствию чиото бытовых, жанровых сцен с высоким пафосом. Потрясение, вызванное ощущением безысходности, одиночеством,-характерная черта мироощущения интеллигенции той поры - достаточно ярко выявлено в ранних стихах А.Белого. Традиционности тематики соответствует традиционность художественной структуры стихов: высокая лексика, четкий ритмический рисунок, строгая логика развития поэтической мысли. Резкость противопоставлений, ирония, сарказм, изредка встречаясь здесь, еще не носят регу-

1. Тимофеев 1.Й. Слово в стихе. М.,1987, С.254.

2. Белый А. Стихотворения и поэмы. М.,1966. С.557, 2-450

парного характера, а стало быть не являются приметой идеостиля автора. '

Под натиском событий революции 1905-07 г.г."в лирике А.Белого вое ощутимее мотива, обусловленные реальной драмой родины, и ьое отчетливее ощутимо, что именно эта драма определяет згрой стшса поэта: сада входят поля "скудной земли", вызывая адова "на забуду страдать. Не устану любить". Чувство страдания и любви к иатери-родине заполняют душу лирического героя отяхоа, одушевляемого мыслью найти путь спасения.

Художественные поиски приводят к сближению символистской атрибутики с реалистической детализацией изображаемого. В стихи входят "росы, откосы, туманы", ребенок "засыпающий там у грудей"; ритмика под напором крайне тревожных впечатлений уже не укладывается в строгие размеры. Возникает тяготение к циклизации, свидетельствующее о стремлении к укрупнению масштабов поэтической мысдщ, прежние поэтические абстракции исчезают -возникает образ живой России. С ее судьбой связывается теперь судьба "полевого пророка". Представляется закономерным последовавший вслед за этим выход к поэмэ и при этом - поэме лирической.

Достаточно распространено убевдение, что А.Белый пишет свою поэму "Христос воскрес" "под влиянием" А.Блока (В.Орлов), что и появидась-го она вследствие неудовлетворенности поэта недостаточной, по его мнению, разработанностью образа Христа в поэме "Двенадцать" (А.Авраменко). Но стоит напомнить в этой овязи, что образ этот отнюдь не нов для поэзии А.Белого, появляется в не« ужа в дореволюционную пору, и в поэме "Христоо воскрес" возникает под воздействием преображенного, трансфор-мнровааного сознания.

По Белому, революция порождает- sesos качество сознания и передать его можно лишь вводя мотив "воокрешанш". Христианство, по мнению поэта, завершило определенный крут в своем развитии, оказывающем воздействие на развитие человеческого духа, революционный взрыв вызвал и новое отношение к Христу: разумеется,' речь идет о комплексе идеалов, связанных с эт. символом, во не о самом христианстве, которое, по словам поэта, "захватано попами".

Тома духовного преображения человека занимает в творчестве Белого чрезвычайно важное место, находя воплощение в обращении к образу Христа. Образ этот оказывается в центре поэмы, 6

где обнаруживается его многозначность. Революционная эпоха ни двигала на первый план задачи социально-политические. Однако для А.Белого они обретали специфическую форму: вызванный имй >■ / импульс должен был, по его мнению, стать источником нравствен ного совершенствования человека. Обращение к образу богочеловека оказывается для него в этих условиях попросту неизбежным, так как именно в Христе находит для поэта воплощение мысль о нравственно'! вершине, к которой стремится человечество. Так совершается в творчестве поэта выход к идеальному, появляется та мера, которая позволяет уяснить истинный смысл и высокое значение происходящего. По мере же определения и постижения' подлинной значимости утверждаемых в революционную эпоху новых духовных ценностей возникает возможность постижения внутренней энергии революции, воспринимаемой как закономерный; результат развития мира и человека. Встречающаяся в поэме формула "Есть. Было. Будет" - закрепляет факт существования глубинных пластов л сознании человека - общедуховных, вечных ценностей. Эти пласты носят вневременной характер. Революция духа, полагал А.Белый, как раз и призвана всколыхнуть эти лежащие в глубине человеческой души нравственные истины, которые находятся до поры - до времени взрыва - словно бы вне движения времени. . История предстает в поэме цепью таких - космических - взрывов. Христос становится здесь словно бы посредником мевду лирическим героем и читателем. Заимствованный из библейской легенды образ призван освятить мысль о кявотворной силе изменений в глубинах сознания под воздействием энергии социальных сил ревокации, освобоздащих человека и наполняющих новым содержанием его нравственный облик. В подобной трактовке нравственного смысла революции А.Белый явно несвободен от влияния антропософии Р.Штейяера. "Мы - в начале после истории" * - писал поэт, становясь на позицию концепции взрывов, являющихся двикущей . силой социальной жпзнл. По мнении А.Белого, круг, замкнувшйй-. ся в XX веке, - это завершение истории. Хриота. Но и одновременно именно о ним, о Христом, поат связывает представление о начале нового этапа нравственного развития человека, системы характерных для него духовных ценностей. Он призывает но порывать в Xристон, но наполнить смысл воплощаемого в этом олова

I. Белый А. Рудольф Штейнер. ГШ им.В.И.Ленина. Рукоп.отд.

Ф.25,к.4,ед.хр.2,л.207.

понятия новым содержанием.

Оклада возникает двухчастное композиционное решение поэми, где первая чаоть призвана дать представление о "пробуждения" личности, а вторая - о ее преображении.

Читатель оказывается свидетелем уникального явления -"прорезался луч в Новозаветные лета", ему (читателю) открывается поистине апокалиптическая картина. Рамки лирического переживания беспредельно раздвигаются, все "сулит невозможной". Благодаря атому "невозможному" образ Христа входит в ткань поэмы органично. Появление Христа заставляет осмыслить происходящее как звено духовной истории человечества на антропософской основе (для антропософии история человечества постижима только через комплекс идей, воплощенный в образе Христа), суть которого совершенствование человека в Духе.

"Воскрешение" Христа впрямую связано о признанием ревсл»-цки, как некоего.чуда, совершившегося в космических глубинах воеленной. Лотоыу-то случившееся в понимании поэта предстает перед читателем в апокалиптических формах катастрофы.

Мир души и вселенной распался на осколки отарых понятий и догм, и предстает теперь хаотическим сочетанием отдельных частиц. Ощущение-»того распада закрепляется в структуре стиха, где строки дробятся (порою совпадая по объему со словом), рит-ияко-ннтонационный строй создает ощущение дисгармонии в протекании отихотворной речи и т.д. Существенно, что и появление Христа этой дисгармонии не снимает: само имя Спасителя рифмуется со словом "вопрос?, так пробегает в стихе тень сомнения в подлинности спасительной силы Христа. Но тень эта далее - о появлением слов "это воскресло" - становится вовсе неуловимой. Стих балансирует на грани утверждений и отрицания, объективно выражая позицию сомневающихся, занимающих в революционную эпоху позицию наблюдателей. В этой связи важно обращение поэмы к коттау толпы, присутствовавшей при распятии Христа: новое под общий смех гибнет в мучениях, а право на жизнь получает убийца. Здесь достаточно отчетливо воплощается в стихе мысль о пагубной силе пассивности, равнодушия по отношению к эпохальному событию.

Вторая часть позмы непосредственно обращена к современности. Примечателен здесь эпизод, где повествуется о гибели железнодорожника. Герой этого эпизода не просто рабочий, но железнодорожник: с железной дорогой связывается представление

е

о разрушении патриархального уклада России. Гибель в схватке о буржуазией этого человека, прямо оопоотааляетоя со смертью Христа. Железнодорожник вдет на гибель за высокую веру, о которой "поют паровозы". Вера эта - "братство народов".

Использование библейской мифологии в изображении современности воплощает обмеченную уже черту миропонимания Белого, стремившегося добраться до вневременных глубинных пластов сознания, а это, как полагал он, под силу лишь художнику новой формации, выступающему в роли творца жизни.

Каждый эпизод поэмы обладает овоей звуковой тональностью. Ею определяется динамика развития метафоры, которая, в свою . очередь, оформляется в звукосимволяческий образ. Дня поэта глубоко принципиальное значение имеет сближение семантической а звуковой сторон слова. Здесь существенно все: объем и характер сочетания словострочий, распределение внутриотихоЕ..; пауз, ритмический рисунок ж т.д. В основе этой оистемы-соответствнв эвукосемантических единиц, движение от уровня морфологического (близко звучащих морфем) в структурам более высокого порядка:, звукослову, звукообразу, авухооямволу. Звукоекмволы, в свою очередь, порождают лейтмотивы. Так, обращение к теме распятая а воокрепвюга Хряста, вызывает мысль о безверии и равж ушз, о пассивноетн, а одинетввшпм выходом отсюда оказывается путь в опасению и слиянию в братстве всех варе ;ов, оимвелом этого становится образ Орл$ - России.

.. Вторая т^„*П<???'И Щог9 ШЧЗДЗ Г9Д93-

Поэма "Первое свидание1'. Три года, которые отделяют эту поэму от поэмы "Христос воскрес" стали эпохой в стремительном развитии революция в России, переходившей от разрушения к созйданию. "Праздник ожидания", о котором поэт восторженно писал в стихотворении "I мая" н поэме "1ристоо воскрео", сменился буднями, настоятельно диктовавшими необходимость осмысления новых духовных завоеваний. Библейские рамки освоения масштабов революции оказались тесны не только для А.Белого. В глазах поэта этот этап в движении времени выглядел "ассоциацией лабораторий всяческих опытов Строительства Жизни".* 1921 год, как утверждал, например, Львов-Рогачввский, стал годом возврата "к ггун-

I. Белый А. Почему я стал символистом. ЦГАЛИ. Ф.53,оп.1,ед» хр.74,л- л). •

кияскому реализму"% связывается это о наступлением момента, "когда из студий и лабораторий искусство должно хлынуть на улицы"

Закономерно, что нменпо в эту пору появляется поэма Андрея Белого "Первое свидание", ставшая заметным событием литературной жизни.

Тема духовного состояния мира начала XX века и пути интеллигенции к его (мирз) осмыслению и преображению определила главный лейтмотив поэмы. Этот момент истории рассматривается здесь на фоне эпического состояния мира, что дает возможность пошть истинный смысл человеческого существования. Поэт изображает движение истории, и это позволяет по-настоящему осмыо-леть путь а характер саморазвивающегося "я". Примечательно, что при этом А,Белый открыто опирается на традиции русской литературы, связанные с именами Пушима и- Достоевского. Лирический герой' поэмы занят не только самоанализом - он оказывается участником реальных жизненных процессов, и это придает изображению (в том числе изображению человека) в поэме объективный характер. Примечательно, что теперь слово в стихе поэта освобождается от догматических и мистических уз, власть которых столь ощутима в дореволюционной лирике А.Белого. Принцип, провозглашенный в поэме "Христос воскрес" - "Слово, стоящее ныне. Посередине", - вполне реализуется лишь в гармоническом стихе "Первого свидания".

Для А.Белого социалистическая революция не разрывает преемственные связи нового искусства с ужа сформировавшимися традициями, во влечет за собою революцию духа, апостолом которой становится поэт. СТы в слове Слова - богослов"). Отсвда - оптимистическое, в целом, восприятие свершающегося. Лирический герой поэмы, пожалуй, впервые в поэзии А.Белого воспринимается как соцкально-опредалеиная личность: это уже не "полевой пророк", на глашатай Второго Пришествия, не провидец грядущей "весны" человечества. Это - человек, обладающий реальной биографией, социальной характерностью. Человек, отдающий себя наукам и пскусотву, несущий в себе "печали" своего времени, и на этом основании, вполне способный претендовать на роль предста-

1. Львов-РогачевскиЯ В. Новейшая русская литература. М.-Л., ■ 1324. С.362.

2. Там же. С.-'364. 10

вителя'ушедшей эпохи. Поэма биографична (об этом моино судить, хотя бы обратившись к мемуарной прозе поэта), в традициях реализма предпочтение здесь отдано фордам правдоподобным. И что совсем необычно для Белого - лирика по складу дарования - повествовательна.

Поэт вводит читателя в мир "бездны" противоречий эпохи 900-х годов." Одно из главных тут - противоречие мевду рациональным и религиозным сознанием. Ojio снимается рождением третьего "смысла", совмещением науки и теургии. Особую роль в этом процессе играет, дая автора поэмы, музыка. Она призвана свести на нет "разрыв трагический культуры" о жизнью, о бытом. По этой причине реальная действительность становится в поэме лишь орнаментом, в котором переплелись единичные приметы и явления, возводимые в сознании к символам. От простейшей символизация о помощью эпитетов оовершается переход к символике болсз высокого порядка. В основании этого перехода лежит обозначение, например, цвета: "сентябрь - листва золотая", "декабрь - пурга белоголовая". Цветовой образ оомысливается, становится знаком духовной жизни. По мнению поэта, диалектика миропонимания лежит в пределах рационального. Однако этого недостаточно для прорыва к вершинам духа: необходимо вырваться за прэдел.. научного познания: здесь вступает в овои права искусство; благодаря силе воображения художника постигается го, что недоступно научному опыту. В основе этой концепции поэта лежит философская вдея Вд.Соловьева о том, что человеческая воля "содержит в себе такую же бесконечную возможность совершенного осуществления этого всееданого смысла в данной жизненной среде. Человеческая личность бесконечна".*

Путь к осмысленно действительности лежит в русле поиска этого всеединого смысла. Здесь - объяснение того факта, что пережитое восстанавливается столь полно, живо. И в то же время оно (пережитое)" воспринимается как воплощение исторического опыта поколения, времени. Сплав лирического с эпическим, исповеди с рассказом становится тем "зерном", которое проросло в поэзии А.Белого, позволив ему сказать оэое олово о времени.

Поэма связана с русской поэтической традицией, но она не Традиционна. Поэт смело преобразует классические стиховые формы. Повествовательный стих поэмы астрофичен, что позволяет

I. Соловьев Пл. Оправдание добра. С.-Пб,,Г897. С.ХУ.

сообщить естественность движению поэтической речи. Речевые периоды здесь по структуре и объему чрезвычайно свободны, что свойственно более прозе, чем стиху. Своеобразна и композиция поэмы, где отдельные ее части завершаются афористическими двустишиями, в которых подводится итог движению мысли. Поэму характеризует чрезвычайная насыщенность ее речевого отроя ассонансами и аллитерациями, порою - просто звукоподражательными: «И - иу - шу - шу, и - ша - иа - ша, И - хвоот оторван:.антраша...",

"Фонетический свет" (О.Мандельштам) в поэме включен на всю мощность.

Сюжет поэмы благодаря музыкальному "озонирующему дыханию" стиха представляет собой не оумму линейно расположенных фрагментов, но сложно смонтированное единство. Главным героем поэмы становится эпоха, ее духовная атмосфера. В связи о этим необходимо заметить, что "музыкальность" поэмы заключается для автора не в насыщенности стиха звуковыми повторами или ритмшсо-мелодическимя фигурами. Поэт стремится достичь глубины воздействия стиха благодаря его эвукосемантичэской, художественной структуре. Мелодия стиха воплощает и выражает душевные движения и призвана пробудить отзвук в душе читателя и тем способствовать преображению его сознания.

Третья глава "Вемииокий песенник".-Переработанные стихи" поавящена реализации А.Белым своего замысла представить написанные им к зтому времени стихи как единый роман в стихах. Этот замысел возник не вдруг - так оформились тяготения поэта к объединению свои атихов в рамках определенного единства: цикла, книги и т.д. Но толчком к попытке осуществить этот замысел стала встроча со сборником отихов М.Цветаевой "Разлука", отозваваался в творчестве А.Балого небольшим циклом известным широкому читателю под названием "Берлинский песенник". Привлекательной особенностью книги М.Цветаевой оказалось ее целостность. При этом А.Белый обнаруживает значительное "лирическое" сходство своих стихов с цветаевскими. И в том и в другом случав, по его мнению, стихи - вмеоте - представляют.стройное мелодическое целое, в основе которого - строй души поэта, именно этому подчинена структура цикла (книги). И в сущности, все написанное поэтом, может быть представлено в виде единого поэтического организма. Именно так и происходит, когда поэт работа-

ет над объединением своих откхов в рамках того, что он называл "романом в отюсах? получивши« наименование "Зовы времен". Скщд должны были войти в значительно переработанном виде стихи, составившие прежде изданные книги, и разобранные нами вше поэмы.

Стремление поэта представить своз творчество как единое произведение в стихах имеет под собою довольно серьезное основание: по убеждения А.Белого, од был найден "философский камень" поэзии. Универсализация мировосприятия позволяла "переливаться" отихам в казалось бы несовместимые единства тем и образов. Опираясь на музыкальные принципы выражения внутреннего Я, поэт начал строить свои отихи как оданство многообразия лейтмотивов. Поэт был убежден, что понятия строка, строфа скоро сменятся понятием интонационного целого. В отпхе Белого начала господствовать мелодия. Отчетливо проявляется отрешение поэта интонационно и'графически дать свободу движению ./встна. Энергетичеоки раскрепостить стих. Дыхание поэта становится глубже. Речевой период перерастает в интонационный, связь речевых периодов осуществляется через нарастание эмоциональной . напряженности стихотворной речи. Поэт отказывается от инструментовки отиха в пользу движения интонации на протяжении всего речевого периода, и в то же время,' разбив строк на г ,орп~ отически сжатые по смыслу и оттого обретанцие мощь эмоциональ- . ного накала строки служит средством соэдг яя поля высокого напряжения. Оставаясь в.о власти "мелодизма", поэт создает сложную архитектонику стихового единства. В связи о данным обстоятельством, он уже вынужден пренебречь хронологией созданных ранее произведений. Все это напоминает процесс переплавки • стихового материала в новью, порою неожиданные, единства..

Отсюда, например, за стихами сборника "Урна"(1909) следует поэма "Христос воскрес" (1918), четыре версии сборника "Пепел", а в Г-ом томе двухтомника "Зовы времен" снова восстанавливается поэма "Первое свидание", которая завершает переработанные стихи "Золота в лазури". Во второй том подбирались отихи из "Пепла" и "Урны", сливаясь со стихами "Берлинского песенника", завершились поэмой "Христос воокрес". Таким образом, поэтическая судьба поэта представала перед читателем вне пространства и времени. Читатель может лишь по характеру мелодий, по причудливому узору передаваемых настроений догадываться о л, какое время слагало эти песни, какие чувства испытывал поэт иод воздействием определенных событий и време-

13

ии. Если ке участь, что последние переработки вались в конце 20-х начале 30-х годов, то правомерным станет утверждение, что поэт вспоминает давно забытые мелодии вместе с читателем, по ему никак кв удается извлечь из тайников памяти единственно иернуа мелодии, которая в нем в определенное время п в определенном моста звучала.

В процессе такой переработки уничтожалась не только хро- . лологпческая последовательность, но разрушались связи, соедп-няшшо стихи с породившей их эпохой. Первые опыты реализации такого замысла относятся к 1923 году; стяхп, вошедшие в состав-.яошшй им тогда итоговый сборник объединялись в циклы по достаточно традиционным основаниям: тематическим и др. Позднее серьезной переработке подвергается и текст стихов с целью более прочного соединения их в границах того, что определялось как роман. Однако желаемого результата не возникало.

В завлечения подведены итоги исследования. Рассмотрев многосложный и многообразный мир А.Белого на том его этадо, который стал объектом изучения в диссертации, следует обратить внимание на художественную целостность лирической системы поэта. Неизменной оставалась основная творческая задача, которую ставил пород собой поэт: определить нравственные основы человеческого сознания в найти т наиболее сильные - точные - выражения. Отсюда - напряженность поиска художественных . средств, с помощью которых эта грандиозная задача могла бы быть решена. Начав с разработки нового жанра в литературе -симфонии, А.Белый ищет - я находит - все новые и новые возможности воссоздания изменяющегося духовного мира человека, принадлежащего переломной эпохе. И-на этом пути приходит к необходимости укрупнения поэтического целого с помощью выхода к канру поэмы,, объединению стихотворений в цикли, наконец, объединяя все созданное им в рамках единого "романа в стихах". Так отражается в сознании и творчестве поэта эпоха решающего перелома в жизни народа.

В основе создаваемых поэтом стиховых единств лежала вдея мелодических периодов. И это' было продуктивно для отдельного сборника; свидетельством тому сдует? сборник стихов 1923 года, где мелодический принцип не входил в противореча с поэтическим материалом. Однако А.Белый не мог остановиться на этом, ему всегда необходимо было заглянуть за край... Поэт решается

на' коренную переработку всего поэтического материала, созданного в течение тридцати лет, с цзльа представить всю поэтическую работу как полое - своеобразный роман. На этом пути его здала ноудача, но ценность последнего поэтлчоского зкспериияп-та поэта но утратила своего значения. Свидетельством тому является всо возрастающий интерес к фигуре Андрея Белого, поэта-мыслителя - экспериментатора.

По тема диссертации депонированы слэдуюдпа статьи-

1. О аанровом своеобразии поэмы А.Белого "Христос воскрес ИШОН АН СССР, й 26320 от 7.08.86 - II о. .

2. Поэма в творчество Андрея Белого. ИШОН АН СССР, ' И 34555 от 4.(77.88 - II 0.