автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Поэзия Д. Бичель-Загнетовой. Проблема лирического героя
Полный текст автореферата диссертации по теме "Поэзия Д. Бичель-Загнетовой. Проблема лирического героя"
р\ и
- . л Л о в -ч ЦП» '1
.*• ь Л ^
лкдде:1ж. на^с ?йспузл12й беларусь ИНСТИТУТ ЛИТЕРАТУРЫ ИМЕНИ ЯНКИ ШШ
.Ыз ярагпг рухопи; ПЗГЕУШКЕЕИЧ Алла Еиаолаезна
шэзш д.е^о-загнетсвой. промера
Ш'ПгИЧЕСКЛГО ГЕРОЯ Специальность:. IQ.CI.Q2. - литература народов СССР
Л з о р е ф е р а ? диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
1593
Работа выполнена б Институте литературы икени Янки Купали АН Беларуси
Научный руководитель: доктор филологических наук, академик АН Беларуси Науыенко И.Я.
Официальные оппоненты: доктор филологических паут;, член-корреспондент АН Беларуси Лойко O.A., кандидат филологических наук, доцект Мященчук Н.И.
Ведущее научное учреждение: Брестский государственный педагогический институт
Защита состоится "¿У " ялмра^Л 1933 г. в часов на заседании специализированного совета Д.00б.16.'0Т при Институте литературы имени Янки Купалы АНБ (220072, Минск, проспект Ф.Скорины, 65).
С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке имени Якуба Ко ласа АН Беларуси.
Автореферат разослан " ¿¿-л/и'лЯ' • 1993 г.
• Ученый секретарь я \ /
специализированного совета J(/(,. Jj/wutblHilw 1;.й.&4ушкнский
Ii
Институт литературы Академик наук Беларуси,Т39о
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Проблема лирического героя - одна кз основных в теории и практике литературного творчества.. Обусловлено это тем, что посредством её разрешения исследуется человеческая жизнь, раскрываются сложные диалектические взаимоотношения человека и общества, человека и природы, личного и общественного.
Дальнейшее развитие общества требует особенного внимания к гармоническому развитию, реализации способностей и возможностей личности. В этой связи закономерно современное обращение к проблеме лирического героя,,стремление не только определить ее место и значение в историко-литературном процессе, но и прояснить природа-лирического героя в творчестве конкретного поэта. В значительной мере это обращение обусловлено и тем, что само понятие "лирический герой" не получило в нашей литературоведческой науке общепризнанного истолкования.
О сложности и вместе с тем актуальности проблемы лирического героя говорят периодически вспыхивающие вокруг нее в последние - десятилетия дискуссии, в которых принимают участие не только литературоведы и критики, но и поэты. При этом одни утверждает1 важность и необходимость понятия "лирический герой" для более конкретного к угдубленного анализа поэзии*, другие считают эту категория надуманной, объявляя лирического героя литературно-критическим "призраком.
Возникнув в 20-е года, понятие "лирический герой" нашло дальнейшую разработку в трудах li.fi.Бахтина, В.В.Еузнкка, Л.Я.Гикзбург, И.Л.Гринберга, Б.О.Кормана, А.А.Михайлова, Т.И.Ои&кан я других
^Берггольц 0. Против ликвидации эшрики//Литературная газета. 1954. 28 октября; Гринберг И. Оружие лирюси//3намя.1954. 8; Па-перный Б. Образ, а не призрак/Литературная газета. 1963. II ив-ля.
2Назаренко В.О. О так называемом "лирическом герое"//Ззезда. 1953. $ 10; Назаренко В. Литературный пережиток//Литературная газета. 1963. 16 июля; Томашевсхий Б. Првзрак в литературоведе-кки//Литературная газета. 1963. I июня.
русских учёных.*
Среди белорусских ученых проблемой лирического героя занимались Н.Н.Орочко, В.В.Гниломёдов, А.С.1Урская? Но особенный интерес представляет теоретическая работа И.С.Шпаковского "Типизация в лирике", автор которой впервые в нашем литературоведении рассматривает форш и средства типизации.
В творчестве каздого поэта эстетическая концепция, а также лирический герой находят своё индивидуальное воплощение. Поэтому важным является раскрытие образа лирического героя в творчестве . конкретного поэта. Объектом данного исследования является проблема лирического героя в поэзии Д.Бичель-Загнетовой. В работе впервые всесторонне исследуется лирика белорусской поэтессы, однако до сего времени в литературной критике периодически говорилось о её творчестве, которому отведено должное место в исследованиях по проблемам современной белорусской поэзии. Стихотворным сборникам поэтессы посвяцали свои статьи Г.Березкин, В.Бечик, В.Колесник, А.Дойко, А.Петкевич, Я.Тарасюк, Т.Чабан и другие.
Диссертация представляет собой первую попытку целостного монографического исследования поэзии Д.Бичель-Загнетовой, раскрытия ее индивидуальных черт и способов типизации в лирике.
Целью диссертационной работы является создание целостной научной панорамы творчества Д.Бичель-Загнетовой, прояснение гравдан-стзенного и гуманистического характера лирической героини её поэзии. Диссертант стремился раскрыть образ лирической героини поэзии Д.Би-чель-оагнетовой в тесной связи с закономерностями развития белорус-сксй ".-.ейской" лирики, а также .с учетом роста творческого мастерства и опыта поэтессы.
Методологической основой диссертации являются научные труды
■ ' ^Бахтин U.U. Проблема отношения автора к герою//Бажгин М.М. 2зтеткха словесного творчества. М.:Искусство, 1985;Бузник В.В.Лирика и время.lí.-Л.: Наука, 1964; Гринберг ИЛ. Три грани лирики: Современная баллада,, ода и элегия. Ь1. :Сов. писатель, 1975; Гинзбург Л.Я. О л;:р,;:-:е. Л.:Сов. писатель, 1Э74; Сильыан Т.И. Заметки о лирике.Л.: Cos.плсателъ,1377; Михайлов A.A. Лирика сердца и разума: 0 творческой и.::р!вкдуа.тънссти поэта. П.: Сов. писатель, 1965.
Гало^ая служба паэзП: 36opHÍK крытычных арты-кулзс/. :Нкск:Мазт. Jiiíapaiypa, 1974; ГнЬчамёдаУ У.В. Оучасная бела-руская raisin: Творчая 1к^ь:21дуальнасць i л^аратурны працэс.Шнск: »эз'ка i г:•:?., Tí¿3; Гурсхая E.G. Художественные искашя совре-м-?н:-п:*. бглзрусгхо?. .-.грикк.Дйс. .. .хаяц.фшол.наук.&шск, 1952.
и работы теоретшсо-лигературного характера русских я белорусски учёных. Довольно сироко использовался литературно-критический материал , посвяцённый творчеству поэтессы, почерпнутый у.з периохи-ки бС-80-x годов.
Научная новизна работы заключается в ток, что лирика Д.Еи-чель-Загнетозой впервые выбрана в качестве предмета пироксго специального исследования, что такая важная теоретическая проблег.и -проблема лирического героя - Епервые в белорусской литературоведении рассматривается на основе тв^чества конкретного поэта..
Практическая значимость. Данное исследование суцесТЕенно расширяет представление о белорусской "женской" поэзии. Фактические. материал, основные пояснения и выводы диссертации ыогут бьть использованы при изучении современной белорусской лирики, еря чтении лекций перед студентами, проведении спецкурсов и спецсеккнаров, написании дипломных и курсовых работ. .
Апробация работы. Диссертация была обсутгдена и одобрена ка заседании отдела современной белорусской литературы и критики Института литературы км. Янки Куп алы All Беларуси и на заседании кафедры белорусской литературы Гродненского государственного университета им. Янки Купали. Результатам исследования посвящены публикации в научных и научно-методических журналах, сборниках. О.исо.ч публикаций приводится в конце автореферата.
Структура исследования. Диссертация состоят кз введения, дгух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГОДЕН1АНШ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается выбор.те.'л; а её актуальность, £=ор-¡.доируются цели к задачи исследования, излагается тегретиго-^ето-дологические основы, определяется структура р*Соты. ¡¡рирод.тгек ¡z^--личные точки срения на проблему лирического героя е целом, г си самым доказывается необходимость учитывать устойчивые урк.-^гил яря разрешении данной проблеьы на материале роэзии Д.Бнчель-оагкетгйгГ.. По причине последнего в качестве рабочего спределенкя поняткп ческиС горой" принимается следующее: "Чиркчесйкй герой - реал»и-сСусйсглгинь'Я псэткческкГ с б раз, пргде?« лпсцкГ. cci->R oC-C:i>:±":zr _ .у.иокис,е 1«ч:и.<-чнп> гуаязшх дл.*: дгькой о.т.-х:: '-г/г.с-п :* .*
•Tyjor.nr. Г.С. coups:.'№ноГ: С czr.rj'.\
.-.-■•;:!::.- С,
Оделан краткий обзор основных литературоведческих расот по данной проблеме. Здесь же автор диссертации полемизирует с некоторыми положениями работы И.С.Епаховского "Типизация в лирике". Особое несогласие вызывает образы, не зависящие от авторского облика.
Образ лирической героиня поэзии Д.Бичель-Загнетовой рассматривается з его эволюции. Поэтоцу во введении мы посчитали необходимым сделать условную периодизацию творчества поэтессы.
Первая глава работы ("Образ лирической героини поэзии Д.Бичель-Загнетовой я личность автора") посвящена самому актуальному вопросу, который включает в себя проблецу лирического героя: как соотносятся личность поэта и образ лирического героя его творчества, в какой степени родства или ке, наоборот, отдаленности они находятся. За основу нашего понимания* приняты следующие положения: "В лирике личность поэта и то, что он говорит о себе и от своего имени в стихах, полностью не совпадали и не совпадают, потому что дум лирики характерны отбор, вымысел, творческая фантазия"^ поэтому "образ поэта не должен восприниматься как равный личности поэта, даже сублимированной и идеальной"? Про актуальность этого вопроса, говорят стремления классифицировать форш лирической типизации в их отношения к личности автора. Рассматривается классификация, предложенная Е.С.Гурской. Отмечается, что каждая попытка систематизация является плодотворной уже потоцу, что ведет к упорядочении, точности. Но вместе с тем оспариваются некоторые форш, выделенные в этой классификации. Так» первая форма "я" - это "я" противоречит нашему пониманию данного вопроса. Да и сам исследователь подчёркивает, что нельзя между поэтом и его лирическим героем ставить-знак равенства.
Заступая против слишком широкого употребления термина "лирический ;герой", Л.Я.Гинзбург указывала на необходимые для его существования три основные черты - биогрсфиэм, психологизм, сюжетность, которые ввделяюгся потоцу, что служат созданию целостного характера, помогают отобразить мир личности разносторонне и вместе с тем очерчивают определёнными рамками пространство её существования- С этим нельзя не согласиться, потоцу что каддое отдельное стихотворение - это только "определенное состояние характера" (Л.Ти-ые^еез), только определённая черта целостного образа, который и
т_ _ „ _
-ьузнкх в.В. лирика и время. С.9.
^Гшзбург Л.Я. С лис!ше. СЛ70.
создаётся объединением этих черт п одно целое. Биографизм не случайно выносится на первый план: личностное начало является одним из основных средств конкретизации, индивидуализации в лирике. Ещё раз подчёркивается, что разговор ни в коем случае не идёт о полном, "сплошном" биографизме. Процесс отображения в лирическом образе личного, пережитого поэтом, сложен. Это не механическое перенесение на бумагу своих чувств, а "эстетическое перевоплощение конкретного, единичного в общезначимое, общечеловеческое'1? Только в таком случае достигается понимание, сопереживание читателя - цель творчества.
Для поэзии Д.Бичель-Загнетоввй всегда была характерна особенная близость её героини самой поэтессе. Именно этим объясняются редкие случаи "ролевого героя" в её творчестве, а также и то, что уже в самых первых поэтических книгах возникает целостный характер, который ввделяется единством мировосприятия, идеалов, наконец, таким внешним признаком биографизма как "сплошная жизнь" в поэзии, географических названий. Последнее особенно характерно для лирики поэтессы. "Координаты бытия" её лирической героини очерчены достоверно. Это Гродненщина, Принёманский край, родная деревня Бнсхул-цы, её окрестности, Гродно, город, ставший родным. И,конечно же, Неман со своими притоками. И надо всем этим - светлый образ Родя-ны - Беларуси.
С первых сборников поэтессы Беларусь предстаёт как ласковая мать, звучит мотив неразделимости личной судьбы и судьбы Родины. Но в тех ранних стихотворениях чувствуется ещё налёт декларативности, артистизма, риторичности. Отказ от формы публицистического монолога-обращения к Отчизне шёл у поэтессы через освоение иного композиционного строя стихотворения, через поиск поэтической формы, которая лучше всего передавала бы искренность и интимность чувства лирической героини. Этой "своей" для Д.Бичель-Загнетовой стала форма диалога, которая дала возможность высказывать патриотические чувства доверчиво, просто. О том, что этот путь бнл ПЛ^Г;'"1"-ворным, говорит появление в её лирике настоящих поэтических достижений: "ЗУтэйшая", "Зн1таванасць", "Белая русь". Последнее из на?ван-ных - это диалог с доченькой, в вопросе которой: "Белля Русь, мамочка, это девчснка? Да?" - звучит искренность, наивность ребёнка, особенное, неожиданное видение мира черед конкретные образы, что вообще характерно дяя детского миропонимания.
хГУрская Е.С. Художественные искания современной белорусской лирики. С. 17.
Д.Бичель-Загнетова вновь и вновь возвращается к образу Беларуси "как исторической и национальной целостности, интимной и тёплой, как родной доу, но несравненно шире его. Более синтетической".^ Как высшй аккорд, как своеобразная кульминация патриотической теш в лирике поэтессы - объединение двух больших человеческих чувств: "кахання" и любви в одно целое неделимое чувство: "Я к тебе протягиваю руки - обнимают руки Беларусь".
В диссертации подчёркивается близость поэзии Д.Бичель-Загнетовой и Л.Гениш, которую поэтесса считает своей духовной матерью. Близость идейно-мировоззренческих, а также художественно-стилистических основ " обусловлена созвучностью, образно-тематической, интонационной перекличкой их поэзии.
Глубоким патриотизмом наполнена и историческая тема поэзии Д.Бичель-Загнетовой. Ей всегда был присущ интерес к прошлому своего народа, его истории, но развитие исторической темы имело в начале творчества стихийный характер. Встречались отдельные стихотворения, отдельные образы исторических личностей. Позже начинает формироваться такое понимание истории, времени, связи прошедшего, современного и будущего, что даёт возможность говорить об историзме её поэтического мышления. Её лирическая героиня, человек своего времени, чувствует связь с прошедшими эпохами, непосредственную близость к тоцу, что находится вне её личного жизненного опыта. Связь с историей крепкая, живая, поэтому в её стихах возникают образы не мёртвых древних храмов, а неравнодушного, причастного к судьбам людей существа. Таков образ Наложи - памятника архитектуры Гродно ХП ст. Этот образ непосредственно связан с образом лирической героини и с личностью самой поэтессы, потому что вся жизнь её проходит на фоне этого величественного храма. Образ Каложи ассоциируется с образом самой Беларуси, её непростым прошлым. В этом плане поэтесса наследует традицию В.Корстковича.
Главное, что характерно для освещения Д.Бичель-Загнетовой исторической тематики,- это направленность в современность.Проблемы, которые волновали а прошлом, она проецирует на нашу сегодняшнюю жизнь. Эта направленность определяется единством проблем: забота о судьбе Родинч, о будущем нации, состояние языка, культуры, потеря духовных ценностей.
В творчестве поэтессы - своеобразное осмысление границ родного елозя, то, утр кгэтик 3.Колесник назвал "узловым мотивом лирики.
хБярозк5н Р. Святло I рух/Даладосць. 1976. 6. С. 176. - 'с -
Границы эти не географические, а исторические и гуманистические — это границы человеческого единения".* Слово, песня являются для лирической героини такой высокой ценностью, которая ассоциируется с образами самых родных людей, наследников человека.
Не только исторические личности притягивает вникание Д.Би-чель-Загнетовой. Близкие, родные поэтессы становятся в один ряд с известными людьми. Моменты биографизма здесь чувствуются особенно сильно. Мы узнаём о предках поэтессы, членах её семьи, односельчанах. Этим биографизм распространяется на образы других людей, целого рода. Гордость за негожа свои корни звучит в лирике. Сила крестьянства - в труде на земле. Да и сама Д.Бичедь-Загнего-ва - продолжательница рода земледельцев - свою лирическую героиню часто показывает в крестьянском труде. Благодаря духовному единению с "людствам працы" в стихах поэтессы нет того ностальгического мотива потери малой родины, что так характерно для нашей "женской" поэзии.
В самом "эпицентре" географического и эмоционального пространства поэзии Д.Бичель-Загнетовой - образ Немана. Ни одно из географических названий не повторяется так часто, не ассоциируется так ярко с её творчеством, как Неман с его притоками. Интересно проследить "эволюцию чувства" к "единственноцу возлюбленному", как называет Неман поэтесса. В первых сборниках он нарисован яркими, светлыми красками. Вообще, настроение радостного, несколько идиллического восприятия жизни характерно для ее раннего творчества. Неман представляется часто не просто рекой, а чем-то более значительным. Звучат мотивы поклонения великой реке, обожествления её. Но постепенно Неман будто сходит с недосягаемого пьедестала, становится существом родным, земным, кровным. фдьба лирической героини тесно переплетается с судьбой реки. Происходит сознательное н радостное присоединение к семье рек, когда свою человеческую сущность героиня ставит с ниш э один ряд.
В стихотворениях более позднего времени часто возникает тревога из-за того, . что _ река начинает мелеть, и её волны из чистых и прозрачных превращаются в цутныа и тёмные. И уже еовсен страдным з своём беспросветном отчаднки выступает образ послечер-нсбыльсхого Немана в последнем сборника "А на Лалесс]". ЛрзСлеи!, которые переживает роча, переносятся в социальную сферу. Поэтесса видит непосредственную пзязь его трагедии с об^ествеьш^и про::ес-
-Калесн1к У. Свет бл1эк! I далёк!//Бйлсрусь. Г^.Г-З. C.L3.
с
сами.
Ко наиболее полно биографизм творчества Д.Бичель-Загнетовой проявляется в изображении непростой и очень трудной жизни женщины, женской судьбы. Так. искренне, правдиво рассказать о радос-гях и сложностях жизни аенцины-гтруненица, матери, жены, о большей ответственности зн судьбу семьи, будущее детей моает только человек, который пережил Есё это. Самой оснсзной общественной обязанностью, считает доэтесса, является забота о нашем будущем, о детях. Эти ненские обязанности являются не менее важными, чем другие ■ дела, потому что в них заключается судьба мира.
. "Чисто" интимных стихотворений в лирике Д.Бичель-Загнетовой немного. Любовь присутствует в жизни её героини как естественное состояние сердца. Без него и сама жизнь теряет не только привлекательность, но и смысл. Для её лирики характерно отражение не расцвета чувства, а его рождение или предчувствие потери. Такие ситуации, психологически достоверные, встречаем в стихах: "ííTymKi над стараяытнай Каложай',' "Щ сняцца табе хв!л1наю...", "Дзое" и других.
Биогре:пизм часто вводится в такой прямой, открытой форме, что употребляются не только географические названия, но и имена близких, родных, . поэтесса свою героиню называет собственным именем.
Рассматривая биографизм творчества Д.Бичель-Загнетовой, нельзя не обратить внимание на связь её поэзии с фольклором, потоку что зто не просто освоенное явление внешнего мира, а проявление органического,естественного единства собственной духовной жизни с кяроднаи мировоспсият..ем. позтому фольклорность её творчества -ого не столько "усвоение народно-песенных приёмов поэтики, сколько обращение к глубинным ценностям народного мировоззрения, соотнесение духовного облика совремэяяэй лирической героини с фольклорно-• обебц-гнгем сбр«ом кенщины, традацьей женской судьбы, народной мо-гзл;'.".1
Ь заключении изрео?: главы диссертации подчёркивается, что эле-ге'-гтк cüorpM'íióMa как одно кз необходимых условий существования ?ср?.за л^си-г.скто гесоя присутствуют в творчестве Д.Бкчель-Загне-ТГЕ.-Г: 20 -^слен^х >уд«зестзенных образах, потому что именно
•f^ г?'". те-ез "свои боль и свою сацость" появля-
-Г.:-:. Гг-р-^-иь бел-pyciíix паз-тэс у езктле £альклорнах
ется у поэтессы возможность по-настоящему сродниться с людьми, с млром. Чераз отнесение к Родине, через глубокий интерес к истории Беларуси, через единение с людьми труда, черчз усвоение норм народной морали и происходит таксе единение. Образ лирической героини в творчестве поэтессы непосредственно связан с личностью автора. Это проявляется в родстве мировоззренческих, морально-этических и духовных ориентиров.
Бо второй глазе диссертации ("Сюжетность и предметность как способы воплощения характера героини поэзия Д.Еичель-Загнетовой") •¿начале рассматривается само понятие сюжета в лирике, в определении которого существует две крайности: механический перенос в лирику этого понятия из других родов литературы гаи категорическое - утверждение, что произведения лирические сюжета не имеют. 5 основу нашего понимания положена посылка В.В.Кожинова: "Состояние передается з лирике как лирический сюжет".^ А наиболее полнее объяснение этому понятию даёт литературовед А.М.Леткевич: "Сг-сскет в лирике образуется течением переживаний, настроений лирического героя. И тут своеобразность сюжета зависит от характера и силы лирического пережигания, диктуется мировосприятием автора".*" Отсюда следует, что понятие действия в лирике в том смысле, которое оно имеет з эпосе и драме, отсутствует. Действие тут - это движение, градация чувства. Оно полет быть драматически заостренным, эмоционально-утонченным, может иметь конкретно-бытовые черты, быть по-фольклорному непосредственным (А.Ы.Петкезич). Для поэзии Д.Еичель-Загнетовой более характерны два первых вида лирического действия. Творчество её как нельзя лучше утверждает, что в лирике возможно отражение жизненной драмы. Для её стихов вообще характерно сюжетное видение мира.
На примере стихотворения "Утро", "Живя далеко от сестры..." показано, что композиция произведений полностью подчинена диалекти-ко переживаний лирической героини, образ которой может и не присутствовать на первом плане, а растворяться з этом перекивании.
В процессе нарастания сюжетных элементов лирическая гетгаяня приобретает определенную конкретность, "езое лицо" с характеенглм;: только для него чертами. Но понятно, "то сна никогда не етано-::7-ся..конкретноГ. в полном с:::с.:о этого слова. шаче она перестанет
-Кояяноэ В.В. К проблеме лнтературкпх -сдоз и жансоз//!'2" .-¡•тератусц. Ссяогнке проб л «и а зегосхчьзхсч ссге";еннл. 7.2. '1.:
гл/ка,/::-.^;. слз.
С.; л:таратуг:и : :-:•..;•: г.ит-; \
/-.рус:. :.'анс\с: 7е-.СЗ, 77о7. С.¿73
"портретом души" (Т.Сильман).
С сюжетностью в лирике имеет непосредственную связь "предметный мир" (Л.Гинзбург). Да и само слово "сюжет" происходит от французского " ", что означает "предмет". Если говорить
более точно, то предметность является одним из элементов сюжетной конкретности. Определяя типичную модель лирического стихотворения, Т.Сильман утверждает, что оно "в содержательном плане включает.в себя три начала, три компонента: реальный свет, чувство, мысль. Отсюда вырастает лирический сюжет, образованный переплетением этих трёх компонентов, их бесконечными вариациями".* На первое место исследователь ставит именно свет объективно существующих реалий. И это оправдано, потоцу что человек находится в постоянной связи с жизненной реальностью, он не может не реагировать на те или иные события и явления. Радость, счастье, любовь, слёзы, боль, ненависть -всё это формы реакций человека на реальность.- Это её внутреннее отображение. Характер эмоций во многом определяет человека как личность, является основным средство« создания образа, в данном случае образа лирического героя. Таким образом, лирический образ-переживание всегда основывается на определенной жизненной реальности. Но за его существованием всегда од чувствуем присутствие того, кому принадлежит это переживание - лирического героя.
В лирике Д.Бичель-Загнетовой нет ни одного стихотворения, где б её героиня высказала свои чувства непосредственно, не перенося их на окружающие реалии. Её поэзия вырастала из крестьянской жизни, её бытовых явлений. Это сделало своеобразным предметный мир её лирики. Героиня не просто передает свои чувства, а очень естественно "обрабатывает" своим восприятием окружающие предметы. Важен тут и с гл.: выбор предметного мира, потому что он многое может объяснить о среде, близкой человеку, условиях его развития, что является важным для формирования личности.
Переосмысление поэтом предметов и явлений внешнего «лира происходи прежде всего через эмоционально-оценочные эпитеты. У Д.Бичель-ЗьгнетоЕОй встречаются стихотворения, где опитеты вырастают из реалий природного мира: "¿1аладз5кова. Ягадна. Клянова". Чувства человека становятся б один ряд с природными реалиями, которые героиня "пропускает" через свого душу.
Существует несколько типов соотношения предметов и человека.
~С;:льмен Т. Заметки о лирике. С.76.
Некоторые из них, наиболее характерные для творчества Д.Бичель-' Загнетовой,'рассматриваются в работе. Это "очеловечивание"предметов, сопровождение предметами каких-либо душевных г.ереживаний, причём предметы не теряют своё предметноз качество, дублирование предметом человеческих действий и приём, обратный первому, "опредмечивание" человеческих чувств.
Особенно значительное место имеет предметный свет в пейзажной лирике поэтессы, где лирическая героиня переносит свои чувства на явления природы.
Рассматривается несколько стихотворений, з которых образ лирической героини находится на переднем плане. Это субъектный образ, он выступает в качестве носителя языка, в качестве объекта лирического высказывания. Кроме того, встречаются стихотворения, з которых образ лирической героини образуется .. объектно. В таких случаях "я" не выступает на передний план, оно будто "спрятано" за внешним объектом, будто растворилось в нём. Но и тут глазное - чувство, отношение героя к данному объекту. Сама манера описания, выделение тех или иных деталей пейзажа, особенность размещения их в пространстве, окраска - всё это результат своеобразного авторского видения мира и его отношения к этому миру.
В поэзии Д.Бичель-Загнетовой таких стихотворений немного, что обусловлено стремлением высказывать чувства от первого лица. Объектно выраженный образ лирической героини встречается чаще в ранних сборниках поэтессы.
Особенность лирической героини поэзии Д.Бичель-Загнетозой -смотреть на природу не сверху, не издали, а внимательно всматриваться в калщый предмет, в каждую его черту. В чём притягательная сила маленькой поросли, цветка, дерева? Что означает природа вообще в жизни поэтессы и для создания образа героини? Только ли импульсом поэтического вдохновения Является она? Какая, наконец, пора года является самой близкой, соответствует характеру героини? Эти вопросы стоят в центре нашего внимания при рассмотрении пейзажей лирики поэтессы.
Как известно, природа в произведении может исполнять дзе основные функции: соответствует настроению героя, тем самым он пэрэ-носит свою радость и боль на явления окружающего гмра, или контрастом своего величества, гармонического покоя природа подчеркивает одиночество человека, оторванность его от той социальной сседы, э которой живёт, отчужденность и неуютность э этом миоэ.
Для лирики поэтессы характерен первый путь. И ото понятно: природа для её героини - близкое, родное явление, не фон, обрамление, а неотъемлемая часть её микрокосма. Более того, она чувствует себя частицей огромного мира природы.
Есть е лирике Д.Бичель-Загнетовой особенная примета, многозначимая деталь, которая постоянно повторяется. Это - дерево. Сосна, образ которой проходит через всё творчество поэтессы, Почему именно это дерево? Сосна - стройное, красивое и вместе с тем нетребовательное, скромное, сильное дерево, наиболее пригодное для нашей белорусской земли. Неслучайно её образ встречается б творчестве многих белорусских поэтов и писателей: Янки Купалы, Максима Танка, А.Кулеиова, И.Науменко, П.Данченко. В лирике Д.Бичель-Загне-товой этот образ стал символическим. Как символ родства с землёй, как связь между человеческой, земной жизнью и безграничностью высокого неба,'космоса, как высшее эстетическое наслаждение. Но, пожалуй, самый интересный символ - сосна как своеобразный автопортрет самой героини.
Мотив единения человека с природой- ведущий в пейзажной лирике поэтессы. Но и в этом единстве, как в кавдом диалектическом, существует противодействие. Д.Бичель-Загнетова ищет способ свести это противостояние к минимуцу, найти высшую форму единства, которая ведет к созвучию - гармонии. Силой поэтического слова стремиться возвратить утерянное современным человеком родство с природой, вместе с тем достигнуть гармонии в своей душе, как частице природы, и в человеческих отношениях - одна из целей поэзии Д.Бичель-Загнетовой.
Особенное место в лирике природы поэтессы занимает цикл "Аромат и шелест". Впервые он появился в книге "Ты - это ты" (1976), потом с некоторыми изменениями вошел в избранное поэтессы "Давнее солнце". Когда-то, ещё в двадцатые годы, В.Дубовка писал о том,что наши поэты, пожалуй, вовсе незнакомы с прекрасным миром - царством цветов, трав. И, видимо, до появления "Аромата и шелеста" не было б нашей поэзии такого "поэтического гербария'ЧТ.Чабан), где собраны настоящие белорусские целебные травы и цветы с правдивыми, бережно сохранёнными названиями.
Именно в этом цикле наиболее очевидно проявилась тенденция в пейзажной лирике поэтессы от эстетического восприятия природы к познанию через неё истории народа, его культуры, традиций. Не книжной, а живой истории, что сохранилась в памяти поколений. Б ка-
честно зашифрованного'"спадчинного кода"(Г.Берёзкин) выступают названия растений. Поэтесса стремится расшифровать эти знаки, разъяснить посредством юс причинно-следственные связи в историческом развитии, донести современникам духовные достижения их предков. Поэтому так старательно обыгрывается каждое название. Д.Еичель-Загнетова обращается к памяти ещё живых свидетелей, "получает информацию" с первых рук, подбирает к названиям синонимические соответствия. Парушенец - криничник. Названия не потеряли связи с теш понятиями, которые они означают. В них выразительно прослеживается этимология. Парушенец - излечивает измоадённые, "звярэджаныя" от труда руки. "Парушанае" возвращает в первоначальное состояние, лри-ничник - от криничной силы и чистоты, дарованной людям землёй из её глубин.
Взгляд лирической героини проникает в прошедшее'. Перед нашими глазами встаюгоблики предков, которые "гибели от непосильного труда". Что же помогло народу выжить, что давало силы изнемогающим? Целительные криничные силы родной земли через соки криничника вливались в "звярэджаныя" тела, поднимали дух, будили энергию, дремавшую в сердцах, залечивали раны. Так выживал человеческий род, потому что жила в нём "прирожденная вера в зёлки Родины, в её подножье'.' Поэтесса утверждает: эта святая вера нерушимая, вечная. В ней - зе-ликий духовный потенциал народа, что и обеспечивает ему будущее, помогает выстоять против зла, дегуманизации, уничтожения.
Не столько' богатством тем, оригинальностью художественных образов привлекает внимание, восхищает цикл "Аромат и шелест", но тем особенным, искренним светом авторского чувства, заполняющего своими лучами всё поэтическое пространство. Неожиданное переплетение мыслей, переход от одной темы к другой - почти в каждом стихотворении. Поэтому со стороны некоторых критиков звучат упрёки в загадочности, ребусности, задафрованности. Но не для загадочности, а наоборот, стремясь к непринуждённости в общении с читателем, поэтесса использует такие неожиданные смысловые переходы, потому что она уверена, что обращается к хорошему знакомому, близкому человеку, который знает её с детства, понимает с полуслова. Отсюда бережность к слову, лаконизм. Отсюда и максимальное приближение стихотворной речи к прозе. Ритм стихов подчиняется не принятым правилам, а внутренней напряжённости поэтической мысли, изменениям, переплетениям чузстз. Интонация стихов ускоряется или замедляется тгкг.е соответственно ритму сердца лирической героини.
Одним из приёмов, часто применяемых поэтессой, является фонетическая и семантическая игра еловой. Это даёт возможность легко, ньлриутгдёняо и есгестгзжс переходить от одной масли к другой, ссздаёт светлое, радостное настроение, ссведает поэтическое пространство добрым, мягкий пморэм.
Tai: что ке такое цикл "Аромат и шелест"? Точнее объяснить его сущность, чек это сделал Г.Берёзкин, невозможно: "Сколько красок, настроений,, "переходов, изменений. - вот что такое цикл "Аромат и сзлест". Изменчивость и переливы сердечных тонов, улыбчивая хитринка, фантазия и артистизм, призванные передать гармонию с природой, с травами, реками, птицами, почти неуловимое мгновение души э её контактах с другими дулами".
Природа скло;шет к философски}.: раздумьям. Оставаясь с ней на-ед;1не, лирическая героиня ре:^ает вечные вопросы глизни, оценивая её не с позиция недолговечности, как мгновение на грани между прошлым и будуцим, а с верой в естественное продолжение,. взаимопроникновение всего живого. Именно в природе - возможность возрождения. Она не считает, что вопрос пгзнл к смерти - открытая проблема, которую способен и должен разрешить человек. Лотосу что существует высшая сила, к ея выносится. единственно возможый приговор.
Даже этот паетый еспрос не осложняется глубокой рефлексией. Поэтесса предлагает чптателэ только ьывод, который ей самой уже давно понятен и пр;гннт. Для её поэтического таланта не характерна философская медитация, ко результат её - глубокая синтезирующая ьисль - освежает стихи философской направленности, правда, очень немногочисленные в её творчестве. Видимо, это идёт от того, что слсккые с опросы чеяезеческого существования резаяяся 'на уровне эмо-isih. А это, в своз очередь, связано со спецификой духовного мира те? гд/кь:.
Предчувствие ненадёжности, неспокой за будущее людей неоднажды появляется ъ лирике Д.Бичель-ЗагкетовоИ. Чернобыльская беда и её последствия - в е дули Г: мотив последнего сборника поэтессы "А на Полесье" .
Сильно звучит б её лирике мотет неприятия механического, неки-гсго, что диссонансог: гравастся б -гаргоиеческвП мир жпзшг природа, стег г-зобгь очень характерен для белорусской почзйи.
Ъ с-:-т.:чел;:1: z-xcpof. главк говорится, что лнр1:ческ:_. гэро:з:ь
через сюжетность и предметность. Эти черты лирики поэтессы во йогом являются определяющими з эстетически богатом спектре её мировосприятия. Сюжетность находит своё наиболее завершённое выражение через внутреннюю закрытую реальность, "реальность души", которая в данном случае является тождественной понятию "конкретность'.' Конкретность, освещенная не только эмоцией, чувством, но и глубокой мыслью.
Предметность, которая выступает з разнообразных реалиях, чаще природного мира, является в'лирике Д.Бичель-ЗагнетовоЙ главным элементом лирической сюжетности и одновременно самоценным элементом, звеном образности - микрообраз«)«,раскрыть сущность которого зо многом означает прояснить сущность богатого мира жизни лирической героини.
В заключении диссертации подводятоя итоги исследования, отмечается, что творчество белорусской поэтессы Д.Бичель-Загнетовой язляется интересным, благодарным материалом для разрешения такого актуального вопроса, каким язляется в нашем литературоведении проблема лирического героя, для исследования не только основных черт лирического героя (биографизма, сюжетности с её главным элементом -предметностью), но и жанрового, ритмико-интонационного богатства поэзии.
Подчёркивается, что в лирике поэтессы э высшей степени проявляется совпадение её жизненной биографии с созданной поэтической биографией лирической героини, но, как.бы они ни сближались, о полном отождествлении речь не может идти. В образе героини реальные жизненные факты избавляются от всего незначительного, поднимаются
до ТИПИЧНОГО.
Отмечается, что чувственное в творчестве Д.Бичель-Загнетозой непосредственно связано с сюжетным через такие виды лирического действия, как драматически заостренное и эмоционально-утонченное . Первое обусловлено как внутренней диалоговостыо лирических жанров, так и стремлением самой поэтессы избавиться от монологической формы высказывания. Второе же вообще характерно для""женской" поэзии,что непосредственно связано с эмоциональной структурой женской психологии, способностью выходить к философским глубинам интуитивно.
Делается зызод, что основным компонентом лирической отчетное?:! является предметность, которая з канве произведения выступает чэоез реалии зне'лнего мара, освоенные лирическим субъектом. Пседмзткпстъ -постоянная, сквозная, во шогом определяющая черта л'лг/лул п^г.т^с" :. ?зал:п; знеынего мира отобрадаются через зрительные и
зк. Это оеобешо ясно проявляется в сравнении с возвышенной,романтически-обобщенной образностью поэзии Л.Гениш. Значительное внимание Д.Бичель-Загнетова придает предметному миру природы. Ко за каждым внешним явлением видится движение чувства, эмпирическое становится символом душевного. В результате сгожетно-предаетные черты в творчестве поэтессы существуют как важные стороны внутреннего мира лирической героини.
В заключение автор высказывает мысль, что Д.Бичель-Загнетова -поэтесса глубоко национальная, белорусская. И не только потому, что тема Родины - основная в её творчестве, а потом}', что она белорус-скал по своей сущности, по каким-то высшим духовным проявлениям. По-настоящецу белорусской её поэзию сделали не географические масштабы её лирики, а органичное усвоение эстетических, морально-этических норм белорусской жизни, глубокое чувствование и умелое владение родным словом, стремление через свои произведения возвращать забытые духовные ценности народа. Высшее назначение поэзии Д.Би-чеяь-Загнетовой - утверждать связь человека с внешним миром, с другими людьми, пробуждать стремление к высокородным гуманным чувствам, к духовному, вечному.
, По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. "Край наш трымаецца на апантаных"//Л1таратура I ыастацтва. 1ЭЭЭ. 16 л!пеня. - 0,2 п.л.
2. Неман - не проста "реченькап//Полымя. 1991. Г6. - 0,7 п.л..
3. "Абюмаюць рук! Беларусь": Творчасць Д.Б!чэль-Загнетавай// ." Роднае слова (Беларуская мова I лЗтаратура у школе). 1993. И.- • '• 0,6 п.л. . >• •
4. Чалавек I природа у'творчасц! Дануты Б5чзль-3агнетавай// Еесц! АН Беларус!Серыя грам. навук. 1993. Г 2. - 0,5 п.л.
5. Тэма Ьацька^чыны у лЧрыцы Л.Ген1ш 1 Д.Б1чэль-Загнетавай//
Беларуская л!таратура. Вып. 19. М1нск: Ун;верс1тэцкае, 1993.- 0,5п.л
" __
Подписано в печать 15.04.93 г. Формат 60х84/Т6. Бумага тил.ГЗ Печать офсетная. Объем 0.9 п.л. Тираж ТОО экз. Заказ Отпечатано на ротапринте Гродненского государственного университета имени Я.Купалы. 230023,г.Гродно, ул.0жедхо,£с
- та -