автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему: Поэзия Л. Хьюза 20-х годов и традиции народной негритянской культуры США
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Кобринская, Тамара Ивановна
Введение
Глава I. Ленгстон Хьюз и "молодое поколение"
20-х годов
Глава П. Традиции народной негритянской культуры в поэзии Л.Хьюза
Введение диссертации1985 год, автореферат по филологии, Кобринская, Тамара Ивановна
Творчество поэта и прозаика Ленгстона Хьюза (I902-I967)f одного из крупнейших мастеров американской литературы XX века является ярким художественным выражением современной ему действительности и имеет непреходящее значение не только для развития негритянской литературы США, но и американской в целом. Он продолжает и развивает лучшие традиции критического реализма XX века,
Литературное наследие Ленгстона Хьюза богато и разнообразно. Он работал во многих жанрах. Им созданы романы ("Not without Laughter", 1930, "Tambourine to Glory", 1958), написаны сборники рассказов ("The Ways of White Folks", 1934; "Laughing to Keep from Crying", 1952; "Something Common and Other Stories, 1963), автобиография в двух частях
The Big Sea", WO; "I Wonder as I Wander", 1956), ЦИКЛ новелл о Симшге, поставивший его в число блестящих сатириков Америки. Он - автор произведений для детей и юношества, драматических произведений, ряда критических статей и публицистических очерков. Хьюз известен также как собиратель фольклора ("The Book of Negro Folklore", 1958; "The Book of Negro Humor", 1966), составитель антологий ("The Poetry of the Negro", 1949; "An African Treasury", 1960), переводчик Гарсиа Лорки, Николаса Гильена, Габриэлы Мистраль и др.
Но даже если бы Хьюз не создал всего этого, то он оставил бы яркий след в американской литературе как самобытный народный поэт XX века« Его поэзия представлена сборниками стихов "Грустные блюзы" ("The Weary Blues", 1926), и "Лучшие вещи В закладе" ("Fine Clothes to the Jew", 1927), "Милая, прекрасная смерть" ("Dear Lovely Death", 1931), "Хранитель мечты" ("The Dream Keeper", 1932), "Здравствуй, революция!" (1933), "Новая песня" ("A New Song", 1938), "Шекспир в Гарлеме" ("Shakespeare in Harlem',' 1942), "Поля чудес" ("Fields of Wonder,"1947), "Билет В ОДИН конец" ("One
Way Ticket'; 1949), "Монтаж несбывшейся мечты" ("Montage of a Dream Deferred;' 1951), "Избранные стихи" ("Selected poems", 1959), "Спроси свою маму" ("Ask your Mama", 1901), "Пантера И хлыст" ("The Panther and the LashJ' 1967), не говоря уже о стихотворениях, публиковавшихся в периодической печати разных лет, но не вошедших в сборники стихов, а также стихах, включенных в другие книги и антологии.
С момента первой публикации Хьюза - его стихотворения "О реках говорит негр" - и до конца творческой деятельности поэт-гуманист борется за счастье и свободу простого человека-труженика, за осуществление идеалов равенства и демократии.
Высокую оценку творчества Хьюза дают американские писатели и литературоведы. Еще в 1941 году Ричард Райт, известный негритянский писатель-коммунист, отмечая огромное значение Л.Хьюза в развитии негритянской литературы, писал: "Роль, которую Хьюз сыграл в развитии реалистической литературы негритянского народа, напоминает в известной степени роль Теодора Драйзера в освобождении американской литературы от условностей пуританизма. Я не хотел сказать этим, что негритянская литература была когда-либо пуританской, но она была робка и туманно лирична. Ранние стихотворения Хьюза, появившиеся в печати в середине 20-х годов, шокировали большинство негритянских читателей. Но реалистическая позиция, занятая поэтом, оказала влияние на мировоззрение многих передовых негритянских писателей наших дней.
Кроме того, Хьюз выполнял функции культурного посла. Осуществляя их скромно и почти незаметно, он в своих стихотворениях, пьесах, рассказах и романах представлял негров на суд общественного мнения. В то же время он привлекал внимание негритянских писателей к литературе других народов, занимаясь переводами с французского, русского и испанского языков" (124, с. 191).
Виднейший представитель демократической поэзии США. Уолтер Лоуэнфеллс в статье "Поэт нашего времени", опубликованной в газете "Дейли Уорлд" в 1968 году, говорит о поэте не только как о классике негритянской литературы США, а рассматривает творчество Хьюза в более широких масштабах. Он называет поэта одной из крупнейших фигур во всей американской литературе, подчеркивая одновременно его величие как писателя-негра. "Лен-гстон Хьюз выступает гигантом в американской литературе, - пишет он, - национальным поэтом в том смысле, что лишь немногие были таковыми после Уитмена. У него было естественное преимущество перед белым поэтом в том, что он видел США из глубин жизненного опыта чернокожего человека. Искусство, которым он овладел, дало ему возможность выразить нашу нацию со всеми её надеждами, мечтами, возможностями и со всем её расизмом" (158, с.m -10).
Американские литературоведы вполне справедливо ставят имя Хьюза в один ряд с такими известными поэтами США XX в., как В.Линдсей, Э.Робинсон, К.Сэндберг. Известный негритянский критик Дэвид Литлджон утверждает: "Он остается наиболее впечатляющим (.) писателем Америки. Его голос звучит так же уверенно, его художественная манера столь же оригинальна, его положение столь же надежно, как, скажем, у Эдвина Арлингтона Робинсона или Робинсона Джефферса. Он,несомненно»является негритянским классиком, который останется в памяти людей дольше, чем Болдуин, Эллиоон или Райт. Создавая свою поэзию на основе негритянской разговорной речи, ритмов негритянской музыки, сохраняя высокую честность и непосредственность, поэтическое чувство и ироническую направленность ума, он смог придать своим произведениям такое качество, что они в течение четырех десятилетий продолжали звучать с неослабевающей своеобразной новизной" (300, с. 54).
Отдавая должную дань всей творческой деятельности Л.Хыо-за, негритянский исследователь Джеральд Моор, автор статьи "Поэзия Гарлемского возрождения", его особенную заслугу усматривает в том, что поэт способствовал развитию самобытных качеств в негритянской литературе. "Именно Хьюз, - подчеркивал он, - окончательно сокрушил власть "английской литературы" над негритянской поэзией, и без него писать более поздним поэтам таким, как Уорнинг Кыони, Роберт Хейден, Тед Джоанс, Лерой Джонс, было бы намного сложнее" (272, с. 73). Конечно, суждение Моора о том, что Хьюз "окончательно сокрушил власть "английской литературы", является несколько категоричным, поскольку замечательные традиции, заложенные в творчестве великих представителей английской литературы, оказывали и в определенной степени продолжают оказывать свое влияние на развитие американской литературы в целом и негритянской литературы США в частности.
Интересной представляется оценка, данная Хьюзу негритянским литературоведом Д.Диккинсоном, который определяет поэта как художника социального направления. Он пишет: "Творчество Хьюза, в сущности, является социальным документом, отражающим разнообразные нюансы расовых взаимоотношений с 1920 года" (134, с. 4). Более того, Д.Диккинсон выражает сходную с Р. Райтом мысль, что период между 1920 - 1930 годами - "это, по всей вероятности, наиболее ванный период творческого пути Хыоза", поскольку "между 1920 - 1930 годами он написал большое количество стихов, завязал дружбу с важными для него людьми и выработал основное направление (разрядка наша - Т.К.) для большинства своих будущих произведений" (134, с. 4).
Этот взгляд на поэтическое творчество Л.Хыоза 20-х годов представляется нам существенно важным,поскольку предметом данного диссертационного исследования является поэзия Хыоза именно 20-х годов. На этот период приходится становление поэтического таланта художника, начало формирования его демократического мировоззрения и эстетических принципов. Это время выхода в свет его первых, но глубоко оригинальных и самобытных сборников стихов "Грустные блюзы" и "Лучшие вещи в закладе". В них наиболее ярко проявляется специфика поэтического творчества Хыоза. На протяжении всей жизни поэт сохраняет верность тем взглядам, убеждениям и принципам, которые сформировались в начале творчества. Для того, чтобы понять Хыоза как художника, необходимо изучить процесс становления его художественного мастерства, знать факторы, оказавшие влияние на формирование его демократического мировоззрения, позволившие подняться до "поэта-лауреата", до народного художника, чего не удалось сделать ни одному из негритянских писателей, его современников. Ответы на все стоящие перед нами вопросы лежат у истоков его раннего творчества, именно в поэзии 20-х годов*
Формирование творческой индивидуальности Л.Хыоза происходит в борьбе с теми концепциями буржуазного эстетизма, которые были характерны для отдельных теоретиков движения "новый негр" 20-х годов. Многим американским критикам было чрезвычайно трудно в 20-е годы определить истинное взаимоотношение между молодым поэтом и представителями группы "молодое поколение" Негритянского возрождения. Вследствие этого у них обнаруживается неверный подход к раннему творчеству Хыоза. Они рассматривают его поэзию тех лет в полном соответствии принципам группы "молодого поколения".
Так, А.Дэвис, негритянский критик, анализируя поэтические сборники Хыоза "Грустные блюзы" и "Лучшие вещи в закладе", не смог дать им объективной оценки. На первый план он выдвигал то яркое, броское, но одновременно эфемерное и скоропроходя-щее, что действительно являлось своеобразной данью Хьюза некоторым идейно-художественным концепциям эстетствовавших представителей "молодого поколения". Но за всем этим временным и безжизненным он не разглядел других ценных качеств, которые и составляют ядро поэзии Хьюза 20-х годов.
А.Дэвис, отождествляя художественные принципы раннего Хьюза с творческими принципами поэтов-эстетов, считал, что "несомненный талант мистера Хьюза и одного-двух других поэтов был отдан в жертву догме, которая вынуждала их быть атавистическими или "красочными" в ущерб истинно экспериментальному развитию их воображения. Беспрепятственное самовыражение, за которое ратовали сторонники движения (здесь звучит явный намек на манифест "молодого поколения", написанный Хьюзом в 1926 году - Т.К.), было в действительности лишь свободой быть беспредельно примитивным. Но это не освобождало от убежденности в том, что негритянский поэт непервобытный" (132, с. 269). Если это высказывание было в какой-то мере справедливым по отношению к большинству писателей-эстетов "молодого поколения", то оно совершенно неприемлемо по отношению к Хьюзу. За ним кроется неверное понимание критиком связи между поэзией Хьюза и творчеством других представителей "молодого поко- . ления". Более того, А.Дэвис рассматривал само движение "новый негр" несколько упрощенно, характеризуя его как нечто исключительно отрицательное. В то время как, в сущности, оно представляло собой одно из довольно сложных явлений в негритянской литературе, которому были присущи и определенные положительные черты, сыгравшие немаловажную роль в развитии прогрессивной негритянской литературы последующих лет.
Сходного с А.Дэвисом взгляда на поэтическое творчество Хьюза 20-х годов придерживались многие американские исследователи. Это подчеркивал и сам Хыоз в ответе на статью А.Дэви-са, опубликованном в журнале "Крайсис" (42, с. 302).
Рассматривая поэтическое наследие Л.Хьюза 20-х годов, американская буржуазная критика причисляет его всецело к поэзии "молодого поколения". Так, например, Ю.Холмз, который, как и А.Дэвис, не смог дать объективной оценки движению "новый негр", писал: "Ленгстон Хьюз в 1926 году представлял неотъемлемую часть той нездоровой традиции, которая известна как "новый негр". 0н; так же, как Каллен, Тумер и Маккей, верил в новые теории буржуазного эстетизма" (147, с. 283-284). Однако мы не можем принять подобные утверждения. Разумеется, в творчестве Хьюза находят отражение некоторые черты, характерные для эстетики писателей и поэтов группы "молодое поколение" Негритянского возрождения. Но дань отдельным эстетическим канонам "молодого поколения" не означает, что поэтическое наследие Хьюза этого периода всецело ограничено его рамками. Огромное идейно-художественное богатство и разнообразие поэзии Хьюза 20-х годов, её жизненность и необычайная реалистическая глубина резко выделяют его на фоне негритянских писателей и поэтов тех лет.
Ограничивая раннюю поэзию Хьюза рамками "молодого поколения", американские литературоведы сбрасывают со счетов то важное обстоятельство, что он приходит в литературу несколько иным путем, чем другие представители этого движения. В творческих поисках Хьюз опирается, прежде всего, на традиции негритянской народной культуры, реалистические традиции американской литературы и демократической поэзии У.Уитмена. Они также не замечают еще одного чрезвычайно важного фактора в становлении раннего поэтического мастерства поэта - его сотрудничества в коммунистической прессе. В частности, в 20-е годы он публикует ряд стихотворений на страницах журнала "Уоркерс Мансли", которые вносят совершенно новую, революционную струю в негритянскую поэзию.
Американские исследователи не уделяют должного внимания произведениям, написанным в 20-е годы, но не включенным в сборники этих лет. Кроме того, в своих работах они опираются лишь на отдельные поэтические творения сборника "Грустные блюзы", наилучшим образом подходящие под эстетические принципы "молодого поколения", тогда как многие стихотворения книги "Лучшие вещи в закладе" остаются за пределами изучения. Всё это, в свою очередь, говорит об отсутствии у авторов целостного взгляда на поэзию Хыоза 20-х годов. Подобный подход к творчеству поэта искажает картину его эволюции.Представляется актуальным и необходимым всестороннее и глубокое исследование поэтической системы Л.Хьюза 20-х годов.
Творчество Л.Хьюза завоевало признание во всем мире. Его произведения переведены на многие языки народов разных стран. Советский читатель познакомился сХьюзом в начале 30-х годов, когда ряд его стихотворений ("0 реках говорит негр", "Мулат" и др.) начал публиковаться в нашей периодической печати. Поэзия Хыоза появляется в переводах И.Кашина, М.
Зенкевича, Ю.Анисимова, И.Комарова и др. В нашей стране печатается революционный сборник стихов "Здравствуй, революция!" (1933) в переводе Ю.Анисимова, читатель знакомится и с прозой Хыоза: романом "Смех сквозь слёзы", рассказами сборника "Нравы белых", публицистикой. Знакомство советских людей с творчеством поэта растет из года в год.
К творчеству Л.Хьюза обращались такие советские ученые, как М.И.Беккер, Л.Володарская, Б.А.Гиленсон, И.М.Левидова, Л.Д.Лемец, М.О.Мендельсон, Л.Филатова, С.А.Чаковский, Т.К. Цинцадзе и др. Большая часть работ о Хьюзе имеет обзорный характер. Это разделы в диссертациях, монографиях и учебных пособиях, предисловия к сборникам стихов, комментарии в антологиях. Первой работой, в которой наследие Хьюза стало предметом специального изучения, является диссертационное исследование Л.Д.Лемец "Поэзия и проза Л.Хьюза "красного десятилетия", в которой автор ограничивается 30-ми годами и ставит в центр внимания проблему художественного метода (329).
Советские и зарубежные ученые проявляют единство в характеристике творчества Л.Хьюза как народного. Однако специально истоки народности поэта, её специфика в известных работах не изучаются. Новизна настоящей диссертации заключается в том, что в ней впервые исследуется эволюция поэтического творчества Хьюза 20-х годов, рассматривается, как народность творческих устремлений художника способствует развитию его социального мышления, что ведет поэта к идейно-тематическому новаторству, созданию нового поэтического языка, опирающегося на традиции народного творчества и уитменовские традиции американской литературы XX века. В работе также выявляется роль народной негритянской культуры в становлении Л.Хьюза как народного поэта.
Цель работы - исследовать становление и эволюцию поэтического творчества Л.Хьюза 20-х годов, изучить истоки народности его поэзии данного периода. Для этого необходимо решить следующие задачи:
- показать процесс формирования социально-политических и эстетических взглядов художника;
-установить степень влияния эстетики представителей "молодого поколения" Негритянского возрождения на раннюю поэзию Хьюза;
- определить факторы, способствовавшие росту народности творчества поэта;
- раскрыть роль народной негритянской культуры США в развитии поэтической системы Хъюза 20-х годов.
Методологической основой диссертационного исследования являются труды основоположников марксизма-ленинизма по вопросам литературы и искусства, достижения советской литературоведческой науки и лучшие работы прогрессивных американских литературоведов. Методика исследования базируется на конкретно-текстовом, сравнительно-историческом и типологическом методах анализа.
На защиту выносятся следующие положения:
- процесс формирования социально-политических и эстетических взглядов раннего Хьюза обусловлен развитием эстетической мысли деятелей негритянской и общеамериканской культуры XX века, биографией писателя, а также конкретно-историческими фактами негритянской и американской действительности между окончанием первой мировой войны и началом экономического кризиса 1929 года;
- испытав значительное влияние эстетики "молодого поколения" Негритянского возрождения, восприняв все ценное в ней и преодолевая её негативные стороны, Хыоз идет далее своим самобытным путем народного художника;
- глубинные связи Хьюза с народной негритянской культурой США, традициями демократической поэзии У.Уитмена, прогрессивной и реалистической американской поэзии XX века определили направление развития его творчества.
Структура диссертации определяется поставленными в ней задачами и исследуемым материалом. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. В первой главе исследуются социально-политические и эстетические взгляды Хьюза 20-х годов, а также рассматривается проблема Л.Хьюз и "молодое поколение" Негритянского возрождения. В связи с этим анализируются идейно-эстетические позиции представителей группы "молодое поколение", определяется степень их влияния на становление поэтической системы Хьюза. Во второй главе ставится вопрос о традициях народного негритянского творчества в ранней поэзии Л.Хьюза и влиянии фольклора на рост народности художника.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Поэзия Л. Хьюза 20-х годов и традиции народной негритянской культуры США"
Результаты исследования приводят к выводу, что формирование новаторского поэтического мастерства художника неразрывно связано с активным восприятием лучших традиций американской поэзии.Л.Хьюза по праву можно назвать прямым наследником критического реализма замечательной плеяды Поэтического возрождения XX века в США, представленной поэтами "Большой пятерки": Э.Робинсоном, Р.Фростом, В.Линдсеем, Э. Ли Мастерсом, К.Сэндбергом. Именно в художественном опыте американских поэтов, как У.Уитмен и К.Сэндберг, Л.Хыоз нашел ту "путеводную звезду", которая вьтела его к народному, социально-значимому искусству.
И если в стихотворениях сборника "Грустные блюзы", связанных непосредственно с поэзией "молодого поколения", лирическим героем является негр - представитель негритянских масс вообще, взятый вне конкретно-исторических социальных связей, то постепенно, с отходом Хьюза от многих эстетических воззрений "молодого поколения", лирический герой вырастает в негра - представителя неимущих слоев американского общества, далее в негра-труженика и в сборнике "Лучшие вещи в закладе" в представителя негритянского пролетариата Америки, а в отдельных несобранных стихотворениях 20-х годов он не только рабочий, но и борец за мир, человек, который отчетливо видит классовую дифференциацию общества и верит в светлое будущее народа, его историческую миссию. Это уже ростки нового метода, который отметит творчество Хьюза в 30-е годы.
Сила и правдивость поэзии Л.Хьюза заложена в народности его эстетического идеала. Прекрасное и уродливое в жизни воспринимается и отображается поэтом с позиций простого человека, представителя негритянского народа. Пафос поэзии Хьюза заключен в проникнутом глубоким гуманизмом изображении страданий простых негров-тружеников, угнетаемых капиталистической Америкой, в протесте против самого угнетения, в глубокой вере в счастливое будущее своего многострадального народа.
Итак, исследование поэзии Л.Хьюза 20-х годов показало, что, как подлинно народный художник, поэт с самого начала смог пойти своим самобытным путем беззаветного служения негритянскому народу. Этот путь вывел его в 20-е годы на столбовую дорогу критического реализма и далее в "красные тридцатые" привел к созданию революционных стихотворений знаменитых сборников "Новая песня" и "Здравствуй, революция! ".
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследоваше поэтического творчества Л.Хыоза 20-х годов дает возможность понять сложный процесс становления и эволюции его поэзии, истоки ее народности.
На развитие поэтической системы художника огромное влияние оказали его глубинные связи с народной негритянской культурой США, творческое освоение ценных и преодоление негативных сторон эстетики "молодого поколения" Негритянского возрождения, а также восприятие традиций демократической поэзии У.Уитмена и достижений прогрессивной американской литературы тех лет, в первую очередь, реалистической поэзии представителей "Большой пятерки"
Поэзия Хьгоза 20-х годов развивается в сложном единстве и борьбе с эстетическими принципами писателей "молодого поколения". С одной стороны, призывы теоретиков "молодого поколения" привлекали поэта своим стремлением к интеллектуальной эмансипации негритянского художника, борьбой против укоренившихся стереотипов и шаблонов в изображении негра и негритянской жизни в Америке, расовым протестом, поиском новых национальных, самобытных форм в искусстве. Хьюз, увлеченный новым взглядом на афроамериканца, афроамериканское искусство и литературу, создает ряд произведений в духе "молодого поколения" на африканскую тематику, другие стихотворения несут на себе следы влияния "гарлемской традиции", порой увлечения экзотикой и примитивизмом.
С другой стороны, Хьюзу были органически чужды элитарность искусства, его "ассимиляционистский" характер, проповедь некоторых идеологов "молодого поколения" (У.Брейтуэйта, М.Гершковича и пр.)служения "чистому искусству", отказа от тенденциозного", а следовательно, социально и политически значимого искусства. И даже в стихотворениях, испытавших на себе значительное воздействие идейно-эстетических установок представителей "молодого поколения", проявляется оригинальность и самобытность поэтического дарования Хьюза, звучит голос творца, таящего в себе потенции большой художественной силы. Пессимистическое начало этих стихотворений следует воспринимать как трагический пессимизм, отражающий глубокую неудовлетворенность поэта реальностью негритянской жизни, как протест против капиталистической действительности Америки. Перед нами поэт, страдающий за судьбу своего народа - изгоя современности.
Эволюция творчества Л.Хьюза 20-х годов показывает, что достичь высокого поэтического мастерства, высокой художественности и истинного новаторства поэт может лишь в том случае, если он отталкивается не от каких-то условных доктрин, а исходит из идеи народности и объективного изображения суровой правды жизни. Именно народность поэта составляет ядро его творческого метода. Она обусловлена фактами биографии Хьюза, его жизненным опытом, передовой идейной позицией, соответствием его эстетического идеала идеалам негритянского народа, глубиной художественного изображения жизни простых афроамериканцев, современностью и актуальностью проблематики сборников "Грустные блюзы", "Лучшие вещи в закладе" и несобранных стихотворений 20-х годов, народностью языка, национальным своеобразием и общечеловеческим звучанием его поэзии.
Анализ поэтического наследия раннего Хыоза дает основание утверждать, что в 20-е годы его поэзия развивается в це- • лом в реалистическом направлении. Развитие реализма в поэзии Хьюза идет через освоение им новых жизненно важных проблем негритянского народа, создание новых художественных образов и поэтического языка. Предметом поэзии Хыоза является человек, живущий в никак не приукрашенном реальном, земном мире с его горестями и радостями, утратами и надеждами, в мире жестоком и прекрасном одновременно. И человек этот - простой негр, т.е. представитель наиболее угнетаемой и гонимой части американского народа. Именно он - главный герой поэзии Хьюза 20-х годов будет стоять в центре на протяжении всей творческой деятельности художника. Такой герой вырисовывается уже в тех с тихо творениях первого сборника стихов "Грустные блюзы", испытавших на себе определенное влияние группы "молодое поколение", где эстетический идеал поэта в большой степени обусловлен реальной действительностью ("О реках говорит негр" "Вступление", "Натча").
Одним из источников, обогащающих поэтический талант Л. Хьюза и способствующих росту народности его поэзии, является негритянский фольклор. Несомненно, обращаясь к народной поэзии, он развивает лучшие традиции реалистической литературы. Исследование показало, что в отличие от других американских художников, обращавшихся к негритянскому фольклору лишь с целью отыскать в нем некую свежую романтическую струю или новую поэтическую форму, или какой-то необычайный ритм (например, В.Линдсей), для Хьюза негритянское народное творчество было не просто экспериментальной лабораторией, а непрерывным и живым пульсом его поэтической мысли. Для него фольклор - это, прежде всего, художественное воплощение самой жизни негритянского народа.
Творческое восприятие негритянского фольклора определило новаторские черты поэзии Хьюза 20-х годов. Именно Хыозу американская поэзия обязана распространением жанра стихот- . ворения-блюза с лишь ему присущей образностью, содержательностью, необычным комизмом, глубиной и ясностью мысли, простотой языка, музыкальностью стиха.
Совершенствование художественной формы идет у поэта и через освоение таких жанров негритянского фольклора, как спи-ричуэлс, шаутс, молитвы, что, вместе с блюзами, выливается в создание оригинальных в идейном и художественном отношении стихотворений, так называемого, джазового характера. Они расширяют художественно-тематический диапазон поэзии Хыоза 20-х годов, привносят новые ритмы, гармонию, мелодическое звучание в стих.
Список научной литературыКобринская, Тамара Ивановна, диссертация по теме "Литература народов Европы, Америки и Австралии"
1. КЛАССИКИ МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ И РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА
2. Ленин В.И. О литературе и искусстве (Изд. 6-е). - М.: Художественная литература, 1979. - 827 е., портр., илл.
3. Ленин В.И. Полное собрание сочинений, 5 изд., т.;4, 37.
4. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве (Изд-. 4-е). - М.: Искусство, 1983-т. I, 605 е., 2л. портр.; т. 2, 704 с.
5. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. в 13-ти т. М.: Изд. АН СССР, 1955- т.: 2,5, 7, 8.
6. Гоголь Н.В. Собр. соч. в 6-ти т. М.: Госиздат художественной литературы, 1953, т. 6. - с. 33-38, 140-183.
7. Горький о литературе. М.: Художественная литература, 1961. - с. 20-62, 177-185.
8. Добролюбов H.A. Избранное. М.: Искусство, 1975. - 439с.
9. Салтыков-Щедрин М.Е. Полн. собр. соч., т. 5. М., 19331941.
10. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
11. Вехтен К.В. Негритянский рай. Ленинград: (Госуд. изд-во),тип. Печатный двор, 1928. - 318 с.
12. Ю.Дюбуа У.Б. Цветные миры. М.: Прогресс, 1964. - 463 с. илл.
13. Негритянская поэзия США. 20 век. (Сост. и пред. И.Леви-довой). - М.: Художественная литература, 1971. - 224 с.
14. Поэзия США (Биб-ка литературы США) - (Сост. и вступ.статья А.Зверева). М.: Художественная литература, 1982. - 832 с.
15. Робинсон Э.А. Стихотворения и поэмы. Тильбюри-таун. -М.: Художественная литература, 1971. 144 с.
16. Современная американская поэзия. Антология. (Сост.: А.Зверев и Й.Левидова). - М.: Прогресс, 1975. - 504 с.
17. Сэндберг К. Избранная лирика. М.: Молодая гвардия, 1975. - 64 е., илл.
18. Сэндберг К. Стихи разных лет. М.: Изд-во Иностранная литература, 1959. - 86 е., I л. портр.
19. Уитмен, У. Избранные лроизведения. "Листья травы. Проза. М.: Изд-во Художественная литература, 1970. - 416с., илл.
20. Хьюз Л. .Здравствуй, революция! М.-Л.: ГХИЛД933. -106 с.
21. Хыоз Л. Избранные стихи. М.: Прогресс, 1964. - 343 е.,илл.
22. Хьюз Л., Бонтан А. Попо и Фифина. М.: Детская литература, 1968. - 80 с.
23. Л.Хьюз рассказывает. Литературная газета, 1957, I9/IX, с. 4.
24. Хьюз Л. Стихи. (Вступ. ст. Л.Володарской). - М.: Художественная литература, 1977. - 272 с. с портр.2J. Anthology of American Negro Literature. ( Ed. by Wat-kins S.C.). - N.Y.: The Modern Library, 1944 - XVII, 481 p.
25. An African treasury. Articles, essays, stories, poems by Black Africans. (Selected by L.Hug.hes). - N.Y.: Crown (cop. 1960). - XIV, 207 p.
26. Arna Bontemps Langston Hughes letters, 1925-1967. -(Selected and ed. by Charles H.Nichols). - N.Y.: Dodd, Mead and co., (cop., 1980). - (8), 529 p., facs.,front portr.
27. The Best Short Stories by Negro writers. An anthology from 1899 to the present. (Ed, and with an introduction by L.Hughes-). - Boston - Toronto, Little, Brown and co., (cop. 1967). - XVII, 508 p.
28. The Book of Negro Folklore. (Ed. by L.Hughes and A. Bontemps). - N.Y.: Dodd, Mead and co., 1958. - XXI,624p.
29. The Book of Negro Humor. (Selected and ed. by L.Hughes). - N.Y.: Dodd, Mead and co., (cop. 1966). - XIV, 265 p.
30. Bontemps A. American Negro Poetry. N.Y.j Hill and Wang, 1963. - XVIII, 197 P*
31. Caroling Dusk. An Anthology of Verse by Negro Poets. Cullen C., ed. N.Y. and Lnd.: Harper and Brothers Publishers, 1927. - XXII, 237 p.
32. Cullen C. Color. N.Y. and Lnd.: Harper and Brothers, Publishers, 1925. - XVIII, 108 p.
33. Cullen C. On these I stand. An Anthology of the Best Poems of Oountee Cullen. N.Y. - Lnd., Harper, 1947. - X, 197 p.
34. Dunbar P.L. The Complete Poems. N.Y.: Dodd, Mead and
35. Company, 1930. XXXII, 289 p., front, portr.
36. Hughes L. Ask Your Mama. 12 moods for ¿jazz. N.Y.: Alfred. A. Knopf, 1961. - 92 p., ill.
37. Hughes L. -Being Old. Freedom Seeker. The Crisis, N.Y., 1927f v. 34, N 8, p. 265.
38. Hughes L. The Best of Simple. N.Y.: Hill and Wang,1961. X, 245 p. 57. Hughes L. The Big Sea. - (An autobiography by L.Hughes). - N.Y. and Lnd.: Knopf, 1940 - (3), 335 p.
39. Hughes L. and Meltzer M. Black Magic. A pictonial history of the Negro in American Entertainment. Englewood Cliffs (N.J.), Prentice-Hall, 1967. - 375 p., ill, portr.
40. Hughes L. Black misery. N.Y.: Eriksson, (cop. 1969).- (59) p., ill.
41. Hughes L. Brown America in Jail: Kilby Opportunity, N.Y., 1932, v. 10, N 6. - 174 p.
42. Hughes L. Cowards from the College. The Crisis, 1934, v. 41, N 8. - p. 226-228.
43. Hughes L. The Crisis, v. 39, N 9, p. 129- 302.
44. Hughes L. Don't You Want to be Free? (A poetry play).- N.P. Author, 1938. 32 p.
45. Hughes L. Drama for Winter Night. God to a Hungry Child.- Worker's Monthly, Chicago, 1925, v. 4, March,p. 225,234.
46. Hughes L. Poem to a Dead Soldier. Park Benching. Rising Waters. Worker's Monthly, Chicago, 1925, April, V. 4, p. 261, 266.
47. Hughes L. The Dream Keeper. N.Y.: Alfred .A. Knopf, 1941. - (8), 77 p., ill.
48. Hughes L. Famous American Negrous. N.Y.: Dodd, Mead and co., 1954. - XI, 147 p. with portr.
49. Hughes L. Famous Negro Heroe.s of America. N.Y.: Dodd, Mead and co., 1958. - 202 p., ill.
50. Hughes L. Famous Negro Music Makers. N.Y.:. Dodd,
51. Mead and со., 1955. 179 p., ill.
52. Hughes L. Fields of Wonder. (A book of lyric poems).
53. N.Y.: Alfred -A .Knopf, 1947. XIII, 115, (I) p.
54. Hughes L. Fight For Freedom. The story of the NAACP. -N.Y.i Norton, 1962. 224 p.
55. Hughes L. Fine Clothes to the Jew. N.Y.s Knopf, 1929. -90 p.
56. Hughes L. The First Book of Africa. N.Y.: Watts, (cop. 1960). - 82 p., ill, map, front.
57. Hughes L. The First Book of Negroes. N.Y.i Watts, cop. 1952. - 69 p., ill.
58. Hughes L. The First Book of Rhythmes. N.Y.s Watts, cop. 1954. - 63 p., ill.
59. Hughes L. The First Book of the West Indies. N.Y.: Watts, cop. 1956. - 62 p.57» Hughes L. Five plays. Bloomington, Indiana Univ.
60. Press, cop., 1963. XVII, 258 p. 58. Hughes L. Jacques Romain, Leading Haitian Writer.
61. Opportunity, 1934, v. 12, N 12, p. 382. 59« Hughes L. Johannesburg Mines. The Crisis, 1928, v.35, N 2, p. 52.
62. Hughes L. Laughing to Keep From Crying. N.Y.: Henry Holt and Company, 1952. - 206 p.
63. Hughes L. Montmartre Beggar Woman. The Crisis, 1927, v. 34, N 9, p. 309.
64. Hughes L. Montage of a Dream Deferred. N.Y.: Henry Holt and Company, cop. 1951. - (5), 75 p.
65. Hughes L. The Negro Artist and the Racial Mountain. -Nation, CXXII, 1926, June 23, p. 692-694.
66. Hughes L. A Negro Looks at Soviet Central Asia. Moscow - Leningrad, Co-operative publishing society of foreign workers in the USSR, (press),1,Iskra revolutzii" at Moscow, 1934. - 52 p.
67. Hughes L. A New Song. (Introd, by M.Gold). - N.Y.s International workers order, 1938. - 31 p.
68. Hughes L. Not Without Laughter. N.T. - Lnd.s Alfred1. Knopf, 1930. 324 p.
69. Hughes L. One-Way Ticket. N.Y.: Alfred Knopf, 1949. - XVII, 136 p., ill.
70. Hughes L. The Panther and the Lash. Poems of our times. N.Y.s Knopf, 1971. - (5), 101 p.
71. Hughes L. and Meitzer M. A Pictorial History of the Negro in America. (3d rev.). - N.Y.: Crown, 1969. -380 p., ill., map., portr.
72. Hughes L. Scottsboro limited. Four poems and a play in verse. N.Y.: The Golden Star Press, 1932. - 20 p., ill. with autogr.
73. Hughes L. Selected poems. (2-d print). - N.Y.: Knopf, 1965. - XII, 296 p., ill.
74. Hughes L. Shakespeare in Harlem (Verses). N.Y.s Alfred Knopf, 1947. -(.8)., 124, (1) p., ill, 1 front ill.
75. Hughes L. Simple Takes a Wife. N.Y.i Simon and Schuster, 1953- - IX, 240 p.
76. Hughes L. Simple Speaks His Mind. N.Y.: Simon and1. Schuster, 1950. 231 p.
77. Hughes L. Simple Stakes a Claim. N.Y. - Toronto» Eine hart, cop. 1957. - 191 p.
78. Hughes L. Simple's Uncle Sam. N.Y.: Hill and Wang, 1965. - X, 180 p.
79. Hughes L. Simply Heavenly. A Comedy with Music. N.Y.: Dramatists play service, cop. 1959. - 87 p.
80. Hughes L. Sunset-Coney Island. New Masses, N.Y., 1928, v. 5, N 10 (Febr.), p. 1?.
81. Hughes L. Too Much of Race. The Crisis, N.Y., 1957, v. 44, N 9, p. 272.
82. Hughes L. Tribute to W.B.B. DuBois. Freedomways, N.Y.; 1968, v. 8, N 2, p. 145.
83. Hughes L. The Ways of White Folks. N.Y.: Alfred Knopf, 1954« - 248 p.
84. Hughes L. The Weary Blues. (Introd. by C.V.Vechten). - N.Y.: Knopf, 1929. - 109 p.
85. Hughes L. White Shadows in a Black Land. The Crisis, N.Y., 1952, v. 39, N 5, p. 157.
86. Hughes L. I Wonder as I Wander. An Autobiographical Journey. N.Y. - Toronto: Rinehart and Company, Inc., (cop, 1956). - 406 p.
87. Hughes L. The Writer in America. Mainstream X, (July), 1957, p. 46-47.
88. Johnson J.W. Along This Way. (The autobiography of James W.Johnson). - N.Y.: The Viking Press, Mc'M XLIII, 1943. - 418 p., 16 1. ill., portr.87« Johnson J.W. Black Manhattan. New York, 1930.
89. Johnson J.W. The Book of American Negro Poetry. -N.Y., 1931.
90. Johnson J.W. The Book of American Negro Spirituals. -N.Y.: The Viking press, 1929. 187 p., music.
91. The Langston Hughes reader. N.Y., Brazillier, 1958. -X, 501 p.
92. Lindsay V. Selected Poems. N.Y.: The Macmillan Company Publishers, 1931. - XVII, 226 p.
93. Lindsay V. Selected Poems. N.Y. - Lnd.; Macmillan, Collier-Macmillan, 1964. - XXVII, 210 p.
94. McKay C. Harlem Shadows. N.Y.: Harcourt, Brace and Company, 1922. - XXI, 95 p.
95. McKay C. Home to Harlem. N.Y, - Lnd.: Harper and Brothers Publishers, 1928. - 3^0 p.
96. New Negro Poets, U.S.A. (Ed. by L.Hughes). - Gwendolyn Brooks, Bloomington, Indiana univ. press, 1964. -127 p.
97. Poems from Black Africa, Ethiopia, South Rhodesia, Sierra Leone. (Ed. by L.Hughes). - Bloomington, Indiana univ. press, 1963. - 158 p»
98. Poets of today. A New American Anthology. (Ed. by W.Lowenfels with a prologue poem by L.Hughes). - N.Y.: Intern, bull., 1966. - 143 p.
99. The Poetry of the Negro 1746-1949. An Anthology ed. by L.Hughes and A.Bontemps. N.Y., 1949. - XVII, 429 p.
100. The Poetry of the Negro. 1740-1970. (An anthology ed. by L.Hughes and A.Bontemps). - (New rev. ed.). - Garden City. - N.Y.: Doubleday, 1970. - XXIV, 645 p.
101. Robinson E.A. Collected Poems. Lnd.s Cecil Palmer Oakley House, 14, Bloomsbury Street, (cop. 1922). -XXIII, 591 P., 1 portr.
102. Sandburg C, The Complete Poems. N.Y.i Harcourt Brace Jovanovich, Inc., 1970. - XXXI, 797 p.
103. Sandburg C. Chicago Poems. N.Y.: Henry Holt and Company, 1916. - XI, 183-p. 10Toomer J. Cane. - N.Y.s Boni amd Liveright Publishers,1927. xi, 239 P.
104. Walker M. For My People. New Haven, Yale University Press, 1945. - 58, (2) p.
105. Whitman W. Leaves of Grass. New York, 1921.
106. Whitman W. The Complete Poems. (Ed. by Francis Murphy). - Harmonds-worth (Midd'x), etc., 1977« - (Penguin English poets). - 892 p.
107. КРИТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО ТВОРЧЕСТВУ ХЫОЗА
108. Баскаков Э. Гарлеглский Ренессанс. Советская культура, 1971, 16 марта, с. 4.
109. Беккер М. Ленгстон Хьюз. У самого края ада стоит Гарлем. Иностранная литература, 1956, & 10, с. 88-90.
110. Беккер М. Прогрессивная негритянская литература США. Л.: Советский писатель, Ленинградское отделение, 1957. - 233 е., 7 л. илл.
111. НО. Биография Л.Хьюза. Иностранная литература, 1969, $3, с. 283.
112. Гиленсон Б. "Слышу, поет Америка". Иностранная литература, i960, tè 8, с. 256-257.
113. Гиленсон Б. "Я тоже Америка". - Иностранная литература, 1977, гё 3, с. 201-208.
114. Гиленсон Б. Стихи Хыоза. Москва, 1961, J£ 7, с. 209210.
115. Гордон 10. Негритянская литература в Америке. Интернациональная литература, 1934, JS I, с. 94-97.
116. Кармон У. Л.Хьюз поэт народа. - Интернациональная литература, 1939, JS I, с. 192-194.
117. Клей Ю. Негритянские писатели Америки. Интернациональная литература, 1935, № II, с. 66-70.
118. Коломбо Ф. Писатели черной Америки. За рубежом,1963, 2I/IX, № 38, с. 38.
119. Левидова И. Книга о прогрессивной негритянской литературе. Вопросы литературы, 1958, В 7, с. 225-230.
120. Ленгстон Хьюз. Интернациональная литература, 1937, № II, с. 213.
121. Ленгстон Хьюз. Библиографический указатель. - (Составитель Б.М.Парчевская). Издательство "Книга", Москва,1964.
122. Литература США XX века. Опыт типологического исследования. М., Наука, 1978. - с.285-312, с.465-505.
123. Писателям Америки. Интернациональная литература, 1938, В 8, с. 234-236.
124. Поэт черной Америки. Литературная газета, 1967, 7Д1, с. 9.
125. Ричард Райт о Лэнгстоне Хыозе. Интернациональная литература, 1941, J6 3, с. 191.
126. Филатова Л. Ленгстон Хьюз. Литература мировой революции, 1932, № 9-10, с. I12-117.
127. Филатова Л. Негритянская литература. Литературная энциклопедия. - М.: ОГИЗ РСФСР, т. 7, 1934, с. 649-669.
128. Basset Т.Е. Langston Hughes Dies, World Famous Poet. -The Worker, 19&7, Sanday, May 29, p. 3.
129. Bontemps A.L. Hughes he spoke of Eivers. Freedomways,
130. N.Y.,'1968,v. 8,N2,,Spr:mg, p. ,140-143.
131. Brown S. Not Without Laughter. Opportunity, N.T., 1930, v. 8, N 9, September, p. 279-280.
132. Clark J.H. L.Hughes and Jessie B. Semple. Freedom-ways. N.Y., 1968, v. 8, N 2, p. 167-169.
133. The Comic Imagination in American Literature. Ed. by Louis D. Rubin, Jr. - Rutgers University Press, New Brimswid, New Jersey, 1973» p• 295-303.
134. Davis A. Our Negro "Intellectuals". The Crisis, N.Y., 1928, v. 35, N 8, p. 268-269.
135. Deutch B. Poetry in our Time. N.Y.s Columbia University Press, 1956. - XVI, 411 p.
136. Dickinson D. A bio-bibliography of Langston Hughes. 1902-1967. /Hamden (Conn.)/Archon books, 1967. -XI, 267 p., 11 portr.
137. Dodds B. Negro Literature for High School Students. National council of teachers of English. Champain, Illinois, 1968. - IX, 157 p.
138. Duffey B. The Harlem Renaissance. In: Poetry in America. Expressions and Its Values in the Time of Bryant, Whitman and Pound. - Durham, North Carolina, 1978, p. 240-244.
139. Emanuel J.A, Dark Symphony. Negro Literature in America. N.Y. - Lnd. : The Free Press, N.Y. / Collier-Macmillan Limited, Lnd., 1968. - XVII, 604 p.
140. Emanuel J.A. Langston Hughes. N.Y.: Twayne's United States Authors, 1967. - 192 p.
141. Emanuel J.A. The Short Fiction of L.Hughes. Freedom-ways, N.Y., 1968, v. 8, N 2, p. 170-178.
142. Farewell to Langston Hughes. The Crisis, N.Y., 1967, June, v. 74, N5, p. 252-254.
143. Fearing K. Limiting Devices. New Masses, 1927, v.5, N 5, Sept., p. 29.
144. Filatova L. Langston Hughes: American writer. International Literature, Moscow, 1955.
145. Fitts D. A Trio of Singers in Varied Keys. The New York Times Book Review, 1961, Oct. 29, p. 16-17.
146. Guillen N. A Cuban Poet's Eulogy for Langston Hughes. The Worker, N.Y., 1967, July 16, p. 8.145* Huggins N. I. Harlem Renaissance. N.Y.: Oxford University Press, 1971. - XI, 343 p.
147. Holmes E. L.Hughes. Philosopher -Poet. Freedomways, N.Y., 1968, v. 8, N 2, p. 144-151.
148. Holmes E. The Ways of White Folks. Opportunity, N.Y., 1934, v. 12, N 9, p. 283-284.
149. Isaacs H.R. The New World of Negro Americans. London: Phoenix House, 1964. - XVIII, 366 p.
150. Irving D. A Poet asks: How long is a While? The Saturday Review, N.Y., 1962, Sept. 29, N 39, p. 32-33.
151. Jemie 0. Langston Hughes. An Introduction to the Poetry. N.Y.: Columbia University Press, 1976. - XI,234 p.
152. Johnson J.W. Black Manhattan. N.Y.: Knopf, 1940. -XXXIV, 284 p., 13 1. ill., portr.
153. Kaizer E. Selected Bibliography of the Published Writings of L.Hughes. Freedomways, N.Y., 1968, v. 8, N 2, p. 185-191.
154. Kerlin R.T. Negro Poets and Their Poems. Washington: Associated publishers, 1940. - XXII, 354 p., ill.
155. Kramer A. Robert Burns and Langston Hughes. Freedom-ways, N.Y., 1968, v. 8, N 2, p. 159-166.
156. Langston Hughes. Black Genius. Critical Evaluation. -(Ed. by Therman B. 0'Daniel). For the College Language Association. - N.Y.: William Morrow and Company, Inc., 1971. - 245 p., 1 1. portr.
157. Langston Hughes dies at 65? Noted poet and playwright. Negro History Bulletin, Washington, 1967, Oct., N 6, p. 16.157• Lindsay P. L.Hughes. An Inspire of Young Writers. -Freedomways, N.Y., 1968, v. 8, N 2, p. 179-181.
158. Lowenfels W. "Poet for our times". Daily World, N.Y., 1968, 12/X,p . m-10.159* Norman M.L. The Poetry and Argument of Langston Hughes. The Crisis, N.Y., 1958, v. 45, N 11, p. 358-359.
159. Margolies E. Native Sons. A critical Study of Twentieth-Century Negro American Authors. Philadelphia and N.Y.: J.B. Lippincott Company, 1968. - 210 p.
160. Myers E.P. Langston Hughes. Poet of His People. Champaign, Illinois: Garrard Publishing Company, 1970. -144 p., ill, portr.
161. Parker J. "Tomorrow" in the Writings of L.Hughes. -College English, 1949, v. 10, N 8, p. 438-441.
162. Patterson L.T. With L. Hughes in the USSR. Freedom-ways, N.Y., 1968, v. 8, N 2, p. 152-158.
163. Peterkin F. Negro Blue and Cold. Poetry, 1927, v. 31, N 1, p. 44-47.
164. Potamkin H.A. "Old Clothes". The Nation, 1927, v.124, April 13, P. 403-404.
165. Staples E. L.Hughes: Malevolent Force. American Mercury, GXKXVIII (January), 1959, N 420, p. 46-50.
166. Wagner J. Black poets of the United States. Lnd.: University of Illinois press, 1973. - XXIII, 561 p.
167. Wertz I.J. Profile: Langston Hughes. Negro History Bulletin, 1964, v. 27, N 6, p. 146-147.
168. Williams K.J. They Also Spokes An Essay on Negro Literature in America. 1787-1930. Chicago: Illinois Town-send Press. Nashville, Tennessee, 1970. - XIV, 319 p.
169. Wright R. White Man, ListenI N.Y.: Garden City, Doubleday, 1957. - 190 p.1. РАБОТЫ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА
170. Апресян Г.З. В.И.Ленин и вопросы народности искусства. М.: Изд-во Знание , 1955. - 32 с.
171. Аптекер Г. История афро-американцев. Современная эпоха. М.: Прогресс- , 1975. - 279 с.
172. Арутюнов Л.Н. Национальный художественный опыт и мировой литературный процесс.-М., 1972. 26 с.
173. Барабаш Ю.Я. Вопросы эстетики и поэтики. М.: Современник , 1973. - 319 е., I л. портр.
174. Барабаш Ю.Я. О народности. Литературно-критические очерки. М.: '-'Советский писатель' , 1970. - 368 с.
175. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. - 504 с.
176. Богословский В.Н. Эптон Синклер. М.: Высшая школа, 1976. - 87 с.
177. Борев 10.Б. Комическое или о том, как смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бытия. М.: Искусство, 1970. - 268 с.
178. Борев Ю.Б. О комическом. М.: Наука, 1957. - 232 с.
179. Борев Ю.Б. Трагическое и комическое в действительности и в искусстве. (Стенограмма публичной лекции). - М.: Знание, 1955. - 32 с.
180. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1981. - 399 с. с илл.
181. Борщуков В.И. Во имя человека (о партийности и народности искусстваi M.: Политиздат, 1963. - 72 с.
182. Бушмин A.C. Методологические вопросы литературоведческих исследований. Л.: Ленинградское отделение изд-ва "Наука", 1969. - 228 с.
183. Бушмин .А.С» Преемственность в развитии литературы -2-е изд. доп. Л.: Худож. лит., Ленингр. отд-ние, 1978. - 223 с.
184. Бенедиктова Т.Д. Поэзия Уолта Уитмена. Изд. Московского университета, 1982. - 128 с.
185. Виноградов В.В. Поэтика русской литературы. М.: Наука, 1976. - 511 е., 1л. портр.
186. Виноградов В.В. 0 теории художественной речи. М.: Высшая школа, 1971. - 240 е.,1л.портр.
187. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М.: Искусство, 1978. - 264 с.
188. Воробьев В.Ф. А.М.Горький о партийности и народности литературы. Киев: Изд-во художественной литературы "Дншро", 1968. - 284 с.
189. Выходцев П.С. Народность и социалистический реализм. В кн.: Искусство принадлежит народу. Сборник статейо социалистическом реализме. Лениздат, i960, с. 102146.
190. Выходцев П.С. Народность как идейно-эстетическая категория. В кн.: Курс лекций по теории социалистического реализма. - Под ред. П.С.Выходцева. - М.: Высшаяшкола, 1973, с. 54-81.
191. Выходцев И.О. Новаторство. Традиции. Мастерство. -"Советский писатель", Ленинградское отделение, 1973, с". 105-140.
192. Выходцев П.С. Поэты и время. Л.: Ленинградское отделение, Художественная литература, 1967. - 288 с.
193. Гарленд X. Из книги "Крушение кумиров". В кн.: Писатели США о литературе. - М.: Прогресс, 1982, т. I, с. 176-190.
194. Гей Н.К. Народность и партийность литературы. М.: Художественная литература, 1964. - 136 с.
195. Гинзбург Л.Я. О лирике (изд. 2-е доп.). - Советский писатель , Ленинградское отделение, 1974. - 408с.
196. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Советский писатель , Ленинградское отделение, 1979. - 224 с.
197. Головенченко А.Ф. Уитмен. В кн.: История зарубежной литературы XIX века. - Под ред. Я.Н.Засурского и C.B. Тураева. - М.: Просвещение, 1982, с. 310-315.
198. Гончаров Б.П. Звуковая организация стиха и проблемы рифмы. М.: Наука, 1973. - 275 с.
199. Гусев В.И. Эстетика фольклора. Ленинградское отделение, Наука , 1967. - 319 с.
200. Дземидок Б. О комическом. (Пер. с польского). - М.: Прогресс, 1974. - 223 с.
201. Днепров В. Проблемы реализма. Л.: Советский писатель, I960. - 352 с.
202. Драйзер Т. Великий американский роман. В кн.: Писатели США о литературе. - М.: Прогресс, 1982, т. 2, с. 57-62.
203. Дрёмов А.К., Попков В.А. Народность искусства социалистического реализма. М.: Искусство, 1981. - 151 с.
204. Жирмунский В.М. Теория стиха. Советский писатель , Ленинградское отделение, 1975, с. 184-187,433-538.
205. Жовтис A.A. Стихи нужны. Алма-Ата: Жазушы, 1978. -270 с. с илл.
206. Журавлев И.К. Очерки по истории марксистской литературной критики США (1900-1956). Изд-во Саратовского университета, 1963. - 155 с.
207. Засурский Я.Н. Американская литература XX века. Некоторые аспекты литературного процесса. Изд-во Московского университета, 1966. - 440 с.
208. Засурский Я.Н. Теодор Драйзер. Жизнь и творчество. -Изд-во Московского университета, 1977. 320 е., илл.
209. Зверев A.M. Модернизм в литературе США. Формирование. Эволюция. Кризис. М.: Наука, 1979. - 320 с.
210. Зенкевич М.А. Из американских поэтов. М.: Гослитиздат, 1946. - 136 с.
211. Иванов Р . Дюбуа. М.: Молодая гвардия, 1968. - 240с. 9 л. илл.
212. Иезуитов А.Н. Социалистический реализм в теоретическом освещении. Ленинград, Изд-во Наука, "Ленинградское отделение, 1975. - 172 с.
213. Историко-литературный процесс. Проблемы и методы изучения. Л.: Наука, 1974. - 274 с.
214. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике.- Л.: Изд. Ленингр. ун-та, 1971. 766 с.
215. Калачева C.B. Национальное своеобразие и народное значение литературы. В кн.: Введение в литературоведение. - М.: Высшая школа, 1976, с. 401-412.
216. Катинайте П. Формы проявления национального в художественной индивидуальности. (На опыте современной литовской поэзии). M., 1972. - 28 с.
217. Кашкин И. Для читателя-современника. М.: Советский писатель, 1968. - 562 с. с портр.
218. Кашкин И. Слышу, поет Америка. М., Гослитиздат, i960.- 174 с.
219. Коллиер Д.Л. Становление джаза. Популярный исторический очерк. М.: Радуга, 1984. - 390 е., ил., с портр.
220. Конен В.Д. Блюзы и XX век. М.: Музыка, 1980. - 80 с.
221. Конен В.Д. Негритянский спиричуэле и англокельтский фольклор. В кн.: Музыкальное путешествие. - (Сост. Е.Л.Даттель). - М.: Просвещение, 1970, с. 130-137.
222. Конен В.Д. Пути американской музыки. М.: Советский композитор, 1977. - 446 с.
223. Куницын Г.И. Политика и литература. М.: Советский писатель, 1973. - 592 с.
224. Литературные направления и стили. Изд. МГУ, 1976. -392 с.
225. Ломидзе Г.И. Реализм критический и социалистический (с. 227-284). В кн.: Интернациональный пафос советской литературы. Размышления, оценки, споры. - М., 1970, 333 е., портр.
226. Ломидзе Г.И. Ленинизм и судьбы национальных литератур. Изд. 3-е, доп. и перераб. - М.: Современник, 1982. -288 с.
227. Лоренс Л. Демократия Уолта Уитмена. В кн.: Писатели США о литературе. - М.: Прогресс, 1982, т. 2, с. 141-153.
228. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л.: Просвещение, Ленпнгр. отделение, 1972. - 271 с.
229. Льюис С. Отношение романа к социальным противоречиям наших дней: закат капитализма. В кн.: Писатели США о литературе. - М.: Прогресс, 1982, т. I, с. 233-242.
230. Медриш Д.Н. Фольклорные вкрапления в литературном тексте (с. 122-146). В кн.: Литература и фольклорная традиция. Вопросы поэтики. - Изд-во Саратовского университета, 1980. - 296 с.
231. Медриш Д.Н. Некоторые закономерности взаимодействия фольклора и литературы (цитата, аллюзия, реминисценция, перифраз. В кн.: Проблемы современной советской литературы. - Волгоград, 1973, с. 95-125.
232. Мендельсон М.О. Американская сатирическая проза XX века. М.: Наука, 1972. - 372 с.
233. Мендельсон М.О. Американское литературоведение XX века и вопросы творчества писателей США. В кн.: Современное литературоведение США. Споры об американской литературе. - М.: Наука, 1969, с. 7-48.
234. Мендельсон М.О. Жизнь и творчество Уитмена. М.: Наука, 1969. - 352 с. с илл., портр.
235. Мясников А. Ленинские принципы партийности и народности в искусстве. В кн.: Часть общего дела. Проблемы советской литературы. Статьи 1966-1970гг. М.: Художественная литература, 1970, с. 29-68.
236. Нигматуллина Ю.Г. Национальное своеобразие эстетического идеала. Изд-во Казанского ун-та, 1970. - 212 с.
237. Оленева В.И. Социальные мотивы в американской новеллистике (60-70-е годы). Киев: Наукова думка,1978.-208 с.
238. Оскоцкий В.Д. Единство пути, многообразие поиска. (О национальном и интернациональном в советской литературе). М.: Знание, 1969. - 64 с.
239. Основные тенденции развития современной литературы США. М.: Наука, 1973. 398 с.
240. Панасье 10. История подлинного джаза. Изд-во "Музыка", Ленинградское отделение, 1978. - 128 с.
241. Петров С.М. Основные вопросы теории реализма. Критический реализм. Социалистический реализм. М.: Просвещение, 1975. - 303 с .
242. Поспелов Г.Н. Лирика. Среди литературных родов. Издательство Московского университета, 1976. - 208 с.
243. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. ГЛ.: Искусство, 1976. - 184 с.
244. Ревякин А.И. Проблема народности и партийности художественной литературы (с. 74-99). В кн.: Проблемы изучения и преподавания литературы. - М.: Просвещение, 1972. - 366 с.
245. Ромм A.C. Американская драматургия первой половины XX века. Л.: Искусство, Ленинградское отделение, 1978. - 247 с.
246. Савушкина Н.И. Русская советская поэзия 20-х годов и фольклор. М.: МГУ, 1971. - 107 с.
247. Самохвалов Н.И. Возникновение критического реализма в литературе США. Краснодарское книжное издательство, 1961. - 458 с.
248. Сильман Т.И. Заметки о лирике. Л.: Советский писатель, 1977. - 224 с.
249. Синклер Э. Наша буржуазная литература. В кн.: Писатели США о литературе. - М.: Прогресс, 1982, т. I, с. 220-227.
250. Сквозников В.Д. Реализм лирической поэзии. Становление реализма в русской лирике. М.: Наука, 1975. -300 с.
251. Сохор А. 0 музыке серьезной и легкой. Л.: Музыка, 1964. - 87 с.
252. Старцев А.И. От Уитмена до Хемингуэя. (Изд-е 2-е, доп.). - М.: Советский писатель, 1981. - 354 с.
253. Сучков Б.Л. Исторические судьбы реализма. М.: Советский писатель, 1977. - 528 с.
254. Сэндберг К. Предисловие к сборнику стихов 1943 года. В кн.: Писатели США о литературе. - М.: Прогресс, 1982, т. 2, с. 157-160.
255. Тимофеев Л.И. Слово в стихе. М.: Советский писатель, 1982. - 344 с.
256. Утехин Н.П. Черты неповторимого. М.: Современник, 1980. - 207 с.
257. Фицджеральд Ф.С. Отзвуки века джаза. В кн.: Писатели США о литературе. - М.: Прогресс, 1982, т. 2, с. 63-71.
258. Фокс Р. Роман и народ. М.: Издательство художественной литературы, 1960. - 248 е., I портр.
259. Фостер У. Очерки политической истории Америки. М.:
260. Издательство иностранной литературы, 1953. 919 с.
261. Хватов А.И. Пути народности и реализма. Ленинградское отделение изд-ва "Советский писатель", 1980. -352 е., илл.портр.
262. Холшевников В.Е. Основы стиховедения. Русское стихосложение. Изд-во Ленинградского университета, 1972.- 168 с.
263. Цинцадзе Т.К. Очерк развития негритянской литературы США. Тбилиси: Издательство Тбилисского университета, 1983. - 311 с.
264. Черноуцан И. Ленинские принципы партийности и народности литературы и искусства. Партийная жизнь, № 22, ноябрь, 1975, с. 8-14.
265. Чуковский К.И. Мой Уитмен. (Изд-е 2-е, доп.). М.: Прогресс, 1969. - 304 с. с илл.
266. Шепетис Л. От жизни в ничто. Модернизм что это такое?- М.: Молодая гвардия, 1972. 175 с. с илл.
267. Щербинина В.Р. Искусство принадлежит народу (с. 195199). В кн.: В.И.Ленин и художественная литература.- (Пособие для учителя). М.: Просвещение, 1974, с. 195-199.
268. Эстетика сегодня. (Актуальные проблемы). Сборник статей.- М.: Искусство, 1968. 384 с.
269. American Negro Writer and his roots. Selected Papers from the First Conference of Negro Writers, March, 1959.- N.Y., City, 1960. V, 70 p., ill.
270. Background to Blackamerican Literature. (Ed. by Ruth Miller). - Scranton (Lnd.) Toronto: Chandler Publishing Company, 1971, p. 122-135»
271. Black Voices. An Anthology of Afro-American Literature.- (Ed. by Abraham Chapman). N.Y.: St. Martin's Press, 1968. - 720 p.
272. The Black American Writers. (Ed. by C.W.E.Bigsby) -vol. 2: Poetry and Drama. - Baltimore, Maryland, Penguin Books Inc., 1969. - 253 p.
273. Bone R.A. The Negro Novel in America. New Haven and Lnd.i Yale University Press, 1965. - X, 289 p.
274. Brawley B. Early Negro American Writers. Chapel Hill. The Univ. of North Carolina press, 1935. - X, 305 P.275« Brawley B. A Short History of the American Negro. -(4th rev. ed.). N.Y.: The Macmillan Company, 1939.- XV, 228 p.
275. Broderick F.L. W.E.B. DuBois. Negro Leader in a Time of Crisis. Stanford (California), Stanford Univ. press, 1959. - XIII, 259 p., 11. portr.
276. Bronz S.H. Roots of Negro Racial Consciousness. The 1920'ss three Harlem Renaissance Authors (James Wel-don Johnson, Countee Cullen, Claude McKay). N.Y.; Libra Publishers, Inc., 1964. - 101 p.
277. Crowder R. Carl Sandburg. N.Y.: Twayne Publisher, Inc., 1964. - 176 p.
278. Darrow C. The Religion of the American Negro. The Crisis, N.Y., 1931, v. 38, N 6, p. 190.
279. Douglas J.W. From House Cleaner to Business Executive. The Crisis, N.Y., 1930, v. 37, N 2, p. 53.
280. DuBois W.E.B. Our program. The Crisis, N.Y., 1930, v. 37, N 5, p. 174.
281. DuBois W.E.B. Programs of Emancipation. The Crisis, N.Y., 1930, v. 37, N 4, p. 137.
282. DuBois W.E.B. Souls of Black Folk. Essays and Sketches. Lnd.: Longmans, Green and Co Ltd, 1965• -XXII, 170 p., music.
283. Ellison R. Shadow and Act. N.Y.: Random House, New American Library, 1966. - 302 p.
284. Embree E.R. 13 Against the Odds. (2-nd print). -N.Y.î The Viking press, 1944. - 261 p., 13 1» portr.
285. Ferguson B.E. Countee Cullen and the Negro Renaissance. N.Y.ï Dodd, Mead and Company, 1966. - IX, 213 p.
286. Ford N.A. The Contemporary Negro Novel. N.Y., 1936.
287. Fox C. Jazz in Perspective. Lnd.j The British Broadcasting Corporation, 1969. - 88 p., ill, map, music, portr.
288. Gold M. Banjo, by C.McKay. New Masses, 1929, July, p. 17.
289. Golden H. Carl Sandburg. Fawcett Publication,Inc., Greenwich Conn. Member of American Book Publishers Council, Inc., 1961. - 287 p., ill, portr.
290. Hill H.,ed. Anger and Beyond: The Negro Writer in the
291. United States. N.Y.: Harper and Row, Publishers, 1966, - XXII, 227 p.
292. Johnson J.W. Negro Authors and White Publishers. -The Crisis, N.Y., 1929, v. 36, N 1-9, 6-12, p. 229.
293. Jones E.K. Progress, Opportunity, N.Y., 1929, N 1-12, p. 114.
294. Images of the Negro in America. (Ed. by Darwin T. Turner and Jean M.Bright). - Boston: D.C.Heath and Company, 1965. - XI, 113 p.
295. Images of the Negro in American Literature. (Ed. by S.L.Gross and J.E.Hardy). - Chicago and Lnd.: The University of Chicago Press, 1969• - 321 p.
296. Krehbiel H.E. Afro-American Folksongs. A study in racial national music. N.Y., 1962. - XII, 176 p., music.
297. Little¿john D. Black on White. A Critical Survey of Writings by American Negroes. N.Y., 1966.
298. Locke A. Freedom Through Art. The Crisis, N.Y., 1938, v. 45, N 7, p. 227-229.
299. Locke A. The Negro and his Music. Negro Art: Past and Present. N.Y.: Arno Press and The New York Times, 1969. - (11), 122 p.
300. Locke A. The Negro: "New" or Newer. Opportunity, N.Y., 1939, v. 17, N 1, p. 4-10.
301. The New. Negro. Locke A., ed. N.Y.: Albert and Charle-Boni, 1951.
302. Meltzer M. and Meier A. Time of Trial. Time of Hope. The Negro in America. 1919 to 1941. N.Y.: Doubley and Comp., Inc., Garden City, 1966. - 82 p., ill.
303. Middle ton R. Pop Music and the Blues. A Study of the Relationship and its Significance. Lnd.s "Victor Gol-lancz L.T.D., 1972. - 271 p.
304. Miller L. One-Way Out Communism. - Opportunity, N.Y., 1934» v. 12, N 7, P. 214-217.
305. Monroe H. Poets and Their Art. N.Y.: The Macmillan Company Publishers, 1926. - XII, 300, (1) p.
306. Newton F. The Jazz Scene. Harmondsworth (Mddx). -Penguin Books, 1961. - VIII, 295 p.
307. Oliver P. The Meaning of the Blues. (Foreword by Richard Wright). - N.Y.: Collier Books, 1973. - 384 p.
308. Schechter W. The History of Negro Humor in America. -N.Y. Lad.: Fleet Press Corporation, 1970. - 214 p., ill., portr.
309. Suryanarayana A.V. Carl Sandburg as a Poet. Ram Na-gar, New Dalhi - 55, Eurasia Publishing House (PVT)1.T,D , 1969. 99 P.
310. Turner D.G. Afro-American Writers. N.Y.: Aplleton Century-Crofts, 1970. - XVII, 117 p.
311. Turner D.T. Black American Literature Poetry. Columbus, Ohio: Charles E.Merrill Publishing Company,a Bell and Howell Company, 1969. ~ XXI i 132 p.
312. Untermeyer L. Modern American Poetry: A Critical Anthology. N.Y.: Harcourt, Brace and Company, 1925. -XXIX, 621 p.
313. Waggoner H.H. American Poets from the Puritans to the Present. Boston, Houghton Mifflin, 1968. - XXI,740 p.
314. Weirick B. From Whitman to Sandburg in American Poetry. A Critical Survey. N.Y.: Biblo and Tannen, N.Y., 1967.- XIV, 245 p.
315. Whitlow R. Black American Literature. A critical History. Chicago, Nelson Hall, 1973. - XV, 287 p.
316. Yatron M. America's Literary Revolt. N.Y.: Philosophical Library, 1959. - (7), 176 p.
317. Zehnpfenning G. Carl Sandburg, Poet and Patriot. -Minneapolis, Minnesota: T.S.Denison and Company, Inc., 1963. 265 p.
318. ДИССЕРТАЦИИ И АВТОРЕФЕРАТЫ
319. Бернацкая В.И. Эксперимент в американской прозе двадцатых годов XX века (У.Фолкнер, Д.Дос Пассос, Г.Стайн). Автореф. Дис. . канд. филолог, наук. -М., 1976.
320. Засурский Я.Н. Американская литература XX века. -Дис. . доктор, филолог, наук. ГЛ., 1966.
321. Зверев A.M. Развитие реалистического направления в поэзии США 10-х годов XX века. Дис. . канд. филолог. наук. - М., 1972.
322. Каракчиева К.Н. Американская экспрессионистская драма 20-х годов XX века. Автореф. Дис. . канд. филолог. наук. - Л., 1980.
323. Кириченко О.М. Основные течения в поэзии США в 20-егоды XX века. (1919-1929). Дис. канд. филолог.наук. М., 1969.
324. Лемец Л.Д. Поэзия и проза Ленгстона Хьюза "красного десятилетия". Дис. . канд. филолог, наук. - М., 1983.
325. Расяев В.В. Проблемы критическогб реализма в литературе США 20-х годов и современная американская критика. Дис. . канд. филолог, наук. - М., 1963.
326. Стрелко Л.Ш. Негритянская проблематика романов У. Фолкнера (конец 20-х начало 40-х годов). - Автореф. Дис. . канд. филолог, наук. - Ташкент, 1981.
327. Химирски К.В. Развитие демократических традиций в современной американской поэзии. Автореф. Дис. . канд. филолог, наук. М., 1974.
328. Чаковский С.А. Афро-американцы и литература США (об идейно-художественной специфике литературы американских негров). Автореф. Дис. . канд. филолог, наук. - М., 1983.