автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Поэзия Маная Алибекова и проблемы публицистики в кумыкской литературе начала ХХ в.

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Акавов, Рашид Забитович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Махачкала
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Диссертация по филологии на тему 'Поэзия Маная Алибекова и проблемы публицистики в кумыкской литературе начала ХХ в.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Поэзия Маная Алибекова и проблемы публицистики в кумыкской литературе начала ХХ в."

Диссертационный совет Д. 003.28.01 в Институте языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы Дагестанского научного центра Российской академии наук

¡ТВ ОА

^ 2 ИЮН На правах рукописи

Акавов Рашид Забитович

ПОЭЗИЯ МАНАЯ АЛИБЕКОВА И ПРОБЛЕМЫ ПУБЛИЦИСТИКИ В КУМЫКСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ НАЧАЛА XX ВЕКА

Специальность 10.01.02. Литература народов Российской Федерации

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Махачкала, 1998

Диссертационный совет Д. 003.28.01 в Институте языка, литературы и искусства им. Г.Цадасы Дагестанского научного центра Российской академии наук

На правах рукописи

Акавов Рашид Забитович

Поэзия Маная Алибекова и проблемы публицистики в кумыкской литературе начала XX века

Специальность 10.01.02. Литература народов Российской Федерации

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Махачкала - 1998

Диссертация выполнена на кафедре литератур Дагестана и Востока Дагестанского государственного университета

Научный руководитель

доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РД, академик РАЕН А-К.Ю.Абдуллатипов

Официальные оппоненты доктор филологических наук профессор К.И.Абуков, кандидат филологических наук М.А.Гусейнов.

Ведущая организация:

Кабардино-Балкарский государственный университет

заседании диссертационного совета Д.

003.28.01. по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук в Институте языка, литературы и искусства им. Г.Цадасы Дагестанского научного центра Российской академии наук.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Дагестанского научного центра Российской академии наук (377030, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. М.Ярагского, 75).

Автореферат разослан " " 0 ^_ 1998 г.

состоится

1998 г. в

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат филологических наук

А. М.Абдурахманов

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Современная эпоха определила новое отношение к отечественной истории, в том числе и к истории литератур народов Дагестана и Северного Кавказа. Творчество Ма-ная (Абдулманапа) Алибекова в этом аспекте составляет одно из важнейших слагаемых национальных культурных традиций, неповторимого исторического национального опыта, который неизменно питает современную литературу. Представленный в диссертации анализ научно-критической литературы, посвященной изучению творчества М.Алибекова, показывает, по мнению автора, как происходящие в настоящее время в стране социально-политические изменения заставляют читателя воспринимать М.Алибекова, думать и говорить о нем иначе, чем воспринимало его наше литературоведение в 20-е-30-е годы, иначе, чем думали, говорили и писали о нем в 50-е, 70-е, 80-е годы. М.Алибеков ныне стал современником и новейшего времени, конца 90-х годов, летящего к концу двадцатого века, потому что он являет собой пример таких художников-мыслителей, историко-функциональноя значение которых в полном объеме можно оценить, лишь объяснив своеобразие самого искусства, творчества писателя, трудно воспринимаемого вне своего социально-политического времени и пространства. Сказанное особенно характерно для поэта-публициста Маная Алибекова, чьим главным "героем" была общественная жизнь в ее "текущем моменте", чьи произведения глубже, чем у других классиков, погружены в политический быт и борьбу своего времени, удивительно напоминающие нашу современность. 4

Отмечая, что литературная деятельность, общественно-политические и эстетические взгляды М.Алибекова и поныне привлекают внимание как специалистов - литературоведов, так и историков, философов, социологов и других представителей гуманитарного профиля, вместе с этим в исследовании подчеркивается преобладающее и на сегодня разночтение его творчества.

В исследовательской ситуации, обозначившейся вокруг проблем творчества М.Алибекова, как отмечается в диссертации, не все про-

яснено, и это обстоятельство требует некоторых уточнений принципиального характера, которые в конечном итоге связаны с методами научных разработок. Дело в том, что до настоящего времени творчество М.Алибекова в полном объеме известно лишь узкому кругу специалистов. Изданный в 1925 г. сборник его произведений, уже давно ставший библиографической редкостью и вследствие этого недоступный современному поколению любителей и ценителей отечественной словесности, в науке интерпретируется, как правило, своеобразно, избирательно - в зависимости от заранее сконструированных построений ученых. Указанное положение актуализирует проблему специального монографического изучения и исследования творчества М.Алибекова. На современном этапе развития общества открылась возможность рассматривать художественные явления, произведения искусства, литературы в большой мере в их функциональных, изначальных, родовых свойствах, разрабатываются и более адекватные им критерии, принципы интерпретации, осмысления. При этом диссертант подчеркивает, что речь идет не о какой-либо ревизии научных выводов и обобщений, сделанных предшествовавшими ему исследователями истории кумыкской литературы и в частности творчеству М.,Алибекова. В работе акцентируется внимание лишь на том, что целостно обобщающий характер, который определял и методику анализа историко-литературного процесса, и способы "вписания" творчества писателя (М.Алибеков в данном случае лишь показатель общей тенденции) в закономерности диалектико-исторического порядка, - этот действительно и логически верно объединяющий принцип построения структуры исследований в то же время как бы отсекал не менее важнейшие компоненты творческой индивидуальности художника. Так случилось, что научные разработки, обобщающие историко-литературный процесс, предшествовали монографическим исследованиям по творчеству того или иного художника -персоналиям, что, в частности, сказалось и в отношении к творчеству М.Алибекова. .

Теоретической и методологической основой исследования послужили работы отечественных литературоведов, критиков, рассматривающих литературный процесс как в целостном (общемировом) контексте, так же и национальные литературы, входящие в определенные зональные и региональные комплексы (Н.С.Надъяр-

ных, Р.Г.Бикмухаметов, Ч.Гусейнов, Г.Г.Гамзатов, К.И.Абуков, К.К.Султанов и др.)

В формировании точки зрения автора существенную роль сыграли труды исследователей литератур народов Дагестана и Северного Кавказа, главным образом работы Г.Г.Гамзатова, А.-К.Ю.Аб-дулатипова, С.М.Алиева, А.М.Вагидова, С.Х.Ахмедова, С.М.Хайбул-лаева, К.И.Абукова, С.Х.Акбиева, Г.Г.Гашарова, Р.М.Кельбеханова, З.Х.Толгурова, З.Н.Акавова, Р.А.Ахмедовой З.Г.Казбековой, М.А.Гусейнова, З.М.Османовой, в которых исследованы вопросы формирования, становления и развития конкретных литератур, их художественного метода, жанров и стилей.

Цель и задачи исследования. Цель реферируемой диссертационной работы состоит в установлении художественно-публицистических истоков творчества М.Алибекова в историко-литературном и социально-политическом контексте начала XX в., в доказательстве его трибунно-ораторских, публицистических жанровых новаций как рождение синтетических идейно-художественных ответвлений в литературном процессе, имевших глубокие преемственные связи в системе национальных культур Дагестана и Северного Кавказа.

В соответствии с этой целью предполагается решение ряда задач:

- систематизация творческого наследия М.Алибекова в его социально-исторической и общественно-политической обусловленности;

- раскрыть жанровые теоретические аспекты художественной публицистики М.Алибекова и преломление в ее пространстве литературного творчества поэта;

- проследить стилистику и поэтику произведений М.Алибекова в связи со всей предыдущей национальной художественной культурой;

- показать роль факторов, определивших типологические особенности творчества М.Алибекова в контексте литератур народов Дагестана и Северного Кавказа;

- в ходе сравнительного и сопоставительного анализа поэзии М.Алибекова и последующего развития литературного процесса выявить преемственность идей и поэтических средств.

Методы исследования. Основным методом исследования в диссертации является сравнительно-сопоставительный, способствующий установлению художественно-эстетической и мировоззренческой особенности публицистики М.Алибекова в историко-литературной преемственности.

Научная новизна. Опираясь на труды исследователей истории кумыкской литературы, используя опыт изучения литератур Северного Кавказа и Дагестана, в настоящей работе впервые предпринята попытка рассмотреть творчество М.Алибекова в монографическом плане с точки зрения его публицистического жанрового своеобразия в общественно-литературном процессе начала XX века.

Теоретическая значимость исследования прежде всего связана с разработкой в дагестанском и северокавказском литературоведении проблем родо-видовой и жанровой специфики литературы начала XX века на примере публицистики в поэзии М.Алибекова, что, безусловно, устранит имеющийся пробел в научном освещении типологических связей кумыкской литературы.

Практическая значимость работы видится в том, что ее основные теоретические положения и выводы могут быть использованы как при внедрении в вузовский учебный процесс в форме спецкурса, так и в качестве одного из разделов теоретической истории литератур народов Дагестана и Северного Кавказа.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в научных докладах на международных, межвузовских и внут-ривузовских конференциях; в ряде статей в журнале ("Утренняя звезда"); в сборниках тезисов научных докладов аспирантов и профессорско-преподавательского состава ДГУ и ДГПУ.

Диссертационная работа прошла апробацию и рекомендована к защите на заседании кафедры литератур Дагестана и Востока Дагестанского государственного университета.

Структура и объем диссертации. Исследование включает 162 страницы машинописного текста и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Основное содержание работы

Основное содержание диссертации изложено во введении, двух главах и заключении.

Во введении определены основные направления и цели работы, степень изученности проблемы, методологическая ориентация исследования, обоснована актуальность темы.

Первая глава диссертации "Национальный художественный опыт в историко-функциональном освещении и вопросы формирования творческого метода Маная Алибекова" состоит из двух разделов.

В первом разделе - "Предыстория. М.Алибеков в контексте смены литературных стилей" - автор, исследуя публицистические истоки творчества поэта, предпринимает попытку объяснить, мотивировать их прежде всего с общими закономерностями смены общественных отношений, обусловивших родо-видовую эволюцию национальной (в частности, кумыкской) литературы.

При этом, отталкиваясь от факта, что история кумыкской литературы в известной степени изучена, соискатель полагает возможным отслеживать смену литературных направлений, эпох, и в рамках этой смены, по его мнению, регистрируются падение или подъем художественного качества. Этот принцип представляет собой измерение по горизонтали. Все, кто занимается исследованием историко-литературного процесса, при размещении писателей, поэтов внутри указанной смены, литературу измеряют, оценивают по вертикали. В то же время оба эти разнородные измерения оказываются взаимозависимыми, соотносительными, что предполагает соответствующую их характеристику: одно в аспекте другого, в нашем случае - вертикаль применительно к горизонтали. Поскольку такой угол рассмотрения литературно-художественной эволюции предпринимается впервые, автор считает необходимым подчеркнуть основные его положения.

В трудах А.-П.Салаватова, К.Султанова, Г.Б.Мусахановой, С.М.Алиева, А.-К.Ю.Абдуллатипова, З.Н.Акавова и других исследователей истории кумыкской литературы научно обоснованы периоды ее развития. Выявлены средневековье, охватывающее исторический срез конца XVIII - первую половину XIX в. и представленное вершинны-

ми именами Абдурахмана из Какашуры и Юсуфа из Яхсая; Новое время (с середины до конца XIX в) связано с творчеством И.Казака и М.Османова; отдельным периодом обозначено начало XX столетия, на которое падает творчество М.Алибекова, Абусуфьяна Акаева, Нухая Батырмурзаева и других.

Описанная схема, очевидно, верна и отражает реальное развитие искусства слова кумыков.

Вертикали - вершинные художники - определены по художественному качеству. Таким образом, формируется градация, пересмотр ценностей, вследствие чего как бы узакониваются понятия о художниках "высшего" и остальных (среднего, низшего и пр.) рядов - о многорядности, многоступенчатости. Жанр "тюрки" духовной поэзии, одержав- верх, главенствующее положение в составе литературы, ориентирует на переоценку ценностей в средневековой эстетической культуре.

Вместе с тем в середине XIX в. назревает изменение вертикальной схемы литературы: уходят в тень жанры суфийской лирики.

Закрепленный за А.Какашуринским литературный ряд, по сути дела, освободится - потребуется его обновление. И оно происходит: И.Казак, М.Османов открывают шествие кумыкской классики.

Они больше отвечают вкусу читателей, их социальному заказу. Это не могло не сказаться на всем комплексе внутрилитературных отношений, не повлечь изменений в составе литературы - родовидовых, жанровых образованиях, в стиле, поэтике. Литература взяла ориентацию на современность в ее многомерности, что возможно было лишь посредством изменений внутренних изобразительных ресурсов, важнейшим из которых оказывалось появление повество-вательности, более свободно, раскованно позволяющей показать типичные явления действительности.

Вот почему И.Казак, по мнению автора, не мог творить в изобразительных установках, которыми оперировал его старший современник - но в то же время представитель средневековья, - Абдурах-ман Какашуринский. Необходимо было движение литературы по горизонтали, и его первым намечает Йырчи Казак, а за ним - и вместе с ним - М.-Э.Османов.

Речь идет о наметившейся в творчестве Й.Казака повествовательной струе, тенденции к рассказыванию, мотивированию обра- 8 - /

зов поступками, обстоятельствами, окружением и т.д. Хотя не теряется и эмоциональное начало в психологизации изображаемых явлений. Подхватив, может быть, и его опыт (и вместе с ним) М.-Э.Османов прокладывал дорогу к реалистической прозе.

Таким образом, И.Казак, наследовав традиции средневековой поэтической цивилизации и доведя их до невиданного доселе совершенства, сам же намечает другое, новое ответвление. Он словно почувствовал (может быть и понял), что старые поэтические изобразительные и выразительные формы себя исчерпывают, поэтому необходимы многомерные аналитические структуры. Чуткий пульсу времени и столь же восприимчивый к новому, свежему, И.Казак, по-видимому, глубоко осознал заложенные в культурном слое, в "новых людях" (в типологическом ряде Х.Уцумиева, Д.Шихалиева, М.-Э.Османова, Ш.Аджаматова и др.) потенции, прообраз тех, кто по его мнению, мог бы сказать "новое слово" и повести за собой многострадальный народ.

Может быть, не только этим, но прежде всего этим обстоятельством объясняется ориентация И.Казака на "рассказывание", сюже-тостроение. Однако именно на этом перевале, точнее, переломе возникали серьезные преграды: пропуская своих реальных героев через личное и личностное, через субъективное, авторское, где эмоциональный компонент занимал доминантное положение, поэт стал тяготеть к профессии писателя, прозаика. Но традиция, школа, литературное направление, которое сформировало его как творческое лицо, оказывало сильное структурное давление. Неизвестно, к какому эстетическому и жанровому финалу пришел бы И.Казак (безвременная гибель прервала творческий процесс), но можно с достаточной уверенностью предположить, что его художественная диалектика вела к открытию нового горизонтального ответвления в литературе. Какое оно могло быть - этот вопрос, пожалуй, сложный, трудный. При всем этом ясно одно: в той горизонтали литературного развития, которая строилась со средневековья, И.Казак занял свое лидирующее "классическое" положение в вертикали - он общепризнанно является родоначальником кумыкской литературы Нового времени.

Таким образом, как отмечается в работе, уже к середине XIX-века в развитии кумыкской литературы по горизонтали очень четко

себя обнаруживает многоступенчатость, которая, одновременно, творчеством И.Казака себя не исчерпывает. Дальнейшее расширение границ функционирования литературных рядов, грубо говоря, потребовало смену лидера - появление новой художественной вершины по вертикапи -Магомеда-Эффенди Османова, представлявшего собой, т.е. своим творческим, литературным направлением новую эстетическую формацию. Речь идет о родо-видовых преобразованиях в кумыкской литературе. Продолжая себя в стихотворной поэтической традиции, она тем не менее все больше устремлялась к эпическому повествованию, "строительству" прозы - высшего литературного ряда. Об этом убедительно писали исследователи кумыкской дореволюционной литературы. Жанр "писем"-посланий, разработанный М.-Э.Османовым, по наблюдениям исследователей его творчества, был своеобразным, имитирующим диалоги многих действующих лиц, заложившим, в перспективе, подступы к драматическому роду. По мнению тех же исследователей, М.-Э.Османов в этом новом жанре творил очень долгое время, исчисляемое 20-30 годами. То есть можно полагать, что он полностью исчерпал его возможности. Эта мысль подтверждается, например, творчеством Маная Али-бекова. г

По свидетельству биографа, а также по информациям А. Ажа-матова, близких родственников М.Алибекова и др., становится очевидным, что он был человеком, который очень быстро и живо откликался на происходящие события. При этом его отклики, реакции носили не столько поэтически, образно обобщающий, сколько непосредственный, так сказать, митинговый, трибунный характер, ориентированный на объяснение, комментирование явлений, тенденций, фактов современной действительности или истории. При этом его комментарии тоже имели присущее только им своеобразие: он выступал, как поэт-публицист.

Таким образом, можно сформулировать доминантный жанр его творчества. Это, по мнению диссертанта, была художественная публицистика. При этом нужно подчеркнуть: публицистика М.Алибекова была не продолжением османовского жанрового образования, а как бы поворотом в сторону, обозначавшим и демонстрировавшим тем самым значительное (по сравнению с предшествовавшими эта-

- ю -

пами) расширение литературного процесса по горизонтали в начале XX века.

Во втором разделе - "Манай Алибеков в социально-историческом и общественно-культурном контексте эпохи" - исследуются общественно-политические и культурно-критические аспекты социального и духовного опыта народов Дагестана и Северного Кавказа, представляющие собой фон и лоно восхождения национального эстетического сознания. В этом плане творческая биография М.Алибекова, по мнению диссертанта, весьма показательна и поучительна. В то же время отмечается, что исследуемый художник интересен и актуален не в порядке исключения, а именно в плане доказательства как типичного явления в культурной, духовной, художественной жизни народов Дагестана и Северного Кавказа. В этом смысле М.Алибеков предстает в типологическом ряду с Н.Ба-тырмурзаевым, А.Акаевым, Шихаммат-кадием Бейболатовым (Эрпе-линским), Абдулхалилом Дженгутайским, А-Г.Ибрагимовым у кумыков; с К.Мечиевым и И.Крымшаухаловым у карачаевцев и балкарцев; с даргинцами Зиявутдин-кадием, Мунги Ахмедом и С.Кур-баном; лакцами Ю.Муркелинским, Г.Гузуновым; лезгином С.Стальс-ким; аварцами Махмудом и Г.Цадасой и др., жизненный и творческий путь которых приходится на рубеж XIX и XX вв. Таким образом, весьма своеобразное становление М.Алибекова как творческой индивидуальности представляет собой звено единства, рассматривается в дагестанском и северокавказском региональном историко-культурном контексте.

Формирование, становление М.Алибекова как творческой личности составляет самостоятельную проблему настоящего исследования, и это имеет принципиальное значение в плане воссоздания общей картины развития кумыкской литературы. Интеллектуальная среда/ окружавшая М.Алибекова, известна своими традициями обмена культурными ценностями как своих соседей, так же и Востока и Европы. В этом ряду главное место принадлежит М.Э.Османову, возможно, первым привившему своему юному соотечественнику любовь к литературе, истории, обычаям и традициям родного народа. Преемственность национально-патриотической и социально-политической проблематики в кумыкской литературе начала XX в наиболее последовательно и ярко отражается в творчестве М.Алибеко-

ва, Н.Батырмурзаева, А.Акаева и др. именно и этими обстоятельствами.

Художественная публицистика М.Алибекова имела продолжение, на ней, непосредственно ориентированной на публику, народ, аудиторию, общество, выросла публицистика 3.Н.Батырмурзаева, А.-П.Салаватова, А.Магомедова, У.Буйнакского и др.

Манай (урожденный Абдулманап) Алибеков родился в 1861 году в селе Яхсай (Аксай) б. Кумыкского (затем Хасавюртовского) округа Терской области (ныне Хасавюртовского района Республики Дагестан). По информации Микаила Канбулатова (первого биографа поэта, собирателя его литературного наследия и подготовившего сборник его произведений к изданию), М.Алибеков с детства отличался любознательностью и обостренным интересом как к истории, традициям и обычаям народа, так же и проблемам современности, будущему своего отечества.

Подчеркивая важность контактов М.Алибекова с его старшим современником и учителем М.Э.Османовым в аспекте благотворного творческого влияния, следует апеллировать при этом прежде всего к самому М.Алибекову, в частности же к созданной им биографии Османова в стихотворной форме. Это произведение М.Алибекова хорошо известно исследователям и каждый раз служит ценнейшим источником при создании творческого портрета, облика М.-Э.Осма-нова. Вместе с этим диссертант подчеркивает другой немаловажный его аспект. Это субъективное, интимное, личностное отношение М.А-либекова к герою своего произведения. В нем, как показывается в работе, находятся истоки становления М.Алибекова, восприятия им Османова не только великим своим учителем, но оно предстает как и исторический документ, зафиксировавший формирование и широкое распространение в северокавказском регионе мощного идеологического движения просветительства. М.Османов в восприятии М.Алибекова вырастает в значительную фигуру, синтезировавшего в своем художественном творчестве и общественной деятельности историко-культурный опыт Востока и Запада. В исследовательской литературе до сих пор не указывалось на это: в своей "османовс-кой" концепции он выступает, вслед за учителем, воспреемником этого уникального диалога культур.

Как это не раз отмечалось в критике, М.Алибеков учился грамоте (на родном и русском языках) самостоятельно. Возможно, что именно поэтому его учеба носила четко выраженный направленный характер, ориентированный на достижения Востока и Запада. Отсюда следует, что изучение данного вопроса приобретает принципиально важное значение.

Очевидно, что "дом-школа" Османова, его богатая библиотека, выписываемая им периодика давали благодатный материал юноше, чтобы верно ориентироваться при объяснении такого симбиоза, когда просветительство у восточных народов России формировалось и развивалось через трансформацию прогрессивного русского культурного воздействия.

В отмеченном аспекте особенный интерес представляет другой канал -журналистика, которая еще энергичнее захватывает М.Али-бекова в водоворот бурно развивающихся коллизий социальной жизни народа. В этом плане интересны факты, почеркнутые автором из стихотворных посланий Н.Батырмурзаева и адресованных М.Алибекову из Караногая. В них Н.Батырмурзаев просит М.Алибе-кова регулярно получать выписываемые им газеты и журналы, а после прочтения, не доверяя первым попавшимся, сомнительным, а через надежных людей переправлять их к нему в Караногай. Здесь следует отметить, что в семье ныне покойного сына Н.Батырмурзаева известного в прошлом государственного деятеля, выдающегося филолога-тюрколога и ученого-педагога А.Н.Батырмурзаева сохранились и как бесценные реликвии хранятся многие номера периодических изданий Татарстана, Азербайджана, Астраханской губернии, Бахчисарая, Оренбурга и т.д., в которых под псевдонимом "Ка-лимолла Саади" (что означает "счастливый мастер слова") опубликованы многочисленные статьи, зарисовки, репортажи самого Н.Батырмурзаева.

Другим важным каналом, подпитывавшим и несомненно стимулировавшим М.Алибекова, как показано в диссертации, было издание Абусуфьяном Акаевым в 1903 г. в г. Симферополе произведений фольклора и поэтов XIX в. И.Казака и М.-Э.Османова. Абусу-фьяновский сборник достаточно изучен и по достоинству оценен исследователями родной словесности (М.Хангишиев, З.Акавов, А.Аб-дуллатипов, С.Алиев, Г.Оразаев, С.Акбиев и др.). В реферируемой

диссертации он преломлен в контексте ее проблемы, поскольку подвижнический труд А.Акаева, по мнению автора, мог послужить действенным стимулом для подобной деятельности и М.А.Алибекова, в частности зарождении у него и реализации идеи собирания и издания "Адатов кумыков". Можно полагать, что М.Алибеков свой выбор на этнографии остановил не без влияния абусуфьяновского труда: они как бы дополняют друг друга.

Таковы, по мнению автора диссертации, некоторые основные аспекты идейной и эстетической атмосферы начала XX в:, определившие тот социальный и историко-культурный контекст жизни народов Дагестана и Северного Кавказа, в котором М.Алибеков формировался как личность и как поэт-публицист.

Во второй главе диссертации - "Поэзия Маная Алибекова и проблемы публицистики в кумыкской литературе начала XX в." - исследуется творчество поэта. Как выше отмечалось, творчество М.Алибекова, несмотря на достаточно долгую историю научного осмысления, все еще не приведено в соответствующую его писательской эволюции системную последовательность. Автор работы отмечает важность использованного им хронологического принципа, который, по его мнению, позволяет точно установить периоды наибольшей творческой активности, интенсивности работы поэта и внутри этих периодов сгруппировать тематические циклы, свидетельствующие о вопросах, проблемах, волновавших М.Алибекова в разные годы творчества. Хронологическая многоплановость, мно-гоаспектность творчества М.Алибекова может служить доказательством его заинтересованного "погружения" в поток, водоворот действительности 1904-1907 гг., на которые приходится 28 из 45 боль-шеобъемных стихотворных произведений, в том числе и поэма "Русско-японская война". Очевидной становится ориентация поэта не столько на художественно-литературную, эстетическую, сколько на литературно-публицистическую, общественно-политическую "разработку" проблем национального бытия, на глубокие размышления о реалиях современности и императивах выживания народа. Речь идет о глубинных связях творчества М.Алибекова с историей и современностью, а через них и вместе с ними о будущности народа, о проблемах его субъектности вообще в историческом пространстве и времени.

Это основной судьбоносный вопрос народа как этноса, к которому постоянно, почти во всех своих произведениях возвращается М.Алибеков. Своеобразие Алибекова, по мнению диссертанта, в том, что он выступил как публицист и политолог, трибун и оратор, используя для "озвучивания" своих мыслей, идей стихотворные формы, имеющие многовековые традиции в социомышлении народа и вследствие этого легко и свободно доступные, понятные.

В работе обоснована необходимость уточнений принципиального характера некоторых апелляций М.Алибекова к исторической памяти народа, которая сохранила представления о своем культурном индентитете. По мнению соискателя, проблема заключается в том, что случаи обращения М.Алибекова к истории, к прошлым национально-государственным структурам в критической литературе, как правило, квалифицируются историческим анахронизмом и признаками идеализации. Напротив, по мнению автора диссертации, общий контекст литературного наследия М.Алибекова. вполне убеждает в том, что поэт ясно понимал и видел, что к старому возврата нет и, следовательно, нужно считаться с современностью, с ее неутешительными, катастрофически кризисными реалиями.

По многим признакам (например; кризис власти и как его порождение нестабильность в обществе, распад одной - тоталитарной -государственности и неумелое построение другой так называемой, но пока еще непонятной, демократической структуры, где в основном преобладают корпоративные, а не общенациональные, интересы, неизбежно создающие благоприятные условия для безграничного обогащения немногих, близких к власть придержашим, и безысходного обнищания абсолютного большинства населения, - отсюда неуверенность народа в завтрашнем дне, вызывающая всеобщее разочарование, скепсис и отчаяние) современные тенденции в общественной и в частной жизни напоминают время, эпоху, в которую жил и которую в своем творчестве отразил М.Алибеков.

Таким образом, на новом, современном, витке диалектического развития нашего общества, которая во многих своих сущностных свойствах напоминает такой же переходный и переломный этап, характерный эпохе конца XIX - начала XX в., возникла, на наш взгляд, потребность нового прочтения творчества М.Алибекова., адекватного проблемам и задачам нашего времени. Другими словами, крити-

ки, ученые, литературоведы, изучавшие творческое наследие М.А-либекова, решали свои специфические исследовательские задачи. Наша же цель - по возможности полно и последовательно раскрыть комплекс идей, высказанных М.Алибековым в его произведениях, повествующих о тяжкой доле, выпавшей народу вследствие необратимого процесса деформации его геополитической и геоисторической целостности, и о еще более страшном, что ему грядет; с потерей государственности, - деформации его национального самосознания.

Это подтверждается на анализе таких произведений М.Алибеко-ва, как "Биография М.-Э.Османова", "Раньше торговля среди кумыков считалась делом постыдным", "Старые и новые воры", "Смутное время", "Каким должен быть народом избранный начальник", "Жалоба Кавказских гор, "Русско-японская война", "Дела хакимов", "Злодеяния, которые чинили народу шамхапы и князья", "Свобода", "О переселившихся из Яхсая", "Услышанное, увиденное, познанное", "Правила, необходимые для защиты солдат и народа", "Жалоба народа о старшинах", "Как начальство штрафует", "Дела нашей канцелярии!" и многих других.

Диссертант акцентирует внимание на том, что исходными в системе взглядов М.Алибекова были его представления о той гармоничной, с его точки зрения, структуре общества, которая служила и могла бы служить гарантом нации, народу в сохранении им своей исторической губъектности. Конечно, рассуждения об объективности, историчности, абсолютной или относительной истинности али-бековской модели - вопросы другого порядка. Автор работы лишь отмечает, что исследовательский поиск в данном случае отталкивается от убеждения, что именно статус нации и происшедшие с ней в истории деформации явились основными, главными проблемами, волновавшими поэта и стимулировавшими его идеи и идеалы. В этом плане в работе анализирован ряд произведений М.Алибекова. Так, в стихотворении "О тех, кто переселились из Яхсая", адресованном неперсонифицированным соотечественникам, выбравшим себе другую "малую родину", по мнению диссертанта, воспроизведены контуры такого "идеального" общества.

В работе раскрывается, как М.Алибеков апеллирует к княжеской форме правления, где институт власти, наряду с сохранением и

защитой личных, сословных эгоистических интересов, был не менее заинтересован в том, чтобы не ронять своей общественной репутации. Можно по-разному относиться к такому авторскому заявлению. Но нельзя полностью отрицать и рациональности его исторической мотивировки: М.Алибеков пишет, что "князья, богачи, уздени находились при своих владениях... Они были ведущими, и народ следовал за ними. Получаемые доходы (они) с народом вместе ели. Как с мясом сросшаяся печень, в ладу дружно жили..." По мнению М.Алибекова, те, кто ныне покинули отчий край, в недаз-нем прошлом еще составляли некий высший, элитный слой общества, который исторически сохранял его генофонд, национальную экологию. Конспективность авторской ретроспекции вполне объяснима: М.Алибеков лишь напоминает своим соотечественникам прописные истины, чтобы заставить их задуматься, пересмотреть свои ориентиры. Он выражает тревогу по поводу изменившейся национально-исторической ситуации, когда твердь, почва стала рыхлой, этносу грозит опасность быть стертой с лица земли. М.Алибеков фиксирует в кумыкском обществе тот всеобщий, тотальный хаос, который охватил огромную российскую империю в начале XX века. Он говорит о явлениях, тенденциях, уже начинающих менять или деструктурировать геополитические реалии и вместе с ними культурно-исторические константы национального бытия.

В этом плане в работе дается сравнительный анализ указанного произведения с стихотворным очерком М.Алибекова о жизни и деятельности М.-Э.Османова ("Биография Магомеда-эфенди"). По мнению соискателя, оба произведения как бы дополняют одно другое, только в очерке о жизни М.-Э.Османова отмеченная выше ситуация более драматизируется: М.Алибеков пишет, что Османов имел огромное желание раскрыть несправедливые дела", но тут же фиксирует существующее в обществе противостояние, при котором правозащитники подвергаются гонениям, о чем может свидетельствовать контекст следующих строк: "последние (противники М.-Э.Османова, т.е. те, кто не были заинтересованы в раскрытии, разоблачении "несправедливых дел" - P.A.) вознамерились задавить понимающего". "Последние" в этом произведении - это те, против кого открыто, в форме обращения выступает автор -"переселившиеся из Яхсая", покинувшие родину. Таким образом, М.Алибеков диффе-

ренцирует культурный слой общества, выделяя в нем и таких, как М.-Э.Османов (рядом с ним представлен князь Абдулмеджид Хам-заев, известный этнограф и правовед, далее оба они рассматриваются в типологии с Казимбеком, Розеном, Смирновым, Шереметьевым и др.), и, с другой стороны, - "последних", олицетворяющих деградировавшую часть верхнего слоя населения.

М.Алибеков очень обостренно реагирует на создавшееся положение, когда "никого не осталось, кто бы понимал смысл сказанного, и поэтому они (Османов, Хамзаев и др. - P.A.) вынуждены оказались замолчать". Это обстоятельство очень сильно, остро пережито М.Алибековым. Речь идет о поворотных, переломным в истории и сознании народа понятиях: М.Алибеков в наиболее доступной народу форме, по-существу, констатирует трагическую ситуацию. "Когда они замолкли, - говорит он, - положение Отечества безысходно рухнуло". Такое восприятие объяснимо: как публицист, М.Алибеков осознанно заостряет внимание народа на крайних, но постоянных величинах, константах жизни или смерти, бытия или небытия, существования или исчезновения. Османовы, Хамзаевы, по его мнению, оказались последними представителями национальной почвы, тверди; вместе с ними "умолкли звуки чудных песен"; народ потерял тех, кто олицетворял и отстаивал, кто выражал его цивилизационный идентитет - то, в чем или в ком нация, индивид -субъект находит, видит его идентичность. Публицистическое обращение М.Алибекова несет организующую, объединяющую, консолидирующую идею.

Здесь встает, пожалуй, самый важный в аспекте национального статуса вопрос, о том, в каком же все-таки направлении видел его решение М.Алибеков? Для этого необходимо соединить воедино идеи и мысли автора, содержащиеся в его произведениях. О некоторых из них выше уже было сказано. Национальная концепция М.Алибекова, как общий контекст его литературного наследия, опиралась на опыт государственности, имевшей многовековую историю. В этой связи достаточно сослаться на "Адаты кумыков", которые если и не являются его оригинальным творением, во всяком случае - а это бесспорно - подготовлены им к печати и, естественно, им же основательно проштудированы, изучены и осмыслены. Как известно, этот труд, точнее, свод актов гражданских процессуаль-

ных законоположений отражает жизнь кумыкского общества, регламентирующейся законами и нормами национальной государственности, гарантом соблюдения которых выступали шамхалы, князья, кадии и т.д.

В этом плане представляется, что М.Алибеков резко отличается от своих современников и соратников (напр. от. А.Акаева и Н.Ба-тырмурзаева). Возможно, что это было влияние М.-Э.Османова, А.Хамзаева или творческое, внутреннее, глубинное осмысление "Ада-тов кумыков", также можно предположить о взаимосвязанности этого с общим тоном рассмотренных выше периодических изданий. Вот почему, по нашему мнению, он принципиально, концептуально апеллировал к именам Османовых и Хамзаевых, которые еще представляли собой своеобразный "мостик", по которому удавалось в новую эпоху перенести часть или большой пласт, комплекс знаний, культуры, исторической памяти. На этих примерах М.Алибеков и настаивает называемым им "последним" быть хранительницей их исторического наследства.

По мнению и ожиданиям М.Алибекова, этот привилегированный слой вполне мог бы образовать из себя "культурное поле" -более устойчивую часть национальной элиты, способную бережно хранить очаги национального самосознания. Это - во-первых. Во-вторых, и это самое главное - своей деятельной сопричастностью к "полю власти", находясь в властных структурах, через них он получает большую возможность даже в такую переломную кризисную эпоху оберегать свой народ от культурной ассимиляции и физического вырождения.

В работе путем анализа других произведений показано развитие и углубление этого мотива. Так, в "Жалобах народа о старшинах" М. Алибеков приемом сравнительного анализа методов местного управления в прошлом и настоящем показывает, объясняет, комментирует, каким оно было еще в недавнем прошлом, каково сейчас, а также пытается ответить на самый актуальный, злободневный вопрос: "что делать"? " Как и в других своих "выступлениях", автор и здесь напоминает о тех временах, когда старшинами села (главами местной администрации) назначались действительно уважаемые народом князья и уздени, которые сохраняя и оберегая честь свое-

го имени и благородного происхождения, деятельно старались блюсти на родине порядок, общее благополучие, мир и согласие.

В работе подчеркивается, что авторский выбор положительного примера играет важнейшую идейно-композиционную, структурную роль: рядом, в противоположность с ним, контрастно будет "смотреться" другая реальность, также отраженная и оцененная в произведении М. Алибеков ставит проблемный вопрос, смысл которого, по мнению соискателя, объемлет несопоставимо больше, чем то, что вынесено в название произведения. Представленный в работе анализ показывает, что проблема охватывает все общество в его враждебном отношении к власти. Сам же отвечая на поставленный вопрос, М. Алибеков причину видит в бесцеремонном, властном вмешательстве внешних сил в национально-традиционный уклад жизни, это - царская государственно-административная власть. При этом симптоматично, что М. Алибеков особый акцент делает на таких действиях царской власти, которые ориентированы на разложение общества изнутри, имеют прицел на междоусобицу, чтобы вбить клин и в частные отношения людей, используя для этого испытанные приемы и средства: интриги, оговоры, клевету, лицемерие, подкуп, шантаж, преследование и т.п. В работе показано, как М. Алибеков с подробностями кабинетных и коридорных разговоров рассказывает читателю о том, что происходит в окружных центрах: как начальство, чтобы на ставшие вакантными должности определять своих, предусмотрительно добивается высокой санкции: в произведении описывается впечатляющий сюжет, в незамысловатой форме зарисовка, словно одной веревкой соединяющие в единую цепь провинцию со столицей -Петербургом. Осведомленный во всех хитростях закулисных игр, поэт показывает, как претворяются в жизнь задуманные планы администрации: в самое высокое начальство - в Петербург - отправляется "мотивированный" донос на неугодных местных претендентов на открывшиеся вакансии, в котором, в частности, содержится явно лицемерная ссылка на якобы возникший дефицит в компетентных кандидатурах. Жизнь народа, по мнению М. Алибекова, в пределах коррумпированного административного властного поля, где все зависит от волеизъявления начальников от мелкого чиновника до самого высокого ранга.

К этой самой главной - социально-политической-реальности, в которой оказались национальные регионы, М. Алибеков изначально относился отрицательно, поэтому, возможно, не упускал случая, чтобы показать антинародную природу строя России. Эта, так сказать, "стартовая" определенность позиции исключала всякий либерализм по отношению к живым воплощениям источника неприемлемой государственности.

В этом смысле весьма символичной предстает изображенная М. Алибековым картина тотальной - от мелкого чиновника-канцеляриста до начальника самого высокого класса - коррумпированности власти: "Маленькие начальники доносы пишут, а большие - подпись ставят. В таком обмане и лжи до каких пор, скажите, нам жить?"

Коррупция, взяточничество, казнокрадство, обман, шантаж, грабеж, подкуп, которые, как цунами, надвинулись на беззащитный, народ, их широкая распространенность прямо или косвенно свидетельствовали о всеобщем, тотальном кризисе власти -исполнительной и законодательной - на всех уровнях государственной пирамиды. И М. Алибеков не упускает случая, чтобы каждый раз напомнить читателю о главной цели своего страстного публицистического слова, которое своим основным смыслом било не по служебным злоупотреблениям /хотя тоже подразумевалось/, а по самим антинародным принципам всей системы узаконенного государственного грабежа.

В этом плане в работе анализируется стихотворение М. Алибе-кова "Жалоба Кавказских гор", которое, за исключением первого двустишия, написанного от лица автора, предоставляющего слово персонажу - горам, целиком построено как монолог. Как правильно отмечает А. - К.Ю. Абдуллатипов, в этом произведении М. Алибеков, "осмысливая исторические судьбы всего Кавказа, раскрыл свои взгляды на взаимоотношения с Россией, на пути возможного прогресса народов Кавказа в рамках Российской империи" /Абдуллатипов А. - К.Ю. История кумыкской литературы до 1917г. -Махачкала, 1995. С. 133./. Персонифицированные горы / конечно же, под ними подразумеваются все народы Кавказа/ уже в самом начале своего "повествования" отталкиваются от апелляции к историческому прошлому, которое невольно вызывает ностальгию не только у "рассказчика", но и у читателя, поскольку, как они" вспоминают", "

все дела шли хорошо, когда сами хозяевами были". Поэтому кажется не случайным основной, доминантный государственно-правовой, юридический ракурс отраженных в стихотворении русско-кавказских отношении. "Сказание" гор построено на остром социально-политическом конфликте: на одной стороне рисуется собирательный образ гордого и мужественного, но справедливого народа, по другую сторону - неограниченный произвол царских властей-колонизаторов, их надругательства над бесправной массой, которую, вдобавок ко всему этому, "непослушной и непроходимой темнотой" прозвали. Политическим обвинением веют слова М. Алибекова, когда он пишет о вынужденной из-за колониального гнета эмиграции сограждан за пределы отчего края.

За всеми мыслями, раздумьями М. Алибекова о судьбе народа, своих соотечественников очень легко угадываются его программные идеи о демократическом обществе в новых геополитических реалиях. Они-то и составляют, по нашему мнению, наибольший интерес в сопоставлении с современными процессами, происходящими в нашей стране.

Из анализа этих и других произведений следует вывод, который до последнего времени не стал объектом внимания исследователей. Речь идет о том, что М. Алибеков во всех своих произведениях, размышляя о народе, всегда отталкивается от новых условий, в принципе изменивших политическую, социальную и культурную ситуацию.

В этом плане в работе впервые предпринята попытка комплексного сопоставительного анализа идей, отраженных в произведениях, с положениями из "Адатов кумыков" - специального труда, в котором собран и систематизирован свод правовых отношений, выработанных представителями всех сословий общества на основе делегирования после обсуждения внутри каждого из сословий им права решающего голоса.

"Адаты кумыков", построенные на доступной для того времени источниковедческой базе и соответствующей научной методологии, в самых общих чертах отражали юридико-правовые нормы, кодексы, характерные для национальной государственности с соблюдением необходимого, обязательного принципа легитимности, законности.

Далее необходимо учесть и следующее обстоятельство, определяющее осознанный историко-функциональный аспект произведений М. Алибекова: его оригинальное творчество создавалось параллельно с "Адатами кумыков", вследствие чего и взаимосвязь между которыми должна была иметь свои особенности. "Адаты кумыков" воскрешают в памяти былую национальную государственность с соответствовавшими ей социальными, политическими, юридическими, культурными и пр. институтами в условиях, когда всего этого уже давно нет- потеряно, что потенциально несет угрозу самому существованию этноса, нации. Поэтому актуальность создания этого памятника вызывалась и публицистическими задачами: "Адаты кумыков" воспринимались и его составителем, и современниками, и потомками как школа патриотизма, школа уважения к государственной власти. Решению тех же задач посвящены и все произведения М. Алибекова.

Именно эти измерения и определяют критерии М. Алибекова как в оценке явлений и тенденций современной действительности, так же и тех рекомендаций, которые он указывает по управлению жизнью общества, защите интересов и прав народа. Можно утверждать, что почти все литературное наследие М. Алибекова (во всяком случае его преобладающий литературно-публицистический жанровый репертуар) полностью опирается на идею законности, основанной на гаранте общественно-политической и юридикоправовой защищенности граждан. Поэтому-то почти в каждом его произведении мы находим своеобразные переклички с положениями и "статьями" "Адатов кумыков".

По-существу, М. Алибеков предлагает уникальную формулу трансформации этнонациональных традиций разрешения общественных и личных споров в новых геополитических реалиях, создавая тем самым, может быть, первый прецедент соединения, симбиоза российских законов с местными, национальными юридико-правовыми нормами, что представляется ему потенциально перспективным, эффективным средством социального и правового образования народа.

В работе отмечается, что в предшествовавших настоящему исследованию трудах ученых внимание в основном акцентировалось на критическом, обличительном пафосе творчества М. Алибекова, в

то же время раскрываемый нами программно-позитивный аспект не получал достаточно научного осмысления или же он характеризовался как показатели ограниченности, уязвимости идейно-художественной концепции, системы поэта. Между тем, по нашему мнению, произведения этого плана (как, впрочем, и все творчество М. Алибекова в целом) при теоретическом осмыслении должны рассматриваться в соответствии с их жанровой природой. Основным жанрообразующим принципом в произведениях М. Алибекова как раз и выступает публицистическая общественно-политическая направленность. Указанная авторская установка, как нам представляется, обусловливала стремление или тяготение поэта к осознанной актуализации, тенденциозности, нагнетанию, усилению политических акцентов.

С этой точки зрения, по мнению соискателя, все произведения М.Алибекова воспринимаются одним большим, объемным рассказом-размышлением о времени, об обществе, о народе, о родине. Отмечается особенно важное структурное положение, занимаемое поэмой "Русско-японская война" как специфический рассказ о судьбоносных, поворотных событиях в жизни страны и ее народов.

В работе исследуется, как общественно-политический публицистический ракурс отражения жизни, который доминантно присутствовал в творческом методе М.Алибекова, в "Русско-японской войне" получил свое всеобъемлющее воплощение, поскольку ее "материал" - события общенационального, эпохального, глобального значения - вполне соответствовали указанной тональности. Военное столкновение двух империй - России и Японии - в произведении М.Алибекова в большей степени стянуто в политический план. Печальные итоги войны (поражение русских войск на суше и в море, заключение мира путем позорной уступки исконно российских территорий и т.п.), считает М.Алибеков, заставляют серьезно задуматься над тем, сможет ли Россия вообще, в принципе, обеспечить безопасность страны и ее народов. В работе показано, как характер мотивировки отрицательного ответа на этот судьбоносный вопрос, стремление к доказательности несостоятельности законодательной и исполнительной ветвей власти, приведшей к отчуждению народа от государства, которое проявляется в его неповиновении и многочисленных бунтах, выступлениях с экономическими и политически-

ми требованиями, -все это определяет и наиболее полно представляет публицистическое жанровое своеобразие М.Алибекова.

На этом фоне специфичными представляются стихотворения М.Алибекова, объединенные "парламентской" проблематикой, в частности, "Свобода". В исследовательской литературе о М.Алибекове это произведение рассматривается как отражение заблуждений, идейных шатаний, "зигзагов" в творчестве поэта. Однако в контексте современных процессов, происходящих у нас в стране, наблюдая за парламентскими дебатами в центре и регионах и сопоставляя их с содержанием алибековских созданий, нельзя, не отметить определенную крайность приведенных выше оценок. Мы сегодня стараемся, пытаемся восстановить историческую правду в нашем прошлом и настоящем, чтобы не ошибиться в выборе перспективы на будущее. С этой точки зрения анализируя произведения М.Алибекова (их содержание как ни у кого другого из его современников напоминает состояние общества наших дней), мы обнаруживаем, как ярлык "буржуазной ограниченности", навешенный в 20-е годы апологетами "вульгарного социологизма" и "пролеткульта" на творчество дореволюционных поэтов и писателей, в том числе и на М.Алибекова, довлеет в науке и поныне, во всяком случае позволяет, а иногда и заставляет так думать.

В работе отмечается, что конкретно-историческое осмысление убеждает в глубокой внутренней взаимосвязанности "Свободы" со всеми произведениями, созданными и написанными М.Алибековым. Стихотворение написано 8 мая 19106 года по свежим впечатлениям от открытой в апреле того же года Государственной Думы. Немедленно откликнувшись на это событие, М.Алибеков рассматривает Думу как необходимую форму власти, которая олицетворяет вековечные мечты, чаяния и думы о счастливой жизни народа, соотечественников, всех россиян. Все живое, светлое, плодотворное, высокое и возвышенное отныне, по мнению повествователя, связано с Думой. Соответственно меняется интонация, ей сопутствует высокий пафос, патетика, восклицательно-побудительный синтаксис т.д.: "В Думе депутаты все дела пусть в руки возьмут! Как дерево с мощными корнями, да укрепится наша Дума! Каждому делу хорошие законы пусть Дума примет! Гн^т, смуты, разбои пусть отныне прекратятся! Нам давно было слышно красивое имя твое "Дума"!

Пусть всем народам справедливым будет, эй, Дума, каждое твое начинание! В сердцах людей не вмещаются слезы, которыми они захлебываются. В муках-страданиях груди, думами полны сердца... О свободе все молитвы ныне всех россиян. Свободы светильник в нашей Думе возгорится. Во всех краях, местах зажгутся электрические фонари. Пусть наша Дума дает всему миру свет!"...

Как видно из приведенного текста, государственная Дума, по мнению М.Алибекова, возникла, родилась как отрицание тоталитарного режима - монархизма. При этом она представляет собой законодательную ветвь власти, призванную разрабатывать и предлагать исполнительной власти концепцию, реализация которой гарантировала бы благополучие всех граждан.

В заключении автор обобщает исследованный материал и выдвигает следующие положения, выносимые на защиту:

1. Творчество Маная Алибекова представляет собой своеобразное звено в развитии кумыкской литературы начала XX века. Общественные и эстетические воззрения М.Алибекова формировались, с одной стороны, под воздействием усвоенных им идей М.-Э.Османо-ва, а через него -вообще под влиянием широких философских, литературных и социальных исканий конца XIX - начала XX веков, а с другой - в обстановке демократического подъема в России и ее окраинах. Литературный сверстник Н.Батырмурзаева, А.Акаева и др., М.Алибеков был, как и они, писателем высокой эстетической культуры, и в то же время он с исключительной чуткостью воспринял демократические веяния начала двадцатого столетия и дал в своем творчестве органический синтез качеств проникновенного художника, превосходно постигавшего социальную психологию всех слоев общества, и темпераментного политического мыслителя-трибуна, всегда отдававшегося борьбе, происходившей на общественной арене. В его произведениях отразилась та злоба дня, которая была "злобой века", определявшей судьбы целого общества. В осмысленных Алибековым картинах текущей действительности всегда видна связь времен, переплетение и борьба старого и нового, тени прошедшего и указания на светящиеся точки будущего.

2. С первой характерной чертой литературной деятельности М.А-либекова -"злободневностью" его произведений - связана, из нее следует и служит ее выражением вторая черта - органический сплав художественности и публицистичности в его творчестве. Это проявляется в незамедлительности откликов на текущие общественные события, в постоянном соседстве художественных приемов с пропагандистской речью в рамках одного и того же произведения.

3. Стремление М.Алибекова горячо и активно вмешиваться в общественно-политическую жизнь ярко сказалось и на жанровой структуре его творчества. Если судить по внешним формальным признакам, то можно сказать, что в творчестве М.Алибекова преобладает публицистический рассказ или очерк в стихах. Однако более углубленное изучение произведений поэта убеждает в том, что его можно скорее назвать писателем больших жанровых форм. В его творчестве мы видим стремление к сложным идейно-художественным концепциям, к широко-объемлющим синтетическим замыслам. Его интересуют жизнь всего общества в целом, экономическая и политическая эволюция страны, проблемы социального и политического устройства государства, психология, поведение и судьбы целых классов, идейно-политическая борьба партий и общественных течений.

4. В результате совокупного действия отмеченных причин в творчестве М.Алибекова прочно установился жанр, как цикл стихов, где серия малых картин охвачена рамками одной большой картины. Связь стихов внутри цикла и циклов между собой осуществляется путем общности тематики, жанра, фигуры повествователя и т.д.

5. М.Алибеков - писатель современных, злободневных, сегодняшних тем. Он - летописец живой общественной мысли, текущих политических настроений и нравов, совершающихся социальных и экономических процессов. Страстный искатель путей народного благополучия, М.Алибеков увидел в Государственной Думе прообраз демократического общества, которое обеспечило бы равные права, возможности, условия для полнокровной деятельности каждому его представителю.

Основные положения диссертации изложены в следующих работах автора:

1. О жизни и творчестве М.Алибекова - "Утренняя звезда" (кум. яз), N 4, - М-ла; Дагкнигоиздат. 0,4 п.л.

2. Народный талант (О творчестве М.Алибекова) - "Утренняя звезда". N 5, 1996. - М-ла: Дагкнигоиздат, 0,3 п.л.

3. Комментатор истории и современности. - "Утренняя звезда", N 6, 1996. 0,3 п.л.

4. М.Алибеков в социально-историческом и общественно культурном контексте начала 20 века. - Наука и молодежь // Сб. статей молодых ученых и аспирантов по гуманитарным проблемам. Вып. 1,- Махачкала, 1997, 0,2 п.л.

5. Традиции и поиски собственного пути в творчестве М.Алибекова. -Вестник ДГУ. Гуманитарные науки. ИПЦ. -вып. 6, 1997. 0,5 п.л.

6. К проблеме власти в кумыкской литературе 19 - начала 20 веков. Тезисы. Международная тюркологическая конференция, 1998, ДГПУ 0,2 п.л.

Сдано в набор 28.04.98г. Подписано в печать 5.05.98г. Формат 60x84 1/16, Усл. п.л. 1,86. Печать офсетная. Бумага офсетная. Гарнитура Тех1Воок. Заказ 1299. Тираж 100.

© Издательство "Бари". Набрано и сверстано на компьютерной базе фирмы "Бари". Отпечатано в Республиканской газетно - журнальной типографии, г. Махачкала Комсомольский проспект 61.

 

Текст диссертации на тему "Поэзия Маная Алибекова и проблемы публицистики в кумыкской литературе начала ХХ в."

Ч о/ /

» 0

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

АКАВОВ Рашид Забитович

ПОЭЗИЯ МАНАЯ АЛИБЕКОВА И ПРОБЛЕМЫ ПУБЛИЦИСТИКИ В КУМЫКСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ НАЧАЛА XX В.

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата филологических наук

по специальности 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации

Научный руководитель -А.-К. Ю. Абдулатипов, доктор филологических наук, профессор

МАХАЧКАЛА-! 998

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................... 3

ГЛАВА I. Национальный художественный опыт в историко-функциональном освещении и вопросы формирования творческого метода М. Алибекова.............................. 18

§ 1. Предыстория. М. Алибеков в контексте смены

литературных стилей............................................................... 18

§ 2. М. Алибеков в социально-историческом и общественном контексте эпохи.................................................. 26

ГЛАВА II. Поэзия М. Алибекова и проблемы публицистики

в кумыкской литературе начала XX века............................. 43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................ 142

БИБЛИОГРАФИЯ........................................................................................ 148

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы настоящего исследования обусловлена прежде всего характером, направлением, специфическим местом, занимаемым М. Алибековым в широкой панораме развития литературы народов Северного Кавказа и Дагестана в начале нашего столетия, тем, что его творчество составляет одно из важнейших слагаемых национальных культурных традиций, неповторимого исторического национального опыта, который неизменно питает современную литературу. Более того, на волне происходящих в настоящее время в стране социально-политических изменений мы воспринимаем М. Алибекова, думаем и говорим о нем иначе, чем воспринимало его наше литературоведение в 30-е годы, иначе, чем думали, говорили и писали о нем в 50-е, 70-е, 80-е годы. М. Алибеков ныне стал современником и новейшего времени, конца 90-х годов, летящего к концу двадцатого века. Потому что М. Алибеков являет собой пример таких художников-мыслителей, историко-функциональное значение которых в полном объёме можно оценить, лишь объяснив своеобразие самого искусства, творчества писателя, трудно воспринимаемого вне своего социально-политического времени и пространства. Сказанное особенно характерно для поэта-публициста Маная Алибекова, чьим главным "героем" была общественная жизнь в её "текущем моменте", чьи произведения глубже, чем у других классиков, погружены в политический быт и борьбу своего времени, удивительно напоминающие нашу современость.

При этом, однако, следует отметить и то, что литературная деятельность, общественно-политические и эстетические взгляды М. Алибекова издавна привлекали внимание как специалистов-литературоведов, так и историков, философов, социологов и других деятелей гуманитарного профиля. В этом плане достаточно назвать имена профессора Азербай-

джанского госуниверситета Б. Чобан-заде; первого собирателя произведений М-Э. Османова и М. Алибекова, подготовившего их к изданию и биографа поэта - М. Канболатова; А-П. Салаватова, Г. Мусахановой, А. Аджаматова, К. Султанова, А. Баймурзаева, С. Алиева, А-К. Абдуллатй-пова, 3. Акавова1 и др. В работах указанных авторов содержится ценнейший био-библиографический материал и анализ отдельных произведений поэта, характеризуется его творческий метод. Вместе с тем, в имеющейся на сегодня научно-критической литературе о Манае Алибекове преобладает разночтение его творчества, существуют разные трактовки общественных взглядов и художественного своеобразия его письма.

1 Имеются в виду следующие работы: Б. Чобан-заде. О языке и словесности кумыков//Известия азербайджанского госуниверситета. - Баку, 1926: М. Канболатов. Жизненный путь А. Алибекова. //Предисловие к сборнику произведений М. Алибекова. - Буйнакск, 1925; А.-П. Салаватов. Певец Казак и его песни. Махачкала, 1939; Г. Мусаханова. Очерки кумыкской дореволюционной литературы. - Махачкала, 1939; А. Баймурзаев. Из истории общественно-политической и философской мысли Дагестана. Махачкала, 1965; К. Султанов. Литература кумыков. - Махачкала, 1965; С. Алиев. Дорога в современность. - Махачкала, 1978; А.-К. Абдуллатипов. Литература правды жизни. - Махачкала, 1984; его же - История кумыкской литературы. До 1917 г. - Махачкала, 1995; 3. Акавов. Проблема национального и общечеловеческого в кумыкской литературе XIX - начала XX веков. // Национальное и интернациональное в литературе народов Дагестана. - Махачкала, 1973; его же - Гражданские мотивы в кумыкской литературе начала XX в. - Махачкала, 1975; Диалог времён. История кумыкской литературы в зеркале современности. - Махачкала, 1996.

Специально, в жанрах очерка или литературного портрета, изучение, осмысление М. Алибекова началось преимущественно в 50-е годы.

Так, в "Очерках кумыкской дореволюционной литературы" Г.Мусаханова творчеству поэта посвятила небольшой раздел, в котором анализируются и высоко оцениваются некоторые произведения М. Алибекова, в основном учебно-образовательной тематики. В то же время идейно-философская основа творчества поэта автором рассматривается в рамках буржуазной ограниченности. Подобную интерпретацию предложил в своих книгах и К. Султанов и А. Баймурзаев. В работах указанных авторов вклад М. Алибекова в кумыкскую литературу оценивается в целом позитивно. Однако их объединяет также и другое: в сознание читателя методически внедрялась восходящая еще к 20-м годам (Лелевич, Курбаналиев и др.) идея о буржуазной ограниченности М. Алибекова. Однако это не подкреплялось конкретным анализом богатого литературного наследия поэта. Руководящие принципы классовости, партийности, которым служила наша наука в недавнем прошлом, заставили быть не менее ограниченными талантливых ученых, ввергая тем самым науку в водоворот неразрешимых противоречий, необъяснимых парадоксов - в театр абсурда.

В 60-70 гг. вместе с хрущевской оттепелью началось более свободное, эмансипированное осмысление социальной проблематики и творчества М. Алибекова.

Благодаря исследованиям С.М. Алиева и З.Н. Акавова читателю открылась политическая лирика М. Алибекова1.

1 Алиев С.М. Зарождение и развитие кумыкской прозы. Автореферат кандидатской диссертации. - Махачкала, 1967; 3. Акавов. Проблема национального и общечеловеческого в кумыкской литературе XIX - начала XX ве-

При этом З.Н. Акавовым были впервые введены в научный оборот поэмы М. Алибекова и многие другие его стихотворения. Дальнейшая разработка проблем творчества М. Алибекова представлена в монографиях А.-К.Ю.Абдуллатипова "Литература правды жизни" (Махачкала, 1984); "История кумыкской литературы. Часть I. До 1917 г." (Махачкала, 1995).

Таким образом, если взять проблему творчества М. Алибекова в контексте развития дагестанской литературы начала 20 в., выявляются конкретные позитивные и всё еще не разработанные вопросы, связанные как с индивидуальным творчеством поэта, так же и с общей картиной литературного развития Дагестана и Северного Кавказа.

Из совокупного анализа критической литературы, хронологически прикреплённой к интересующему нас периоду на новом витке эволюции общественных взглядов, трактовки, концепций на уровне современного осмысления истории многие вопросы предстают в совершенно ином освещении, в концептуально новых измерениях. В этом плане не случайно проведён водораздел в исследовательской литературе относительно как творчества М. Алибекова, так и в целом региональной литературы, принципиально отличающей труды, с одной стороны, Г. Мусахановой, К. Султанова, А. Баймурзаева, с другой - С. Алиева, А. Абдуллатипова, 3. Ака-вова. Речь идёт, как нам представляется, - и об этом свидетельствует сама история развития литературного процесса в контексте современного, нового осмысления национальной истории, - по-существу о реабилитации незаслуженно отчужденных от общества и квалифицированных как ограниченные буржуазными пережитками деятели национальной интеллигенции.

ков.//Национальное и интернациональное в литературе народов Дагестана. ~ Махачкала, 1973. —С. 229-256.

Однако, на уровне сегодняшних достижений дагестанского литературоведения, которое, в разных аспектах развиесЩсь синхронно с исследовательской мыслью ученых России и Нового Зарубежья, в других случаях, может быть, и опережая в конкретных методологических вопросах, -можно констатировать, что лишь в настоящее время создается, несмотря на все неурядицы экономического, социального и культурного характера, объективная предпосылка, чтобы выявить тот эстетический феномен, который составляет, определяет уровень интеллектуального развития данного народа. При всей незыблемости приоритетов науки в бывшем СССР, сегодня, однако, также стала бесспорной точка зрения, согласно которой умственная, исследовательская деятельность регламентировалась, а поэтому и ограничивалась, входила в диктуемые схемы, каноны.

Анализ научно-критической литературы, посвященной исследованию творчества М. Алибекова, показывает, с одной стороны, попытки ученых рассматривать его в рамках той или иной художественной системы, структуры, представляющей собой обобщенную картину развития национальной и - шире - региональной или зональной литературы. Конечно, стремление анализировать произведения какого-либо художника, в т.ч. и М. Алибекова, в региональном и даже общемировом контексте позитивно, имеет неоспоримые преимущества, одним из которых является то, что в этом случае открывается возможность выйти из рамок индивидуального творчества в мировое художественное пространство. И опыт изучения творчества М. Алибекова достаточно убеждает в этом.

В исследовательской ситуации, обозначившейся вокруг проблемы творчества М. Алибекова, на наш взгляд, не все прояснено, и это обстоятельство требует некоторых уточнений принципиального характера, которые в конечном итоге связаны с методами научных разработок. Дело в том, что до сих пор творчество М. Алибекова в полном объёме известно

лишь узкому кругу критиков и литературоведов. Изданный в 1925 году на аджаме сборник его произведений, уже давно ставший библиографической редкостью и вследствие этого недоступный современному поколению любителей и ценителей отечественной родной художественной культуры, в науке интерпретируется, как правило, очень своеобразно, избирательно - в зависимости от заранее сконструированных построений ученых. Указанное положение, пожалуй, актуализирует проблему специального монографического изучения и исследования творчества М. Алибеко-ва. На современном этапе развития общества открылась возможность рассматривать художественные явления, произведения искусства, литературы в большей мере в их функциональных, изначальных, родовых свойствах, разрабатываются и более адекватные им критерии, принципы, интерпре-теции осмысления. При этом следует, однако, сделать одну оговорку не менее принципиального значения. Речь идёт не о какой-либо ревизии научных выводов и обобщений, сделанных предшествовавшими нам исследователями по истории кумыкской литературы и в частности творчеству М. Алибекова. Более того, они, как это выше было подчеркнуто принципиально, составляют важнейшую методологическую опору настоящего диссертационного исследования. В этой связи нам кажется необходимым акцентировать внимание лишь на том, что целостно-обобщающий характер, который определял и методику анализа историко-литературного процесса, и способа "вписания" творчества писателя (М. Алибеков в данном случае лишь показатель общей тенденции) в закономерности диалектико-исторического порядка, - этот действительно и логически верно объединяющий принцип построения структуры исследований как бы отсекал не менее важнейшие компоненты творческой индивидуальности художника.

Так случилось, что научные разработки, обобщающие историко-литературный процесс, предшествовали монографическим исследованиям

по творчеству того или иного художника - персоналиям. Это обстоятельство характерно и по отношению к творчеству М. Алибекова.

Цели и задачи исследования. Сказанное, очевидно, достаточно чтоб определить и подчеркнуть цели и задачи представляемого в качестве диссертации исследования. Оно посвящено целостному (проблемно-тематическому) и структурному (филологическому) анализу разножанрового творчества М. Алибекова. Настоящее исследование представляет собой первое специальное, монографическое изучение, тем самым, оно, по м нению автора, в определённой степени, восполняет существующий в осмыслении истории кумыкской литературы пробел.

И действительно, М. Алибеков, обладая своеобразной творческой индивидуальностью, в обобщающих исследованиях выше названных ученых предстаёт "похожим" на своих современников. При этом надо признать, что исследуемый автор в конкретном идеологическом плане может быть и составляет определённое звено в типологическом ряду А. Акаева, Н. Ба-тырмурзаева, Г. Ахтынского, А. Иминагаева, С. Габиева, Г. Цадасы и других. И всё же отличающее его своеобразие настолько очевидно, что выдвигает проблему концептуально нового осмысления феномена М. Алибекова.

Неординарность творческого облика М. Алибекова особенно зримо представляется в контексте тех реформационных веяний, которыми знаменательно наше время. Таким образом, пафос настоящего исследования заключается в осмыслении и трансформации его литературного наследия через призму современности, что, как нам кажется, чрезвычайно важно в уяснении, объяснении многих нынешних процессов, истоки которых обнаруживаются еще на стыке XIX и XX столетий.

Классово-партийный критерий, определявший методологию науки в недавнем прошлом, по этой самой причине объективно сковывал исследо-

вательскую мысль, вследствие чего альтернативные идеи рассматривались не только и не столько приглушенно и не только не получали конкретно-исторического объяснения, - они подвергались суровой и беспощадной критике, осуждению и очень часто предавались анафеме. Говоря применительно к М. Алибекову, нужно подчеркнуть, что его взгляды, размышления относящиеся, в частности, к парламентскому правлению, в науке либо умалчивались, либо интерпретировались как показатели его "примиренчества", непоследовательности и даже как предательства демократии. Но именно в этом, как нам представляется, ключевом вопросе творчество М. Алибекова самым естественным образом вписывается в системные закономерности литературного процесса, свойственные процессу общероссийского художественного развития и в то же время обусловливается своеобразием и национальной действительности.

Во главу угла настоящего исследования о М.Алибекове становится как целостный анализ проявления его чуткости к пульсу времени, его политическим, экономическим, юридическим, социальным и нравственным процессам и тенденциям, в равной мере также и художественно-структурной специфике его произведений - присущую им монологичность и одновременно их внутреннюю диалогичность. Важнейшую особенность творческого метода М. Алибекова мы видим в его публицистичности. Правда, это свойство его произведений отмечалось в предшествовавшей критической литературе. Так, например, С. Алиев рассматривая творчество М. Алибекова в плане становления и развития реализма в кумыкской литературе начала XX века, придаёт значительное внимание публицистике поэта как одному (хотя и существенному) признаку реализ-

ма художника1. Публицистичность М. Алибекова отмечается и в трудах А-К.Ю. Абдуллатипова, З.Н. Акавова и др. При этом указанное свойство, рассматриваясь в системе конкретных, специальных исследовательских задач, определяется как один из компонентов поэтики произведений М. Алибекова. Такое уточнение представляется принципиальным, поскольку особенно при сравнительном анализе произведений разных писателей (имеются в виду понятия писатель-художник и писатель-публицист) нередко размываются границы между ними. Между тем очевидно, что необходимо всегда об этом помнить, ибо также бесспорно, что памятники художественной литературы и литературы публицистической следует оценивать по присущим специфическим признакам и законам.

Исходя из такого представления, мы склонны видеть в М. Алибекове прежде всего публициста.

"Это - писатель, более газетный, журнальный, по современным, общим вопросам" или - писатель, занимающийся публицистической деятельностью . Нам представляется, что произведения М. Алибекова следует рассматривать в системе понятия "художественная публицистика", представляющей жанр литературных произведений на стыке собственно художественной литературы и научной (социально-политической) прозы4.

1 С.М. Алиев Дор�