автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Поэзия Марии Петровых
Полный текст автореферата диссертации по теме "Поэзия Марии Петровых"
' одесский ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ . ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ да. К.И.МЕЧНИКОВА
На правах рукописи БОГДАНОВА ТАТЬЯНА ШАдаЩРОВЙА
ПОЭЗИЯ МАРШ ПЕТРОШХ ■ ■ 10.01.02 - Литература народов СССР (советский период)
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени _ кандидата филологических наук
Одесса - 1992 г.
Работа выполнена в Ташкентском государственном педагогическом институте русского языка и литературы иы. Решетова
Научный'руководитель - доктор филологических наук, профессор Баевский B.C.
Официальные оппоненты: доктор филологических наук, ■ профессор Фоменко И.В. ' кандидат филологических наук,' доцент Ильев С.П.
Ведущая организация - Донецкий государственный университет
ч ..
• Зацита состоится 28 февраля 1992 года в К часов на заседании специелизироьгшого совета. К 068.24.07 по филологическим наукам в Одесском государственном университете по адресу:-270058, г. Одесса-58, йранцузски}! бульвар, 24/26, ауд. 91.
С диссертацией можно ознакошться в научной библиотеке Одесского государственного университета. ■
... Автореферат разослан " ■ 'января 1992 года.
Ученый секретарь
специализированного совета кандидат филологических наук л • . • Паньков А. И.
ОБОСНОВАНИЕ! ТЕШ
Мария'Сергееша Петровых (1908-1979) всю жизнь пи'оала стихи, но известна бала лишь в качестве талантливого.переводчика..Меэду • тем ее оригинальную поэзию.высоко ценили А.Ахматова, Б.Пастернак,
• 0.Мааделыкгам, П.Автоколмкий, А.Тарковский, Л.Самойлов и др. Сейчас о М.Петровах говорят как о поэте ласптаба А.Ахматовой 'и
Ы.Цветаевой. С кавдым голом увеличивается интерес к ее творчеству
• яяк.в чашей стране, гак и за рубежом.
За всю долгую хизнь в литературе М.Петровы! имела только девять публикаций оригинальных стихотворений и единственную шшу "Дальнее дерево" (1967), выведшую в Ереване, небольшим тиражом, состоящую из оригинальной лирики и переводов. После-ее " смерти, в 80-г годах,, о -разницей в три года в Моокве и Ереване выходят еще две ее книги "Предназначенье"' (1Э83) и "Черта горизонта" (1986), значительно дополненные, большы тиражом и тут же становятся-раритетными» В 80-е года журналы "Новый шрп, "Знамя", "День поэзии", "Литературная Армения", "Огонек", альманах "Поэзия' публикуют подборки ее стихотворений. Всего за 80-е года 12 щбт-' каций. Сегодня читагели и иосяедователа получали возможность ознакомиться а.большей часть» литературного наследия поэта. 3 -план на 1991 год московского издательства "Художественная литература" и Ярославского книжного издательства включёнр дополненные' поэтические сборники ^.Петровых. Всесоюзная. студия\ грамзаписи " "Мелодия" в 1906 году выпустила пластинку стихов 1.!.Петровых в . авторском исполнении..Умножаетоя количество отечественных статей, монографий, воспоминаний, интервью, в, которых упоминается иг«?--.-МЛетровых его теперь мокно услышать по радио и телевидению. Е-Москве и Ленинграде прошла целая серия вечеров, посвященных ее падут'. Растет посвященная ей поэтическая "антология", начатая 0..Мандельштамом. Теперь в ней стихотворения Д.Самойлова, Ю.Нейман, С.Капутикян- и др. (наш выявлено 26 стихотворений, посвященные М.Петровых). Продолжают'выходить- иностранные издания: воспоминания, иобледования, обзоры,'в которых автор«) упоминают; делятся впечатлениями, высказывают замечания об оригинальной ■ ■ лирике "¿.Петровых. ' . ^ ' •
Актуальность проблемы. В середине -80-х годов А.Тарковский написал:' "(...) уже ясно, что русская советская поэзия немыслима .
.2 • без больаой поэзии Марии Петровых"-^. Справедливость этих '-юв' подтверждает возросший и о каддкы годом, все усиливающийся штерео .к ее Езор'чесгзу среда специалистов я в широких читательских кругах. Но иря этом нет на то' чтобы монографии, но'даже литерату-."роведческо! статьи, посвященной творчеству М.Петровых. Бсть только предисловия к книгам и публикации, рецензии, аннотации, отклики . и ссылки. В литературоведческих и даторико-литературных работах • встречаются лтпь краткие упоминания о se. творчестве. ..... .1
Пели и' задачи. Цель данной дисоертадии - комплексный анализ поэзия М .Петровых. Ее задачи: исследование содержания и поэтики лирики, изучение их в синхронном в диахроническом • •" •аспектах, выявление степени их традиционности и новаторотва, определение'«еста лирики Ы.Детровых в иоторико-лигературнам процессе. i
Ыателалсм исследования послуаили вса опубликованные стихотворения МДетровых, к моменту завершения работы их число, составляет 20S; 21 неопубликованное, и разные редакции опублико- ■ ванных стихотворений, сохранившее^ в архивах литературных ' журналов и личных коллекциях,■переданных в ЦГАЛИ. В работе ио-'. пользовались документы, связанные о жизнью и творчество« Ы.Петро-- вых, из государственных архивов СССР, а такие подученные наш , от дочери поэта,' Арины Витальевна Головачёвой, и Слизких друзей , составителей поэтических оборников Петровых - ВикиНиколаевны Глен и Лево на МкртычёЬпа Мкртчава. В работе цитируются устные --высказывания, воопошнания людей, близко знавиах поэта. О целы> оо-поставления о изучаемым Штерна лоа привлекались перевода М.Петровых из армянской лирики, лирика А.Ахматовой, Б.Паотернака, Л.Тар-' ковского, Д.Самойлова. ' . . ' • •
Научная новизна работа обусловлешполнсй неисследоваэ^.. ностыэ анализируемого материала. .В диссертации установлены зако- . ноыерности и особенности творческого развития М .Петровых, проведена периодизация ее лирики, выявлена и охарактеризована аволр-ция поэзии. Лирика систаиатиздрована а точкизрешя тематики, изучены основные темы а мотивы оригинального творчаства, дана характерце тика о тиха и словеоно-образшхсредотв, установлены
1 хьрковсяий А. 'Духовная оущнооть до эта. ' //Йетрошх М. Черта горизонта. Стихи я переводы. Воспоминания о Марии Петровых, - Ереван, 1986.'-С. 297
'.'-'•■'• 3
. историко-литературные аналогии и параллели, высказан и аргументирован вывод б месте М.Петровых в истории русской советской поэ.ли. •
Практическая значимость диссертации заключается в изучении - творчества поэта, по сути открытого в 80-е годы XX века, интерес
• к творчеству которого раотзт о каждым д;ик. Выводы: и материал ■ диссертации вносят, новые штрихи в понимание советской поэзии и
.. чотоиги.бе развития. Оли в некоторой степени высвечивают те ее. .тенденции и направления, которые долгое время■ находились в тени. '.Матер;аалы исследования могут занять своз место в спецкурсах и лекциях по советской литератураВысказанные замечания по периодизации, творчества М.Петровых могут бить использованы при составлении. новях книг поэта.. Апообапия работа. Основные положения диссертации опубликованы. По материалам диссертации были сделаны- доклада на Всесоюзных научных конференциях: "Общечеловеческое и вечное в литературе'. XX века.. СРусокая советская литера 17рэ}" (Грозный, 1389)',' • "Проблемы интерпретации художественного произведения в свете межнациональных овязей" (Ташкант, 1989), а также на межвузовских конференциях.молодых ученых. "Проблемы русской филологии" (Ташкент, . 1988, 1989) и сешиарэ "Модели кулыуры" (Смоленский педагогический инотятух им.К.Маркса, 1989).
Структура диссертация. Диссертация состоит и! введения,
• двух глав, заключения, списка источников, описка-литературы и ■ 14 приложений, ' -
. ОСНОВНОЕ СОДЕШАНЖ РАБОТЫ
Во, введении поставлена проблема. указан'материал исследования, сделан обзор литературы ло теме, а также имеется отдельный параграф "Черты биографии и личности И.Петровых".
Глава I. Тематика • . •
• .■ ■ Диапазон тем, разрабатываемых в лирике М.Петротах, не нов. для мировой поэзии. Это "вечные" темы: поэзия, лвбоаь, природа, 'человек и общество, яизнь 11 смерть. Соотношение тем на протяге'г ■ шш творческого пути менялось, но состаз их был постоянен. Такая приверазнноать к "вечным" темам, кзляет собй:5 образец тяго-
тения к классической традиции. В лирике М.Петровых "вечные" ^емы приняли на-себя нагрузку ее сложного и драматического времени.
В i главе намечены границы и содержание поэтического мира лирики М.Петровых посредством выявления модуляций немногих ■ основных лирических тем ее поэзия. Лирика рассматривалась.как система поэтических единств: тематических комплексов, тематических 'групп, лирических циклов,, т.к. единичная вещь, включившись в динамику комиозиционкого целого, приобретаегдополнительные .содержательные, оттеняй. В тематические комплекса включались стихот-. воретт одной геиа. Тематически^ группы в пределах одного .. тематического комплекса объединяют стихотворения сходные по .ракурсу изображения, подходу к решению общей темы,-Диричеокие циклы - более тесйое тематическое единство в раыках тематической группы, при их выделении мы руководствовались, работа!® в этой области М.Н парадна и В.А.Сапогсза. Глава состоит из десяти, параграфов: первые девять - .анализ тематических комплексов, десятый -диахронический анализ полученных результатов, обоснова-ние'единства поэигчеакога мира М.Петровыхна текатическоы уровне.
<? I Поэзия. -Ядро доатлческого rapa лирики И.Петровых составляют стихи о по'азии (64 стихотворения). Они выражают концепцию поэтического мира поэта. Эти стихотворения - не просто размышление над творчеоким процессом, предметом.исследования в'них' • становится жизнь, место и роль в не2 человека, законы его психики. Теми рыэраОагыьаегся главным образом, в'грех направлениях, аугь . которых можно определить по аре да твои вопросов, некоторые поз? пытается наити отыет: "О чем и как писать?", "Что ость процесс творчества?", "Что сделано поэтом?". Стихотворения, отвечающие на первый вопрос, мы разделили на тематические группы "Слово и правда", "Идеал творчеогаа", на второй - "Рождение, стиха". "Молчание", на третий - объединили в тематическую группу "Подведение итогов". Анализируя тематическую группу "Слово и правда", • мы пришли к выводу об эволюции названной модуляции теша. В лирике 20-х годов проблема правды не стоит: в стихах важен ае • смыол, а. знак переливакия. В подавляющем йодьшинстве стихотворений о0-х годов . "правда" - прстквостояние внутреннего мира, "духовности" агрзсоии и враждебности внешнего объективного ыара. . В диричо последующих лет психологический фон ооложкзн шутренайма
противоречиями человека. В ней требован:!г правды - требование достоверности в. передаче внутреннего состояния человека. С конца 60-х годов чувственный эмпиризм в лирике сменяет философский взг._сц на проблему. "Правда" наполняется общественным содеркаии- • ем, при этом все многообразие значений слова не ззашоксклшчает друг друга, а Дополняет, создает контекст. Это положение доказано, . нами на примерах, а также проведены пара гчз.и: со стихотворениями подобного тематического ряда А.Тарковского и Д.Саыойлова.
Идеалом творчества в лирике 11 .Петровых выступает природа л поозля лабимых поэтов. В тематической группе "Идеал творчества" ' нами выделен несобранный лирический цикл, получиваий название "Анне Ахматовой". В работе приводятся обоснования его выделения.
Тематическая группа "Роздение стиха" - попытка уловить и запечатлеть процесс творчества. Стихотворения данной тематической группы перекликаются с эхматовскими "Тайнами ремесла". Они являют собой'яркий образец суггестивной поэзии, главное их содержание --"сознанья темные пути". Ассоциативные связи, порождающие -отихи, носят в лирике "¿.Петровых характер враждебный человеку, намеренно создается цепь осложняющих условий. В лирике нервная," порывистая, контрастная переходность цветов и ощущений, предельная обостренность чувств. ' , "
Тематическая группа "Молчание" состоит из 9 стихотворений, ■ но значительно большее 'шс количество развивает названную тему ' опосредованно. Широк диапазон передаваемых чувств1: от полного" отчаяния ("О, неыой предсмертный крик"), желания забыть о поэзии, изменить жизнь ("Хоть бы вы меня забыли, Недописанные строки!") к вёре в возможность воплотиться в слове. В стихах постоянно' . ■ звучит котив невыполненного долга, 'обманутых обещаний, горькое чувство духовного банкротства.
Основная часть стихотворений тематической группы "Подведение ■итогов" приходится на 60-70 гг. Стихотворения этой группы -углубленные размышления, направленные на постияение смысла бытия, ■значимости сделанного, поэтизация душевной .сосредоточенности, они позволяют говорить о кедитативнооти лирики М.Петровых. _ .. В целом тема "Поэзия" в своем развитии в лирике Петровых •■ • претерпела изменения, выразившиеся в постепенном рклачешш , . удельного веса стихотворений обобщающего характера, в которых интонация спокоЁноЗ уверенности, медитации в большинстве своем
'преобладает над эмоциональным напряжением и^рефлексией первых стихотворения тематического комплекса. '■ - ■
2. Любовь. Либовная лирика [¿.Петровых (44 опубликованных ' •а 10 неопубликованных стихотворений) - это поэтизация душевных ■ .волнений, с"оаотел и эмоций, вызванных любовным чувством. Высокой 'эмоциональность!),. психологизмом, контрастностью и противоречивостью передаваемых чувств она близка любовной лирике А.Ахматовой конца 20-30-х годов'. Внутренний rap влюбленной яенщшш, расска- • 'заины" ею сакоЗ не постороннему, не читатели, а любимому человеку, стал содержанием любовной лирики М.Петровых. Любовь в лирике -напряженна всех духовных сил, реализация всех потенций человечео- ' кого естества, поэтов разделанное и неразделенное чувство равно ценность:. Большинство стихотворений любовной лирики - это стихи утраты, неразделенной любви, и чувстза более характерные для них - боль скрытая ила явная, тревояное озодание, горечь. Мысль о драматичности поэтического кара подтверждает проведенный наш сплоиной семантический анализ лексики любовной лирики. Столкновение возвьшавде*' г. облагораживающей силы любви ("Я с тобою та, какой меня задумала природа") и страданий ею причиняемых ("сердце 'верное, как з предспдд.ЬйУ кается") порождает катарсис. Стихотворения в'основном построены в форме мысленного диалога, оформлен-' • ного или. не оформленного грашатически. На присутствие собеседника нередко указывает только "внутреннее полемическое слово". Образ любимого ограничен несколькими деталями портрета. Главное' внимание уделено лирической героине,. От стихотворения к стихот-' . ворешш лирическое' "я" обрастает плотью. Стихотворения несобранных лирических циклов,, а таких наш выявлено 6, - этапы духов- . ного взросления лирической героини. Любовная лирика не имеет галета как в целом, так и в отдельных стихотворениях, она связана еданым образом лирической героини. Динамика .чувства прослеживается яииь в рамках тематических груш "Отвергнутая любовь", ''Беспощадная халость", "Утрата", "Размолвка", ".Счастье" и'лири-' ческих циклов. '•
§ 3. Природа. Человек и природа, 'родной пейзан' - эта тема проходит через всю поэзж» М.Петровых. Ей посвящено 48 'стихотворений, и еще 1С так иж иначе связано с нею. Тема природа наибольшее выражение получила в начале и конце творчеокого пути. .
Проведенный .диахронический анализ позволил разделить лирику природа на дзэ ■ тематические группы, названные строкам из стихот-вороши М.Петровых: "Чужая нежилая жуть" и "Я здесь любила все как есть". Группа кардинально различаются по восприятию и приемам выражения воспринятого. Б работе приводится их разверстая характеристика. Для первой отмечается'тяготену/- к импрессионизму, подчеркнутая субъективность изображения, непроизвольность,' непредсказуемость ассоциация, по-пастернаковски усложненная образная система, пристальное внимание к звуковой организации стиха. В ' стихотворениях тематической группы "Н' здесь лобила все как ость" усложненные образы, космогония уступают место реальное лойзагу, ■ при этом, в лирике нет подробных описания, раззериутых пейзажных . картин. Поэтическую кнель. и чувство выражают пре;зде всего явления самого общего . г.г 'ядка, воспринимаемые как нечто необычное ("На листву, как на чудо, Я смотрю благодарно"). Поэтический мир-контрастен, но анишосичен. Задний аспект пейзажной лирики М.Петровых - стремление к фаюсо£[.ско.му осмыслению жизни. - .' -
§ 4. Война. Военная лирика Метровых, насчитывающая всего • '15 стихотворений, знаменует но?ий этап творческого развития поэта. Стихи военных лег отличает раскрепощенность творчества от трагической неуверенности поэта в"своих силах. Лирика передает чувства и мысли человека военного времени, человека на войне вне поля ' .' сражения.■ Военную лирику Петровых мы разделили начри тематических группы: "ПрооНемся; уснем ли - война, война",""Нас ненависть огнем.вспоила", "Кто мы в этом диком нзкзренье?". Основной мотив первой тематической группы - это тягостное ежеминутное чувство-; ■ . войны-беды чувство вины двдей, отдаленных от фронта. Стихотворения тематической группы - психологическое исследозаниз, в котором ■чувственное реальнее материального. Тематическая труппа "Нас ". ненависть огнем вспоила", равная несобранно^ лирическому циклу, отличается публицистичностью, что выделяет ее з обцей поэтической системе МДетровых, характеризующейся лиричностью., субъективностью. Петровых впервые берет па себя миссию поэта-тркбуаа.-" В стихотво- • рениях тематичеокой группы "Кто мы. в этом диком измерэнье?" идет-. -преломление войны, ее глобальных проблем через жизнь конкретного- • человека о его мыслями, чувства™, 'привязанностями. Для военной лирики ..характерны'сквозные мотивы и образы, имя лирика'тесно
оплетена. В лирике военных лег заметно оказывается фольклорное начало. 3 построении поэтического мира в стихотворениях особое .место уделяется вертикали. '.-.■.
. . $ 5. Упзнь и смерть. Еизнь и смерть в лирике М.Петровых -1 нравственные категории. Философская проблема решается с.точки зрения обычного человека, поставленного перед фактам неизбежности смерти, однонаправленности времени. Большинство стихотворений .тематического Комплекса (всего 24 стихотворения) написаны в зрелые годы, в конце 60-х - 70-е годы. В них нет непреодолеваемо'; пропасти между жизнью и смертью .характерной для ранней -лирики, границы проницаемы, явления взакмообратимы. "
§ б. Человек и общество. 13 стихотворений данного тематического комплекса передают ощущения человека тревожного времени, чувсгвуви^-то свою сопричастность и ответственность за все происходящее. Восприятие действительности дано не просто современником - поэтом, который несет двойной груз ответственности. Дейт-моишом через все стихотворения проходят строки о вынужденном _ молчании человеческом поэтическом. "Немота" осознается преступлением перед собой и перед историей. Большинство : стихот-■ ворений тематического комплекса смогл» быть опубликована только в- конце ЁО~х годов. ; '
» 7. Армения. Армения - сы града большую роль в еизии и творчестве 1.1 .Петровы^. Три стихотворения, составляющие несобранный лирический цикл, посвящены М.Петровых Армении: "Армения", "Средневековье. Читая'армянскую лирику", "Осень сорок четвертого года...". Армения в цикле стала -символом.самого задушевного';, родного а близкого. В параграфе аргументируетоя положение о гои, что стихотворения об Армении написаны ло-сарьяновскя. Во многой оказалиоь созвучны .оригинальная поэзия и переводимая М.Петровых арыянокая лирика. Наибольшее количество точек соприкосновения с лирикой С.Кацутикян и М.Маркарян. В параграфе -сделан вывод о взаимопроникновении и взаимообогащении переводов.и оригинальной »поэзии М.Петровых.
§ 8. Детство. Несобранный лирический 'цикл из трех стихотворений ("А' на чердак попытайся один!'..", "Сон", "Сказка") запечатлел мир юношеских грез, детских фантазий. Живость'и иокрен-ность воспоминаний в стихотворениях лишена снисходительной • /
иронии взроолого человека. Окружающие предметы,и явления воспринимается о-детской непосредственностью, они переполнены таЯны, наделены .чертами характера. Переданное в кавдом.стихотворении' движение, смена зрительных образов дает читателю эффект присутствия. Время в цикле движется от настоящего в'будущее. Стихотворения о детстве гаписаш в трудные года взроолоЛ казни, и поэтов акцент в них сделан на свзтлое, радостное чувство защищенности.
§ 9. Материнство. Два стихотворения лирики I,!.Петровых, посвященные теме латеринстза С"Когда я склоняюсь.над твоею кроваткой...", "Когда на небо синее...")', рассмотрена нами з сог.остаз-" лении с стихотворениями этой тематики М.Шкадокой*. Поэтами найдены разные решения одной темы. Несхожесть подходов делает очевиднее близость лирики по сути. Материнство в лирике М.Петровых и'м.Щкнпской - высокое предназначение женщины, смысл ее пребывания на земле. В лирике М.Петровых г это таинство и счастье, самопожертвование, у м.ШкапскоЯ - закон природы, суровый и язланный.
§10. Периодизация. Периодизация позволяет наглядно прооле-• дать, развитие поэтического сознания, изменения, претерпеваемые поэтической системой. Диахронический подход позволяет в то же время выявить важнейшие инварианты, устойчивые, неизменные особенности поэтического дара. На основании анализа лирики с тематической точка зрения нами выявлено 4-е периода в творчестве «.Петровых: I период 1927-1941', П период - 1941-1955; Ш период - 1355-1967; 17 период - 1957-1979. В параграфе дана характе-' рясгяка каздого периода, излагаются основания выделения, прослеживается эволюция лирики (¿.Петровых, когда поэт'от хаоса мыолай и образов, через, поотигениз внутреннего мира человека приходит к общечеловеческим ценностям.
, Глава П. Поэтика '
Твор зотво М .Петровых анализируется в диалектической связи
0 развитием русской ооветской йоэзеи, рассматривается эволюция поэтики.М.Пегрових,. устанавливаются-закономерности развития, лооледуется -звуковая организация текстов (фоника, метр, ритм, ршфма) а йловзснп-образное шс наполнение (лексика, тропы). В работе 'применяла иь симптоматическая статно тика.
1 Шкалокая М. Стихии - Оуе ггяг Р* -п £ ТО. ~
■ § I. Фоника. Анализ.$оники лирики М.Детровых позволяет шз-делить творчество поэта на два периода, суксагазнно отличающиеся . друг от друга: раннее творчество, 20- начало 30-х гг., что соответствует в общей периодизации I периоду, и творчество доследующих лет, Ц1У периода общей периодизации. Художественная манера поэта о точ!а1 зрения фоники претерпела существенные изменения, X период творчества М.Пегровых характеризуется пристальным вниканием к звуковой отороне стиха. Стихотворения строятся по законам благозвучия, в жертву, котором/ Иногда, приносится смысл. Слова в •ранней лирике Петровых подбираются по звуковому составу:, поэт оташгг рядом со звучные слова, нередко первое слово строки гадает весь ез звуковой тон, многократны и'разнообразны'моно - а доли-звуковш повгоры. Повторяющиеся звуки в стих? когу'т существовадь . на равных, в иных олучаях один звук, солирует, а другой подключается к нему, появляясь и,исчезая. Сиена повторяющихся звуков используется поэтом, чтобы.подчеркнуть смену теш, настроения, ракурса изображения. Значила и смена насыщенных звукописью учаоз?-
;-в текста нейтральными,' это, как правило, подкрепляет семантическую сегментапию. Стихи ранней лирики.^.Петровых могут служить ' прекрасным подтверждением теория звуковых повторов О.М.Брика." Однако уже к концу кл-рвого периода (30-е г.) о усиланием логики ■ стихотворений, упрощением образной аиагеш, ослаблением парадок-, сальнооти п субъективности повеотвованда. сокращается количество звуковых повторов, уходит в прошлое их нарочитость ц'многозвучно. В 60-70-0 годы М.Петровых значительно чаще пользуется звуковьыи повторами, охватившими всаго два слова, нежели целыми созвучными 'строфами, а также приемом звукового параллелизма,'в I период творчества только накаченным. Семантическая мотивированность звуковых повторов стала значительно сильнее и раз но образ ¡¡ее. Эксперименты в области поэтической фоники раннего творчества выработали маотерогво звукового оформления поэтической речи лирики последующих лет. ./
§ 2. Метрика и ритмика. В данном параграфа ¡выявлено своеобразие и степень традиционности ритмико-метрачеокой системы лирики-М.Петровшс по отношению к руоскому классическому стиху р поэтически.) системам', получившим наибольшее распространение в поэзии • Л века. Нами был составлен "Алфавитная метрический справочник.
лирики М .Петровых" (приводится в приложении к работе), а также целая серия таблиц» , систематизирующих ататиотичеокяэ данные по ■ метру и ритму лирики: по периодам., а сравнении с аналогичный! данными по советской литературе. Для сравнения привлекались статистические данные, полученные в работах М.Л.Гаопарова, К.Ф.Тара-новского, В.О.Баевского, Г.С.Гьоздиковской. Наш таете проанализированы "оемантические ореолы" 4-ст. и 5-ст. ямба и хорея. Теоретически основанием к анализу послужили работы в этой области К.Ф.Тараковского, Л.М.Маллер, Р.О.Якобсоца, М.Л.Гаспаро-ва, П.А.Руднева. 3 результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что в лирике Петровых выдержана ориентация на класса-вескую традицию. Поэтическая выразительность стиха достигается в основном посредством использования выразительного потенциала размеров и ритмов распространенных силлабо-тонических г/етров. Метрический строй ео лирики однороден, стабилен, эволюционировал в-'рамках творчества поэта. 3 ритме самого распространенного 4-ог. ямба отразилась "архаизаторская" тенденция. Риткико-мегри--ческая система лирики'И.Петровых развивалась, освобождаясь от влияния метрических экспериментов начала века, через подчеркнутое следование классической традиции к -органическому сочетанию традиции я достижений поэзии XX века. Стиховая организация произведений служит в лирике эффективным средством с:,деловой выразительности. Рятмико-глетрический строй лирики М.Петрошх по отдельным существенным категориям близок поэзии А.Ахматовой, Б.Паотернака, А.Тарковского, Д.СаиоЗлова.
? 3. Ри'агма. Все р!ф/ы опубликованных стихотворений М.Петровых были рассмотрены нами в следующих аспектах: метрическом, фоническом,'морфемном, лексическом. Ododoe внимание при рассмотрении фоники рфл было уделено неточной рире. Эти pnjwu была дополнительно изучены во всех выие названных аспектах. Результаты, отатиотических подсчетов, представленные в таблицах, отражают эволюцию поэтики в области ра|>мн.. Все данные приводятся по каждому из периодов творчества .поэта. Полученные результаты сопоставлены о аналогичными^данными по ¡уосг.ой литературе XX века, полученными в-исследованиях М.л.Гаспарова, 'Д.Самойлова, В.О.Баевского. В работа использован составленный нами частотный словарь; рифм, np'.-.fэдеко сопоставление его верхней части о верхней частью частотного словаря лексики. В специаланом разделе , параграфа изложены некоторые наблюдения шд строфической орган»-
задней стихотворной речд, сделанные на основании изучения 3937 стихотворных строя лирики Петровых. В результата проведенного исследования рифмы сделана следующие выводы. Рифма М.Петровых ориентирована ш классическую традицию XIX века..Новаторство Петровых совершается в'рамках традиции. Рифменные эксперименты начала вака ограниченно отразились в ее творчестве, на новый всплеск неточной рифмы середины 50-х, начала 60-х гг.'М.Петровых ответила подчершфтой ориентацией на традицию. О точки зрения ' фонемной точности у М .Петровых "строгая" рифма, и этим она близка рифменной системе А.Тарковского. Ориентация на традицию также облияает ее о'рифмой А.Ахматовой и О.Мавдельштама. В то ке время поэзия Петровых испытала влияние рифменных'процессов •XX века. Деканонизация точной ри£*ш в ее лирике при тенденции сшшения количества неточных рифм, особенно за счет неточных' .мужских, проявилась в усилении неточности допущенных в стихи ра$м этого вида» Процеоо оемантизацля рифмы а лирике М.Петровых проявился значительно в строгом отборе лексика для рифиенных сочетаний, в продвижении разменного созвучия эгдубь слова, в доударную чаоть; увеличении количества корневых ри&м; большом количестве антиграмкатичоских, Поэт активно использует вырази- ' тельные возможности традиционной ри^мы,' очень ограниченно сочетая ее о новой рифаий XX века, Строипка как один из аспектов отихоаой структуры лирики повторяет-траекторию Эволюции стиха ; соЗта. ■ . ■ . • . . . ' . ' , •
§ 4. Лексика. Максимально полное изучение слов а 'синтагм,' проведенное в данном параграфе» направлен на Ейосоздание и ■ ' анализ поэтического мара лирика и приемов его построения. Для этого был составлен частотный словарь лирики, насчитывающий 3730 знаменательных слов (частотный словарь, частотные алфавит- • •ше.списки, таблица частотной структуры приведены в прил'озвении) ,■ проведено его сравнение о частотным словарем русского языка. При • сравнении за основу были приняты следующие положения; имена существительные считали обобщенным субъектом иозтичеокого мира', причастия, прилагательные, наречия -- обобщенным признаком,-.глаголы и деепричастия - обобщенным предикатом. Получен вывод'о мзтертльности, конкретности поэтического мира, чувства в нем ери всем возможном разнообразии и изменчивости определенны, . сформуляроваш, определены, как правило, через предметы и явле-
иия материального мира. С целый выявления своеобразия "субъекта" поэтического мйра лирика ЫЛетровых было проведено сопоставление 15 самых частотных существительных Метровых и А.Ахматовой, . БЛастернака, 0.Мандельстама, А.Блока, Н.Рылспкова, А.Вознесенского, А.Мгяирова, 15 существительных "Частотного словаря русокого языка" под ред.Л.И.Зааориной. Выяснилось, что у М.Петровых среди наиболее частотных еоть три слова, которые вовсе или дочти не /встречаются у других поэтов, "горе", "смерть", "свет". Эти слова являются своеобразным индексом поэтической индивидуальности. Вывод подкреплен анализом многочш денных примеров. В параграфе . рассмотрены также 15 шг.'бодез частотных прилагательных.- Частотные существительные и прилагательные поэзии М.Петровых характеризуют поэтический мир ее лирики как драматический, антиномичныЯ. ■Материальные, конкретные предметы и явления приобретают в нем эмоциональную окраску в общей системе поэтической' антиномия. Далее в работе выясняется, какие .явления, стороны объективной действительности в большей степени отражены в поэтическом маре ГЛЛетроэах. Для этого весь корпус существительных разбит да 4-е понятийные сферы: "Человек"-, "Природа", "Веща", "Культура". Полученную таким образом структур-/ "субъекта" сравнили с "субъектом" лирики Пушкина','Блока, Ахматовой, МандеЯьатама, Вознесенского (материал для сравнения взят-из работ З.С.Баевскогб). Лроведен-■ ннй анализ показал, что особое место в поэтическом мире лирики МЛетровых принадлежит человеку, а именно его чувственному нача-• лу. По отражении разных сторон действительности ее лирика ближе-всего к поэзии А.Ахматовой.
§ 5..Тропы. В данном параграфе исоледовались образные элементы поэтического мира ШгПетровых: их структура, содержание, ■ '. композиционные особенности, соотношение в разные периоды творчества. Выводы-делались о-учетом статистических данных. Для . анализа' была выбрана•лирика I л 1У периодов творчеотва, это позволило проследить динамику развития творческой манеры поэта. Тйк содержание тропов лирики "испытало значительную эволюцию. '• Художественно осмысленное изображение природы посредством аналогий' о жйзныэ человека,«е-вещным миром, проведения параллелей меаду. разного рода природными явлениями и предметами, присущее
в значительной степени,I периоду творчества, к концу творчеокого пути вытеснено изображениями духовной жизни человека. B JJ период, творчества • это основное содержание тропов.. Оущнооть человека, а именно его эмоционально-чувственного начала,.раскрывается через отвлеченные и материальные понятия. ,В лирике "материализация" чувств и субъективность восприятия и отражения окружающей действительно стк идут параллельно. Среди тропов лирики преобладают . • лексические и лексико-синтаксичаскае. В стихотворениях активно ' используются комбинации тропов разной формы, В.процессе Еворчеот-•ва поэта эволюционирует структура тропов. В ранней лирике поэта она характеризовалась усложненностью, ослабленной мотивированностью или отсутствием ее, ¡.вязь правой и левой чабги гроза была отмечена значительной услоаненнооть». № уже в ЗО-е годы основания сопоставления в тропах становятся очевиднее, органичнее , левая и правая часть тропа логически связываются. И именно эта тенденция получает углубление в последующие, годы. В лирике возрастает многообразие приемов структурной, организации тропов. Эволюция системы тропов- лирики М.Петровых связана и отражает. общую эвоадию'творчества позг^. , ' ', ' . . •
' § 6. Заводы. Анализ поэтики подтверждает мысль р' эволюции поэтики лирики М.Петрзшх, проявившейся на разных уровнях структуры. Лирика, не расходясь -существенно с основным* тевденцияма ' поэзии XX века, все же противостояла т своей подчеркнутой spa-, ■ диционностью. М.Петровых - умарерный новатор, поиск новых выра- • зительных-средств осуществляется.ею в роношш в' рамках традиции. «{.Петровых использует выразительные возможности «радациояной ... поэтики, очень осторожно оочетая их о новшествами XX века. • Ориентация на традицию выдержана поэтом в течение воего творчества-, однако степень следования ей была различна. На фоне вобго творческого наследия выделяется лирика конца 20-х - начала 30-х годов (I период). Изначально не являясь приверженницей яркого новаторства, не огремяоь к нему, М.Петровых все-же испытала в • эти годы ограниченное влияние модернистских течений начала века . (£у туризма). В эти годы в ракка! творчества:отход от традиции' ■максимален. В дальнейшем стих развивался, освобождаясь or влия--ния футуризма,.через подчеркнутое следование традиции к ее орга- , ническоку сочетанию с достижениями поэзии XX века. Во второй, период творчества изживаются "вольности" стиха первого периода,
в Ш период аде? углубление традиции как за счет сокращения явного . новаторства, так и традиционных, уже узаконенных поэтической практикой новшеств. 1У период - период стабилизации: з лирике сочетается ориентация на традицию и ограниченное использование достижений стиха русской' поэзии 2Х века. Поэтика лирики 1Л.Петровых по отдельным существенным параметрам близка-поэзии .А.Ахматовой, БЛаотернака, ¿.Тарковского, ¿.Самойлова.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ'.
В заключении дат общая:, характеристика поэзш М.Петровых (§ I),. где отмечается монизм поэтического мира лирики, в котором вез существует в согласии с чувством; многообразный спектр передаваемых чувств, их яакал за подчеркнуто спокойным повествованием. В, стихотворениях, как правило, передано состояние душевного порыва, предела, запечатлен момент.наивысшего накала страстей, . Поэтический мир лирики {¿.Петровых-контрастен, антиномичен, драматичен. Лиричеокое ия" стихотворений немнохолико, психологически цельно, его 'характеризует бескомпромиссность, искренность з выражения чувств и предельность в юс проявлении. Психологическое единотво воспринимающего и выражающего начала обусловило устойчивость тем и мотивов лирики, склонность ее' я циклизации,-Поэзия М.Петровых ориентирована ш традицию, это проявляется как в выборе тем» гак и в подбора словесно-образных и стиховых оредотв. М.Петровых'-умеренный новатор, и поиск выразительных возможностей поэзии как в области содзраания, так и г области . формы осуществляется в основном в райках принятой ею ориентации на клаооическую традицию.. Лирика М.Петровых эволюционировала в своем'творческом развитии. Анализ ее тематики и поэтики позволяет выделить 4-епериодатворчеотва, 4-е иерархических этапа эволю-' цшг. В заключении приводится характеристика каждого из периодов •о. точки арения тематики' и поэтики. .
Во втором параграфа заключения высказана наша точка зрения на'меото ^.Петровых- в иотории- русской ооватской поэзии. В овоеы исследовании творчества МЛетровах мы постарались наметить круг творчески близких ейпоэтЪз, провести параллели, отметить аналогии в их стихе ? -ематиха, определить истоки ее поэзии. В результате пришла к выводу: по мировосприятию и приемам его воплощения
в слове лирика М.Петровых тяготеет к поэзии А.Ахматовой и группе •творчески близких еС поэтов. З.С'.БаевсхиА назвал это явление в советской поэзии "школой Ахматовой". Круг поэтов "ахматовской. школы" пока едва.намечен,'сказывается недостаточная'исследо-. • -.■'•" ванность проблемы. Среди имен, звучащих чаще других, МЛетровах, А.Тарковский, Д.Самойлов, И.Бродский, Е.Рейн, нередко упоминаются .А.Гитович, С.Липкин, А.Куыяер, В.Шефнер, Г.Шенгеяи,-В.Соколов,' Н.Коржазин, В.Корнилов. Нами для сопоставительного, анализа "была выбрана лирика А.Ахматовой, М.Петровых, А.Тарковского,' Д.Самойлова, что обусловлено исследозаннбстья... . нх творчества по сравна-. нию о другими названными поэтами (лирика И.Бродскогонэ рассматривалась по причине того, что Эхо поэт другого поколения). Было выяснено, что признаки "ахматовской школы", выделенные В.С.Еаево-кимг, приложили к лирике М.Петровах,.и по ним ее лирика в значительной степени оозвучна поэзии А.Ахматовой, А.Тарковского и . Д.Самойлова. Сделан вывод о' принадлежности лирики М.Петровых к поэтической школе Ахматовой.
Приложения.- В' приложениях приводятся тематические группы, тематические комплексы, лирические циклы'лирики; таблицы., отражающие статиотич'еские данные по-метру, ритад , рифме,' строфика стиха; частотные словари и частотные списки поэтической лексики; развернутые доказательства некоторых выводов, содержащихся в '■ . работе; неопубликованные стихотворения-М.Петровых; разные редан-» ции опубликованных стихотворений;' стихотворения, посвященные М.Потровых. ■ . ',• - - \ ■ ■ ■ .! ':
По теме диссертации опубликованы следующие работы;
• • . I. Рецепция лирики и личности М.Петровых советскими по'эта-т //Тезисы докладов научной конференции молодых ученых "Проб- . леш русской филологии". - Ташкент: Ей гвардия, 1989. - C.I69-I7I.
2. Армения в стихах и. переводах Марии Петровых //Проблемы' •■ интерпретации художественного произведения а свете межнациональных связей. Тезисы докладов ыежв^зовокой научной конференции 24-27 октября IS89 г. - Тапкент: Укитувчи, I989v - О. 173-174.
* Баавский 3.С.-Давид Самойлов. Поэт и его время. - М.: Советский' писатель, ISS6. -.С. 124-125.
3. Общечеловеческие вдеи и образы лирики ¡¿[.Петровых //Общечеловеческое и вечное в литературе XX века (Русская и со. ветская литература). Тезисы докладов всесоюзной научной конферен-
' ции 11-14 сентября 1989 г. - Грозный, 1989, -Л. 153-154.
4. Лирика М.Петровых (к постановка проблемы) //Читатель и совремзнныЗ литературный процесс. Тезисы докладов региональной
' научной конференции, декабрь 1989 г. - Грозный, 1989. - С. 51-54.
5. Семантический анализ, любовной-лирики Марии Петровых // Вопросы поэтики советской литературы (Сборник научных трудов), -
V Ташкент, 1989. - С. 211-218.
Попп. к печати 8.01.02г. Формат 60x84 1/16. Об'ем 0,7уч.яэд.п.'1,0п,п. Заказ Ч 187. Тираж ЮСЬкз. Гортипографяя Одесского облполиграфяэяата.иехИвЗ. Ленина 49.