автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Поэзия пролеткульта

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Левченко, Мария Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'Поэзия пролеткульта'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Левченко, Мария Александровна

ВВЕДЕНИЕ'.

ГЛАВА 1. ПРОЛЕТКУЛЬТ

В ИДЕОЛОГИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ ЭПОХИ.

Идеология и риторика Пролеткульта: вавилонское столпотворение или единая система?.

Деятельность Пролеткульта: манипулирование или самовыражение?.

Интеллигенция в Пролеткульте.

ГЛАВА 2. ПОЭТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПРОЛЕТКУЛБТА

Семиотика Пролеткульта.

Пролетарское содержание.по

Коллективный субъект объект.

Пролеткульт как авангард: время и пространство.

Пролеткульт в литературном контексте: опустошение интертекстуальности.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по филологии, Левченко, Мария Александровна

В 1917—1921 годах меняется культурная парадигма, происходит разрушение «классического» литературного канона и начинается создание нового, приведшего к формированию соцреализма. Пролеткульт, оказавшийся в центре этого «разлома», достаточно наглядно демонстрирует процесс смены художественного кода, происходивший в двадцатые годы и определивший магистральный путь развития русской литературы вплоть до конца XX века.

В революционной России в процессе борьбы за политическую и символическую власть происходило формирование новых культурных стереотипов, апробирование новые моделей, в котором важную роль сыграла поэзия Пролеткульта. В Пролеткульте отрабатываются не только идеолого-литературные схемы, но и методы руководства, управления и контроля над их порождением и функционированием. Поэтому описание поэтической системы Пролеткульта поможет полнее представить процесс структурирования идеологического пространства после Октября. В пореволюционной России механизмы символизации социального пространства выстраивают совершенно четкую и единую поэтическую систему, отражавшую процесс формирования идеологической системы, который происходит именно в поэтической (равно как и публицистической) тропике (риторике).

Своеобразие поэтической практики Пролеткульта как единого феномена во многом определяется спецификой идеологических и политических оснований его культурной деятельности. Но в то же время Пролеткульт, в отличие от «зрелой» советской поэзии, не был буквальным рупором партийной идеологии. Идеология и риторика большевиков в контексте полной смены социокультурного пространства оказалась вместе с тем стимулом для актуализации мифологических принципов моделирования мира в формирующейся культуре.

Мифо-ритуальная основа пролеткультовской поэзии определяет ее двустороннюю направленность: и то, что для пролеткультовцев их текст-практики были средством внутреннего самоопределения (то есть это было не просто трансляцией идеологии, а созданием нового идеологического универсума), и то, что эти же практики обеспечивали вовлечение в их совершение еще индифферентных масс.

Идейная и даже эстетическая разноголосица, царившая в Пролеткульте, свидетельствует прежде всего о стихийности самого Пролеткульта как организации и культурной среды, создаваемой подчас не только на противоположных идейных основаниях, но и демонстри4 рующей — как в лозунгах, так и в поэтической практике — процесс рождения идеологии «из масс», процесс самоосмысления масс в новом социальном и культурном пространстве. Следует отметить и тот факт, что при всей программной «классовости» новой культуры «организаторы» далеко не всегда выдерживали «чистоту» лозунга: классовая принадлежность была различной. В феномене Пролеткульта нашло отражение своеобразие социокультурной динамики первых послеоктябрьских лет. Это было действительно массовое движение, причем под «массами» нужно понимать не исключительно рабочих, но самые различные социальные слои революционной России. Отсутствие единства в идеологическом, организационном, поэтическом планах приводит к мысли, что Пролеткульт — не эстетика и идеология, а культурная институция, своего рода проявление стихийной самодеятельности масс. Отчеты Центрального Комитета и местных Пролеткультов рисуют картину раскинувшейся по всей стране сети отделений, занимающихся «выявлением» и «распространением» пролетарской культуры. В работе Пролеткульта участвовало около 400 тысяч человек, издавалось более тридцати периодических журналов и альманахов, огромными тиражами выходили сборники пролетарских поэтов и писателей.

В первые годы после революции именно Пролеткульт оказался единственной литературной силой, способной к самоидентификации в новом социальном пространстве (и, что очень важно, в нужном идеологическом «русла») и структурированию пространства культурного — в ситуации полной растерянности и развеянности прочих группировок: «Было бы исторической несправедливостью, если бы мы прошли мимо тех первых пролетарских поэтов, которые выросли в предреволюционной грозовой обстановке, первыми захватили позиции на полях нашей литературы. (.) Идеологически это был уже настоящий голос революции и при том такой голос, который стоял и на определенной технической высоте», — говорит Н. И. Бухарин на первом всесоюзном съезде советских писателей в 1934 году {Первый всесоюзный съезд советских писателей 1990: 492). Ср. также: «.Пролеткульт как целое есть явление одного краткого периода, тех "вихревых" октябрьских лет, когда пролеткультовские организации, при всей свойственной им ограниченности, были средоточием литературных интересов, служили определенным ориентиром в кипевшей борьбе, в расстановке основных литературных сил и когда писатели, сплотившиеся вокруг этих организаций, шли в русле основных художественных исканий, выступая подчас в роли первооткрывателей» (Меньшутин, Синявский 1964: 59) (курсив везде наш, кроме оговоренных случаев — М. Л.).

С момента образования Пролеткульта история русской литературы на довольно продолжительное время становится историей организаций и группировок, историей литературной борьбы на принципиально ином уровне, нежели это происходило в XIX веке или начале XX. "Литературная борьба" становится непосредственно связанной с борьбой за власть, участники которой стремились определять развитие советской культуры в целом. Положение Пролеткульта в истории русской литературы XX века таким образом оказывается весьма значимым: он появляется на авансцене литературного процесса в переломный момент, знаменуя собой конец модернизма и начало эпохи советской литературы. Поэтому в настоящее время, когда филологическая наука подходит к переосмыслению наследия соцреализма, фактически — к написанию истории русской литературы XX века заново, особенно актуальной представляется попытка вписать в историю развития русской культуры XX века обычно не принимающийся во внимание Пролеткульт, что поможет более полно и, возможно, с иных позиций представить литературный процесс XX века в целом.

История Пролеткульта практически не исследована. Как в советском литературоведении, так и в зарубежных и постсоветских исследованиях Пролеткульту уделяется очень мало внимания. Упоминания в учебниках и монографиях по истории русской советской литературы зачастую сводятся к перечислению ярлыков, повешенных на пролеткультовскую и «кузнецовскую» поэзию напостовскими критиками («абстрактность» и «космизм»). Основной разработанный в литературе вопрос касается идеологической борьбы Ленина с Пролеткультом, которая освещается исключительно с тенденциозной позиции советской науки (см. Горбунов 1974 и библиографию в этом исследовании) и также нуждается в коренном пересмотре, но не будет подробно затрагиваться в диссертации, как и проблема отношений Пролеткульта и Наркомпроса, к которой вышесказанное тоже непосредственно относится.

Одна из наиболее интересных работ (и единственная, полноо стью посвященная поэзии Пролеткульта) — книга К. В. Дрягина «Патетическая лирика пролетарских поэтов эпохи военного коммунизма», вышедшая в Вятке 1933 году. Автор предлагает подробный анализ мотивной структуры пролеткультовской поэзии, а также определяет круг литературных источников, актуальных для пролетарских поэтов (А. Н. Меныиутин и А. Д. Синявский, авторы книги «Поэзия первых А лет революции: 1917—1920» (1964) во многом опираются на выводы Дрягина). К сожалению, основной пафос исследования — обнаружение недостатков этих текстов и обвинение пролеткультовцев в реакционности и приверженности «старой», «буржуазной» культуре: «.в пролетарской патетической лирике эпохи военного коммунизма мы видим достаточно резко выраженное противоречие формы и содержания. Новое пролетарское революционное мировоззрение выражается в литературных формах, выработанных в процессе оформления и развития мелкобуржуазной, даже буржуазной, даже реакционной О идеологии, идеологии своего классового врага и антипода» (Дрягин 1933\ 123). Но, как нам представляется, в этом состоит одна из наиболее любопытных сторон поэтики Пролеткульта, и для объяснения этого феномена необходим более комплексный анализ круга пролеткультовских текстов: как мотивный, так и интертекстуальный подход без учета идеологических и прагматических интенций авторов Пролеткульта не совсем релевантны для понимания этой поэзии.

Другое направление описания Пролеткульта в исследовательской литературе — с точки зрения анализа его идеологии — сводится к инвективам по поводу отхода руководителей организации от «руководящей линии партии». Ущербность такого рода работ очевидна еще и потому, что деятельность Пролеткульта далеко не сводилась и не всегда регламентировалась указаниями его «верхушки». Декларации лидеров пролеткультовского движения (А. А. Богданова, П. И. Лебедева-Полянского, Ф. И. Калинина и др.) часто не совпадали с реальной практикой местных отделений Пролеткульта и не оказывали определяющего влияния на собственно поэтические тексты. «Руководящая» идеологии Пролеткульта может быть представлена как особый объект исследования, но далеко не составляет сущность пролеткультовского движения. Достаточно часто встречаются также упоминания о Пролеткульте в контексте литературной полемики революционной эпохи, но и здесь речь идет в основном о взглядах П. Бессалько, Ф. Калинина и других; собственно же о поэтической практике Пролеткульта со времени книги Дрягина не сказано практически ничего.

Кроме того, многие ученые, обращавшиеся к изучению Пролеткульта, в очень большой степени оказываются под влиянием литературной критики 1920-х годов, прежде всего напостовской, чьи нападки на Пролеткульт были инициированы ленинской критикой. Удивительно, что напостовские ярлыки и оценочное отношение к Пролеткульту откликаются и в зарубежных учебниках и исследованиях {Brown 1982, Struve 1971), в некоторой степени под их обаянием находятся и авторы новейших исследований революционной культуры (Е. Добренко, JI. Малли). Было бы логично с позиции идеологически отстраненного исследования подвергнуть пересмотру сложившиеся к данному моменту взгляды на Пролеткульт.

Слишком недолгое доминирование Пролеткульта в культуре (1918—1920 гг.) (обусловленное как экстралитературными причинами, так и малым потенциалом этой художественной системы), вероятно, является причиной того, что в сложившейся традиции рассмотрения литературы первой трети XX века Пролеткульт оказывается маргинальным явлением, зачастую не принимающимся во внимание вообще. Он оказался «в тени футуризма, РАППа, даже «Кузницы», своего дочернего образования. Но «правящая культура не определяет всю культуру, хотя и пытается это сделать, и задача оппозиционного критика — в том, чтобы перечитать культуру, чтобы усиливать и стратегически позиционировать второстепенные голоса управляемого, эксплуатируемого, подавляемого и исключенного» {Lentricchia 1983: 15). «Следы» пролеткультовской поэзии в новой советской литературе достаточно ярки, но никогда не исследовались (за исключением, пожалуй, полемики с Пролеткультом в романе Е. Замятина «Мы» в работах Доронченко& 1989, Zobek 1991; но наибольший интерес представляет как раз не спор с декларациями Пролеткульта, а использование элементов его поэтики в последующей литературе соцреализма).

Возможно, причина «забытости» Пролеткульта — в его позиции на рубеже авангардной и советской литературы. «Борьба» Ленина с Пролеткультом обусловила совершенно определенный подход к нему в советском литературоведении. После ленинской критики и письма ЦК РКП(б) «О пролеткультах» его можно было только ругать.

Для западного же (равно как и для постсоветского) исследователя Пролеткульт, видимо, является слишком «советским», идеологизированным и примитивным, и в филологической литературе, где упоминается Пролеткульт (прежде всего в учебниках) в основном повторяются те же общие фразы об «абстрактности», «замкнутости» и «космизме» Пролеткульта. Мы попробуем установить специфику Пролеткультовской поэтики без использования этих критических штампов, рассмотреть Пролеткульт как одну из реализаций постсимволистской эстетической системы.

Поэзия Пролеткульта — не только несколько индивидуальных поэтических систем (наиболее ярких его представителей — Михаила Герасимова, Ильи Садофьева, Владимира Кириллова, Ильи Филип-ченко и нескольких других), но и прежде всего массовое поэтическое движение ("небывалый размах творчества масс"; "великая потребность в творчестве проснулась в освобожденных народах нашей страны", как пишет Корнелий Зелинский (Зелинский 1962: 24)), охватившее всю Россию и чрезвычайно неоднородное; это поэзия многочисленных газет, листовок, сборников. К. J1. Зелинский отмечает "принципиальную значимость этого широкого фронта массовой художественной самодеятельности, который сегодня существует на правах резервной армии, на "литературных подступах", а в те начальные годы выступил на первый план как новое явление самой народной литературы" (Зелинский 1962: 24). В "многоголосии" и массовости "рабочей поэзии" видят ее своеобразие и А. Н. Меньшутин с А. Д. Синявским (.Меныиутин, Синявский 1964: 44)1.

Этот феномен также требует описания и подробного рассмотрения. Отсюда вырастает проблема литературы и эпигонст-ва/любительства/графоманства вообще. Слабость и подражательность этой поэзии также отмечается очень многими критиками и исследователями . Тем более интересно, почему именно такая поэзия выступает на первый план в послереволюционные годы, и можно ли действи тельно объяснить этот факт только тем, что начали творить "вырвавшиеся на свободу массы". Еще Ю. Н. Тынянов указывал, что «эволюционное значение таких явлений, как «дилетантизм», «эпигонство» и т. д., от эпохи к эпохе разное, и высокомерное, оценочное отношение к этим явлением — наследство старой истории литературы» (Тынянов 1977: 272). Очевидно, что «эпигонство», как и «массовость» поэзии Пролеткульта особенно значимы в контексте зарождения советской культуры, и поэтому эти явления должны быть рассмотрены с принципиально иных позиций, нежели с точки зрения «качества» этих тек-сто в.

1 Но эта «массовость» сочетается со стремлением руководства Пролеткульта образовать классовую культуру, что стало основанием для «передергивания» напостовских критиков: "Второй опасный уклон это — кастовая замкнутость, непонимание того, что пролетарская литература не есть дело кучки выявивших себя мастеров, а есть мае совое широкое движение, развивающееся из самой толщи рабочего класса" (Лелевич 1924: V, разрядка автора). Меньшутин и Синявский считают, что эти две черты сочетались в движении Пролеткульта: "широкий размах, установка на массовость причудливо сочетались в деятельности пролеткультов с духом классовой ограниченности, откровенным тяготением к изоляции, резкому обособлению" (Меньшутин, Синявский 1964\ 48). Такое утверждение Пролеткультом своей исключительности и представительности одновременно позволяет встроить эту систему в более широкую — систему «исторического авангарда».

К. Л. Зелинский называет эту поэзию "художественной самодеятельностью масс" [Зелинский 1962: 33]

Пролеткульт на несколько лет фактически заменяет собой неразвитые пока органы управления образованием и просвещением. В период становления государственного аппарата Пролеткульт сыграл роль некоего культурного буфера в процессе перехода от "буржуазной" культуры к "советской". Как пишет Н. Рославец, «Пролеткульт с первых же своих шагов стал организационным центром всей эстетической жизни рабоче-трудовой части страны. Он внес в эту жизнь необходимую стройность, создав сеть учреждений для обслуживания художественных потребностей масс и для насаждения в массах художественных знаний и выработав принципы и методы работы в указанных направлениях» (Рославец 1924: 184).

С 1920 года надобность в Пролеткультах практически отпадает — свою функцию они выполнили и больше были не нужны. В эпоху НЭПа, а также в связи с разгромом рабочей оппозиции многие из про-леткультовцев переживают «душевный кризис», связанный с болью за достижения революции. К этому времени они по большей части откалываются от Пролеткульта и входят в другие литературные группировки. Меняется во многом их поэтика — это безусловно связано с перемещениями ценностей в идеологической сфере и собственно с критикой Пролеткульта. В данной работе не ставится цель сопоставления поэзии Пролеткульта и «Кузницы», хотя эта проблема могла бы стать предметом отдельного разговора.

Предполагается, что поэзию Пролеткульта, сформировавшуюся в конце 1910-х годов, возможно описать как единую художественную систему, одно из поэтических течений постсимволизма, обладающее как чертами последнего, так и чертами, характеризующими следующий этап литературного процесса, то есть социалистического реализма — в том виде, в котором он проявился через 10 лет после заката самого Пролеткульта — как в институциональном отношении, так и в своей семиотической базе (разработка генетической линии Пролеткульт — соцреализм не входит в задачи диссертации, поскольку представляет собой чрезвычайно сложную проблему, требующую прежде всего отдельного теоретико-методологического исследования). По-граничность Пролеткульта на рубеже смены литературных норм определяется тем, что именно в поэзии Пролеткульта происходит разрушение старой системы, и Пролеткульт демонстрирует исчерпанность ее семантического потенциала (что и определило его периферийное положение в истории литературы).

Стихийность символизации, не особенно зависящей от идеологических положений господствующей партии и приводящей к построению единой поэтической системы, свидетельствует о том, что сама эта система не была «искусственно выстроенной», а возникла «по законам» эволюции культурных систем и в принципе может быть л описана тремя способами: с точки зрения идеологических влияний и интенций власти, с точки зрения актуализации в ней мифологических принципов моделирования мира и с точки зрения эволюции художественных систем.

Одной из задач диссертации является демонстрация разрушения литературного канона через описание механизмов интертекстуальности в поэзии Пролеткульта, где можно проследить, каким образом новая культурная система легитимирует самое себя за счет усвоения предшествующего культурного опыта и его негации.

В диссертации рассматривается поэзия Пролеткульта (пролетарских культурно-просветительных организаций) с 1917 по 1921 гг. В центре внимания оказывается поэтическая парадигма, которая имела непосредственное отношение к Пролеткульту (Михаил Герасимов, Илья Садофьев, Владимир Кириллов, Павел Арский, Павел Крайский, Яков Бердников, Алексей Маширов-Самобытник, Александр Поморский, Илья Филипченко, Василий Казин и др.).

Цель диссертации — описать поэтическую систему Пролеткульта и ее функционирование в идеологических и литературных контекстах эпохи. В связи с этим формулируются следующие задачи: представить идеологические контексты формирования концепции «пролетарской культуры», становления и функционирования Пролеткульта; определить место и роль Пролеткульта в культурном и идеологическом пространстве эпохи; показать основных направления трансформации художественной формы и художественного знака в поэтической системе Пролеткульта; исследовать взаимосвязи поэзии Пролеткульта с предшествующей культурной системой, а также с соположенными ему эстетическими явлениями и фактами; рассмотреть специфику интертекстуальных механизмов, задействованных в текстопорождении Пролеткульта.

На защиту взносятся следующие положения.

1. Идеологические и эстетические установки Пролеткульта, а также принципы его практической деятельности были сформированы в результате, с одной стороны, деятельности социал-демократических партий России в начале XX века, а с другой, были последовательной реализацией культурных и социальных концепций, разработанных русской интеллигенцией до революции.

2. Поэзия Пролеткульта реализует общие эстетические принципы постсимволистской художественной системы.

3. Специфика художественного знака в поэзии Пролеткульта заключается в доминирующем положении одной из его сторон — содержания, с которым полностью совпадает смысл.

4. Одним из следствий такой концепции художественного знака является интертекстуальная стратегия Пролеткульта, которая состоит в частичном опустошении интертекстуальности. ч>

Методологической основой исследования является сочетание историко-литературного и типологического подходов к литературному тексту.

Теоретическую и методологическую базу диссертации составляют основные концептуальные положения, сформулированные в трудах Ю. Н. Тынянова, Ю. М. Лотмана, И. П. Смирнова, М. Вайскопфа, В. Паперного, О. М. Гончаровой, X. Гюнтера, Р.

Стайтса, П. Бурдье, К. Гирца и др.

Источники

На пути исследования поэзии Пролеткульта стоят сложные текстологические проблемы, поскольку литература этого направления в силу разных причин оказалась вне поля внимания литературоведческой советской, российской и зарубежной науки. Не существует сколько-нибудь приемлемого издания текстов даже наиболее ярких поэтов — Михаилу Герасимова, Ильи Садофьева, Владимира Кириллова. Позднейшие переиздания (с конца 20-х годов) содержат множество цензурных упущений и упрощений: замена написания слов с заглавных букв на прописные, нивелирование — как авторское, так и цензурное — наиболее ярких и неожиданных мест. В связи с этим обстоятельством все цитаты из поэтических текстов пролеткультовских поэтов даются по первоизданиям или архивным спискам. Основными источниками служат издания самого Пролеткульта — книги, журналы, сборники и альманахи, издаваемые с 1917 года, а также периодическая печать этога периода, уделявшая внимание Пролеткульту.

Основная часть архива Пролеткульта (архив Центрального Комитета Всероссийского Совета пролетарских культурно-просветительных организаций) находится в РГАЛИ (Москва) (фонд

1230), но, к сожалению, сохранившиеся документы этого архива относятся преимущественно к 1922—1932 гг., то есть периоду фактическо го упадка Пролеткульта, который представляет меньший интерес и поэтому практически не затрагивается в диссертации. Кроме того, архив ЦК Пролеткульта составляют в основном доклады, отчеты, сметы и другие документы, относящиеся, скорее, к хозяйственной деятельности, нежели литературной. Восстановить последнюю по ним достаточно сложно. Некоторый интерес представляют собой и личные, как правило, очень небольшие, фонды пролеткультовских поэтов — Алексея Маширова-Самобытника, Владимира Кириллова, Михаила Герасимова. Материалы об этих поэтах находятся также в фондах JI. Клейнборта (РО ИР ЛИ) и П. Заволокина (ОР РНБ). Многие документы из этих архивов впервые вводятся в научный оборот в представляемой диссертации.

Некоторые данные по истории Пролеткульта имеются в воспоминаниях современников, участвовавших в работе отделений Пролеткульта — это воспоминания М. В. Волошиной-Сабашниковой, А. Мгеброва, Вс. Иванова, В. Ходасевича, А. А. Додоновой, Н. А. Павлович и др. В архиве Пролеткульта в РГАЛИ хранятся воспоминания А. П. Зубовой, Г. И. Мерлинского, А. Ханова, И. М. Гудкова, А. Д. Колобова и других, судя по всему, написанных по просьбе члена Центрального Комитета Пролеткульта А. А. Додоновой, которая в 1958-1961 годах разыскала бывших студийцев Московского Пролеткульта, пытаясь, видимо, реабилитировать его деятельность в целом. Поэтому эти тексты недостаточно достоверны: в основном в них проводится акцент на родство с партийной линией, отмежевание от Богданова и подчеркивание культурной ценности деятельности Пролеткульта. Часть текстов содержит правку самой Додоновой.

По истории Петроградского Пролеткульта важным источником

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Поэзия пролеткульта"

Заключение

Описание поэзии Пролеткульта в идеологическом и литературном контекстах позволяет более отчетливо представить механизмы функционирования революционной культуры. Пролеткульт демонстрирует специфику дискурсивных практик переходной эпохи — эпохи между модернистской литературой и литературой соцреализма. Вырастая из утопической философии Богданова и большевистской практики и риторики, поэзия Пролеткульта 1917—1921 годов оказывается реализацией художественной системы постсимволизма. Она регулируется не только "господствующими идеологическими установками эпохи, но и характерными для авангарда общими эстетическими чертами: установление тождества между миром вещей и миром знаков, коллективное творчество, актуальность мифологических принципов моделирования мира и пр. Можно сформулировать четыре фактора, определивших своеобразие поэтической системы Пролеткульта:

Реализация законов эволюции художественных систем. При рассмотрении пролеткультовской концепции художественного знака выяснилось, что семиотические основания поэзии Пролеткульта и системы постсимволизма едины, что позволяет вписать Пролеткульт в контекст основных эстетических тенденций конца 1910-х — начала 1920-х годов. Их родство обнаруживается прежде всего в отождествлении совокупности знаков с социофизическим бытием, по-разному реализующихся в различных подсистемах постсимволизма (для системы Пролеткульта в художественном знаке доминирующим становится референт, с которым полностью совпадает смысл; добавим, что этим референтом в основном является идеологическая система). Свойственно для пролеткультовской поэтической системы и отождествление субъекта с объектом. Кроме того, на основании семиотики

Пролеткульта удалось описать спефицику его интертекстуальной стратегии, а именно уравнивание означаемого и обозначаемого и потеря означающим определяющей роли, следствием чего и является опустошение интертекстуальности.

Поэзия Пролеткульта занимает периферийное положение в системе постсимволизма, но именно здесь начинаются процесс, формирующий ядро новой системы — соцреализма, то есть вторжение идеологии в поэтику.

Мифологизация идеологии и риторики. Формирование поэтической системы Пролеткульта отражало общие механизмы символизации революционной культуры и построения новой картины мира: властная идеология, воспринимаемая через риторические формулы, мифологизируется и персонифицируется в порождаемых массами текстах, что обеспечивает прежде всего успешное ее усвоение. Переведение идеологии в поэтическую форму, заимствование привычных образов из ближайшего литературного окружения и православной символики и помещение их в новый идеологический контекст, бесконечное повторение и гиперболизация новых лозунгов приводит к эстетизации и автоматизации создаваемого таким образом поэтического языка, новой художественной системы.

Революционная культура. Массовость и стихийность деятельности Пролеткульта нельзя однозначно описать как чисто пролетарскую: Пролеткульт, объединял представителей самых разных классов; поэзия Пролеткульта явилась своего рода попыткой самоидентификации определенного социума в перевернувшемся культурном пространстве. Но эта самоидентификация отталкивалась от большевистских риторических формул, активно мифологизировавшихся в массовом сознании. В этом сложном процессе и происходило формирование новой «советской» картины мира. Культурные стереотипы, создание которых было начато Пролеткультом, должны были обеспечивать устойчивость и жизнеспособность формирующейся новой культуры.

Соединение философии Богданова и партийной практики, что привело Пролеткульт на авансцену революционной культуры, дало возможность занять позицию культурной организации, поддерживаемой и поддерживавшей новую власть. Это обеспечило Пролеткульту в определенной степени привилегированное положение в культуре, но, с другой стороны, именно богдановское влияние на формирование его-доктрины было видимым поводом для последующего низвержения с этого пьедестала.

В диссертации была изложена концепция взаимоотношений Пролеткульта с символизмом и авангардом, а также идеологией и риторикой большевизма; то есть явлениями, с одной стороны, обусловившими его появление, а с другой стороны, родственными и сополо-женными ему. Рассмотрение литературы Пролеткульта в контексте авангарда и — шире — постсимволизма не только проясняет сущность ее поэтики, но и дает возможность скорректировать представления о литературной процессе революционной России в целом.

Один из актуальных вопросов, неизбежно встающих перед исследователями в дальнейшем, — это проблема соотношения литературы Пролеткульта и соцреализма. Последующая эволюция идеологических и эстетических принципов Пролеткульта на протяжении 1920-начала 1930-х годов приводит к оформлению концепции социалистического реализма.

В контексте перехода от постсимволизма к тоталитарной культуре Пролеткульт может быть рассмотрен как попытка «взлома» устоявшегося литературного канона, начало формирования «антиканона», который будет узаконен в соцреализме. Соответственно этот новый канон, образовавшийся с другими оценочными критериями или за счет распределения их значимости, требует иного восприятия и интерпретации (.Хайдебранд, Винко 2000: 62). Проблема генезиса советской литературы неоднократно привлекала внимание исследователей (см., например, работы Б. Гройса, А. Флакера, И. П. Смирнова, сборник статей «Социалистический реализм» (СПб., 2000 г.).

Вопрос о месте Пролеткульта в истории литературы уже был неоднократно затронут исследователями (правда, в основном их выводы основываются скорее на декларациях ведущих теоретиков Про

QQ леткульта, на материале его актуализованной культурной программ ). Борис Гройс утверждает, что соцреализм прямо наследует авангардным эстетическим проектам. В эту концепцию Пролеткульт был встроен Евгением Добренко, который полагает, что «соцреализм наследует не только «левой» (авангардной), но и «правой» (эстетически «ретроградной») пролетарской культуре» {Добренко 1993: 4). С такой трактовкой не согласна Линн Малли (Малли 2000: 183-192). Исследования Л. Малли и Е. Добренко, как нам представляется, недостаточны — прежде всего потому, что ими учитываются лишь декларации лидеров и теоретиков Пролеткульта, в то время как последние не представляют деятельность Пролеткульта в сумме его практик. Поэтому вопрос о трансформации эстетических тенденций (не деклараций!) Пролеткульта в соцреализме остается открытым.

•5

Достаточно очевидно, что именно с Пролеткульта начинается история русской советской литературы в том виде, в каком она господствовала в Советском Союзе на протяжении более чем полувека, и прежде всего с Пролеткульта начинается подчинение литературы идеологическому универсуму (или, как обозначает этот процесс Ханс Гюнтер, «стирание границ между искусством и политикой» (Гюнтер

88

Такой подход заведомо ограничивает исследователей и не дает представительного описания системы Пролеткульта, поскольку, как пишет Линн Малли, «Пролеткульт стал, вероятно, самой плюралистической организациёй. Поскольку он был слабо организован и люди так различно понимали пролетарскую культуру, оказалось, что под

20006: 102), тем более интересное, что в своих истоках она вовсе не была прямолинейно навязанной извне.

Степень присутствия эстетических принципов Пролеткульта в соцреализме может быть прослежена, например, на материале цензурирования/изменения текстов Пролеткультовской поэзии при последующих переизданиях. В этом отношении очень перспективной представляется тема самоцензуры Ильи Садофьева. Садофьев, пожалуй, единственный из поэтов Пролеткульта успешно переквалифицировавшийся в поэта соцреалистического, очевидно, занимался своеобразной переработкой своих старых, «пролеткультовских» текстов. Сопоставляя ранний и поздний варианты, можно продемонстрировать расхождения эстетических принципов поэзии Пролеткульта и соцреализма. Например, стихотворение «В заводе», опубликованное в 1919 году, звучало следующим образом:

В песнях Бодрость, Вдохновенье, пламя Веры, Зов и

Гнев.

О, как сладко слушать этот бурно-пламенный напев.

Вот как выглядит этот отрывок в 1959 году: В песнях - молодости бодрость, Жизни бурное кипенье. Чувств глубоких выраженье. В гулах - поступь боевая.

Или: его эгидой развивалось не менее трех различных культурных программ» (Маши 2000: 183).

Лица - огненные маки, Взгляды - солнца поцелуи, Их наследство - путь огнистый, Чистый, И просторный.

Узкий, крестный и тернистый,

Путь рабов, Кончен шествием борцов

Их отцов, И разрушен строй позорный,

Черный, Строй насилья, строй оков, Зла и Крови, угнетенья, Человеко-истребленья, Ненавистный строй.

Им проложен путь лучистый, Верный, Ленинский, Просторный. А печальный и тернистый

Путь рабов Взорван мужеством борцов,

Их отцов. И разрушен строй позорный, Строй насилья, Строй оков, Строй глумленья, Угнетенья Ненавистный строй, — Чтоб шагало в ногу время По дорогу трудовой!

Степень трансформации исходных положений Пролеткульта и способы их реализации в литературных группировках и в поэтике отдельных писателей на следующем этапе развития литературы представляется одной из наиболее актуальных проблем дальнейшего исследования. Возможно, рассмотрение поэзии Пролеткульта как пограничного явления в'эволюции художественных систем поможет заполнить пробел в истории русской литературы и даст возможность объяснить этот переход, до сих пор не нашедший сколько-нибудь адекватного описания в научной литературе.

 

Список научной литературыЛевченко, Мария Александровна, диссертация по теме "Русская литература"

1. РГАЛИ — Российский государственный архив литературы и искусства (Москва)

2. РО ИРЛИ — Рукописный отдел Института русской литературы (Пушкинский дом)

3. ОР РНБ — Отдел рукописей Российской национальной библиотеки Газеты

4. Знамя труда. Орган ЦК Партии левых социалистов-революционеров. Петроград.

5. Известия Петроградского Совета рабочих и красноармейских депутатов. Петроград.

6. Луч. Рабочая газета. Санкт-Петербург.

7. Новая жизнь. Общественно-литературная, социал-демократическая газета. Петроград. *

8. Правда. Ежедневная рабочая газета. Санкт-Петербург. Журналы Пролеткульта

9. Горн. Литературно-художественный общественно-научный журнал.

10. Изд. Всерос. и Моск. Пролеткультов. М., 1918-1923.

11. Кн. 1-5 (1918-1920), 1(6) 2(7) (1922), 8-9 (1923).

12. Грядущее. Пролетарский литературно-художественный журнал. Пг.,

13. Петроградский Пролеткульт. 1918-1921.1918 — 12 №№, 1919 — 8№№, 1920 — 13 №№, 1921 — 12 №№.

14. Гудки. Еженедельник Московского Пролеткульта. М., 1919.6 №№ (март-июнь).

15. Зарево заводов. Ежемесячный литературно-художественный журнал

16. Самарского Пролеткульта. Самара, 1919. 2 №№.

17. Зори. Пролетарский журнал литературы, искусства и науки. Клин, Пролеткульт, 1918. № 1 (сентябрь).

18. Зори грядущего. Ежемесячный литературно-художественный и научный журнал. Харьков, Всеукр. орг. бюро Пролеткульта, 1922. 5 №№. Изд. орг.: № 1-2 Всеукр. лит. ком. Главполитпросвета УССР. Секция пролетарских писателей. Клуб и революция. М., 1929-1931.

19. Изд. орг.: 1929-1930 № 11/12 Главполитпросвет — ЦК ВЛКСМ — Пролеткульт.

20. Мир и человек. Пролетарский литературно-художественный журнал. Колпино, Колпинский Пролеткульт, 1919. № 1 (январь).

21. Молот. Оренбург, Оренбургский Пролеткульт, 1920. 1 кн. (ноябрь).

22. Перевал. Ежемесячный популярный литературно-художественный и научный журнал. Пг., Петроградский Пролеткульт, 1922. № 1 ■

23. Пролетарская культура. Ежемесячный журнал. Орган Центр, ком. Всерос. совета Пролеткульта. М. № 1-21 (1918-1921).

24. Пролетарская культура. Одесса, Клубная секция Одесского Пролеткульта. 1919. №1.

25. Пролеткульт. Тверской вестник пролетарской культуры. Тверь, Совет Тверского Пролеткульта. 1919. 4 №№.

26. Пролеткультовец. Изд. Московского губернского Пролеткульта. М.,1920.1 (октябрь).

27. Рабочий клуб. Ежемесячный журнал Пролеткульта. М., 1924-1928. 12 №№ в год.

28. Рубежи. Художественно-литературный и критико-публицистический журнал Литературной студии Белевского Пролеткульта. Белев, 1922. Кн. 1.

29. Сборник Костромского Пролеткульта. Кострома. №№ 1-2 (1919).

30. Твори. Журнал студий Московского Пролеткульта. М., 1920-1921. 1920/1921 —4 №№.

31. Эпоха. Двумесячный художественно-литературный журнал (на груз, яз.). Тбилиси, Пролеткульт ГССР. 1925. № 1 (май). *

32. Сборники и альманахи Пролеткульта

33. Завод огнекрылый. Сборник стихов. М., Пролеткульт, 1918. Изд-е 2-е. М., 1919.

34. Литературный альманах. Пб.: Пролеткульт, 1918.

35. Майские зори: Первый сб. лит. студии Пензенского Пролеткульта.1. Пенза: Гиз, 1921.

36. Молот. Книга первая. Оренбург: Изд. Оренбургского Пролеткульта, 1920.

37. Октябрь. 1917—1921. Сборник литературной студии пролеткульта.1. Саратов, 1921.

38. Осень багряная. Сб. лит. отдела заводского Пролеткульта первых тульских оружейных заводов. Кн. 1. Тула, 1921.

39. Паяльник. Стихи. Смоленск, Литературная студия Пролеткульта,1920.

40. Паяльник № 2. Смоленск, 1920.

41. Стихотворения. С предисл. И. Варейкиса. Под ред.

42. В. Александровского. Симбирск, Симбирский Пролеткульт, 1920.

43. Трибуна Пролеткульта. Пг., 1921.

44. Тройка: Стихи. Смоленск: Изд. Губпролеткульта, 1921.

45. Шаги. Сборник Ёкатеринославского Пролеткульта. Екатеринослав,1921.1. Авторские сборники

46. Александровский В. Север. Стихотворения. М.: Московский Пролеткульт, 1919.

47. Александровский В. Восстание. М.: Московский Пролеткульт, 1919.1. Серия «Библиотека Горна».

48. Александровский В. Рабочий поселок. М., 1919.

49. Александровский В. Утро. Стихи. М.: ВАПП, 1921.

50. Александровский В. Синь. М., 1921.

51. Александровский В. Деревня. М., 1921.

52. Александровский В. Россыпь огней. М., 1922.

53. Гастев А. Поэзия рабочего удара. Изд-е второе. Пг.: Библиотека Пролеткульта, 1919.

54. Герасимов М. Вешние зовы. Пг., 1917.

55. Герасимов М. Монна Лиза. Поэма. М., 1918.

56. Герасимов М. Завод весенний. Стихи. М., 1919.

57. Герасимов М. Железные цветы. Стихи. Самара, 1919.

58. Герасимов М. Черная пена. М., 1921.

59. Герасимов М. 4 поэмы. Пг., 1921.

60. Герасимов М. Чучело. 1921.

61. Герасимов М. Электрификация. Пг., 1922.

62. Герасимов М. Итальянская поэма. М., 1922.

63. Герасимов М. Негасимая сила. М., 1922.

64. Герасимов М. Завод весенний. Стихи. 2-е изд. М., 1923.

65. Кириллов В. Стихотворения. 1914-1918-й г. Пб., 1918. Библиотека1. Пролеткульта.

66. Кириллов В. Зори Грядущего. Стихи. Пб.: Библиотека Пролеткульта, 1919.

67. Кириллов В. Железный Мессия. (Стихи о революции). 1917-1920 г. М.: Издание Московского Пролеткульта, 1921. Кириллов В. Паруса. Стихи. М.: ВАПП, 1921.

68. Крайский А. Улыбки солнца. Стихотворения. Пб.: Пролеткульт, 1919. Крайский А. У города-разбойника. Пг.: Космист, 1922. Садофьев И. (Аксень-Ачкасов). Песни Митька (Баллада в 2-х частях). Пг.: Книгоиздательство Н. Грюнберга, 1918.

69. Список использованной литературы

70. Асеев 1990 — Асеев Н. Н. Родословная поэзии: Статьи, воспоминания, письма. — М.: Советский писатель, 1990.

71. Балашов 2000 — Балашов Е. М. Новое общество — «новый человек»

72. Петроград на переломе эпох: Город и его жители в годы революциии гражданской войны. СПб., 2000.

73. Батурин 1930 — Батурин Н. Сочинения. М., 1930.

74. Батурин 1923 — Батурин Н. «От «Звезды» к «Правде» // Из эпохи

75. Звезды» и «Правды». Вып. 3. М.; Пг., 1923.

76. Бедный 1964 — Бедный Д. О писательском долге. М., 1964.

77. Белый 1917 — Белый А. Революция и культура. М., 1917.

78. Берг 2000 — Берг М. Литературократия. М., 2000.

79. Биггарт 1995 — Биггарт Дж. «Антиленинский большевизм»: группа

80. РСДРП «Вперед» // Неизвестный Богданов. В 3-х кн. Под ред.

81. Г. А. Бордюгова. Кн. 2. А. А. Богданов и группа РСДРП «Вперед».1908-1914 гг. М., 1995.

82. Богданов 1990 — Богданов А.А. Вопросы социализма. М., 1990. Богомолов 1988 — Богомолов Н.А. Андрей Белый и советские писатели: К истории творческих связей // Андрей Белый. Проблемы творчества. М., 1988.

83. Брейтбург 1965 Брейтбург С. М. Максим Горький редактор «сборников пролетарских писателей» // Книга: Исследования и материалы. Сб. X. М., 1965.

84. Брик 1929 — Брик О. Не теория, а лозунг // Печать и революция. Кн.1.М., 1929.

85. Брюсов 1990 — Брюсов В. Я. Среди стихов. М., 1990. Бурдье 1993а — Бурдье П. Рынок символической продукции // Вопросы социологии. 1993. № '/г.

86. Бурдье 1993 — Бурдье П. Социология политики. М., 1993.

87. Бурдье 1994 — Бурдье П. Начала. Choses dites: Пер. с фр. Шматко

88. Н. А. — М.: Socio-Logos, 1994.

89. Бурдье 1999 — Бурдье Дух государства: генезис и структура бюрократического поля // Поэтика и политика (сборник статей). Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии РАН. — СПб.: Алетейя, 1999.

90. Вайскопф 1997 — Вайскопф М. Во весь Логос: Религия Маяковского. Москва—Иерусалим: Саламандра, 1997.

91. Вайскопф 2001 — Вайскопф М. Писатель Сталин. М.: НЛО, 2001. Виала 1997 — Виала А. Рождение писателя: Социология литературы классического века // НЛО. 1997. № 25.

92. Волконский 1992/2 — Волконский С. М. Мои воспоминания, в 2-х т. Т.2. М.: Искусство, 1992.

93. Волошина-Сабашникова 1993 — Волошина-Сабашникова М. В. Зеленая змея. СПб., 1993.

94. Геллер, Боден 2000 — Геллер Л., Боден А. Институциональный комплекс соцреализма // Соцреалистический канон / Сборник под общей ред. X. Гюнтера и Е. Добренко. — СПб.: Академический проект, 2000. С. 293-319.

95. Гирц 1998 — Гирц К. Идеология как культурная система // НЛО. 1998.29.

96. Глебкин 1998 — Глебкин В. В. Ритуал в советской культуре. М.: «Янус-К», 1998.

97. Гущин 1933 — Гущин А. Оформление массовых праздников за 15 лет диктатуры пролетариата. М.—Л., 1933.

98. Гюнтер 1986 — Гюнтер X. Жизнестроение // Russian Literature. XX-I (1986).

99. Гюнтер 2000в — Гюнтер X. Жизненные фазы соцреалистического канона // Соцреалистический канон / Сборник под общей ред.

100. X. Гюнтера и Е. Добренко. — СПб.: Академический проект, 2000. С. 281-288.

101. Дашкова 1999 — Дашкова Т. Визуальная репрезентация женского тела в советской массовой культуре 30-х годов // Логос. 1999. № 11-12 (21).

102. Доронченков 1989 — Доронченков И. А. Об источниках романа Е. Замятина «Мы» // Русская литература. 1989. № 4. Дрягин 1933 — Дрягин К. В. Патетическая лирика пролетарских поэтов эпохи военного коммунизма. Вятка: Издание Вятского пединститута, 1933.

103. Есаулов 1998 — Есаулов И. А. "Двенадцать А. Блока и проблема границ между русской и советской культурами // Постсимволизм как явление культуры. Вып. 2. Материалы международной научной конференции. 4-6 марта 1998 г. М., 1998.

104. Житенева 1978 — Житенева Л.М. Язык и стиль «Правды» 1917 года. Л., 1978.

105. Зелинский 1962 — Зелинский К. Л. На рубеже эпох. Литературные встречи. 1917—1920. Изд-е 2-е. М., 1962.

106. Зелинский 1980 — Зелинский К. Л. Конструктивизм и социализм // Из истории советской эстетической мысли, 1917—1932: Сб. материалов / Сост. Г. А. Белая. М.: Искусство, 1980.

107. Зорин 1998 — Зорин А. Идеология и семиотика в интерпретации Клиффорда Гирца // НЛО. 1998. № 29.

108. Иванов 1921 — Иванов Б. «Звезда» и «Правда» и рабочее движение 1908-1913 годов // Из эпохи «Звезды» и «Правды». Вып. II. М., 1921. Иванов 1958 — Иванов Вс. "История моих книг" // Вс. Иванов. Собрание сочинений. Т. 1. М., 1958.

109. Иванов 1996 — Иванов Вяч. Вс. О книге "Культура Два" // Паперный В. Культура два. М., 1996.

110. Издания Петроградского Пролеткульта. Каталог № 2. 1919. Каменский 1989 — Каменский А. Романтический монтаж. М.: Советский художник, 1989.

111. Карлтон 2000 — Карлтон Г. На похоронах живых: теория «живого человека» и формирование героя в раннем соцреализме // Соцреали-стический канон / Сборник под общей ред. X. Гюнтера и Е. Добренко.

112. СПб.: Академический проект, 2000.

113. Клейнборт 1928 — Клейнборт Л. М. Горький как собиратель творческих сил // Красная новь. 1928. № 7.

114. Коган 1926 — Коган П. С. Пролетарская литература. Иваново-Вознесенск, 1926.

115. Коган 1927 — Кощн П. С. Наши литературные споры. М., 1927. Козлов 2000 — Козлов С. На rendez-vous с «новым историзмом» // НЛО. № 42 (2000).

116. Коржихина 1997 — Коржихина Т. П. Извольте быть благонадежны! М, 1997.

117. Корнаков 1994 — Корнаков П. К. Символика и ритуалы революции 1917 г. // Анатомия революции. 1917 год в России: массы, партии, власть. СПб.: «Глаголь», 1994.

118. Кускова 1949 — Кускова Е. До и после // Новое русское слово. 7 февраля 1949 года.

119. Лавров 1981 — Лавров А. В. Материалы Андрея Белого в Рукописном отделе Пушкинского дома // Ежегодник рукописного отдела Пушкинского дома на 1979 год. Л., 1981.

120. Левченко 1998 — Левченко М. Капля крови Ильича: Сотворение мира в советской поэзии 20-х годов // Независимая газета. 1998. 3 ноября. Левченко 1999 — Левченко М. Паровозы в прозе Андрея Платонова // Studia Litteraria Polono-Slavica 3. Warszawa, 1999.

121. Лелевич 1924 — Лелевич Г. На литературном посту (статьи и заметки). 1924.

122. Лотман 1981 — Лотман Ю. М. Риторика // Учен. зап. Тарт. гос. ун-та. — 1981. — Вып. 515. (Тр. по знаковым системам; Т. 12: Структура и семиотика художественного текста).

123. Луначарский 1968 — Луначарский А. В. Воспоминания и впечатления. М., 1968.

124. Луначарский 1970 — Луначарский А. В. Очерк литературы революционного времени // А. В. Луначарский. Неизданные материалы. (АН СССР. Институт мировой литературы имени А. М. Горького. Литературное наследство. Т. 82). М.: Наука, 1970.

125. Львов-Рогачевский 1919 — Львов-Рогачевский В. Поэзия новой Росси: Поэты полей и городских окраин. М., 1919.

126. Малли 2000 — Малли Л. Культурное наследие Пролеткульт: Один из путей к соцреализму? // Соцреалистический канон. Сборник. — СПб., 2000.

127. Мандельштам 1929 — Мандельштам О. Утро акмеизма // Литературные манифесты. От символизма к Октябрю. Л., 1929. Марков 1980 — Марков П. Революционный театр // Из истории советской эстетической мысли 1917—1932: Сборник материалов. М., 1980.

128. Маяковский — Маяковский В. В. Полное собрание сочинений в 13 тт. М.: Государственное издательство художественное литературы, 19551961.

129. Мир Велимира Хлебникова 2000 — Мир Велимира Хлебникова. Статьи и исследования. М., 2000.

130. Могилънер 1999 — Могильнер М. Мифология «подпольного человека»: Радикальный микрокосм в России начала XX века как предмет семиотического анализа. М.: НЛО, 1999.

131. Морозова 1993 — Морозова А.Ю. «Устраненные» большевики (19081910) // Россия и реформы. Вып. 2. М., 1993.

132. Монроз 2000 — Монроз Л.А. Изучение Ренессанса: Поэтика и политика культуры // НЛО. 2000. № 42.

133. Муратова 1958 — Муратова К. М. Горький в борьбе за развитие советской литературы. М., 1958.

134. Рославец 1924 — Рославец Н. Семь лет Октября в музыке // Музыкальная культура. 1924. № 3.

135. Сиповский 1923 — Сиповский В. В. Поэзия народа: Пролетарская и крестьянская лирика наших дней. Пг., 1923.

136. Слюсарь 1970 — Слюсарь А. А. Эстетические искания поэтов "Кузницы" (1920—1925 гг.). Автореферат на соискание степени канд. филолог. наук. Одесса, 1970.

137. К истории Пролеткульта 1968 — К истории Пролеткульта // Вопросы литературы. 1968. № 1.

138. Смирнов 1977 — Смирнов И.П. Художественный смысл и эволюция поэтических систем. М.: Наука, 1977.

139. Смирнов 1994 — Смирнов И.П. Психодиахронологика. М.: НЛО, 1994.

140. Смирнов 1995 — Смирнов И. П. Порождение интертекста: Элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б. Л. Пастернака. 2-е изд. СПб., 1995.

141. Смирнов 1996 — Смирнов И. П. Бытие и творчество (Приложение к альманаху «Канун», выпуск 1). — СПб., 1996.

142. Смирнов 2000 — Смирнов И. П. Мегаистория. К исторической типологии культуры. М.: Аграф, 2000.

143. Уайт 2000 — Уайт X. По поводу "нового историзма" // НЛО. 2000. № 42.

144. Фарбер 1968 — Фарбер Л. М. Проблема традиций и новаторства в советской литературе первых лет революции (1917-1920). АДД. Л., 1968. Флакер 1992 — Флакер А. Предпосылки социалистического реализма // Вопросы литературы. 1992. Вып. I.

145. Ходасевич 1922 — Ходасевич Вл. Писатели — о себе. // Новая русская книга. 1922. № 7.

146. Чужак 2000 — Чужак Н. Писательская памятка // Литература факта. М., 2000.

147. Шаадат 1995 — Шаадат Ш. Новые публикации по интертекстуальности//НЛО. 1995. № 12.

148. Яров 1999 — Яров С. В. Пролетарий как политик: Политическая психология рабочих Петрограда в 1917—1923 гг. / Отв. ред. В. А. Шишкин. СПб.: «Дмитрий Буланин», 1999.

149. Ясинский 1926 — Ясинский И. И. Роман моей жизни. Книга воспоминаний. М.; JL, 1926.

150. Bourdieu 1979 — Bourdieu P. Symbolic Power // Critique of Anthropology. Vol. 4. (Summer 1979).

151. Figes, Kolonitskii 1999 — Figes O., Kolonitskii B. Interpreting the Russian Revolution: The Language and Symbols of 1917. New Haven & London: Yale Univ. Press, 1999.

152. Goldman 1924 — Goldman Emma. My Further Disillusionment in Russia. NY: Doubleday, Page & Company; 1924.

153. Greenblatt 1988 — Greenblatt St. Shakespearean Negotiations: The Circulation of Social Energy in Renaissance England. Berkeley and Los Angeles, 1988.

154. Maguire 1987 — Maguire R. A. Red Virgin Soil: Soviet Literature in the1920's. Ithaca & London: Cornell Univ. Press, 1987.

155. Poggioli 1968 — Poggioli R. The Theory of the Avant-Garde. Cambridge,1968.

156. Stites 1989 — Stites R. Revolutionary Dreams: Utopian Vision and Experimental Life in the Russian Revolution. N. Y. — Oxford: Oxford University press, 1989.

157. Stites 1992 — Stites, R. Russian popular culture: Entertainment and society since 1900. Cambridge Univ. Press, 1992.

158. Struve 1971 —Struve G. Russian Literature under Lenin and Stalin. 19171953. Norman: Univ. of Oklahoma Press, 1971.

159. Zobek 1991 — Zobek T. "My" Eugeniusza Zamiatina a Proletcult. О anti-utopii i utopii lat dwadziestych // Rusycystyczne studia literaturoznawcze / 15. Literatura a "pierestrojka" / Pod red. Porebiny G. Katowice, 1991. S. 718.