автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Поэзия Руслана Семенова в контексте русскоязычной литературы Кабардино-Балкарии
Полный текст автореферата диссертации по теме "Поэзия Руслана Семенова в контексте русскоязычной литературы Кабардино-Балкарии"
005003288
БЕКАЛДИЕВА КАМИЛЛА ДАНИЛОВНА
ПОЭЗИЯ РУСЛАНА СЕМЕНОВА В КОНТЕКСТЕ РУССКОЯЗЫЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ (вторая половина XX века)
10.01.02 - литература народов Российской Федерации (кабардино-балкарская и карачаево-черкесская литература)
- 1 ДЕК 2011
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук
Нальчик 2011
005003288
Работа выполнена на кафедре русской литературы Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Кабардино-Балкарский государственный университет им. X. М. Бербекова».
Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор
Эфендиева Тамара Емельяновна
Официальные оппоненты: доктор филологических наук
Фидарова Рима Японовпа
кандидат филологических наук Курмангулова Шахидат Азаматовна
Ведущая организация: Институт гуманитарных исследований
Правительства КБР и КБНЦ РАН
Защита состоится «. .» декабря 2011 г. в/?СО часов на заседании диссертационного Совета ДМ.212.076.04 при Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении «Кабардино-Балкарский государственный университет им. X. М. Бербекова»: (360004, КБР, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Кабардино-Балкарский государственный университет им. X. М. Бербекова» (360004, КБР, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173).
Автореферат разослан «ноября 2011
г.
Учёный секретарь диссертационного Совета
А. Р. Борова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы диссертационной работы. Вопросы самоопределения, формирования художественной индивидуальности, этапов эволюции творчества, новизны тематики и образной системы отдельных художников слова остаются постоянным объектом научных исследований. Именно их творчество является характерным носителем социального сознания народа, среды и времени; эстетическое и художественное мышление этих писателей и поэтов.представляет определенный интерес.
Одним из таких ярких поэтов, несущим в своем творчестве социально-нравственное сознание народа и эпохи, является Руслан Борисович Семенов (1948-1985), вошедший в кабардинскую поэзию в 70-х годах XX века. В 1970 году увидела свет его первая книга стихов «Улица звезд». После этого вышли еще три поэтических сборника: «Крона» (1974), «Футбол в зоопарке» (1976), «Стихи» (1983). После смерти поэта были изданы сборники: «Уроки совести» (1991) и «Кабардинские изречения» (1999).
Актуальность исследования художественной концепции творчества Р. Семенова объясняется прежде всего малоизученностью его поэзии, эстетических и художественных взглядов. Литературное наследие поэта невелико, но в целом оно обозначило новую веху в развитии кабардинской русскоязычной поэзии прошлого столетия. Мы попытались внести свой вклад в изучение значимости поэтического творчества Р. Семенова как русскоязычного национального поэта и всесторонне проанализировать его самобытный художественный мир.
Национальное эстетическое самосознание формируется на определенной ступени развития личности под влиянием конкретных объективных и субъективных факторов и определенного образа жизни. Многие детерминанты, повлиявшие на процесс формирования и развития русскоязычной литературы, безусловно, связаны с социальным развитием этносов, с их политическим самоопределением, уникальностью генофонда и в немалой мере зависят от этнопсихологических особенностей, от этнокультурного своеобразия нации и многих других обстоятельств.
Динамика объективного распространения двуязычия, взаимовлияние и взаимообогащение языков - это явление исторически необходимое, сложное, поскольку затрагивает духовную жизнь общества, языковые и другие художественные формы развития и существования нации.
Современная русскоязычная поэзия Кабардино-Балкарии определила качественно новый уровень развития художественной литературы республики, и этот феномен подтверждает актуальность данного научного исследования. Мы полагаем, что современный литературный процесс в национальной республике перестает быть явлением лишь локальным. Взаимодействуя
с культурами малых и больших народов нашей страны и зарубежных стран, он естественно вливается в мировой литературный процесс.
Цели и задачи исследования определяются его темой, необходимостью научного осмысления важных проблем, связанных с особенностями художественного мировидения поэта Р. Семенова, его индивидуальными способами выражения кабардинской ментальное™ посредством эстетического и художественного мышления, сугубо личным использованием лексических средств образности русского языка и другими творческими принципами.
Главная цель работы - исследование русскоязычной поэзии Р. Семенова в контексте литературы Кабардино-Балкарии второй половины XX века (новаторство тематики и образной системы).
В соответствии с поставленной целью определяются следующие задачи:
- изучить понятие категорий времени, пространства и человека в художественном осмыслении поэта и доказать уникальность авторских представлений о хронотопе в жанре лирического стихотворения;
- выявить основную проблематику и идейно-эстетическую концепцию жанра лирических посланий и посвящений Р. Семенова;
- исследовать его специфику и национальное своеобразие как русскоязычного поэта в решении темы «родина и народ».
Степень научной разработанности темы. Проблемы эволюции и поэтики жанров, специфики эстетических и образных установок в творчестве Р. Семенова являются весьма актуальными и представляющими научный интерес. Некоторые вопросы решены в трудах А. Гутова, С. Моттаевой, М. Хакуашевой, Н. Шогенцуковой и др.
Отдельные вопросы его поэзии рассматриваются литературоведом Е. А. Куянцевой в докторской диссертации «Кабардинская лирическая поэзия XX века: культурно-эстетическая основа, философская направленность, поэтика стилей и жанров» (Нальчик, 2009), также лирика Р. Семенова анализируется H.A. Шогенцуковой в монографии «Лабиринты текста» (Нальчик, 2002).
Отдельные аспекты поэтического творчества Р. Семенова были рассмотрены в рецензиях на его сборники стихов в газетах «Кабардино-Балкарская правда» и «Адыгское слово» (на кабардинском языке); в статьях А. Мусу-каева «Путь к имени» (Кабардино-Балкарская правда, 1998, 24 сентября) и «Поэзия адыгской мысли» (Кабардино-Балкарская правда, 1998, 7 ноября); И. Терехова «Я среди людей на свете жил» (Кабардино-Балкарская правда, 1991, 28 сентября); 3. Тхагазитова «Слышу твой голос» («Адыгское слово», 1998, 4 ноября); Б. Утижева «Ранимое сердце» («Адыгское слово», 1998, 27 октября).
Также были опубликованы статьи А. Гутова, Дж. Кошубаева, Р. Кумы-шевой, Е. Куянцевой, М. Маржохова, С. Моттаевой, А. Мусукаева, А. Му-сукаевой, Ж. Семеновой, С. Сидоренко, М. Хафицы, Б. Чипчикова, Н. Шо-
генцуковой в книге «Руслан Семенов: «Пришел поклониться вам...». Жизнь и творчество» (Нальчик, 2008).
В науку о русскоязычной поэзии Северного Кавказа внес определенный вклад и создал новое направление в исследовании этой сложной проблемы К. М. Шиков в докторской диссертации «Закономерности развития русскоязычной адыгской литературы XIX - начала XX века (этнокультурная специфика творческой индивидуальности писателя и литературный процесс)», -Нальчик, 2006.
Современное исследование русскоязычной литературы Кабардино-Балкарии представлено многопланово и разнообразно. Хотелось бы отметить работы молодого ученого О. М. Абакаровой, ее кандидатскую диссертацию «Современная русскоязычная проза Кабардино-Балкарии: поэтика стилей и жанров» (Нальчик, 2005), а также исследования Н. В. Ефрюковой «Русскоязычная карачаевская и балкарская проза: жанровая эволюция и поэтика: на примере К. Кулиева и А. Суюнчева» (Нальчик, 2008) и статьи Т. Е. Эфен-диевой. Ее отдельные суждения, наблюдения, оценки о русскоязычной литературе Кабардино-Балкарии были опубликованы в материалах конференций «Славянские чтения», проводимых регулярно Институтом гуманитарных исследований (г. Нальчик) в период 1980-2010 годов.
При всем многообразии научных концепций, суждений и мнений по вопросу двуязычного художественного творчества в системе национальных литератур, до настоящего времени ист специального монографического исследования, посвященного отдельному кабардинскому русскоязычному поэту или прозаику.
Опираясь на достигнутое в научном осмыслении русскоязычной поэзии Кабардино-Балкарии и идейно-художественной концепции поэзии Р. Семенова, мы предприняли попытку исследовать национальный мир и художественные образы его лирики.
Все это позволяет определить актуальность темы исследования, ее цели и задачи, а также научную новизну.
Научная новизна работы. В диссертации впервые предпринимается попытка монографического исследования поэзии Руслана Семенова в контексте русскоязычной литературы Кабардино-Балкарии второй половины XX века.
Научная новизна данной работы состоит в том, что в ней всесторонне исследуется поэтическое наследие Р. Семенова, определившее особенности развития лирических жанров кабардинской русскоязычной поэзии, в частности, жанра лирических посланий и посвящений, в их национальной специфике и индивидуальной неповторимости, в своеобразии национальных образов мира. Впервые предметом исследования стали вопросы художественного мировидения поэта, его эстетического сознания.
Новизна диссертационной работы заключается также в том, что впервые предметом комплексного исследования стали произведения Р. Семенова, не
являвшиеся ранее предметом специального рассмотрения северокавказских литературоведов и критиков.
Методологической основой диссертационного исследования стала ориентация на целостное восприятие литературного процесса северокавказской поэзии, на идею взаимодействия и взаимовлияния литератур разных народов, исторически имеющих общую судьбу, с тенденциями развития современной литературы, частью которой является русскоязычная поэзия Кабардино-Балкарии.
Изучая закономерности развития русскоязычной литературы республики на конкретном примере творчества кабардинского русскоязычного поэта Р. Семенова, мы опирались на труды отечественных авторов, изучавших проблемы современного литературного процесса. Базисным для нашего исследования стали работы С. С. Аверинцева, М. П. Алексеева, М. А. Барга, О. В. Богдановой, А. С. Бушмина, Г. Г. Гамзатова, Г. Д. Гачева, Л. Я. Гинзбург, Г. И. Ломид-зе, Ш. А. Мазанаева, И. С. Скоропановой, К.К. Султанова, М. Эпштейна и др.
Значительную роль в изучении проблемы русскоязычной литературы народов Северного Кавказа в контексте взаимосвязей национальных литератур сыграли фундаментальные научные труды X. И. Бакова, Л. А. Бекизо-вой, Т. Ш. Биттировой, Л. В. Витковской, А. М. Гутова, А. М. Казиевой, 3. А. Кучуковой, Р. Г. Мамий, А. X. Мусукаевой, 3. X. Толгурова, Ю. М. Тхага-зитова, Ф. А. Урусбиевой, Р. Я. Фидаровой, А. X. Хакуашева, Т. А. Чанкаевой, К. М. Шикова, Т. Е. Эфендиевой.
Для решения поставленной цели и задач в ходе диссертационной работы были применены различные методы исследования, в том числе сравнительно-сопоставительный и некоторые методы структурной поэтики.
Объектом исследования явилось поэтическое творчество Р. Семенова, изученное в аспекте поставленной проблемы, а также вопросы национального своеобразия поэта, его эстетического и художественного мышления. Это в основном лирические произведения из сборников: «Улица звезд» (1970), «Крона» (1974), «Футбол в зоопарке» (1976), «Стихи» (1983), «Уроки совести» (1991), «Кабардинские изречения» (1999). В сопоставительном плане изучалось и его неизданное литературно-критическое наследие: дневники, предисловия к книгам, переписка с писателями, краткие очерки о художниках кисти и слова, циклы стихов для детей дошкольного и младшего школьного возраста, пьеса «Царская совесть», эпическая поэма «Андемир-кан», многочисленные наброски стихов, хранящиеся в личном архиве семьи.
Объектом исследования стали также отдельные факты его биографии и творчества, эстетические и литературно-критические взгляды, запечатленные в воспоминаниях современников, комментарии к лирическим произведениям Р. Семенова.
Хронологические рамки исследования определены периодами формирования поэтического творчества Р. Семенова, начиная от середины 60-х го-
дов XX века, его первого сборника стихов «Улица звезд» (1970) до последней, изданной им, книги «Стихи» (1983).
Теоретическая значимость работы состоит в том, что анализируемая в ней концепция эволюции русскоязычной кабардинской поэзии, на примере поэтического творчества Р. Семенова, определение национальных особенностей формирования лирических жанров, могут способствовать дальнейшему комплексному изучению путей развития русскоязычной кабардинской поэзии второй половины XX века как в творчестве отдельного русскоязычного поэта, так и в целом в системе национальных литератур.
Практическая значимость исследования. Материалы диссертационной работы могут быть использованы как в научной, так и в педагогической практике: стать учебным пособием для студентов национальной филологии при изучении истории кабардинской литературы XX века, в преподавании отдельных тем общего курса литературы народов Российской Федерации, в частности, при изучении творчества отдельных поэтов Северного Кавказа, а также при составлении учебных программ и спецкурсов по кабардинской поэзии.
Основные положения диссертационной работы, выносимые на защиту:
1. В историю кабардинской литературы русскоязычный поэт Р. Семенов (1948-1985) вошел как поэт-лирик. Он начал свой поэтический путь со сборника «Улица звезд» (1970), который сразу определил высокий уровень его художественных позиций.
2. Творчество Р. Семенова составило определенную страницу в истории кабардинской русскоязычной поэзии. По идейному содержанию, глубине и выразительности образов, отображения национального мировоззрения народа, художественному уровню он является одним из значительных национальных поэтов Северного Кавказа. Системный анализ его поэзии показал, что он творчески использовал художественные традиции фольклора, опыт русской поэтической школы, опирался на прогрессивные идеи отечественной и мировой литературы.
3. В художественном осмыслении категорий времени, истории и человека Р. Семенов в основном следовал традиционным поэтическим школам российских поэтов А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Блока, С. Есенина, из национальных поэтов придерживался нравственно-этических воззрений на Человека в пространстве, времени и истории - Р. Гамзатова, А. Кешокова, К. Кулиева, К. Отарова, Ад. Шогенцукова, и др.
4. Индивидуальное своеобразие воззрений Р. Семенова на роль и значение человека в жизни и истории сказалось в таких его произведениях, как «Я - человек: не все мне ясно...», «Не я Бог, а гончар я - мне счастье дано...», «Эскиз к автопортрету», «Тост в честь новорожденного», «О, как мы, люди, неспокойны...», «Сентябрь», «Земля моих предков - Кавказ», «Уходит время» и др.
В этих оригинальных стихотворениях Р. Семенову удалось художественным словом продемонстрировать свои нравственно-философские взгляды на человека, время и историю, обусловленные спецификой его мировоззрения, особенностями его эстетического и художественного мышления.
5. При всем оптимистическом мироощущении Р. Семенова, в ряде его произведений есть мотивы драматизма и одиночества. Трагическое одиночество лирического героя наиболее ощутимо в таких стихотворениях поэта, как «О, как больно полночью бездомной...», «Полночь. Думы. Участь», «Ночь осенних выгоревших рощ», «Я тебя забываю с годами...», «Жизнь -дорога, да нет в ней привала...», «Я вовсе на свете не первый...». В этих стихах Р. Семенова лирическая тема сужается до узко интимной (любовной), до темы исповеди перед читателем, у которого поэт как бы просит прощения за грусть, пессимизм и трагедийный характер его лирики.
6. Поэтическое творчество Р. Семенова отличается жанровым многообразием. Среди его баллад, романсов, элегий, философских четверостиший наиболее значимыми являются лирические послания и посвящения как жанр наиболее распространенный в русской классической и национальной поэзии.
Тематическая и идейно-эстетическая направленность лирических посланий и посвящений разнообразна. «Друзьям», «Рисую Кайсына Кулиева» -единство художественно-эстетической мысли и слова; «Памяти моего отца Б.Ю. Семенова», «Памяти Дмитрия Кедрина», «Памяти Бетала Куашева», «Памяти Хажмирзы Болиева», «Мы» (посвященное А. Налоеву) - об уроках нравственности и героизма в годы Великой Отечественной войны; стихи-послания X. Бештокову, П. Кажарову, М. Кипову, А. Мусукаеву, И. Рех-виашвили, Б. Утижеву, А. Шарданову - о честности и гуманизме; лирические обращения к Ф. Искандеру, И. Ласкову, С. Сидоренко, К. Хуандову, Б. Шанибову, И. Шкляревскому - о детстве и юности в художественном осмыслении; «Блок», «Гесиод», «Бетховен», «Моцарт, пишущий «Реквием», «Бекмурза Пачев», «Венский монолог Бетховена» - о смысле и назначении искусства. О своем понимании любви как о божественном даре Р. Семенов говорит в лирических посланиях, обращенных к женщинам: «На пятигорской дороге», «Пять романсов. Май», «Анна-Мария», «Талисман (Зине Виноградовой)» и др.
7. Поэтическое новаторство Р. Семенова проявилось не только в лирических посланиях и посвящениях, но и во всех других родах и видах: в лирических балладах, циклах стихов о родине и народе. Его гражданская, патриотическая лирика отличается высоким пафосом, накалом чувств, своеобразием решения нравственного выбора «жизнь-смерть», «радость-печаль». Эстетический идеал и нравственный пафос поэзии Р. Семенова 60-80-х годов XX века объясняется рядом объективных и субъективных факторов, художественным сознанием эпохи, в которую жил и творил поэт.
8. Поэзия Р. Семенова проникнута идеями гуманизма, любви и высокой духовности. Он в совершенстве владел лексическими средствами образности русского языка, традиционным силлабо-тоническим стихосложением, рифмой и строфикой. Его стих имеет определенную значимость в кабардинской русскоязычной поэзии второй половины XX века.
9. Изучение поэтического и литературно-критического наследия Р.Семенова, его мировидения и анализ произведений осуществлялись нами с учетом специфики развития и формирования кабардинской поэзии 60-80-х годов XX века.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации изложены в докладах на научно-практических конференциях: республиканская научно-практическая конференция «Культурно-историческое наследие», посвященная 150-летию со дня рождения Кязима Мечиева (Нальчик,
2009); всероссийская научно-практическая конференция «Вклад регионов Юга России в победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гт.» (Элиста,
2010); III Международная научно-практическая конференция «Культура, искусство, образование на рубеже веков» (Северо-Кавказский государственный институт искусств, Нальчик, 2009) и др.
По теме диссертационной работы опубликовано семь статей, одна из них в ведущем рецензируемом журнале, рекомендованном ВАК («Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета», Пятигорск, 2010).
Диссертация обсуждена на заседании научного семинара «Актуальные проблемы литератур народов Северного Кавказа» (сентябрь, 2011), на расширенном заседании кафедры русской литературы Кабардино-Балкарского государственного университета им. X. М. Бербекова (май, 2011) и рекомендована к защите.
Структура диссертации. Характер избранной темы, поставленные цели и задачи диссертационной работы определили ее структуру, которая состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается выбор темы, определяется ее актуальность, цели и задачи, степень изученности, научная новизна, дается характеристика методологических принципов исследования, обосновывается теоретическая и практическая значимость диссертации.
В первой главе «Художественная концепция «человека и времени» в поэзии Руслана Семенова» рассматривается художественное осмысление поэтом проблем «человек и история», «человек и время» в нравственно-философском аспекте; а также исследуются взгляды поэта на гуманистические ценности и идеалы, способствующие формированию Человека в про-
странстве, времени и истории. На конкретном анализе произведений Р. Семенова «Вместо предисловия», «Прощание со старым домом», «Баллада об осеннем ветре», «Монолог камня», «Эскиз к автопортрету» и других мы пытались проследить художественно-эстетическую концепцию поэта в осмыслении категорий времени, Человека в истории, выявить не только специфически национальные черты русскоязычной поэзии Р. Семенова, но и рассмотреть их в контексте русской и кабардинской поэзии.
Творчество русскоязычного кабардинского поэта второй половины XX века Р. Семенова весьма показательно и интересно в оценке времени и истории.
История и современность художественно осмысливается и своеобразно интерпретируется в творчестве северокавказских поэтов и прозаиков: М. Батчаев, Н. Джусойты, Ф. Искандер, А. Кешоков, К. Кулиев, С. Макитов, М. Османова, К. Отаров, А. Суюнчев, Н. Хубиев, Ад. Шогенцуков и др.
Р. Семенов как русскоязычный поэт в плеяде современных национальных художников слова является на редкость самобытным и сложным, несмотря на традиционность содержания и форм его произведений - лирических стихов, элегий, романсов, баллад, стихотворных сказок, тостов, изречений, посланий и посвящений друзьям, любимым женщинам, знакомьм, близким (отцу, матери, сестрам). Можно отметить и традиционность тем, проблем, идей, которые занимали творческое воображение поэта.
Исследователи не раз подчеркивали своеобразие поэзии Р. Семенова, мастерское употребление изобразительно-выразительных средств языка, оригинальную композицию произведений, нравственно-философскую направленность тематики стихов в осмыслении человеческой судьбы, времени и пространства.
В философско-эстетической концепции Р. Семенова можно выделить основную направленность в осмыслении категорий времени и Человека. Так, в стихотворении «Вместо предисловия» он пишет:
Здоровая, хоть и обостренная Совесть -
Не значит, что человек - художник
Жил на земле плохо, «нечеловеческой жизнью».
Мстил за «неблагополучие».
Все его нутро и даже суровый взгляд - есть
Любовь к жизни, а значит - к Человеку.
Это поэтическое признание Р. Семенова есть его идейно-эстетический принцип творчества, который складывался и развивался в процессе становления его как художника слова.
Р. Семенов обладал в высшей степени обостренным чувством времени и особым ощущением прошлого. Особенно его волновали вопросы быстротекущего времени, связанные с ним понятия «жизнь» и «смерть», «память» и «история». Художественная концепция времени и человека в лирике Р. Се-10
менова характеризуется обращением его к вопросам добра и зла, морали и деградации духовной культуры. О сложной динамике его внутренней духовной жизни свидетельствуют и строки из стихотворения «Ступени»: «Остальное все память расплавила, выжгло время...». В лирике Р. Семенова отражается народная мудрость веков, а принципы и понятия самой жизни, истории и народа в ней восходят к традициям адыгского народного поэтического творчества.
На всех этапах своей короткой творческой работы поэт напряженно осмысливает настоящее время, осуждая его и выражая свое неприятие норм и моральных ценностей социальной системы. Возможно, поэтому Р. Семенов пристально вглядывается в прошлое и будущее, чувствуя с ними неразрывную связь, утверждая, что истинный художник не имеет права жить только для себя, такова его миссия на земле: «Поэзия - это легенда и золотой песок в потоке времени».
В первой главе диссертационной работы подробно исследуется проблема современности в творчестве Р. Семенова, который шел в ногу со временем, его волновали те же проблемы, что и других кабардинских поэтов, его современников (Ф. Балкарова, Л. Губжоков, Б. Кагермазов, А. Кешоков, П. Мисаков, 3. Налоев, 3. Тхагазитов, Ад. Шогенцуков, А. Шомахов, К. Эль-гаров), в творчестве которых формируется определенная концепция человека и мира, человека и истории, отражающая художественное мировидение национальных поэтов, в том числе русскоязычных.
На конкретных примерах сопоставительного анализа произведений северокавказских поэтов раскрываются мировоззренческие и эстетические аспекты того или иного художника слова. Так, у осетинского поэта Н. Джу-сойты, писавшего на русском языке, есть стихи о Человеке и времени. Его лирический герой уверенно заявляет:
Я Человек! И трижды славен буду, Когда в подлунном мире навсегда Взойдет на троны истина повсюду И отойдет в предания вражда.
Для художественного воплощения драматизма действительности Р. Семенов избрал своеобразный художественный прием - чувство «утраченного времени», где прием сопоставления прошлого и настоящего является удачной находкой в лексических средствах образности языка. В этом плане показательными произведениями можно считать «Прощание со старым домом», «Баллада об осеннем ветре», «Монолог камня», «Из цикла «Скрипка нашей любви».
«Прощание со старым домом» - лирическое стихотворение о человеке, потерявшем свой родной очаг, о его одиночестве («словно он бездомный, до полуночи ходит взад-вперед...»). Лирический герой впервые ощущает, что
родной семьи нет в этом теперь уже заброшенном старом доме, в котором прошла лучшая часть его жизни («...и с зарей ее - улыбкой на все века теперь я разлучен»). Прощание с детством дано не светлыми радужными красками, как полагалось в идиллически-созерцательных стихах, а в ином «ключе»:
За окном вчера листва кружилась...
А сегодня, кажется, - зима.
Холод, заблудившись, бродит в жилах
И стучит в мозги, сводя с ума.
В данном стихотворении время и пространство не ограничено только старым домом, в котором жил лирический герой и с которым он простился навсегда.
Романтические тенденции, изначально присущие Р. Семенову, особенно в пейзажной лирике, стихотворениях о Времени, Истории и Человеке, исчезают и заменяются реалистическими, приобретая социальную окрашенность. Таким произведением является «Монолог камня», начало которого сразу вводит читателя в круг истории материальной и духовной культуры народов мира:
Я - камень. Я - память самого первого утра.
Я был ножом и Буддой...
Я ничего не забуду.
Национальная мифопоэтическая основа определяет образность, символику и изобразительно-выразительные средства языка (анафора, цезура, повторы, риторические восклицания, сравнения, метафоры, поэтический обрыв): «Я - камень, как Каин, горел я в раю вулкана! Был «сереньким веществом» под лысыми ледниками...» И снова: «Я - камень! Я - камень!». Точность и эмоциональная яркость связаны с созданием образа лирического героя, человека железной воли, мужества и упорства, человека XX века, не раз воспетого всеми поколениями советских поэтов. Однако у Р. Семенова свое мировидение и свое понятие человека и истории. Временные категории в стихотворении резко сменяются: от прошлого к настоящему и будущему:
Я - камень. Я ранен пулей, отправленной в завтра!
Я сытыми каблуками растоптанный холст Монмартра!
У поэта происходящие в истории события имеют конкретные места и факты («холст Монмартра», «рай вулкана», «лысые ледники»).
Социальная окрашенность стихотворений Р. Семенова особенно заметна там, где поэт пытается осмыслить ход мировой истории, времени и роли человека в ней:
Я - камень. Я - кара.
Я гряну сейчас канонадой!
Я горем и гневом богатое оружие пролетариата.
Здесь образ лирического героя предстает во времени двояко: то он борец за социальную справедливость («гневом богатое оружие пролетариата»), бунтарь несгибаемого духа, готовый дать волю своим попранным чувствам, то - униженный художник («сытыми каблуками растоптанный холст Монмартра»), легкоранимый человек («...каплей, как бурей, бываю ранен»),
Р. Семенов в этом стихотворении использует самые разнообразные отрезки времени, от нескольких веков («как Каин, горел я в раю вулкана!») до определенного момента будущего («я буду весной в раскатах...»). При этом географические координаты также представляют огромные пространства - от вулканов юга до ледников Северного полюса. Гиперболизм дает возможность поэту не только полнее осветить существенные признаки характера лирического героя: «был «сереньким веществом», то есть «маленьким», бездомным человеком, но и передать его психологическое состояние с особой эмоциональностью. Обращаясь к народу, лирический герой признается: «Я счастлив по-своему, люди... Я - гамма, я - память каждого нового утра».
Стихотворение «Монолог камня» написано в 1970 году, времени официоза и гражданского пафоса. Р. Семенов не был подвержен влиянию официальной идеологии. У него были свои художественно-эстетические принципы и взгляды, которые он излагал в дневниковых записях. «Свобода, Поэзия, Любовь. Глубинней этих синонимов - не знаю, - писал он в дневнике. - Я в высшей степени презираю людей, предающих поэзию - детство человеческой совести». Память о детстве и впечатления о нем остались на всю жизнь в душе поэта и отразились в стихотворении «Четыре детских рисунка», состоящей из четырех циклов: «Лето», «Море», «Дождик», «Домик».
Таким образом, хронотоп лирических произведений Р. Семенова имеет немало специфических черт. Это, во-первых, символические параллели между далеким прошлым и условно-настоящим временем. Во-вторых, это попытка изобразить время в разных аспектах природы, непосредственно связанной с отдельной личностью или с обществом в целом («На осенних этюдах», «Начало марта», «Осеннее утро», «Рисую город» и др.). В-третьих, для лирических произведений Р. Семенова о времени и истории характерна символическая вертикаль как образ духовного совершенствования.
Во второй главе «Национально-художественное и жанровое своеобразие лирических посланий и посвящений Р. Семенова в контексте русской литературы (середина XX века)» исследуется такая малая жанровая форма как стихотворная эпистола, с ее внутрижанровым разнообразием, обусловленным богатством ее проблематики.
Поэтическое послание и посвящение со времен Катулла и Горация претерпело много изменений. В ХУП-ХУШ веках в литературное послание прони-
кают не только дружеские, но и общественные мотивы (Дидро, Вольтер, Ломоносов). Сильно ощутимы они в посланиях и посвящениях русской поэзии XIX века (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов, Ф. И. Тютчев, Т. Г. Шевченко) и особенно в эпистоле советского периода, когда в послания вторгаются патриотические и политические мотивы, не изменяя своей «традиционной форме», - в поэзии А. Ахматовой, А. Блока, В. Брюсова, М. Дуди-на, В. Маяковского, С. Орлова, К. Симонова, А. Твардовского, Н. Тихонова, М. Цветаевой и многих национальных поэтов: А. Алле, П. Бровка, Р. Гамзатова, Г. Гуляма, М. Джалиля, М. Карима, Д. Кугультинова, К. Кулиева, А. Ма-лышко, К. Отарова, М. Рыльского, В. Соссюра, Я. Судрабкална, А. Суюнчева, П. Тычина, С. Чиковани, А. Шогенцукова, Дж. Яндиева и др.
Кабардинский русскоязычный поэт Р. Семенов творчески продолжил традиции отечественного стихотворного послания и лирического письма. Обладая большой художественно-эстетической силой, его стихи-послания отличаются и тематической многоаспектностью: она может быть и нравственно-публицистической, эпической, сугубо лирической и психолого-философичной.
Стихотворное послание и посвящение развивалось в творчестве Р. Семенова необычайно активно и плодотворно, начиная с раннего периода до конца жизни поэта. Они - не сугубо эпистолярный жанр, так как послания и посвящения Р. Семенова имеют иное назначение. Хотя в них есть конкретный адресат, их художественная структура вбирает в себя имитацию диалога, монолога, дискуссии, беседы. Это особенно заметно в стихах сборника «Крона» (Нальчик, 1974), в стихотворениях «Люди! Я вас очень люблю», «Девочке, которая пишет стихи», «Памяти Дмитрия Кедрина», «Моей учительнице», «В гостях у поэта Ивана Ласкова», «Моцарт, пишущий «Реквием», «Венский монолог Бетховена», «Вийон, идущий на казнь», «Лермонтов перед дуэлью», «Блок», «Бекмурза Пачев», «Кязим Мечиев», «Я тебя забываю с годами», «Друзьям» и др.
В стихотворении «Друзьям» видно, что поэт ценил дружеские отношения, как нечто нужное в жизни, особенно, когда случается беда:
Когда уйду, прошу не суетиться,
Живых цветов прошу не омрачать...
Так начинается стихотворение. Обращение к друзьям явно носит несколько ироничный и поучительный характер, и сама лексика в этом послании обыденная, просторечная, не пафосная («прошу не суетиться»). Однако вторая строка сразу вводит в драматическую ситуацию (наличие траурных букетов и венков): «Живых цветов прошу не омрачать». Смерть человека будто бы ничего не значит. Резкая конкретность - в последнем разговоре с друзьями в ее лиризме и простой просьбе: «Еще прошу - вы дайте мне напиться из кружки алюминиевой!». Детали бытовой обстановки, очевидно, в
родном доме - это главные «болевые» точки, когда есть надежда, что все может быть еще «хорошо». Поэтому и есть предположительное, неокончательное: «Быть может, сам я в смерть свою поверю». Строго и скупо, никаких метафор и гипербол. И сама концовка послания к друзьям - не о вечном расставании с ними, а о любви к жизни до самой последней минуты:
Прежде чем глаза мои прикрыть, Взгляните, други. Может быть, за дверью Любовь моя со скрипкою стоит.
В ранней лирике А. С. Пушкина есть стихотворение «Друзьям» (1816). Оно о юности и радости жизни: «Богами вам даны еще златые дни, златые ночи». Бессоюзие создает отчетливо ощутимую, подчеркнутую обособленность отдельных слов и фраз в речи: «И томных дев устремлены на нас внимательные очи». Оно создает в поэтической речи ощущение стремительно развивающихся, энергичных действий:
Играйте, пойте, о друзья! Утратьте вечер скоротечный; И вашей радости беспечной Сквозь слезы улыбнулся я A.C. Пушкин «Друзьям».
Сюжетно-композиционная структура стихотворных посланий Р. Семенова приобретает первостепенное значение для раскрытия их нравственно-эстетического содержания. Дело в том, что беспокойная жизнь Р. Семенова, часто насыщенная тревогами и недовольством своего существования, одиночеством и переживаниями, сталкивала его с людьми разных поколений, профессий, социального положения: писателями, художниками, односельчанами, преподавателями вузов, критиками, учеными, ровесниками-поэтами, чиновниками, среди которых он чувствовал себя не всегда комфортно, так как жаждал взаимопонимания, а его не было, как и не было удовлетворения прожитой жизни.
Р. Семенов не был принят в Союз писателей по разным причинам, одной из которых явилась его бескомпромиссность, неумение приспосабливаться к жизни, «чтить» начальство и соблюдать субординацию. «Заботы суетного мира» его не интересовали. Он писал о том, что видел:
Налево и направо - богатые роды.
Где сила, там и право. Подкуплены суды.
В чем только не упрекали поэта - в последовательной эгоцентричное™, в противопоставлении себя коллективу и обществу, но у него было свое жизненное правило: он требовал внимания к отдельному человеку, к человеческому духу, к внутренней жизни людей, к их интересам и желаниям. Но
этого не было в том обществе, в котором находились лишь люди-«винтики», общая масса «трудового коллектива» и партийных чиновников высшего ранга.
В главе исследуется жанр лирических посланий и посвящений, адресованных современникам в форме беседы или разговора, чаще монолога с ними. Это придает повествованию исповедальность, искренность, правдивость. В стихах жанра посланий и посвящений друзьям, как правило, есть отпечаток нравственно-психологической мысли самого автора, и они имеют частичный автобиографический характер. Одним их стихотворений данного жанра является «Рисую Кайсына Кулиева». Пропуская через творческое воображение и сознание немеркнущий образ любимого поэта К. Кулиева, Р. Семенов обращается к художественным образам природы: к горам, которые он сравнивает с айсбергами, к отсвету кизила, к пастушьему огню, к пламени «свечи водопада»: «Рисую Кайсына, прохладу проснувшихся материков и отсвет кизила, прозрачный на спинах усталых волов». И снова повтор: «Рисую Кайсына и вижу: горит в первозданной заре, как пламя свечи водопада, пастуший огонь на горе». Лексические средства образности языка продуманы поэтом, когда он пишет строфы о К. Кулиеве, и сам многократный повтор «рисую Кайсына» служит для особой отчетливости выделения слов. Повтор создает на выделяемом слове повышенное эмоциональное ударение и ставит его в центр внимания читателя. По поводу названия стихотворения Р. Семенов пишет в своем дневнике: «Я рисую только то, что люблю».
В лирических посланиях и посвящениях Р. Семенова, как и во всей поэзии Северного Кавказа, есть тема Великой Отечественной войны и гибели в ней миллионов ради защиты своего отечества. Об уроках нравственности и героизма говорится в стихотворениях «Памяти отца моего Б. Ю. Семенова», «Из Али Шогенцукова», «Памяти Хажмирзы Болиева», «Памяти Дмитрия Кедрина», «Памяти Бегала Куашева», «Мы», адресованное А. Налоеву.
В жанре посланий друзьям-современникам - И. Бабаеву, А. Байзуллаеву, X. Бештокову, 3. Виноградовой, Ф. Искандеру, П. Кажарову, М. Кипову, Т. Мамсуровой, П. Метревели, А. Мусукаеву, И. Рехвиашвили, С. Сидоренко, Б. Утижеву, А. Хашхожеву, К. Хуадонову, Б. Шанибову, И. Шклярев-скому и многим другим - Р. Семенов своеобразно неповторим: у него есть своя манера письма и свои художественные приемы (патетика, употребление восклицаний, яркие метафоры, гиперболы, наличие дорогих воспоминаний и раздумий, связанных с вечными темами - любви, мира, взаимопонимания, взаимоотношений с друзьями и любимыми женщинами). В них целая художественно-эстетическая концепция Р. Семенова, его национально-эстетическое самовыражение.
Третья глава «Художественный поиск Р. Семенова в решении темы «Родина и народ» состоит из двух разделов.
В первом разделе «Ведущие нравственно-патриотические проблемы в кабардинской поэзии и в лирике Р. Семенова 60-80-х гг. XX века» отмечается, что среди поэтов-современников творчество Семенова содержит особенно яркое, сугубо индивидуальное и философское осмысление темы, в которой отношение природы и человека - это неотъемлемая часть глубокого чувства Родины. В данной части диссертации исследуется ведущая проблема кабардинской поэзии - «народ и отечество», в которой Р. Семенов является поэтом-новатором. Его отличие - прежде всего в художественном осмыслении категорий времени и пространства, человека и истории, родины и родного дома как определенной системы духовных и социальных ценностей, а не только в парадигме семейно-родственных отношений. В творческом мире Р. Семенова феномен Дома представляет собой особый предмет художественного осмысления и его корни восходят к стихотворению М. Ю. Лермонтова, ставшего истоком поэтической мысли многих национальных поэтов: Р. Гамзатова («О Родине»), М. Геттуева («Родина»), А. Кешокова («Родина»), К. Кулиева («Самое дорогое»), Г. Цадасы («Жизнь и Родина»), С. Шахмур-заева («Помоги Родине»), Ад. Шогснцукова («Моя Родина»), А. Шогенцу-кова («Моя Родина»), Н. Шогенцукова («Процветай, моя Родина») и др.
Осмысливая тему отчизны и народа, отдельного человека и родного дома, Р. Семенов стремится к поэтизации отчизны и «малой» родины, конкретного человека, его географические координаты связаны с «близким» пространством: родным очагом отца и матери. Несомненно, он отталкивался от романтических установок традиций отечественной поэзии, когда грустно-лирически признавался в своей любви:
.. .Все уже пройдено. Но, в какой ни отправишься свет, От великой любви, как от родины, Отречения нет.
Поэт нашел верное, единственное, незаменимое предложение, обладающее множеством смысловых оттенков («от великой любви, как от родины, отречения нет»), в котором каждое слово продумано и несет в себе конкретный смысл («все уже пройдено»).
В общефилософские и нравственно-этические рассуждения и формулы, провозглашенные и открытые до него о родине и народе, Р. Семенов вложил свое понимание, проникнутое глубоким личным чувством и индивидуальным сознанием принадлежности к кабардинскому народу. Отсюда его высокопатриотические стихи «Земля моих предков - Кавказ», «Кабарда», «Заветное» («Обычай есть у моего народа»), «Спросите край его предгорий...», «Родина», «Мой адыгский народ», «У предгорий эльбрусских», «В родном Нартане», «Озонное крыло», «9 Мая», «Радость причудилась! Счастье приснилось!».
Во втором разделе «Эстетический идеал и нравственный пафос гражданских стихов Р. Семенова о родине и народе» делается акцент на то, что в эти годы русскоязычные авторы демонстрируют новые подходы в осмыслении и в художественном воссоздании национального образа мира, Кавказа, Кабарды.
Тема Кавказа привлекала русский и национальный поэтический Олимп. М. Ю. Лермонтов признавался: «Как сладкую песню отчизны моей, люблю я Кавказ». О Кавказе много писал А.С. Пушкин, поэтому с полным правом В. Г. Белинский утверждал, что «.. .Кавказ - эта колыбель Пушкина - сделался потом и колыбелью поэзии Лермонтова». Восхищался Кавказом Л. Н. Толстой и многие последующие поколения русских поэтов и прозаиков.
Кавказ сквозь призму тысячелетий нашел глубокое осмысление в поэзии Р. Гамзатова, М. Гетгуева, А. Кешокова, К. Кулиева, С. Макитова, А. Суюнчева, 3. Тхагазитова, X. Тхазеплова, Н. Хубиева, А. Шогенцукова и многих других.
Чувства любви и привязанности к родному краю, к земле дедов и прадедов, к своей культуре, традициям и обычаям никогда не покидали Р. Семенова. Эти чувства проходят через все творчество поэта, они ясно выражены в его стихотворении «Земля моих предков - Кавказ». Национальная гордость - важная сторона национального самосознания, выступающая как один из элементов общественного сознания. Об этом и пытался сказать поэт: «Я шапку снимаю! Я кланяюсь снова тому, кто услышал до нас в орлином наречье заветное слово, высокое слово - «Кавказ»!
В заключении нашей работы подводятся итоги исследования в целом, формулируются основные выводы по проблеме развития русскоязычной литературы Кабардино-Балкарии второй половины XX века и систематизируются особенности русскоязычного поэта Р. Семенова в поэтической картине мира Северного Кавказа.
В библиографии дается список научной и критической литературы, сыгравшей свою роль в решении нашей научной концепции.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
I
Ведущий рецензируемый журнал, рекомендованный ВАК:
1. Бекалдиева К.Д. Мотивы грусти и печали в поэзии Р. Семенова // Вестник ПГЛУ. - Пятигорск, 2010. - № 3. - 0,5 п.л.
II
2. Бекалдиева К.Д. Руслан Семенов о Кязиме Мечиеве // Материалы республиканской научно-практической конференции «Культурно-историческое
наследие», посвященной 150-летию со дня рождения Кязима Мечиева. -Нальчик, 2009. - Вып. 2. - 0,4 п.л.
3. Бекалдиева К.Д. Творчество Р. Семенова в контексте развития русскоязычной кабардинской культуры // Материалы III Международной научно-практической конференции «Культура, искусство, образование на рубеже веков». - Нальчик, 2009. - Вып. 4. - 0,5 п.л.
4. Бекалдиева К.Д. Тема одиночества в художественном осмыслении Р. Семенова // Литературная Кабардино-Балкария. - Нальчик, 2009. - № 6. -0,4 п.л.
5. Бекалдиева К.Д. Поэзия Р. Семенова: об уроках нравственности и героизма в годы Великой Отечественной войны // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Вклад регионов Юга России в победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.». - Элиста: КГУ, 2010. - 0,4 п.л.
6. Бекалдиева К.Д. Тема Великой Отечественной войны в поэзии Руслана Семенова // Материалы межвузовской научно-практической конференции «Культурно-историческое наследие народов Северного Кавказа и его роль в воспитании современной молодежи», посвященной 65-летию Победы в Великой Отечественной войне над фашизмом. - Нальчик, 2010. - Вып. 5. -0,5 п.л.
Лицензия ИД № 00003 от 27.08.99
Подписано в печать 08.11.11. Формат 60x84 Бумага офсетная. Гарнитура Букман. Усл. печ. л. 1,1. Тираж 100 экз.
Издательство М. и В. Котляровых (ООО «Полиграфсервис и Т») 360051, КБР, г. Нальчик, ул. Кабардинская, 19. Тел./факс: (8662) 42-62-09 e-mail: elbrus@mail.ru
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Бекалдиева, Камилла Даниловна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ «ЧЕЛОВЕКА И ВРЕМЕНИ» В ПОЭЗИИ РУСЛАНА СЕМЕНОВА.
1.1. Человек, время и история в поэзии Р. Семенова. Художественное своеобразие его воззрений.
1.2. Трагическое одиночество лирического героя.
ГЛАВА II. НАЦИОНАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ И ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЛИРИЧЕСКИХ ПОСЛАНИЙ И ПОСВЯЩЕНИЙ Р.СЕМЕНОВА В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (середина XX века).
2.1. Тематическая и идейно-эстетическая направленность лирических посланий и посвящений.
2.2. Поэтические Музы Р. Семенова.
2.3.Тема детства и юности в художественном осмыслении Р.Семенова.
2.4. Р. Семенов о назначении искусства.
ГЛАВА 3. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОИСК Р. СЕМЕНОВА В РЕШЕНИИ ТЕМЫ «РОДИНА И НАРОД».
3.1. Ведущие нравственно-патриотические проблемы в кабардинской поэзии и в лирике Р. Семенова 60-х - 80-х г.г. XX века.
3.2. Эстетический идеал и нравственный пафос гражданских стихов Р.Семенова о родине и народе.
Введение диссертации2011 год, автореферат по филологии, Бекалдиева, Камилла Даниловна
Руслан Борисович Семенов (1948-1985) вошел в кабардинскую русскоязычную поэзию в 70-х гг. XX века. В 1970 г. увидела свет его первая книга стихов «Улица звезд». После этого вышли еще три поэтических сборника: «Крона» (1974), «Футбол в зоопарке» (1976), «Стихи» (1983). После смерти поэта были изданы два поэтических сборника: «Уроки совести» (1991) и «Кабардинские изречения» (1999). Актуальность идейно-художественной концепции поэзии этого русскоязычного кабардинского поэта обусловливается прежде всего неизученностью творчества, его эстетических и образных установок. Его литературное наследие невелико, но в целом оно обозначило новую веху в развитии кабардинской русскоязычной поэзии прошлого столетия. В диссертационной работе мы попытались показать значимость поэтического творчества Р. Семенова как русскоязычного национального поэта и всесторонне исследовать его;' самобытный художественный мир.
Многоязычие Северного Кавказа, расширение функций национальных 4
3 и русского языков - явление исторически закономерное. Общеизвестно, что
1 количество русских на Северном Кавказе превышает восемь миллионов человек, в числе которых многие владеют национальным языком наравне с русским (как родным) и наоборот - творческая интеллигенция из коренных национальностей свободно владеет как родным, так и русским языком в силу сложившихся социально-политических и культурно-исторических причин. Так, на Северном Кавказе широко известны имена русскоязычных кабардинских поэтесс Инны Кашежевой (1944-2000) и Розы Урусовой, ингушских поэтесс Тамары Чаниевой, издавшей несколько сборников стихов: «Оплачено сердцем» (Нальчик, 2005); «Интонации молчания» (Нальчик, 2006) и Марьям Льяновой («Лира мечты», - Назрань, 2005), балкарки О.В. Кульчаевой («Дымка», - Нальчик, 2002), карачаевки Ирины Узденовой и калмычки Риммы Ханиновой («Взлететь над мира суетой»,
Элиста, 1994), а также многих других, пишущих только на русском языке, хотя причисляющих себя к определённой нации.
Национальное эстетическое самосознание формируется на определенной ступени развития личности под влиянием конкретных объективных и субъективных факторов и определенного образа жизни.
К. Зелинский и Ш. Мазанаев отметили три причины русскоязычия писателей: отсутствие развитых литературных традиций на родном языке, удобство непосредственного обращения к массовому читателю, получение образования на русском языке и другие причины объективного и субъективного характера каждой творческой личности.
Многие детерминанты, повлиявшие на процесс формирования и развития русскоязычной литературы, безусловно, связаны с социальным развитием этносов, с их политическим самоопределением, уникальностью генофонда этноса и в какой-то мере зависят от этнопсихологических особенностей, от этнокультурного своеобразия и многих других обстоятельств. Об этом написано немало научных трактатов о роли и значении русского языка в национальных республиках, о том, что ему наряду с родными языками в законодательном порядке придается статус государственного языка, его изучение, знание становится необходимостью и неизбежностью во всех регионах Российской Федерации.
Динамика объективного распространения двуязычия, взаимовлияние языков - это явление исторически необходимое, сложное, поскольку затрагивает духовную жизнь общества, языковые и другие художественные формы развития и существования нации.
Проблемой двуязычия занимались в разное время многие ученые Северного Кавказа. Одним из таких исследователей является Ш.А. Мазанаев. Его монография «Двуязычное художественное творчество в системе национальных литератур» (Махачкала, 1997) хорошо известна в кругу ученых-филологов. Из молодых учёных выделяется О.М. Абакарова, защитившая диссертацию на тему «Современная русскоязычная проза
Кабардино-Балкарии: поэтика стилей и жанров» (Нальчик, 2005). Намного раньше по этой проблеме защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук A.A. Ворожбитова «Русскоязычная проза Северного Кавказа 1941-1945 г.г.: Э. Капиев, А. Кешоков, К. Кулиев» (1992 г.). Объектом исследования стала русскоязычная проза Северного Кавказа в кандидатской диссертации C.B. Гриппа «Категория автора в русскоязычной прозе Северного Кавказа XX века: этнокогнитивный аспект» (Нальчик, 2007).
Научная новизна данной работы состоит в том, что впервые монографически исследуется поэтическое наследие Р. Семенова, определившее особенности развития лирических жанров кабардинской русскоязычной поэзии, в частности жанра лирических посланий и посвящений, в их национальной специфике и неповторимости, в своеобразии национальных образов мира. Впервые стали предметом исследования вопросы художественного мировидения поэта на уровне формы и содержания его эстетического сознания.
Новизна диссертационной работы заключается также в том, что впервые объектом комплексного исследования стали произведения
Р.Семенова, не являвшиеся ранее темой специального рассмотрения северокавказских литературоведов и критиков.
Объектом исследования явились сборники стихов Р. Семенова «Улица звезд» (1970), «Крона» (1974), «Футбол в зоопарке» (1976), «Стихи» (1983), «Уроки совести» (1991), «Кабардинские изречения» (1999) и неизданное литературно-критическое наследие: дневники, предисловия к книгам, переписка с писателями, краткие очерки о художниках кисти и слова, циклы стихов для детей дошкольного и младшего школьного возраста, пьеса «Царская совесть», эпическая поэма «Андемиркан», многочисленные наброски стихов, хранящиеся в личном архиве семьи.
Степень научной разработанности темы. Творчество Р. Семенова на идейно-тематическом уровне исследовано мало. О нем есть очерк в книге
Писатели Кабардино-Балкарии XIX - конец 80-х г.г. XX в. Биобиблиографический словарь (Нальчик, 2003); частично исследовано литературоведом Е. Куянцевой в её докторской диссертации «Кабардинская лирическая поэзия XX века: культурно-эстетическая основа, философская направленность, поэтика стилей и жанров» (Нальчик, 2009); лирика Р. Семенова анализируется доктором филологических наук, профессором Н.Шогенцуковой в её монографии «Лабиринты текста» (Нальчик, 2002) в разделе «Одного сердца мне вечно мало, одного солнца.» (О поэзии Руслана Семенова)».
Отдельные аспекты поэтического творчества Р. Семенова в форме рецензий на его сборники стихов были опубликованы в газетах «Кабардино-Балкарская правда» и «Адыгское слово» (на кабардинском языке): А.Мусукаева «Поэзия адыгской мысли» (КБП, 1998, 7 ноября) и «Путь к имени» (КБП, 1998, 24 сентября); И. Терехова «Я среди людей на свете жил» (КБП, 1991, 28 сентября); 3. Тхагазитова «Слышу твой голос» («Адыгэ псалъэ» - «Адыгское слово», 1998, 4 ноября); Б. Утижева «Ранимое сердце» («Адыгское слово», 1998, 27 октября). Также были опубликованы статьи
Дж. Кошубаева, Р. Кумышевой, Е. Куянцевой, М. Маржохова, С. Моттаевой,
А. Мусукаевой, Ж. Семеновой, С. Сидоренко, М. Хафице, Б. Чипчикова, Н. ' Шогенцуковой в книге «Руслан Семенов: «Пришел поклониться вам.» Жизнь и творчество» (Нальчик, 2008. Составитель Ж.Б. Семенова).
С опорой на указанные работы, оказавшие помощь в осмыслении идейно-художественной концепции поэзии Р. Семенова, мы предприняли попытку исследовать национальный мир и художественные образы его лирики.
Основная цель - исследовать русскоязычную поэзию Р. Семенова в контексте русской литературы второй половины XX века. Выявить специфические национально-художественные особенности его поэзии и ее идейно-тематическую направленность.
Цель диссертационной работы обуславливает постановку и решение следующих задач:
- изучить функции категорий времени и человека в художественном осмыслении поэта и доказать уникальность авторских представлений о времени и Человеке;
- выявить основную проблематику и идейно-эстетическую концепцию жанра лирических посланий и посвящений Р. Семенова;
- исследовать его специфику и национальное своеобразие как русскоязычного поэта в решении темы «родина и народ».
Методологической основой диссертационной работы стала ориентация на целостное восприятие русскоязычной национальной и русской литературы, её тем, идей, образов, поэтики стилей и жанров, частью которой является русскоязычная поэзия Р. Семенова.
Исследуя закономерности развития творчества Р. Семенова, мы опирались на труды зарубежных и отечественных авторов, изучавших проблемы современного литературного процесса: С. Аверинцева, М. Андреева, Р. Барта, О. Богдановой, А. Бушмина, М. Гаспарова, А. Гениса, Л. Гинзбург, И. Гринберга, Н. Ивановой, И. Ильина, В. Кожинова, Н. Лейдермана, М. Липовецкого, Д. Лихачева, Г. Поспелова, В. Проппа, М. Эпштейна. Научные положения и взгляды названных авторов сыграли важную роль в формировании научной концепции нашей работы.
При анализе произведений Р. Семенова мы опирались на труды литературоведов, занимавшихся проблемами национального своеобразия, генезиса писателей Северного Кавказа, их традиций и новаторства, поэтики и стиля. Это труды X. Бакова, Л. Бекизовой, Т. Биттировой, Л. Витковской, А. Гутова, А. Казиевой, 3. Кучуковой , X. Малкандуева, А. Мусукаевой, 3. Толгурова, Б. Тетуева, Ю. Тхагазитова, А. Хакуашева, М. Хакуашевой, Р. Хашхожевой, Р. Фидаровой, Т. Эфендиевой и др.
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке актуальной литературоведческой проблемы, впервые решаемой на материале творчества русскоязычного кабардинского поэта Р. Семенова - проблемы национального своеобразия и мира его художественно-эстетических образов в контексте русскоязычной литературы второй половины XX века.
Полученные результаты могут способствовать дальнейшему детальному изучению процесса развития русскоязычной национальной литературы Северного Кавказа и выявлению её закономерных этапов эволюции.
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования данных, полученных в ходе нашей работы, при изучении в школе и в вузе дисциплин, ориентированных на современный литературный процесс, а именно: на творчество русскоязычных авторов различных национальных республик и областей Российской Федерации.
Материал, собранный и систематизированный в данной диссертации, может быть использован при изучении дисциплины «Литература народов Российской Федерации», при составлении программ специальных курсов при изучении отдельных русскоязычных авторов, в частности, - русскоязычной кабардинской поэзии 60-х-80-х годов XX столетия.
Структура диссертации обусловлена характером избранной темы: она состоит из введения, трех глав и заключения. В названных главах отражены основные аспекты исследования заявленной темы. К работе прилагается список научно-критической и художественной литературы, послужившей теоретической и практической базой данного исследования.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Поэзия Руслана Семенова в контексте русскоязычной литературы Кабардино-Балкарии"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. В историю кабардинской литературы русскоязычный поэт Р. Семенов (1948-1985) вошел как поэт-лирик. Он начал свой поэтический путь с книги «Улица звезд», которая сразу определила высокий уровень его художественного мира.
2. Изучение литературно-критического наследия Р. Семенова, его мировидение и анализ поэтических произведений осуществлялись с учетом специфики развития и формирования кабардинской поэзии 60-80-х годов XX века.
3. Творчество Р. Семенова составило определенный этап в истории кабардинской русскоязычной поэзии. По идейному содержанию, глубине и выразительности образов, отображения национального мировоззрения кабардинского народа, художественному уровню Семенов является одним из видных национальных поэтов Северного Кавказа. Системный анализ его поэзии показал, что он творчески использовал художественные традиции фольклора, опыт русской поэтической школы, опираясь на прогрессивные идеи отечественной и мировой литературы.
4. В художественном осмыслении категорий времени, истории и человека Р. Семенов в основном следовал традиционным поэтическим школам российских поэтов А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Блока, С.Есенина, а из национальных поэтов придерживался поэтических воззрений на Человека в пространстве времени и истории - А. Кешокова, К. Кулиева, Р. Гамзатова.
5. Индивидуальное своеобразие воззрений Р. Семенова на роль и назначение человека в жизни и истории сказалось в его таких произведениях, как «Я - человек: не всё мне ясно.», «Не Бог, а гончар я - мне счастье дано, «Тост в честь новорожденного», «О, как мы, люди, неспокойны.», «Эскиз к автопортрету». В этих оригинальных произведениях Р. Семенову удалось художественным словом показать свои нравственно-философские воззрения на человека, время и историю, обусловленные спецификой его мировоззрения, особенностями его эстетического и художественного мышления.
6. При всём оптимистическом мироощущении Р. Семенова, в ряде его произведений присутствует драматизм и одиночество. Трагическое одиночество лирического героя наиболее ощутимо в таких стихотворениях поэта, как «К одиночеству в придачу.», «Октябрь еще за горами.», « В осеннем парке, на веранде.», «О, как больно полночью бездомной.», «Полночь. Думы. Участь», «Ночь осенних выгоревших рощ.». «Я тебя забываю с годами.», «Жизнь - дорога, да нет в ней привала.», «Я вовсе на свете не первый.». В этих стихах Р. Семенова лирическая тема сужается до узко интимной (любовной), до темы исповеди перед читателем, у которого поэт как бы просит прощения за грусть, пессимизм и трагедийный характер его лирики.
7. Поэтическое творчество Р. Семенова отличается жанровым многообразием. Это баллада, романс, элегия, философские четверостишия, наиболее распространенными являются лирические послания и лирические посвящения, - жанр традиционный в русской классической и национальной поэзии.
Тематическая и идейно-эстетическая направленность лирических посланий и посвящений разнообразна. «Друзьям», «Рисую Кайсына Кулиева» - единство художественно-эстетической мысли и слова; «Памяти моего отца Б.Ю. Семенова, «Памяти Дмитрия Кедрина», «Памяти Бетала Куашева», «Памяти Хажмирзы Болиева», «Мы» - Ахмедхану Налоеву - об уроках нравственности и героизма в годы Великой Отечественной войны; стихи-послания X. Бештокову, П. Кажарову, М. Кипову, А. Мусукаеву, И. Рехвиашвили, Б. Утижеву, А. Шарданову - о дружбе, честности и гуманизме; лирические обращения к Ф. Искандеру, И. Ласкову, С. Сидоренко, Б. Шанибову, И. Шкляревскому, К. Хуадонову - о детстве и юности в художественном осмыслении; «Блок». «Гесиод», «Бетховен», «Моцарт, пишущий «Реквием», «Бекмурза Пачев», «Венский монолог Бетховена - о смысле и назначении искусства. Своё понимании любви как божественного дара Р. Семенов изложил в лирических посланиях, обращенных к женщинам, в таких, как «На пятигорской дороге», «Пять романсов. Май», « Анна-Мария», «Талисман» и другие.
8.Поэтическое новаторство Р. Семенова проявилось не только в лирических посланиях и посвящениях, но и во всех других поэтических жанрах: в лирических балладах, циклах стихов о родине и народе. Его гражданская, патриотическая лирика отличается высоким накалом чувств, своеобразием решения нравственного выбора «жизнь - смерть». Эстетический идеал и нравственный пафос поэзии Р. Семенова 60-80-х годов XX века объясняется рядом объективных и субъективных факторов, художественным сознанием эпохи, в которую жил и творил поэт.
9. В целом, поэзия Р. Семенова проникнута идеями гуманизма, дружбы и высокой духовностью. Он в совершенстве владеет русским языком и лексическими средствами образности русского языка, традиционным силлабо-тоническим стихосложением, рифмой и строфикой. Его поэзия имеет определенную значимость в кабардинской литературе второй половины XX века.
Список научной литературыБекалдиева, Камилла Даниловна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"
1. Абушвили A.B. За строкой лирики. - М., 1989. - 208 с.
2. Анализ художественного произведения: Художественное произведение в контексте творчества писателя. Сб. статей под редакцией М.Л. Семановой. М., 1987. - 175 с.
3. Байрамукова Н.М. Кайсын Кулиев. Очерк творчества. М., 1975. - 258 с.
4. Баков Х.И. Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгейской поэзии. Майкоп, 1994. - 252 е.
5. Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма М.,1987. -204 с.
6. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1989- 616 с.
7. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. - 250 с.
8. Бекизова Л. От богатырского эпоса к роману. Национальные художественные традиции и развитие повествовательных жанров адыгских литератур. Черкесск, 1974. - 288 с.
9. Белинский В.Г. Собрание сочинений в трех томах. -М. :ГИХЛ, 1948, т.З. -460.
10. Ю.Бердяев H.H. О русской философии. М., 1991. Часть 1.-180 с. П.Биттирова Т.Ш. Карачево-балкарские просветители. - Нальчик, 2002. -108 с.
11. Бушмин A.C. Преемственность в развитии литературы. Л., 1987. - 224 с.
12. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989. - 406 с.
13. Выходцев П.В. Новаторство. Традиции. Мастерство. М., 1978. - 335 с.
14. Газдарова А.Х. История и современность в художественной интерпретации Нафи Джусойты. Владикавказ, 2002. - 139 с.
15. Гачев Г.Д. Жизнь художественного сознания. М., 1988. - 432 с.
16. Гачев Г.Д. Ментальности народов мира. М., 2003. - 544 с.
17. Гачев Г. Д. Национальные образы мира. М., 1988. - 448 с.
18. Гачев Г.Д. Неминуемое ускоренное развитие литературы. М., 1989. -430 с.
19. Гачев Г.Д. Образ в русской художественной культуре. — М., 1981. 310 с.
20. Горлова И.В. Культурная политика в современной России: Региональные аспекты. Краснодар, 1998. - 203 с.
21. Гуртуева Т.Б Маленький человек с большой буквы: Поэзия Северного Кавказа в контексте модернизма. Нальчик, 1994. - 207 с.
22. Гутов А. М. Поэтика и типология адыгского нартского эпоса. М., 1993. -207 с.
23. Гутов A.M. Слово и культура. Нальчик, 2003. - 160 с.
24. Далгат У.Б. Литература и фольклор: теоретические аспекты. М., 1981. -304 с.
25. Дементьев А.Г. Наследие советской литературы. М., 1988. - 102 с.
26. Дементьев А.Г. Основные темы и идеи современной литературы. М., 1986.-35 с.
27. Дементьев В. Кайсын Кулиев. Страницы жизни и творчества. Нальчик, 1988-231 с.
28. Дементьев В. Современная поэзия и её традиции. М., 1981. - 99 с.
29. Жданов A.A. Советская литература. М., 1934.- 15 с.
30. Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение: Восток и Запад. -Л., 1979.-382 с.
31. Жульен Н. Словарь символов. М., 1999. - 500 с.
32. ЗЗ.Зульфакарова М. Традиции, влияние, новаторство. Махачкала, 1981. -168 с.
33. Истомина H.A. Энциклопедический словарь символов. М., 2003. 1056 с.
34. Караева А.И. Очерк истории карачаевской литературы. М., 1966. - 320 с.
35. Караева З.Б. Художественный мир Исмаила Семенова. М., 1997. - 215 с.
36. Капиева Н.В. Жизнь, прожитая набело. М., 1969. - 341 с.
37. КапиеваН.В. Скрещение дорог. Махачкала, 1990. - 203 с.
38. Кашежева Л. Кабардинская советская проза и поэзия. Нальчик, 1962. -110 с.
39. Квятковский А.П. Поэтический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1966. - 376 с.
40. Кедрина 3. Из живого источника, М., 1966.- 205 с.
41. Кедров К.Д. Поэтический Космос. М., 1989. - 326 с.43 .Климович Л. Наследство и современность. Очерки о национальных литературах. М.: Советский писатель, издание 2-ое, 1975. - 413 с.
42. Климович Л. Национальная литература на путях развития. М.,1978. - 202
43. Кормилов С.И. Теоретические аспекты художественного историзма в русской советской литературе. М.,1986. - 210 с.
44. Креатинов Ю.А. Оценка современного произведения. М., 1998.
45. Культура, искусство, образование на рубеже веков. Нальчик, 2008. -215с.
46. Культура мира и Северный Кавказ. Нальчик, 2000. - 250 с.
47. Курелла А. Теория и практика перевода. М., 1987. - 250 с.
48. Кучукова 3. Онтологический метакод как ядро этнопоэтики. Нальчик, 2005.-310 с.
49. Лавров В. Человек. Время. Литература. Л., 1981 -203 с.
50. Ленобль Г. История и литература. М., 1977. - 240 с.
51. Литература великого подвига: Великая Отечественная война в советской литературе. М., 1970. - 439 с.
52. Лихачев Д.С. Литература реальность - литература- Л., 1984. -312 с.
53. Мазанаев Ш.А. Двуязычное художественное творчество в системе национальных литератур. Махачкала, 1997. - 263 с.
54. Маковский М.М. Язык миф - культура: символы жизни и жизнь символов. - М. 1996. - 330 с.
55. Максидов 3. Этого забывать нельзя. Нальчик, 1959 . - 130 с.
56. Мальбахов Э.Т. Наш дом Кабардино-Балкария. - М., 1971. - 285 с.
57. Марков М. Искусство как процесс. М.,1970. - 380 с.
58. Машитлова Е.М. Становление и развитие социалистического реализма в кабардинской прозе. Нальчик, 1968. - 189 с.
59. Михайлов М.М. Двуязычие (Принципы и проблемы). Чебоксары, 1969. -186 с.
60. Мусаев К. Межнациональные связи и развитие национальных литератур. -Баку, 1989.-103 с.
61. Мусукаев А.И., Першиц А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1992. - 240 с.
62. Мусукаева А.Х. Ответственность перед временем. Нальчик, 1987. - 168 .
63. Мусукаева А.Х. Поиски и свершения. Нальчик,1978. - 140 с.
64. Мусукаева А.Х. Северокавказский роман. -Нальчик, 1993. 192 с.
65. Национальное и интернациональной в советской литературе. М., 1971, -305 с.
66. Национальный язык и национальная культура. М., 1978. - 209 с.
67. Николаев П.А. Историзм в художественном творчестве и литературоведении. М., 1983. - 290 с.
68. Новиков В. Движение истории движение литературы. - М.,1982. - 342 с.
69. Новиков В. Художественная правда и диалектика творчества. М., 1974. -520 с.
70. Пархоменко М.П. Обновление традиций. М.,1976. - 302 с
71. Писатели Кабардино-Балкарии XIX конец 80-х гг. XX в. Библиографический словарь. - Нальчик, 2003. - 441 с.
72. Руслан Семенов: «Пришел поклониться вам.». Жизнь и творчество. -Нальчик, 2008. 400 с.
73. Сигун М., Макки У.Ф. Образование и двуязычие: Пер. с фр. (ЮНЕСКО). -М., 1990. 195 с.
74. Соловьев B.C. Собрание сочинений в 10 томах. СПб, 1911, т.З.
75. Сулейменов О. Аз и Я. Эссе, публицистика, стихи, поэмы Алма-Ата, 1990-470 с.
76. Султанов К.Д. Поэты Дагестана. Махачкала, 1959. -180 с.
77. Султанов К.Д. Расул Гамзатов. Очерк творчества. Махачкала, 1973.-221с.
78. Султанов К.К. Национальная литература как система художественных ценностей. М., 1995. - 260 с.
79. Султанов К.К. Преемственность и обновление. -М., 1985.-201 с.
80. Тамадаева Х.Б. Эффенди Капиев. Жизнь и творчество. Махачкала, 1962. -240 с.
81. Теоретические и методологические проблемы современного литературоведения и фольклористики. В двух частях. — Алматы, 2004. 292с.
82. Теунов X. Али Шогенцуков. Путь поэта. Нальчик, 1950. - 189 с.
83. Толгуров З.Х. В контексте духовной общности. Нальчик, 1991. 288 с.
84. Урбан A.A. Образ человека образ времени. Очерки о советской поэзии. -Л., 1979.- 324 с.
85. Урусбиева Ф. Путь к жанру. Нальчик, 1982. - 175 с.
86. Хайбуллаев С. Поэзия мужества и нежности. Махачкала, 1978. - 185 с.
87. Хакуашев А.Х. Али Шогенцуков. Нальчик, 1993. - 176 с.
88. Хапсироков Х.Х. Жизнь и литература. М., 2002. - 301 с. 97.Чанкаева ТА. Эволюция карачаевской литературы: проблематика, поэтика, межлитературные связи. - М.-Ставрополь, 2004. - 95 с.
89. Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения. М., 1951. -320с.
90. Шаззо Ш.Е. Художественное своеобразие адыгской поэзии (эволюция, поэтика, стилевые искания). Майкоп, 2003. - 379 с.
91. Шогенцукова H.A. Лабиринты текста. Нальчик, 2002. - 220 с.
92. Шошин В.А. Поэт и мир. О творческой индивидуальности. М., 1966 -186 с.
93. Щербин В.М. Пути искусства. М: Советский писатель, 1970. - 415 с.
94. Эфендиев Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание. Нальчик, 1999.-303 с.
95. Эфендиева Т.Е. Лирика Кайсына Кулиева и Расула Гамзатова. -Нальчик, 1981.-131 с.
96. Эфендиева Т.Е. Эфендиев С.И. Кайсын Шуваевич Кулиев. Биография поэта. 1917-1958. Часть 1. Нальчик, 1997. - 242 с.
97. Эфендиева Т.Е., Эфендиев С.И., Эфендиев Ф.С. Кайсын Шуваевич Кулиев. Биография поэта.1959 1985. Часть 2. - Нальчик, 1997. - 421.
98. Эфендиева Т.Е. Эфендиев С.И. Эфендиев Ф.С. Кайсын Шуваевич Кулиев. Литературно-критические статьи о творчестве поэта. Том 5. -Нальчик, 2002.-641.
99. Эфендиева Т.Е. Эфендиев С.И. Эфендиев Ф.С. Кайсын Шуваевич Кулиев символ национальной духовной культуры. Том 6.- Нальчик, 2003. 664 с.
100. Язык и общество. М., 1968. - 302 с.
101. Язык реальность - язык. - М., 1983. - 350 с.
102. Якименко Л.Г. На дорогах века. -М., 1973.-416с.1.
103. Баков Х.И. Грани адыгской лирики // Лит. Адыгея, 1995. -№4 -С. 143 -150.
104. Вестник Кабардино-Балкарского государственного университета. Серия филологические науки. Выпуск 6. Нальчик: КБГУ, 2003. - 110 с.
105. Вестник Кабардино-Балкарского государственного университета. Серия филологическая. Выпуск 8. Нальчик: КБГУ, 2003. - 76 с.
106. Гамзатов Г.Г. Историко-литературный процесс // Вопросы истории, теории, методологии. Махачкала, 1990. - С.ЗО
107. Дымшиц A.JI. Вступительная статья к сборнику «Стихотворения и поэмы С.Есенина. Л., 1989. - 75 с.
108. Кайсын Кулиев и современность: Материалы научной конференции, посвященной 85-летию со дня рождения поэта. Нальчик: СКГИИ, 2002. -152 е.
109. Кумышева Р. Пришел просить у моря вечность: О Р. Семенове // Р. Семенов: Пришел поклониться вам. Жизнь и творчество. Нальчик, 2008. -С. 69-72.
110. Кясова М. «И миром правит вдохновенье: О Р. Семенове // Кабардино-Балкарская правда, 1994, 24 сентября.
111. Литература народов Северного Кавказа: художественное пространство, диалог культур. Карачаевск: КЧГУ, 2008. - 367 с.
112. Литературная Кабардино-Балкария. Нальчик. -№5,2006. - 175 с.
113. Литературная Кабардино-Балкария. Нальчик. - №6,2005. - 215 с.
114. Литературная Кабардино-Балкария. Нальчик. - №6,2006. - 167 с.
115. Мусукаев А. Вера в человека: О Р. Семенове // Советская молодежь, 1988,14 марта.
116. Мусукаев А. Поэзия адыгской мысли: О Р. Семенове // ЛКБ, 1999. -№3.-С. 98- 99.
117. Седьмые «Славянские чтения в Кабардино-Балкарии»: Материалы научно-практической конференции. Нальчик: Эльбрус, 2004. - 256 с.
118. Таова А. Развитие кабардинского языка в условиях двуязычия // Литературная Кабардино-Балкария, 2002. №3. - С. 126.
119. Терехов И. «Я среди людей на свете жил.»: О Р. Семенове // Руслан Семенов: Я пришел поклониться вам. Жизнь и творчество. Нальчик, 2008. - С.72-73.
120. Терехов И. «Была добра ко мне судьба: я средь людей на свете жил». О поэзии Р. Семенова// КБП, 1991.28 сентября.
121. Хакуашева М.А. О поэзии Р. Семенова // Писатели Кабардино-Балкарии. Биобиблиографический словарь. Нальчик, 2003. - С.326-328.
122. Хафице М. Доверительная интонация: О Р. Семенове // Руслан Семенов: Пришел поклониться вам. Жизнь и творчество. Нальчик, 2008. -С.35-36.
123. Шайтанов И. Преимущественно о тридцатилетних // Вопросы литературы. М., 1986. - №5. - 281.
124. Шогенцукова H.A. О поэзии Р. Семенова // Писатели Кабардино-Балкарии. Биобиблиографический словарь.-Нальчик, 2003, с.327-328.
125. Шогенцукова Н. Одного сердца мне вечно мало. О поэзии Р. Семенова // Литературная Кабардино-Балкария. Нальчик, 1999. - №1.-207-210.
126. Шолоховские чтения. Сб. научных трудов. Выпуск 7. М.,2008.- 339 с.
127. Эфендиева Т.Е. Высокая радуга. Рецензия на сборник стихов // КБП, 2004, 6 августа
128. Эфендиев Ф.С. Глашатай вселенского братства: Рецензия на сборник стихов русскоязычного поэта Хасана Тхазеплова «Колесо жизни» // КБП, 2001, 11 июля.
129. Эфендиев Ф.С. Романтикой пронизанные строки: Рецензия на сборник стихов С. Моттаевой «Черты» // КБП, 1997, 21 июня.
130. Эфендиев Ф.С. Черты времени: Рецензия на сборник стихов русскоязычной поэтессы Светланы Моттаевой «Черты» //Северный Кавказ, 1997, май. №19 (325).1.I
131. Баратынский Е А. Стихотворения. М., 1972. - 207 с.
132. Блок А. Лирика. Театр. М., 1982. - 543 с.
133. Брюсов В .Я. Избранное. М., 1984. - 463.
134. Бунин И. Собр. соч. в девяти томах, т.6. М., 1966 - 307 с.
135. Джусойты Н.Г. Доброта. М., 1969 - 158 с.
136. Дудин М.А. Ключ. Новые стихи и переводы. Л., 1983. - 144 с.
137. Есенин С. Собрание сочинений в трех томах. Т.1. -М.,1983. -432 с.
138. Кашежева И. Избранное. Стихи. Нальчик, 2001. - 271 с.
139. Кулиев К. Избранные произведения в 2-х томах.- М.,1970. Т.2. 360 с.I