автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Поэзия У. Х. Одена

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Дьяченко, Ирина Алексеевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Диссертация по филологии на тему 'Поэзия У. Х. Одена'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Дьяченко, Ирина Алексеевна

Введение.з

Глава I. Особенности художественного метода и стиля У.Х. Одена

1.1. Традиции английских поэтов-метафизиков в творчестве Одена: интеллектуальный стих.20

1.2. Деперсонализация в поэзии У.Х. Одена.44

1.3. Многоракурсность и монтаж в творчестве Одена.56

Глава II. Модификация просодии в стихотворениях Одена. Прозаизация стиля и жанровые новации

2.1. Традиции Дж.М. Хопкинса и У. Оуэна в раннем творчестве

У.Х. Одена.67

2.2. Просодия и стиль оденовского стиха в конце 30-х - начале 40-х годов: влияние Т. Харди и Р. Фроста.82

2.3. Силлабический стих в поздней поэзии Одена американский период творчества).90 -'

2.4. Взаимодействие поэтической формы и содержания в стихотворных произведениях Одена: проблема эклектизма.99

Глава III. «Метонимическая тенденция» в поэзии У.Х. Одена

3.1.0 метафорическом и метонимическом типах художественного высказывания.106

3.2. Метонимия как основной элемент образной системы Одена.113

3.3. Специфика образования и функционирования метафоры в стихотворных произведениях Одена.125

3.4. Влияние «метонимической тенденции» на оденовский стих.140

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по филологии, Дьяченко, Ирина Алексеевна

У.Х. Оден (1907 - 1973) - один из крупнейших поэтов XX века, соединивший богатые литературные традиции Англии с эстетикой новейшего времени. Его многогранное творчество традиционно делят на два периода: ранний (английский) и поздний (американский); 1939 год, когда Оден эмигрировал в США, рассматривается как поворотный в его творческой судьбе.1

В английский период творчества Оден возглавлял так называемую «оксфордскую» группу поэтов, куда входили С. Дей Льюис, JL Макнис и С. Спендер. В период до 1939 г. вышли в свет следующие поэтические сборники Одена: «Стихотворения» ("Poems", 1930), «Ораторы» ("The Orators", 1932), «Взгляни, незнакомец!» ("Look, Stranger!", 1936). Последний сборник в американском издании назывался «На этот остров» ("On This Island", 1937), и его высоко оценила как критика, так и читатели. Известность Одену принесли и его пьесы: «Оплачено с двух сторон» ("Paid On Both Sides", 1928) и "Пляска смерти" ("The Dance Of Death", 1933). Во второй половине 30-х годов Оден также создал три пьесы в соавторстве с К. Ишервудом: "Пёс под шкурой" ("The Dog Beneath the Skin", 1935), «Подъём Ф-6» ("The Ascent Of F6", 1936) и «На границе» ("On the Frontier", 1938). Имели успех еще две поэтические книги Одена, вышедшие в свет в то же время, - «Письма из Исландии» ("Letters from Iceland", 1937) и «Путешествие на войну» ("Journey to a War", 1939).

В Америке, где Оден жил на протяжении 33 лет, были изданы следующие сборники его стихов: «Другое время» ("Another Time", 1940), «Двойной человек» ("The Double Man", 1941; в Лондоне этот сборник был опубликован в том же году под названием "New Year Letter" -«Новогоднее письмо»), «Ноны» ("Nones", 1951), «Щит Ахилла» ("The Shield of Achilles", 1955), «Хвала Клио» ("Homage to Clio", 1960), «О доме» ("About the House", 1965), "Город без стен" ("City Without Walls", 1969), «Послание крёстному сыну» ("Epistle to a Godson", 1972) и «Спасибо, туман» ("Thank You, Fog", 1974, издан посмертно).

В американский период творчества Оденом также были созданы три драматические поэмы, пять оперных либретто и многочисленные эссе, комментарии и переводы. Поражает огромное, даже по меркам XX века, жанровое разнообразие оденовского творчества. В лирике Оден достиг мастерства в таких жанрах, как элегия, ода, буколика, послание, эпиграмма, баллада и многих других. Кроме того, английский поэт всегда смело экспериментировал с поэтической формой и техникой стихосложения, соединяя традицию и новаторство в своем творчестве.

Более подробная биография У.Х. Одена содержится в приложении.

Таким образом, художественное наследие Одена весьма велико и многообразно. Еще при жизни он стал классиком английской литературы. Однако, несмотря на внешнее благополучие его авторской судьбы, нельзя не признать, что оно скрывает в себе некоторую несправедливость по отношению к Одену.

Дело в том, что наибольшая его популярность пришлась на конец 20-х и на 30-е годы, т.е. на время его гражданской активности, основанной на поддержке политики «левых». С конца 30-х годов в поэтике, эстетике и мировосприятии Одена происходят существенные изменения. Иными становятся не только условия жизни Одена (переезд в США), но и его поэтический язык. В ту пору многие были недовольны «отступничеством», которое, по их мнению, совершил Оден. Лишь некоторые читатели и критики сумели разглядеть во внезапной перемене поэтической манеры Одена своего рода защитный механизм, позволивший этому автору продолжать заниматься единственно возможным для него делом с новой творческой силой.

Несмотря на перепады читательского интереса, критическое исследование творчества Одена за рубежом непрерывно развивалось. На протяжении последних четырех десятилетий в Англии и США вышло множество книг об Одене, которые можно было бы разделить на две большие группы. К первой группе относятся книги, в основном посвященные жизнеописанию Одена с отдельными элементами анализа его поэтики. Одной из таких книг является сборник эссе «У.Х. Оден - дань поэту» под редакцией известного литератора и друга Одена С. Спендера. В составлении этого сборника приняли участие авторы, лично знавшие Одена, хорошо знакомые не только с его произведениями, но и с процессом их создания.

К этой же группе книг об Одене относятся и такие заметные труды, как «Жизнь поэта» Ч. Осборна3, «У.Х. Оден» У.С. Джонсона4, "Оден" Б. Эверетт.5 Дескриптивно-биографический подход является основным во всех этих работах.

Другая группа книг об Одене, вышедших за рубежом, представляет собой критические исследования его творчества. Заметно повлияла на изучение поэзии Одена так называемая «новая критика», или неокритика,6 что вполне закономерно. Во-первых, именно «новая критика» являлась ведущей западной литературоведческой школой в 30-е, 40-е и 50-е годы, когда интерес к оденовскому творчеству был особенно ощутим. Во-вторых, представители «новой критики» находили в поэзии Одена многое из того, что было близко им по духу.

2 W.H. Auden - A Tribute. Ed. by S. Spender. New York, 1975.

3 Osborne, Ch. W.H. Auden. The Life of a Poet. London, 1980.

4 Johnson, W. S. W.H. Auden. New York, 1990.

5 Everett, B. Auden. Edinburgh and London, 1964.

6 См.: Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. Под ред. И.П. Ильина и Е.А. Цургановой. М., 1999. С. 74 - 85.

Прежде всего, имеется в виду развитие идей И. Бэббита, Т. Хьюма и Т.С. Элиота о необходимости движения к «классической», «имперсональной» поэзии и, соответственно, к аналитической критике, способной исследовать данную поэзию как самодостаточную эстетическую целостность.

В этой связи особый интерес представляет монография известного американского неокритика К. Брукса «Современная поэзия и традиция»7. Она посвящена общим вопросам взаимоотношения традиции и современной поэзии. В круг внимания исследователя входят такие выдающиеся авторы XX века, как У.Б. Йейтс, Т.С. Элиот, Р. Фрост и, из более молодого поколения, У.Х. Оден. В творчестве всех этих авторов К. Брукс прослеживает традиции английской метафизической поэзии, используя свойственную «новой критике» технику «тщательного прочтения». В то же время К. Брукс выстраивает своё исследование в соответствии с одним из основных постулатов неокритицизма, который гласит, что литературное творчество всегда является результатом вполне конкретных, объективных требований культурной ситуации в целом. Рассуждая об этом на обширном материале англоязычной поэзии, Брукс следует теории другого известного американского неокритика А. Ричардса.

Любопытно, что У.Х. Оден был хорошо знаком с данной монографией К. Брукса и далеко не всё в ней принимал. Действительно, в этой работе есть и спорные моменты, и слишком категоричные суждения. Так, одна из главных идей К. Брукса состоит в том, что английская поэзия в XVIII веке, т.е. в эпоху классицизма и научного рационализма, слишком далеко ушла в сторону от богатых, плодотворных традиций английского барокко. Иными словами, XVIII и даже XIX век в английской поэзии воспринимается К. Бруксом как некий промежуточный этап между расцветом метафизической поэзии в XVII веке и возрождением интереса к ней в XX веке, в творчестве таких авторов, как Элиот, Йейтс и Оден. В данном вопросе Брукс явно не учитывает то обстоятельство, что Оден, к примеру, был бы другим поэтом, не будь он хорошо знаком с английским классицизмом. Точно так же и Йейтс многим обязан английским поэтам-романтикам. Взгляд Брукса зачастую субъективен. Это можно отчасти оправдать тем фактом, что слишком долгое время поэты-метафизики оставались в тени, вне научных и читательских интересов. Брукс, таким образом, пытается восстановить справедливость по отношению к ним, и отдельные выводы, содержащиеся в его книге, могут быть весьма полезны при анализе поэтики произведений Одена.

В русле традиций «новой критики» было написано и эссе Монро К. Спирса «Крупные о стихотворные произведения Одена». Автору, применяющему технику «тщательного

7 Brooks, С. Modern Poetry and the Tradition. Chapel Hill, 1965.

8 Spears, M.K. Auden's Longer Poems // Modern Poetry. Essays in Criticism. London, New York, 1968. Pp.359-394. прочтения», удается представить читателю подробный и весьма точный анализ структуры и поэтического языка таких произведений Одена, как «В настоящее время» ("For the Time Being"), «Море и зеркало» ("The Sea and the Mirror") и «Тревожный век» ("The Age of Anxiety"). Главная задача M.K. Спирса заключается в том, чтобы дать читателю возможность оценить внутреннюю сложность и многозначность оденовских произведений, обратить внимание на такие их структурообразующие элементы, как развернутые метафоры, аллюзии, парадоксы.

Во многих исследованиях, посвященных творчеству Одена, ощутим также психоаналитический подход, что опять-таки можно объяснить как веянием времени, литературоведческой «модой», так и внутренними причинами, скрытыми в поэзии Одена, в особенностях его мировосприятия. Зачастую психоаналитические исследования творчества Одена представляют собой образцы так называемой «генетической» критики, обращающей особое внимание на психологию создания произведения. Вполне естественно, что в «генетической» критике находят отражение идеи таких влиятельных теоретиков психоанализа, как 3. Фрейд и К.Г. Юнг. Одной из интересных работ о творчестве Одена, написанных в этом ключе, является монография Г. Гринберга «Поиск необходимого. У.Х. Оден и дилемма расщепленного сознания»9. Как явствует из названия книги, Г. Гринберг изучает те стихотворения Одена, где прослеживается борьба идей, проблема внутреннего противоречия и дисгармонии в сознании индивидуума. Примечательно, что данная проблема рассматривается сразу в трёх плоскостях, которые можно было бы условно обозначить как «автор», «реципиент» и «социум».

Идея расщепленного сознания в творчестве Одена есть не что иное, как отражение представлений о расколотом мире. С одной стороны, речь идет о периоде между двух мировых войн, когда человек совершенно не был уверен в своем завтрашнем дне. С другой стороны, это остро обозначенный в XX веке конфликт между «всепобеждающим» разумом и тем вакуумом, который образуется в людских сердцах. Оден не просто наблюдает картину со стороны, он участвует в этом конфликте, как и любой мыслящий человек его поколения. В этом отношении «генетическая» критика идет по верному пути: тематика и образность произведений Одена конца 20-х и 30-х годов, а также некоторые особенности его поэтического языка обусловлены психологическим состоянием индивидуума и общества в целом в ту эпоху. К числу таких особенностей относятся, например, фрагментарность, монтажная структура, «зашифрованный» и аллегорический язык оденовских стихотворений, написанных до 1937 г.

9 Grinberg, Н. Quest for the Necessary. W.H. Auden and the Dilemma of Divided Consciousness. Cambridge (Mass.). 1968.

Разновидностью психоаналитического подхода к творчеству Одена является метод изучения, основанный на фрейдистских концепциях. Это направление критики произведений Одена не иссякло до сих пор. Так, в 1995 г. в одном из американских научных изданий появилась статья Ричарда Бозорта «Но кто поймет?»: Оден и коды поэзии и желания»10. В этом эссе автор интерпретирует несколько известных стихотворений Одена в сугубо фрейдистском ключе, отстаивая идею того, что данные произведения появились как результат безответных или подавленных в себе желаний. Этот подход, по сути, есть лишь частное проявление концепции расщепленного сознания, пограничного состояния, столь характерного для оденовской эпохи. Кроме того, авторы фрейдистских толкований творчества Одена неизбежно упускают из виду тот несомненный факт, что для поэта стихотворение скорее является результатом «давления» языка, на котором он пишет, нежели каких бы то ни было личных переживаний и страстей.

Современный социологический подход также широко представлен в критике творчества Одена. Доказательством тому могут послужить многочисленные исследования: «У.Х. Оден как социальный поэт»11 Ф. Буэлля, «Поколение Одена. Литература и политика в Англии в 30-е годы»12 С. Хайнса, «Война глазами поэта: Английские поэты и гражданская война в Испании»13 Х.Д. Форда, «Сегодня - борьба: литература и политика Англии в период гражданской войны в Испании»14 К.Б. Хоскинс, а также эссе А. Кэттла под названием «У.Х. Оден: Поэзия и политика в 30-е годы»15. Как видно, все эти исследования приходятся на 60-е и 70-е годы, когда в зарубежном литературоведении ощущался новый подъем социологической критики. В вышеперечисленных работах рассматриваются внешние (социальные, политические, экономические) предпосылки развития оденовского творчества, причём поэзия Одена воспринимается как источник обширной информации о современном человеке и окружающей его действительности.

Таким образом, основная концепция авторов, пишущих в данном ключе, сводится к тому, что социальная среда и поэтическое творчество являются не только своего рода взаимным комментарием, но и фактором развития по отношению друг к другу. Внешний мир не мог не влиять на эволюцию оденовского творчества. Но и поэзия Одена. в свою очередь, была способна вызвать известный общественный резонанс. В этом непрерывном

10 Bozorth, R. "But Who Would Get It?": Auden and the Codes of Poetry and Desire. ELH, vol.62, #3, Baltimore, 1995 Pp.709-727. Buell, F. W.H. Auden as a Social Poet. Ithaca and London, 1973.

12 Hynes, S. The Auden Generation. Literature and Politics in England in the Thirties. London and Boston, 1979.

13 Ford, H.D. A Poet's War: British Poets and the Spanish Civil War. Philadelphia and London, 1965.

14 Hoskins, K.B. Today the Struggle: Literature and Politics in England during the Spanish Civil War. Austin and London, 1969.

15 Kettle, A. W.H. Auden: Poetry and Politics in the Thirties // Culture and Crisis in Britain in the Thirties. London, 1979. Pp.83-101. взаимодействии сторонники современного социологического исследования усматривают некую модель отношений художника и общества в целом. Также необходимо подчеркнуть, что на стыке социологического и психоаналитического методов анализа творчества Одена, в частности, в упомянутом эссе А. Кэттла, была поставлена важная проблема разграничения образа лирического героя у Одена и личности самого автора.

Начиная с 50-х годов, вплоть до недавнего времени, за рубежом появлялись и историко-культурные исследования творчества Одена, к числу которых можно отнести следующие

16 17 труды: «Наука и поэзия» Б. Дойч , «Наше время после 1920 года» Д. Дэйчиса , «Власть и сила: Тенденции в английской поэзии со времен второй мировой войны» Дж. Пресса18, «Бриттен и Оден в 30-е годы» Д. Митчелла19 и «Элиот или Оден» Н. Коркорана.20 Каждый автор прослеживает отдельные особенности поэзии Одена в самых разных жанрах, в различные периоды творчества, но все эти авторы сходятся в одном: эстетика оденовского творчества закономерна, поскольку она обусловлена общими тенденциями в истории культуры XX века. К их числу, в частности, относится тенденция «дегуманизации искусства» (определение X. Ортеги-и-Гассета), а также развитие более демократичных форм выразительного языка в различных видах искусств, включая поэзию.

Итак, методы «новой критики», психоаналитической, социологической и историко-культурной школ в литературоведении ярко отразились в изучении поэзии Одена за рубежом, особенно в период с 50-х по 70-е годы. Однако с середины 60-х годов и до настоящего времени, под влиянием активного вторжения лингвистики в область изучения литературы, всё чаще стали появляться исследования поэзии Одена, основанные на стилистическом или структурном анализе его произведений. В качестве примера можно было бы назвать работы «Введение к пятидесяти современным английским поэтам» М. Шмидта21 и «История современной поэзии. Модернизм и после» Д. Перкинса22. Эти исследования представляют большой интерес, поскольку они содержат анализ поэтики произведений Одена. Особое внимание в них уделяется структуре стихотворений на самых разных уровнях: от звукового до идейно-образного.

М. Шмидт, критик, поэт и переводчик, является знатоком современной англоязычной поэзии. Не удивительно, что именно он стал редактором наиболее полной из последних

16 Deutsch, В. Science and Poetry // Deutsch, В. Poetry in Our Time. New York, 1956. Pp.378-400.

17 Daiches, D. The Present Age after 1920. London, 1958.

Press, J. Rule and Energy: Trends in British Poetry since the 2nd World War. London, 1963.

19 Mitchell, D. Britten and Auden in the Thirties: The Year 1936. Seattle, 1981.

20 Corcoran, N. Eliot or Auden // Corcoran, N. English Poetry since 1940. London and New York, 1993. Pp.3-14.

21 Schmidt, M. An Introduction to Fifty Modern British Poets. London and Sydney: Pan Books, 1980.

22 Perkins, D. A History of Modern Poetry. Modernism and After. Cambridge (Mass.), London: The Belknap Press of Harvard University Press, 1987. 9 антологий англоязычной поэзии XX века. М. Шмидту и Д. Перкинсу удается проследить конкретное выражение историко-культурных закономерностей в поэтическом языке и стиле Одена. Особенно любопытна, на наш взгляд, концепция так называемых «разговорных стилей» Одена, которую выдвигает Д. Перкинс. С его точки зрения, «разговорные стили» английского поэта являются частью общей парадигмы истории развития современной культуры, нацеленной как на расширение сферы коммуникации, так и на охват более разнообразного материала.

Среди исследований, содержащих стилистический анализ произведений Одена, хотелось бы также выделить следующие: «Современный писатель и его мир. Преемственность и новаторство в английской литературе XX века» Дж.С. Фрэзера24, «Метр, рифма и свободный стих» того же автора25, «Третья книга критических эссе» Р. Джарре.па26. «Постмодернистская американская поэзия» Дж. Маццаро27, «Поэзия сегодня: 1960 - 1973» Э.

98 9Q

Твейта , «Прочитывая 30-е: Тексты и контексты» Б. Бергонци , «Поэты 30-х годов» X. Блэмайерса30 и «Музыка происходящего. Стихотворения, поэты, критики» X. Вендлер31.

Отдельно следует сказать о работах, в которых можно обнаружить сразу несколько методов анализа творчества Одена. Открывая перед читателем историческую и культурологическую перспективу, авторы этих исследований в то же время остаются «верными тексту» оденовских стихотворений. Подобной работой является монография Дж.

32

Реплога «Поэзия Одена» . Она по справедливости считается одной из лучших книг об Одене, изданных еще при жизни поэта. Дж. Реплог выдвигает свою феноменологическую концепцию творческой личности Одена, которая стала весьма популярной в западной критике. Суть этой концепции в том, что Реплог рассматривает творчество Одена как постоянный диалог и противоборство двух голосов - «Поэта» и «Антипоэта». Под последним подразумевается выявленное Реплогом в ходе стилистического анализа тяготение Одена к ироничной, отстраненной манере повествования, намеренной прозаизации поэтического текста и отказу от любого рода патетики. Важно также подчеркнуть, что Реплог одним из первых обратил внимание читателя и критики на позднего Одена, столь немногими к тому времени понятого и столь мало изученного.

23 The Harvill Book of Twentieth-Century Poetry in English. Ed. by M. Schmidt. London, 1999.

24 Fraser, G.S. The Modern Writer and His World. Continuity and Innovation in Twentieth-Century English Literature. New York, 1964.

25 Fraser, G.S. Metre, Rhyme and Free Verse. London, 1977.

26 Jarrell, R. The Third Book of Criticism. New York, 1965.

27 Mazzaro, J. Postmodern American Poetry. Urbana-Chicago-London, 1980.

28 Thwaite, A. Poetry Today: 1960 - 1973. London and New York, 1973.

29 Bergonzi, B. Reading the Thirties: Texts and Contexts. Pittsburgh, 1978.

30 Blamires, H. Poets of the Thirties// Blamires, H. Twentieth-Century English Literature. New York, 1982. Pp. 145152.

31 Vendler, H. The Music of What Happens. Poems, Poets, Critics. Cambridge (Mass.)-London, 1988.

Следует выделить и труд А. Родвея «Предисловие к Одену».33 В нем содержится довольно полное описание исторического и социального контекста творчества Одена, а также анализ тех политических и философских доктрин, тех общественных событий и явлений в культурной жизни, которые впоследствии отразились в оденовском творчестве (социально-биографический метод). В отдельных главах книги, содержащих стилистический анализ, повествуется об особенностях поэтики произведений Одена. По нашему мнению, А. Родвею в своем исследовании удалось рассмотреть многогранное творчество английского поэта в историческом контексте эпохи.

Особый интерес представляет монография известного поэта Э. Хехта «Скрытый закон. Поэзия У.Х. Одена».34 По сути, это труд всей его жизни, результат глубокого изучения творческого процесса Одена, начиная от первичного отбора материала и заканчивая более поздним редактированием стихов. «Тщательное прочтение» произведений Одена (метод «новой критики») и их оригинальная интерпретация сопровождаются в книге Хехта обширными экскурсами в историю не только поэзии, но и культуры в целом. Огромное внимание в ней уделяется авторскому замыслу и тем элементам художественного поиска Одена, которые могут ускользнуть от взгляда читателя. Таким образом, в исследовании Э. Хехта задействован и феноменологический метод (анализ интенциональности). Работа Э. Хехта - одно из самых ярких свидетельств того, что и в наши дни интерес к творческому наследию Одена велик, а необходимость его всестороннего изучения осознается в не меньшей степени, чем в предыдущие десятилетия.

Сразу заметим, что Э. Хехт был не единственным поэтом-критиком, обращавшимся к творчеству Одена. В разные периоды о литературном наследии Одена писали такие крупные современные поэты, как Рэндалл Джаррелл, Стивен Спендер, Альфред Альварес, Филип Ларкин, Карл Шапиро, Шеймус Хини. Работы этих авторов, как правило, отличает комбинированный метод. о с

Так, ирландский поэт Ш. Хини в работе «Звучащий Оден» в основном рассматривает творчество Одена английского периода, причем его интересуют не только характерные особенности оденовской поэтики, но и, что важно, те внутренние причины, которые привели к усилению определенных элементов в поэтической речи Одена (феноменологический метод). Ш. Хини прибегает и к рецептивному анализу, тесно связанному с феноменологическим методом, когда исследует читательский «горизонт ожидания» и его разрушение в творчестве Одена. Работа Ш. Хини написана ярким метафорическим языком,

32 Replogle, Justin. Auden's Poetry. Seattle and London, University of Washington Press, 1969.

33 Rodway, A. A Preface to Auden. London, New York, 1984.

34 Hecht, A. The Hidden Law. The Poetry of W.H. Auden. Cambridge (Mass.), London, 1993.

35 Heaney, S. Sounding Auden // Heaney, S. The Government of the Tongue. London, Boston, 1988. Pp. 109-128. что, однако, отнюдь не умаляет точности наблюдений автора и убедительной силы его выводов. о /:

Заслуживает внимания и эссе К. Шапиро «Отступление У.Х. Одена». В нем автору, руководствующемуся методом стилистического анализа, удалось в сжатой форме рассмотреть творчество Одена в контексте истории поэзии XX века, обращая внимание на наиболее существенные элементы стиля, именуемого в западной критике "Audenesque".

К этой же группе книг об Одене, отражающих комбинированный подход к его творчеству, относятся и два сборника статей. Первый из них - «Оден. Сборник критических эссе»37 - вышел в свет под редакцией ранее упоминавшегося Монро К. Спирса в 1964 году.

38

Второй сборник «У.Х. Оден. Критическое наследие» был опубликован значительно позже, в 80-е годы, под редакцией Джона Хаффендена. И если первая книга содержит сугубо литературоведческий анализ поэтики произведений Одена, то вторая представляет ревю и рецензии многих известных литературных критиков на поэтические сборники и отдельные произведения Одена, публиковавшиеся в период с 1930 по 1976 год.

Таковы наиболее значительные зарубежные исследования поэтического творчества Одена. Особо следует отметить огромную работу, проведенную Э. Мендельсоном в связи с публикацией и редактированием произведений Одена на протяжении нескольких десятков лет. К. Шапиро однажды заметил: «Сомневаюсь, что есть кто-то, сумевший прочитать все, написанное У.Х. Оденом, - возможно, самым продуктивным поэтом-критиком XX века. Поражает не только количество, но и разнообразный спектр оденовских произведений.»40 Однако Э. Мендельсон, профессор литературы Колумбийского университета, - это как раз тот человек, который прочитал и изучил «всего Одена». Именно ему Оден поручил распоряжаться своим творческим наследием, и, как полагают не только друзья поэта, но и литературные критики, вряд ли кто смог бы справиться с этой нелегкой задачей с большей ответственностью, вниманием и любовью к искусству Одена, чем Э. Мендельсон.

В России с наследием У.Х. Одена сложилась иная ситуация: оно изучалось крайне мало. Причиной этого могла явиться несомненная сложность его стихотворных произведений. Долгое время переводы небольшого количества оденовских стихотворений встречались разве что в антологиях современной английской поэзии.41 Научный интерес к творчеству Одена стал заметным лишь в 80-е годы.

36 Shapiro, К. The Retreat of W.H. Auden // Shapiro, K. In Defense of Ignorance. New York, 1965. л Auden. A Collection of Critical Essays. Ed. by Monroe K. Spears. Englewood Cliffs, New Jersey, 1964

38 W.H. Auden. The Critical Heritage. Ed. by J. Haffenden. London, 1983.

39 Здесь и далее перевод цитат из зарубежных изданий мой. - И.Д.

40 Shapiro, К. Op. cit. Р. 115.

41 См., напр.: Английская поэзия в русских переводах. XX век. Под ред. К.Н. Атаровой. М., 1984.

12

Одной из первых к творчеству У.Х. Одена обращается Г.Э. Ионкис в своей книге «Английская поэзия XX века: 1917 - 1945».42 В этом труде автор пытается определить место поэзии Одена в истории литературы 1-ой половины XX столетия. И хотя, в силу выбранной темы, в сферу внимания автора не входит позднее творчество Одена, Г.Э. Ионкис удается кратко обозначить некоторые из важных связей между поэтикой произведений Одена и культурно-историческим контекстом той эпохи. К их числу, в частности, относится влияние, которое оказали на молодого Одена Т.С. Элиот с его концепцией «безличностного» и «сложного» искусства, а также выдающийся английский поэт Уилфред Оуэн. В целом данное исследование носит описательно-информативный характер, что не удивительно. К началу 80-х годов отечественное литературоведение нуждалось в накоплении знаний о той культурной среде, в которой вызревало творчество поэтов оденовского поколения. В этот период труд Г.Э. Ионкис, как и ее предыдущая книга43, стал заметным событием в изучении творчества поэтов-оксфордцев, к числу которых принадлежал и Оден.

В 1989 г. вышла в свет книга M.JI. Гаспарова «Очерк истории европейского стиха»44, которая представляет собой общий обзор истории систем стихосложения во всех европейских литературах от глубокой древности до наших дней. В двух разделах этой книги говорится и о творчестве Одена, причем в первом случае исследователя интересует преломление традиций германской тоники в поэзии Одена, а во втором - перспективы развития современного силлабического стиха, представленного в позднем творчестве английского поэта. Таким образом, на первый план исследователем выдвигаются проблемы просодии, безотносительно к тому времени и культурной атмосфере, в которых жил Оден. Наблюдения M.JI. Гаспарова абсолютно верны. В отдельных главах диссертационной работы мы попытаемся развить некоторые из них.

В том же 1989 г. И.В. Арнольд в своей небольшой статье «Местоимения в поэтике Вистана Хью Одена (преобразование слова в поэтическом контексте)»45 даёт емкую характеристику стиля Одена и намечает круг проблем, требующих более глубокого изучения. Среди этих проблем особенно выделяются вопросы поэтической формы, метрики и ритмики, лексического новаторства, звукописи, синтаксиса и образной речи в оденовских произведениях. И.В. Арнольд подчеркивает связь творчества Одена как с древнеанглийской поэтической традицией, так и с историей поэзии нового времени. Исследователь, таким образом, заранее предостерегает от попытки рассмотрения поэтики Одена в отрыве от литературной истории.

42 Ионкис Г.Э. Английская поэзия XX века: 1917 - 1945. М., 1980.

4j Ионкис Г.Э. Эстетические искания поэтов Англии (1910 - 1930). Кишинев, 1979.

44 Гаспаров M.JI. Очерк истории европейского стиха. М., 1989.

13

В новом научном труде «У.Х. Оден. Мастерство. Поэтика. Поиск»,46 написанном И.В. Арнольд и Г.М. Ивановой, авторы исследуют творчество английского поэта на материале нескольких стихотворений разных лет. Одним из достоинств данной работы является попытка определить сам подход Одена к изображению действительности и к поэтическому материалу (речь идет об антропоцентрическом подходе).

Широкий читатель в России смог по-настоящему узнать наследие Одена лишь в самое последнее время, когда были изданы две книги: сборник эссе Одена47 и избранные стихотворения.48

Первая из этих книг представляет собой перевод наиболее известной эссеистики Одена, изначально собранной в книге «Рука красильщика и другие эссе» («The Dyer's Hand and Other Essays»)49. В конце автор перевода и составитель книги Г. Шульпяков предлагает также свой вариант перевода некоторых стихотворений Одена.

Вторая же книга составлена известным переводчиком Виктором Топоровым. Безусловным достоинством этой книги является то, что в ней представлены как переводы, так и английские тексты стихотворений Одена из разных сборников. Благодаря этим книгам русский читатель смог получить некоторое представление о двух важных сторонах оденовского творчества - лирике и эссеистике.

В России рост интереса к наследию Одена совпал по времени с повышенным вниманием читателей и критиков, во-первых, к художественному наследию английских поэтов-метафизиков XVII века, а во-вторых, к творчеству И.А. Бродского, что вполне закономерно. В поэзии Одена, как и Бродского, традиции английских поэтов-метафизиков (и прежде всего Дж. Донна) получили свое современное развитие. В данный момент отечественная англистика пополняется новыми работами, посвященными этому все еще мало изученному вопросу. Так, среди книг, вышедших в последнее время, необходимо упомянуть о сборнике научных статей «Джон Донн и проблема «метафизического» стиля»50. Этот сборник заслуживает внимания потому, что в нем представлена интересная для исследователя творчества Одена статья Е.И. Стафьевой «Метафизическая поэзия в исторической перспективе. У.Х. Оден «Памяти У.Б. Йейтса»51. Автор статьи ставит перед собой задачу раскрыть сущность «метафизического» подхода к художественному материалу, прослеживая

45 Арнольд И.В. Местоимения в поэтике Вистана Хью Одена (преобразование слова в поэтическом контексте) // Текстовый и сентенциональный уровень стилистического анализа. JL, 1989. С. 3-12.

46 Арнольд И.В., Иванова Г.М. У.Х. Оден. Мастерство. Поэтика. Поиск. Новгород, 1991.

47 Оден У.Х. Чтение. Письмо. Эссе о литературе. М., 1998.

48 Оден У.Х. Избранные стихотворения. Сост., пер., предисл. и коммент. В. Топорова. СПб, 1997.

49 Auden W.H. The Dyer's Hand and Other Essays. London, 1975.

50 Anglistica. Джон Донн и проблема "метафизического" стиля. Сборник статей по литературе и культуре Великобритании. Вып.8. Москва - Тамбов, 2000. традицию английской барочной поэзии в творчестве Одена. В рамках небольшой статьи автор могла проанализировать лишь одно произведение Одена, но это же позволило Е.И. Стафьевой глубоко проникнуть в ткань оденовского текста, выявив такие его свойства, как контрапунктическая композиция и диалектическая сложность, внешнее (образное и тематическое) противоречие и, вместе с тем, внутреннее единство. Автор статьи убедительно доказала на примере оденовского стихотворения, что даже если не вполне правомочно говорить о метафизической поэзии XX века, то, по крайней мере, справедливо утверждать наличие преемственности культурных эпох, продолжения и развития традиций поэтов-метафизиков в современной литературе, в том числе в поэзии У.Х. Одена. И с этой точкой зрения исследователя мы не можем не согласиться.

Кроме того, как уже было сказано, рост интереса к поэзии Одена пришелся на время широкой публикации произведений И. Бродского и, думается, отчасти был ею предопределен. И. Бродский, как известно, внимательно изучал творчество Одена на протяжении многих лет. Одену, в частности, посвящены два эссе И. Бродского -«Поклониться тени» (1983) и «Первое сентября 1939 года» (1984), которые были опубликованы в пятом томе собрания сочинений И. Бродского.52

В эссе «Поклониться тени» автор повествует об уникальной личности Одена и о том особом месте, которое занимает его поэзия в истории современной литературы. Автор также дает емкую и весьма точную характеристику стиля, давно получившего в западной критике название "Audenesque".53

Эссе «1 сентября 1939 года» представляет собой критический анализ одноименного стихотворения Одена. С одной стороны, автор применяет так называемую технику «тщательного прочтения», позволяющую ему глубоко исследовать структуру этого произведения. С другой стороны, те выводы и обобщения, к которым приходит И. Бродский, говорят не только и не столько об этом стихотворении, сколько о творчестве Одена в целом, о самих основах эстетики и поэтики его произведений.

Практически во всех книгах о Бродском, выходивших в России в последние годы, содержатся многочисленные упоминания о поэзии Одена. Среди этих книг можно выделить сборник «Бродский глазами современников», созданный усилиями В. Полухиной,54 книгу

51 Стафьева Е.И. Метафизическая поэзия в исторической перспективе. У.Х. Оден «Памяти У.Б. Йейтса» // Anglistica. Джон Донн и проблема "метафизического" стиля. С.76 - 88.

52 Сочинения И. Бродского. В 6 т. СПб, 1999. Перевод выполнен по изданию: Brodsky, J. Less Than One. New York, 1986.

53 Это определение используется в зарубежном литературоведении, по сути, в качестве термина, означающего «оденовский», «свойственный Одену».

54 Бродский глазами современников. Сб-к интервью. Сост. В.Полухина, под ред. В.Куллэ. СПб: Журнал «Звезда», 1997.

Иосиф Бродский: Труды и дни» под ред. П. Вайля и JI. Лосева,55 а также книгу «Диалоги с Иосифом Бродским» С. Волкова,56 где есть отдельная глава, посвященная Одену.

Таким образом, в России изучение творчества Одена развивалось в трех основных направлениях: историко-культурном (Г.Э. Ионкис), стиховедческом (М.Л. Гаспаров) и стилистическом (И.В. Арнольд, Г.М. Иванова). Что касается вышеуказанных работ И.А. Бродского, то в них, хоть они и не являются академическими, прослеживаются элементы всех трех подходов, в силу чего эти труды могут быть полезны и при разработке темы настоящей диссертации.

Итак, количество исследований творчества Одена, преимущественно зарубежных, достаточно велико. Важен тот факт, что к изучению наследия Одена существует множество подходов. И вместе с тем нельзя не заметить, что современное литературоведение, накопив обширный материал об отдельных аспектах поэтики Одена, нуждается в систематизации этого материала. Необходимо рассмотреть поэтику произведений Одена как систему, в которой каждый текстовой элемент соотнесён с другими, образующими с ним художественную целостность. Это положение подтверждает актуальность темы, выбранной для диссертации.

Главной целью данного исследования является попытка определить наиболее важные, характерные особенности поэтики стихотворений Одена. При анализе оденовской поэзии мы будем руководствоваться трудами отечественных учёных, заложивших основы современной поэтики стихотворного текста, а именно, работами А.А. Потебни, Ю.Н. Тынянова, В.Б. Шкловского, В.М. Жирмунского, P.O. Якобсона, Д.С. Лихачёва, Ю.М. Лотмана, М.Л. Гаспарова. В то же время автору хотелось бы, отталкиваясь от зарубежного критического опыта, создать некую модель оденовской поэтики, которая могла бы быть полезна при дальнейшем, более подробном изучении наследия Одена. В этой связи мы попытаемся сосредоточить внимание не столько на материале биографических, социально-исторических и культурно-философских описаний, которые в изобилии представлены в зарубежных книгах и статьях об Одене, сколько на менее изученном и уже потому более актуальном собственно художественном, поэтическом аспекте. Основным в данной работе будет являться комплексный метод, опирающийся на стилистический анализ, а также на теоретические положения «новой критики», формальной школы и, частично, структурализма. Это, однако, отнюдь не исключает привлечения иных критических подходов и видов материала, необходимых, на наш взгляд, для настоящего исследования. Так, мы в принципе разделяем феноменологическую концепцию единства субъекта (авторского сознания) и объекта

55 Иосиф Бродский: Труды и дни. М., 1998.

56 Волков С. Диалоги с Иосифом Бродским. М., 1998 художественного текста). Иными словами, мы считаем своей задачей не только изучить поэтический «инструментарий», но и определить внутренние причины развития поэтики Одена в том или ином направлении.

Следует также сказать несколько слов о прикладном значении данного исследования, т.е. о значении анализа поэтики стихотворений Одена для их перевода. По нашему мнению, при попытках переводить стихотворения Одена на русский язык появляются трудности, связанные с тем, что переводчик не вполне представляет себе художественную систему Одена, специфику его поэтики, в которой утрата одного существенного элемента влечет за собой распад внутритекстовых связей. Анализ поэтики оденовских стихотворений может помочь более ясно увидеть картину художественного мира Одена и, следовательно, облегчить задачу адекватного (насколько это возможно) перевода поэзии Одена на русский язык.

Необходимо также сразу определить, что мы имеем в виду под ключевым понятием диссертации. Современное литературоведение под поэтикой подразумевает сложную систему средств выражения в художественном произведении. Целью анализа поэтики является исследование законов внутренней связи и многообразных соотношений различных уровней текста (т.е. законов композиции), а также систематизация его элементов, участвующих в образовании эстетического единства произведения и определяющих поэтический язык и стиль автора. По сути, все элементы художественной речи так или иначе задействованы в структурировании произведения как эстетической целостности. Однако в отдельных родах и жанрах литературы различные элементы поэтики выполняют неодинаковую функцию с точки зрения художественной значимости.

В поэзии значительную эстетическую нагрузку несут элементы просодии, т.е. ритм, стихотворный размер, рифма. Анализу стихотворных произведений как нельзя более соответствует определение поэтики как значимой формы (отсюда - избранный нами метод исследования). Под этим подразумевается, во-первых, обязательный принцип единства формы и содержания, а во-вторых, необходимость исследовать, по выражению В. Шкловского, «не отдельные черты произведения, а значение каждой черты в системе произведения».57

Итак, анализ различных уровней организации стиха, а именно - фонетического, лексического, грамматического и структурно-образного, предполагает постоянное соотнесение данных уровней друг с другом и с просодией. Благодаря этому соотнесению могут быть достигнуты основные задачи настоящего исследования:

57 Шкловский В. Тетива. О несходстве сходного. М., 1970. С. 168

17

1. рассмотреть эволюцию поэтического творчества У.Х. Одена в историко-культурном контексте;

2. исследовать сферы традиции и новаторства в оденовской поэзии;

3. проанализировать особенности художественного метода Одена;

4. изучить проблемы просодии и стиля в его стихотворениях;

5. выявить характер образной структуры в поэзии Одена;

6. определить наиболее важные, структуро- и стилеобразующие элементы поэтики его стихотворений и рассмотреть их как систему взаимозависимых составляющих поэтического дискурса.

Поэтика, безусловно, зависит от литературного направления, к которому принадлежит творчество автора. Однако, поэзия Одена настолько многогранна и разнообразна, что ее невозможно рассматривать внутри какого-либо одного литературного направления, течения. В молодые годы Оден возглавлял так называемую «оксфордскую» группу поэтов, но основной целью создания этой группы являлась не столько манифестация новых принципов эстетики и поэтики, сколько более широкая деятельность, во многом носящая общественно-политический характер. Поэты во главе с Оденом считали своим долгом примкнуть к антифашистскому движению в Европе, и нельзя не признать, что слава пришла к некоторым из них именно в этот период гражданской активности.

Оден, как и другие поэты его круга, в 30-е годы искал собственный стиль, отдельные элементы которого к тому времени уже сформировались. Однако и в более поздний период для творчества Одена останется в высшей степени характерным эклектизм, смешение стилей, и в итоге оденовское наследие будет представлять собой уникальную художественную целостность при огромном внутреннем разнообразии. Укажем лишь на ту тенденцию в его творчестве, которая является, на наш взгляд, наиболее важной при анализе поэтики произведений Одена.

Если в раннем творчестве, т.е. в 20-30-е годы, поэзия Одена обладала многими чертами символизма, то в более поздний период творчество английского поэта сближается с реалистическими тенденциями в искусстве, обогащенными модернистским поиском новых средств выражения. Данный процесс вполне закономерен. Становление творческой личности Одена происходило в период наивысшей славы двух выдающихся поэтов XX века - Т.С. Элиота и У.Б. Йейтса, в творчестве которых сохранялась живая связь с поэтикой французского символизма. «Мифологический» метод Элиота и его поэтической школы не мог не оказать существенного влияния на формирование эстетических принципов следующего поколения поэтов, к которому принадлежал и Оден. Однако в творчестве Одена с самого начала ощущаются две противоборствующие линии развития. С одной стороны,

Оден не боится в чем-то подражать Элиоту, использовать богатый опыт своего литературного предшественника, вырабатывая собственный стиль. Так, в поэзии Одена в 2030-е годы образная структура зачастую строится на символах и аллегориях, в основе сюжета содержатся элементы авторской мифологии, целиком понятные лишь небольшому кругу друзей Одена. С другой стороны, в произведениях этих лет намечается растущая необходимость поиска нового языка, который бы мог вобрать в себя лучшие достижения элиотовской школы. Универсальными представлялись реалистические тенденции в искусстве, которые, однако, требовали внутреннего обновления, модификации форм. О возможности данной модификации говорил Д.С. Лихачев, подчеркивая значение индивидуального, личностного начала в современном искусстве. Так, в статье «Будущее дитературы как предмет изучения» Д.С. Лихачев писал: «. на смену великим стилям и направлениям приходят индивидуальные стили, роль которых все увеличивается по мере роста в литературе личностного начала. Потребности в новом удовлетворяются в реализме

58 в пределах самого реализма - новыми индивидуальными стилями».

Поиск индивидуального стиля, предполагающего модификацию форм, и предпринял Оден наряду с другими поэтами его круга, и, вероятно, мы вправе сказать, что Оден, благодаря непрерывному художественному эксперименту, добился здесь наиболее заметных и важных для дальнейшего развития поэтического искусства результатов. В современном зарубежном литературоведении даже существует мнение, что Элиот и Оден представляют собой два полюса в англоязычной поэзии XX века, точнее - два наиболее влиятельных пути развития того творческого потенциала, который был накоплен модернизмом. Так, Н. Коркоран, рассуждая о «школе Одена», к которой он причисляет таких поэтов, как Дж. Эшбери, Р. Фуллер, П. Портер, Дж. Фентон и Т. Полин, пишет: «Эти поэты, помимо многих других, восприняли . обширный опыт Одена: техническое разнообразие, способность отображать социальную жизнь, зрелый взгляд на поэзию как на вид дискурса, у которого не должно быть никаких . привилегий по сравнению с остальными. Антимодернистская направленность данного литературного опыта определила один из путей развития

59 английской поэзии в послевоенный период».

Таким образом, Н. Коркоран, пытаясь установить общее направление развития оденовского творчества, прибегает к определению «антимодернизм» (anti-Modernism). Однако, с нашей точки зрения, вернее было бы говорить о реалистической тенденции в поэзии Одена. Забегая вперёд, заметим, что, опираясь на известную дихотомическую систему P.O. Якобсона, мы связываем оденовский "реализм" с метонимическим дискурсом,

58 Лихачев Д.С. Будущее литературы как предмет изучения // Новый мир. 1969. № 9. С. 182,

59 Corcoran, N. English Poetry since 1940. London and New York, 1993. Pp. 12-13. или метонимическим типом высказывания. Об этом пойдёт речь в третьей главе настоящего исследования.

Наконец, прежде чем подробно говорить об особенностях поэтики Одена, необходимо определить последовательность анализа, которая способствовала бы упорядочению столь обширного исследуемого материала.

К. Ишервуд, известный романист и близкий друг Одена, выделяет три наиболее важные черты творческой личности Одена, тем самым предлагая читателям и исследователям его поэзии возможную модель её изучения. Эти три черты К. Ишервуд определяет следующим образом: « Во-первых, Оден по преимуществу - ученый . который выработал в себе научный взгляд на вещи и определил подход к ним. Во-вторых, Оден - знаток музыки и ритуальных форм. Его в высшей степени занимают все возможные проявления этих последних. В-третьих, Оден - скандинав по духу. Его семья имеет исландские корни. Он воспитывался на древних сагах, и это оказало огромное влияние на всю его последующую работу».60

Следуя логике К. Ишервуда, при анализе поэзии Одена прежде всего необходимо понять оденовский взгляд на творчество, его метод преобразования действительности в поэтический мир ("a scientist"). Во-вторых, следует обратить внимание на поэтическую форму, технику стихосложения, в которой Оден достиг виртуозности, и на особенности его стиля ("а musician and a ritualist"). И в-третьих, важно, по мнению Ишервуда, изучить образный строй оденовской поэзии, манеру художественного высказывания ("a Scandinavian").

Представляется интересным использовать предложенную К. Ишервудом модель анализа в данном исследовании.

60

Isherwood, Christopher. Some Notes on the Early Poetry // W.H. Auden - A Tribute. P. 74.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Поэзия У. Х. Одена"

Заключение

Поворотным моментом в личной и творческой судьбе Одена стал переезд в США в 1939 году, в результате которого его поэтический мир существенно расширил свои границы. В органическом слиянии английской и американской поэтической речи заключается особая роль Одена в истории современного словесного искусства. Оден ввёл элементы американской дикции и разговорной идиоматики в амальгаму собственного поэтического языка, наряду с разнообразной «терминологией» и всеми теми необычными для поэзии словами, которые, с точки зрения современной лексической нормы, являются устаревшими или редкими. Таким образом, оденовская поэзия представляет собой открытую систему дискурсов, в которой поиск доступной и простой поэтической речи, ориентированной на читающую публику по обе стороны Атлантики, уникальным образом сочетается с пристальным вниманием к не использованным в полную силу, полузабытым и сложным для восприятия возможностям языка.

Оден - поэт интеллектуальный, дискурсивный, и сама литература для него - вид разговора. Движение поэзии в область живой речи, беседы Оден сумел превратить в стилистическую норму, в общепризнанную особенность поэтики. Таким образом, он задал стиль современной поэзии, разработав то, что сегодня принято называть академическим стихом. Академический стих можно определить как рассуждение, облаченное в стихотворную форму. Понятие «академический» отнюдь не указывает на рафинированность этой поэзии. Напротив, исследование творчества Одена подтверждает, что его поэзия изначально является «включающей», в широком смысле интертекстуальной художественной системой, способной вбирать в себя самые разнородные элементы. Оден использует практически все виды дискурса - от языка общественных наук до языка рекламы. Он принимает их как различные способы коммуникации, добиваясь того, чтобы его стих звучал ненавязчиво, почти небрежно, но чтобы в нем в то же время был скрыт общечеловеческий смысл - тот обширный материал, который бы предлагался читателю для индивидуальной интерпретации и обдумывания.

Оденовский стиль обусловлен определенным отношением к эмоции и ее выражению в поэтическом тексте. Академический стих отличается «объективной формой», элементом каковой может являться любое художественное средство, препятствующее прямому выражению чувств (принцип деперсонализации и объективного коррелята). Поэтому одним из ведущих жанро- и стилеобразующих приемов создания академического стиха является

145 метонимия. Метонимическая, или симптоматическая, техника изображения позволяет Одену добиваться в лирике максимально возможного уровня объективации и обобщения.

Если рассматривать академический стих Одена с точки зрения традиционной жанровой системы, то он находится, как правило, между жанрами, а точнее, представляет собой некое наджанровое единство. Этому немало способствует умение Одена по-новому взглянуть на проблему эстетической целостности произведения, на взаимоотношения художественной формы и содержания, а также на проблему эклектизма жанров и стилей.

Стилевой эклектизм в поэзии Одена обусловлен не только «гибкостью эстетического сознания» данного автора, хотя это, безусловно, одна из главных его причин. Но возможно также, что для Одена, всегда отстаивавшего принцип содержательности формы, смешение стилей значило нечто большее, чем интересный творческий эксперимент. Вероятно, эклектика являлась той самой смешанной, внутренне разнообразной формой, которая могла быть адекватна духу неспокойного, противоречивого времени, запечатленного в произведениях Одена.

Общей доминантой оденовского творчества следует считать диалогизм поэтики Одена, преодолевающий «неизбежную монологичность» (определение М.М. Бахтина) поэтического слова. Еще в 60-е годы Дж. Реплог обратил на это внимание, рассматривая творчество Одена как постоянный диалог «Поэта» и «Антипоэта». Мнение Реплога справедливо, однако диалогизм поэтики Одена необходимо понимать гораздо шире. Всё в его творчестве направлено на то, чтобы в отточенной поэтической форме представить несколько голосов, несколько точек зрения на предмет, определенную систему отношений, в которой выявляются качества отдельных элементов. Поэзия Одена в еще более широком смысле - это диалог стилей, дискурсов, поэтических традиций и, наконец, различных языковых культур. Будучи таковой, она не могла не оказать существенного влияния на дальнейшее развитие поэтического искусства, в котором диалогизм составляет неотъемлемую часть поэтики. В свое время воздействие художественной манеры Одена испытали на себе такие крупные поэты XX столетия, как Роберт Лоуэлл, Рой Фуллер, Шеймус Хини, Иосиф Бродский.

Непрерывный творческий поиск и желание уйти от любого рода клише вели Одена ко все более тонкой и сложной структуре стиха, к иносказанию и остранению в поэтической речи. Если поэты XIX века стремились к обновлению в основном благодаря сближению с такими видами искусства, как музыка и живопись, то Оден искал новые формы выражения в прозе, фотографии и кинематографе. Найденные им художественные средства и приемы, среди которых можно выделить метонимию с ее усиленными позициями в тексте, монтаж, прозаизированный и намеренно сниженный (зачастую - до разговорного уровня) стиль,

146 составляют ядро поэтики произведений Одена, а также творчества целого ряда авторов XX века.

В то же время, данное поэтическое направление, являясь характерным для современной эпохи, «провоцирует» следующие поколения поэтов на новые эстетические поиски. Как раз в этом и заключается то плодотворное влияние, о котором X. Блум говорил, что оно подразумевает «акт творческого корректирования.искажения чужого текста, намеренного переписывания его заново, без чего современная поэзия как таковая не могла бы существовать».419 В свете теории поэзии X. Блума отчётливо видна важная роль творчества Одена по отношению как к традициям прошлого, требующим пересмотра и переоформления, так и к перспективе развития поэтического искусства не только в Англии, но и за ее пределами.

Значение творчества Одена в истории искусства XX века выходит за собственно поэтические рамки. В его поэзии нашли отражение социальные и экзистенциальные проблемы современного мира. Оден умел не просто ставить точный диагноз, но и определять причины и следствия того состояния, которое отдельный человек и общество в целом переживают в данный момент. Еще в раннем стихотворении «Наконец тайное стало явным» ("At Last the Secret is Out") Оден точно подметил:

Behind the corpse in the reservoir, behind the ghost on the links, Behind the lady who dances and the man who madly drinks, Under the look of fatigue, the attack of migraine and the sigh There is always another story, there is more than meets the eye 420

И, в сущности, Оден на протяжении всей творческой жизни учился видеть за случайными, хаотично расположенными деталями и фрагментами реальности эту «другую историю», скрытую от поверхностного взгляда. Отсюда же его излюбленный метонимический принцип изображения, его пристальное внимание не столько к тому, каким представляется данный объект сам по себе, сколько к тому, каковы его отношения с окружающим миром.

419 Bloom, Н. The Anxiety of Influence. A Theoiy of Poetry. New York, 1973. P. 30.

420 За телом в резервуаре, за призраком на поле для игры в гольф, // За женщиной, которая танцует, и мужчиной, который напивается до полусмерти, // За усталым взглядом, приступом мигрени или вздохом // Всегда есть другая история, всегда есть нечто большее, чем то, что видят наши глаза.

 

Список научной литературыДьяченко, Ирина Алексеевна, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"

1. Auden W.H. A Certain World. A Commonplace Book. London: Faber & Faber, 1971. 452p.

2. Auden W.H. Apothegms // The Norton Reader. An Anthology of Expository Prose. Ed. by Arthur M. Eastman, etc. New York, London: W.W. Norton & Co, 1988. Pp.670-671.

3. Auden W.H. Author's Forewords // Auden W.H. Collected Poems. Ed. by E. Mendelson. New York: Vintage Books, 1991. Pp.xxv-xxvii.

4. Auden W.H. Collected Poems. Ed. by E. Mendelson. New York: Vintage Books, 1991. 927p.

5. Auden W.H. Making, Knowing, and Judging // Modern Culture and the Arts. Ed. by James B. Hall, B. Ulanov. New York: McGraw-Hill Book Company, 1972. Pp.259-266.

6. Auden W.H. The Dyer's Hand and Other Essays. London: Faber & Faber, 1975. 527p.

7. Auden W.H. The Prolific and the Devourer. Antaeus, #42. London, New York: Tangier, 1981. 65p.

8. Auden, W.H. Introduction // The Criterion Book of Modern American Verse. New York: Criterion Books, 1956. Pp.9-20.

9. Auden, W.H. The Artist as Don Quixote // Prose Keys to Modern Poetry. Ed. by Karl Shapiro. Illinois, New York: Row, Peterson & Co, 1962. Pp.200-202.

10. Оден У.Х. Избранные стихотворения. СПб: Евразия, 1997. 481с.

11. Оден У.Х. Чтение. Письмо. Эссе о литературе. М.: Независимая газета, 1998. 316с.

12. Alvarez, A. The Shaping Spirit. Studies in Modern English and American Poets. London: Chatto & Windus, 1958. 191p.

13. Arnold, Matthew. The Study of Poetry // The Norton Anthology of English Literature. Ed. by M.H. Abrams. 4th ed., vol.2. New York, London: W.W. Norton & Co, 1979. Pp.1444-1466.

14. Beach, J.W. The Making of the Auden Canon. Minneapolis: The University of Minnesota Press. 1957. 315p.

15. Beach, Joseph Warren. A Romantic View of Poetry. Minneapolis: The University of Minnesota Press, 1944. 133p.

16. Bergonzi, Bernard. Reading the Thirties: Texts and Contexts. Pittsburgh: University of Pittsburgh Press, 1978. 157p.

17. Blackburn, Thomas. The Price of an Eye. Longmans, 1961. 170p.

18. Blackmur, R.P. Language as Gesture. Essays in Poetry. New York: Columbia University Press, 1981. 440p.148

19. Blamires, Harry. Twentieth-Century English Literature. New York: Schoken Books, 1982. 304p.

20. Bloom, Harold. The Anxiety of Influence. A Theory of Poetry. New York: Oxford University Press, 1973. 157p.

21. Bloom, Robert. The Humanization of Auden's Early Style. New York: Publications of the Modern Language Association of America (PMLA), 1968, vol.83. Pp.443-454.

22. Bloomfield, B.C. W.H. Auden. A Bibliography. The Early Years Through 1955. Charlottesville: The University Press of Virginia, 1964.171p.

23. Bogan, Louise. Achievement in American Poetry. Chicago: Gateway Editions, 1962. 140p.

24. Bogan, Louise. The Quest of W.H. Auden // Bogan, Louise. Selected Criticism. New York: The Noonday Press, 1955. Pp.275-288.

25. Bozorth, Richard R. «But Who Would Get It?»: Auden and the Codes of Poetry and Desire // ELH, vol.62, #3. Baltimore, 1995. Pp.709-727.

26. Brenner, Rica. Poets of Our Time. New York: Harcourt, Brace & Co, 1941. 41 lp.

27. Brodsky, Joseph. Less Than One. Selected Essays. London: Penguin Books, 1987. 50lp.

28. Brooks, Cleanth. Modern Poetry and the Tradition. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 1965.253р.

29. Brophy, James D. W.H. Auden. Columbia Essays on Modern Writers. New York and London: Columbia University Press, 1970, #54. 48p.

30. Buell, Frederick. W.H. Auden as a Social Poet. Ithaca and London: Cornell University Press, 1973.196р.

31. Callan, Edward. Auden: A Carnival of the Intellect. New York: Oxford University Press, 1983. 345p.

32. Corcoran, Neil. English Poetry since 1940. London and New York: Longman, 1993. 308p.

33. Cullen, P. Spenser, Marvell, and Renaissance Pastoral. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1970.212 р.

34. Culture and Crisis in Britain in the Thirties. Ed. by John Clark, etc. London: Lawrence and Wishart, 1979. 279p.

35. Cunningham, Valentine. British Writers of the Thirties. Oxford: Clarendon Press, 1993. 530p.

36. Daiches, David. The Present Age after 1920. London: The Cresset Press, 1958. 376p.

37. Davie, Donald. Thomas Hardy and British Poetry. London and Henley: Routledge and Kegan Paul, 1979. 192p.

38. Deutsch, Babette. Poetry in Our Time. New York: Columbia University Press, 1956. 41 lp.

39. Devaney, James. Poetry in Our Time. Melbourne: Melbourne University Press, 1952. 114p.149

40. Eliot, T.S. The Metaphysical Poets // The Norton Anthology of English Literature. Pp. 2300 -2308.

41. Eliot, T.S. Tradition and the Individual Talent // The Norton Anthology of English Literature. Ed. by M.H. Abrams. 4th ed., vol.2. New York, London: W.W. Norton and Co, 1979. Pp. 2293 -2300.

42. Everett, Barbara. Auden. Edinburgh and London: Oliver and Boyd, 1964. 117p.

43. Farnan, Dorothy J. Auden in Love. London and Boston: Faber & Faber, 1984. 253p.

44. Ford, Hugh D. A Poet's War: British Poets and the Spanish Civil War. Philadelphia: University of Pennsylvania Press; London: Oxford University Press, 1965. 327p.

45. Fraser, G.S. Metre, Rhyme and Free Verse. London: Methuen, 1977. 88p.

46. Fraser, G.S. The Career of W.H. Auden // Auden. A Collection of Critical Essays. Pp.81-104.

47. Fraser, G.S. The Modern Writer and His World. Continuity and Innovation in Twentieth-Century English Literature. New York: Frederick A. Praeger Publishers, 1964. 427p.

48. Fremantle, Anne. Reality and Religion // W.H. Auden A Tribute. Pp.79-93.

49. Greenberg, Herbert. Quest for the Necessary. W.H. Auden and the Dilemma of Divided Consciousness. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1968. 209p.

50. Grigson, G. Auden as a Monster // W.H. Auden. The Critical Heritage. Ed. by John Haffenden. London: Routledge & Kegan Paul, 1983. Pp.257-261.

51. Heaney, S. Shorts for Auden // W.H. Auden. The Critical Heritage. Pp.493-496.

52. Heaney, Seamus. Sounding Auden // Heaney, Seamus. The Government of the Tongue. London, Boston: Faber & Faber, 1989. Pp.109-128.

53. Hecht, Anthony. The Hidden Law. The Poetry of W.H. Auden. Cambridge(Mass.), London: Harvard University Press, 1993. 484p.

54. Hoggart, R. Introduction to Auden's Poetry // Auden. A Collection of Critical Essays. Pp. 105124.

55. Hopkins, G.M. Preface to Poems // Prose Keys to Modern Poetry. Pp. 192-195.

56. Hoskins, Katharine Bail. Today the Struggle: Literature and Politics in England during the Spanish Civil War. Austin and London: University of Texas Press, 1969. 294p.

57. Hulme, Т.Е. Romanticism and Classicism // Prose Keys to Modern Poetry. Pp.91-104.

58. Hynes, Samuel. The Auden Generation. Literature and Politics in England in the 1930s. London and Boston: Faber & Faber, 1979. 428p.

59. Isherwood, Ch. Some Notes on the Early Poetry // W.H. Auden A Tribute. Ed. by Stephen Spender. New York: Macmillan Publishing Co, 1975. Pp.74-79.

60. Isherwood, Christopher. Christopher and His Kind. London: Eyre Methuen, 1977. 252p.

61. Izzo, C. The Poetry of W.H. Auden // Auden. A Collection of Critical Essays. Pp.125-141.15081. 62. Jakobson, Roman. Two Aspects of Language and Two Types of Aphasic Disturbances //

62. Jakobson, Roman. Language in Literature. Cambridge (Mass.): Belknap Press, 1987. Pp.95-114.82. 63. Jarrell, Randall. Changes of Attitude and Rhetoric in Auden's Poetry // Jarrell, Randall. The

63. Third Book of Criticism. New York: Farrar, Straus & Giroux, 1965.Pp.l 15-152.83. 64. Jarrell, Randall. Freud to Paul: The Stages of Auden's Ideology // Jarrell, Randall. The Third

64. Book of Criticism. Pp.153-190.84. 65. Jarrell, Randall. Poetry and the Age. London: Faber & Faber, 1973. 240p.85. 66. Johnson, Wendell S. W.H. Auden. New York: A Frederick Ungar Book, 1990. 175p.

65. Larkin, Philip. What's Become of Wystan?. // Larkin, Philip. Required Writing: Miscellaneous

66. Pieces 1955-1982. London, Boston: Faber & Faber, 1983. Pp.123-128.

67. Leavis, F.R. New Bearings in English Poetry. Ann Arbor: The University of Michigan Press,87. 1960.238р.

68. Mazzaro, Gerome. Postmodern American Poetry. Urbana, Chicago, London: University of

69. Illinois Press, 1980. 203p.

70. Mendelson, Edward. «We Are Changed by What We Change»: The Power Politics of Auden's

71. Revisions // The Romanic Review, vol.86, #3. USA, 1995. Pp.527-534.

72. Mitchell, Donald. Britten and Auden in the Thirties: The Year 1936. Seattle: University of

73. Washington Press, 1981.175p.91. 72. Moore, M. W.H. Auden // Auden. A Collection of Critical Essays. Ed. by Monroe K. Spears.

74. N.J.: Prentice-Hall, 1964. Pp.39-53.92. 73. Nelson, Gerald. Changes of Heart: A Study of the Poetry of W.H. Auden. Berkeley and Los

75. Angeles: University of California Press, 1969. 152p.93. 74. Ohmann, R.M. Auden's Sacred Awe // Auden. A Collection of Critical Essays. Pp. 172-178.94. 75. Osborne, Charles. W.H. Auden. The Life of a Poet. London: Methuen, 1980. 336p.

76. Paz, Octavio. Children of the Mire: Modern Poetry from Romanticism to the Avant-Garde.

77. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1974. 186p.

78. Perkins, David. W.H. Auden // Perkins, David. A History of Modern Poetry. Modernism and

79. After. Cambridge (Mass.) and London: The Belknap Press of Harvard University Press, 1987. Pp.148-169.97. 78. Press, John. Rule and Energy: Trends in British Poetry since the Second World War. London:

80. Oxford University Press, 1963. 245p.98. 79. Press, John. The Fire and the Fountain: An Essay on Poetry. London, New York, Toronto:

81. Oxford University Press, 1955. 256p.99. 80. Pritchard, William H. Seeing through Everything: English Writers 1918-1940. London: Faber &1. Faber, 1977. 234p.157

82. Шкловский В.Б. Тетива. О несходстве сходного. М.: Советский писатель, 1970. 375с

83. Шульпяков Г. «Хвала известняку» // Оден У.Х. Чтение. Письмо. Эссе о литературе. М.: Независимая газета, 1998. С.5-22.

84. Элиот Т.С. Назначение поэзии. Киев: AirLand, 1997. 350с.

85. Эткинд Е.Г. Ритм поэтического произведения как фактор содержания // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Под ред. Б.Ф. Егорова. JL: Наука, 1974. С.104-121.

86. Якобсон P.O. Избранные работы. М.: Прогресс, 1985. 455с.

87. Якобсон P.O. Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1987. 460с.

88. Яновский В. У.Х. Оден // «Звезда», 1993, №11. С.145-162.