автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Поэзия Владимира Соколова
Полный текст автореферата диссертации по теме "Поэзия Владимира Соколова"
Уральский ордена Трудового Красного Знамени государственный университет имени А. М. Горького
На правах рукописи УДК 882-1/092/
ШИБАНОВ Виктор Леонидович
ПОЭЗИЯ ВЛАДИМИРА СОКОЛОВА (проблематика и поэтика)
Специальность 10.01.02 — литература народов СССР (советского периода)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Свердловск 1990
Работа выполнена на кафедре истории советской литературы Ленинградского ордена Ленина ордена Трудового Красного Знамени государственного университета.
Научный руководитель — кандидат филологических наук, доцент Г. В. Филиппов.
Официальные оппоненты — доктор филологических наук, доцент Ю. А. МешкоЕ; кандидат филологических наук, доцент Н. В. Гашева.
Ведущая организация — Ленинградский ордена Трудового Красного Знамени государственный педагогический институт им. А. И. Герцена.
Защита состоится « .» ) 1990 г. в час.
на заседании специализированного совета Д.063.78.03 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук при Уральском ордена Трудового Красного Знамени государственном университете им. А. М. Горького (Свердловск, пр. Ленина, д. 51, комната 248).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Уральского университета.
Автореферат разослан « ^ » С-С^-^б^сл^_ 1990 года.
Ученый секретарь
специализированного совета ¡/ А/*
доктор филологических наук, профессор №у Н. А. Купина
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Поэзия Владимира Николаевича СОКОЛОВА (род. 1928) - одна из ярких страниц в соврг «енной отечественной литературе. В его творчестве нашли своеобразное отражение сложные и напряженные нравственно-этическиэ и социально-философские искания 1950 -1980-х годов. Поэт не раз отмечал, что граядаанственность и социальная направленность должны проявляться р лирике не обязательно подчеркнуто, что "существует еще много форы, плохо изученных критиками, лирической гражданственности"^". Именно эта сторона поэзии Б.Соколова более всего привлекает исследователей (Л.Аннинский, И.Коган, В.Кожинов, Б.Курбатов, Н.Мазепа, Ал. Михайлов, В.Мусатов, А.Наумов, В.Славецкий, Д.Чернис). Важное место уделяется поискам В.Соколеja также в ряде учебных пособий^ и диссертационных исследований^. Те«« "налой родины" и военного детства, воображаемых миров и раздвоения (удвоения) внутреннего мира лирического "я", мгновенность чувств и впечатлений, вопрос о конграпунктности построения лирической поэмы, им-прессионистичность стиля - все это остро затрагивается критиками и литературоведами и уже давно требует серьезного анализа в рамках единой работы. Все вышесказанное обуславливает актуальность данного исследования. Степень научной новизны определяется прежде всего самим материалом, так как настоящая диссертация представляет собой первую попытку монографического исследования поэзии Владимира Соколова.
\ki придерживаемся в работе укрупненной периодизации творчества поэта: ранний этап - включительно до начала 1960-х годов и зрелый этап - начиная с 1960-х годов по сегодняшний день. В.Соколов начинает как поэт пути, "развития" (термин Д.Максимова),
* Соколов В. Сила слова - это сила духа // Вопросы литературы.-1933. - £ 8. - С. 181.
о
Мусатов В. Художественные традиции в современной поэзии.-Иваново, i960. Ершов Л. йстория русской советской литературы.-М., 1982. Зайцев 3. Современная советская поэзия. - М., 1988. ^ См.авторефераты канд. дис. ... филол.наук:Цусатов В. Проблема художэствечных традиций в современной лирической поэзии 1960-х -начала 70-х гг. (Л., 1978). Харкевич 0. Патриотические мотивы в современной лирической поэзии 1960-70-х годов и их художественное воплощение. (Киев, 1987). Лесная Г. Блоковские традиции в русской советской поэзии I9G0-70-X годов. (М,, 1983).
- 3 -
где заметна сменяемость основных проблем и мотивов. Однахо второй этап характеризуется тем, что В.Соколов как бы начинает вращаться по кругу ранее разработанных им же вопросов, выступает уже как поэт "позиции". Ери этом складывается особая лирическая система, которая не меняется существенно д<? сих пор.
Целью настоящего исследования является монографическое изучение поэзии В.Соколова, предпринятое преимущественно в хронологической последовательности, а также выявление вакнейших особенностей его поэтики. Отсвда основной метод работы - историко-литературный, включающий в себя черты структурно-типологического метода. Цели исследования предполагает решение следующих задач:
- определить место В.Соколова в историко-литературном контексте 1050-80-х годов и в этой связи - продолжить изучение характерных особенностей' современной поэзии;
- изучить особенности творческой индивидуальности В.Соколова, рассмотреть отличительные черты его поэтического мира, выявить основные мотивы, идейно-тематические и проблемные аспекты его творчества;
- установить взаимосвязь мевду импрессионистическим стилем В.Соколова и его грааданской позицией, связать эту особенность с традициями русского классического стиха.
Теоретической и методологической основой настояуей работы послужили принципы марксистско-ленинской эстетики, историко-теоретические положения современного литературоведения, а также труды крупнейших русских и зарубежных ученых. При анализе.лирических произведений использован опыт исследований С.Бочарова, Б.Бухштаба, Л.Гинзбург, В.Ко-яшнова, Б.Кормана, А.Македонова, А.Павловского, Н.Скатова, Р.ЯкО' бсона. .
Научно-практическая .значимость работу заключается б том, что содержащиеся в ней наблюдения и ьызоды могут быть основой для дальнейшего научного изучения поэзии В.Соколова, а так же и современного литературного процесса в целом. Анализ творчестве. поэга в контексте 1950-80-х годов позьогяет ввести результаты исследования в вузовскую практику, ислопьзсватъ при подготовке общих лекционных курсов вс истории русской советской литературы, с. также специальньтс курсов по проблемам современной лирики .
Основные положения диссертации прошли апробацию - 4 -
:на конференции преподавателей, сотрудников и аспирантов ЛГУ (март, 1966), на региональной научной конференции в Грозной (декабрь, 1989). Часть содержания диссертации отражена в публикациях автора. Работа обсуждена на заседании кафедры истории советской литературы в Ленинградском университете (март,1990).
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. Объем основного текста диссертации составляет 174 страницы; Список использованной литературы содержит 286 наименований. ■ •
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Зо введении обосновывается актуальность темы исследования, освещается степень ее разработг лности, определятся цели и задачи работы, ее композиция.
Первая глава - "Раннее творчество В.Соколова" - состоит из четырех параграфов, в которых рассматриваются первые два сборника поэта "Утро в пути" (1953) и "Трава под снегом" (1956), а такяе лирические циклы "Я рассказать хотел о нем..." и "Пушкинский час", посвященные соответственно Лермонтову и Пушкину.
В пьрЕом параграфе большое место уделено биографии начинающего п^эта, так как тема детства и детское восприятие мира станут затем ватлейлими в поэзии В.Соколова. Выделяется он в Литин-стктуте именно как автор, впервые искренне и глубоко ^выразивший впечатления мальчишек, которые не успели попасть на фронт, но перегили многие ужасы войны. Это заметила и критика (С.Щипачев, Н.Калитин, В.Милькоь). Уже тогда В.Соколов начинает ощущать поэтическое родСтво с поздним Пастернаком, также наделенным "вечным детством" (А.Ахматова). Глубокий след оставил в душе начинающего поэта арест отца перед войной, а также смерть в сталинских тюрьмах дяди - М.Козырева, известного сатирика.
В первом сборнике стихов "Утро в пути" заметны уже все основные мотивы» без которых трудно представить поэтический мир В.Соколова: одновременное присутствие в тексте двух лирических "я" - мальчика и повзрослевшего героя, мотив внутреннего раздвоения лирического субъекта, близость поэта при изображении природы к художникам-импрессионистам. В стихотворении "Студеный май. . Оде на ветках зябли...", например, краски расплываются, чувства передаются намеками, остается осознание того, что детство уходит навечно. Мгновение - ено уде в ранней поэзии В.Соколова нечто таинственное, содержащее в себе то, о чем в тексте ке говорится
непосредственно, но высвечивается при'соотношении тончайших оттенков значений слов.
Тем не менее в книге "Утро в пути" превалируют повествовательные, эпические стихотворения, в центре внимания которых -обобщенное "мм". Сказалось нивелирование личности сталинской эпохой: лирические вещи, объединенные субъектом сознания, "я"; в то время не печатались не только у Соколова, но и у многих других, особенно молодых, поэтов. По-настоящему "соколовские" сти^и остались в большинстве своем за пределами первого сборника. Мы анализируем их в одном ряду с опубликованными произведениями.
Следущая книга - "Трава под снегом" - еще более решительный шаг в сторону углубления психологичности, лиричности. В период шумного подъема так называемой "эстрадной" поэзии В.Соколов сознательно отходит от микрофона. Эмоциональный тон книги, на наш взгляд, определяет стих "Видно, зажил я не так, как надо" ("Отодвинул ветер занавеску...").Обнаруживая несовершенство в себе и отчетливо осознавая сбой нравственно-этический идеал, лирический герой ставит перед собой задачу личного совершенствования, или согласования первого со вторым. Решение общественных проблем при этом тесно сопряжено с внутренним миром центрального "я". Философская формула: "Общество есть дополненная или расширенная личность, а личность - сжатое, или сосредоточенное, общество" (В.Соловьев) насквозь пронизывает лирику В.Соколова ("Все прозрачно в мире...", "Не легкий труд - рытье колодцев...", "Старые церкви"). Заметно, по сравнении с червей книгой, открытое и широкое обращение к классической традиции русской лирики XIX и начала XX века. Анализ Соколовских двойников ("Чайка", "В грибном ише шли дожди...", поэма "Чужое письмо") и мгновенных пейзажей ("И звонкость погоды.,.") не случайно побуждает обратиться к именам Фета, Блока, Пастернака. В следу.оцих книгах "На солнечной стороне" (1961) и "Смена дней" (1565) Г;бра!де1ие к, традициям русского стиха сказывается еще сильнее. "К- нам приходят ночами Пушкин, Лермонтов, Блок", ■•■■•■. "...Со мной опять Некрасов и Афанасий Фет", - пикет В.Соколов, и эти имена появляются не случайно.
ЧетвертчЧ параграф посвящен лирическим циклам "Я рассказать. >отел о нем..." и "Пушкинский час", которые занимает важ-^ ное.кеето в творчестве поэта 1550-60-х годов, и являются как бы переходным этапом от раннего творчества к зрелому» Эти циклы ■..■,
- б -
до сих пор не изучены и не оценены по достоинству. Так, "Лермонтовская энциклопедия" (М., 1981), выделяя поэтов, посвящавших стихи Лермонтову и писавших о нем в послевоенное время - Б.Ах-мадулику, Е.Евтушенко, С.Наровчатове и других, - имени В.Соколова не упоминает совсем.
Глубоко разработана в первом из названных циклов тема внутреннего раздвоения героя (лирическое "я", Лермонтов). Мотив сомнения является одной из главных циклообразующих. Наш совре-. менник не ищет в Лермонтове подобия своего "я". Он хочет понять самого себя, борется о тем злом, "наносным", которое мешает быть "собой".
Главное, что объединяет стихотворения "Пушкинского часа",-это фиксация мгновений высокого духовного напряжения, "переломных этапов судьбы, в которые решались вопросы жизни и смерти" (И.Коган). Из лейтобразов, объединяюаих произведения цикла, выделяются листья, снег и ветер. Они играют важную роль во всем творчестве В.Соколова, но в пушкинском цикле впервые наполнились глубоким нравственным смыслом. Циклообразупцим является также чужой текст, цитаты. Развитие авторской мысли, в процессе которого строится пушкинский мир и создается образ великого поэта, целесообразно представить в виде расширяпцейся спирали.При этом можно заметить, что тайна пушкинского гения, счастья ("то, чего и друг не чает"), поварачиваясь новыми гранями, в финале цикла не перестает быть великой загадкой.
Уже раннюю поэзип В.Соколова мы можем определить в целом как психологическую. В традиционной триаде "человек - общество - природа" его привлекает прежде всего внутренний мир личности. Лирик открывает новые и новые грани человеческого "я", он стремится приблизиться к добру, ибо в этом видит смысл своего существования и совершенствования. Но само собой разумеется, что психологическое в соколовской поэзии немыслимо без глубинного осознания проблем "человек - общество" (социальной) и "человек - природа" (натурфилософской).
Вторая глава - "Проблематика и поэтика зрелого творчества"-состоит из следутих четырех параграфов: "Второе, зрелое открытие Родины и себя", "Психологическая сложность лирики В.Соколова", "Некоторые особенности поэтики" и "Импрессионистичность стиля и гражданст»енность позиции".
В середине 1960-х годов творчество Владимира Соколова получает широкую популярность. Зарождается новая поэтическая волна,
■связанная о именами таких лириков, как К.Рубцов, А.Прасолов, А. Передреев, А.Жигулин, С.Куняев, Г.Горбовский и другие. Именно на фоно их поисков был расслышь голос исследуемого нами поэта. Тогда же появилась у него подборка стихотворений о Родине, России, где любовь к "мелой родине", среднерусской полосе органически сливается с высоким чувством ко всей стране, к другим народам. С легкой руки В.Кожинова данный рубеж творчества В.Соколова большинство критиков и литературоведов стало называть "вторым, зрелым открытием Родины". Анализируя эти стихотворения, исследователи как правило останавливались на средствах художественней выразительности (Ал.Михайлов), на часто встречавшихся образных деталях (О.Харкевич), проводили пераллели с Блоком (В.Цу-сатов, Г.Лесная). Б диссертации выносится на первый план внутренний мир героя, его "дуиа", которая предстает перед читателем во всей, глубине к противоречивости. Сопоставление стихотворений В.Соколова и Н.Рубцова под одинаковым названием "Звезда полей" позволяет нам заметить следушее. Если для Рубцова характерен социально-философский взгляд на современность, если его привлекает то, что сообщает прочность и стойкость человеческой личности, то В.Соколов - поэт ярко выраженной психологической направленности, он питается уловить ту границу, где удивительно пластическое человеческое "я" в своем развитии диалектически меняется, стремится к добру, не теряя при этом сроей цельности.
Исключительно важное значение при изображении психологического состояния имеет движение чувства, его ннутремнее пробуждение. Сам В.Соколов тсже считает, что лирике должна закреплять неповторимые мгновения во всей прелести их .порыва, вих движении. В зачине многих стихотворений создается статическое состояние, которому предстоит быть взорванным. Важен не результат переживания, а его переходный момент. Нередко появляются глаголы преодоления препятствий, слова "граница", "межа", "поворот". Перейти внутреннюю границу - не обязательно перебарывать свои ошущения. Чувство, следупцее из предыдущего, должно приходить к жигни, не производя никакого насилия над собою.
Давно замечено, что В.Секолсв - поэт внутреннего монолога, в его стихотворениях' идет внутренний "диалог*" поэта и совести. Ду^ерный порыв - это спор с самим собой, выход из "себя", эти-ческ»чй акт саморезшкания. В построении лирического стихотворения у В.Соколова преобладает схема: "смятение души - выход илк поиск выхода из этих смятений". Стихи можно представить в виде
- О -
"падащих башен", навечно зафиксированное автором б один из моментов ярко выраженного отклонения. При этом порыв, г>иход из своего "я" у зрелого З.Соколова имеет три основные разнсвиднпс-ти, легко переходящие друг в друга: выход в мир детства, ш'хсд з мир фантазии (сюда относятся также стихи с мотивом двойников и мотивом бессмертия) и выход в мир природы.
Постоянно Еознрпщаясь в мир сапего детства, поэт открывает п герое все новые стороны. В этих стихих сохраняется тенденция к автобиографизму и еэтопсихзлогизму, а также регросиектиьмость, но усиливается мотив тайны, загадочности, что достигается погашенной ассоциативностью, мгновенных проявлением чувства: "Меня на миг, кек будто сом сгораю, Схватывает ужас и тетю" ("В сорок втором").
Большую роль в психологической лирике В.Соколова играет соображение, фантазия, подсознание, сны. В стихотворении "Можно жить и п присланном мире" (1961) подчеркивается, что внутренний ш:р человека настолько глубок и многогранен, что найдется п нем место и "придуманным мирам". "Фантастика - это но выдумка, - отмечает позже В.Соколов. - Не надо путать "головизну" прэпднпх вымыслов и фантастику, которая базируется на самой жизни . Борьба в личности двух начал (внутреннее раздвоение), раскрыьею-цая психологические изменения в дуие героя, характерна для произведений многих современных позтоп. Однако отличительное качество двойников у В.Соколова - их тенденция к дановонности бытования: возникнув раз, они быстро исчезают ("Паровик. Гудок его глухой...", "Барельеф", "Снится мне: л и стар, и беззуб..." и .другие). Выделение в себе двойника - неизбежный феномен развития соксловского героя, его нравственного совершенстиовакия, преодоления внутренних противоречий, сомнений. Роль фантастического заметно снижается, когда поэт касается в своих сти/ах темы о'ессмертия, потоку что оно связано прежде всего с памятью об ¿■шедших, с творчеством и трудом.
Следупаий широко распространенный способ изображения внутреннего мира - перенесение переживаний и чувств человека в ммр природы. А.Урбан заметил даке, что В.Соколов обращает окружающий мир п свое чузство. Анализ стихотворений "Цветущая ветке, с надломом.,." и "Зтя память как странное зимнее озеро..."; позио-
* Соколов В. Указ. соч. - С. 179.
гляет говорить о том, что исследуемый наш псэт здесь очень бли-' зек к Фету и особенно к позднему Пастернаку, который предпочитал, чтобы зримый и осязаемый мир говорил будто бы своим собственным голосом, не зависящим от голоса поэта. И слова Р.Якобсона о творчестве Б.Пастернака с полным правом можно отнести ко многим вещам В.Соколова: "Но это лишь иллюзорное пренебрежение "мной" ("я"): вечный лирический герой, несомненно, здесь. Его присутствие ртало метонимичным... . Слияние субъекта с акружа-вдим миром в творчестве В.Соколова свидетельствует о большой глубине чувства, чаще всего искренней любви - к женщине ("Я вас льблю всей тенью..."), к искусству ("Я должен говорить дождями...","Как я хочу, чтоб строчки эти..."), к Родине ("Звезда полей", "Попробуй вытянуться..."). В. "пейзажных" стихотворениях используется поэтом способность слова вызывать неназванные представления, ассоциациями замещать пропущенные звенья.
Следуший параграф работы посвящен поэтике мгновений, способам попытки поэта фиксировать ускользанцие мгновения. "Хочу понять, и угадать, Неуловимое поймать..." - поставил перед собой задачу В.Соколов еще в 1960-м году в лирической поэме "Смена дней". Мы замечаем, что в стихотворениях поэта часто встречаются слова "миг", "мгновениз" и производные от них. Другой способ запечатлеть ускольэапцее чувство, трудно уловимые переходы -специфичность цветовой палитры, на что обратили внимание многие критики (Д.Чернис, Л.Аннинский, В.СлавецкиЙ). У В.Соколова краски могут смешиваться, подразумеваться, наслаиваться одни на другие, восприниматься сквозь сумрак, дождь, туман и т.п. В неопределенности, переливе цветов - обычно переходное состояние и чувство героя. Предощущение чего-либо важного. Анализ показывает, что по отношению к краскам В.Соколов близок к И.Бунину и особенно к импрессионистским вещам М.Волошина ("Париж", "Письмо"). Читатель как бы должен сам собрать воедино названные цветовые ощущения, чтобы увидеть окружалций мир так же, как и поэт. Целостное восприятие картины может основываться,-организоваться, конституироваться (Р.Ингарден) лишь при соответствующем подходе и активном отношении читателя.
Специфичен в лирике В.Соколова лейтмотив "снега". Впервые обратили внимание на связь между снежной стихией и мгновенным
* Якобсон Р. Работы по поэтике. - М., 1987. - С. 329.
ее проявлением Ю.Айхенвальд и В.Кожинов. ИЛЬган в своей статье "Некоторые особенности поэтики Вл.Соколова" исследует контекст, в котором проявляется этот образ, его словесное окружение, и замечает, с одной стороны, "дефицит" эпитетов, характеризующих снег, с другой стороны, обилие самых разных глаголов, причастных оборотов, причастий, которые делает образ динсмччным, живым. Из множества действий и состояний мы выделяем таяние , при этом пора таяния снега предстает как время каких-либо перемен, как грань некоего начала и итога ("Такая свежесть на душе...", "1£утка. Шубка. Взгляд мерцатаий^.."). "Снег" образует в творчестве В.Соколова особый мотив, эмоциональный фон. Он несет в себе элементы мифа, созданного писателем, но не сводится к мифу. Будучи постоянно мгновенной, незавершенной, лирическая линия снега как бы сама требует своего дальнейшего развития и дополнения в следующих стихах. Каждый ранее проявившийся фон бросает блик на новое.свое проявление, обогащая его. Явление, близкое построению музыкального произведения, в котором, как правило, происходит модификация облика первой фазы в свете последующей фазы и так далее.
Далее мы останавливаемся на так называемой "музыке", о которой токе часто пишется в критике, и замечаем, что в это понятие вкладывается два основных значения: музыка незвучащая (тема) к музыка звучащая (ритмика, фонетическая'фактура, интонация). Разумеется, оти два значения связаны мевду собой, тема музыки находит отзвук на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях ("Спасибо, цузыка, за то...",' "Ростов Великий"). Важно, что е зрелой лирике В.Соколова передается не сама музыка, но предчувствие , ожидание музыки. Свясано это явление опять-таки со стремлением поэта запечатлеть сиюминутные, неуловимые, переходящие впечатления и чувства.
Желание поэта - "в смиренную строчку Неожиданность запечатлеть" - чувствуется'и на естественной выразительной интонации стиха, в сгущении экспрессивных синтаксических форм. В стихах встречается эллипсисы (пропуск одного из главных членов предложения), парцелляции (рубленность сочетаний). Мастерски пользуется В.Соколов поэтическим переносом; эта речь - без перевода дыхания -оставляет ощущение спешки, одышки, стремления скорее передать ускользвпцее и исчезашее чувство. Различного рсда стилистические приемы могут встрзчаться в пределах одной строфы. Характерно для Соколова частое употребление повторов,
-И -
'среди которых превалирует синтаксический. Так, в стихотворении "Андроников монастырь" они помогают выразить архитектурную гармонию. величавость монастыря и вечность того чувства, что охва-■ тлло героя и его любимую. Тем не менее большую часть рефренов В.Соколоеи отличает следующая особенность: возвращая к одному и тому же моменту (пейзажу, явлению, чувству), они как бы держат читателе в узком заданном промежутке времени ("Верность", "Как будто не было зимы...", "Солнечный день в октябре").
В основе поэтики В.Соколова - беглый, моментально брошенный взгляд. Это отражается на разных уровнях текста. Белинский писал: "Всякая личность единична; у ней может быть много интересов и направлений, но всегда под преобладающим влиянием одного главного"^.' Миг наиболее глубоко отражает оцутренний мир героя. Короткий промежуток времени - это та точка, где пересекается эстетическая цель с нравственной: "'Игкоьенье это сохранить Старается душа живая" ("Здесь хочется писать стихи..."). Эстетическая и этическая программа З.Соколова, таким образом, органически вытекает из поэтики запечатления мгновений и так или иначе связывается с и м п р е с с и с н и з м ом . Однако из этого не следует, что В.Соколов последовательно следует принципам изображения жизни, открытым художниками-импрессионистами, и.Их "философии". Важно своеобразное родство импрессионизма поэтике В.Соколова. (
В четвертом параграфе мы вплотную подходим к сложнейшему вопросу - соотношению мезду импрессионистичностыо и гражданственностью в мироощущении художника слова. Некоторые критики считают, будто импрессионистичность есть отказ от решеьия социальных проблем. Этой мысли придерживался и А.Ф.Лосев: "...самые-то явления в их объективном существовании, равно как и само-то их человеческое,Я в его субъективном существовании является для импрессиониста только ненужными гипотезами"".'Поэтому неудивительно, что некоторые критики (А.Наумов, Л.Аннинский) не принимают творчэекур:цель В.Соколова. Признавая его талант, оригинальный ззгляд на-мир, они отказывают ему в самобытности, как только начинается речь о духовно нравственных ценностях, И все же нетрудно убедиться, что у В.Соколова в.соотношении "фиксация'мгкове-
1 Белинский и. Полк. собр. соч.. В 13 т.-М., 1953. - Т.7.-С.ЗК.
л . .
Лосев А. Теория стиля у модернистов // Литературная учеба. -
1988. - № 5. - С. 159. ■":
кия - изображение внутреннего икра героя" диалектическая связь не нарушена.. Первое подразумевает второе и наоборот, виксацил мгновение, или импрессконистичность, выступает кик психологический фактор; изображение внутреннего мира героя неизбежно связано с нравственно-философской позиг,ией автора, с его сощк.ль-ней активностью, грнгденственнссты;. Критики, на наш взгляд, учитывают, что воспринимающий стихи видит в них не реллчиша.т!;, текучий мир эго, - читатель активно достраивает этот мир, уик-рокосм.
Поиск неведомой краски к стихотворении "Художнику" - это мучительный процесс художественного поиска, поэт раскрывает диалектику иетимного и грбжденпкого в иэобразительноч( г.скуссове, а отевда -из поэзии. Стихотворение "Паровик. Гудок его глухой..." было создано накалке знаменитого спора мещту гфиэ:(ко-т " и "лириками". Герой произведения становится свидетеле» того, как у некоего путника на "мгновение" возникает огромная летучая тень, которая, невидимо следует за хозяином, а тот и не догадывается о ней. В соотношении тончайших оттенков и значений слов, а также в контексте исторической эпохи ык видим, что поэт дает свою оценку гриблигасдеПся НТР, которая тяжелым бремсигм -а не только облегчением и извглтикм прогрессом - ложится на человечество.
Касаясь отношения гражданского и импрессионистического, нельзя забивать и следучиего: поиски В.Соколова кор><ями своими ¿■ходят в традицию русского классического стиха. Мгновения, достойнее того, чтобы сказать ш: "остановись!" - по-разному фиксируется в творчестве ^ермвнтовп, Фета, Блока, Пастернака. Наличие импрессионяетичнссти становится, таглм образом, почти обязательным признаком высокой поэзия.
И третьей главе - "Поэмы З.Спколовз 19бО-193С-х годов" -рассматривается зрелые поэмы исследуемого нами автора: "Смена дней" (1960), "Улица" С1966), "Шедринск" (1967), "Свжет" (19721976), "Алексаэдровсхий сад" (1984). Б крупных жанрах поэт остается верным поэтике ,чгновений. Он ила 'одномоментные переживания выстраивает в ряд, последовательно одно за другим, созданья при атом новое целое (принцип построения лирических циклов),или останавливается лишь на одном мгновении, на одном порызе чувства, но при этом исследуем все тонкости, ссо.упвлялцие сложного психологического состояния (экстенсивное расширение мига). К первой группе относятся "Смена дней'', "Ыз,прииск", ко второй -
"Улице" и ранняя поэма "Чу.кое письмо" (1954, 1971).
Б основе поэмы "Смена дней" - внутренняя борьба героя с самиу собой. Появляющийся в финале "серьезней человек" является его же собственной "тенью". Поэт хочет вернуть миру, окружающему его, детскую первозданность и свежесть, а вместе с тем утраченную красоту и добродетель Пейзаж превращается в гигантский экран души гороя. Мы становимся свидетелями того, как "... мир смиренно И умирает, И мгновенно Рождается, похорошев". Речь идет о мгновенных метаморфозах, при которых изменяется и добреет не только внеысяя среда, но и внутренний мир героя.
Лирические поэмы "Шедринек" и "Улица" явились новой ступенью й поэмном млшежи В.Соколова. Первую из них отличает особая импрессионистичность: военное детство героя, предметы, люди проступают издалека - сквозь туман, дым, снеговей. В ткани стиха важную роль играет недоговоренность. Множество нчзывных, усеченных предложений, парцеллятсв, внутренний монолог, обрета-пиий местами формы "потока сознания" - все это используется но для изображения действий и эмоций, а для намеке. Холодной снежной стихии противостоит в поэме мечта о золотом веке, которая помогает героям преодолеть тяготы и лишения войны.
"Улица" же примечательна тем, что реальность в ней граничит с фантастикой, мы видим то, что происходит без перехода и наяву, и в сознании (воспоминании, воображении) человека. Примечательно, что героиня - "ты", "высокая девочка" - застается одновременно и спящей, и каташейгя по льду, она как бы стоит рядом с героем, который дважды обращается к ней: "Давай снежок из прошлого слеплю. Метни его вон к той оконной раме..." Она же, пс всей вероятности, еще находится рядом с двойником автора: "Вы разошлись. Но вы сойдетесь снова. Исчезли вы, а я еде лежал". Оппозиция "вы" - "я" говорит о сложной субъектной организации поэмы. В финале и образ улицы, и образ любимой сливаются для лирического героя в одно лицо. Важнее место в поэме занимает снежная стихия. Снег - это память о войне, тогда он холодный и вечный. Но снег - одновременно и память о юношеской любви, тогда он легкий, "полный сдержанного пыла", мгновенный и ускользающий.
Обе эти тенденции - усиление фантастичности и импрессио-нисничности - налицо и в стихотворениях В.Соколова этого времени, хотя они были в "зародышевом" состоянии и в самых ранних вецах.
"Сюжет" - одна из. самых изученных поэм В.Соколова. О ней писали Д.Чернис, И.Коган, Н,Мазепа, интересные замечания содержатся также в статьях М.Числооа, К.Котенко, В.Славецкого, А. Субботина, А.Пикача, В.Цыбина. Мы в своей работе обращаем особое внимание на "классический треугольник*: Поэт - Художник -Мария, на контрапунктность в ппстроении произведения, а вместе с ней не жанровую специфику "Сюжета". Исследуя черти преемственности, мы обращаемся к кинематографу Ф.Феллини, чье творчество В.Соколоа оценивает высоко.
Усложнение внутреннего »р<ра героя, Поэта, отражается правде всего в субъектно-объеетной организации поэмы. В форме "я" выступает в тексте и лирический герой, и автор-пов.«£твоваталь, и собственно автор, и двойник лирического героя, характеристика которых дается в диссертации. В облике Художника вцаеляется не столько бездуховность, дьявольское начало, но, что очень важно, гуманное отношение к нему Поэта. Мария в поэме тоже сл-сх-на и многолика. Б прошедшем она предстает одной, в современности - другой, в несостоявшемся мире Поэта - "в соседней минуте, Существовавшей, как параллель Обыденному, явному..," ~ Мария сбр^тпет совершенно иовыз качества.
Хотя мы и выделили повествователя, но в построении г.озмн повествовательный сюкет не играет сколь-нибудь существенной роли. "Сгжьту" присуща контрапунктность, одновременное движение в лирическом•сикете нескольких самостоятельных линий. Этот музыковедческий термин при объяснении построения "Сюжета" бил впервые применен самим В.Соколовым. Контрапунктность выражается в пэреллельиом движении "трах действительности^" (Д.Чернис): реальной, ирреальной и поэхной, где в форме субъекта "я" уступает соответственно лирический герой, его двойник и собственно автор. Мы выделили также в поэме движение двух других линий -снега и жары, га которыми вечная борьба оптимистического и пессимистического начал в дуле одного человека. Эти дне линии тэ сосуществует, то взаимно переходят друг ь друга, то исчезает.
: Нельзя согласиться с И.Коганом, считавшим, будто "Сюжет" является лирс-эпической поамей. Определяя ее как лирическую, т №3 отрицаем наличие элементов эпики. Перед нами - '"одно из магистральных направлений в поисках поэтами 70.-х годов эпичности •я рамках лирических структур" СИ,Мазепа). И событийность, и характеры з'Тиком произведении только намечаются к не могут раскрыться так, -как эпической.'К-лйро-эпкческой -лоэке. Получается,
по словам В.Соколова, "разорванное кольцо", которое должен соединить сом читатель.
3 поямз "Александровский сад" плат обращается к постоянной своей теме детства и юности. Избегая прямой повествовательнссти, последовательной событийности, автор мекду частями произведения часто вводит лирические отступления - детское "я" прерывается голосом взрослого героя. К тому же в первой половине поэмы автор прокручивает реальное время в обратную сторону ('"Гак это было До предыдущей глайы поэмы"). Воедино сливаются гражданская тема Родины и тема интимного, биографического "я". По жанру и "Александровский сад", и не завершенный пока "Алиби" являются, по определению самого автора, вольными поэмами, где сосу-¡пествуэт одновременно и лирика, и эпос, и драма, и трагедия.
В заключении подводятся итоги исследования, намечается перспективы дальнейшей разработки данной темы.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
1. Ранняя помзия Владимира Соколова // Диалектика формы и содержания в. языке и литературе: Тез. докл. всесоюз. конф. -Тбилиси, 1986. - С. 183-184,
2. "Отходим, похоже, от природы" / Размышления над лирикой В.Соколова и Васильева // Молот (Ижевск).'-. - 1986. 8* - С. 46-49 (на удм. яз.).
3. Проблема "мгновения" в ранних стихотворениях В.Соколова // Читатель и современный литературный процесс: Тез. дскл. регион, науч..кон$. — Грозный, 1989. - С. 236-237.
4. Современная лирика и импрессионизм // Кенеш (Ижевск).-1990. - № 10. - С. 45-46 (на уцм. яз.).
5. Мотив "двойников" в ранних стихотворениях В.Соколова // Проблемы традиции и новаторства в литературе и фольклоре: Меж-вуз. сб. науч. тр. - И»евск, 1990. -0,4 п.л.
Подписало а пэчать 16.Í.C.90. Тироз: 100 акз. Заказ л -1561. .Усавузаасяая итографид
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Шибанов, Виктор Леонидович
HH^IKHHK . 3
Глава 1. РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО В.СОКОЛОВА. 10 ~
§Х» Становление личности . 10
§2. "Утро в щтжп/&53/ . 17
§3» "Трава под cbbíWVÍSSS/ . 31
§4. Лирические вдеты *Я рассказать хотел о нем.«Л и "Пушоюский час" . 49 —
Глава П. ПРОЕЛШКВШк. Ж П0ЭТЙК1 ЗРЕЛОГО ТВОРЧВСГГВА. 65
§1. "Второе, зрелое открытие Родины и себя*.65
§2. Психологическая сложность лирики В.Сокоаова» . 78
§3. Некоторые особеиности поэтики . .105 — а/ "поэтика мгновенжй*1 . 106 — б/цветовая палжгра .108
•BÍ лейтмотив света . 114 г/тема музыки . 121— д/ особенности синтаксиса, роль повторов . 124 —
§4» йипрессионнсткчность сткяк и гражданственность довжщпг . 130 —
Глава HL. ШЭШ В.СОКОЛОВА 1960-1980-зс ГОДОВ .139
§1» Вводные замечания .139
§2. Поам-шшиатюри *Смвна дней**, ЧПадринск* и
Тлила* . 142
§3. Чаявт1* . 150
§4. В поисках "вольной* поэмы . Iß6
Список научной литературыШибанов, Виктор Леонидович, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"
1. Соколов В* Разные годы: Избранные стихи.— Е.:Сов. писат.,1966.-200с.
2. Соколов В» Избранная лирика»- гвардия, 1967.— 32с.
3. Соколов В» Снег в сентябре.- ÙLiCob» Россия, 1968.- 143с.
4. Соколов В* Стихотворения*- М*:Худож* лит», 1970»- 223с. 9* Соколов В. Вторая молодость»- ii» tMox .гвардия,1971.- 192с. 10» Соколов В. Четверть века: Избранные стихи 1948-1973.М.:Сов. Россия, 1975»-255с*
5. Соколов 5» Городские стихи*— BL ^Сов. писат.,1977.- 167с»
6. Соколов В. Позднее утро»- М*. : Современник, 1977.- 240с.
7. Соколов В» Спасибо, музыка»— М. :Мол. гвардия,1978.— 303с»
8. Бабаев А»К» Край родной: Стихи. Перевод с азербайджанского В»Сокодова,— Баку: Детюниздат, 1958,- 142с.Ш
9. Соколов В» "Россия выдержала бурю.»»"// Лит» Россия»1967»- 14 апреля. 27» Соколов В» Не далее околицы// Коме, пр.- 1972«.— 4 июля» 28» Соколов В. "Наш по самой по сути."// Коме. пр. 1973»-7 января.
10. Соколов В. Шестьдесят лет Ярослава Смелякова // Дружба на- 177родов»— 1973.- В 1» С.269-271.
11. Соколов В. Поэт в его герой: Задатки о двух новых книгах// ^ Коме. пр. 1973. - 3 февраля.31» Соколов В. Писатель и критика. Анкета "ВД" // Вопросы литературы^- 1979.- £ 12. С. 287-288.
12. Соколов В. "И с миром утвердилась связь". От "Балаганчика"через "Соловьиный сад" к "Двенадцати" // Лит. Россия.-1980» 18 января.
13. Соколов В» Предисловие // Евтушенко Е. Стихотворения.М»:Дет. литература, 1981*- С.5~10.
14. Соколов В. В моем окне двадцатый век // Лит. газета.*1982»- 31 марта.
15. Соколов В. Не повторить хочу продолжить: Маяковский исовременная поэзия. Беседа во Львове // Лит. газета«— ф 1982»— 6 октября.
16. Соколов В. "И каждый читатель как тайна."// Лит. обозрение. 1983.- & 5.- С. 98-103.
17. Соколов В. К 90-летию со дня рождения Владимира Маяковского // Вопроса литературы»- 1983»- 1 7, С.51-62.
18. Соколов В. Сила слова — это сила духа // Вопросы литературы^ 1983.- В 8, С. 161-181.
19. Соколов В. Быть самим собой // Коме, пр.- 1983. -3 декаб.
20. Соколов В. Наш современник: // Маяковский и современность.М* :1Йал. гвардия, 1985.- С.35-42.
21. Соколов В. Свет поэзии // Лит. газета*- 1985»- 2 октября.
22. Соколов F. "И войско песен поведу»»»"// День поэзии 1985. f Москва: Сборник.- М. :Сов. писатель, 1986. — С.213-215.
23. Соколов В. Гений мужества, добра и красоты // Лит. газе178 — та.- 1986»— 19 февраля.
24. Сошло» В. Еде смерть в миллиметре от виска.// Дружба вводов»- 1986*— Ш 3.- С.260-262.45". Соколов В» Разумное, доброе, вечное // Лиг. газета.- 1986» 9 июля.4Б. Соколов В. Поэзия: в алиби не нуждается: // Лит. Россия. -1986.- 10 октября.
25. Ахмадулива Б. Избранное: Стихи»- К»:Сов.писат»,1988»-478с»
26. Ахмвдулнна Б. Сны о Грузии.- Тбилиси: Мерзни, 1979»- 541с.54» Ахматова Ж» Сочинения; В 2-х т»- М^:1удаж» лит», 1986»Т»1-509с»55» Блок А. Собрание сочинений: В 6-ти т.- I»:Худож. лит., 1980-1983»- Т»1-511с» Т»2-470с» Т»4г-482с»
27. Бунин И» Собрание сочинений: В 9-ти т.- М»:Худож. лит», 1956»- Т»1-595с.57» Вадаенкин К. Собрание сочинений: В 3-х т.- М»:Худож.дит», 1964»- Т.1-623с. Т.2-783с.
28. Волошин 2£» Избранные стихотворения»- И* :Сов. Россия, 1988»- 383с»
29. Гейне Г. Стихотворения. Поаш./Переводы с немецкого ВЛевика/.- М.: Худали лит., 1982,.— 399с.
30. Евтушенко Е. Собрание сочинений:: В 3-х т.- И.:Худож.дит.,1984.- Т.1-559с. Т.2-495с. Т^-543с.
31. Есенин С. Собрание сочинений: в 6-ти т.— М.:Худож. лит.,1977.- Т.1-429с. Т.2-238с. Т.З-286С. Т.4-317с.
32. Заболоцкий Н. Собрание сочинений: В 3-х т.- М.:Худо».лит.,1983.- Т.1-655с.63. 1фзнецов Ю. Золотая гора: Стихотворения и поены разныхлет.- М.:Сов.Россия» 1989*— 320с.
33. Куняев С. Избранные произведения: В 2-х т.- М.: Худой, лит.,1988.- Т.1-414с. Т.2-335с.
34. Лермонтов М. Собрание сочинений: В 4-х т.- Л. :Наука, 1979.ТТ.Ь-4.
35. Маяковский В. Полное собрание сочинений: В 13-ти т.- М.:Гослитиздат, 1955.- ТТ. 1-13.
36. Пастернак^. Избранное: В 2-х т.- Л.:Худож. лит., 1985.ТО.-623С. Т.2-559с.
37. Передреев А. Лебедь у дороги: Стихотворения. Переводы. Размышления о поэзии.- М. Современник, 199$. — 454с.
38. Прасолов А. Стихотворения.- М.:Современник, 1988.- 240 с.
39. Пушкин А. Полное собрание сочинений.- М.:Академия НаукСССР, 1937-, ТТ.1-16.
40. Рождественский Р. Собрание сочинений: В 3-х т.- М.:Худож.лит.» 1985.- Т.1-447с. Т.2-526с. Т.3-576с.
41. Рубцов Н. Избранное.- М.:Худож. лит., 1982.- 319с.
42. Самойлов Д. Избранные произведения: В 2-х т.- М. :Худож. лит., 1989.- Т.1-559с. Т.2-335с.- 180
43. Смваганов Я» Избранные произведения: В 2-х т.- М»:Худож.лит», 1970.-Т„1-303с. Т.2-415о.
44. Твардовский А. Собрание сочинений: В 6-ти т.- М.:Худож.лит., 1976.-Т.3-431с.
45. Тютчев Ф. Полное собрание стихотворений.- Л.:Сов. писатель, 1987,- 447с.
46. Фет А. Стихотворения и поэмы.- Л.:Сов. писатель, 1986.-752с.
47. Цыбин В. Личное время: Кйига стихов.— М. Современник,1988.- 238с.и
48. Аверинцев С. Неоплатонизм перед лицом Платоновой критикимифопоэтического мышления // Платон и его эпоха. М.: Наука, 1979,- С.83-97.
49. Андреев Л. Импрессионизм-- М. :изд-во ШУ,1980,- 251с.
50. Асатиани Г. Необходимы ли противоречия в поэзии // Вопросы литературы.- 1981.- $ 10.- С.47-76.
51. Бахтин М. Литературно-критические статьи / Сост. С .Бочарови В.Кожинов.— М.:Худож. лит., 1986.- 543с.
52. Белинский В« Полное соб)рание сочинений: В 13-ти т.- М.:Академия Наук СССР, 1953,— ТЛ-740с.
53. Бердяев Н. Алексей Степанович Хомяков.- М.:Дуть,1912.-251с.
54. Бочков С. Поэтика Пушкина. М. :Наука, 1974.- 207с.
55. Бурсов Б. Судьба Пушкина: Роман-исследование.- Л.:Сов.писатель, 1989.- 568с.
56. Бухшгаб Б. А*А.Фет. Очерк жизни и творчества.-Л.:Наука,1974.- 135о.
57. Бухштаб Б. Лирика Пастернака // Лит.обозрение1987»—JÉ 9.— C»106-il2»
58. Вильмонт Н. О Борисе Пастернаке: Воспоминания к мысли.М.:Сов. писатель, 1989.- 224с.
59. Гаспаров Б. Временной контрапункт как формообразующий принцип романа Пастернака "Доктор Живаго" // Дружба народов.- 1990.— Ж 3.- С.223-246.
60. Гинзбург Л. 0 лирике,- Л.:Сов. писатель, 1974»- 407с.
61. Вшзбург Л» Частное и общее в лирическом стихотворении //Вопр. лит»,- 1981» Ш 10»- С. 152-175.
62. Глушкова Т. Традиция совесть поэзии.- М»:Современник,1987»— 414с.
63. Квятковскнй А» Поэтический словарь.- М»:Сов» энциклопедия, 1966»— 375с.
64. Кодуал К» Иллюзия и действительность. Об источниках поэзии»—№»:Дрогресс, 1969.— 365с.
65. Кожжнов В» Николай Рубцов.- Е»:Сов» Россия, 1976*- 85с.
66. Лосев А. Теория стиля у модернистов // Лит* учеба»— 1988»- № 5»- С»153—160.
67. Павловский А. Память и судьба»- Л»:Сов.писатель, 1962»--367с.116» Поэтический строй русской лщшки^- Л»:Наука,1970»-Ш12с,
68. Проблемы психологизма в советской литературе.- Л.:Ваука, 1970*-396с.
69. Црокуяев Ю. Сергей Есенин: Образ» Стихи. Эпоха»- М»:Сов. России, 1979.- 304с.119» Решетова Л» 0 своеобразии психологизма в прозе Лермонтова // Проблемы психологического анализа в литературе./ Мехвуз. сб .научн»трудов^- Л»:изд-во Л1УГ1983»- С.18-30»
70. Спиркин А» Сознание и самосознание»- М» Политиздат,1972.--303с»125» Субботин А» 0 поэзии и поэтике.- Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, 1979»- 192с.126» Тимофеев Л» Основы теории литературы.- М» :Просвещение» 1976»- 448с»
71. Тынянов Ю. Архаисты и новатор!»- Л»:Прибой,1929.- 596с.128» Узллек Р., Уоррен 0. Теория литературы»- М»:Прогресс, 1978.- 325с.129» Феллини о Феллини,- М»:Радуга> 1988.- 477с»
72. Фоменко И* Об анализе лирического цикла / На примере стихов Б.Пастернака "Петербург*// Принципы анализа литературного произведения.- М.:изд-во МГУ, 1984.- С. 171-173.
73. Шайтанов Й» 0 времени слышнее, весть. . //Д.Самойлов. Избранные произведения: В 2-х т.- М»:Худож. лит», 1989.-Т.1.— С.5-20.
74. Швейцер А. Культура ж этика.- Щ ¿Прогресс, 1973»- 343с.
75. Штейнер Р. Мистика.- М»:Духовное знание, 1917.
76. Щипачев С. Заметки о поэзии 1953 года // Лит .газета.-1954»— 5 января,
77. Евтушенко Е. О двух поэтических поколениях // Лат .газета*— 1955.— 25 января.144» Калягин Н. Злорадство молодых // Октябрь.- 1955.- Ж 9.-С.158-170.
78. Жуховищсий Л. Долг поколению // Новый мир.- 1957.-il 5.-С.236-247.
79. Maiысов В» Пора зрелого вдохновения // Молодая гвардия.-i960.- Л 3.- С.222-226.-185
80. Марченко А. Ответственность // Вопр.лит.- I960.— Л 6»-С.33-51.148 . Елкин А. О "тихих" к "громких" книгах // День поазии-1959,- И*:Оав» писатель, I960»- С.222.
81. Аннинский Л. Заметки о молодой поэзии // Знамя.- 1961.— * 9.- С.198-200.
82. Приходы© В» Ключ от лучшей участи // Лит. Россия.- 1963.-Z августа»
83. Аннинский Л. Нечто большее, ш успех // Шюк.ксакмх.-1965»- 21 декабря.152« Евтушенко Е. Потому что ве до шуток // Лит. газета»— 1965»— 28 декабря.
84. Аннинский Л. Ядро ореха: Критические очерки»- М»:Сов»Рос— сия, 1965*— С»8-38»
85. Гейдеко В. Путь к. себе // Звезда,- 1966.^611.-0.211-213.
86. Лесневский С» Стены помнят // Сов.Россия.-1968»-20 октяб.- 186 163; Козлова В* В.Соколов* Снег в сентябре // Дон.- 1969.-Л 1.- С . 157-459.
87. Чу ев. Ф. На родине милой // Моя. гвардия.- 1969.- i6 1.
88. Мхэнвялъд Ю. Шечатление и слово // Новый мир.— 1969.— £ 5.- С.236-240.
89. Шпайлов 0. "Твой белый парус крепок."// Дружба народов.- 1969.- Л 6.- С.274-275.
90. Паперный 3. Снег в сентябре // Знамя.— 1969.— № 6.
91. Аннинский JT. День поэзии, 1969.— М.:Сов. писатель,1970,-СГ.177.
92. Сидоров Е. Деть поэзии,1969.- М.;Сов.писат.,1970.-€.194.
93. Стариков Д. День поэзии,1969.— М.:СГов.писатель, 1970.-(Т.196-197.
94. Стариков Д. И в просвещении стать с веком наравне.// Лит.газета.— 1970.— 25 февраля.
95. Гринберг И. Лирика чувства // Знамя.- 1970.- Jfc 6 , С.212--216*
96. Кожине® В. Новое поэтическое поколение ff Вопр^яит.-1970.— JS 7.- С.22-32.17$. Аннинский Л. Атака стилем // Коме.правда.—1970.-17 окт.
97. Аронов А. Ж приходит утро // Моск.комс-ц.-1970.-25 нояб.
98. Шпсайлвв 0. 0 Владимире Соколове // В.Соколов. Стихотворения.— 51^:Худож. лит*, 1970.-G.3-12.
99. Ульяшов П. Уходит в будущее // В мире книг.- 1971*- % 2.-СГ.28-29.
100. Стариков Д. Причастность к миру // День поэзии, 1971»— И.: Сов. писатель, 1971»— С. 211-213.
101. Тюрков Ж» 0 понимании традиций // День поэзии, 1971»-М»:Сов. писатель, 1971»- С.193-195.190» Гринберг И» Современная лирическая поэзия.— М»:Знание,1971.- С.33-34,41-44.
102. Соловей 3» Не повторить хочу продолжить // Лит.Россия»1972.- 3 марта.192» Субботин В. Книги ж дороги // Лит»газета.- 1972»- 14яюня. 193» Лавливскжй Л. Сердца взрывная сила: О лирической поэзии 1960-х годов.- М»:Сов.писатель, 1972»- С»206-224»
103. Лавяинекий Л. Горизонты лирики // Правда.-1973.-7 апреля.
104. Михайлов. Ал» Когда я итожу // Дружба народов.- 1975»-М 12»- С.261-264.
105. Лавлинский Л. Не остакляя линии огня: 0 лирической поэзии наших дней.— М»:Современнее, 1975*- С.70-73.
106. Сотников Н» Родные стены// Волга»- 1976»^£3 »-С. 159-161.
107. Пикач А. "Спасибо, музыка»»»"// Звезда»- 1976»-Л 4»-С» 216-217»- 189 210 . Урбан А. Собеседники времени // Лит. обозрение. 1976.-Ш 6.- С.20-27.
108. Урбан А. Внимательность шеокое искусство // Аврора.1976.- В 7,— С.71—72.
109. Числов К. Днижвшге жанра // Правда.- 1977»- 14 апреля.
110. Котенко Н. Ответственность таланта // Лит .Россия.1977.— 22 апреля.
111. Орлов С. Всматриваясь в лицо сегодняшнего дня: Заметки о современной русской поэзии // Октябрь.— 1977.- Л 8.— С.192—197.
112. Пёрцов В. От свидетеля счастливого. Статьи разных вре мен и восшзминаннви- Е.:Савр-ник, 1977,- С.350-356.
113. Цыбнн В» Поздравляв юбиляра // Лит .газета,- 1978.- 26 апреля.
114. Кошель ГГ. *Слиянность неба и земли. ."// Лит.обозрение.1978.- Л 4»- С.57-61.
115. Мете А. Владимир Соколов. Городские стихи // Новый мир.4.- С. 299-300.
116. Шпайлов Ал. Поэты и поэзия.- М.:Цросвйщение, 1978.- С. 156-ЕВ1.220. йусатов В. ГГроблеиа художественных традиций в совремнн— ной лирической поэзии 50-х начала 70-х гг. / Автореф. дисе. . к.ф.н. Л.:ЖШ им.А.Герцена, 1978.-С.16-18.
117. Курбатов В. Даль обретений и потерь // Москва.— 1979.2.- 2IO-212.
118. Бобров А. Быть единственный // Лит .Рос.— 1979.- 15 июня
119. Дмитриев О. Посреди золотого народа // Лит.Россия.-1980»- 12 декабря.228» Евтушенко Е» Талант есть чудо неслучайное.- М.гХудож. литература, 1980.- С.11-12.
120. КЬжинов В» Стихи и поэзия»- И» :Сов»Россия> 1980»- С. 253-262»
121. Михайлов Ал. Тайны поэзии.- М»:Совр-ник» 1980.- С.82-88.
122. Мусатов В. Художественные традиции в современной поэзии.-Иваново ;изд-во Ивановского ГУ, 1980»- С.59-66.
123. Пикач А:. Начиная с конца // Лит.обозр.- 1981»- Л 8.— С.33-37.
124. Спавецкий В» Нора пролагать дороги // Лит.обозр.- 1981»— Л 8»- С.37-40.
125. Чеботарева А» Пи, направленное в бесконечность. Приметы НТР в современной поэзии// Лит.уч? $ба» — 1981» "Л5»— 0.121.235» И&тушенко Е. "Нет школ никаких. Только совесть."// Соколов В» йзбр. пронзв»: В 2-х т.— &»гХудож.лит*, 1981» -Т»1»— С»3-8»
126. Иванова Е» Необходимость // Лит.газета»— 1982»- 1 сент.
127. Чупринин С. Цена гармонии// Октябрь.-1982.-19.-С.182-187.
128. Лазарев К. Душа поэзии // Правда.- 1982»- 4 октября.
129. Ершов Л. История русской советской литературы»- й.:Высшая школа, 1982.- С.262-263.-191
130. Кунязв С. "Дохнула жизни г^бина" // Наш современник»-1983.- % 5.— С. 190-191.
131. Ивацаканян С. Словесный портрет // Лит .Россия.- 1983»-26 августа»
132. Чисяов Ж. Сюжет вся: жизнь// Знамя.-1983.-^9.-С.233-235.
133. Коган И. Некоторые особенности поэтики Вл.Соколова // Поэтика реализма; Шжвуз.сб.- Куйбышев:язд-®о Куйбышевского ГГ, 1983.- С. 114—131.
134. Лесневский С » "Спасибо, музыка."// 8.Соколов. Стихотворения»— К£»:Дег. литература, 1983»- С»5-14.
135. Михайлов Аж» Портреты»- И. :Сов.Россия, 1983»- С.312-341.
136. Гринберг И» Три грани лирики: Современная баллада, ода и элегия. М» :Худож.лит., 1985.— С.353-366.
137. Григорьева А»Д., Иванова Н.И» Язык: поэзии Х1Х-ЗХ вв. Фет» & Современная лирика»- 1£» :Наука, 1985»- С.149-221»
138. Пьяных Е» "Покой нам только снится": Русская, советская поэзия 1965-1985 годов. В шжощь лектору»- Л.:Звание, 1985»- С*10-11.257» Селезнев Ю. Златая цепь.- М»:Совр-ннк, 1985» — С. 187-489.
139. Липатов В. "Только совесть."// Комс.пр»- 1986.- 16март.
140. Коган Я» Становление жанровой дельности в поэзии Вл. Соколова /А Содержательность художественной формы: Межвуз. сб.- Куйбышев :издчво Куйбышевского ГУ, 1986»- С»147-160.
141. Мазепа Н» Развитие современной советской поэмы. Киев: ^ Наукова думка, 1986. - С.210-226.
142. Данченко 0. Открыватели или повторят ели //Лит. газета,—1987.- 17 июля.
143. Архангельский А* "В предчувствии мига,."// Дат.обозрение,- 1987.- Л 7.- С.55-59.
144. Теркис Д. Время диктует поэту // Новый мир.- 1987.- № 2.— а. 254-256,
145. Евтушенко Е. Я начинал как волчонок-одиночка // Огонек 1987.- Ш 9.- 0.29-30.
146. Васильева Л. Сын зимы: 0 поэзии В.Соколова // Москва.-1987.- Ж 7— С.199-201.
147. Подкорытова Т. Лирика Николаи Рубцова и художественные искания советской литературы в 1960-70-е годы. Автореф. канд. дисс. . к.ф.н. — Л.:ЛГПЙ им.А.Герцена, 1987.— С.13.
148. Сидоров К. Евгений Евтушенко: Личность и творчество.— .\Г.:Худож.лит., 1987. С.80-81.
149. Харкевич О. Патриотические мотивы в советской лирической поэзии 1960-70-х годов и их художественное воплощение / на материале поэзии Н.Рубцова, В.Соколова, А»Жигулина, С. Викулова. Автору, канд. дисс. . к.$.н. Киев:1987.-СГ. 9—19 .
150. Цасйш В. Белый цвет пути // Лит .Россия,- 1988.-15 апр.
151. Баншенкин К. Владимиру Соколову — 60 лет // Лит.газета.— 1988.— 20 апреля.
152. Сшвещсий В. Время и бремя позади // Лит .учеба.— 1988.— Ж 5.- С.67.
153. Бобров А. Пора сказать правду // Уроки правда : Из советской поэзии,- М.:Мол. гвардия, 1988.— С.10-11.
154. Глотов А. Выражение авторского самосознания в современ194 ной русской советской поазии. Авторе^. дисс. к»£ьн. — Одесса, 1988С.11-14.
155. Ершов Ж». История русской советской литературы.- М.:Высшая школа, 1988.- а. 546-549.
156. Зайцев ЕГ. Современная советская поэзия: Материалы к спецкурсу.- №. г Высшая школа-, 1988.— СТ. 41-45.
157. Лесная Г. Елоковские традиции! в русской советской поэзии 1970— 70—х годов. Антореф. дисс. . к*ф.н* — М.,1988.— С.16-47.
158. Лесневский. С. "Спасибо, музыка.": Лирика Владимира Соколова // Перспектива-1987.- ЬГ.:Сов.пжсат., 1988.-С.350-362.28а. Щшддько В. Постижение лкркки.- М*:Дет. литература, 1988.-С.22-24.
159. Запввалов В. Яоэзия Владимира Соколова // Литература в школе.- 1989.- № 1*- С.45-53.
160. Бобров А. Жааду лиризма! К открытию поэтического сезона // Лит .газета. —1989.— 5 апреля.
161. Шибанов В . Проблема "мгновения* в ранних стихотворениях В.Соколова // Читатель и современный, литературный процесс.- ГрозныЙ:изд-во Чёчено-Ингушского ГУ, 1989.-С.236--237.