автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.09
диссертация на тему:
Полихроний Агапиевич Сырку как историк Болгарии

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Тетовска, Люба Бончева
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.09
Автореферат по истории на тему 'Полихроний Агапиевич Сырку как историк Болгарии'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Полихроний Агапиевич Сырку как историк Болгарии"

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра истории южных и западных славян

Р Г Б ОД

. На правах рукописи

ГЕТОВСКА .ТЮБА ЕОНЧЕВА ПОЛИХРОНИЙ АГАПИЕВИЧ СЫРКУ КАК ИСТОРИК БОЛГАРИИ

Раздел 07.00.00 - истсрич-ские науки.

Специальность 07.00.09. - историография н

источниковедение.

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

МОСКВА - 1994

Работа выполнена на кафедре истории южных и западных олавян йот рического факультета Московского государственного университета ю М.В. Ломоносова.

Научный руководитель:

доктор исторических наук, профессор

Л.В. ГОРИНА

Официальные оппоненты:

доктор исторических наук

з.и. косик

кандидат исторических наук

0.А. ДУБОЕИК

Ведущая огранизация: Ивановский государственный университет.

Защита состоится 22 ноября 1994 г. в 16 час. на заседании специализированного совета К.053.05.28 по зсеобщей истории при МГУ им. М.Е Ломоносова по адресу: 119899, Москва. Ленинские горы, 1-ый корпус гу манитарных факультетов МГУ, исторический факультет, аудитория

" '-1 диссертацией можно ознакомиться в Научней библиотеке им.А.М. Горького / МГУ. 1- ый корпус гуманитарных факультетов/.

Автореферат разослан " _ "_ 1994 г.

Ученый секретарь специализированного совета доктор исторических наук,

профессор И.Л. МАЯК

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

1

Диссертация посвящена вопросам научного творчества представителя ^революционной русской историографии П. А. Сырку .

Целью настоящего труда является определение места П.А.Сырку в )усскшй исторической науке конца XIX -начала XX века,выяснение его концепции политического и культурного прошлого болгар, выявление зна-[имости и- оригинальности творчества этого исследователя. Автор акцен-'ирует внимание на проблеме понимания П. А.Сырку духовной культуры Вто->ого Болгарского царства-проблеме, находящейся в центре научных изыс-аний слависта.

В соответствие с целью определены и основные задачи работы.Это шалиэ трудов П.А.Сырку,посвященных болгарской истории,выявление концепции историка по вопросу общественного сознания болгарского общества I период Второго Болгарского царства, характеристика взглядов Сырку по фоблеме сущности исихастского религиозно-философского учения,ставшего фициальной идеологией болгар и базисом реформаторской деятельности 'ырновскрго патриарха Евфимия и созданной им книжной школы.анализ со-шнений слависта о литературной жизни Второго Болгарского царства, ге-[езисе,сущности и значении Тырновской книжной школы.

Хронологические рамки работы -конец Х1Х-начало XX веков,т.е.время шзненной и творческой деятельности П.А.Сырку.

Степень изученности темы. Новизна исследования.

Важная проблема духовно-культурной жизни Второго Болгарского царства уже давно является традиционным предметом исследования ученых разных стран. Существенный вклад в ее разработку внесла болгарская историография. В то же время указанная проблема имеет и неизученные аспекты. В стороне от серьезных разработок осталась русская дореволюционная историография темы, имеющей солидный фундаментальный характер.Видны? слависты России П.А.Сырку, А.И.Соболевский, А.И.Яцимирский, Ф.Й.Успенс кий и др.посвятили обширные сочинения духовной жизни в Болгарии XIV в. Одним из первых исследователей упомянутого процесса был П.А.Сырку,труды которого повлияли на становление и развитие болгарской историческо* науки. Однако в болгарской историографии отсутствуют труды анализирующие научное наследие историка. В русской науке литература о П.А.Сырк> крайне скудна. Ему посвящены лишь короткие заметки в трудах М.А.Алпатова, М.В.Нечкиной и Л.Е.Семеновой. В ряде обобщающих трудов по славяноведению- его имя даже не фигурирует. Таким образом, представленная диссертация является первым в историографии исследованием, в которок

д

проанализировано творчество русского историка, связанное с болгарскш темой.

Метод исследования проблемно-сопоставительный,основывающийся нг привлечении разнообразных источников и литературы при анализе исследуемой проблематики.

■ Источниковая база работы определена характером предмета исследования. Использованные материалы разделяются на две группы - неопубликованные и опубликованные. К первой группе источников принадлежат архивные материалы, содержащиеся в фондах Центрального государственное

исторического, и Областного исторического архивов Санкт-Петербурга, в фондах архивов Болгарской Академии наук и Исторического архива при Народной. библиотеке имени Кирилла и Мефодия в Софии. Научные отчеты, протоколы заседаний Совета Санкт-Петербургского университета,отзывы, докладные записки',корреспонденция и т.д. дзот представление о научном пути П.А.Сырку, о его научных интересах, достижениях и контактах. Для нас имеют особое значение документы Петербургских архивов, связанные с делом по назначению П.А.Сырку на профессорскую должность. Они дают возможность коснуться темы "человек в науке", пролить свет на зависимость судьбы ученого от человеческих взаимоотношений. На основании ряда архивных материалов раскрывается драматизм жизненного пути ученого, его житейское фиаско, в значительной мере обусловленные его взглядами, отличающимися от взглядов историков, работавших в Санкт-Петербурге.

Ко второй группе источников относятся труды слависта, опубликованные на страницах русской и болгарской периодической печати, прежде всего, в Журнале Министерства Народного просвящения, Византийском временнике и Славянских известиях.

Основными источниками'работы явились монографии П.А.Сырку "К истории исправлении книг в Болгарии в XIV в" , " Литургические труды патриарха Евфимия Тырновского" ," Время и жизнь патриарха Евфимия Тыр-новского" и " Очерки из истории литературных сношений болгар и сербов в Х1У-ХУ1.1 веках".

Практическое значение диссертации состоит в том, что ее результаты и данные могут быть использованы специалистами для изучения проблем русской болгаристики .• Материалы диссертации могут привлекаться при подготовке специальных курсов по истории русской исторической мысли, и в частности, по истории славистики в России.

Апробация работы.

Значительная часть основных проблем диссертации нашли отражение в опубликованных и подготовленных к печати материалах, а также в выступлениях автора на научных конференциях (IX и X Научные конференции болгарских аспирантов с международным участием в Москве - 1987, 1988 г.г. .Первая всесоюзная конференция по болгаристике( Дриновские чтения) в Харькове - 1988 г.).

Структура работы соответствует основным задачам диссертации. Построенная по проблемному принципу, работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка источников и литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ.

Во введении обосновывается научная актуальность и новизна темы, сформулированы цель и задачи исследования, определены хронологические

д

рамки работы, выделены основные группы источников, сделан анализ болгарской и русской историографии.

Первая глава "П.А.Сырку. Биографический очерк" состоит из четырех разделов.В ней автор пытается дать объективную ретроспекцию жизненного и творческого пути П.А.Сырку. Показан процесс его формирования как человека и ученого. Освещены периоды научно-творческой деятельности, отмечены 'темы,ставшие объектом его научного интереса. Охарактеризованы научная программа слависта и ее этапы. На базе архивных материалов дана информация об экспедициях ученого е славянские земли и на Афон и о работе его в западноевропейских библиотеках. Прослежены развитие, и ут-

верждение П.А.Сырку как ученого, получение им ученых степеней, появление научных публикации в русской и иностранной периодической печати. Выявлен вклад слависта в болгарскую историографию, диалектологию, археологию и фольклористику. Автор считает, что на базе архивных материалов фонда болгарского фольклориста Кувмана*Шапкаревз проблема издания " Сборника народных умотворений" может быть поставлена по-новому. На над взгляд, П.А.Сырку сыграл решающую роль в издании сборника, т.е.помог развитию болгарской фольклористики в момент формирования ее как науки!

Вторая глава - "Общие проблемы болгарской истории в творчестве П.А.Сырку" состоит из трех разделов: " Источниковедческие вопросы", "Политическая история Болгарии", " Духовно-культурная проблематика."

В XIX веке в русской медиевистике начался процесс активного издания средневековых памятников. Заметную роль в этом процессе сыграл П.А.Сырку. Он сделал достоянием науки ряд книжных памятников, связанных о историей болгарского народа.

В первом разделе второй главы отмечены, заслуги П.А. Сырку е сохранении источников болгарской истории. В 1900 г. он издал китие Ромила , содержащее ценные сведения об.истории исихазма в Болгарии, а в 1909 г. /посмертно/ было издано подготовленное П.А.Сырку житие Григория Синаи-та - одного из основных источников по философии исихазма. Прослеживая литературную жизнь в двух болгарских государствах /ТырнЬвском и Бдинс-ком/, славист издал памятники, характеризирующие ее. В диссертации подчеркнут ввод ученым в результате долголетних археографических занятий в научный оборот нового термина " тырнсвскии.извод", и опубликование трудов Тырновского патриарха Евфимия. В 1898 г. славист издал, литургическое сочинение болгарского патриарха по афонской рукописи ХУв.

е.т.наг. Эографский служебник и подготовил к печати литературные сочинения Евфимия. В 1900 г. он ввел в научный оборот труд Евфимия " Служба о царице Феофане по Хилендарской рукописи XV в. П.А.Сырку издал светские повести "Слово о премудром Йосифе", "Слово об Александре" и "Слово о царе Фоке и царице Феофане". Опубликовав эти источники, П.А.Сырку дач возможность ученым объективно оценить духовную жизнь болгар . Ученый опубликовал и памятники, имеющие отношение к более поздним периодам - в 1901 г.он выпустил в свет" Житие и службу Николаю новому Софийскому" и "Похвальные слова о софийских мучениках - произведения, характеризующие деятельность представителей Софийской книжной школы /XVI-XVIIb/, им были опубликованы также отрывки из болгарских Дамаскинов. <

Интересовавшийся судьбой рукописной книги, славист указал на роль Афона как хранителя рукописного наследия среднеболг'арской литературы и сделал описание славянских книг, хранящихся в Bodleam Library в Оксфорде, Британском музее в Лондоне, собраниях Й.Шафарика и Ф.И.Успенского. >

В разделе "Источниковедческие вопросы" автор обратился к вопросам археологических и языковедческих исследований П. А.Сырку. В начале XIX в науке появился интерес к болгарским говорам.Проблема единства и диалектного различия болгарского языка привлекла внимание П.А.Сырку. Изучив болгарские говоры в Северо-Западной, Северо-Восточной Болгарии и в Родопах, славист определил четыре диалекта.болгарского языка -восточный, западный, рупаланский и македонский..

• Второй раздел "Проблемы болгарской политической и культурной истории" посвящен анализу взглядов П.А.Сырку на историческое прошлое болгарского народа. Позиции ученого отражены преимущественно в рецензиях, которые он писал на труды других историков. В области политичес-

кой истории наиболее существенен вклад слависта в изучение болгарского прошлого времени царствования Ивана Александра и Ивана Шгашана. Используя преимущественно византийские источники , П.А.Сырку характеризует Болгарию как сильную державу, . о чем свидетельствуют ее участие в важных актах международной политики. Пользующееся международным авторитетом государство,по мнению историка, было привержено идее общебалканского объединения против исламской опасности.

Интересным научным тезисом ученого является тезис о наличии политических партий в церковно-политической жизни болгарского общества -" греческой " или " ортодоксальной ", выступающей за стабилизацию греко-болгарских межцерковных отношений в церковной жизни страны, посредством- устранения обрядных отклонений в болгарской церкви, и "национальной" партии, стремящейся к абсолютной национальной независимости, являющейся инициатором догматико - канонических нарушений в церковной жизни болгар. Необходимо отметить, что несмотря на неточную трактовку понятий "партия" и "национальность", в исследовании П.А.Сырку содержатся ценные наблюдения о религиозной форме политических разногласий.

В этом разделе исследована и позиция историка по вопросам геноцида /избиения интеллектуальной элиты/ болгарского народа и его духовной ассимиляции /насильственного внедрения исламской религии/ еще в начальные моменты турецкого завоевания; церковно-национального и национально -освободительного движения ,а также по вопросам новейшей болгарской истории

В диссертации выявлены взгляды П.А.Сырку на культурную историю болгар. Отмечается факт рассмотрения историком болгарской культуры с ее определяющими векторами -.письменность и православие в развитии ,с момента их зарождения и до современности.

Подчеркнуты заслуги П.А.Сырку и в области Кирилло-Мефодиевистики

-его отношение к вопросам исторической достоверности, авторства и де

ткровки следующих источников о деятельности славянских просветите

/

лей-Успения Кирилла, его Краткого лития /известного еще как Охридскг легенда/ и Солунской легенды. Кроме того, обращается внимание и ь высказывания П.А.Сырку по вопросам народностного происхождения,сущнос ти миссии первоапостолов, их оригинального и переводческого творчестг и хзрактера церковно-славянского языка,а также и по вопросу о проис хождении кириллицы,ее авторства и отношения к глаголическому письму.

В творчестве П.А.Сырку поставлен ряд проблем церковной болгарскс истории.международной и внутрицерковной жизни средневековой болгарскс державы,а именно : распространение христианства,церковное и монастыре кое строительсво, болгаро-византийские и болгаро-римские отношения,се мостоятелъность болгарской церкви и ее преемственость ,духовно-полита ческие амбиции болгарских царей,учреждение Тырновской патриархии идейные течения в болгарской церкви,болгаро-греческий вопрос и пр. Об щеметодологическая исследовательская позиция П.А.Сырку при его попытк проникнуть в болгарское прошлое находилась в противоречии с рядом су ществовавших в то время взглядов и отличалась стремлением к оптималь ной объективности в интерпретации исторических фактов.Примером научнс объективности ученого является его позиция в дисскусии об этническс составе славянского населения в Македонии.

Специфическая черта исторических наблюдений П.А.Сырку -его стрем ление изучить все более значительные факты,доступные исторической нау ке того времени и попытки объективного , непредубежденого анализа эти фактов:Доказательством его объективности как ученого является отстаи вание им научной истины без учета политической конъюнктуры ,пример та му-факт присоединения историка к тем ученым,которые в дискуссии п вопросу об этнической принадлежности славянского населения Македони

придерживались мнения о болгарском происхождении населения. В научном наследии П.А.Сырку центральное место занимает проблема духовной жизни Болгарии непосредственно перед потерей ею политической независимости.

В истории славянских культур культура Второго Болгарского царства занимает выдающееся место.Она дала средневековному славянскому миру высокие художественные образцы, новые идеи и представления о мире и о месте, человека в нем и, независимо от своего краткого существования. оставила глубокий след в славянской духовной жизни. Поставив себе задачу 'Проследить генезис и традиции этой культуры, П.А.Сырку ищет ее шедевры и собирает все, что может воскресить ментальную жизнь средневековых болгар. Для определения специфики болгарской культуры^П.А.Сыр-ку выявляет традиции в культурной жизни общества.В то же самое время, отмечая культурное влияние Византии, историк говорит о византино-сла-вянском мире.

Учитывая роль Византии как фактора для болгарского культурного развития,указывая на усвоение византийских образцов болгарскими творцами , П.А.Сырку, однако, не обратил должного внимания на проявления византийского гуманизма и его специфику. При ретроспекции картины духовной жизни Болгарии XIV века историк создает очерк философской культуры средневекового болгарского государства.Он анализирует ее проявления, характеризующиеся переводческом делом болгарских книжников и конк ретнее - выбором философских произведений,которые они переводят, особенностями философского стиля мышления.

Третья глава диссертации- "Религиозно-философское учение исихас-тов. Концепция П.А.Сырку "посвящена анализу проблемы исихастского учения. В ней даны оценки его понимания умственного кругозора, философской и общественно-политической мысли, социальной психологии и эт-

нического самосознания болгар .Эта глава содержит два раздела- "Дискуссионные проблемы в историографии исихазма" и "Творчество П.А.Сырку и философия исихазма".

В религиозно-философской жизни на Балканах в XIV веке исихазм явился одним из основных направлений. Представители международной историографии посвятили проблеме исихазма значительное число исследований, в которых содержится оживленная научная полемика относительно сущности, характера, а также исторической роли этого философского направления в идейно культурной жизни средневекового православного общества. В зависимости от интерпретации источников,в историографии формируются различные мнения,которые схематично могут сводиться к негативным и позитивным. Представители указаных противоположных мнений в науке единодушны по вопросам исторической обусловленности,идейных корней, хронологии и определяющей роли византийского исихазма при формировании исихастского направления в философской мысли болгарского средневекового общества.Эти проблемы были поставлены и рассмотрены в русской дореволюционной историографии П. А. Сырку .

Отмечая вклад русских историков в исследование научной проблемы исихазма, автор останавливается в этом разделе на основных полемических вопросах в историографии упомянутого философского учения,а именно: вопросе о характере исихастского мировоззрения/прогрессивным или регрессивным является он/,о связи исихастской идеологии и социальной практики /противоречит ли идеологии исихазма политическая деятельность/, о сущности исихазма/ортодоксальным движением или "полуересью" являетсй он, оппозиционным или неопозиционным феодализму явлением,мировоззрением мистического или мировоззрением с ренессансовыми тенденциями/, а также вопросе отражения философских концепций исихазма в литературе и искусстве.

Останавливаясь на отдельных аспектах дисскусии об исихазме,автор >тмечает,что она может быть представлена масштабнее и высказывает свое шение по основным полемическим вопросам проблемы. Так на:!Г-.:мер, относительно характера этого учения автор диссертации разделает мне'ние гченых, которые трактуют исихаам как основной фактор Возрождения сла-1 я неких православных народов, т.е. играет ту же роль, что и гуманизм на 1ападе. В дисскусии по вопросу противоречий■идеалогии исихазма полити-[еской активности исихзстоких деятелей, автор встает на сторону иссле-¡ователей, которые рассматривают исихазм с точки зрения его социально-•о воздействия и подчеркивают связь морального и социального протестов I исихазме. Далее, анализируя сущность исихазма,автор считает право-герным употребленное болгарским историком К.Крыстевым определение иси-азма как православной Реформации,но с оговоркой,что речь идет лишь о (е начальном этапе в Болгарии. № думаем,что с целью раскрытия своеоб-нзия исихазма, его необходимо сравнивать со сходными реформационными ;вижениями того времени и прежде всего с Реформациями в Чехии и Гермами.

В этой части работы высказаны мысли об эволюции исихазма как иде-1Логии и о специфическом характере болгарского исихазма. При этом пос-[едний рассматривается как новый этап развития учения исихастов.С этой [елью выявлены новые теоретические моменты в исихазме-лдея о превос-одстве церкви над государством,идея объединения христианских церквей 'има и Константинополя как единственно реального выхода'из создавшейся ритической для славянского этноса ситуации и идея о славянском един тве, постулированная Григорием ЦамОлаком в "Похвальном слове о патри-рхе Евфимии".

Во втором разделе "Творчество П.А.Сырку и философия исихазма" роанализована концепция П.А.Сырку об исихазме и его понимание харак-

терэ болгарского варианта этого мистического учения.Отмечено,что н<

вагляд историка, исихазм в Болгарии является вариантом концепции Г.Си/

наита ,теоретика,чьи основные труды были написаны ,по мнению П.А.Сырку. в находящемся в границах Болгарии Парорийском монастыре . Принимав Григория Синаита за родоначальника исихаэма в Болгарии, П.А.Сырю рассматривает его космогоническую, антропологическую,гносеологически и онтологическую концепции и отмечает влияние античной философии нг теоретическую систему Григория Синаита.Связанный с долговечными традициями аристотелизма и платонизма, исихазм в своих теоретических положениях, на вгляд П.А.Сырку, ближе к философской системе Платона. Авто{ попробовал изложить свое понимание исихастской идеологии, отметив то, что роднит ее со Средневековьем, а именно:понимание исихастами времени, и то, что отличает эту теоретическую систему от средневекового ми-ровоззрения-наличие элементов антропоцентризма /явление, характерное для Ренессанса/ и деизма .характерного для гуманистов.

Изложив концепцию П.А.Сырку об исихааме и, сравнив ее с пониманием этой системы другими представителями русской науки, пытающимися уточнить место исихзстского учения в развитии философской мысли , автор диссертации указывает на те аспекты, которые П.А.Сырку считает главными в исихааме как философской, вероисповедальной и политическоу концепции. Оцениваемая с позиции философской мысли, теоретическая система исихастов представляет собой, по мнению П.А.Сырку, синтез'восточных мистических учений.Русский историк указал на роль исихазмз как культурно-творческого фактора в жизни болгарского общества,рассмотрел учение 'исихастов не только как реакцию против влияния Римско-католической церкви,но и против других религиозных доктрин вообще,и в первую очередь, против ислама.При оценке конфессионального характера исихазма мы считаем необходимым указать на его традиционность в болгарской ре-

лигиозно-философской мысли. С этой целью предлагается сопоставление творчества родоначальника славянской философии Св.Кирилла и творчества патриарха Евфимия .

В этом разделе анализируются взгляды П.А.Сырку по проблеме характера исихазма о политической точки зрения трактовка им вопроса по иси-хазме как политической идеологии. После П.А. Сырку вопрос г политической сущности исихазма поднимался в науке неоднократно.

В четвертой главе "Тырновская книжная шкода в творчестве П.А.'Сыр-ку" выделены три раздела - "Тырновская книжная школа -общая •характеристика", "Патриарх Евфимий-создатель и глава школы", "Ученики и последователи патриарха Евфимия".

В первом разделе выявлен вклад П.А.Сырку в рассмотрение проблемы генезиса самого заметного явления в болгарской литературной жизни-Тыр-новской книжной школы. Проблема Тырновской книжной школы является ныне традиционным предметом научных исследований. Однако труды П. А.Сырку до сих пор имеют важное значение.

Основным источником раздела " Тырновская книжная школа - обшэя характеристика" явился Первый выпуск фундаментального труда П.А.Сырку "К истории исправления книг в Болгарии в XIV веке"/Время и жизнь, патриарха Евфимия Тырновского/",где историк дает значительную по объему информацию о предыстории школы. В качестве источников использованы и научные отчеты П.А.Сырку Академии Наук России.На'базе указанных источников сделаны выводы о заключениях ученого в отношении литературной жиэни болгар XIV века . В разделе представлены выводы П.А.Сырку о большой культурно-творческой активности болгар в этот период,позволяющей применить к нему определение "второй золотой век Болгарии",о возникновении значительных культурных центров, наиболее известными из ко-

торьк являются Тырново и Един ,об утверждении города Тырново как главного центра болгарской культуры. Выявлены заключения историка об отражении идейно-политических.тенденций, характерных для исторического бытия болгар в XIV в. в литературе этого периода, о ноеых тенденциях в литературе, таких как: психологизм.при воссоздании образов, описание природы, интерес к общественно-политической проблематике и приспуствие патриотических тенденции в литературных сочинениях тырновских книжников .

В этой же части работы автор анализирует точку зрения П.А. Сырку по вопросам об авторстве, датировке, редакциях и достоверности исторических сведений в кодексах Царской библиотеки,таких как Следованная Псалтырь 1337 г., сборник попа Филиппа 1345 г., сборник монаха Лаврентия 1348 г.,Евангелие 1356 г.,а также Апостол /Публичной библиотеки Москвы/ и Ватиканский кодекс . Рассматриваются выводы историка относительно болгаро-русских литературных связей .и взаимоотношении между болгарской и западной литературами. Отмечается факт,что P.A. Сырку удалось оценить миниатюры Ватиканского кодекса и Евангелия 1356 г./ так называемого Лондонского четвероевангелия/ и сделать выводы о существовании Тырновской живописной школы.

Автор диссертации обрати внимание на то, что П.А.Сырку уделяет большое внимание меценатской политике болгарских царей и феодальной знати.

В настоящем разделе этой главы автор счел небходимым уточнить место П.А.Сырку в дискуссии о причинах, характере и времени возникновения Тырновской книжной школы. Наше мнение о понимании книжной школы Евфимия дореволюционными русскими историками и особенно П.А,Сырку расходится с мнением болгарского ученого П.Русева, полагающего, что феномен этой- школы в русской науке недооценен. Несомненно признание исто-

рическои значимости Тырновской книжной школы П, А.Сырку. Он трактует ее как широкое явление в болгарской культурной жизни,говорит не только п ее предыстории /функционировании книжных центров в Парории, о школе Григория Синаита, и школе Феодосия Тырновского в Келифареве ',но указывает и на традиции Тырновской школы книжников в литературной практике болгар и других народов, славянского и неславянского происхождения.

Второй раздел " Патриарх Евфимий Тырновс-кий - создатель и глава школы" содержит анализ творчества П.А. Сырку по проблеме исторической роли и значимости деятельности выдающегося славянского мыслителя, • реформатора и творца *- болгарского патриарха Евфимия. Подчеркивая вклад историка в освещение лизни тырновского патриарха со стороны фактологической, мы указываем и на значение исходных позиций П.А.Сырку в изложении реформаторской и творческой деятельности Евфимия.

В историографии при научной, трактовке проблемы сущности мировоззрения Евфимия с особой остротой возникав* вопрос о противоречии или напротив непротиворечии между созерцательной сущностью исихазма и активной общественно-политической деятельностью патриарха - исихаста. Автор считает правомерным мнение о единстве практической и созерцательной жизни Евфимия.

Исходя из тезиса о наличии в славянском исихазме активного начала автор убежден в том, что реформаторская и культурно-творческая деятельность Тырновского патриарха была подчинена государственным целям, идее социального обновления и обьединения болгарского народа против исламской агрессии, обьединения православных народов и утверждения столицы болгарского царства - Тырново как общеславянского сакрального центра.

В результате анализа творчества П.А.Сырку мы пришли к выводу,что концепция о политическом характере исихазма привела его к трактовке

сделанного Евфимием как государственной акции, а также к выводу о присутствии политической идеи -"Тырново - второй Константинополь" в общественно-политическом мировоззрении средневековых болгар.

В этом разделе, останавливаясь на дискуссионных проблемах о причинах, сущности и объеме евфимиевских реформ и отмечая факт их связи со спорным вопросом о характере психазма,автор выявляет вклад П.А.Сырку в освещение проблемы церковной и языково-правописной реформы тырновского патриарха. Базисом для анализа понимания П.А.Сырку церковной реформы Евфимия послужила монография " К истории исправления книг в Болгарии в XIV веке ",а правописной - сочинение " Очерки истории литературных сношении болгар и сербов ХУ-ХУПв ".

Относительно начального этапа реформаторской деятельности Ефтимия ,а именно "исправления" книг, П.А.Сырку пришел к важным заключениям. На наш взгляд, интерес представляет тезис ученого о том,что редакция книг началась с Болгарии / в Парорийоком монастыре Григория Синаита/.а не в духовно-культурных центрах вне ее.К сожалению, позиция П.А.Сырку о доевфимиевский редакции непоследовательна.

Касаясь проблемы следования Кирилло-Мефодиевской традиции тыр-новскими переводчиками, П.А.Сырку не ставит вопрос о творческом аспекте процесса перевода.

В разделе "Патриарх Евфимий-создатель и глава школы" оценены исследования П.А.Сырку о переводческом творчестве реформатора-патриарха, связанном с его редакторской деятельностью. Здесь подчеркивается_ вклад П.А.Сырку в собрание литургических произведений Евфимия и в издание Евфимиевого Служебника /по Зографским спискам/,оценивается мнение о характере и отношении между ¡Зографским Служебником и' Зографским Свитком.

Источником для анализа послужили в основном Второй выпуск моногра-

фии П. А.Сырку -'* Литургические труды патриарха Евфимия Терновскего",в котором, он опубликовал литургии Св.Петра и Св.Якова,славянский перевод,которых принадлежит, по его убеждению, патриарху Евфшшз. П.А.Сырку высказал интересное мнение относительно причин появления литургии Св.Петра в Болгарии,а именно факт распространения латинских обрядов в средневековой Болгарии. Другой важный тезис П.А.Сырку , на наш взгляд, это тезис об амбиции болгарского патриарха создать общеобязательный для славян богослужебный язык .Мы считаем, что эти амбиции связаны с формированием у болгар самосознания избранности болгарского народа и самооценке болгар как особого народа - народз, в котором живет, как писал П.А.Сырку, "святой дух".

Автор подчеркивает вклад П.А.Сырку в характеристику приемов стиля тырновских книжников таких как риторичность и аллегоричность и, в особенности, стиля Григория Цамблака , а также в раскрытие коллективного характера дела Евфимия. *

В этом разделе автор указывает на намерения П.А.Сырку издать оригинальные труды патриарха Евфимия, по всей вероятности ввиду того,что эстетические взгляды последнего находят отражение прежде всего в его оригинальном творчестве,представляющем значительную часть его книжной деятельности. Историк отмечает заслуги Евфимия в области. житийного жанра,а также в области публицистики, гимнографии и историографии,подчеркивает жанровое разнообразие книжного наследия Тырновской книжной школы. ' .

Содержание последнего раздела четвертой главы "Ученики и последователи Евфимия Тырновского" составил анализ концепции П.А.Сырку о культурно-творческой и общественно-политической деятельности Киприана, Константина Костенечского, Григория Цамблака , а также о представителях Рильской грамматической школы XV в., связанной о традицией Тыр-

новской школы книжников, и об отзвуке последней в литературной практи ке болгар в XVI веке. Исследуется взгляд П.А. Сырку по вопросу влияни; школы Евфиыия на соседние с Болгарией страны - Сербии и Румынии. Расо матривая вопрос о влиянии школы Евфимия прежде всего с филологическо точки зрения , П.А. Сырку вводит в научный оборот термин " тырновски извод ", который отражает языковые и правописные изменения текста ищет распространение этого " извода"/ редакции/ в других странах. •

В заключении обобщены основные выводы исследования. .

В русской болгаристике конца XIX -начала XX в.в. исследования П А. Сырку /1852-1905/ занимают значительное место.

Тематический диапазон научного наследия слависта велик. В хроно логическом отношении автор выделяет два периода его творческой дея тельности - до и после 80-ых годов XIX в. В первый период молодой уче ный еще не имел определенной научной программы и писал на разные темы связанные.с болгарской и румынской историей. В следующий период, 80-ых годов XIX в. до окончания его научной деятельности, основные ин тересы слависта были сосредоточены на изучении болгарской литература этнографии,археологии и истории. П.А.Сырку занимался исследование болгарских диалектов и установил важнейшие их черты в области фонета ки,синтаксиса и цррфологии. Он высказал свое мнение и по всем основнь вопросам болгарского прошлого, но, отодвигая на задний план проблеь политические, уделил внимание, прежде всего, культурной истории бол гар. В центре уже сформированной научной программы П. А.Сырку было из\ чение дела болгарского патриарха Евфимия. К освещению основной для н« го темы историк подходил с разных сторон. Он занимался текстодогичес кими изысканиями, издал и подготовил к изданию памятники бодгарскс истории"и письменности. Исследования слависта об эпохе Евфимия наход?

сражение в его замечательном сочинении " К истории исправления книг р !олгарии в XIV -ом веке", которое было написано после тщательного изу-[ения значительного количества источников и заняло не только централь-юе место'в научном наследии историка,но и особое место в научной ли-'ёратуре, посвященной проблематике духовной жизни болгар в средние Ее-:а.

Благодаря этому труду,который имеет характер первоисточника для (вфимиезнания.имя П. А.Сырку осталось в науке.

Обращение П..А.Сырку к изучению ментальной жизни болгар было про-[иктовано как субъективными, • так и объективными причинами. Оно отражаю характерную для русской исторической науки конца XIX в тенденцию говышения интереса к проблемам славянских культур, связанную с общест-¡енными настроениями России этого периода.

Выводы П.А.Сырку сделаны в соответствии с основным правилом исто->ического "ремесла"-рассмотрением историческогЬ феномена в рамках его фемени.

Лишенный националистических предрассудков, чуждый нигилизму, • и жептицизму в отношении творческих возможностей других народов, I.А.Сырку нарисовал ретроспективную картину творческих достижений бол-'ар в средние века и определил место Болгарии в культурном пространстве народов, касаясь проблемы культурной взаимозависимости в истории шловеческой цивилизации. Он выступает со своего рода антологией ду-совно-творческой жизни болгар, поставив вопрос об этническом самосоз-

гании этих славян, об их культурном прогрессе, результатом которого

(

>ыл родившийся в XIV веке феномен -Тырновская книжная школа. Ученый отмечает идеологические основы этого феномена, ногые тенденции в литературе-патриотической и гуманистической-новые художественны формы и фиемы.

Не исключая связи между социально-экономическим состоянием общества и духовной культурой, историк коснулся проблемы классового характера культуры и политической сущности религиозной борьбы.

Проведя исследовани в исторической перспективе,включающей, о одной стороны, предпосылки генезиса /рогатые культурные традиции, культурно-творческую деятельность болгар и оживление в их литературной жизни еще с конца XIII в. /, ас другой, последствия этого явления в последующих веках / деятельность книжников Рильской и Софийской школы/ , историк коснулся проблемы преемствености, традиций и выявил тот "постоянный фонд" в общественном сознании болгар, который отличает их от культурнопсихологического склада других народов.

На основе византийских и болгарских источников историк рассматривает исихазм как проявление средневековой теоретической мысли, фактор творчества и политической идеологии.

Исследования русского историка были обусловлены обществеными и идеологическими условиями общества , в котором он жил. Это обстоятельство обьясняет высказанное П.А. Сырку мнение о наличии политических партий в общественной жизни болгар,о политическом характере исихазма и политическом смысле реформ патриарха Евфимия, а также и использование им определенной терминологии /национальный, национальные партии/. •

Воспитанник школы В.И.Ламанского, исследователь был сторонником теории славянской взаимности,но подходил к ней с демократических позиций. Взгляд П.А.Сырку на националные отношения между славянами противостоял панславизму, т.к. историк защищал тезис о необходимости самостоятельного политического и культурного существования славянских народов. '

Отметив богатство культурной жизни болгар в прошлом, их творческие возможности, ученый тем самым оказал реальную поддержку их стрем-

лению к самостоятельной духовной и политической жизни, его научные выводы в идейной сфере болгарского Просвещения имели определенный политический эффект.

П.А.Сырку имеет в русской дореволюционной историографии последователей, самым авторитетным из которых является А.И.Яцимирский, которому довелось издать посмертно несколько работ ученого. П.А.Сырку в своей научной деятельности осветил ряд гажных научных вопросов истории Болгарии и содействовал развитию славистики в России и исторической науки в Болгарии.

Публикации по теме диссертации. -

1. История Болгарии в творчестве ШСырку. // IX научная конференция болгарских аспирантов в СССР с международным участием. Аннотации выступлений. Москва, 4-5 июня 1987 г. Приложение на вестник " Дружба ", С.5.

2. Дискуссионные проблемы в историографии философско- религиозного учения исихастов. // X Научная конференция болгарских аспирантов в СССР с международным участием. Аннотации выступлений. Москва, 2-4 июня 1988 г. Приложение на вестник " Дружба ". С. 13.

3. Из кореспонденцията на М. Дринов с П.А. Сирку. // Векове. N 6, 1988. СС. 81-89.

4. Свидетелства за приноса на руския славист П.А. Сирку за изда-ването на Сборника народни умотворения в архива на К. Шапкарев. // Македонски преглед. N 4, 1994 / принята к печати /.