автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.08
диссертация на тему:
Полиметрическая композиция в авторском лирическом стихотворном цикле XX века как смыслообразующий механизм

  • Год: 2011
  • Автор научной работы: Гончарова, Мария Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Тверь
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.08
Автореферат по филологии на тему 'Полиметрическая композиция в авторском лирическом стихотворном цикле XX века как смыслообразующий механизм'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Полиметрическая композиция в авторском лирическом стихотворном цикле XX века как смыслообразующий механизм"

На правах рукописи

ГОНЧАРОВА Мария Александровна

ПОЛИМЕТРИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ В АВТОРСКОМ ЛИРИЧЕСКОМ СТИХОТВОРНОМ ЦИКЛЕ XX ВЕКА КАК СМЫСЛООБРАЗУЮЩИЙ

МЕХАНИЗМ

Специальность 10.01.08 - Теория литературы. Текстология

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

2 7 ОКТ 2011

Тверь 2011

4858064

Работа выполнена на кафедре теории литературы Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Тверской государственный университет

Научный руководитель докхор филологических наук

профессор

Юрий Борисович Орлицкий

Официальные оппоненты Д0КТ0р филологических наук

профессор

Борис Павлович Иванюк

кандидат филологических наук доцент

Ольга Викторовна Соколова,

Ведущая организация Смоленский государственный университет

Защита диссертации состоится 17 ноября 2011 г. в 13 часов на заседании диссертационного совета Д 212.262.06 в Тверском государственном университете по адресу: 170002, г. Тверь, пр. Чайковского, 70, ауд 48

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Тверского государственного университета по адресу: 170000, г. Тверь, ул. Володарского,

Автореферат разослан «$» октября 2011 г.

Ученый секретарь диссертационного совета доктор филологических наук, профессор

С.Ю.Николаева

смысла (Ю.М Л„„™, к. Т.раГкГ, мГ^Г^ТлГГ, ZL ä "I'" неразрешенным . ,„„„,„= исследонаш» ,,„ро,„-«„„„°™Рк™

££ Салогоз

zz^^t^rzrr*в работах ПА-

изученной и тре^е^дшьнейшего^смедовшшя1ЦК°Г0, ^ nnraHf0TbI исследователей, обращавшихся к вопросу шлнметрической организации текста, были, как правило, посвящены решению данной проблемы на материале творчества русских поэтов XIX в. (А.С.Пушкин М.Ю. Лермонтов, Н.А.Некрасов Ф.И.Тютчев, А.А.Фет) и начала XX в (В. Брюсов, А. Блок, С. Есенин)1. В данном исследовании полиметрическая композиция интерпретируется на примере лирических циклов поэтов начала XX в. (А. Добролюбова, В. Брюсова, К. Бальмонта, А. Блока, А Белого А Ахматовой), преимущественно на материале циклов Б. Пастернака' в творчестве которого возможности полиметрии лирического цикла нашли наиболее полное воплощение. Анализируя авторский лирический цикл как полиметрически организованную структуру, мы акцентируем внимание на художественной системе Пастернака, опираясь на такие черты его творчества как обращение поэта к символистским поэтическим традициям и развитие специфических черт жанровой формы цикла в собственном творчестве- особое значение придается анализу метрической организации текста и разработке модели полиметрической композиции цикла в творчестве2 поэта. Длительный период творчества Пастернака позволяет проследить динамику развития его полиметрически организованных циклов и многообразие их форм.

Актуальность темы исследования продиктована, во-первых, возрастанием интереса к исследованию циклических структур и полиметрических композиции отдельных текстов; во-вторых, необходимостью решения вопроса о кардинальном отличии циклического текстопостроения (система относительно самостоятельных произведений) от линейного, с чем связаны

' См. работы: Руднев П.А. Из истории метрического репертуара русских поэтов 19-нач 20 вв (Пушкин

Лермонтов, Некрасов, Тютчев, Фет, Брюсов, Блок) // Теория стиха Л., 196S- Он же Опыт о—я

полиметрической композиции: Автореферат дис. канд. филол. наук. Тарту, 1969; Руднев П А Бел Л л п —

Поэтика лирического цикла А^А. ^^а^вторе^ д^с ^нд фвдо^н^кГМ* ^ 1971" С97-,00: ~

К.М.ПоливСаРиИд7К°"Ме1РИЧеСКОЙ °РГаНЙЗаЦИИ В ПР0Ш" П^™» «.работы М.Л. Гасшрова,

3

принципы и особенности анализа авторского лирического цикла (это анализ не только отдельных текстов, отличающихся метрической организацией но прежде всего, интерпретация связей между отдельными элементами цикла)' Если циклообразующее значение таких составляющих лирического цикла как заглавие, лексические повторы, композиция, исследовано достаточно подробно то до сих пор не до конца проясненной остается роль полиметрической композиции в границах циклической структуры.

Несмотря на то, что творчество отдельных поэтов XIX - начала XX вв достаточно хорошо изучено в контексте поставленной проблемы полиметрии лирического цикла, общая логика развития полиметрических композиций в контексте литературы начала XX в., а также роль Пастернака в формировании поэтики современного лирического цикла до сих пор не определены

Научная новизна диссертации состоит в построении теоретической модели полиметрической композиции в рамках авторского стихотворного лирического цикла, в определении смыслообразующего потенциала последнего, а также в анализе и интерпретации полиметрических структур в

лирических циклах Б.Пастернака и его современников.

Теоретическая значимость работы состоит в применении методики анализа лирического цикла, совмещающего анализ ритма входящих в цикл произведении и традиционный имманентный литературоведческий анализ в интерпретации авторского лирического цикла как полиметрической композиции на широком материале поэзии начала XX в.

Объектом исследования послужило поэтическое творчество Пастернака и ряда его современников (Добролюбова, Брюсова, Блока, Белого, Бальмонта и Ахматовой). Предметом исследования является специфика полиметрических композиции в лирических циклах Пастернака как структуре- и смыслообразующего механизма творчества.

Исходя из этого, в работе была поставлена цель построения типологии полиметрических композиций авторских лирических циклов и определения зависимости смыслообразования от типа полиметрической композиции для ее достижения в диссертации было необходимо решить ряд задач: '

1. уточнить границы понятия «авторский лирический цикл»-

2. определить границы понятия «полиметрическая композиция»-

Г"ИР0ВЭТЬ аВТ0РСКИЙ ЛИРИЧ£СКИЙ ЦИКЛ КЗК ^метрическую

4. тшюлогизировать полиметрические композиции лирических циклов на

основе творчества поэтов начала XX вв-

5. проанализировать циюю(смысло-)образующую функцию полиметрической композиции на основе авторских лирических циклов Б. Пастернака

—Иции.3аВИСИМ°СТЬ С™бР—я от типа политической

XV гг„ аНаЛИЗа В ДИССертации стали авторские лирические циклы

XX вв. По мнению многих исследователей (М.Л. Гаспарова, Л Е. Ляпиной Л

Димовои и др.), к началу XX в. авторский цикл окончательно сформировГс'я и

стала

был осознан как жанровое образование; его стабильным признаком маркировка переходных периодов эволюции поэта. Была выявлена принЦИПИально важная и перспективная черта циклизации: возможность воплотить в пределах организованного лирического контекста сложное тематически и проблемно «многослойное» содержание, которое формируется взаимодеиствием стихотворений и потому оказывается шире и богаче суммы их содержании. Именно в XX в. поэты наиболее полно осознали выразительные возможности лирического цикла. е

Теоретическая задача интерпретации авторского лирического цикла как политически организованной структуры решается на материале творчества одного из крупнеиших поэтов XXв. - Б.Пастернака в контексте творчества поэтов «серебряного века». Для построения типологии полиметрических композиции в рамках авторского лирического цикла XX в были проанализированы циклы Добролюбова, Брюсова, Блока, Белого, Бальмонта Ахматовой. '

Методологическую основу исследования составили работы по теории полиметрии П. А. Руднева, N. Tomas, М.Л. Гаспарова, Ю.Б. Орлицкого, А.Н. Попова, С.А. Матяш; по поэтике лирического цикла - В.А. Сапогова' Н М Mustard, Л.Е. Ляпиной, М.Н. Дарвина, И.В. Фоменко; по изучению творчества Пастернака - D.Davie, A.Livingston, СЛ. Бройтмана, М.Л. Гаспарова К.Т. O'Connor, Л. Флейшмана и др..

Принятая в работе методика метрико-семантического анализа продолжает традицию, данную в классических трудах П.А.Руднева, М.Л. Гаспарова Ю.Б. Орлицкого, Ю.И. Левина, К. Тарановского. Автор диссертации так же как и названные исследователи, исходит из тезиса о безусловной содержательности стихотворной формы, не мыслимой вне ее эстетической функции.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Полиметрические композиции являются периферией ареала классического «линейного» текстопостроения. В рамках циклического текстопостроения полиметрия оказывается фундаментальным свойством способом формирования дополнительных структурно-семантических отношений не только внутри, но и между отдельными стихотворениями, составляющими цикл.

2. Основными циклообразующими признаками в рамках стихотворного лирического цикла являются наличие полиметрии; соотношение элементов заголовочно-финального комплекса (ЗФК) с ритмической структурой цикла; сюжетно-мотивная организация полиметрии; соотношение метрических! рифмических, лексико-стилистических, интонационных и фонических связей между стихами; организация единой системы пространственно-временных отношений; формирование целостного образа лирического героя и структурирование ритмической композиции.

3. Полиметрические структуры авторского лирического цикла в творчестве поэтов начала XX в. (Добролюбова, Брюсова, Блока, Белого, Бальмонта Ахматовой и Пастернака) типологизируются по таким основаниям, как наличие

™™^ГЧеСКИХ К0МП03ИЦИЙ с маРкиРованным началом/концом- кольцевой композиции и промежуточных конфшураций кольцевой

4. Комплексный анализ полиметрических композиций в лирических циклах Пастернака позволяет выявить цикло- и сМЫслообра ующую ро^

полиметрии, организующую остальные компоненты цикла (З^К, лексиЧески повторы, хронотоп, образ лирического героя и др ) лексические

5. Циклообразующая роль полиметрии соотносится с динамикой творчества Пастернака в его движении от полиметрически организовав 2 х 3-х-компонентных циклов в начале творчества, через мшгокомпГенгаые' сочетающие тоническую и силлабо-тоническую метрику в 20 е ГГ к'

Й^ ^ °Т -г, так и от полиметрии в

Практическая значимость исследования заключается в том что основные положения диссертации могут быть использованы в вузовских курсах по теории и истории литературы, спецкурсах по анализу лирики исТории русской поэзии начала XX в. Полученные результаты могут быть учтеньТпри дальнейшем изучении семантики метра в циклических образованиях ?

Апробация результатов исследования. Положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры теории литературы Герского госуниверситета на аспирантских семинарах при ТвГУ, на Международно?

^Р™ГяТоК5а ТеКСТп (В ^ « —К°Й ™сьТе7но „

Г ™Да- По теме диссертации опубликовано 6 научных

статей 2 из которых опубликованы в научных изданиях, рецензируемых ВАК

Структура работы определяется поставленными задачами и исследуемым лТ;Р™ РЗб0Та С0СТ°ИТ И3 четырех глав^ключенГГ^

Во введении обосновывается атят.»^

«но», определяется ^FZ^ZZZ^?"*"

—Ф°Р«~я Р» » задачи работы,^голож^ния,

Первая глава «Природа л„р„че«ого щ.кла» состоит », , параграфов. В „,р.„„ гараграфе опрсттся „номые „о™ » н, ^ художественной циклизации; «щклизацш», "

стихо»», излагаются основные под(од11, » «™п,

«ро^—j; ;—z гххтг* —

единств - циклов»3. Наряду с жанпгтпй л" особых целостных ___наряду с жанровой формой цикла существует другая

Ляпина Л.Е. Циклизация в русской литературе XIX в. СПб, 1999. С. 8.

устойчивая художественная структура, оставившая свой след в таких литературных направлениях как античность, барокко, классицизм, романтизм реализм, символизм, акмеизм и др. - это «книга стихов». Современные исследователи отличают книгу стихов от сборника стихотворений и лирического цикла. Ю.Б. Орлицкий, обращаясь к творчеству авторов ХХ-ХХ1 вв., вводит понятия «целостной поэтической» и «монтажной» книги4

В связи с обращением к творчеству Пастернака в контексте теории циклизации важно разграничить циклические образования, находящиеся в разной структурно-иерархической зависимости между собой (например два стихотворения, объединенные заглавием «Уральские стихи», которые входят в цикл «Нескучный сад» (книга «Стихи разных лет»), и самостоятельные циклические группировки, такие как «Петербург» (книга «Поверх барьеров») и «Попытка душу разлучить» (книга «Сестра моя - жизнь»),

Р. Фигут вводит в теорию цикла термин «субцикл». Опираясь на терминологию исследователя, мы будем называть стихотворения представляющие собой устойчивые совокупности текстов, включенные в цикл следующего порядка, субциклами, предполагающими разбор их в двойном ракурсе: как отдельного циклического образования, наделенного самостоятельными формально-семантическими особенностями, так и составной части более крупного целого - лирического цикла (например, «Вариации» или «Уральские стихи»). Разновидности лирического цикла, состоящие из мелких разделов и автономных стихотворений, объединенные общей композиционной идеей и имеющие самостоятельные заглавия, О.В. Сененко предлагает называть «гиперциклами».

Для выявления теоретико-эстетических аспектов циклизации необходимо также обратиться к генезису лирического никла и рассмотреть поставленную проблему в междисциплинарном контексте (согласно «Общей теории цикла» Н.Ю. Соколова, циклизация является формой космогонии вселенной на химико-физическом уровне). Исследуя возникновение циклизации в контексте историко-литературного процесса, важно описать жанровую природу лирического цикла. Исследователи по-разному обозначают цикл как явление жанрового порядка. Вслед за И.В. Фоменко мы придерживаемся следующего определения: «цикл... это не просто сумма стихотворений, но особое жанровое образование, существующее по собственным законам»5.

Одним из первых к проблеме циклизации в русской книжной поэзии XVIII в. обратился М.Н. Дарвин, отметивший, что именно тогда появляются первые «авторские» сборники собственно лирической поэзии, которые издавались отдельными книгами и могли входить в последующие собрания сочинений поэтов в качестве раздела без существенных изменений. Наиболее интенсивно процесс циклизации происходил в «анакреонтической лирике» (В.К. Тредиаковский, А.П. Сумароков, М.М. Херасков и др.).

Орлицкий Ю.Б. Стих и проза в русской литературе. М.: РГГУ, 2002. Фоменко И.В. О поэтике лирического цикла. Калинин. 1984. С. 68.

7

Исследуя проблему движения к поэтике циклообоазован™ » первой половины XIX в., Л.Е. Ляпина выделяет таГе^в«Тэт м™ литературные факты, как «канонизация фрагмента», «новый характер отношении, складывающийся между автором и читателем» и «модли^щий

пГГГ аСПеКТ) ПР°ЦеССа>>' Т™ ИХ °^Д™<ими для стан—я Циклообразовательного «вектора»6. Стремление поэтов к циклизации с5Го

неизбежным развитием данной тенденции, поэтому именно в литерале XIX в

происходит утверждение цикла как жанра (A.M. Жемчужников, А. Григорьев'

Л. Меи, А. Фет, А.Майков, А. Пушкин, М. Лермонтов и др) РИГ0Рьев,

Более глубокое освоение природы художественности лирического цикла

Х1Х™ Н1ХГГВ°ЕТЖЯ ЛИТераТУРН0Г° происходит в кон"

XIX начале XX вв. Художественные искания символистов (В.Брюсова

м±пГ0' °Ка)' СМЗаННЫе С° стРешгением к обретению "новой мифопоэтическои и родо-жанровой целостности, привели к поэтической работе с циклической формой и к всестороннему осмыслению циклизации в теоретическом плане. "шпации в

В последнем параграфе первой главы «Типология лирических циклов»

»Ым;- «iS

литературоведении 1960-70-х гг.. В теоретическом плане проблема цикла подробно рассматривав (преимущественно на материале творчества Блока)

г±ов,гмТЬМ' ГИШ6УРГ" 3'Г Минц' Л-К" Долгополовым ПП Громовым. Эти исследователи стали основоположниками нового направим в

исследовании лирического цикла как историко-литературного явле шя В 970

—SS" Si "estssz ГГ" мы ,ыдел™

организованное а„ор,з„ ко„„„™« ^ГГГ™ Г""* проблеме '¿¿¿¿STZZL"

_'егРня>> как формы метрической организации

Ляпина Л.Е. Циклизация в русской литературе XIX в. С. 44-53.

текста. Необходимо разграничивать понятия монометрии и полиметрии приобретающей все большую популярность в стихосложении ХХ-ХХ1 вв' Монометрия - единообразие избранного автором метра (стихотворного размера) в поэтическом произведении.

Среди основных тенденций версификации XX в. исследователи называют размывание границ стихотворной и прозаической речи и актуализированную в связи с этим проблему русского верлибра, «гетероморфного (неупорядоченного)» стаха, «переход от симметричного стиха к диссиметричному и полиморфному» и др. Сочетание разных метров внутри

одного произведения называется полиметрией.

Традиционно поэты обращаются к полиметрической форме в тех случаях когда она, по словам М.Л.Гаспарова, «мотивируется переменой темы, эмоций' точки зрения, в конечном счете, интонации»7, поэтому полиметрия указывает читателю на смысловое членение текста. Полиметрию следует отличать от нерегулируемой разностопности, когда в стихотворении варьируется количество стоп, а метрическая организация является постоянной. С другой стороны, необходимо разграничить полиметрию и упорядоченное чередование строк с различными метрами в пределах строфы (Б.В.Семенов), а также полиметрию и полиморфность, для которой характерна «размытость» метрических переходов (Л.Л. Вельская).

Во втором параграфе «Генезис полиметрии и современный этап ее развития» дается общая характеристика становления и развития полиметрии Явление полиметрии или «разномерности» (А.Х. Востоков), т.е. сочетание разных стихотворных размеров в пределах одного произведения, известно в русской поэзии с XVIII в., но встречалось первоначально редко, главным образом в «музыкальных жанрах» и «в виде инометрических вставок в драматических жанрах»8. Традиция «вставных песен», восходящая к античной драматургии, прослеживается во многих поэмах I половины XIX в., что связано с влиянием Байрона на русскую литературу этого периода. С 1830-х гг. одним из образцов полиметрии для европейской и русской поэзии стал «Фауст» И.В.Гете, характерной чертой которого (особенно второй части) стала полиметрическая организация. В XIX в. продолжаются попытки полиметрической организации текстов, которые конструктивно не разграничивались поэтами («Урания» Ф. Тютчева, опыты С. Шевырева, стихи А.Одоевского, А.Григорьева). По наблюдениям исследователей (В.А. Сапогов, Л.Л. Вельская), именно в творчестве Некрасова и его современников сформировался классический тип полиметрии, в котором разнометрические «тематически автономные звенья» (П. Руднев) оформлены графически и композиционно (отступы, строфы, главы), а смена метров используется как мощное средство поэтической выразительности, фиксирующее и интонационно-смысловые, и тематические повороты.

Гаспаров М.Л. Русский стих 1890-1925 гг. в комментариях. М 1993 С 126 [.БНаукГш4.' С. 9°9ЛИМеТрИИ " пол™°РФности (на материале поэзии С. Есенина) // Проблемы теории

9

поэзии"™ ХХТ™ Ф°РМ СТИХ0ТВ0РН0Й °Р™ации происходит в поэзии начала XX в., основным признаком которой становится установка ня

етероморфность и ассиметричность стиха, а полиметрия шс^"

«частное проявление» этой установки (А.Л. Жовтис). По сраштю

творчеством Некрасова, количество полимегрических поэм у Брюсова и Блока

резко уменьшается, но в полиметрических поэмах Брюсова и Блока

наблюдается качественная трансформация полиметрии, прежде всего в составе

чередующихся размеров, и, следовательно, появляются новые семантически

возможности. Господствующий структурный тип в полиметрических поэм^

Брюсова и Блока - полиметрия, сочетающая различные виды класси 'есГго и

Понятие и методологические основы анализа полиметрических

СГГиТГсГ произТний разработаны в ™Х п.ГГвл

оГдГниюВ П РУлГкГа- ЕСЛИ М6ТрИЧеСКаЯ ^позиция, согласно Згп е Т 9 УДНеВа' 3X0 определенное «соотношение строк друг с

другом в тексте»9, то полиметрическая композиция - это «своеобразная художественно-речевая структура поэтического произведения к™ складывается из тематически автономных звеньев, написанныГр^Х размерами и чередующихся иногда с прозой»10. Теорию и классХ™ полиметрических композиций П.А. Руднев разработав на материште русск^ полиметрическои поэмы, главная роль в создании которой! по мнению исследователя, принадлежит Некрасову, Брюсову и Блоку Классифицируя полиметрические композиции, В.А. Сапогов выделяе^ «двухчастные трехчастные формы, сложные «симфонические» полиметрические с тремя и более сменами метра и формы, сочетающие стих и проз™» ™

циклоГш ::::7;г:яв™—«ш««**^

стихотворений ест". ^ли!^^

Полиметрия не просто объединяет различные стиховые ф^рмьГ но Т ' яру. о„у „ »»"• р»-=р.«

«гГ ЕГГ м"вТ "с=ТсГ1—

Метрические формы.^е. „^ГГЦ.Г^ ""

«"'■ »« «""•»■ Тарту И69 С 14

НЭвЙЙЯЯИКаггвЙР«1--*

ю

отдельные метрические нарушения еще «не изменяют качества стиха данного» вида (П.А.Руднев). Как еще одну разновидность полиметрии исследователи рассматривают полиметрические композиции, включающие на равных основаниях стих и прозу или «прозиметрумы» (Ю.Б. Орлицкий).

Рассмотрев различные явления,

, , - - —.........• типологически близкие, но

дифференцированные по отношению к полиметрии, а также формы включенные в полиметрический корпус, мы обращаемся к методике интерпретации полиметрических композиций в параграфе 2.3. «Анализ полпметрпческого лирического цикла: методологический аспект».

В теории литературы существуют разработанные методики анализа лирического цикла и полиметрической композиции. Традиционно интерпретация лирического цикла базируется на анализе всех стихотворений цикла, а также его заглавно-финального комплекса и «рамочной» части (эпиграфа, посвящения, вступления и т.п.) и их роли в цикле. На современном этапе теоретических исследований циклизации наблюдается тенденция к синтетическому анализу цикла, выявлению его содержания не через анализ отдельных стихотворений, но через интегрированный подход к циклу в целом. Разбор полиметрического цикла должен быть основан как на выявлении метрических отклонений отдельных текстов, так и на раскрытии новой структурно-смысловой организации, возникающий в циклическом полиметрическом целом.

Опираясь на концепции ведущих исследователей в данной области, во время анализа полиметрических лирических циклов мы акцентируем внимание на таких циклообразующих признаках, как: 1) наличие полиметрии; 2) соотношение элементов заголовочно-финального комплекса (ЗФК) с ритмической структурой цикла; 3) сюжетно-мотивная организация полиметрии; 4) соотношение метрических, рифмических, лексико-стилистических,' интонационных и фонических связей между стихами; 5) организация единой системы пространственно-временных отношений; 6) формирование целостного образа лирического героя; 7) структурирование ритмической композиции.

В третьей главе «Типологические особенности полиметрических композиций» мы обращаемся к анализу полиметрических композиций на материале авторских лирических циклов поэтов конца XIX - начала XX вв. -современников Пастернака. Обращение к данному периоду мотивировано тем, что процесс циклизации, стремление к достижению взаимозависимости и взаимосвязанности частей (стихотворений, рассказов) в составе целого является одним из важнейших процессов в литературе первой половины XX в..

Начиная с символистского течения, поэты начала XX в. устремились к синтетическому воспроизведению бытия, воспринимая литературу не как отдельную сферу деятельности, но как одну из составляющих жизнетворчества. В первом параграфе «Особенности полиметрических композиций в лирических циклах поэтов конца XIX - начала XX вв.» интерпретируются разные формы выражения циклической организации текстов в творчестве поэтов-символистов. Например, книги В. Брюсова и Вяч. Иванова имеют

И

2 СТРУКТУРУ' МаКСИМально охвачены циклами и практически не включают обособленных не входящих в циклы, стихотворений, в то время а Л" А.Белого и А.Блока наблюдается тенденция к стихийному цилообшзовТниГ когда циклизация является оформлением эстети™уТтр« определенного периода. Не менее важно отметить динамику как в метрической организации циклов поэтов, так и индивидуальные тенденции кТоно и полиметрии в поэтике каждого автора.

мм ^НЗЛИЗИРУЯ ÜC°60HH0C™ книг и полиметрических циклов Добролюбова мы отмечаем, во-первых, стремление к созданию целостных стихотворныйкниг с четко выстроенной композицией и, во-вторых, ярко выражению

нолиметричность его книг с тенденцией к смещению стихов классГеХТ и неклассического типа. ^^пческого и

Другим поэтом конца XIX-начала XX века, оказавшим огромное влияние на поэтов-современников и уделявшим большое внимание создана полиметрических книг и циклов, является Бальмонт. Тенденция к тщательно организации книг и циклизации текстов, заметная уже в pLeM здстве Бальмонта, связана с такими чертами его поэтики, как многообразийТтиховых форм и направленность к симметричности и упорядоченности'стиха,Тазде"

Брюсов воспринимался современниками в качестве лидера «стаошего» символизма. Все его семнадцать поэтических книг практически полностью охвачены циклами. Циклы 1890-1900-х гг. объединяют около 5 10

ZITJZ:^1 °BX1920e"rr 4 20 « количество сн^ва

уменьшается до >10 в 1920-е гг. Четкая структурированность книг Брюсова по

разделам и циклам отмечается с первых публикаций поэта. Тяготение к

разнообразию стиховых форм и экзотических рифм отражается и в

разнообразии метрической организации циклов котопыГр!,

классический и неклассический, силлабо-тонический и «ский стиП

пределах многих циклов. Позднее творчество Брюсова (кшцШОхгг

исследователи считают периодом духовно™ J ™ ГГ')

архитектонике книг заметно усложНенТсХр™ ГмТ™ KP™- В

части, разделы, циклы и субниклыГ м/ УР (многоярусное деление на отличается однообразием ко'шозжшон'н^ ^46^^ К°МП03ИЦИЯ наличием монометаических и бГ™ ШВТ0Рением предыдущих книг и

шахеу», «Над11иси к гравюрам», ^од^Г^ " ^ ^

в таорчестве Блока дает

формы от более Р—Го^

целостным «Снежной Маске» и «Кармен» "Росной Даме>> к

к г: —г—

2г= ж г™:

отражает новый этап увлеченности Белого художественной практикой циклизации и стремлением к многокомпонентному структурированию книг что проявляется и на уровне метрики.

Для более полного очерчивания поэтического контекста, в котором формировалась художественная система Пастернака, мы также обратились к метрической структуре циклов Ахматовой. Ранние книги композиционно разбиты на части и содержат по 2-3 цикла, совмещающие дольники с двусложниками (за исключением отдельных текстов). Наиболее композиционно и метрически разнообразной книгой второго периода (1914 1922 гг.) является «Anno Domini», состоящая из трех частей и пяти циклов В метрике наблюдается отход от дольника и обращение к классическим размерам Последний лирический сборник «Седьмая книга» отличается повышением внимания автора к внутренней структуре книг и циклизации, а также полиметрической организацией циклов.

На основе исследованного практического материала во втором параграфе «Типология полиметрических композиций» мы предлагаем следующую типологию полиметрических композиций, отмечая, что типы полиметрических композиции, в отличие от классов, являются не жесткими категориями а своего рода идеальными моделями, к которым тяготеют поэтические циклы Кроме того, типологические свойства в циклах зачастую смешиваются, порождая промежуточные конфигурации.

Первый тип - «полиметрические композиции с маркированным началом/концом» - формируется, когда одно стихотворение метрически противостоит остальным («Вечный зов» (АнЗ; АнЗ; Ан2-3' ДЗ) Белого-«Художник» (Я4; Х4; Х4; Х4) Пастернака; циклы «Борису Пастернаку» (Я5-АнЗ) Ахматовой и др.) Метрически акцентированным началом отличается раздел «Милая правда» Брюсова (ДЗ-Я2; ДЗ-Я2; Я8; ДкЗ; ДЗ; АмЗ- Д2- Х4) Особенностью следующего типа полиметрических структур, обозначенных как «кольцевые композиции», является наличие метрического кольца («Попытка душу разлучить» Пастернака (Я4; Х4; Х4; Я4)). Встречаются и другие 6oie сложные, случаи кольцевых полиметрических композиций, Гда между первым и последним стихотворениями «кольца» может бьпъ расположено

с~(Я5-жХж°я4НИд' ГЯГГХ от™ ме^ом (Р™ S

Я4 Х4 и ш п ' "i, ; Д3; Я4' Я4> Я4' Я4; Я4; Я5,6; Я5-4; Я4; Я4-

Я5- ж й яГк <<ПеСНИ>>п(Х4; Ам3; ХР; ДкР; Х4; Х4-3) и «Баллады» (Я4 ХФ Я5.Я4, Х5, Я4) Брюсова, «Пушкинские эпиграфы» А. Тарковского (Х4-ЯФ Х4-АнЗ, где метрическое кольцо: Х4 - Х4), «Князь тьмы» М. Цветаевой (Я5-3- Дй'

SrSpL^V хТ'^бТ уГТГ/" ~ Я5)' <<Ч6РНЫЙ С0Н» Актовой

роистрока Я6), Х5 (Х6, 4); Х4; Дк; Дк; Я5, где метрическое кольцо- Я5 - Я5) раздел «Новые заветы» Брюсова (ДкЗ; Д4; Ан4; ДкЗ; Ан4; Я4; АмЗ- Д4-3" Х4 ' где можно выделить 3 метрических кольца: ДкЗ - ДкЗ; Д4 - Д4-3 и Ан4 - Ан4 ' Такие полиметрические композиции, в которых последовательно различные размеры, объединенные единым количеством стоп назван «последовательность размеров» (цикл Гумилева «Возвращение Одиссея

составляет последовательность 4-стопного хорея, 4-стопного дактиля и 4-

zptzz к™ <<ВеЧНЫЙ 30В>> (Ан3; Ан3; Ан2-3= ДО) и «Смерть» (Амр.

К0МП°™ WW* «БУДНИ, Брюсова (АнР, АмЗ, ДкЗ, ДкЗ; ДЗ; Я5; АмЗ; Д5; АмЗ; АнЗ; ДЗ), где из 11 текстов только 3 отличаются количеством стоп). ¿олько

Как было сказано выше, типологические свойства в циклах зачастую смешиваются, порождая «промежуточные конфигурации». Примером подобной полиметрической композиции, совмещающей кольцевую и финально маркированную композициии, может стать лирический цикл Такого «Пушкинские эпиграфы»: Х4; Я4; Х4;АнЗ. С точки зрения меТриче к™ структуры цикл состоит из двух комплексов: (Х4 - Я4 - Х4) - JS комплекс, составленный из двусложников, представляет кольцевую структуру четырехстопный ямб второго стихотворения заключен в кольцо из четырехстопных хореев. Трехсложник последнего стихотворения явно противостоит двусложникам первой части. Раздел «Meditations» Брюсова композиционно совмещает маркированный ямбом финал с «последовательностью размеров»: АнЗ; ДЗ; АнЗ; АмЗ; Я5. Промежуточная конфигурация, построенная на совмещении «последовательности размеров» и маркированного конца представлена в цикле «Три стихотворения» (АмЗ- АмЗ-АнЗ) Белого. В другом цикле Белого - «Брюсов» пересекаются кольцевая' композиция и метрическое акцентирование центральных текстов: Я4; Я4- Я4-Х4; ДкР; Я4; Я4. Таким образом, можно сделать вывод о ¡ажности теоретических и практических подходов к проблеме полиметрических композиций в лирических циклах поэтов начала XX в., их взаимовлиянии и влиянии на художественные системы более молодых поэтов.

В четвертой главе «Полиметрнческне композиции лирических циклов Б.Пастернака» на анализе лирических циклов Б.Пастернака исследуется смысло- и структурообразующий механизм полиметрической композиции трансформация полиметрической организации циклов в контексте творческой эволюции поэта.

параграфе «Эволюция циклов Бориса Пастернака в хронологическом аспекте» осуществляется обзор многообразных подходов к проблеме периодизации творчества Пастернака, выделяются основные тенденции: в центре внимания биографов, критиков и литературоведов (Е Б и Е.В. Пастернак, В.Н. Альфонсов, Н.Б. Иванова, Д. Быков и др.) находится связь биографического, жизненного и поэтического, творческого путей Пастернака-все исследователи сходятся в стремлении проследить динамику творческой эволюции на протяжении всей жизни поэта. Для данного исследования охватывающего ряд книг Пастернака («Поверх барьеров», «Сестра моя -жизнь», «Темы и вариации», «Стихи разных лет» и «Когда раз1уляется») важно разграничить периоды его творчества, для чего мы обратились к 'обзору наиболее популярных подходов к данной проблеме.

Большинство исследователей, ориентируясь на общую творческую эволюцию Пастернака, выделяет несколько периодов его творчества

(М. Окутюрье, З.С. Паперный, В.Н. Альфонсов, Л.Флейшман и др.). Мы будем ориентироваться на утвержденный в настоящее время подход к творческому пути Пастернака, основанный на выделении трех стадий (Д.Дэви JCHB™ И ДР") Хота исследователи творчества Пастернак (ВЛАльфонсов Е.Б.Пасгернак, В.С.Баевский, А.Н.Архангельскин С.В.Бурдина, В.Веидле, Я.Гордин, А.А.Кретинин, Е.Г.Эткинд, А.А Якобсон) неизменно подчеркивают стремление поэта к объединению текстов в книги и циклы, раньше литературоведы изучали лирику Пастернака в основном по книгам его стихов (В.Н. Альфонсов, Л. Флейшман, B.C. Баевский) обращая меньше внимания на проблему циклизации («Пастернак' мыслил преимущественно не отдельными стихотворениями, а ансамблями (циклами и книгами стихов)» ). В связи с этим, предметом нашего исследования является динамика изменения циклов в общем контексте творческого пути Пастернака

В параграфе 4.2. осуществляется «Анализ полиметрических циклов Пастернака». Основные признаки циклов, выбранных для анализа-композиционный (двух-, трех- и поликомпонентные циклы) и метрический (отношение двусложных, дву- и трехсложных, силлабо-тонических и тонических в мало- и многокомпонентных циклах).

Мы отобрали для анализа следующие циклы: 1) двухкомпонентный цикл состоящий из двусложных размеров: субцикл «Два письма»- 2) трехкомпонентный цикл, содержащий двусложные размеры: «Песни в письмах чтоб не скучала» («Сестра моя - жизнь»); 3) трехкомпонентный цикл' включающии дву- и трехсложные размеры: «Весна» («Поверх барьеров»)- 4) многокомпонентный цикл, объединяющий дву- и трехсложные силлабо-тонические стихи с тоническими стихами: «Нескучный сад» («Темы и вариации»); 5) трехкомпонентный цикл, в котором совмещены силлабо-тонические и тонические стихи: «Романовка» («Сестра моя - жизнь»)- 6) многокомпонентный цикл, в котором содержатся дву- и трехсложные размеры-

«Занятья философиеи» («Сестрамоя-жизнь») Р

Метрическая структура субцикла «Два письма» (1921), который входит в гиперцикл «Нескучный сад», состоит из текстов «Любимая, безотлагательно » Я4 - «На днях, в тот миг, как в ворох корпии...»: Я4. На фоне композиционно метрического единства разворачивается противоположный по «нос™ и мотивно-образнои системе лирический сюжет дальности и

гтнуЦИКЛ <<ПеСНИ в письмах> чтоб не скучала» (1917) состоит из трех стихотворении, организующих силлабо-тоническое движение от хорея к ямбу «Воробьевы горы»: Х6; «Mein liebchen, was willst du noch mehr?»: X4«Распар Ж Ритмическая маркированность заглавия длинным «эпическим» (тетин

ФеДОТОва) четырехударным дольником задает особую тштлыш ть сплетения исторического и художественного начал, революционной и природной стихий. Ритмически второе стихотворение перекликается с первым шести стопный хорей сменяется четырехстопным, ди/амизируя л^ичеГй

чтения: ^т^лы^еж^^ксшф3^^^ чеРта лирики Е.Л. Пастернака И Пастернаковские

сюжет. Маркировка центрального произведения цикла «Песен» песенным размером (четырехстопный хорей генетически связан с песней) сопровождается внутренним диалогом, выраженным в тексте с помощью ^онаодонГ интаксического ритма: пять раз строфы завершаются и дваждьГнТчинаГя вопросительными конструкциями: «Брось, к чему швырять тарелки / Б^ь трекяу, бить стаканы?»; «Гром не грянул, ™ креститься?» и Как метрИЧеСКИ, так и тематически в данном цикле' видна целостность в изображении разбушевавшейся стихии бытия, революции и любовных чуВСХВ

цикл Т ™0Ре™;"°™-трического цикла «Весна» (объединенные' в

цикл в 1929 г.), представляют переход от двусложных размеров - к

заплывших огарков">>: Ам°1з> -

случайтесь...». яз <<Разве только

Исследователи отмечают манифестарность первого стихотворения «Что'™ что клеиких заплывших огарков...» (первая публикация в 1917 г. под назван^ «Поэзия весной»). Значимость заглавия данного стихотворения как манифеста эстетико-поэтическои системы поэта подкрепляется торжественной интонациеи, задаваемой амфибрахием. Неравностопное чередование строк четырехстопного и трехстопного амфибрахия отсылает к традиции данного метра, начавшейся с жанра заздравных немецких песен начала XIX в и торжественных стихов о поэзии14. Заданная амфибрахием структурная схематичность и гиперболичность интонационно воплощается в риторических восклицаниях («Что почек, что клейких заплывших огарков / Налеплено к веткам!»; «Поэзия!»). Новаторство поэтических приемов акцентируется ритмическим нарушением контактности посредством использования избыточных пауз анжабемана ( «Греческой губкой в присосках / Будь ты ») Первый текст задает торжественно-манифестарную тональность для двух других. Размер текста «Весна! Не отлучайтесь...» (ЯЗ), по словам МЛ. Гаспарова, генетически соприроден трехстопному амфибрахию (оба размера близки военной песне от запевов которой пошел «маршевой» АмЗ а от ее припевов - «боевой» ЯЗ»15). И хотя размер этот довольно употребителен в русском стихосложении, Пастернак использует чрезвычайно редкую его разновидность (ЖДЖД, ДЖДЦ, ЖГДЖД, МДМЖ, МЖМЖ) Вокруг семантических ядер «поэзии», «весны» и «воды» (бурной, движущейся) формируются полиметрия всех стихов цикла: если первый амфибрахический текст был ориентирован на создание общей атмосферы «торжественности» а ямбический - на динамизацию ритма и воплощение субъективного видения лирическим героем «первозданности бытия», то последний текст «Разве только грязь видна вам...» (Х4) подключает семантическую окраску «сна»16 Чувство сопричастности мирозданию, маркированное финальным обращением к четырехстопному хорею, («В эти дни теряешь имя, / Толпы лиц сшибают с ног.

Метр и смГГа МЛ' <<П° СИН™ В°ЛНаМ 0KeaHa•'■>, (3~СТ- амФибРахий-' интеграция ореола) // Гаспаров М.Л.

15 Там же.

" Более подробно о семантической окраске хорея см.: Гаспаров мл. «Спи, младенец мой шккпягимй (4-3-ст. хореи с окончаниями ЖМЖМ: дополнительная иллюстрация) // Гаспаров МЛ Ме™ и смысл "

/ Знай, твоя подруга с ними, / Но и ты не одинок.), поддерживает витальную жизнеутверждающую тональность цикла. У

Ритмическая композиция цикла «Романовка» (1917), входящего в книгу «Сестра моя - жизнь» и включающего три стихотворения («Степь»- Дк4 (начало и конец - Ам(4-3)) - «Душная ночь»: Я4 - «Ещё более душный рассвет»: ЯР), показывает стремление к метрическому разнообразию Стихотворение «Степь» ритмически делится на три части: 1) 3 строфы тоех- и четырехстопного амфибрахия; 2) 3 строфы четырехударного дольника 3) 4 строфы трех- и четырехстопного амфибрахия (из 40 строк стихотворения 23 -амфибрахии 4-3 (57,5%); 17 - дольник4 (42,5%)). Ритмически цикл движется в сторону меньшего упорядочивания метра (Я4 - ЯР). Текст «Душная ночь» структурно и семантически развивает логику первого: трехчастная композиция текста продолжает сюжет обретения поэтом слуха после первоначальной глухоты. Здесь строфика становится ведущим фактором композиционного членения текста: 1 часть - два четверостишия, 2 часть - второе и третье четверостишия, 3 часть - шестистишие, комбинированное из двустишия с четверостишием (аВаа ВВ). Последнее стихотворение «Ещё более душный рассвет», написанное разностопным ямбом, продолжает мотив духоты и болезни, биографически связанный с поездкой к Е.Виноград по телеграмме о том, что она заболела. Стихотворение, как и предыдущее, строфически делится на три части как три попытки избавления лирического героя от тоски Заметны перебои в строфике и метрике: 1 часть - всего 14 строк, из которых 6 строк -Я4 3 строки-ЯЗ, 4 строки-Я2, 1 строка-Я1; 2 часть-всего 15 строг 9 строк - Я4, 3 строки - ЯЗ, 1 строка - Я2; 3 часть - всего 12 строк: 2 строки - Я4 3 строки - ЯЗ, 2 строки - Я2; 5 строк - Я1. Соотношение мира и творчества как центральная тема молодого Пастернака в период становления определяв полиметрию цикла «Романовка», ее ритмическую троичную композицию лирическии сюжет всего цикла и каждого текста строитсяТа пр«нИИ поэтом иллюзорного видения мира (1 части текстов), через инициГн™ слепоту, глухоту, боль (2 части), обретающего прозрение, поэтический^ и

разд/ стих всег о Я X Д Ам Ал Дк

к-во % к-во % к- во % к-во % к-во % к-во %

12 100

16 4 25 43,7 31,2

16 15 93,7 6,2

24 24 100

24 24 100

20 20

88 16 18,2 72 81,8

8 80 28 35 36 45 16 20

9 83 20 24 8 9,6 20 24,1 16 19,2 19 22,3

10 21 21 100

11 36 35 97,2 2,8

12 85 12 14,1 44 51,8 27 31,8 2,3

итого 505 168 413,5 80 91,4 20 24,1 106 308,4 106 199,1 25 62,5

Среди композиционно выделенных первых шести текстов получает особую маркировку стихотворение «Достатком, а там и пирами...». Во-первых, среди остальных текстов цикла только стихотворения, включенные в субциклы «Зимнее утро», «Весна», «Сон в летнюю ночь», «Осень» не имеют отдельных названий, что подчеркивает его подчиненную по отношению к другим текстам природу. Вместе с тем, стихотворение «Достатком, а там и пирами...» полиметрически организовано: 7 строк АмЗ - 43,7% во всем тексте; 5 строк ДкЗ - 31,35%; 4 строки ЯЗ - 25%. Другое стихотворение, выделенное как метрически, так и строфически - «Орешник». На фоне остальных, в большинстве своем ямбических первых текстов, звучащих как прелюдия' ко всему гиперциклу, четырехстопный амфибрахий помогает усилить минорную тональность. Говоря о первых текстах гиперцикла, можно добавить, что финальные стихотворения «прелюдии» («Спасское» и «Да будет») противопоставлены метрически (Ан4 Я4) и сюжетно: тема болезни, тоски смерти стихотворения «Спасское» поднимается крещендо в тексте «Да 'будет»! где рефреном звучит возглас лирического героя: «Да будет так же жизнь свежа!»

Субцикл «Зимнее утро» («Пять стихотворений») (1918-1919) строится как ретроспекция, воспоминание о прошлой любви и представляет ритмически однообразную картину чередующихся двусложников: «Воздух седенькими складками падает...»: ХР (4, 5, 6, 7, 8) «Как не в своем рассудке..»- ЯЗ «Я не знаю, что тошней...»: Х4 — «Ну, и надо ж было, тужась...»: Х4 — «Между прочим, все вы, чтицы...»: Х4. Структура субцикла «Весна (Пять стихотворений)» (1918-1921) метрически разнообразна: «Весна, я с улицы где тополь удивлен...»: Я6 -» «Пара форточных петелек...»: Ан2 -> «Воздух дождиком частым сечется...»: АнЗ «Закрой глаза. В наиглушайшем органе...»: Я5 -> «Чирикали птицы и были искренни...»: Дк4/Ан4 Полиметрический субцикл «Сон в летнюю ночь (Пять стихотворений)» (19181922) состоит из стихотворений «Крупный разговор. Еще не запирали »• Х6(5) - «Все утро с девяти до двух...»: Я4 — «Пианисту понятно шнырянье ветошниц...»: Ам4 «Я вишу на пере у творца...»: АнЗ -»■ «Пей и пиши непрерывным патрулем...»: Д4. Субцикл «Два письма» (1921), состоящий из текстов «Любимая, безотлагательно...»: Я4 - «На днях, в тот миг, как в ворох корпии...»: Я4, структурно противопоставлен остальным субциклам «Нескучного сада». Хотя название отражает количественно-жанровые характеристики цикла, количество входящих в него текстов («Два письма») отличается от остальных субциклов («Пять стихотворений»).

Полиметрическая композиция гиперцикла отражает динамику внутренних искании лирического героя. Перечисленным поэтом этапам страдания (зима-весна-лето-осень) соответствуют этапы преодоления любовной трагедии поиска самоидентификации и самовыражения в творчестве, что отражается в выборе размеров: упорядочивание, стремление к однообразию метра - в субциклах, сконцентрированных на земных чувствах и боли («Зимнее утро» «Два письма») и разнородность размеров - в субциклах, выражающих выход за границы любовных страданий к творчеству («Весна», «Сон в летнюю ночь»)

В цикле «Занятье философией» (1919-1920) шесть стихотворений-«Определение поэзии»: АнЗ - «Определение души»: АнЗ «Болезни земли»' Х5 - «Определение творчества»: АнЗ - «Наша гроза»- Я4 ^ «Заместительница»: Ан4; Я4-3. Заглавие цикла «Занятье философией» (Я4^

метрически перекликается с тестом «Наша 1роза» (Я4). В целом д2 пи^а хаоактеоно ™Ртрпт ,, ...............- 4 ' 4 для чикла

характерно стремление к ритмической у^яд-нности- ^^ се' тексГ семантически перекликающиеся с заглавием «Занятье философией» Геют одинаковый размер (АнЗ) и сходную синтаксическуюСтруктуру за» «Определение поэзии», «Определение души» и «Определений^ творчТства» Третье стихотворение цикла «Болезни земли», написанное пятистопным хореем, врывается в структурную инерцию первых двух текстов Обилие медицинских терминов и перечисление болезней позволяет вписать его з единыи ряд с «определеньями», подобно некоему бестиарию, описывающему демонов-мучителей земной коры. Через переживание «болезней землГпоэ^ приходит к пониманию того, что творческий процесс, родственный духовному поиску, протекает во всем мироздании. Осознание этого приводит

к 19

завершающему «определению» микроцикла - «Определению творчества»

вновь написанному трехстопным анапестом творчества»,

П. "?°аНаЛИЗИР0ВаВ МетРическУю композицию циклов, можно говорить о прямой взаимосвязи динамики развития полиметриче ких композиций и становления творчества поэта. Циклы, появившиесяТпервые в книге <<Швеох барьеров», представляют на раннем этане периферийную форму орга™и текстов (пять циклов: «Метель», 1914; «Весна» 1914- «Три в^иш^ ТоТ «Петербург», 1915 и «Из поэмы. (Два отрывка)» 1916 . Пастернака исследователи считают книгу «Сестоа моя ™ " п вся книга охвачена десятью циклами ^^^^^^ которых нет ни одного, организованного монолГтричеГ ц™ представляют сочетание двухсложных размеров («Книга ¿тепи> «ПесГ* письмах, чтобы не скучала», «Попытка душу разлучить» Хе н1> Г трехсложных размеров («Занятье «

силлабо-тоники («Не время ль птицам петь», «Развлеченья любимой^ «Романовна», «Возвращение»), В творчестве Пастернака 20-Ггодов проявляется образ мира, утратившего устойчивость, что отражается в трансформации его поэтической системы. Все тексты книги «Темы и вариации» объединены в 11 циклов. Эклектичность метрической системы выражается в переплетении двух и трехсложных размеров с включением тоники в 82% из которых 9% (цикл «Зимнее утро») - совмещение двухсложных размеров и 9% (цикл «Два письма») - монометрический цикл (четыреххстопный ямб с включением одной строки четыреххиктового дольника). Для другой книги этого периода - «Стихи разных лет. 1916-1931», включающей четыре цикла и две поэмы («Белые стихи» и «Высокая болезнь»), также характерна композиционно-метрическая эклектичность: в 75% циклов совмещаются двух-трехсложные и тонические размеры. В 1943 выходит книга «На ранних поездах», в 1945 - «Земной простор», в которых наметился отход от прежней поэтики, стремление к классически ясному стилю. Последняя книга «Когда разгуляется» отмечена отказом, как от структурирования книг, так и обращением к монометрии (цикл «Ветер (Четыре отрывка о Блоке)»)

Таким образом, можно сделать вывод, что ритмическая организация произведения является даже более важной для поэта, чем композиция а ритм обладает смыслообразующей функцией. Следовательно, в поэтическом цикле полиметрия, то есть взаимодействие ритмической природы отдельных стихотворении в составе цикла на метрическом уровне, играет определяющую роль. Более того, если для классических типов текстов полиметрия - это скорее периферия, то для лирического цикла полиметрия - это фундаментальное свойство, что доказывается на основе анализа полиметрических композиций лирических циклов поэтов I половины XX века.

В Заключении диссертации подводятся итога исследования, намечаются перспективы дальнейшего изучения поэтики лирического стихотворного цикла.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях

1. Гончарова М.А. Смыслообразующая функция полиметрической композиции (на примере авторского лирического цикла Н Гумилева «Капитаны») // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена №25 (58): Аспирантские тетради: Научный журнал, СПб, 2008, стр. 93-98. У

2. Гончарова М.А. Полиметрическая композиция как циклообразующая связь// Вестник Челябинского государственного педагогического университета 2010. №5. С. 245-255. р^шеы.

3. Фоменко И.В., Балабаева М.А. Опыт реконструкции мироощущения И.Бродского («Часть речи») стр. 343-354 / Поэтика Иосифа Бродского: Сборник научных статей, Тверь, Твер.гос.ун-т, 2003.

4. Гончарова М.А. Проблема стихотворного ритма. Новые стратегии исследования // Кафедра: психолого-педагогический журнал 1 (29), 2010, стр.

5. Гончарова М.А. Смыслообразующая функция полиметрической композиции (на примере авторского лирического цикла Анны Ахматовой «Тайны ремесла»)//Кафедра: психолого-педагогический журнал 5 (33) 2010 стр. 58-63. '

6. Гончарова М.А. Смыслообразующая функция полиметрической композиции (на примере авторского лирического цикла Бориса Пастернака «Занятье философией»)// Слово: сб. научн. работ студ. и асп. Тверь, 2010. Вып о. С. 130-133.