автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.03
диссертация на тему:
Политическая идеология в странах Тропической Африки

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Змеев, Бронислав Михайлович
  • Ученая cтепень: доктора политических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.03
Автореферат по политологии на тему 'Политическая идеология в странах Тропической Африки'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Политическая идеология в странах Тропической Африки"

' г. /

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕ!ГНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

ЗМЕЕВ

Бронислав Михайлович

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ В СТРАНАХ ТРОПИЧЕСКОЙ АФРИКИ

Специальность: 23.00.03 - Политическая культура

и идеология

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученоП степени доктора политических наук

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 1592

Диссертация выполнена на кафедре социологии и политологии ИПН при Санкт-Петербургском государственном университете

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор Губанов В.И.; доктор исторических наук, профессор Лебедев Л.К.; доктор философских наук, профессор Илларионов Н.С.

Ведущая организация: Институт Африки АН СССР.

1!ип Специализированного совета Д.063.57.47 по защите диссертаций на соискание ученоЛ степени доктора наук при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199164, Санкт-Петербург, Менделеевская линия, д.5, философский факультет.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ииени Н.Горького Санкт-Петербургского государственного университета.

Автореферат разослал 1992 г.

Ученый секретарь Специализированного совета,

п.ф.и., доцзкт В.А.Ачкасов

г,

, Защита состоится

1992 г. на заседа-

Актуальность темы исследовании. Социально-экономические и политические пропессн, происходящие в развивающихся странах, свидетельствуют о наступлении нового перелонного периода в их исторической эволюции. Завоевали политическую независимость бывшие колониальные народы, очевидны сдвиги п государственном, экономическом, культурном развитии. За этот исторически короткий срок молодые государства добились определенной диверсификации мевдународных связей, они утвердились в современном мире.

Вместе с тем прошедшиб.годы показали, что провозглашение' . независимости не стало границей между прошлым и настоящим. Стало очевидным, что Запад не хочет полностью отказаться , а молодые государства не в состоянии немедленно и полностью избавиться от всего прошлого. Более того, независимые государства оказываются заинтересованными не только в сохранении исторических связей с бывшей метрополией, но и установлении новых.

Страта Запада стараются на базе элементов старой системы колониализма усовершенствовать механизмы, которые и в новых, условиях "работали на них", обеспечивая и политическое влияние и сохранение экономических позиций в тех бывших колониях, где это выгодно. Однако отношения такого рода не устраивают освободившиеся страны, и они усматривают в подобной политике ноекА колониализм. Именно в освободившихся странах появился термин "деколонизация", который до недавнего времени использовался лишь как синоним ликвидации колониальных режимов. От "деколонизации экономики" до "деколонизации информации" и "духовной деколонизации" - таков диапа- . зон требования, с которыми выступают правительства развиваэ-щгасся стран. На преодолении препятствий, унаследованных от эпохи колониализма,фокусируется большинство усилий молодых государств по укреплению политической независимости, ликвидации отсталости.обеспечению свободы выбора пути развития, перестройки международного экономического порядка и завое- ' вания полного равноправия на мировой арене.

ПереживаеныЯ освободившимися странами период является редакции с точки зрения перспектив их внутреннего национального развития. Сумеэт ли они в обозримом будущем прео -

долеть барьер экономической, научно-технической отсталости и слаборазвитости, выйти на путь, сулящий более широкие перспективы развития общества,или этот барьер останется непреодолимым, то есть отсталость и слаборазвитость примут постоянный характер,

Национально-освободительное движение традиционно рассматривалось как одна из составляющих мирового революционного процесса. Сейчас стало очевидным, что мировое развитие невозможно сводить к революционному переходу от капитализма к социализму, как нельзя считать, что социальный прогресс исчерпывается движением к социализму. Значительное место п нем принадлежит процессам замени докапиталистических укладов капитализмом, который в современном мире,как и социализм, неоднотипен. Кроме того, мировое развитие противоречиво и содержит в себе прогрессивные и регрессивные процессы и явления.

Очевидна многовариантность развития и в бывшем колониальном обществе. С одной стороны.эволюция мирового сообщества уже показала варианты развития капитализма и социализма, а с другой слишком велики различия мезду отдельными региона)'.« и субрегионами, чтобы их могла описать какая-то единая концепция общественного разпития.

Традиционный подход деления народов мира по достигнутое уровни экономического развития и социально-классового облика не позволяет определить место их в современном мире и степень га связи с мировым сообществом. Не менее существенным, а вероятно. более значимым признаком дифференциации является принадлежность народов различных регионов к разным историко-цивилизационнш общностям. Поэтому логичным представляется выделение Тропической Африки, обладающей этносоциальными, культурно-историческими отличиями, образущиии цивилизашюниур общность населяющих ее народов, где могут реализоваться различные варианты общественного развития.

Изучение процаесов,происходящих во всех сферах жизни освободившихся стран,дало советским г-фриканистам огромный фактический материал. С высоты накопленного к сегодняшнему дню знаэдгя, опита, их анализ и обобщенно оказались слишком однозначными, упрощенными. Не удалось, в частности, избежать

идеализации модели социалистической 0{ис-;чтаиии, крайне односторонне толковались возможности капитализма ¡т африканских странах. Западная научная мысль и политическая практика предлагала различные варианты "модернизации" как пути социального прогресса и преодоления отсталости.

Африканские идеологи и политики, как Е1гразители национального сознания, пытаются формировать стратегии социального развития. Они рнступают, с одной стороны, с позиций "им-митационного" мышления, интерпретируя известные в мире теории, а с другой, как традиционалисты. Именно с последним связана идеология антиколониализма и национализма. Если иметь в виду гносеологический аспект, идеология национально-освободительного движения возникла не как отражение интереса какого-

нибудь класса или другого вида социальной общности, а ско-

интерейв

рее как отражение всех слоев и классов общества, объединенных одной и главной целью того времени - борьбой за политическую) независимость. Тем не менее и в таком виде идеология способствовала пробуждению национального самосознания, фор-^ мированига единства интересов угнетенных народов, выработке программы деятельности, конкретных целей, средств и методов их достижения.

Завоевав политическую независимость, большинство африканских стран оказались в новой идеологической ситуации. Становление национального самосознания имеет одно из важнеП-пих следствий - стремление осмыслить само освободившееся общество, двютущие силы его развития,понять место человека среди ладей в своей стране и среди других обществ, выдвинуть идеалы социального устройства. Новая сторона идеологических отношений проявилась в дифференциации прежде нерасчлененного общественного сознания. Складывается новое ¡экономическое со-? знание, укрепляются религиозные и нравственные ценности, возрождается эстетическая культура. Хотя различные формы сознания становятся все более автономными, тем не менее политическое сознание заштает'доминирущее место. Подобная связь определяется двумя главными причинами: как рефлексия борьби за политическую неаавискмость и теми слоюшмн следствиями формирования политической системы общества, когда политическая нестабильность ооиранпатся- длительное время.

Актуальность исследомния идеологических отношений еф-рикпнского обществу, кроме всего прочего, связана и с тем, ЧТО общественная мысль развивающихся стран вносит новые само стоятельные элементы в развитие мировой общественной науки. Превращение колониального мира в субъект всемирной истории, многообразие развиващегоря мира позволяет глубже раскрыть многомерность современного мира, отказаться от абсолютизации биполярного его видения, не ограничивать понимание мировых проблем рамками борьбы двух мировых систем.

Степень разработанности проблемы. Идеология в Африке, процессы и тенденции ее развития, а также наиболее серьезные теории р идеологические течения уже получили освещение в ряде работ советских, исследователей, в том числе в работах И.Л.Андреева, К.П.Брутенц, С.Н.Григоряна, В.Д.Зотова, А.А,Громыко, А.В.Гордона, р.С.Брасова, Н.С.Илларионова, А.В.Кипа, М.Я.Норнеева, {|,Д.Косухина, П.М.Маниха, О.В.Мар-тыпина, Г.И.Мирского, А.Н.Мосейко, Е.А.Примакова, Р.А.Ульяновского, В.Г.Хоррса и других. В числе первых монографически* исследовании следует выделить работу Н.С.Илларионова, где предпринята удачная попытка определить место и роль идеологии как основы стратегии социального развития освободившихся стран Тропической Африки.

Некоторое время в советской африканистике все разнообразие процедссй становления идеологических отношений рассматривалось через призму идейного противостояния. В центре внимания находилась проблема результативности и перспектив капиталистической и социалистической ориентации. Сравненир этих тенденций посвящены работы Ы.М.Авсенера, В.А.Иванова, Н.Д.Косухина, В последурщие годы предметом исследования стали новые аспекты идеологически* отношений- Безусловный интерес представляет анализ типологии политико-идеологичсс- . них Концепций,'предпринят^ К.М.МаЙданциком. Становление общественной мысли в освободившихся странах, развитие социальной и Политической теории, разработанной учеными И специалистами этих стран» отличает монографию "Общественная мысль развраидосся стран".

Рместе с тем, внимание исследователей р последнее время Привлекло влияние социокультурных факторов »а политику и иде--

логию. Изучение психологических, этнических, религиозных, художественно-эстетических процессов как форм выражения иипилизлыионных особенностей африканского общества проводит-сп р работах Ю.М.Кобипшгопп, Р.И.Исмагиловой, Б.С.Ерасова, Б.Б.Норттпкого и др. В связи с этшл нужно отметить монографию А.Н.Мосейко "Ядсология в странах Тропической Африки", посвященную взаимодействию современных и традиционных факторов в идеологическом процессе. В этом же отношении несомненный интерес представляет научное издание "Африка: взаимодействие культур", где анализируются процессы взаимодействия и взаимовлияния внутри культур континента и взаимодействия с окружающим миром.

Советская африканистика накопила значительный теоретический материал по идеологии освободившихся стран Африки, сделаны серьезные аналитические обобщения относительно ее содержания, сущности, противоречивых тенденций развития. Предприняты попытки определить детерминированность их общественными условиями данных стран, взаимодействием теоретических и утилитарно-практических уровней идеологии. Вместо с тем, многге ."спекты идеологических отношений раскрыты далеко не р полной море.

Цели и звдачи исследования. Основная цель данного после дор.". нип - осуществить анализ становления идеологических отполешь; в странах Тропической Африки в контексте изучения процессов, происходящих сегодня в развивающемся мире. Особое внимание обращается на условия развития общсствениоП мысли, которая отражает общность "третьего мира" п-призвана служить аналиткчс-сч::;-л ^нструг.-.гнтом ее позняг.ил, выпала ть ее интересы, лотребпосг:; г. ценности. Это предполагает резонно следующих задач:

- на основе конкретно-исторического подхода показать . ;;ак происходит становление и развитие идеологии национал!.'^-освободительного дпикешш, определить ее место а структура общественного сознания;

- показать общественную обусловленность идеологически отношений, зккснить механизм социальной детерминации пдео-логичрс;<;Гл процессов;

- сг.рп делить значение взаимосвязи трлпишюнтэс и современна факторов н духовной жизни постколониапьной жизни общества;

- рассмотреть направления и содержание западного влияния, границы и масштабы этого влияния п африканском обществе; '

- рассмотреть пчияние идей социализма на развитие обще-стронной мысли в африканских странах, факторы, способствующие усвоению марксизма; плияние перестроечник процессов;

- выяснить особенности идеологического воздействия и сэаимосгязи ее теоретического и утилитарно-практического урорнсй;

- показать социальную роль идеологии, многообразие и модификаций ее функций.

Научная новизна исследования. Мовкм в исследовании »теологической жизни африканского общества является рассмотрение ее с поз1^ци!1 нового Политического гашения. Ключевой место в новом политическом Мышлении занимает концепция свободы и/бора. Этп концепция обусловлена растущим многообразием мира, активы™ включением в мировую политическую практику миллионов людей, которые всходят на арену самостоятельного творчества. В этих условиях возрастает роль народов освободившихся стран, их но »тонального сознания в поисках собственного пути развития. Значение общечеловеческих ценностей для этой значительной части населения планеты рассматривается как диалектика общечеловеческого и классового, общечеловеческого ' и национального (этнического). Таким образом получены следующие невке научные результаты:

- показаны идейно-теоретические источники становления и развития, общественной мысли в странах Тропической Африки;,

- проанализировано соотношение экономики, политики и идеологии;

- определена особенности политического процесса и его влияния на идеологические отношения;

- показана детерминированность общественного сознания, социокультурными, цивилизационнымн особенностями африканского общества;

- выявлена обусловленность функций идеологии сложившимся

своеобразием голитичрстой культур1! и особенностями политического сознания;

- показаны границ» и возможности идеологического влияния в африканском обществе.

Теоретическая и методологическая основа диссертационной работы. Методологической основой диссертационной работы является. марксистская методология. Марксистское наследие, очищенное от догматизма, канонизации его принципов и вульгарного его понимания как инструмента построения социализма, япляется достаточно объективным методом изучения общества и обладает достаточным потенциалом социального познания, Если осуществить секуляризацию марксизма и одновременно сохранить его ценности в качестве очищенного от догматизма метода, который позволяет понять процесс11, происходящие в мире, то его методологическое значение несомненно. —

Марксистское понимание идеологии как формы общественного сознания, проявляющегося или как научное мировоззрение, иЛи как "ложное сознание" является методологической основой Изучения идеологических отношений. За последнее время марксистн-исследоратгли проделали немалую работу по осмыслению идеологических отношений, идеологии как духовного и социального явления. Б трудах А.И.Анищенко, Н.С.Гуре^ич, В.С.Буянова, Т.И.Сйзермана, Л.Б.СкРорцога, Н.И.Мнхальченко, В.Иванова, Т.Тощенко, Б.А.Чагина, В.П.Тугаринова, М.В.Яковлева, В.А.Ндо-ва при рассмотрении идеологии как формы общественного созна-« ния • раскрыта детерминация идеологических* явлений,

рассматривах>тЯмеханизмы производства и потребления идеологии, прослеживает связь идеологии и массового сознания.

Эти и другие идеи основоположников социализма получили дальнейшее развитие в работах советских исследователей, выдвинувших концепции анализа общественного развития освободившихся стран. Исходя из марксовой концепций макроформации, авторы монографии "Развивающиеся страны в современном мире: единство и многообразие" утверждают, что именно экономическая макроформация позволяет охватить все разнообразие явлений и тенденций развития, характерных для "третьего мира".

Безусловный интерес в методологическом отношении пред- ' стапляет концепция многоукладное^ бывших колониальных

обществ. В концепции, разработаююй А.'И.Левковским, вместо узкого взгляда на природу классов и их взаимоотношений, сформированного на базе "нормативного марксизма",^ предлагается учитывать национально-специфические особенности освободившихся стран в особенностях классообразоштия и классовой борь бы.

Другая группа ученых, опираясь на марксистс.ко-лешшску» методологии, предложила концепцию общественного синтеза, связанную с цивилизационным подходом к изучению процессов общественного развития, которые по-разному реализуются м регио нах бывшего колониального мира.

Безусловно, из всего разнообразия концепций общественного развития, предложенных советскими исследователями, км выделили лишь те, которые в той или иной степени необходимы как методология тех проблем, которые рассматриваются п диссертации.

Практическая значимость работы. Исследования идеологических отношений практически необходимы с точки зрения представления в полном объеме картины развития общественной мысли в африканских странах, - это во-первых. Во-вторых, формирование идейных течений, политических платформ, социальных доктрин, яш1яится оснопой выработки стратегии общественного развития. В-третыос, исследование различных идейных течений в развирающемся мире обогащает социальное знание, обогащает социальное и политическое мышление; В практическом отношении результаты и выводы данной работы могут быть использованы для дальнейших научных исследований в области политологии, социологии и истории.

Материалы диссертации могут быть положены в основу общих и специальных курсов, посвященных проблемам "третьего мира", истории политических и социалистических учений, проблемам идеологических отношений. Материалы данного исследования могут также использоваться при подготовке учебных и учебно-методических пособий, в руководстве написанием научных работ студентами и аспирантами по данной теме.

Апробация работы. Материалы диссертации обсуждали на кафедре политологии и социологии ИПК при ЛГУ. Результаты исследования послужили темой выступлений на 1У Всесоюзной

конференции африканистов 1Москва, 3-5 октября 1964 Г.), на У Всесоюзной конференции африканистов (Москва, 14-16 октября 1969 г.), на других конференциях.

Основные положения диссертации изложены: в монографии "Политическая идеология в странах Тропической Африки. Л., ЛГУ, 1969, II п.л.; в брошюрах: "Программа КПСС о роли и . месте освободившихся стран п современном мире". Л., 1987, I п.л.; "Советский Союз и освободившиеся страны: новое политическое мчпление". Л., 19Э0, I п.л.; в ряде других Публикаций.

Структура и основное содержание диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения.

Во введении сформулирована проблема, ее актуальность и практическая значимость, анализируется степень разработанности темы, ставятся основные цели и задачи исследования, указываются его методологические принципы.

В пергой главе "Общественно-экономические условия и гено-эис идеологии в странах Тропической Африки" автор анализирует совокупность общественных отношений африканского общества, учет особенностей и специфики которого позволяет дать действительное представление и любых явлениях общественной жизни, в том числе становлении и функционировании идеологии.

Неравномерность развития общественного прогресса в освободившихся странах проявилась в том, что наиболее серьезные изменения произошли в политической сфере. Борьба за независимость в наибольшей степени стимулировала политическую жизнь общества и политизацию всех его отношений. При анализе современных социально-политических систем бывшей колониальной периферии обнаруживается затяжное первенство политического процесса (политического развития) по отношению к экономическому в том смысле, что политическая власть на протяжении всего цикла становления новых общественных отношений как бы тянет за собой социально-экономический базис, отстагаий в споен развитии на много десятилетий от эволюции мирового сообщества.

Рпэмгаллп о политическом процессе о Тропической Африке• преаще всего нужно отметить паяснуп псторичоскуз особенность,

- \г -

связанную с молодостью независимых государств контитента. 1"п[ ьба за национальное самоопределение для большинства африканских народом - событие недалекого прошлого. Достаточно вспомнить, что большинство латиноамериканских стран завоевали политическую независимость еще п прошлом веке, на азиатском континенте этот процесс приобрел размах п 30-40-е годи, а африканские страны стали независимыми л '60-70-е годы.

Вероятно с этим связана специфика взаимодействия элементов политической системы, я частности государственной и политических властей. В отличие от государственной власти, которая реализуется через госаппарат, осуществление политической власти класса или блока социальных слоев обеспечивает-гч путем деятельности всего механизма организаций, включая политические партии и массовые организации, посредством разнообразных почитических норм, традиций и п том числе политической идеологии. В африканских странах этого разделения нет, сложились слитые партийно-государственные структуры,и реальные рычаги власти находятся в руках партийно-гос.ударст-генной элиты. Па локальных уровнях сюда подключены лидеры религирзта, этнических, клановых и других групп. Свое завершение такал структура находит в персонализапии власти одного лица, которое избирается правящей партией и лишь полу- • част инвеституру от парламента.

Становление национальной государственности о африканских странах сопровождалось утверждением авторитарных форм политического управления. Практически все регионы стремятся использовать патерналистско-клиентные методы политического руководств для создания массовой социальной базы. В этих условиях идеологическое манипулирование выступает важным фактором укрепления легитимности режима и достижения национального консенсуса. Такого рода ценностные установки отражают доминирование в африканских странах традиционной общественной связи "вождь - народ". На этом же принципе осуществляется социально-политическое и идеологическое влияние даже в- странах, где правящие группы искренне стремятся вовлечь ыассы в политический процесс.

Однако сложившаяся в Тропической Африке тенденция к авторитаризму имеет два направления: восходящее и нисходя-

щее. С одной стороны, появчг-ние авторитарных режимов было попыткой восполнить неразвитость ключевых политических институтов: государства, правовых норм, политических партий, организаций и т.д. С другой стороны, утверждение этих режимов воплощало собой институалилапию этнических, региональных, клановых и конфессион.тпьных традиций. Времп показало, что авторитарные методы правления обществом не дают положительных результатов: не осуществились идеалы модернизации,не была создана современная экономика, межгосударственные и ятнокон}ессиональные конфликты приобрели новую остроту. Падение авторитета, рост социальной напряженности, противодействие оппозиционных сил определили неизбежность процессов демократизации, эволюцию в сторону парламентаризма и многопартийности как одной из тенденций политического процесса.

Среди факторов эволюции политической системы следует считать активизапию-и легализацию оппозиционных движений. Однако своеобразие этих движений связано с тем, что они получают широкую материальную и политическую поддержку со стороны отдельных государств, международных организаций и движений. Это свидетельствует о способах включения африканских стран в глобальную политическую жизнь и о целях, которые преследуют различные субъекты мирового сообщества на африканском континенте. Такого рода включение в современный мир не могло не оказать влияния на процесс размежевания африканских стран по типам социально-политической ориентации.

Если внимательно приглядеться к многоликому миру развивающихся стран, то складывается довольно ясная картина втягивания его в русло капиталистического развития. Но па африкан-

1ЧИГ . „ .

ском континенте этот процесс медленнее, и отличительно;! чертой является то, что большинство стран социалистической ориентации появилось в Африке. В рамках нового политического мышления проблема социалистической ориентации стала предметом широкой дискуссии, которая получила освещение в диссертации. Один из негативных результатов дискуссии заключается в тем, что t. участники витали за рамки '¡исто творческой полемики и переели к характеристике личных качеств и научного вклада опнонентоа. Поэтому редколлегия одного из «журналов "Азия п Африка сегодня", на страницах которого развернулась Д1- м осня, заявила: "На

- и -

цыиезнем а тале редколлегия счлтает но продуктивным, не способствующим здоровому развертыванию дискуссии продол«-:-!,;о на наших страницах подобной полемики, которая может длиться до бесконечности" 11968, № 10, с.19),

Среди положительных результатов можно отметить формирование главных проблем, требующих исследования с новых позиций: теория социалистической ориентации, форма ее реализации В различных условиях И как концептуальная программа развития В освободигшихся странах, Первая проблема - способ реализации социалистического идеала как вариант социального прогресса в осрободивиихся странах - невозможна без серьезной разработки современной концепции социализма. Исследование двух последних гроблем позволяет полнее предста'-ить противоречия развития и утверждения соцориентации, действия факторов в пользу и против ее реализации в Тропической Африке.

Капиталистическая и социалистическая ориентации четко различались на начап^ньа стадиях существования новых государств, ко последующее развитие показало, что перед всеми странами стоят одни и те же задачи социально-экономического развития, в решении которых ни те, ни другие не добились ацачимых результатов. Слишком короток в историческом плане период развития, чтобы продемонстрировать принципиальные Преимущества того или иного стратегического выбора. При различных идеологических ориентацнях в концепциях общественного развития можно проследить преобладание политических аспектов над экономическим, социальным, культурным и т.д. Развитие экономики и человека - задача, решение которой требует разработки проблем хозяйственной и социальной политики, а не только собственно политических.

Социологический аспект изучения идеологических отношений показыыает связь идеологии с действительностью с точки орения реализации в той или иной идеологии интересов социальных слоев. При изучении этих аспектов идеологии первостепенное значение имеет анализ социальной базы идеологии. Зтот аспект позволяет выяснить социальные корни истинного ИДИ искаженного отражения общественной кизн», дает понять, почецу неистинный идеологии способны алиять на умы и нпо- ' борот. Некадоги.чние эначоим« имеет пщсненис условий, при

которые идеология воспринимается ади отвергается социальной группой, слоем, а также причины, под воздействие которых представители класса могут воспринимать идеологи?! Противоположного им класса.

Выявление социальной базы идеологии свпзано с исследо-в/'нисм социально-классовой структуры общества. В странах, где еще только складывается классовая определенность общества, база идеологий усложняется и существует настоятельная необходимость изучения всех компонентов, социально-классовой структуры. 1!з ленинского определения классов следует, что качественная определенность классов зависит не только от ряда общих признаков, но и от исторических особенностей той систем" общественных отношений, в которых они развивается.

Социально-классовая структура общества в Африке в нынешнем се виде возникла как результат разложения предшествовавших и утверждения новых способов производства. Идет распад социальных структур традиционно-натуральных общностей и образования системы современных классов и слоев. На опыте взаимодействия сословий и укладов складываются проме-яуточные средние слои.

Крестьянство - самый многочисленный класс африканского общества. Это африканец-общинник, отличающийся от классического азиатского, российского, западноевропейского крестьян»- ' на. Процесс расслоения идет крайне медленно, и в его развитии ото не возникновение мелкобуржуазного уклада с его двойственной природой, а появление унифицирозанного сектора бедности и допромкяленных форм эксплуатация. Подобная колониально-общинная организация крестьянства объясняет его историчес- . кую инертность и вместе с тем определенную гибкость, внешняя изменчивость и приспособляемость к различного рода изменениям. Элементы более передовых общественны)! отношений накапливаются но в глубине общественной организации деревни -в сфере материального произвадстга, а во внешних "контактных" зонах социального я духовного общеннп (социаиьныо отношения, материальные я духознно потребности, нопыэ корми поведения и т.д.).

Социальная организованность крестьянства строится на исконной солидарности в первичных группах (семья, деревня, религиозная группа) и кланов»«, этнообщинных, региональных, которые объединяют не только собственно крестьян. Такая социальная обпость - зто социальная база для утопических, традиционалистских и националистических идеологий.

Наличие огромной массы деклассированных, людей, оказавшихся полностью или частично вне сферы общественного труда,-одна из важиейпих черт социальной структуры африканского общества. Феномен деклассирования в постколониальном обществе отличен от появления люмпен-пролетариата европейского типа времен капитализма домонополистической стадии. Прежде и-его нужно отметить, что появление этого слоя является продуктом распада общественна структур, модернизация которых вызвана не внутренними, а внешними причинами. Общество не гиброскло га, как это было в эпоху становления европейского капитализма, а пока не смогло принять в новые структуры, хотя эти люди готоен адаптироваться. Другая отличительная особенность связана с наличием многих традиционных связей (клановых, земляческих, религиозных). Это отношения, благодаря которым они не оказались в положении полной социальной отчужденности. Неформальный сектор экономики является экономической формой их связи с обществом. Не найдя себе стабильного места в обществе, эта группа населения становится мощш.-м резервом для всех тех социальных движений, которые хотели бы изменить в том или ином направлении тенденции общественного развития. Неуверенность в будущем, нищее и полунищее существование, бесправное положение поддерживает городские низы в постоянном политическом возбуждении, -подталкивает низы к крайнему радикализму. Деклассированный массы выступают как социальная база революционности, что и отражается в идеологической сфере в ряде леворадикальных теорий.

Вес социальных групп, составляющих костяк капиталистического уклада - буржуазии и рабочего класса - невелик. Доля буржуазии едва ли составляет два процента, рабочег класса - около пяти процентов самодеятельного населения. Эти классы находятся в начальной стадии становления. Формирование национальной буржуазии происходит в сложных условиях.

вызванных не только сохранением здесь различных укладов. Но и засилием иностранных монополий, предпринимательской деятельностью иностранных меньшинств. Из всех ее слоев наиболее активная и динамичная - это бюрократическая буржуазия, играющая заметную роль и политической жизни. Политические ориентации буржуазии, а отсюда и возможности ее идейного влияния, определяются не столько ее экономическими потенциями как класса, п системой связей: внутренних - племенных, религиозных, с административными структурами; Внешних с различными группами иностранного капитала. Поэтому национальная буржуазия может проявить себя только сотрудничая с другими социальными слоями и группами.

Как и национальная буржуазия, не может возглавить борьбу за социальное освобождение и рабочий класс. Он смог показать себя как активный борец за политическую независимость, в защиту своих экономических и профсоюзных прав, добивается демократизации общественной жизни. Рабочий класс Тропической Африки находится на такой стадии развития, когда п его классовом сознании широко распространилась идея О том, что социальное освобождение возможно путем радикального социально-политического переустройства общества. Это благодатная почва для усвоения не только экстремистских идей, но и марксизма в самом его упрощенном виде.

В политической жизни африканского общества необычно активную роль играют средние слои. По существу они бьши силой, объединившей и возглавившей движение за достижение политической независимости, сохранились ее активные позиция и в постколониальный период. Существенную часть средних слоев представляет собой интеллигенция. Непосредственно участвуя в духовном производстве, в социальном и политическом управлении, интеллигенция может дать политическим движениям, говоря словами Ленина:"знания, программу, руководство, организация".

Мировоззрение интеллигенции, ее общественно-политические взгляды, отражает интересы различных социальных сил. Она способна аккумулировать общественное мнение, проникаться построением масс, сформулировать новые идеи, апробировать стпрне и српоставить кх с тем, что есть в опыте

других стран и наролоз.

Оценивать общественную рель различных социальных классов и слоев Необходимо не только на основе их объективных потребностей, с серьезным учетом того, как эти потребности отражаются в общественном сознании, котороев действительности определяется политическим поведением. Ведь реально действующими силами общественно-политической жизни являются не столько элементы социальных структур, сколько общественные организации и движения, формирующиеся вокруг политических направлений, которые, как правило, имеют пеструю социальную базу.

Социально-классовая структура африканского обшества Определяется двумя направлениями дифференциации: формирующиеся современные классы и слои и одновременно существование социальных общностей на этнической, клановой, конфессиональной основе. Б соответствии с неодномерным делением общества процессы политической интеграции могут проходить одновременно в разшк направлениях по линии создания локальных, конфессиональных, социально-классовых или иных ассоциации этнического характера, усиливая тем самым различные формы групповой солидарности и содействуя политической фрагментации этносов. С другой стороны пробуждение этнического самосознания определяет дифференциацию по этому признаку и придает этническим конфликтам политический характер.

Существование разных типов социальной общности определяет неоднородность социальной базы идеологии. Поэтому даже в сложившихся идейно-политических направлениях можно встретить несовпадение формы, содержания и классовой сущности предлагаемых социально-политических тенденций.

Поэтому становление идеологии как научной теории, проявления ее классового содержания такая же сложная проблема, как и задача расширения социальной базы любой идеологии. Одна из гложнейших проблем идеологических отношений - борьба ' Между разными идеологиями за сознание людей, что в свою очередь с.вязано с возрастанием роли агитации и пропаганды.

Одним из определяющих моментов идеологического процесса является характер связи между идеологией и социальной средой ее распространения, необходим сдвиг в психология и сознании

и -

оо дг.'гтрп. {'лменени.ч и этой области рч -..-чячптси в целом медленнее, чем а социально-экономической или политической о|)е-рю, что позчас вгнуждает идеологов подстраиваться под уровень массового сознания, жертвуя качественной стороной идеологии.

Массовое сознание как совокупность ценностей, общих ориентаций, настроений и мнений и выступает как проявление общественной психологии. Спецификой массового сознания является его социально-психологическая природа, ибо оно формируется через призму внутреннего мира человека со всеми его особенностями, представлениями, предрассуд/ами, иллюзиями.

(3 доколониальные и колониальные времена общественное сознание африканского общества не было еще достаточно развитии и ди]>;еренцированнкм. Духовное производство еще переживало процесс отделения от материального. Сознание таного общества, рассматриваемого в социологическом плане, совпадает с общественной психологией, поскольку в нем не выделились вругие сферы сознания (идеология, наука). В гносеологическом смысле оно тождественно эмпирическому или обыденному сознанию. Однако нельзя абсолютизировать положение о нерасчлененности общественного сознания общества подобного типа. Скорее для него свойственна неравномерность развития сфер общественного сознания, переплетение или заменяемость их функций. Так;в Африке мифологическое сознание выступало и выступает подчас в настоящее время и искусством, и правом, и религией.

Борьба за политическую независимость способствовала пробуждению национального сознания. Вместе с тем уже в колониальный период меняется классовое сознание, поскольку потребности, социальные интересы, цели наполняются нов™ содержанием. Мифология И религия уже не могут, охватить все сферы духовной и политической жизни и возникает потребность ь развитии других форм общественного сознания. Возникла потребность представить интересы освободившихся народов как с точки зрения внутренних задач, перспектив существования, своого места в мировом сообществе, так и выработки стратегия соштл!ного развития. Изменения в массовом сознании но могли не Н'гЯак отражения о становлении идеологии.

- '¿О -

Генезис идеологии был связан с теоретическим обобщением протеста порабощенных народов против колониального угнетения. Для успешного функционирования, ее широкого воздействия нужно добиться, чтобы она стала глубоким личтГм переживанием индивидуума. Причем речь идет р личности, обладающей пока невысоким культурным уровнем, в большинстве случаев неграмотной и подверженной воздействию архаичных традиций. После завоевания независимости человек попал в новую систему современных отношений. Он стремится усвоить все новое, что несет социальный прогресс, но не делает потерять традиционные моральные и социальные ценности.

В сложившейся идеологической ситуации идеологи и политики предлагают идеологические концепции, построешше с учетом уровня развития массового сознания и обладающих, рядом адаптационных свойств. Научность таких концепций, их содержательность уступают стремлению к наибольшей степени подчинить себе социально-активные силы общества. Поэтому целесообразно рассматривать идеологию в двух уровнях: эксплицитном (теоретический, программный уровень) и имшводгаш (практи- ■ ко-политическом). Теоретические положения первого уровня можно довести до сознания отдельного индивидуума через второй, когда упрощается абстрактная теория и учитывается уровень ■развития массового сознания.

Именно этому уровню идеологии уделяется самое пристально« внимание, ибо здесь реализуется утилитарное назначение идеологии, функционально обеспечивается тот или иной политически^ режим.

Во второй главе "Основные источники формирования и развития социально-политических теорий" речь идет о генезисе идеологии в африканском обществе. Выделяются три аспекта проблемы: культурно-исторические традиции, влияние Запада и социалистических идей.

Методологическое понимание традиционного содержится в Принципе цивилизационного подхода, отдающего приоритет действию внешнеэкономических факторов. Система социальной организации африканского общества связана с институтом предков и Кровнородственных связей, институ?* вождя. Большую роль в регуляции общественной лизни традиционной Афрски играют разлив-

ные общества, ассоциации, союз». Они выполняют в системе традиционного управления судебные, исполнительные, охрани-тельннг, зкзекутипике функции. В соответствии с природно-социалысм характером общественных отношений разделение труда нм^лп г» cBnr.fi основе ест ост вено-социал ьные факторы: поло-волрастнье, кро"норопствендае, этнические. Сложившиеся Нравственно--г1[1апорсе нор™ были той, если можно сказать, идеологией, которая регулировала социальные и духовные отношения.

?ти характерные особенности социо-культурного облика африканского общества не могли сохраниться в полном объеме до настоящего времени. Какие-то из них исчезли, какие-то существует, а многие существенно модифицировались и сохраня-гт прежнее влияние в обществе. Соединяясь и взаимодействуя с элементами модррнизаторского плана, они образуют модель многоукладной социальной структуры, отличающейся цивилизацион-HK7.ni призраками в рамках вторичной макроформации.

Стремления к культурному возрождению, к "духовной деколонизации" были важной составной частью борьбы за политическую независимость. Пробуждение национального самосознания стимулировало обращение идеологов к культурным и социальным традициям. Лнтшшпериалистическая направленность движения требовала противопоставить духовно-идеологическим ценностям колонизаторов, вообще идее евроцентризма, оригинальную и самобытную концепцию, способную произвести крутой перепорот в общественном сознании. Особое внимание направлялось на.те традиционные формы жизни, которые в представлении идеологов создают единообразную структуру культурных и этических ценностей, находящихся в наибольшем удалении от материальных отношений. Показательно обращение к общинным отношениям как носителям традиционных форм социальной организации и духовных связей, а не производственно-экономической категории.

Идеализация общинных, этнических, религиозных отношений, возвеличивание принципов солидарности, взаимопомощи, коллективизма породили национализм, который не во всех случаях можно определить как консервативный или реакционный. В ряда социально-политических концепций утверздение национального самосознания является реакцией на модернизации по западному образцу, спязаннуо с индустриализацией, обществом потребления,

массовой культурой. Техническая цивилизация не может быть усвоена автоматически, народы отказываются усваивать ее пассивно, они ее активно интерпретируют. Вне такой интерпретации техническая цивилизация сама по се^е мертвя, непригодна в качестве руководства к действию.

Тем не менее, невозможно не видеть объективного влияния западных стран на африканское общество. Эти отношения включают в себя не только колониальный гнет, нарушивший привычные связи и формы жизни. Контакты с западной цивилизацией открыли для африканских народов возможность познакомиться с достижениями интернациональной материальной и духовной культуры. Очевидно влияние "демонстративного эффекта" и логики развития мирового капиталистического хозяйства.

В общем арсенале средств западных стран в его стремлении направить развитие освободившихся стран в удобном для себя направлении, большое место занимает идеологическая экспансия. Оценивая политику и идеологию капиталистически развитых стран в "третьем мире", нужно исходить из представления, что они связаны с дифференцированным отношением разных центров капитализма к разним группам освободившихся стран. А также с тем, что ведется учет результативности политического влияния и оценка изменения ситуации в самих освободившихся странах. (

На первоначальных этапах независимого развития молодых государств политика бывшей метрополии идеологически покры--рялась идеей патернализма и экономической помощи. Оказалось, что экономические меры воздействия принесли весьма ограниченный результат. Одновременно не все освободившиеся страны стали экономически интересными для западных стран. Но это не означает полного равнодушия к судьбе освободившихся стран. Во-первых, при нынешнем соотношении сил в мире западные страны заинтересованы в недопущении социальных взрывов в этих странах; во-вторья, глобальные проблемы невозможно решать без учета стран "третьего мира". Это означает, что взаимодействие Запада с этой группой стран на современном этапе определяется не столь экономическими, а политическими или социальными факторами.

Считаясь с реальностями современности, следует иметь

в виду всю совокупность общественно-политических движений в Западном обществе. Кроме консервативных сил, которые сами по себе неоднородны, западном обществе существуют и политические движения, относящиеся с симпатией или поддерживают борьбу освободившихся стран.

Составной частью нового политического курса неоконсер- ^ ваторов является в1гработка стратегии хозяйственного развития, направленной на стабилизацию мирового капиталистического' хозяйства. Рекомендации, предлагаемые освободившимся странам, зачастую не учитывают спешфжу социально-экономической ситуации, уповают на "магическую силу рынка". Тем более это нереально для африканских стран, где рыночные отношения не сложились, а частный сектор так слаб, что без помощи государства не в состоянии противостоять напору международных монополий и неблагоприятным последствиям рыночной стихии.

Примечательно, что уже в 70-е годы в западных странах проявилось стремление вывести те или иные региональные процессы и противоречия на глобальный уровень,искать решения их противоречий во взаимосвязи в мировом масштабе. Такой подход характерен для докладов Р мского клуба, и которых в число первоочередных глобальных проблем значатся проблемы развития стран "третьего мира". Но будучи представителями буржуазно-либерального политического течения, Дают объективную оценку положения освоооцнвшихся стран, на предлагают.конкретных путей изменения зтого положения.

Другое авторитетное политическое движение Сопинтерн.пред ставляет собой силу, которая проявила живой интерес к судьбам освободившихся народов. Отказавшись от неоколониалистской политики -и позиций антикоммунизма в прошлом, Социнтерн активно поддерживает освободившиеся страны в настоящее время еще и потому, что ищет союзников в "третьем мире", обращая особое внимание на Африку. Как свидетельствует новая "Декларация принципов",Социнтерн готов преодолеть европоцентризм и идеализацию результатов деятельности социал-демократических партий. Среди других общественных движений, относлцихся с пониманием к проблемам стран африканского континента, можно назвать и современную католическую церковь, идейное влияние которой п последние годы приобретает новыо масштабы.

Западное воздействие оказывает значительное влияние на африканское общество. За последнее время в этом влиянии , проявились и положительные явления, ряд авторитетных политических движений, выходят на позиции поддержки освободившихся стран. Однако это не означает, что неоколониалистские тенденции исключены из политики и идеологии западных стран. Поэтому борьба против "культурного" и "информационного империализма" отражает противоречия западного мира и освободившихся стран.

Противоречия мевду колонизаторами и национально-освободительным движением разрешались в условиях существования биполярного мира^ когда экономический и оборонный потенциал СССР и других социалистических стран были на стороне народов, борющихся за независимость, В этом объективная причина обращения к практике социализма и идее социализма. Социализм представлял для африканцев, как и для других освободившихся народов притягательную силу еще потому, что знакомство с ним с позиций политической независимости позволяло понять природу колониализма, его органическую связь с капитализмом. Для них ото была возможность разрыва с колониальным прошлым, попытка радикального ускорения социально-экономического развития. В этом отношении привлекательна была адмистративно-командная модель социализма:.всесилие государства, однопартийная структура, мобилизационные возможности революционной диктатуры, милитаризация общества, монолитная идеология -казались эффективными для достижения поставленных целей. Крах ряда режимов социалистической ориентации, исчезновение мировой системы социализма, развал Советского Союза поставили под вопрос симпатии к социализму.

В связи с этим представляет не только теоретический, но и практический интерес проблема жизненности социализма в современном мире. Иллюзией является представление о том, что влияние социализма на ход ьирового развития возрастает во всех сферах и в каждый ограниченный период времени. В каждый конкретный промежуток времени оно может быть различным. Реализс! идеи социализма в условиях африканского общества, обладающего уникальными цивилизационными признаками, . вероятно определит появление какой-то иной модели социализма.

Тем более, что развитие африканских стран связан-.} со взаимодействием раэл!гчмих цивилизаций и тенденциями взаимовлияния социальных систем.

В третьей главе "Место и функции идеологии в развиващих-ся странах" исследуется роль идеологических отношений в системе общественных отношений. Развертывание национально-освободительных революций показало неравномерность освоения всех сфер общественной жизни. В противоречивой форме Проявляется взаимосвязь экономического базиса и политической надстройки. Складывающиеся надстроечные образования отражают противоречивость разных видов производственных отношений, бознйкнув раньше, политическая надстройка требует и должна создать адекватный ей производственные базисные отношения. Однако Предварительно такая политическая надстройка долзиш сама приобрести качественную определенность.

Не всегда первенство политики над экономикой в развивающихся 'странах приносит положительный результат. Короткая» но яркая история постколониальной Африки имеет множество примеров подобного рода. В большинстве стран противоречия внутри коалиции находящихся у атасти групп Поражают механизм функционирования политической системы. Зачастую функции регулирования политической жизни, способа связи центра и периферии ложатся на неформальные системы регулирования, и прежде всего регионально-этнические, клановые И даже политический кли-ентизм. В случае полной политической дестабилизации приходят авторитарные режимы управления.

Традиционно принято считать, что всякий режим личной власти реакционен и противоречит демократическим принципам народовластия. Вероятно, нужно иметь в виду, -что бывают, такие периоды жизни общества, когда решение задач, стоящих перед обществом требует сосредоточения власти в одних руках. С другой стороны, как показывает исторический опыт, реальная демократия в условиях слаборазвитости, на начальных фазах деколонизации может выглядеть как "управляемая" демократия, или точнее, полудемократия. Необходимо становление гражданского общества, демократических институтов, развитие пиитической культуры. В настоящее время следует говорить о соотношении централизма я демократии и рассматривать каждый

авторитарный режим конкретно.

Государство, как важнейший элемент политической системы, Не смогло добиться результатов, которые бы непосредственно вели к коренному улучшению социально-экономического положения. Результаты экономической деятельности наши отражение в настроениях разочарования, пессимизма и даже недовольства и не могли не сказаться на авторитете государства и других политических институтов со стороны народа.

В попытках завоевать авторитет и повысить действенность надстройки правящие группы начинают во все большей степени полагаться на эффективность государственных органов принуждения. Допустимые пределы управления устанавливаются внеправовыми средствами, дают малые результаты и поэтому правящие круги ищут другие способы влияния на общество.

Сормироьпние национальной государственности открыло возможность создания нового механизма идеологического воздействия. Государство - "первая идеологическая сила над человеком", является мйти регулятором духовной жизни общества. В отличие от индустриально-разпитых стран, где функции связи, организации общества обеспечиваются,в первую очередь, посредством экономики и политики, в освободившихся.странах несколько иная ситуация. Дезинтегрированная экономика, только сложившиеся политические институты могут обеспечить свои функции лиаь в той мере, в какой они в состоянии преодолеть влияние сложившихся препятствий. А идеология, построенная с учетом уровня развития массового сознания, превращается в один из инструментов, позволяющих на тог или иной момент влиять на ход общественного развития.

Идеология дает всякому социальному и политическому движении осознание чувства общности, единства интересов, а личности дает осознание принадлежности к движению, восприятию идей движения в качестве собственных мотивов поведения. На начальном этапе борьбы за независимость идеология выражала интересы антиимпериалистических и антиколониальных сил. Здесь и не могло Сыть речи о классовых противоречиях. В этом смысле нравы идеологи "африканского социализма", утверждающие, что генетически социализм в Африке возник но из борьбы классов, а на база задач национально-освободительного

Сдвижения.

На последующих этапах эволюция идеологических отноиений характеризуется дифференциацией социальных исполнительных доктрин. В большинстве случаев идеолог, он же и политический лидер страны, старается возместить представляющуюся ему односторонность своего выбора компромиссом с традиционным комплексом или заимствованиями из арсенала западной идеологии, или же использует отдельные положения теории социализма. Формируются внутренне противоречивые мировоззренческие конгломерации, которые сохраняют свою силу только лищь в ходе непрерывных изменений. В связи с этим на рубеже 70тх годов началось демонстративное присоединение к мировым идейно-политическим движениям.

Важная черта эволюции идеологических отношений связана с тенденцией изменения отношения теории и практики. На смену общим и отвлеченны.: положениям выдвигаются теории, где все чаще отражается действительная реальность африканского общества. Переосмысление теорий и концепций, сложившихся в другое время и у других народов, было предопределено тем, что ни марксистские , ни буржуазные, ни какие другие теории не смогли в прямом переложении быть освоенными и представляли собой иммитационные тенденции б политическом мышлении. Потерпело неудачу догматическое применение марксизма, точно так же не оказались выигрышными*и подражания Западу. Проблема социального прогресса в Африке сейчас рассматривается не через противопоставление капитализма и социализма, а через призму цивилизационных особенностей региона.

Поэтому эволюция идеологических направлений в Тропической Африке будет определяться, во-первых, реальными исходными позициями послеколониального общества; во-вторых, законами глобального развития, и, в-третьих, способностью любой модели общественного развития предложить решение проблем социального прогресса как в интересах отдельного гражданина. Так и общества в целом. Несомненна углубляющаяся многовариантность концепции развития общества, в том числе и социальной теории, реализующей социалистический идеал.

Одним из цивилизационных признаков региона является политическая культура. В Африке синкротичность в целом предопределила не только тесную связь политической культуры с другими культурней общества, но и прямое влияние их на процесс стг-лоз-

ленио самой политической культур!.!. В диссертации среди ее отличительных признаков выделяется система клиентных отношений, ключевым образом определяющих политическое поведение икцивидума. Рассматриваемые признаки свидетельствуют о том, как накопленный социальный опыт подвергается воздействию тех перемен, которыми било охвачено общество в постколониальный. период. Эта тенденция в развитии политической культуры сокращает дистанцию между обществом и политической системой, создаваемой по современным образцам.

Вместе с тем, под влиянием существующих особенностей и признаков складывается взаимодействие политической культуры с идеологическими процессами. Именно поэтому идеология в африканском обществе большую разработанность получила на• утилитарно-практическом уровне, чем на теоретико-познавательном. Среди многообразия функций идеологии, определяющих ее особую роль в общественной жизни, доминирующей оказалась возможность быть -средством непосредственного влияния на любого члена общества. В сравнении с этой "инструментальной", такие функции как познавательные, оценочные, регулятивные и другие получили меньшие возможности для реализации. Но даже при полном раскрытии своих функций существуют пределы н возможности идеологического воздействия.

На определентк этапах исторического развития возникает острая потребность в идеологии, и если она дает относительно верную картину социума, то является основой выработки эффективной политики. Но быстрфеняющаяся действительность почти всегда заставляет субъекта политики - лидера, группу лидеров или партию - принимать решения оперативно: без предварительного теоретического обоснования, в условиях дефи- 4 цита времени и ограниченных эмпирических возможностей. Принятые решения требуют теоретического оправдания чаще всего в виде апологетического обоснования, и идеология з таком случае выступает в виде ложного сознания, быстро-догматизируется и теряет свой научный характер.

Кроме того, субъект управления политической деятельность! заинтересован не в прямой догматизации идеологии, а хотя бы . в ее постоянстве, неизменности в достаточно большом временно« интервале. Сосп'чрноЙ чюгьи механизма догматизации идео-

логин является и противоречие мезду корпоративными интересами правящих групп и Toil социальной базой, от лица которой они выступают. Когда наступает момент, связанный с экономическими и политическими преобразованиями, с переходом власти в руки именно тех сил, разработкой идеологии для которых они бали заняты, в этот момент начинается осознание "идеологами" своих собственных интересов. Эти последние не совпадают с интересами той большой группы, идеологию которой они вырабатывали и распространяли.

Догматизацня идеологии выступает главным фактором es ограниченности, и как только она перестает достаточно объективно отражать действительность, сна теряет свое мировоззренческое значение.

В заключении подведены основные итоги исследования и сделаны выводы, касавшиеся перспектив изучения идеологических отношений п "третьей миро".

- 30 г-

Список опубликованных работ по тепе диссертации

1. Политическая идеология а странах Тропической Африки: генезис и социальные функции. (Монография). Л., 1988. -

10 п.л.

2. Советский Союз и освободившиеся страны: новое политическое мышление. Л., 1987. - I п.л.

3. Программа КПСС о месте и роли освободившихся стран в современном мире. Л., 1980. - I п.л.

4. Становление политической культуры в странах Тропической Африки. Тезисы докладов конференции "Новое мышление и

. Африка". Ы., 1969. - 0,3 п.л.

5. Классовый характер социальной политики. Тезисы докладов конференции "Африка в 80-е годы". М., 1984. - 0,3 п.л.

6. Национально-освободительное движение - составная часть мирового революционного процесса. (Глава коллективной монографии)/'/ Вопросы историографии научного коммунизма. Л., 1985. - I п.л.

7. Национально-освободительное движение. (Глава коллективной монографии)// Использование источников и литературы в курсе научного коммунизма. Л., 1982 (в соавторстве). - I п.л. ,

8. Антиимпериалистическая борьба народов освободившихся стран за националыгуя независимость и социальный прог-

- ресс. (Глава коллективной монографии)// Источники и литература в курсе научного коммунизма. Л., 1988 (в соавторстве). - I п.л.

9. Правительство и рабочий класс. (Глава коллективной монографии)// Третий мир. Стратегия развития управления экономикой. М., 1971. - I п.л.*

10. Из опыта идейно-воспитательной работы в процессе -преподавания научного коммунизма. М., 1979. - 2,3 п.л.

11. Критика наступательная, боевая. (Рецензия)// Вестник высшей школы. 1975. № 3, - 0,3 п.л.

12. Некоторые особенности идеологической борьбы в странах Тропической Африки. (Глава коллективной монографии)// Ленинский этап в раэнитии теории научного коммунизма. -Л., 1973. - 0,5 п.л.