автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.05
диссертация на тему:
Политическая культура современного Российского общества, 1991-1995 гг.

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Назаров, М. М.
  • Ученая cтепень: доктора политических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.05
Диссертация по социологии на тему 'Политическая культура современного Российского общества, 1991-1995 гг.'

Текст диссертации на тему "Политическая культура современного Российского общества, 1991-1995 гг."

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

На правах рукописи

М.М. НАЗАРОВ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА (1991-1995 г.г.)

(ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

Специальность 22.00.05 -политическая социология

Диссертации на соискание ученой степени доктора политических наук

Президиум

-ч р Г, У

гойашнке от

:: пвиетиА'ученую степень 1.1 1 Ъ-'ГО'°А

'НаЧйЛЫШК 'ЧЩ1гф1

/

/

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение - 3

Раздел первый

ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Глава I. Политическая культура: концептуальный анализ § 1.1. Понятие "политическая культура" в категориальном аппарате политической социологии

§ 1.2. Специфика анализа политической культуры в рамках различных исследовательских традиций

Глава II. Методологические основы исследования политической культуры современного российского общества

§2.1. Методологические принципы анализа политической культуры § 2.2. Система показателей изучения политической культуры

Раздел второй

ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Глава III

Методические проблемы и результаты исследования политического сознания как сферы проявления политической культуры российского общества 1991-1995 г.г.

§3.1. Методика многомерного типологического анализа ценностных составляющих политической культуры современного российского общества § 3.2. Социальная справедливость как центральный элемент ценностной системы политической культуры: опыт применения методики качественно-количественного анализа

§3.3. Проблема изучения политической культуры в ракурсе анализа массовых настроений 1985-1995 г.г. и современных жизненных идеалов § 3.4. Этнополитические аспекты политического сознания как сфера проявления политической культуры: проблемы и результаты исследования

Глава IV

Проблемы и результаты исследования поведенческих составляющих политической культуры современного российского общества

§4.1. Политическое участие как форма реализации интереса к политике: особенности российской ситуации 1991-1995 г.г. § 4.2. Электоральное поведение: устойчивые компоненты § 4.3. Протестные действия как составляющие политической культуры

- 17 -44

- 64

- 86

- 101

- 132

- 159

- 187

-214 -227 -250

Заключение

Библиография

Приложения

-284 -292 -299

Введение

Актуальность исследования. Текущие социально-экономические и политические процессы в стране свидетельствуют о наличии серьезного разрыва между "концептуальной моделью" реформ и практикой их осуществления. Чрезвычайно сложным оказывается поиск ответов на вопрос о жизнеспособных механизмах перехода общества к новому качеству развития. Проблемы усугубляются тем, что реформаторские проекты зачастую пытаются реализовать исключительно "сверху", вне развития политической культуры населения и учета ее конкретных особенностей.

Особенно тревожно, что углубление экономического кризиса происходит на фоне роста политической нестабильности. В этих условиях важной является задача учета специфики сложившейся ситуации, политических ориентаций и настроений населения. Понимание специфики современной российской политической культуры дает возможность более адекватно представить особенности политического сознания и поведения, содержание политических процессов, происходящих в обществе, и таким образом, создает основы для более эффективного социального управления. Все это в конечном итоге будет способствовать преодолению тяжелейшего кризиса, в котором находится сейчас Россия.

В самом общем плане под политической культурой понимают устойчивые компоненты сознания и поведения в сфере политики. Этим понятием охватывается широкий круг установок, ценностей, моделей поведения, связанных с ориентациями граждан на различные элементы политической системы. При этом мы исходим из того, что конкретная политическая культура есть продукт исторического опыта данного общества в целом, а также личного опыта, полученного в процессе социализации каждого индивида.

Отметим еще ряд моментов, касающихся социально-экономического и политического контекста исследования, и определяющих актуальность диссертационной работы.

Во-первых, наблюдающиеся сейчас кризисные тенденции в сфере базовых регуляторов социального, в том числе политического поведения - сфере ценностного сознания - ставят в повестку дня необходимость изучения политических ценностей как центральных составляющих политической культуры. Без опоры и учета данных о структуре базовых ценностных ориентаций в сфере политики, т.е. представлений людей о свободе, социальной справедливости, равенстве, демократии, социализме, роли государства, отношении к частной собственности и некоторых других, а также их соотношении среди различных социальных групп воплощение в жизнь конкретной политики может оказаться крайне неэффективным.

Во-вторых, политическая культура не является изначально заданным, неизменным феноменом. В периоды кардинальных общественных трансформаций, а именно к таковым относится последнее десятилетие в истории нашей страны, происходят сдвиги в ранее устойчивых характеристиках политической культуры, прежде всего массовых политических ориентациях. Последние, в свою очередь, являются результатом развития конкретных политических, социально-экономических и культурных процессов. При этом фактор "настроений масс" становится неотъемлемым элементом политической практики. В этих условиях понимание механизмов изменений политических ориентаций позволяет более эффективно прогнозировать направленность, цели и результаты тех или иных политических акций.

В-третьих, актуальность исследования политической культуры определяется тем, что в ней так или иначе отражаются сущностные черты некоторой идеальной модели бытия, которая так или иначе есть у каждого индивида. В то же время, политические программы партий и движений всегда апеллируют к проекту-цели определенного общественного устройства. Таким образом, политическая культура выполняет роль своеобразной системы соотнесения граждан. Это обстоятельство особенно значимо сейчас, когда страна находится на перепутье, и окончательные пути выхода из кризиса далеко не ясны.

В-четвертых, события последнего времени убедительно свидетельствуют, что сфера межнациональных отношений оказывается наиболее чувствительной к

происходящим политическим и экономическим изменениям, особенно радикального характера. События последнего десятилетия, происходящие в нашей стране, свидетельствуют о росте влияния националистических идеологий, зачастую создающих почву для утверждения этнократических режимов. В этой ситуации актуализируются вопросы анализа этнополитических составляющих ценностных и поведенческих образцов политической культуры.

В-пятых, сейчас в российском обществе налицо рост дифференциации в возможностях распоряжения, владения и пользования материальными и символическими ресурсами. Это объективно предполагает повышение значимости и учета в социальной практике и без того фундаментальной для отечественной культуры в целом (и политической культуры, в частности) ценности социальной справедливости.

В-шестых, нарастание социальной напряженности в последние годы предопределяет актуальность информации об особенностях протестных составляющих политической культуры. Задачи понимания механизмов участия людей в митингах, забастовках и других акциях протеста становятся еще более значимыми, если принять во внимание обстоятельство продолжающегося спада в экономике, усиливающегося обнищания широких слоев населения.

Политическая культура является одной из наиболее популярных и вместе с тем неоднозначных концепций в современной политологии и политической социологии. В последнее десятилетие наблюдается активизация научных дебатов относительно содержания ее составляющих, а также ряд ее новых приложений в рамках различных дисциплин. Термин политическая культура стал широко использоваться не только в научном, но и массовом политическом языке средств массовой информации. Поэтому в поисках ответов на практические вопросы мы с неизбежностью сталкиваемся с вопросами теоретико-методологического осмысления и эмпирического анализа феномена политической культуры. В этой связи особую актуальность приобретает проблема совершенствования методологии и методики социологического исследования политической культуры современного российского общества.

Степень разработанности проблемы. Среди отечественных авторов, уделявших значительное внимание теоретико-методологическим вопросам изучения политической культуры, следует назвать Андрющенко Е.Г., Бойкова В.Э., Бабосова Е.М., Баталова Э.Я., Вдовиченко JI.H., Гаджиева К.С., Бурлацкого Ф.М., Галкина A.A., Дмитриева A.B., Здравомыслова А.Г., Иванова В.Н., Кейзерова Н.М., Комаровского B.C., Когана JI.H., Коробейникова B.C., Рукавишникова В О., Смирнова ВВ., Тощенко Ж.Т., Осипова Г.В., Силласте Г.Г., Смолянского В.Г., Щегорцова В.А., Яновского Р.Г. и других.

Необходимо отметить, что отечественные исследования политической культуры имеют свою традицию. Первые работы, посвященные этой теме, были опубликованы более чем три десятилетия назад. Достаточно активно проблематика разрабатывалась и в 70-е - 80-е годы. Причем происходило это преимущественно в рамках марксистской парадигмы анализа.

Что понималось под политической культурой на первом этапе ее исследования в нашей стране? Среди многочисленных определений в качестве предметной области-носителя выделялись феномены общественного сознания (установки, нормы, ценности), элементы политического поведения, политические институты. Во многих определениях подчеркивалась важность соотнесения политической культуры с конкретными классами или группами общества1. К особенностям подходов, преобладавших в этот период исследования политической культуры в нашей стране,

2 Т-,

можно отнести их существенный нормативный акцент . В этом случае конкретные проявления политической культуры соотносили с некоторой идеальной моделью, присущей человеку социалистического общества3.

1 Среди литературы этого периода выделим, например, такие работы: Кейзеров Н.М. Политическая культура социалистического общества. М.:Мысль.1982.; Бабосов Е.М. Политическая культура и ее роль в формировании личности. Минск. 1982.; Политическая культура социализма. Общ.ред. Коган JI.H. Фрунзе:Илим.1984.; Васильев В.П., Щегорцев В.А., Яковлев А.И. Политическая культура трудящихся: понятие, содержание, структура и функции. М.1981.; Лисенков Н.М. Политическая культура советского человека. М.: Московский рабочий. 1983.

2 Заметим, что нормативный аспект оказывается присущим не только отечественным исследованиям политической культуры, проведенным в течение советского периода. Очевидно, что это проявляется и в подавляющем большинстве зарубежных исследований. Только в последнем случае политическая культура рассматривается с точки зрения ее соответствия стандартам западной демократии.

3 Политическая культура социализма. Фрунзе:Илим.1984.С.24.

Тема политической культуры оставалась в фокусе внимания исследователей в перестроечный период и в последующие годы. В этот период появились благоприятные возможности для того, чтобы принять во внимание идеи известных отечественных ученых, прямо или косвенно касающихся политической культуры России. В частности, это относится к работам H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова, И.А. Ильина, П.А. Сорокина, П.Б. Струве, J1.A. Тихомирова, С.Л. Франка и др.

Вместе с тем, количество новых работ, посвященных изучению политической культуры, было не столь многочисленным. Отличительной чертой исследований этого периода является достаточно широкой спектр проблематики, касающейся российской политической культуры, теоретико- методологический плюрализм подходов. В этой связи обращают на себя внимание работы Ахиезера A.C., Голосова Г.В., Гудименко Д.В., Дука A.B., Пенькова В.Ф., Пивоварова Ю.С., Решетникова В.А., Храмова В.О., Шестопал Е.Б., Шербининой Н.Г., Шмерлиной И.А. и др. Была продолжена публикация работ, в которых освещались особенности политической культуры зарубежных стран4. Вместе с тем, единичными были работы, в которых тенденции современной российской политической культуры получили систематическое эмпирическое обоснование5.

Появление и начало систематического использования термина политическая культура в зарубежной политической науке относят к концу 50-х - началу 60-х годов. Впервые в политико-социологический дискурс понятие было введено в 1956 году американским специалистом Г.Алмондом6. По его мнению, политическую культуру составляют явные и латентные ориентации на политическое действие. Причем

4 Баталов Э.Я. Политическая культура современного американского общества. М. 1990.; Осипова Е.В. Социология политической культуры Великобритании//Социологические исследования. N4,N9. 1992; Политическая культура: теория и национальные модели. М. Интерпракс. 1994.

5 Рукавишников В.О., Халман JL, Эстер П., Рукавишникова Т.П. Россия между прошлым и будущим. Сравнение показателей политической культуры населения 22-х стран Европы и Северной Америки. Социс. 1995. N5; Масштабностью отличался проект изучения либеральных ценностей в постсоветской России. См.: Клямкин И.М. Политическая социология переходного общества. Народ и политика// Политические исследования. 1993. N 4; Капустин Б.Г., Клямкин И.Н. Либеральные ценности в сознании россиян// Политические исследования. 1994.N2.

6 Almond, G. Comparative political systems. Journal of Politics. 1956, August. No. 18. P.396.

политическая культура является некоторой частью культуры общества в целом, хотя и обладающей известной автономией.

Трактовки политической культуры с течением времени претерпевали изменения. В дискуссиях по этому вопросу в разное время принимали участие такие специалисты как Г. Алмонд, С. Верба, Л. Пай, А. Вилдавски, У. Розенбаум, Р. Инглхарт, Р. Лэйн, Д.Каванах, Л. Даймонд, М. Дюверже, Е. Вятр, X. МакКлоски, Р. Путнам, Р. Фаген, Р. Шварценберг, X. Экштейн и др.

Наиболее полно концепция политической культуры рассматривалась в работе Г.Алмонда и С.Вербы "Гражданская культура: политические установки и демократия в пяти государствах"7. Стратегию исследователей определял и по сей день актуальный для мировой политической науки вопрос - в какой степени в тех или иных странах возможно достижение уровня политической культуры, которая будет поддерживать или соответствовать демократическим системам? На основе сравнительных эмпирических исследований была построена типология политических культур, исследуемых в работе государств.

Изучение политической культуры СССР/России проводилось западными специалистами в рамках различных подходов. Доминирующими здесь были работы "советологов"- З.Бзежинского, С.Хантингтона, А.Инкелеса, Р.Такера, Р.Роуза, А.Брауна, С.Уайта и других. Следует отметить, что несмотря на очевидную идеологическую заданность подходов, отдельные выводы авторов этого направления являются не лишенными фактической ценности.

Проблематика политической культуры, ее основные составляющие получили определенную разработку в трудах зарубежных специалистов, посвященных эмпирическому изучению социально-политических и экономических особенностей переходных процессов в Восточной Европе и России. Было показано, что политические и экономические установки являются связанными и достаточно устойчивыми. Среди областей и процессов, влияющих на отношение к реформам

7 Almond, G.A.and Verba, S. The Civic Culture: Political Attitudes and Democracy in Five Nations. 1963. Princeton University Press.

выделяются социализация, политическая идеология, динамика индивидуального благосостояния, реакция на конкретные политико-экономические изменения8. Делается вывод о необходимости более тщательного учета фактора политической культуры населения, его идеологических составляющих, который до сих пор имел преимущественно вторичное значение во многих "транзитологических" работах9.

Отмечая несомненную ценность приведенных выше разработок и школ, они, по нашему мнению, составляют необходимую, но не достаточную основу для реализации замысла данной работы. Это становится еще более очевидным, если принять во внимание следующие содержательные составляющие нашего исследования.

Проблема, предмет и объект исследования. В гносеологическом плане проблема исследования состоит в поиске путей разрешения противоречия, имеющего следующие стороны. С одной стороны, это необходимость использования в социальной практике данных о характеристиках современной российской политической культуры. С другой стороны, это отсутствие (или неполнота) знания об особенностях содержания политической культуры российского общества в п�