автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.02
диссертация на тему:
Политическая система современной Камбоджи: сущность, противоречия и перспективы

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Аун Порн, Мониротх
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.02
Автореферат по политологии на тему 'Политическая система современной Камбоджи: сущность, противоречия и перспективы'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Политическая система современной Камбоджи: сущность, противоречия и перспективы"

/

московский ордена ленина,

ордена окшрьскоп революции

И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТБЕКНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ галени Н.В. ЛОМОНОСОВА

Специализированный совет /К 053.05.88/ по политическим наукам, теории и исторш социализма

На правах рукописи

Аун Порн Мониротх

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СОВРШЕННСЙ КАЫЩЦИ: СУЩНОСТЬ, ПРОТИВОРЕЧИЯ И ПЕРСШИИШ.

Специальность 23.00.02 Политические институты а процессы

Автореферат

диосертации на соискание ученой степени кандидата (Тялософских наук

)

Москва - 1992

Работа выполнена на кафедре политичэскщс процэссов в России Философского Факультета Московского государственного университета и »«ни '1. В. Ломоносова.

Чаучннй руководитель - заслуженный двяталь науки РФ, доктор Философских наук, профессор Ковалев А. г>.

СЯициаиыше злпонентн: - доктор талосохских наук, профессор Салено» В. С, - кандидат сТилосо1|;ск,''х чаук, Трубникова ТТ. 3.

и.тоущая организация - угавзроитат ^у*бн Натодог.

• имони Ратриса Лу «утлбы, кафедра политически*- наук,

'ат'та состоится "/ (- " года в / ^

часов на эпс-даигаи Спзх^'жз'лржвачного Совета /К 053.05.88/ по ¡юлита неким нэукам, тзории и истории социализма в • Ъокояском государственном учиварситз'.'в имзни "Л. В. Ломоносова по одтпеу: 'осота, лэчинскиа горн, 1-й корпус гуманитариях 'Чхкультэточ, 11 'П'аж, аудитория й / / ^Тт

С дпссертацизг •чагщо ознакомиться в читальном зале нау-ио;: бт;бллот:ки 1-го корпуса гуманитарных лакультзтов ■■1Г?-.

Лгтог'э^гат .зо".т.ч "_"_1992 г.

Учений езкрзт -.рь ипг-иализировачного совета

Цыганкова Э. Н.

г

-I-

ОБЩДЯ ХАРАКТЕРНО ЯЖА РАЮ1Ы

Акгталь поста теш исследования. В последние года Камбодза привлекает к себе пристальное внимание многих ыаздународных политических кругов и кругов научной общественности. Зто обусловлено, в первую очередь, вагностыо и остротой тех событий, которые происходят здесь уке многие годы: напряженным противоборством противостоящих друг другу социально-политических сил, крайне слоя*

ним и неоднозначным развитием политического процесса, частыми сменами властей в стране. Особая значимость политического фактора в жизни Камбодаи связана с возрастанием его роли и все более глубоким влиянием политики на другие аГеры общества. С особенностями развития политического процесса и политической системы тесно связаны сегодняшние и завтрашние проблемы развития страны в целом. Новейшая история Камбодаи убедительно доказала, что общественный прогресс невозможен при отсутствии соответствующих политических условий. А главным политическим условием общественного развития является демократизация политической системы в стране. Попытки достижения целей экономического, социального, культурного развития иным путем, как правило, сопровоадались гораздо большими издержками и жертвами или se вообще заводили общество в тупик. По этим причинам исследование проблем особенностей развития политической системы Камбодаи имеет огромную ценность не только в научно-теоретическом, но и в практическом плане.

В рамках данной работы не представляется возмосшым в одинаковой мере раскрыть всю совокупность функций подсистем, институтов и ролей политической системы Камбодаи, что связано с ограниченным объемом исследования, а также с состоянием доступных авто-

ру источников. Поэтому глаиюо внимание сосредотачивается на ключевых вопросах политической хеизни Камбоджи - общих условиях формирования и развития ее политической систеш, отношениях раз-лич1шх социально-политических сил по поводу государственной власти и общей характеристике политической системы современно!: Камбодгл и проблемах ее дальнейшего развития.

Современное состояние политической системы Камбоджи и проблемы ее дальнеШего развития невозможно понять без изучения генезиса и основных этапов развития этой системы в послеколониальный период. Именно в этот период сформировались основные социально-политические силы и группировки, борияиеся меццу собой за власть до настоящего вре:.;еш, их политико-идейшо ориентации. Попять обпие тенденции развития политической системы Камбоджи в настоящее врем:.' и в бли:::а1Ш1еы будушем мо но только путем изучения внутрешшх п международных условий развития, особенностей политической' борьбы ме:::ду основными социально-политическими силами и рати различных общественных институтов в это:: борьбе. Ксггодя из такого соображсшш автор считает возмаглым и обоснованны.: ограничить хронологические рамки исследования ивриодом с 50гг. до настоящего времени.

Предметом апа)шза данно:; работы является процесс становления и 'оулировандя основных социально-оолитических сил в совре-кеиной Камбодже, особенности их политической борьбы, основные этапы развития политической системы послеколониальной Камбодгл, а такпо то факторы, как внутренние, так и впешше, которые влияет па характер развития ее политического процесса и политичес-ко." системы в этот период.

Степень научной разработанности проблемы . В советской, кам-бодаийской и зарубежной литературе имеется значительное количество работ, посвященных Каглбодяе, общему анализу ее социально-еко-номического развития, а такие отдельных общественных институтов на разных этапах развития. Однако, следует отметить, что большинство этих работ носит чисто исторический или публицистический характер, а специальной работы, которая была бы посвящена теоретическому осмыслению общих тенденций и проблем формирования и развития политической системы послеколониальной Камбоджи пока еще нет. Необходимо такае подчеркнуть, что имепциеся работы, особенно советских авторов, посвященные истории и анализу социально-политического развития Камбодаи в новейшее врем, в основном уне устарели и не отвечают требованиям современной социально-политической практики и развития обществоведческой науки. В ряде работ затрагиваются лишь те или иные аспекты рассматриваемой проблемы.

Большую помощь при написании диссертации оказали теоретические груды советских ученых-востоковедов по общим проблемам социально-экономического развития развивающихся стран - К.Н.Брун-тенца, А.В.Кива, Г.Ф.Ким, А.П.Колонтаева, В.ГЛ.Колонтая, А.И.Лев-ковского, В.Ф.Ли, Г.И.Мирского, В.Н.Никифорова, Е.М.Приыакова, Л.И.Рейснера, Н.А.Симонии, Н.П.Шмелева и др.

Прианализе социально-экономических, политических и культурно-исторических проблем современной Камбодзи в диссертации широко использованы работы советских исследователей по Камбодже и странам Юго-Восточной Азии: Н.Н.Бекттлировой, Е.П.Глазунова, Ю.П.Дементьева, М.П.Исаева, Е.В.Кобелвва, И.Г.Косикова, А.В.Мещерякова, Д.В.Мосякова, А.А.Седова, Г.Г.Сочевко, Н.Г.Федуловой

Е.А.Фомичевой и др. Источником фактического материала являются такие российские газеты, журналы и другие справочные издания.

Одшш из основных теоретических и фактических источников являются также труды камбоджийских авторов, таких как Ванди Ка-она, Тренг 11га, Хун Сена и др., официальные документы и камбо-джййсгле теоретические издания.

В диссертации использоэаны также исследования заруба~шых специалистов по Камбодже: Еаррон Да., Еерчетг В., Хилдербранд Г., Карл д. Джексон, Кпсриеан Б., Маршалл П.Г., Винерн 15. и др.

Цел» н задачи исследования; Целью диссертационной работы является выявление общей тенденции политического развития, определите основных характерных черт и особенностей политической сис-тсип современно;': Камбоджи, а таюге общих проблем ее дальнейшего развития.

Дат: реализации это:', основной цели автор поставил перед собой слоду^зио задач:::

- апапи об^згг внутренних и международных условий йормирова-п?1Г- развития политической системы современно!' Камбоджи;

- изучение особенностей политической структуры и основных отапоЕ развития ее политической системы в парг.од 50-60гг.;

- бпявлсгШО общезначимых проблем и характерных черт политической системы соврем.иной Кшбодаи в рассматриваемый пприод;

- опродолсшю о&зих проблем п тенденций дальнейшего развития пояитичоскоЯ спстеми современной Каибодаи.

3 соответствии с указанными целями построена и структура рабой.:. Диссертация состоит из введения, основного содержания, в которое пходпт две главы, заклзчепия п библиографии.

-б-

Потодологичоская основа диссертации. Данное исследование опирается на нови; подход к марксистскому учению в свете его критического переосмысления.

При тако" постановке проблемы /цели и задачи/ в отличие от некоторых исследований политических систем развивающихся стран как общего, так: и страноведческого характера, выполненных преимущественно на основе структурно-проблемного подхода, данная диссертация основывается на историческом подходе. С точки зрения автора такой подход позволяет в максимально!; степени сочетать изучение общего, особенного и единичного, полнее учитывать расстановку социально-политических сил, глубже понять взаимосвязь и взаимовлияние мегду различным общественными сферами, логику становления и развития политической системы, динамику развития политической борьбы и т.д. Целесообразность применения именно исторического подхода во многом предопределялась я самим объектом исследования - камбоджийской социально-политической реальностью и степенью ее изученности в литературе.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней сделана попытка дать белее или менее целостное представление о развитии политического процесса и политической системы современной Камбоджи в период с 50-х годов до настоящего времени, и основных ("¡акторов, оказнвакких влияние на этот процесс. Новой в диссертации является попытка переосмыслить основные тенденции развития социально-политической аизни Камбодги в целом, и ее политической системы в частности в последние 40 лет на основе новых подходов к марксистской социально-политической теории и акцентирования внимания на объективных исторических тенденциях . общественного развития и отхода от догматически истолковывав-

глого массового подхода. Б ллссортацш: углубляотсг изучение проблем связи аоашшчес::о" системы общества с другими его с' cpar.ii:, особенно подчеркивается следа; ическоо влияние полптичсско!: куль-турп на полпткчеадп систему страны. На основе изучения об-ис Епут-юшпг: н г.:й-7г.у;:п^о.лшк условии •"орг'лровапия п развития по-лптпчосг.о:: спстеин Ка-:,бо.~:и и объективных исторических .".шагов, га вопятяезязя п взаимодействия долается лопитпа определи» понпрстнкс нроилеглг, трудности и луга развитил полптпческо:: систем:.! Каыйо.тЕП п." современном отапе к в Схк^&тж: буду:ш.

ос:;се;сп сода 'kiz глюты

Lo вводешп; ойосноытвается актуальность теш, далее дан ана-лпо литсратурц, "огиулкруогок цель и задачи исслодотшя, отмечается его научная новизна.

Первая глаза - "Условия (•«р.шровашш политической системы соврсмешо^П^амбодглт л основные этоли ео развития в 50-Б0гг." -ьасс::лг:р:хза;зтся вопроси, связанные с орлими внутренп: ш п вааи-ilt.'j: услозпяп:, в иотсрых "ормируется и развивается политическая система современной Камс'о;;:::!, ввдошаотся основное этапы ео раз-

Рас сматривал оСлую характеристику сощхашьно-экономической еэтуяцл i;a".:jo~.:ii л риода 50-00гг., автор отмечает, что Камбоджа продстаглнот собой политически независимое государство с от-сж-:о'.: oi;o::o:п свяоашш.". с neil нпякш.; уровнем культурного раивп ли: г своеобразном есто;-кчоскнх традиций. Преобладающее положение в стрспо зашазачп докапиталистические отношения, историческое распилю поторых подвергалось существенное деГориацип, oJycnoEncHiioi': втор.хннем иностранного капитала, ого долголетним

господством, продолжительной гра.аанско:: еойной, а тгис:.о социапь-но-экоиошческпш преобразованиями, проводимшп разлнчпши на-циопалышмн правительствами, ноходяцшлися у власти на различных отапах развития послеколониальной Камбоджи. В работе подчеркшза-010.1, что несмотря на частне переходы игасти от одно:: социально-политической сплы к другой, которио длели г.хсто за последние 40 лет, г.:а:по с полнил основанием констатировать, что в стране существуют общие условия, втфаказдие в значительно,'! глсро сущьность клмбодакхкого общества, и в которых развивается его политическая система. В егг.ом об'тем виде эти условия выражаются в следующем:

Культурно-исторические условия Камбоджи тесно связаны с так називаеикм "азиатским способом производства", о котором писал К.Маркс. Здесь возникновение и развитие общества во многом обусловлено сохранением я перерождением обяпны с ее соединением ремесла и земледелия, законсервированными потребностями и засто&шми "ормами производства, неразвитостью товарного производства, а таксе соответствующий традициями и стереотипами. Это проявляется прежде всего в массовом сохранении деревенской обташ в качестве социально:"; единицы с ее обособленным существованием, традицией организации труда и свойственной ей ¡'ярмой религиозно-культурного сознания - обожествление власти, государства и его руководителей. Исторпя показывает тесную связь развития политической культуры Камбоджи с традицией тоталитарно-авторитарного управления старной, существовавшей в Камбодже с древних врег.гн и достигшей вершшш своего развития в IX - ХП1вв. во время ангкорскои империи в горле культа короля-бога /ДеварадЕи/.

Таким образом, по мнению автора, рассматривая духовно-культурные условия такой страны как Камбоджа, нельзя остановиться

только на обще:' констатации ¡"акта низкого уровня культурного развития страны, неграмотности основной массы населения и т.д. Здесь речь идет о более широких общенациональных культурно-исторических ирбломах - характере и широте потребностей основной массы населения, его системе ценностей, навыках к труду, организованности, отиопсшшс ме::ду личностями и т.д.

В диссертации особо подчеркивается роль буддизма в Сформировала: и развитии политической культуры Камбоджи. Речь идет о представлениях основной массы населения о власти и социально!; иог.архии, согласно которым, положение человека на социальной лестнице зап::с:!т от накопленных заслуг по закону "Кармы" в проолой и пас тощей гизип.

Долголетнее колониальное господство и соцпалыго-экономичес-кое п реустройство, ироводшлое различными нащюнапъпши правительствами во многой де" орглровалк естественный процесс развития Камбоджа к усложшшт ситуацию.

П; I" елпо-теогпа-' пчеекпо условия также играет далеко не пос-ЛСД1ПХ: роль в жаракторе расселения населения страны и "ормпрова-шг: иенжжчоежого сглаза лгдей, своеобразия развития культуры со своп:.::: нависл к труду, организованностью, системой ценностей, жпржг.теро!.: потребностей" и т.д. Отмечается, в частности, роль геогра-пчос1:ого •' актора в (ормлрованш индивидуалистического и прагма-тпчосг.ого псп::;:чос::ого илааа камбоджийского народа.

Тпкл.1 обрасоп, автор пришел к впжоду о том, что пмошо 1са-.орсг.а.': буддийская ссцкатьная концепция, традиция тоталптарно-аг,то_ктарного созпгишж азиатской деспотии и своеобразный психи-. чсс1:пй екдод населения в свое;': совокупности и составляют ядро политической культуры Камбоджи. В это:: политпчес::ой культуре к ж: бы сжп-озпру^тся разное противоречивые пача'а - тотаяитарно-азторптарпое к индлвздуалкстпческое, что усиливает нетерпимость

к своим политическим соперникам и инакомыслящим, склонность к ("изическому насилию в решении социальных проблем, т.е. все, что маяно назвать лолитческш эгоизмом.

Исходя из такого понимания, автор утверждает, что именно ре-лигиозноподобное тоталитарно-авторитарное сознание является стери-негл политической культуры Камбоджи. При этом автор указывает на такие его общие черты, к .к религиозное пошмслие характера соци-ачышх процессов, принятие на веру общих политических цдей и обе-щаниГ., отрешение к тотальному господству и подавлению любых идеологических и политических отклонений, переход от одной краткости к другой, вора в авторитет, вццвшЕсние на роль носителей власти отдельных лиц /личности и партии/.

Экономические условия. На основе собственной линии исторического развития в стране формировался и развивался традиционный общественно-экономический уклад, который характеризуется примитивностью в организационно-техническом отношении; почти отсутсвием использования наемного труда; неразвитостью товарно-дененных отно-кзний; отсутсвием связи с современными институтами денежной аккумуляции /кредиты банков, выпуск анций и облигации и т.д./; экстенсивным развитием. Обладая качественной институционно;: однородностью и системной упорядоченностью, традиционный общественно-экономический уклад обеспечивает налгниваниа полного цикла воспроизводства на внутренней основе в рамках общественной структуры и наличия структурно-динамического равновесия общественной системы.

Однако, процесс модернизации в колониальный и послеколониальный периоды приводил к возникновению качественной неоднородности и системной неупорядоченности общества, появлению ыногоуклад-ности. Общество в этих условиях состоит из разнообразных экономических и неэкономических институтов традиционного и современного типа, а также переходных и променуточных институтов.

Это привело в сво:з очередь к нарупению структурно-динамического равновесия общественной системы, т.е. к такому состоянию, когда и традиционный, и современны:: обцоственно-эконог.шчосхспо уклады, каждый в отдельности, не обладает способностыз обеспечпзать равновесие 2 обнсствеиной структуре, а г. совокупности они противостоят друг другу и конфликтуют друг с другом.

В работе подчеркивается, что специфика шогоукладиостп в Камбодже заключается в том, что она складывается из наследия доколониального и колониального периодов, а также из вновь Соршру-пдихся укладов в ходе социально-оконокичсских преобразовании, проводимых различными национальными правительствами и била существенно дог орг.-^рована продолжительной гражданской во£но£.

Социальные условия. С одной стороны, шогоукладность в экономике вела к появлению в стране кра!;яе размытых классов и социальных слоев. Традиционные докапиталистические стр.укгуры экономики породили первую наиболее многочисленную социальную категорию. Это аирока.'! масса крестьянства, находящаяся под веянием пережитков тсадвдюпшк отножни::, ранки которых чрезвычайно ¡зароке: от родо-клемеш-ых оигапешК до Феодальных и полуфеодальных. В 50-60 гг. около населения страны проживало в деревне. В сельскохозяйственном производство било занято около Щь экономически активного населения. Абсолютное болыяшетво крестьян обрабатывали собственную работали талько на арендованной земле, % дополнительно а^оцг.огалп зег.шп. При об'-ой размытости границ социальных слоев деревн:! новеллу четко проявилась социальная дифференциация, отделил::^: оспопяу.о ::лссу крестьян-производителей от деревенской вер-хупки, которая объединяла вокруг себя торговцев, ростощиков ит.д. Наряду с сохратвппмися ете с Феодальных времен рентнши отпоиения-, деревня находилась еие под тяжелым прессом ростовщического

капитала. Процесс разорения и обнищания деревни неизбежно, самой логикой своего развития превращал крестьян в субъектов политики, быстро их политизировал, определял их интересы, направленные против зароздащегося капитализма.

Под влиянием развития капиталистических отношений сформировалась вторая социальная категория - масса пауперизированного населения в городе и деревне, оказывавшая серьезное влияние на многие социально-политические проблемы и политическую стабильность.

Третью социальную категорию составляет национальная буржуазия, главными отрядами которой бшш компрадорская, национально-промышленная буржуазия и рабочий класс, численность которого составляла примерно 70-75 тыс., т.е. более А% работающего населения. Рабочий класс Камбодки характеризуется классовой неразвитостью и связью с крестьянством, сохранением приверженности патриархальным традициям и представлениягл. Специфической чертой формирования камбоджийского рабочего класса являлась его многонациональное^.

В стране имеется такае многочисленный средний слой, состоящий из кустарей-ремесленников, мелких торговцев, служащих различных групп, интеллигенции и т.д.

Гражданская война, частные смены власти в 70-60 гг. значительно деформировали и разрушили социально-классовую структуру Камбодки. Но в целом анализ показывает, что центральное место в обществе принадлежит крестьянству, продола авдему сохранять многие патриархальные черты.

С другой стороны, многолетняя война, отсталость экономики, низкий уровень производительных сил обусловили весьма низкий уровень лизни населения, оставили многочисленные социальные проблемы, которые требовали немедленного решения.

Этнонапионалыше толовид характеризуются большой этнической пестротой /около 30 народностей и этнических групц/» тесной связью

этих этшгчес:;нх гругш со средой обитания, обособленным характером расселения, сравнительной немногочисленностью национальных мень-шнств и их исторически обусловленной отсталостью, сохранением охдельной деревенской обаины в качестве основной социальной единицы, наличном внутренней дифференциации по этническим грушгал со своим самосознанием, обычаями, традициями и т.д.

Отношения ыелду массой населения - кхмерами, составляющими 9055 населения страны и другими народами Камбоджи не всегда носили гладки;; и ровный характер.

Политические условия . Б диссертации отмечается, что сложнейшее переплетение культурно-ясторических и экономических условий, пестрая соцшгапая структура, острая борьба мезду основными тенденциями общественного развития явились причиной хронической политической нестабильности и неустойчивости в Камбодже в последнее время. Различимо птасси и социальные слои общества ведут борьбу одновременно на разных эта:;ах социально;', пирамиды. С одно;', стороны, пестрота интересов мепает объединении социально-политичеашх сил, с другой, для достижения своих целей социально-политические силы готовы пойти на временные беспринципные компромиссы с другими, по сути проташоиолашши, силамл. Ого привата к непрерывным внутренним ¿рсниям и разрывам, что ленит, в конечном счете, в основе долголетней гражданской войны в Камбодже. Если внутренние условия являются благоприятной почвой для возникновения конфликта и противостояния в общество, то международные условия служили той окруаазацей средой, которая способствовала развитию такой ситуации.

Рассматривая ге: дунаподные условия, в которых развивалась по-лптпчеспая система Камбодгли, автор отмечает, что до конца 80-х годов политический процесс Камбодгли развивался в условиях :;:есткой конфронтации двух мировых систем - капиталистической и социалистической, и под влитием оснонгых противостоящих центров политических

сял з азиатско-тихоокеанском регионе /СССР, США, Китай, Япония/, оти г акторы оказывают огромное клинке на (".ормпрозаале основных социально-политических сил и полптлко-идеологпческпх течений в Камбодже. Это отражается з годе политической борьбы в Камбодже в 50-С0 гг., когда в стране сложилась такая политическая структура, при которой одна сила выступала за развитие страны по пути капитализма /группировка ¿Гон Нола/, а другая, вооруженная левой социалистической идеологией - за, якобы, построение социалистического общества з стране /группировка Пол Пота и цровьотнамекпх руководителей НРПК/, и, нш:онец, третья сила, стоязиая мег-ду двумя первыми, пыталась уравновесить ос, приспосабливая "традиционное к современному" /группировка Н.Сианука/. При этом сила, выступавшая за капитализм, всегда находила лоддер;лку у развитых капиталистических стран, в первую очерепь - у США., а другая, выступавшая за социализм, получала необходимую помощь то от Вьетнама и СССР, то от Китая, з зависимости от того, какое крыло внутри данной силы одержало верх /провьетнамское или прокитайское/.

Однако п концо 80 гг. международная обстановка измлшлась коренным образом. Кризис и распад мировой системы социализма, углубление кризиса в СССР и усиление процесса его развала, конец холодной войны и другие ("акторы привели к изменению соотношений политических сил, как на глобальном и региональном уровне, так и внутри Камбодки, что создало относительно благоприятные условия для мирного урегулирования конфликта в стране и ее свободного демократического развития.

Таким образом, проведенный анализ показывает, что переплетение слознейшх внутренних и мендународных условий развития

Кал:бсджи в 50-80 гг. в значительно:: м ps способствовало обострении социально-политического конфликта. На тако": почве горыирова-лись к развивались различные полптико-идеологичесше течения и социальные проекцк!, i:aic и национальные /например, теория "кхмер-ci:oro бутпйского социализма"/, таг и привнесенные извне /например, современна- западная социальная теория л карксЕзд/. В диссертация отмечается, что в таких условиях современные социальные тоопш:, с о-:по: стороны, отражает новые тенденции общественного разгятия, а с другой, выступают как одна из Горм проявления суп-1:остп местной политической культуры, которая нуждается в обнов-.-о'тгл ("0JX3I своего существования в нопк условиях. Такая ситуация состаст благоприятные предпосылки для возникновения в Камбодже разлпчж утопических соцяаяьно-палпгическшс теорий и проекций, суть которых закл:ячается в идеализации прошлого или буду-пего, -то приводит к нарушению равновесия в обпестве и его переходу от одно.. кртлюсти к другой. Результатом этого является глубок:::': раскол в обществе и затяжная гражданская война, что наш:о отражение в социально-политической жизни страны в этот период.

Политическая ситуация в Камбодже в 50-80 гг. характеризовалась кра'ле?: нестабильностью и неусто:хчивостью - частыми сменами власти, чередовавшпшея "экспершентанп с демократией" /от пац!1опалыюч.!онар:а1ческого до западно-буржуазного, от крайне левого до уморенного "коммунистического" образца/; наличием различии:; социально-политических сил и идеологических течений ж пх непримиримого противостояния. В силу этих особых условий

политичесгал бррьба в Камбэдта в 50-30 гг. прошла настолько этапов.

Б работе рассматриваются основные этапы развития полптЕчес-коГ сист-э'Я! Камбоджи в период 50-30 гг. В соотвзтс ли с особенностям социально-классово}; структуры, соотношением классовых сил и соцпально-ноллгичзским характером власти, выделяются четыре основных этапа развития политической оистег® Ка-'бодта.

В период СС-СО гг. у власти находилась нацчонаяьнна бонапар-тиско-монархическиа ¿рута; период 70-75 гг. -бурзуазше проамериканские крути; 75-79 гг. - у власти реакционная лоллотозская группировка/красные кхмеры/; период СО-х гг. - у власти провьот-намские так назквае?ще коммунисты-интернационалисты.

Ка первом этапа - конец г^ратпузско^о колониального господства обусловил необхо-имость выработки курса независимого социально-экономического и политического развития страны. Н.Сианук, стоявший во главе правящей группировки, оознавых объективную ситуации, петел по пути буржуазно" модернизации камбод-шйского общества. Социальное содержание политики Н.Сианука било сложным я неоднозначным. Оно диктавалось, с одной стороны, отраняенизм лр^спосо-бить монархию к новой буржуазной эволюции обцеотвзтто-т.олктичоской жизни страны, с другой - аелание 1 сохранять а укрепить своч авторитарную власть, опираясь при этом на патркалхальчое крестьянство в деревне.

Незавершенное^ процесса образования современной социально-классовой структуры, слабость новых социальных классов и господство авторитарного сознания среди народных масс давали П.Сиануку возможность установить ретам личной власти и создать политическую

систему, основанную на балансе политических сил как внутри страну, так п на международной арене. Но по м^ре продвижения камбоджийского общества ио пути буржуазно!: модернизации политическое равновесие в стране нарушилось. В городе происходила экономическая и политическая консолидация ново:; социальной прослойки -бюрократической буржуазии, образовавшейся из представителей чиновничьего и военного административного аппарата. Деревня же, которая особенно страдала от капиталистического проникновения в стропу в целом, и в свою среду в частности, не поддерживала, и более того, но воспршпзмала и не пояим „га город. Обострились социально-политические противоречия между городок и деревней, между группами, представляв дам интересы и новых, и традиционных док спит алис тиче сглх укладов.

В 1970г. капиталистические слои города с помощью С1ИА свергли режим личной власти Н.Сианука, что привело к новому этапу в развитии политической системы Камбоджи. В 1970-1975гг. в Камбодже была предпринята попытка установления республиканского строя западного образца. Но эта попытка потерпела полное поранение. Не имея социатьиой базы и целиком завися от США, новый режим продержало.-: 5 лет, но ко сумел решить ни одной проблемы, стоящей пвред страной, а лшеь вверг народ Камбоджи в пучину гражданской зо&чы. Патриархальная Камбоджа, где очень сильна традиция азиатского способа производства не воспринимала новый буржуазный порядок. Буржуазный переворот 1970г., дав сигнал последнего часа камбоджийской "азиатской деспотии", естественно вызвал с ее стороны ответную реакцию. Возникла политическая аллергия на капитализм. Началась болезненная реакция глубоких пережитков "азиатского способа производства"на попытку модернизации традиционной обществен-

ной структуры.

В 1975г. проамериканский реки;.: бил сзергнут, к власти пришел Пол По г. Пол левши социалистическими лозунгами в стране было насаждено общество "всеобщего рабства", установлена самая странная диктатура в истории человечества XX еокэ. Результат преступно:", деятельности полпотовцев - ::;изнь около Э-х гзилиоков камбоджийцев, г;ол::ое разорение страны, Еозь;ацснио со в средневековое состояние.

В 1279г. с помощыэ вьетнамских войск бил положен конец х:ро-вавому режиму. Однако страна еце не полностью освободилась от гагорщш "азяагско-деся'жигаэской" реакции. К алеет а пришла Парод-но-револ!7.щош!ая партия Камбоджи /ЛРПК/, в стране била установлена тоталитарная однопартлшая система со всеми вытекания; последствиями. По г'иеншо автора, главная причина выбора такой политической системы заключается в том, что приподшго к власти в начало 1979г. социальное силн были тест :же лови,и: анипгапиталпе-тпчески пастроегашши деятелями, взгляды которых отличались от взглэдов полпотовцев теп, что они отказались от моголов радикального общественного преобразования, но оиеэдь не от досгроспкя самого .тоталитарного антикапиталистического по существу своеобразия "азиатского способа производства", только в его пяткой "ор-ме, в Гормо та: называемого "социалистического общества". Епеп-ний вьетнамский Гектор также оказывал огромное влияние по такой выбор.

Ввод вьетнамских войск п советников з Камбоджу привел I: возникновения так называемой "кшбодэдСско" проблеш". Параллояьяо со становлением новой общественной системы происходил также процесс консолидации оппозиционных вооруженных группировок, состоя-

щих из остатков полпотовцев, буркуазно-прозапацной группировки во главе с Сон Саном и сиануковской группировки, которые на протяжении 80-х гг. вели гражданскую войну против пношеньского правительства.

По мере возрождения страны и ее дальнейшего развития внутри ИРПК образовалось реформаторское крыло, которое выступило за национальное примирение и демократизацию социально-екокошческой и политической жизни общества. Изменение международных условий во второй половине 80 гг. способствовали укреплению позиций реформаторского крыла внутри НРИК. Была выдвинута политика национального примирения, проведены переговоры с оппозиционными группировками и заинтересованными в камбоджийской проблеме странами. В результате процесса было достигнуто подписание паридсвкого соглашения по урегулированию камбоджийской проблемы, план которого пытаются претворять в жизнь в настоящее время.

Во втором раздел? - "Общая характеристика политической системы современной Камбоджи и некоторые проблемы ее дальнейшего развития" выявляются обшие характерные черты в развитии политической системы современной Камбоджи н анализируются противоречия и проблемы ее дальнейшего развития.

В диссертации отмечается, что изучение обзих внутренних и шя -дународных условий формирования и развития политической системы современной Камбоджи, а также основных этапов ее развития в 5080 гг. привело к выврду о том, что в данных конкретных внутренних и международных условиях - экономической и культурной отсталости, внутренней политической нестабильности, холодной войны и противостоянии двух социально-экономических систем и идеологий на взвяду-народно:: арене, конфликт между двумя /традиционной и современной/

тенденциями общественного развития в Камбодже значительно обострялся. В этих условиях борьба "традиционных устоев против современных" по своему содержанию приняла форму "борьбы социалистического против капиталистического и ([еодального". Все это нашло отражение в социально-политической яизни Камбоджи за последнее время.

На основе анализа и обобщения опыта развития политической системы Камбоджи в 50-80 гг. в работе выявляются такие ее общие характерные черты как стремление каедой социально-политической силы к однопартишости, изгнанию и подавлению оппозиционных группировок, строгому контролю над общественными организациями и средствами массовой ишТорлации, слияние партлйлых, государственных и военных структур, усиление роли исполнительной атас-ти и т.д.

Значительное место в работе отведено изучению роли и значения бюрократического аппарата в политической системе Камбоджей. При рассмотрении этого вопроса выявляются такие об'нио характерные черты для большинства камбодпийских бюрократов и политиков как патерналистский и персонализированный стиль руководства, преклонение перед начальством, личностный характер во взаимоотношениях, семейственность, коррумпированность, некомпетентность, демагогичность, амбициозность, властолюбие и беспринципность.

Определяя место и роль вооруженных сил в политической глзни камбоддийского общества, автор отметил, что камбодглйское общество в 50-80 гг. раскололось до тако степени, что каждое социально-политическое течение превратилось в военизированнуй группировку. Вооруженные силы в данном случае выступают не только как объект, но и клк субъект политики. Для вооруженных сил в Камбодже 50-80гт. внутренние оункции являются главными и предполагают выполнение задач нетолько военно-полицейского, но и политического, адмшшегра-

тивного и даяе культурного характера. Такое явление, подчеркивает автор, иа;;ет привести к росту милитаристского сознания, приверженности военным средствам решения проблем.

В работе затрагиваются вопросы о роли общественных организаций в политической системе страны. Речь в данном случае идет не о естественном складывании или возникновении, а о создании системы обшост венных организаций. В этой системе такие отражается состояние раскола в общество. В целом развитие системы общественных организаций характризуется незавершенностью и недемократичностью процесса ее образования, их малочисленностью, слабостью и зависимостью от пар-тийно-государствешшх структур.

При анализе ролл и места буддизма и буддийской организации в политической .'шзни Камбоджи, автор отмечает стре ление камбодаийс-ких политиков /кроме полпотовцев/ поддернать идеологическое влияние буддизма, отводя ему при этом роль, подизненную светской власти. Буддизм в политической глзни Камбоджи рассматривается как. механизм, при помощи которого политические круги достигают своих целей, строго подчиняя деятельность духовенства своим интересам.

3 работе выделены две группы объективных трудностей и противоречий дальнейшего развития политической системы страны. Первая -группа практических трудностей, связанных с процессом национального примирения. Вторая - трудности и противоречия, вытекавдие из сопд-ально-окономичоского и культурно-исторического полсиения Камбодаи, которое во многом предопределяет характерные черты политической системы Камбодаи и тенденции ее дальнейшего развития.

Анализируя ход политической борьбы в процессе реализации мирного плана, слабые и сильные стороны правительства и оппозиционных группировок, автор заключает, что они создают реальную опасность возвращения полпотовцев к власти. В работе подчеркивается, что самая главная трудность в процессе реализации мирного плана - в непримиримое-

ти камбоджийских сторон, особенно группировки "красных кхмеров". По мнению автора единственная возможность но допустить к ачас-ти "красных талеров" заключается в объединении .усили. всего международного сообщества для выполнения и реализации парижского соглашения, в использовании всех внутренних и международных механизмов для предотвращения опасности возвращения практики гоновдда на камбод:::и1:скую землю.

Кроме трудностей, связанных с политической структурой общества, непримиримостью сторон, автор указывает также на другие трудности, вызванные масштабом операции и другими ус. ошятли реализации плана по урегулированию проблем. К таким трудностям относятся прежде всего трудности Финансовые.

Выявляя проблемы и противоречия дальнейшего развития политической системы современной Камбоджи, визванные ее внутренними историческими условиями, автор в первую очередь обращает внимание на противоречие, жоторое является следствием несоответствия между политической надстройкой и условия!,ж ее ■" ушхшониро-вания и развития. Это противоречие камду потребностью демократа-защш политической системы и объективными возможностями се рса-лизац-ш на основе внутренних предпосылок в стране.

Говоря о несоответствии ленду новой ■ ормой политической надстройки и ее экономическим базисом, автор замечает, что спо-циГика здесь заключается не в его наличии, а в его глуб:_не. Ведь б случае установления плюралистической демократической политической надстро1хп, она будет возвышаться но над нормально развитым базисом, а нал отстало:; многоукладной экономило:':, специ' ика которой заклгчается в том, что компоненты соЕрсмешиж общественно-экономических структур оказались необича:ло слабы-

ми, а кошоненты традиционной структуры сохраняются в особенно массовых Формах. Именно на основе этого экономического базиса возникла та непримиримая борьба традиционного против современного, которая продолжается до сегодняшнего дня.

В роботе отмечается, что архаическая экономическая структура тесно связана с незавершенностью процесса глассообразования в стране. Это приводит к серьезному несоответствию между новой Формой политической системы и существующей социально-классовой структурой. Дело в том, что патриархальное крестьянство, которое занимает господствующее положение в стране не налет быть носителем нового плюралистического демократического сознания, а зарссдаицпеся соврем.нные социальиочслассовые группы не только краше малочисленны, ко и они не сложились как развитые классы с соответствующей психологией и идеологией.

По мнешлэ автора, наиболее существенное воздействие на ход развития политической системы современной Какбодаа оказывает несоответсвие между необходимостью демократизации политической системы п отсутствии.! соответствующей политической структуры. Политическая культура Камбоджи тесно связана с традиционным тоталитарно-авторитарным сознанием, которому присущи нетерпимость, склонность к насилию и т.п. А для нормального функционирования и'развития плюралистической демократической системы необходим совершенно новы:; тип политической культуры, который был бы основан на Философии компромисса, сотрудничества и созидания. История ещо не знает примера, когда бы тоталитарно-авторитарное сознание само, быстро и безболезненно уходило с исторической сцены.

Обнаруживается также противоречие, возникающее на основе не-обходплости скорейшего решения многочисленных социальных проблем

и отсутствием реальных возможностей для этого. Иными словами, это противоречие гжду субъективны!.: стремлением к новому демократическому общественному идеалу и объективными , озмселностями его реализации на основе илекшихся предпосылок. Сама массовая поддержка политики национального примирения и мирного урегулирования камбодлийской проблемы является неодровергшмыгл доказательством того, что народы Камбоджи устали от гражданской войны и хотят злить в глнре и спокойствии. Однако, было бы определенным заблуждением считать, что токая установка опирается на нечто большее, неглели крайняя бедность, нукда и нпаета основных масс, их ;::ела-нпе быстрых перемен, их вера в быстрое преодоление своих трудностей. Зизнь показывает, что крайнее недовольство бедностью и нищетой с одно., стороны, и умение, способность построить демократическое общество и кить в нем, с другой, - вели совсем нетождественные.

Нельзя тогсло не учитывать определенного сопротивления со стороны традиционной каглбодликскои культуры, которая порождена и закреплена предиествушигл ходом развития, современной культуре, которая доллна быть не только воспринята и усвоена, но и долзна стать органической составной частью глзни пародии:: масс.

Таким обрапом, устанавливая плюралистическую демократическую политическую систему, народы Камбоджи долглы создавать все те материальпо-окономичеекие, социальные и культурные предпосылки для ''/упкционирования и развития такой системы, которые обычно создаются в ходе многовековой эволюции, причем создавать их в условиях острой конфронтации между старил и новым, борьбы традиционного против современного. Поэтому самая главная задача на начальном отапе-создаинд. таких взаимоотношений в обществе, кото-

рые обеспечивали бы согласование интересов различных групп мирным демократнческш путем, а не путем насилия и подавления.

В заклпчешш делаются осношпо выводи, полученные в результате исследования. В частности было отмечено, что в настоящее время в Камбодже происходит процесс становления плюралистической демократической политической системы. Этот процесс тесно связан с политикой национального примирения и плано;;. по мирному урегулированию камбоддйской проблемы, которые появлюсь в свете г.орешшх изменений как внутренних условий Камбоджей, так и впеш'пп: международных обстоятельств. Однако анализ внутренних исторически сложившххся условий Камбоджи позволяет сделать вывод об огромных трудностях, связанных с переходом от старой тоталитарно-авторитарной политической системы к новой пл.сралисти-ческо: и демократической. Причем первые иаги национального примирения и реализации плана по мирному урегулированию камбоджийской проблемы подтворлдшг этот вывод практически. Над страной сю сохраняется реальная угроза гражданской вошы и срыва реализации плана по мирному урегулированию.

Ныне, в рамках национального примирения идет интенсивный процесс устрано1шя тех политических структур, которые являются непосредственными носителями тоталитарно-авторитарного сознания и политической культуры - однопарти:1ность, насильственное подавлешю оппозиции, безраздельное господство одной идеологии, отсутствие разделения власти в государственном управлении и т.д. Однако было б;л наивным считать, что с их устранением тоталитар-но-автортарная политическая культура бесследно исчезнет. Многие ее элементы, как"уже подчеркивалось, имеют прочные корни в обществе. Но салое главное, что ее стереотипы больше небудут вне-

дряться и поддерживаться насильственно в обществе.

Исходя пз сказанного, конечно, трудно оглдать, что процесс демократизации в обществе пойдет норглапьнш путем. Видимо не стоит особешю удивляться и поязлешт в блиг.ашои буду/лом уродливых сшлбг.озов тоталитаризма и авторитаризма, с одной стороны, и демократии - с другой. Сегодняшняя политическая глзнь Камбоджи демонстрирует пемадо явлений и процессов, являющихся демократическими по а':епно:х Горне и тоталптарно-автоглтарнили по своему содерсанпя. Поэтому представляется нсизбошшгл более пли менее длительный п реходный период, когда в общество будет суце-стсовать смешанная политическая система, являэдая собой как-бы слепок переходного общества.

Таким образом, утвор::деш!е демократической политической системы в условиях Камбоджи связано, с одно:; стороны, с ускорением темпов общественного развития, создания материальных, социальных, правовых и других предпосылок ее существования, а, с другой -со сменой траектории данного двкг.е- ия развития общества. Последнее является не автоматическим замещением в общественном сознании одних стереотипов другими, пусть да'г.е более праплпшшл, а изменением самого типа глентатптета, шоготрудпад выработка нового млровоззренпя п новой картины мира. Поэтому процесс модернизации общества необходимо понимать как комплексный ово.пдионннй процесс социадьпо-эконоглическнх п культурпо-поторпчеекпх изменений, сопровссдаищихся отходом от традиционной социадьпо-окономп-ческой структура, образа лзнн, традиций я привычек. Этот процесс связан с более глубоким изменением в мировоззрении, миро-о:пу::ешш человека, с изменением ого отношения к ::;нзиеш:ш проблемам, обществу, цивилизации. Этот процесс - процесс включения

целого народа в общечеловеческое и общецивилизационное русло, в котором существуют разные исторические, социокультурные, социально-экономические типы, взаимодействующие месду собой, внося в него /процесс/ какие-то свои достижения, идеи, социальные механизмы, типы экономической организации и т.д. Следовательно, старое представление о перспективах мировой цивилизации, а именно, представление о том, что все дружно вольются в существовавший социаливтический тип развития, утратило смысл и значение.

В настоящее время ученые и политики заговорили об общемировом цивилизацпониом процессе, однако, под этим обычно подразумевается объединение всех под общим типом развития, который именовался пре-'жде капиталистическим. Однако, возникает вопрос - не получится ли новая абсолютизация формационности?

Видимо необходимо освободить общецивилязацнонную идею от прошлого идеологического упрощенного понимания и рассматривать ее как синтез достижений всех культур, сущвствувдих в гире. С это;: точки зрения все народы, даие саше бедные в материальном отношении, становятся нетолько потребителями достижений американской' или западной культуры, а соучастниками творения общеци-Биллзацлонного процесса. Они не'только черпают из этого процесса, но также вносят в общецивилизационную переплавку свои идеи и достижения.

Заказ № Тира--, {00 " /Я " П 1992 года.

Отдел оперативной полиграфии и множительной техники МГИМО МИД РФ. ПРОСПЕКТ ВЕРНАДСКОГО, 76.