автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.01
диссертация на тему:
Политическая теория Майкла Джозефа Оукшотта

  • Год: 2010
  • Автор научной работы: Чамаева, Наталья Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.01
450 руб.
Диссертация по политологии на тему 'Политическая теория Майкла Джозефа Оукшотта'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Политическая теория Майкла Джозефа Оукшотта"

004613409

На правах рукописи

>и/

ЧАМАЕВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ МАЙКЛА ДЖОЗЕФА ОУКШОТТА

(1901-1990)

Специальность 23.00.01 - теория и философия политики, история и методология политической науки

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук

1 8 НОЯ 2010

Москва-2010 ♦

004613409

Работа выполнена на кафедре философии политики и права философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.

Научный руководитель: доктор политических наук, профессор

Бойцова Ольга Юрьевна

Официальные оппоненты: доктор политических наук

Федорова Мария Михайловна

кандидат политических наук Подвойская Наталья Леонидовна

Ведущая организация: Высшая школа экономики (ГУ ВШЭ),

кафедра общей политологии

Защита состоится ноября 2010 года в 15.00 на заседании Диссертационного Совета Д 501.002.14 при Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова по адресу: 119991, Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4, ауд. А-518.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале отдела Научной библиотеки МГУ имени М.В. Ломоносова в учебном корпусе №1 по адресу: Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, к. 4, сектор «Б», 3-й этаж, комн. 300.

Автореферат разослан «4S» ^О 2010 года

Ученый секретарь

Диссертационного Совета Д 501.002.14 кандидат философских наук, доцент

СЫТИН А.Г.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Актуальность темы исследования.

Актуальность темы исследования определяется комплексом задач, стоящих перед современной политической наукой. В частности, интересы перспективного развития политической теории настоятельно требуют осмысления принципов и задач научного поиска в ситуации мультипарадигмальности политического знания, а также разработки методологии политического исследования, учитывающей возможность разработки консенсусных стратегий. В связи с этим анализ вариантов решения этих задач, предложенных наиболее авторитетными мыслителями современности, приобретает особую актуальность.

Творчество Майкла Джозефа Оукшотта (1901-1990) по праву может быть причислено к разработкам, представляющим значительный интерес для политической науки. М. Оукшотт - один из ведущих представителей британской интеллектуальной традиции XX века, выпускник и преподаватель Кембриджского и Оксфордского университетов, профессор Лондонской школы экономики и политической науки, член Британской академии. Его творчество погружено в контекст тех задач, решением которых занимается современная теоретическая политология. В разработанной мыслителем политической теории предложены значимые подходы к решению актуальных для современной политологии теоретических и практических вопросов, стоящих перед главными направлениями политической науки, - такими, как теория и методология политического исследования, анализ политических институтов и политического поведения, политический менеджмент, психология политического лидерства, публичная политика и политический анализ, политическая коммуникативистика и др. Это обусловливает научную значимость темы диссертационного исследования и еще раз подтверждает ее актуальность.

Характеристика источников. Основой диссертации послужили следующие группы источников: труды М. Оукшотта, опубликованные на языке оригинала и в переводах на русский язык (в том числе выполненных автором диссертации); материалы, хранящиеся в архиве международной Ассоциации Майкла Оукшотта (The Michael Oakeshott Association); работы зарубежных и отечественных ученых, анализирующие творчество мыслителя; политико-философские и политологические исследования, разрабатывающие теоретико-методологические подходы к изучаемым проблемам.

М. Оукшотт - автор более 150 работ. Среди них особое место принадлежит книге «О человеческом поведении» (1975)1, в которой мыслитель сформулировал своё понимание человеческой деятельности и описал эпистемологические основания своей концепции. Именно этот труд заложил фундамент для построения его оригинальной многоуровневой политической философии. Помимо данной работы, значительный интерес для исследователей политической теории М. Оукшотта представляют такие труды, как «Рационализм в политике» (1974); «Научная политика» (1948); «Вавилонская башня» (1948); «Политическая экономия свободы» (1948); «Рациональное поведение» (1950); «Политическое образование» (1951); «Массы в представительной демократии» (1961); «Рационализм в политике и другие эссе» (1962), включая работу «Что значит быть консерватором» (1975); «Гоббс о гражданской ассоциации» (1975); «Голос либерального образования» (1989); «Мораль и политика в современной Европе» (1958); «Религия, политика и моральная жизнь» (1993); «Работа и игра» (1995); «Политика веры и политика скептицизма» (1996) (четыре последних сочинения опубликованы посмертно)2.

1 Oakeshott М. On Human Conduct. Oxford, 1975.

2 Oakeshott М. Rationalisra in Politics//«Cambridge Journal». № 1, 1947-1948. PP. 81-98, 145-57;

Oakeshott M. Scientific Politics // «Cambridge Journal», № 1 (6), March 1948. PP. 347-58; Oakeshott M. The Tower of Babel // «Cambridge Journal». № 2, 1948-1949. PP. 67-83; Oakeshott M. The Political Economy of Freedom // «Cambridge Journal». № 2, 1948-1949. PP. 212-229; Oakeshott M. Rational Conduct // «Cambridge Journal». № 4, 1950-1951. PP. 3-27; Oakeshott M.

4

Важное значение для понимания методологических особенностей творчества М. Оукшотта имеет его ранний фундаментальный труд «Опыт и его виды» (1933), небольшая статья «Голос поэзии в беседе человечества» (1959), а также переписка М. Оукшотта с современниками, особенно цикл писем Карлу Попперу (1948), в которых мыслители сравнивают свои взгляды на рационализм3. В рамках заявленной темы ключевыми являются следующие труды М. Оукшотта: «Опыт и его виды», «Массы в представительной демократии», «Что значит быть консерватором», «Рационализм в политике», «Политическое образование», «Политэкономия свободы», «О человеческом поведении», «Работа и игра», «Политика веры и политика скептицизма».

На русском языке на данный момент изданы сборник «Рационализм в политике»4, отрывок из статьи «Массы в представительной демократии»5 и небольшая работа «Современные представления о политическом господстве»6.

Степень научной разработанности темы. Творчество М. Оукшотта привлекает внимание значительного числа ученых из разных стран. В принципе, уже можно говорить об оукшоттоведении как о сформировавшемся,

Political Education. Cambridge, 1951; Oakeshott M. The Masses in Representative Democracy // Freedom and Serfdom: an Anthology of Western Thought (ed. Hunold A.). Dordrecht, 1961. PP. 151-70; Oakeshott M. Rationalism in Politics and Other Essays. London - New York, 1962; Oakeshott M. Hobbes on Civil Association. Oxford, 1975; The Voice of Liberal Learning: Michael Oakeshott on Education (ed. Fuller Т.). New Haven, London, 1989; Oakeshott M. Morality and Politics in Modern Europe: The Harvard Lectures. New Haven, 1958; Oakeshott M. Religion, Politics, and the Moral Life. New Haven, 1993; Oakeshott M. Work and Play // «First Things». № 54, 1995. PP. 29-33; Oakeshott M. The Politics of Faith and the Politics of Skepticism. New Haven, 1996; Oakeshott M. Morality and Politics in Modern Europe: The Harvard Lectures. New Haven, 1958; Oakeshott M. Religion, Politics, and the Moral Life. New Haven, 1993; Oakeshott M. Work and Play // «First Things». № 54, 1995. PP. 29-33; Oakeshott M. The Politics of Faith and the Politics of Skepticism. New Haven, 1996.

3 Oakeshott M. Experience and its Modes. Cambridge, 1933; Oakeshott M. The Voice of Poetry in the Conversation of Mankind. London, 1959; Oakeshott M. Correspondence with Popper (1948). Hoover Institution Archives and Oakeshott Archives, LSE, London

4 Оукшот M. Рационализм в политике и другие статьи. М., 2002.

5 Оукешотт М. Массы в представительной демократии // Антология мировой политической мысли в 5-ти тт. Т.2. М., 1997.

6 Оукшотт М. Современные представления о политическом господстве // «Вестник Московского Университета» сер. 12. (Политические науки), №5,2009.

в общих чертах, исследовательском направлении. Немаловажная роль в изучении наследия мыслителя принадлежит международной Ассоциации Майкла Оукшотта, созданной его учениками на базе Лондонской школы экономики и политической науки. В настоящее время под эгидой Ассоциации ведется активная деятельность по переводу и изданию трудов мыслителя, развитию междисциплинарных исследований его творчества и поддержке оукшоттоведения в различных научных центрах мира7.

Библиография трудов, посвященных творчеству М. Оукшотта, весьма обширна, что, однако, ни в коей мере не позволяет говорить об изученности ни его взглядов в целом, ни его политической теории, в частности. Среди зарубежных авторов работ, которые тематически близки к теме настоящей диссертации, можно назвать такие имена, как А. Фарр, М. Лиддингтон, Дж. Грей, Н. О'Салливан, Э. Подоксик. Их исследования сосредоточены, в первую очередь, на анализе оукшоттовской философии свободы8. В нашей стране труды М. Оукшотта также включены в политологический дискурс.

7 С 1951 по 1969 год Оукшотт был профессором этого учебного заведения и возглавлял кафедру политических наук; его коллегами по месту работы были Милтон Фридман, Дэниэл Гэлбрейт, Харольд Ласки, Карл Поппер и другие интеллектуалы той эпохи. В библиотеке Лондонской школы экономики есть специальный архив, где хранятся рукописи, книги, письма, фотографии и личные вещи Оукшотта.

8 См.: Farr A. Understanding Sartre's Radicalism and Oakeshott's Conservatism: The Duplicity of Freedom. London, 1998; Gerencser S. The Skeptic's Oakeshott. New York, 2000; Gray J. Michael Oakeshott and the Political Economy of Freedom // «World and I. September». Vol. 3, 1988; Liddington M. Oakeshott: Freedom in the Modern European State // Gray J.N., Pelczynski Z. Concepts of Liberty in Political Theory. London, 1984; Minogue K. Oakeshott and the Idea of Freedom // «Quadrant». № 19, October 1975. PP. 77-83; Minogue K. Rationalism Revisited // Michael Oakeshott Association Conference. September 25, 2003; Nardin T. The Philosophy of Michael Oakeshott. University Park, Pa, 2001; O'SulIivan N. Why read Oakeshott? // Michael Oakeshott Association, London, 2001; Podoksik E. In Defence of Modernity: Vision and Philosophy in Michael Oakeshott. Thorverton, 2003; Podoksik E. Oakeshott's Theory of Freedom as Recognized Contingency // «European Journal of Political Theory». № 2, 2003; Segal J. Freedom and Normalisation: Poststructuralism and the Liberalism of Michael Oakeshott // «American Political Science Review». № 97, 2003; Soininen S. From a 'Necessary Evil' to an Art of Contingency: Michael Oakeshott's Conception of Political Activity in British Postwar Political Thought. Jyvaskyla, 2003; Sullivan A. Taken Unseriously // «New Republic». № 204, May 6, 1991;

Среди исследователей его наследия можно назвать таких авторов, как Т.А. Алексеева, В.А. Гуторов, В.Я. Денискина, Б.В. Николаев, C.B. Никоненко, В.И. Шамшурин.

Однако исследователи, будучи едины в признании значимости его теории, до сих пор не смогли придти к общему мнению о том, к какой интеллектуальной традиции и к какому политико-идеологическому лагерю следует эту теорию относить. Если проанализировать случаи упоминания об этом мыслителе в разнообразных источниках, можно выявить три базовых способа трактовки его места и роли в мировой политической мысли.

Первая группа авторов9 склонна воспринимать М. Оукшотта, прежде всего, как идеолога консерватизма, создавшего развернутую систематизированную политическую теорию, в которой преобладает взгляд консерватора, и построившего реалистичную модель консервативного мировоззрения.

Время от времени встречаются также попытки рассмотреть наследие М. Оукшотта, как творчество либерала или либертарианца, последователя традиции радикального эмпиризма англосаксонской школы. Интересно, что и сегодня традиционное восприятие М. Оукшотта в качестве консерватора и теоретика консерватизма соседствует с оценкой его наследия, как одной из наиболее интересных и логически последовательных систем либеральных

Tregenza I. Oakeshott on Freedom and Civil Association (Paper presented to the Collingwood and Oakcshott symposium). Sydney, March 19, 2004.

9 Веретенников А. Нам всем есть что терять. О вреде утопий, изъянах идеологий и здоровом чувстве консерватизма // «Независимая газета». 25 апреля 2002; Денискина В.Я. Политическая философия Майкла Оэкшотта // Философские основания теорий международных отношений. М., 1988; Кене А. Ответ Ахиезеру //«Неприкосновенный запас». №6 (26), 2002; Николаев Б.В. Проблемы методологии в трудах Майкла Оукшотта. Канд. дисс. Пенза, 1996; Никоненко С.В. Концепция рационализма в политике М. Оукшотта. Пересмотр моральных и религиозных ценностей М. Оукшоттом // Никоненко С.В. Английская философия XX века. СПб., 2003.

взглядов10. В последнее время о нем часто говорят, как об основном (наряду с Р. Дж. Коллингвудом) представителе либерально-консервативного синтеза. В данной связи, можно отметить, что в зарубежной литературе задача определения жанровой, идеологической и дисциплинарной принадлежности М. Оукшотта стала практически самостоятельным исследовательским направлением.

Другие аналитики11 предпочитают видеть в мыслителе преимущественно историка и философа истории. При таком подходе в круг внимания попадают в основном работы М. Оукшотта по методологии истории и истории политических учений (Локка, Гоббса, Берка, Платона, Гегеля и др.).

Наконец, третьи12, в стремлении избежать редукции всего многообразия идей М. Оукшотта к определенной идеологии или научно-дисциплинарному направлению, видят в нем преимущественно философа-эпистемолога, создающего целостную концепцию человеческого опыта во всем его многообразии. В связи с этим все более распространенной становится тенденция сопоставления творчества М. Оукшотта с новейшими направлениями мысли, в частности, постнеклассическими направлениями гуманитарных наук и философией постмодернизма13.

Несмотря на обилие публикаций, можно с полным правом говорить о недостаточной изученности наследия М. Оукшотта, поскольку исследователи

10 См.: Coats W.J. Jr. Michael Oakeshott as Liberal Theorist // «Canadian Journal of Political Science / Revue canadienne de science politique». XVIII, № 4, December/Decembre 1985. PP. 773787.

11 KyКарцева M.A. Деконструктивизм в философии истории США второй половины XX века // Кукарцева М.А. Современная философия истории США. Иваново, 1998; Николаев Б.В. Майкл Оукшотт: «Мертвое прошлое историка»// «Юридический вестник». Вып. 5, 2000. С. 63-72.

12 Алексеева Т. Майкл Оукшотт против рационализма (http://ru-contra.nm.ru/pi/9.html); Гуторов В.А. Философия политики на рубеже тысячелетий: судьба классической традиции // «Полис». №1,2001.

13 См.: Devigne R. The Legacy of Michael Oakeshott // «Political Theory». Vol. 27, № 1, February 1999. P. 132.

фокусируют свое внимание преимущественно на отдельных сторонах творчества. Задача исследования его мысли во всем разнообразии и многозначности далека от решения. Некоторые опорные точки такого пути намечены в книге В.И. Шамшурина «Консерватизм и свобода»14. На данный момент это - единственная работа, в которой осуществляется попытка не только очертить основные линии рефлексии М. Оукшотта, но и критически их осмыслить. Го же можно сказать и об анализе политической теории, разработанной мыслителем, — в ее исследовании, к сожалению, до сих пор присутствует фрагментарность. На русском языке вообще отсутствуют труды, авторы которых обращались бы к комплексному исследованию политической теории М. Оукшотта. Что же касается зарубежных публикаций, среди их авторов доля политологов и политических философов невелика, в силу чего решение указанной задачи еще ждет своего решения. -

Цель и задачи исследования. Основная цель работы - проведение комплексного анализа политической теории М. Оукшотта, ее концептуально-целостное осмысление и оценка теоретического потенциала, значимого для современной политической науки. Достижение данной цели потребовало решения следующих задач:

1) анализ наследия М. Оукшотта для выделения трудов, проблематика которых находится в поле теоретической политологии и философии политики, а также определение места и значения данной проблематики в творчестве мыслителя;

2) исследование исторического контекста формирования и развития теории М. Оукшотта, определение основных этапов ее становления;

3) комплексная реконструкция политической теории М. Оукшотта и структуризация ее теоретико-методологических оснований;

14 Шамшурин В.И. Консерватизм и свобода. Краснодар, 2003.

4) исследование содержания базовых понятий политической теории М. Оукшотта, реконструкция и критический анализ предложенных мыслителем моделей политической реальности;

5) оценка политической теории М. Оукшотта, ее места и роли в мировой и отечественной политической науке.

Методологическая основа исследования. В основу настоящего исследования положены традиционные методы реконструкции историко-политологического и историко-философского контекстов, конкретно-исторического анализа, сравнительного анализа, а также структурный метод, метод анализа и синтеза и элементы критического подхода.

Положения, выносимые на защиту

1. Проблематика политической теории занимает важное место в творчестве М. Оукшотта. В сфере внимания мыслителя - такие темы политической философии, как политическое сознание и индивидуальный выбор, рациональность политического поведения, источники легитимности власти, механизмы эффективного политического управления, сравнение моделей политической организации, соотношение либерального и консервативного дискурсов, способы реализации свободы человека в политическом пространстве и др.

2. Становление политической теории М. Оукшотта прошло несколько стадий: (1) ранний период (1930-е - начало 1940-х), когда для мыслителя характерен интерес к эмпирической философии и психологии; (2) зрелый период (середина 1940-х - середина 1960-х), в который центральной проблематикой является критика политических идеологий, проблемы формирования либерально-консервативного дискурса и исследование политических систем и механизмов лидерства; (3) поздний период (конец 1960-х - конец 1980-х), когда М. Оукшотт обращается, главным образом, к философии истории, эпистемологии политического знания и построению

системной политической теории. Исторический контекст творчества М. Оукшотта связан со становлением западной политической науки, в первую очередь, - с ростом влияния позитивизма на гуманитарные науки и развитием бихевиористского направления в политологии, а также с развернувшимися после второй мировой войны дискуссиями между либералами и консерваторами о судьбах демократии и разработкой идей технократизма и социальной инженерии.

3. Политическая теория М. Оукшотта создана на базе уникального теоретико-методологического инструментария, который представляет собой сложный синтез скептицизма, критицизма и диалектики. На основании данной синтетической методологии М. Оукшотт создает бинарные модели объяснения различных аспектов политической реальности, представляющие собой совокупности возможных интерпретаций, расположенных между «полюсами» модели. Этот методологический прием позволяет мыслителю проводить содержательный анализ исследуемых понятий и четко фиксировать основания собственных выводов.

4. Базовые понятия политической теории М. Оукшотта («рациональность», «выбор», «свобода» и др.) служат решению центральной задачи - обоснованию необходимости сохранения пространства человеческой свободы в противовес проектам социальной инженерии. Эта задача связывает воедино различные предметные области политической теории мыслителя и обусловливает содержание предлагаемых моделей политической реальности, среди которых наиболее разработанными являются модель политики как «войны идеологий» или «беседы (conversation) традиций» и модель политической организации как «гражданской ассоциации» или «ассоциации предпринимателей». Введенное различение моделей основано на сопоставлении форм, которые в них принимает свобода деятельного самосознания, методов, используемых для установления и контроля «правил игры», и источников

легитимности власти. Особенность подхода М. Оукшотта заключается в признании того, что легитимность власти опирается на напряжение между гласными нормативными предписаниями и негласными вариантами поведения в связи с данными предписаниями.

5. Разработанная М. Оукшотгом теория носит целостный, системный характер. Ее методологические принципы и теоретические основания можно рассматривать как определяющие перспективное направление развития политической философии в современную эпоху. Они позволяют заложить основы гибкой политико-философской системы, объединяющей множество различных исследовательских парадигм, что востребовано современной политологией и политической философией, как в России, так и за рубежом. В частности, введенное М. Оукшотгом понятие «беседа» может использоваться для анализа соотношения политических традиций и идеологий и для выстраивания консенсусных стратегий в рамках политико-идеологического спектра. Политическая теория М. Оукшотта может также содействовать решению таких комплексных проблем современной политической науки, как построение эффективной методологии сравнительного анализа политических систем, выявление параметров неэффективности политического управления, понимание психологии лидерства и механизмов принятия решений, создание систем политической коммуникации с эффективной обратной связью и других актуальных задач современной политики.

Научная новизна исследования. Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем впервые в отечественной политологической литературе:

1) проведено исследование политической теории М. Оукшотта с приоритетной опорой на тексты, не переводившиеся в России; таким образом, реализована задача введения в научный оборот положений его политической теории, которые ранее были недоступны на русском языке;

2) на основе анализа наследия М. Оукшотта выделены труды, посвященные разработке политической теории; доказана значимость политической проблематики в творчестве мыслителя и исследован исторический контекст формирования политической теории М. Оукшотта, выделены основные этапы ее становления: ранний (1930 е - начало 1940-х), зрелый (середина 1940-х - середина 1960-х) и поздний (конец 1960-х - конец 1980-х), - и раскрыты особенности каждого из этапов;

3) проведена комплексная реконструкция политической теории М. Оукшотта, доказан тезис о целостном, системном характере данной теории, структурированы и содержательно раскрыты ее теоретико-методологические основания, к числу которых относятся скептический, критический и диалектический методы;

4) проведена реконструкция и осуществлен анализ моделей политической реальности, разработанных М. Оукшоттом; показана логика перехода от базовых понятий политической теории к сложным моделям; раскрыты функции, пределы применения и потенциал данных моделей; доказано, что в политической теории мыслителя приоритет отдается «беседе традиций» как наиболее ценной и богатой по содержанию модели политики и «гражданской ассоциации» как более жизнеспособному и эффективному типу политической организации, не подвергающему пространство человеческой свободы необоснованной редукции;

5) доказана перспективность теоретико-методологического подхода Оукшотта, в частности, его синтетической методологии, для анализа различных аспектов политической реальности.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что в нем на основании комплексного анализа политической теории М. Оукшотта

выявлены и показаны теоретические и методологические подходы, перспективные для развития современных политических исследований.

Апробация работы. Результаты исследования были опубликованы в научных журналах и сборниках статей, выносились на обсуждение научного сообщества в ходе политологических и философских конференций, круглых столов, семинаров и конгрессов. Диссертация была обсуждена на заседании кафедры философии политики и права философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова и рекомендована к защите.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы, выявлена степень ее научной разработанности, приведена характеристика источников, определены цель и задачи исследования, раскрыты его теоретические и методологические основы, сформулированы научная новизна работы и выносимые на защиту положения, указаны теоретическое и практическое значение диссертации.

Первая глава диссертационной работы «Теоретико-методологические основания политической теории М. Оукшотта» посвящена анализу творческой биографии мыслителя и исследованию истоков теоретико-методологической платформы его политической теории. В главе раскрыта суть его оригинального познавательного метода, представляющего собой сложный синтез скептицизма, критицизма и диалектики, и показана жизнеспособность данного метода, который может быть продуктивно использован при разработке методологии современной политической теории.

В первом параграфе «Основные этапы личной и творческой биографии М. Оукшотта и становление его политической теории» исследуется эволюция

взглядов мыслителя. Обосновывается выделение в его творчестве трех этапов. На раннем этапе (1930-е - начало 1940-х) Оукшотта занимают, главным образом, вопросы эмпирической философии и психологии. Центральной проблематикой зрелого этапа (середина 1940-х - середина 1960-х) стала критика политических идеологий, формирование либерально-консервативного дискурса, исследование политических систем и механизмов лидерства. Поздний этап творчества (конец 1960-х - конец 1980-х) характеризуется всё большим интересом мыслителя к философии истории, эпистемологии политического знания и задаче построения концептуально-целостной и системной политической теории. В параграфе раскрывается исторический контекст творчества Оукшотта и выявляются факторы, повлиявшие на формирование методологии его политической теории, к которым, в первую очередь, относятся: дискуссии вокруг усиления влияния позитивистской методологии на гуманитарные науки и распространения бихевиоризма в западной политологии, послевоенное идеологическое противостояние либералов и консерваторов, растущая популярность технократизма и социальной инженерии в политической практике и многое другое.

Во втором параграфе «Критический анализ инструментально-рационалистической методологии М. Оукшотта» раскрывается содержание критики сциентизма, инструментализма, догматического рационализма и редукционизма, которая играет важную роль в становлении собственной методологии М. Оукшотта. Доказывается, что комплекс теоретико-методологических принципов, выработанный мыслителем, направлен, в первую очередь, на построение политической теории, в которой преодолены ограничения классического рационализма, отражено реальное многообразие точек зрения на политику и не происходит необоснованной редукции пространства человеческой свободы.

В третьей параграфе «Методологический синтез как основа познавательного метода» анализируется собственный оригинальный теоретико-методологический инструментарий М. Оукшотта, представляющий собой сложный синтез скептицизма, критицизма и диалектики. Доказано, что все три составные части синтетической методологии подчинены одной цели - созданию максимально гибкой и открытой политической теории, способной адекватно отражать различные аспекты политической реальности на базе единой методологии.

Вторая глава «Базовые понятия политической теории» посвящена анализу понятийного аппарата политической теории Оукшотта, центральное место в котором занимают такие базовые понятия, как «рациональность», «выбор» и «свобода». Раскрыт политический характер данных понятий в теории М. Оукшотта, подчеркнута оригинальность его подхода к их трактовке, исследованы истоки данной проблематики в истории политико-философской мысли. Подчеркнута тесная взаимосвязь базовых понятий и доказано, что объединяющей их точкой является центральная для политической теории М. Оукшотта проблематика свободы.

В первом параграфе «Рациональность с точки зрения инструментального рационализма: критический взгляд М. Оукшотта» рассмотрена критика традиционной декартовской (классической) модели рациональности, которая, по мысли Оукшотта, утратила связь с реальным многообразием форм человеческого опыта. На материалах переписки мыслителя с Карлом Поппером и проведенного диссертантом сравнительного анализа их концепций рациональности показывается, по каким основаниям Оукшотт ставит под сомнение притязания теорий, оперирующих понятием истины.

Во втором параграфе «Альтернативная концепция рациональности и ее место в политической теории» формулируются основные принципы

интерпретации рациональности, предложенной М. Оукшоттом. Для нее характерны такие черты, как тезис о том, что ни одному виду человеческой деятельности не может быть отказано в соответствующей ей уникальной рациональности, а также уход от противопоставления субъекта и объекта, отказ корреспондентной теории истины и стремление к восстановлению связи понятия рациональности с реальным многообразием форм человеческого опыта. Показано, что именно такой подход к рациональности служит основой трактовки политики и построения моделей политической организации в теории Оукшотта.

В третьем параграфе «Понятие свободы как основание политической теории» исследуются базовые структуры понятия свободы. Осуществлена концептуализация составных элементов деятельности индивида, проанализированы процесс становления самосознания человека, механизмы выбора и структуры понимания. Доказано, что понятие свободы занимает центральное место в политической теории М. Оукшотта, в которой институционализация свободы является ключевой задачей.

Третья глава «Понятие политики и модели политической организации» посвящена анализу выработанных М. Оукшоттом интерпретаций понятия политики и различных моделей политической организации. В ней раскрыто понятие либерально-консервативного синтеза применительно к политической теории мыслителя, исследовано его видение механизмов государственного управления и стоящих перед правительством задач, показана логика обвинения методов социальной инженерии в несостоятельности. В главе проведен комплексный анализ модели политической организации общества, полюса которой представляют ассоциация предпринимателей и гражданская ассоциация, и показаны пределы их применимости в практической политике.

В первом параграфе «Две концепции политики: война идеологий versus беседа традиций» рассмотрено противопоставление Оукшоттом традиции и

идеологии, составляющее базовую структуру для концептуального различения политики как беседы и политики как войны. Показано, что несмотря на различие, при сбалансированной и устойчивой общественной организации они предполагают друг друга и являются согласованными частями единой системы. Определен теоретико-методологический потенциал оукшоттовского подхода, показано, каким образом методологическая модель «беседы» может быть реализована в политической теории.

Во втором параграфе «Политика как установление правил игры: либерально-консервативный синтез» проанализированы точки соприкосновения консервативного и либерального мировоззрений, элементы которых вошли в политическую теорию Оукшотта, образовав оригинальную, цельную и логичную систему взглядов. Рассмотрено представление о политике как процедуре установления общезначимых правил игры. Обоснован вывод о новаторстве и плодотворности подхода М. Оукшотта как примера либерально-консервативного синтеза, для которого характерен уход от абсолютизации идеологических принципов как консерватизма, так и либерализма.

В третьем параграфе «Государственное управление и критика социальной инженерии» раскрыта концепция государственного управления, выявлены и проанализированы основания критики в адрес социальной инженерии как метода решения стоящих перед правительством задач. Определены критерии эффективности политического управления, служащие основанием легитимности власти. Показано, что принципы социальной инженерии в трактовке Оукшотта не соответствуют данным критериям. Доказано, что критика социальной инженерии в политической теории Оукшотта складывается не только из развенчания идеологического видения политики и разоблачения эволюционно-прогрессистской интерпретации истории, но и из деконструкции теории представительной демократии, которая для Оукшотта, в

отличие от многих его современников, отнюдь, не представляется политическим строем без изъянов.

В четвертом параграфе «Ассоциация предпринимателей и гражданская ассоциация» представлен комплексный анализ бинарной модели политической организации общества, на один полюс которой М. Оукшотт поместил ассоциацию предпринимателей, в сторону которой развивается общество при господстве социальной инженерии, а на другой - гражданскую ассоциацию, задача которой - обеспечение максимально доступной в обществе свободы. Сопоставление позволило выявить недостатки обеих концепций и сделать вывод о возможности сочетать их элементы в системе с эффективным и легитимным управлением и сбалансированной системой ценностей, главной из которых является неотчуждаемость свободы человека.

В пятом параграфе «Оукшотт о беседе как базовой модели политической теории и политической практики» исследована роль понятия «беседа» в политической теории М. Оукшотта. Показано, что это понятие может быть использовано для дальнейшего развития концептуально-целостной политической теории и построения дискурса о политике как пространстве, где сохраняется возможность удержания противоположностей и каждый локальный политический дискурс обретает свое равное с другими место. Доказано, что перспективность данного подхода к трактовке политического связана с возможностью согласования (сосуществования) позиций, каждая из которых обладает истинностью, но не может претендовать на исключительность или особую ценность в рамках целого. Обоснован тезис о том, что в политической теории, выстроенной по модели «беседы», сохраняется не только богатство содержания локальных дискурсов, но и возможность перейти на уровень общего, глобального дискурса.

В заключении обобщены результаты исследования поставленных задач, сформулированы выводы и намечены перспективы дальнейших исследований по данной проблематике.

III. СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ АВТОРОМ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Основные положения диссертационного исследования изложены автором в следующих публикациях:

Публикации в периодических научных изданиях, рекомендованных ВАК:

1. Чамаева H.A. Консерватизм в политической философии Майкла Оукшотта // «Вестник Московского Университета. Сер. 12. Политические науки». 2005. №5. С. 319-321.-0,15 п.л.;

2. Чамаева H.A. Майкл Оукшотт об исследовании политической реальности; Оукшотт М. Современные представления о политическом господстве [научный перевод, первая публикация текста] // «Вестник Московского Университета. Сер.12. Политические науки». 2009. №1. С. 73-89. — 0,9 п.л.

Другие публикации по теме диссертационного исследования:

3. Чамаева H.A. Консерватизм в политической философии Майкла Оукшотта (тезисы) // SCHOLA-2005 Сборник научных статей философского факультета МГУ / Под ред. E.H. Мощелкова. М„ 2005. — 0,2 п.л.;

4. Чамаева H.A. Спор о рациональности: Оукшотт versus Поппер // Гуманитарные науки: в поиске нового (Межвуз. сборник научных трудов). Вып. IV. Саранск, 2005. — 0,1 п.л.;

5. Чамаева H.A. Консерватизм в политической философии Майкла Оукшотта (тезисы) // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24 - 28 мая 2005 г.): в 5 т. Т.5.М., 2005.-0,1 п.л.;

6. Чамаева H.A. Политика как объект анализа в политической философии Майкла Оукшотта // SCHOLA-2006: Сборник научных статей философского факультета МГУ. М., 2006. —0,2 п.л.;

7. Чсшаева H.A. Методология вопросов и ответов в поле теоретической политологии: краткое введение в проблему // Материалы XIII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Том IV. -М., 2006.-0,1 п.л.;

8. Чамаева H.A. Либеральный консерватизм как идеология свободы у Майкла Оукшотта // SCHOLA-2009: Сборник научных статей философского факультета МГУ / Под ред. E.H. Мощелкова. М., 2007. — 0,2 п.л.;

9. Чамаева H.A. Критика социальной инженерии в политической теории Майкла Оукшотта // Материалы XV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». М., 2008. — 0,1 п.л.;

10. Чамаева H.A. Политика и идеология в политической теории М. Оукшотта // Experimentum-2009: Сборник научных статей философского факультета МГУ / Под ред. А. Селезнева, E.H. Мощелкова. М., 2008. — 0,3 п.л.;

11. Чамаева H.A. Ассоциация предпринимателей и гражданская ассоциация в политической теории Майкла Оукшотта // SCHOLA-2009: Сборник научных статей факультета политологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. М., 2009. — 0,3 п.л.;

12. Чамаева H.A. Методология моделирования политической реальности у Майкла Оукшотта (тезисы) // Материалы XVI Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Том III. М., 2009. — 0,1 пл.;

13. Чамаева H.A. Ассоциация предпринимателей и гражданская ассоциация как модели политического устройства в политической теории Майкла Оукшотта // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. №3. — ОД п.л.;

14. Чамаева H.A. Исследование политической реальности: методология Майкла Оукшотта // Актуальные проблемы современной политологии: взгляд молодых учёных. М., 2010. — 0,4 п.л.;

15. Чамаева H.A. Смысл свободы и ее место в политической теории Майкла Оукшотта (тезисы) // Материалы XVII Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». М., 2010. — 0,1 п.л.;

16. Чамаева H.A. Понятие игры в политической теории Майкла Оукшотта // SCHOLA-2010: Сборник научных статей факультета политологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. М., 2010. ■— 0, 3 п.л.

Заказ № 76-а/10/10 Подписано в печать 13.06.2010 Тираж 100 экз. Усл. п.л. 1

.¡¿г"--"ООО "Цифровичок", тел. (495) 649-83-30 ! И^У; www.cfr.ru ; e-mail:info@cfr.ru

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата политических наук Чамаева, Наталья Александровна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основания политической теории

М. Оукшотта.14'

§ 1. Основные этапы личной и творческой биографии М. Оукшотта и становление его политической теории.

§2. Критический анализ инструментально-рационалистической методологии М. Оукшотта.

§3. Методологический синтез как основа^познавательного метода5.

ГЛАВА 2. Базовые понятия политической.теории.

§1. Рациональность с точки зренияшнструментальногорационализма: критический взглядам. Оукшотта.

§2: Альтернативная концепция рациональности и ее место в.политической теории.

§3. Понятие свободы^как основание политической теории.62,

ГЛАВА 3. Понятие политики и модели политической организации.71'

§1. Две концепции политики: война идеологий versus беседа традиций.7Г

§2. Политика как установление правил игры: либеральноконсервативный синтез.

§3. Государственное управление и критика социальной-инженерии.Г1Ь

§4. Ассоциация предпринимателей № гражданская ассоциация.

§5. Оукшотт о беседе как базовой модели политической теории и политическойпрактики.

 

Введение диссертации2010 год, автореферат по политологии, Чамаева, Наталья Александровна

Актуальность темы исследования. Актуальность темы исследования определяется комплексом задач, стоящих перед современной политической наукой. В частности, интересы перспективного развития политической теории настоятельно требуют осмысления принципов и задач научного поиска в ситуации мультипарадигмальности политического знания, а также разработки методологии политического исследования, учитывающей возможность разработки консенсусных стратегий. В связи с этим анализ вариантов решения этих задач, предложенных наиболее авторитетными мыслителями современности, приобретает особую актуальность.

Творчество Майкла Джозефа Оукшотта (1901-1990) по праву может быть причислено к разработкам, представляющим значительный интерес для политической науки. М. Оукшотт - один из ведущих представителей британской интеллектуальной традиции XX века, выпускник и преподаватель Кембриджского и Оксфордского университетов, профессор Лондонской школы экономики и политической науки, член Британской академии. Его творчество погружено в контекст тех задач, решением которых занимается современная теоретическая политология. В разработанной мыслителем политической-теории предложены значимые подходы к решению актуальных для современной политологии теоретических и практических вопросов, стоящих перед главными направлениями политической науки, - такими, как теория* и методология политического исследования, анализ политических институтов и политического поведения, политический менеджмент, психология политического лидерства, публичная политика и политический анализ, политическая коммуникативистика и др. Это обусловливает научную значимость темы диссертационного исследования и еще раз подтверждает ее актуальность.

Характеристика источников. Основой диссертации послужили следующие группы источников: труды М. Оукшотта, опубликованные на языке оригинала и в переводах на русский язык (в том числе выполненных автором диссертации); материалы, хранящиеся в архиве международной Ассоциации Майкла Оукшотта (The Michael Oakeshott Association); работы зарубежных и отечественных ученых, анализирующие творчество мыслителя; политико-философские и политологические исследования, разрабатывающие теоретико-методологические подходы к изучаемым проблемам.

М. Оукшотт - автор более 150 работ. Среди них особое место принадлежит книге «О человеческом поведении» (1975)1, в которой мыслитель сформулировал своё понимание человеческой деятельности и описал эпистемологические основания своей концепции. Именно этот труд заложил фундамент для построения его оригинальной многоуровневой политической теории. Помимо данной работы, значительный интерес для исследователей представляют такие труды, как «Рационализм в политике» (1974); «Научная политика» (1948); «Вавилонская башня» (1948); «Политическая экономия свободы» (1948); «Рациональное поведение» (1950); «Политическое-образование» (1951); «Массы в представительной демократии» (1961); «Рационализм в политике и другие эссе» (1962), включая? работу «Что значит быть консерватором» (1975); «Гоббс о гражданской ассоциации» (1975); «Голос либерального образования» (1989); «Мораль и политика в современной Европе» (1958); «Религия, политика и моральная жизнь» (1993); «Работа и игра» (1995); «Политика веры и политика скептицизма» (1996) (четыре последних сочинения опубликованы посмертно)2. Большое значение для понимания методологических особенностей творчества М. Оукшотта имеет его

1 OakeshottM. On Human Conduct. Oxford, 1975.

2 Oakeshott M. Rationalism in Politics // «Cambridge Journal». № 1, 1947-1948. PP. 81-98, 14557; Oakeshott M. Scientific Politics // «Cambridge Journal», № 1 (6), March 1948. PP. 347-58; Oakeshott M. The Tower of Babel // «Cambridge Journal». № 2, 1948-1949. PP. 67-83; Oakeshott M. The Political Economy of Freedom // «Cambridge Journal». № 2, 1948-1949. PP: 212-229; Oakeshott M. Rational Conduct // «Cambridge Journal». № 4, 1950-1951. PP. 3-27; Oakeshott M. Political Education. Cambridge, 1951; Oakeshott M. The Masses in Representative Democracy // Freedom and Serfdom: an Anthology of Western Thought (ed. Hunold A.). Dordrecht, 1961. PP. 151-70; Oakeshott M. Rationalism in Politics and Other Essays. London - New York, 1962; Oakeshott M. Hobbes on Civil Association. Oxford, 1975; The Voice of Liberal Learning: Michael Oakeshott on Education (ed. Fuller T.). New Haven, London, 1989; Oakeshott M. Morality and Politics in Modern Europe: The Harvard Lectures. New Haven, 1958; Oakeshott M. Religion, Politics, and the Moral Life. New Haven, 1993; Oakeshott M. Work and Play // «First Things». № 54, 1995. PP. 29-33; Oakeshott M. The Politics of Faith and the Politics of Skepticism. New Haven, 1996; Oakeshott M. Morality and Politics in Modern Europe: The Harvard Lectures. New Haven, 1958; Oakeshott M. Religion, Politics, and the Moral Life. New Haven, 1993; Oakeshott M. Work and Play // «First Things». № 54, 1995. PP. 29-33; Oakeshott M. The Politics of Faith and the Politics of Skepticism. New Haven, 1996. ранний фундаментальный труд «Опыт и его виды» (1933), небольшая статья «Голос поэзии в беседе человечества» (1959), а также переписка М. Оукшотта с современниками, особенно цикл писем Карлу Попперу (1948), в которых мыслители сравнивают свои взгляды на рационализм3. В рамках заявленной темы ключевыми являются следующие труды М. Оукшотта: «Опыт и его виды», «Массы в представительной демократии», «Что значит быть консерватором», «Рационализм в политике», «Политическое образование», «Политэкономия свободы», «О человеческом поведении», «Работа и игра», «Политика веры и политика скептицизма».

На русском языке на данный момент изданы сборник «Рационализм в политике»4, отрывок из статьи* «Массы в представительной демократии»5 и небольшая работа «Современные1 представления о политическом господстве»6.

Степень научной разработанности темы. Творчество М. Оукшотта привлекает внимание значительного числа ученых из разных стран. В принципе, уже можно говорить об оукшоттоведении как о сформировавшемся, в общих чертах, исследовательском направлении. Немаловажная роль в изучении наследия мыслителя принадлежит международной Ассоциации Майкла Оукшотта, созданной его учениками на базе Лондонской школы экономики и политической науки. В настоящее время под эгидой Ассоциации ведется* активная деятельность по переводу и изданию трудов мыслителя, развитию междисциплинарных исследований его творчества и поддержке оукшоттоведения в различных научных центрах мира7.

3 Oakeshott М. Experience and its Modes. Cambridge, 1933; Oakeshott M. The Voice of Poetry in the Conversation of Mankind. London, 1959; Oakeshott M. Correspondence with Popper (1948). Hoover Institution Archives and Oakeshott Archives, LSE, London

4 Оукшот M. Рационализм в политике и другие статьи. М., 2002.

5 Оукешотт М. Массы в представительной демократии // Антология мировой политической мысли в 5-ти тт. Т.2. М., 1997.

6 Оукшотт М. Современные представления о политическом господстве // «Вестник Московского Университета» сер. 12. (Политические науки), №5, 2009.

7 С 1951 по 1969 год Оукшотт был профессором этого учебного заведения и возглавлял кафедру политических наук; его коллегами по месту работы были Милтон Фридман, Дэниэл Гэлбрейт, Харольд Ласки, Карл Поппер и другие интеллектуалы той эпохи. В библиотеке Лондонской школы экономики есть специальный архив, где хранятся рукописи, книги, письма, фотографии и личные вещи Оукшотта. 5

Библиография- трудов, посвященных творчеству М. Оукшотта, весьма обширна, что, однако, ни в коей мере не позволяет говорить об изученности ни его взглядов в целом, ни его политической теории, в частности. Среди зарубежных авторов работ, которые тематически близки к теме настоящей диссертации, можно назвать такие имена, как А. Фарр, М. Лиддингтон, Дж. Грей, Н. О'Салливан, Э. Подоксик. Их исследования сосредоточены, в первую очередь, на анализе оукшоттовской философии свободы8. В нашей стране труды М. Оукшотта также включены в политологический дискурс. Среди исследователей его наследия можно назвать таких авторов, как Т.А. Алексеева, В.А. Гуторов; В.Я. Денискина, Б.В. Николаев, C.B. Никоненко, В.И. Шамшурин.

Однако; исследователи, будучи* едины в признании значимости его теории, до сих пор не смогли придти к общему мнению о том; к какой' интеллектуальной традиции- и к какому политико-идеологическому лагерю* следует эту теорию относить. Если проанализировать случаи упоминания об этом мыслителе в разнообразных источниках, можно выявить три базовых способа трактовки его места и роли в мировой политической мысли.

Первая группа авторов9 склонна воспринимать М. Оукшотта, прежде всего, как идеолога консерватизма, создавшего' развернутую

8 См.: Fair A. Understanding Sartre's Radicalism and Oakeshott's Conservatism: The Duplicity of Freedom. London, 1998; Gerencser S. The Skeptic's Oakeshott. New York, 2000; Gray J. Michael Oakeshott and the Political Economy of Freedom // «World and I. September». Vol. 3, 1988; Liddington M. Oakeshott: Freedom in the Modern European State // Gray J.N., Pelczynski Z. Concepts of Liberty in Political Theory. London, 1984; Minogue K. Oakeshott and the Idea of Freedom // «Quadrant». № 19, October 1975. PP. 77-83; Minogue K. Rationalism Revisited // Michael Oakeshott Association Conference. September 25, 2003; Nardin T. The Philosophy of Michael Oakeshott. University Park, Pa, 2001; O'Sullivan N. Why read Oakeshott? // Michael Oakeshott Association, London, 2001; Podoksik E. In Defence of Modernity: Vision and Philosophy in Michael Oakeshott. Thorverton, 2003; Podoksik E. Oakeshott's Theory of Freedom as Recognized Contingency // «European Journal of Political Theory». № 2, 2003; Segal J. Freedom and Normalisation: Poststructuralism and the Liberalism of Michael Oakeshott // «American Political Science Review». № 97, 2003; Soininen S. From a 'Necessary Evil' to an Art of Contingency: Michael Oakeshott's Conception of Political Activity in British Postwar Political Thought. Jyvaskylii, 2003; Sullivan A. Taken Unseriously// «New Republic». № 204, May 6, 1991; Tregenza I. Oakeshott on Freedom and Civil Association (Paper presented to the Collingwood and Oakeshott symposium). Sydney, March 19, 2004.

9 Веретенников А. Нам всем есть что терять. О вреде утопий, изъянах идеологий и здоровом чувстве консерватизма // «Независимая газета». 25 апреля 2002; Денискина В.Я. Политическая философия Майкла Оэкшотта // Философские основания теорий 6 систематизированную политическую теорию, в которой преобладает взгляд консерватора, и построившего реалистичную модель консервативного мировоззрения.

Время от времени встречаются также попытки рассмотреть наследие М. Оукшотта, как творчество либерала или либертарианца, последователя традиции радикального эмпиризма англосаксонской школы. Интересно, что и сегодня традиционное восприятие М. Оукшотта в качестве консерватора и теоретика консерватизма соседствует с оценкой его наследия, как одной из наиболее интересных и логически последовательных систем либеральных взглядов10. В последнее время-о нем часто говорят, как об основном (наряду с Р. Дж. Коллингвудом) представителе- либерально-консервативного- синтеза. В данной связи, можно отметить, что в зарубежной литературе задача определения' жанровой, идеологической и дисциплинарной, принадлежности М. Оукшотта стала практически самостоятельным» исследовательским направлением.

Другие аналитики11 предпочитают видеть в мыслителе преимущественно историка и философа-истории. При-таком подходе в круг внимания попадают в основном работы М. Оукшотта по методологии истории- и истории политических учений(Локка, Гоббса, Берка, Платона, Гегеля и др.).

Наконец, третьи12, в стремлении*избежать редукции всего1 многообразия идей М. Оукшотта к определенной- идеологии или научно-дисциплинарному направлению, видят в нем преимущественно философа-эпистемолога, международных отношений. М., 1988; Кене А. Ответ Ахиезеру //«Неприкосновенный запас». №6 (26), 2002; Николаев Б.В. Проблемы методологии в трудах Майкла. Оукшотта. Канд. дисс. Пенза, 1996; Никоненко C.B. Концепция рационализма в политике М. Оукшотта. Пересмотр моральных и религиозных ценностей М. Оукшоттом // Никоненко C.B. Английская философия XX века. СПб., 2003.

10 См.: Coats W.J. Jr. Michael Oakeshott as Liberal Theorist // «Canadian Journal of Political Science / Revue canadienne de science politique». XVIII, № 4, December/Décembre 1985. PP. 773-787.

11 Кукарцева M.A. Деко нстру кт и в и з м в философии истории США второй половины XX века // Кукарцева М.А. Современная философия истории США. Иваново, 1998; Николаев Б.В. Майкл Оукшотт: «Мертвое прошлое историка»// «Юридический вестник». Вып. 5, 2000. СС. 63-72.

12 Алексеева Т. Майкл Оукшотт против рационализма (http://ru-contra.nm.ru/pi/9.htrnl); Гуторов В.А. Философия политики на рубеже тысячелетий: судьба классической традиции // «Полис». № 1,2001. создающего целостную концепцию человеческого опыта во всем его многообразии. В связи с этим все более распространенной становится тенденция сопоставления творчества М. Оукшотта с новейшими направлениями мысли, в частности, постнеклассическими направлениями гуманитарных наук и философией постмодернизма13.

Несмотря на обилие публикаций, можно с полным правом говорить о недостаточной изученности наследия М. Оукшотта, поскольку исследователи фокусируют свое внимание преимущественно на отдельных сторонах творчества. Задача исследования его мысли во всем разнообразии и многозначности далека от решения. Некоторые опорные точки такого пути намечены в книге В.И. Шамшурина «Консерватизм и свобода»14. На данный момент это — единственная работа, в которой осуществляется попытка не только очертить основные линии рефлексии М. Оукшотта, но и критически их осмыслить. То же можно сказать и об анализе политической теории, разработанной мыслителем, — в ее исследовании, к сожалению, до сих пор присутствует фрагментарность. На русском языке вообще отсутствуют труды, авторы которых обращались бы к комплексному исследованию политической теории М. Оукшотта. Что же касается зарубежных публикаций, среди их авторов доля политологов^ и политических философов невелика, в силу чего решение указанной задачи еще ждет своего решения:

Цель и задачи исследования. Основная цель работы - проведение комплексного анализа политической теории М. Оукшотта, ее концептуально-целостное осмысление и оценка теоретического потенциала, значимого для современной политической науки. Достижение данной цели потребовало решения следующих задач:

1) анализ наследия М. Оукшотта для выделения трудов, проблематика которых находится в поле теоретической политологии и философии политики, а также определение места и значения данной проблематики в творчестве мыслителя;

13 См.: Devigne R. The Legacy of Michael Oakeshott // «Political Theory». Vol. 27, № 1, February 1999. P. 132.

14 Шамшурин В.И. Консерватизм и свобода. Краснодар, 2003. 8

2) исследование исторического контекста формирования и развития теории М. Оукшотта, определение основных этапов ее становления;

3) комплексная реконструкция политической теории М. Оукшотта и структуризация ее теоретико-методологических оснований;

4) исследование содержания базовых понятий политической теории М. Оукшотта, реконструкция и критический анализ предложенных мыслителем моделей политической реальности;

5) оценка политической теории М. Оукшотта, ее места и роли в мировой и отечественной политической науке.

Методологическая основа исследования. В основу настоящего исследования, положены традиционные методы реконструкции историко-политологического и историко-философского контекстов, конкретно-исторического анализа, сравнительного- анализа, а также структурный метод, метод анализа и синтеза и-элементы критического подхода.

Положения, выносимые на защиту

1. Проблематика политической теории занимает важное место в творчестве М. Оукшотта. В сфере внимания мыслителя - такие темы политической теории, как политическое сознание и индивидуальный выбор, рациональность политического поведения, источники легитимности власти, механизмы эффективного5 политического управления, сравнение моделей политической организации, соотношение либерального и консервативного дискурсов, способы реализации свободы человека в политическом пространстве и др.

2. Становление политической теории М. Оукшотта прошло несколько ' стадий: (1) ранний период (1930-е - начало 1940-х), когда для мыслителя характерен интерес к эмпирической философии и психологии; (2) зрелый период (середина 1940-х — середина 1960-х), в который центральной * проблематикой является критика политических идеологий, проблемы формирования либерально-консервативного дискурса и исследование политических систем и механизмов лидерства; (3) поздний период (конец 1960-х - конец 1980-х), когда М. Оукшотт обращается, главным образом, к философии истории, эпистемологии политического знания и построению системной политической теории. Исторический контекст творчества М. Оукшотта; связан со становлением западной политической! науки, в первую очередь, - с ростом'влияния позитивизма; на гуманитарные науки и развитием бихевиористского направления в политологии, а также с развернувшимися после второй мировой войны дискуссиями между либералами и консерваторами о судьбах демократии и разработкой идей технократизма и социальной инженерии.

3. Политическая теория М. Оукшотта создана на базе уникального теоретико-методологического инструментария, который представляет собой сложный синтез скептицизма, критицизма и диалектики:. На основании данной .синтетической? методологии; М:.Оукшотт создает бинарные модели объяснения различных аспектов'/ политической реальности; представляющие собой совокупности возможных интерпретаций; расположенных между «полюсами» модели. Этот методологический; прием; позволяет мыслителю проводить содержательный анализ исследуемых понятий и четко фиксировать основания собственных ВЫВОДОВ;

4. Базовые понятия политической теории М. Оукшотта («рациональность», «выбор», «свобода» и др=) служат решению центральной задачи - обоснованию необходимости сохранения« пространства1 человеческой свободы в противовес, проектам социальной инженерии. Эта задача связывает воедино различные предметные области политической теории мыслителя и обусловливает содержание предлагаемых моделей политической реальности, среди которых наиболее разработанными являются модель политики как «войны идеологий» или «беседы традиций» и модель политической организации как «гражданской ассоциации» или «ассоциации предпринимателей». Введенное различение моделей основано на сопоставлении форм, которые в них принимает свобода деятельного самосознания, методов, используемых для установления и контроля «правил игры», и источников легитимности власти. Особенность подхода М. Оукшотта заключается в признании того, что легитимность власти опирается на напряжение между гласными, нормативными предписаниями и негласными вариантами поведения в связи с данными предписаниями;

5. Разработанная М. Оукшоттом теория носит целостный, системный характер. Ее методологические принципы и теоретические основания можно? рассматривать как определяющие перспективное направление развития теоретической и прикладной политологии в современную эпоху. Они позволяют заложить основы гибкой; политико-философской системы, объединяющей множество различных исследовательских парадигм; что востребовано, современной: политологией и политической философией, как в России, так и за. рубежом: В частности, введенное М. Оукшоттом понятие «беседа» может использоваться для- анализа соотношения! политических традиций Иг идеологий] и для выстраивания: консенсусных стратегий в рамках политико-идеологического- спектра. Политическая теория; М. Оукшотта может также содействовать решению таких комплексных проблем! современной политической науки, как построение эффективной методологии сравнительного анализа политических систем, выявление параметров неэффективности политического ■ управления, понимание психологии, лидерства и, механизмов принятия решений, создание, систем политической; коммуникации, с эффективной обратной; связью и других актуальных задач современной' политики.

Научная новизна исследования. Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем впервые в отечественной политологическойшитературе:

1) проведено исследование политической теории М. Оукшотта с приоритетной опорой; на тексты, не переводившиеся в России; таким образом, реализована задача введения в научный оборот положений его политической теории, которые ранее были недоступны на русском языке;

2) на основе анализа наследия М. Оукшотта выделены труды, посвященные разработке политической теории; доказана значимость политической проблематики в творчестве мыслителя и исследован исторический контекст формирования политической теории М. Оукшотта, выделены основные этапы ее становления: ранний (1930 е - начало 1940-х), зрелый (середина 1940-х - середина 1960-х) и поздний (конец 1960-х - конец 1980-х), - и раскрыты особенности каждого из этапов;

3) проведена комплексная реконструкция политической теории М. Оукшотта, доказан тезис о целостном, системном характере данной теории, структурированы и содержательно раскрыты ее теоретико-методологические основания, к числу которых относятся скептический, критический и диалектический методы; ,

4) проведена реконструкция и осуществлен анализ моделей политической реальности, разработанных М: Оукшоттом; показана логика перехода от базовых понятий политической' теории к сложным моделям; раскрыты функции; пределы- применения и потенциал1 данных моделей; доказано,'что в политической теории мыслителя, приоритет отдается «беседе традиций» как наиболее ценной и богатой по содержанию'модели политики и «гражданской ассоциации» как-более жизнеспособному и эффективному типу политической организации, не подвергающему пространство человеческой свободы необоснованной редукции;

5) доказана« перспективность теоретико-методологического подхода Оукшотта, в частности, его синтетической методологии, для анализа различных аспектов политической реальности.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что в нем решена важная для политической науки задача: на основании комплексного анализа политической теории М. Оукшотта выявлены и показаны теоретические и методологические подходы, перспективные для развития современных политических исследований. Материалы и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в курсах политической теории, философии политики, истории современной политической философии и истории социально-политической мысли XX века.

Апробация работы. Результаты исследования были опубликованы в научных журналах и сборниках статей, выносились на обсуждение научного сообщества в ходе политологических и философских конференций, круглых столов, семинаров и конгрессов15. Диссертация была обсуждена на заседании кафедры философии политики и права философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова и рекомендована к защите.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Политическая теория Майкла Джозефа Оукшотта"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей работе представлены результаты комплексного анализа и концептуально-целостного осмысления политической теории Майкла Джозефа Оукшотта - одного из ведущих представителей британской интеллектуальной традиции XX века.

Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, политическая теория Оукшотта представляет собой попытку отразить в рамках единого целого широкий спектр возможных интерпретаций политической реальности и выстроить комплексную систему взаимосвязанных понятий и моделей, отражающих многообразие универсумов политического.

Данная концепция является следствием взаимоналожения, двух «переворотов» в мире науки, выпавших на- конец эпохи' модерна: индивидуалистического и эпистемологического. Индивидуалистический переворот привел к тому, что центральное место в политической» теории занял индивид. Эпистемологический, переворот поставил перед исследователями задачу формирования комплекса логически связных дискурсов о различных аспектах его бытия. Индивид (понимающее самосознание, в терминологии Оукшотта) - это начальная и- конечная^ точка политической теории, основная задача которой - отталкиваясь от индивида, исходя из особенностей- его рациональности, логики, ценностей, целей, структур понимания и выбора, постепенно выстроить систематическую многоуровневую политическую теорию, выстроенную с помощью единой (синтетической, гибкой и обладающей эволюционным потенциалом) методологии.

Политическая теория Оукшотта восходит от индивидуального уровня к межличностному, межгрупповому, социальному, с тем чтобы, адекватно отразив их реальную сложность и многозначность, вернуться к индивиду и встроить его локальное бытие в общий мир, не осуществляя при этом репрессии в отношении присущей ему свободы и не редуцируя реальное богатство содержания его жизненного мира. Эта задача, реализованная в творчестве Оукшотта, представляет собой новый этап развития индивидуалистической политической философии316. По сути, политическая* теория;Оукшотта является развернутым продолжением философии деятельного самосознания Гегеля, единственного и его собственности Штирнера и обуздавшего свою волю к власти сверхчеловека Ницше. Однако, в отличие от этих философов, Оукшотт не останавливается ни на деконструкции метафизических и религиозных макропроектов прошлого, оперирующих понятием истины, прогресса и совершенства, ни на изложении далеких от повседневной жизни абстрактных положений «новой» макротеории, повторяющей ошибки прежних. Он стремится выстроить, такую концептуальную модель социально-политического бытия, в которой логически непротиворечивым (или хотя бы. осознанно- противоречивым) образом сосуществует множество* «единственных» и обосновывается возможность их взаимодействия без уничтожения, обесценивания или игнорирования позиции «другого». Наиболее глубокое внутреннее- содержание политической теории Оукшотта как раз и составляет принцип признания уникальности, несравнимости - и притом, равноценности локальных точек зрения, каждая из которых является одновременно источником происхождения и элементом всего универсума. Данная интерпретация индивидуализма проистекает из естественной для Оукшотта и мыслителей его склада умственной операции: если я и мой мир представляются мне единственным, что дано- мне во всем, многообразии моего опыта, то какие у меня основания отказывать возможным «другим» в обладании таким же тотальным универсумом, каким мне представляется мой. Благодаря этому происходит примирение человека, то есть обретение мира и выход за собственные пределы (и, как следствие, осознание собственной беспредельности и безграничной ответственности за всё, что становится содержанием его жизненного мира). Этот своеобразный «акт веры» в другого лежит в основе этики толерантности, которая естественным образом проистекает из данной мировоззренческой установки. Ее квинтэссенцией в творчестве Оукшотта является подробно рассмотренное нами в настоящей работе понятие «беседы». В нем отражено многообразие точек зрения, повседневных практик, идеологий - или, пользуясь термином самого Оукшотта, - «голосов», соприсутствующих как на уровне понимающего-самосознания деятельного индивида, так и на уровне общественного со-бытия.

Для адекватного описания парадоксального состояния, в котором человек находит себя в мире, одновременно обретая мир в себе, Оукшотт разработал концептуально-целостную систематическую политическую теорию. Ее методологические основания позволяют мыслителю эффективно моделировать любой участок политической реальности и анализировать его, не утрачивая при этом содержательного богатства реальной жизни, не редуцируя многообразие форм опыта к идеологическим схемам, не1 упраздняя ценности свободы, человека и не становясь жертвой опасного' высокомерия, закрывающего исследователю возможность воспринимать иные точки зрения, кроме собственной.

Важным результатом проделанной в рамках данного исследования работы стало понимание места и роли проблемы свободы в политической теории Оукшотта. Как показано в работе, проблема свободы пронизывает всё творчество мыслителя и представляет собой смысловой стержень его политической теории. Понимание этой особенности политической теории мыслителя» позволило нам глубже понять взаимосвязь его рассуждений о различных типах знания, концепциях рациональности, методах социальной инженерии, типах политической организации, источниках легитимности власти, эффективных механизмах государственного управления. Все уровни политической теории Оукшотта пронизаны единой идеей неотчуждаемости свободы человека как его сущностной характеристики, редукция которой приводит, в конечном счете, к отчуждению теории от реальности повседневной жизни.

Как показано в настоящей работе, политическая теория Оукшотта является значимой для современной политической науки. Мыслителем предложены подходы, позволяющие решать актуальные задачи теоретической политологии, такие как определение теоретико-методологических оснований политической теории, выстраивание ее многоуровневой структуры, отбор и анализ базовых понятий, выбор оптимального способа моделирования политической реальности, выработка критериев оценки эффективности' политической теории и обеспечение открытого горизонта ее развития. Также политическая теория Оукшотта содержит ответы на ряд прикладных вопросов современной политологии, относящихся к таким предметным областям, как психология политического лидерства, мотивы электорального поведения, способы легитимации власти и выстраивания эффективной коммуникации в политике, оценка эффективности власти, организация процесса установления и пересмотра конституционных «правил игры», моделирование процесса принятия решений и политического выбора, сравнение типов политических организаций общества, анализ партийного и идеологического спектра и многое другое.

Анализ контекста становления политической-теории Оукшотта позволил не только определить основные стадии ее генезиса, но и добиться более глубокого понимания задач, стоявших перед мыслителем, и вызовов времени, на которые призвана была ответить его концепция. Рассмотренные процессы, характерные для западной политической науки XX века, а именно - рост влияния позитивизма на методологию гуманитарных наук, распространение сциентистской методологии- и триумф бихевиоризма во многих областях политологии, снижение интереса-к фундаментальным исследованиям-в области политической теории, идеологическое противостояние либералов и консерваторов в послевоенные годы, совершенствование практик манипулирования общественным мнением, популярность технократических идей и технологий социальной инженерии, а также многие другие факторы, -оказали колоссальное влияние на спектр интересующих Оукшотта политологических вопросов и характер предложенных им решений. Большинство рассмотренных факторов и по сей день оказывают существенное влияние на характер политологических исследований и требуют комплексного анализа, основные направления которого представлены в политической теории Оукшотта.

Выработанный Оукшоттом оригинальный теоретико-методологический инструментарий не только обеспечивает политической теории мыслителя возможности дальнейшего развития, но и сам по себе представляет интерес для политической науки. Методология Оукшотта, основанная на синтезе скептицизма, критицизма и диалектики, позволяет моделировать различные фрагменты политической реальности в виде совокупности возможных интерпретаций, расположенных между «полюсами» модели. Данный подход востребован современной политической наукой, так как позволяет учитывать множество точек зрения на ту или иную проблему, рассматриваемую без отрыва от обусловившего ее контекста, и четко фиксировать основания и пределы релевантности собственных в ы во до в иссл е д овате л я.

На базе синтетической методологии Оукшоттом выработаны простые для понимания, но богатые с содержательной^ точки зрения модели политической реальности. Наиболее интересными и перспективными из них являются модель политики как «войны идеологий» или «беседы традиций» и модель политической организации как «гражданской ассоциации» или «ассоциации предпринимателей». В настоящей работе проведен анализ форм, которые в данных моделях принимает свобода деятельного самосознания, а также особенностей методов, используемых для установления* и контроля «правил игры», и характеристик источников легитимности власти и знания, присущих каждой из моделей. Установлено, что предложенные Оукшоттом базовые понятия (такие, как «рациональность», «выбор», «свобода», «самосознание» и др.) служат решению центральной задачи всего творчества мыслителя — обоснованию ценности свободы человека и развенчанию попыток редуцировать или исключить ее из политической теории, как нечто несущественное. Данные модели и понятия подробно рассмотрены в настоящей работе, как с формальной, так и содержательной точки зрения. Они содержат большой потенциал для политической науки и требуют дальнейшей концептуализации.

В результате проделанной работы установлено, что политическая теория Оукшотта является комплексной концептуально-целостной системой, в которой содержатся значимые подходы к решению стоящих перед современной политологией теоретических и практических задач. Методологические принципы и теоретические основания политической теории Оукшотта отвечают задачам мультипарадигмальности, актуальным для политической науки, и составляют основу перспективного направления ее дальнейшего развития. Таким образом, поставленные в рамках данного диссертационного исследования задачи были решены, выдвинутые на защиту положения нашли свое обоснование, и цель диссертационного исследования может считаться достигнутой.

 

Список научной литературыЧамаева, Наталья Александровна, диссертация по теме "Теория политики, история и методология политической науки"

1. Автономова Н.С. Рассудок, разум и рациональность. М., 1988.

2. Актуальные проблемы политической теории и практики: Сб. ст. студентов, аспирантов и молодых ученых-политологов. М., 2009.

3. Алексеева Т.А. Майкл Оукшотт против рационализма // Алексеева Т.А. Современные политические теории. М., 2000.

4. Берлин И. Философия свободы. М., 2001.

5. Бойцова О.Ю. Власть нормы и норма власти: о специфике нормативного подхода в западной политической науке XX в. М., 2004.

6. Веретенников А. Нам всем есть что терять. О вреде утопий, изъянах идеологий и здоровом чувстве консерватизма // "Независимая газета". 25 апреля 2002 года. (http://exlibris.ng.ru/koncep/2002-04-25/8harm.html)

7. Гайденко П:П: Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX в. М.', 1997.

8. Грачев М.Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития. М., 2004.

9. Грей Дж. Поминки по просвещению. М., 2003.

10. Гуторов В.А. Философия политики на рубеже тысячелетий: судьба классической« традиции // "Полис". № 1,2001.

11. Дмитриев А.В., Латынов В.В., Хлопьев А.Т. Неформальная политическая коммуникация. М., 1997.

12. Жирнов Н.Ф. Консерватизм и неоконсерватизм: политические и управленческие идеи Эдмунда Берка в теории и практике. Саратов, 2007.I

13. Капустин Б.Г. Современность как проблема политической теории. М., 1998.

14. Карипов Б.Н. Методологические вопросы исследования традиции и консерватизма. М., 2006.

15. Кене А. Ответ Ахиезеру // "Неприкосновенный запас", №6 (26), 2002. (http://magazines.russ.ni/nz/2002/6/kene-pr.html)

16. Коллингвуд Р. Дж. Идеяистории; Автобиография. М., 1980.

17. Конеген Н. Методические подходы политологического исследования и метатеоретические основы политической теории. М., 2004.

18. Корнейко T.F. Лингвистические методы в политической науке: проблемы междисциплинарного синтеза: Дис. канд. полит.наук / МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 2004.

19. Кукарцева М.А. Деконструктивизм в философии истории США' второй половины XX века // Кукарцева М.А. Современная философия истории США. Иваново, 1998. (http://abuss.narod.ra/Biblio/lmkartzeva/kukartzeva32.htm)

20. Митрошенков O.A. Политическая эпистемология: Учеб.пособие. М., 2004.

21. Моисеев H.H. Расставание с простотой. М., 1998.

22. Моисеев H.H. Судьба цивилизации, путь разума. М., 2000.

23. Николаев Б.В. Майкл Оукшотт: "Мертвое прошлое историка"// "Юридический вестник". Вып. 5,2000i С. 63-72.

24. Николаев. Б.В: Проблемы методологии в трудах Майкла Оукшотта. Канд. дисс. Пенза; 1996.

25. Никоненко С.В. Концепция рационализма* в политике М. Оукшотта. Пересмотр моральных и религиозных ценностей М. Оукшоттом // Никоненко С.В. Английская философия XX века. СПб., 2003.

26. Ницше и современная западная мысль: Сб. статей (под ред. В.Каплуна). СПб., 2003.

27. Оукешотт М. Массы в представительной демократии // Антология мировой политической мысли в 5-ти тт. Т.2. М., 1997.

28. Оукшот М. Вавилонская башня // Оукшот М. Рационализм в политике. М., 2002.

29. Оукшот М. Голос поэзии в беседе человечества // Оукшот М. Рационализм в политике. М., 2002.

30. Оукшот М. Деятельность историка // Оукшот М. Рационализм в политике. М., 2002.

31. Оукшот М. Моральная жизнь в сочинениях Томаса Гоббса // Оукшот М. Рационализм в политике. М., 2002.

32. Оукшот М. Политическая экономия свободы // Оукшот М. Рационализм в политике. М., 2002.

33. Оукшот М. Политическое образование // Оукшот М. Рационализм в политике. М., 2002.

34. Оукшот М. Преподавание в университете предмета политики. Очерк об уместности // Оукшот М. Рационализм в политике. М., 2002.35,36.