автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Политические и социально-экономические отношения в Васпураканском княжестве арцрунидов (середина VI в. - 908 г.)

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Варданян, Вреш Мкртичович
  • Ученая cтепень: доктора исторических наук
  • Место защиты диссертации: Ереван
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Автореферат по истории на тему 'Политические и социально-экономические отношения в Васпураканском княжестве арцрунидов (середина VI в. - 908 г.)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Политические и социально-экономические отношения в Васпураканском княжестве арцрунидов (середина VI в. - 908 г.)"

РГ АВДЕ,',С;Я ¡¡¡¿К респлхпс: жзипЯ

2 О ШЮТЛТУТ истоет

На праьах рукописи УДК 323.33(47.925)(09)

ВАРДАНЯН ВРИ: МКРГЛЧОБЙЧ

пазишщзскиЕ II СОЦХШЮ-ЭтЮХХЧЕСШ ОТНОШЕНИЯ В БАСПУРАКАПСШ КНЯГЗС'ХБЕ АРЦРШДОЗ

(Середина У1 в. - 908 г.)

Специальность 07.С0.С2 - Отечественная история

АВТОРЕ¿БРАТ ■ диссертации на солсканш ученой степени доктора исторических наук

Еровап - 1993

Работа выполнена в Институте истории Национальной АН Республики Армении.

Официальные оппоненты: академик АН Республики Армении

АРАК2ЛЯН Б. II.

доктор исторических наук ШЖАРЯН С.1.1.

доктор исторических наук, профессор иУРАДШ! 11,1,!.

Ведущее учреждение - Ереванский государстаешшй университет

Защита диссертации состоится " ХЗ " Ц 0 1993 г.

в час, на зассдашш специализированного сс/вета

Л CC5.I9.0I по присуждению учено?: степени доктора исторических наук б Институте истории Национально Г. Академии наук Республики Ариинки.

Адрес: 375019, Ереван, пр.Маршала Баграшна, 24г.

С диссертацией мокно ознакомиться в научном кабинете Института истории АН Республики Арыешш

Автореферат разослан " " Но&<fp<S{ 1993 г.

А313БШШН Р. А.

^РЛК'ПЖГОТПКЛ ГЛЕОПг

Л к т у а л ь н о с т ь • проблем ц. Васпураканское глямество Арцрупвдов сыграло ьа.шуи' роль б политической и хозяйственной мпзнп средпевеково"; Лрмсипп. Изучение историк этого феодального ^югаока является актуального:" задат:еП арменистики. Аспекты истории Васпураклпского княжества тос::о переплетаются с исторпоЛ все."; Армзшш. Задачи изучения истории Баспурагдпа часто ставятся, исходя из сугубо костных критериев, но п в ото;.: аспекте их репення имеют вампое значение, так гак соз?;ается по знойность боло о глубокого п всестороннего воссоздания того своеобразия, которое характерно для этой части страну. Они, кроме спявлсшьч своеобразных черт социально-экономического п политического развития и естественных стадий исторического процесса, таиме показывают монолитность истории армянского парода, взаимосвязь событии. Это обстоятельство позволяет более иродмглю и критически рассматривать соотношение общего и частного в истории региона, диалектику исторического процесса. Сопоставляя обмео и частное, мл имеем, возможность более обьлливпо, ЕЦ'.ро:-пл и всесторонним псторпко-критнчес1сим подходок определить количественные и качественные критерии реальних социальных процессов исторического развития страны, максима :ыю приблизиться к пониманию социальном действительности этого зснямества. •

Объектом исследования в данной работе является Васпуракаискос Модальное княмесгво Арцрунэдов, явившегося ьалпшм фактором з истории средневековой Армении. !.'пого-планпое и последовательное исследование истории данного региона представляет определении". научит' интерес не только для арменистики, но .и для освещения истории средневековья Елжшо-го и Среднего Востока. Ото один из самых валшых, насыщенных драматическими событиями разделов истории армянского народа. История Васпураканского княжества вызывает живейший научный интерес. Изучение истории этого феодального региона во многом способствует более ясному и всестороннему выявлению общей ос-нови исторического развития армянского народа, способствует глубокому пошлашш последующих, периодов истории Армении.

Разработанность темы, цель и за-, дачи исследования. История Васпураканского княжества монографически не исследована и никогда на была объектом специального изучения. В арменоводческой литературе, хотя и затрагивалась истор'ля отого княжества, но мимоходом часто рассматривалась на обаяем фоне традиционного изложения средневековой истории Армении. Разумеется, подобное общее рассмотрение вопроса не исчерпает выдвинутые наукой, как и широкой общественностью требования в данной области, так как многие вопросы, касающиеся данной проблематики, остались неисследованными или освещены недостаточно. Фактически история Васпураканского княжества остается малоизученной. Целью настоящего регионального исследования является освещение аспектов история политического и социально-экономического развития этого княжества, хозяйственной роли и правового статуса его населения, интерпретация социально-экономической структуры региона. На общем фоне истории средазвокоиой Армении впервда в армянской историографии в хронологической последовательности,системно исследуется эволюция Васпураканского княжества, начиная с середины У1 в. до создания лрцрунидами отдельного царства в Васпуракана /903 г./. Выбор подобной хронологической рамки обусловлен необходимостью рассмотрения определенной ступени политического и хозяйственного развития Васпуракана в период образования области, как единой исторической и географической целостности. Для решения данной задачи били рассмотрены разные аспекты политической и социальной истории региона. Изучение развития феодальных отношений Васпураканского княжества даэт возможность увидеть новые аспекты феодального землевладения а целом. Автор диссертации преследует цель,по мере возможности, осветить зволоцию внутренней жизни региона, развития ремесленного производства, торговли, уровень развития городов и т.д.

Научная новизна и практическая значимость диссертации. Данная работа является первой попыткой синтезирующего проблем исторического развития социально-политических и экономических отношений в етом регионе. В диссертации комплексно рассматриваются разные стороны истории Васпураканского княжества. На основе первоисточников освещается история эволюции понятии Наопураи-ш, обра-

зоваиия и политической интеграции Ваопуракадской области, роли Арцрунидов и других феодальных родов в консолидации политических сил региона. В исследовании всесторонне изучается деятельность феодальшгх родов княжества во время восстания 774-775 годов, освещается побудительные мотивы и социально-освободительная сущность восстания, участие народного просто-людья в нем. В исследовании поставлен« и реяены также другие важные историко-научные проблемы. Подробно освещается история взаимоотношений Арцрунидов с Багратидами, а также между разными ветвями А.рцруни.цского рода. Тщательное сопоставление известий средневековых исторических источников позволяет выявить и проанализировать новые данные относительно этих взаимоотношений. Показаны также аспекта политического партикуляризма Арцрунидов, взаимоотношения последних с соседними эшрат'шя и арзбсшт племена;.!!! южной Армении.

В диссертационном исслздовании комплексно рассматривается политика ставленников Халифата в отношении княжеских родов Ьаспуракана, в первую очередь - Лрцрунлдачн, политическая ориентация этих родов, роль разных ветвей Арцрунидов и причины сохранения политической самостоятельности Васпура-кана. Делается попытка выяснить происхождение некоторых княжеских родов. Освещается также роль других княжеств региона в противоборстве Армении и сателлитов Халифата. Уточняются многие датировки, относящиеся политической история княжества.

Б диссертации поставлена также задача-рзшить ряд проблем, 'сасающихся социально-экономической истории Васпуракан-ского княжества. Всесторонне рассматривается социально-экономическая ситуация в регионе накануне восстановления армянской государственности. Обстоятельно прослоюгваэрся развитие процесса экономических сдвигов в княжестве. Исследование проливает дополнительный свет на социально-экономические процессы не только в регионе, но частично и в соседних провинциях Армении. На основании критического анализа армянских и иноязычных исторических источников обстоятельно рассмотрено развитие городов региона, показывается, что города Васпу-ракана имели на только политические, регулятивные, но и тор-гово-ремесленныо функции. Под влиянием политической, религиозной и хозяйственной функций определенного уровня достигла

- б -

городская цивилизация. В работе рассмотрены также и вопросы развития разных отраслей ремесленного хозяйства и торговли. Фактический материал, анализы и обобщения диссертации представляет интерес для ирмокиетики и для исторической науки, изуч"дацая историю сопредельных ареалов. Работа является важным шагом в исследовании малоосвоенных явлений истории средневековой Армении. Она может бить использована при изложении общей истории армянского народа, а такжо для созданияву-зовсх-лас специальных курсов по истории Армении.

Источники исследования. Политические и социально-экономические аспекты истории Васпураканского княжества в данной работе рассматриваются на широкой канве Средневековых армянских и иноязычных исторических источников. Источниковедческой базой для написания диссертации послужили многочисленные и разнородные порноисточники. Материалы содержащиеся в армянских рукописных исторических источниках, которые хрзяятся в научно-исследовательском институте древних рукописей - "Матенадаране" им.Наштоца /часть материалов здесь впервые ставится в научный оборот/ позволяют по мере возможности социально-экономические процессы рассматривать в своей целостности. Привлечены материалы из иностранных источников, которые хотя о Васпураканском княжестве повествуют, когда в отом есть сюжетная необходимость, однако они содержат весьма ценные сведения о Васпураканэ. Для исследования уникальными источниками явились труды армянских историографов - Себеоса /УП в./, Левонда /УИ в./, Товмы Арцруни /1Х-Х в.в./, его анонимного продолжателя /X в./, Иоанна драсханакертци /1Х-Х в. в./, Степаноса Таронеци /X в./, анонимного повествователя -Псевдо Шапуха /Х1-ХП в.в./, Вардана Аревелаци /ХИ в./ и других авторов. Важные материалы содержат сирийские, греческие и арабские источники. Существенные данные имеются в трудах сирийских историографов - Иешу Стилйта /У1 в./, Иоанна Эфео-ского /У1 в./, Михаила Сирийца /ХП в./ и других авторов. Ценные материалы имеются также в сочинениях византийских историков Феофилакта Симокатты /УН в./, Феофана Исповедника /УШ-IX в.в./, Генэсия /X в./, Константина Порфирородного /X в./ и других авторов. Для освещения политической и соцнально-эко-нодачвсяой истории региона важные материалы содержат труда

арабских писателей - Балазури /IX в./, Табари /1Х-Х в.в./, Масуди /X в./, Ибн Мпскавейха /X в./, Идриси /ХП в./, Якута /ХП-ХШ в.в./, Ибн ал-Асира /ХП-ХШ в.в./ и других авторов. Для изучения истории Васпураканского княжества весьма необходимы древнеармянские правовые памятники, канонические постановления армянской церкви. Некоторый фактический материал о политических сдвигах региона содержат агиографические памятники. Ценными являются также сочинения Анания Ширакаци, Анания Нарекаци, Хосрова Андзеваци, Арама Андзеваци, Григора Нарекаци, Анания Мокаци и других. Некоторые данные содержат также эпиграфические материалы, памятные записи рукописей, мелкие хроники и т.д.'

Апробация диссертации. Замысел и ос- . новные положения исследования отражены в изданных работах и статьях. Диссертация обсуздена и рекомендована к защите на заседаниях Отдела истории средних веков Института истории Национальной АН Армении и Кафедры истории армянского народа Ереванского государственного университета.

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИЙ. Исследование состоит из введения, двух частей /девяти глав/ и заключения. Первая часть работы отводится политической истории Васпураканского княжества, вторая же часть, ее посвящена социально-экономическим проблемам региона.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Во введении диссертации изложена цель работы, обоснован выбор темы, ее актуальность, определены методы исследования, установлены степень разработанности проблемы, те основные аспекты, которые имеют научное и практическое значение. Об-' стоятельно характеризуются источники исследования, отмечаются труды армянских и иностранных историков, где нашли отражение отдельные проблемы истории Васпураканского княжества.

- а -

ЧАСТЬ I. ПОЛИХЯЧЙСШ ОТНОШЕНИИ

Глава I. Образованна В а о п у р а к а нс к о й области.Политические сдвиги в регионе в 550-620-ые г.г.

Для выяснении вопроса о происхождении топонима "Васпура-кал" дается этимологический анализ итого понятия. Выдвинуто предположение о том, что Васпуракан, как географическое и административное понятие^ существовало ещо при Арташисяяов. Однако оно включало лишь часть Васпураканской области - провинции Алиовит и Арборанл. Б настоящей главе поднимается также вопрос об идентичности понятия Мардпетакан и Сепакан гунд. Поскольку царскими привилегиями пользовались также члени и вассалы рода Мардпетов, поэтому их владения могли называться Сепакан гундом или Васпураканом. И "¡(ниш посланий" Марц-петакан именуется Сепакан гундом, который идентичен с Васпураканом. Понятна Васпуракан фигурирует у Мовсосч Хоренаци как синоним Сепакан гунда или' Мардпетакака, в состав которого били включены не только обширнее владения Мардпетов, но и провинции Алиовит и Арберани. Территория Васпуракана, упоминаемая у Мовсеса Хоренаци, была более ограничена по сравнению с область» Васпуракан, представленной в Ашхарацуйце /Ариян-ской географии УД взка/. В этой же главе последовательно прослеживается история политических отношений, при которых происходило образованно Васпураканской области. В УТ-ом веко, в процессе вовлечения Армении во все более усложняющийся комплекс ирано-византийских отношений, особое значение приобрела борьба армянской церкви против несторианства и хгшздонства. В лице несторианства, армянэ боролись против вероисповедания, официально признанного Сасанидами, конфессиональная политика которых была направлена и против армянской церкви. Борьба против несторианства имела но только религиозный, но и политический характер. В создавшихся условиях васпураканская церковь и местные князья но могли остаться в стороне от этой борьбы. В то же время сасанидский двор

стремился окончательно оторвать армянских князей от Византин. При Хосрове Ануитирване /531-579/ были предприняты новые попытки обращения армянского населения з зороастризм. По сообщению Асолика, в 60-нх годах У1 века марзгган Армении Донлапух основал капище в Васпуракане л заставлял местное население поклоняться огня, однако последние оказали сильное сопротивление. Население Васпуракана примкнуло к освободительной борьба армян 57I-b7ô г.г. После договора 591 года , когда Армения была разделена между Византией и Ираном, территория Васпуракана, как пограничный форпост Ирана, начинала играть важную военно-политичоскую роль. В новых услозпях сасщпдский дзор изменил свои политику в отношении армянских князей. После 591 года византийская часть Армении представляла определенную стратегическую угрозу для Ирана, позиции которого в Армянском нагорье резко ослабились. Это являлось главной причиной новой политики сасанлдского двора в отношении армянских князей. Выражением этой политики было то обстоятельство, что официальный представитель Сасаницов васпуракан амаракар привилегпровал армянский князьям персидской части Армении высокими прерогативами, чем и удалось склонить армянских нахараров к слугап-вта иранско\>у двору. В этих условиях земельные владения князей персидской части Армении, вероятно, приравнивались статусу Сепакан гуща /Мардпэтакана/, траншу: которого, разумеется, еще больсо расширились. В новых условиях географическое понятие Васпуракан получило новое содержание: образовалась Васпураканская область, в границы которой зходили территория прежнего Сепакан гунда и другио провинции. При этом область в начальный период называлась идентичными именами Сопакан гуцц, Васпуракан гувд, а с начала УП века она именовалась Васпураканом. . Накануне арабского нашествия, в кратковременной, но благоприятной ситуации васпураканскио князья на время объединились, область пользовалась относительно независимым статусом. При этом в Васпуракане существовали несколько сильных княжеств - Арцрунидское, Рштунийское, Андзовацийское и т.д. Однако между разггымн родами региона отсутствовали постоян-

ные иерархические отношения.

Глава П. Васпуракан в 630-740-ые г. г.

Освещаются важнейшие сдвиги в политической жизни Васиу-раканского княжества 630-740-ых г.г., отмечается, что после арабских завоеваний феодальные привилегии васпураканских князей сохранялись, благодаря заключенным с арабскими военачальниками договорам. Однако в начальный период эти договора не привели к сближению, поскольку они били продиктованы волей завоевателя. В этой главе анализируется первое нашествие арабской рати в Васпураканз. В 642 г. войско Халифата, разделившись на три отряда, из Атрпатакана двигалось в стороны Айрарата, Сепакан гунда /Заслуракана/ и Албании. Согласно сообщения Себеоса, второй отряд из сторон Сепакан гунда оказался под Ереваном. Это свидетельство историка дает повод для гипотетических рошоний. Оно вызвало сомнение некоторых исследователей. Считалось неубедительным, что второй арабский отряд из Сепакан гунда, неожиданно оказался под Ереваном, поэтому и делались попытки в "Еревана" найти другой смысл. В настоящей главе выдвинуто предположение, что целью н&шес.твия арабского отряда вторгшегося в Ай-рарат, являлся не сам Айрарат, как может показаться с первого взгляда, а стремление к осуществлению более дально-1 видной программы. Целью вторжения в Айрарат в коночном итоге являлись Тайн, Грузия, Албания, к которым в данном случае возможно было направиться, пройдя через Айрарат. Фактически арабская рать после занятия Васпуракана, вторглась в Айрарат, где осадила также и Ереван.

Тот факт, что арабские набеги временно создали условия, чтобы сбросить и византийское и персидское иго, армян склонило к арабской ориентации. В этом направлении инициаторами стали князья южной Армении. Перед армянскими князьями стоял жизненный вопрос выбора арабской ориентации и создания договорных связей о ними. Вопрос этот получил юридическое оформление в 65^ г., заключенным между знаменитым политичэ-

ским деятелем Армении Теодоросом Ргатуни и Муавией. В отношениях с арабами, определенная роль была уделена князьям Васпуракана, которые следили в основном за политической линией Тоодороса Ритуни. Однако вопреки принципа».! упомянутого договора, в том лее году войско Халифата отс упировало Армению. Повторное завоевание армянских земель имело весьма отрицательные последствия. Князья Васпуракана сумели каждый в отдельности заключить договор с арабами и обязались ежегодно платить дг^нь. Однако после смерти Теодороса Рштуни /654/, права князей Васпуракана постепенно ограничивались.

В этой главе доказывается, что упоминаемая у Себеоса "Сторона Сепакан гуцда" идентична с Васпураканом. "1унд" у Себеоса имеет военно-административное значение. По-видимому, слово "сторона" является армянским значением пехлевийского слова "кустгк", что тот.э означает "сторона". Именованно Васпуракана "стороной" несомненно является следствием того факта, что он действительно был пограничной областью после раздела Армении меяду Ираном и Византией. Во второй половина УШ п. в Вгспурчгсанэ улоыина»тся несколько княжеских родов в качестве независимых друг от друга политических единиц. Фактически область Васпуракан была разъединена на разню княжества, и хотя Арцруниды в регионе имели опредэлешгую роль, однако но обладали абсолютным главенством. Судя по данннм Б-глазури, арабы признали Арцрушд-ское княжество как суверенное политическое объединение.

В 703 г. князья Армении восстали против господства Ха-лл^ага. Повстанческие еллы в Варданаиертэ разгромили арабский отряд. Это событие более обострило взаимоотношения наместника Арминии и армянских князей. Участвующие в стычке Варданакорта армянские князья удалились в Византию, чем и спаслись от расправы. Между тем князья Васпуракана остались в отечество, поэтому они сильно пострадали. По сообщению армянских историков в Нахчаване и Храме наказались в основном васпураяанские князья.

Положение княжества Арцрунидов резко ухудшилось после 725-го года, когда в регионе были наложены податью и люди, и земля, и скот. Однако, в создавшихся сложных условиях Арцруниды сохранили свое политическое влияние в Васпурака-

не. О широте правомочий Арцрунидов и о территориальном рас-' тирании их власти дают представление оохранпвимеся в источниках сведения, в которых "страна Лрцрунидов" выглядит как определенная политико-адмлнпетраттщлл единица. Хотя до середины УШ в. в Васлуракине самым влиятельшш родом были Ар-цруннды, однако область все еще была разделена между разными княяаскхми родами. Исподволь в Васпуракане Арцруниды приобретали доминирующее положение.

Глава И. Расширение сферы влияния А р ц р у н л д о п. П о л и т и ч о с к а я интеграция В а с п у р а ;с а н а.

При Аобасидах политическое состояние Васпураканского княжества крайне ухудшилось. О создавшихся тяжелых политических условиях некоторые роды региона переживали генеалогическое оскудение. Они или исчезли с исторической арены, или же сплотились вокруг все более крепнущих Арцрунидов. Между тем роль последних постепенно возросла. Уже в 750-ые годы они возглавили защиту Васпуранаиа. Утверждение единой власти Арцрунидов весьма способствовало политическому объединению региона. Обращает на себя внимание, что уже со второй половины УШ в. глава Арцрунидского рода носил титул -"князь Васпуракана", который владел "терутюном" /т.е.княжеством/ "Сепагсан или Васпуракан". Верховность Арцрунидов особенно проявилась в 770-ые годы, в период народно-освободительного восстания армян против'¡ига Халифата, когда Арцру-нйды возглав/ли нахараров Васпуракана. Поело восстания Ар-цруниды пэраориентировались в сторону Халифата. С конца УШ в. серьезным соперником Багратидов в;южной дрмошш оставался род Арцрунидов. Этим соперничоствэм старался воспользоваться Халифат, с тенденцией ослабления Багратлдов. Поэтому ставленники Халифата признали верховную власть Арцрунидов в Баспураканэ и даже задабривали их. Этим об1ясняется причина восхождения Лрцрунидов в столь тяжэлий пер;юд поело восстания 774-775 годов. Вообще при Аббасидах имели место весьма ощутимые ооциальнэ-политическио пирзмзнн в жизни и политическом статусе Васпураканского княжества.

Весьма примечательно, что Аббасиды старались заселить Армению арабским элементом. Нашествие арабов частично изменило этнический облик Васпуракана. В 780-ые годы некоторые князья вынужденно удалились из Васпуракана в Византию. Хотя в отдельных районах Васпуракана обосновашсь арабские поросе-ле1гцы, однако нхсзление региона в основном сохранило политический суверенитет и этно-культурные особенности.

В огой главе прослеживаются л другие проблемы политической истории Ваопуракана в первой половине IX века. Отмеча-. ется, что Арцруниды продолжали проарабскую ориентацию, при надобности, в борьбе против своих врагов»опираясь и на Халифат. Они признавали сюзеренные права армянских Вагратидов. По свидетельству византийского историографа Генесия^в 833-ом году в составе войска Халифата сражалась также рать Васпуракана под предподлтельством князя Арцруни.

Политическая консолидация Заспураканского княжества особенно ярко прослеживается в конце 840-ых годов, когда новая политика Аббаслдов ставила под сомнение политические структуры армянского общества. С целью улучшения децентрализованной системы своого государства хачиф Мутаваккил /047— 861/ предпринял резкие гонения против христиан. Эта политика в Армении была применен I в первую очередь в ее южных провинциях. В сложившейся ситуации Арцруниды заключили союз с таронскими Багратидами против Халифата. Из списка приводимая 'Говмой Арцруни, явствует, тго в конце 840-их годов вокруг Арцрунидов фактически была сплочена значительная часть нахарзретв южно" Армении - Багратидн, Лматуни, Рнуни, Труни, Апахуни, Каджберупи, Хавнуни, Гьорикоян, Вахепунн, Акеаци, Габелеан, Марадеан, Андзевацп, <\рмаци ;; др. Очевидно, что князья южной Армении, в условиях партикуляризма социально-политической жизни, примкнули Арцрунидам, стремясь найти опору в борьбе против неприятелей. При этом приспешники халифа всячески старались приостановить расширение пассально-полнтической сферы Арцрунидов, парализовать мощь и влияние Васпураканского княжества.

Глава /у. Васпураканское княжество во второй половине IX в.

В результате нашестшш военачальника Халифата - Буги сильно страдал также и Васпуракан, где Буга проводил политику ослабления могучих княжеских родов. Он смог заманить на свою сторону некоторых князей, а также владетелей Мокка, раздувая споры существующие между ними и Арцрунидами. Ему удалось внести раздоры среди Лрцрунидов. Он пцдвигал князей второстепенных ветвей местных родов. Князьям моккской ветви Вагратидов удалось войти в доверие Буги, мвяцу 'гем Арцрунида стояли на противоположных позициях. Хотя великий князь Ашог Арцруни был пленен Вугой, но поскольку военные силы Лрцрунидов не распались, позиции Вуги в Оаспуракане были шаткими. Расположившееся лагерем в провинции КорчаПка Ворсиранк, войско Лрцрунидов в благоприятной ситуации могло бы вернуться и сокрушить влияние Буги. В Ворсиранке, кроме войска Лрцрунидов, были дружины Гнуни, Газрикян, Аматуни, Варачнуни, Труни, Лкеаци, Вахевуни, Лндзепаци. Однако князья южной ветви Вагратидов не примкнули к Лрцрунидам. Притом дружины Васпу-ракана не сдались Буге и из провинции Ворсиранк вернулись на родину. В начальный период они оказались бессильными воспрепятствовать обоснованию арабских переселенцев в Васпура-кане. Значительная часть трудоспособного населения региона была отправлена для продажи в рабство. Политика насильного вероотступничества, применяемая Вугой исходила не столько из магометанства, сколько из усыновленной халифом Мутапакки-лоы ассимилирующей политики. Хотя некоторые нахарари Васпу-ракана вынуядеш были примкнуть к Буге, однако большая часть феодалов региона сумела избежать логушек Буги и оставалась непокоренной. В этот период Лрцрунидский род представляли четыре ветви, главари когорых в условиях отсутствия членов верховодящей ветви Лрцрунидов, развернули борьбу за политический приоритет. В Васпуракане сложились три группировки во главе арцрунидскпх второстепенна ветвей, которые между собой конкурировали, предлагая своего кандидата в качестве первопрестольного пнязя. Ьаспуракан почти полностью был освобожден, когда князьями оолноти волглминл Гурген лрцру-

ни - син Апупелча, которому помогал Смбат Багратид. Смелыми и решительнши действиями lypreii свел на нет все завоевания Буги в Васпуракане. В создавшихся условиях военачальник Буга вынужден был признать власть Пургена Арцруни в Васпураканэ.

В это/i главе рассматриваются также социально-политические сдвиги в Насиураканском княяестве после возвращения из плена местных нахараров, внутриполитическая борьба и т.д. Княжество Гургена Лпупелча в Васпуракано, созданное во время нашествия Бугн, хоть и было признано последним, однако из-за непричастности к нему главной ветви Арцрунидов, средневековое правопонимание относило его к разряду незаконнности. К тому же признавший по принуждению эту власть, Буга из Армении удалился в начале 856-го года, после чего князья Васпу-ракана постепенно стали возвращаться из плена. В этих условиях во главе паспурагсанских князей стоял сын Ашота Арцруни -Дереник. Однако в регионе большое вчияние имел и Гурген Апупелч Арцруни.

Глава У. Последний этап княжества.

В этой главе освещаются политическая ситуация в Васпу-ракаиском княжестве поело убийства /885 г./ Дереника Арцруни, отношения Арцрунидов с Багратидами, роль Васпураканско-го княжества в восстановленном в 835 г. армянском царстве Багратндов, внутренняя и внешняя политика Арцрунидов и другие вопроси.

В 891-см году между сыновьями Дереника происходил раздел владений Арцрунидов. Старшому cuity - Ашоту; котором;/ принадлежало право великого кнпзя, досталась значительная часть арцрунидских владений - "до крепости РГахчаван", среднему брату - 1'агику - стороны Рштуника с примыкающими провинциями, страну Мокк и др., а младшему брату - Гургену достались юго—восточные провинции Васпуракана и Персармзнпя до западных районов Кордука. Приблизительно в начале 904-го года арцрунидские владения вновь были разделены между братьями Арцруни. Северо-западные провинции княжества достались Гаги-ку, а юго-восточные - Гургену. Притом значительная часть

васпураканскях провинций /в том числе и Нахчшчн/ оставались-вне правомочий Арцоунидов, им подчинялись некоторые промин-ции Ларскаайка. Распределение арцрунидекпх владений на две части означало нарушение традиционных норм Арцрунлдского рода. До смерти Доронина, в региона, как известно, господствующая ветвь Арцпушдов властвовали совместно, без подобного разделения. Одн-шо, в процесса разнигия феодальных отношений, отот старо,давний принцип преломился. В то на время подобный раздел являлся своеобразным проявленном Модального расчленения. Разумеется, этим но нарушалась субординация, существующая внутри господствующей вогни Арцруни до в. Раздел был обусловлен также и хозяйственным разп.п-лом региона, углублением феодальных отношений. При Гагино Арцруни повысилась оборонная мощь Вчспураканского шмжестт, постепенно усилились центростремительные тенденции четных тхчраров, имели место важные явления, свидетельствовавшие о жизнеспособности армянского общества и государственности в Васиура-нанском регионе. В то же врэмя обострили :ь отношения между Смбатом I Ваграглдом и Арцруиддчш. Зтоаду могло вать занятие Мокка, что болээ усилило Арцоунидов, ослабив позиции Багратлдов в южной драен т. Это не могло не насторожить армянских Багрдтидов. Однако роиителыюй явилась роль города Пахчаван, который Смбнт I отнял у Арцрунидов и дал сюникским князьям /вероятно, посла смерти Ашота Арцру-ни, в год занятия Мокка/. Собственно говоря и еюннкские владетели и Арцруниды Нахчаван считали своим. По \:ихарацуй-цу Нахчаван составлял часть Васпуракчна. События связанные С Нахчавансм стали побудительной причиной сближения Гигика Арцруни с эмиром Атрпатчкана Юсуфом Саджидом. П рот и во [«тле, начавшееся между Смб лом I и Гигпкчм Арцруни, эмиру Атрпа-такана послужило поводом, чтобы вблть клин ызж,ду Багратида-ми и князьями Васпуракана с намерением ослабить их, сдел-ав их покорными и послушными. При этом В^уф намеревался нейтрализовать Смбата I, взяв его с се пера л с юга в клещи, что ему удалось, поскольку Арцруниды не по ддоржтали царя Армении. Акт венчания Гагика Арцруни на царство еще но означало, что качественные перемены произошли в системе власти региона. Однако этим намного рчтиагалгя общофоодальннй со-

юз Армении. Источники свидетельствуют о сильном ослаблении военно-по.итгнского могущества Вагрлидского царства Армении. Создание отдельного царства в Засиуракане подрывало политическую и социалыю-экономпчоскую базу Багратидского царства Армении. Причиной складывания ьоэой ориентации у Арцрунидов была в первую очередь - стремлонио к расширения политической власти родного дома. Проследуя местные, династически* интересы, Лрцруннды не только не поддерживали баграгидского Царя Армении против эмира Атрпатакана, но и вн-• нашивали планы создания обще армянского царства. Хотя, родовые притязания Арцрунидов - явленна региональное, однако они в цолзм были проявлением феодального партикуляризма. В новых условиях ;оодалыпм распри получили новое содержание. Конфронтация Гагпка Арцруни с бтгратидск/гм царем и создание отдельного царства являлись прямыми ¡мзультатчми сложившейся социально-политической ситуации. Источники позволяют установить, что Гагик \рцруни стал царем пойдя на илизнталь-но<1 соглашение с Сеулом Саджидом. Эта государственно-политическая клиепмла имела серьезные результаты для целостности Армении. Однако она долго не продолжалась, ибо чуть позже Гагик Дрцрунл почти неизменно выступал противником йсуфа, В отношениях между Арцрукидами I! Вагр видами следует учитывать и социально-экономический аспект. Основой обострения отноые-н.'.я мчжду багратидсклч царем и владыкой Васпуракана били также поедпос'шгл соци и1ьно-экономичэского характера, отра-ипвгп ло гзндзнции р.звития крупного (феодального землевладения. Создшпз Васпураканского царства - определенный этап в эволюции фзод ьчыгых отношений и политического организма Армении. Именно противоречия политико-социального строя породили сепаратнее тэнденции писпуржшок'лх князей и на этой почве - отдельного царства Арцрунидов.

ЧАСТЬ п. ооцшьт-экономи.чшш ОТНОШШ

Глава I. Структура феодального землевладения

§1. Землевладение светских феодалов

§ И. Монастырское землевладение

В этой главе рассмотрены вопроси,связанные с процессом развития феодального землевладения в Васпуракшском княжества, где большей частья земель владели феодалы, монастыри. В эпоху раннего феодализма Васпурикан был расчленен можлу разными родами, в которых господствовали крупные владетельные феодалы - нахарары. Члены княжеского рода - сепухи являлись служебнообязанным сословием и предпочтение отдавали не хозяйственным, а военным занятиям. Собственно нахарарский строй сохранился также и в период владычества Халифата. Остались без изменения также форш феодального землевладения, которое приспосабливалось к новым условиям, видоизменялось, продолжало существовать и не распадалось. Нахарары региона в качестве главы рода заключали договор® с арабами, которые в свою 'очередь поручались за их феодальные права. Благодаря этим договорам не были конфискованы наследственные земли категорий "хайрэнаканк" и условные, называемые "парговаканк", как и церковное земельные угодья и земли сельских общин. В системе Омайядского халифата о намерением облегчить повинность Васпуракана, Мокка и других районов, землевладельцы, получавшие свои земельные угодья от более крупных феодалов, предпочитали оставаться под их покровительством, благодаря чему не подвергались частному налоговзиманию. Этим путем не только сохранялись, но иногда и образовывались крупные феодальные .землевладения. Разумеется, политически нестабильное полоне-

низ также заставляло феодалов региона сплотиться вокруг более могучих домов. Однако начиная с 860-нх годов в новых условиях развития феодальных отношений происходит обособление, рассеивание нахарарской крупной земельной собственности. Этому способствовал рост частного феодального /сепухского/ землевладения. Институт сепухства - это определенная ступень развития феодальных отношений, когда в регионе все более разрасталось значение частного землевладения, углублялся процесс феодализации. Как социальное явление, статус сепухства спорадически имел место и в 1У-У веках, однако практически функционировало во всей стране, только начиная с конца У1 века, в процессе развития феодальных отношений. Исподволь сепухи превратились в средних феодалов - землевладель-цев-гахакалов, признавая политический сюзерэнитет великого князя Арцрунидов. В регионе одной из особенностей нахарар-ского землевладения являлся принцип установления границ владений верховодящего рода силою оружия. Земельные владения васпураканских феодалов не всегда совпадали с политико-административными делениями существующими в Ашхарацуйце /Географии/ УП века. Эти деления отражали марзпанскиэ отношения Армении, когда Васпуракан состоял из владений отдельных феодальных родов. В этих условиях административно-географическая картина Васпуракана, в первую очередь, отражала экономическую расчлененность области, дробление меиду отдельными феодальными родами. Со временем провинции области превратились в географические понятия. В Ашхарацуйце Васпуракан выглядит как сугубо географическое понятие. В УП в. о политической интеграции области речи не могло быть, так как в Васпуракана еще не создавалось господство одного рода. Со второй половины УШ в. в Васпуракане имел место не только процесс политической интеграции, но и усиление и укрепление некоторых родов области. Владения фео.далов-земпевладельцеп часто не имели определенных границ, что в свою очередь/выявляет тенденцию при возможности постоянного расширения границ феодальных владений.

В функционировании феодальной системы Заспураканского княжества важную роль сыграла церковь. В провинциях княжества существовали около 180 монастырей. Земельный фонд васпу-раканских монастырей в основном сложился в раннем средневековье. В условиях сасанидского господства и при арабах вас-пураканские церкви сохранили свою структуру, вероучение и играли знаменитую роль в хозяйственной жизни региона. Князья Васпуракана всячески способствовали укреплению феодальных основ церкви. Монастырское земельное владение являлось его "хайренаканком". Рост монастырского землевладения в основном происходил за счот пожалований феодалов. Монастыри обладали податным иммунитетом. В работе указаны те монаст1фп Васпуракана, которые имели крупное феодальное хозяйство. Рассмотрены вопросы эволюции и функционирования монастырского землевладения. При этом отмечается, что васпураканская церковь способствовала расширению и укреплению хозяйственной мощи Арцрунидского княжества.

Глава И. Крестьянство

Крестьянство Васпураканского княжества било разделено на разные прослойки. Как особая социальная категория, свободное крестьянство в основном сохранило илементы своей личной свободы и хозяйственной самостоятельности. Феодалы были заинтересованы также наличием зависимого крестьянства. В условиях замкнутого натурального хозяйства зависимость васпураканских сельских общин от города не могла бить значительной, поскольку деревня производила почти все то, что было необходимо для удовлетворения потребительских запросов населения. Так как васпураканский город подчинялся тому же феодалу, от которого зависел крестьянин, поэтому бежавший туда сельский труженик бесспорно подчинился бы ого власти. В то же время поскольку излишек производства крестьян реализовался в городах, то город играл определенную роль в жизни села. Крестьяне, составляющие самую многочисленную прослойку

нысоления, жили в "шопах" /в "гоплах" - солениях/. Шин /или гевл/ и источниках выглядит как основания ячейка сельскохозяйственного производства. Шлш вместе с землями, пустошами, лесами, пастбищами, водами, выгонами, дорогами и т.п. находились в полном распоряжении феодала. Зависимые крестьяне проживали также в агараках, которые в качестве поселений мало чем отличались от шэнов. По данным источников, васпура-канские феодалы одарив,'1ли агараки церквам и м-.настырям, князьям. Лгараяами считались конечно, также и обработанные земельные участки, пашни, входившие в хозяйство феодала. В игараках работали зависимые крестьлне и цараи /слуга/. Последние являлись самые бесправные представители простонародья. Они не обладали тлсже правом на землепользование. Притом работа "царачв" в феодальном хозяйстве имела второстепенное значение. Основу феодального хозяйства составлял труд свободш1Х и зависимых крестьян. В обществешю-хозяйст-венной жизни крестьянства определенное значение имела сельская община. Б средневековой армннской историографии термин "хчмайнк" /община/ отсутствует. Несомненно, существовало слово, выражающее понятие общ.'.ны. Можно полагать, что таким понятием был многозначный термин "тун" /дом/. Рассмотрение сельской общины как "тун" было тесно связано с наличием определенных ее границ, также как и с периодическими земельными пиредолами.

Одним из условий развития земледелия являлось усовершенствование оросительной сети. Ирригационное земледелие в ГЗас-пуракане базировалось на использовании есто! твенной системы водных протоков. ¡Зода для полива васпураканских земель иногда доводилась до них из далеких мест подземными водопроводами. Благодаря развитию поливного земледелия, осваивались целинные земли, расширялись посопи и сады. Земельно-климатические условия ¡ЗаспураканЭ создавали возможность перейти К трехпольной системе возделывания земли, что применялось к наиболее плодородна землям. Велась борьба против вредителей земледелия - саранчи, тля, гусеницы и рл:чых истребителей растений. Вероятно с этой целью применялась также и се-

ра, которую упоминают средневековые писатели Васпуракана. Земли удобрялись нлвозом, золой. В горных районах Васпура-канского княжества, где были леса в земледелии применялась архаическая система лесного перелога. Притом леса прочищались для земледелия. Лес вирубали топором, выкорчевывали и производили посев. Лесную почву прочищали при помощи пайта-та /топора/. Применялись также и лопаты, кирка /брич/. Орошение производилось вножную - при помощи лопаты /иногда и пайтата/.

Одним из важных занятий крестьянства являлось скотоводство. Провинции Васпураюнекого княжества /особенно горные районы/ специализировались на поставках животноводческой продукции /скота, сыра, мяса, шерсти, пушнины и т.д./. Природно-климатические условия региона способствовали развитию скотоводства. Население будучи оседлым, всячески было заинтересовано в содержании рогатого скота. Без этого крестьянин был бы лишен не только съестных продуктов, но и одежды. Сырье для последней в условиях замкнутого натурального хозяйства в основном получалось благодаря скотоводству. Поэтому важной отраслью крестьянского хозяйства становилось также и овцеводство, о котором сохранились некоторые сведения.

Глава Ш. Налоговая система

Васпураканское княжество входило в состав налоговой системы сасанидского государства. Большая часть собранных с населения Васпуракана податей уходила в казну Сасанидов. Податное порабощение при Сасанидах являлось основным фактором упадка экономики Васпуракана. Оно в известной степени затормозило процесс дальнейшей феодализации региона.

Васпураканское население в системе Халифата несло на себе всю тяжесть налоговой политики, проводимой халифами. Во времена омейядских халифов, как показано в армянской историографии, податный гнет сравнительно был сносной, чем при Аб-басидах.Кроме сохранившихся традиционнных налогов /хас, баж и т.д./, при аббасидских халиф-ос были введены новые налоги и

феодальные повинности. Васпураканское княжество было покорено до прихода к власти Омейядов, когда нормы налогообложения, как явствует из свидетельств источников, были обусловлены способом захвата данным регионом - силою оружия или по доброй воле покорившегося, категорией земли, религиозной и национальной принадлежностью и т.д. В завоеванных землях региона взимались подушные /джлэья/ и поземельные /х.арадж/ налоги, взамен чего Халифат защищал жизнь и имущество населения. Так как джизья обеспечивала безопасность личности, харадж -имущества, поэтому при Омейядах эти два вида налога не различались, хотя они взимались в обязательном порядке и в отдельности, разумеется, если поданные не являлись магометанами. Однако, как пишут арабские авторы, джизья и харадж обла-д.ал идентичными чертами, вместе с том существенно различались, так как харадж взимался также и с магометанского населения, между том подуднал подать должна была выплачиваться только иноверцами. Договора, заключенные между военачальниками Халифата и васпуракансклми князьями предусматривали уплату одного единого налога - хараджа и подушной подати, которая взималась на договорных основаниях. При этом, в случае нарушения подобного договора, зимии лишались покровительства арабов. При Аббасядах в регионе получил распространение развитый институт податной эксплоатации, который не всегда соответствовал уровня местной экономики. В васлура-канских источниках средних веков подушную подать и харадж считали идентичными видами налога и эти два понятия упоминали одним выражением - "царская подать", "царский сак", "царский хас".

Огромный податный гнет обескровливал хозяйство Васпура-кана. Даже арцрунпдскне нахарары не выдерживали непосильную тяжесть налогов. По причине непосильности налога, в 740-ые годы, как передает Левонд, арцоунидский князь' Гагик, противодействуя налоговзиматоляи Халифата, укрепился в замке Нкан, сплотил вокруг себя других нахараров и напал на сопредельные области. Именно для нужд своей дружины, как и для

уплаты требуемого налога, Гагик обложил податью население провинций Персармении, близлежащих к Васпуракану. Однако, это долго не продолжалось. Население Васпуракана по-прежнему продолжало выплачивать налоги. Сбору податей сопровождали притеснения, вымогательства /хотя налоговое законодательство халифов запрещало применение таких методов, однако реальная действительность во многом отличалась от этих установлений/. Восстание васпураканцев 774-775-ыХ годов в первую очередь было направлено против тяжелых налогов. Именно в этом заключается причина, что к восставшим нахарарам примкнули и рамики. Примечательно, ото восставшие силы Васпура-канского княжества двинулись к Лрчешу, который являлся центром' налогового делопроизводства Халифата, и, вероятно, здесь сосредоточивались налоговые суммы для отправки отсюда в казну халифов. Притом налоговые ведомства окраинных стран Халифата одновременно являлись и государственной казной. Гнев восставших васпураканских князей видимо был вызван и этой действительностью. Подобно Арчэшу, вероятно, налоговым центром был и город Балеш, который армяне постарались также занять /в середине IX в./, однако упустили удобный момент. Пожалуй, то ж? можно сказать и о Карине.

Источники употребляют собирательные термины "аркуни харк" /царский налог/, "аркуни хас", "аркуни баж", для выражения совокупности платежей. Когда в 049-ом году, под предлогом налоговзиманля в Ваопуракан ворвалась рать халифа, то арабскому военачальнику, как пишет Товма Арцруни, местные князья уплатили "аркуни харк". Другой военачальник халифа, в то же" время с большим войском, ворвавшись в Васпу-ракан, остался там покамест не заполучил царскую подать. Хотя Товма Арцруни определенно различает "харк" /харадж/ и "хас", т.е. подушная подать, однако он упоминает совместно подушную подать и харадж. Разумеется, ото является следствием того факта, чго эти два вида налога эквивалентны /оба имеют эпитет "царский" и часто упоминаотся под общим названием "царский налог"/. Из Васпуракана взимались также и другие налоги. В Халифате податная система была централизована. Ар-

купи харк, Аркуни хас, или Лркуни сак, судя но всему, составлялся из разнообразных налогов, повинностей податного населения. Поэтому термины харк и хас имеют не только смысл харад-жа и подушной подати, но и других видов податей и повинностей. Давно доказано, что при Аббасидах взыскивались не только джизья и харадж, но еще и девять других видов налога, от которых, разумеется, население Васпуракана но могла бы быть освобожденной. В регионе взимались налоги с рыболовства, с доходов, получаемых с различных отраслей хозяйства и т.д. Крестьяне несли разные трудовые повинности. Однако подушная подать и харадж, будучи традиционно принятыми и действующими согласно .установлений ислама, становились универсальными видами обложений. Это, несомненно, обуславливалось политическим отношением,устанавливаешь между военачальниками Халифата и населением Васпуракана.

Глава 1У. Города, ремесленное

хозяйство и торговля.

Имеет подглавы:

а/ Вопросы истории ropo-, д о в;

б/ Развитие ремесленной э к о н о м и к и, т о р г о в л и и денежного обращения

В этой главе намечаются те общие черты и тенденции, которые были свойственны в развитии васпураканских городов, ремесленной экономики, денежного обращения. В Васпуракана существовали благоприятные условия, способствующие росту местных городов /плодородие земоль, политический суверенитет, наличие свободного крестьянства и т.д./. Местные феодалы расценивали город как источник дохода. В период арабского владычества /У1Т-ЕХ в.в./ города региона в основном являлись земледельческими центрами и имели военное, административное, религиозное, но но хозяйственное значение. Врамзнное проникновение пришлого элемента в васпураканский город усилило его

военно-административное, но отнюдь не производственное значение. Города княяества регрессировали, лишившись хозяйственного потенциала и под конец, обрекались на гибель, превращаясь в поселения сельского типа с некоторыми элементами ремесла и торговой деятельности. Сбросив иго Халифата, города Васпурагсана вступили на стезю подъема, постепенно выдвигая на передний план хозяйственные факторы существования. Определенное значение имело то обстоятельство, что образование и процветание нового города способствовало укреплению власти арцрунидского первопрестольного князя. Увеличивая обороноспособность городов Арцруниды способствовали их росту, развитию ремесла и торговля, поскольку в укрепленном городе имущество производителя и торговца находилось в безопасности. В IX в. и начале X в. города Васпураканского княжества имели не только военно-административные, но и торгово-ремесленныо функции. При этом княтоство даже в период своего наивысшего расцвета оставалась типично-феодальной страной, с небольшим числом маленьких городов. Однако наличие малых городов не признак слабости или недостаточности городского раз?)ития в Васпуракане. Маленький город - своеобразная форма городского развития, естественный атрибут феодальной урбанизации региона.

Иногда васпураканские феодалы препятствовали росту городов, чтобы сельчане не покидали деревень. При этом крестьянин, обосновавшись в городе, уже сбрасывал с себя феодальную зависимость. Конечно, в новой среде он попадал под другие виды хозяйственной зависимости, хотя труд его становился свободным и, разумеется, более производительным.

В этой главе выявляется роль городов, как административных и хозяйственных центров. Перенесение арцрунидского престола из Вана в Востан преследовало оборонные цели. Важная роль Востана, гик резиденции Арцрунидов была кратковременной. Для Востана, как резиденции Арцрунидов, основной, базовой функцией являлась военно-административная. Востан впоследствии такта сохранил политическую функцию. Однако он недолго сохранил свое существование как стольный град. Феодальная

рать Лрцрунидов обеспечивала безопасность городов, создавая условия для развития городского хозяйства. Значительным хозяйственным и культурным потенциалом обладал и город Ван, который историографы называют столицей Васпурдкана. Ван являлся важным центром ремесла и торговли. Города региона играли определенную роль также и в международной торговле, поскольку были связаны транзитным торговым путем, проходившим через Васпураканское княжество. Города становились опорами арцрунидских князей в борьбе против центробежных сил. Ргхзвивающиеся города нуждались в сырье, которое добывали крестьяне. Так как в Васлуракане города были малочисленны и их хозяйственное влияние было слабым, потому и город, как экономический фактор, не превалировал в провинции. Господство феодализма в регионе придавало городам черты, присущие данному укладу, сковывая их общественно-экономический прогресс. Города Васпуракана являлись центрами податного дела, там проживали феодалы, находились судебные и налоговзимаю-щие учреждения. Города являлись также и религиозшдли центрами княжества. Притом в раннем средневековье политические и религиозные функции городов Васпуракана преобладали над остальными функциями. Ядром города являлась крепость, где находился дворец князя. В военно-политическом аспекте весьма важной была р;>ль Вана, Востана, Нахчавана. Города имели своих правителей, старейшина, которые были правомочны как в политических, так и в хозяйственных допросах.

В этой же главе прослеживаются основные проблемы развития ремесленного хозяйства, отмечается,''что в Васпуракан-ском княжестве достигли определенного развития разные отрасли ремесленного производства. Хотя в условиях упадка васпу-раканских городов в УП-УШ в.в. переживало застой также и ремесло, однако в 830-ые года оно играло столь важную роль, что продолжатель Товмы Лрцрунп, как основная производственная прослойка, наравне с земледельцами упоминает также и ремесленников. После 885-го года, в условиях относительного мира, развивалась также и ремесленная экономика. С расцветом городов увеличивается численность ремесленного населе-

ния. Существование ремесленного производства в васпуракан-ских городах само собой указывает на выделение ремесла из сферы производственной деятельности села. Развитием ремесел в городах были заинтересованы также и местные князья, поскольку оно им приносило прибыли. Это обстоятельство вынуждало их к поощрению ремесленников. Городские ремесленники соразмерно своей выработке платили налог. Они становились свободными производителями, что, конечно, в регионе стимулировало развитию ремесленной городской экономики. Ремесленная мастерская объединяла и производство, и продажу изделий. В Васпуракане ремеслом занималось в основном городское население. Сельское население занималось преимущественно домашними промыслами. Достигли значительного развития металлообработка с ее различными ветвями, кузнечное, оружейное, медное, ювелирное, столярное, ткацкое, керамическое, строительное и другие ремесла. Кузнечное дело считалось самым важным ремеслом. Важное значение приобретало также замочное дело. Определенное развитие переживало оружейное дело, которое приобретало особую важность в условиях постоянных войн против иноземных завоевателей, В сочинениях писателей Васпура-кана упоминаются названия различных видов оружия и военного сн.аряжё^ия. В регионе определенного развития достигло медное де^о. Ювелирное занятие являлось одним из древних ремесел региона. При изготовлении предметов из золота и серебра, васпураканские мастера применяли различные технические приемы. Золото и серебро получали в специализированных плавильнях. В регионе определенной ступени развития достигла также и техника чеканки. Одним из главных показателей хозяйственного развития Васпуракана являлось получившее там размах строительство. Ёысокого развития достигли строительные ремесла. В связи со сгроителымми работами развивалось также плотницкое ремесло, которое, как и кузнечное, являлось одним из древних и весьма важных ремесел. Развитию плотничьего ремесла способствовало также судостроение. У васпуракан-ских писателей имеются данные также и о наличии гончарного ремесла. Притом техника керамики в местном ремесленном про-

изводстве достигла определенного развития. Васпураканские ремесленники были искусны в производстве различных видов тканой, ковров. Сравнительно высокий уровень развития ремесленной экономики требовал усовершенствования ремесленных инструментов. Большое значение имели те инструменты, которые предполагались для специализации ремесленников на уровне профессионализации. Показательно, что ро мое пенные инструменты в Заспуракане рисовали или высекали на фронтонах дверей. Это преследовало цель указать заказчику дом нужного ему ремесленника. Из источников явствует, что в регионе существовали многие промыслы, которые в понимании своего вромони считались ремеслами. Народ не считал ремеслом лишь земледелие, скотоводство и торговлю.

3 этой же главе рассматриваются также вопросы связанные с развитием торговых сношений и денежного обращения. Рост торговли тесно бил связан с развитием ремесел, хозяйственным развитием городов. В регионе роль внешней торговли по сравнению с оседлой внутренней торговлей была значительна. Хотя средневековые армянские исторические источники почти ничего не сообщают о торговцах, отправляющихся в чужие страны, однако Товма Арцруни свидетельствует, что зимой купцы готовились к далекому путешествия. В раннем средневековье весьма была ограничена емкость внутреннего рынка, волпка была хозяйственная замкнутость разных областей Васпуракана. Однако, будучи расположенной на транзитных путях, Васпураканское княжество не могло не быть втянутой в сферу международной торговли. С конца IX века экономические связи региона оживились, улучшились пути сообщения. В исследуемый пориод дороги, рынки, переправы охранялись. Притом монеты найдонныо в Ване, Востане и Нахлджевани /относящиеся к первой половине X в./ свидетельствуют о шроте радиуса торговли в регионе. Южное разветвление торговой магистрали из Атрпатакана перейдя в Васпуракан, оттуда шло в Междуречье, Сирию и Малую Азию.

Васпураканское княжество в международной торговле участвовало собственной продукцией. Оно имело торговые сношения с Междуречьем, Сириой, Северной Арменией и т.д. Для внутрен-

4

ней торговли в регионе большое значение имели ярмарки, которые указывают на сравнительную стабильность внутреннего рынка. Хотя в условиях натурального хозяйства требования местного рынка были ограниченными, однако, растущие потребности населения Васпуракана требовали расширения сферы торговли. Отсюда и вытекало расширение емкости внутреннего и внешнего рынков. Горные районы княжества почти оставались непричастными в международной торговле. В таких местах в основном была развита меновая торговля. Князья Васпуракана покровительствовали торговцам. Рыночная реализация сельскохозяйственных продуктов целиком ложилась на плечи крестьянина. Рынок способствовал развитию и расширению в регионе сельского хозяйства и ремесла, поскольку дзлал возможным реализацию продукции и выработки земледельца и ремесленника. Вследствие развития торговли у васпураканской знати накопляются сокровища, в виде денег. Знать иногда предпочитала вывести деньги из торгового оборота и хранить в качестве сокровища. Однако в условиях хозяйственного развития региона, как отмечают васпура-канские источники, накопление сокровищ становится бессмысленным.

В связи с торговлей развивалось и денежное обращение. Из сообщений Хосрова Аддзеваци явствует, что в Васпуракане труд работника оплачивался деньгами. Местные труженики /вар-цканы/ работали внаем, притом они получали золотом, серебром и медными деньгами, В условиях наличия элементов торго-во-дензжных отношений, стремление к накоплению золота и серебра усиливается. Источники четко фиксируют наличие сребролюбия в регионе. В руках торговцев накопление денег постепенно приобретало свойство ростовщичества. Васпураканские авторы осуждают как сребролюбие, так и спекуляцию деньгами - ростовщичество. Основным условием ростовщичества являлись развивающиеся в недрах феодализма хозяйственные факторы, в особенности торговля и денежное обращение. Ростовщичество, ссуда, долг прибавляли богатство торговцев и ухудшали состояние васпураканского крестьянина. Притом развитием денежного оборота в регионе была обусловлена необходимость вексельного

оборота. Основным видом ростовщичества в Васпуракане являлось заимодавство денег на рост или проценты. Иногда, свободный крестьянин, лишенный возможности уплатить долг, навсегда или временно попадал в сети местного ростовщика, что было равносильно кабале. Мыслители Васпуракана бичевали те нормы социальной морали, к которым им обязывал сословный статус. Развитие торгово-денежных отношений, ростовщичество, ссуда, таможенные и другие операции извращали общественные нравы. О нашедших собе место в социальной действительности региона - мошеничествах, незаконности*, об извращенности нравов свидетельствуют современные авторы.

В заключении подведены основные итоги, сделаны обобщения и выводы. Подчеркивается, что Васпураканское княжество в противоборстве с могучими соседями сохранило внутренний суверенитет. Являясь крупным политическим образованием, это княжество создало условия для углубления процесса феодализации, сохранения этнического облика Васпуракан-ского княжества. В исследуемый период регион имел свою самостоятельную социально-экономическую, культурную эволюцию и оставался неотъемлемой частью Армении. Постепенно княжество Арцрунидов набирало мощь за счет остальных княжеств региона,' проявляя жизнеспособность васпураканского населения и государственности. Уже со второй половины УШ в. в области Васпу-ракан утвердилась верховная власть Арцрунидов. Это было решающим фактором для создания социальной и политической целостности региона. В первой половине IX в. Арцруниды признали политический приоритет армянских Багратидов, исполняли вассальные обязательства по отношению к Халифату. Однако в конце 840-ых годов Аббасиды изменили свое отношение к князьям Васпуракана. В результате нашествий войск Халифата и феодальных раздоров область переживала тяжелое хозяйственное разорение. Еще больше понизился социально-правовый статус местного крестьянства. Владычество Халифата не видоизменило земельные отношения региона, сохранились прежние социальные институты. Освободительная борьба населения Васпуракана против ига Халифата во многом благоприятствовала социально-политическому и хозяйственному развитию региона. После 853 г.,

в условиях относительного мира Васпураканское княжество превратилось в самое могучее государственное образование южной Армении. В 908-ом году политический партикуляризм Ар-црунидов привел к созданию отдельного царства в регионе. Акт венчания Гагика Арцрунн на царство еще не означало, что качественные перемены произошли в системе власти Арцрунидов.

В Васпуракане развивалось частное феодальное землевладение. Основные формы феодальной земельной собствонности /хай-ренаканк и паргеваканк/ являлись основой иерархической структуры феодальной собственности. В регионе было развито монастырское землевладение. Свободное крестьянство составляло большинство по сравнению с другими слоями трудового простонародья. Податное обложение имело характер централизованного налога. В условиях мира в регионе пережили подъем ремесла, торговля, определенного уровня достигла городская цивилизация.

По теме диссертации автором опубликованы еле,дующие работы:

1. Васпуракан накануне возникновения Арцрунидского царства. Сборник статей, Ереванский Госуниверситет, 1935, № 1, 0,9 п.л. /на арм.яз./.

2. Васпуракан в первой половине X в. Ученые записки, Ереванский Госуниверситет, 1955, IP I, 0,8 п.л. /на арм.яз./.

3. Социально-экономические отношения в Васпуракане 1Х-Х1У веках. Научный вестник историко-философских наук Ереванского Госуниверсигета, № 2, 1966, 0,7 п.л. /на арм.яз./.

4. Границы Васпураканского царства. ИФЖ АН Арм.ССР, 1969, IP 4, 0,6 п.л. /на арм.яз./.

5. Васпураканское царство Арцрунидов. Ереван, изд.Ереван-ского университета, 1969, 10 п.л. /на арм.яз./.

6. Мардн в Васпуракане. ИМ АН Арм.ССР, 1971, Г 3, 0,6 п.л. /на арм.яз./.

7. Кто были Дерены у псевдо Шапуха. ВООН АН Арм.ССР, 1972, № 5, 0,3 п.л. /на арм.яз./.

8. О некоторых топонимических именах, встречающихся в "Истории дома Арцруни". ИФЖ АН Арм.ССР, 1973, № I, 0,6 п.л. /на арм.яз./.

9. Политическое объединение Ваопуракана /УШ в./. BOOK АН

- зз -

Арм.ССР, 1974, № 2, 0,6 п.л. /на арм.яз./.

10. Васпуракан во второй половине УП века. ИМ АН Арм.ССР,

1974, ™ 2, и,6 п.л. /на арм.яз./.

11. Васпураканское княжество в 850-ых годах. ВООН АН Арм.ССР,

1975, № 9, 0,6 п.л. /на арм.яз./.

12. Политическая ориентация Васпураканского княжества в середине IX века. - АН Арм.ССР, 1975, № 2, 0,8 п.л.

/ на арм.яз./.

13. Армяно-иранские сношения в конце У1 в. и Васпуракан. -Вестник Ереванского университета, 1976, 'Р 2, 0,5 п.л. /на арм.яз./,

14. О харадже и по,душной подати в Васпуракане в УП-1Х в.в. 1Ш ЛИ Арм.ССР, 1976, Т 2, 0,8 п.л. /на арм.яз./.

15. История армянского народа, гл. У, XI /1-ая подглава/, Ереван, изд. АН Арм.ССР, 1976, I п.л. /на арм.яз./.

16. Сельские общины в Васпуракане в 1Х-Х в.в. - ВООН АН Арм. ССР, 1970, К? 3, 0,6 п.л. /на арм.яз./.

17. Товма Арцруни и Аноним. История дома Арцруни. - Перевод с древнеармянского, предисловие и комментарии. Ереван, изд. "Советакан грох", 1973, 25 п.л. /на арм.яз./.

18. К истории Васпуракана 910-930 г.г. - И5К АН Арм.ССР, 1980, № I, 0,5 п.л. /на арм.яз./.

19. "Васпуракан" - область и юридический статут. "Кавказ и Византия", вып.2, 1930, 0,6 п.л.

20. О некоторых особенностях развития городов юго-восточной Армении, находящихся во владениях Арцрунидов /1Х-Х в.в./ -Вестник ереванского университета, 1982, № 3, 0,6 п.л.

/на арм.яз./.

¿¡I. Некоторые вопросы истории рода Арцруни /в 30-60-ые года IX века/. - й-Ш АН Арм.ССР, 1931, № 3, 0,5 п.л. /на арм. яз./.

22. Товма Арцруни и Аноним, История дома Арцруни. Дровнеар-мянский текст с переводом на совр.арм.язык, комментарии. Ереван, 1904, изд.Ереванского университета. 49 п.л.

23. Из истории возникновения административно-географической единицы Васпуракан. - ИФЖ АН Арм.ССР, 1986, 2, 0,6 п.л. /на арм.яз./.

24. Некоторые вопросы развития феодального землевладения Васпуракана /У-1Х в.в./. ИМ АН Арм.ССР, 1937, 1Р 2, 0,6 п.л. /на арм.нз./.

25. Аннексия юго-восточной Армении Византийской империей. "Кавказ и Византия", вып. 6, 1988, 0,5 п.л.

26. О последнем периоде жизни Иоанна Драсханакертци. - И® АН Арм.ССР, 1538, № 3, 0,5 п.л. /на ари.яз./.

'¿7. Развитие ремесленной экономики в Васпуракане в 1Х-Х в.в.

ИМ АН Арм.ССР, 1039, 1Р 3, 05 п.л. /на прм.яз./. 28, Арабское нашествие в Армению в середине УП века и Васпу-ракан. ИФШ АН Арм.ССР, 1990, 1Р 3, 0,4 п.л. /на арм.яз./.

uiirKruau'u огм inipsati ^ияишмиъ ич unenuu-s'vjsbuuua'o wuHcrn^Bfmvubre

aUU"lilHÍ'Ul-iinili UPbTilU'utitlÜ НС^ихлт^^ИН'иШги' /ö-po цщр^

|(ьи - öüü;j./

¿,Ьшш<}гшт1 |i) jiuu t *4/uuíI(Hl pwJ{u/u|» ['¿{чш P £ШГ[Ифш1(шЪ b. un-

ljlltu Ц—и|Х*Ш Üllliti^iu fuü ршр II у OL (Л J И L'un tl(l|l Ц П L Um р Itlb 11 L tí \) I llllüí £[lïi íü^t^Wtf fmJui-(irirjtfiu'bl» Il [I till nLUJ»Lirimiuj»[u{l1Llí L ^lltt n 1. (till llpÖphl'U JlUy |l2ll»Ül'lHlLÍl] Jiüli

UpUUIlín L¡:1 J M L U p 4 ul^uiuh 6-pr\ Цицф hu[l lÍ|l'll¿ll 4jJ ШЦ ti L pUl IpUU I» L d umUl'U

J1 ijilpnииЛп^ицГр /üülij.)./: Ршц^шцш'и ulpip'lmuip j iiLp ul¡p|i

i|pw t{ bp ^ m. м t J ЬЪ [)2l"'tíU"LrJ J,uU uíbq[> ul'ubj<jb dl Siu uni-

pUiipulpU*U-UHlUl liUIlltptjïj Ul lu[iu 2 Wpd bpp f ршуш llü JUllj II L lÍ ijjll ищи L pU'IfUI (([» 9 tipitj l(U HLpnLj*U 1Ч«11тГш-ш21ишрг1а1Ц[ин1ра'и tf|nui|Hp|> umiu/uitjilui и, vluiuu[nLpuilpuïi "luuSw'u-Hb / » »w^aup'i^ , ,/ iUiuii\upifiu'U U ywquiyuilpu'u uutpui\_£wi"piYi'u цийшуур , Üphput-

» 4i L 'bu iFjhlu 2 lüwi Htulpuïi ui'uUpl» Juurpuyiuh t|bpp Upljpui J m u|.» iyb~

uitülpul'- l(b'uuuL ¡п.Л (/»<. {) jm и мири *> iitjJju'u i(fipî') ML »f i

2, (anuí ц muí i{ ml if b'u |ï 2i»w'lui l/' J ш и ф и (it 'îiu pup («pu J hl Vi» bp p 'iaipluu'li íííd[ipai-J t » и J »1 Li.1 ii up[i, [i'li¿ii(bu luuk HuqpiuuiiiL bp[l ut ¿,(it J tu итипф HLp[»2 ^'2^lí*" Wí ijii ¡i Vth) ¡i i|u;i ¡ii ihm'w ui n'iif bp[» bu», uiptj ntcf l, llphpn L U[»,iibp|i l^làiuipn'tna-|uhlju yuij^bpl^ lj upl olön l¡j jul up : t lupl|lllü ujuipqll^ *1 p ii 2 uinw l»p[í ,

uiHrivfwi.1 JHLi^ltp[» buii\dui*lAi i) L qnpbut'^bntj-J jw l>p шп'и^флц ,

*i\uupui|npnL('I jm'U 2t»£u»4nuf|'utiuii* (¡¿qpuiLjn b'u ii(uitn Jwtpu'u ц Ьщр bp[i\< Íí. uAf-luiui ¿\lbp|l\j iun'u¿l|nr^ J1) l[iU Ipil U l'b p Q i

¿,Lt\KpuilVüiip b*l» p'uimplp|иLtí U'U UnLP JwU шЗ^иф^И! ^ ^ш^шЦш'и ^ nrpjinJipoLjl jmXi quipquijjiíüi'up t q'j ntrjiuy[inup jai'U, npiqbu ЬрЦрииГши^ ^[»líXmitpa U (ир1лси(цни^;]1{ш*и jjiíít|(» Ipi/jjMLfí jiulip, №<uppbp i bpuibp|i'u U. ЪршЪд qpiuniîiu 'li-

,1ШрЦ(|р1Ги Ц. m j L u|Ui put и L J (J иЦф'и ^utpm({<jijnr[ [u'Unlip'iilipp î Д huiuiqmnL|n l J u'u читчпиршцш^^1 ршцшв'иьр!,1 i\iupquiij«fw'u ûp|^ uui¿jui| нjol'u iUpp , ijbp t Sm'tj-ij n L if 'upiu'uy тицсГи|-1|шр ¿lulpuli, uAïuibuial^m'u 2 шЧии Ц il j hl Up 2luui*ü n l [<J jui^î щишиЛ) i |J jtu U J Ь ¿ i

L,nt li'li nip 'i buuiajqrip briL^ ju/Ъ ишррЬр Й ji»tí{bp|í qiapqwgJuj'U

^Ьш 2шнк,иЧ11п,1 í1 píiqm,p jr»L^bpp , tuiiliuip[i'U /Xíüpy[Ui (l imopui'ug[ilj/ Ъирии-

yiiii| и(шjJuí\j*Iíbpq, 1<р1щи1 ifiaи(' и)пЬ.трш-иИш!liUüJIptlVi 1ри.цЬрр ^tjplluAl tipljp'lillp[l 'ibut, r^pujjuil^wxi 2p/iu\jwîuil|3 jujvu wa\</ijii»| |i»uq|tpliupp t

;