автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04
диссертация на тему:
Политические традиции в современном российском обществе

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Сергеева, Ольга Вячеславовна
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Волгоград
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.04
Диссертация по социологии на тему 'Политические традиции в современном российском обществе'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Сергеева, Ольга Вячеславовна

Введение.

Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования политических традиций.

1.1 Определение сущности и принципов классификации политических традиций.

1.2 Функции политических традиций - потенциал социального порядка.

Глава 2. Традиции как фактор детерминации политических процессов в общественном развитии России 2.1 Российские политические традиции: становление и символические ресурсы.

2.2 Влияние традиций на социально-политические взаимодействия в условиях постсоветской трансформации

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по социологии, Сергеева, Ольга Вячеславовна

Актуальность темы исследования. Процесс трансформации в России охватывает все сферы социальных взаимодействий. Особым динамизмом характеризуется преобразования в области политики. Изменение системы государственной власти, идеологическая переориентация, формирование многопартийности свидетельствуют о модификации практически всех институтов, регулирующих социально-политические отношения. Высокая нестабильность социальной среды инициирует максимально сложные субъектно-институциональные взаимодействия, при которых меняются как сами модифицирующиеся институты, так и собственно субъекты трансформации.

Проблемы адаптации граждан России к происходящим социально-политическим трансформациям усугубляются тем, что реформаторские проекты зачастую пытаются реализовать исключительно «сверху», вне развития политической культуры населения и учета ее традиционных компонентов. Игнорирование потенциала традиций, в которых сконцентрированы сложившиеся представления людей о свободе, социальной справедливости, равенстве, демократии, роли государства, отношении к частной собственности и некоторых других приводит к мировоззренческим и политическим кризисам. Поэтому инновационные программы развития в столкновении с реальной жизнью часто оказываются неработающими. Вопрос поиска адекватных специфике отечественной политической культуры механизмов трансформации обусловливает необходимость анализа роли политических традиций, которые являются значимыми регуляторами социально-политического поведения населения России.

Кроме того, опыт социального реформирования, накопленный в результате стремительных перемен, происходивших в мире во второй половине XX века, свидетельствует о том, что функционирование института политических традиций в условиях изменяющегося социального порядка обеспечивает устойчивость, предотвращает различного рода деструктивные процессы. То есть нормативно-ценностный потенциал традиций в качестве основы коллективной идентичности может решать проблему создания своих особых механизмов стабильности, чрезвычайно важных для осуществления трансформации и поддержания устойчивого развития общества.

Актуальным представляется рассмотрение российских политических традиций как взаимосвязанного единства, в рамках которого выделяются традиции, наиболее динамичные, обнаруживающие способность к существенной перестройке, и максимально инерционные традиции, задающие пределы и логику обновления центральных институтов общества. Социологический анализ функциональной роли политических традиций, их способности стимулировать вариативность изменений и сопрягаться с новыми формами организации не только теоретически, но и практически важен для разрешения многих кризисных ситуаций в современной России.

Степень научной разработанности проблемы. Научная разработанность темы традиций имеет глубокие корни в философии, социологии и других областях гуманитарного знания. Принципиальные положения о природе традиций, которые легли в основу современных исследований по данной проблеме содержатся в трудах западных философов: Дж. Вико1, И. Г.

О "X А

Гердера, Х.-Г. Гадамера, М. Хайдеггера; отечественных

1 Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. - М., 1940. - 198 с.

2 Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. - М, 1977. - 703 с.

3 Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. - М., 1988. - 704 с.

4 Хайдеггер М. Бытие и время. - М, 1997. - 451 с. мыслителей П. Я. Чаадаева1, И. В. Киреевского2, А. С. Хомякова3, А. И. Герцена4.

Основы социологического анализа традиции были заложены в рамках эволюционистской парадигмы. Традиция в трудах Э. Дюркгейма, К. Маркса, М. Вебера трактовалась в качестве устойчивой консервативной силы, противостоящей нововведениям, которая блокирует восходящее развитие традиционного общества к современному5. В XX веке изучение характеристик традиции выдвигается в число наиболее актуальных тем благодаря разработке теории модернизации6.

Расширение границ представлений о традиции по всем важнейшим аспектам - по вопросу о пределах ее устойчивости, сфере действия, функциях и т. д. - было осуществлено благодаря работам советских обществоведов И. В. Суханова7, Н. С. Сарсенбаева8, В. Б. Власовой9, Э. С. Маркаряна10, В. Д. Плахова11,0. А. Осиповой12 и др.

1 Чаадаев П. Я Философические письма (1829-1830) // Поли. собр. соч. и избр. письма в 2 т. - Т. 1. - М, 1991.-С. 320-440.

2 Киреевский И. В. В ответ Хомякову // Полн. собр. соч. в 2 т. - Т. 1. - М, 1911. - С. 109-120; О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России // Полн. собр. соч. в 2 т. - Т. 1. - М., 1911. - С. 174-222.

3 Хомяков А. С. О старом и новом: Статьи и очерки. - М., 1988. - 464 с.

4 Герцен А. И. О развитии революционных идей в России // Собр. соч. в 2-х т. - Т. 2. - С. 118-152; Русский народ и социализм // Собр. соч. в 2-х т. - Т. 2. - С. 154-183.

5 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. - М, 1991; Вебер М. Основные социологические понятия // Избранные произведения. - М., 1990; Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Избранные произведения. - М, 1990; Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - Изд. 2-е. - Т. 8. - М., 1957. - С. 115-217.

6 Almond A G. Introduction: A Functional Approach to Comparative Politics. The Politics of the Developing Areas. Princeton, 1960; McClelland, David. The Ashieving Society. New York, 1967; Moore, Wilbert E. Man, Time and Society. New York, 1963; Moore Wilbert E. Social Change. Englewood Cllifs, 1963; Huntington, Samuel P. Political Order in Changing Societies. New Haven, 1968; Hoselitz B. F. Tradition and Economic Growth. - la: Braibanti R, Spengler J. (red.). Tradition, Values, and Socio-Economic Development London, 1961, p. 83; Shils E. Tradition and Liberty: Antinomy and Interdependence. - Ethics, 1958, vol. LXVIII, № 3, p. 153; Shils E. Traditioa- In.: Comparative Studies in Society and History, 1971 (april), vol. 13, № 2, p. 122 - 159; Shils E. Traditioa Chicago, 1981; Eisenstadt S. N. Modernization: Protest and Change. Englewood Cliffs, 1966; Eisenstadt S. N. Tradition, Change and Modernity. New York, 1973 и др.

7 Суханов И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. - М., 1976.

8 Сарсенбаев Н. С. Обычаи, традиции и общественная жизнь. - А-А, 1974.

9 Власова В. Б. Традиция как социально-философская категория // Философские науки. - 1980. - №4. - С. 30-39; Власова В. Б. Исторические типы отношения общества к традиции // Философские науки. - 1984. • № 5. - С. 152-154.

10 Маркарян Э. С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Советская этнография. - 1981. - № 2. -С. 80-87.

11 Плахов В. Д. Традиции и общество: Опыт философско-социологического исследования. - М., 1982. - 220 с.

12 Осипова О. А Американская социология о традициях в странах Востока. - М., 1985. - 135 с.

Важным шагом в изучении традиционных явлений стала постановка вопроса о специфических проявлениях традиций в различных сферах общественной жизнедеятельности. Так, интересующие нас политические традиции исследуются представителями разных обществоведческих

1 О Я специальностей: Р. А. Багавеевым , В. В. Бочаровым , А Б. Зубовым , Ю.В. Ивановой4, М. JI. Титаренко и Л. С. Переломовым5 и др. Среди диссертационных исследований, можно отметить работы Ф. Т. Нежметдиновой6, А. В. Бушляковой6, В. Д. Черепанова7.

В целом к настоящему времени на общем фоне публикаций по вопросам традиции социологический аспект, акцентирующий внимание на ориентирующей и регулирующей функциях данного феномена, остаётся наименее разработанным. Частота употребления понятия «политические традиции» в научной, публицистической и повседневной лексике не соответствует, по нашему мнению, степени изученности как содержательных, так и функциональных сторон данного явления.

Кроме того, не достаточно представляется специфика комплекса политических традиций, не преодолен стереотипно-идеологический подход к этим социальным образованиям, находится в стадии становления анализ взаимосвязи между инновациями и традициями в условиях социальной трансформации. Именно из этих обстоятельств и ориентиров исходил диссертант при определении цели и задач своего исследования. V

1 Багавеев Р. А. Политическая символика и политические традиции в социалистическом обществе: (методологический аспект) // Общественный прогресс и вопросы развития социалистического общества. -Казань, 1990. - С. 33-36.

2 Бочаров В. В. Власть Традиции. Управление: Попытка этноисторического анализа политических культур современных государств Тропической Африки. - М, 1992. - 296 с.

3 Зубов А. Б. Парламентская демократия и политическая традиция Востока. - М, 1990. - 391 с.

4 Иванова Ю. В. Традиции. Полигика. Культура. - Чита, 1997. - 158 с. s Традиции в общественно-политической жизни и политической культуре КНР. - М., 1994. - 327 с.

6 Нежметдинова Ф. Т. Политические традиции социалистического общества: Автореф. дне. .канд. филос. наук. - Казань, 1987. - 20 с.

6 Бушлякова А. В. Традиции в политической жизни России: Автореф. дис.канд. филос. наук -Екатеринбург, 1998. - 23 с.

7 Черепанов В. Д. Демократические традиции в политическом менталитете восточных славян: Автореф. дис.канд. полит, наук -М, 2001. -26 с.

Объектом исследования выступают традиции, функционирующие в политической сфере общества.

Предмет исследования - влияние политических традиций на социальные взаимодействия в условиях трансформации в современной России.

Цель данной работы - на основании социологического анализа политических традиций исследовать устойчивые нормативно-ценностные образцы политического сознания и поведения, которые воспроизводятся в ходе социальных преобразований в российском обществе. Реализация указанной цели предполагает решение следующих задач: сформировать авторскую концепцию традиции на основе методологических принципов структуралистско-конструктивистской социологической парадигмы;

- исследовать специфические признаки политических традиций;

- разработать критерий классификации политических традиций, адекватно представляющий свойства изучаемого объекта;

- охарактеризовать основные социальные функции традиций в политике;

- рассмотреть содержательные и функциональные аспекты российских политических традиций;

- исследовать регламентационно-регулирующее влияние политических традиций в условиях социальной трансформации современного российского общества;

- выявить в комплексе российских политических традиций максимально инерционные и потенциально динамичные социальные образования.

Методологическая основа диссертации. В формировании методологической позиции диссертанта при построении концепции политических традиций большую роль сыграли идеи структуралистско-конструктивистского направления в современной социологии, которое подчеркивает взаимозависимость структур и агентов действия, в результате чего структуры выступают в качестве и производителя, и продукта активности.

Кроме того, автор использовал сравнительно-исторический метод, позволяющий проследить генезис и развитие российских политических традиций; метод системности, с позиций которого сущность и функции традиций в политике соопределяются с функционированием и динамикой общества в целом; метод описательных обобщений, методы анализа и синтеза. Среди методов сбора эмпирических данных предпочтение отдано анкетному методу опроса и анализу вторичных документальных источников социологической информации.

Эмпирическую основу диссертации составляют результаты анкетного опроса жителей Волгограда (исследование проводилось в рамках гранта по теме «Социально-политическая самоидентификация жителей Поволжья»1 март - май 2001 г. при непосредственном участии автора), данные социологических опросов ВЦИОМ и ряд других2.

Научная новизна работы заключается в следующем:

- предложено определение социокультурной традиции, учитывающее структурированность данного феномена и диалектическую взаимосвязь объективной и субъективной составляющих;

- проанализированы специфические признаки политических традиций, обусловленные сферой возникновения и функционирования;

- разработана схема классификации политических традиций, выявляющая взаимосвязь между традиционным и рациональным способами социальной регуляции;

- предлагаемый анализ функций политических традиций осуществлен с учетом ситуации социальных трансформаций, происходящих в российском обществе;

1 Грант Российского гуманитарного научного фонда № 00-03-33001.

2 От тоталитарных стереотипов к демократической кулыуре: Аналитический обзор социологических исследований современного советского общества. - М., 1991. - 78 с; Назаров М. М. Политическая культура Российского общества 1991-1995 гг.: опьгг социологического исследования. - М., 1998. - 176 с.

- рассмотрены традиционные компоненты российской политической культуры и их функциональные проявления в условиях социальных изменетт.

В результате исследовательской работы диссертант пришел к ряду выводов, которые подлежат обсуждению и защите:

1. Традицию можно определить как социальное образование, дуальная структура которого, во-первых, объединяет формы действия и способы чувствования, ценности, нормы, образцы, включенные в процесс социального наследования, во-вторых, суммирует в момент актуализации социальную тотальность и активность социального субъекта.

2. Границы дифференциации комплекса политических традиций устанавливаются на основании ряда особенностей: импульсивного жизненного цикла, содержательной и формальной взаимосвязи с феноменом власти, значительной партикулярности, выраженности информационно-когнитивного компонента по сравнению с эмоциональным.

3. Субъективная сторона в содержательной структуре политических традиций не может быть сведена только к нерефлектируемым, иррациональным компонентам. Внесение элементов рефлексии в структуру политических традиций выражает общую тенденцию рационализации и информатизации социальной жизни. В связи с этим система политических традиций разнородна и объединяет как социальные образования с редуцированными интеллектуальными операциями, так и традиции с рационально артикулируемым основанием.

4. В системе политических традиций, исходя из степени рационализации как критерия систематизации, можно выделить: группу феноменов с содержанием преимущественно автоматическим, лишенным ориентации на ценность; группу феноменов с осознанием авторитетности данного образца поведения и группу традиций, презентирующих идеи и ценности.

5. Содержание российского социально-политического опыта включает в себя: а) традиции, которые сформировались как потенциал социально-психологических характеристик, адаптирующих субъекта действия к геополитической и материальной среде обитания, квалифицируемые как «социальное подсознание», это - дуализм, универсализм, футуризм, сакрализация власти, ритуализм; б) традиции, развитие которых поддерживалось в некоторые исторические периоды на уровне официальной идеологии, это - этатизм, патернализм, коллективизм; в) традиции, объектом трансляции которых являются идеи и научные представления о принципах политической организации, это: конституционализм, парламентаризм, федерализм.

6. В условиях кардинальных социальных преобразований наибольшую статичность обнаруживают политические традиции с редуцированным рациональным компонентом. Их воспроизводство обуславливает механизм и пределы адаптации новых форм социальной организации. Кризисность социально-политических процессов при реализации реформ преодолевается, если программы изменений учитывают символические ресурсы традиций.

Научно-практическая значимость диссертации состоит в том, что сделанные выводы дополняют исследовательские материалы по проблемам политических традиций, которые касаются в целом осмысления современной полосы социально-исторического развития России. Большим познавательным потенциалом обладает использование количественных методов социологического исследования, что позволяет конкретно, на языке эмпирических индикаторов показать обусловленность текущих социально-политических процессов элементами традиционного устроения общества. Полученные теоретические и эмпирические результаты могут использоваться для прогнозирования социального поведения людей в динамичных условиях трансформации общества и способствовать принятию адекватных управленческих решений.

Основные положения работы возможно применять для преподавания социологии, политологии, социальной философии.

Апробация основных положений работы осуществлялась на научной конференции в ходе Декады науки в Волгоградском государственном университете (Волгоград, апрель 1999), на научно-практической конференции «Национально-государственная идея как основа учебно-воспитательной работы в высшей школе» в Волгоградском техническом университете (Волгоград, апрель 1999), на II Российском философском Конгрессе (Екатеринбург, июнь 1999), на Круглом столе в дни работы международной летней школы «Глобализация и постсоветское общество» в Институте социологии РАН (Москва, июнь 2000), на Первом Всероссийском социологическом конгрессе (Санкт-Петербург, сентябрь 2000), на V региональной конференции молодых исследователей Волгоградской области (Волгоград, ноябрь 2000) и др. По теме диссертации опубликовано 9 работ.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Политические традиции в современном российском обществе"

Результаты исследования позволяют дополнить существующие представления о политических традициях как социальном феномене и их функциональной роли в трансформирующемся обществе, что может оказать существенную помощь для разработки методов прогноза и менеджмента социальных реформ. Перспективной задачей является дальнейшее изучение символического потенциала политических традиций, так как это позволяет находить «сберегающие» способы социального развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В итоге проделанной исследовательской работы отметим, что процессы социальной трансформации детерминируются не только потенциалом инноваций, но и сложившимися в данном обществе традициями. Именно поэтому происходящие в российском обществе социально-политические изменения актуализируют потребность изучения не только содержательных компонентов отечественных политических традиций, но и их функциональную роль в динамичных условиях трансформации.

Теоретико-методологическими основаниями анализа политических традиций стали принципы структуралистско-конструктивистского подхода, в соответствии с которым социальные явления имеют дуальную природу -выступают как результат деятельности и как средство деятельности. Сущность традиции, таким образом, предстает как имманентно трансформационная, презентирующая не только опыт прошлого, но и интерпретацию субъекта. По нашему мнению такое определение традиций вообще, а политических традиций в частности, наиболее адекватно тенденции преобразования человеческой истории из естественно-исторического в социально-исторический процесс и тенденции увеличения роли субъективных факторов.

Исходя из данной концепции политических традиций, представляется возможным решение вопроса о диалектическом взаимодействии в структуре традиции рефлексивного и нерефлексивного компонентов. Существуют политические традиции, воспроизводящиеся автоматически, традиции, опирающиеся на минимум рационализации и традиции, включающие рациональное содержание, воспроизводство которого требует артикуляции. То есть в реальной общественной практике мы имеем дело с широким спектром традиционных феноменов, а для целей научного анализа предлагаем модель классификации, которая разделяет многообразие политических традиций на группы традиций-обычаев (информационно-когнитивный компонент редуцирован), традиций-норм (рационализация незначительна), традиций-идеологий (высокий уровень рационализации).

В ходе построения теоретической модели политических традиций выделяются их основные функции - регулятивная, оценочно-ориентировочная, онтологическая, функции политической социализации и легитимации, тем самым подчеркивается социальная роль, выполняемая традициями как по отношению к обществу в целом, так и по отношению к отдельной личности.

На основе систематизированных взглядов о сущности, признаках, функциях политических традиций анализируются важнейшие традиционные феномены, сформировавшиеся в ходе российской социальной истории. Подобная реконструкция содержательных компонентов российского политического опыта решает задачу конкретизации исследования.

Для выяснения того, каким образом происходит традиционная детерминация актуальных социально-политических взаимодействий в современном российском обществе, выбраны эмпирические индикаторы и осуществлен анализ эмпирических данных, касающихся нормативно-ценностных ориентаций воспроизводимых массовым сознанием. Это помогает выявить следующую тенденцию: в условиях социальной трансформации значительную устойчивость обнаруживают те политические традиции, в которых информационно-когнитивный компонент редуцирован.

 

Список научной литературыСергеева, Ольга Вячеславовна, диссертация по теме "Социальная структура, социальные институты и процессы"

1. Абдульханова К. А. Российская проблема свободы, одиночества и смирения // Психологический журнал. -1999. Том 20. - № 5. - С. 5-14.

2. Аверьянов В. В. Традиция и традиционализм в научной и общественной мысли России (60-90 годы XX века) // Общественные науки и современность. 2000. - № 1. - С. 68-76.

3. Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. М., 1996. - 560 с.

4. Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта (Социокультурный словарь). В 3 т. М., 1991.

5. Ачкасов В. А., Ачкасова В.А. Традиционные ценности в идеологии «новых правых» // Вестник ЛГУ. Сер. 6. - 1989. - Вып. 4. - С. 18-24.

6. Багавеев Р. А. Политическая символика и политические традиции в социалистическом обществе: (методологический аспект) // Общественный прогресс и вопросы развития социалистического общества. Казань, 1990. -С. 33-36.

7. Бакштановский В. И., Согомонов А. Ю. Конфликт инновации и традиции: дилеммы, ценностные суждения, выбор. Тюмень, 1990. - 98 с.

8. Барсегян И. А. О классификации форм культурной традиции // Советская этнография. -1984. № 3. - С. 11-24.

9. Белов Г. А. Эволюция нормативной политической системы // Общественные науки и современность. -1996. № 1. - С. 45-54.

10. Ю.Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995. 323 с.11 .Бердяев Н. А. Судьба России. М., 1990. - 256 с.

11. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978. -130 с.

12. Богатуров А. Д., Виноградов А. В. Модель равноположенного развития: варианты «сберегающего» обновления // Политические исследования. -1999.-№4.-С. 60-69.

13. Бойматов А. X. Традиция как способ регуляции деятельности людей // Сборник трудов Республиканской научн.гпрактич. конференции молодых ученых и специалистов (12-14 апреля 1989г.). Душанбе, 1989. - Секция «Общественные науки». - С. 7-11.

14. Бочаров В. В. Власть. Традиции. Управление: Попытка этноисторического анализа политических культур современных государств Тропической Африки. М., 1992. - 296 с.

15. Будон Р. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения. М., 1998.-283 с.

16. Бурдье П. Социология политики. М., 1993. - 333 с.

17. Бурдье П. Начала. М., 1994. - 284 с.

18. Бушлякова А. В. Традиции в политической жизни России: Автореф. дис. .канд. филос. наук. Екатеринбург, 1998. - 23 с.

19. Валицкий А. Интеллектуальная традиция дореволюционной России // Общественные науки и современность. -1991. № 1. - С. 145-159.

20. Василенко И. А. Политические процессы на рубеже культур. М., 1998. -224 с.

21. Василькова В. В. Архетипы в индивидуальном и общественном сознании // Социально-политический журнал. 1996. - № 6. - С. 216-233.

22. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. М., 1940. -198 с.

23. Власова В. Б. Традиция как социально-философская категория // Философские науки. 1980. - № 4. - С. 30-39.

24. Власова В. Б. Исторические типы отношения общества к традиции // Философские науки. 1984. - № 5. - С. 152-154.

25. Волков В. О концепции практик в социальных науках // Социологические чтения, под ред. Е. Даниловой. Вып. 2. - М., 1997 - С. 27-49.

26. Гавра Д. П., Соколов Н. В. Исследование политических ориентаций // Социологические исследования. 1999. - № 1. - С. 66-77.

27. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988. - 704 с.

28. Гердер Г. И. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. - 703 с.

29. Герцен А. И. О развитии революционных идей в России // Собр. соч. в 2-х т.-Т. 2.-С. 118-152.

30. Герцен А. И. Русский народ и социализм // Собр. соч. в 2-х т. Т. 2. - С. 154-183.

31. Гидденс Э. Элементы теории структурации // Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Новосибирск, 1995. - С. 41-71.

32. Гидденс Э. Социология. М., 1999. - 704 с.

33. Гидденс Э. Последствия модернити // Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1999. - С. 103-122.

34. Глазьев С. Ю. Закономерности социальной эволюции: вопросы методологии // Социологические исследования. 1996. - № 6. - С. 50-58.

35. Глебкин В. В. Ритуал в советской культуре. М., 1998. - 168 с.

36. Гончаров Д. В., Гоптарева И. Б. Введение в политическую науку. М., 1996.-232 с.

37. Гудименко Д. В. Политическая культура России: преемственность эпох // Политические исследования. 1994. - № 2. - С. 156-164.

38. Гудков JI., Дубин Б. Российские выборы: время «серых» // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2000. -№2.-С. 17-29.

39. Гудков Л. Д. Русский неотрадиционализм // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 1997. - № 2. - С. 25-32.

40. Даниленко О. И. Культурная традиция и душевное здоровье человека // Социально-политический журнал. 1993. - № 8. - С. 34-41.

41. Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950. - 710 с.

42. Демин JI. М. Взаимодействие культур и проблема взаимных культурных влияний. М., 1999. - 176 с.

43. Джиоев О. И. Роль традиций в культуре // Культура и общественное развитие. Тбилиси, 1979. - С. 58-86.

44. Дилигенский Г. Г. Индивидуализм старый и новый. (Личность в постсоветском социуме) // Политические исследования. 1999. - № 3. - С. 5-14.

45. Драгунский Д. В. Проект-91 и сопротивление стиля // Политические исследования. 1998. - № 6. - С. 6-12.

46. Дракер П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1999. - С. 67-100.

47. Дряхлов Н. И. Традиции и модернизация в современной России // Социологические исследования. 1992. - № 10. - С. 33-37.

48. Евзеров Р. Я. Парламентаризм и разделение властей в современной России // Общественные науки и современность. 1999. - № 1. - С. 83-94.

49. Закон возрастания роли культуры / Под общ. ред. д-ра филос. наук В.И. Снесара; Сарат. Гос. техн. ун-т. Техн. ин-т, Рос. филос. о-во. Саратов, 1998. - 224 с.

50. Зарубина Н. Н. Самобытный вариант модернизации // Социологические исследования. 1995. - №3. - С. 46-51.

51. Захарова Т. В. К проблеме классификации традиций. JL, 1978. - 23 с. -Рукопись деп. В ИНИОН РАН № 1999 от 22. 03. 78.

52. Здравомыслов А. Г. Власть и общество в России: кризис 90-х годов // Общественные науки и современность. 2000. - № 6. - С. 25-34.

53. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. - М., 1996. - 317 с.

54. Зоркая Н. А. Президентские выборы: электоральные установки россиян в апреле 1996 г. // Экономические и социальные перемены. 1996. - № 3. -С. 11-16.

55. Зубов А. Б. Парламентская демократия и политическая традиция Востока. -М., 1990.-391 с.

56. Иванова Ю. В. Традиции. Политика. Культура. Чита, 1997. - 158 с.

57. Ильин М. В. Укоренять изменения в традиции // Политические исследования. 1999. - № 4. - С. 76-82.

58. Ионин JI. Г. Социология культуры. М., 1998. - 280 с.

59. Ионин JI. Г. Культура и социальная структура // Социологические исследования. -1996. № 3. - С. 31-41.

60. Историческая традиция: Межвузовский сборник научных статей / Сост. Н. Ф. Иванцова, Н. И. Кутова. Бийск, 1997. - 132 с.

61. История философии: Запад Россия - Восток (книга первая. Философия древности и средневековья). - М., 1996. - 448 с.

62. Кавелин К. Д. Наш умственный строй. Статьи по философии, русской истории и культуре. М., 1989. - 653 с.

63. Кагарлицкий Б. Ю. Россия и Латинская Америка: две не-Европы // Латинская Америка. 1994. - № 4. - С. 38-40.

64. Каиров В. М. Традиции и исторический процесс: (Постановка проблемы) // Философские перспективы человечества. М., 1993. - С. 58-64.

65. Капустин Б. Г., Клямкин И. М. Либеральные ценности в сознании россиян // Политические исследования. -1994. № 1. - С.68-91.

66. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. М., 2000. - 608 с.

67. Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994. - 367 с.

68. Категории философии и категории кулыуры. Киев, 1983. - 343 с.

69. Керимова JI. М., Керимов Т. X. Теория структурации Э. Гидденса: методологические аспекты // Социологические исследования. 1997. - № З.-С. 37-47.

70. Кирдина С. Г. Институциональные матрицы и развитие России. М., 2000. -213 с.

71. Киреевский И. В. В ответ А. С. Хомякову // Полн. собр. соч. в 2 т. Т. 1. -М., 1911.-С. 109-120.

72. Киреевский И. В. О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению в России // Полн. собр. соч. в 2 т. Т. 1. - М., 1911. - С. 174-222.

73. Клямкин И. М. Советское и западное: возможен ли синтез? // Политические исследования. 1994. - № 4. - С. 57-77.

74. Козлихин И. Ю. Традиции, идеология и право в политической культуре // Вестник ЛГУ. Сер. 6. - 1989. - Вып. 4. - С.54-60.

75. Коначева С. А. Деструкция традиции в «Бытии и времени» М. Хайдеггера // История философии: методы, исследования, концептуальные альтернативы. Опыт преподавания. Доклады и сообщения международной конференции. М., 1996. - С. 81-83.

76. Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры (теоретический очерк): Учебник для вузов. М., 1994. - 387 с.

77. Корель JI. В. Социология адаптаций: вопросы теории, методологии и методики: Автореф. дис. .д-ра соц. н. Новосибирск, 1998. - 69 с.

78. Костин В. А., Костина Н. Б. Социальные изменения в концепциях исторического процесса // Социологические исследования. 2000. - № 1. -С. 6-15.

79. Кочетков А. П. Россия на пороге XXI века. М., 1998. - 188 с.

80. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях / Под ред. Н. И. Лапина, Л. А. Беляевой. М., 1994. - 245 с.

81. Кульков В. М. Российская социальная традиция // Вестн. Моск. ун-та. -Сер. 6.- 1993.-№ З.-С. 13-22.

82. Курбатова М. Феномен «Единства»: анатомия электорального успеха // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2000. - № 1. - С. 27-32.

83. Кутырев В. А. Традиция и ничто // Философия и общество. 1998. - № 6. -С. 170-190.

84. Лазебный Л. И. Политическое сознание: отражение, регуляция, ценности. -М., 1997.-250 с.

85. Лапин Н. И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования. 1996. - № 5. - С. 3-23.

86. Лапкин В. В., Пантин В. И. Политические ориентации и политические институты в современной России: проблемы коэволюции // Политические исследования. 1999. - № 6. - С. 70-80.

87. Лаппо-Данилевский А. С. Идея государства и главнейшие моменты ее развития в России со времен смуты и до эпохи преобразований // Политические исследования. 1994. - № 1. - С. 178-185.

88. Лебедева Т. П. Роль школы естественного права в формировании западной политико-правовой традиции // Политические исследования. 1998. - № 6. -С. 55-63.

89. Левада Ю. Человек лукавый: двоемыслие по-российски // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2000. -№ 1. - С. 19-27.

90. Левада Ю. А. Структура российского электорального пространства // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 1996. - № 3. - С. 7-11.

91. Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. - № 4. - С. 15-26.

92. Лимонов В. А. Особенности развития политической культуры и правового сознания российского общества в XX веке // Российский менталитет: история и современность: Сб. науч. трудов. СПб., 1993. - С. 69-72.

93. Лоренц К. По ту сторону зеркала. Исследование естественной истории человеческого познания // Эволюция. Язык. Познание. М., 2000. - С. 42-69.

94. Лосский Н. О. Характер русского народа. М., 1990. - 96 с.

95. Лукин А. В. Переходный период в России: демократизация и либеральные реформы // Политические исследования. 1999. - № 2. - С. 134-153.

96. Макарычев А. С. Федерализм и регионализм: европейские традиции, российские перспективы // Политические исследования. 1994. - № 5. - С. 152-155.

97. Маркарян Э. С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Советская этнография. 1981. - № 2. - С. 15-27.

98. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. - Т. 8. -М., 1957. - С. 115-217.

99. Медушевский А. Н. Демократия и авторитаризм: Российский конституционализм в сравнительной перспективе. М., 1998. - 654 с.

100. Мигранян А. Россия в поисках идентичности (1985-1995). М., 1997. -416 с.

101. Мир России Евразия: Антология. - М., 1995. - 399 с.

102. Модернизация в России и конфликт ценностей. М., 1993. - 250 с.

103. Мостовая И. В., Скорик А. П. Архетипы и ориентиры российской ментальности // Политические исследования. 1995. - № 4. - С. 69-76.

104. Муздыбаев К. Переживание времени в период кризисов // Психологический журнал. 2000. - № 4. - С. 5-21.

105. Нагорная О. В. Традиция как форма существования духовных ценностей // Credo. 2001. - №2. - С. 121-125.

106. Назаров М. М. Политическая культура Российского общества 1991-1995 гг.: опыт социологического исследования. М., 1998. - 176 с.

107. Нежметдинова Ф. Т. Политические традиции социалистического общества: Автореф. дис. .канд. филос. наук. Казань, 1987. - 20 с.

108. Непомнин О. Е., Меньшиков В. Б. Синтез в переходном обществе: Китай на грани эпох. М., 1999. - 334 с.

109. Новикова Л., Сиземская И. Либеральные традиции в культурно-историческом опыте России // Свободная мысль. 1993. - № 15. - С. 67-80.

110. Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. Изд. 2-е.-М., 1993.-272 с.

111. Окунева Л. С. Закономерности поставторитарного периода: уроки бразильского опыта // Латинская Америка. 1994. - № 11. - С. 29-40.

112. Осипова О. А. Американская социология о традициях в странах Востока.-М., 1985. 135 с.

113. От тоталитарных стереотипов к демократической культуре. Аналитический обзор социологических исследований массового сознания современного советского общества. М., 1991. - 78 с.

114. Павлов А. Т. и др. Проблемы гуманизма и насилия в русской революционной традиции (материалы «круглого стола») // Философские науки.-1991.-№2.-С. 3-37.

115. Панкратов С. А. На пути модернизации к устойчивому развитию России. Волгоград, 2001. - 238 с.

116. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1998. - 270 с.

117. Пастухов В. Б. Будущее России вырастает из прошлого // Политические исследования. 1992. - № 5-6. - С. 59-75.

118. Патнэм Р. Чтобы демократия сработала: гражданские традиции в современной Италии. М., 1996. - 287 с.

119. Петров М. К. Мы через призму традиций // Народы Азии и Африки. -1990.-№2.-С. 113-121.

120. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994. - 680 с.

121. Плахов В. Д. Традиции и общество: Опыт философско-социологического исследования. М., 1982. - 220 с.

122. Плискевич Н. М. «Третий путь», которым мы уже прошли (о книге А. Г. Вишневского) // Общественные науки и современность. 1999. - № 6. -С. 107-116.

123. Подколезин А. В. О политико-правовом пространстве федерализма // Вестник Московского университета. Сер. 12, Политические науки.1997.-№2.-С. 14-27.

124. Предко Е. И. Роль традиций в культурно-историческом процессе // Философия истории: диалог культур. М., 1989. - С. 129-131.

125. Проблемы американистики. Вып. 10. Либеральная традиция в США и ее творцы. М., 1997. - 320 с.

126. Рабочая книга социолога / Отв. ред. Осипов Г. В. М., 1976. - 510 с.

127. Романов Р. М. Российский парламентаризм: генезис и организационное оформление // Политические исследования. 1998. - № 5. - С. 123-133.

128. Российская историческая политология: Курс лекций. Ростов-на-Дону,1998. 605 с.

129. Россия: Опыт национально-государственной идеологии / В.В. Ильин, А.С. Панарин, А.В. Рябов; под ред. В.В. Ильина. М., 1994. - 231 с.

130. Русина Т. П. К проблеме становления теории традиции М., 1992. - 12 с. - Рукопись деп. В ИНИОН РАН № 46125 от 21. 02. 92.

131. Савчук В. В. Новации и архаические элементы сознания // Философские науки. -1991. № 10. - С. 21-23.

132. Сикевич 3. В. «Образ» прошлого и настоящего в символическом сознании россиян // Социологические исследования. 1999. - № 1. - С. 87-93.

133. Смирнова Е. Э., Круглов В. Ф., Матюшкина М. Д. Социальная норма и возможности ее измерения // Социологические исследования. 1999. - № 1.-С. 97-101.

134. Смирнова 3. В. Русская мысль первой половины 19 века и проблема исторической традиции // Вопросы философии. 1995. - № 9. - С. 95-105.

135. Соснин В. А. Культурно-психологическая основа современного кризиса Российского общества // Психологический журнал. 1998. - № 1. -С. 165-169.

136. Судас Л. Г. О методологическом повороте в исследовании духовной сферы общества // Социально-гуманитарные знания. 2000. - №2. - С. 37-55.

137. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991. - 736 с.

138. Традиции в общественно-политической жизни и политической культуре КНР. М., 1994. - 327 с.

139. Традиции в познании и культуре. М., 1986. - 71 с.

140. Традиции в современном обществе. Исследования этнокультурных процессов. М., 1990. - 248 с.

141. Традиция и новация в социокультурном процессе: Реферативный сборник. М., 1989. - 56 с.

142. Трубецкой Е. Н. Избранное. М., 1995. - 480 с.

143. Федотова В. Г. Анархия и порядок в посткоммунистической России // На перепутье (Новые вехи): Сборник статей. М., 1999. - С. 132-147.

144. Федотова В. Г. Типология модернизаций и способов их изучения // Вопросы философии. 2000. - № 4. - С. 3-27.

145. Философия истории: Антология / Сост., ред. и вступ. ст. Ю.А. Кимелева. М., 1995. - 351 с.

146. Флоровский Г. Пути русского богословия. Киев, 1991. - 600 с.

147. Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 1992. - 512 с.

148. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997. - 451 с.

149. Хомяков А. С. О старом и новом: Статьи и очерки. М., 1988. - 464 с.

150. Чаадаев П. Я. Философические письма (1829-1830) // Полное собрание сочинений и избранные письма в 2 т. Т. 1. - М., 1991. - С. 320-440.

151. Черепанов В. Д. Демократические традиции в политическом менталитете восточных славян: Автореф. дис. .канд. полит, наук. М., 2001.-26 с.

152. Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990. - 456 с.

153. Шестопал Е. И., Брицкий Г. О., Денисенко М. В. Этнические стереотипы русских // Социологические исследования. 1999. - № 4. - С. 62-70.

154. Шилз Э. О содержании термина «традиция» // Сравнительное изучение цивилизаций. М., 1999. - С. 240-245.

155. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996. - 415 с.

156. Шулынднн Б. П. Российский менталитет в сценариях перемен // Социологические исследования. -1999. № 12. - С. 50-53.

157. Щербинин А. И. Через полицеизм к тоталитаризму // Политические исследования. 1994. - № 1. - С. 186-190.

158. Щербинина Н. Г. Архаика в российской политической культуре // Политические исследования. 1997. - № 5. - С. 127-139.

159. Эйзенпггадт Ш. О неопределенности термина «традиция» // Сравнительное изучение цивилизаций. М., 1999. - С. 237-240.

160. Эйзенпггадт Ш. Новая парадигма модернизации // Сравнительное изучение цивилизаций. М., 1999. - С. 470-480.

161. Юнг К.-Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Вопросы философии. 1988. - № 1. - С. 133-152.

162. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998. - 596 с.

163. Brocher Т. Aufstand gegen die Tradition. Uber den Konflikt zwischen den Generationen. Stuttgart-Berlin, 1973. - 142 S.

164. Erbe und Tradition in der DDR: Die Diskussion der Historiker. Berlin, 1988. - 501 S.

165. Frank L. Heideggers Forderung nach einer Destruktion der Tradition // Neue Ztschr. fur systematische Theologie u. Religionsphilosophie. B. (West), 1992. -Bd. 34, H. 3.-S. 315-325.

166. Mancheim K. Das konservative Denken // Konservatismus. Koln, 1974. -S. 24-75.

167. Mettke Jorg R. Engel auf schwerem Weg // Spiegel. 2000. - № 14. - S. 177-178.

168. Pfeiler W. Kann Russland europaisch werden? // Die politische Meinung. -2000. № 362/Januar. - S.22-29.

169. Wolgast S. Tradition und Philosophie: Uber dis tradition in Vergangenheit und Zukunft. Berlin, 1975. - 127 S.