автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Политические заблуждения (методологический анализ)

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Тилинина, Татьяна Валентиновна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Политические заблуждения (методологический анализ)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Политические заблуждения (методологический анализ)"

РОСТОВСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕН НШ УНИВЕРСИТЕТ

Специализированный совет Д.063,52.01 по философским наукам

На правах" рукописи

ТШШНИНА Татьяна Валентиновна ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ /МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ/

1)9.00.01 - диалектика и теория познания

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание.ученой степени кандидата философских наук

Ростов-на-Дону 1992

Работа выполнена на ка^одре диалектики и пэтододогии философского факультете Ростовского ордена Трудового Красного Знамени государственного университета.

Научный руководитать: доктор философских наук,

профессор КохаловсклЙ В.Л.

Официальные оппоненты: доктор философских наук,

профессор Золотухин З.Е., доктор философских наук, профессор Злез й.

Ведшая организация: Государстве:шая Академия Управления ии.С.Ордаоникздзе, г.Москва,

Зашита состоится та тоня 1ЭЭ2 г. в 15 часов на заседании Специализированного совета Д.033.52.01 по философским наукам пря Ростовском государственно.»: университете /344700. Ростов-на-Дону, ул.Пушкинская, 160, ИПК при ?Г7, ауд.52/.

С диссертацией мззно ознакомиться в Научной библиотеке ЕГУ /ул.Пушкинская, 148/.

Автореферат разослан 19 мая 19Э2 г.

Ученый-секретарь --------

Специализированного совета кандидат философских наук, доцент'

З.И.Курбатоз

ОЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность тош исследования. Задача кардинального обновления общества не может быть успешно решена без глубокого теоретического обоснования тех преобразований, которые осуществляются во всех сферах социальной ¿юзни. На путях осмысления и разрешения встающих здесь проблем особенно важным оказывается изучение причин и механизмов возникновения заблузще-ний в политическом сознании и политической практике, соотношение щетинного знания и заблузцрний в социальном познании, их видов и критериев 1а различения, путей преодоления в теории и на практике.

Следует отметить, что для отечественной философской литературы характерен несколько односторонний подход к исследованию познавательного процесса: истина посвящено огромное количество монографий и статей, а о ее диалектической противо-. полояности - заблузденид - публикации весьма немногочисленны. Проблема же заблуждений именно в политическом сознании и практической политике фактически не ставилась, она только начинает привлекать к себе вшша.ие.

Уже первые шаги по пути анализа указанной проблемы показали, что в нашей литаоатуре нет единой точкь зрения на определение сущности заблуждений вообще,- да- их место и роль в научном познании, нет сколько-нибудь удовлетворительного решения проблемы их классификации. Трудным оказывается и пбйск ответов на вопросы о правомерности ввделения для исследования такого предмета как политические заблуждения, об их специфике, причинах возникновения, путях преодолена!, и ряд других. А ведь все это имеет решанщее значение для построения истинной политичес-

кой теории и .реализации ее в практической политике.

Степень научной разработанности шхх; гемы. В отечественной философской литературе есть лиль единичные монографические исследования, где специально предпринимался анализ природы, функций и форм заблуждений. Среди них/работы Заботина П.С. Преодоление заблуждения в научном позаашш. М. 1979; Селиванова Ф.А. Истина и заблуждение. М. 1972; Смирнова Н.Э. Ложное сознание. Донецк. 1958; Алексеева З.А. Иллозии и догма. М. 1991 и некоторые другие. Так, в монографии П. С.ГаЗотина исследуются вопросы о причинах возникновения, сущности, роли и места заблуздений в научном познании, анализируются пути их преодоления. 3 работах Селиванова Ф.А..Алексеева З.А. ставится и решается проблема разделения понятий "л'ль" и "заблуждение", выявляется объективная основа заблуждений, скрытая п определенных общественных отношениях и т.д.

Рассмотрение указанного вопроса иногда было побочным результатом решения других, более общих исследовательских задач. П.В.Алексеев, Э.З.Бесчеревных, В.5.Золотухин, Э.З.Ильенков, З.П.Коханоъский, В.И.Курбатов, м.КЛагардаавшга, А.Н.Мянасян, Н.З.Иотрошилова, Е.Я.Реаабек, А.А.Сорокин, Г.В.Старк, Э.М.Чу-динов, й.Элез и ряд других авторов касались в той или иной мере названной проблемы в своих исследованиях. С другой стороны, о политической власти, политической деятельности и политическом сознании _в_ последние годы-Появилось достаточно много интересных работ, критически пересматривающих устаревшие догш во взглядах на данные проблемы. Это, в частности, сборник статей "Власть: очерки современной политической философии Запада". М. 1989, "Философия и политика в современном мире". М. 1989, монографии Демидова А.И. Политическая деятельность. Саратов. 198'

Капустина МЛ. Конец Утопии? М. 1990, Еаака В.Ю. Курс лекций по политолога. Воронеж. 1991, Макаренко В.П. Революция и. власть. Росюв-н/д, 1990, Предвечного Г.П. Политология. Учебное пособие. Ростов-н/д, 1991 и некоторые другие работы.

¿члако, вследствие известных исторических условий, в рамках которых долгое время вкнудцено было развиваться советское обществознаяие, слабоисследованными оказались проблемы объективности политического знания, соотношения тлитики и науки, взаимосвязи истины и заблуждения в политической теории и практике, влияние философии на политику.

Пель работы - целостный философско-мотодологический анализ феномена политических заблуждений.

Данная цель осуществлялась путем решения следующих основных задач:

- исследования содержания понятия заблуждения вообще п политического заблуздения в частности;

- выявления генезиса политических заблуздошй;

- определения основных путей их преодоления.

Теоретическую и методологическую основу'диссертации составили произведения мыслителей прошлого, таких как Платон, Аристотель, Бэкон, Кант, Гегель, Марко, Ленин, Вебор. Автор также опирался на работа современных отечествешшх ц зарубея-ных философов, политологов, социологов и естествоиспытателей /Х.Гадамер,' М.Борн, В.Гейзенберг и др./.

В основу исследования положен диалектико-материалисти-ческий метод, в'особенности такие его принципы как историзм, восхождение от абстрактного к конкретному, "раздвоение единого". Использовались такне элементы обще- и частнокаучной методологии.

Научная новизна результатов диссертационного исследования заключается в следующем:

- конкретизирована,классификация заблуждений, проанализировано понятие политического заблуждения;

- рассмотрен вопрос о возможности существования практических заблуждений и правомерности характеристики практической деятельности как истинной или лозной;

- выделены виды политических заблуждений и основные причины их возникновения с учетом целостности политики и с~ецифи-1ш политических теорий;

- исследован механизм воплощения теоретических заблуждений в практическую политику и влияние деформированной политической практики на вознжновенг.э заблуждений в теории;

- показана роль философии в процессе преодоления заблуждений в политической теории и практике.

Указанные пункты научной новизны развертываются в виде следующих основных тезисов. внноси.уых на защиту:

I.Заблуждения вообще делятся по: а/соотноазнию субъективного и объективного факторов в их возникновении - олибки, ложь, иллюзии и собственно заблуждения в узком смысле слова; б/формам общественного сознания - политические, правовые, научные, философские, религиозные и др.; в/уровяям общественного сознания - обыденные и теоретические; г/роли в научном познании -конструктивные и неконструктивные; д/способу существования -теоретические и практические.

2.Механизм возникновения практических заблуждений кокзт быть троякам: /1/опредыечивание заблуждений, сущёстзовавших первоначально в теории; /2/искааение принщшов и законов кс-

тинной теории а хода претворения еа в действительность, вследствие чего результаты деятельности оказывается, протпвопсшшш-ци оявдаокнм{ /З/соаэршениэ стихийных действий, без опоры яа какие-либо требования объективных законов, вообще без всяких теории и мотода, путем проб и оаибок.

3.Споцлфнчосзснмн чортш.ш политической теории, опрэдэлял-щши и особенности политических заблуждений, являагся: органическая связь с "властным элементом* политики и определенной системой ценностей, зависимость от влияния идеологии и сугубо личностных качеств субъектов политического процесса, невозможность построения долгосрочных прогнозов из-за динамизма, слог-кости п поливарнантиости развития политической «лзни, злпяшю иррациональных моментов на ао формирование и развитие, значительная социально-практическая направленность и др.

4.Причыш политических заблуждений могут бить социалькк-.мя л гяосвадогетвскпми.• Пврэио - ограниченность практика /прз-

всего/ и познания, их относительная нэзазераешюсть, иэз- '

I

ралооть 1ги "угдорбность", идеологически дофаршрованяоз познание, узко-групповые интересы политических субъбкгев а др, Вторые - ограниченность нознаваташщХ'способностей субъекта, его методов и подходов, его чрззкзрная активности. пли даоборот -пасснвно-созарлатель^еэ-отнопениз г? политической роальностп д т.п.

5.Среди политических зебяувдеиий модно возлить политп-ческие иллюзии ц построенные на их основе, утопки,- обддезшыэ политические заблуждения, политические опибкя — а'ооратпческге н практические, опредмэченныэ на практике-заблуздснил полютпчос-1шх теорий, забдуддення в политических теориях, претездущпх.

на объективно-истинное знание и давдкх его в конечном счете, но не исключающих моменты заблуждений.

6.Принципы философии /в том числе диалектико-материалис-тической/ выступают в качестве логико-методологического критерия истины как вспомогательного, дополнительного к практике. Они - при умелом лримененпи - способствуют успешной реализации практической политики, выбору ее форм и методов и их гибкому применена, помогают ориентироваться в ее объективной логике, преодолении заблуждений и а этой сфере.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Содержание диссертации и ее результаты имеют непосредственное отношение к разработке вопросов соотношения патетики и науки, построения истинной политической теории, и опосредованное отношение к решешш проблем практической политики.

Бьзода работы могут быть использованы в качестве методологических ориентиров для исследоваг тя специфики формирования ■

политических теорий, анатаза различных политических концепций и реальных политических-.ситуаций с цельр поиска оптимальных решений и преодоления возникающих заблуадений и ошибок. Основные полодения диссертации могут применяться а преподавательской и лекционной деятельности.

Апообаттия Работы. Основные результаты диссертационного исследования отражены в трех публикациях общим объемом 3,5 п.л, Отдельные положения работы докледвзались автором на регионачь-ных научных конференциях /Ростов-н/Д, 1989, 1991г.г./, Всероссийской конференции "Проблемы и перспективы развитая политологии в вузах России" /ростов-н/Д, 1991.г./, на научных конферан-

циях аспирантов философского фгасультета РТУ /Ростов-н^. 1990, 1991 г»г./.

Объем и структура работы. ТТиссертадия состоит из введе-ющ, трех глав, содержащих восемь параграфов и заключения. Общий объем - /^/страницы машинописи, ¿лисок литературы включает /ьь наименований, з том числе з на английском языке.

ОСНОВНОЕ С0ДЕР.ИАШЕ ДИССЕРТАЦИИ

По "Введении" обосновывается актуальность'теш, раосмат-ривается степень ее научной разработанности, формулируются цель и задачи исследования. Указываются элементы новизны, излагается основные положеши, выносимые на защиту, определяются теорэтико-штодологичоские основы исследования, освещается теоретическая и практическая значимость работы, ее апробация;

гуарпая глава - 'Чеяогеп заблуждения" - включает а себя два параграфа. ТТдрпый параграф - "йаблталвнио как антипод по— тинц" - посвящен анализу общих вопросов о происхождении, причинах, сущности заблуждений как таковых. Большинство авторов, изучающих эти, проблемы, признает, что заблуждение.есть знание, которое не является адекватным отражением объекта, везусловно, такое определение крайне абстрактно, но его достаточно для первых иагов исследованад - рассмотрения вопроса о соотношении истины и заблуждения.

История познания свидетельствует о том, что'заблуждение еоть не абстрактная, метафизическая антитеза истины, а ее диалектическая противоположность,.Это значит, что признаваемое ныне истиной, включает в себя элементы заблуждений, которые'теперь скрыты, но со временам по ».таре развития практики и познания выступят наружу, и наоборот - то, что считается сейчас за-

блуждешшм, имеет истинную сторону,' в силу которой оно прежде считалось истиной /а может и в будущем будет считаться таковой/. Истина и заблуждение выражают две противоположные, но неразрывно связашше стороны, момента единого процесса познания, переходящие - при определенных условиях - друг/ в друга.

Будучи исканешшл отражением действительности, заблуждения 'возюпсаот чаще всего как абсолютизация результатов познания отдельных ее сторон. Они, конечно, затрудняют постижение истины, но они неизбежны, являются необходимым моментом движения к вей, одной из возмсшгах форм этого процесса. /Например, в форме такого "грандиозного заблуждения" как алхилш происходило формирование хиши как наука о веществе/,

3 научном познашш заблуждения выполняют ряд функций. Основные из них - сткдулирувдая,.компенсаторная, эвристическая. Прежде всего, заблуждения стимулируют научное исследование, толкают его к дальнейшему поиску истыы, к углублению и расширению знания. Компенсаторную функция заблуждение выполняет тогда, когда попользуется Для самообмана, преследующего благие цели, челог зком, группой людей или даае всем обществом. Эвристическую'значимость заблуждения имеют, когда наука сталкивается'со сложной проблемой, решить которую сразу невозможно. В целях ,еэ решения формулируется несколько научных гипотез. Впоследствии развитие познания мажет показать, что некоторые из 4Их /или даяо все, кроме одной/ оказались заблуждениями. Но на

_____первых этапах научного поиска-они функционировали как истинные"

положения, способствовали прогрессу науки.

Заблуждения в структуре истинного знания нельзя считать абсолютно ложными, идеями. В них в .скрытой форме могут содор-

гг

жаться наложения, имеющие объектизно-истшшоо содор^-санх.г. 06-нар7женнне в теории элементы заблуждения не разрушают теорию как определенную целостность, а указывают лишь на ее относительную- истшшость.

Ид втором папагра'1-в - "КлассиЗэдтадля зяблужтгеккГГ - по тем 1Ш1 иным основания!»! /критерия:.!/ выделяются различные их классы /форт/. Одно из оснований - соотношение субъективного и объективного факторов в возникнозонии заблужцолий. Согласно ему следует вндалить такое не соответствующее объекту знание, которое обусловлено чисто случайными качествами познающего субъекта /в частности, такими как невнимательность! некомпетентность, небрежность и т.д./. Этой вид заблуздэняГ - ошибка,.результат неправильных действий индивида в любой сфера его деятельности: ошибки в расчетах, в "датэйских дмах", в политика и т.д. Собствв1шо же заблуждения возникают а силу причин и обстоятельств, зависящих на столько от личных качоота субъекта /их ачияние полностью исключить невозможно/, оттого от объективных факторов /зрелости практики прежде всего/.

А вот преднамеренная ложь появляется тог,^'когда объект осознает, что его выскаэнвания или выводы не соответствуют действительности, и все-таки утверждает, г?то они истшпШ, Заблуждения жав собствённом сшсл<э слова - этопе заведомая ложь, субъект принимает'их за истину не "корысти для", а'из-за неразвитости практики и познашш,

■Ещо одна форма заблуждений, вцделяемая по тому жо ос:^ вшпш - иллюзия. Несовпадение здесь образа с объектом обусловлено специфическими условиями восприятия последнего субъектом. Возникая на уровне обццэиного сознания, иллюзии, воспро-

изведенные в-теоретических построениях, становятся "полноценными" заблуждениями. Особый ввд иллюзий - превращенная форма-встречается только на той ступени развития культурно-исторической действительности, когда тлеет место социальное разделение деятельности. Превращенная форма не/существует в естественно-природной реальности.

По другим основаниям классифицировать заблуждения можно следующим образом. По уровням общественного сознания их мо.тно разделить на обыденные й теоретические. Среди последних следует упомянуть концепции» основанные на иллюзиях - утопии. Их специфической чертой является стоешение сконструировать проект социальной действительности и сдособ его воплощения в жизнь на основе какого-либо свэрх- или надысторического фактора, отвлеченного схоластического принципа. Утопией может стать и научная теория, если абсолютизировать, а тем более догматизировать отдельные ее положения или всю ее в целом.

Классифицировать заблуждения можно й по формам общественного сознания: политические, правовые, научные, философские, религиозные н др. По месту и роли в познанти заблуждения можно разделить на конструктивные и неконструктивные. Первые создают проблемную ситуацию в научной теории, стимулируют движение познания, помогает вскрыть бесперспективность некоторых направлений исследования. Неконструктивные не заблуждения но--------сят, как правило,догматический характер, тормозят развитие

науки, в целом продставляют собой ее негативный момент.

Все упомянутые выше заблуждения характеризуют только знание, ибо традиционно считается, что истина и заблуждение присущи лишь ему. Правомерно ли говорить о практических заблуж-

деыиях, о ложных или ошибочных действиях? Мы полагаем, что да. Дело в том, что человеческую деятельность в любой ее форме можно характеризовать ьлг правильную или неправильную. Правильной -в целом будет такая деятельность, которая основывается - в той или иной мерз - на регулиру хцих ее принципах и нормах, выработанных на основе истинной теории. Соответственно, неправильной считается деятельность, базирующаяся на ошибочных нш лозных регулятивах, игнорирующая или исгажамцая прин-щшы и нормы истинной теории. Первый вид деятельности можно назвать, истинным, поскольку это деятельность цо объективной логике предмета. Второй - не по данной логике -'правомерно назвать ошибочной или /в зависимости от условий/ ложной. Такой деятельностью может быть и чувственно-предметная, т.е. практика.

Итак, возможны и практическиэ заблуждения, Механизм их возникновения может быть трояким: /Г/когда претворяются в жизнь заблуждения, существовавшие первоначально в теории, а затем оп-редмеченние; /2/когда в процессе претворения в'■'действительность истинной теории ее принципы и законы искажаются, л результаты' деятельности оказываются противоположными ожидаемым? /з/когда действия совершаются стихийно, без опоры на г:акие-либо регулятивные требования, "вытекающие" из.объективных законов, вообще без всяких теории и метода, путем проб и ошибок.

Вторая глава - "Возникновение политическюо'-ашгохдений"-состоит из трех параграфов. Цервый параграф - "Политика как целостность и способ деятельности"- посвящен исследованию специфики- данной сферы общественной жизни. Для решения поставленных в диссертации задач интерес представляют прежде всего -две

стороны политики как целостной системы - практическг.-поиттп-ческач деятельность /политическая практику' п политическое сознание.

Политика, взятая в целом, есть динамичное образование, диалектическое единство деятельности сознгикя /формирующего политические знания, убездення, взгляды и т.д./ и политической практики, оиредмечешюй в реальных политических процессах, событиях, отношениях и т.п. Она тем самым есть единстзо вдеаль-ннх и материальных форм: сознания и действия, теории и фактики, слова и дела, но при решающей - в конечном счете - роли материальных факторов.

Политика как целостность есть одновременно, в каздом своем аспекте, (форме выражения i искусство, и наука. Kaie наука политика даткна опираться, на требования объективных законов, в том числе всеобщих, диалектических. Как искусство она целиком и полностью не свод га/л только к ним, ке есть яеетко однозначно "исчисляющая" заярограшрованная деятатьность, а характеризуется творчеством, свободой внбора, импровизацией /немыслимой без риска/, укением пройти по грани возможного г невозможного, политическим чутьем, интуицией и другими знерациональрымв факторами. Однако, "научный компонент" должен быть все-таки определяющим в выработкам и осуществлении истинной политики.

Отношение к государственной паст;: различных политических субъектов выступает сущностным признаком патптлл в целом, различных форм политического дзняения, Однако политика лэ исчерпывается проблемой вчасти, и ее целостность обесаечздается, главным образом, процессом взаимодействия ее органпчеыгпх частей, обладающих относителыюГ самостоятельностью. Поскольку отличительным качеством политики выступают отношения неэду сода-

алышми группами по поводу власти /или просто борьба за власть/ то и описание ео целостности оозмояно прежде всего при помощи такой системы понятии, как: "политическая деятельность" - "политическая теория" - "политическая практика", о че;.; и илот речь з последующем изложении.

Зо втором парагоэД/е - "СлеттОлжа полдтичео.чоА теории" -отмечается, что поскольку формирование последней происходит в рампах социального познания, то надо, хотя бы кратко указать его особенности. К их числу автор относит, в частности, такие как постоянное вкяэчение субъэкта в предмет дознания, неразрывную 'связь познания с цеякостята, преимущественную ориентацию на "качественную окрасу" событий, валкую роль "силы абстракции" и Сглософских методов и др. Далее рассматриваются" характерные черты теории как аыс:зеЗ форги организации знания /в том числе и политического/, г.ехаяизм.1 ее развит! : и особенно -форта и условия ее материализации, опредовчнвачия в практике.

Анализ специфики социального познания, особенностей теории как фор:,31 знания позволяет совершить дальнейшее восхождение и попытаться выявить на этой основе своеобразие политической теории. Оно, по мнении автора, характеризуется прежде всо-го постоянной органической связью с "властным элементом".

Будучи детерминированной практической политикой, опреде-ленннми политическими процессами и отделениями прс.ддэ всего по поводу ваасти, политическая теория является системой знаний о целях, гадачах, закономерностях, движущих силах и основном содержании 'деятельности политических субъектов в их стремлении к воздействию на государственную власть.

Специфика политической теории характеризуется тем сагдш "вкрапленностью" власти п систему политически знаний, способ-

ностью "движения поперек власти", недоверием к власть предержащим и беззащитностью перед ниш. Важнейшей задачей политической теории является создание целостной концепции власти, предусматривающей эффективный способ контроля за нею сс стороны общества на всех его уровнях. Бе изначальная заданность -бить трансформированной в программу социально-политических действий определенных общественных сил, "дать истинный лозунг борьбы", служить действенным духовным орудием изменения действительности.

В третьем -параграфа - "ПШШ!Ш ПМИТИЧЭСШ эа$ЛУШт1Йц автор исходит из того, что вое они могут быть разделены на две основные группы - гносеологические и социальные причины,.причем каждая из них делится, в свою очередь, на две подгруппы но преобладанию либо объективных, либо субъективных факторов.

Гносеологические причалы появления заблуждений в политической теории обусловлены своеобразием социального познания, особенностями отражения политическим субъектом политической реальности. Гносеологическими объективными причинами политических заблуждений 'являются реальная противоречивость, динамизм, постоянная изменчивость и бесконечная сложность социального объекта - предмета политического'анализа. Гносеологические же субъективные причины связаны с чрезмерной самостоятельностью и безудержной активностью /или наоборот - с пассивной созерцательностью/ "теоретизирующего" субъекта, ограниченностью его познавательных способностей,- методов и подходов в анализе столь сложного, в высшей степени диалектичного объекта, каким является политическая действительность.

Поскольку политические заблуждения возникают, существуют и преодолеваются в конкретных социо-культурных обстоятель-т

Г7

ствах, то их объективными социальными причинами является ограниченность общественно-исторической практики й познания, их относительная незавершенность, незрелость или "ущербность" /например, "застойная" практика/, идеологически деформированное познание. Субъективными - узко-групповые интересы и специфические ценностные ориентации политических субъектов, которые могут как осознавать их /тогда заблуадение окажется результатом обмана/, так и неосознанно отражать свои.субъективные пристрастия в политических концепциях и установках.

Предложенное разделение причин заблуждений возможно лишь в абстракции. Й реальной жизни объективный и субъективный факторы, гносеологические и социальные предпосылки настолько тесно переплетаются, что пх трудно отделить друг от друга.

Объективной причиной политических заблуждений, носящей, гносеологический характер, является.теоретическое развитие иллюзорной видимости социальной организации. В тех случаях, когда исследователь заинтересован в истинном отражении действительности и не стремится сознательно его искажать, возможно появление заблуждений в силу извращенности самой действительности. Речь идет о таком ее состоянии, которое противоречит разумным рринципам организации общества,-создающим и воспроизводящим наилучшие услозия для его быстрого и уверенного прогрессивного развития.

Важнейшей объективной социальной причиной возникновения политических заблуждений является наличный уровень развития практики, степень зрелости общества. Особенно когда имеют мез-то антидиалектическая, догматически-бюрократическая организация государственной жизни, централизация и узурпация власти,' политическое отчуждение народных масс от нее /в основе которо-

го всегда делим отчуждение экономическое/.

Вшеоказаиное позволяет выделить следущие основные виды пол"тичоских заблуждений:

I.Политические иллюзии, которые являются компонент.ом обыденного политического сознания и возникают в результате искаженного отражения социальной действительности и утопии, соз-.анные.на их осново.

2.Обыденные полктиче ше заблузденик, возникающие в результате политической дезинформации или даже заведомой лжи, прямого обмана,

3.Политические ошибки - теоретические и практические, аэрвые предотазляют собой результат невнимательности или некомпетентности при анализе реальных политических ситуаций, расстановки политических сил, при неверной обработке статио-тических и социологических данных и т.п. Практические политические ошибки, в свою очередь, тоже далятоя на два подвида: а/возникащие в результате неадекватного воплощения в практическую политику»истинных политическихдворий и б/возиикащие в результате "бестеоретичной" политической деятельности, т.е. осуществляющейся' путем проб и ошибок на основе обыденного оо-' знания /зачаотую деформированного/. Такая деятельность является стихийной, и хотя вероятность оо успеха вое т оутцестеу-ет, она ничтожно мала,

-----4.0аредмачешцо политические "заблуждения, связаннш с

■идеологическим шровог-зренческим компонентом политического сс-знания.

5.Заблуждения в политических теориях, претендующих на объектизно-пстшшоо знание, являются продуктом иозролой общзС' таенной практики, неразвитого познания и деформированных ссУцп

альшх отношений.

- "Пути преодоления политических заблтж-ЩОЙ" - входят три параграфа. Первый параграф - "а по скак теорэтичяского .критерия политической,пстинн" - посвящон анализу неэмпирических критериев истшшого политического знания. В условиях ограниченности форм практика эта огршшчешюсть поз-налцим субъектом часто но осознается, принимается за естественную л неизменнуп, что является осиовнш источником заблуждений в политическом сознании. Данные заблуждения в ходг политической доятельночтн воплощаются в действительность, эти оя-редме :ешше заблуждения, отразятся сознанием и вновь реализуются в его структурах. Разорзать этот порочный круг коже? помочь, в первую очередь, развитая политическая практика,'а также отражающая ее истинная политическая теория.

Для проверю! истинности последней при ..¿возможности использовать практический критзрий пстинн приходится обращаться к логическому. Тем более, что в условия:: прла^длтслыюго навязывания иллюзорного представления определентп социальных отношений сама практика деформируется а не может в таком виде служить критерием истины. Использование теоретического знания в качестве критерия истины возможно потому что, во-первых, оно в своих фундаментальных характеристиках порождено в конечном счете практикой, является ее опосредствованным обобщением и воплощением всего человеческого опыта, а не только-той или иной исторически ограниченной формы практики. Во-вторнх, потог му что в данном случае происходит диалектическое .борачивание теория как производное от конкретных форм общественно-истори-. ческой практики образование начинает предварять их.

Кроме того, тоория, опирающаяся на прошлую практику бо-Лио высокой степони общности, может выступать в качестве пред-вариа,Р"ьного критерия истины более "узкой" теории. Чем выше по уровню всеобщности находится теория, тем больший об-.ем проялой практики воплощен в ое содержании.

Теорией, которая монет выполнить роль вспомогательного -.ритеряя истины на всеобщем уровне по отношению к конкретной политической концепции, яв. яется материалистическая диалектика, поскольку она отражает в логике понятий предельно общие объективные) законы развития любого сложного объекта, в том числе и политики.

Однако, роль диалектики в этом процоссэ нельзя абсолютизировать, нельзя уповать на нее как на панацею от всех бед, как на универсальную отмычку для решения любых проблем в теории политики и политической' практике. Диалектика может помочь в преодолении эаблуадений, а может и не помочь - это зависит от конкретных условий реализации ее принципов, от культуры мышления субъекта,;ее применяющего и от многих других'факторов.

Диалектический метод превращается в свою^противоположность - метафизику - если применять его везде и всегда как абсолютную иоишу, пренебрегая объективным исследованием конкретных жизненных ситуаций, диалектика, отражая объективную логику развития социальной действительности, может использоваться как логический .критерий нотиннаоти политической теории,~моает~ помочь выявить и проод леть в ней элементы заблувдений, если она верно понимается и реализуется, если ясно представляются границы ее применения и сфера действия. Но материалистическая диалектика бессильна против диктата идеологических установок раакэдк. дшх социальных групп,. когда ее принципы нещадно извра-

щаются, а сама она подменяется жесткими абстрактными схемшли, схоластическими форлулами. Диашстический метод в совокупное-ти всех своих принципов, представляя собой высшую форму логического критерия истины, в "снятом вило" содержит в себр критерий формально-логический, а не принижает его роль и том болев не отвергает его,

до втором паоагоаХо - "Политические. заблуждения и политическая практику" - говорится о том, что последняя представляет собой реальные активные действия политических субъектов, .регулируег/яе сложившимися в обществе политически,ш отношениями, эагляд&од, идеями и направленные на участие в распределении власти.

для проверки истинности идеи практикой необходимо вшга-> ление связи предмета исследования с целью и смыслом общечеловеческой деятельности. Практическое действие, преобразуя дей- ' ствителькость, разрушает ее соответствие прежней картине мира, данной наукой, а восстановление этого соовегствия начинается в области теории. Последняя, отображая новую действительность, выявляет ограниченность, "ущербность" какой-либо из ее сторон и одновременно формулирует представление об истинной действительности. Новое практическое действие, стимулированное конструктивно-критическим отношением субъекта к наличной действительности, которая не соответствует его представлениям о дол-дном, восстанавливает соответствие ухе не только в теории, но и на практике, это в полной мере относится и к сфере политики.

Каков.кехрлизм воплощения политических заблуждений в практическую политику, и наоборот, отражения политическим сознанием ложной практики, опредглечениых заблуждений?

Любая политическая теория провозглашает некий общественный идеал, обосновывает его правомочность и дает рекомендации к его достижению. Теоретическое зоблуздеине может возникнуть уже при осмыслении и отражении практической потребности политического субъекта, которая формулируется в вице его идеала. Но даже если социально-политической тоориой сфорцулировон спра-ведливцй гушшистичеокий идеал, то □аблуздопия могут присутствовать в определении способ в его достижения.

Основной путь преодоления политических аабдуцдоний - это глубокое и всестороннее развитие общественно-исторической практики ео'всох ее конкретно-исторических'формах и в оо цзлоотнос-в силу чего появляется возможность включить в сферу познания ранее недоступные ему объекты и их стороны; с позиции более развитых теории ц практики ос;лслить прошлый опит и проанализировать" ужо шлегадееся знание; устранить или изменить то условия общественной жизни, которпо постоянно продуцируют заблуждения.

В третьем патттоайп,- "Роль Аццор.о^ни в преодолении поэтических заблуждений'1 - . отмечается*, что зтот вопроо-по существу лишь сойчао .начинает разрабатываться, Еч1иш;кг философш на научное исследование обнаруживается в той или.иной .мере - хотя н не всегда явно,- на всех его стадиях, но особенно активно она "работаэт" при построении йундаывнталышх теорий в эпоху научных розолащШ, йздач'а "хорошей" философии- "поставлять" науке /в том.число ц политической/ и ее творцам не только екц-ьло—Ецзнэннио ориентир^, цашюстио-шрозозэрзнчвскло установки а *»п,, но.и такой "философский инструмент",' как высокоразвитое кншледио р.его .целостности, со всегда его принципами, фор-уама и т,д,

Принципа $алоеофая реализуются в науке не прямо ц непосредственно, а всегда опосредованно, через другие, менео общие методологические уровня, через понятия и принципы данной конкретной дисциплины. Философия дает исследователю лишь самую общую ориентацию, но не "алгоритм" открытия и не универсальную отмычку ко всем проблемам, нерешенным средствам-: данной науки.

Философские положения выступают в качестве логико-методологического критерия истины, о чем выше уае шла речь. Так, если политическая теория построена с явным нарушением объективности, всесторонности, конкретности, историзма и других принципе« диалектического метода - не надо здагь ее проверки практикой, чтобы убедиться, что перед наш заблуждение.

Философские принципы могут способствовать успешной реализации практической политики /имеющей свою объективную логику/, преодолению заблуэтй"пй и в этой сфере. Так, диалектически мыслявдШ политик не доляея быть "закостенелым" в своей деятельности, в выборе ее форм и методов, не брать их как нечто застывлее и неизменное. Он обязан быть гибким, принципиальным, но не конъюнктурным, "флюгерным". Гибкость, диалекткчяоеть мышления - ваянейпая предпосылка мобильнооти, оперативности в рринятни и реализации политических решений, необходимое условие динамизма практической политики. Последняя должна допускать многовариантность, исключать шаблоны и стереотип:', содейство- ■ вать разрешению противоречий меэду различными социальными силами, преодолению политических ошибок.

Чтобы философия более успешна выполняла спои, функции в познании и практике, не следует ограничиваться освоением какой-либо одной ее формы - даже "самой лучшей" и "единственно верной". При этом надо иметь в виду, что любая форма философии

не "вездесуща и всемогуща", а имеет свои граница, сферу примет нения, место и время своего включения "в работу",

Е "Заключении" диссертации подводятся итоги исследования, определяются некоторые направления дальнейшей разработки,теш,

Пр тш дисщтмщ шбдвярравн отйпгош pfffow

1.Марксистская диалектика как методологи.-! преодоления иллюзий с&цествозншшя. ростов-н/д, 1989. - 1,8 п.л. - Деп, в ШИОН АН СССР. Г7.05.69. & 37904.

2.Политические заблуждения: сущность и пути преодоление. Рос-тов-н/Д, 1991, - 1,5 П.л. - Деп. в ИНИОН АН СССР. 5.II.9I.

Ü 45530.

3.Политические заблуждения при социализме; сущнооть а пути про-одсшенид//Критерш социалиотичности /Тезисы докладов научно-теоретической конференции/.. Ростов-н/д, 1991. - 0,2 п,л,