автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Политические журналисты Франции в период Четвертой республики

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Вахидова, Рухшона Абдушукуровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
Диссертация по филологии на тему 'Политические журналисты Франции в период Четвертой республики'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Политические журналисты Франции в период Четвертой республики"

На правах рукописи

ВАХИДОВА Рухшона Абдушукуровна

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЖУРНАЛИСТЫ ФРАНЦИИ В ПЕРИОД ЧЕТВЕРТОЙ РЕСПУБЛИКИ (1946-1958)

Специальность 10.01.10-журналистика

005536983

Москва 2013

7 НО Я ДИЗ

005536983

Работа выполнена на кафедре теории и истории журналистики филологического факультета Российского университета дружбы народов

Научный руководитель:

доктор социологических наук, профессор Федотова Лариса Николаевна профессор кафедры теории и истории журналистики РУДН

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, профессор Шервашидзе Вера Вахтанговна

профессор кафедры русской и зарубежной литературы РУДН

кандидат филологических наук, доцент Захарова Милана Владимировна доцент кафедры зарубежной журналистики и литературы МГУ им. М. В. Ломоносова

Ведущая организация:

Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ

Защита диссертации состоится 29 ноября 2013 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.203.23 при Российском университете дружбы народов по адресу: 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, ауд. 436.

С диссертацией можно ознакомиться в Учебно-научном информационном центре (научной библиотеке) Российского университета дружбы народов по адресу: 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6.

Автореферат размещен на сайте: http://vwvw.rudn.ru Автореферат разослан 28 октября 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, *

кандидат филологических наук, доцент аЛ^^^Л А. Е- Базанова

Общая характеристика работы

Политика всегда будет привлекать и интересовать общество, поскольку она во многом отражает суть внутренней и внешней жизни страны. От политики всегда будет зависеть персонализированный состав правительств, она является сутью всех предвыборных баталий и дебатов, от нее зависит, по большому счету, жизнь самого правительства - и она всегда будет важной составной частью журналистики.

Наше исследование ставит во главу угла политическую жизнь Франции, как она была представлена на страницах прессы в наиболее драматический этап истории страны. В жизни французской прессы были периоды особой важности, которые служили проверкой ее верности долгу, стимулировали ее развитие и обуславливали ее идеологическую позицию и роль в общественно-политической жизни Фракции. Одним из таких периодов были годы Четвертой республики (1946 - 1958 гг.).

Актуальность исследования. Период Четвертой республики явился годами сложнейших испытаний для Франции. Страна после Второй мировой войны потеряла свое положение сверхдержавы и была ослаблена во многих аспектах - моральном, финансовом, военном. Эти годы во многом определили внешнюю политику страны на ближайшие полвека — мы и сегодня можем наблюдать плоды принятых в то время важных и ключевых политических решений. И эти годы подарили истории политической журналистики — и не только французской, но и мировой — плеяду выдающихся личностей, которые воплощали своей деятельностью лучшие образцы журналистского мастерства и следования профессиональным заповедям, неотъемлемой частью которых всегда являлась высокая мораль и самоотверженное служение обществу. Эти журналисты являлись акторами общественно-политической жизни Франции, никогда не оставались в стороне от важнейших и ключевых событий, происходящих в стране и мире, всегда выступали с глубоким комментарием, анализом и суждением по поводу того или иного факта, явления.

Франция всегда славилась именами писателей и мыслителей, которые оставили заметный след во французской журналистике и способствовали ее самобытности. И период Четвертой республики не стал исключением. Среди истинных журналистов этой эпохи следует, прежде всего, назвать такие выдающиеся умы, как Франсуа Мориак (1885 - 1970), Жан-Поль Сартр (1905 -1980), Пьер Бриссон (1896 - 1964), Пьер Видаль-Наке (1930 - 2006), Жан Даниель (р. в 1920 г.) и, безусловно, Альбер Камю (1913 - 1960), Юбер Бёв-Мери (1902 - 1989) и Раймон Арон (1905 - 1983). Именно деятельность А. Камю, Ю. Бёв-Мери и Р. Арона (1905 - 1983) в качестве политических журналистов нами была избрана в качестве темы исследования. Все вышеупомянутые обстоятельства уже позволяют говорить об актуальности нашей работы. Именно поэтому в последние годы особый интерес и внимание в интеллектуальных кругах страны стала привлекать журналистская деятельность Альбера Камю, которая до недавнего времени оставалась малоизученной в

самой Франции; неслучайно в течение 2000-х гг. стало появляться все больше и больше работ, посвященных журналистскому творчеству Юбера Бёв-Мери; неслучайно труды Арона, включая двухтомный сборник его статей, написанных в «Фигаро» («Le Figaro »), не сходят с полок книжных магазинов во Франции и вновь и вновь становятся предметом обсуждения и изучения. Журналистская деятельность этих выдающихся личностей представляет собой сегодня исключительную важность, олицетворяя саму суть профессии, способствует ее пониманию и служит наглядным примером того, что, несмотря ни на какие трудности, преграды и испытания, журналистам возможно и должно оставаться верным своему профессиональному долгу и кодексу чести.

Объектом исследования является деятельность французских журналистов - А. Камю, Р. Арона и Ю. Бёв-Мери в период Четвертой республики во Франции.

Предметом исследования являются тематические и жанровые характеристики журналистского творчества А. Камю, Р. Арона и Ю. Бёв-Мери.

Цель работы заключается в том, чтобы изучить особенности журналистского пути, политических взглядов и моральных убеждений крупнейших французских журналистов А. Камю, Р. Арона и Ю. Бёв-Мери в годы Четвертой республики во Франции.

Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть ключевые моменты в политической жизни Франции в годы Четвертой республики, в том числе во внешней политике страны.

2. Дать общую картину состояния французской прессы в послевоенное время и исследовать политические позиции качественных ежедневных газет по отношению к наиболее важным и поворотным этапам жизни страны и мира.

3. Проанализировать политическую линию старейшей французской ежедневной газеты «Фигаро», подход газеты «Монд» («Le Monde») по отношению к внешней политике страны, поскольку и «Фигаро», и «Монд» были площадкой деятельности вышеупомянутых журналистов.

4. Исследовать 30-летнюю журналистскую деятельность Раймона Арона как выразителя политической позиции «Фигаро».

5. Изучить жизнь, личность Юбера Бёв-Мери как морального авторитета на посту руководителя газеты «Монд» и принципы его журналистского творчества.

6. Проанализировать журналистское творчество Альбера Камю, его моральные и политические убеждения и его роль в развитии прессы.

7. Рассмотреть тематику редакционных статей «Фигаро» и «Монд» как идеологическую витрину этих изданий.

8. Рассмотреть жанры французской периодической печати, включающих жанр «редакционная статья»; трансформацию этого жанра на протяжении ряда лет.

Методологической основой исследования послужили принципы структурно-функционального, сравнительно-исторического и типологического анализа эмпирического материала, собранного автором. При этом автор

использовал специфические методы анализа, такие, как лингвистический анализ текстов и контент-анализ.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Политическая проблематика эпохи Четвертой республики Франции являлась преобладающей темой в творчестве А. Камю, Р. Арона и Ю. Бёв-Мери.

2. Творческая деятельность вышеперечисленных авторов в жанре редакционной статьи являлась идеологической витриной газет «Фигаро», «Монд» и «Комба» («Combat»).

3. Жанр редакционной статьи, обогащенный литературным творчеством А. Камю, Р. Арона и Ю. Бёв-Мери, был формой выражения моральных и политических принципов авторов.

4. Модификация «прессы мнений» в качественной печати во второй половине XX в.

Эмпирической базой стали журналистские тексты А. Камю, Р. Арона и Ю. Бёв-Мери в "газетах «Монд», «Фигаро», «Комба», «Экспресс» и «Альже репюбликен» (Alger Républicain), а также отражение политической проблематики в таких газетах, как «Юманите» («L'Humanité») и «Попюлер» («Le Populaire»).

Теоретико-методологической базой исследования стали труды российских и французских авторов, имеющие отношение к данной теме. К основополагающим исследованиям относятся работы исследователей прессы: Шарончиковой JI.B., Аникеева В. Е., Грабельникова А.А., Тертычного А.А., К. Бландана, JI. Грейсамера, Б. Ремона, Ф. Риютора, Р. Рингут, Ж.-М. У тара, Ж.-Н. Жанненея, Ж. Жюлиара, П. Эвено, и др.; политологов и историков: Молчанова Н.Н., Арзаканян М.Ц., Ж.-П. Риу, Ф. Бозо, Ж. Эльжея, и др.; культурологов и философов: Бахтина M. М., Кагана М. С., Ц. Тодорова, и др.

Научная новизна работы состоит в изучении и включении в научный оборот значительного пласта ранее не исследованных источников — журналистских материалов, монографий и учебников на французском языке. Впервые были исследованы особенности деятельности политических журналистов и их роль в развитии как печати, так и общества, на основе творчества ведущих французских писателей и интеллектуалов XX в., таких как Альбер Камю, Раймон Арон и Юбер Бёв-Мери.

Теоретическая значимость исследования определяется, прежде всего, новизной и особенностью подхода к проблеме, введением в изучение истории французской прессы значительного количества ранее не известных и не изученных в России научных источников, рассмотрением роли и опыта крупнейших журналистов Франции в качестве образца работы политического журналиста.

Практическое значение. Результаты исследования могут представлять интерес для специалистов в области зарубежной журналистики, в частности для исследователей французской прессы. Материалы, представленные в работе, могут быть использованы при написании лекций, специализированных курсов,

при проведении занятий в высших учебных заведениях по специальности «История зарубежной журналистики».

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры теории и истории журналистики филологического факультета Российского университета дружбы народов. В рецензируемых научных журналах опубликованы статьи по теме исследования.

Структура работы определена ее целями и задачами, а также логикой исследования. Работа состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения и списка использованной литературы. Каждая глава работы сопровождается соответствующими выводами.

Основное содержание работы:

Во введении отражены актуальность, значимость, научная новизна и степень научной разработанности темы исследования, дается характеристика источников, указываются цель, задачи исследования, методы исследования, теоретическая и практическая значимость.

В первой главе «Четвертая республика Франции и ее пресса»

исследуются положение Франции после войны и в период Четвертой республики и наиболее узловые моменты ее внешнеполитического курса, рассматривается состояние прессы в эти годы и анализируются политические позиции наиболее авторитетных газет того времени, прежде всего «Фигаро» и «Монд».

В первом параграфе «Франция и ее место на мировой арене в период Четвертой республики» дается общая картина послевоенного положения Франции и обстоятельно рассматривается французская внешняя политика в ее ключевых моментах: отношения с США, отношения к созданию НАТО, к вопросу о перевооружении Германии, колониальные войны.

Вторая мировая война и немецкая оккупация явились одним из наиболее тяжелых и поворотных этапов во французской истории, повлекшим за собой коренные изменения во всех областях жизни страны. В результате войны Франция окончательно потеряла свою былую мощь и столкнулась с серьезными экономическими трудностями. Разбитая экономически, ослабленная политически и угнетенная морально, послевоенная Франция, являвшаяся недавно одной из мировых сверхдержав, оказалась перед лицом изменившегося мира, «поделенного» между двумя новыми доминирующими державами: СССР и США. В этом биполярном мире, усложнившемся и опасном вследствие возникшей «холодной войны», ей пришлось выбирать свой путь, который в определенной мере стал проамериканским.

Принятие французским правительством плана Маршалла в 1947 г. стало поворотным во французской внешней политике. В 1949 г. Французская республика вступила в НАТО, и это решение еще больше определило внешнеполитический курс страны, в том числе ее согласие, несмотря на сильное сопротивление всего французского общества, на возрождение

германского милитаризма. Следует указать на то, что существовали и вопросы, в решении которых Франция поступала независимо. Отметим, что колониальные войны и процесс деколонизации Франции сыграли существенную роль в ослаблении режима Четвертой республики и ее падении.

Пресса в этой ситуации продемонстрировала свои возможности в качестве дискуссионной площадки для обсуждения этих проблем.

Во втором параграфе «Французская пресса в послевоенное время и отражение внешней политики страны» проводится обзор и анализ послевоенного положения французской печати и отражения на ее страницах внешней политики страны - наиболее ключевых моментов, описанных в первом параграфе.

После освобождения от немецких оккупантов в 1944 г. в сфере печати произошли коренные изменения: были ликвидированы издания, которые «запятнали» себя коллаборационизмом, и запрещен выход в течение десяти лет тех газет и журналов, которые продолжали выходить легально при правительстве Виши. Из довоенных газет разрешение на выход получили только двадцать восемь, среди которых ушедшие в подполье парижские «Попюлер де Пари» («Le Populaire de Paris», орган СФИО), «Юманите» (газета ФКП), «Фигаро» и «Круа» («La Croix»).

Резкое уменьшение количества довоенных изданий было «компенсировано» появлением огромного количества новых, большинство которых было создано в подполье. Среди наиболее влиятельных газет, которые возникли во время или после войны, необходимо назвать «Комба» - газету левой некоммунистической интеллигенции, «Фран-тирер» («Franc-Tireur»), «Монд» и «Либерасьон» («Libération»).

Раскол, который произошел во французском обществе в начале «холодной войны», затронул и французскую прессу. Изучение политических линий национальных ежедневных газет Франции и анализ их публикаций свидетельствуют о сильных расхождениях в позициях изданий относительно внешней политики страны и ее отношений с США. Одни газеты выступают за атлантическую политику государства («Фигаро», «Фран-тирер», иногда «Попюлер»), другие против нее («Комба», «Юманите»), третьи проповедуют прокоммунистические принципы («Юманите»). Существуют и такие газеты, которые призывают правительство проводить политику нейтралитета («Монд»).

Принятый в 1947 г. план Маршалла французским правительством вызывает неоднозначную реакцию и провоцирует бурное обсуждение на страницах газет. Издания правого толка в большинстве своем поддерживают решение правительства и трактуют это событие как перспективное начало для объединения западных стран. Они предоставляют свои полосы политическим деятелям, управляющим страной, в качестве трибун для того, чтобы они объяснили позицию правительства, разъяснили причины, побудившие его принять американскую помощь. Наиболее отрицательно к предложению американского генерала отнеслась «Юманите», орган коммунистической партии.

Горячие дебаты развернулись вокруг решения страны вступить в НАТО. Такие влиятельные газеты, как «Монд», «Комба» и «Юманите», оказались в лагере противников принятия решения стать членом этой организации, тогда как «Фигаро» и «Попюлер» заняли позицию его сторонников.

Одним из ключевых моментов в международной политике того времени был вопрос о перевооружении Германии, инициатором которого выступили США. Это вопрос серьезно встал после создания НАТО и вновь вызвал острую полемику и бурные обсуждения на страницах печати. За исключением правой печати, почти все французские газеты высказались отрицательно в отношении этой идеи, опубликовали множество материалов, в которых предупреждали о том, что перевооружение Западной Германии стало бы очевидной угрозой миру на планете.

Следует отметить, что относительно важнейших колониальных вопросов, большинство газет так или иначе были единодушны: они выступали с критикой кровопролитной и оказавшейся бессмысленной войны в Индокитае и одобрили ее прекращение, однако в отношении Алжира и ее требований о независимости, в результате которых там также началась война, они были настроены враждебно, т.к. эта страна, в отличие от других колоний, являлась частью национальной территории Франции.

Третий параграф «Фигаро» и «Монд» как дискуссионная площадка по внешнеполитической проблематике» посвящен обзору и анализу политических линий двух наиболее влиятельных газет во Франции того периода - «Фигаро» и «Монд». Как писал французский исследователь К. Бландан, «их редакционные статьи наиболее цитируемы, их журналистов приглашают высказать свое мнение, их материалы задают тон: именно эти две газеты формируют общественное мнение».

Старейшая французская национальная газета «Фигаро», основанная в 1826 г., по политической позиции является традиционно правой газетой. В годы Четвертой республики «Фигаро» на своих страницах проводила антикоммунистическую и проамериканскую кампанию (в частности приветствовала принятие плана Маршалла, поддерживала атлантическую политику правительства, вступление страны в НАТО и перевооружение Германии и выступала за развитие франко-американских отношений во всех сферах). Именно на страницах «Фигаро» чаще всего появлялись статьи государственных деятелей, дипломатов (и не только французских), западных, особенно американских журналистов, которые, соответственно, защищали правительственные и проамериканские взгляды. Роль политических журналистов в данном случае была очень значительной.

Отметим, что судьбу «Фигаро» в период Четвертой республики, и после него, до 1964 г., определял Пьер Бриссон. Он привлек к сотрудничеству в «Фигаро» талантливых и влиятельных журналистов, писателей, блестящих мастеров слова, придавая при этом важное значение различию их личностей. В сплоченную команду обновленной, послевоенной «Фигаро» вошли, прежде всего, Р. Арон, П. Газотт, Л. Габриэль-Робине, А. Зигфрид, Р. Рур, Р. Массип, М. Габили, С. Бромберже, Ж.-Ж. Готье

Другим крупнейшим национальным печатным изданием, с которым «Фигаро» часто вступала в полемику, была газета «Монд», созданная в 1944 г. по указанию Шарля де Голля и быстро превратившаяся под руководством Юбера Бёв-Мери во влиятельную газету, предоставляющую полную и качественную информацию, прежде всего, для высших слоев французского общества и мировой общественности. В таком качестве она приобрела невиданную популярность у своих читателей, включая читателей за рубежом. По отношению к двум сформировавшимся в результате «холодной войны» военным блокам «Монд» занимает нейтральную позицию, ратуя за независимую (насколько это возможно в их положении) Францию и Европу.

Опыт этой газеты в истории французской прессы уникален, и в этом неоценимая заслуга ее директора, Юбера Бёв-Мери. «Монд» периода Четвертой республики удавалось сохранять одновременно политическую, финансовую и моральную независимость. Деятельность «Монд» в годы Четвертой республики представляет собой пример верности истинным заповедям журналистики.

Во второй главе «Роль журналистов как социальных акторов в политической коммуникации» исследуется журналистская деятельность Раймона Арона, Юбера Бёв-Мери и Альбера Камю в качестве политических журналистов.

В первом параграфе «Журналистский путь Раймона Арона: тридцать лет в «Фигаро» анализируются журналистский путь и политические взгляды выдающегося французского мыслителя, политолога, социолога, философа Раймона Арона (1905 - 1983), который более тридцати лет сотрудничал в газете «Фигаро», выступая с редакционными статьями два раза в неделю и определяя позицию издания относительно большинства вопросов политического характера, в первую очередь — международных событий и связанных с ними внешней политики Франции.

Арон выступал в поддержку государства в отношении США, когда правительство присоединялось к американской политике, или часто сам рекомендовал ему согласиться с действиями и предложениями Соединенных Штатов, поддержать те или иные их решения, касающиеся Франции. Соответственно, он выступал за то, чтобы его страна занимала американскую сторону в «холодной войне». Если для многих интеллектуалов такой выбор правительства воспринимался как вынужденный, то Арон искренне поддерживал американцев и был уверен в положительных плодах франко-американского союза. Изучая его статьи, написанные в период Четвертой республики, в которых речь идет о Соединенных Штатах, можно прийти к заключению, что Арон всегда во всех отношениях видел в американцах друзей французов (формальным примером может служить нередкое употребление выражения «наши друзья»).

Следует отметить следующий факт, оказавшийся для него и для его мировосприятия поворотным событием и воздействовавший на формирование его политических принципов и взглядов. Во время своего пребывания в Германии в начале 30-х гг. он стал свидетелем прихода к власти нацистов и присутствовал, в мае 1933 г., при аутодафе, одном из массовых сожжений книг,

организованном нацистским режимом. Это «убийство» мысли произвело на него неизгладимое впечатление и на всю жизнь внушило отвращение к тоталитарным режимам, к которым он отнес впоследствии и советский, или, как в то время его называли французы, «сталинский» коммунизм. Данное событие навсегда отвратило его также от пацифистских идей, которых он придерживался, а также - от социалистов.

В течение жизни Арон не переставал спрашивать себя, что он должен делать как гражданин, как француз, - эти вопросы каждый раз будут становиться побудительной силой для совершения всех его действий. Его довоенные философские работы, его роль во время Второй мировой войны как идейного вдохновителя газеты «Ля Франс либр» («La France libre»), его многосторонняя активность в качестве преподавателя, журналиста, протагониста либеральных идей с момента Освобождения и до конца жизни -все перечисленное отвечало стремлению Арона быть активным участником политической и общественной жизни и сделать от него все зависящее для того, чтобы способствовать наиболее благоприятному для Франции, Европы и остальных демократических стран пути развития. Ни одна значительная проблема его эпохи — будь то индустриальное общество, вопрос о коммунизме, будущее демократий, война и мир, «холодная война», ядерная проблема - не оставила его равнодушным и не избежала детального изучения с его стороны. Арон остро чувствовал свою причастность как личности и как гражданина к Истории. В этом крылась главная причина его политической активности как журналиста на стороне правящих кругов, что противоречило левым взглядам других интеллектуалов. Арон подчеркивал необходимость активного участия в государственных делах и одновременно ответственности, здравого смысла и независимости журналистов, интеллектуалов.

Однако принятое мнение о том, что Арон в своей многосторонней деятельности всегда придерживался правых взглядов, не совсем соответствует истине, и многие его выступления опровергают правомерность такого суждения. Более справедливым представляется мнение, что Арон был либералом-антиконформистом в его отношении к правым и к левым и в его трактовке происходящих событий. Он мог сказать то, что ни правые, ни левые не осмеливались сказать. Наиболее ярко об этом свидетельствует его работа «Алжирская трагедия», в которой он впервые говорит о необходимости предоставления независимости Алжиру. Это эссе, написанное во второй половине 50-х гг., вызвало резонанс в обществе. Многие интеллектуалы, придерживавшиеся других политических взглядов относительно этого болезненного для Франции вопроса, его соратники по правому лагерю выразили свое негодование. Во всех газетах появились критические статьи, направленные против выступлений Арона.

Журналистика, которой занимался Арон, - далеко не ремесленная работа и требовала специальных глубоких знаний относительно области, в которой журналист специализируется (в частности, это касается политической сферы), определенной предрасположенности ума и постоянного его развития, способности к серьезному анализу, интерпретации и прогнозированию,

исключительной ответственности и чуткости, проницательности и неравнодушия к разбираемым проблемам.

Во втором параграфе «Мораль и политика — творческое кредо Юбера Бёв-Мери» рассматривается и анализируется журналистская деятельность основателя и первого директора газеты «Монд» Юбере Бёв-Мери (1902-1989), благодаря кому она достигла столь высокого статуса и завоевала уважение и признание на мировом уровне. Значение личности Бёв-Мери в истории журналистики и его вклад в развитие качественной прессы неоценимы.

Отметим такой факт в его биографии, который повлиял на духовную и нравственную сторону его личности: Бёв-Мери все детство и отрочество провел в окружении священнослужителей, которые содействовали его воспитанию и способствовали его учебе. Кроме того, на его нравственное и интеллектуальное развитие особое воздействие оказала личность французского поэта и эссеиста Шарля Пеги (1873-1914), убеждения которого станут для него своеобразным ориентиром в жизни и в журналистике. В своей журналистской деятельности, в частности во всем, что касается «Монд», для него и «его журналистов», сотрудников газеты, высказывание Пеги будет служить негласным правилом: «Говорить правду, всю правду, ничего кроме правды, говорить глупо, если правда глупая, скучно, если правда скучная, грустно, если правда грустная...».

Особенным периодом в жизни Бёв-Мери стало его временное пребывание в качестве преподавателя права в Праге в конце 20-х — 30-е гг. Именно там он начал сотрудничество во французских газетах, специализируясь преимущественно в области политики. Этот период стал временем его профессионального становления и способствовал проявлению в его личности таких неотъемлемых качеств политического журналиста, как аналитический ум, дальновидность, чутье и способность к прогнозированию, умение предвидеть возможные повороты в актуальных событиях и предугадать предстоящие явления. Кроме того, этот период представляет нам образ журналиста, который не подчинялся редакторским указаниям, если они противоречили его моральному кодексу и политической позиции, и который не позволял искажать предоставляемые им информацию и анализ. В таких случаях Бёв-Мери предпочитал уход из издания, нежели предательство своих принципов. Другим значительным фактом в этот «пражский» довоенный период была поездка Бёв-Мери в 1932 г. в СССР, которая оставила неизгладимый след в его душе и навсегда определила его отрицательное отношение к советской власти и его антикоммунизм.

Следует отметить некое интеллектуальное одиночество Бёв-Мери, отсутствие в его профессиональном окружении настоящих единомышленников, разделяющих его взгляды как в отношении политики Франции, так и относительно моральных ценностей и идеалов в целом. Подчеркнем, что для него политика без морали была невозможна. Газету «Монд» Бёв-Мери воспринял как свою миссию, которая обязывала его способствовать обновлению духовного климата в стране, пережившей сильный моральный упадок, разочарование в собственных силах, способствовать пониманию истинных нравственных ценностей, просвещению и правильному направлению

французов, в частности, нового поколения, воспитанию в них воли к интеллектуальному и внутреннему росту, который один способен помочь возрождению Франции. В своих статьях Бёв-Мери выступал за независимую и самодостаточную Францию и Европу, при этом объективно оценивая сложившуюся реальность и понимая, что возможность возродить прежнюю Великую Европу представляется маловероятной.

Наиболее важными в деятельности Бёв-Мери в качестве политического журналиста были его редакционные статьи, подавляющее большинство которых посвящены французской политике, будь то внутриполитическая жизнь, внешнеполитический курс страны, европейская политика или, например, даже проблема справедливости в политике. Важно отметить, что значительная часть его статей в рассматриваемый нами период была написана в 1947-1949-е гг. и 1954-м г., т.е. в наиболее решающие годы Четвертой республики. Укажем на то, что по отношению к проблеме «холодной войны» Бёв-Мери занимал так называемую «нейтралистскую» позицию, которую подвергали критике как коммунисты, так и интеллектуалы, ратующие за проамериканский внешнеполитический курс государства.

Благодаря изучению и анализу личности и убеждений Бёв-Мери, его духовного и журналистского пути в жизни, мы увидели портрет журналиста патриотичного, трезвомыслящего, проницательного, неподкупного, непоколебимого, верного своим моральным принципам и долгу.

В третьем параграфе «Камю-журналист: манифестация правды и человеческого достоинства» исследуется деятельность в качестве политического журналиста такого известного и необыкновенно талантливого французского писателя прошлого века, лауреата Нобелевской премии по литератур« 1957 г., как Альбер Камю (1913-1960).

Камю родился и вырос в Алжире, где он и начал заниматься журналистикой. Однако в 1940-м г. после очередного скандала, который вызвал его материал, навлекший гнев представителей колониального правительства, Камю попал в «черный список» и вынужден был уехать во Францию, т.к. никакой возможности найти работу у себя дома у него отныне не было. Но, хотя всю оставшуюся жизнь он прожил во Франции, часть его души всегда принадлежала родному и страждущему Алжиру, за который он не переставал беспокоиться и за настоящее и будущее которого он постоянно боролся. Он никогда не оставался в стороне от происходящего в этой стране. Отметим, что все последующие алжирские события, алжирская война за независимость, начавшаяся в 1954 г., свидетельствуют об обоснованности его многочисленных предостережений и сигналов.

Камю стоит у истоков качественной французской прессы, хотя изначально у него не было намерения становиться журналистом. Причиной прихода в профессию была необходимость в источнике дохода, так как на карьере преподавателя философии, в дополнение к писательскому ремеслу, был поставлен крест из-за состояния здоровья. Неизлечимая в то время болезнь навсегда отразилась на мировосприятии писателя, наиболее явственно выразившегося в рассмотренном им понятии абсурда. Столь рано почувствовав

угрозу смерти, будучи жизнелюбивым, полным надежд и стремлений, обладающим неординарным умом и талантом, ясно осознав обреченность жизни, ее неминуемый конец, Камю считает, что мир, в котором живет человек, абсурден. Единственное, что имеет смысл на этой земле, во что следует верить и ради чего стоит бороться, - это человек. Камю называл себя артистом, а высшая задача истинного артиста - служить людям. И именно человеколюбием, неустанной верой в человека проникнуты журналистские статьи Камю.

Первая газета, в которой начал сотрудничать Камю в 1938 г., была «Альже репюбликен». Газета стала для молодого Камю своего рода школой журналистики. Камю в самое короткое время стал одним из ведущих журналистов газеты, обладающий собственным стилем и собственными взглядами.

Вовлеченный в журналистику по необходимости, Камю в итоге по-настоящему увлекся своей работой и проникся пониманием ее важности. Его привлекало ощущение некой свободы, возможности открыто выразить свои мысли, убеждения, принимать активное участие в решении политических, социальных, человеческих проблем, остро чувствовать свою причастность к действительности. Независимый подход, ясное изложение своих взглядов и занимаемой позиции, неповерхностный анализ, трезвая оценка событий, смелая критика назревших проблем, небезразличное отношение к рассматриваемым темам выделяли его работы на фоне других материалов алжирской прессы. Его статьи и репортажи, обнаруживающие далеко не радостную правду о происходящем в Алжире и содержащие призыв к действиям, вызывали недовольство колониальных властей и их сторонников, подвергались нападкам со стороны цензуры. Наиболее важной работой Камю в этот период была серия репортажей «Нищета в Кабилии», опубликованная с 5 по 15 июня 1939 г.

В годы Второй мировой войны Камю был сначала главным редактором, а потом и директором газеты «Комба». Здесь были опубликованы его знаменитые «Письма к немецкому другу» (1943-44 гг.). После Освобождения в июне 1944 г. подпольная пресса начинает издаваться легально, появляются новые печатные издания. Очень быстро возникает тенденция к коммерциализации прессы, которой не поддаются лишь редкие газеты, такие, как «Комба». Ее редакция во главе с Камю считала своим долгом издавать свободную от денежной и политической зависимости газету. Вместе со своей командой Камю стремился претворить в жизнь то, ради чего многие отдали свою жизнь, мечтал о том, чтобы способствовать моральному обновлению страны, созданию настоящей народной демократической республики, основанной на принципах справедливости и свободы - ключевых понятиях для Камю. Отметим, что Камю много размышлял о деятельности прессы, и плоды своих размышлений он излагал, в первые послевоенные годы, на страницах «Комба».

Однако начальный оптимизм вскоре сменяют разочарования, боль, гнев, вызванные как проводимой политикой государства, деятельностью политических партий и их сторонников, так и происходящими внутри и за пределами страны событиями. Многие статьи Камю проникнуты горечью и

возмущением, нередко можно ощутить чувство бессилия, которое охватывает его перед непониманием людей. Однако, вопреки всему, Камю даже не помышляет о том, чтобы сдаться и отойти в сторону. Он будет продолжать бороться, протестовать, пытаться отрезвить и направить, просветить и предупредить.

Камю был одним из немногих представителей западной интеллигенции, кто публично осудил бомбардировку американцами Хиросимы и Нагасаки 6 и 8 августа 1945 г. О своем отношении он написал в одной из своих знаменитых и наиболее цитируемых статей, которая вошла в цикл редакционных статей под заголовком «Мораль и политика» и была напечатана 8 августа 1945 г. Его статья резко выделялась на фоне множества наполненных энтузиазмом материалов СМИ, которые восприняли событие как конец войны и прогресс науки, отмечали только те большие возможности, которые оно сулит. Позицию Камю резюмирует одна фраза: «Механизированная цивилизация только что достигла последней стадии своего варварства». Сам факт того, что наука могла послужить «организованному убийству», не мог его не поразить. После японских событий Камю пришел к выводу, что единственная вещь, которая заслуживает борьбы, - это мир на земле, насколько утопичной ни выглядела бы его победа. Следует всеми доступными средствами, в том числе с помощью журналистики, разоблачать и сражаться против тех, кто представляет угрозу человечеству, для кого люди являются лишь пешками в их политической игре и борьбе за власть.

В 1948 г. в «Комба» был опубликован ряд статей, объединенных под названием «Ни жертвы, ни палачи», где Камю, в частности, писал о том, что техничный XX в. - это век страха, который держит всех в подчинении, век, где миром правит сила, деньги и безверие, где увеличились способы массового уничтожения людей, где человеческая жизнь лишена своей ценности, распространяется цинизм и равнодушие, где никто не слышит просьб и предупреждений, где человек теряет способность откликаться на страдания другого. Камю вопрошал: «Да или нет, прямым образом или косвенно вы хотите быть убиты или стать жертвами насилия? Да или нет, прямым образом или косвенно вы хотите убивать или применять насилие?». Отрицательный ответ на оба вопроса и определяет тех, кто, как и Камю, ищут третий путь в создавшейся ситуации, путь, который не позволит людям быть в плену (духовном или физическом), обеспечит им свободу и справедливость, объединит их под знаменем гуманизма.

Сегодня слова Камю звучат очень актуально. Камю, наверное, навсегда останется одним из немногих журналистов, которые всегда воспринимали все происходящие события, касающиеся человека, очень близко к сердцу, и было не важно, о ком шла речь, кто пострадал - коммунист ли, капиталист ли, важным было только не позволить свершиться несправедливости. Он всегда был в первую очередь человеком. Журналистские работы Камю читать нелегко: невозможно не реагировать на его искренние слова, не проникнуться его беспокойством и болью; он заставляет быть требовательным к себе, обратиться к своей совести, - не случайно его называют «совестью Запада». Истинный

журналист всегда должен верить в то, что он способен оказать влияние, воздействовать, помочь, он должен подвергать все критике, но не имеет права на цинизм, иначе ему нечего делать в профессии. Это, на наш взгляд, самое важное напутствие Камю для всех журналистов, независимо от времени и страны.

В третьей главе «Жанровое разнообразие французской печати»

проводится обзор и анализ понятия «жанр» в журналистике, жанровой палитры французской периодической печати и значения и трансформации жанра «редакционная статья».

В первом параграфе «Значение понятия «жанр» в палитре журналистского творчества» рассматривается понятие «жанр», его значение и актуальность.

Каждый жанр является способом отражения действительности и формой организации журналистского текста. Выбор того или иного жанра обуславливается необходимостью решить определенную творческую задачу. В теорию журналистики понятие «жанр» пришло из искусствоведения и литературоведения, а роль последней в исследовании жанра - и это касается в особенности российского литературоведения - неоценима.

Во втором параграфе «Жанры французской периодической печати» исследуется жанровая палитра прессы Франции, ее особенность, история развития и значимость.

Во французской теории журналистики вопрос о жанрах пока малоизучен. Журналистские жанры и их исследование привлекли внимание специалистов лишь в последней четверти прошлого столетия. Даже само понятие «журналистские жанры» появилось в теории французской журналистики в 70-е гг. ХХ-го в., хотя сами они возникли и использовались во французской журналистике намного раньше. На формирование и развитие французских жанров оказала, в частности, влияние литература, обусловившая оригинальность и богатство всей французской журналистики в целом. На сегодня существуют различные жанровые классификации, но наиболее распространенной является деление жанров на две следующие группы: в основе первой лежит информация (ее можно назвать «информационной», следуя российской типологии, а в основе второй - анализ, интерпретация, комментарий, суждение... Обзор истории развития жанров во французской печатной прессе показал, что если в первой половине и середине Х1Х-го в. наблюдается восход и популярность так называемой «прессы мнений» и, соответственно, аналитических жанров, то начиная со второй половины века они уступают место «прессе новостей» и информационным жанрам, среди которых особое место занимает жанр репортажа.

В третьем параграфе «Редакционная статья как особый жанр журналистского творчества» проводится обзор такого жанра, как редакционная статья, которая являлась наиболее видным образцом французской прессы, примером ее самобытности. Жанр во Франции появился в XVIII в., но само его определение - только в середине Х1Х-го. Традиционно редакционная статья представляла собой материал, выражающий точку зрения

редакции относительно злободневного вопроса, чаще всего политического характера. Редакционной статье, в отличие от других жанров мнений, придавался официальный характер, а такое положение возлагало на автора особую ответственность: редакционная статья имела отношение не только к одному журналисту - она затрагивала всю редакцию, которая «делегировала» миссию представлять ее позицию одному из своих членов. Автор редакционной статьи долгое время занимал привилегированное положение в издании и пользовался особым авторитетом в журналистской и интеллектуальной среде, его слово имело вес и его тексты цитировали. Само значение редакционной статьи во многом зависело от авторского авторитета и влияния. Каждая редакционная статья отличалась особенным авторским стилем. В профессиональном сознании журналистов редакционная статья всегда являлась примером высшего пилотажа и выходила за рамки стандартных правил подготовки материала (которые предписывались, например, учебниками по журналистике для студентов). Отметим, что она являлась наиболее ярким примером воздействия литературы на журналистские жанры.

В данном случае следует указать на то, что литераторы, а также политические деятели традиционно входили в число авторов французских газет - это была повсеместная практика. На наш взгляд, редакционная статья до недавних пор являлась тем жанром, который выделял французскую прессу в истории мировой журналистики именно благодаря его литературному богатству и политической активности авторов. Она представляет собой яркую черту политической журналистики, именно поэтому мы ставим ее во главу угла в нашем исследовании.

Цель редакционной статьи обычно заключалась в том, чтобы пробудить и убедить читателя и побудить его в определенной степени к действиям. Редакционная статья представляет собой один из наиболее важных жанров политической журналистики. И именно с помощью этого жанра анализировали действительность, выражали свои взгляды и боролись за свои политические убеждения Альбер Камю, Юбер Бёв-Мери и Раймон Арон. С конца прошлого века он претерпевает значительные изменения: он больше не является рупором газеты и постепенно превращается в нейтральный холодный аналитический материал, лишенный яркой авторской индивидуальности и опирающийся, согласно исследованиям, преимущественно на «чужие» мнения.

В заключении подведены итоги результатов исследования и сформулированы основные выводы.

Библиография насчитывает 216 источников.

Основные положения диссертационного исследования изложены автором в следующих научных публикациях:

1. Вахидова Р. А. Человек из страны «Монд». Жизнь Юбера Бёв-Мери. // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика. - М.: РУДН, 2012. - № 1. - С. 120-127.

2. Вахидова Р. А. Журналистский путь Альбера Камю. // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика. - М.: РУДН, 2013. - № 1. - С. 97-107.

3. Вахидова Р. Публицистическая деятельность Раймона Арона и его политические взгляды в годы Четвертой республики во Франции (1946 - 1958). // Журналистика и общество: сборник научных трудов. // Альманах кафедры теории и истории журналистики РУДН. - М.: РУДН, 2012. - № 14. - С. 80-92.

Вахндова Рухшона Абдушукуровна (Таджикистан)

Политические журналисты Франции в период Четвертой республики

(1946-1958)

Диссертационное исследование посвящено творчеству и роли французских политических журналистов в годы Четвертой республики (19461958) на примере журналистской деятельности таких известных и выдающихся писателей и интеллектуалов Франции прошлого столетия, как Альбер Камю, Раймон Арон и Юбер Бёв-Мери. Особое внимание при этом было уделено тематическим и жанровым характеристикам журналистского творчества Камю, Арона и Бёв-Мери. Также изучены положение и политические позиции газет того периода, на страницах которых выступали вышеперечисленные журналисты.

Vakhidova Rukhshona Abdushukurovna (Tajikistan) The French political journalists in days of the Fourth republic (1946-1958)

Dissertation research is devoted to creativity and a role of the French political journalists in days of the Fourth republic (1946-1958) on the example of journalistic activity of such known and outstanding writers and intellectuals of France of last century, as Albert Camus, Raymond Aran and Hubert Byov-Mary. The special attention was thus paid to thematic and genre characteristics of journalistic creativity of Camus, Aran and Byov-Mary. Situation and political positions of newspapers of that period on which pages above-mentioned journalists acted are also studied.

Подписано в печать:

25.10.2013

Заказ № 8971 Тираж - 100 экз. Печать трафаретная. Типография «11-й ФОРМАТ» ИНН 7726330900 115230, Москва, Варшавское ш., 36 (499) 788-78-56 www.autoreferat.ru

 

Текст диссертации на тему "Политические журналисты Франции в период Четвертой республики"

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

На правах рукописи

04201364836

ВАХИДОВА Рухшона Абдушукуровна

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЖУРНАЛИСТЫ ФРАНЦИИ В ПЕРИОД ЧЕТВЕРТОЙ РЕСПУБЛИКИ (1946 -1958)

Специальность 10.01.10- Журналистика

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель — доктор социологических наук, профессор Федотова Л.Н.

Москва, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3

Глава I. Четвертая республика Франции и ее пресса...................................8

1.1. Франция и ее место на мировой арене

в период Четвертой республики.........................................................................8

1.2. Французская пресса в послевоенное время и отражение внешней политики страны................................................................................................27

1.3. «Фигаро» и «Монд» как дискуссионная площадка по внешнеполитической проблематике................................................................38

Глава II. Роль журналистов как социальных акторов в политической коммуникации.......................................................................61

2.1. Журналистский путь Раймона Арона: тридцать лет в «Фигаро»..........61

2.2. Мораль и политика — творческое кредо Юбера Бёв-Мери.....................81

2.3. Камю-журналист: манифестация правды и

человеческого достоинства.............................................................................100

Глава III. Жанровое разнообразие французской печати..........................119

3.1. Значение понятия «жанр» в палитре журналистского творчества......119

3.2. Жанры французской периодической печати.........................................129

3.3. Редакционная статья как особый жанр журналистского творчества.. 147

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................165

БИБЛИОГРАФИЯ............................................................................................170

ВВЕДЕНИЕ

Политика всегда будет привлекать и интересовать общество, поскольку она во многом отражает суть внутренней и внешней жизни страны. От политики всегда будет зависеть персонализированный состав правительств, она является сутью всех предвыборных баталий и дебатов, от нее зависит, по большому счету, жизнь самого правительства - и она всегда будет важной составной частью журналистики.

Наше исследование ставит во главу угла политическую жизнь Франции, как она была представлена на страницах прессы в наиболее драматический этап истории страны. В жизни французской прессы были периоды особой важности, которые служили проверкой ее верности профессиональному долгу, стимулировали ее развитие и обуславливали ее идеологическую позицию и роль в общественно-политической жизни Франции. Одним из таких периодов были годы Четвертой республики (1946 -1958 гг.).

Актуальность исследования. Период Четвертой республики явился годами сложнейших испытаний для Франции. Страна после Второй мировой войны потеряла свое положение сверхдержавы и была ослаблена во многих аспектах - моральном, финансовом, военном. Эти годы во многом определили внешнюю политику страны на ближайшие полвека - мы и сегодня можем наблюдать плоды принятых в то время важных и ключевых политических решений. И эти годы подарили истории политической журналистики - и не только французской, но и мировой - плеяду выдающихся личностей, которые воплощали своей деятельностью лучшие образцы журналистского мастерства и следования профессиональному долгу, неотъемлемой частью которого всегда являлась высокая мораль и самоотверженное служение обществу. Эти журналисты являлись акторами общественно-политической жизни Франции, никогда не оставались в стороне от важнейших и ключевых событий, происходящих в стране и мире, всегда

выступали с глубоким комментарием, анализом и суждением по поводу того или иного факта, явления.

Франция всегда славилась именами писателей и мыслителей, которые оставили заметный след во французской журналистике и способствовали ее самобытности. И период Четвертой республики не стал исключением. Среди истинных журналистов этой эпохи следует, прежде всего, назвать такие выдающиеся умы, как Франсуа Мориак (1885 - 1970), Жан-Поль Сартр (1905 - 1980), Пьер Бриссон (1896 - 1964), Пьер Видаль-Наке (1930 - 2006), Жан Даниель (р. в 1920 г.) и, безусловно, Альбер Камю (1913 - 1960), Юбер Бёв-Мери (1902 - 1989) и Раймон Арон (1905 - 1983). Именно деятельность А. Камю, Ю. Бёв-Мери и Р. Арона в качестве политических журналистов нами была избрана в качестве темы исследования. Все вышеупомянутые обстоятельства уже позволяют говорить об актуальности нашей работы. Именно поэтому в последние годы особый интерес и внимание в интеллектуальных кругах страны стала привлекать журналистская деятельность Альбера Камю, которая до недавнего времени оставалась малоизученной в самой Франции; неслучайно в течение 2000-х гг. стало появляться все больше и больше работ, посвященных журналистскому творчеству Юбера Бёв-Мери; неслучайно труды Арона, включая двухтомный сборник его статей, написанных в «Фигаро», не сходят с полок книжных магазинов во Франции и вновь и вновь становятся предметом обсуждения и изучения. Журналистская деятельность этих выдающихся личностей представляет собой сегодня исключительную важность, воплощая саму суть профессии, способствует ее пониманию и служит наглядным примером того, что, несмотря ни на какие трудности, преграды и испытания, журналистам возможно и должно оставаться верным своему профессиональному долгу и кодексу чести.

Объектом исследования является деятельность французских журналистов — А. Камю, Р. Арона и Ю. Бёв-Мери в период Четвертой республики во Франции.

Предметом исследования является тематические и жанровые характеристики журналистского творчества А. Камю, Р. Арона и Ю. Бёв-Мери.

Цель работы заключается в том, чтобы изучить особенности журналистского пути, политических взглядов и моральных убеждений крупнейших французских журналистов А. Камю, Р. Арона и Ю. Бёв-Мери в годы Четвертой республики во Франции.

Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть ключевые моменты в политической жизни Франции в годы Четвертой республики, в том числе во внешней политике страны.

2. Дать общую картину состояния французской прессы в послевоенное время и исследовать политические позиции качественных ежедневных газет по отношению к наиболее важным и поворотным этапам жизни страны и мира.

3. Проанализировать политическую линию старейшей французской ежедневной газеты «Фигаро», подход газеты «Монд» по отношению к внешней политике страны, поскольку и «Фигаро», и «Монд» были площадкой деятельности вышеупомянутых журналистов.

4. Исследовать 30-летнюю журналистскую деятельность Раймона Арона как выразителя политической позиции «Фигаро».

5. Изучить жизнь и личность Юбера Бёв-Мери как морального авторитета на посту руководителя газеты «Монд»; принципы его журналистского творчества.

6. Проанализировать журналистское творчество Альбера Камю, его моральные и политические убеждения и его роль в развитии прессы.

7. Рассмотреть тематику редакционных статей «Фигаро» и «Монд» как идеологическую витрину этих изданий.

8. Рассмотреть жанры французской периодической печати, включающих жанр «редакционная статья»; трансформацию этого жанра на протяжении ряда лет.

Методологической основой исследования послужили принципы структурно-функционального, сравнительно-исторического и

типологического анализа эмпирического материала, собранного автором. При этом автор использовал специфические методы анализа, такие, как лингвистический анализ текстов и контент-анализ.

Эмпирической базой стали журналистские тексты А. Камю, Р. Арона и Ю. Бёв-Мери в газетах «Монд», «Фигаро», «Комба», «Экспресс» и «Альже репюбликан», а также отражение политической проблематики в таких газетах, как «Юманите» и «Попюлер».

Теоретико-методологической базой исследования стали труды российских и французских исследователей, имеющие отношение к данной теме. К наиболее основополагающим исследованиям относятся труды: Шарончиковой JI.B., Молчанова H.H., Бахтина М. М., Тертычного A.A., Аникеева В. Е., Ворониной Е. А., Арзаканян М. Ц., Ц. Тодорова, Селле Д., К. Бландана, JI. Грейсамера, Б. Ремона, Н. Бавереза, Шарона Ж.-М., П. Эвено, О. Тодца, Ф. Риютора, Р. Рингут, И. Рошана, Д. Рюеллана и др.

Научная новизна работы состоит в изучении и включении в научный оборот значительного пласта ранее не исследованных источников — журналистских материалов, монографий и учебников на французском языке. Впервые были исследованы особенности деятельности политических журналистов и их роль в развитии как печати, так и общества, на основе творчества ведущих французских писателей и интеллектуалов XX в., таких как Альбер Камю, Раймон Арон и Юбер Бёв-Мери.

Теоретическая значимость исследования определяется, прежде всего, новизной и особенностью подхода к проблеме, введением в изучение истории французской прессы значительного количества ранее не известных и не изученных в России научных источников, рассмотрением роли и опыта

крупнейших журналистов Франции в качестве образца работы политического журналиста.

Практическое значение. Результаты исследования могут представлять интерес для специалистов в области зарубежной журналистики, в частности для исследователей французской прессы. Материалы, представленные в работе, могут быть использованы при написании лекций, специализированных курсов, при проведении занятий в высших учебных заведениях по специальности «История зарубежной журналистики».

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры теории и истории журналистики филологического факультета Российского университета дружбы народов. В рецензируемых научных журналах опубликованы статьи по теме исследования.

Объем и структура диссертации определена ее целями и задачами, а также логикой исследования. Работа состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения и списка использованной литературы. Каждая глава работы сопровождается соответствующими выводами.

Глава I. Четвертая республика Франции и ее пресса

1.1. Франция и ее место на мировой арене в период Четвертой

республики

Вторая мировая война и немецкая оккупация явились одним из наиболее тяжелых и поворотных этапов в истории Франции, повлекшим за собой коренные изменения во всех областях жизни страны. Катастрофическое состояние экономики, военная уязвимость, крайне сложное внутриполитическое положение, угнетенная моральная обстановка, раскол общества на «своих» и «предателей» - все эти факторы характеризовали внутреннее положение Франции после Освобождения и определяли также слабость ее международных позиций. Как писал де Голль в своих военных мемуарах, для союзников в лице американцев и британцев «Франция уже перестала быть великой державой»1. Показательным в этом отношении являлось намерение Рузвельта подчинить освобожденную Францию, так же, как, и, например, Голландию и Италию, администрации англо-американского военно-административного органа АМГОТ2, созданного в 1943 г. для управления освободившимися территориями в период Второй мировой войны. Но решительные и незамедлительные действия де Голля, который действовал с молниеносной скоростью для того, чтобы установить контроль над страной, воспрепятствовали этим планам и заставили мир признать Временное правительство Французской республики, созданное 3 июня 1944 г. до основания нового политического режима, новой республики. Официально в качестве временного правительства Французской республики оно было признано США, Великобританией и Канадой по согласованию с СССР 23 октября 1944 г.

1 Де Голль Ш. Военные мемуары. Призыв (1940-1942 гг.). - М.: Изд-во Иностранной литературы, 1957. - С. 26.

2 AMGOT, от первых букв англ. Allied Military Government of Occupied Territory - Союзная военная администрация на оккупированных территориях. - URL: httD://slovari.vandex.ru/dict/bse/article/00002/58800.htm

В новой партийно-политической системе послевоенной Франции ведущую роль играли партии социалистов и коммунистов и новая партия — Народно-республиканское движение (МРП1), поддерживающее Шарля де Голля, председателя Совета Министров Франции (Временного правительства). Эти партии набрали большинство голосов на выборах 1945 г. и сформировали Национальную Ассамблею, которая подготовила Конституцию будущей Четвертой республики. Однако, если партии были едины в период борьбы за освобождение страны, то теперь в идейном плане они разошлись, их политические концепции и взгляды не совпадали и между ними все чаще и чаще происходили разногласия и столкновения. Особенно следует отметить конфликты большинства с деголлевцами, которые стремились к установлению диктаторского режима в стране, республики так называемого президентского типа . После одного из таких конфликтов (на этот раз - по вопросу расширения военного бюджета) де Голль, 20 января 1946 г. ушел в отставку, осуждая стремление большей части политиков основать республику, близкую к ликвидированной Третьей, т.е. республику парламентского типа со слабой президентской властью. Впоследствии, в результате референдума, в октябре 1946 г. Учредительное собрание приняло проект новой Конституции, которая действительно была близка к Конституции Третьей республики, но, сохраняя двухпалатную структуру парламента, она, в отличие от предыдущей, усиливала власть президента.

Период Четвертой республики в целом характеризуется следующими чертами:

— крайней внутриполитической нестабильностью вследствие сильной оппозиции в лице коммунистов и созданного в 1947 г. де Голлем политического движения RPF («Объединение французского народа»); показательным является то, что в течение с 1946 по 1958 гг. сменилось 11

1 Mouvement Républicain Populaire.

2 Молчанов Н.Н. Внешняя политика Франции (1944 - 1954). - М.: Изд-во Политической литературы, 1959. - С. 26.

правительств, некоторые из них функционировали не более нескольких месяцев и дней;

- колониальные войны и процесс деколонизация Франции, которые сыграли существенную роль в ослаблении режима Четвертой республики и привели к ее падению;

- экономическая и, вслед за этим, внешнеполитическая зависимость от США, в результате которой Франция вступила в Северо-Атлантический Союз и, таким образом, заняла американскую сторону в холодной войне;

- восстановление экономики страны и ее постепенный рост благодаря американской помощи («план Маршалла») и вместе с тем не поддающаяся контролю инфляция;

- создание при инициативе Франции международной организации Европейского объединения угля и стали (ЕОУС);

- создание при инициативе Франции Европейского экономического сообщества (ЕЭС), переименованного с 1993 г. в Европейское сообщество и являющегося сегодня одним из трех опор Европейского союза;

- вступление Франции в ООН, несмотря на то, что это событие произошло в 1945 г.

Четвертая республика оставила после себя образ слабого и инертного режима и заслужила в большинстве случаев отрицательные суждения и оценку, а некоторое число положительных факторов в жизни и развитии страны (о некоторых мы упомянули выше), которые имели место в эти годы, не способны были исправить данный факт. Но важно иметь в виду, что это был поворотный момент в истории Франции и именно в это время произошли события, которые определили судьбу страны на ближайшие полвека. И, разумеется, на первое место следует поставить франко-американские отношения, так как, на наш взгляд, «жизнь» Франции режима Четвертой республики «протекала» и «менялась» под непосредственным влиянием США на ее экономику и внешнюю политику.

Как мы можем сегодня судить по прессе того времени — а это предмет нашего изучения в рамках диссертации - в послевоенной Франции вся передовая часть общества выступала с лозунгом обновления внешней политики страны, что означало намерение не возвращаться к политике, которую она проводила до Второй мировой войны. Однако вскоре стало ясно, что особые перемены страну не ждали. Послевоенная «реформа» являлась ни чем иным, как «реставрацией ... дипломатического аппарата Третьей республики», как пишет советский исследователь H.H. Молчанов1.

В результате Второй мировой войны в мире появились две сверхдержавы, СССР и США, и вследствие их конфронтации, именуемой «холодной войной», мир стал биполярным. Франции как одной из ведущих государств, несмотря на разрушительные последствия войны и значительной потери авторитета, необходимо было определить свой внешнеполитический курс и присоединиться к одному из двух лагерей. Если в первое время после войны французское правительство старалось поддержать и укрепить военный и политический союз с СССР, то в последующем оно все больше и больше склонялось в сторону США, чему во многом способствовала финансовая зависимость от аме