автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.02
диссертация на тему:
Политический курс современного Вьетнама и традиции народа: проблемы взаимосвязи

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Нгуен Тхи Суан Тхао
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Одесса
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.02
Автореферат по политологии на тему 'Политический курс современного Вьетнама и традиции народа: проблемы взаимосвязи'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Политический курс современного Вьетнама и традиции народа: проблемы взаимосвязи"

ОДЕССКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕКИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им .И.И.МЕЧНИКОВА

На правах рукописи НГУЕН ТХИ СУАН ТХАО

ПОЛИТИЧЕСКИЙ КУРС СОВРЕМЕННОГО ВЬЕТНАМА И ТРАДИЦИИ НАРОДА: ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ

Специальность 23.00.02 - Политические институты и процессы

Автореферат диссертации на слискание ученой степени кандидата политических наук

Одесса - 1991

Работа выполнена на кафедре политической социологии Одесского государственного университета км.И.И.Мечникова

Научный руководитель: кандидат исторических наук

доцент Скрыпник А.И.

Официальные оппоненты: доктор юридических наук ч профессор Бабкин В.Д.

' кандидат исторических наук доцент Савицкий К.И.

»1

Ведущая организация: Симферопольский государственный

■ университет

. г

Защита состоится "Щ9 1991. г. на заседании

специализированного Совета К 068.2412 по присвоение ученой степени кандидата политических наук Одесского государственного университета им.И.И.Мечникова (270057, г.Одесса, ул,Петра Великого,2)

С диссертацией можно ознакомиться в. библиотеке Одесского государственного университета им.И.И.Мечникова

Автореферат разослан ЯАГЯ /П<7Л(Ь-Л. 1991 г.

Ученый секретарь специализированного с£* эта кандидат исторических наук,

доцент Скрыпник Л.И.

I.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность проблемы. Общественно-политические процессу современного развитая как в глобальна.', так и в национально-государственном масштабе ставят немало вопросов теоретического и практического характера. Среди них все более выдвигаются на первый план проблемы, связанные с причинами стабильного и динамичного развития группы индустриальных стран и кризисного состояния'других, в ток числе стран Восточной Европы, Советского Союза. Изменение их попи— тического курса в современный период побуждает к анализу его содержания, истоков наметаемых целей и факторов, способствующих их реализации. Одной иг причин общественно-политических псоемон в • этих странах стала ограниченность прежней модели общества, исчерпавшая свои потенциальные возможности и ставшая тормозом развития. Соответственно потребовал изменения и характер политического курса, и теоретических представлений.

Поиски новой общественной модели и политики, направленной на ее реализацию, стали доминантой и для современного политического руководства СРВ, о чем свидетельствует состоявшийся в июне -1991 г. УП съезд Компартии Вьетнама. •

В связи с этим представляется актуальным исследование политического курса Вьетнама, наметившего своей целью создание обновленного цивилизованного общества. ■ ■

Исследование этой проблемы важно и по той причине, что ее понятийный аппарат разработан еще недостаточно. Сама.категория "политический курс" нашла в различной степени отражение в работах, немногих отечественных и зарубежных исследователей - С.С.Андреева, Ф.М.Еурлацкого, В.Д.Еабкина, О.В.Бабкиной, А.Еоднара, М.Дю- . . верже, В.П.Курашвили, А.А.Дузана, В.В.Мшвениерадзе, В.М.Тихомирова, А.А.Федосеева. Основываясь на их разработках автор диссертации стремился проанализировать политический курс современного . Вьетнама. ' '

В силу того, что содержание политического курса определяется намеченной целью, возникает необходимость ее исследования. В дан-нем, случае речь идет о рассмотрении сущностных характеристик нового цивилизованного обраеа жизни и составляющих его компонентов. . применительно к тей модели общеетва, которая наша отражение в политическом курсе Вьетнама. Несмотря на то, что проблема образа' жизни привлекала и ранее многих исследователей, приходится отметить, что их работы, как правило, построены на к^а^ронтационной • сснсве, путем противопоставления типов образа жизни по социально-

политическому признаку. Чрезмерная заидеологизированность и вульгарная классовость сковывала возможность анализировать образ жизни как категорию общецивилизациснцую. Исследований построенных на общецивилизационном подходе пока еще очень мало. Это работы 'Я.В.Бестужева-Лада, А.А.Возьмителя, Н.Г.Кириченко, V , • А.Позднякова, К.И.Савицкого, непосредственно рассматривайте проблему образа жизни и общетеоретические публикации Г.Х.Шахназарова, А.Н.Яковлева. По втой причине в данной диссертации предпринимается попытка рассмотреть категории "образ жизни" сквозь призму ци-вилизационного подхода, позволяющего сфокусировать внимание на че~. ловеке как субъекте общественных отношений, увидеть социально-гуманистическое качество общества.

Реализация целей политического курса сопряжена с влиянием многих факторов как внутреннего, так и внешнеполитического характера. . Особенно важно то, как учитываются в политическом курсе особенности традиций ее народа. Это обусловлено тем, что прогрессивные нелокальные традиции обладают рядом важных качеств.

Во-первых, их функциональной ролью, определяемой как средство закрепления социо-культурного опыта и передачи его от поколения к поколению. Традиции являются определяющим механизмом преемственности в общественном развитии.

Во-вторых, природой национальных традащй народов Азии и Вьетнама, "ходящих корнпи в азиатский способ производства. Обусловленные традиционным укладом жизни, характерными особенностями психологии, старыми обычаями и градациями, свойственными крестьянскому образу жизни, усугубляемые отсутствием демократических и научно-технических предпосылок в стране, они нередко становятся фактором торможения в процессе реализации политического курса.

Кроме того, исследователипроблемы традиций - В.Б.Власова, И.Т.Касавин, Э.С.Маркарян, И.В.Суханов, Д.П.Урсу - не ставили своей делью проследить взаимосвязь процесса реализации политического кусра и влияния на него национальных традиций. Актуальность и недостаточная научная разработка проблемы предогг^еделили выбор автором в качестве диссертационного исследования тему: "Политический курс современного Вьетнама и традиции народа: проблемы взаимосвязи". •

Объектом данного исследования является вьетнамское общество у способы взаимосвязи с ним политического курса современного руководства страны.

Цель исследования. Проанализироват" политический курс совре- ' ценного Вьетнама с учетом своеобразия национальных традиций страны, выяснить условия и механизм их взаимосвязи.

Задачи исследования. "

1. Определить теоретические основы и содержание категорий "политический курс" и сопряженных с ним понятий "политическое руководство", "политический режим".

2. Выяснить составляющие компоненты понятия "современный цивилн- -зованный образ жизни" как цели политического курса Вьетнама.

3. Дать характеристику политического к)?:а современного Вьетнама.

4. Проанализировать роль национальных традиций в процессе реализации политического курса.

5. Выделить наиболее оптимальные способы взаимосвязи политического курса вьетнамского руководства и традиций народа.

Положения, вынесенные на защиту.

1. Политический курс современного руководства Вьетнама ха^акте- " ризуется общецивилизационной направленностью, основным критерием, которой является, социально-гуманистический. Он позволяет оценить степень цивилизованности образа жизни в двух важнейших ракурсах общечеловеческого бытия: а/ гармонизация отношений в системе "общество-человек-природа" и б/ упрочение вцутрипланетарногп единства, консолидации человечества как мировой общности.

Для характеристики черт цивилизованного образа жизни предлагаются такие интегральные показатели:

- уровень и результата технологического освоения деятельности ;

- тип социальных связей и отношений, социальной организаций ' жизни ;

- характер влияния социальной среда на формирование качеств це. • лостной личности ; ~

- уровень отражения в политических процессах и политической культуре общества гуманистических и демократических идей и ценностей ;

.- степень применяемости рационально-правовых способов решения глобальных и внешнеполитических проблем.

2. В по. итическом курсе вьетнамского" руководства предусь-атрива ется взаимосвязь с прогрессивными национальными'традициями. Это объясняется, во-первых, стремлением соединить общецивид^занишные тенденции с национальной самобытностью, найти в современном иире

свой путь, соответствующий национальным ценностям ; а, во-вторых, желанием избежать явлений дестабилизации, "инерционной силы миллионов", которая способна к отторжению инноваций. В связи с втим оправданным является левоумеренный центристский курс с авторитар-. но-демократическим режимом на период стабилизации во Вьетнаме, что фактически отражает реальное состояние его политической жизни.

Теоретическая основа и методы исследования. Опираясь на диа-лектико-материалистическую методологию изучения общественно-политических процессов, в том числе политики, как социального явления, ее относительной самостоятельности ; функциональной роли традиций, предпринята попытка исследования проблемы с помощью цивилизацион-но'го и функционального подходов, а такжр метода сравнительного анализа. ■ "

Автор исходил из того, что цивилизационный подход, критерием которого является степень свободного и универсального развития ■личности позволяет сфокусировать внимание на человеке как субъекте общественных отношений, увидеть степень реализации гуманистических ценностей человечества. Он позволяет на основе формационно-го анализа расширить, границу видения проблемы образа гизкк. Кроме того, цивилизационный подход дает возможность рассмотреть общество, во-первых, в аспекте способа жизнедеятельности людей, как наличных социальных связей и отношений, культуры /качества жизни/:, во-вторых, сквозь призму общественно-исторического прогресса, исторической преемственности, умножения человеческого достояния и устремленности данного общества в будущее путем аффективного решения глобальных проблем и регулирования общемировых процессов ; в-третьих, сверхглобально, когда мировое сообщество рассматривается как мировая цивилизация.

В изучении проблем образа жизни весьма плодотворным является мьтод компаративизма - сравнительного анализа его сущностных черт, по тйким срезам жизни общества, как политический, согдаально-демо-графический, межрегиональны , международный, культурологический и др'. Особенности этого метода отчетливо представлены аападно-германским политологом Клаусом фон Бейме. Этот метод шюдотворен при научном сравнении характера межгрупповых отношении, имеющих существеннее значение дм образа жизни. Автор диссертаади разделяет мь иие авторов ряда работ о необходимости развивать «равки-

тельные исследований в политологии,^ с чем связывается возможность подучить знания о современных достижениях цивилизации. Отмечается вместе с тек, что ценность сравнительных политологических исследований зависит во многом от меры и глубины познания сравнительных явлений, их своеобразия, специфики. Без знания своих особенностей непосредственная рецепция чужого опыта окажется бесполезной /если не вредной/ имитацией. Зарубежный политический опыт полезен прежде всего не как эталонна как живое, реально-историческое подтверждение того, что определенный тип политики, реально возможен и осуществим лишь при определенных наличных социальных, экономических, политических, нравственных, духовных и других предпосылках.*^

Представляется, что для изучения проблем образа жизни метод сравнительного анализа также эффективен, и он в определенной степени применяется в диссертации. Преимущественно сопоставляются аналогичные явления и черты образа жизни в СССР и СРВ, европейских и азиатских странах.

На основе этого метода, используя статистические данные, в диссертации предпринимается попытка сопоставить уровень жизни, образования в различных регионах Вьетнама по основным социально-демографическим общностям.

Теоретическую и эмпирическую базу диссертации составили исследования ученых СССР, СРВ л других стран, правительственные и партийные дог^менты СРВ; статистические материалы.

Научная новизна диссертации заключается прежде всего в том, что дана характеристика политического курса современного Вьетнама с позиций цившшзационного подхода. При этсм сделан вывод о том, что главная направленность политического курса определяется формированием цивилизованного образа жизни в стране. Осуществление этого курса вьетнамское руководство соотносит со многими факторами Kai: объективного, так и субъективного характера, в том числе и с влиянием национальных традиций.

Принципиально новым является и то, что в диссертации политический курс современного Вьетнама отнесен к левоумеренному налравле-

1. См.:Кременюк В.А.Основная задача политологии - участие в создании новой политической системц//Политичеекие исследования.-I99I. -VZ.-С.57.Оболонский A.A.Политология не должна быть служанкой политической практики//Политические исследбвания,г199Г.-}Г2.-

С. 61-62. _ .........--.-.•

2. См.-НёесёсяипВ.С.Цуть от тоталитаризма в свободе означает движение к правдё//Политацеские исследованм.-1991.г#2.-С.61.

нию с функционированием авторитарно-демократического режима. В работе это объясняется спецификой переходного состояния общества.

Сохранение монопартийности в обществе и руководящей роли компартии Вьетнама в выработке и реализации политического курса не только не противореча" ставшими реальны.? фактом экономическим свобода'-:, но, напротив, позволяет регулировать вхождение в рыночную вконокику и избежать состояния анархии. Автор исследования считает, что сохранение на этот период авторитарно-демократичес-■ кого режима закономерно и оправдано, однако в будущем, по мере реализации политического курса, возможен и неизбежен процесс релаксации, либерализации режима.

• 'Теоретическая и практическая значимость диссертации заключается в том, что, во-первых, предпринята попытка раокрыть содержание понятия "политический курс" и сопряженных с ним категорий "политическое руководство", "политический рении" ; во-вторых, исследование этих вопросов позволило сделать вывод об общецивилизационной природе явлений и процессов, которые эти понятия отражают ; в-третьих, дало возможность проанализировать и охарактеризовать конкретный политический курс современного Вьетнама.

Теоретические-выгоды диссертации могут быть использованы в практической деятельности управления процессом регулирования нового образа жизни во Вьетнаме, для развития прогрессивных нацио-•нальных традиций как фактора, способствующего реализации политического курса.

Результаты исследования могут применяться в учебно-воспитательном процессе в высших и" средних учебных заведениях, помогут повысить уровень политической культуры молодежи.

Апробация работы. Результаты исследования докладовялись на республиканской научно-практической конференции "Возрастание роли рудовых коллективов в ускорении развития советского общества" /Одесса, 1966 г./; на республиканской научно-методической конференции "Проблемы интернационально-патриотического воспитания студенческой к;олодежи"/0десса,1Ш9 г./:, на юбилейной научной конференции кафедр общественных наук /к 125-летию Одесского государственного университета /Одесса,1990 г./; на региональной, межобластной научно-ке^одической конференции "Акауальные проблемы Гуманитарной подготовки студентов" /Одесса,1991 г./ ; на республиканской научной конференции "Современный этап политической реформы на Учраике:

теоретические и научно-практические прсблимы"/0десса,1991 г./.

Структура и содержание диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Общий ^оъем рабо-• ты страниц машинописного текста, включая приложение из б таблиц.

П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

Во введении: обосновывается актуальность теш ; выделяется объект исследования ; дается анализ степени научной разработанности ' проблемы ; определяются цель а задачи исследования ; формулируются положения и выводы, вндвигаемые на защиту {раскрывается научная новизна и практическая значимость работы, отражается ее структура и характер апробации.

Первая глава - "Теоретические основы изучения проблем политического курса, образа жизни и традиций народов" посвящена исследованию методологии названной проблематики.

- Диссертант исследует понятийный аппарат проблемы политической деятельности и приходит к выводу о том, что категория "политический курс" отражает характеристику направленности политичес-. кей деятельности институциональных структур власти. Проводником политического курса выступает непосредственно государственное . -/партийно-государственное во Вьетнаме/ руководство. ■ •

Автср анализирует функциональное значение политияеского курса в решении назревших задач в социально-экономической жизни общества. Диссертант считает, что хотя политический вдю тесно связан с социально-экономической жизнью общества, он характеризуется и относительной самостоятельностью, как вид политической деятель-. .ности, поскольку политическая логака не является механическим' слепком с логики экономического развития. Зто процесс мыслительной деятельности, в рамках которой и реализуется относительная самостоятельность ссзйания как функции материи. "

По мнению автора, политический курс предполагает определение и выдвижение целей как внутренней так и внешней политики, несмотря' на то, что 'внешняя политика определяется прежде всего, задачами, внутренней.

В реализацию политического курса включаются и граждане данного общества. Реализация политического курса тесно связана с его носителем - политическим руководством. Кроме того, степень их участия в реализации политического курса обусловлена мерой его адек-

-В - ..;••....-....■..■...:•.•..■*

ватности их интересам. В силу этого проблема репрезентации общественных интересов занимает ведущее место в определении политического курса.

Политический курс социально обусловлен ^ экономические интересы общественных групп представляют тот фундамент, который определяет цель политики, несмотря на ее относительную самостоятельность.'Зтим объясняется и многообразие политических курсов,

В роли комплекса средств, способствующих реализаций* политического курса выступают компоненты политического-режима, одновременно являющиеся и условием осуществления целей политики,-

Автор считает, что реализация внутриполитической дели политического, курса связана, прежде.всего, с освоением теоретической модели нового качественного состояния общества, ее основных составляющих. Наиболее .¡ритягательной для многих народов сегодня является концепция современного 1фшшшзованного образа жизни.

Диссертант поддерживает точку зрения о том, что образ жизни -философско-социологическая категория, охватывающая совокупность типичных видов жизнедеятельности ицдивцда, социальной группы, общества в целом, которая рассматривается В единстве с условиями жизни. В нем находят страгэнне все-стороны.человеческой жизни в ее общественно-историческом, социально-классовом и индивидуальном выражении, в единстве материальной и духовной сфер, условий жизни и самой жизни. '/.".у.■

Образ жизни формируется на базе существующего способа производства, на основе определенного уровня развития производительных сил и производственных отношений. Кроме того, он определяется социально-политической системой существующей в данно» обществе, отражает. господствующее в нем мировоззрение, »"ораль и уровень культуры. ; V .■_".; 'V 'V '■

Отсюда вытекает, что образ жизни ,г. способ, жизнедеятельности /существования и развития/ индивидов, сбдаалЬных груш,. общностей /сек*я, нация, народность и др/ слоев, классов,.Категория "обраа жизни" обобщает.способы и формы, в которых , общце закономерности культуры преломляются в жизни и - поведении людей , их коллектив ов, других составных частей общества. • •• .. *

Диссертант исследует .понятие "цивилизация^ -которое озражает

и политический аспект общественного развития, в частности, степень свобода людей по отношению к силам природы и общества на макроуровне и индивидуально-личностном уровне.

Исходные сущностные черты понятий "образ жизни" и "цивилизация" дают материал для выделения, на наш взгляд, главного критерия цивилизованного образа жизни - социально-гуманистического. Его основными показателями являются:

- уровень и результаты технологического освоения действительности ;

- тип социальных связей и отношений, социал юй организации- жизни ;

- характер влияния социальной среды на формирование качеств целостной личности я ее пологенке в обществе

- уровень отражения 8 политических процессах и политической культуре общества гуманистических и демократических идей и ценностей;

- степень применяемости рационально-правовых способов решения глобальных и внешнеполитических проблем и др.

Таким.образом, исследование проблемы цивилизованного образ., жизни позволяет сделай» вывод о тем, что его главным критерием -является степень 1^манизации условий жизнедеятельности. Конкрет- . ные его показатели и характеристики относятся к способам организации взаимосвязей технологического освоения действительности и. создания благоприятной социальной среды человека, а такае рационально-правовым основам регулирования внутренние и международных проблему обеспечивающих формирование целостности человека.

Суть конкретных черт.цивилизованного образа жизни воплощается, в стремлении людей к социальной справедливости, свободе и демократии, к демократическим способам реализации политическим курсом. •

Автор ;анализируёт традиции народа как фактор политического ра'з-вития, способный оказывать различное по направленност* воздействие - на реализацию политического курса. Традиции являются связур-щим звеном, средством передачи опыта политической и иной деятель- ■ ности, и этим, в первую очередь, определяется их значен* э в реализации политического курса Вьетнама на достижение' современного ци-вилизованно'гр.образа жизни. Под влиянием традиций, благодаря их. усвоению осуществляется становление обра з. жизни личности, процесс, включения:ео в политическуюжизнь, В то не время, традиции являются специфической формой воспроизводства образа жизни людей. 3 про--цессе разработки политического курса и его реализации первостепенным условием является выяснение степени влияния традиций в обцест--

ве, а. затем - поиск способов активизации прогрессивных традиций и нейтрализации консервативных, реакционных.

Обладая свойством обогащаться по содержанию и форме под воздействием социокультурных, политических, географических, международных условий, традаици выступают своего рода синтезирующим критерием обраса жизни, показателем его качества, приоритетных ценностей.

Вторая глава - "Особенности политического курса современного Вьетнама" посвящена исследованию и анализу основных целей политического курса страны в настоящий период, характеристике прогрессивных национальных традиций вьетнамского народа и способов их учета в процессе реализации политического курса современного вьетнамского руководства.

Автор отмечает, что исходя из цели - построения цивилизованного общества, современное руководство Вьетнама включает во внутриполитический курс составной частью социально-экономическую политику. Ее основной задачей является забота о человеке, его образе жизни, обеспечение благосостояния и свободного всестороннего раз-

вития всех членов общества.

Поворотным моментом для разработки этого курса стали УI и Я сте;-ды Компартии Вьетнама, которые открыли путь обновлению общества. .¡отрр^ности социально-экономического развития побудили политическое руководство Вьетнама пойти ка либерализацию в экономической жизни• Изменения, в экономике с неизбежностью подводят к осознанию необходимости демократизации и иных сфер жизни общества и ото находит отражение в избираемом политическом курсе, в тех целях, которые он предусматривает. Во Вьетнаме связывают их с построением современного цивилизованного общества.

Одной из главных задач обновления всех сфер общественной жизни tj современных условиях является ускорение социально-экономического развития. Ключ к рекению этой задачи - демократизация всей государственной и общественной жизни. демократизация является одной из особенностей-политического курса современного руководства Вьетнама. Однако она в настоящий период осуществляется преимущественно в экономической сфере и не отличается резкими переменами в .политической жизни, объясняется это тем, что сохранение политической стабильности, является гарантией социально-экономического и культурного обновления на переходном этапе- так считает руководство

По мнению автора, необходимость обновления вьетнамского общест-

ва объясняется рядом причин. Во-первых, преемственностью курса. В своей прежней политике руководство Вьетнама также ориентировалось лось на создание нового образа жизни, в котором приоритетными были бы гуманистические ценности и находило в этом поддержку народа.

Во-вторых, причиной качественных перемен политического курса стали т.е деформации, которые имели место и сказались в экономическом, социально-политическом, духовном развитии, в формирупцем-ся образе жизни.

При этом человек рассматривается не только как важнейшая производительная сила общества, а прежде лсего, как личность со леем богатством способностей и интересов, интеллектуальных, творческих потенций. Только через повышение роли человеческого фактора возможно успешно решать задачи ускорения социально-экономического развития и какие бы то ни было иные задачи общественного прогресса.

Автор считает, что особенности политического курса современно- . го Вьетнама связаны с многообразием в экономической, социокультурной сферах жизни, многонациональным составом страны, ее географическим положением и, что особенно важно, со спецификой народных^ традиций.

В диссертации показано, что проблема прогрессивных национальных традиций вьетнамского народа актуальна сегодня как в теоретическом, так и в практическом плане. Особенности исторического развития Вьетнама способствовали формировании у народов, населяющих страну, прогрессивных национальных традиций: патриотизма, трудолюбия и взаимопомощи, милосердия, честности, эстетического отношения к окружающему миру, оптимизма. Вместе с тем, имеет место и действие негативных традиций прошлого: этатизм, социоцент-ризм, приверженность харизматическому типу власти, отсутствие традиций плюрализма в политической жизни. В последний период распространились явления девиантного поведения, особенно среди молодежи. Это свидетельствует о том, что действие прогрессивных традиций ослаблено и лишь выработка эффективного механизма взаимосвязи политического курса с традициями народа позволит.реализовать цель - создание цивилизованного образа жизни.

Особенности прогрессивных традиций как средства передачи социального опыта заключается в том," что с развитием общества в них Проявляется относительная самостоятельность, тенденция к отставание, но, в конечном итоге, и они не меняют как сво: формы, так и функции и могут служить орудием для социальных перемен,

для общественных преобразований и становления нового образа жизни.

Значение и роль прогрессивных национальных традюдай не исчерпывается только функцией передачи новым поколениям накопленных' материальных и духовных ценностей«Их зн^те:ость состоит также в . ',' возможности использования этих традиций как важного звена образа жизни, взаимосвязи сфер и производства, быта, потребностей « в формировании общности корениас интересов. . ' ; '

Автор специально останавливается на том, что конкретно нужно сохранять и развивать в традициях народа, которые достались от предыдущих эпох, выделяя в этом наследии прогрессивные и консерва-. тивнке элементы. При определении ценности прогрессивной традиции весьма важно исходить из принципа историзма, а также диалектики : содержания и фермы. Опираясь на содержательный анализ традиций, в некоторых случаях следует-возродить некогда отвергнутые, по-новому их исследовать и осмыслить. •

'.калисируя процесс реализации политического курса Вьетнама, птор считает, что его руководство налаживает механизм взаимосвязи с народом, опираясь на его прогрессивные национальные традиции. Каналы такой взаимосвязи многообразны, ат<» структуры власти, мас-овые организации-и объединения, кекдуародные связи и др. Обращение к известным тради^юкным качествам вьетнамцев: трудолюбию, гу' манизму, милосердию, взаимопомощи и патриотизму, его эстетическим ценностям находит у народа понимание и поддержку. На этой почве разре .аются и мног..е негативные явления,, которые несет с собой рыночная экономика.

Анализируя роль национальных традиций в процессе реализации политического курса современного Вьетнама, автор указывает, что они содержат в себе богатейший опыт народов, в них выражается система требований общества, коллектива по отношению к личности для формирования необходимых гражданских качеств. Выраженные в ярких эыо-. циональных формах эти традиции помогут приобщить к истории народа моло. зе поколение.

В заключении излагаются главные вывода и оценки, к которым диссертант пришел в результате проведенного исследогания политического курса современного Вьетнама и форы его взаимосвязи с традициями .народа.

I. Один из основных выводов заключается в том, что политический курс обладает мЬщной : этенцией преобразования общественных отношений. ' Функциональное значение политического курса заключается в оп-

ределении основной общественно-политической цели, этапов, способов и методов ее реализации. Осуществление политического курса -принятие и исполнение политико-управленческих решений вызывается необходимостью реализовать интересы общественных групп.

2. Развитие по пути экономического и социального прогресса в современных условиях может успешно развиваться лишь в русле общего развития цивилизации. В качестве интегрального критерия цивилизованного образа жизни следует выделить степень осуществления

• гуманистических ценностей человечества

3. В целях реализации политического курса представляется важ-;ным соединить общецивилизационные тенденции с национальной самобытностью народа, найти свой путь, соответствующий прогрессивным национальным традициям,

4. Политический курс современного Вьетнама характеризуется избранием гели создания современного цивилизованного

общества. Содержание его внутриполитических задач связано со стремлением покончить со слаборазвитостью и бедностью, поднять жизненный уровень людей и создать цивилизованные условия для их жизнедеятельности в условиях рыночной еконсмики. Его можно охарактеризовать как умеренный, левоцентристский.

5. Для Вьетнама, с его значительной национальной спецификой, первостепенное значение в реализации политического курса имеют оптимальные способы его взаимосвязи о гражданским обществом.Многонациональный состав- «раны, сильное влияние общинных традиций, конфуцианской етики и этатистских устоев, отсутствие традиций политического плюрализма оправдывают сохранение в настоящее время

, моноцентризма, при одновременном развитии таких каналов общественно-политической, активности как традиционные общественные организации и объединения.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

I. Сотрудничество трудовых коллективов СССР и стран СЭВ// Тезисы докладов и выступлений на республиканской научно-практической конференции "Возрастание роли зрудовых коллективов в ускорении "развития советского обществая.-0десса,1988.-Ч.П.-0,3 п.л./в соавт. Прокопенко ЛД.,Деминым О.Б./.

Гармонизация отношений центра и национальных республик -важное условие роста патриотического и интернационального сознания// Тезисы докладов и выступлений на областной научно-иетоди-

ческой конференции "Цроблемы интернационально-патриотического воспитания студенческой молодежи в свете нового политического -мышвения"-Одесса, 1969 .-0,3 п.л./в соавт.со Скрыпник А.И.,Гонча-рук O.E./, ■ ; • . ,

3. Интернационализм и общечеловеческие ценности// Тезисы докладов и выступлений на юбилейной научной 'конференции кафедр обще-. ственных наук "Перестройка и общественные науки". К 125-летию Одесского государственного университета.-Одесса,1990.^0,3 п.л.

/в соавт.со Скрыпник А.И./.

4. Гуманистическая сущность цившшзационного подхода к анали-. зу социально-политических процессов/,Тезисы докладов и выступлений на региональной, межобластной научно-методической конференции "Актуальные проблемы гуманитарной подготовки студентов".-Одесса, 1991.-0,3 п.л./в соав™.со Скрыпник А.И./.,

5. Политический курс современного Вьетнаме и традиции народа: проблема взаимосвязи// Тезисы докладов и выступлений республиканской научной конференции "Современный етап политической реформы на Украине: теоретические и научно-практические проблемы".-Одес-са,1991.-0,3 п.л.