автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему: Религия и политика в истории Южного Вьетнама в 1945-1963 гг.
Полный текст автореферата диссертации по теме "Религия и политика в истории Южного Вьетнама в 1945-1963 гг."
Санкт-Петербургский государственный университет
V" . О 0На правах рукописи
2 НОВ ^
Колотов Владимир Николаевич
Религия и политика в истории Южного Вьетнама в 1945-1963 гг.
Специальность 07.00.03 - "Всеобщая история"
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
С.-Петербург - 1997
Диссертация выполнена на кафедре истории стран Дальнего Востока Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета.
Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор Мельниченко Борис Николаевич
Официальные оппоненты:
- доктор исторических наук Рябинин Алексей Леонидович
- доктор философских наук Торчинов Евгений Алексеевич
Ведущая организация - Музей антропологии и этнографии РАН им. Петра Великого
Защита состоится 1997 г. в 16 часов на
заседании Диссертационного совета Д 063.57.38 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук в Санкт-Петербургском государственном университете (199034, С.-Петербург, Университетская набережная, д. 11, ауд. 167).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургского государственного университета.
Автореферат разослан "/Л " _1997 г.
Ученый секретарь
Диссертационного совета
кандидат филологических наук Козлов Юрий Васильевич
Актуальность проблемы. Известно, что религия играет огромную роль в жизни общества. На страницах многочисленных изданий исследуются различные аспекты этого явления, но очень мало говорится о его политическом аспекте. Затрагивая столь сложную и по-своему деликатную тему, необходимо отметить, что в данной работе на материале истории Южного Вьетнама середины XX в. рассматривается главным образом взаимосвязь между такими явлениями, как религия и политика. Это в свою очередь позволит полнее уяснить суть многих событий и обогатить наши знания об этом сложном и противоречивом периоде.
В научной литературе существует традиция рассматривать религиозно-политические группировки во Вьетнаме сугубо с религиоведческой точки зрения, уделяя основное внимание описанию их доктрин. Однако очевидно, что эта сторона вопроса, при. всей ее важности, отнюдь не исчерпывает всю полноту проблемы. При таком подходе за кадром остается «мирская жизнь» этих организаций, где они посредством практической деятельности как раз и проявляли свою сущность, реализовывали свои действительные потенции.
Различные религиозные организации - неотъемлемая часть политической истории Южного Вьетнама, без углубленного изучения роли и места которых наши знания будут односторонними и неполными. В связи с этим в качестве отдельной темы исследования встает проблема отношений религиозных организаций и политической власти. Постановка проблемы именно таким образом позволяет лучше уяснить особенности и специфику исторического развития Южного Вьетнама.
Комплексное изучение места и роли религиозных организаций в политической истории Вьетнама в новейшее время является направлением вьетнамоведческих исследований, не освоенным до сего времени как в нашей стране, так и за рубежом. В отечественной и зарубежной исторической науке лишь частично затронуты некоторые аспекты рассматриваемой проблемы. В отечественной историографии традиционной является разработка вопросов, связанных с развитием национально-освободительного и коммунистического движения во Вьетнаме, однако исследования велись без должного учета роли религиозного фактора.
Важную роль в проведении политики Франции и США во Вьетнаме играла католическая церковь. Частично данная проблема освещена в научных исследованиях, однако, как правило, по более раннему периоду проникновения и развития католической церкви во Вьетнаме. Привлечение новых источников позволяет выявить
преемственность между тактикой распространения католичества в XIX и XX в. особенно в период режима Нго Динь Зьема (1955-1963).
В общих работах по истории Вьетнама события, имевшие место в Южном Вьетнаме до 1945 г., освещаются весьма скудно, период с 1945 по 1954 гг. полностью выпадает и только в общих чертах говорится о режиме Нго Динь Зьема 1955-1963 гг. В связи с этим следует уделить особое внимание политической истории Южного Вьетнама.
В последнее время значительно расширился круг авторов, проявляющих интерес к данной теме. В отечественной исторической науке также появились первые труды, посвященные разработке ряда аспектов данной тематики. Однако специальных работ, где проводился бы комплексный анализ религиозно-политической ситуации в Южном Вьетнаме, еще нет. Об уровне исследованности проблемы в целом свидетельствует тот факт, что даже такие криминальные организации, как отряды Бинь Сюйен, зачастую попадают в число религиозных сект. Таким образом, наличие множества нерешенных вопросов, а также отсутствие комплексных разработок по данной теме, убеждают в необходимости проведения ее широкого научно-исторического исследования. Только появившиеся в самое последнее время опубликованные и неопубликованные архивные материалы позволяют по-новому поставить проблему и приступить к ее комплексному рассмотрению.
Предметом исследования являются основные политически значимые религиозные объединения Южного Вьетнама: буддизм, католическая церковь, каодаизм, буддизм Хоа Хао, а также отряды Бинь Сюйен. Роль религии и политики рассматривается на примере взаимодействия указанных объединений с профранцузскими и проамериканскими южновьетнамскими политическими режимами.
В работе поставлены следующие задачи: рассмотреть условия появления и становления основных религиозных сил Южного Вьетнама; определить основные факторы воздействия в пору их образования и развития; исследовать роль религиозного фактора в историческом развитии Южного Вьетнама в 1945-1963 гг., сосредоточив внимание на узловых моментах истории регнона; дать оценку деятельности основных конфессиональных групп в данный период; провести сравнительный анализ развития религиозно-политических группировок и ряда современных им политических партий и на этой основе раскрыть взаимоотношения наиболее крупных религиозных групп и политической власти.
Хронологические рамки исследования - 1945-1963 гг. Это переломный период в истории Южного Вьетнама, который начинается с Августовской революции в Сайгоне (25 августа 1945 г.) и заканчивается убийством южновьетнамского диктатора Нго Динь Зьема (2 ноября 1963 г.). Основное внимание уделяется крупным политически значимым конфессиональным группировкам. Они рассматриваются в период их наиболее активной политической деятельности и упадка влияния. 19451955 гг. могут считаться временем расцвета для религиозно-политических группировок Као Дай и Хоа Хао, тогда как в 1955-1963 гг. активизируется деятельность католической церкви, а в 1963 г. -политическая деятельность буддистов в ответ на политику откровенной дискриминации со стороны властей. На этой основе выявляются причины, вызвавшие смену политической активности наиболее крупных конфессиональных групп, особенности их развития в данный период, характеризуются определяющие факторы и условия, имевшие первостепенное значение для их жизнеспособности, в Заключении делаются соответствующие выводы.
Территориальные рамки исследования ограничиваются Южным Вьетнамом, точнее, Кохинхиной. Поскольку так называемые новые религии являются организациями регионального масштаба, то их следует рассматривать именно в региональных рамках Кохинхины, чтобы в ходе исследования не отвлекаться от существа проблемы.
Методика исследования. В основу исследования положен комплексный проблемный подход в сочетании с хронологически последовательным и сравнительно-историческим анализом источников и собственно истории Южного Вьетнама.
Учитывая фрагментарный характер встречающихся в исторической литературе данных касательно мирской истории религиозно-политических группировок, такие данные следует тщательно отбирать и проверять, сопоставляя с информацией об уже достаточно хорошо изученном патриотическом движении. В этой связи встает проблема реконструкции мирской истории религиозных группировок и их отношений с колониальными властями, а затем и сайгонскими режимами. Таким образом, основной упор делается на критический отбор фактического материала и его увязку с уже известными проверенными данными.
Проблема появления и мощного развития южновьетнамских религиозно-политических группировок, по мнению диссертанта, может быть решена только при условии сравнительного анализа зарождения и развития религиозно-политических группировок (каодаизма и буддизма
Хоа Хао) и иных современных им политических сил антифранцузской ориентации (национальной партии Нгуен Тхаи Хока и КПИК) с учетом реальной религиозно-политической ситуации в Кохинхине того времени.
Источники и литература. Основными источниками информации для диссертанта послужили материалы, имеющие прямое или косвенное отношение к французским, американским, северо- и южновьетнамским спецслужбам. Ценность этих источников - в обильном фактическом материале, отражающем непосредственные наблюдения авторов. В работе над диссертацией использовались также исследования, проведенные самим автором на основе архивных материалов о войне сопротивления в Южном Вьетнаме, общие работы по Вьетнаму, мемуары, воспоминания, а также карты распространения религий, религиозно-политических группировок и Вьет Миня.
Таким образом, сопоставление появившихся в самое последнее время материалов с уже известными источниками и фактами позволило выйти на новый уровень понимания проблемы религии и политики в истории Южного Вьетнама, перейти от описания отдельных фрагментов к исследованию механизмов управления колонией с использованием религиозного фактора. При подготовке диссертации большую роль сыграли также встречи автора с ведущими учеными СРВ и участниками тех событий, состоявшиеся во время научных стажировок в г. Хошимине в 1990-1991, 1993-1994, 1995-1996 гг. В первую очередь следует отметить интервью с ветераном патриотического движения, руководителем Августовской революции 1945 г. в Кохинхине, профессором Чан Ван Зау, а также с известными учеными Нгуен Динь Дау и Ли Тянь Чунгом.
Автор выражает глубокую благодарность за помощь, оказанную в подготовке диссертации, декану восточного факультета Государственного университета г. Хошимина Буи Кхань Тхе, зам. директора языкового центра при Экономическом институте г. Хошимина Ле Ань Зунгу, профессору Ли Тянь Чунгу, канд. ист. наук Нгуен Ван Литю, профессору Нгуен Динь Дау, канд. ист. наук Нгуен Кхак Каню, канд. ист. наук Фан Тхи Иен Туйет, подполковнику, канд. ист. наук, начальнику отдела военной истории Седьмого военного округа Хо Шон Дай, профессору Чан Ван Зау, докт. филолог, наук декану факультета языков и культуры Востока Института иностранных языков и информационных технологий (НиРИТ) Чан Нгок Тхему, канд. ист. наук, сотруднику отдела национальных и религиозных проблем Социологического института г. Хошимина Чан Хонг Л иен, а также сотрудникам Французского культурного центра в г. Хошимине (ЮЕСАР).
В целом объем и разнообразие источников позволяют проследить с должной полнотой роль религиозного фактора в политической истории Южного Вьетнама в 1945-1963 гг.
Научная новизна. Диссертация представляет собой первое по данной теме исследование подобного характера. В ней впервые подвергнута комплексному рассмотрению проблема религии и политики в истории Южного Вьетнама в 1945-1963 гг. Проблематика работы рассмотрена на широком историческом фоне, введены в оборот новые материалы по многим аспектам темы. Впервые освещена роль религиозно-политических группировок в качестве инструмента французской колониальной политики в регионе, показана их зависимость от южновьетнамских политических режимов.
В работе раскрыта политика колониальной администрации, проводившаяся в целях создания религиозно-политических группировок для подавления национально-освободительного движения. Предложена новая трактовка проблемы отношений колониальной власти, религиозно-политических группировок и национально-освободительного движения.
Впервые детально проанализированы сложные процессы и конкретные условия возникновения «новых религий» в Южном Вьетнаме, предпринята попытка комплексного рассмотрения религиозно-политической ситуации в Южном Вьетнаме в XX в. Особое внимание обращается на взаимодействие, основных конфессиональных групп и религиозно-политических группировок с системами политической власти .в. Южном Вьетнаме. Причем тдк называемые религиозно-политические группировки рассматриваются не изолированно, как это делалось до сих пор в большинстве исследований, а совместно с другими религиозными ■группами: национальными религиями и традициями Вьетнама, с одной стороны, и католичеством, - с другой, с учетом реалий современной им политической ситуации. Более того, зарождение, развитие и взаимодействие религиозно-политических группировок исследуется на фоне развития национально-освободительного движения, что позволяет провести сравнительный анализ зарождения и развития религиозно-политических группировок и национально-освободительного движения и на этой основе сделать выводы касательно действительных причин и стимулов, которые привели к появлению религиозно-политических группировок в Южном Вьетнаме. , В диссертации также впервые применительно к вьетнамскому обществу описан механизм передачи по наследству религиозной принадлежности, который. характерен для традиционных обществ и который является основной причиной стабильности религиозных обшин. По-новому поставлена • проблема
воздействия западной колонизации на национальную культурную традицию Вьетнама.
Введение в научный оборот и исследование новых данных, почерпнутых из вьетнамских и французских источников будет способствовать лучшему пониманию механизмов управления колонией с помощью религиозного фактора.
Положения, которые выносятся на защиту.
В 1945-1963 гг. налицо использование французскими колониальными властями и американскими специалистами религиозного фактора в управлении большими людскими массами в Южном Вьетнаме.
Возникновение так называемых «новых религий» Као Дай и Хоа Хао явилось результатом целенаправленных усилий французских спецслужб. Более того, создание указанных группировок является продолжением старой колониальной стратегии католизации населения завоеванных стран.
В 1945-1955 гг. французским колонизаторам удалось локализовать национально-освободительное движение в Кохинхине с помощью религиозно-политических группировок Као Дай и Хоа Хао и криминальной организации Бинь Сюйен, создав своеобразную систему «коллективной безопасности».
Придя к власти в 1955 г., Нго Динь Зьем полностью разрушил созданную французскими колонизаторами систему, лишив религиозно-политические фуппировки их автономий и вооруженных отрядов. Именно это обстоятельство и послужило основной причиной восстановления баз национально-освободительного движения в Южном Вьетнаме в конце 50-х - начале 60-х годов.
Теоретическую значимость представляет понимание механизмов управления колонией с использованием религиозного фактора, а именно создание религиозно-политических группировок в качестве инструмента воздействия на политическую ситуацию в регионе.
Практическая значимость диссертации заключается в ее результатах, которые могут быть использованы при чтении лекционных курсов и подготовке учебных пособий по новейшей истории Вьетнама.
Представленные в работе факты и их интерпретация дают богатый материал для оценки ряда аспектов современного положения во Вьетнаме и в определенном смысле дополняют известные исторической науке сведения. На конкретных материалах показано, что колониальные власти были заинтересованы в поддержке «автономий» религиозно-политических группировок в определенных частях Южного Вьетнама для сохранения системы колониального господства.
Структура работы соответствует задачам и. целям исследования. Диссертация состоит из Введения, четырех глав, Заключения, списка использованных источников и литературы, и, наконец, приложений, которые включают выполненный впервые перевод на русский язык «Приговора по делу о контрреволюционной деятельности некоторых реакционных элементов в руководящих кругах секты Као Дай (Тэйнинь)», а также содержит различные карты, таблицу руководителей южновьетнамских религиозно-политических и криминальных группировок, а также схему иерархии каодаистской церкви на вьетнамском и китайском языках.
Апробация исследования. Основные положения диссертации изложены в печатных работах, а также докладах и сообщениях автора.
Выступления по теме диссертации:
1. 26.11.1996 г. - сообщение на научном заседании кафедры истории стран Дальнего Востока «Каодаизм и его роль в политической жизни Кохинхины».
2. 18.12.1996 г. - доклад на заседании Восточной комиссии Русского Географического Общества «Каодаизм и его место в истории Вьетнама».
3. 26.12.1996 г. - доклад на Кюнеровских чтениях в Научно-исследовательском институте Российской Академии наук «Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого» на тему «К вопросу о происхождении каодаизма».
4. 9.04.1997 г. - доклад на XIX конференции по историографии и источниковедению истории стран Азии и Африки на тему «Историография мирской истории каодаизма».
5. 27.05.1997 г. - доклад на научном семинаре кафедры истории стран Дальнего Востока на тему «Религиозно-политическая ситуация в Южном Вьетнаме в XX в.».
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите кафедрой истории стран Дальнего Востока Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета.
Краткое содержание работы
Во Введении обосновывается выбор темы, доказывается ее актуальность и значимость, ставятся задачи и цели исследования, определяются хронологические и региональные рамки исследования.
В первой главе «Важнейшие источники и история и и мения религиозно-политических движений в Южном Пьсшпче XX и», даемся характеристика важнейших источников и литературы по геме
исследования, а также анализируется история изучения основных аспектов проблемы (каодаизма. буддизма Хоа Хао и отрядов Бинь Сюйен).
Далее в специальных разделах приводятся данные о численности наиболее крупных конфессиональных групп и карты распространения религий как источник по религиозно-политической ситуации. Там же рассматриваются исторические особенности Южного Вьетнама соответствующего периода. На этой основе выделяются составляющие религиозно-политической ситуации в Южном Вьетнаме, а также общие факторы, оказывавшие на нее политически значимое влияние. Причем в данном случае речь идет не просто о религиозных организациях как таковых, но об организациях, активно проявивших себя в политической сфере под прикрытием идеологии религиозного типа.
В основу предлагаемой в диссертации классификации основных конфессиональных группировок положен хронологический принцип. При таком подходе в первую очередь рассматриваются буддизм и другие национальные религии и традиции вьетов, учитывая давность их появления во Вьетнаме и особенности исторического развития. Далее предлагается краткий обзор истории католической церкви во Вьетнаме.
Вторая глава «Культовые и религиозные традиции Вьетнама и особенности распространения католичества» состоит из двух разделов «Национальные религии и традиции Вьетнама» и «Католичество». Такой подход позволяет с самого начала определить принципиальную разницу между национальными культурными традициями Вьетнама и привнесенным извне иностранными миссионерами католичеством.
Национальные религии и традиции в целом - это очень важная составляющая политической жизни любой страны, в том числе и Вьетнама, поскольку она является тем основным культурным фоном, на котором действуют политические партии, религиозно-политические группировки, политические режимы и происходят Исторические события. Национальная культура выступает здесь как среда функционирования политики и идеологии, политических партий и разного рода конфессиональных организаций.
Буддизм, конфуцианство, даосизм не исконно вьетнамские учения, но в процессе исторического развития Вьетнама они вьегнамизировались, то есть приобрели национальную специфику и окраску, стали своими для вьетнамского народа, полому мы, говоря о XX в., и определяем их в целом как национальные культы и традиции Вьетнама.
Эти учения пришли во Вьетнам не на пустое место, они приживались в течение длительного времени и изменялись, адаптируясь к
местным условиям и традициям, общее имя которым - культ предков. Придя на новое место, эти учения не отрицали уже сложившегося уклада, а, наоборот, к нему приспосабливались.
Культ предков - та основа в духовной жизни вьетнамского народа, на которой сосуществуют буддизм, даосизм, конфуцианство. Это та самая основа, которая после уничтожения системы национальной государственной власти в период колонизации позволила сохранить национальную самобытность, и та самая основа, которая препятствует распространению католичества во Вьетнаме и которая обеспечивает духовную связь, преемственность между различными поколениями вьетов. Это фактор исключительной политической значимости.
Религия - один из важнейших элементов национальной культурной традиции, причем элемент политически значимый. В этом смысле представляется возможным выделить следующую оппозицию: национальные религии и традиции / ненациональные религии и традиции. К числу национальных религий и традиций во Вьетнаме относятся культ предков, буддизм, даосизм, конфуцианство. Причем даосизм в данном случае не является политически значимой составляющей.
Однако это не единственные религиозные учения во Вьетнаме. При описании политической истории Южного Вьетнама, анализе религиозно-политической ситуации, как правило, рассматриваются и другие крупные конфессиональные группировки, а именно: католическая церковь, каодаизм, буддизм Хоа Хао и отряды Бинь Сюйен, которые сыграли важную роль в истории Южного Вьетнама в 1945-1963 гг. В период борьбы за национальную независимость это особенно важно, так как местные национальные религии и традиции в равной степени противостояли католичеству как основному идеологическому оружию колонизаторов; то была политически значимая оппозиция и нельзя уйти от исследования этого явления.
Следующий раздел состоит из трех параграфов: «Распространение и развитие католичества во Вьетнаме», «Мобильные Отряды Защиты Католиков» (сокращенно - МОЗК), «Выводы и комментарии». В данном разделе раскрывается связь между миссионерской деятельностью и колониальным порабощением Вьетнама. Камнем преткновения в отношениях национальной культуры и католичества являлось противоречие между вьетнамским культом предков и католическим единобожием. Причем не только культ предков, но и синкретический комплекс трех учений отвергались католическими миссионерами как «предрассудки и суеверия». К моменту прихода католической церкви во
Вьетнаме уже сложилось собственное культурное поле и католическая церковь активно противостояла национальной культуре.
Вьетнам был закален в борьбе за национальную независимость, в течение многих веков испытывая чрезвычайно сильное военное и культурное давление со стороны Китая: достаточно вспомнить, что за две тысячи лет своей истории Вьетнам вел 13 отечественных войн, в том числе 9 с Китаем. Столкнувшись в середине XIX в. с новым противником, Вьетнам имел возможность опереться на достаточно богагый опыт национально-освободительной борьбы. Однако эти традиции не «сработали» потому, что на сей раз Вьетнам столкнулся с противником иного типа, и неудивительно, что формы и методы национально-освободительной борьбы, выработавшиеся в противостоянии Китаю, принадлежащему во многих отношениях к той же самой культурной и цивилизационной среде, что и Вьетнам, в качественно новых условиях не были столь эффективны. Понадобились десятки лех, чтобы найти достойное противодействие экспансии Франции и католичеству как основному идеологическому оружию колонизаторов. Еще до начала открытых вооруженных столкновений католические миссионеры занимались активной проповеднической и тайной военной деятельностью, распространяли католическую веру исключительно в важных стратегических пунктах, благодаря чему католичество получило локальное распространение, активно использовали затем вьетнамцев-католиков также в боевых действиях против национально-освободительного движения. Однако несмотря на все ухищрения, подавляющее большинство населения не удалось загнать в религию колонизаторов.
В XX в. католические прелаты и колониальная администрация также пытались активно манипулировать находящимися в их власти верующими. Неоднократные попытки создания боевых католических формирований говорят о желании колониальных властей перевести борьбу на уровень межконфессионального конфликта, замкнуть его на местном населении, сохраняя при этом за собой роль верховного.арбитра. Такая политика была рассчитана на то, чтобы обескровить национально-освободительное движение, атомизировать общество, расколоть его на враждующие группы, поддерживая которые колонизаторы могли бы сколь угодно долго сохранять за собой господствующие позиции в колонии и протекторатах.
Католическая церковь - одна из важнейших идеологических опор французских колонизаторов. Эта составляющая уже основательно раскрыла свое существо в процессе колонизации Вьетнама, отчего
возникла необходимость в поиске новых форм и методов идеологической борьбы; в этом отношении наиболее эффективным оружием стали религиозно-политические группировки.
Третья глава «Религиозно-политические и криминальные группировки в Южном Вьетнаме» состоит из четырех разделов: «Каодаизм», «Буддизм Хоа Хао», «Бинь Сюйен: отряды Бинь Сюйен и Армия Бинь Сюйен», «Религиозно-политические группировки: условия возникновения и специфика развития». Разделы, посвященные религиозно-политическим группировкам, имеют следующую структуру: биографии основоположников; каноническая история создания и развития, суть доктрины, ее основные положения: мирская история, где излагается реальная деятельность этих организаций; выводы и комментарии. Здесь же по мере необходимости приводятся материалы, рассказывающие об общем историческом и политическом фоне, на котором происходили описываемые события.
Раздел «Каодаизм» состоит из следующих параграфов: «Биографии основоположников каодаизма», «Каодаистская доктрина», «Иерархия каодаистской церкви», «Мирская история "новой религии"», «Критика каодаизма», «Выводы и комментарии». Каодаистская традиция дипломатично умалчивает о метаморфозах, происшедших с «Великим третьим путем спасения Всевышнего на Востоке» (как звучит полное название каодаизма) в течение 30-40-х годов. Информация о создании каодаизма содержится исключительно в каодаистских же анналах, откуда она с незначительными изменениями перекочевывает в историческую литературу, которая занята описанием и даже изучением основных положений каодаизма, состоящих, как правило, из жизнеописаний основоположников веры, их заслуг, ограниченного количества легенд явления духа Као Дай местным спиритам и синкретических особенностей каодаизма. Первый период создания веры охватывает 20-е и 30-е годы. На этом изложение материалов, как правило, заканчивается. Каодаизм вновь появляется на страницах исторических работ - уже при описании вооруженных столкновений каодаистских отрядов с войсками Нго Динь Зьема в середине 50-х годов в сильно преображенном виде. Из каодаистской иерархии куда-то исчезло пестрое разнообразие малопонятных, заимствованных из китайской истории терминов, на смену которым пришло новое, хорошо знакомое и понятное слово -генерал.
«Приговор по делу о контрреволюционной деятельности некоторых реакционных элементов в руководящих кругах секты Као Дай (Тэйнинь)» - один из немногих альтернативных «каодаистским анналам»
источников, целиком посвященных описанию мирской истории каодаизма. Данный документ представляет собой нечто вроде выписки из более крупного документа, вернее, политического или уголовного «Дела», полный вариант которого до сих пор скрыт от широкого круга исследователей. Опираясь на материалы этого документа, можно сделать следующие выводы: каодаистская церковь - прежде всего политическая организация, и для выяснения ее сути требуется анализ политической ситуации того времени, а не только рассмотрение доктрины. Это единственный известный нам источник, в котором истинными основателями каодаизма называются не Нго Ван Чиеу, Ле Ван Чунг и Фам Конг Так, а французские разведчики Боннэ, Лапатис и губернатор Кохинхины Леполь. В тексте «Приговора» приводятся также агентурные номера других видных деятелей каодаистской церкви.
Потребность в создании такого учения, как каодаизм, в обществе объективно существовала, что в сочетании с помощью колониальных властей способствовало быстрому развитию новой веры. «Породив» каодаизм, французские власти не смогли его полностью контролировать. Многие верующие шли под знамена каодаистской церкви по политическим мотивам, чтобы бороться против французских колонизаторов. Отдавая отчет в умысле, целях создания французскими спецслужбами каодаистской церкви, следует признать, что с того момента, когда движение получило достаточно широкое распространение, оно стремилось к освобождению от французского контроля. Раз появившись на свет, идея стала работать на себя, она стала жить по своим законам, независимо от причин, ее породивших, от замыслов ее создателей, наполняясь постепенно антифранцузским содержанием.
На вопрос, что такое каодаизм, можно ответить так: по духу - это продукт народного творчества; но организация церкви - результат усилий французских спецслужб. Ни один из данных факторов сам по себе не был достаточен для создания каодаизма. В то же время именно эти два тесно связанных, но противоположно направленных вектора, вызвали к жизни это учение, и во многом определили столь сложный, противоречивый и трагический мирской путь каодаизма. У французских спецслужб были свои причины для создания религиозно-политических группировок. Очевидно, что, их беспокоил постоянно нарастающий вал национально^ освободительного движения, сбить который сугубо репрессивными мерами, как показывал опыт, не представлялось возможным.
Следует отметить, что при работе над темой пришлось иметь дело с обилием разного рода легенд и мифов практически по всем аспектам
проблемы, например, о буддийских корнях в происхождении каодаизма, о том, что эта беспорядочная смесь с организующим католическим фактором была одной из форм протеста вьетов против «христианизации» страны и т.д. и т.п.
Раздел «Буддизм Хоа Хао» включает четыре параграфа: «Основоположник Хуинь Фу Шо», «Доктрина», «Мирская история», «Выводы и комментарии». Мирская история любой религиозной группировки - очень сложна, потому что результаты исследования такого рода могут лишить ореола святости и непогрешимости основателей секты. Изучение политической истории буддизма Хоа Хао осложняется еще и тем, что нам не известны работы, посвященные описанию или анализу его мирского пути. В исторической литературе факты, действительные исторические события, как правило, погружены в невообразимую путаницу теоретических измышлений основателей секты, различных легенд и мифов, а также реальных лиц и фактов, разобраться в которой чрезвычайно трудно. Однако в данном разделе третьей главы предпринята такая попытка, притом особое внимание обращено на сопоставление основных этапов развития буддизма Хоа Хао и соответствующих тому периоду реалий общей политической ситуации в регионе.
В большинстве исторических трудов игнорируется конкретный политический фон, на котором происходило развитие освещаемого в диссертации явления. Прежде всего куда-то исчезает крупнейшее антнфранцузское восстание 1940 г. в Кохинхине, во время подавления которого, кстати, практически полностью была уничтожена партийная организация КПИК в Намки. Однако именно сопоставление кохинхинского восстания и первых шагов новой религии способно приоткрыть завесу над тайной быстрого распространения буддизма Хоа Хао. В 1940 г., когда буддизм Хоа Хао насчитывал всего один год с момента своего основания, в Кохинхине вспыхнуло мощное антифранцузское восстание, которое было жестоко подавлено колонизаторами. Южная часть страны погрузилась в атмосферу террора. В панике многие люди вступали в новую веру, чтобы найти защиту. К концу 1940 г. общее число верующих Хоа Хао составило несколько сот тысяч. Причиной столь интенсивного количественного роста группировки Хоа Хао на данном этапе послужила политика французских колониальных властей, которые намеренно создали благоприятные условия для развития секты. Стоит,заметить, что население вступало в новую веру в поисках защиты от преследований колониальных властей, а не ради «душевного комфорта» или в результате сознательного изучения
пророчеств патриарха Хуиня и признания прогрессивности и верности его воззрений. Крестьяне как основной объект воздействия политики колониальных властей на предмет привлечения в секту, - масса инертная, консервативная, неграмотная и просто так своих привычек и традиционного уклада не меняет. Нужны были экстраординарные условия, которые выбивают достаточно значительный процент населения из привычного уклада жизни. Таким чрезвычайным событием и стало подавление организованного партийной организацией КПИК восстания, когда террор колониальных властей вселил ужас в значительную часть крестьян. В атмосфере хаоса и репрессий, в состоянии паники и страха, стремясь спасти свою жизнь, найти защиту, крестьяне становились адептами Хоа Хао, благо, просуществовав всего лишь год, группировка Хоа Хао уже могла эту защиту предоставить.
При этом следует учитывать, что альтернативная идеология, которую предлагали в обмен за спасение от репрессий колониальных властей, не должна была шокировать простого человека. В данных исторических условиях идеологией такого рода могла стать только доктрина, близкая по форме к буддизму, что и предлагалось в виде простых проповедей патриарха Хуиня.
Очень важно было внести элемент организации в хаос тотального террора, однако внести такой элемент мог только тот, кто организовал этот террор. Защиту от репрессий колонизаторов вполне можно рассматривать как элемент организации в процессе манипулирования и управления большими массами людей.
При создании определенных условий инертная, консервативная крестьянская масса из одного состояния перетекает в другое, проблема состояла лишь в том, чтобы в результате этой трансформации масса стала управляемой, а возможность воздействия такого типа в то время была только у колониальных властей. Из всего этого можно сделать следующий вывод: внезапный рост приверженцев Хоа Хао явился следствием жестокого подавления антифранцузского восстания в Кохинхине в 1940 г. с целью создания инструмента манипулирования антифранцузским движением в будущем. Так колониальные власти воспользовались результатами организованного партийной организацией Намки восстания.
Стоит отметить также и экономический аспект в деятельности Хоа Хао. Это очень ёмкая тема, исследуя которую можно понять механизмы функционирования религиозно-политических группировок как экономических предприятий феодально-военного типа. «Феодальные владения» Хоа Хао - продукт деятельности французских спецслужб, их
тонкой политики. Так называемая «страна Хоа Хао» могла быть ликвидирована в любой момент путем подкупа полевых командиров и искусственного разжигания противоречий внутри секты, что и сделал Нго Динь Зьем, вернее, его американские советники в 1954-1955 гг. Кстати, все вышеизложенное имеет силу и в отношении каодаистских отрядов. Французов вполне устраивала такая ситуация, более того, существование секты было выгодно колониальным властям.
Раздел «Бинь Сюйен: отряды Бинь Сюйен и Армия Бинь Сю йен» состоит из четырех параграфов: «Братство зангхо», «Армия Бинь Сюйен», «И снова отряды Бинь Сюйен», «Выводы и комментарии». Говоря об отрядах Бинь Сюйен, следует заметить, что в данном случае речь идет о специфическом явлении, характерном для Южного Вьетнама. Детальное изучение темы позволяет уяснить механизмы зарождения и развития организованной преступности в Сайгоне-Телоне и местечке Биньсюйен, а также связь этих процессов с национально-освободительной борьбой и религиозно-политической ситуацией в Южном Вьетнаме в периоде 1945 по 1955 гг. На основе перечисленных выше положений появилась возможность ввести новые термины (братство зангхо, отряды Бинь Сюйен, Армия Бинь Сюйен) и предложить периодизацию истории этого специфического явления.
В настоящее время можно сказать, что нет оснований причислять братство зангхо, отряды Бинь Сюйен или Армию Бинь Сюйен к числу религиозно-политических группировок. Более того, налицо организация принципиально иного типа, а именно: сугубо криминальная организация, не имеющая какой бы то ни было идеологии религиозного или политического типа. Среди особенностей данных сообществ можно отметить лишь их ярко выраженную националистическую ориентацию. Именно на этой почве и стало возможным сотрудничество между коммунистами и отрядами Бинь Сюйен в 1945-1948 гг. Отряды Бинь Сюйен сыграли заметную роль в Августовской революции в Сайгоне, в укреплении революционной власти на местах, и в дальнейшем, когда войска французского экспедиционного корпуса вернулись в Индокитай, они с оружием в руках встали на защиту революции. Позднее они были вынуждены оставить Сайгон и перейти в труднодоступные районы, где они продолжали борьбу с иностранными агрессорами. В сентябре 1945 г. на основе разрозненных вооруженных группировок Бинь Сюйен возникла Армия Бинь Сюйен. Она сложилась вначале из второго и третьего отрядов самообороны, действовавших под руководством Зыонг Ван Зыонга. В основном отряды состояли из различных группировок братства )ангхо. Основная их деятельность заключалась в следующем: в период
подготовки Августовской революции на Юге Вьетнама - это сбор оружия и революционный террор на местах, до начала вооруженного восстания направленный главным образом против представителей администрации, предателей и коллаборационистов. Во время Августовской революции в Сайгоне вооруженные отряды зангхо сыграли также заметную роль в захвате важных стратегических объектов в городе и на местах. Большой вклад внесли вооруженные отряды зангхо и в оборону Сайгона в сентябре-октябре .1945 г. Затем на основе второго и третьего подразделений была образована Армия Бинь Сюйен, бойцы которой мужественно сражались с французами. После гибели командира Армии Бинь Сюйен Зыонг Ван Зыонга 17 февраля 1946 г. начался процесс расслоения, который завершился расколом. На этом история Армии Бинь Сюйен закончилась.
Таким образом, при описании религиозно-политической ситуации в Южном \.Вьстнаме следует говорить о двух религиозно-политических группировках - Као Дай и Хоа Хао - и одной криминальной организации Бинь Сюйен. Причем в данном случае необходимо различать отряды Бинь Сюйен и Армию Бинь Сюйен.
Перейдя на сторону французских колонизаторов в 1948 г. отряды Бинь Сюйен добились значительных успехов в экономической и политической областях. Их лидер Ле Ван Виен получил чин бригадного генерала и стал министром национальной безопасности. Однако военные поражения в горах Северного Вьетнама вынудили Францию уйти из Индокитая. В Сайгоне к власти пришли ставленники США.
В 1955 г., после продолжавшихся в течение двух месяцев боев с правительственными войсками Нго Динь Зьема, отряды Бинь Сюйен были уничтожены окончательно, но на этом бурные события в южновьетнамской политической и религиозной истории отнюдь не закончились. На смену криминальному террору пришел террор католический, и продлился он еще девять лет с 1954 г. по 1963 г.
Раздел «Религиозно-политические группировки: условия возникновения и специфика развития» состоит из двух параграфов: «Условия развития революционного движения в Индокитае в начале XX в. в целом» и «Условия возникновения религиозно-политических группировок: особенности процесса». На основании приведенных материалов можно сделать следующий вывод: практически все рассмотренные выше религиозно-политические группировки (Као Дай, Хоа Хао) и криминальные структуры (Бинь Сюйен) в 1945-1955 гг. были интегрированы в систему колониальной власти и выполняли соответствующие функции, а именно: сбор налогов, полицейская
деятельность, вооруженная борьба против национально-освободительного движения и пр., - причем французское командование рассматривало вооруженные формирование этих организаций в качестве своих дополнительных сил. Фактически эти структуры выступали в качестве инструмента, с помощью которого колониальная администрация оказывала воздействие на религиозно-политическую ситуацию в районах их распространения. Многие их руководители в то же время являлись служащими колониальной администрации или так называемых «вьетнамских властей», имели воинские звания.
Ровесники каодаизма - Национальная партия и Товарищество революционной аннамской молодежи - были практически полностью уничтожены в течение очень недолгого срока с момента образования, а вот с каодаизмом, который в отличие от большинства революционных организаций, создавался не за границей, а в Кохинхине, в колонии, этого не произошло. Явно не случайно колониальные власти беспощадно расправлялись с партизанским, а затем и с революционным движением, а национальной партией, с коммунистическими организациями и т.д., тогда как религиозно-политические группировки в то же самое время пользовались льготами. Французские колонизаторы прекрасно понимали где реальная угроза их интересам во Вьетнаме, а где ее имитация.
В течение всей своей истории религиозно-политические группировки по большому счету выступали не как самостоятельный субъект отношений в политической сфере, а как орудие давления в руках внешних сил. Они были разрознены, разъединены и в основном занимались выяснением отношений друг с другом, одновременно грабя и терроризируя районы своего влияния. Путем несложных операций французские спецслужбы управляли движением в целом по своему усмотрению. В числе объективных результатов такой политики прежде всего следует отметить, что руками религиозных сект была практически нейтрализована деятельность первоначально единого национально-освободительного движения во главе с Вьет Минем.
Четвертая глава «Особенности южновьетнамских политических режимов с 1945 по 1963 гг.» состоит из двух разделов «Профранцузскпе южновьетнамские режимы» и «1-я Республика Вьетнам (1954-1963). Режим Нго Динь Зьема».
В отечественной, да и в современной вьетнамской историографии существует традиция опускать в исторических работах такую тему, как история Южного Вьетнама в период с 1945 ио 1963 гг. Иногда в виде исключения приводятся общие сведения об Августовской революции в Сайгоне в 1945 г. и детали правления Нго Динь Зьема с 1954 по 1963 гг..
однако период между 1945 и 1954 гг. предан полному забвению. В определенном смысле это можно понять, так как в то время основное внимание уделялось прежде всего описанию и исследованию событий в северной части страны. Но заметим, что Север - еще не весь Вьетнам. Господствующее положение в Южном Вьетнаме занимали те силы, которые контролировали главный торговый, административный, экономический и стратегический центр Южного Вьетнама - город Сайгон. А революционная власть продержалась в Сайгоне после Августовской революции (25 августа 1945 г.) всего 29 дней.
Можно по-разному относиться к законности сайгонских правительств и разного рода государственных образований, которые тогда постоянно сменяли друг друга в Южном Вьетнаме. Но в любом случае следует признать, что после Августовской революции на территории Южного Вьетнама с 1945 по 1963 гг. существовало как минимум три государственных образования (Автономная республика Кохинхина, Государство Вьетнам и 1-я Республика Вьетнам) и в общей сложности 12 различных правительств. И то если рассматривать только так называемую официальную власть. А ведь в это же время на той же самой территории действовали многочисленные вооруженные формирования, обычно именуемые в исторической литературе как религиозно-политические секты Хоа Хао, Као Дай и отряды Бинь Сюйен, которые контролировали обширные территории, имели там свои административные органы и осуществляли функции власти, вели широкомасштабную вооруженную борьбу против национально-освободительного движения, в первую очередь Вьет Миня.
Выступления патриотических сил были локализованы и судьба национально-освободительного движения в рамках Южного Вьетнама казалась фактически предрешенной. Особую роль в этом сыграли религиозно-политические группировки, которые взяли на себя значительную часть операций по «умиротворению». В 1948 г. французским спецслужбам удалось окончательно расколоть национально-освободительное движение в Южном Вьетнаме. Вооруженные отряды каодаистов и Хоа Хао еще в 1945-1946 гг. перешли на сторону колонизаторов, а в июле 1948 г. и Ле Ван Виен с крупным отрядом перебежал к французам.
Французские колонизаторы не могли самостоятельно установить контроль на территории Южного Вьетнама, им требовалась помощь местных коллаборационистов, религиозных группировок и т.п. Многие властные структуры существовали параллельно. Так, в одно и то же время претензии на исполнение властных функций имели французские
колонизаторы, Вьет Минь, религиозно-политические группировки Као Дай и Хоа Хао, а также отряды Бинь Сюйен, которые несмотря на то, что влились в органы колониальной службы безопасности, все же продолжали сохранять определенные индивидуальные особенности, отличающие их от прочих политических сил.
Сложившаяся в результате активных манипуляций французских спецслужб политическая структура вполне устраивала своих создателей, и в 1954 г. капитан французской службы безопасности А.М.Савани имел полное право гордиться успехами. Такая структура позволяла колониальным властям практически безраздельно господствовать на той или другой территории, так как ни у одной из разрозненных группировок, даже при искреннем желании покончить с французским гнетом, не будет достаточных условий и сил для борьбы с колонизаторами.
Второй раздел четвертой главы состоит из шести параграфов: «Род Нго и расстановка политических сил», «Зьем на пути к власти», «Трудовая персоналистская партия и Трудовая католическая партия», «Буддийский кризис», «К вопросу о буддийском "ренессансе"», «Роль армии в перевороте 1 ноября 1963 г.».
26 октября 1955 г. было провозглашено создание Республики Вьетнам. По возвращении в страну Нго Динь Зьем первым делом покончил с группировками, и тем самым уничтожил созданную французами «систему коллективной безопасности», что в сочетании с грубой и примитивной политикой «католизации» Южного Вьетнама создало условия для возрождения и развития национально-освободительного движения в Южном Вьетнаме, которое произошло только в начале 60-х гг. при прямой поддержке северовьетнамских коммунистов, когда в 1960 г. произошло образование НФОЮВ и начались массированные поставки оружия и специально подготовленных кадров с Севера.
При характеристике режима Нго Динь Зьема, на наш взгляд, следует отметить, может быть, самую важную составляющую его политики - католизацию. Вообще, с момента появления во Вьетнаме католических миссионеров это - постоянно действующий фактор, но никогда еще он не осуществлялся так цинично и грубо, как при Нго Динь Зьеме. Основным инструментом католизации Южного Вьетнама являлась Трудовая персоналистская партия (ТПП), позже Трудовая католическая партия (ТКП) - правящая партия режима Нго Динь Зьема, которую возглавлял его родной брат Нго Динь Ню. Дискриминация по религиозному признаку, католизация армии и органов управления государством - важнейшие направления политики Нго Динь Зьема.
В период своего правления режим Нго Динь Зьема и ТКП осуществили множество жестоких кампаний, о чем свидетельствуют документы. В этом плане характерен пример с политикой католизации армии, аппарата управления, населения Южного Вьетнама в целом, которую осуществляли центральные власти. Стоит однако заметить, что устранение Зьема не привело к изменению общего направления религиозной политики в Южном Вьетнаме: принудительная католизация населения продолжала оставаться в качестве постоянно действующего фактора. Дело здесь, видимо, в том, что смена конкретных лиц в руководстве страны не многое, меняла, все южновьетнамские режимы, начиная с 1945 г. по 1975 г., были марионеточными, и проводившаяся ими политика, по большому счету, определялась внешними силами, которые старались сохранить общее направление на католизацию населения Южного Вьетнама в целом. «Буддийский ренессанс», о котором так любят писать католические священники, на наш взгляд, не что иное, как реакция отчаявшегося населения на постоянные попытки католизации со стороны внешних сил. Действительной духовной опорой, а не ее суррогатом, предлагавшимся колонизаторами в виде религиозно-политических группировок, являлись национальные культы и традиции, которые вышли на политическую арену в виде вьетнамского буддизма.
В Заключении «Религиозно-политические группировки и политическая власть в Южном Вьетнаме в 1945-1963 гг.» подведены итоги и изложены основные выводы исследования.
На протяжении французского колониального господства (19451954) имела место постоянная чехарда сайгонских правительств. Менялись премьер-министры, кабинеты, государственные образования, неизменным оставалось только одно - власть колониальной администрации, которая в центре опиралась на войска французского экспедиционного корпуса, а в регионах - на религиозно-политические группировки. Следует признать, что при всей неустойчивости сайгонских правительств в указанное время колониальный режим на Юге в целом был вполне стабилен, в то время как при всей стабильности правительства Нго Динь Зьема в течение почти девяти лет (1954-1963) режим стал быстро разрушаться, и это вначале привело к усилению позиций патриотических сил, а потом и к его крушению. Отсюда следует, что религиозно-политические группировки были интегрированы в систему колониальной власти, именно поэтому они существовали и пользовались определенными льготами со стороны французской администрации. * .
Более того, в результате проведенного исследования установлено, что появление группировок Као Дай и Хоа Хао - результат целенаправленной деятельности французских спецслужб с целью создания инструментов воздействия на религиозно-политическую ситуацию и национально-освободительное движение в рамках Кохинхины, а затем и Южного Вьетнама.
Сравнивая каодаизм и буддизм Хоа Хао, нельзя не заметить ряд существенных отличий. В процессе создания каодаизма имела место сначала выработка доктрины, создание организационной структуры, идеологического аппарата, и только после этого появлялись первые адепты из крестьянской среды. Совсем по другому обстоят дела с буддизмом Хоа Хао. В данном случае, как уже отмечалось выше, сначала формально провозглашалось образование новой религии, затем путем предоставления защиты от террора колониальных властей вербовались первые адепты из числа крестьян, и уже потом создавался аппарат управления ими.
Католическая церковь в Южном Вьетнаме функционально может рассматриваться как религиозно-политическая секта наравне с каодаизмом и буддизмом Хоа Хао. Эта идея, высказанная французским историком Ф.Девилье, представляется вполне оправданной. В самом деле, вьетнамцы-католики - такое же религиозное меньшинство, как каодаисты и адепты Хоа Хао. Католическая церковь во Вьетнаме так же, как и упоминавшиеся религиозные группировки, не может рассматриваться в качестве результата естественной эволюции. Совсем наоборот. Так же, как и религиозные группировки, католическая церковь во вьетнамском обществе и политике выступала не в качестве субъекта отношений, а как элемент давления со стороны внешних сил. Таким образом, католическая церковь вполне может быть названа религиозно-политической группировкой того же типа, что каодаизм и буддизм Хоа Хао.
В определенном смысле появление каодаизма и буддизма Хоа Хао вполне допустимо рассматривать в качестве продолжения старой колониальной стратегии, когда население завоеванных стран подвергалось полной католизации. Во Вьетнаме этого не случилось вследствие отторжения насаждаемой западной религии местной культурной традицией, почему и возникла необходимость создания «овечьей шкуры» в виде «новых религий». В каодаистской теории достаточно заимствований из классических восточных учений, однако реальная структура управления церковью и верующими явно скопирована с католической церкви. Заимствования такого рода не происходят
стихийно. Типологически у католической церкви и религиозно-политических сект тот же принцип организации и структуры управления, тогда как буддизм не может так линейно воздействовать на верующих. Именно поэтому буддизм во Вьетнаме нельзя в полном смысле назвать церковью, тогда как каодаизм и «буддизм Хоа Хао» вполне можно. Это очень важное, политически значимое отличие католической церкви и религиозно-политических группировок от национальных верований и культов.
Более того, на основании реальной истории этих сект, их действительного вклада в дело защиты национальной независимости можно утверждать, что ни одна из этих организаций не имела и не имеет национальной направленности. Поэтому положения о наличии у них генетических связей с национальной культурной традицией лишены оснований. В данном случае национальная культура выступает как среда функционирования идеологии. Соответственно доктрины движений, претендующих на массовость, - а только при этом условии движение имеет смысл - должны быть адаптированы для масс, которые выступают в качестве носителей данной культурной традиции. Таким образом, элементы национальных верований, встречающиеся в основных положениях доктрин новых религий, не могут быть доказательством влияния национальной культурной традиции.
В качестве еще одного отличия буддизма Хоа Хао от каодаизма следует отметить отсутствие культовых сооружений, монахов, священной иерархии. Без всего этого в самом деле можно обойтись, но вот наличие вооруженных отрядов и административных учреждений говорит о реальной ориентации этой новоявленной «буддийской школы». Независимо от причин, породивших данное явление, причин, побудивших крестьян в большом количестве вступать в новую веру, её действительная направленность, замыслы её руководителей нашли свое воплощение в конкретных делах, поступках, исследуя которые можно с большой достоверностью утверждать, что суть проекта состояла в политике.
У каодаистов, в отличие от Хоа Хао, наоборот, сложнейшая иерархия, громадный храмовый комплекс, достаточно запутанная доктрина, пантеон святых и прочее и прочее, но наличие местных административных учреждений, отрядов самообороны и собственных вооруженных сил, своих налоговых служб в контролируемых районах, неприязнь любого вмешательства легальной власти говорят о том, что в данном случае налицо некое подобие властных структур, пусть локальных, но по большому счету управлявшихся внешними силами.
В цепочке Као Дай - Хоа Хао - Бинь Сюйен налицо тенденция упрощения их внутренней структуры и внешней формы. Наличие или отсутствие упомянутых выше атрибутов влияет на прочность объединения: если каодаизм и буддизм Хоа Хао смогли пережить (благодаря наличию хоть какой-то идеологии религиозного типа) многочисленные потрясения и драматические события, то отряды Бинь Сюйен после разгрома основных сил и ареста руководителя исчезли с политической арены без каких бы то ни было надежд на возрождение былой мощи, чего нельзя сказать о религиозно-политических группировках.
Чтобы управлять социальными и политическими процессами в желаемом направлении, требуется создание соответствующей инфраструктуры. Религиозно-политические группировки Као Дай и Хоа Хао рассматриваются в диссертации в качестве элементов такой инфраструктуры, как. инструменты воздействия на религиозно-политическую ситуацию в Кохинхине в руках колониальной администрации. Создание во Вьетнаме религиозно-политических группировок - не что иное, как стремление внести элемент организации в стихийно развивавшиеся процессы с тем, чтобы использовать их в своих интересах. Иное дело, что реальные результаты этой деятельности далеко не всегда соответствовали замыслам их организаторов, но, стоит заметить еще раз, такие попытки были, и появление в Кохинхине религиозно-политических сект явилось результатом именно этой деятельности.
Религиозно-политические группировки, - феномен не столько религиозный, сколько идеологический. Но идеи становятся политически значимой материальной силой только тогда, когда они овладевают массами. Должен быть идеологический механизм, который систематически работает в заданном направлении. Организовать его в кратчайшие сроки могут только власти, а власти в Кохинхине в указанный период были только французские.
Когда на страницах исторической литературы речь заходит о зарождении и развитии массовых политических организаций во Вьетнаме, например, коммунистических, то серьезные авторы, как правило, все-таки обращают внимание на методы агитации и пропаганды, которые использовали коммунисты с целью распространения своих идей в массах. Следует заметить, что для того, чтобы уровень распространяемых в массах идей достиг политически значимой величины, следовало потратить . годы напряженной систематической работы большого количества людей. И таких данных о пропаганде и
агитации в массах активистов Вьет Миня встречается в исторической литературе предостаточно.
Когда же некоторые авторы начинают описывать зарождение и развитие южновьетнамских религиозно-политических группировок, они игнорируют реальные условия образования и функционирования таких группировок. Если каодаистские основоположники и вторящие им светские исследователи не пишут об идеологическом механизме, то это совсем не значит, что его не было на самом деле.
В основе образования религиозно-политических группировок просматривается желание колониальных властей противопоставить их национальной культурной традиции.
Синкретизм религиозно-политических группировок отражает стремление создать нечто подобное католической церкви по существу, но более адаптируемое к местной культурной среде по форме. Ведь не случайно купола временного здания Священной Резиденции в 1928 г. венчали католические кресты, которые лишь впоследствии были заменены декорациями в восточном стиле. Не зря А.М.Савани в своей книге под фотографией каодаистской Священной Резиденции тонко подметил: «Каодаистский собор в Тэйнине ... собор полихромный, католическая церковь, одетая в пагоду».
История Южного Вьетнама в 1945-1963 гг. показала, что религия может играть эффективную роль в попытках воздействия на ход исторического процесса.
Основные положения диссертации изложены в следующих работах:
1. Као Дай (Верховный храм) // Черная жемчужина. Журнал о культуре Востока. -1993. -№ 2. -С.5-10.
2. История отрядов Бинь Сюйен // Черная жемчужина. Журнал о культуре Востока. -1994. -№ 3. -С.11-16.
3. Вьет Минь в Августовской революции на Юге Вьетнама (историография проблемы) // Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. Вып. XVII. -СПб., 1997. -С. 100-120.
4. Историография мирской истории каодаизма // XIX научная конференция по историографии и источниковедению истории стран Азии и Африки. Тезисы докладов 8-10 апреля 1997 г. -СПб., 1997. -С.64-67. -
Ртп ПКТИ, зак.169, тирЛОО, 10.11.97.