автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.02
диссертация на тему:
Политическое самоотчуждение труда и проблема социалистической революции

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Коряковцев, Андрей Александрович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Екатеринбург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.02
Автореферат по философии на тему 'Политическое самоотчуждение труда и проблема социалистической революции'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Политическое самоотчуждение труда и проблема социалистической революции"

РГЗ од

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КСШШ РОССИЙСКОЙ ШЗДЕРАЩШ ПО ШОПЕНУ ОБРАЗОВАНИЮ

УРАЛЬСКИЙ ОГДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАШШ ГОСУДЛРСТЕЙШЙ УНИВЕРСИТЕТ ни.А.Ы.ГОРДОГО

ПОЛИТИЧЕСКОЕ САЮОТЧУЩЩШ ТРУДА И ЛГОБЛЕШ СОиДАЛЮТИ'&ХРЮЙ РЕ30ЛЩШ1

09.00,02 - теория и история социализма

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

На правах рукописи

КСРЯЮВЦЕВ Андрей Александрович

Екатринбург- - 1994

Работа вшолнзна на кафедре социально-политических наук Уральского ордена Трудового Красного Знамени государственного университета «м.А.Ы.Горького

Научный руководитель - доктор философских наук, профессор

Ю.Г.Ерпов

Сфяцуаякйаэ оппонента - доктор философских наук, профессор

Б.В.Скоробогацкий - кандидат философских наук, доцент В.Ы.Рудвнко

Ведущая организация - Кировский медицинский институт,

кафедра гуманитарных наук.

заседании специализированного совета К 0b3.78.05 по присуждении ученой степени кандидата философских наук в Уральском государстггм ном унивэрситете им.А.М.Горького (620083, Екатеринбург, К-83, пр.Ленина, 51, ком.248),

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Уральского университета.

Защита состоится

Ученый секретарь специализированного совета, кандидат философских наук,

доцэнг

Э.П. Овчинникова

- 3 -

ОБИ^Я ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Актуальность теш исследования обусловлена необходимостью осмысления кардинальных изменений в ,развитии современного человечества. Смена фора общественной организации, сопровождаемая изменениями идеологических,культурных,экзистенциальных ориентиров, вызывают острый интерес к проблеме будущего ынровой цивилизации, к смыслу ее прошлого и настоящего.Глобальность и катастрофичность перемен заставляет вопрошать о наиболее общих закономерностях общественного развития,связанных с человеческой сущностью и ее отчуждением и находящих свое последовательное воплощение в сфера толитичесной власти.

Мрачные предсказания Тоффлера и Белла о технократическом обществе, социально-критическая напряженность экзистенциализма и тихологической науки, трагическое мироощущение альтернативной :ультуры реальны не в меньшей степени, чем относительная гуыаниза-;ия общества его демократизация,рост жизненного уровня в развитых транах мира.Современные попытки преодолеть объективированные оциальные формы отчуждения - бюрократическое общественное устрой.; во - подспудно'воспроизводит то, что в них внешне отрицается, еловек отчуждает свою сущность. В результате своей собственной эзнательной деятельности, что делает необходимы видеть в ней зловеческое самоотчущдение.

Реалии ХА века недвусмысленно указывают на связь этого си.г:-гчуждения с политической революцией трудящихся,посягнувееН па гэиблемость буржуазных общественных устоев, или,иными слонами, с »циалистической революцией,породившей общественные фор.-ы б.-рсгр! • 1зма как объективированного отчуждения.

Все это заставляет задуматься над следующими вопросам:!: на^^ природа отчуждения и самоотчуждгния?Й чем реализуется -к ловв'нт я сущность адекватном обраэ'см'Наким обрезом труд порогдмат чбг-.-, вкрованные формы своего отчуждения'!^: конкретно црси-хиг.ит I-•

■ - 4 -

отчуждение человека в процессе социалистической революции на полит ческом,психологическом и социальном уровнях?Какие факторы это обус лов ливают?В чем состоят основные характеристики бюрократических обществ XX века?Кахова имманентная логика их развития,их специфика и тенденции эволюции?

Комплекс всех этих проблем делает актуальным объектом научног поиска превращенные формы человеческой практики,т.е.такие,в котора содержание последних выражено либо неадекватным,либо неполным обра зом.Цель исследовали - раскрыть конкретно-историческое воплощение этих форм в реалиях и'последствиях социалистической революции.Для постижения этой цели нам представляется необходимым разрешить следующие задача: .

- раскрыть теорию человеческой практики и ее исторических :ор\; - труда и творчества,тем самым определив мыслительную парадиГ'

■ всей работы; . ,

- рассмотреть противоречия,свойственные самоотчундению,_прояв-1 "иоку в реалиях политических революций;

- исследовать сбщие'закономерности этих форм и перспектив их

' :чюц'.1л.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМ.

Вопросы,поставленные в диссертации,не раз привлекали внимание ."оледоватаяей.Отчуждение и творчестьо рассматривалось со стороны геаллзованнну форм. Батщевым.Кирносом.КуреллоЁ.Нарским.Ойзерма-: Стсловячец.Цредириникаяись попытки взглянуть на эти феномены и с то'-ча зре"*;;я их субъекта Лнсовш'Л,Влльчекол?пДеауевш,Икоземцевк: Шр^зе,4фожог,1Ш!аш5еДор1о»®йером,1^8шрда1шш.Эти авторы доствз ли 6or¡i'ji:iJ результатов е развитии ферокенояогии отчуждения и творчества, созданной е обвдх чертах К.;.:1арксог.

В 80-х годах: критика отчуждения как критика его ссщЫьиаРо С«бгслУа - nanceesfpx%miQP-o вроазвад^телА-зр^дбрело коэоа iraveci'£< <ГСе cúj&auo с o&QCtpxc,ueñcp общрствогнЫ' потребность® оемхмгь

по-новому отнявшие формы социальной практики.Проблема прямой и обрат-

f

ной связи труда и частной собственности* стала смелев интепретирова-ться в духе критики революционной деятельности трудящихся.что сало по себе является более глубоким Проникновением в сущность дела,по сравнению с апологетическими концепциями.Часто эта критика остается в пределах прежней противоиолозшосм;в- конечном счете, она воскрешает другую,более архаичную,реанимируя консервативные'и патриархальные ценности буржуазного и добуряуазного- сознания.Эта критика завершается восстановлением своего предмета."Она оказываемся гораздо ниже его. В качестве примера такого рода пс^вдокритики мокно привести статьи Буртина,Ципко,Г.'лграняиа,Ша$аревича и других авгоровпантшсоммунйсти-ческого" толка.

г

Вместе с темдйлеется ряд исследователей.внраыаищих скепсис по поводу старой,"коммунистической" и новой"бурЕуазной"шфалогии./Ахие-зер.Вильчек,Зиновьев,Кляшшн.Ну&Ын,'Чернышев/.Содержащаяся в их работах критика груда не приводит к апологетике его антагонистов.Это выводит науку за предела прежней теоретической: парадпгмы к универсальной критике отчувдения.Методологически для этой цели очень важно переосынолание таких категорий,как "общественное"."труд," "творчество", "духовное производство","всеобщая универсальная взаимосвязь", имеющаяся в работах Иноземцева,Лксова,Межуева,Когаяа,Сесюниной.

На это направление в отечественной науке влияет западная социальная наука в лице франфургской школа,американской гуманистической психологии,Экзистенциальной философии-.Труды представителей этих течений, столпов западной мысли Н'века - Сартра,Фроша. ,..аркуза, Хорюсайыера и др. использованы в нашей работе,

Методологическим ориентиром исследовашш служила разработш Маркса,осмысленнее в контексте данных современной социальной науки. Прежде, всего мы имеем ввиду метод исторического анализа общественных

у

противоречий,положения теории стоимости и антропологической теории. Кроме того,мы опирались на работы ^Шмардантилн, заимствовав у него

■ него схему процесоа превращения¡Фромма,воспользовавшись введенными им в научный оборот понятаяш социальное бессознательное и социальный характер,и Вебера,отдав должное его исследованию роли протестанской этики в генезисе буржуазного сознания.

Научная, тсеШШ состоит в

- Разработана п^ХО^^'йческя. -одель от4увденного ЙВДИВВДа,

® У.СТирой ролЪ определяющего ядра психики играет механизм самоидентификации человека. _ ^

.- Отчуждение интерпретировано как результат опосредования человеческой практики внешними фактораш.а творчество как непосредственно-общественная деятельность.в которой снята внешняя предданность по отношению к человеческим потребностям и котораялвключает человека бо всеобщую социальную взаимосвязь.

- Раскрытие природы творчества как. адекватного способа реализа-нли человеческой сущности в противоположность труду как средству ее. отчуждения трактовано как позитивное основание для новой парадигмы остального критицизма. '

- Проанализирована сущность и'освещены противоречия революционной. практики индустриального общества в свете структурчо-генети-ческого анализа политического самоотчуждения труда. -

• - Обоснована концепция бюрократического общества как результата и превращенной формы капиталистического развития.Исследован процесс идеологической сублимация.

- Показана природа современного капитавдстического общества кал незавершенного процесса отрицания капитала.

- Построены психоаналитические модели революционного сознания и бюрократического общества

- Введены понятия"кваш-я"и"кваза-негя", отражающие феномена отчужденной психики, "политическое саюотчуадение труда"ц"соцяал-борократизм" ,8 которых фиксируются реалии станов,я^ния кфункциони—

. резани)? бюрократических обществ.

Научно-практическая значимость рлботы.Подученные результаты

* „

позволяют показать процесс политического самоотчуздения труда как определивший социальные реалии нашегр времени и раскрыть имманентные противоречия социалистической революции.Исследование обладает междисциплинарным характером и имеет практическое значение для пре-подования всего цикла гуманитарных наук.

Выводи,сделанные относительно бюрократического общества могут бить полезны при разработке социальных.экономических и политических программ.

Психологические идеи автора ц^амзнимн ^ля разработки пслхоана-литической теории. ' .

Апробация работы. Содержание диссертации ьлшо отражение в Ь публикациях автора.Основные выводы и положения легли в основу выступления на научных конференциях в Челябинске/195-1,1993гг./ и Нижнем Новгороде /1992/. ■

Стр-уктуна и объем работц.Диссертация состоит из введения.трех глав и списка литературы.Содержание исследования излоаено страницах.список литературы содержитнаименований.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖА!ЫЕ РАБОТЫ.

Во введении обосновывается актуальность темы асследсьгнил, определяется уровень разработанности теш,формулируются ими л стда-чи диссертации,указывается, научная новизна,раскрывается теоретическая и практическая значимость работы..

1 .Глава.,"Отчуждение л творчество"посЕядена анализу ^¡джити!-ных понятий,на которых базируются взгляни автора, и ачаг;л.:.,ии п шли-нейншы.Исходная для них кониетия отчуждения с$орь,ул.фоьш1.> ¡. \ параграфе "Отчуждение и социальво-асихологлческие (¡актеры".

Человек находится в условиях, при которых отшч из его догреб-постой гут быть удовлетворены лишь за счет подавлении дру г-л х, Человеческая природа рас^ладга.Иотрейиоси»!,подаесьцле удс&летвореи>1К>

-.8 - .

определяются-в конечном счете нд чеяовеком.а отношением к нему необработанной природы - господствующим отношевием внешней необхо- | лимо^тй,консервирующим его неуниверсальное,частное состояние.Содер- ! жание и способ практической жизнедеятельности здесь диктуется внешней необходимостью,опосредствующей сознательный характер человеческого существования и превращающей его в стихийный процесс.Сознательная практика трансформируется из цели в "средство для поддержания своего существования"/^.Маркс/,из человеческого предмета и первой потребности в средство удовлетворения потребностей,отличных от целостной самореализации и противостоящей. • ей. Этот вид жизнедеятельности противостоит всем остальным сферам человеческого бытия в качестве труда- обособленного вида человеческой практики,являющегося не потребностью,а средством удовлетворения потребностей.В отличие от определения труда как процесса,совершающегося медду человеком и природой в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует,регулирует и контролирует обмен веществ меаду собой и природой,/К,Маркс/ предложенная наш дефиниция труда фиксирует отношение человека к природе в связи с общественной формой этого отношения/.

В труде вся конкретика его процесса - содержание й способ выполнения '- выступает по отношению к человеку как внешняя необхояи-мость.Труд амбивалентен: он необходим для существования человека, доставляя предметы потребления,но процесс! овеществления человеческих сил в данном случае не является потребностью,.Со стороны результата груд ссть необходимость внутренняя со' стороны процесса - необходимость впсеняя.В этом состоит сущностное противоречие труда.В положении н°посрдеетвенпого производителя оно выражается'в коренном ..;311снном интересе: в наибольшей степени удовлетворять свои потребности, затрачивая при этом минимум собственной энергии.

Процесс трудя проявляется - для общества как созидание отпоше-■ :: 1..е;;.т;г людыш.а чуя трудящегося - кале отчуждение этих связан.

_ 9 - '

Так господство внешней необходимости посредством труда отчуждает от человека его' сущность.На феноменологическом уровне анализа процесс отчуждения выступает как простор отстранение человека от всего богатства социальных отношений.Но если трактовать отчуждение как следствие опосрдеования человеческих связей внешними факторами,то

речь нужно вести не столько об утрате человеком своей сущности,ибо

«

в этом случае исчезал би человек как. таковой, сколько об ее проявлении в превращенных формах т.е.таких.вкоторых она йыраяена неадекватны;.; и неполным образом.Отчуждение,т.о..сохраняет человеческую сущность в человеке,сохраняет его субъектность по отношению к самому себе.

Труд предстает как процесс не столько сознательный,сколько побуждаемый бессознательными мотивами,отражающими госпосдство над человеком внешней необходимости и являющимися реакцией на это гос -подство.Внешняя необходимость воздействует на индивида в .лице подобного рода'котив ов.пребыая т.о.и внутри человека как непознанная, неосознанная и неосвоенная часть его природы.Субъекгчость человека в условиях отчуждения сохраняется ценой утраты ей. сознательного характера.Вся история человечества, не выходящая за пределы отчуадеп.: это,с точки зрения ее субъекта,индивида,есть история человеческого бессознательного.

Психика человека находится в определенном отношении к скрипящему ьлфу .выраженном в механизмах еаьшдеитцфпсацяи инд.гелда - корках эмоционального и ипого/в ток числе'и бессознателыюго/са.',.осто:;;-дествления человека с внутренне;: У внешиила для него феноменам;!. ¿-ц: механизмы определяют весь строп человеческой психики, :и- ,í.::í:c.. i;c.::\j-логпческлм ятгром существования,ылкшжя .f/нлш ссдазд.:з:.г.'.; л .:;¡-див'лдуализащги.Они состоят из объекта,с которые стэ.-.цостс»:.'/..-! .';.:.. <:ндяг.пгс л пгсцессл .i:: взсг.мот-йстьпя. Оссбсшюсти объект¿ и». i.!;. ,. : содс^-аяло л способ!; илслпв'.гтл'Э upjucca.

Структура отчуидейных механизмов самоиндентификации харак- • терна-тем,что объекта ориентации индивида имеет логику развития, подчиненную независящим от человека условиям.Взаимодействуя с ними человек ограничивается установлением лишь частной связи с социальным миром.Эти объекты составляют квазипредыег его жизнедеятельности,или если вести речь об психологическом аспекте вопроса, его "квазд-я''.П0срдестБ0м "квази-я" в человеческую психик..у транслируются господствующие в обществе установки,ценности,формы общения и организуется социальный характер индивида.Но поскольку объекты самоэдентификации здесь для него внешни,это раскалывает его мироощущение. Часть социального мира, которая так'.не является продуктом деятельности человека,.и неотъемлемым элементом его сущности, противопостовлтется им своему квази-я. Эту часть человеческой сущности или утраченную ее целостность мы называем квазц-не-я. В результате этого противопоставления рождается иллюзия распада в действительности единого мира человека. Чтобы снять угрозу своему каази-я, человек оттесняет весь комплекс отношений с предметным мире в которых он себя не находит,- или свое квази-не-я в-область бессонна тельного своей психики, которое становится "социальным бессознательным" , ибо его содержание составляет отраженная, но подавленная социальная связь.

Описание механизмов отчужденной субъектности человека помогает раскрыть связь ме»;ду человеком и об-ьективированныш форсаж отчуждения. Последние предстают как иллюзорно-неожиданный результат его деятельности. Этот тезис особенно важен в деле'осве-адля подлинного для освещения подлинного содержания взаимоотношений труда и частной собственности, i-ix противостоят!j друг другу -•Ска» mtieax их г- твосбусловлсниости.

- 11 -,

Во втором параграфе первой глави - "Социальное значение творчества" мы исследуем адекватные формы выражения человеческой сущности.

Ксли она создается предметной деятельностью человека, то процесс ее адекватной реализация должен заключаться именно в этой деятельности. в ее способе выполнения и содержании. Но только в этом случае они не противостоят предмету - ые;кчеловеческой связи, а соответствуютему. Это происходит, во-первых, когда практическая деятельность, ее продукт' и результат, воплощенный в общественной отношении, не противоречит осознанной .потребности человека, когда их Еыбор сделан им исходя'только из собственного интереса, а, ' вв-вторых, когда сам человек оказывается способен освоить свой предмет, когда он-является универсально развитым индивидом, включенным в Бесь комплекс общественных взаимосвязей. Подобного рода деятельность в силу не'подчиненности внешним факторам, созидает общественную связь, так же лишенную внешнего опосредования и потому она порождает человеческую сущность в-ее целостности. Она является непосредственно-общественной деятельностью, адекватно реализующей сущность человека. Речь здесь идет о творчестве, поскольку только в нем достигается прямая, внешне не опосредованная связь индивида с объективированными и овеществленными результатами его деятельности и с его сущностными силами, и'только субъект творчества воплощает в cède богатство связей с социальным миром, иробуадая интерес к выраженной индивидуальности. Творчество - это такой вид человеческой шзнидеяталыюсти, который характеризуется спонтанностью и осознанностью, выводящими человека из частной сферы на всеобщим уровень существования, т.е. такой, где нет-места косвенной, внеинеопссре-дованной связи и езду .яьды.ь. 'В своей последовательности, творчества

- 12 -

являет собой целостный образ лизни.

Противоречие между потреблением и деятельностью кя» кмйЕшент-пое противоречие груда, в творчестве сжято. Потребляются«в нем непосрлстяот,^- ca,il£L деятельность. Механизм самоидентификации не противостоят ей, а в ней заключены. Мотивы, побуждающие к производительной практике, порождаются ею же. Исчезает психологическая мотивация для принуждения к создании общественных благ.-Частное владение чужой деятельностью и ее продуктом здесь лишено смысла, они стали всеобщими по,своим объективны.« свойствам. Чабтная собственность как предцаное ее условие принципиально чу яда творчеству. Творчество заменяет ее всеобщей собственностью на всеобщую деятельность. Процесс обобществления, т.е., освоения человеком всей совокупности обцественннх связей происходит не в сфере материально производства, т.е. есть процесс духовный, являющийся необходимым моментом творчества. То, что называется общественной собственностью, в творчестве воплощено как контроль над условиями творческого процесса, сообразующийся лишь с потребностями творящего индивада.

По своим сущностным характеристикам творчество противостит труду. Только с учетом этого различая-человеческий предмет можно рассматривать субъективно, не впадал в его объективацию. Этот подход предполагает, что построенная на его основе социальная теория будет ■ пронизана критикой труда. критикой его мира, который включает в себя и частную собственность. В этом нам видится возможность преодзлеиля старого критицизма, лишь завериарцего отчуждение, выступая. от имени социального субъекта отчужденного труда.

lio второй главе - "Политическая оевплтащя как (foma самоотчу«-че."одека" ш показываем, что противостояние труда и частной • собственности есть форма саморазвития отчуждения. Революционная :.рактака в этой объмяшшш результате обнаруживает вн?,-тт>еинкю

о

ротиворечлвость: она устраняет ограниченные формы человеческого ушествования, но в го же время лишь совершенствует отчуждение.

Б первом параграфе - "Самоубийство революйни"- мы вскрываем бщие закономерносп политического революционного процесса.

Разделение материального и духовного груда предполагает кон-.ентрэщию большого количества людей в сфере материального произ-о'дства. Регулярное п непосредственное участие в политике остается ля них недоступным. Однако, удовлетворить их потребность в извне нйп существующего строя возмогло только посредством политики. Основной вопрос революции - вопрос о власти"./З.И.Ленин/. Но под ■опросом оказывается поставленной cava революционная власть. Эта роблема разрешается тем, что революция абсорбирует в себя разде-ение труда. Революционное движение распадается на два социальна ■ ровня: во-кдёй и рядовых участников.

Позитивная функция профессиональных революционеров - вокдей -остоит в выявления интересов угнетенного класса и трансляции их о всеобщую сферу общества. Но данное обстоятельство выявляет и граниченный характер самой революционной практики, которой прихо-дтся заниматься революционерам. -Сле,дуя ее логике, они стремятся одчинить себе не только свергаемый класс, но и класс свергающий, ьи потребности не всегда вписываются в исторические реальности' и овладеют с потребностями во ясней.

Революционная деятельность, став профессиональной, превращается квазл-я револетюнеров. Ее содержание в.конечном счете опреде-яется не ими, и ллсено•всеобщего значения. Но она, став составной астью квазн-я про тесу гак, доминирует в ней как высшая ценность, онкрегным содержанием квази-я революционеров опрделяется действи-. елышй объект их отеигшета. В него входит наряду со "старым по-

рядком" и то, что является полноценвой частью их жизнедеятельности, но лежит вне пределов механизмов самсидентификахщи, связанных ьо преимуществу с политикой. В результате.образуется квази-не-я революционеров; Кср|1ликт меаду квази-я и подавленным отражением социального мира переживается революционерами как покушение на высшие ценности человечества. Поэтому оправдывается все, что служит отчужденному объекту садаидентификаиии. Противоречие между целями ' и средстваш революции иллюзорно снимается иллюзорно-всеобщей формой квази-я,. служащей рационализацией превратных дел революционера.

.Мы'обнарушзаем противоречивость ыевду практикой революционера и формаш ее сознания. Так в психике лиц, участвующих в революции находит свое продолжение социальный конфликт, на котором зих~ дится революция. Тем самым порождается новый конфликт мевду элитой . рево'ощии и политически отсталой массой.

. В силу -сохранения разделения труда к власти реально приходят вовди победившей революции. Это порождает бюрократическую тенденцию в революции.

Политика опосредует как внешнее условие потребности трудящихся и их удовлетворение, и, предстает поэтому как форма самоотчукдения человека. Бока господствует разделение труда и отчуждение, все социальные институты, имеющие политическое значение, будь то го-, сударстБО, собственность,, классы, находятся в пределах частного интереса и не связаны с интересаш 'всеобщими.

Во втотзо^ параграфе "Тайна пролетариата" ш исследуем социальную природу рабочего класса как непосредственного субъекта отчуждения.

Его критика частной собственности не являлась действительной,

поскольку не бьиа критикой условий, частную собственность по-рачсдаящих, не была критикой труда. Противоречие между предпосылками и следствиями отчуждения в пролетариате достигает той грани, за которой оно исчезает как опосредстующее имманентные противоречия труда. .

Ограниченная' природа пролетариата наша свое отражение в учении К.Маркса. Главный недостаток его взглядов нам видится в том, что практику он рассматривал абстрактно, без последовательного различения на труд и творчество. Марксизм в своей политической доктрине остался е пределах революционной «летальности труда как его теоретическое самоотчудление.

В расколе пролетариата на социал-демократическое и коммунистическое крыло проявилась двойная противоречивость как субъекта от-чуядения и противника капитала. ¡4 коммунисты и социал-демократы

выражают в своей политической практике одну из сторон амбивалентной

не

природы рабочего' класса и потому обладают абсолютной правотой перед друг другом.

Анализу попытки свержения социалистической революции посвящен третий параграф "Парадоксы Октября".- 1

Предпосылки Октябрьской революции не были предпосылками общественного с.троя, могущего заменить общественное устройство, основанного на частной собственности, ибо они не отрицали труд.

Политическое отчуждение .и-самйогчуждение труда сошлись в Октябрьской революции самым непосредственным образом, чтобы породить политическое самотчугщенпо трута - ситуацию, в которой отчуждение непосредственных производителей предпослано их- самоотчукдением ст нее, лх неспособностью регулярно ц осознанно воздейтсвовать на поштячвсклй процесс в силу погруиеиности в материальное производство.

■ - 16 -

Но поскольку"' в обществе сохраняется потребность в политике как сфере социального управления, контроля и организации, то это при-, водит к сосредоточению политической власти в руках бюрократии» Бюрократическая тенденция революции получала возможность последовательного воплощения в силу того, что здесь отрицались буржуазные связи. ' ■

_ • I

В третьей главе - "Бюрократические общества XX века, Опыт критико-политологического и психологического анализа"- мы исследуем природу общественного, устройства, возникшего в результате этого отрицания. Первый параграф -"Социал-бюрократизм" - посвящен советскому государству. • .

Бея история послеоктябрьской России - до известных событий -вто история становления бюрократического механизма сознательного опосредования социальных связей - эквивалента рыночного. Этот процесс стал успешен потому, что на основе новых отношений возникал социальный слой, аязненноу в них заинтересованный. Этому способствовали три ($актора: наличие в гражданском обществе социальных сил, откуда зтот слой мог черпать неофитов; отсутствие конкуренции во властных отношениях; структура стоящей у власти партии и процесс; происходящие 8 ней.

Правящая элита, вознесенная революцией над гражданским общеси устанавливала свой контроль надеферой принятая решений и в первую очередь тех. которые касались средств производства. Так она становилась частным собственником, становилась классом - совокупным субъектом сросшегося и иерархически разделенного политического и производственного аппарата управления, чья деятельность неподконтрольна гражданскому обществу- и ориентирована ка удовлетворение СЕоего частного интереса. То состояние зтого кдьсса, когда доинп-

■вали в нем ведомства - носителя иллюзорно-всеобщих форм труда, ■ [ называем социал-бюрократизмом.

Отличие этого бюрократического класса от традиционной бюро-атии заключается в его непосредственной генетической связи с пыткой социалистической революции труда, что давало еаувоэмож-сть представить свой частный интерес как всеобщий интерес не- -средственных производителей, а так яе в способе- экономического зяйствования.

Процесс становления бюрократического общества означал накоп-ние бюрократического сокровища - политической власти. В результате литических репрессий, коллективизации и ликвидации НЭПа, граж-нское общество, недопущенное в сферу принятия решений, интег-ро'валось в систему бюрократической связи - иерархию и занимало ней низшую стукнь. Это означало конституированае гражданского асса - совокупного работника, чей зависимый от государства социаль-й статус определяется политическим отчуждением от сферы принятия тений. • ' . '

Совокупность бюрократических ведомств представляет ообой меха-:зм бюрократического опосредования социальных связей. Только бдя-даря этому механизму бюрократический класс соотносился с эконо-ческой системой. Горизонтальные общественные связи здесь заменены . вертикальные. Данный механизм социальной связи составляет ядро рократической общественной системы. [

Каждое ведомство относительно автономно в пределах своей мпетенции и монет преследовать свой користный'интерес в ущерб угим ведомствам; одновременно,, оно является частью единой бюрокра-ческой иерархии. Так в самой природе бюрократического класса замена возможность возникновения противоречия мевду узковедокствен-ми я обпеклассовыми интересами и возможность представления

к

общеклассового интереса одним каким-нибудь ведомством.Вся история бюрократического класса проходит в межведомственной борьбе,в которой отрицается принцип иерархии внутри самой иерархии.

Связь с экономикой осуществляется правящим классом посредствс директивных аланов - иерархии количественных показателей.В соотвез ствии с иданом строится жизнедеятельность гражданского класса.Ре-зультаты разрозненных- процесов труда соединяются вертикальной свяг ц обнаруживает свою меновую и потребительную стоимость только будучи соотнесенными с дланоы и соответствуя его показателям.Нх быти как товаров есть бытие показателей.Товар предстает как скрытая форма показателя.а показатель - как превращеная форма товара и вместе с тем как идеальная и иллюзорно-всеобщая форма иллизорно-обобществсненного продукга.Реальная меновая и потребительная стоимость продукта трудаотрываэтся от пего и существуют отдельно в •. форме показателей.ПоказаЕель воплощает бюрократическое общественное отноирняе.Он суайоватс-я иллшзорной формой обобществленнного продукта,саклЕча^ а'в сгоа"ссор.ие.и в форме своей иллюзорности все противоречия бюрократического образа хозяйствования и в частности те,что пороадени шшазорностьа преодоления товарного производства.

Зта форма общестрекного продукта обусловливает несоответствие иезду тем,что производится вконоиикой и тем,что необходимо обществу, интерес которого при установлении показателя,хронически не учит вается.Иррационализм товарного производства здесь достигает своего апогея.

Иерархия показателей плана предстает как рынок показателей, как превращенная форш товарного рачка.Последний в этой определенности воспроизводит иерархическую структуру бюрократического обще-отва.Происходнт это от того,что продукт,создаваемый обществом в .ыишоршо-всеобщей форые обнаруживает потребительную и кеновую сто

.. - 19 -

ти только в контексте бюрократической иерархии,ибо создается •одного потребителя - бюрократического класса.В результате прс-С^т расширеное . воспроизводство иерархии как иллюзорная форма ;иализадии.Стихия ршочной конъюктуры преображается в стихию конъ-уры политической.Экономическая конкуренция вытеснена из сферы-изводства в сферу политической власти.Рынок производителей соб-юнников уничтожен диктатурой одного-единственного собственника-юкратии.Его заменил рынок продавца.рынок сбыта товаров,а конку-;цив между производителями заменила конкуренция между покупателям

Бслед за рынком показателей образуется рынок труда как рынок ;азателей рабочей силп.Объективадия рабочей силы в форме показа-[я означает не что иное, как накопление бюрократических связей [ - упрочение-бюрократической монополии,предстающей теперь как ¡вращенная форма накопленного,объективированного груда - капита-чей рынок воплощен здесь в иерархии ведомств. Ва иллвзорно-всеоб-м воплощениями,труда таился капиталистический способ производства.

Специфика извлечения прибавочной стоимости при бюрократичес-: отношениях заключается в подчиненности этого процесса произ- ■ [ству показателей.Это нмееет своим последствием иераркизацию [бавочной стоимости - распределение прибавочной стоимости сообрази внутри бюрократической иерархии.В этом заключается бюрократией способ присвоения прибавочной стоимости.поскольку иерархия " вставлена в иллюзорной форме всеобщности,то иерархизация приба-' шой стоимости как бюрократический-способ присвоения прибавочного >дукта обретает иллюзорною форму его обобществления.

Рракдаиский класс получает свою долю общественного продукта ¡ъ в силу вхождения в бюрократическою иерархию,Однако,он своим

объективным соложением в системе бюрократического разделения труда противопоставлен бюрократическому классу.Эта противоречивая щи рода гражданского класса имеет психологическое воплощение в его социальном характере и социальном бессознательном.

Гражданский ейзсс является предпосылкой и следствием превра-щенности класса бюрократического и шеет столь ке не адекватноез выражаше своей сущности в своем сознании.На вопрос, создает ли бюрократический гласс своего когилыщка,мы отвечаем отрицательно.Основное противоречие социал-бюрократизма- это противоречие между чрсгнш характеров присвоения общественного продукта иллюзорно-все

общими фориаш труда, господствующими в обществе. Это не есть сущ-

й

постное противоречие,взршащее сами базис бюрократического общем ва - бшрркрагачеокяй мехашзя социального опосредования. Свержение с ода ал-бюрократии ошшь обн&ааег сущноотное противоречие бюрократического общества м&2ду чаоишм характером руководства общественными процессам,распределением и присвоением общественного про,дукта к обцествеишу характером. производства и 'выполнения общественных зада«?,Уход о квдяической арены соцдал-бюрократии сопровождается новой суйдиыадзей/облачснвеа сознания в общественно приемлемую фор ыу.не адекватно одрегащую социальную практику/,, которая здесь сос тоит в варааешш бюрократического ознания в форме буржуазной идеологии.Едасть переходит от традиционистски отрядов бюрократическое класса в руки производственнойбпрократии и новой номенклатуры. 1Ьшакой"ка1шталистической"революшш не происходит,а имеет место лишь граоформадая бюрократического общества.

Во 2 параграфе "К^ровад система бюрократических обществ" ыи раскрываем бюрократическое общественное устройство как феномен не только национальной,но и мировой истории.

Урок,преподнесенный человечеству революциями труда таков:

всякая социализация средств производства в результате социалистической революции в рамках индустриальной технологии я отчуждения неизбетло ведет к политическому самоогчуждению труда и образованию совдал-бврократии.Все политические движения труда являются в своей истине социал-бюрократическими движениями.

Запад обнаруживает одну общую для "риночной"и' "бюрократической" вдвилизатяк проблему-.она обе одновременно и нуждаются и не нуждаются в рынке.Они обе отказались от "дикого" рынка и пришли к его регулированию через оистему политической власти.Поэтому их резонно считать сторонами одной и той. же ограниченности - незавершенного отрицания капитала.Они обе-социалыше образования,находящиеся на с одном, и том яе формационном уровне. '

Оттаткиваясь от базовых характеристик современного общества потребления,мы прослеживаем политическую,психологическую и культурную эволюцию,обнарукивая политическое самоотчуадение гражданского общества,приводящее к становлении технократического варианта бюрократического строя и креатявизациэ производственного процесса,превращение творческой личности в господствующего агента общественного производства.Первую тенденцию мн связываем с совершенствованием отчуздения,вторую - со снятием самоотчундения человека.!! борьбе этих тенденций,липенной политических форм'Еыраяения.ш видим содер-каниз ближайшей эволюции человечества.

В Заключении подводятся основные итоги. Основные идеи и положения,нашедшие отражение в диссертации A.A.дорякошева,опубликованы в следующих изданиях: 1 .Кто похоронит бюрократизм?//Сощокультурнне проблеш политическо'; власти в России,- Екатеринбург, 1993.'

2.Бюрократ¿чсскпй социализм:проблекы методологии исследодани#//Идеа-т социажзиэ и реальность советтого ойжества-Чедйбяиск, 15S1

/в .соавторстве./

3.Отчуждение и творчество.//Человек в системе гуманитарных наук.-ЦижшЙ Новгород ,1992. ... •

4.Попытка культурологического комментария к фестивалю американской музыки.//Дверие - й 5-6 - 1993г.- 0.13, '

5.Нет обновленному зду.//На смену.- 03.02,91.