автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Отчуждение в политической сфере общественной жизни: социально-философские аспекты

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Аверина, Ольга Рудольфовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Автореферат по философии на тему 'Отчуждение в политической сфере общественной жизни: социально-философские аспекты'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Отчуждение в политической сфере общественной жизни: социально-философские аспекты"

V' " - " - . ' " "V

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ Гущин пщный центр

Автореферат

Работ выполнена на кафедре философии Российской Академии управления«

Научный руководитель — доктор философских наук,

профессор ЗОТОВ В. Д.

Официальные оппоненты:

доктор философских иаук, профессор —

СМОЛЫСОВВ.Г.

кандидат философских наук, дацеит~-

КУЗНЕЦОВ В. И.

Ведущая организация — ВШГПП МВД РФ, кафедра

философии»

Защита состоится /б июня 1992 г. в >1 шс. на заседании специализированного совета К—151.04.01 в Российской Академии управления по адресу: 117606, Москва, пр. Вернадского, 84,1 корп, ауд. 8330.

С диссертацией можно ознакомиться в учебно-методическом кабинете кафедры философии РАУ.

Автореферат разослан ^ мая 1992 года.

Cu} -, ,"„ ■

м. J..' . r.::aa

тдол диссертаций

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Политическая сфера общественной жизни еще весьма несовершенна. Ни одно политическое устройство, из числа сложившихся и функционирующих в мире, на сегодняшний день не может быть признано таким, которое полностью отвечало бы всем многообразным интересам, имеющим место в конкретном обществе; Что касается политической сферы в нашей стране, то она переживает тяжелый затянувшийся кризис. Ситуацию, сложившуюся во внутриполитической жизни страны к лету 1991 года, многие политологи определяли как паралич власти. Результатом стали события 19-21 августа 1991 г. и последовавший за ними развал Союза ССР. Образовались новые геополитические субъекты в лице СНГ и независимых государств, входящих в аго состав. Но и после этого политическая ситуация мало в чем изменилась к лучшему. В целом ряде новообразованных государств проблемы все еще пытаются решать не политическими, а военными зредствами. В местных органах власти нескончаемые дебаты тор-нозят принятие решений и практические действия. Многопартийность декларирована, но до конца не реализована: многие вновь изданные партии не овладели еще практикой политической борьбы t не представлены в органах власти. Налицо проявления полити-геской некомпетентности, демагогии - с одной стороны, и недове->ия к политике и политикам, негативизма, пассивности по отноше-1ию к политической жизни общества - с другой. Прошедший в апреле 1992 года УТ Съезд народных депутатов России еще раз пока-1ал несовершенство нынешней политической системы, ее низкую ффективность в решении задачи реформирования общества.

Все это - результаты глубокого отчуждения в политической фере бывшего советского общества. Проблемы, стоящие сегодня вред Россией - неизбежные "родовые муки" социального организ-а, совершающего трудный переход от тоталитаризма и авгоритариз-а к демократии.

Философская мысль на протяжении многих веков обращается проблеме отчуждения, которая раскрывает сложные, противоре-ивые стороны человеческого бытия. Интерес к проблеме отчуждения

Особенно усиливается в кризисные.переломные периоды:истории, когда возникает потребность осмыслить эти противоречия,найти пути дальнейшего движения вперед.Поэтому не случайно в после» годы в отечественной философии активно дискутируется эта тема, терес к категории "отчухдениё"тем более объясним,что долг® вре она оставалась если не под прямым запретом, то, по крайней мере, в глубокой тени. На всем протяжении периода, который теперь принято именовать "эпохой застоя", проблема отчуждения разрабатывалась в советской философии преимущественно в историко-философском аспекте, а также в связи с вопросами идеолог: ческой борьбы и критики концепций отчуждения, имевших ховдени за рубежом. Отчуждение как социальное явление признавалось ис лючительно атрибутом капиталистического общества; утверждалос что "социалистический строй, покончив с господством стихийных сил общественного развития над людьми, покончил тем самым и с отчуждением" *. Лишь с началом перестройки в теоретическом и массовом сознании утвердилось понимание того, что отчужден» не только не исчезло, но сильно как никогда,выступает в новых не виданных ранее формах и приобрело едва ли не всеобщий характер. С 1987 года этот.подход начинает звучать в публицисти ке, а с середины 1988 года получил отражение в официальных до кументах Тем самым, по существу, был снят молчаливый запре на исследование проблемы отчуждения применительно к советском обществу. В течение последних трех лет проблема отчуждения ши роко обсуждается в обществоведении, в том числе в социальной, философии. • • .

/.: . Необходимость гуманизации всей общественной.жизни, рефор мирования политической .системы; преодоления наследия командно

I. Ойзерман Т.И., К критике-современных:псевдомарксистских кон цепций. отчуждения //Философские ,науки^.1986. - № 4. - С.ЗС См., например:. Материалы XIX Всесоюзной конференции КПСС.

' Ы., 1988, и др. • • •••::.

административной системы, разрушающей и обедняющей человеческую личность, делает весьма актуальным исследование проблемы отчуждения в политической сфере общественной жизни. Особенно ; важным оно становится.в связи с той ролью, которая отводится политике на переломном этапе,развития нашего общества. Без . всестороннего понимания механизмов отчуждения в политической сфере, егоприроды,форм проявления, путей смягчения и снятия этого отчуждения невозможны глубокая, демократизация, раскрепощение политического сознания людей, обретение ими политической свободы. Осознание и осмысление отчуждения как социального феномена есть условие движения по пути цивилизованной жизни, общемирового прогресса.

Степень научной разработанности проблемы. Философский анализ отчуждения имеет давнюю традицию, уходящую своими корнями в античную философию. Само понятие "отчуждение" возникло достаточно давно и претерпело значительные изменения в своем содержании . Как собственно философское понятие "отчуждение" складывается в ХУЛ - ХУШ вв на базе социально-политической проблематики^

Категория отчуждения занимает одно из центральных мест в философских системах И.Г.Фихте, Г.В.Ф.Гегеля, Л.Фейербаха. Целый этап в разработке категории "отчуждение" связан с творчеством К.Маркса и Ф.Энгельса.

Проблема отчуждения чрезвычайно широко исследована в зарубежной философии. Спектр направлений этих исследований на-

I. Так, у Аристотеля и Цицерона понятие "отчуждение" встречается в смысле узаконенного отнятия имущества; у Оригена, Кип-риана, Фомы Аквинского этим термином обозначаются различные деформации духа; в классической английской политической экономии отчуждение рассматривается как акт продажи товаровладельцем товара другому товаровладельцу, и т.д. Т.Гоббс, К.К.Руссо понимали отчуждение как акт передачи отдельных прав человека социальному организму, как основу общественного договора.

столько разнообразен, что невозможно дать сколько-нибудь удовлетворительную их систематизацию. В числе разрабатывавших проблему отчуждения были такие философы как Ф.Ницше, Г.Зиммель, теоретики Франкфуртской школы (Т.Адорно, Г.Маркузе, Ю.Хабермас М.Хоркхаймер), экзистенциалисты (Ж.П.Сартр, М.Хайдеггер, К.Яс-перс, Г.Марсель, М.Мерло-Понти), французские неомарксисты (К.Акселос, А.Лефевр, Э.Морен, Ф.Шатле и др.), философы, групг ровавшиеся вокруг югославского журнала "Праксис" (Д.Лекович, Г.Петрович, П.Враницкий, М.Кангрга, Р.Супек, М.Маркович, С.Стс нович и др.), представители неофрейдистского направления (Э.Фромм, К.Хорни, Г.Салливан), а также Р.Елаунер, М.Симэн, Б.Олмен и многие другие ученые.

В нашей стране в исследовании проблемы отчуждения можно выделить три основных этапа. Первый связан с переосмыслением в двадцатые годы немецкой классической философии, изучением ф! лософского содержания "Капитала" К.Маркса, разработкой социолс гии сознания и проблем художественного творчества Тогда наметилась тенденция к критике с позиций ортодоксального воинствующего марксизма той методологии исследования отчуждения, которая сложилась на Западе. В 30-е годы происходит полное отмежевание от европейской философской традиции, и проблематика oi чуждения постепенно исчезает из публикаций.

Второй этап разработки категории отчуждения относится к < редине 50 - концу 60-х годов. По существу, в те годы были по-

I. См.: Асмус В.Ф. Противоречия специализации в буржуазном со: нании //Под знаменем марксизма, 1926. - № 9-10; Бакрадзе К Избранные философские труда. - Тбилиси,1981. - T.I; ЛисЕшиц U.A. Собр. соч,: В 3-х ттТЙ..1984. - T.I; Райнов Т. Огтавд ние действия. //Вестник Соц.Акад., 1925. - № 13; Лукач Г. Материализация и пролетарское сознание //Там же-, 1923. -№ 4-Б; Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.,1986 Вайнштейн И. Г.Лукач и его теория овеществления //Под знам нем марксизма, 1924. № 10-11; Рубин И. Производственные i ношения и вещные категории //Там же: Рудаш Л. Ортодоксальи марксизм //Вестник Ком.Академ., 1924, № 8; Он же. Преодоле ние капиталистического овеществления или диалектическая ди лектика тов.Лукача //Там же, 1925. - № 10; Деборин А.Г. Лу кач и его критика марксизма. М., 1924.

ставлены все основные вопросы современной теории отчуждения: проблема сущности, генезиса и социальных последствий, основных форм и видов, исторических рамок сущэствования, путей и средств преодоления отчуждения . По данной проблеме в те же годы было защищено несколько диссертаций

В последующие, 70-80-е гг., проблема отчуждения развивалась "вширь": неоднократному обсуждению были подвергнуты воп-

I. См.: Акидзава С. Отчуждение и его преодоление //Филос.науки, 1968. - » I; Давыдов D.H. А.Лефевр и его концепция отчуждения //Вопросы философии, 1963. - № I; Гароди Р. Марксистский гуманизм, м., 1959; Дряхлов Н.И. Некоторые аспекты проблемы отчуждения в ранних работах К.Маркса и его современные критики //Против фальсификаторов марксистско-ленинской философии. М.д 1967; Кешелава В.В. Миф о двух Марксах. М., 1963; Кон И.О. Понятие отчуждения в современной социологии //Материалы к научной сессии, посвященной 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции. -Я., 1967: Лапин Н.И. Вокруг идейного наследия молодого Маркса. М., 1962; Лей Г. Заметки о марксовом понятии отчуждения и его мелкобуржуазных извращениях //Филос.науки, 1У66.-* 6; Нарский И.С. Об историко-философском развитии понятия "отчуждение" //Там же, 1963. - № 4; Огурцов А.П. Отчуждение и человек //Человек, творчество, наука. М., 1967; % же. Человек в мире отчуждения //Человек в социалистическом и буржуазном обществе. М., 1966; Ойзерман Т.И. Проблема отчуждения и буржуазная легенда о марксизме. М., 1965; Отчуждение и гуманность. М., 1967; Пажитнов Л.Н. У истоков

§еволюционного переворота в философии. М., 1962; Ситников .М. Проблема "отчуждения" в буржуазной философии и фальсификаторы марксизма. М., 1962; Он же. Коммунистическая партия - исторически необходимое условие преодоления "отчуждения" человека //Филос.науки, 1965. - * 6; Стрельнов H.H. Проблема отчуждения в современной американской социологии: Со.статей. - М., 1968; Филатов A.B. Ленин о преодолении институционных форм отчуждения человека //Диалектика общественного развития. Днепропетровск, 1969 и ряд других.

!. См.: Брайович С.М. Проблема отчуждения и современная югославская философия. Дис...канд.филос.наук. М., 1968; Кравченко В.А. Проблема отчуждения и социальное развитие личности. Дис...канд.филос.наук. Одесса, 1967; Песенко В.Н. Духовное отчуждение и социальные последствия его преодоления. Дис.... канд.филос .наук. Ростов-н/Д, 1969; Стродс А.Д. Проблема отчуждения и формирование всесторонне развитой личности. Дис. ... канд.филос.наук. М., 1966.

росы соотношения отчуждения, частной собственности и аксплуата . цш, отчуждения и разделения труда, продолжено исследование пр блемы в работах Х.Маркса, включая его поздние рукописи, и т.д. Разрабатывалась проблематика религиозного отчуждения, функционального назначения отчуждения в истории культуры

Середина 80-х годов открывает третий этап в изучении проблемы отчуждения,' которая рассматривается в качестве методологической основы решения назренпих проблем и противоречий нашего общества. В публикациях последнего времени данная проблема становится средством осмысления кризиса нашего общества и внуг ренних механизмов его развития ■

Несмотря на огромное количество литературы по проблеме oi чужцения, исследование последней далеко от завершения. Это свя

1. См.: Ковалев С.М. О человеке, его порабощении и освобождении. М., 1970: Нарский И.С. Отчуждение и труд: по страница! произведений К.Маркса. М., 1983; Курелла А. Свое и чужое. М., 1970; Лапин Н.И. Молодой Маркс. М., 1986, и др.

2. См.: Гавриленко И.Н. Отчуждение личности при капитализме средствами образования и воспитания. Киев, 1986; Малахов А.Н7 и др. Проблема эстетического отчуждения в некоторых буржуазных культуртехнических концепциях //Духовная культура и формирование активной жизненной позиции в условиях ра;

' витого социализма. Л.. 1983; Фритцханд М. Марксизм, гуманизм, мораль. М., 1976 и др. ■

3. См.: Блюм Р.Н. Отчужденней социализм: (письмо в редакцию) //Филос.науки, 1987. - * 9; Абишев К.А. Социализм и отчужд< ние //Известия АН КазССР. Серия обществ.наук, 1989. - М 6; Амрекулов H.A. Отчуждение и его специфика в условиях тоталитарного общества // Там же, 1990. - № I; Бессонов Б.Н. Социализм: экономические и политические предпосылки преодоления отчуждения. М., 1991; Костин A.A. :Отчуждение мнимое i овальное //Социолог.исследования, 1988. - № 2; Лербин'В.

' Проблема отчуждения сквозь призму перестройки У/Коммунист,

ано со сложным у. универсальным характером отчуждения как со- ,

иального явления и философской категории, отражающей этот

ногогранный феномен в теоретическом сознании.'

Большое. количество трудов по отчуждению посвящено его

оциально-экойомическим аспектам имеется значительное число

' 2

абот, касающихся духовного отчуждения . Политической стороне тчуждения уделено значительно меньше внимания. Проблемы поли-, ического отчуждения затрагиваются в работах Б.Н.Бессонова, .Н.&выдова, В.И.Копалова, А.Куреллы, А.И.Демидова, А.М.Мосоро-а, И.С.Нарского, В.Н.Сагатовского, Е.Б.Шестопал, А.В.Иванова В.А.Лоскутова, А.В.Гайды и В.В.Китаева, А.М.Миграняна, М.С. эсленского, Л.Я.Гозмана и А.М.Эткинда и ряда других ученых, пециальных. работ, посвященных анализу отчуждения в политичес-эй сфере общественной жизни в отечественной философской лите-атуре пока нет. Имеются лишь отдельные работы, темой которых

. См.,например: Бойков В., Тощенко £. Отчуждение. Экономическое отчуждение в социологическом измерении //Диалог, 1990. -* 13; Давыдов D.H. Труд и свобода. М., 1962; Завьялов В*Г. Проблема экономического отчуждения в анализе производственных отгошений. Томск, 1990; Квас A.B. Перестройка социалистического хозяйствования и преодоление отчуждения трота. Киев, 1989; Нарский И.С. Отчуждение и труд. М.,1983; Отчуждение труда. История и современность. М., 1989; Смольков В.Г. Отчужденный и освобожденный труд //Вестн.Мое.Ун-та. Сер. 12. Теория научного коммунизма. 1980. - № б; Холопцева Л.Ф. Отчисление труда и личность. Дис. ...канд.филос.наук. Киев, 1970; Чангли И.и. Отчуждение и освобождение труда //Филос. науки,1969. - * 2, и др.

См.: Колосницын В.И. Религиозное отчуждение. Свердловск, 1987 Копалов В.И. Общественное сознание: анализ фетишистских форы. Томск, 1985; Лапин Н.И, Отчуждение философского сознания //Философское сознание: драматизм обновления. М.. 1991; Ле-* вада D.A. Социальная природа религии. И., 1965; Лейбин В.М. Духовность и отчуждение // Отчуждение как социокультурный ' феномен. Киев, 1991; Проблема отчуждения в современной теории культуры, этике и эстетике. Свердловск, 1990 и др.

является политическое отчуждение они написаны с позиций философского мышления середины 80-х годов, и политическое отчуждение в них рассматривается в ограниченном-личностном - аспекте, а не как целостное социальное явление.

Цель и основные задачи исследования. Основной целью иссле дования является раскрытие социально-философского содержания отчуждения в политической сфере общественной жизни и определение на этой основе главных . путей преодоления негативных дегуманизирующих сторон этого социального явления в нашем обществе

В этой связи основные задачи исследования состоят в тон, чтобы:

- дать систематизацию и анализ основных подходов к. решению философской проблемы отчуждения;

- показать, что отчуждение является сложным комплексным феноменом, диалектическим единством его объективной и субьек-тивно-психологической сторон;

- определить сущностные характеристики политической сфер] общественной жизни и выделить ее основные компоненты;

- проследить, в силу каких причин возникает отчуждение в политической сфере общественной жизни и как оно влияет на отдельные элементы политической системы; .

- выявить общее и особенное в историческом развитии отчу: дения в политической сфере, его специфику в различных типах обществ;

- наметить основные пути снятия отчуждения в политическо сфере современного российского общества.

Теоретико-методологическую основу исследования составляю диалектико-материалистические принципы анализа социальных явлений, понимаемые в духе формирующегося нового философского, мышления.В работе использовались теоретические источники следующего характера: „ ж „

Г. Си.: Нагуманова С.Ф. Преодоление политического отчуждения личности в процессе социалистического преобразования общества

«иссертация... канд.филос.наук.Казань, 1984; Сморгунова В.Ю., моргунов Л.В. Целостность личности и проблема "снятия" полит ческого отчуждения //Проблемы развития целостности личности. Л. | 1964.

1. Труда отечественных и зарубежных философов по проблемам отчуждения, превращенной формы, свобода.

2. Работы по вопросам теории политической сферы общественной жизни и философско-социологического анализа ее отдельных компонентов.

3. Документы российских органов власти, отражающие политическую жизнь Российской Федерации.

Научная новизна исследования заключается в анализе отчуждения в политической сфере общественной жизни как относитель-10 самостоятельного целостного социального феномена, оказываю-цего влияние на все элементы политической системы. При этом поучены следующие результаты, выносимые на защиту:

1. Проведено сравнение основных точек зрения на проблему >тчуздения. Выявлены сущностные черты отчуждения как обьекгив-гого общественного отношения, одного из видов диалектического [ротиворечия и его субъективно-психологического проявления. ''Делан вывод об универсальном характере отчуждения.

2. Опираясь на имеющиеся в литературе определения понятий сфера общественной жизни"* "политическая сфера общественной иэни", выдвинуто положение о том, что политическая сфера, с ее пецифическими политическими признаками и закономерностями, по-вляется в обществе не раньше, чем начинает складываться капи-алистический способ производства; тогда как исторические форы государственного управления и властвования, характерные для окапиталистических обществ, правомерно будет обозначить терми-ом "протополитика"

3. Определено содержание понятий "отчуждение в политической $ере общественной жизни" и "политическое отчуждение". Проанали-ированы проявления отчуждения в таких компонентах политической $еры, как политическая организация общества, политические от-жзния, политическая деятельность.политическое общественное соз-шие»политическая власть.

4. Кратко охарактеризован гэнезис отчуждения в политичес-

>й, сфере жизни общества и выявлены некоторые особенности его про-

Подобшй. подход в .последнее время утверждается в социальной фи-»софии.См.,напримвргПраво.Свобода.Демократия. (Материалы "круг-иго стола".) //Вопросы философии, 1990, - * б. - С.5.

- -ю -

явления в двух "срезах": "вертикальном", в аспекте "формация-ци вилизация" и в "горизонтальном" , в сосуществующих в одном историческом времени типах политических систем. Показано,: что политическое отчуждение возникает в докапетаяжтических общес1 вах в условиях протополитики; при капитализме^ с возникновение собственно политики, оно распространяется на всю политическую сферу и может быть обозначено более широким понятием "отчуждение в политической сфере общественной жизни". -

5. йщвинуто положение о том, что в тоталитарном общёств« политическая сфера принимает превращенную форму, становится псевдополитической. Отчуждение в этих условиях становится всеобщим, обретает новые, в том числе скрытые формы. При переходе от тоталитарного к авторитарному обществу усиливается субъективно-психологическая сторона отчуждения в политической сфере,

6. Обоснован тезис о возможности снятия отчуждения в политической сфере, намечены основные направления этого процесса, в центре которого находится демократизация политической системы общества, выработка адекватных политических механизм мов.. '

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что" сделанные выводы уточняют современные представления о политическом отчуждении, способствуют теоретическому осмыслению негативных сторон политической жизни общества что, в свою очередь, является условием их преодоления. Резуль таты, полученные в ходе диссертационного исследования, могут быть использованы в преподавании курса социальной философии в высших учебных заведениях. •'

Апробация работы. Основные положения диссертации - легли: ï основу выступлений автора на научно-практической Конференции1 '1 ™Актуальные проблемы перестройки политической системы1 социа-' листического общества" (Ленинград, 1989 г.), круглых"столах -' "От идеологии тоталитаризма - к идеологии плюрализма" (Москва РАУ, 1991) и "Судьбы России: взгляд русских мыслителей" (Мое* ва, РАУ, 1992). По теме Диссертации Дочитаны 'лекции в общесч венно-политическом центре г.Хабаровска в 1989 г. Диссертация обсуждена на проблемной группе по социальной философии и зас?

дании кафедры философии Гуманитарного центра Российской академии управления. Ряд положений диссертации представлен в научной Публикации.. •

- Структура диссертации. Диссертация состоит из введения,; четырех разделов и заключения. К ней приложена библиография. .

' ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОШ

Во введении обосновывается актуальность темы, оценивается степень ее изученности в философской литературе, определяются цель.и задачи исследования, его теоретико-методологическая основа, научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

В первом разделе "Отчуждение как философская проблема" раскрывается общее содержание философской категории "отчуждение". Диссертант отмечает, что в литературе имеется ряд разнообразных, зачастую противоположных, точек зрения на природу отчуждения как социального феномена, а также на содержание философской категории "отчуждение". По каждому из аспектов проблемы отчуждения - каковы субъект и объект отчуждения (что от кого, или кто от чего отчуадается), природа отчуждения и.формы его проявления, причины, исторические границы возникновения и тенденции развития, виды отчуждения - имеются расхождения между философскими направлениями и отдельными философами.

Сопоставление ряда точек зрения показало, что ни одна из них, по мнению диссертанта, не раскрывает в полной мере всю глубину содержания философской категории "отчуждение", и что последняя может быть понята лишь как универсальная категория, в единстве разнообразных подходов к ее анализу. Диссертант считает возможным рассматривать Марксову концепцию отчуждения в качестве теоретико-методологической оснош дальнейшей разработки, хотя и отмечает, что в ней наиболее полно раскрывается объективная сторона этого социального феномена, а субъективно-психологической стороне его уделено значительно меньше внимания.

Отчуждение выступает прежде всего как действительное общественное отношение, как диалектическое противоречие, характеризующееся'тем, что одна сторона его является продуктом другой сто-

роны, но затем, при определенных условиях, начинает воздействовать на эту последнюю угнетающим и деформирующим образом. Это реальный социальный процесс, в хода которого опредмеченные (эк-стериоризованные) сущностные свойства человека начинают господствовать над самим человеком, превращая его из субъекта социальной жизни, практики, в объект, над которым властвуют чуждые ему стихийные силы.

Однако содержание категории "отчуждение" не исчерпывается объективной стороной. Оно включает также субъективно-психологическое состояние личности: ощущение, угадывание, а то и осознание в порабощающих ее силах чуждого враждебного начала. Отчужд< ние в таком случае составляет диалектическое единство с самоотчуждением, что убедительно показано рядом западных философсю школ. Диссертант полагает, что отчуждение может быть понято лк в единстве подходов: социально-экономического, раскрывающего объективную сторону отчуждения; субъективно-психологического, показывающего состояние субъекта; а также аксиологического, высвечивающего ценностно-ггуманистическое значение категории "отчуждение" в философии. В единстве этих трех подходов отчуждени выступает как целостный, комплексный феномен, диалектическое единство объективного и субъективного, отчуждения и самоотчуждения, процесса и его результата.

Проведенный анализ общефилософского содержания категории "отчуждение" позволил диссертанту прийти к следующему пониманию:

1. Отчуждение есть философская категория высокого уровня абстракции, играющая в философии одну из центральных, системообразующих ролей. Она обозначает универсальную человеческую си туацию, диалектическое противоречие между сущностью человека , и его существованием, между человеческим потенциалом и-ограниченными возможностями его реализации в каждый конкретный исторический период. В силу этого категория отчуждения имеет сво им содержанием преимущественно негативные стороны человеческого бытия. . .

2. Отчуждение есть целостный синтетический феномен, имеющий свои объективную и субъективную стороны» Оно такав состава

ляет диалектическое единство отчуждения и самоотчуждения, процесса и его результата, как определенного состояния общественных отношений и личности.

3. Отчуждение универсально, то есть присуще всем этапам человеческой истории, проявляясь в разных формах и с различной степенью остроты. В то же время отчуждение не является всеобщим: нельзя сказать, что любая человеческая ситуация есть проявление отчуждения и что каждый индивид отчужден всегда и во всех смыслах отчуждения. Даже когда речь идет о тех локальных обществах, где отчуждение приобретает наибольшую степень силы

и остроты, и общество характеризуется как "отчужденное", отчуждение неправомерно распространять на всех конкретных индиввдов данного общества.

4. Субъектом отчуждения как общественного отношения могут выступать как общество в целом, так и отдельные социальные группы, классы, индивиды. Проявляется отчуждение на уровне отдельной личности, ее самосознания, самоощущения и социального поведения.

5. Отчуждение существует в различных модификациях, одной из которых является отчуждение в политической сфере общественной жизни.

Во втором разделе "Основные компоненты политической сферы и отчуждение" раскрывается содержание понятий "сфера общественной жизни", "политическая сфера общественной жизни", "политическая система общества", дается краткая характеристика элементов последней. Понятием "сфера общественной жизни" в социальной философии обозначаются отдельные стороны, подсистемы общества как естественноисторической целостности. Одной из таких подсистем является политическая сфера общественной жизни, под которой понимается относительно самостоятельная целостная область жизнедеятельности классово организованного общества, локализующаяся в системе отношений по поводу государственной власти и управления обществом.

Начиная с Аристотеля, под "политикой" понималось все, что связано с разумным устройством человеческой жизни. Впоследствии происходит сужение1 понятия "политика": оно стало обозна-

тать специфическую форму деятельности; условиями которой являют ся: плюралистичность, наличие йёкбторого*множества свободных ' равноправных политических субъектов с их определившимися политическими интересами, выраженными в политических идеологиях; наличие свббодного "пространства" социальной практики и общественного сознания, позволяющего осуществлять диалог; функционирование по своим специфическим законам и т.д. Эти условия начинают складываться в обществе в период формирования '¡капитализма. В связи с этим диссертант выдвигает положение о том, что докапиталистические формы государственного управления и властвования правомерно было бы обозначить понятием "протополитика". Политическая сфера общественной жизни формируется вместе с капиталистическими общественными отношениями; что касается политической системы общества, то она, по мнению диссертанта, появляется на этапе зрелого капитализма и представляет собой универсальную управляющую систему классового общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и которая в конечном счете регулирует производство и распределение социальных благ на основе использования крупны»« социальными общностями политической власти.

Отсюда вытекает различие понятий "политическое отчуждение" и "отчуждение в политической сфере общественной жизни". Если первое свойственно всем классовым типам общества, то второе - обществу со сложившейся политической системой. Под отчуждением в политической сфере общественной жизни диссертант понимает процесс, в ходе которого опредмеченные политические качества человека в лице элементов политической системы общества обретают господство над самим человеком, оказывают деформирующее и разрушающее воздействие на его жизнедеятельность и сознание.

Предпосылки политического отчуждения возникают, когда "органы родового строя постепенно отрываются от своих корней в народе, в роде", и в^обществе постепенно выделяется сила, "ставящая себя над ним, все. более отчуждающая себя от него" -

1.' Маркс К.' , Энгельс Ф: Соч. Т.21: - С. 164..

2. Там же. - С.170.

- 15 - .

государство. Разделение деятельности влечет за собой разделение социальных функций, социального статуса.(властвующие -подвластные, управляющие - управляемые), а следовательно, противоречие между интересами. Возникает некий "всеобщий интерес, который, в. виде государства, принимает самостоятельную форму, оторванную от действительных - как отдельных, так и совместных - интересов"

- - Отчуждение проявляется во. всех элементах политической,, ч системы общества» извращая и деформируя их. Поляризация общества, сосредоточение на одном его полюсе властных функций сводит многообразие политических отношений к монологу "власть -общество", которое принимает характер не субъектно-субьектных, а субьектно-обьектных отношений; институты политической орга- . низации общества воспринимаются как враждебные, и, кроме того, происходит их, бюрократизация; деятельность государственных органов и лиц, персонифицирующих власть, становится нежелательной, как бы навязанной извне; политические интересы искажаются, и на их место приходят ложные, мнимые интересы: политическая идеология становится во многом ложным, сознанием, искажающим действительность во имя классовых интересов. Отчуждение, респространишееся на всю политическую сферу жизни общества, оказывает разрушительное воздействие и на личность, лишая ее целостности, препятствуя развитию подлинно человеческих качеств. Социальная активность принимает форму самоотчуждения, наиболее типичными проявлениями которой являются: самоотмежевание личности от политической сферы общества и конформистская адаптация к политической сфере общества. Результатом политического отчуждения и.самротчуждения становится аполитичный субъект»фактически являющийся не субъектом, а объектом, лишенный целостности, активности, адекватного самосознания.

;Диссертант обращает внимание на то, что социальная философия в теоретической конструкции показывает крайние фор*»ы отчуждения в политической сфере, тенденции.его развития. Реальная социальная практика всегда содержит и противоположные тенденции, не позволяющие отчуждению принять предельные формы. Взаимодейст-

I. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.З. - С. 32.

вие политической сферы с другими сферами жизнедеятельности общества оставляют человеку возможности для самопроявления и само реализации, а политической жизни - для ее демократизации, обусловливающей постепенное снятие отчуждения в политической сфере.

В третьем разделе "Конкретно-исторические проявления отчуждения в политической сфере: генезис и особенности" выявляет' ся специфика отчуждения в политической сфере в двух ракурсах:

- в контексте исторического развития человечества, с точки зрения его формационно-цивилизационных характеристик ("вертикальный срез");

- в социальных системах, сосуществующих в одном историческом времени, в частности, в тоталитарном и демократическом обществах XX века ("горизонтальный срез").

Опираясь на дискуссионные материалы последнего времени, диссертант считает возможным и правомерным выделение западного и восточного типов социума как двух цивилизаций. Для периодизации исторического развития западной цивилизации и выявления конкретно-исторических особенностей проявления отчуждения в политической сфере диссертант использует маркеову теорию общественных Формаций в ее современной трактовке.

Согласно этой трактовке, история подразделяется на три большие общественные формации: архаическую, экономическую и коммунистическую Политическая жизнь общества (включая прото-нолитические формы) характерна для второй, экономической, формации, характеризующейся наличием классов, социально-экономического неравенства, государства как органа, воплощающего "всеобщий интерес". Политическое отчуждение и отчуждение в политической сфере жизни общества поэтому,имеет место лишь в экономической формации.

В свою очередь, экономическая общественная формация делится на этапы, отличавщжея друг от друга основным производственные отношением, а такжа характером политической жизни общества. ]Ыя обозначения этих этапов используются устояшиеся в социальной философии понятия? античный (рабовладельческий), феодальный

ГГ~Си.: Маркс К.. Энгельс В. Соч. Т. 19. - С.404-419; Т.2£>гч.Г.»

0.404-41$; Т.49. - С. 110.

- 17 -

и капиталистический способы производства

В докапиталистический период общественного развития, в условиях протополитики, возникает политическое отчуждение как специфическое объективное отношение, "безразличное отчуждение", выражающееся в том, что большинство общества, целые общественные классы и социальные группы, были отстранены от государственных дел. В связи с тем, что основным регулятором общественной жизни в этот период являются обычай, традиция, в меньшей степени - правовые нормы, а политические интересы еще не выявились, политическое отчуждение, как правило, не переходит на уровень субъективного переживания.

С возникновением капитализма складывается политическая сфера жизни общества. Начинается процесс вовлечения широких общественных слоев в политическую борьбу, превращение "классов в себе" в "классы для себя". Процесс политической социализации сопровождался усилением субъективно-психологической стороны отчуждения. Причину этого диссертант видит в том, что общественные классы, приобретя в ходе классовой борьбы политическое самосознание, объективно остались отстраненными от влияния на политические механизмы. Осознание своих политических интересов и значимости политической сферы для судьбы общества и своей собственной судьбы дает возможность индивиду переживать эту ситуацию как.политическое отчуждение!

Западноевропейскому буржуазному обществу присущи все проявления отчуждения в политической,сфере, охарактеризованные выше. Степень отчуждения в политической сфере на протяжении существования капиталистического общества изменяется "волнообразно" : при относительной демократизации политической системе' снижается, при возврате к авторитарным формам правления возрастает.

, Сравнивая пррявления отчуждения в политической сфере с точки зрения различия западной и восточной цивилизаций, диссертант приходит к выводу, что фенрмен отчуждения в политической сфере общественной жизни не свойственен традиционному восточному типу социума в силу, по крайней мере, трех причин: I. См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч.Т.13. - С.7.

1. Определяющий тип власти для Востока - "аполитичная тирания" , то есть политика как специфическая сфера жизнедеятельности отсутствует. Роль всеобщего регулятора играет традиция ("традиционное общество").

2. Определяющий тип личности в восточном социуме - коллективизированный индивид, лишенный собственности и свободы, не испытывающий в них потребности, полагающийся на опеку общества.

3. Определяющий тип ментальности: созерцательность, интра-вертность, умиротворенность.

Привнесение в восточные социумы западных политических образцов, хотя последние во многом декоративны, создает предпосылки для возникновения сходных с западными форм1 политического отчуждения .; ' . а •

Обращаясь к рассмотрению особенностей отчуждения в политической сфере тоталитарного общества, диссертант отмечает, что в нем имеет место уничтожение плюралистической политической системы, редукция всего многообразия политических явлений и отношений к единому знаменателю, что дает основания говорить о превращенной форме политической" системы при тоталитаризме. Отчуждение принимает характер, близкий к всеобщему и становится целиком политическим, так как его главным источником выступает тоталитарная власть, которая "разрушает почти все горизонтальные формы общения людей" . Объективная сторона отчуждения состоит в тотальном контроле и насилии власти над индивидом;псевдо политические отношения строятся сверху вниз по типу "субъект -объект"; политическая деятельность принимает ритуальный характер. Отчуждение неотделимо от самоотчуждения, совершающегося как в общественном сознании (тотальная идеологизация), так ив сознании отдельных людей. ; !

При смене тоталитарного режима авторитарным происходит ослабление прямого насилия и контроля и одновременное .резкое

I. См.г Поляков Д.Б. Сталинизм в контексте исторического прог-

§есса //Социологические исследования. 1989. - № 6, - С.51. .

человеческом измерении. М.^ 1989; - С. 379.

усиление субъективного переживания отчуждения. Причины этого кажущегося противоречия диссертант'видит в том; что управление обществом и власть продолжают оставаться псевдополитическими, личность по-прежнему является фактически объектом, а не субъектом; но возросшее общественное и'индивидуальное самосознание позволяют рационально осмыслить и осознать отчуждение в политической сфере жизни общества.

Альтернативой тоталитарному и авторитарному режимам является демократическая политическая система, которая основана на общественном диалоге, свободном взаимодействии равноправных политических субъектов. Этот тип политической системы не исключает отчуждения в политической,сфере жизни общества: оно проявляется , в частности, в растущей тенденции самоустранения людей от участия в выборах, в политических массовых движениях и акциях, что чревато кризисом общества. Но на сегодняшний день демократическая политическая система - наиболее эффективная из всех существующих, поскольку создает условия для свободного выбора и политического самоопределения и намзчает пути к постепенному снятию отчуждения в политической сфере жизни общества.

В четвертом разделе "Проблема преодоления отчуждения в политической сфере общественной жизни" выдвигается положение о том, что отчуждение, будучи универсальной характеристикой человеческого бытия, до конца не преодолимо. Однако, конкретные виды отчуждения, существующие на личностно-общественном уровне, могут быть преодолены при устранении условий их существования.

Объективные тенденции мирового развития показали утопичность попыток построения бесклассового общества или постановки вопроса об отмирании государства и политики. Современный период общественного развития не дает оснований для категорических* выводов на этот счет. Напротив, политика сегодня является средством решения наиболее острых, как глобальных, так и локальных, проблем и конфликтов. Диссертант полагает, что отчуждение в его политической модификации внутренне присуще политической сфере жизни общества, т.к. последняя есть способ существования классового общества, в котором имеют место социально-экономиче-

сков неравенство, различие политических интересов, разделение деятельности. Поэтому речь должна идти не о преодолении, а снятии, в его гегелевском понимании, отчуждения в политической сфере, как таком преобразовании политической системы, в процессе которого наличные формы устранятся, отрицаются и вместе с тем удерживают свое значение как подчиненные моменты новой целостности.

Антиподом отчуждения и одновременно условием его снятия выступает свобода, понимаемая как "условие всех других человеческих деяний", как "то, что есть возможность большей свобода"* Снятие отчуждения в политической сфере жизни общества диссертант понимает как присвоение обществом политических механизмов, овладение ими, то есть организация их таким образом, чтобы функционирование политической системы оставляло как можно больше "пустого пространства" для свободного действия субъектов Объективное движение исторического процесса на сегодняшний день уже выработало такие закономерности и механизмы, которые, в своем дальнейшем развитии, в тенденции, способны, на взгляд диссертанта, сыграть роль дезалиенационных (то есть, снимающих отчуждение) факторов. К их числу относятся следующие:

I. Частная собственность. По мнению политологов, это не только экономическая категория, но и фактор политической жизни, основа политического самоопределения субъектов. Частная собственность - это условие и почва для формирования гражданского общества, которое, в свою очередь, является основой демократии и правового государства.

Маркс связывал упразднение всякого отчуждения с "положительным упразднением частной собственности" . Это означает, что, прежде чем быть упраздненной, частная собственность должна полностью реализовать свои внутренние возможности, раскрыть все свои позитивные стороны, исчерпать себя. Это особенно важно для современного российского общества, прогрессивное движение

1. Мамардашвили М.К» Проблема человека в философии //0 человеческом в человеке, в., 1991. - С.21.

2. См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч.Т.42. - С.114,116,117.. .■

которого на настоящем этапе связано с утверждением многоуклад-ности в экономике, в том числе частной собственности.

2. Гражданское общество. Это понятие означает общество

с развитыми экономическими, культурными, правовыми, политическими и иными отношениями между самими индивидами. не опосредованными государством. В таком обществе свободно развивается так называемая "публичная сфера" - сфера массовых движений, партий, группировок по интересам, убеждениям, другим признакам. В развитом гражданском обществе, происходит постепенная децентрализация власти государства за счет ее передачи самоуправлению, взаимодействие большинства и меньшинства на основе согласования позиций государственных институтов и общества. Гражданское общество генерирует развитое самосознание, формирует новый тип личности, ориентированный на созидание, гражданские отношения и духовность.

3. Правовое государство. Его сущность составляет верховенство правового закона, то есть подчинение деятельности всех политических субъектов (включая само государство) закону, основанному на праве. Право, по определению, есть нормативная форма выражения равенства субъектов и, в силу этого, их свободы

и независимости друг от друга. Политическая система, основанная на праве, исключает произвол и привилегии, обеспечивает надлежащее признание и удовлетворение реальных интересов социальных групп и отдельных граждан, снимая тем самым политическое отчуждение.

4. Демократия. Это способ организации социальных взаимодействий,' характеризующийся равноправием сторон; как тип политической власти демократия означает доминирование большинства, над меньшинством. Ее дезалиенационное значение состоит в том, что организация всей общественной, в том числе политической, жизни на принципах демократии отвечает стремлению человека к самореализации, стимулирует его инициативу и творчество во всех областях деятельности.

Диссертант шражает сомнение в корректности традиционного для советской философии положения о том, что только непосредственная демократия преодолевает отчуждение в политической

сфере. Историческая практика показала, что непосредственная демократия при отсутствии необходимой политической и правовой культуры широких слоев общества становится охлократией, на смену которой, как правило, приходит тоталитаризм. Прогрессивное развитие общества и снятие отчуждения, на взгляд автора, способно обеспечить лишь разумное сочетание непосредственной и представительной демократии: каждый индивид должен иметь право и возможность участвовать в политической жизни, а осуществлять политическую власть могут только профессиональные политики, имеющие соответствующие способности и знания, избираемые обществом, и под его контролем.

Снятию отчуждения в политической сфере общественной жизни способствует не только реформирование и демократизация политической системы, но и социокультурное развитие общества в целом Выработанные западноевропейской цивилизацией аффективные политические механизмы в каждом конкретном случае должны органически сочетаться с культивируемыми в данном локальном социуме традициями, культурными и нравственными ценностями. Снятие отчуждения в политической сфере жизни общества, отмечает автор, ■ длительный и противоречивый исторический процесс.

В заключении делается краткий общий вывод проведенного исследования, выделяются некоторые проблемы, требующие своего дальнейшего теоретико-методологического осмысления.

По теме диссертации автором опубликована статья "Феномен отчуждения: теория и реальная практика нашего общества" //В сб Тоталитаризм: к истории и теории вопроса. М.; 1992, - о,5 п.л.

х

X

X