автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему: Политика ежедневной газеты ГКП "Унзере цайт" в области культуры (1973-1986 гг.)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Политика ежедневной газеты ГКП "Унзере цайт" в области культуры (1973-1986 гг.)"
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М. В. ЛОМОНОСОВА ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ
Кафедра истории зарубежно» печати и литературы
На правах рукописи
ЧЕРЕПОВА Татьяна Николаевна
ПОЛИТИКА ЕЖЕДНЕВНОЙ ГАЗЕТЫ ГКП «УНЗЕРЕ ЦАЙТ» В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ (1973—1986 гг.)
10.01.10 — журналистика
Автореферат
Диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Москва — 1990
Диссертация выполнена на кафедре истории зарубежной печати и литературы факультета журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова
Научный руководитель — кандидат исторических наук
Ю. Я. Орлов
Официальные оппоненты — доктор исторических наук
Ведущее научное учреждение—Институт общественных наук
при ЦК КПСС
13 _ - , . ТИЧ-ии 11и О и V V-./-4,1-4 11 XXII XXV- Х-Ц »1 14 1 X 1
журналистике К.053.05.39. в Московском государственном университете по адресу: Москва, К-9, проспект Маркса, 20.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке факультета журналистики МГУ.
С. М. Гурсвич
—кандидат филологических наук Т. В. Гордиенко
Автореферат разослан «.
4_1990 г.
Ученый секретарь Специализированного совета кандидат исторических наук,
старший научный сотрудник Ю. Я. ОРЛОВ.
Сложность происходящих в сегодняшнем мире процес- . сов требует налаживания конструктивного взаимодействия государств и народов нашей планеты. Развитие общественного прогресса создает необходимые для этого политические, социальные и материальные предпосылки. Велика роль в этом процессе Советского Союза, активно выступающего за развитие взаимопонимания и сотрудничества на международной арене и — демократизацию и гласность внутри страны.
Естественно, что в новых условиях перед средствами массовой информации и пропаганды встает задача совершенствования идеологической работы, поиск новых форм и методов пропагандистской деятельности. «Средства информации призваны глубоко анализировать события и явления, поднимать серьезные проблемы и предлагать пути их решения, убеждать своей содержательностью, оперативностью, информационной насыщенностью», ')—подчеркнул в своем выступлении на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС М. С. Горбачев.
Одним из важных аспектов решения этой проблемы является изучение опыта идеологической работы зарубежных коммунистических организаций, их пропагандистской и агитационной деятельности. Это тем более.актуально, что сегодняшнее международное коммунистическое движение переживает серьезный кризис, характеризующийся острой внутренней борьбой, расколами, падением политического авторитета коммунистов, заметным сужением базы коммунистического движения. Зарубежные коммунистические партии, и в первую очередь работающие в развитых капиталистических странах, проходят сложный процесс обновления, стремятся оценить значение и глубину происходящих перемен, выработать новые программы.
Не является исключением и Германская коммунистическая партия. Проходивший 24—25 марта. 1990 года в Дортмунде съезд ГКП показал, что, несмотря на разногласия в партии и выход из нее почти половины членов, Германская коммунистическая партия, насчитывающая сегодня в своих рядах около двадцати тысяч человек, готова продолжать
Ч Материалы Пленума ЦК КПСС, 23 апреля 1985 года. — М. 1985, с. 22. ................... ..........
работу, активно участвовать в жизни страны. ГКП необходимо искать взаимопонимание с прогрессивными партиями и организациями, с различными социальными группами. Учитывая это, важно проанализировать пропагандистский опыт прошлого, сделать возможным использование его достижений и отказ от его недостатков.
/ В этом плане представляется достаточно показательным и убедительным рассмотрение опыта борьбы Германской коммунистической партии и ее центрального органа газеты «Унзере цайт» за прогрессивную, демократическую культуРУ-
Актуальность данной проблематики определяется, помимо вышесказанного, возрастающей ролью культуры в современном мире. Сегодня культура является важным средством реализации нового политического мышления, достижения взаимопонимания, сотрудничества народов. В то же время культура — сфера противоборства идеологий, борьбы прогрессивных и реакционных идей. Поэтому сложные процессы, происходящие в искусстве, науке, литературе, должны быть осмыслены сегодня в контексте единства и вместе с тем глубокой противоречивости современной культурной ситуации, борьбы в ней различных тенденций, в свете диалектики общечеловеческого и классового содержания.
При разработке проблемы союзников рабочего класса Германская коммунистическая партия учитывает ряд факторов, характеризующих социальный состав ФРГ на современном этапе. В частности, враждебность интересов монополий интересам средних слоев и части немонополистичеекой буржуазии, что делает эти социальные группы потенциальными союзниками рабочего класса в антимонополистической борьбе. Учитываются также изменения в социальной структуре ФРГ, в результате которых возрастает значение «новых» городских слоев, то есть интеллигенции и среднего руководящего состава.
Интересам научно-технической и творческой интеллигенции соответствуют требования ГКП о демократизации системы высшего образования и борьба партии за прогрессив; ную, демократическую культуру. •
Проводником культурной политики западногерманских коммунистов выступает ЦО ГКП газета «Унзере цайт», являющаяся объектом настоящего исследования.
Концепция борьбы за прогрессивную культуру, лежащая в основе культурной политики ГКП, включает в себя несколько направлений: во-первых, это борьба за демократизацию образования в ФРГ; во-вторых, поддержка и пропаганда гуманистической литературы и искусства,- отстаивающего принципы демократии и социализма; в-третьих, борьба за обеспечение демократизации СМИ.
Цель исследования — изучение опыта ЦО ГКП «Унзере цайт» по пропаганде прогрессивной, гуманистической культуры.
Эта цель конкретизируется в задачах исследования:
— проанализировать политику партии западногерманских коммунистов в области культуры, выявить особенности подхода ГКП к решению вопросов образования, литературы и искусства, СМИ;
— определить особенности тематики и проблематики отдела культуры «Унзере цайт»;
— определить жанровые особенности материалов отдела культуры «Унзере цайт» и использование различных форм их организации и подачи.
Временные рамки работы определяются выходом ежедневного издания «Унзере цайт» в октябре 1973 года и 8-м съездом Германской коммунистической партии, проходившем 2—4 мая 1986 года. К этому моменту окончательно прояснилась общественно-политическая ситуация в стране, изменившаяся с приходом к власти в марте 1983 года коалиции ХДС/ХСС и СвДП, и съезд ГКП с тревогой констатировал «поворот» вправо во всех областях жизни Западной Германии.
Методологической и теоретической базой диссертационного исследования являются труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина; документы Германской коммунистической партии; '/ выступления руководителей ГКП по вопросам совершенствования деятельности средств массовой информации; работы исследователей теории и практики советской журналистики по вопросам эффективности СМИП, формирования проблематики печати, теории жанров, структуры
'/ Эссенский (1969 г:) и Дюссельдорфский (1971 г.) съезды Германской коммунистической партии. — М., 1973; Гамбургский съезд ГКП (2—4 ноября 1973 г.) — М., 1975; Боннский съезд ГКП (19—21 марта 1976 г.) — М„ 1977; Мангеймский съезд Германской коммунистической партии (1978 г.) — М., 1979 и др.
газетного номера, композиционно-графического модёлирйва-ния газеты; 1) исследования советских ученых по проблемам зарубежной печати, в особенности посвященные изучению средств массовой информации ФРГ; 2) а также зарубежных ученых, занимающихся проблемами СМИ. 3) В своей работе автор опирался и на результаты исследований ученых, изучающих проблемы теории и истории культуры; вопросы образования, литературы и искусства Западной Германии. 4).
Эмпирической базой исследования являются материалы газеты западногерманских коммунистов «Унзере цайт» за период 1973 — 1986 годов.
Научная новизна исследования заключается в том, что автор диссертации впервые предпринял попытку изучения и анализа работы газеты «Унзере цайт» по пропаганде прогрессивной культуры.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что положения и выводы исследования могут быть использованы при подготовке лекций по курсу «Зарубежная коммунистическая и рабочая журналистика» на факультетах и отделениях журналистики, а также — спецкурсов по коммунистической печати стран капитала.
1) Газетное оформление. Теория и практика моделирования. — М., 1981; Горизонты публицистики: опыт и проблемы. — М., 1981; Гуревич С. М. Номер газеты. — М„ 1977; Марущак Ю. Д. Структура газетного жанра. — М., 1983; Пельт В. Д. Дифференциация жанров газетной публицистики. — М., 1984 и др.
2) Журналистика в буржуазном обществе. — М., 1976; На службе монополий. Информационно-пропагандистский комплекс стран капитала. — М., 1977; Орлов Ю. Я. Печать ФРГ. — М., 1970; Соколов Б. С. О некоторых жанровых особенностях газеты «Юма-ните»//Проблемы газетных жанров. — Л„ 1962; Стржижовский Л. Ф. Стреляет пресса Шпрингера. — М., 1978 и др.
3) Гляйсберг Г. О концентрации печати и манипулировании общественным мнением. — М., 1974; Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. — М., 1980 и др.
4) Макарова Г. В. Прогрессивные тенденции в театральном искусстве ФРГ (1949 — 1984). — М., 1986; Марцинковский И. Б. Некоторые современные тенденции развития высшего образования в странах ,капитализма//сб. научн. трудов — Ташкент., 1978, № 567; Основы марксистско-ленинской культуры. — М., 19 ^Ь; Юпатов Е. П., Решают М. И. Высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения Федеративной Республики Германии. — М., 1961 и др.
Апробация диссертации. Теоретические положения работы выносились на обсуждение секций публицистики двух межвузовских региональных конференций, проведенных Томским университетом в октябре 1985 года и в декабре 1988 года. Результаты исследования использовались автором в лекциях и семинарских занятиях но -курсу «Зарубежная коммунистическая и рабочая журналистика», в спецсеминаре «Актуальные вопросы идеологической борьбы в печати». Основные положения и выводы диссертации опубликованы в виде научных статей, тезисов.
Цель и задачи исследования определили структуру диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы, ее научная новизна, цель и задачи работы, определяется объект исследования, методологическая и теоретическая база, эмпирический фундамент, намечается структура дальнейшего изложения.
1 глава диссертации «Программные установки ГК.П в области культуры» посвящена анализу культурной политики западногерманских коммунистов.
В первом параграфе анализируется отношение Германской компартии к проблемам демократической реформы среднего и высшего образования в ФРГ.
Уже на первом своем съезде в Эссене коммунисты отмечали, что одной из важнейших задач, которую необходимо было решить в первую очередь, является проблема образования. Партия выступила за то, чтобы образование и культура не зависели от капиталистической прибыли, от политики государственно-монополистического капитала и реакционной идеологии. По мнению коммунистов, «вся система образования должна быть направлена на обеспечение современного уровня гуманитарного и естественно-научного образования, которое должно отвечать требованиям будущего, научно-технической революции, учитывать необходимость глубоких общественно-политических преобразований.»1/
Заявление, принятое I съездом ГКП, определило основные направления программы коммунистов в области образования. В общеобразовательной школе—это создание единой
'/ Зссенский (1969 г.) и Дюссельдорфский (1971 г.) съезды Германской коммунистической партии. — М., 1973, с. 101.
(вместо трехзвеиной) цжолы ц единой системы обучения: от дошкольных учреждений до высшей школы; участие преподавателей, родителей и учеников в управлении школой. В области реформы выгшей школы—выделение государством достаточных средств для материального обеспечения независимости образования от интересов военного производства и капитала; ликвидация авторитарной структуры высшей школы.
В дальнейшем ГКП сосредоточивает внимание на разработке конкретных программных предложений партии в области культуры и образования.
Одной из актуальнейших проблем для ГКП и всех демократических сил на протяжении 70-х — первой половины 80-х годов была проблема проведения реформы высшего образования.
Для компартии эта проблема была вплотную связана с вопросом о союзе рабочего класса и интеллигенции. О необходимости укрепления этого союза говорил на 3-м съезде ГКП (2—4 ноября 1973 г.) тогдашний Председатель Правления компартии Г. Мне: «...Мы убеждены в том, что интеллигенция может добиться своих демократических и политических прав и освобождения от гнета монополистического капитала только на стороне рабочего класса и его организаций.» '/ Коммунисты не раз подчеркивали, что именно борьба за демократическое образование способствует возможности создания демократических союзов на самой широкой основе.
Первоначально ГКП не связывала требования в области образования с вопросами безработицы; система образования критиковалась коммунистами как устаревшая и антинародная. Но, начиная с Боннского съезда (19—21 марта 1976 г.), партия рассматривает проблему занятости в непосредственной связи с вопросами образования. На Мангеймском съезде (20—22 октября 1978 г.), где принималась программа ГКП, было отмечено, что борьба за право на труд и образование для трудящихся жизненно важна, и в значительной степени эти два момента представляют собой единое целое.
Это особенно ярко продемонстрировали ежегодные осенние выступления рабочей молодежи и первая, охватившая
Ч Гамбургский съезд ГКП (2—4 ноября 1973 г.) — М.. 1975, с, 58. . •
всю страну, студенческая забастовка 1977 года; об этом говорил и тот факт, что в мае 1978 года конгресс СНРМ (Социалистическая немецкая рабочая молодежь) принял программу по вопросам труда, образования, профессионального обучения, рассчитанную до 2000-го года.
Смена власти в ФРГ и создание правительства коалиции ХДС/ХСС и СвДП (с марта 1983 года) привели к усилению реакции в стране, к свертыванию демократических процессов во всех областях жизни общества, в том числе и в сферах образования, средств массовой информации и культуры.
На 8-м съезде партии (2—4 мая 1986 г.) отмечалось, что демократическим завоеваниям в области образования, за которые в семидесятых и начале восьмидесятых годов вели упорную борьбу коммунисты, угрожает опасность. Оттесняется на второй план общая школа, возникают все новые и новые элитарные вузы, сокращается материальная помощь государства малоимущим студентам. В этих условиях, подчеркивали коммунисты, важно укрепить единство всех демократических сил в борьбе за сохранение достигнутого.
Таковы были основные направления политики ГКП в области образования, выработанные партией в 70-х — первой половине 80-х годов.
«Политика ГКП в области литературы и искусства» посвящен анализу борьбы партии за прогрессивную литературу и искусство, несущее народу идеалы демократии и социализма.
На первом съезде западногерманских коммунистов, на котором были намечены основные направления борьбы ГКГ1 за прогрессивную культуру, отмечалось, что эти вопросы в особенной степени вызвали интерес у коммунистов и сочувствующих им в период предсъездовского обсуждения проекта Программного заявления. Об этом говорил и тот факт, что наибольшее количество предложений поступило именно к подразделу «Прогрессивная политика в области образования и культуры».
■ Искусство и культура являются для коммунистов «важной составной частью борьбы против системы власти монополистического капитала и должны быть направлены на то, чтобы" развивать элементы демократической и социалистической культуры в Федеративной республике». '/
'/ Эссенский (1969 г.) и Дюссельдорфский (1971 г.) съезды Германской коммунистической партии. — М., 1973, с. 158.
ГКО в своей ^культурной политике выступает в поддержку народного творчества и .искусства, ..связанного с социальными, политическими и идеологическими .-интересами рабочего класса и всех трудящихся. Выступавший .на 4-м съезде ГКП известный исполнитель политических ,аесен Дитер Зю-веркрюп следующим образом определил гпрограмму партии в области искусства и литературы: «во-первых, пропаганда искусства и культуры стран,социализма, вотвтарых, терпеливое создание хнизу и расширение антиимпериалистической культуры.
Преобладающий классовый .подход -к решению .проблем литературы и .искусства .диктовал .и соответствующее ¡понимание коммунистами и поддерживающими их художниками проблем места ,и роли деятелей культуры в искусстве и обществе, .проблем творческого методе, предмета искусства.
Особенно показательны ,в „этом плане выступления известного драматурга Франца Ксавера Кретда, в 1972—1980 годах бывшего членом ГДЩ.
«Саным захватывающим материалом для сегодняшнего художника служат жизнь и деятельность масс: обычные -боевые будни, диалектика биографии.отдельного труженика и .исторического значения класса, индивидуального случая и эпохальной необходимости»,, У—так определял Кретц в своем выступлении на Боннском .съезде ГКП .предмет исследования социалистического /искусства.
В целом ГКП выступала за развитие богатой и разнообразной культурной жизни, проникнутой гуманистическим и демократическим духом, развивала культурную политику как составную часть всей политической и практической деятельности партии.
В третьем параграфе—«Политика ГКП в области СМИ»— анализируются ¡ппощамшше установки парши в отношении функцирования СМИ Западной Германии.
Важно отметить, что здесь, так же, как я в вопросах борьбы за демократическое образование и .прогрессивную, гуманистическую культуру, коммунисты постоянно анализируют обстановку, вырабатывают и совершенствуют тактику и стратегию своей борьбы. В 70-х — первой половине 80-х годов ГКП вела работу по трем направлениям: 1) -борьба за демократизацию западногерманских СМИ; 2) борьба с измышлениями
V Боннский съезд ГКП (19—21 марта 197« г.). — М„ 1977, с. 269. .....................................................
буржуазных СМИ; 3) деятельность по созданию и совершенствованию собственной системы пропаганды.
Партий постоянно выступала против усиливающейся концентрации в области-печати и издательского дела, за равный доступ всех партий, в том числе- и ГКП, на радио и телевидение^ ФРГ,.за5 создание* единого профсоюза: работников СМИ. Особое место в деятельности партии на рубеже 80-х годов заняла; проблема сохранения общественно-правового статуса западногерманских радио и телевидения в связи с введением и. использованием в ФРГ «новых средств массовой информации» (трансляция через спутники связи, кабельное телевидение, видеотехника),.
6-й.съезд ГКП (29—31 мая 1981 года, Ганновер) подчеркнул, что коммунисты выступают против внедрения «новых СМИ» только потому, что крупные концерны намереваются использовать их для укрепления и расширения своего экономического, политического и идеологического влияния. И в этих условиях ГКП стремилась поддерживать любые инициативы, направленные на защиту общественно-правового статуса радио и телевидения, выступала в тесном союзе с демократическими партиями, и организациями. Этим проблемам партия посвятила, две федеральные конференции,, проходившие в Гамбурге 4—5 декабря 1982 года и 14—15 декабря 1985 года.
Важным*направлением работы ГКП в плане обеспечения демократизации-СМИ-в Западной Германии коммунисты считают развитие собственных средств массовой информации и поддержку- прогрессивных;, демократических- изданий, журналистов, передач, публикаций.
Разветвленной сети средств массовой информации и коммуникации крупной буржуазии ГКП противопоставляет свою систему СМИ во главе с центральным органом партии газетой «Унзере цайт». Кроме «Унзере цайт»,.коммунинсты издают заводские газеты ГКП^ газеты групп ГКП'по месту жительства, газеты ГКП в высших учебных заведениях, городские газеты ГКП:
Сегодня, когда ГКП испытывает серьезный кризис, пути выхода из; которого мужественно ищут западногерманские коммунисты, проблема' эффективной деятельности системы собственных СМИ стоит очень остро. Из-за финансовой и организационной перестройки партии изменяется ситуация в коммунистических и близких-к ним: изданиях. С января 1990 года «Унзере дайП'стала'Выкоднть еженедельно; Раз в два
месяца предполагается отныне выход журнала «Марксистйше блеттер». Закрываются близкие к ГКП издания «Роте блет-тер» (орган марксистского студенческого союза «Спартак») и «Элан» (отражает линию руководства Социалистической немецкой рабочей молодежи). В этих условиях для компартии очень важно взаимопонимание и сотрудничество с демократическими партиями и организациями и их печатью.
В целом совершенствование и развитие системы собственных СМИ позволяют коммунистам вести напряженную борьбу за демократизацию средств массовой информации в стране, противостоять тем силам, которые стремятся уничтожить общественно-правовой статус западногерманских радио и телевидения, способствуют духовному «повороту» вправо в газетах и журналах.
Таким образом, ГКП буквально с первых дней своего существования формировала и совершенствовала концепцию развития прогрессивной культуры и демократического образования, реализацию которой она рассматривала как составную часть борьбы за антимонополистическую демократию, за мир и социальный прогресс.
Следует отметить, что в 70-х — первой половине 80-х годов ГКП в целом правильно определяла свою программу в области культуры и образования, отдавая приоритет свободному, демократическому развитию литературы, искусства, СМИ, функционированию системы общеобразовательной и высшей школы. Однако, на первый план партия западногерманских коммунистов ставила.классовый подход в решении вопросов культуры, что вело к сектантству, замкнутости. И призывы ГКП к поиску и укреплению контактов с другими демократическими партиями и организациями зачастую так и оставались призывами — из-за догматической зашоренности партии на сотрудничество с ней шли не очень охотно.
Вторая глава «Основные направления пропаганды демократической культуры в газете «Унзере цайт» имеет своей целью проанализировать тематику и проблематику выступлений отдела культуры газеты западногерманских коммунистов.
В первом параграфе рассматривается отражение на страницах «Унзере цайт» проблем образования в ФРГ.
Газета западногерманских коммунистов учитывает тот факт, что система образования является неотъемлемой частью социально-экономического строя, в рамках которого она функционирует. В ней, как в зеркале, отражаются всепроцес-
еы II явления, присущие данному обществу: образ жизни, общественные отношения, социальные и экономические проблемы.
Учитывая эти моменты, газета практически с первых дней существования, продолжая традиции своего предшественника еженедельника, развивала эту тематику. Важно отметить, что вопросы образования журналисты «Унзере цайт» стремились рассматривать комплексно, отражая весь спектр проблем борьбы за демократизацию системы образования в ФРГ.
Один из главных вопросов в данной области—совершенствование общеобразовательной школы, преодоление тех ее недостатков, с которыми не хотят мириться демократически настроенные педагоги, родители, учащиеся. Газета постоянно концентрировала внимание читателей на основных проблемах общеобразовательной школы — нехватке учителей, переполненных классах, пропаганде неонацизма в школах и гимназиях, милитаризации образования, безработице среди учителей.
Обращала внимание «Унзере цайт» и на положительный опыт, отечественный и зарубежный, могущий помочь перестроить нынешнюю трехзвенную систему общеобразовательной школы, сделать ее более демократичной. Особое место газета уделяла развитию школы в социалистических странах, отмечая при этом, как преимущество социалистической школы, равный доступ к образованию для всех, желающих его получить.
Однако, в целом, в материалах этого тематического блока не давалась объективная картина ситуации с образованием в социалистических странах, не раскрывались негативные стороны сложившейся системы — заиреологизированность образования, невысокий материально-технический уровень функционирования школ и т. д.
Вторым крупным направлением в разработке темы борьбы за демократическое образование в «Унзере цайт» стало освещение проблем высшей школы.
Следует отметить, что ситуация в высшем образовании Западной Германии в рассматриваемый период была достаточно сложной. Находящиеся у власти в 70-х — начале 80-х годов социал-демократы сделали несколько внушительных шагов в сторону демократизации высшей школы. Важным актом, принятым правительством, стал Общий закон о высшей школе, который вступил в силу с 30 января 1976 года. Демократические силы ФРГ, в том числе ГКП и ее центральный печатный орган, дали в целом негативную оценку закону, прак-
тически проигнорировали прогрессивные решения, содержащиеся в нем. Газета боролась за равный доступ к высшей школе всех, кто желает получить квалификацию, защищала -права студентов, поддерживала их выступления, требовала развития демократических начал в вузах.
Важно отметить, что в семидесятые годы, благодаря постоянной борьбе демократических сил, удалось добиться значительных реформ в области высшего образования. Однако, к концу 70-х—началу 80-х годов ситуация начала меняться— ухудшилось материальное положение высшей школы, социально-экономическое положение и перспективы студентов. В вузах активизировались правые силы. С приходом к власти ХДС/'ХСС и СвДП ситуация стала еще более сложной, что потребовало от «Унзере цайт» активизации в разработке данной тематики. Газета не ограничивалась отражением борьбы ~за расширение права трудящихся на образование в рамках демократических реформ, она ставила вопрос о содержании образования, боролась за социальную защищенность тех, кто трудится в области образования.
В то же время, проведенный автором анализ показал, что материалам, отражавшим данное тематическое направление в 70-х — первой половине 80-х годов, не хватало аналитичности, глубины, в основном они носили информационный, констатирующий характер. Недостаточно была показана газетой .связь проблем демократической реформы образования с экономическими проблемами страны, политическими процессами.
Второй: параграф'посвящен разработке вопросов искусства и литературы- в газете «Унзере цайт».
Внимание издания западногерманских коммунистов к данным проблемам прослеживается па всех этапах существования газеты. В 70-х — первой половине 80-х годов «Унзере .цайт» развивала свою культурную политику по таким направлениям, как борьба за справедливое распределение результатов духовного производства; просветительская работа в массах;.анализ, отбор и пропаганда ценностей и достижений духовной жизни современности и прошлого; борьба за поддержание ростков социалистической культуры; .защита интересов работников литературы и искусства. Такая политика способствовала привлечению к газете прогрессивных художников, сплачиванию их и, в определенной степени, оказывала воздей-
ствие на процесс развития демократической культуры в Западной Германии.
В 70-х — первой половине 80-х годов «Унзере цайт» активно освещала проблемы литературы, театра, живописи, музыки, кинематографа. Знакомила своих читателей с художественной жизнью социалистических стран, выступала за культурный обмен с Советским Союзом. Освещение этих проблем включало в себя три блока: проблемные, аналитические выступления; информационные материалы и публикации собственно художественных произведений. «Унзере цайт» поддерживала художественные явления, выражающие стремления и идеалы художников, стоящих на позициях демократии и социализма, причем в газете преобладала пропаганда демократической литературы и искусства, обращенного к человеку.
Однако, именно материалы этого тематического направления зачастую страдали от прямолинейности оценок, что объяснялось, в первую очередь, неумеренной идеологизацией искусства и литературы, преобладающим классовым подходом в анализе явлений и, во многом, снижало пропагандистское воздействие данных публикаций.
Чрезмерная идеологизация искусства, литературы приводила порой к отрицанию очевидной эстетической, художественной ценности произведений отдельных авторов, таких, например, как А. И. Солженицын (в 1974 году газета вела активную кампанию против него). Кроме того, в ситуации с оценкой личности и творчества этого писателя сказалась зависимость ГКП (и соответственно ее центрального печатного органа) от точки зрения на эту проблему КПСС, ее несамостоятельность в идеологических вопросах.
В более позднее время, в начале 80-х годов, газета западногерманских коммунистов стала проявлять больше самостоятельности в анализе явлений культуры. Примером может служить оценка фильмов А. Тарковского «Ностальгия» и «Жертвоприношение» — «Унзере цайт» подчеркивала гуманизм и великое искусство режиссера.
Таким образом, можно сделать вывод, что свои основные задачи в деле борьбы за прогрессивную литературу и демократическое искусство «Унзере цайт» реализовывала через разъяснение позиции партии по проблемам культуры, развития ■культурного процесса в стране (в основном, его демократического направления) и в непосредственном привлечении интеллигенции к сотрудничеству с ГКП.
В условиях господствующего положения буржуазной культуры главная задача прогрессивных сил состоит в том, чтобы максимально парализовать ее воздействие на широкие народные массы. Это можно сделать, ведя постоянную пропаганду демократической культуры, борясь за расширение ее влияния, за повышение ее удельного веса в национальной культуре. В 70-е — первой половине 80-х годов с этой задачей достаточно успешно справлялась газета западногерманских коммунистов.
В третьем параграфе речь идет о борьбе «Унзере цайт» за демократизацию средств массовой информации.
На первый план в освещении этого тематического блока в рассматриваемый период выходит анализ деятельности западногерманского телевидения. «Унзере цайт» постоянно анализировала содержательную сторону телепередач, стремилась показать, как экономические и политические факторы влияют на качество и суть телепрограмм.
С конца 70-х годов на ее страницах появилась новая тема, связанная с телевидением. Это — предполагаемое введение в Западной Германии частного кабельного телевидения, а также внедрение новой телевизионной техники. В ряде статей постоянный автор «Унзере цайт», профессор X. Хольцер, разъяснял читателям необходимость борьбы за демократическое использование новых СМИ.
В начале 80-х годов тема борьбы за сохранение общественно-правового статуса западногерманских радио - и телевидения стала одной из главных в «Унзере цайт». Увеличилось число подобных публикаций, их периодичность. Газета стремилась раскрыть все аспекты сложной проблемы борьбы за демократизацию СМИ, составной частью которой является проблема сохранения общественно-правового статуса радио и телевидения.
Важным моментом в анализе деятельности западногерманского телевидения было для «Унзере цайт» рецензирование телепрограмм и фильмов. Газета открыто поддерживала передачи, несущие прогрессивные идеи, настоятельно рекомендовала для просмотра профессионально сделанные, наполненные гуманистическим содержанием, программы.
Вторым важным направлением в тематическом блоке, анализирующем деятельность западногерманских СМИ, была для «Унзере цайт» полемика с буржуазными изданиями. Отдел культуры постоянно вел полемику с такими изданиями, как «Бильд», «Франкфуртер альгемайнецайтунг»,но, воонов-
ном, полемика являлась составной частью конкретных материалов, рассматривавших проблемы образования,' литературы, искусства. Иногда газета уделяла внимание серьезному анализу некоторых буржуазных изданий, в основном молодежных журналов, таких, как «Браво» и «Рокки».
Альтернативу подобным изданиям партия й газета видели в развитии демократических изданий и укреплении собственной системы пропаганды. И здесь центральным моментом являлось совершенствование самой «Унзере цайт». Следует отметить, что эту проблему прекрасно понимали журналисты издания и старались активизировать свою работу в этом! направлении. Об этом свидетельствовала дискуссия, проведенная газетой в 1978 году. Толчком к ней послужило выступле* кне Франца Ксавера Кретца «Мы увлечены классовой борьбой», где драматург писал о том, что коммунистам необходимо работать над улучшением своего издания, что; газете- не хватает познавательных, развлекательных материалов, публикаций «общечеловеческого интереса». Таким образом, Кретц вполне справедливо указывал на то, что идеологическая направленность газеты не должна заслонять увлекательной, разнообразной формы воплощения проблем, интересующих читателя. Дискуссия получила широкий отклик, способствовала появлению новых тематических рубрик, обогащению старых, традиционных.
Таким образом, проведенный анализ показал, что в рассматриваемый период «Унзере цайт» стремилась дать ясную картину положения в телевидении и печати Западной Германии, привлекала к обсуждению сложных проблем «новых СМИ» компетентных экспертов, поддерживала гражданские инициативы, направленные против ликвидации общественно-правового статуса телевидения и радио, боролась за развитие системы собственных средств пропаганды.
Сегодня накопленный газетой опыт требует творческого переосмысления, поиска новых решений пропагандистских задач обновляющейся партии. И в этом плане важно развивать и совершенствовать тематику материалов отдела культуры, преодолевать догмы классового подхода, отдавая приоритет общечеловеческим, гуманистическим идеалам и принципам.'
Третья глава «Жанровые особенности материалов отдела культуры «Унзере цайт», формы и методы; их подачи» посвящена анализу работы газеты западногерманских коммунистов
по срвершедст.вованию жанровой структуры и приемов подачи публикаций' культурной тематику.
. В первом параграфе исследуются жанровые особенности материалов отдела... культуры «Унзере цайт».
Жанровая структура публикаций культурной тематики .ежедневной, «Унзаре цайт» (сюда включаются материалы, 'отражающие проблемы образования, литературы и искусства, СМИ) сложилась уже в первые годы существования издания* При этом широко.использовались опыт и традиции печати западногерманских, коммунистов, таких газет, как «Фрайес фольк»,и еженедельник «Унзере цайт» — предшественник нынешнего ДО РКП.
••• В ,70-х —^первой половине 80-х годов в решении задач пропаганды, концепции прогрессивной культуры «Унзере цайт» активно использовала информационные (заметку, интервью, в том числе .и «беседу за круглым столом») и аналитические (корреспонденцию, рецензию, статью) жанры. В меньшей степени привлекались жанры реплики, репортажа, зарисовки.
■ ■ Проведенный анализ позволяет говорить о том, что тематика отдела- и специфика издания нашли свое отражение и в жанровых формах- публикаций:
а) с одной стороны, критический, художественный анализ, присущий большому количеству материалов отдела, усиливал аналитичность публикаций;-
б), с другой — партийный характер издания, его социальная заданность подчас делали публикации как бы запрограммированными, недостаточно подвижными, лишали их должного эмоционального воздействия. И, возможно, в преодолении некоторой догматичности лежит один из путей усиления действенности материалов отдела культуры «Унзере цайт».
В целом в период существования ежедневной «Унзере цайт» жанровая палитра материалов культурной тематики расширилась. Помимо активно использовавшихся в еженедельнике жанров статьи, корреспонденции, заметки-сообщения, рецензии появились «беседы за круглым столом», дискуссии. Увеличилась' доля интервью в общей жанровой структуре отдела. То есть, на первый план вышли жанры, отличающиеся динамикой, живостью изложения, с ярко выраженным «личностным началом» авторов и героев материала. Подобные изменения были продиктованы стремлением газеты к доступности, популярности подачи проблем.
Произошли и виутрижанровые изменения. Материалы сократились в объеме, стали оперативнее, актуальнее. В них ярче выражено полемическое начало. По сравнению с публикациями еженедельника, в материалах культурной тематики 70-х — первой половины 80-х годов стало меньше аналитичности, но анализ не исчез, а стал более четким, авторы использовали простые, ясные аргументы. Публикации ежедневной «Унзере цайт» более агитационны, но, в силу того, что темы в газете велись постоянно и целенаправленно, круг проблем расширялся — пропагандистский эффект газетных выступлений, значителен.
Жанровые изменения в «Унзере цайт» в немалой степени определялись задачами, стоящими перед центральным-ежедневным органом ГКП. Для отдела культуры — это оперативное освещение событий и явлений культурной жизни ФРГ, их объективный, правдивый анализ; поддержка прогрессивных явлений культуры; борьбы с массовой культурой.
Второй параграф посвящен анализу форм и методов подачи материалов культурной тематики в «Унзере цайт».
Материалы отдела культуры имеют свое постоянное место в газете. В 70-х — первой половине 80-х годов они размещались на седьмой полосе издания, выходившей под заголовками «Культура», «Культурная политика», «Культура и образование», «Образование», «Политика образования». Помимо постоянных тематических полос, ведущих свое начало еще от еженедельника западногерманских коммунистов, культурная проблематика находила свое отражение на полосах «Для молодых читателей», «Информация и мнения», «Репортажи и сообщения». Традиционно материалы отдела культуры публиковались в номерах увеличенного объема на полосах «У-цет в конце недели», «Беседа/Фельетон» или «Фельетон». Активно использовал отдел культуры и введение разовых тематических полос.
Организующим началом тематических полос выступали рубрики, как жанровые, так и тематические (последние преобладали). Очень большое разнообразие наблюдалось в названиях мини-рубрик, носящих рекламный характер и посвященных телевидению. Однако, несмотря на частую смену названий, суть этих рубрик практически не менялась. Вероятно, именно поэтому редакция постоянно возвращалась к ставшей уже классической для «Унзере цайт» рубр'ике аналитического характера «Телекритика».
По своей сути тесно примыкает к тематической -рубрике тематическая колонка, которая тоже довольно часто использовалась отделом культуры. От подборки ее отличает целостность, композиционная выстроенность, завершенность, что обеспечивает комплексную подачу материалов.
Что касается жанровых рубрик, то их в отделе культуры 'немного, это связано со спецификой проблематики. В основном жанровые рубрики отражают информационный блок материалов и группу публикаций рецензионного характера.
Отдел культуры использовал и «чужие» рубрики, в первую очередь «Читательский форум».
■ В целом поиски в направлении введения на страницах «Унзере цайт», посвященных проблемам культуры и образования, новых рубрик велись, на взгляд, автора, недостаточно активно — появление новых названий не всегда означало присутствие на полосе нового содержания.
Обращают на себя внимание заголовки материалов отдела культуры «Унзере цайт». По большей части, они развернутые, представляют собой целые заголовочные комплексы и дают исчерпывающую информацию о том, чему посвящены помещенные под ними материалы.
Публикации отдела культуры богато иллюстрированы. Здесь активно используются рисунки, карикатуры, плакаты — в основном политического характера. Большое место занимают фотографии. Они или иллюстрируют материал, делая публикации более яркими, эмоциональными; или же сами по себе являются емкой характеристикой процессов, происходящих в западногерманском обществе.
Таким образом, в целом приемы и методы организации и подачи материалов отдела культуры «Унзере цайт» позволяют журналистам вести работу систематизированно и планомерно. В то же время они свидетельствуют о поиске отделом тематического разнообразия, изменений в жанровой структуре.
В заключении диссертации автор подводит итоги исследования и приходит к выводу о том, что в 70-х — первой половине 80-х годов «Унзере цайт» довольно успешно проводила культурную политику ГКП. За эти годы был наработан опыт, творческое переосмысление и использование которого, помимо других факторов, позволит сегодня поднять газету западногерманских коммунистов на новый, более высокий уровень.
По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:
1. Борьба газеты западногерманских коммунистов «Унзере цайт» за демократизацию системы образования ФРГ (1973—1986 гг.).—Деп. в ИНИОН АН СССР. Per. № 41149 от 22.02.1990 — 1,3 п. л.
2. Разработка вопросов литературы и искусства в газете западногерманских коммунистов «Унзере цайт» (1973— 1986 гг.). — Деп. в ИНИОН АН СССР. Per. № 41148 or 22.02.1990 — 1,4 п. л.
Сдано в набор. 3.07.90 г. Подписано в печать 6.08.90 г. Формат 60X84 ,/,„. Бумага офсетная № 2. Печать высокая. Тираж 120 экз. Зак. № 306.
Учебно-производственная типография ТГУ Томск, ул. Ленина, 66.