автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.01
диссертация на тему: Политика и практика формирования духовных потребностей горожан в 1976-1985 гг. (на материалах учреждений культуры, общественных организаций и партийно-государственных структур Центрально-Черноземного региона России)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Политика и практика формирования духовных потребностей горожан в 1976-1985 гг. (на материалах учреждений культуры, общественных организаций и партийно-государственных структур Центрально-Черноземного региона России)"
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. И. ЛЕНИНА
Специализированный Совет К 053.01.И
На правах рукописи
ИЛЬИНА Зинаида Дмитриевна
ПОЛИТИКА И ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ГОРОЖАН В 1976-1985 ГГ.
(На материалах учреждений культуры, общественных организаций н партийно-государственных структур Центрально-Черноземного региона России)
Специальность 07.00.01 — История общественных движений и политических партий
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Москва 1993
POCCH&CKÄS fOOVfl.M
Работа выполнена в Курском ордена «Знак Почета» государственном педагогическом институте.
Научные руководители:
доктор исторических наук, профессор
КАБАНОВ П. И.
кандидат исторических наук, доцент БАРСУКОВ В. Н.
Официальные оппоненты:
доктор исторических наук, профессор КРИВЦУН Л. В.,
кандидат исторических наук МИНАЕВА М. Е.
Ведущая организация: Орловский педагогический институт.
Защита состоится года в ..^СГ"часов
па заседании специализированного Совета К 053.01.14 по присуждению ученой степени кандидата исторических наук в Московском педагогическом государственной университете имени В. И. Ленина (117571, Москва, пр. Вернадского, д. 88, ауд.............)■
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ имени В. И. Ленина по адресу: 119882, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, МПГУ им. В. И. Ленина.
Автореферат разослан «.тТ!1^..»..............¿z2z.l99^Jr.
лизпроваш
С. КИСЕЛЕВА
Ученый секретарь специализированного Совета, * уУ доцент
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТ!!.
Актуальность исследования данной теш определяется острейшей общественной необходимостью поиска верного выхода из современного затяжного кризиса духовной жизни,создания принципиально новой демократической нэучно-обосноЕэнной системы усвоения духовных ценностей.
В условиях сегодняшних качественных изменений социальных процессов должна меняться и сага концепция политики применительно к любил ее объектам ( культура,экономика и т.д.). Поворот от командно-административной системы, пешттизащпт и идеологизации всей культуры с узким единообразием пропагандируемых образцов духовного производства к высвобождения гуманистического содержания и поиску разумного соотношения между общечеловеческими и классовыми ценностями в культурной деятельности должен покончить с изоляцией от игровой цивилизации, с отторжением текущей культурной политики о? тнеячелетнего опыта духовной, жизни человечества,от глубинных плэстое культурного наследия Родины.
80-е годы завершали период развития общества,который в настоящее время подвергается острой критике и осуждению. Однако сегодня сфера культуры столкнулась с еще более серьезными трудностями - проблемой выживания в жестких условиях рынка,комер-циализацией культуры,продажей и вывозом за границу уникальных исторических ценностей,закрытием Джон культуры,детских клубов и т.д. Переход к рынку еще больше поднял значимость материальной и снизил в обществе роль духовной сферы.
Сегодня наша страна несет издержки из-за дефицита общей куль туры,разгула бездуховности, хамства. Недостатки формирования духовных потребностей не могли не повлиять и на взрыв экологических, политических,энтических,экономических, в также нрввет-венно-семейных проблем. В современных условиях перенасыщенности информацией городской человек без помощи специальных институтов не мотет самостоятельно освоить историко-культурное наследие, или, как было возможно тысячи лот назад,получить всю необходимую культуру от родителей и родственников. При этом вчерашние сельские жители ( а их большинство н соярчмоннш городе).растеряв " по дороге" *лз села г город вековые духовные традиции,нуждается в большей отеп^'ч! р государственных и общественных структурах ;оп"1ГСвяш'.я духовных потребностей,тем кереннко горожане.
Города рсо более сгзкорятся хранителями не только городской, но я сельской национальной культуры, а городская культура давно является ориентиром духовно* кизнп как для городского,так и сельского населения.
АРОН-'т.):-"чес^'-.в ржки исслодогания. 1976-ТГ<?Л гг. Это гремя становления политиков сегодняшнего дня, время непосредственно предшествовавшее перестройке л то проблемы культурной деятельности, которые до предела обострилась в 70-е года,нашли выход в духовном кризисе,продолжающемся до настоящего времени. Научный подход к политике подавлялся субъективным! оценками руководителей. Именно тогда было заявлено о Еступленш в период. развитого социализма ( в связи с чем бала принята новая Конституция СССР в 1377 г. и решение о разработке новой редакции Программы КПСС).
Урбанизация.улучшение бытовых,жилищных,материальных условий жизни населения,увеличение объема свободного гремени* и, как следстше,научно-технической революции - усложнение и обогащение системы средств массовой коммуникации и рост их влияния на различные стороны жизни и культурной деятельности личности - стали характерными чертами периода.
В качестве объекта исследования избрана деятельность городских учреждений культуры,общественных организаций и партийно-государственных структур Центрально-Черноземного региона (ЦЧР), в который входят Белгородская, Воронежская .Курская, Липецкая .Тамбовская области. Всего к городской местности здесь вместе с рабочими поселками относится 902 населенных пункта, среди них 8 больных, 4 средних и 37 малых городов. Городское население Черноземья увеличилось с 3864 тыс.чел. в 1976 г. до 4432 в 1985 г., при этом его доля е общем количестве населения региона выросла с 49$ до 56,1 Более 15 тыс.человек профессиональных работников культуры работали в 14 театрах, 6 филармонических коллективах,кинотеатрах, библиотеках,клубных
Народное хозяйство Р05СР в 1975 г. Стат.ежегодник. М.,1976г. - С.6-7; Народное хоз. РСФСР в 19Я4 г.М., 19ГЛ. - С.7-9; Данные ГНВцМин. культуры РСФСР и др.
и других учреждениях культуры.-^
Степень изученности проблемы. Данная проблеме требует научно-обоснованного комплексного подхода различных отраслей знаний: истории, социологии, научного управления .политологии, психологии,культурологии.экономики,философии и др. Однако, в течение многих десятилетий она рассматривалась односторонне через призму руководства КПСС, так как управление всей политической и .духовной сферой бкло монополизировано партией.
Последние годы характеризуются появлением диссертаций, содержащих сдержанный строгий научный анализ, без политичес-
о
ких пристрастий. Среди них работы Лаанемяэ А.Л.,Бочарова"'.I.? и др.
Большое значение для определения общих подходов автора к проблемам духовной жизни имели фундаментальные труды в области политики культурного строительства. Последние годы историко-политическая наука переливает период ломки прежних стереотипов в подходах к культуроеедческим проблемам. Ранее бытовавшая концепция была подвергнута серьезной и Еполне обоснованной критике:справедливо отмечалось,что рассмотрение культуры лишь в качестве определенных результатов человеческой деятельности ( культура - совокупность материальных и духовных ценностей- по К.Марксу) придает ей несвойственный статистический характер. Постепенно утверждалось представление,
Подсчитано по: Архив Мин.культуеы РС5СР ф.ПОТ. оп.т,д. л.ь,8-1б; Архив Госкино РСФСР. Дело № 07.05.15; Показатели деятельности культурно-просветительных учреждений за 197677 г. М.,1977. - СД-97; Показатели ... за 1980,1985 гг. М.,1986. - С.5-99; Данные ГЛЩ.
2
Лаанемяэ А.Л.Политике КПСС по формированию духовной культуры в 60-е -первой половине 80-х гг. (на примере Г^тонии). Автореф. дис„ ... доктора ист.наук. - М. ,199Г; Бочаров :.'-П. Общечеловеческие ценности личности: проблемы выбора тт формирования. Автореф. дис. ... канц.филос.наук. - М.,1992г. и др.
^ Ермаков' Н.Т. Исторический опыт культурной революции в СССР; методология истопта,историография. - М. ,1987; Ким М.П. Проблемы развития социалистической куль туш .Проблемы теории " истории реального социзлизма.-М. ,1985; КпзвпУн Л, Р.
'• Актуальные"про*лета региональных истоотко-партинныт исследовании процесса культурной революции.в СССР.-Свердловск, тоРЯ; тябксв Р.". Советская ясториогпя^ет .культурно-просветительной работы в СССР. - Красноярск,1921 г. и пр.
согласно которому в состав культуры входят тт результаты, и процесс производства культурных ценностей (Л.Коган.В.Межуев и др.).1
Среди работ,освещавших взаимодействие сферы культуры и потребителя наиболее значительное мосто занимает труд коллектива учошх Всесоюзного научно-исследовательского института искусств сзнвш'.^ "Челороя в мире художественной культуры", *' один из первых,шедших по пути комплексного исследования проблеем усвоения духовных ценностей человеком на основе обьеди-нагаш достижений различных наук и соединения с практическим! результатам: деятельности.
Также с позиций междисциплинарного подхода уже несколько лет изучают Еопросы взаимодействия жителей больших,средних и мялых городов с учреждениями культуры.зависимость культурных самостоятельных образований от Есей городской сферы, от процессов урбанизации в 1СГ" культуры России.^ Общий интерес к урбанистике в 70-80-е годы способствовал появлению большого числа работ,сказался на усилении внимания к социальным культу рншл, экологически.! аспектам миграционных процессов.^
Коган Л.И..Вишневский Д. Р,Очерки теоояи социалистической культуры.- СверцлоЕСк,1972; Коган JI.H. Цель и сшсл жизни человека. - М.,1984; H ежу ев В.М. Культура.Проблемы культу-, ш е филосс£ско-историчесной теории.-М. ,1977; Меху ев В.М. Национальная культуоэ и современная цивилизация П Оснобой-дение духа. - U.,l99l.
р
Человек в г.мро художественно* культуры. Приобщение к искусству: процесс и управление. - М.,1982.
о
' Культура города: ппоблемы качества городской среды.-М. ,1986; 1'улт.тура города: проблемы инноваций. - ГЛ., 1987; Культура города: проблемы развития. - М.,12С8; Актуальные направления совершенстворзния и перестройки управления в сфере культуры,- М.,1988; Культурная деятельность и культурная политика.-M.,1991,
4 Советский город: социальная структура. - ".Т.. 1988; Коган I.Ç. Проблемы урбанизации; город и культура.-:.'.,1981; Ялалов АЛ'. Адаптация сельских мигрантов к городскому образу жизни // Социологлгселед.-1982 - .'М- С. |.Т2т117;Урбанизация и развитие городов в СССР.-М.,1985; Капел па Я.С. .Сазонов В.В., Федотова JÎ.H.Учреждения культуры в небольшем городе и население. - H., 1985.
Тогда же многие философы,социологи,социальные психологи,культурологи нашей страны занялись исследованием проблем интересов духовных потребностей,.духовного общения.*
Именно в 70-е годы получила у нас статус самостоятельного раздела науки общая теория управления,когда ушцел свет целый ряд фундаментальных работ на эту тему,ставших ответом на острую потребность дня. Вопросы научного управления,организации и экономики культуры глубоко проанализированы в работах И.М.Болотникова, И.А.Столярова, И.Е.Дискина.2
Многие свободные от регламентируемых идеологических подходов выводы ученых - культурологов нашли отражение в современных проектах перестройки политики и практики в сфере куль-
о
турк.° Главное в них - множественность подходов к содержанию и методам воплощения,отход от единой точки зрения,поворот к людям как к естественным субъектам культурной политики, от бюрократического ведомственного управления культурой -. к самоуправлению, взеимосотрудничеству всех государственных учреждений и общественных формальных и неформальных структур, от политики-идоологического воздействия на человека - посетителя учреждения культуры - к его самодеятельному участию и свободному выбору вида и форм культурного творчества.
Однако, в этих работах явно ощущается недостаточная разработанность теоретических вопросов политики,которые в советской литературе отражены ярно недостаточно и односторонне. Несмотря на то,что термин "культурная политика" сейчас широко распространен,работы А.Фадина.Гениссаретского и др. только заложили у нас е стране начало научной разработке многих ис-
См,напшмер,Тарасов Г.С. Про6лр?лы духовной потребности.-"., 1979; Твраткевйч М.С. Человек.Среда.Потребность. - Минск, 1980; Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. - М. ,1988 и др.
р
Болотников И.М. Управление,организация и эклюгткн культурно-просветительных учреждений.-М., 1983; Столяров И.А. Управление культурой (Организационно-экономический механязм)-М.,1989; Дискин И.Е. Культура: стратегия социально-экономического развития. - М., 1990.
Концепция развития культуры и духовного обновления России. Проект. - М. ,1991 (НИИ культуры РСФСР и Академия наук СССР);
ходных представлений о культурнополитической деятельности: ее ролевой структуре,отличии культурной политики от сотщаль-ной,субъектах культурной политики и т.д.^
Отдельные научные труды содержат необходимый теоретический и практический мате^.лл туся: исследования те:.'.и по отдельным, а не всем в комплексе учреждениям культуры.^ Повышенное внимание в последнее время уделялось проблеме развития духовных потребностей средствами музеев-. Центров досуга .культурно-спортивных комплексов,традиционных клубных учреждений,общественных формирований.3 Б то же время проблемы взаимоотношения горожанина и филармоний,театроЕ, и особенно цирков.незаслуженно обойдены вниманием ученых: по-прежнему цирк рассматривается кок искусство второго сорта,которому присуща всего одна функция - развлекательная. Такое же отношение - и к музыкальной эстраде,влияние которой на молодежь чаще всего .обсуждается на страницах периодической печати, а не в научной литературе.
Серьезные затруднения в изучении политики формироЕания духовной культуры вызывает отсутствие разработки педагогами и психологами теории усвоения культурных ценностей взрослыми людьми, в том числе "взрослой" педагогики применительно к деятельности учреждений культуры.Почти не исследованы глубинные изменения е духовном мире людей,которые происходят под влиянием искусства и которые длятся порой годами, а'то и десятилетиями после встречи с художественными произведениями.
Комплексная программа эстетического воспитания населения: пути разработки и реализации. - М.,1987 и 1908; Поколов E.H., Тсмко Т.П. Основные направления культурной политики РПчСР I99D-2GI0 (Макет концепции) // Культурная деятельность и культурная иолптпка.., 1391. - С.7-20; и др. ..
^ Гениссаретский О.И. Гуманистический смысл культурной политики: культурная политика и экология культуры //"Новые огнен-типы культурной политики.-М.,1939. - С.12-22; ТамбОЕцева" Б.Л. Объекты и субъекты культурной политики// Оргакизацион-но-эконог.теские преобразования в оЪере культусы; проблемы и перспективы. - 1.Î..I9S0. - С.64-74:
о
Кино и зритель. - Ч. ,1978; Кино и городской зритель. - ГЛ., 1978; Библиотечное дело и библиография.- ¡Л.,1990; Хукова Р., Парк культуры и отдыха как специфическое культурно-просветительное учреждение. Автореф. ... канд.под.наук. -X, 1983 и ър.
^ Музееведение. Из истории охраны и использования культурного
Что касается Центрального Черноземья,то вопросы культурной политики я практики в городской местности в этом регионе на получал! освещения е исторической литературе , хотя чаотныл аспекту изучаемой нами темы были посЕящены отдельные щ&шещя. и кандидатские диссертации.*
Ыель_д_з_апачи исследования. Целью диссертации исследо-/ вдри* является изучение,анализ,выявление реальной картины, в fШ *Я'-<?ле проблем,трудностей,противоречий,опыта работы партийно-государственных структур,общественных организаций,городских учреждений культуры Центрального Черноземья по формированию духовных потребностей горожан, соответствия культур- ■ ной политики культурной ситуации е регионе в исторический период с 1976 по 1985 гг.
Исходя из объекта,целей,хронологических рамок,ставятся следующие задачи:
- раскрыть и показать проблемы сохранения п использования культурного- наследия как важнейшего элемента в полити-. ке формирования духовных ценностей горожан;
- обобщить и критически осмыслить опыт,трудности,формы
и методы работы общественных организаций и учреждений культуры по удовлетворению и развитию духовных потребностей различных категорий населения в контексте культурной политики;.
- определить место кадровой политики КПСС как основного средстЕа реализации своих идеологических целей в формировании духовных потребностей горожан и показать последствия узкопартийного подхода к вопросам культуры; •
наследия РСФСР. - М..1987; Милашевсквя Е.К.^Прянишников . М.Е. .Савченко М.Р., Клубы. - М.,1990; Культурно-спортивный комплекс: состояние,проблемы,возможности. -М. ,1986? Дбикение общественных инициатив: опыт,проблемы. - М. ,1989; .. Общественные самодеятельные движения: проблемы и перспективы. -М. ,1990. .
* Костюкова Л.С. Совершенствование оргатаагшонной структуры культурного обслуживания населения в ЦЧР // Центральное Черноземье: хозяйство и население. Воронеж. 1986-С.124-128; Раков В.В. Практическая реализация пэртийно-гсюудярст-вённой- политики е области охраны и использования памятников историки культурылгапторганизацютли Центрального Черноземья в - начале ТС-тС годое. Же. ... канд.ипт.нэук; ©рянцев М.М. Ленинский кемескол - помощник партии в формировании культуры сельской молодеяи: 1971-1980"гг. ( на ма-
- показать противоречия между реальными потребностями горожан и государственной политикой по укреплению материально-технической базы городских учреждений культуры,механизмом ее реализации, не отбрасывая при этом положительных тенденций и накопленного опыта.
Источникорут базу исследования составили документы 80 фондов центральных и местных государственных,ведомственных архивов, а также публикации в периодической центральной и местной печати,статистические сборники и обзоры,итоги социологических исследований,личные наблюдения,интервью и консультации специалистов и практических работников, выступления в печати политических деятелей,местных партийных руководителей и работников культуры. Значительная часть источников еводится в научный оборот впервые.
Трудности использования постановлений ЦК КПСС заключались в том,что они публиковались в печати в форме извлечений, не полностью,важный для истории блок постановлений " Для служебного пользования" не публиковался и не выдавался в архиве исследователям. Стат.данные и архивные документы часто страдали неточностью,требовали перепроверки и уточнения. В них повыпенное внимание оказывалось селу; они не всегда показывали реальную картину,подгонялись под заранее заданные и желаемые результаты.
Теоретической и методологической основой исследования послужили достижения отечественной и зарубежной философской наука,диалектический подход к проблемам познания,специфические методы историко-политического исследования, а также социологии,психологии, научного управления и других отраслей знаний.
Аетор избирает метод проблемой логики изложения,поиска ответа без заранее заданной установки,без колебаний в сторону приукрашивания или очернения,стремится идти по строго научному пути: с объективных,общечеловеческих, в но идеологических позиций оценивать деятельность КПСС,общественных и
териэлах паотийных.и комсомольских организаций Центрального Черноземья)"Автореф. ... дис.канд.ист.наук. - М.,1989 и др.
о
государственных структур по формировании духовных потребностей в дэннсм регионе и в данный период; отойти от ссылок на авторитеты в тех случаях,когда не хватает собственных доказательств, а логику, систему докузательств строит на результатах социологических исследований, анализе сцактов и статистики.
Нэтчная новизна диссертации состоит в комплексном исследовании историко-политкческого аспекта деятельности партийно-государственных структур,общественных организаций и городских учреждений культуры Центрально-Черноземного региона России по формированию духовных потребностей горожан в 1976 - 1985 гг. Работа представляет собой одно из первых диссертационных исследований по историко-политическим проблемам городской, а не сельской культуры Черноземья. В научный оборот вводятся ранее не используемые и подготовленные автором обширные статистические данные и архивные материалы.
В отличие от сеоих предшественников автор рассматривает не. только реализацию политики,но и явления духоеной жизни, общественно-культурные движения,непредусмотренные политиков центра,не совпадающие с ней или даже противоречащие. Лается анализ деятельности общественных организаций.учреждений независимо от ведомственной принадлежности как единой ступени регионального управления, с позиций горожан - потребителей культурных благ, а не разнородных центральных ведомств и государственных интересов.
Кроме того, анализ деятельности учреждений культуры ведется не с привычной точки зрения пвртийно-палитических задач, выдвинутых перед культурно-просветительными учреждениями, в с позиций потребностей горожан в отдыхе и специфических функций каждого учреждения культуры,что позволило сделать выеод о том,что многие из них уже в изучаемые период вступили в полосу кризиса и предкризисного состояния. Из-за чрезмерной политизации учреждения культуры фактически утратили свси специфические функции по производству .хранению,систематизации и распространению уникальных,только даннсму учреждению присущих образцов духовных ценностей, образными эмоциональными средствами и др. Делается еыеод о том,что глэеным элементом формирования духовных потребностей явля-
втся не классовые, а общечеловеческие ценности/- прея<т?6 го - культурно-историческое наследие,- все,без Изъятий И границ дозволенности, а существенной причиной .духовного кризиса сегодня является отрыв от культурно-исторического наследия, замена его в политике Еременно-классовкми ценн'сютями* Формирование духовных потребностей должно рассматриваться по ме-'нию автора не как процесс силового жесткого обучения,- а квК процесс по созданию условий для наиболее полного усвоений культурного наследия с акцентом на гуманистачесКив общеч'едо-» веческие ценности.
Вслед 38 известными исследователям в этой области ставится вопрос о необходимости создания в ЦЧО системы зфанения духовных исторических ценностей * библиотека - музей -архив"; перейти от узких рамок в понимании кульгурноно наследия в двух направлениях: музей и реставраторство, а еклотить в государственную политику по сохранению наследия деятельность всех учреждений культуры: клубы,кино,театры и др.
Практическая значтрлость исследования.Изложенный в диссертации материал,обобщения,выводы и рекомендации могут быть использованы в процессе формирования современной государственной культурной политики и местной практики городских органов управления Центрального Черноземья, -в том числе дня обоснования необходимости и возможности разработки региональной культурной политики Черноземья, а также каждого отдельного города и области,долгосрочной программы по сохранению культурного наследия; программ социальной реабилитации пенсионеров и др.
Результаты исследований могут быть использованы при разработке учебных пособий,спецкурсов и спецсеминаров по проблемам духовной жизни и культурной политики в курсе политической и отечественной истории, а также спешзрецметов в специальных учебных заведениях культуры.
Обощенннй статистический материал самостоятельно может представлять научный интерес в плвне дальнейшего глубокого изучения социальных.политических,экономических аспектов жизни горожан.
Апробация исследования- Основное содержание диссертации излагалось на заседании кафедры историй Отечества и вузовской научно-теоретической Конференций ярсфоосорско-преподп-Еательского состава Курского пединститута, в нкступлениях по Курскому областному радио» в йубликятщях автора и др.
СТРПСТУРА И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ. РАБОТЫ.
Диссертация состоя? из Вйбдбнйя,четырех разделов,заклб-чйтия.пршонежй ( 46 таййэд к график), сшюка использованная йвгбчйййбв я лвгераади,
обоснойанз актуальность тат,дбй яеторяот-рафйчёемй обзор латерагуру,определены цата и задачи исследования, его иеточнйковйя база,научная новизна и практическая значимость. .......
Псовый разлад "Проблема сохранения и использования культурного наследия в формировании духовных ценностей горожан" посвящен анализу содержания культурной политики и практики, где, по нашему утверждению,основной проблемой становилось сохранение и использование культурного наследия. Центральным положением, отределяпщм есэ направления политики ( в том числе кадровое и материальное обеспечение), средства и формы ее реализации было ставшее к 70-м годам привычным сведение культуры,ее духовных ценностей к идеологии, к выполнению задачи КПСС йо формированию классового коммунистического мировоззрения у всех советскихлюдей. По мнению партийных идеологов,классовые ценности вкличали й себя общечеловеческие (добро,честность,лйбовь и Др.), но'они имели подчиненный, зависимый характер,главными яе ос?авались классовые (коллективизм,труд,равенство,интернационализм и др.). Отсюда все учреждений культуры,даже парки,ДЛЯ которых должна быть характерна рекреационная функция, рассматривались как здеологи-ческие культурно-просветительные учреждения,призванные немо' гать партия в воспитании пролетарского интерна:уояаллзма, атеизма,коммунистичэсяой нравственности.
Чрезмерная политизация культуры,приоритет классовых ценностей в ходе исторического развития приводил к забвению некоторых общечеловеческих ценностей, в том числе культурного наследия как Черноземья,гак и_мировой цивилизации.
Забыты уникальные традиции в живописи,музыке,Еместе с гибелью тысячи сел забвению предавалась патриархальная регуляция поведения. Почти исчезла классика со сцен театров Черноземья; из программ филармоний - классическая музыка. Безвозвратно потеряны многие музейные экспонаты (произведения искусства,драгоценности в виде ювелирных украшений и .^гужия), древние книги как в музеях, так и в библиотеках.
Ценностные ориентации горожен,определяющие в конечном итоге их духовные потребности все более расходились с содержательными задачами политики государстЕа. Стремление горожан к утолению исторического "голода" вылилось в такие малоизученные проявления как активизация краеведческого движения, повышенный интерес к предметам музейного значения (вещам, картинам,книгам),что получило название "музейного взрыва", "книжного бума" к др. Значительно увеличилось число общественных музеев различной направленности,особенно военно-патриотических, комнат боевой и трудовой славы.
В работе делается вывод о тсм.что конечная цель деятельности культуры датака состоять не во временно-классовых ценностях, а общечеловеческих неприходящих,где классовые должны занять место,соответствующее периоду своего становления и развития. Следовало отойти от примитивного просветительства, чрезмерной политизации,пересмотреть правовые акты.регламен-тирувдие деятельность учреждений культуры и привести их в соответсгвие с жизнью. Музеи вместе с архивами и библиотеками следует рассматривать как учреждения специально созданные для сосредоточения и использования социальных носителей ретроспективной информации. Необходимо,чтобы в дальнейшем произошло рассекречивание многих фондов архивов с целью использования их,передачи части (вернее копий) в библиотеки, т.о. создание единой информационной системы города и области. Б этой связи представляется необходимым продолжение теоретической разработки проблемы и изучения ситуации в ЦЧ? с целью создания долгосрочной программы "Культурно-историческое наследие" не только на уровне страны. Каждый город должен иметь свою программу, сохранения и использования культурного наследия на перспективу в ближайшее время. Тем белее сейчас,когда наряду с возрождением дореволюционных ценностей в культуре идет волна вычеркивания всего, в тем числе,позитивного .связанного с
советским периодом.уничтожение книг,памятников и др.
Во вгоном пазяеле "Практика удовлетворения л развития .духовных потребностей различных категорий населения т- коитсяс-те культурной политики" исследуются формы и методы работы городских учреждений культуры, общественных организаций ,партий-но-государственных структур по формированию .духовных потребностей. Главная задача идеологической деятельности КПСС (формирование пролетарских классовых ценностей у всех ооветоких людей) могла быть реализована в культуре только командными методами,которые позволяли направлять "сверху вниз" от центра к переферии свои решения и основные установки для пассивного усвоения на местах.
Несмотря на дифференциацию духовных потребностей,повышение общеобразовательного уровня,перенасыщенность информацией и увеличение свободного времени городского населения,культурная политика также как и в 30-е года ориентировалась на потребности большинстве, на "массовость" и "просветительство", в основном трудящихся. За пределами внимания оставались социальные группы,нуждавшиеся в государственной поддержке развития .духовных потребностей: мигранты из села,которые составляли большинство городского насэления,пенсионерн,бездетная молодежь, женщины со взрослыми детьми,одинокие люди и др.
Быстро меняющаяся жизнь требовала и быстрой смены подходов к организации культурного отдыха. Надо признать,что практика городской культуры в рамках устаревших структур рождала перспевтивныэ формы работы,оонованные на демократических инициативах: это культурно-спортивные компле'ксы,любительские клубы и объединения (клубы ветеранов,краеведов и др.), такие явления чисто городской культуры,как авторское самодеятельное творгчество,вокально-инструментальные ансамбли (ВИА), рок-группы и др. Несмотря на серьезные недостатки,практика организации эстетического воспитания молодежи по сравнению с более ранним периодом обогатилась как появление новых форм работы, так и увеличением охвата школьников музыкально-художественным обучением (особенно ценен этот опыт сегодня,когда по причине материальной недоступности многие родители вынуждены прекратить эстетическое обучение своих детей).
Однако, основные массовые, обуч«юоде,везидетельные форму и методы реализации культурной политик?,оеяорадяой на команд*-ных методах и политических установок 30»х Р019Е,явн0 устаре«-ли и вступили в противоречие с духовными дотрэбностящ горожан. Для ПБртийно-госудерствзнкых структур бияо сеойсте^йно ". 'роков применение администрирования в отношении йсвдя ,
.¡лй духовной жизни. Формализм,нарушение цриводпа добровольности при посещении учреждений культуры и £ работе профсоюзных, творческих и других общественных оргэякзаций^цодчиненяя их политическим целям КПСС вызывали недовольство граждан.
Городские учреждения культуры Черноземья вступили в иа-лосу застоя и предкризисного, а некоторые - кризисного состоя*-щя,который в полную силу заявил о себе в середине 80-х годов и продошкаегся до настоящего времени. Показателями этого стали: высокая интенсивность деятельности (нарапиванне количества меропрдатий^спектаклей), снижение количества посетителей, падение интереса к государственная учреждениям культуры на фоне повышенного интереса к тем видам искусства,которые должны пропагандироваться в этих учреждениях: книжный и музейный "бум" - вйе стен ¡музеев и библиотек; неформальное движение любительских кдубов - вне стен клуба; ЕИА, рок-группы,КСП, авторское творчество - вне стен филармония .театра. Это вело к более четкому проявлению "двух культур": официальной,государственной и домашней. ^ '
Необходимость улучшения качества рэботы учреждений,культуры .приведение ее в соответствие с потребостяш различных, в том числе "опережающих групп" населения, осознавались, местными и центральными органами управления с 60-е годы. Однако, применяемые меры (постановления,критика отдельных недостатков, совещания,бюро и др.) не затрагивали принципиальных проблем, были малоэффективны. Нужна биле перестройка всей политики культурной цеятальности,привлечение к ее совершенствованию самих людей,рассмотрение их не как объекта, а как творчески способного субъекта разработки политики. Общественные культурные формирования,клубные учреждения должны были отойти от государственных,командных,приказных форм работы,прийти к самоуправлению, к созданию условий для отдыха,неформального общения с учетш интересов различных категорий населения.
Театры .филармонии - от традиционных форм выступления - к разнообразию и современным нояш формам театрально-зрелищных постановок с учетом разнообразных потребностей людей.
■ Тпетч*! ппзттрл "Кадровая политика 1ГПСС п области культу- ■ ры н оо последствия" покззипаэт значение важнейшего средства реализагап политика-- кадровой слукбь!, вторая в наибольшей степени сохранила консервативные тр£.т>ищ:и ЭО-х годов. Идооло-гический подход,приоритет классового мировоззрения над коше-тентностью, психологических методов работы над правовыми,экономически.«!, организационно-научными устарели. ЛишаЕшие само-_ стоятельности инструкции вели" к неспособности обеспечения деятельности с^еры культуры в соответствии с потребностями горожан;
Хотя за 10 лет 2 вуза и 19 училищ Екпустили достаточное количество кадров,чтобы заменить Есех работников культуры региона, остро стоял вопрос о нехватке специалистов',продолжались текучесть и отток в другие отрасли народного хозяйства, наблюдалась неготовность многих работников к новым социокультурным условиям. Кадры ориентировали но на потребности горожан, а в первую очередь на идеологические задачи КПСС, ведомственные интересы,личные Екусы руководителей и количественные показатели.
Приоритет в обществе материальных над духовными ценностями поднял авторитет материально-распределительной сферы и привел к нодооценке работников- духовной. Провозгласив кадры своиш идеологическими помощниками,КПСС на деле рассматривала их как дополнительное звено к подтему материального производства, не дооцениЕзла их труд,духовные понности или производимые. Заработная плата в культуре была самая низкая по сравнению со всеми остальными отмелями и составляла даже -после повышения в X и XI пятилетках всего 62,от среднемесячной зарплаты в народном хозяйстве.* Работникам культуры, зэ редкими исключением,квартиры не выделялись,большинство из них пронивало на частных квартирах, в обцентггиях или в
т-
■ Генцлер Г.К. Стимулицующая рель оплаты трупа в социально-экономических отраслях. - М.,1988. - С.31-32.
стесненных жилищных условиях. Б составе партийных организаций коммунистов - работников культуры в городах Черноземья было 0,5 - 1$, т.е. в 5-15 раз меньше,чем,например,коммунистов -• работа;.ков торговли и общественного питания и этот разрыв с годами увеличивалсят.к. ЦК КПСС рекомендовало ограничи-• -ть прием в партию работников культуры.
?оль общественных организаций (профсоюзной,партийной, комсомольской, творческих союзов) сводилась к послушному инструменту руководителя. Существовавшие инструкции,регламентирующие обяг ;нности руководителя,устарели и не позволяли четко определить круг обязанностей, они противоречили и неродко отменяли друг друга,дополнялись советами,рекомендациями ПК, СК, ГК КПСС,которые имели силу закона без каких-либо на то законных оснований.
Подбор кадров на основе субъективных впечатлений соответствия должности л принципам кадровой политики КПСС должен был уступить место научно-обоснованной кадровой политике на широкой демократической основе, учитывавшей прежде всего компегент-ность.-четяое распределение обяз;анностей.
Реорганизация требовала система повышения квалификации и подготовки кедров особенно культпросветучилища(которые готовили кадры только длч села и вооружали выпускников устаревшими формам работы). Остро стоял вопрос дальнейшего совершенствования подготовки и подбора руководящих кадров культуры не только в сторону расширения профессиональных знаний, но л умений управленца, менеджера,экономиста,психолога. В стране не существовало системы подготовки специалистов с высшим образованием музейных работников и работников киносети и кинопроката. Яязнь требовала объединения усилий отрасли культуры и народного образования для подготовки кадров эстетического воспитания детей. Эстетические дисциплины должны вводиться в систему подготовки учителей для общеобразовательных школ (педвузы), а е вузах Министерства культуры - дисциплины психолого-педагогического
1 ПАТО. ф.1045, от.43. д.70. л. 1-3: оп.18, ц.Ш,л.5-8: ИАКО ФЛ, си.РЗ, ц.40, л.¿-7; ПАЙ0 ф.З-1| оп.31, д.239,
цикла. Возможен и третий путь - создание системы совместной подготовки катеров для формирования духовник потребностей детей,что 'сегодня уяе воплощается в жизнь в некоторых вузах страны.
Четвертой радиол "Млтериалъно-те\:пческоо обеспечение городских учреждений культуры и реалмгоэ потребности горожан'1 включает рассмотрение реализации. важнейшего направления культурной политики КПСС - укрепление материально-технической базы культуры. Автор стремится показать противоречия между реальными потребностями горожан и государственной политикой,механизмом ее реализации, но отбрасывая при этом положительных тенденций и накопленного опыта. Думается и сейчас нельзя начисто отметить опыт КПСС в решении проблем развития культуры. Б 70-е годы культурная практика ярко демонстрировала тенденцию к преодоления ведомственной разобщенности и централизации, к региональной самостоятельности. Зто проя-еилось б разработке планов экономического и социального развития городов,объединении материальных ресурсов предприятий на долевых началах по оборудованию парков культуры и отдыха, агитплощадок по месту жительства, в попытках создания межведомственных советов по культуре,централизованных библиотечных систем,культурно-спортивных комплексов и .др. Несмотря в целом на•экстенсивный характер политики,создавались и принципиально новые учреждения культуры: выставочные залы,центры досуга,детские школн искусств,комнаты и клубы школьников по месту жительства. По сравнению с предыдущим периодом резко расширилась база школ эстетического воспитания детей,особенно это заметно по Белгородской области,где число музыкальных школ увеличилось в 2 раза?
Советское государство брало на себя значительную чзсть финансовых расходов по содержанию,ремонту,строительству, снабжению оборудованием учреждений культуры,потребитель возмещал их частично или получал бесплатно. В то :<п время отрасль культуры продолжала оставаться одной из менее обеспеченных в материально-финансовом отношении.
Данные"П-ШЦ Ж Р05СР.
Государственные вклады на капстроительство по остаточному принципу всего культурного комплексе ЦЧР из года в год сокращались. Провозглашенная в Программе КПСС и Конституции СССР эьдэча мощного подъема материальной базы культуры с целью создания равных возможностей в получении культурных •■ аг в ЦЧР во многом осталась невыполненной. Более ощутимы последствия этого оказались для жителей окраин крупных го-, родов,городов - новостроек,малых городов и рабочих поселков. Строительство новых учреждений культуры не поспевало за темпами ; оста городского населения. Многие библиотеки, музеи,клубы оставались в старых неприспособленных зданиях, требующих капитального ремонта, о парки превратились в заброшенные лесотосадки. Не увеличивалось число театрально-зрелищных учреждений. В регионе не било ни одного театра музыкальной комедии. Как и во всей стране не развивались другие типы профессиональных театров. Материальная база всех учреждений,особенно библиотек, на десятилетия отставала от мирового уровня,оставалась крайне слабой.примитивной, бедной.
Чузеи по бедности оснащения и единообразию типов находились на уровне 1954 г.*
3 то время как в развитых странах учреждения культуры оборудованы новейшими достижениями техники, е тем числе компьютерами, аудиовидеоапП8ратурой,мндгие городские Дома культуры ЦЧР не имели даже проигрывателей и магнитчиков.
'■ КПСС
ислед за ХХУП съездш так же, как авторы многих публикаций и практические работники - диссертант в начале иссле-г^вания глввную причину проблем культуры видел как в недостатке выделяемых централизованным способом денежных средств, так и в невнимании местных руководителей к развитию духовной сферы. Однако,глубокий анализ темы показал,что эти трудности лежали не поверхности, а основная проблема - отсутствие стабильной политики в области культуры, не способность функционирования всего чрезвычайно централизованного народного хозяйства стрэны,основанного на низкопроизводи-
Архив Мин. культуры РСФСР, ф.501, ш.1, д.8382, л.35.
тельном труде а главными методами которого были волевые.внеэкономические.
Политика материольтюго обеспечения городской культуры изначально отставала от реальных потребностей горожан, "крепление материальной базн, понимание не крк качественное развитие, а как простое количественное роегх^ение сети - не могло ужо удовлетворить возросшие потребно :,?и жителей региона. Научно-техническая реполшия, информационный взрыв,появление принципиально новых средств распространения культуры требовали нового подхода к политике,гибкого,чутко реагирующего на изменения механизма снабжения и финансирования учреждений культуры. Существовавший механизм не только не способствовал укреплению материально-технической базы, он стал тормозом, позволял коллективам парков .театров и кинотеатров выполнять планоЕые задания бесхозяйственности,нередко толкал на искажение отчетности и нарушение огромного числа устаревших инст-рукций.пфактически не зависел от творческих целей. Требовалась перестройка всей системы управления народным хозяйством, введение нормального законодательства и четкого механизма реализации законов в сочетании с экономическими рыночными связями. И самсо главное, на нал взгляд, в новых условиях
- передача реальной власти региональным органам,самостоятельность учреждений культуры. Реальная власть должна обеспечиваться как правовыми гарантиями, так и "казной", счетом на сТинансирование по статье "культурное обслуживание населения".
В заключении диссертации подведены итоги исследования, сформулированы вые оды, сделаны практический рекомендации.
Основные положения работы нашли отражение в публикациях:
1.06 индивидуальной работе в борьбе с пьянстеом и алкоголизмом по месту жительства ( в соавторстве). -КУрск,1963.
- 62 с.
2.Ленинизм и современное общественное развитие. - Воронеж, 1989. - TI4 с. ( в соавторстве).
3.Нравственные аспекты в структуре сознательно.": дисциплины // Тезисы докладов нвучно-практпче .-ой конференции. Формирование сознательной дисциплины у учащейся молодежи в условиях перестройки системы народного образования. - Bodo-
неж, ТТ80. - С..22-23.
4.Проблемы культуры. Из прошлого в будущее //-Политически? диалог. Журнал Курского обкома КПСС. - 1990. - Л 23.
- С.24- 27.'
5.Городские клубные учреждения Центрального Черноземья контексте культурной политики. 1976 - 1985 Гг. Деп. в
КНИЭН РАБ. 6.06.92., № 46594. - 17 с.
е.Практике организации эстетического воспитания детей Центрэльног Черноземья в 1976-1985 гг. Деп. в ПШОН РАН. 5.^.92.,}» 46595. - 19 с.
7.Политика я практика сохранения и использования культурного наследия в 70-80-е годы ( На материалах Центральночерноземного региона России). Деп. в ГОП10П РАН. 22.07.92., й 46835. - 38 с.
8.Политика формирования духовней культуры городского населения е 70-80-е годы. К историографии проблемы // Тезисы научно-методической конференции. Брянск., 1992. - Т.1.
- С.62-64.