автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Политика КПСС в религиозном вопросе

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Трухачев, Александр Юрьевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
Автореферат по философии на тему 'Политика КПСС в религиозном вопросе'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Политика КПСС в религиозном вопросе"

АКАДЕМИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК ЦК КПСС

Специализированный совет Д—151.04.04 при Академии общественных наук ЦК КПСС

На правах рукописи ТРУХАЧЕВ Александр Юрьевич

УДК 210

ПОЛИТИКА КПСС В РЕЛИГИОЗНОМ ВОПРОСЕ

(Опыт философско-политологического исследования)

Специальность 09.00.06 — научный атеизм, религия (история и современность)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва — 1991

Работа выполнена в Институте религиоведения и атеизма Академии общественных наук ЦК КПСС.

Научный руководитель — доктор философских наук

МИТРОХИН Л. Н.

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор —

ИПАТОВ А. Н.

кандидат исторических наук —

АЛЕКСЕЕВ В. А.

Ведущая организация — Институт марксизма-ленинизма п ЦК КПСС. Отдел истории КПСС.

Защита состоится /Н июня 1991 г. в час. на заседай] специализированного совета Д—151.04.04 в Академии обществ» ных наук ЦК КПСС по адресу: 117606, Москва, пр. Вернадско1 84.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке АОН ЦК КПСС.

Автореферат разослан мая 1991 года.

Ученый секретарь р\ / ?

специализированного совета ^^ д д БАШИР

СБ;1йЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЬОТи

Актуальность темы исследования обусловлена задачами совер-энствования общественных отношений в обновляющемся советам обществе. Решение этих задач в период демократизации :ех сфер деятельности партии и государства требует объеди-зния сил интеллигенции, рабочих и крестьян независимо от их гношения к религии. Возникновение и регистрация различных зртий.в том числе религиозно-политической ориентации, измене-<е самого статуса религии, церкЕИ и верующих в обществе* издают качественно новую ситуацию, требующую научно обосно-жной стратегии и тактики в религиозном вопросе.

Годы перестройки показали, что верующие без какого-либо церба для своих убеждений могут активно участвовась в со-тльном обновлении, что единстве людей в советском обществе )жет основываться на фундаментальных интересах и ценностях гзотносительно к их вероисповеданию. Сейчас происходит про-!сс быстрого изменения отношения к религии и щэркви, который i всегда споровождается теоретическим осмыслением взаг«модей--• •вия партии и религиозных организаций. Нередко преобладают шерхностные оценки и предлагаются необдуманные решения это! южной проблемы: от поисков в религии путей выхода из духод-1ГО кризиса до идей "войны до победного конца", от призывов духовноиу единству до отрицания возможности диалога и пре-:нзий на обладание абсолютной истиной.

Значительное влияние на появление противоречивых опенок :азывает практика идеологической работы ; артии, перестройка |Торой нуждается в преодолении утвердившихся догм, устарев-¡х схем. "...мы стремимся к тому, чтобы верующие не просто 1ели все возможности участвовать в жизни общества, но и сага активным образем включились в его обновление, - отмечает С.Горбачев. - И тут многое зависит от преодоления складывап-

См.: Закон СССР о свободе совести и религиозных организациях // Правда. - 1990. - 2 окт.

щихся десятилетиями стереотипов... В условиях социалистического плюрализма партия придает этой работе большое значение"; Исследование длительного и сложного пути партии от сотрудничества с религиозными организациями и верующими до конфронтации и затем снова к сотрудничеству, путей и проблем нормализации отношений партии и государства с одной стороны, религиозных объединений - с другой, необходимо для анализа той ситуации, в которой страна оказалась в результате долгой и мучительной борьбы за "общество господствующего научно-материа-лисгического мировоззрения" и для выработки позиции партии в религиозном вопросе в новых условиях.

Современные кризисные проявления в развитии культуры, в межнациональных отношениях, падение авторитета партии во многом явились результатом попыток подменить идейную борьбу методами командно-административного диктата в духовной жизни общества. Изучение современного противостояния материалистического и идеалистического мировоззрения.атеизма и религии показывает, что '.овер/ностные политизированные оценки роли и места религии в духовной жизни советского общества обнаружил1 свою несостоятельность. "Пришло время ответственно взглянут и на реальное положение религии в нашем обществе, и на представление об этом положении, которое возобладало в официальнс идеологии"^.

Состояние научной разработки проблемы

Проблемы научного осмысления политики партии в религиозное вопросе привлекали внимание исследователей с первых лет Сове! ской власти. Над ними работали В.Д.Бонч-Бруевич, П.А.Красиков Ф.М.Путинцев, И.И. Скворцов-Степанов, Е.М.Ярославский^ и др.

1. Горбачев М.С. Интеллигенция перед лицом новых проблем социализма. - М., 1988. - С. 68-69.

2. Митрохин Л.Н. Философия и религия // Вопросы философии. -1989. - № 9. - С. 21.

3. Бонч-Бруевич В.Д. Роль духовенства в первые дни Октября.-М.-Л., 1930: Красиков П.А. На церковном фронте. - М.,1923; Путинцев Ф.Й. Современное сектанство//Антирелигиозник.-1926. - 6; Он же. О свободе совести. - М.:ГАИЗ,1939;

.(продолжение сноски см. с 3)

днако в дальнейшем научный атеизм, как и общественные науки

целом, значительно пострадал "от культа личности,бюрократи-еских методов руководства, догматизма и некомпетентности""^, олько после XX съезда КПСС возобновился глубокий серьезный нализ причин существования религиозности. Поворот к кон-ретно-соииологическим исследованиям, накопление эмпирическо-о материала послужили базой для появления в 60-х годах цело-

0 ряда работ, в которых критиковался упрощенный взгляд на оль и место религии церкви в советском обществе. Среди них зжно выделить исследования Ю.А.Левады, Л.Н.Митрохина. В.Д.Ти-эфеева, Д.М.Угриновича, И.П.Цамеряна^.

В последнее время эта проблема стала привлекать к себе са-эе пристальное внимание ученых различных специальностей: <лософов, социологов, социальных психологов, историков и ре-1гиоведов в связи с переосмыслением роли и места религии и *ркви в социалистическом обществе, активными процессами де-жратизаиии, происходящими в стране, новыми проблемами, встаз-1ми перед партией в процесс? нормализации отношений с рели-юзными организаииями. Не последнюю роль в повышении интере-

1 к этим вопросам играют конфликты на наиионально-религиоз->й почве, возникающие в различных регионах страны и объектная потребность в их предупреждении и разрешении без при-(нения силовых, административных мер.

Изучению социальных корней религии, проьессов секуляриза-1И, места и роли религиозных организаций в обновляющемся об-стве, поиску путей к диалогу и сотрудничества верующих и

продолжение сноски)

Скворцов-Степанов Й.И. Мысли о религии.-М.-Л.,1925; Он же. Основные течения в антирелигиозной пропаганде. - М.:Безбож-ник, 1925; Ярославсквй 04.Религия и РКП. - м.,1926; Он же. Октябрьская революция, религия и церковь. - М., 1932. Материалы XIX Всесоюзной конференции КПСС. Стенографический отчет. - T.I. - Ы.: Политиздат, 1988. - С.37. Левада D.A. Социальная природа религии. - М.,1965; Митрохин J1.Н. Баптизм. - М., 1966; Тимофеев В.Д. Социальные принципы коммунизма и религии. - М., 1969; Угринович Д.М. Философские проблемы критики религии. - М,, 1965; Цамерян И.П. Коммунизм и религия - М., 1966.

неверующих в новых условиях посвящены работы Баширова Л.А., Гараджи В.И., Зуева Ю.П., Кичановой И.М., Красникова Н.П., Лебедева A.A., Цветкова В.А.*

Философский анализ места и роли религии и атеизма в советском бществе, научных основ политики партии в отношении религии, церкви и верующих дан в работах А.Н.Ипатова, Ю.А.Кимеле-ва, С.А.Кучинского, А.И.Клибанова, Л.Н.Митрохина, А.Ф.Окуловг Ю.Б.Пищика, И.П.Поляковой, И.М.Скибиикого, В.Д.Тимофеева, Д.М.Угриновича, Д.В.Фурмана^.

1. Баширов Л.А. Ислам в наши дни// Слово лектора. - 1989. -№ I; Гараджа В.И. На уровень требований жизни //Наука и религия . - 1988. - * I; Он же. Переосмысление // На пути к свободе совести /Сост. и общ.ред. Фурмана Д.Б.и огарка (Смирнова). - М,: Прогресс, 1989; Зуев Ю.П, Религиозные объединения и верующие в условиях демократизации советского общества // Философские науки. - 1988. - № 4; Он же. Русская православная церковь в условиях современного разВи тия общества. Идейная борьба вокруг 1000-летия крещения Руси. - М.: АОН при ЦК КПСС, 1988; Кичанова И.М. Упрочение духовно-нравственной основы единства трудящихся и верующих Г/ Верующий в условиях перестройки. (Динамика духовно-нрав

ственной ориентации). - М.: АОН при ЦК КПСС, 1989; Красников Н.П.' Русское православие: история и современность. -М.: Московский рабочий, IS88. Он •ке: Русское православие: государство и культура. - «¡.: Знание, i ¿е^едо-в A.A., Цветков В.А. Главный фактор: социально-экономические изменения как фактор преодоления религиозных стереотипов. - М. Политиздат, 1967.

2. Ипатов А.Н. Православие и русская культура. - ivl.: Сов.Рос сия, 1985; Кимелев С.А., Полякова И.П. Наука и религия: ис торико-культурный очерк. - М., 1966; Кучинский С.А. Об общекультурном и нравственном содержании диалога // Религия и атеизм в истории культуры: материалы теоретической кон-

^еренции. - Л., 1989; Клиоанов А.Н., Митрохин Л.Н. Крещени уси: история и современность. - М.: Знание, 1988; Митрохин Л.Н. Мистицизм как историко-культурный феномен // Вопросы научного атеизма. Вып. 38. Редкол.: Гараджа В.И. (отв.ред.) и др. - М.: Мысль, 1989; Он же: Религия и перестройка // Журналист. - 1989. - № 4; Он же: Марксисты и христиане. К проблеме диалога // Коммунист. - 1989. - №7; Он же. Религия и мы // Квинтэссенция. Философский альманах (Сост. В.И. Мудрогей, В.И.Усанов). - М.: Политиздат, 1990; Он же: Социалистическая действительность и религия// Наука и религия. - 1987. - № II; Окулов А.Ф. Ленинское ате1 стическое наследие и современность. - М.: Политиздат,1986; Пищик Ю.Б. Атеистическое наследие К.Маркса и Ф.Энгельса// (продолжение см. на с. б)

Переосмысление исторического опыта и уроков политики парии и государства в религиозном вопросе сгдержится в трудах .А.Алексеева, М.Е.Добрускина, С.М.Дударенка, А.А.Круглова, .И.Одинцова'''. Различным аспектам исследуемой проблемы посвя-ены коллективные монографии и работы , некоторые диссерта-

(продолжение сноски)

Маркс К., Энгельс Ф. О религии и иеркви. - М., 198б;Скибип-кий И.М. ¿Мировоззрение, естествознание, религиоведение.-М.: .'4юль, 1685; Тимофеев В.Д. Ленинские принципы политики в отношении религии, церкви и верующих. - И., 1987; Фурман Д.Е. Религия, атеизм и перестройка // На пути к свободе совести___М.: Прогресс, 1989; Он же: "Общество массового атеизма" глазами сгциолога // Наука и религия. - 1990.» ,,

. Алексеев В.А. От какого опыта мы сегодня оказываемся//По-литич. самообразование. - 1989. -19; Он же: Был ли патриарх Тихон "вождем церковной контрреволюции?...// Диалог.-1990. - * 10; Добрускин М.Е. Религия и атеизм в европейских социалистических старанах. - «И.: Наука, 1986; Дударе-нок С.М. Атезим в социалистическом обществе. - Владивосток: Изц-во Дальневост.гос.ун-та, 1988: Круглов A.A. Развитие атеизма в Белоруссии (I9I7-I987). - Минск¡Беларусь, 1989; Одинцов М.И. йще одна попытка /К истории союзного законодательства о культах /История государственно-церковных отношений в СССР // Наука и религия. - 1990. -№ 5; Он "ке: Путь длиною в семь десятилетий: от конфронтации к сотрудничеству /Государственно-церковные отношения в истории советского общества// На пути к свободе совести... - М.: Прогресс, 1989.

. Атеистическое воспитание: содержание, формы и методы/Реп, кол.: Они-денко Ф.Г. (отв.ред.).- Киев, I9bü: Атеизм в СССР: становление и развитие /Акад.общ.наук при ЦК КПСС. Ин-т науч.атеизма: редкол. А.Ф.Окулов (отв.реп.) и пр. - М.: Мысль, 1986; Атеизм и духовная культура (под общ.ред. В.А. Зоца. - Киев: Вица школа, 1985; Верующий в условиях перестройки /Диалектика духовно-нравственных ориентации /Рук.авт.кол. - д.ф.н. И.м.Кичанова. - М.: Акадеыия общественных наук при ЦК КПСС. ИНА, 1989; История и теория научного атеизма. - м.: Мысль, 1987; Ислам и социализм. - М.: АОН при ЦК КПСС, 1989; (ДСП); Научный атеизм: учебное пособие для системы полит.учебы /Под ред.М.А.Мчецлова. - М.: Политиздат, 1988; Протестантские организации в СССР (социальный облик: идеология, политическая направленность, проповедническая деятельность). - М.: АОН при ЦК КПСС; Русское православие: вехи истории /ред.кол.А.ИТклибанов (научн.ред.). - М.: Политиздат, 1989; Современная религиозность: состояние, тенденции, пути преодоления /A.C. Онищенко, Н.Т.Литвиненко и др. - Киев: Политиздат Украины,

шонные исследования^. Возрос интерес к изучению отношения КПСС и Советского государства к проблемам религии и атеизма за рубежом. Во многих работах усилилось стремление к научному осмыслению происходящих в нашей стране процессов^.

Следует отметить, что не все указанные работы имеют одинаковую теоретическую и практическую значимость. В некоторых из них еще встречаются недостаточно точные оценки процессов секуляризации советского общества , религия рассматрив«

ется исключительно как "пережиток прошлого", ее воспроизводство не связывается с современными социальными деформациями v противоречиями, она не выводится из внутренних проблем, присущих нашему обществу. Тем не менее, указанныэ работы содержат богатый эмпирический материал, многие положения и выводы исследований представляют значительный интерес для тех, кто занимается данной проблемой.

В то же время ощутцается острый недостаток работ, анализирующих глубинные причины отхода политики партии в религиозном вопросе от научных принципов; в некоторых трудах преувеличивается роль субъективного фактора в искажении марксистско-ленинского понимания сущности религии (культ личности И.В.Ста лина, особенно характера Н.С.Хрущева^ и т.д.), отсутствуют исследования, серьезно ставящие проблему научного обоснования

1. См., например: диссертации на соискание ученой степени кан филос.наук, защищенные в АОН при ЦК КПСС; в 1990 г.: Белоус Н.Ф. Диалектика социально-культурного развития и процес са секуляризации сельского населения; Патер А. Процесс нор мализаиии отношений и проблема диалога церкви и государства в ПНР; Юрасов A.B. Религия в духовной жизни общества.

2. С/«,: ßjctlüY I i . At Iw C7ri(*>n cf fvJe .-»tKt'.S»».

Hj bi^iVAfy - Кt<L*> LDÎCISIV.' ^Vàlir >>ге>Л "

148 i ; Grcth £>. Soi ,e t i'u beo AUitiim ■Ge^d'h • Frankfurt 3t.». . I?V(> ; Ii fC'^f" VCiLL)àm ы -i'.-.-. .

uieolc-Ov inJ Albs ,:.rr. tk« SU / ¿er L*.-, \c-k_

\<j$1 ■ Kd<3 r 1 ai ^ er, Knihiiï Öiii^'jjiin k-'i V I . f * t. * ■ <-

athHb". à-:- -î ic.ft <<•,«.„*{ . '1С6Г • 17.<V - beiv к ЮГ

3. См., например: Ачильдиев И. ИдолJ/ Юность. - I9B9. - №10; Аджубей А. Те десять лет. - М.: Прогресс. 1989; Калинин В. Сталин и религия // Вечерняя Москва.-198У - 18 апреля; Фурман Д.Е. Религия, атеизм и перестройка Н На пути к свободе совести. . .. - U.: Прогресс, 1989. - С. 12-13.

ятельности партии в отношении религии и церкви в обновляются социализме в условиях многопартийной системы, нового атуса религиозных организаций.

В период демократизации общества, ликвидации "белых пятен" истории, публикации ранее неизвестных архивных документов зникла необходимость по-новому осмыслить роль партии в сфере лигиозных отношений, ее политики в религиозном вопросе, казавшись от привычных понятий и штампов. &ходя из этого, гор провел данное исследование.

Цель диссертационного исследования - осуществить философ-э-политологический анализ опыта и уроков деятельности пар-\ в отношении религии и церкви в советском обществе, выя-гь причины отступления от ее программных установок, проана-зировать связь административного подавления религии с общи-пропессами разрушения демократических основ советского об-:тва, дать характеристику новому политическому мышлению в юшении религии, церкви и верующих и на основе -^того вкра-гать рекомендации партийным и общественным организациям, травленные на развитие сотрудничества верующих и неверующих ],еле обновления социализма. В диссертации ставятся задачи:

- проанализировать научные основы политики партии в отно-ши религии и церкви, исследовать механизм формирования по-'ики партии в религиозном вопросе в советском обществе;

- выявить сутцност! и причины дпгматизации марксистского ате-1а;

- раскрыть содержание понятий "политизация отношений партии >елигии и церкви", "новое политическое мышление в религиоз-

I вопросе";

- показать взаимосвязь искажений ленинских принципов в ре-•иозном вопросе с общими процессами отхода руководства КПСС 'осударства от научного анализа общественных явлений при фаботке политики.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней:

- сделана попытка переоценки политики партии в религиозном [росе в послеоктябрьский период, доказывается, что догмати-

зация отдельных высказываний К.Маркса и В.И.Ленина фактичесв явилась отказом от творческого подходе к проблемам религии и атеизма;

- показывается, что в идеологической деятельности партии произошло смешение понятий "религия", "церковь" и "религиозная организация". Это привело к ненаучному рассмотрению рел» гии как " классового врага" и "враждебной социализму идеоло гии";

- обосновывается положение о том, что причиной ошибок пар тии была установка на подчинение всех сфер жизни общества политике,в результате чего стратегические задачи приносились в жертву политической конъюнктуре, что привело в конечном счете к потере чувства реальности и взимоподмене стратегии и такитки;

- дана характеристика нового политического мышления в религиозном вопросе, рассматриваются проблемы построения отношений партии и религиозных организаций в новых социальных ус ловиях.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, заложившие фундамент для анализа социальных процессов. Важное теоретиче ское значение для разработки темы имели труды советских и за рубежных исследователей, касающиеся проблем духовной жизни о щества, истории религии и атеизма, взаимодействия партии и р лигиозных организаций.

При решении поставленных задач были изучены документы КПС и Советского государства разных лет, труды советских и зарубежных ученых, связанные с исследуемой проблемой, работы рук водителей партии и государства. Особое внимание при подготов диссертации было уделено осмыслению научных публикаций и пол ческих выступлений 20-х - 30-х годов, содержание которых ранее замалчивалось или интерпретировалось неточно. В диссер тации также используются данные некоторых социологических исследований, проведенных в различных регионах страны.

Теоретическая и практическая значимость. Основные положе-я диссертации могут быть использованы в практике партийных общественных организаций при выработке решений в отношении

взаимодействия с религиозными организациями, а также с парями религиозной ориентации. Фактический материал и содержа-еся в диссертации выводы представляют интерес для пропаган-стской и лекционной работы. Широкое распространение в общевенном сознании информации о действительном содержании ленин-их принципов отношения к религии церкви и верующим, о том, о их деформация в годы культа личности отнюдь не вытекает из эния К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, может послужить зой для восстановления доверия к идее социализма среди широ->с слоев верующих и неверующих.

Правильное определение позиций КПСС в религиозном вопросе зет немаловажное значение в политической борьбе партии за асть в условиях многопартийности. Методологические подходы, гакже высказанные в диссертации гипотезы и предположения мог послужить базой для дальнейших исследований истории временного состояния политики КПСС в отношении религии и рквн.

Апробация работы.Основные положения и выводыдассертации ш использованы автором в выступлениях на республиканской гчно-практической конференции "Атеистическое воспитание в ювиях перестройки" в г.Калининграде в мае 1989 г., на зонном семинаре лекторов-атеистов на тему "Религия и атеизм 1уховной жизни общества" в г.Владивостоке в сентябре 1989г., краевом семинаре-совещании пропагандистов в г.Хабаровске 1вгусте 1990 г. Основные результаты исследования опублико-1Ы в статьях.

Содержащиеся в исследовании материалы использовались авто: в леяционно-пропагандистской работе, в выступлениях в дствах массовой информации.

Структура работы определяется целью и задачами исследован состоит из введения, трех разделов, заключения и спис-источников и литературы.

2. ОСНОВНОЕ ССЩЕРШАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность темы, анализируется состояние разработанности рассматриваемой проблемы в Н£ учной литературе, ставятся задачи и цели исследования, обобщаются основные выводы и положения, составляющие научную новизну диссертации, указывается методологические принципы раз работки поставленной темы, раскрывается ее теоретическая и практическая значимость.

В первом разделе диссертации "Теоретические основы полите партии в отношении религии" дается характеристика ыарксистск ленинского понимания сущности религии, которая является одну из самых сложных явлений общественной жизни, тесно связанные через традиции с прошлым, проникающим в самые разные сферы настоящего. Методология раскрытия механизма зависимости рель гиозных идей от их материальной основы, явлений и процессов общественной жизни была разработана основоположниками марксизма. Маркс писал: "то обстоятельлство, что земная основа с деляет себя в облака как некое самостоятельное царство может быть объяснено только саморазорванностью и самопротиворечивс стью этой земной основы"'''.

Домарксовый атеизм в основном носил просветительский хара тер и зачастую строился на критике религии как вымысле одни* и невежестве других. Поэтому долгое время казалось, что достаточно просветить народ, рассказать ему об истинных законе мерностях бытия и вера в бога рухнет сама собой.

Марксизм доказал, что представление о том, будто развитие науки, просвещения, культуры само по себе способно уничтожит религию несостоятельно, т.к. корни ее находятся в социальной действительности. Метод выведения религиозных представлений "земной основы" требует от политической партии отказаться от поверхностных оценок религии.

Диссертант отмечает, что основоположники марксизма никогд не оценивали религию однозначно как реакционную силу. Выве-

I. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 3. - С. 2.

ние религии из "саморазорванности земной основы" делает ли-нной смысла постановку вопроса в абстрактной форме: "Какую ль играет религия в обществе?". Вслед за этим должны следо-ть уточнения: какая религия и в каком обществе, в какой торической ситуации и т.д.

В работе рассматривается вопрос о границах применения клас-вого подхода к анализу религии. По мнению автора, религию льзя понимать как идеологию только эксплуататорских классов, учный метод выведения религиозных представлений из анализа ■шальной действительности, их порождающей, позволяет опреде-:ть отношение партии к данной религии в данной исторической ;туаиии в данный исторический момент,не изменяя марксизму, кусство политического анализа в религиозном вопросе заклю-ется в определении доминанты реакционного или революшонно-

в том или ином религиозном учении и пределов этой доми-

:НТЫ.

В исследовании показано, как российская социал-демократия : практике применяла анализ религиозной ситуации в своей литической деятельности. РСДРП в отношении к религии про-лжала традиции революционных демократов: Белинского, Терна, Добролюбова, Писарева, Чернышевского, которые непосред-■венно связывали атеизм и критику религии с задачами полити-ской борьбы.

На основе анализа теоретических основ и практики партии в революционный период диссертант подчеркивает ленинскую мысль, о борьба с религией должна быть подчинена ликвидации эконо-:ческого и политического гнета трудящихся. Нельзя допускать скол трудящихся по религиозному признаку,так как религия не сет в себе классово-различительного признака.

Именно такая позишя большевиков, закрепленная в программе ртии и широко освещаемая в печати тех лет, позволила РСДРП воевать поддержку рабочих и крестьян в осуществлении револв-онных планов.

Во втором разделе "Опыт и уроки деятельности КПСС в отно-нии религии и церкви в советский период" анализируются

условия и причины отхода партии в практической деятельности от провозглашенных ею принципов и программных установок в от ношении религии.

После победы Октябрьской революции развернувшаяся борьба с неграмотностью, за культурное возрождение народа, революционный пафос обновления мира создали благоприятную почву для безнасильственного отхода от религии широких народных масс. Политика партии и молодого Советского правительства вы вала одобрение верующих и неверующих, как христиан, так и не христиан. Свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды закреплялась в статье 13 Конституции РОФСР 1918 года. Создание после революции услов$ безпрепятственного выражения своей веры способствовало развитию "снизу" антицерковного движения, которое стало одним из ярких примет времени. Для преследуемых в царское время так называемых "сектантов" наступило "золотое десятилетие".

Но осуществление принципа свободы совести в начале 1920-: годов проходило в условиях гражданской войны, в окесточенной борьбе за выживание нового строя, в которой представители духовенства различных конфессий занимали, как правило, вражд« ную новой власти позицию. Налицо была политическая конфронтация между пришедшими к власти большевиками и потерявшими свое привилегированное положение руководителями Русской православной церкви. В этих условиях многие решения партии или прг вительства по религиозному вопросу принимались со ссылкой на особенности революционного времени. Отождествление религии с враждебными социализму силами явилось в дальнейшем идеологическим оправданием использования политических методов борьбы и репрессий в мировоззренческих вопросах.

Вводимые по тем или иным соображениям ограничения распространялись на все религиозные организации и не имели никаких временных рамок. Поэтому, объяснимые с точки зрения тактики и ориентируемые прежде всего на текущую политическую ситуацию, но необоснованно пролонгированные юридические акты в отношении религиозных организаций послужили в дальнейшем законодательной основой для последовавшего их разгрома.

В первые годы после революции лозипия партии вырабатыва-сь с учетом религиозной ситуации. В яти годы лрослеживает-

дифференииация между отношением партии и руководимого ею суцарства к религии и церкви, с одной стороны, и верующим, другой.

Однако, в связи с кризисом 1921 года и последовавшим за м голодом, после принятия декрета об изъятии церковных иен-стей политическая конфронтация партии и государства с цер-выо вспыхнула о новой силой. В партийном руководстве возоб-* дало стремление к вмешательству во внутренние дела религиозных организаций и их административного подавления. На фо-

демонтажа демократических основ Советского государства в ртии к концу 1929 года ведущей тенденцией в религиозном во-осе стала позиция Н.И.Бухарина, И.В.Сталина, Л.Д.Троцкого, осматривавших религию как враждебную идеологию и ориентиро-вших партийные организации на ее искоренение. Несмотря на , что менялись и политические, и социальные ориентации духо-нства, репрессивные меры в отношении религиозных организаций иливались и распространялись на простых верующих. В то же время в решениях партии в этот период и в средствах зсовой информации критиковался "анархический", вульгарный цход к борьбе с религией. Но эта позиция не получила разви-я, все сферы духовной жизни все больше и больше подчинялись иинистративному диктату.

Диссертант отмечает, что для обоснования политизированной знки общественных процессов, когда все явления рассматрива-:я с точки зрегая борьбы за власть,необходима была политизи-занная наука, то есть наука, подчиненная не поиску объектив-\ истины, а оправданию принятых решений. Начало формирова-з "партийно-государственной" науки положила философская жуссия начала двадцатых годов и последовавшая за ней вы-тка из страны философов-идеалистов. Следующие этапом нетления на науку было изменение устава Академии наук (1927 О и организация выборов академиков "по настоянию обществен-:ти" (1929 год). В науку все больше проникал классовый под-когда учения, теории, гипотезы оценивались не с научной, : сугубо политической точки зрения.

После смерти В.И.Ленина в доказательстве правильности своих постулатов И.В.Сталин и его ближайшее окружение не ограничивалось уничтожением идеологических противников. Репрессивная машина тридцатых годов поглотила многих выдающихся философов-марксистов, всей своей жизнью доказавших приверженность идеям социализма. Трагедия заключалась не только в том что в те годы была уничтожена научная база и прервана традиш передовой мысли, но и в том, что у руководителей партии исче: ла потребность в использовании методов научного познания при выработке политики. Они потеряли чувство реализма, способность и желание судить о положении вещей адекватно объективной реальности. Образовавшийся теоретический вакуум заполнил догматизм.

В результате партия лишились способности творчески применять марксистско-ленинскую методологию исследования религии, своевременно отказываться от устаревших представлений. Политик; стала строиться на установившемся образце, а не на всесторон нем анализе всей совокупности общественных явлений.

Трезвые оценки роли и места религии в советском обществе переносились в область декларативных решений, которые расходились с практической деятельностью в религиозном вопросе. Одним из таких документов стала Конституция СССР 1936 года, провозгласившая свободу совести, слова, митингов и демонстра шй. На деле же в массовое сознание внедрялся взгляд на рели гию как враждебную социализму идеологию. Атеистическая литер, тура стала носить характер обвинения "религиозных мракобесов в шпионаже, вредительстве, диверсиях.

Великая Отечественная война развеяла как миф о враждебное религии социализму, так и миф о массовом атеизме в СССР. Стало очевидным, что миллионы советских людей испытывают потребность в религии, потянувшись к ней в тревоге за судьбу родны и близких.

В годы войны сложились предпосылки для нормализации отнош! ний партии и государства с религиозными организациями. Но в условиях культа личности это улучшение положевя церкви не имело ничего общего с научно обоснованной политикой в рели-

1Эном вопросе. Гкзсле войны "государственный контроль над жовыо становится едва ли не абсолютным, и перкоЕь вновь зывается своего рода "придатком", только не старого, а но-■о,атеистического самодержавия"^ Вопреки марксистско-ленин-|Му учению Сталин всемерно использует церковь как социаль-[ институт для дальнейшего укрепления своей единоличной вла-

После его смерти и критики культа личности как чуждого со-лизму явления партия осуждает и ослабление антирелигиоз-работы. Возобновляется издание атеистической литературы, утся исследования природы религии и ее места в советском ;естве. В 1964 г. создается Институт научного атеизма. В же время в практической деятельности партийным организациям удалось избежать перегибов,вновь возобладала тенденция к ьбе за скорейшее искоренение религии. Непримиримое отноше-к религии и церкви, которое экстраполировалось и на вещих, усилилось в связи с попытками реализовать на практике пическую программу построения коммунистического общества двадцать лет.

К середине восьмидесятых годов противоречие между реальной уацией и политикой в религиозном вопросе, между развити -научного атеизма и его догматизацией, между провозглашаемой бодой совести и ее фактическими ограничениями все больше знавялось учеными, частью руководства партии, в первичных гийных организациях. Стали формироваться предпосылки для госмысления роли и места религии в советском обществе. В третьем разделе "Перестройка и новое политическое мышле-в религиозном вопросе" анализируется политика КПСС в усло-к демократизации общества и формирования многопартийной гемы.

Начавшаяся в середине восьмидесятых годов перестройка обще-1 опиралась на основанное на приоритете общечеловеческих -юстей новое политическое мышление, в том числе и в рели-зном вопросе. Оно включает в себя отказ от командно-адми-

&урман Д.Е. Религия, атеизм и перестройка /У На пути к ¡вободе совести.....- С. 12.

нистративных мер в управлении духовными процессами общества толерантное отношение к тем, кто придерживается других взгл дов и убеждений, отказ от стереотипов и ориентация политики на развитие диалога и сотрудничества. Одной из важнейших ха рактеристик нового политического мьшления в религиозном вопр се является признание религии частью общечеловеческой культу ры.

Для раскрытия этого положения автор применяет методологический принцип социокультурной памяти, рассматривая религию как определенный блок в ней.

Диссертант считает, что процессы секуляризации закономерны и естественны для человеческого общества и обусловлены Т1 что накопление информации в социокультурной памяти в связи < развитием различных форм общественного сознания идет, в основном, минуя религию. Именно поэтому, чем выше уровень развития общества, тем больше религия вытесняется из обществен! жизни в личную. Но и в личной жизни она все меньше выступаем как источник мотивации деятельности человека. Уровень сек] ляризации, по мнению автора, является качественной характер! такой духовной сферы общества и не может сводиться только к количественным показателям.

Новое политическое мышление предполагает не стремление и: бавиться от "религиозных пережитков", а создание условий изь нения собственно религиозного сознания от фанатизма к терпи* сти, от враждебного отношения к атеистам - к диалогу с ними, от конфронтации - к лояльности и сотрудничеству. Это во многом зависит от позиции самих атеистов, от консолидирующей де тельности политической партии.

Подвергаются критике попытки дискредитировать атеизм, кот рый является культурной гуманистической традицией человечест и не сводится к экстремистским формам его проявления. Приоритет общечеловеческих ценностей означает, что политика наг равляется не на противопоставление атеистов - верующим, рели гии - культуре, партии - церкви, а на поиск общего базиса, общих точек соприкосновения, общих целей, на укрепление едик ства людей с различим мировоззрением в борьбе за построение

зства социальной справедливости, демократии, гуманизма,

обеспечение конструктивного сотрудничества различных сольных сил.

Автор отмечает, что происходящие в стране процессы в ^ко-лческой, общественно-политической, культурной жизни коренным образом изменили положение церкви и верующих в эстве. Закон СССР "О свободе совести и религиозных органи--1ЯХ", гарантирует свободу выбора как религиозных, так эрелигиозных убеждений, закрепляет принцип отделения иерк-зт государства. Органами власти положительно решаются возы регистрации общин, обеспечения их помещениями и имущеет-. Верующие открыто заявляют о своих убеждениях, растет ти-религиозных изданий. Процессы демократизации раскрепостите лигиоэные организации, что привело, с одной стороны, к ;ержке ими происходящих в стране перемен, а с другой - к ¡трению межконфессиональных противоречий, загоняемых ^бь в период административного диктата. Началось активное вмешательство некоторых религиозных ор-1заций в политическую жизнь. Фанатично настроенные служи-1 культа и группы верующих стали нагнетать требования кле-1лизаиии общественной и культурной жизни. Религиозный ан->ммунизм открыто взят на вооружение легально действующими :ийским христианским движением, Православной конституиион-юнархической партией России1 Православным монархическим жом - союзом (ПРАМОС) и рядом других. В стране склацывает-шогопартийная система, на политическую арену выходят не ¡ко партии, созданные на религиозной основе, но и партии, [вно использующие религиозную идеологию в своих политичес-целях.

5 этих условиях с тало сказываться отсутствие разруленного ¡ды культа личности и в период застоя механизма выработки 1тики партии на основе научного анализа складывающейся сити. "Нужны радикальные перемены в отношении к науке. "Не-■ребованная" наука рано или поздно умирает, а практика при м отношении к научному знанию становится слепой и хи-

реет"^. В религиозном вопросе отсутствие научного анализа приводит к растерянности партийных организаций, к непосле-. довательным и неэффективным политическим действиям.

В разделе характеризуются политические позиции ряда рели гиозных партий и союзов и предлагаются варианты поиска основ диалога и совместных действий по укреплению единства об щества. Вся история развития общества, в т.ч. советского, п называет, что административный диктат над совестью приносит непоправимый вред человеческому общежитию. Атеистам и верую щим предстоит долгий совместный путь. "У нас одно будущее"^ подчеркивал М.С.Горбачев. А значит мы должны привыкнуть жит и работать вместе, независимо от того, нравится нам это или нет. В этом смысле новое политическое мышление в религиозно! вопросе - единственная возможность дальнейшего развития наш1 го общества.

В Заключении подводятся итоги диссертационного исследова! обобщаются выводы, даются некоторые рекомендации по выработ политики в религиозном вопросе в современных условиях.

ххх

Основные положения диссертации отражены в следующих публ! кациях:

1. От свободы совести к антирелигиозному фронту П В сб. "Религиозное и национальное в духовной жизни и культурной нг следии народов". - М.: АОН ЦК КПСС, 1991.

2. Партия и церковь: переосмысление проблемы. -Петропавловск-Камчатский, 1991.

3. Перелом. К истории антирелигиозного движения. -Хабаровск, 1991.

1. XIX Всесоюзная конферкнция КПСС. Стенографический отчет. -Т.1. - М., 1988. - С. 38.

2. См. Правда. - 1988. - 30 апреля.