автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.03
диссертация на тему:
Политика социальной справедливости - фактор развития личности

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Шульчева, Ольга Борисовна
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Уфа
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.03
Автореферат по политологии на тему 'Политика социальной справедливости - фактор развития личности'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Политика социальной справедливости - фактор развития личности"

БЛШШ>СКИП ГОСУДЛРСТЬЕНШШ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи ШЬЧЕВА Ольга Борисовнп

¡юлитгол сощмыюп стлбвдивостп

- 5АКТ0Р PAíBiinií' ЛИЧНОСТИ

Специальность 23.00.03 - Политическая культура

il идеология

Л В 7 О Р Е i Е Р Л Т диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук

.у;А - I?9;J

Работа выполнена на кафедре политологии Башкирского госу-дервтвенного университета,

•Научный руководитель - доктор исторических наук,

профессор Никифоров Ю.Н.

Официальные оппоненты - доктор философских наук,

профессор Садыков Ф.Б.

кандидат философских наук, доцент Гареев Э.С.

Ведущее учреждение - Уральский политехнический

институт, кафидра политологии и социологии

Защита состоится " " __1К/2г, в 15 часов

на заседании специалиэдео-аанного соввта К.064.13.02 в Башкир-«кои государгтвенном университете.

Адрес: 450074, Г.Уфа, ул.Фрунзе, 32, ауд.01,

С диссертацией можно Ознакомиться в научной •библиотеке Башкирского государственного университета.

Автореферат разослан • " § " пел о'. ti.iL 15с>2 г. ■

Ученый секретарь специализированного аоаота, кандидат филовсфеких наук,

доцент Р.М.Тухватуллин

™ опг*-'" "о V

" •"•' ОБЦЛП ХАРЛКТЕГ1СТ11{.\ РАБОТА

Актуг^ьностъ_темь! данного исследования обусловлена тем, что в настоящий период сложность социальных отношений, политического и экономического положения страны требупт ст[югочуче-та фактора социальной справедливости, верного осмысления -отоП п(юблемы общественным и научным сознанием. Без анализ? такого г|-еномена как социальная справедливость - важнейпая общечеловеческая гуманистическая ценность, без формирования элективной политики социальной справедливости невозможна гуманизации общественник отношений, обновление общества и соверлено'твова-нив личности.

Политика социальной справедливости - это широкое понятие, обозначаемое такую целеняпрагленнуп гуманистическую деятельность государства, общественны;: структур, которая способствует, через г^-па^рцт принципов социальной справедливости во всех сферах кизни оС;деств«1, развитию личности. Зведэншз в научно-исслодопатсльсиЛ оборот лочятия "политика социачишЛ справедливости" предстнлляется нам целесообразном: для указания на необходимость болей глубокого исследования закономзрностеТ проявления и реализации принципов справедливости в конкпотнэЧ деятельности государства и общества; для изучения влияпчя (¡орм и . направлений процесса социгльпоЯ справедлизосги на личность. Данное понятно могтет создать основу г л г. дальнейшем разработки концепции социально" справедливости на переходкмЯ к рынку период I! ролей*гкоч общество. Зьщолпя означенную область политической деятельности, иы тем с-ч'ч;; подчоркизае!.:, что в такие слоя-го.? :;'.'7орч'.1'.'С".ке период»!, как сегодчгани" у нас; в стран?, дости-гонке.соачалы'э" гпрапедпипости - процесс на только духепче-нрат'тчет-н!,;.", но я (юлитк'пский, о? пр-тклнюго рстлния которо-

ГО во многом зависит общественная стабильность и прогресс.

Политика социальной справедливости должна стимулировать совершенствование личности, то есть выступать как фактор её развития. В этом смысле актуады«я_»с^Бизна_работы состоит в той, что в ней исследуется гуманистический аспект политики социальной справедливости, ориентированный прежде всего на благо и развитие личности; акцентируется внимание па ведущей задаче политики социальной справедливости - способствовать раскрытию человеческой индивидуальности,.что чрезвычайно важно как для самой личности, так и в целом для общественного прогресса в нашей стране.

Актуал^н£сть_темы означенного исследования связана с тем фактом, что социальная справедливость является важной ценность«, нормой, принципом, идеалом щ^ишшеСКОЙ культуры Л1!Ч40£~ £И_И_£йиес?ца. Не уделяя в данной работе специального внимания проблемам политической культуры, автор счел необходимым постоянно указывать на важность её взаимодействия с политикой социальной справедливости с целью гармонического и свободного, развитии личности.

3 рамках политической культуры, как полагает диссертант, существует определенная конкретно-историческая система норм, ценностей, праиил, определяющая справедливое поведение и деятельность государства, общества, граадан и составляющая свсе-образнув культуру социальной справедливости. Являясь составной частьп политической культуры,,ц'льту£)а_£П£авед.щ.1В]2£1]1 выступает СЁоеобраанш инструментом политического регулирования в современном обществе и одним из звеньев, связывающих личность с политикой, Сегодня повышаются объективные оСщееткпшие трзбоьи-

ния к политической культуре личности с точки зрения исполнения норм и принципов социальной справедливости; на эти требования начинает ориентироваться политика социальной справедливости в переходный к рынку период.

В настоящий момент коренные изменения п обществе, его политической культуре в'сторону рыночных, демократических общечеловеческих ценностей определяют необходимость усиленного внимания политологов, философов, социологов к проблемам социальной справедливости при рассмотрении феномена политической культ.урм, и наоборот. Дпннне теоретические посылки определяют научнуы новизну исследования.

Научная новизна исследовшия связана с тем, что н ном предпринята попытка впервые рассмотреть понятия "политиха ср-циальноП справедливости" и "развитие личности" не как самостоятельные, особмс категории, а как совместимо пирометры общественной жизни взаимосвязанные друг с другой. В частности,, но-шюна состоит д следящих положенного дыносиммх на_з.шцит^:

- рассматриваются особенности политики социальной справедливости на личностном уровне, её гуманистические функции}

- анализируется сущность социальной справедливости как важной ценности политической культури общества и личности, основч культуры справедливости;

- вводятся и определяются понятия: "политика социальной справедливости", "гуманистические' функции политики социально!) справедливости", "справедливая личность" (социально-политическая характеристика), "культура социальной справедлипос-тн" (как часть политической культури);

- дастся соии^льночюлитическяя характеристик? справед-

ливой личности и япьрвые исследуется сущность её поведения и деятельности в условиях гуманизации и демократизации общественных отношений в нашей стране;

- обосновывается важность раскрытия издивиду&тьности, способностей личности как критериев гуманистичное™ политики социальной справедливости (на примере реализации принципов социальной справедливости в традиционных и новых формах сис-' темы отечественного народного образования).

Степень, да^рабэтантости темч^ В VO-bO-e гг. проблема со- ' циальноП справедливости была поставлена в ¿iuiocQii «В03' ет од ол о-гичесжсу juniip в-трудах: В.Г. Григорьева, 0,Г. Дробницкого, С.Л. Смирнова, Л.И. Титоренко, Л.К. Уледова, З.Л. ЕербешкиноК, В.Н. Бокдаренко, С.И. Григорьевой и других. Анализ несоциалистических концепций социальной справедливости проведен в исследованиях: Л.Г. Гринберга, ,Л.М. ¡Лкграняна, Л.И. Новикова, Ст.Дн-гелова, Л. Cong и других. Широкий диапазон проблем аошшьш-дрщ1П1'шского_ес11е.кх9 социачьноГ' спрагзедливости раскрыт в работах: d.E. Давидовича, Ii.II. Колесникова, В.А. Копырина, М.Н. Руткевича| З.В, Роговине, О.Б. Еаброва, В.Н. Шилова, Н.К. Усачова, З.С. Уетименко, в книге "Социальные ориентиры обнов-' лекия: ойцсстро v. человек" (¿¡., М'О г.), в дискуссии провиденной журналом "Коммунист" в -1917 г.

Диссертант анализирует такке современную литературу, жг-свядецч^п лроф|£/лщл личности, основном общефилософского и социально-политического характера, вцг!.еляя то исследования, где раяЕитие личности кпк субъекта понимается через раскрытие её кг^иьидуальности — ото исследования: Б.Г. Ананьева, К.А. /.бультенозо^-СлясскоЙ, Е.И. Буепо*, d.U. Ильенкова, J.C. Iva-

гана. И. Кона, М. Эткицца и других. Ра последние годи (с I9t£>) наблюдается своеобразная гуманизация научных подходов к изучению феномена личности, связанная с "общей тенденцией к гуманизации общественных .отношений: приоритета исследований емещярт-ся от изучения направления "личность для общества" к - "общество, государство - для личности", (где личность рассматривается как цель, а не средство общественного прогресса) - в монографиях, и статьях: Ю.А. Бабинова, JI.M. Капицина, Н,С. Рубано- . ва, И.Т. Фролова, Р.Т. Гновского, авторов сборника" G0/50. Опит словаря нового мышления" (Москва - Парик, 1991), "Развитие личности: проблем», поиски, решения" (Свердловск., I9LG)

и др. • •

В диссертации проанализирована основная современная'отечественная литература, рассматривающая в гуманистическом ключе проблемы личности как субъекта политики, в частности, вопросы политической культуры личности, культуры социальной справедливости,

В ЬО-е годы активизировались исследования политической культуры личности в русле анализа феномена политической культуры в целом - наиболее извеотнпе работы: Ю.Р. Вишневского, А,Л. Еркшова, Н.М, КеЧзеровя, Л.Н. Когана, В.А. Ребкадо, Ж.Т. Тищенко, В.Г. Шайко, A.II. Чередниченко. У работ последних лет (с 19о£П есть отличительные особенности, которые связаны с тем, что происходящие в имей стране перемены способствуют рассмотрении гуманистической направленности и демократическое; ориентации политической культуры личности (в рабстг.х: !j.h. Еабинова, Б.1!. Бессонова, Л.Э. ЕоГ'иовч, ii.ii. liu'iiioa-i, Ж.Т. Тоценко, ¡>.3. Троп'ихина, Е. Ляхоьича, Л. ь.'естоппл и других).

- Ü -

4lo касается проблем взаимосвязи личности и социальной справедливости, то они рассматривается в литературе: преимущественно в плане поправления, .фиксирующего реализацию принципов .социальной справедливости, как утверждение .практического гуманизма но всех сферах жизни общества - работы Л.М. Архангельского, U.E. Давидовича, Л.Н. Когана, А.П. Экимова и др.; в'ранках проблем этики - у H.U. Блинова, З.А. Бербещкиной, Е.А. Дубко, В,А. Печенева, В.А. Титова и других. Остается практически на исследованной проблема взаимовлияния политики социальной справедливости и развития личности. В связи с данным фактом, а такие с тем, что учет такого взаимодействия чрезвычайно важен для деятельности государства и развития личности в обществе, диссертантом предпринята попытка поставить и обосновать основные положения означенной проблемы.

Цели_и_задшщ исследования. Объектом исследования является гуманистический аспект политики социальной справедливости (в частности, на современном этапе функционирования отечественного общества). Ёцвдметом исследования. выступает процесс взаимосвязи политики социальной справедливости и развития личности. Цель^ч^ссе|>тиционншч> ис£лйдоппния - дать теоретический анализ особенностей и- основных направлений взаимовлияния и взаимозависимости факторов политики социальной справедливости и развития личности. 38дочи_ипследо£Пж«, вытекающие из цели: - рассмотреть социальную справедливость как гуманистичес-куи общечеловеческую ценность, понятие, явление; - определить особенности отечественной политики социальной справедливости на современно!! постпарестроечном, переходном к новому качественному состзгниь общества этапе; - раскрыть роль социальной

.справедливости как важной ценности и принципа политической •культуры общества и личности; - проанализировать процесс развития личности как объекта и субъекта политики социальной справедливости; - исследовать понятие и дать социально-политическую характеристику справедливой личности; - обосновать -ведущую роль раскрытия индивидуальности, способностей личности как критериев гуманистичности политики социальной справедливости (на примере создания справедливых условий развития личности в системе новых видов и форм народного образования).

Мето^одагиче£кой_о£новой_иссл_едо£агая является: гуманистический аспект трудов ведающихся представителей мировой философской и политической мысли; методология нового политическо- • го мышления (основанная на приоритете общечеловеческих ценностей),, содержащаяся в .современной отечественной обществоведческой литературе.

Пр£ктите£ка?_значимосг^ нссле.гтования^ Материалы диссертации могут оказать помощь в дальнейшей разработке концепцчи . политики социальной справедливости на переходный к рынку период в нлвей стране; для совершенствования воспитательной ра-битп с молодежью (вузы, средние учебные заведения) по (¡орми-рованип культуры справедливости как части политической культуры п условиях переходя к рынку; в выборе новых (¡юрм деятельности по социальной лощите и милосердию; для развития и совершенствования современных направлений политики образования с учетом Солее полной ¡Реализации принципов социальной справедливости.

0тг!,','кг^р2 Епботи. Диссертация объемом 162 нпшичипьсных листа состоит из введение, четырех глап, заключения, списка

- ÎO -

литературы (201 источник).

Осно£н£е_содернание ¿^¿отртауии

Bo_8_pe£SHim обосновываются актуальность избранной темы исследования! хпряктеризуетсп степень разработанности проблемы взаимосвязи политики социальной справедливости и развития • личности; определяются объект, предмет, цель и задачи исследования, его практическая и научная новизна.

В гляпц ^Социальная справедливость - гуманистическое понятие" - дается анализ сущностного гуманистического характера процесса социальной справедливости," р тем числе и на современном этапе развития нашего оба;сства. Дягашй снялиз показывает, что в историческом пространстве справедливость выступает как процесс реализации её идеальной гуманистической сущности в конкретных явлениях общественной ккзни; при всей своей классовой обусловленности этот процесс базируется на устойчивом гуманистическом ядре п виде направленности на благо, развитие личности. Гуманистичность социальной справедливости в том, что реализация её принципов долина Сыть личност-но ориентирований', направлена на позвилон^й ценности 'человека, удовлетворение его личностно-индивцду^льного стремления к равенству, свободе, его потребности п собственном развитии. Таким образом, обя^ч^очечепюе. щм^глстлчесхм; ^ооерг^ание социальной справедливости есть мера соответствия объективнее!*; гутнист:ксс.уо wu 1 рлвленойти обп^^петого прогресса поло-жечип.лиз»к>£Г11_ч Д''-нчл1 кои-ге^но'т ой'^тмжо^систвме.

Гусяннптяч-'сюг ориентлци," процесса социальной спрянод-лияеети пачпплэт особенно усилипяться ч еог>[:г.менннП, пероход-к ¡ч-')и:у псм'йг, •«онстру^тлпио-качг-стпсикаго оЛюмсния

общества. Ко характера современного периода вытекают опреде-леннга, специфические длч поетперестроечной фаои черти процесса социальной справедливости: тенденция к переориентации с "блага для общества" на "Слаго для личности" (гуманистическая тенденция); возрастающая, активность гра>чдан и общественных организация при защите и реализации её принципов; многообразие подходов к её сущности и содержанию, создающее различные "модели" справедливости; политичность - возможность стать ведущим звеном политики государства.

В данной главе заостряется внимание на таком качестве как "политичность". Политичность социальной справедливости определяет необходимость наличия додитиеи _£ощ)аг>нр!1_ сп.р£ШЭД-давости, что означает общегосударственное политическое регулирование различных общественных процессов на основе принципов социальной спразедливости и с целью её более полной реализации. Как любому политическому процессу в переходный период нашего общества, политике социальной справедливости свойственны определенные противоречия - основные из них: незд' тенденцией общественного сознания воспринимать тот факт, что социальная уравнительность ведет в тупик, и устойчивостью эгалитарных настроений в массах; мегду быстрым разрешением элементов социальной справедливости свойственных доперестроечному обществу и становлением рыночной моде пи социальной справедливости.

Ваяно отметить то, что политика социальной спразедливости на современном отапе не имеет целенаправленного, юридически оформленного хйр«:терп. Ее иоямохно пналиакривзть либо в плане долимого, либо как совокупность мероприятий опрчде-

лепного свойства - именно такой подход, осуществлен в данном диссертационном исследовании. В диссертации вццеляются те задачи политики социальной справедливости, которые долгий сег.однл определить её ориентацию на гуманистические, общечеловеческие ценности: Б11В6ление социальных критериев экономического развития; создание необходимых справедливых условий для проявлений гуманистической ориентации деятельности органов власти и управления; - совершенствование справедливых принципов распределения, укрепление справедливых трудовых мотиваций; оптимизация процессов социально-справедливого раз-рития личности, раскрытие её индивидуальности, способностей; наполнение справедливым содержанием гражданских, политических и личных прав и свобод.

Важнейшая особенность гуманистической направленности политики социальной справедливости на современном этапе - это её функционирование в системе создаваем!« рыночных отношений, многообразия форм собственности. В настоящих условиях пере- . хода к рынку важно,- чтобы окономическая эффективность и глав-■ныэ цели социального развития - рост уровня кизни, социальной справедливости - сливались в единой политике, чтобы "спра-ведлииое, гуманное" в условиях жизни означало бы "лучшее для наиболоз способных, трудолюбивых", а нетрудоспособные были б надежно социально защищены.

Таким образом, на йтвпо изменения основ общественного строя, поворота от тоталитаризма к демократии, рынку, фактор политики социальной справедливости, основанной на гуманистических ценностях, играет решотцую роль в развитии общества и личности, еакон для общественной стабилизации, для принятия

грамотных гуманных, ответственных решений в экономической, и социатьной кивни.

Б главе П. "Личность как объект и субъект политики социальной справедливости" — раскрываются особенности положения личности и её сущности в данном качестве. Рассматривается 4"актср-!,;еханизм, способствующий взаимосвязи развития личности и политики социальной справедливости - гуманизация общественных отношений. На современном этапе в нашей стране более полное достижение социальной справедливости - одна из главных задач гуманизации общественной иизии и а то ке время - условие, механизм реализации политики социальной справедливости. В настоящий момент,'при гуманизации общества все больше начинают проявляться гуманистические основы политики социальной справедливости, реализуемые посредством её гуненистических функций, то есть, функций ориентировании* на личность. Это функции: развивашдая и социальной защиты, В данных Функциях отракен вакней'иий признак политики социальной справедливости - её динамический, деятельно-преобраэуищиА характер, что означает: социальная справедливость пооукдпег к взаинонепрьвлен-ной. деятельности личности по отношении к обп-ес.тву и общества к личности. Це_2ъю реализации гуманистических функций политики социальной справедливости являете.'- социальна*; удовлетворенность личности, раскрытие её сущностных творческих сил, способностей, повышение социальной активности,

^щщия_соп1адьноЯ а/Щитм непосредственно направлена на то, чтобы гарантировать личности чеоо'ходимьм для ей жизнедеятельности г.итериальии;' и духояп'й уровень, пасти)щих условиях перехода ,с ршчу, с его ухудшением материалы и го положении ОТП.сльних групп населения, усилен;;" •'д.цпв.'ЬЧИ--' .!'И;.урн;Ш:и;ИИ,

особенно важно гуманно к эффективно обеспечивать социальную защиту гравдан. В" настоящее время необходимо'создать всеохватывающую, многообразную, трехсубъектнуп (государство - работодатель - граищэнин) систему социальной защиты; орИентирован-йую на особенности рыночных общественных отношений, и социальное партнерство, Ёажнейщим_адв^^нным.напрмл§1<И£мл «анодом ^ социальной защиты. является лея1ел.ьнрсл'ь_ро_чалйСедаиэ И-бдасет-вдрительшсти (в диссертации приводится таблица основных'мило-, сердных и благотворительных организации России). Милосердие •выступает сегодня и как процесс, и как особая форма проявления социально-защитной функции политики .социальной справедливости, и как нравственный принцип поведения личности. Необходимо расширение деятельности по социальной защите и милосердию, её большая действенность, что должно свидетельствовать об истинной гуманизации общества.

■ Роль политики социальной справедливости, как фактора раз- ' вития личности, наиболее четко реализуется через её ¿азвиваю-щ'ю_<^нк_ц£и. Она выделяется своей значимостью, поскольку гуманистическая цель обновления общества - свободное развитие личности - поставлена здесь непосредственно. Объектом развиваю- >; щей функции политики социальной справедливости является развитие личности, .под которым диссертантом поншлается процесс «йены её качественных состояний, резулыат противоречивого единства её социализации и индивидуализации. 3 ходе социализации и ицдиввдуаяизации политика социальной справедливости функционирует как гармонизирующий эти процессы объективный и субъективный фактор развития личности. Б настоящий момент, социализируясь, личность наиболее чутко воспринимает ценности социальной спранедлимост/.. Усваивая, нндизидуяиизируя, "пропуская" через 1 ';

свой внутренний мир, а затем реализуя их п позитивно-практической деятечэности, личность становится субъектом политики социальной справедливости.

В качестве выв_ода, подчеркнем, что именно через личностной критерий социальная справедливость выступает как гуманистическое свойство духбвных и материальных отношений, в этом виде политике социальной справедливости принадлежит-видное место среди факторов,в наибольшей степени влияющих ка развитие личности (под фактором здесь понимается не только совокупность условий, но и движущих сил развития). Объект - субъектный подход к анализу процесса политики социальной справедливости позволяет рассматривать личность но только в качестве объ- . екта общественного развития, но и как субъекта, влияющего на него, и здесь основная задача сегодняшнего дня - развитие личности, раскрытие её ивднвчдуально-деятельностной роли в политике социальной справедливости.

3 главе Ш "Социально-политическая характеристик справедливой личности" - анализируется социально-политические особенности личности с точки зрения современных требований социальной справедливости. Требования социальной справедливости,.предъявляемый к личности, позволяют определить "спрагедливую личность" г:лх понятие, отрагемтузе определенный целостный социальный тип личности в совокупности идеальных и реальных качеств.

Спрзвздл_изая лч'орсть, - это личность, обладающая развитым, согнянио.1! социальной справедливости, способная объективно оценивать ямення де"г:тзите тьности и сооо собственное положение в 0'':",0СТ1'С;, своп деятельность по критериям справедливости. 2то. личность-гч'оиигмьчо-ч неполно реагирующая на ситуации соци-

' альнсй несправедливости - здесь проявляется её ^в^т несправедливости (своеобразная форма отнопения к действительности, где на эмоциональном уровне оцениваются явления и процессы действительности по критерию их справедливости). Заметим, что в различные исторические опохи значение чувства справедливости в освоении социальной действительности не одинаково. 3 переходные периоды революционного слома старой общественной системы, смени адеологических и иных стерзотипов сознания и поведения, обострения социальны* противоречий (что характерно для сегодняшней действительности в ношей стране), чувство справедливости обостряется. Чувство справедливости относится к так называемым "конъюнктивным чувствам", то е-сть, способствующим сближении людей, отвечагоцим сотрудничеству. В связи с этим очевидна объективная значимость, для современного исторического этапа б нашей стране, формирования у индивидов чувства социальной справедливости, прочра'цение его в потребность и затем - в деятельность по осуществлении политики социальной справедливости.

Справедливой личности свойственны ва:;ашо объективные качества, являющиеся одновременно социально-справедливыми условиями её существование в обществе: ггра^а^о^занноети^ свободы, отвегстоен(!ость, срмстргтельхость. Останоаи.'/сл ка свободах и правах личности (в аспекте проблем социальной справедливости).

Исследователи проблем социально;'! справедливости часто соотносят дг.чное понятие только с ион».ткек равенства. Однако, если , поткать под социальной справедливости! г^млнкст/чсски:; процесс {>е ал и:ч а цк и сё о '»чел :> гс"сс ко'1 су^нзс?'-;, то надо прчтнрть тес-с*)гоь категорий "спря.годлкпость" и "споСодо". ¿иалекти-кп паап'опиглн. сог/"льчо" сгфсзс.кллаости и свобод!', и?к пели-

чцйишх гуманистических ценностей человечества, основана ла том, что свобода есть.неотъемлемое (сущностное) качество справедливой личности и самоценное условие ей существования. Это означает, что процесс реализации политики социальной справедливости осуществляется посредством свободной личности в свободном обществе. Таким образом, ерциащлтявнехупаех как_адеквалчяя_ оби|ественному раммтею, о^'слоплен-

ная_мера равенств!} и свободы, необходимая для раэв_ития личнос-Ш.

Условия для 'осуществления качеств справедливой личности ■ формируются как в сфере материального производстве, тек и через систему социально-политических свобод и политико-правошос гарантий, то есть, р процессе демокрптизя! ии, в фермах политического участия граждан в общественной »изни. Сегодня, в условиях демократизации общества, справедливое расширение свободы выбора политических возмодностей личности, её политическое самовыражение, ощущение сэоеП Г|ринэд"вжности к политическим процессам дает реальнуо возможность для гражданина влиять на систему власти и управления, ботее полно, многообразно реализови-вать соои индивидуальную человеческуп природу.

Проблема свобод;« личности (политических, гражданских свобод) теснейшим образом связана с таким .атрибутом справедливой личности, как её правц. ^ительное время в советском государстве осуществлялась целенаправленная дискредитация тех гуманистических принципов социальной справедливости, которые связниа-лиоь в общественном сознании о права].'« человека, свободой личности. •%мисо1ии и ир.>кти.;й насилия способстьовпди многолетним традициям г.|.ег1«брс-:.'еып.>? :< правопорядку, рмкронаш¡им (¡[ид-ст.мм^-м.г'м о с1.|лп«/ли»1,стя. Со;, г. сгонное чбновле-

ние общества позволяет вернуть нашей стране изначальную нравственно-правовую ценность норм социальной справедливости, В настоящее время осуществляется постепенный поворот, как в социальной практике, так и в общественном сознании, к признанию приоритета в социальной и ¡экономической жизни прав и свобод личности, граждан. Таким подходам отвечает, например, проект (конституционной комиссии) Конституции Российской Федерации (Раздел II). Происхо- '. дит обогащение свобод и прав российских граждан по следующим направлении.!: развитие социально-экономических прав (прав граждан как собственников и потребителей); расиирение политических Прав через механизм демократизации; .углубление личных прав граждан посредством постепенной гуманизации и интенсификации духовной жизни общества. Обеспечивая наиболее полную реализацию .прав и свобод своим гравданаы, государство, общество решают и задачи политики социальной справедливости, ведь, безусловно, что бесправие есть несправедливость.

Справедливость личности проявляется во всех сферах её жизнедеятельности, но в сложный переходкий период нашей истории, »¡зи отсутствии развитой многопартийности особнм вниманием, с точки зрения критериев справедливости, пользуются политоческие . общественное дезделн, усиливается. интерес к личности в политике,

На суще_Ш1я о_ справедливости мкого^ибо государственного (об, щественного) деятеля существенно шшлот особенности политический .КУЛьтурп. гра:вдЛ!!| п Частности» свойственная современному массовому сознании тенденция к персонификации политических процессов (стремление связать их с той или иной личностью, политический фигуре?.). Персонификации присущи субъективизм в оценках, принцип противопоставления на контрастах ("над" - "не нас!"). Например, го л тин иринпгпг.н воспринималось массам,!, ка:: показали

наши наблодени", справедливость деятельности таких политических личностей, как М.С. Горбачев и Б.Н. Ельцин..Апали:? показывает: качества справедливости у личности в процессе её зхождения в политические отношения формируются как качества культуры справедливости в рамках её политической культуры. Культура справедливости общественного политического деятеля предполагает наличие у него, помимо вышеперечисленных, таких качеств,- как убежденность в необходимости бороться за справедливость, справедливость его моральной позиции, гуманистическая направленность деятельности. Очевидно, что справедливой личности всегда должна быть свойственна целостность морального и политического сознания и деятельности,"поведения. Именно таким критериям справедливой личности соответствовал, как показало изучение общественного мнения, такой общественны^ деятель как Л.Д. Сахаров.

Справедливый политик - ото политик профессионально-грамотный,. использующий идеи справедливости но для популистских призывов, а для блага людей. В связи с тем, что социальная справедливость - общечеловеческая, демократическая ценность и понятие, самый перспективный путь становления справедливой личности а сфсре политических отношений - демократический путь, В настоящее время демократическая нвпрапленность политических реформ у нас в стране предопределяет требования к сочиэльда-спрэведлиэой личности, действующей я области политических отношений, как к личности демократической по целям и характеру своей деятельности, Только демократическим путем в настоящий момент справедливый деятопь смохет ответить глубинной человеческой общественной потребности в политической стабильности и прогресса.

ясно, что э современных условиях перевода к рч!!0№м отчоп:;Н',:ям возрастягс? об:;'гс/неннне требовяни^ к такой.

- 20 - .

личности, которую мп назовем "справедливой личностью". Главный социально-политический признак справедливой личности сегодняшнего дня вытекает из того факта, что личностное отношение к со- . циальной справедливости есть деятельное отношение: деятельная активность является условием осуществления политики социальной справедливости на современной этапе пазвитиг нашего оСяаесща, Социальная справедливость принимает специфическую форму разрешения протизоречлй мееду личностными способностями и 'общественными потребностями в них, гармонизирует их. Б этом смысле политика социальной справедливости отражает- соизмерение социального равенства и индивидуальной свободы, сучествупцих в данном общеот- '

ве в качестЬе условий развития индивидуальности, способностей личности.

'•В настоящее времл становление индивидуальности, способностей личности происходит в сложных условиях ^ораировония рыночных огноиетцК Как известно, рыночная, система благоприятствует проявлении индивидуальности, способностей к творчеству, инициатипе. Политика социальной справедливости призвана в таких условиях с одной етсрснч, помогать раскрытии таких способностей, с другой, обеспечивать личности высокую степень социальной ппцити, особо необходимую в переходной период. К сожалению, эти задачи пока плохо учитизаи^сп государственники органами и деятелями пр1! проведении курса па рыночное ре^ормн.

0РШ'Сльн£У1 {шаядчь'доаги езэдзл £0£Т2хщз«,_ ЧАСТЬ, ырл:гга?1£1!Г<гг11 щадеяго. щспато.'с. фшядолусяъкорш« эддобнис;-

1ГИ ¿ЧК^Рс:":: л0 псе*, суерчх обгонленил общгства, о чем

тельстпуст, н; пример, осг.рсмончг." ктп^зпсиность обраповятел! по"

полит::::;: в ?осс:<;:.

С'ччсгтгсннпг сстзе1 оСргюог-жтг в настоящее в ре:-г посте-

акнни отходит от зталитарно-ураьнительных принципов и форм существования и начинает отражать главные тенденции мирового образовательного процесса - его индивидуализации и универсализацию.

И главе, _1У_"Ра:крит1!е индивидуальности способностей ляч-' кости как критерий политики социальной справедливости"'отмечннт ся тот факт, что длительное аромя в истории советского государства индивидуальность подчинялась тоталитарной общественной системой, государством, происходило обезличивание политической и социальной жизни. Эти процессы свидетельствовали о наличии социальной несправедливости' в обществе. Действительно, деицпп-видуялизация как бы. выравнивает индивидов в их бесс; бъектностп и ориентирует общественное н индивидуальное создание, политическую культуру на ценности уравнительности,

В настоящий момент коренное изменение общественных отношений, их демократизации и гуманизация, задвигающие о центр со-цияльных устремлений благо личности, треоуит пристального внимания к проСлсмаи индивидуальности-(ведь она есть глубинная основа личности, еа сущностная характеристика). В политике сеци-оиммй справедливости индивид выступает неповторимым з своем бытии субъектом и в этом смысле как индивидуальность. В этим случае социальная справедливость являотся дапкущей сапой, побуждающей индивидуальность совершенствовать свое неповторимое "я" на более высокой ступени существования и значит-политика социальной спрс'це-д.чииьсги действует как фактор развита»! данной индивидуальности.

3 услочии/ СОЦЛЙЯЬНО.! '••ПроНиДЛПЬОСТЛ СОиДЧПТП!' особенно ьл^гопр.1:-'Т]1нг: ч1,.',;.'о>"1мс,"1| д.:)' ра-лг^гги;' сг.оойс'нкот&ц личности. О точки арония соц'.чш ¡(-|1 слрБлед&а« >т и п.чи;:ки-

ции проявляются п следующих направлениях отечественной политики образования: I. Ориентации на диф^зренцируище-элИтарный подход к образованию личности, .выраженный в многообразии форм, способов, вариантов общей, профессиональной и высшей подготовки -сегодня действуют гимназии, лицеи, колледжи, вузы с нетрадиционным обучением и многоуровневой (бакалавр - магистр) структурой подготовки; укрегштется самостоятельность и демократизация деятельности учебных заведений - все ото дает возпотость дня свободного развития личности, проявления её индивидуальных творческих сил; 2. Повышение качества всего образования, выравнивание обралолотельного уровня различных социальных групп, правовая и фактическая общедоступность образования; э условиях перехода к рынку эти меры отражены в законодательных актах (см.: Закон № об образовании в Российской Федерации от 10.7. 19?2 г.) и являптея условиями социальной защиты личности.

Таким образом, нош(е "тенденции в отечественной образовательной полигике смогут выразить её еоцпатыю-справедливу» нап- . равленность, так. как,' с одной стороны, должны будут обеспечить свободное развитие индивидуальности, с другой, через высокое качество, приспособленность к рыночным условиям новнх образовательных структур, смогут создать равенство стартовых шансов для но-лодеим, облегчить ей вжщ\еиг.е о рыночные условия жизкедегтель-ности, и следовательно, свидетельствовать о гуманистической ориентации политихи социальной справедливости критерии раскрытии ицт-и.рцтуалькссти, епособносто?. личности.

В "Рг1глпч№!<и" иоЛ'Тапгсп осношше г.иподы, отмечается важность тт.-г,"/.занят проблемы для созрегопшгх зада-, ^'."¡.гкуткх п гочстп.угтивмз-^ичестчимпогг» обновления оГ.Ц'-'т.-г., с-м гу.-'н 'аг!.-;1«- ¡: д-пгег ;«?<г (>гй'нд»н:и»:

в социально-политическом, социологическом и практическим (прикладном) аспектах.

Апробация диссертационного исследовании (тезисы докладов к научно-практическим конференциям опубликованы).

I. Социальная справедливость как фактор совершенствования демократии //Человеческий фактор и повышение его роли. - Оренбург., 19Ы. - С. 6-9.

2.. Некоторые вопросы перестройки политики народного образования с учетом реализации принципов социальной справедливости. //Луги углубления перестройки идеологической работы партийных организаций области. - Оренбург., 19Ш. - С, 12-14,

Диссертация обоуидалась и получила ьоложитальную оценку на кафедре политологии Башкирского государственного университета.

Подписано к печати 2.11.92 г. Тира» 100. Заказ 499. Ротапринт Башкирского университета. Уфа, ул.Фрунзе, 32.