автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.01
диссертация на тему: Политико-философские идеи А. Кожева
Полный текст автореферата диссертации по теме "Политико-философские идеи А. Кожева"
На правах рукописи
Наскина Ирина Андреевна
ПОЛИТИКО-ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ А. КОЖЕВА
Специальность 23.00.01 - теория и философия политики, история и методология политической науки
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук
5 ДЕК 2013
МОСКВА-2013
005541693
005541693
Диссертационная работа выполнена на кафедре философии политики и права философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
Научный руководитель: Соловьев Алексей Васильевич, кандидат
философских наук, доцент кафедры философии политики и права философского факультета ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» Официальные оппоненты: Чаевич Александр Владимирович, доктор
политических наук, доцент, НОУ ВПО «Международная академия бизнеса и управления» (заведующий кафедрой международных отношений) Чепель Михаил Михайлович, кандидат философских наук, НОУ ВПО «Институт экономики и предпринимательства» (доцент кафедры государственно-правовых дисциплин) Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Московский государственный
лингвистический университет»
Защита состоится 26 декабря 2013 г. в 16.00 на заседании Диссертационного совета по политическим наукам Д 501.002.14 на базе ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» по адресу: 119991, Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4, философский факультет, ауд. А-518.
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале Отдела диссертаций Фундаментальной библиотеки МГУ имени М.В. Ломоносова по адресу: Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, сектор «А», 8 этаж, к. 812.
Автореферат разослан «í£>> МЛ^Л 2013 г.
Ученый секретарь Диссертационного совета 'JjV /7 Сытин Андрей Георгиевич
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность диссертационного исследования определяется рядом факторов. Труды французского философа русского происхождения Александра Кожева, урождённого Александра Владимировича Кожевникова, представляют интерес в свете решения таких важных для современной политической философии и политической науки вопросов, как разработка научно-теоретических моделей, дающих характеристику основополагающим субъектам политики и отображающих сущность и отличительные свойства политики как самостоятельного общественного явления.
Значительный интерес для методологии политической науки представляет изучение опыта создания французским политическим философом понятийного аппарата, позволяющего на переломном историческом этапе развития общества выстраивать адекватные схемы политических отношений в государстве.
Данная тема также актуальна и тем, что обращается к находящейся в центре современных дискуссий проблеме кросскультурного взаимодействия, в которой отразилось влияние творчества А. Кожева на интеллектуальную элиту довоенной и послевоенной Франции. Принципиально важным является и осмысление значимых для политической мысли XX в. подходов к трактовке таких фундаментальных понятий, как «власть» и «государство» с позиций анализа создания мыслителем концепта «универсального и гомогенного государства» и разработки концепции четырёх чистых типов власти. Предложенные А. Кожевом подходы к рассмотрению всего многообразия политических феноменов оказались востребованными в современных политических теориях, и их изучение представляет собой актуальную и важную научную задачу.
Необходимо отметить, что данная тема актуальна и в более широком плане, поскольку теория А. Кожева (в частности, разработанная им модель
з
Европейского союза), выступает одной из теоретических основ создания межгосударственных союзов, являющихся неотъемлемой частью современного политического развития разных регионов планеты.
Степень научной разработанности проблемы
Как признают специалисты, в настоящее время исследование творческого наследия А. Кожева в отечественной политической науке не получило достаточного развития — так, ранее не предпринималось целостного метатеоретического исследования его политико-философского учения в контексте преемственности его взглядов как в европейской, так и в российской традиции. Вместе с тем, нельзя не отметить ряд авторитетных трудов, вносящих существенный вклад в разработку данной темы.
Являясь одним из наиболее известных интерпретаторов трудов Г.В.Ф. Гегеля, Кожев возродил интерес европейской общественности к вопросам, сформулированным немецким мыслителем. Отдельные аспекты трактовки философии истории и онтологии Гегеля Кожевниковым легли в основу многочисленных исследований. Изучению идейных источников и «неогегельянского» творчества мыслителя посвящены труды В.Н. Кузнецова и С.Д. Вяккеревой1. Исходя из интерпретации Кожевом «Феноменологии духа» Гегеля на основе философии М. Хайдеггера и Э. Гуссерля, В.Н. Кузнецов определяет базовые черты «неогегельянства» А. Кожева, к которым относит: «атеизацию», «экзистенциализацию» и «феноменологизацию». С.Д. Вяккерева рассматривает противоречия, которые имеются у мыслителя в его трактовке философии Гегеля, а именно: абсолютизацию понятий «свобода» и «воля к власти», упрощение ряда положений и терминов Гегеля, схематизацию реальной истории познания, «раздиалектизацию» гегелевского метода и отождествление его с феноменологическим подходом.
1 Кузнецов В.Н. Французское неогегельянство. М., 1982.; Вяккерева С.Д. Гегель в современной французской философии: Автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03. Ленинград, 1990.
Интерпретации А. Кожевом концепции негативности Гегеля посвящён целый ряд статей: Е. Тесля «Философия А. Кожева и ее влияние на современную французскую философию»; А. Жубара «Идея конца истории: Вл. Соловьев и А. Кожев»; В.П. Визгина «Философия как речь (историко-философская концепция Александра Кожева); A.M. Руткевича «А. Кожев и JI. Штраус: спор о тирании» и некоторых других исследователей, в которых, однако, учение негативности субъекта рассматривается односторонне, а значит не полно.
Историко-философская концепция мыслителя была проанализирована в статьях В.П. Визгина и Б.Г. Соколова2. Визгин, в частности, акцентирует внимание на дискурсивном характере движения философской мысли в концепции мыслителя.
В настоящее время наблюдается всплеск интереса к наследию мыслителя в России. За последние годы значительно увеличилось количество переводов и изданий философских работ Кожева с их последующим анализом. Рассмотрению диссертации А. Кожева «Религиозная метафизика Влад. Соловьева» посвящена статья А.П. Козырева3. Глубокое изучение курса лекций по философии религии Гегеля, составивших фундаментальную работу А. Кожева «Введение в чтение Гегеля», содержится в статьях А.Г. Погоняйло4. Особая роль в анализе биографических данных и эволюции философских концепций Кожева принадлежит его основному современному переводчику и интерпретатору работ A.M. Руткевичу5. Им был подготовлен к
г Визгин В.П. Философия как речь (историко-философская концепция А. Кожева) // Вопросы философии. 1989. № 12. С. 130-139; Соколов Б.Г. Послесловие (Кожев А. Введение в Систему Знания. Понятие и Время (пер. с франц. Б.Г. Соколова) // Метафизические исследования. Выпуск 6. Сознание. СПб., 1998. С. 292-300.
3 Козырев А.П. Предисловие к публикации (Кожев А. Религиозная метафизика Влад. Соловьева) // Вопросы философии. 2000. № 3. С. 101-104.
4 Погоняйло А.Г. В дополнение к переводу // Кожев А. Введение в чтение Гегеля. Пер. с фр. А.Г. Погоняйло. СПб., 2003. С. 760-731.
Руткевич A.M. А. Кожев и Л. Штраус: спор о тирании // Вопросы философии. 1998. № 6. С. 79-92; Он же. Послесловие // Кожев А. Понятие власти / Пер. с фр. A.M. Руткевича. М., 2006. С. 167-182.; Он же. Предисловие II Кожев А. Атеизм и другие работы / Пер. с фр.
5
печати сборник «Атеизм и другие работы», в котором собраны статьи А. Кожева на религиозные, метафизические, политические и искусствоведческие темы. Кроме того, благодаря его стараниям ведётся работа над расшифровкой рукописи А. Кожева 1940-1941 гг., характеризующей воззрения мыслителя в 30-е годы XX века «левогегельянского» и социалистического толка.
Исследователи также стремятся глубже понять оригинальный смысл идейКожева через сравнение его философско-политических и социально-государственных взглядов с теориями К. Шмитта6, И.А. Ильина7, Вл. Соловьёва8 и даже Ф.М. Достоевского9. Г. Тиханов уделил внимание философскому творчеству французского мыслителя в контексте современных вопросов глобализации, а также попытался разобраться во взаимоотношениях, идейных и личных, Александра Кожевникова и Карла Шмитта. А.Н. Целиков в своей монографии сравнил предпосылки становления и развитие политических идеалов Кожева и Ильина. Жубара и Гройс обращаются к теме конца истории в историософской концепции
A.M. Руткевича и др. М., 2006. С. 7-44; Он же. Философия права А. Кожева// Вопросы философии. 2002. № 12. С. 141-153; Он же. Alexandre Kojeve, русский философ // Человек. 1997. № 5. С. 90-92; Он же. Введение в чтение А. Кожева / «Феноменология духа» Гегеля в контексте современного гегелеведения. М., 2010. С. 476—487; Он же. Время и человек: вклад русских эмигрантов в формирование французской философии середины XX в // Национальная гуманитарная наука в мировом контексте: Опыт России и Польши. М., 2010. С. 216-235; Он же. «Левое» гегельянство А. Кожева//Вопросы философии. 2010. № 10. С. 122—127; Он же. Pax europeana// Вестник Европы. 2002. №5; Он же. Рукопись А. Кожева 1940—1941 гг. // Историко-философский ежегодник'2007 /Ин-т философии РАН. М.: Наука, 2008. С. 271-276.
Тиханов Г. Современный строй на заре глобализации. Карл Шмитг и Александр Кожев // Журнал Польского института международных дел «Европа», 2002, Т 2, № 3(4). С. 93-116.
7 Целиков А.Н. Сравнительный анализ социально-государственных идеалов И. А. Ильина и А. Кожева: Монография. Нижний Новгород, 2007. 194 с.
8 Жубара А. Идея конца истории: Вл. Соловьев и А.Кожев // Владимир Соловьев и культура Серебряного века: К 150-летию В. Соловьёва и 110-летию А.Ф. Лосева. М., 2005. С. 397-401; Гройс Б. Три конца истории. Гегель, Соловьёв, Кожев // На рубеже двух столетий: Сб. в честь 60-летия A.B. Лаврова. М., 2009. С. 169-184.
9 Ромащенко А. Гегель - Достоевский - Кожев: Предметная идентичность и историческая дифференциация // Абсолютный Гегель: Теоретический альманах Res cogitans. М., 2006. С. 80-95; Постникова Е.Г. Феноменология власти в творчестве Ф.М. Достоевского («Бесы») // Эпистемология & философия науки. Барнаул, 2012. №3. С. 19-32.
6
А.Кожева. Тщательное изучение творчества Вл. Соловьёва в юности, на этапе подготовки своей диссертационной работы, помогло сформировать у Кожевникова идеал Человекобожества, прямо противоположный соловьевской системе ценностей, центральное место в которой отведено Богочеловечеству.
Попытки осмысления места творческого наследия Александра Кожева в истории философской мысли предпринимают как отечественные10, так и зарубежные исследователи. Являясь частью французской культуры, мыслитель оказал влияние на множество разнородных течений мировой мысли, что до сих пор не получило исчерпывающей трактовки. Об отношении к марксизму, а также влиянии философа на формирование неомарксистских идей пишет в своей монографии Н.В. Шихардин".
Среди зарубежных авторов следует особо выделить фундаментальный труд Доминика Оффре12. В его работе подробно рассматриваются биография философа, эволюция его философских взглядов, а также анализируется политическая деятельность в министерстве внешнеэкономических и внешнеполитических отношений Франции.
Философские воззрения мыслителя в контексте развития французской философии XX века подробно разобраны В. Декомбом13. Автор использует воспоминания современников философа и проводит параллели в концепции Кожевникова с ключевыми философскими направлениями XX века. В своём произведении «Тождественное и иное. Сорок пять лет из истории
10 Зайцева О.В. Александр Кожев и французская философия // Русское зарубежье -духовный и культурный феномен: Материалы Международной научной конференции. М.,
2003 . 4.2. С. 229-232; Тесля Е.А. Философия А. Кожева и ее влияние на современную ранцузскую философию. Режим доступа— http://www.hrono.ru/statii/2007/akojev.html. Шихардин Н.В. Гуманистическая парадигма во французском неомарксизме pro et contra: Монография. — Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2006. 118 с.
12 Auffret D. Alexandre Kojève. La philosophie l'Etat, la fin de l'Histoire. Paris, 1990.445 p.
13 Декомб В. Современная французская философия: [Сборник]. / Пер. с франц. М.: Издательство «Весь Мир», 2000.344 с.
французской философии (1933-1978)»14 он делает акцент на значимости идей классической немецкой философии для французских интеллектуалов XX века. Декомб предлагает рассматривать эволюцию современной французской философии как переход от гегельянской философии тождества и развития к философии различия и повторения.
Общепринятого мнения относительно места и роли Александра Кожева в ряду мировых мыслителей еще не сложилось. О фрагментарности научного исследования темы свидетельствует крайне малое количество диссертационных работ, посвящённых анализу политико-философского наследия Кожева. За последнее время вышло лишь несколько диссертационных исследований о роли исторического бытия в философской концепции А. Кожева и о значении его идей в истории социально-политической мысли15. Однако указанные работы исследуют лишь отдельные аспекты многогранного творчества философа и политического деятеля. А.Н. Целиков в своём диссертационном исследовании касается политической проблематики творчества мыслителя. Рассматривая ключевые особенности социально-политического идеала Кожевникова, он изучает возможность существования «универсального и гомогенного государства» мыслителя. Однако вне поля зрения исследователя остаётся система политико-философских идей, формирующая взаимосвязь форм отправления власти, идеала государственного устройства и образа эффективного правителя. Следует признать, что в обширном идейном наследии Кожева остается ряд тем, по-прежнему нуждающихся в научной разработке и упорядоченности: периодизация творческого наследия мыслителя,
14 Декомб В. Тождественное и иное. Сорок пять лет развития французской философии (1933-1978) // Современная французская философия. М., 2000. 344 с.
15 Юргаиов A.A. Концепция истории А. Кожева: опыт историко-философской реконструкции : дис ... канд. философ, наук: 09.00.03 / Юрганов Александр Александрович. Краснодар, 2013. - 130 е.; Целиков А.Н. Сравнительный анализ социально-государственных идеалов И. А. Ильина и А. Кожева : дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03 / Целиков Алексей Николаевич. Н. Новгород, 2007. 194 с.
соотношение концептуальных идей разных этапов научной деятельности, уточнение его взаимоотношений с рядом отечественных и зарубежных философов, преемственность и актуальность его идей в современном мире.
Цель и задачи исследования
Цель данного диссертационного исследования — выявить основные черты политико-философского подхода А. Кожева к трактовке понятия «власть» и концептуальные основы его теоретической модели политических отношений в современных обществах.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих исследовательских задач:
• исследование историко-политического контекста создания ключевых трудов А. Кожева и идейных предпосылок его концепции;
• анализ наследия философа для выделения трудов, проблематика которых находится в предметном поле теории и философии политики, а также определение места и значения данной проблематики в творчестве мыслителя;
• комплексная реконструкция политико-философской концепции Кожева, структурирование ее теоретико-методологических оснований и их анализ;
• исследование содержания базовых понятий политической теории мыслителя, анализ его подхода к трактовке природы власти и государства, движущих сил политической истории, закономерностей, тенденций и смысла общественного развития;
• выявление специфики предложенных мыслителем теоретической модели и принципов общественного переустройства и его политического идеала;
• определение идейного потенциала, места и роли политико-философской концепции А. Кожева в отечественной и мировой политической мысли.
Теоретические и методологические основы исследования
Методологической основой исследования явились диалектический и сравнительно-исторический принципы, а также принципы целостности, системности и конкретности.
Кроме того, в основу настоящего исследования были также положены традиционные общенаучные методы (анализ и синтез), методы реконструкции политико-философского и историко-политического контекстов, а также элементы критического подхода.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что:
- впервые в рамках диссертационного исследования выявлены, систематизированы и проанализированы политико-философские идеи А. Кожева в интеллектуальном контексте XX века, определены теоретический потенциал и место концепции мыслителя в российской и мировой политической мысли;
- на основе анализа основных работ мыслителя, переведённых на русский язык, а также источников на иностранных языках проведены: комплексная реконструкция и анализ политической концепции мыслителя, структурирование и содержательное раскрытие ее теоретико-методологических оснований;
- выявлены основные теоретико-методологические подходы, использованные А. Кожевом в ходе создания концепции политической власти, определены её теоретические основания, уточнена трактовка механизмов и условий функционирования власти в различных исторических условиях;
- обоснован вклад А. Кожева в разработку теоретической модели построения Европейского союза, принципов и путей его развития.
Положения, выносимые на защиту:
1. Вклад А. Кожева в политическую науку заключается в разработке таких проблем, как: источники легитимности власти, сравнение моделей политической организации, механизмы эффективного политического управления, а также способы реализации свободы человека в политическом пространстве. Разработка данных проблем является квинтэссенцией творчества А. Кожева.
2. Центральное место в политической философии А. Кожева занимает работа «Понятие власти». В ней изложена стройная политико-философская концепция, обладающая методологическим аппаратом, позволяющим конструировать различные модели возможных властных отношений. Данная работа занимает особое место среди трудов современников (Б. Рассел, Б. де Жувенель, Дж. Сантаяна, X. Арендт) и более поздних авторов (М. Фуко). Политическая власть в концепции Кожева предстает как способ организации силы, с помощью которой субъекты политики стремятся утвердить себя в бытии.
3. Базовые понятия политико-философской концепции Кожева («онтологический дуализм», «желание желания», «свободная экзистенция» и др.) служат решению центральной задачи - обоснованию необходимости формирования и поддержания пространства человеческой свободы, универсального и гомогенного государства. Эта задача связывает воедино различные предметные области политической теории мыслителя и обусловливает содержание предлагаемой политической реальности.
4. Концептуальная схема многообразных вариантов политической власти, предложенная А. Кожевым, представляет инструмент критического познания политической реальности, способствующий преодолению устоявшихся теоретических догм (теория разделения властей). Эта схема позволяет осуществлять дальнейший поиск адекватных задачам времени новых политических форм властных отношений в государстве.
5. Мыслитель внёс значительный вклад в построение общеевропейской модели политического устройства в условиях политической и экономической интеграции. Во многом благодаря Кожеву осмысление интеграционных процессов в современной геополитической ситуации является неотъемлемым атрибутом политической науки. В настоящее время происходит обращение к проекту идеального государства А. Кожева при разработке принципов и путей развития Европейского союза. В целом концепция Кожева представляет собой гибкую теоретическую модель, объединяющую различные исследовательские парадигмы, что делает ее востребованной в предметном поле политической науки как в России, так и за рубежом.
Научно-теоретическая и практическая значимость исследования заключается в возможности применения материалов, обобщений и выводов, содержащихся в работе, для дальнейшей разработки концептуальных и теоретико-методологических положений политической науки. Результаты исследования могут способствовать более глубокому пониманию феномена власти, осмыслению значения политико-философской концепции А. Кожева и её роли в современной политической теории и практике. Материалы и выводы диссертационной работы могут быть использованы при подготовке и преподавании курсов по теории политики, философии политики, истории политических учений.
Апробация работы
Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии политики и права философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Результаты исследования были опубликованы в научных журналах16, выносились на обсуждение научного сообщества в ходе
16 Наскина И.А. Тирания и мудрость - взаимовыгодный союз или вечная борьба? Проект А. Кожева // Пространство и время. 2013. №3 (13); Наскина И.А. «Царство Мудреца»: социально-политический идеал А. Кожева // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2013. №4.
политологических и философских научных конференций, круглых столов и конгрессов регионального, всероссийского и международного уровней17.
Структура работы
Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во Введении обосновывается актуальность темы диссертации, рассматривается степень научной разработанности проблемы, формулируется цель и ставятся задачи диссертационного исследования, описываются теоретические и методологические основания работы, раскрывается научная новизна, выдвигаются положения, выносимые на защиту, обосновывается научно-теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе «Эволюция теоретико-методологических установок политической философии А. Кожева» воссоздаётся историко-философский контекст жизни и творчества мыслителя, определивший своеобразие его наследия, выявляются идейные предпосылки формирования политико-философской концепции мыслителя.
В параграфе 1.1 «Предпосылки формирования политической философии мыслителя» рассматриваются особенности жизненного пути А. Кожева, выявляются факторы, повлиявшие на формирование методологии его политической теории.
17 Международный молодежный научный форум «Ломоносов-2011» (Россия, г. Москва); Международная научная конференция «Дни науки философского факультета - 2011» (Украина, г. Киев); Международный молодежный научный форум «Ломоносов- 2012» (Россия, г. Москва); VI Российский философский конгресс (Россия, г. Нижний Новгород); Днепропетровская сессия II Всеукраинской научно-практической конференции с международным участием «Приднепровские социально-гуманитарные чтения» (Украина, г. Днепропетровск).
Родившись в царской России, пережив революцию и приход большевиков к власти, мыслитель был вынужден покинуть свою родину. Он перебрался сначала Польшу, а затем в Германию и Францию. В Европе ему удалось продолжить начатое в России образование. В Гейдельберге под руководством К. Ясперса Кожев пишет диссертацию, исследующую воззрения русского религиозного философа Вл. Соловьёва относительно проблемы конца всемирной истории, а также единства божественной и человеческой природы Иисуса Христа. Философия Соловьёва воспринималась Кожевниковым как попытка разрешения с помощью Шеллинга и немецкой философии конфликта между пантеистическим и дуалистическим пониманием Бога. Этот подход был близок и самому мыслителю, так как эволюция его взглядов также началась со знакомства с немецкими мистиками. Кроме того, он в определенной степени испытал влияние идей Ф.М. Достоевского, в частности, по вопросу ценностной составляющей категории свободы в жизни человека. Начиная с этого периода, А. Кожев также активно занимался общественной деятельностью, отстаивая свою гражданскую позицию. На первых порах он печатался в изданиях левых евразийцев. Полемизируя с Л. Карсавиным относительно влияния установившегося в СССР строя на развитие науки и мысли, он заработал «славу» советского агента. Государственная система, созданная Сталиным, казалась ему почти идеальной, беспристрастной и потому наиболее объективной, а применение политических репрессий для ее поддержания - вполне допустимым.
Исследователи творчества Александра Кожева единодушны в признании за ним уникального педагогического таланта, который позволил русскому эмигранту стать одним из «властителей дум» мыслящего европейского сообщества на протяжении второй половины XX века. В 1933-1939 гг. в Высшей школе социальных наук в Париже Кожевников читал курс лекций по гегелевской «Феноменологии духа», который впоследствии оказал заметное
14
влияние на формирование мировоззрения таких выдающихся мыслителей, как Раймон Арон, Жорж Батай, Пьер Клоссовски, Жак Лакан, Морис Мерло-Понти, Ханна Арендт и многих других. Лекции его всегда были эмоционально ярко окрашены, помогали слушателям увидеть немецкого философа под новым углом зрения, через идеи Хайдеггера, Ницше и Маркса. Объединив их с идеями Гегеля, А. Кожев представил историю как свободный процесс создания человеком самого себя и мира, который его окружает, движущийся к неизбежному концу как своей кульминации. В своих лекциях мыслитель стремился экстраполировать гегелевское понимание истории рубежа ХУШ-Х1Х веков на процессы современности и, наоборот, использовать политические события 30-х годов XX века как источник истолкования истории в духе гегельянства.
В работах Кожева также заметно влияние восточной философии, в частности, буддизма хинаяны. В рукописи «Атеизм» 1931 года он характеризует буддизм как практику религии без Бога или «атеистическую религию», которая путём глубокого философского анализа должна быть интегрирована в систему ценностей европейской метафизики. В ней предлагается проект феноменологии теистического и атеистического сознания. Фактически в этом тексте были выражены ключевые позиции будущего атеистического экзистенциализма, подробно разработанного позднее в текстах А. Камю и Ж.-П. Сартра.
В целом философское учение Кожева носит ярко выраженный оттенок классической метафизической традиции, к которому примешивается сильнейшее влияние современной европейской философии. Французские специалисты в области истории философии и политической мысли признают, что Александр Кожев и по сей день является самой значительной фигурой в области философской политической рефлексии во Франции.
В параграфе 1.2 «Роль немецкой философии в становлении политико-философских идей А. Кожева» раскрываются различные аспекты влияния
15
философии Г.В.Ф. Гегеля, К. Маркса и М. Хайдеггера на формирование мировоззрения мыслителя.
Кожев сумел в своём творчестве обобщить в синтезе немецкую классическую философию, воспринятую при обучении в Берлинском университете, с французской современной философией, философию Гегеля, с одной стороны, феноменологию и экзистенциализм, с другой. Синкретизм разнородных учений, наполнивших интеллектуальную жизнь Кожевникова, преобразовался в уникальный проект нового устройства общества.
Лекции Александра Кожева по «Феноменологии духа» Гегеля, которые он читал с 1933 по 1939 гг. в Высшей школе социальных наук в Париже, во многом обозначили ценностный переворот во всей французской философии и обусловили появление традиции философской антропологии и этики, основывающихся на понятии «желание». Взгляд Кожева на теорию Гегеля имеет два взаимодополняющих аспекта: методологический и онтологический. Методологический аспект интерпретации поддерживается предположением о том, что метод немецкого философа в «Феноменологии духа» является чисто описательным и созерцательным. А. Кожев настаивает на том, что философия Гегеля является дуалистической онтологией. Тезис о реальности диалектики и назначении человека как главном предмете работ Гегеля являет собой основание онтологического аспекта аргумента Кожева.
Французский мыслитель предлагает взглянуть на диалектическую концепцию немецкого философа как на манифест негативности, воплощённой в «желании желания», которое выступает онтологическим условием существования мыслящего субъекта. Его прочтение «Феноменологии духа» Гегеля представляет собой изложение линейного развития человеческой цивилизации, кульминацией которого станет воцарение универсального и гомогенного государства, воплощение человеческой мудрости, удовлетворение всех желаний и потребностей общества, реализация полноты самопознания. Тщательный анализ мысли
16
Гегеля был не простым следствием личного восхищения мыслителя, а яркой импровизацией на тему развития истории и превратности познания. Рациональная оценка философских принципов немецкого мыслителя соединилась в творчестве Александра Кожева с личным мировосприятием.
Ключ к особой трактовке концепции Гегеля можно найти в восприятии Кожевом его идей сквозь призму учений К. Маркса и М. Хайдеггера. Он попытался смешать марксистский взгляд на историю с экзистенциалистскими взглядами на человека, подчёркивающими его радикальную свободу. Мыслитель настаивал, что историческое сознание Гегеля и Маркса должно быть дополнено экзистенциализмом Хайдеггера и наоборот. Только в этом случае можно воссоздать логику развития исторического процесса и осознать место человека в нём.
Объектом критики со стороны современников и последователей часто становилась антропологическая версия диалектики Гегеля, предложенная французским философом. Однако точнее было бы сказать, что в интерпретации Кожева происходит отказ от диалектики в общепринятом смысле слова в пользу абсолютного дуализма: бытия и небытия, истины и идеологии, разума и безумия, господина и раба. Более того, борьба между этими противоположными началами не заканчивается примирением. Исходом борьбы является полное уничтожение одного и, соответственно, триумф второго. Борьба противоположных начал не ограничивается в концепции мыслителя областью метафизического. Она нашла своё воплощение в политико-философской концепции А. Кожева.
В параграфе 1.3 «От «понятия власти» к идее Европейского Союза» прослеживается эволюция политико-философских взглядов мыслителя.
Кожев создал концепт «универсального и гомогенного государства», разработал теорию четырёх чистых типов власти, с помощью которых возможно рассмотрение всего многообразия политических феноменов. Он в политико-философском ключе интерпретировал несколько классических
17
концепций власти, уделяя внимание процессам возникновения, становления и развития властных отношений как таковых и вариативности их реального воплощения в конкретном государстве. Осознавая острую необходимость всестороннего изучения и анализа феномена власти, мыслитель подчёркивал необходимость первоочередного обращения к сущностному определению понятия «власть» при рассмотрении любых политических явлений и объектов. Кожев ищет предельные основания социально-политических процессов современного ему общества. Человеческая жизнь от рождения и до смертного одра представляет собой борьбу: с целью преодоления животного начала, за самоутверждение в обществе себе подобных, во имя реализации высшего государственного идеала. Конфликтные и противоречивые взаимоотношения человека часто становятся смыслообразующей частью рассуждений мыслителя.
Первая мировая война явилась катализатором, выведшим идею объединения Европы на общественно-политический уровень и подтолкнувшим Францию стать вдохновителем и инициатором развернувшегося в послевоенные годы европейского строительства. Александр Кожев не смог остаться в стороне от насущных вопросов мирового переустройства цивилизационного пространства, что отразилось в его концепции «универсального и гомогенного государства», а также в теории о природе и механизмах реализации власти. Его проект открывал возможности глобальных преобразований устоявшегося уклада общественно-политической жизни европейского общества. Практическая деятельность мыслителя во французском правительстве и ЕЭС подготовила возможность создания программных документов Евросоюза. Идеальное государство мыслителя даровало бы всем его гражданам искомые тысячелетиями свободу, покой и порядок. Однако он прекрасно отдавал себе отчёт в том, что возникновение подобного сообщества — дело нелёгкое и долгосрочное.
В качестве альтернативы дискредитировавшим себя национальным образованиям мыслителем была сформулирована концепция идеального государства. Если в «Философии права» Гегель приходит к «Вестфальской системе» суверенных наций-государств как к конечному пункту реализации права, Александр Кожев делает вывод, что высшая форма реализации права достижима лишь во всеобщем и однородном состоянии. Национальные государства, по его мнению, перестали удовлетворять запросам политической реальности, превратившись в пустую, малоэффективную оболочку. Латинская империя, предложенная Кожевом, конечно, сильно отличается от Европейского союза, но многие характерные особенности и спорные моменты схожи:
• союз должен играть ключевую роль в обеспечении мира на континенте;
• политическая интеграция неразрывно связана с интеграцией экономической, особенно с формированием таможенного союза и общего рынка;
• европейцы должны разговаривать на одном языке, чтобы представлять собой монолитную силу;
• необходимо сформировать единую «европейскую идею» для поддержания культурной общности народов.
Кожев видел перед своим поколением задачу преодоления длинного и
трудного пути, ведущего к полному преобразованию начатых изменений в
эффективные экономические, социальные и правовые институты. Для разных
стран или цивилизаций эти пути должны отличаться друг от друга и, в
некоторых случаях, могут принимать довольно кровавые формы, учитывая
необходимость устранения существующих анахронизмов, а также мощные
интересы отдельных сословий и каст. Более двадцати лет своей жизни он
отдал объединению Европы, ратуя за отказ от политического и
экономического колониализма, преодолевая системный поствоенный кризис,
хотя сам, по всей видимости, иронически смотрел на политическую суету
19
лиц, находившихся на авансцене истории. Немалая заслуга Кожева заключается также в том, что Франция, которая в XVIII в. являлась центром панъевропейского движения, и сегодня играет заметную роль в процессе европейской интеграции.
Во второй главе «Концепция «идеального государства» А. Кожева» анализируются оригинальные авторские политико-правовые термины, выявляются основания доктрины «универсального и гомогенного государства», а также рассматриваются попытки реализации проекта идеального государства мыслителя в условиях актуальной политической реальности.
В параграфе 2.1 «Методологическая основа анализа феномена властных отношений в политике» рассматривается представленный мыслителем анализ ключевых политико-философских концепций властей, а также процессов возникновения, становления и развития властных отношений как таковых и вариативности их воплощения в конкретных исторических условиях.
Александр Кожев, опираясь на опыт предшествующих мыслителей, предпринял самостоятельную попытку системной концептуализации власти и определения места индивида в условиях глобализирующегося мирового сообщества. В фундаментальной работе «Понятие власти» мыслитель поступательно проводит феноменологический, метафизический и онтологический анализ Власти, применяя тем самым плюралистическую модель методологического рассмотрения предмета изучения. В ходе феноменологического анализа мыслитель изучает сущность или идею Власти в целом, подробно останавливаясь на ключевых её структурных элементах. Этап метафизического рассмотрения помогает выявить связь между Властью и фундаментальными началами устройства объективного мира. Он также включает в себя разбор источников (причин) и тенденций развития Власти. Используя онтологический подход автор «Понятия власти» подробно
20
анализирует разнообразие видов и форм политической власти, выявляет носителей и способы передачи, а также особенности её отправления. Всё это даёт мыслителю возможность прийти к заключению, что настоящая власть тотальна и включает в себя симбиоз всех четырёх видов власти. Власть, в понимании Кожева, ограничена чётко обоснованной спецификацией, схематизмом.
Власть внутри идеального государства, по мнению Александра Кожева, должна реализовываться за счёт динамического единства отдельных своих ветвей и частей, способных оперативно реагировать на вызовы внешнего мира. Мыслителю была близка классическая установка, согласно которой лишь из единства властей способен возникнуть социальный порядок как отражение его метафизического образца. В его собственной концепции власть предстаёт в четырёх ипостасях: как Власть Отца (прообраз концепции Августина), Власть Господина (аналог теории Гегеля), Власть Вождя (реализованная в философской мысли Аристотеля) и Власть Судьи (описанная Платоном). В итоге власть может быть воплощена в 64 типах, основанных на смешении четырёх основных «чистых» форм. При этом абсолютная власть - идеальная теоретическая конструкция, которая в человеческом обществе не осуществима.
В политико-философской концепции Кожева ключевую роль играет темпоральный аспект. Целостность политического идеала базируется на тотальности Времени, включающей в себя прошлое, воплощённое во Власти Отца, настоящее, олицетворяющее Власть Господина, а также будущее, реализующееся в образе Власти Вождя. Особое место занимает Власть Судьи, отражающая вечность. Политическое время представляет собой единую систему отношений между политическими событиями и явлениями, характеризующуюся рядом свойств: объективностью, необратимостью, а также событийной насыщенностью. Оно обладает более высокими темпами развития по сравнению, например, с социальным временем. На различных
21
этапах исторического развития тот или иной тип власти становится превалирующим, что определяет формирование конкретной исторической ситуации. Кроме того, повторяемость обеспечивает возможность воспроизведения тех или иных политических процессов в наиболее общих существенных чертах.
Власть, безусловно, является динамичным началом, соединяющим в себе значимое восприятие её каждым из участников с необходимым различием функциональных особенностей и иерархического деления. Мыслители тысячелетиями бьются над разгадкой тайны природы и сущности власти и отношений, которые она может порождать. Комплексность и разностороннее изучения предмета исследования выгодно выделяет концепцию Кожева из множества других.
В параграфе 2.2 «Политико-философские основания концепции «универсального и гомогенного государства»» производится реконструкция взглядов А. Кожева на закономерности и тенденции государственного строительства, проблему гармонизации общественной жизни, описывается его политический идеал.
Кожев подчёркивает необходимость создания новых региональных империй, которые смогли бы воплотить в себе идеал универсального государства, по-настоящему сильного союза стран с общими интересами, целями и задачами. Кожевников представил свою концепцию в качестве так называемой Латинской империи, которая олицетворяла бы собой политический и экономический союз католических стран Европы, прежде всего французской, итальянской и испанской наций, опирающихся на единую армию. Реализация концепции «универсального и гомогенного государства» влечёт за собой установление нового мирового порядка, политической, экономической и культурной унификации, обосновывает возможность формирования общечеловеческой коммуникации. Объединение европейских народов неизбежно влечёт за собой потерю части суверенитета
22
отдельных государств, которая должна быть свободно и добровольно отдана в пользу образованного союза. Однако за каждым сообществом сохраняется право на существование и поддержание культурной самобытности. Это отражает идея регионализма, присущая концепции Александра Кожева. С уходом крупных государств с исторической сцены должны исчезнуть и конфликты между народами. Свободное от острых идеологических конфликтов и серьезного военного соперничества общеевропейское пространство в свою очередь будет иметь значительно больше шансов для консенсуса, диалога и переговоров как способов улаживания разногласий. Либерализм и интернационализм не способны дать человечеству ничего, кроме абстрактных умозрительных конструкций гражданских общностей. Альтернативную политическую реальность, по мнению Кожева, может предложить империя как международный союз. Социальные взаимоотношения в таком государстве должны быть полностью подчинены праву, сущность которого выражается в универсальной идее всеобщей справедливости и равноправия.
Воплощение концепта «универсального и гомогенного государства» неразрывно связано, по мысли Кожевникова, с завершением исторического развития человечества. Конец истории предполагает, что ничего нового с историко-политической точки зрения не может быть сказано или сделано. Кожев предлагает взглянуть на историю, прославляющую негативность, насилие, смерть, террор и господство, как на реализацию истинно человеческой природы. Он утверждает также, что все великие и славные качества человеческой натуры стали жертвами истории и что исторический мир героической мужественности безвозвратно утерян. Постисторический человек вынужден заново устанавливать контакт с вечностью через отношения с природой. Мыслитель решает задачу выживания в мире, лишённом всего, что делало его значительным и полным. Лишь борьба за власть остается мощным стимулом человечества, который не может
23
искоренить никакой процесс эволюции цивилизации. Этот животный инстинкт связан с желанием обладания территорией, питательной средой, богатством и всем, что обусловлено биологическими потребностями человека. Пока режим реального универсального государства не будет установлен, политика будет заниматься лишь вопросами поддержания мира.
Оригинальной является гипотеза Кожева об эволюции философов, которые после завершения истории становятся мудрецами. В качестве одного из принципиальных различий между этими фазами будет, по мнению мыслителя, то, что, в то время как философ ищет мудрости, мудрецы обладают ею. В его понимании, философ Платона как метафизический искатель Бога и истины эволюционирует в гегелевского мудреца. Лишь последний способен управлять сформированным государством и поддерживать установившийся социальный порядок. Мудрость -воплощение полного и совершенного знания, а также критерий завершения истории. Политическая история человечества также оканчивается с наступлением Царства Мудреца или эры Гражданина. Носитель Власти -правитель-мудрец - должен обладать авторитетом, преобладающим над силой или чьей-то властной волей. После конца истории именно он является хранителем абсолютного знания и ценностей, накопленных предшествующими поколениями.
Главную задачу ближайшего времени для европейского сообщества мыслитель видел в том, чтобы суметь найти точки соприкосновения со странами-соседями на основе экономической и культурной близости. Единство языка, менталитета и даже климата должно раскрыть механизмы становления политической сущности всего человечества в рамках транснациональных политических объединений.
В параграфе 2.3 «Влияние творчества А. Кожева на концепции власти в современной политической философии» обосновывается значимость
политико-философской концепции французского философа и политического деятеля для развития мировой мысли.
Исследователи, признавая значимость его теорий, до сих пор не смогли прийти к общему мнению о том, к какой интеллектуальной традиции и к какому политико-идеологическому лагерю следует эту теорию относить. Многие политические силы и движения противоположной направленности записывают философа в свои ряды. В его творчестве находят близкие себе мотивы представители консервативных направлений и либералы. В 1960-е годы его идеи оказали воздействие на формирование концепций некоторых радикальных философов Франкфуртской школы (например, на идею «одномерного человека» Маркузе), а через них - на левое молодёжное движение. Отмечают также, что экзистенциализм, гегельяно-марксизм, а также структурный психоанализ сформировались под явным влиянием лекций мыслителя. Влияние мыслителя прослеживается также, помимо философии Ж. Батая, романов Р. Кено и темы «смерти человека» у М. Фуко, в спорах о «конце истории» в 1980-90-е гг. (доклад Ф. Фукуямы и все работы о «пост-истории» последних десятилетий). Кроме того, концепция конца истории А. Кожева легла в основу французской философии постмодернизма в целом.
Историко-методологический анализ концепций и теорий власти в XX веке показал, что почти вся история новейшей французской философии формировалась под влиянием идей Александра Кожева. Его воздействие на французских интеллектуалов (Раймон Кено, Жорж Батай, Мишель Фуко) заставляет по-новому взглянуть на теоретический базис постмодернизма: творчество философа раскрывает источник тёмной романтики постмодернистской мысли, объясняет, почему самоопровержимый характер постмодернизма является неотъемлемой частью глубокого понимания его сущности, и показывает, почему постмодернизм не связан со свободой в традиционном понимании этого термина. Влияние А. Кожева на
25
американскую политическую мысль в значительной степени обусловлено длительной дружбой с Лео Штраусом. В то же время французский мыслитель испытывал презрение и отвращение к американскому образу жизни. Поэтому консервативные идеологи Алан Блум и Фрэнсис Фукуяма провели серьёзную работу по исследованию его идей, чтобы донести до американского общества отдельные политические воззрения Кожева. Постмодернистская политика современности во многом уходит своими корнями в убеждение мыслителя в том, что ничто по-настоящему великое более не возможно, и, кроме того, в его понимание человеческой сущности как негативной. В масштабе мировой политики концепция Кожева представляет собой осмысление тенденций к глобализации и межцивилизационного взаимодействия народов.
А. Кожев к середине сложного во всех отношениях и для всех стран XX века представил свой уникальный политико-философский проект преодоления общеевропейского кризиса, затронувшего все стороны человеческого бытия. Значимость его концепции как для западной, так и для российской политической науки состоит в том факте, что она способна помочь выработать объективное понимание особенностей социально-политических процессов современности и подсказать верные шаги по их эффективной реализации.
Александр Кожев предстаёт как влиятельный европейский мыслитель XX века, автор оригинальной политико-философской концепции, в рамках которой нашли отражение и развитие традиционные идеи религиозной русской, классической немецкой и современной французской философии.
В заключении подводятся итоги и формулируются ключевые выводы диссертационного исследования, а также намечаются ориентиры для дальнейшей разработки данной проблематики.
Публикации автора по теме диссертационного исследования
Основные положения и выводы работы сформулированы в 7 публикациях автора по тематике диссертации общим объемом 1,9 п.л.
Публикации в ведущих рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК:
1. Наскина И.А. Тирания и мудрость - взаимовыгодный союз или вечная борьба? Проект А. Кожева // Пространство и время. — 2013. — №3 (13). —С. 50-53 (0,6 пл.).
2. Наскина И.А. «Царство Мудреца»: социально-политический идеал А. Кожева // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. — 2013. — №4. — С. 61-70 (0,6 п.л.).
Другие публикации:
3. Стукалова И.А. А. Кожев. Штрихи к определению понятия «Власть» [Электронный ресурс] / Материалы Международного молодежного научного форума «JIOMOHOCOB-2011» / Отв. ред. А. И. Андреев, А. В. Андриянов, Е. А. Антипов, М. В. Чистякова // DVD-ROM. ISBN: 978-5-317-03634-8 — М., 2011.-0,2 п.л.
4. Стукалова И.А. Критика А. Кожевом классической теории разделения властей // Дш фшософського факультету - 2011: Мгжнародна наукова конференщя (21-22 квггня 2011 року): Матср1али доповщей та вистушв. - Киев. 2011. —Ч.8. —С. 30-31 (0,1 п.л.).
5. Стукалова И.А. Гражданственность как высшая форма реализации личности. Версия А. Кожева [Электронный ресурс] / Материалы Международного молодежного научного форума «JIOMOHOCOB-2012» / Отв. ред. А. И. Андреев, А. В. Андриянов, Е. А. Антипов, М. В. Чистякова // DVD-ROM. ISBN: 978-5-317-03634-8 — М„ 2012. — 0,1 п.л.
6. Стукалова И.А. Человек - животное политическое? / Философия в современном мире: диалог мировоззрений. Материалы VI Российского философского конгресса (Нижний Новгород, 27-30 июня 2012 г.). — Нижний
27
Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского, 2012, —Т.1. —С. 136(0,1 п.л.).
7. Наскина И.А. Антропологические корни философии истории А. Кожева // Придтпровсьи сощально-гумаштарш читання: Матер1али Дншропетровськш сесп II Всеукра'шськоТ науково-практично! конференцП' з м1жнародною участю (м. Дншропетровськ, 22 лютого 2013 р.). — Д.: ТОВ «1нноващя», 2013. —4.2. — С. 146-148 (0,2 п.л.).
Подписано в печать 22 ноября 2013 года Усл. п.л. 1,0 Тираж: 100 экз. Заказ № 367 Отпечатано в типографии «Реглет» 119526, Москва, пр-т Вернадского, 39 тел. 8(495)363-78-90, www.reglet.ru
Текст диссертации на тему "Политико-философские идеи А. Кожева"
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Философский факультет Кафедра философии политики и права
На правах рукописи
04201450442
Наскина Ирина Андреевна
ПОЛИТИКО-ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ А. КОЖЕВА
Специальность 23.00.01 — теория и философия политики, история и методология политической науки
ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата политических наук
Научный руководитель кандидат философских наук, доцент А.В. Соловьев
Москва 2013 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.............................................................................................3
Глава 1. Эволюция теоретико-методологических установок политической философии А. Кожева..........................................................................14
1.1. Предпосылки формирования политической философии мыслителя......14
1.2. Роль немецкой философии в становлении политико-философских идей А. Кожева..........................................................................................36
1.3. От «понятия власти» к идее Европейского Союза..........................54
Глава 2. Концепция «идеального государства» А. Кожева...........................74
2.1. Методологическая основа анализа феномена властных отношений в политике............................................................................................74
2.2. Политико-философские основания концепции «универсального и гомогенного государства».......................................................................92
2.3. Влияние творчества А. Кожева на концепции власти в современной политической философии.....................................................................110
Заключение.......................................................................................133
Библиография..................................................................................138
Введение
Актуальность диссертационного исследования определяется рядом факторов. Труды французского философа русского происхождения Александра Кожева, урождённого Александра Владимировича Кожевникова, представляют интерес в свете решения таких важных для современной политической философии и политической науки вопросов, как разработка научно-теоретических моделей, дающих характеристику основополагающим субъектам политики и отображающих сущность и отличительные свойства политики как самостоятельного общественного явления.
Значительный интерес для методологии политической науки представляет изучение опыта создания французским политическим философом понятийного аппарата, позволяющего на переломном историческом этапе развития общества выстраивать адекватные схемы политических отношений в государстве.
Данная тема также актуальна и тем, что обращается к находящейся в центре современных дискуссий проблеме кросскультурного взаимодействия, в которой отразилось влияние творчества А. Кожева на интеллектуальную элиту довоенной и послевоенной Франции. Принципиально важным является и осмысление значимых для политической мысли XX в. подходов к трактовке таких фундаментальных понятий, как «власть» и «государство» с позиций анализа создания мыслителем концепта «универсального и гомогенного государства» и разработки концепции четырёх чистых типов власти. Предложенные А. Кожевом подходы к рассмотрению всего многообразия политических феноменов оказались востребованными в современных политических теориях, и их изучение представляет собой актуальную и важную научную задачу.
Необходимо отметить, что данная тема актуальна и в более широком плане, поскольку теория А. Кожева (в частности, разработанная им модель Европейского союза), выступает одной из теоретических основ создания межгосударственных
союзов, являющихся неотъемлемой частью современного политического развития разных регионов планеты.
Степень научной разработанности проблемы
Как признают специалисты, в настоящее время исследование творческого наследия А. Кожева в отечественной политической науке не получило достаточного развития — так, ранее не предпринималось целостного метатеоретического исследования его политико-философского учения в контексте преемственности его взглядов как в европейской, так и в российской традиции. Вместе с тем, нельзя не отметить ряд авторитетных трудов, вносящих существенный вклад в разработку данной темы.
Являясь одним из наиболее известных интерпретаторов трудов Г.В.Ф. Гегеля, Кожев возродил интерес европейской общественности к вопросам, сформулированным немецким мыслителем. Отдельные аспекты трактовки философии истории и онтологии Гегеля Кожевниковым легли в основу многочисленных исследований. Изучению идейных источников и «неогегельянского» творчества мыслителя посвящены труды В.Н. Кузнецова и С.Д. Вяккеревой1. Исходя из интерпретации Кожевом «Феноменологии духа» Гегеля на основе философии М. Хайдеггера и Э. Гуссерля, В.Н. Кузнецов определяет базовые черты «неогегельянства» А. Кожева, к которым относит: «атеизацию», «экзистенциализацию» и «феноменологизацию». С.Д. Вяккерева рассматривает противоречия, которые имеются у мыслителя в его трактовке философии Гегеля, а именно: абсолютизацию понятий «свобода» и «воля к власти», упрощение ряда положений и терминов Гегеля, схематизацию реальной истории познания, «раздиалектизацию» гегелевского метода и отождествление его с феноменологическим подходом.
1 Кузнецов В.Н. Французское неогегельянство. М., 1982.; Вяккерева С.Д. Гегель в современной французской философии: Автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03. Ленинград, 1990.
Интерпретации А. Кожевом концепции негативности Гегеля посвящен целый ряд статей: Е. Тесля «Философия А. Кожева и ее влияние на современную французскую философию»; А. Жубара «Идея конца истории: Вл. Соловьев и А. Кожев»; В.П. Визгина «Философия как речь (историко-философская концепция Александра Кожева); A.M. Руткевича «А. Кожев и JI. Штраус: спор о тирании» и некоторых других исследователей, в которых, однако, учение негативности субъекта рассматривается односторонне, а значит не полно.
Историко-философская концепция мыслителя была проанализирована в статьях В.П. Визгина и Б.Г. Соколова2. Визгин, в частности, акцентирует внимание на дискурсивном характере движения философской мысли в концепции мыслителя.
В настоящее время наблюдается всплеск интереса к наследию мыслителя в России. За последние годы значительно увеличилось количество переводов и изданий философских работ Кожева с их последующим анализом. Рассмотрению диссертации А. Кожева «Религиозная метафизика Влад. Соловьева» посвящена статья А.П. Козырева . Глубокое изучение курса лекций по философии религии Гегеля, составивших фундаментальную работу А. Кожева «Введение в чтение Гегеля», содержится в статьях А.Г. Погоняйло4. Особая роль в анализе биографических данных и эволюции философских концепций Кожева принадлежит его основному современному переводчику и интерпретатору работ A.M. Руткевичу5. Им был подготовлен к печати сборник «Атеизм и другие
2 Визгин В.П. Философия как речь (историко-философская концепция А. Кожева) // Вопросы философии. 1989. № 12. С. 130-139; Соколов Б.Г. Послесловие (Кожев А. Введение в Систему Знания. Понятие и Время (пер. с франц. Б.Г. Соколова) // Метафизические исследования. Выпуск 6. Сознание. СПб., 1998. С. 292-300.
3 Козырев А.П. Предисловие к публикации (Кожев А. Религиозная метафизика Влад. Соловьева) // Вопросы философии. 2000. № 3. С. 101-104.
4 Погоняйло А.Г. В дополнение к переводу // Кожев А. Введение в чтение Гегеля. Пер. с фр. А.Г. Погоняйло. СПб., 2003. С. 760-731.
5 Руткевич A.M. А. Кожев и JI. Штраус: спор о тирании // Вопросы философии. 1998. № 6. С. 79-92; Он же. Послесловие // Кожев А. Понятие власти / Пер. с фр. A.M. Руткевича. М., 2006. С.
работы», в котором собраны статьи А. Кожева на религиозные, метафизические, политические и искусствоведческие темы. Кроме того, благодаря его стараниям ведётся работа над расшифровкой рукописи А. Кожева 1940-1941 гг., характеризующей воззрения мыслителя в 30-е годы XX века «левогегельянского» и социалистического толка.
Исследователи также стремятся глубже понять оригинальный смысл идей Кожева через сравнение его философско-политических и социально-
С. п О
государственных взглядов с теориями К. Шмитта , И.А. Ильина , Вл. Соловьёва и даже Ф.М. Достоевского9. Г. Тиханов уделил внимание философскому творчеству французского мыслителя в контексте современных вопросов глобализации, а также попытался разобраться во взаимоотношениях, идейных и личных, Александра Кожевникова и Карла Шмитта. А.Н. Целиков в своей монографии сравнил предпосылки становления и развитие политических идеалов Кожева и Ильина. Жубара и Гройс обращаются к теме конца истории в
167-182.; Он же. Предисловие II Кожев А. Атеизм и другие работы / Пер. с фр. A.M. Руткевича и др. М., 2006. С. 7-44; Он же. Философия права А. Кожева// Вопросы философии. 2002. № 12. С. 141-153; Он же. Alexandre Kojeve, русский философ // Человек. 1997. № 5. С. 90-92; Он же. Введение в чтение А. Кожева / «Феноменология духа» Гегеля в контексте современного гегелеведения. М., 2010. С. 476—487; Он же. Время и человек: вклад русских эмигрантов в формирование французской философии середины XX в // Национальная гуманитарная наука в мировом контексте: Опыт России и Польши. М., 2010. С. 216-235; Он же. «Левое» гегельянство А. Кожева//Вопросы философии. 2010. №10. С. 122—127; Он же. Pax europeana// Вестник Европы. 2002. №5; Он же. Рукопись А. Кожева 1940—1941 гг. // Историко-философский ежегодник'2007 / Ин-т философии РАН. М.: Наука, 2008. С. 271-276.
6 Тиханов Г. Современный строй на заре глобализации. Карл Шмитт и Александр Кожев // Журнал Польского института международных дел «Европа», 2002, Т 2, № 3(4). С. 93-116.
7 Целиков А.Н. Сравнительный анализ социально-государственных идеалов И. А. Ильина и А. Кожева: Монография. Нижний Новгород, 2007. 194 с.
8 Жубара А. Идея конца истории: Вл. Соловьев и А.Кожев // Владимир Соловьев и культура Серебряного века: К 150-летию В. Соловьёва и 110-летию А.Ф. Лосева. М., 2005. С. 397-401; Гройс Б. Три конца истории. Гегель, Соловьёв, Кожев // На рубеже двух столетий: Сб. в честь 60-летия А.В. Лаврова. М., 2009. С. 169-184.
9 Ромащенко А. Гегель - Достоевский - Кожев: Предметная идентичность и историческая дифференциация // Абсолютный Гегель: Теоретический альманах Res cogitans. М., 2006. С. 8095; Постникова Е.Г. Феноменология власти в творчестве Ф.М. Достоевского («Бесы») // Эпистемология & философия науки. Барнаул, 2012. №3. С. 19-32.
историософской концепции А.Кожева. Тщательное изучение творчества Вл.
Соловьёва в юности, на этапе подготовки своей диссертационной работы,
помогло сформировать у Кожевникова идеал Человекобожества, прямо
противоположный соловьевской системе ценностей, центральное место в которой
отведено Богочеловечеству.
Попытки осмысления места творческого наследия Александра Кожева в
истории философской мысли предпринимают как отечественные10, так и
зарубежные исследователи. Являясь частью французской культуры, мыслитель
оказал влияние на множество разнородных течений мировой мысли, что до сих
пор не получило исчерпывающей трактовки. Об отношении к марксизму, а также
влиянии философа на формирование неомарксистских идей пишет в своей
монографии Н.В. Шихардин11.
Среди зарубежных авторов следует особо выделить фундаментальный труд 12
Доминика Оффре . В его работе подробно рассматриваются биография философа, эволюция его философских взглядов, а также анализируется политическая деятельность в министерстве внешнеэкономических и внешнеполитических отношений Франции.
Философские воззрения мыслителя в контексте развития французской философии XX века подробно разобраны В. Декомбом13. Автор использует воспоминания современников философа и проводит параллели в концепции Кожевникова с ключевыми философскими направлениями XX века. В своём произведении «Тождественное и иное. Сорок пять лет из истории французской
10 Зайцева О. В. Александр Кожев и французская философия // Русское зарубежье - духовный и культурный феномен: Материалы Международной научной конференции. М., 2003. 4.2. С. 229232; Тесля Е.А. Философия А. Кожева и ее влияние на современную французскую философию. Режим доступа — http://www.hrono.ru/statii/2007/akojev.html.
11 Шихардин Н.В. Гуманистическая парадигма во французском неомарксизме pro et contra: Монография. — Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2006. 118 с.
12 Auffret D. Alexandre Kojève. La philosophie l'Etat, la fin de l'Histoire. Paris, 1990. 445 p.
13 Декомб В. Современная французская философия: [Сборник]. / Пер. с франц. М.: Издательство «Весь Мир», 2000. 344 с.
философии (1933-1978)»14 он делает акцент на значимости идей классической немецкой философии . для французских интеллектуалов XX века. Декомб предлагает рассматривать эволюцию современной французской философии как переход от гегельянской философии тождества и развития к философии различия и повторения.
Общепринятого мнения относительно места и роли Александра Кожева в ряду мировых мыслителей еще не сложилось. О фрагментарности научного исследования темы свидетельствует крайне малое количество диссертационных работ, посвящённых анализу политико-философского наследия Кожева. За последнее время вышло лишь несколько диссертационных исследований о роли исторического бытия в философской концепции А. Кожева и о значении его идей в истории социально-политической мысли15. Однако указанные работы исследуют лишь отдельные аспекты многогранного творчества философа и политического деятеля. А.Н. Целиков в своём диссертационном исследовании касается политической проблематики творчества мыслителя. Рассматривая ключевые особенности социально-политического идеала Кожевникова, он изучает возможность существования «универсального и гомогенного государства» мыслителя. Однако вне поля зрения исследователя остаётся система политико-философских идей, формирующая взаимосвязь форм отправления власти, идеала государственного устройства и образа эффективного правителя. Следует признать, что в обширном идейном наследии Кожева остается ряд тем, по-прежнему нуждающихся в научной разработке и упорядоченности: периодизация
14 Декомб В. Тождественное и иное. Сорок пять лет развития французской философии (19331978) // Современная французская философия. М., 2000. 344 с.
15 Юрганов A.A. Концепция истории А. Кожева: опыт историко-философской реконструкции : дис ... канд. философ, наук: 09.00.03 / Юрганов Александр Александрович. Краснодар, 2013. -130 е.; Целиков А.Н. Сравнительный анализ социально-государственных идеалов И. А. Ильина и А. Кожева : дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03 / Целиков Алексей Николаевич. Н. Новгород, 2007. 194 с.
творческого наследия мыслителя, соотношение концептуальных идей разных этапов научной деятельности, уточнение его взаимоотношений с рядом отечественных и зарубежных философов, преемственность и актуальность его идей в современном мире.
Цель и задачи исследования
Цель данного диссертационного исследования — выявить основные черты политико-философского подхода А. Кожева к трактовке понятия «власть» и концептуальные основы его теоретической модели политических отношений в современных обществах.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих исследовательских задач:
• исследование историко-политического контекста создания ключевых трудов А. Кожева и идейных предпосылок его концепции;
• анализ наследия философа для выделения трудов, проблематика которых находится в предметном поле теории и философии политики, а также определение места и значения данной проблематики в творчестве мыслителя;
• комплексная реконструкция политико-философской концепции Кожева, структурирование ее теоретико-методологических оснований и их анализ;
• исследование содержания базовых понятий политической теории мыслителя, анализ его подхода к трактовке природы власти и государства, движущих сил политической истории, закономерностей, тенденций и смысла общественного развития;
• выявление специфики предложенных мыслителем теоретической модели и принципов общественного переустройства и его политического идеала;
• определение идейного потенциала, места и роли политико-философской концепции А. Кожева в отечественной и мировой политической мысли.
Теоретические и методологические основы исследования
Методологической основой исследования явились диалектический и сравнительно-исторический принципы, а также принципы целостности, системности и конкретности.
Кроме того, в основу настоящего исследования были также положены традиционные общенаучные методы (анализ и синтез), методы реконструкции политико-философского и историко-политического контекстов, а также элементы критического подхода.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что:
- впервые в рамках диссертационного исследования выявлены, систематизированы и проанализированы политико-философские идеи А. Кожева в интеллектуальном контексте XX века, определены теоретический потенциал и место концепции мыслителя в российской и мировой политической мысли;
- на основе анализа основных работ мыслителя, переведённых на русский язык, а также источников на иностранных язык�